Волевой акт и его структура. Волевые акты

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие волевого акта, имеющего определенную структуру и содержание. Важнейшие звенья волевого акта - принятие решения и исполнение - нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие.

Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения. Составляющими волевого акта являются следующие основные этапы:
1) наличие цели действия и ее осознание;
2) наличие нескольких мотивов и также их осознание с выстраиванием определенных приоритетов между мотивами по их интенсивности, значимости. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов;
3) «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений. Она становится тем сильнее, чем более весомы противоборствующие мотивы, чем более равны они между собой по своей силе и значимости. Принимая «хроническую форму», борьба мотивов может порождать личностное качество нерешительности; в ситуативном выражении она провоцирует переживание внутреннего конфликта;
4) принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения - это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения (в этом случае говорят о «победе над собой»), либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
5) реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, часто приобретающим стрессовый характер.

Отечественный классик психологии А. Н. Леонтьев выявляет важную составляющую волевого акта. Он считает, что волевое действие есть процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объектно-предметными. Это означает, что в борьбе мотивов у достаточно зрелой личности чаще всего побеждают социальные мотивы, беря верх над биологическими. Так, человек может заставить себя съесть обед (биологическое действие), если он будет знать, что его жена будет довольна этим действием (социальный мотив - отношения с женой). Данный эффект А. Н. Леонтьев называет «приматом открыто социальной мотивации». То же самое верно и по отношению к «идеальным по форме» мотивам, которые берут верх над наглядными и объектно-предметными мотивами, согласно А. Н. Леонтьеву.

4 . Волевой акт и его структура

Волевая действие может реализоваться в простых и сложных формах

В простому волевому акте побуждение к действию направлено более или менее осознанную цель,способен прямо переходить в действие. Простой волевой акт есть два фазы:

1)возникновения побуждение и осознание цели;

2)достижения цели.

Сложную волевую действие характеризует опосредствованный сознательный процесс:действия предшествует учета его последствий,осознание мотивов,планирования. Такая действие требует значительного напряжения сил,терпения,настойчивости,умение организовать своем выполнения действия.

В сложной волевому действия ученые(Г. С. Костюк,А. В. Петровский,В. В. Скрипченко)выделяют четыре фазы:

1)возникновения побуждение и предыдущая постановка цели;

2)стадия обдумывание и борьба мотивов;

3)принятия решений;

4)выполнения.

1 . Первая,начальная фаза волевого акта сводится к постановке цели.

Необходимым предпосылкой постановки цели есть возникновения определенного мотива,побуждение и повьязаного ему стремление. Стремление,переживаемую человеком,может по-различном осознаваться им и по-различном влиять в ее деятельность. В зависимости от характера его осознание стремление может выражаться в форме влечения,желание и влечения.

Процесс постановки цели повьязаний с возникновением осознанного действенного желание или влечения.

Следует отметить,однако,что у сложном волевому акте и возникшее активное желание не всегда сразу же ведет к ответных действий,поступков. Это происходит тогда,когда в своем человека одновременно появляется несколько желаний,побуждений,противоречащих друг другу. Причем противоречивые желание можно как самой цели,и средств его реализации.

2 . В этих случаях происходит выбор цели или выбор средств их достижения,что есть содержанием второй фазы волевого акта. При выборе цели или средств действия возникает потребность в в обсуждении их приемлемости,предусматривающее взвешивания разных доводов за и в отношении выдвинутых целей или средств их достижения,требует оценки противоречивых желаний,анализирование обстоятельств,рассуждения,напряженной работе мышления.

Выбор принятой цели часто характеризуется ярко проявленной борьбой мотивов. Эта борьба отражает присутствие в человека внутренних препятствий,противоречивых побуждений,желаний,стремлений,сталкивающихся,вступают в конфликт между собой. Например,желание гулять с друзьями или остаться помочь матери. . В этом случае,если цель ясная и приемлема,может возникнуть война между противоречивыми побуждениями о выборе того или иного средства достижения цели. Например,как подготовиться к занятия-законспектувати вопрос самостоятельно или списать.

В сложных волевых действиях в борьбу вступают конечно общественно-значимые мотивы с другими противоречивыми им побуждениями. Возможен конфликту и общественными мотивами разной степени значимости,

Волевая регуляция поведения

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непро­извольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникно­вения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых по­буждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный ха­рактер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предва­рительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершае­мые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведе­ния и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появи­лась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля

является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда воз­можностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществ­ление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий, объек­тивных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализо­ваны.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществле­нии действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий тре­бует волевого усилия - особого состояния нервно-психического на­пряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и мораль­ные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в сво­их силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Сво­бода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутренне­го мира в самом человеке.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали ис­следования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Воле­вые действия бывают простые и сложные.

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возмож­ностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление при­нятого решения.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопро­вождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, - это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выс­тупает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание - это существующие идеально (в голове человека) содер­жание потребности. Желать чего-либо - это прежде всего знать со­держание побудительного стимула.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные значи­мые желания, одновременное удовлетворение которых объективно ис­ключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления до­стичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» - это соб­ственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого - установление причинно-следственных отноше­ний между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включаю­щей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответ­ствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в слож­ном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание - один из ре­зультатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следова­ние им больше соответствует системе ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап - принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характе­ризуется сладом напряжения, поскольку разрешается внутренний кон­фликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т. е. осуществляется уточненное планирование. Пос­ле этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не ме­нее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.Волевой акт и его структура . Звенья волевого акта . Волевое усилие. Принятие решения и его психологическая...

  • Основные подходы к изучению воли

    Реферат >> Психология

    Влияние борьбы мотивов и принятие решения в структуре волевого акта . Эта точка зрения характерна для... роль тех или иных частей волевого акта в его структуре (борьбы мотивов, принятия решения, исполнения...

  • Понятие мировоззрения, его структура , функции и исторические типы

    Реферат >> Философия

    ... его разветвленной структуры через функциональные отличия. Так, выделяются речевые акты ... высшему нравственному закону, в волевом акте человек возвышается над собственными... деятеля-субъекта как автора волевого акта . Безличная иррациональная сила «воли...

  • Понятие воли, структура волевого акта , волевые качества личности менеджера

    Реферат >> Психология

    ... структура волевого акта , волевые качества личности менеджера. Воля - сложнейшее явление в человеческой психологии, но его ... Волевой акт может иметь разную структуру , в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые ...

  • Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

    Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

    Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, – это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления – телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

    Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это – первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.

    Основные признаки волевого акта:

    1) приложение усилий для выполнения волевого акта;

    2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

    3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

    4) нередко усилия воли направлены не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

    Функции воли

    Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

    Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).

    В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного. Она характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т.д.).

    По мнению В.А. Ванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

    Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

    Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

    Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связан с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

    Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

    Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

    Можно выделить следующие характерные особенности воли:

    Выносливость и настойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.

    Принципиальную последовательность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из единого руководящего принципа его жизни, которому человек подчиняет все побочное и второстепенное

    Критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокритической оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обоснованной аргументации.

    Решительность, заключающуюся в отсутствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь.

    Волю характеризуют по умению подчинять свои личные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    ВОЛЯ - способность человека действовать сознательно и целеустремленно, подавляя непосредственные желания и стремления.

    К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

    В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

    Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

    Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

    Третья фаза -- принятие решения.

    Четвертая фаза -- исполнение решения.

    Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз.

    Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

    Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

    Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

    Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

    Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

    К числу неволевых действий в первую очередь следует отнести так называемые автоматические действия . Это, например, отдергивание руки от чего-то,причиняющего боль, поворот головы по направлению к неожиданно раздавшемуся звуку или вспыхнувшему свету, резкое движение рук, наклон корпуса вперед или в сторону для того, чтобы поддержать равновесие и не упасть, когда человек поскользнется, это прыжок с дороги в сторону при неожиданном появлении автомашины и т.д. Действия такого рода называются автоматическими, их мышечный и нервный механизмы являются врожденными. Каждое такое действие рассматривается физиологией нервной деятельности как безусловный рефлекс, как такой ответ на внешнее или внутреннее раздражение, механизм которого не требует каких-либо специально организованных условий для своего образования. Эти механизмы по законам биологии передаются из поколения в поколение и являются в своей основе врожденными.

    К категории неволевых действий относятся и более сложные, так называемые инстинктивные действия . Они, как правило, состоят из ряда простейших автоматических действий, система которых обеспечивает отправление ряда жизненных функций организма.

    Инстинктивные действия входят в состав человеческой деятельности, однако, они подчинены действиям специфически человеческим, волевым, то есть действиям, возникновение и развитие которых осуществляется по законам жизни человека, а не животного.

    НАРУШЕНИЯ ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Расстройства воли могут быть связаны с изменением уровня побуждений к деятельности, степенью осознания цели, т. е. с формированием мотива, принятием решения и осуществлением действия.

    Ослабление (снижение) волевой деятельности. Гипобулия - понижение волевой активности. Связана с ослаблением влечений, в связи с этим падает аппетит, подавляются сексуальные и оборонительные влечения, уменьшается активность. Наблюдается в той или иной степени при умственной отсталости, органических поражениях ЦНС, шизофренических дефектах.

    Абулия - крайний вариант снижения волевой деятельности до полного исчезновения всякой активности. Наиболее часто встречается при глубоком шизофреническом дефекте.

    Ступор - двигательное оцепенение, проявляющееся в абсолютной или почти полной обездвиженности, с повышением мышечного тонуса. Больной без движения находится в постели, сохраняя одну и ту же позу. Чаще всего это положение эмбриона (с приведенным к груди подбородком, согнутыми в локтях руками, согнутыми в коленях и прижатыми к животу ногами), иногда другая, даже очень неудобная поза, но никогда не сменяемая самостоятельно. Нет реакций на происходящее вокруг. Себя больной не обслуживает, естественные надобности- совершает в постель или удерживает дефекацию и мочеиспускание. Кормить приходится персоналу. Речевое общение невозможно (мутизм).

    Субступорозное состояние - заторможенное состояние без полной обездвиженности. При этом возможно застывание в тех или иных позах на короткое время (стоя у постели, с поднятой рукой или ногой). Иногда из этого состояния больного ненадолго удается вывести. Больной частично себя обслуживает, пользуется туалетом, принимает пищу. Отмечается либо очень тихая, односложная речь, либо ее отсутствие.

    У детей редко наблюдается ступор с полной обездвиженностью, более характерны его частичные проявления в виде рудиментарных признаков заторможенности и эпизодических удерживаний одной какой-либо позы (застывания с ложкой, поднесенной ко рту, с поднятой рукой при одевании и т. д.).

    Как ступор, так и субступорозное состояние наблюдаются при кататонической шизофрении, тяжелой психогенной депрессии или при маниакально-депрессивном психозе.

    Усиление (повышение) волевой деятельности. Гипербулия - повышение волевой активности, связанное с усилением влечений. Может проявляться в повышении аппетита, гиперсексуальности, агрессии, активном или даже расторможенном поведении; нередко эти симптомы сочетаются.

    Двигательное возбуждение проявляется либо в стремлении к движению, либо в более или менее целесообразных действиях.

    Кататонигеское возбуждение - однообразно повторяющиеся (стереотипные), бессмысленные движения или импульсивные двигательные акты. У детей младшего возраста может проявляться в виде однообразного бега по кругу, таких стереотипных движений, как подпрыгивание, потряхивание кистями рук и т. д. Старшие - кричат, поют, бранятся, без конца о чем-то говорят, выкрикивают бессвязные фразы.

    Маниакальное возбуждение характеризуется целенаправленным, но чрезвычайно активным, подвижным и неутомимым поведением. Выраженность возбуждения может варьироваться от такого, при котором возможно даже некоторое увеличение продуктивности, до полной хаотичности в поступках и действиях. Меняется также и речевая активность от повышенной говорливости до речевой бессвязности. У детей проявления этого состояния могут быть в форме чрезмерной подвижности с непослушанием, дурашливостью и расторможением влечений.

    Эпилептигеское возбуждение, возникающее при дисфории, как правило, провоцируется недовольством больного отношением к нему окружающих. При этом на фоне ярости или гнева появляются агрессия или разрушительные действия. Последние обычно однообразны и длительно продолжаются. Больной подолгу выкрикивает бранные слова, угрозы, начав драку, не может остановиться, совершая одни и те же удары или действия над жертвой, разрушая попавшееся под руку, без остановки крушит все вокруг одними и теми же движениями.

    Тревожное возбуждение. В зависимости от степени выраженности это неспособность усидеть на месте, метания из стороны в сторону, заламывания рук, стремление к самоповреждениям и попытки уйти из жизни, рыдания, стенания, причитания, призывы о помощи, проклятия в адрес судьбы, призывы покарать явных и воображаемых обидчиков.

    Извращение волевой деятельности (парабулия). Сюда относятся: эхопраксия - копирование жестов и движений окружающих, эхолалия - повторение услышанных слов и предложений, негативизм (активный или пассивный) - сопротивление воздействиям извне, мутизм - отказ от речи, стереотипия - повторение одних и тех же движений или действий, каталепсия, или восковая гибкость,- сохранение больным приданной ему позы, патологии-екая внушаемость - беспрекословное подчинение инструкциям окружающих. Все явления парабулии относятся к кататонии и встречаются либо в виде отдельных симптомов, либо в той или иной комбинации при шизофрении.

    Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью.

    Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые имеют два звена – постановку цели и исполнение.

    В сложном волевом действии обозначены четыре звена:

    1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

    2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

    3) решение;

    4) исполнение.

    1. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося во влечении. По мере того, как осознается цель, на которую оно направляется, влечение переходит в желание. Зарождение желания означает, поэтому, возникновение или постановку цели. Желание, однако, еще не включает в себя мысли о средствах и хотя бы мысленном овладении ими.

    Желание переходит в подлинно волевой акт (хотение) когда к значению цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами.

    2. Иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие:

    Появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах;

    Появляется несколько конкурирующих целей; возникает мысль о возможных нежелательных последствиях. Отсюда возникает задержка между побуждением и действием. Вклинивается размышление и борьба мотивов. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор, называют борьбой мотивов.

    3. Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор, надо принять решение. Принять решение – значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Принимаемое решение обычно оформляется в короткой фразе: «Буду делать так».

    4. За решением должно последовать исполнение. Исполнение решения требует изменения действительности. И в этой борьбе с реальными препятствиями, которые требуют реального преодоления, заключается основное.

    Волевой акт совершается при большом или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Волевое усилие возникает в связи с затруднениями.



    Развитие воли.

    Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.

    Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни.

    Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течении достаточно длительного времени.

    Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у детей.

    Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.

    Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

    ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА.

    10.1. Понятие, сферы проявления и свойства темперамента.

    Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности, независимо от ее содержания, целей, мотивов; остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

    Свойства темперамента есть природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности. От темперамента зависит:

    Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например: скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);

    Психический темп и ритм;

    Интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли);

    Направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например: направленность человека к контактам с новыми людьми или обращенность человека к самому себе).

    Выделяют три сферы проявления темперамента:

    1.Общую активность (интенсивность и объем взаимодействия с окружающим миром);

    2.Особенности моторной сферы (темп, быстрота и общее количество движений);

    3.Свойства эмоциональности (впечатлительность, чувствительность).

    Указанные сферы проявлений темперамента могут стать основой визуальной диагностики темперамента.

    Относительно свойств темперамента существует несколько точек зрения. Рассмотрим их в историко-генетическом плане. Б. М. Теплов предложил трехфакторную модель темперамента, которая состоит из следующих компонентов: 1) эмоциональная возбудимость; 2)выражение эмоций; 3) общая быстрота движений. Исходя из представлений Б.М.Теплова, В.Д.Небылицин различал два главных компонента в структуре темперамента: общую активность и эмоциональность. Общая активность обуславливает «внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира» (Небылицын, 1976, с.251). Под эмоциональностью В.Д.Небылицын понимал целый комплекс качеств, «описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний» (Небылицын, 1976, с. 251). Он выделял три аспекта эмоциональности: впечатлительность, импульсивность, эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чувствительность к эмоциогенным стимулам или ситуациям. Импульсивность обозначает быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения. Эмоциональная лабильность характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому.

    Наиболее известной и приводимой в учебниках по общей психологии является классификация свойств темперамента В.С.Мерлина. По его мнению, структура темперамента представлена следующими свойствами:

    1) сензитивность - возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;

    2) реактивность - степень непроизвольности реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово);

    3) активность - степень активности воздействия человека на внешний мир и преодоления препятствий на пути достижения целей;

    4) соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, желаний случайных событий или от целей, убеждений);

    5) темп реакций - скорость протекания психических процессов и реакций;

    6) пластичность-ригидность - легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения, привычек;

    7) экстраверсия-интроверсия - зависимость реакций и деятельности человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия) или от образов, представлений, связанных с прошлым и будущим (интроверсия);

    8) эмоциональная возбудимость определяется тем, насколько слабое воздействий необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает (Мерлин В.С.,1986).

    Подход В.М.Русалова к выделению свойств темперамента опирается на достижения современного функционально-системного подхода в нейро- психофизиологии, а также представление о том, что в поведении можно выделить взаимодействие человека с предметным миром и взаимодействие с социальным миром. Предложенная В.М. Русаловым восьмимерная структура темперамента включает следующие свойства: предметная эргичность, социальная эргичность, предметная пластичность, социальная пластичность, предметный темп, социальный темп, предметная эмоциональность, социальная эмоциональность (В.М. Русалов, 1989, 1990).