Иммунитет и иммунная система презентация. Строение и функции иммунной системы человека

Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа. В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек. Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп.


Заболеваемость детского населения В структуре общей заболеваемости детского населения на протяжении ряда лет: на первом месте - болезни органов дыхания второе место - занимают болезни органов пищеварения на третьем месте – болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни нервной системы


Заболеваемость детского населения Статистические исследования последних лет выдвигают на одно из первых мест в патологии человека заболевания, связанные со снижением иммунитета За последние 5 лет уровень общей заболеваемости детей лет вырос на 12,9%. наибольший рост отмечается по классам заболеваний нервной системы – на 48,1%, новообразований – на 46,7%, патологии системы кровообращения – на 43,7%, болезней костно-мышечной системы – на 29,8%, эндокринной системы – на 26,6%.


Иммунитет от лат. Immunities – освобождение от чего-либо Иммунная система обеспечивает человеческому организму многоступенчатую защиту от чужеродных вторжений Это специфическая защитная реакция организма, которая основана на способности противостоять действию живых тел и веществ, отличающихся от него наследственно чужеродными свойствами, сохранять свою целостность и биологическую индивидуальность Основное предназначение иммунной системы – определить, что в организме есть свое, а что чужое. Свое надо оставить в покое, а чужое – истребить, и как можно быстрее Иммунитет – обеспечивает функционирование организма как единого целого, состоящего из ста триллионов клеток


Антиген - антитело Все вещества (микробы, вирусы, пылевые частички, пыльца растений т.д.), которые попадают в организм из вне, принято называть антигенами Именно влияние антигенов обуславливает при их попадании во внутреннюю среду организма образование белковых структур, которые называются антителами Основной структурной и функциональной единицей иммунной системы является лимфоцит


Составляющие иммунной системы человека 1. Центральные лимфоидные органы: - тимус (вилочковая железа); - костный мозг; 2. Периферические лимфоидные органы: - лимфатические узлы - селезенка - миндалины - лимфоидные образования толстой кишки, червеобразного отростка, легких, 3. Иммунокомпетентные клетки: - лимфоциты; - моноциты; - полинуклеарные лейкоциты; - белые отросчатые эпидермоциты кожи (клетки Лангерганса);




Неспецифические факторы защиты организма Первый защитный барьер Неспецифические механизмы иммунитета – это общие факторы и защитные приспособления организма Защитные барьеры Первый защитный барьер непроницаемость здоровой кожи и слизистых оболочек (ЖКТ, дыхательных путей, половых органов) непроницаемость гистогематологических барьеров наличие бактерицидных веществ в биологических жидкостях (слюне, слезе, крови, спинномозговой жидкости) и др. секреты сальных и потовых желез обладают бактерицидным действием по отношению ко многим инфекциям


Неспецифические факторы защиты организма Второй защитный барьер Второй защитный барьер – это воспалительная реакция на месте внедрения микроорганизма. Ведущая роль в этом процессе принадлежит фагоцитозу (фактор клеточного иммунитета) Фагоцитоз – представляет собой поглощение и ферментативное переваривание макро- и микрофагами микробов или других частиц, в результате чего происходит освобождение организма от вредных чужеродных веществ Фагоциты – самые большие клетки организма человека, они выполняют важную функцию неспецифической защиты. Защищает организм от любых проникновений в его внутреннюю среду. И в этом его, фагоцита, предназначенье. Реакция фагоцита протекает в три стадии: 1. Движение к цели 2. Обволакивание инородного тела 3. Поглощение и переваривание (внутриклеточное переваривание)


Неспецифические факторы защиты организма Третий защитный барьер действует, когда инфекция распространяется далее. Это лимфатические узлы и кровь (факторы гуморального иммунитета). Каждый из этих факторов трех барьеров и приспособлений направлен против всех микробов. Неспецифические защитные факторы обезвреживают даже те вещества, с которыми ранее организм не встречался


Специфические механизмы иммунитета Это антителообразование в лимфатических узлах, селезенке, печени и в костном мозге Специфические антитела вырабатываются организмом в ответ на искусственное введение антигена или в результате естественной встречи с микроорганизмом (инфекционная болезнь) Антигены – вещества, несущие признак чужеродности (бактерии, белки, вирусы, токсины, клеточные элементы) Антигены – это сами возбудители или продукты их жизнедеятельности (эндотоксины) и продукты распада бактерий (экзотоксины) Антитела – это белки, способные вступать в связь с антигенами и нейтрализовать их. Они строго специфичны, т.е. действуют только против тех микроорганизмов или токсинов, в ответ на введение которых они выработались.


Специфический иммунитет Подразделяется на врожденный и приобретенный Врожденный иммунитет – присущ человеку от рождения, наследуется от родителей. Иммунные вещества от матери к плоду через плаценту. Частным случаем врожденного иммунитета можно считать иммунитет, получаемый новорожденным с материнским молоком Приобретенный иммунитет – возникает (приобретается) в процессе жизни и подразделяется на естественный и искусственный Естественный приобретенный – возникает после перенесения инфекционного заболевания: после выздоровления в крови остаются антитела к возбудителю данного заболевания. Искусственный – вырабатывается после специальных медицинских мероприятий и он может быть активным и пассивным


Искусственный иммунитет Создается при помощи введения вакцин и сывороток Вакцины – это препараты из микробных клеток или их токсинов, применение которых называется вакцинацией. Через 1-2 недели после введения вакцин в организме человека появляются антитела Сыворотки – чащу применяются для лечения инфекционных больных и реже – для профилактики инфекционных заболеваний


Вакцинопрофилактика Это основное практическое назначение вакцин Современные вакцинные препараты разделяются на 5 групп: 1. Вакцины из живых возбудителей 2. Вакцины из убитых микробов 3. Химические вакцины 4. Анатоксины 5. Ассоциированные, т.е. комбинированные (например, АКДС – ассоциированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина)


Сыворотки Сыворотки готовят из крови переболевших инфекционной болезнью людей или путем искусственного заражения микробами животных Основные виды сывороток: 1. Антитоксические сыворотки нейтрализуют яды микробов (противодифтерийная, противостолбнячная и др.) 2. Антимикробные сыворотки инактивируют клетки бактерий и вирусы, применяются против ряда болезней, чаще в виде гамма-глобулинов Имеются гамма-глобулины из человеческой крови – против кори, полиомиелита, инфекционного гепатита др.Это безопасные препараты, т.к. в них нет возбудителей болезней. Иммунные сыворотки содержат готовые антитела и действуют с первых минут после введения.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ВозрастНаименование прививки 12 часов Первая вакцинация гепатит В 3-7 днейВакцинация туберкулез 1 месяцВторая вакцинация гепатит В 3 месяцаПервая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит 4,5 месяцаВторая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит 6 месяцевТретья вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит Третья вакцинация гепатит В 12 месяцев Вакцинация корь, краснуха, паротит


Критические периоды в формировании иммунной системы детей Первый критический период – период новорожденности (до 28 дней жизни) Второй критический период – 3-6 месяцев жизни, обусловлен разрушением материнских антител в организме ребенка Третий критический период – 2-3 года жизни ребенка Четвертый критический период – 6-7 лет Пятый критический период – подростковый возраст (12-13 лет у девочек; лет – у мальчиков)


Факторы, снижающие защитные функции организма Главные факторы: алкоголизация и алкоголизм наркотизация и наркомания психоэмоциональные стрессы гиподинамия дефицит сна избыточная масса веса Восприимчивость человека к инфекции зависит: от индивидуальных особенностей человека особенностей конституции состояния обмена веществ характера питания витаминного обеспечения климатических факторов и сезона года загрязнения окружающей среды условий жизни и деятельности человека образа жизни


Повышение защитных сил организма ребенка общеукрепляющие методики: закаливание, контрастные воздушные ванны, одевать малыша соответственно погоде, принимать поливитамины, стараться максимально ограничить контакты с другими детьми в периоды вспышек сезонных вирусных заболеваний (например, во время эпидемии гриппа не стоит водить ребенка на елки и прочие массовые мероприятия) средства народной медицины, например, чеснок и лук Когда следует обращаться к иммунологу? При частых простудных заболеваниях, протекающих с осложнениями (ОРВИ, переходящая в бронхит – воспаление бронхов, пневмонию - воспаление легких или возникновение на фоне ОРВИ гнойного отита – воспаление среднего уха и т.п.) При повторном заболевании инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет (ветряная оспа, краснуха, корь и т.п.). Однако, в таких случаях необходимо учитывать, что если малыш переболел этими заболеваниями до 1 года, то иммунитет к ним может быть нестоек, и не давать пожизненной защиты.

План лекцииЦЕЛЬ: научить студентов пониманию структурнофункиональной организации иммунной системы,
особенностям врожденного и адаптивного
иммунитета.
1. Понятие об иммунологии как предмете, основные
этапы ее развития.
2. .
3 Виды иммунитета: особенности врожденного и
адаптивного иммунитета.
4. Характеристика клеток, участвующих в реакциях
врожденного и адаптивного иммунитета.
5. Строение центральных и периферических органов
иммунной системы, функции.
6. Лимфоидная ткань: строение, функция.
7. ГСК.
8. Лимфоцит – структурная и функциональная единица
иммунной системы.

Клон - группа генетически идентичных клеток.
Популяция клеток – типы клеток с наиболее
общими свойствами
Субпопуляция клеток – более специализированные
однородные клетки
Цитокины – растворимые пептидные медиаторы
иммунной системы, необходимые для ее развития,
функционирования и взаимодействия с другими
системами организма.
Иммунокомпетентные клетки (ИКК)- клетки,
обеспечивающие выполнение функций иммунной
системы

Иммунология

– наука об иммунитете, которая
изучает строение и функции
иммунной системы организма
человека как в условиях нормы,
так и при патологических
состояниях.

Иммунология изучает:

Строение иммунной системы и механизмы
развития иммунных реакций
Болезни иммунной системы и ее дисфункции
Условия и закономерности развития
иммунопатологических реакций и способы их
коррекции
Возможность использования резервов и
механизмов иммунной системы в борьбе с
инфекционными, онкологическими и др.
заболеваниями
Иммунологические проблемы трансплантации
органов и тканей, репродукции

Основные этапы развития иммунологии

Пастер Л.(1886г.) - вакцины (профилактика инфекционных
заболеваний)
Беринг Э., Эрлих П. (1890г.) - заложили основу гуморального
иммунитета (открытие антител)
Мечников И.И. (1901-1908г.) - теория фагоцитоза
Борде Ж. (1899г.) – открытие системы комплемента
Рише Ш., Портье П. (1902г.) – открытие анафилаксии
Пирке К. (1906г.) – учение об аллергии
Ландштейнер К. (1926г.) – открытие групп крови AB0 и резусфактора
Медовар (1940-1945г.) - учение об иммунологической толерантности
Доссе Ж., Снел Д. (1948г.) – заложены основы иммуногенетики
Миллер Д., Кламан Г., Девис, Ройт (1960г.) - учение о Т- и В
системах иммунитета
Дюмонд (1968-1969г.) – открытие лимфокинов
Келер, Мильстайн (1975г.) – метод получение моноклональных
антител (гибридомы)
1980г.-2010г. – разработка методов диагностики и лечения
иммунопатологии

Иммунитет (immunis)

– способ защиты организма от живых тел и
веществ, несущих признаки генетически
чужеродной информации (включая
микроорганизмы, чужеродные клетки,
ткани или генетически изменившиеся
собственные клетки, в т. ч. опухолевые)

Виды иммунитета

Врожденный иммунитет – наследственно
закрепленная система защиты многоклеточных
организмов от патогенных и непатогенных
микроорганизмов, а также эндогенных продуктов
тканевой деструкции.
Приобретенный (адаптивный) иммунитет формируется в течение жизни под влиянием
антигенной стимуляции.
Врожденный и приобретенный иммунитет – это
две взаимодействующие части иммунной
системы, обеспечивающие развитие иммунного
ответа на генетически чужеродные субстанции.

Системный иммунитет – на уровне
всего организма
Местный иммунитет –
дополнительная защита на уровне
барьерных тканей (кожные покровы и
слизистые)

Функциональная организация иммунной системы

Врожденный иммунитет:
- стереотипность
- неспецифичность
(регулируется гипофизарно-адреналовой системой)
Механизмы:
анатомо-физиологические барьеры (кожные покровы,
слизистые оболочки)
гуморальные компоненты (лизоцим, комплемент, ИНФα
и β, белки острой фазы, цитокины)
клеточные факторы (фагоциты, NК-клетки, тромбоциты,
эритроциты, тучные клетки, эндотелиоциты)

Функциональная организация иммунной системы

Приобретенный иммунитет:
специфичность
формирование иммунологической
памяти в процессе иммунного ответа
Механизмы:
гуморальные факторы - иммуноглобулины
(антитела)
клеточные факторы – зрелые Т-, Влимфоциты

Иммунная система

- совокупность специализированных органов,
тканей и клеток, расположенных в
различных частях организма, но
функционирующих как единое целое.
Особенности:
генерализована по организму
постоянная рециркуляция лимфоцитов
специфичность

Физиологическое значение иммунной системы

обеспечение
иммунологической
индивидуальности в течение жизни за
счет иммунного распознавания с
участием компонентов врожденного и
приобретенного иммунитета.

антигенной
природы
эндогенно возникающих
(клетки,
измененные
вирусами,
ксенобиотиками,
опухолевые клетки и
др.)
или
экзогенно
проникающих
в
организм

Свойства иммунной системы

Специфичность - «один АГ – одно АТ – один клон
лимфоцитов»
Высокая степень чувствительности – распознавание
АГ иммунокомпетентными клетками (ИКК) на уровне
отдельных молекул
Иммунологическая индивидуальность «конкретность иммунного ответа» - для каждого
организма характерен свой, генетически
контролируемый тип иммунного ответа
Клональный принцип организации - способность
всех клеток в пределах отдельного клона отвечать
только на один антиген
Иммунологическая память – способность иммунной
системы (клеток памяти) отвечать ускоренно и
усиленно на повторное поступление антигена

Свойства иммунной системы

Толерантность - специфическая неотвечаемость на
антигены собственного организма
Способность к регенерации - свойство иммунной
системы к поддержанию гомеостаза лимфоцитов за счет
пополнения пула и контроля популяции клеток памяти
Феномен «двойного распознавания» антигена Тлимфоцитами - способность распознавать чужеродные
антигены только в ассоциации с молекулами ГКГ
Регуляторное действие на другие системы организма

Структурно-функциональная организация иммунной системы

Строение иммунной системы

Органы:
центральные (тимус, красный костный мозг)
периферические (селезенка, лимфоузлы, печень,
лимфоидные скопления в разных органах)
Клетки:
лимфоциты, лейкоциты (мон/мф, нф, эф, бф, дк),
тучные клетки, эндотелий сосудов, эпителий
Гуморальные факторы:
антитела, цитокины
Пути циркуляции ИКК:
периферическая кровь, лимфа

Органы иммунной системы

Особенности центральных органов иммунной системы

Расположены в зонах организма,
защищенных от внешних воздействий
(костный мозг – в костномозговых полостях,
тимус в грудной полости)
Костный мозг и тимус являются местом
дифференцировки лимфоцитов
В центральных органах иммунной системы
лимфоидная ткань находится в своеобразной
среде микроокружения (в костном мозге –
миелоидная ткань, в тимусе – эпителиальная)

Особенности периферических органов иммунной системы

Расположены на путях возможного
внедрения в организм чужеродных
антигенов
Последовательное усложнение их
строения в зависимости от величены и
продолжительности антигенного
воздействия.

Костный мозг

Функции:
гемопоэз всех типов клеток крови
антигеннезависимая
дифференцировка и созревание В
- лимфоцитов

Схема гемопоэза

Типы стволовых клеток

1. Гемопоэтические стволовые клетки (ГСК) –
расположены в костном мозге
2. Мезенхимальные (стромальные) стволовые
клетки (МСК) – популяция полипотентных
костномозговых клеток, способных к
дифференцировке в остеогенные, хондрогенные,
адипогенные, миогенные и др. линии клеток.
3. Тканеспецифичные прогениторные клетки
(клетки-предшественницы) –
малодифференцированные клетки,
располагающиеся в различных тканях и органах,
отвечают за обновление клеточной популяции.

Гемопоэтическая стволовая клетка (ГСК)

Этапы развития ГСК
Полипотентная стволовая клетка – пролиферирует и
дифференцируется в родоначальные стволовые
клетки для миело- и лимфопоэза
Родоначальная стволовая клетка - ограничена в
самоподдержании, интенсивно пролиферирует и
дифференцируется в 2-х направлениях (лимфоидном
и миелоидном)
Клетка-предшественница – дифференцируется
только в один тип клеток (лимфоциты,
нейтрофилы, моноциты и др.)
Зрелые клетки - Т-, В-лимфоциты, моноциты, и др.

Особенности ГСК

(основной маркер ГСК – CD 34)
Малодифференцированность
Способность к самоподдержанию
Перемещение по кровотоку
Репопуляция гемо- и иммунопоэза после
радиационного облучения или
химиотерапии

Тимус

Состоит из долек,
мозговой слой.
в каждой различают корковый
и
Паренхима представлена эпителиальными клетками,
содержащими секреторную гранулу, секретирующую
“тимические гормональные факторы”.
В мозговом слое содержатся зрелые тимоциты, которые
включаются
в
рециркуляцию
и
заселяют
периферические органы иммунной системы.
Функции:
созревание тимоцитов в зрелые Т-клетки
секреция гормонов тимуса
регуляция функции Т-клеток в других
лимфоидных органах посредством
тимических гормонов

Лимфоидная ткань

- специализированная ткань, обеспечивающая
концентрацию антигенов, контакт клеток с
антигенами, транспорт гуморальных веществ.
Инкапсулированная – лимфоидные органы
(тимус,селезенка, лимфатические узлы, печень)
Неинкапсулированная – лимфоидная ткань
слизистых оболочек, ассоциированная с ЖКТ,
дыхательной и мочеполовой системой
Лимфоидная подсистема кожи –
диссеминированные внутриэпителиальные
лимфоциты, региональные л/узлы, сосуды
лимфодренажа

Лимфоциты – структурная и функциональная единица иммунной системы

специфичны
непрерывно генерируют
разнообразие клонов (1018 вариантов у Т-
лимфоцитов и 1016 вариантов у В-лимфоцитов)
рециркуляция (между кровью и лимфой в
среднем около 21 ч.)
обновление лимфоцитов (со скоростью 106
клеток в мин.); среди лимфоцитов периферической
крови 80% долгоживущие лимфоциты памяти, 20%
наивные лимфоциты, образованные в костном мозге
и не имевшие контакта с антигеном)

Литература:

1. Хаитов Р.М. Иммунология: учеб. для
студентов мед Вузов.- М.: ГЕОТАР-Медиа,
2011.- 311 с.
2. Хаитов Р.М. Иммунология. Норма и
патология: учеб. для студентов мед Вузов и
ун-тов.- М.: Медицина, 2010.- 750 с.
3. Иммунология: учебник / А.А. Ярилин.- М.:
ГЕОТАР-Медиа, 2010.- 752 с.
4. Ковальчук Л.В. Клиническая иммунология
и аллергология с основами общей
иммунололгии: учебник. – М.: ГЕОТАРМедиа, 2011.- 640 с.

Иммунитет
Иммунитет - способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.
Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.
Поминутно мертвых носят, И стенания живыхБоязливо Бога просятУспокоить души их!Поминутно места надо,И могилы меж собой,Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой. А.С. Пушкин «Пир во время чумы»
Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни.

Термины
Антигены - бактерии, вирусы или их токсины(яды), а также переродившиеся клетки организма.
Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена. Каждое антитело распознаёт свой антиген.
Лимфоциты (Т и В) – имеют на поверхности клеток рецепторы, распознающие «врага», образовывают комплексы «антиген- антитело» и обезвреживают антигены.

Иммунная система – объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих из вне или образующихся в организме.
Центральные органы (красный костный мозг, тимус)
Периферические органы (лимфатические узлы, миндалины, селезёнка)
Схема расположения органов иммунной системы человека
Иммунная система

Центральная иммунная система
Образуются лимфоциты: в красном костном мозгу - В -лимфоциты и предшественники Т-лимфоцитов, а в тимусе - сами Т-лимфоциты. Т- и В - лимфоциты переносятся кровью в периферические органы, где дозревают и осуществляют свои функции.

Периферическая иммунная система
Миндалины расположены кольцом в слизистой оболочке глотки, окружая место входа в организм воздуха и пищи.
Лимфатические узелки расположены на границах с внешней средой - в слизистых оболочках дыхательных, пищеварительных, мочевых и половых путей, а также в коже.
Находящиеся в селезенке лимфоциты распознают чужеродные объекты в крови, которая «фильтруется» в этом органе.
В лимфатических узлах «фильтруется» лимфа, оттекающая от всех органов.

ВИДЫ ИММУНИТЕТА
Естественный
Искусственный
Врождённый (пассивный)
Приобретённый (активный)
Пассивный
Активный
Наследуется ребёнком от матери.
Появляется после инфекц. болезни.
Появляется после прививки.
Появляется при действии лечебной сыворотки.
Виды иммунитета

Активный иммунитет
Активный иммунитет (естественный, искусственный) формируется самим организмом в ответ на введение антигена.
Естественный активный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания.

Активный иммунитет
Искусственный активный иммунитет возникает после введения вакцин.

Пассивный иммунитет
Пассивный иммунитет (естественный, искусственный) создается за счет готовых антител, полученных от другого организма.
Естественный пассивный иммунитет создается антителами, передающимися от матери к ребенку.

Пассивный иммунитет
Искусственный пассивный иммунитет возникает после введения лечебных сывороток или в результате объемного переливания крови.

Работа иммунной системы
Особенность иммунной системы - способность ее главных клеток - лимфоцитов - распознавать генетически «свое» и «чужое».

Иммунитет обеспечивается деятельностью лейкоцитов- фагоцитов и лимфоцитов.
Механизм иммунитета
Клеточный(фагоцитарный) иммунитет (открыл И.И.Мечников в 1863г.)
Фагоцитоз- захват и переваривание бактерии.

Т-лимфоциты
Т-лимфоциты (образуются в костном мозге, созревают в тимусе).
Т- киллеры (убийцы)
Т- супрессоры (угнетатели)
Т- хелперы (помощники)
Клеточный иммунитет
Блокирует реакции В-лимфоцитов
Помогают В-лимфоцитам превратиться в плазматические клетки

Механизм иммунитета
Гуморальный иммунитет

В-лимфоциты
В-лимфоциты (образуются в костном мозге, созревают в лимфоидной ткани).
Воздействие антигена
Плазматические клетки
Клетки памяти
Гуморальный иммунитет
Приобретённый иммунитет

Типы иммунных ответов

Вакцинация
Вакцинацию (от лат. «vassa» - корова) ввел в практику в 1796 году английский врач Эдуард Дженнер, сделавший первую прививку «коровьей оспы» 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу.

Календарь прививок
12 часов первая вакцинация гепатит B 3-7-й день вакцинация туберкулез 1-й месяц вторая вакцинация гепатит В 3 месяца первая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 4,5 месяца вторая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 6 месяцев третья вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция, третья вакцинация гепатит В 12 месяцев вакцинация корь, паротит, краснуха
Календарь профилактических прививок России (вступил в силу с 01.01.2002 г.)


Иммуните́т (лат . immunitas ‘освобождение, избавление от чего-либо’) - это способность иммунной системы избавлять организм от генетически чужеродных объектов.

Обеспечивает гомеостаз организма на клеточном и молекулярном уровне организации.


Назначение иммунитета:

противостоящие вторжению генетически чужеродных объектов

  • Обеспечение генетической целостности особей вида на протяжении их индивидуальной жизни

  • Способность отличать «своё» от «чужого»;
  • Формирование памяти после первичного контакта с чужеродным антигенным материалом;
  • Клональная организация иммунокомпетентных клеток, при которой отдельный клеточный клон способен, как правило, реагировать лишь на одну из множества антигенных детерминант.

Классификации Классификация

Врождённый (неспецифический)

Адаптивный (приобретённый, специфический)

Также есть еще несколько классификаций иммунитета:

  • Приобретённый активный иммунитет возникает после перенесённого заболевания или после введения вакцины.
  • Приобретённый пассивный иммунитет развивается при введении в организм готовых антител в виде сыворотки или передаче их новорождённому с молозивом матери или внутриутробным способом.
  • Естественный иммунитет включает врождённый иммунитет и приобретённый активный (после перенесённого заболевания), а также пассивный иммунитет при передаче антител ребёнку от матери.
  • Искусственный иммунитет включает приобретённый активный после прививки (введение вакцины) и приобретённый пассивный (введение сыворотки).

  • Иммунитет подразделяют на видовой (доставшийся нам в силу особенностей именно нашего – человеческого – организма) и приобретенный в результате «обучения» иммунной системы.
  • Так, именно врожденные свойства защищают нас от собачьей чумы, а «обучение прививкой» - от столбняка.

Стерильный и нестерильный иммунитет .

  • После заболевания в некоторых случаях иммунитет сохраняется пожизненно. Например корь, ветряная оспа. Это стерильный иммунитет. А в некоторых случаях иммунитет сохраняется только до тех пор, пока в организме есть возбудитель (туберкулез, сифилис) - нестерильный иммунитет.

Главные органы, ответственные за иммунитет, - красный костный мозг, тимус, лимфоузлы и селезенка . Каждый из них выполняет свою важную работу и дополняет друг друга.


Механизмы защиты иммунной системы

Существует два основных механизма, за счет которых осуществляются иммунные реакции. Это гуморальный и клеточный иммунитет. По названию видно, что гуморальный иммунитет реализуется за счет образования определенных веществ, а клеточный – благодаря работе определенных клеток организма.


  • Этот механизм иммунитета проявляется при образовании антител к антигенам – чужеродным химическим веществам, а также микробным клеткам. Основополагающую роль в гуморальном иммунитете берут на себя В-лимфоциты. Именно они распознают чужеродные структуры в организме, а потом вырабатывают на них антитела – специфические вещества белковой природы, которые еще называют иммуноглобулинами.
  • Антитела, которые вырабатываются, исключительно специфичны, то есть взаимодействовать они могут только с теми чужеродными частицами, которые вызвали образование этих антител.
  • Иммуноглобулины (Ig) находятся в крови (сывороточные), на поверхности иммунокомпетентных клеток (поверхностные), а также в секретах желудочно-кишечного тракта, слезной жидкости, грудном молоке (секреторные иммуноглобулины).

  • Кроме того, что антигены высоко специфичны, у них есть еще и другие биологические характеристики. Они имеют один или несколько активных центров, которыми взаимодействуют с антигенами. Чаще их два и больше. Прочность связи активный центр антитела – антиген зависит от пространственной структуры веществ, вступающих в связи (т.е. антитела и антигена), а также количества активных центров у одного иммуноглобулина. С одним антигеном могут связываться сразу несколько антител.
  • У иммуноглобулинов существует своя классификация с помощью латинских букв. В соответствии с ней иммуноглобулины подразделяются на Ig G, Ig M, Ig A, Ig D и Ig E. Они отличаются по структуре и функциям. Одни антитела появляются сразу после инфицирования, а другие – позже.

Эрлих Пауль открыл гуморальный иммунитет.

Клеточный иммунитет

Илья Ильич Мечников открыл клеточный иммунитет.


  • Фагоцито́з (Фаго - пожирать и цитос - клетка) - процесс, при котором специальные клетки крови и тканей организма (фагоциты) захватывают и переваривают возбудителей инфекционных заболеваний и отмершие клетки. Осуществляется двумя разновидностями клеток: циркулирующими в крови зернистыми лейкоцитами (гранулоцитами) и тканевыми макрофагами. Открытие фагоцитоза принадлежит И. И. Мечникову, который выявил этот процесс, проделывая опыты с морскими звёздами и дафниями, вводя в их организмы инородные тела. Например, когда Мечников поместил в тело дафнии спору грибка, то он заметил, что на нее нападают особые подвижные клетки. Когда же он ввел слишком много спор, клетки не успели их все переварить, и животное погибло. Клетки, защищающие организм от бактерий, вирусов, спор грибов и пр. Мечников назвал фагоцитами.

  • Иммунитет – важнейший процесс нашего организма, помогающий поддерживать его целостность, защищающий его от вредных микроорганизмов и чужеродных агентов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иммунная система человека

Иммунная система это совокупность органов, тканей и клеток, работа которых направлена непосредственно на защиту организма от различных заболеваний и на истребление уже попавших в организм чужеродных веществ. Данная система является препятствием на пути инфекций (бактериальных, вирусных, грибковых). Когда же в работе иммунной системы происходит сбой, то вероятность развития инфекций возрастает, это также приводит к развитию аутоиммунных заболеваний. Органы входящие в иммунную систему человека: лимфатические железы (узлы), миндалины, вилочковая железа (тимус), костный мозг, селезёнка и лимфоидные образования кишки (Пейеровые бляшки). Главную роль играет сложная система циркуляции, которая состоит из лимфатических протоков соединяющих лимфатические узлы. 1. ЧТО ТАКОЕ ИММУННАЯ СИСТЕМА

2. ПОКАЗАТЕЛИ СЛАБОГО ИММУННИТЕТА Основной признак слабой иммунной системы – постоянные простудные заболевания. К примеру, появление герпеса на губах можно смело считать сигналом нарушения защитных сил организма. Также симптомами ослабленного иммунитета являются быстрая утомляемость, повышенная сонливость, постоянное чувство усталости, ломота в суставах и мышцах, бессонница, а также аллергии. Более того, наличие хронических заболеваний также говорит о слабом иммунитете.

3. ПОКАЗАТЕЛИ СИЛЬНОГО ИММУННИТЕТА Человек ничем не болеет, устойчив к воздействию микробов и вирусов даже в период вирусных инфекций.

4. ЧТО СПОСОБСТВУЕТ УКРЕПЛЕНИЮ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ режим питания. физическая активность. правильное понимание жизни, а значит, нужно научиться не завидовать, не злиться, не расстраиваться, особенно по пустякам. соблюдать санитарно-гигиенические нормы, не переохлаждаться, не перегреваться. закаливать организм как через холодовые процедуры, так и через тепловые (баня, сауна). насыщать организм витаминами.

5. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПРОЖИТЬ БЕЗ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ? Разрушительно действует на организм любое нарушение иммунной системы. Например, аллергия. Организм аллергика болезненно реагирует на внешние раздражители. Это могут быть съеденные клубника или апельсин, кружащийся в воздухе тополиный пух или пыльца ольховых сережек. Человек начинает чихать, глаза его слезятся, на коже появляется сыпь. Такая повышенная чувствительность - очевидный сбой в работе иммунной системы. Сегодня врачи все чаще говорят о слабом иммунитете, о том, что 60% населения нашей страны страдают от иммунного дефицита. Ослабленный стрессом и плохой экологией организм не способен эффективно бороться с инфекцией - слишком мало вырабатывается в нем антител. Человек со слабым иммунитетом быстро устает, именно он первым заболевает во время эпидемии гриппа и болеет дольше и тяжелее. «Чумой XX века» называют страшную болезнь, поражающую иммунную систему организма, - СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Если в крови есть вирус - возбудитель СПИДа, то лимфоцитов в ней почти нет. Такой организм утрачивает способность бороться за себя, и человек может умереть от обычной простуды. Самое ужасное, что эта болезнь - инфекционная, и она передается через кровь.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ http://www.ayzdorov.ru/ttermini_immynnaya_sistema.php http://www.vesberdsk.ru/articles/read/18750 https://ru.wikipedia http://gazeta.aif.ru/online/kids/99/de01_02 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"

Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...

Презентация "Дыхательная система человека"

Данная презентация является наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...