А ты подал ППУ (предложения по улучшению)?! Как оптимизировать работу подразделения (универсальный алгоритм).

Не каждый бизнесмен понимает, что его бизнес — это не только клиенты, но и его команда. Ведь если не будет команды, которая работает непосредственно с клиентами, то и клиентов не будет. К тому же часто люди приходят в компанию к какому-то определенному менеджеру. Итак, как организовать работу отдела продаж, чтобы вся команда работала слаженно на общий результат. Об этом расскажем в нашей статье!

Как организовать отдел продаж с нуля

1. Руководитель отдела продаж. Чтобы организовать работу отдела продаж с нуля, вам потребуется найти опытного руководителя или человека, который мог бы стать руководителем и наладить работу всего отдела. Именно руководитель будет осуществлять прием персонала на работу и контроль за работой своих подчиненных.

2. Материалы. Также руководитель займется подготовкой всех необходимых материалов для новых сотрудников: это информация о компании, типичные возражения клиентов, материалы о продукте компании и т.п.

3. Аналитика. Чтобы создать отдел продаж с нуля и организовать его работу, руководителю потребуется отслеживать KPI каждого сотрудника и отдела в целом, чтобы видеть динамику развития отдела продаж.

Так легко можно увидеть слабые стороны отдела, которые потребуется улучшить. Каждый сотрудник должен вести свой отчетный документ, в котором отражается количество звонков клиентам, количество продаж, конверсия работы менеджера.

А для того, чтобы показатели росли, используйте следующие инструменты управления отделом продаж и рекомендации.

Эффективное управление отделом продаж

1. Портфель новичка. Когда в компанию приходит новый человек, то важно, чтобы он органично влился в коллектив, как можно скорее вник в суть дела и начал продавать. Поэтому следует создать такой портфель новичка, в котором будут все необходимые для изучения материалы: информация о компании, о продукте компании, типичные возражения клиентов и ответы на эти возражения, примеры переговоров с клиентами, отчетный документ для менеджера, должностная инструкция, сюда также можно добавить миссию компании и ее цели.

2. Регулярные встречи. Если вы хотите создать мощный отдел продаж, то вам важно быть в курсе всего, что происходит. Поэтому проводите регулярные встречи с отделом продаж, хотя бы один раз в месяц, обсуждайте предстоящие события, запуски и слушайте менеджеров.

Возможно, у них есть какие-то локальные проблемы, которые требуют вашего участия. Ведь никто лучше вас не знает ваш продукт, услугу и никто лучше вас не сможет их продать. Научите менеджеров этому. Регулярные встречи усилят мотивацию менеджеров, что только положительно скажется на результате.

3. Утренние созвоны. Проводите утренние встречи, чтобы узнать, какие планы и цели на день менеджеры поставили себе и какие задачи им предстоит решить. Это поможет вам спланировать день и результаты.

4. Используйте CRM-систему. Чтобы отслеживать эффективность и активность каждого менеджера, заведите CRM-систему, в которой будут отражаться все действия по отделу, а также фиксироваться результаты по каждому клиенту.

Здесь можно проследить работу с каждым клиентом в отдельности, план созвона и встречи с клиентом, увидеть возражения клиентов и послушать звонки менеджеров. В качестве CRM-системы можно использовать Bitrix24, Trello, Megaplan. CRM-система поможет вам наладить правильную работу отдела продаж. Здесь вы будете ставить задачи менеджерам и отслеживать их выполнение.



5. Проводите мозговые штурмы.
Когда вы выстроите эффективную работу отдела продаж, то однажды поймете, что ваши сотрудники знают больше о вашем бизнесе, чем вы сами, ведь они постоянно общаются с вашими клиентами! Поэтому проводите регулярные мозговые штурмы вместе с менеджерами, чтобы получить новые идеи по улучшению работы компании.

6. Создайте систему поощрения и мотивации менеджеров. Управление отделом продаж - непростое дело, ведь нужно уметь найти подход к каждому сотруднику и понять, какая мотивация для него особенно важна. Кому-то важно поощрение в виде похвалы, кто-то любит участвовать в конкурсах на определение лучшего менеджера месяца и получать бонусы, но деньги мотивируют всех!

Поэтому будет здорово создать такую систему мотивации, когда люди будут стремиться сделать больше продаж. И для этого вам не придется их постоянно пинать. Просто они будут знать, что выполнив определенный объем, они получат бонусы.

7. Изучайте звонки менеджеров. Записи звонков могут показать вам слабые места менеджеров, где-то менеджер неправильно понял клиента, где-то ему не хватило стрессоустойчивости, а где-то клиент вроде готов был купить, но менеджер оказался не настолько компетентным, чтобы довести клиента до сделки. Эти вещи можно обсуждать на планерках, на общих встречах и помогать менеджерам справляться с такими моментами.

8. Обучайте. Когда вы находите новую информацию по продажам или посетили какой-то курс, обязательно поделитесь такими фишками с менеджерами и обучайте их. Вы сами увидите, насколько сильнее станет ваша команда.

Попробуйте свои силы в 10-дневной бизнес-игре «Твой Старт», в которой Вы начнете зарабатывать на своем деле, используя свои таланты и сильные стороны!



9. Будьте всегда на связи с менеджерами отдела продаж.
Чтобы организовать эффективный отдел продаж, вам потребуется немало усилий, но важно всегда быть рядом со своими сотрудниками, поэтому будьте на связи. Молодые менеджеры, не имеющие достаточного опыта в переговорах, наверняка будут задавать десятки вопросов, и для них главное - своевременно получить ответы и вашу помощь. Вы же заинтересованы в продажах? Тогда помогайте им! Ошибок станет намного меньше, вот увидите.

10. Создайте материалы «о компании» для отдела продаж. Отвечая на вопрос «Как правильно организовать отдел продаж?», следует подготовить материалы не только для новоиспеченных менеджеров, но и для тех, кто с вами уже давно в команде.

Сотрудники должны знать, что нового происходит в компании, какие новинки появляются, чем стали больше интересоваться клиенты. Поэтому в материалах для сотрудников должны быть ссылки на основные продукты компании, описание товаров, возражения клиентов и грамотные ответы на них. Материалы всегда должны пополняться, чтобы не повторялись ошибки в схожих ситуациях.

Отдел продаж должен быть в первую очередь в курсе того, что меняется в организации, ведь они - лицо компании!

Правильный отдел продаж - это не утопия, и зиждется он на 3-х китах: грамотная система мотивации сотрудников, обучение менеджеров и аналитика эффективности отдела.

________________________________________________________________________________
Хотите научить своих менеджеров эффективно работать с клиентами - выстраивать лояльные взаимоотношения и делать больше продаж?

Для этого вам потребуется внедрение такого инструмента как чек-лист для сотрудника отдела продаж. Поэтому прямо сейчас читайте статью «Чек-лист для менеджера по продажам».

Была ли наша статья сегодня полезна вам? Тогда дайте нам обратную связь, нажмите «Мне нравится»!

3.7 Основные предложения по улучшению деятельности предприятия

Для увеличения оборота розничной торговли необходимо привлекать долгосрочные заемные средства. Нужно также провести анализ основных средств предприятие с целью выявления зданий, сооружений, оборудования, которые могут быть реализованы или сданы в аренду. Это позволит провести дополнительные финансовые вливания в процесс производства. Также необходимо провести анализ запасов предприятия, их величина ежегодно снижалась. Наиболее безрисковым способом, пополнения источников формирования запасов, следует признать увеличение реального собственного капитала за счет накопления нераспределенной прибыли или за счет распределения прибыли после налогообложения в фонды накопления, при условии роста части этих фондов, не вложенной во внеоборотные активы. Другим способом увеличения оборота розничной торговли является увеличение размера заемных источников средств через привлечение долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов. При этом основные фонды, учитывая их величину, могут быть использованы в качестве залога по кредиту. Для повышения финансовой устойчивости предприятия нужно увеличить собственный капитал, снизить внеоборотные активы (продажа основных средств) и сократить величину запасов до оптимального уровня. Сократить дебиторскую задолженность, требовать предоплату за изготовленную продукцию и произведенные услуги, подать иски в суд для возврата дебиторской задолженности. Произвести сокращения в штате работников. Оставить тех чье образование соответствует выполняемой ими работе, у кого высокая производительность труда. Обеспечить покрытие собственными оборотными средствами материальные запасы предприятия. Для этого нужно увеличить собственные источники средств или снизить внеоборотные активы за счет продажи или сдачи в аренду основных средств, можно уменьшить запасы предприятия продав их на сторону, чтобы не привлекать дополнительные средства со стороны. Повысить рентабельность продукции. Для этого нужно увеличить прибыль от реализации продукции и снизить себестоимость продукции. Прибыль от реализации можно увеличить путем повышения цен на производимую продукцию и увеличения объема реализации. Себестоимость можно снизить путем сокращения затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, топлива, за счет боле полного использования производственных мощностей.

Таблица 2.10.

Расчет норматива товарного запаса на конец 2010 года

Год Товарооборот Тов. запас Коэф. Lэ
2007 67353 1456,2 31,49
2008 81728 1345,2 22,14
2009 101032 1568 24,34
Базисный темп изменения коэффициента L, % 77,29
Среднегодовой темп изменения коэффициента L, % 87,92
2010 год 123739,954 1627,1 21,39

На основе таблицы 2.10 коэффициент L на планируемый год составит:

Lпл. = 24,34 * 87,92 / 100 = 21,39

ТЗпл. = = 1627,1 тыс. руб.

Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарные запасы торгового предприятия должны увеличиться на 59,1 тыс. руб., что составляет 3,8 % от суммы товарных запасов 2009 года.


Заключение

Прохождение преддипломной производственной практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста в области экономики.

Во время её прохождения будущий экономист применяет полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике.

Основными задачами производственной практики являются:

Получение практического опыта работы в качестве экономиста.

Улучшение качества профессиональной подготовки.

Воспитания специалиста в духе уважения к экономической деятельности.

Закрепление полученных знаний по общим и специальным экономическим дисциплинам.

Проверка умения студентов пользоваться законодательством, правовыми актами которые обязательно нужны в экономике.

Я освоила некоторые тонкости применения норм Российского права на практике в области экономики, поняла, как работают некоторые законы, подзаконные акты, которые мне были непонятны, осознал их значимость в практической деятельности.

Практическая деятельность мне помогла научиться самостоятельно решать определенный круг задач, возникающих в ходе работы экономиста. В частности, я научилась составлять некоторые виды экономических документов, анализировать их содержание и их форму. В процессе прохождения практики мне пришлось плотно столкнуться с вопросами анализа финансово – хозяйственной деятельности торгового предприятия. В ходе выполнения данной работы консультировалась с главным экономистом и руководителем практики Гуглеровой Еленой Владимировной – управленческим директором

Я еще раз убедилась, что на практике будет востребована основная часть знаний, полученных мной на занятиях. Без которых я бы не поняла экономической деятельности.


Список использованных источников:

1 Устав магазина «Colin’s»

2 С.Б. Барнгольц. - Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия: М.:Финансы и статистика, 1986. – 401 с.

3 М.И. Баканова.– Экономический анализ в торговле: Учеб. пособие М.: Финансы и статистика, 2006. – 400 с.

4 В.К. Скляренко, В.М. Прудников. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.-528 с.

5 И.В. Сергеев. – Экономика организации (преприятия): учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 576 с.

6 Л.Т. Гиляровская. – Экономический анализ: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 615 с.

7 Д.Д. Балдоржиев. – Экономическа я теория: Учеб. пособие для вузов. – Смоленск, Смоленский регион IPA, 2002. – 400 с.

8 Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 215 с.

9 Валевич, Р. П. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / Р. П. Валевич, Г. А. Давыдова. – Минск: Высшая школа, 2002. – 339 с.

10 Гиляровский, Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л. Т. Гиляровский, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. – М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2006 – 360 с.

11 Ефимова, О. В. Финансовый анализ: учеб. пособие / О. В. Ефимова – М. : Бухгалтерский учет, 2002. – 528 с.

12 Иванов С. Г. Экономика торговли: учеб. пособие / С. Г. Иванов. – М. : Академия, 2004. – 144 с.

13 Ковалев, В. В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения) / В.В. Ковалев. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 432 с.

14 Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для вузов / Л. И Кравченко. – М.: Новое знание, 2003. – 526 с.

15 Социальное развитие предприятия: учеб. пособие / под ред. Волгина Л. А. - М. : КНОРУС,2006.-544с.

16 Экономика торгового предприятия/ под ред. А. И. Гребнева. – М. : Экономика, 2000. – 337 с.

17 Экономика предприятий торговли: учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю. Л. Александрова. – Красноярск: Красноярский государственный торгово-экономический институт, 2002. - 456 с.


Ведение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы выбора подходов к исследованию систем управления 4

1.1 Характеристика исследования систем управления 4

1.2 Основные подходы к исследованию систем управления 8

Глава 2. Анализ деятельности ОАО БКФ «Зея» 16

2.1 Краткая характеристика ОАО БКФ «Зея» 16

2.2 Анализ внешней среды 17

2.3 Анализ внутренней среды 24

Глава 3 Предложения по улучшению деятельности

предприятия 35

Заключение 40

Список использованной литературы

Приложение 1

Введение

В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех ра­боты этих организаций, что делает тему курсовой работы актуальной.

Целью данной работы является необходимость раскрыть сущность основных подходов к исследованию систем управления.

Задачами исследования являются: рассмотреть понятия и основные подходы используемые при изучении систем управления.

Объектом исследования курсовой работы является ОАО БКФ «Зея».

Предметом исследования –анализ деятельности ОАО БКФ«Зея».

Теоретической основой работы стали труды отечественных и зарубежных менеджеров, экономистов: Анохина П.К., Фрейдиной Е.Ф., Максимцова М.М., Мишина В.М., Мухина В.И., Макашевой З.М. и других.


Глава 1. Теоретико-методологические основы выбора подходов к исследованию систем управления

1.1 Характеристика исследования систем управления

Необходимость соответствия современной организации требованиям рыночной экономики вызывает потребность постоянного ее совершенствования, организационного развития. Базой организационных нововведений служит изучение деятельности организаций.

Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения.

По целям исследований можно выделить практические и научно-практические. Практические исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов. Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глу­бокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.

По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знании.

Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжительности, информационному обеспечению, организации их проведения. В каждом конкретном случае, исходя из поставленных целей, приходится выби­рать необходимый вид исследования. Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:

· распознание проблем и проблемных ситуаций;

· определение причин их происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и развития;

· установление места этих проблем и ситуаций (как в системе научных знаний, так и в системе практического управления);

· нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме;

· разработка вариантов решения проблем;

· выбор оптимального варианта решения -проблемы по критериям результативности, оптимальности, эффективности.

В реальной практике все эти работы находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя при этом степень профессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности.

Проведение исследований и анализ любой конкретной проблемы управления как объекта необходимо, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке товаров (услуг), для повышения эффективности функционирования подразделений и организации в целом. Понять, как успешно и своевременно достигаются поставленные цели можно только с помощью исследования работы этих подразделений и конкретных исполнителей и руководителей.

Исследования необходимо проводить не только, когда организациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно достигают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы ор­ганизации, выяснить, что мешает, либо в большей степени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше.

Необходимость проведения исследований продиктована еще и постоянно меняющимися целями функционирования организаций, что неизбежно в условиях рыночной конкуренции и постоянно меняющегося спроса потребителей.

Исследования необходимы как с научной, так и с практической точек зрения. С научной точки зрения исследование предполагает разработку и четкое формулирование методологии проведения исследований, с тем чтобы разработать фундаментальные теоретические положения. С практической точки зрения исследования должны уметь проводить конкретные люди (аналитики, проектировщики, сотрудники в отделах), следовательно, их необходимо вооружить конкретными знаниями, обучить различным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются. Необходимо объяснить главное: исследования проводятся с целью построения определенной (эталонной) модели системы управления, к которой должна стремиться организация.

Практика показывает, что специалисты, имеющие обычный опыт работы в научно-исследовательских или хозяйственных организациях, не обладают специальными знаниями для подобных исследований.

Таким образом, с практической точки зрения проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.

Исследователи должны:

Иметь опыт работы в области управления конкретными производственными объектами;

Обладать знаниями современных методов и техники управления;

Обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа;

Иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей;

Кроме того, исследователи должны уметь систематизировать полученную информацию, инициировать инновации в организации.

Выполнение этих требований определяет необходимость специального подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.

Исследование систем управления включает:

Уточнение цели развития и функционирования предприятия и его подразделений;

Выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;

Выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей;

Сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

Получение необходимых данных для привязки современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

В процессе исследования и анализа работы организации устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура предприятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаи­модействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предприятия и др.

1.2 Основные подходы к исследованию систем управления

Системный подход - это такое направление в методе логики научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.

В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

В любом предприятии не последнюю роль играет отдел продаж. Если Вы хотите, чтобы ваш товар или услуга успешно продвигались на рынке, пользовались спросом, не уступая место конкурентам, приносили прибыль, необходимо вкладывать не только средства, но и силы в работу отдела продаж.

Как показала практика, даже самый неликвидный и низкосортный товар можно сделать эффективно продающимся благодаря хорошо и слаженно работающей компании сотрудников отдела продаж. Используя мощные рычаги, добросовестные, ответственные и хорошо подготовленные работники смогут добиться желаемых результатов.

Конечно же, нет точной и повсеместно действующей на все 100% рекомендации по улучшению работы Вашего отдела продаж. Ведь это зависит и от сферы деятельности, в которой работает предприятие, и от рынков сбыта, и от способности руководителя управлять командой, и от индивидуальных особенностей каждого из членов команды.

Все эти факторы оказывают немаленькое влияние на результат.

1. Вы должны четко поставить перед Вашими сотрудниками план действий, которого они должны придерживаться ближайшее время. Каждому работнику определите свою роль и свой объем работы. Чтобы лучше распределить обязанности, разбейте весь отдел продаж на так называемые подотделы, каждый из которых возьмет на себя конкретное направление.Также определитесь с численностью работников в отделе продаж. Прочитайте, какое количество человек Вам необходимо для успешной работы, дабы не переплачивать заработные платы, премии, не тратить время на обучение и на контроль лишних сотрудников.

2. Четко ставьте сроки цикла длительности продаж. Распланируйте время, в течение которого сотрудники отдела продаж должны справиться с намеченными планами и показать желаемые результаты.

Таким образом, можно будет контролировать ситуацию, успеваемость, и точно знать, когда можно начинать жестко спрашивать за недостаточный объем или вовсе отсутствие продаж с персонала.

3. Поддерживайте своих сотрудников в любых ситуациях. В первую очередь помните они тоже люди, имеющие свой характер, темперамент, собственный взгляд и собственное мнение. Любому человеку требуется адаптация в новой компании (если это вновь пришедший работник) и поддержка и понимание (если это давно уже не новичок).

4. Мотивируйте сотрудников. Так же как и в любой сфере, так и в сфере продаж персоналу нужна постоянная мотивация. Поэтому не стоит экономить на вознаграждениях и премиях, так как экономия на отделе продаж Вы существенно сокращаете доходы компании в целом.

Можно поощрять сотрудника двумя способами: либо от объема выполненного плана, либо в процентном соотношении от объема продаж.

5. Избавьте сотрудников от ненужной писанины. Следите за тем, чтобы сотрудники отдела продаж выполняли свою предназначенную работу, а не тратили кучу сил и времени на отчетность и ведение документации. Пусть этим занимаются другие люди. Каждый должен заниматься своим делом.

6. Конечно, Вы можете прибегнуть к помощи тренингов для персонала. Возможно, в некоторых случаях это не особо скажется на результатах, но факт того, что в работника вкладывают, заботятся о нем, о его квалификации, даст почувствовать его значимость в организации, что простимулирует его на эффективную и успешную деятельность.

7. Контролируйте реальную прибыль. Держите под контролем все продажи. Отслеживайте, чтобы не было «ложных» отгрузок по оплаченным договорам, «пустых» клиентов» и т.д. вы должны строго следить за всеми процессами, происходящими в отделе продаж.

Если заключен договор на крупную сумму, то и обязана быть реальная отгрузка и финансирование по подписанному контракту. Как говорится, доверяй, но проверяй.

И главное, помните, что чем проще построена работа с отделом продаж и внутри него, тем легче будет отследить процесс ее выполнения, и тем эффективнее будут трудиться персонал.

А также не забывайте о вознаграждении тех личностей, которые особенно отличаются своим рвением к работе и стремлением к большим доходам на благо предприятия в целом.

С этого года взяться за гуж пришлось не только «пионерам», но и большинству подразделений сервисного контура, и оказалось, что это не так страшно. Тем более что и сама система стала понятнее, логичнее и гармоничнее, ведь имелся опыт внедрения в подразделениях СХК.

В помощь как новичкам, так и «продвинутым пользователям» ПСР была разработана система управления улучшениями на СХК, которая объединила две системы: систему управления улучшениями и систему рацпредложений. Она понятно изложена в Положении о системе управления улучшениями ОАО «СХК», введенном на комбинате с 1 июля этого года. С этого же времени к обязательной эксплуатации всеми подразделениями принята автоматизированная система «Инноватор», которая позволяет своевременно учитывать все предложения по комбинату и отслеживать стадии их внедрения, формировать отчеты и рейтинги, делать анализ и оценку.

Во всех подразделениях назначены уполномоченные по улучшениям, которые прошли обучение новой деятельности. За примером не придется далеко ходить: 14 октября проводился семинар, на котором уполномоченный по улучшениям ОАО «СХК» Светлана Сивкова отвечала на вопросы коллег, а разработчик АС «Инноватор» Ольга Протасова учила их пользоваться ее детищем, внедренном в результате реализации проекта «Создание и внедрение сетевого программного продукта на ОАО «СХК» (модуль «Управление улучшениями»).

А что мне с того?

И все-таки конечный результат будет зависеть не от одних уполномоченных по улучшениям, лидеров малых групп и руководителей подразделений, а от того, что каждый из нас сделает или не сделает на своем рабочем месте. И подача предложений по улучшению (ППУ) - как раз такой случай, когда сделать много приятнее и выгоднее, чем не сделать. Приятнее - потому что эта деятельность отвечает нормальной человеческой потребности постоянно что-то вокруг себя улучшать и приносит удовлетворение. А выгоднее - потому что за последнее время на комбинате создана целая система мотивации для тех, кто ищет и находит пути к повышению эффективности работы своего подразделения и комбината в целом при помощи предложений по улучшению (смотрите рисунок).

Каждое принятое к реализации предложение вознаграждается. Премия автору за полезное улучшение (300 рублей) или премия за помощь во внедрении такого предложения (50 процентов от премии автору) не впечатляют вас размером? Но если работник заинтересован в улучшении работы подразделения, своего рабочего места, сколько предложений у него может возникнуть? И учите, что дополнительное авторское вознаграждение за внедренное приоритетное улучшение может достигать 80 тысяч рублей в зависимости от полученного экономического эффекта.

Кроме сиюминутных выгод, активность в подаче ППУ учитывается при начислении ИСН, то есть может повысить вашу зарплату на весь следующий год. А если ваша малая группа принимает количество ППУ в качестве показателя в своем плане развития и достигает его, то все ее члены могут повысить свой доход с помощью ИСН-2.

Наконец, вдруг вы подадите настолько дельное предложение, что оно будет отмечено на конкурсе СХК, ТВЭЛа или даже Росатома? Тогда вас ждет не только почет и уважение, но и солидная премия.

А вот если будете сидеть и думать: «Моя хата с краю», - крайними и останетесь. Так что настало время оглянуться вокруг себя и подумать: а что улучшить?

Куда смотреть?

Если ваш опыт в подаче предложений пока невелик - проще всего начать с наведения порядка на своем рабочем месте. Недаром 16 октября представителей малых групп подразделений сервисного контура обучали инструменту ПСР «5С». Эту систему инструментов вполне можно назвать системой «наведения порядка и сохранения его навсегда» - для этого новый порядок обязательно нужно стандартизировать.

«5С» редко приносит серьезный экономический эффект, однако может сократить время на поиски нужного инструмента, исключить ненужные операции, снизить риск травматизма. Система может дать и большее: например, работники аналитической группы № 4 ЦЗЛ, реализуя инструмент ПСР «5С», освоили новый вид деятельности и обрели независимость. Раньше лаборанты заказывали реактивы в другой лаборатории, а создав у себя рабочее место препаратора, готовят их сами. Им больше не приходится постоянно ходить в другое здание и долго ждать заказанный реактив. Данный опыт был отмечен на отраслевом конкурсе эссе о результатах реализованных проектов ПСР. В нем успешно приняла участие работница ЦЗЛ Ольга Чикало, заняв третье место.

Наконец, знакомство с инструментом ПСР «5С» для многих прошедших обучение позволит получить первый опыт подачи и реализации ППУ, так как в качестве аттестационной работы в результате освоения шагов «5С» каждый обученный подаст не менее двух ППУ. И, таким образом, ряды активистов по подаче предложений по улучшениям на ОАО «СХК» пополнятся!

Марина Мифтахова