Иммунитет после прививок. Каким путем создается специфический иммунитет? В каком возрасте появляется иммунитет у ребенка

Дети, посещающие детские учреждения, чаще болеют инфекционными болезнями чем те, кто до определенного возраста находится в условиях домашнего ухода. Вместе с тем, дети, которые болели чаще, вероятно, будут меньше подвержены болезням в будущем.

Считается, что дети, которые чаще болеют в дошкольном возрасте (а это, в большинстве случаев, именно те дети, которые ходят в детские сады) подвержены влиянию многих различных вирусов, «тренируя» свою иммунную систему. Поэтому они болеют в дальнейшем меньше.

Иммунитет - это умение организма осуществлять сопротивление различным факторам, которые могут вызвать заболевания, то есть вирусам, бактериям, некоторым грибам. Выделяют два типа иммунитета - неспецифический, то есть такой, какой есть у ребенка от рождения и специфический - приобретенный иммунитет, который производится после переноса определенного заболевания или после вакцинации. Главной особенностью этого типа иммунитета является запоминание различных патогенов (факторов, вызывающих заболевания), с которыми сталкивается организм ребенка с возможностью их последующего распознавания и борьбы с ними.

Сразу после рождения иммунная система ребенка является незрелой. Конечно, ребенок имеет определенную врожденную защиту, во многом благодаря антителам, которые он получил в утробе матери. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, также получают иммунные факторы защиты из молока матери. Но существенно иммунная система малыша начинает укрепляться, когда ребенок подвергается воздействию бактерий и вирусов из окружающей среды. Различные патогены активируют продукцию естественных антител, и ребенок получает возможность лучше бороться с инфекциями в будущем. Это означает, что дети, вокруг которых находится наибольшее количество источников инфицирования с раннего возраста, вероятно, будут иметь более сильную иммунную систему, когда они начнут посещать школу.

Представление о том, что дети, болея чаще в дошкольном возрасте получают от этого пользу для повышения иммунитета в дальнейшем, просто теория. Есть достаточное количество исследований, подтверждающих это. В частности, наблюдение за состоянием здоровья 4750 детей, проведенное в 2013 году Департаментом педиатрии США показало, что у тех, кто посещал детские коллективы и болел больше в течение первых пяти лет жизни, в дальнейшем было отмечено снижение уровня заболеваемости (по одним и тем же болезням) на 60 процентов.

Неизвестно точно, как долго антитела остаются в организме человека, так как их очень большое количество, а иммунные процессы являются достаточно сложными, однако одно недавнее открытие дает нам представление о потенциале защитных сил человека. Наблюдение за людьми, родившимися в 1955 году и выжили во время пандемии гриппа 1957-1958 годов, показало, что даже через 50 лет концентрация антител к этому вирусу в крови достаточно высока (речь идет о пандемии так называемого «азиатского» гриппа, унесшей около 70 000 жизней).

Некоторые родители ошибочно считают, что признаком значительно ослабленного иммунитета является, например, простудные заболевания, которые периодически возникают у ребенка. Но не следует забывать о том, что именно это и помогает формировать потенциально сильную защиту малыша. Во время заболевания детский организм учится адекватно реагировать в ответ на различные возбудители. Если ребенок болеет простудными заболеваниями всего три или четыре раза в год, то нет необходимости в искусственном укреплении иммунитета.

Организм человека настроен на борьбу с инфекциями. В любом случае, позже или раньше, наши дети будут подвергаться воздействию возбудителей различных болезней из окружающей среды. Это просто вопрос времени. Доказано, что здоровая жизнь во взрослом возрасте зависит от того, как иммунная система ребенка была укреплена в течение первых 3 лет, тогда как фундамент иммунитета закладывается в 1-й год жизни.

Поэтому не бойтесь сезонных болезней! Конечно, малыша очень жаль. Тем не менее, болезнь - что-то вроде зарядки для иммунитета. Он учится давать отпор вирусам и бактериям, производит защиту. При следующей встрече со знакомым противником организм моментально отреагирует, вспоминая метод борьбы. Это означает, что болезнь пройдет незаметно или в легкой форме.

Нельзя не отметить, как важны правильные действия с ребенком во время и особенно после заболевания для закрепления положительного эффекта в организме малыша. Когда ребенок имеет небольшой насморк несколько дней, причем без кашля, повышение температуры и значительному ухудшению общего состояния и ее ведут в детский сад сразу после окончания недомогание - это допустимо. Но не правы те родители, форсируют события после более серьезной болезни у малыша - гриппа, бронхита, отита и других.

Чем глубже болезнь действует на организм ребенка, тем длиннее должен быть период восстановления. В том числе, это касается и закрепления потенциала организма для дальнейшего сопротивления подобным заболеванием. О физических мерах, помогающих уберечься от болезни, помнят все родители. Подчеркнем, что необходимыми также являются и эмоциональный покой, и доброжелательное отношение к малышу в период восстановления.

U-mama: Следующие по календарю прививки – от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита. Целый «букет», которые в поликлинике ставят в один день, – разве это не большая нагрузка на организм трехмесячного малыша?

С.К.: Мы боимся не столько реакции на прививки, сколько поствакцинальных периодов, то есть периодов, когда ребенок может заболеть. Потому что в этом случае родители считают, что виновата прививка и что нужно делать что-то особенное. На самом деле, прививка в этом, конечно, не виновата. На наш иммунитет в организме работает большое количество клеток, и лишь малая их часть приходится на каждый антиген, содержащийся в вакцине. Все остальные клетки свободны и готовы реагировать. Поэтому, когда мы вводим несколько антигенов в одной вакцине, это не нагрузка на иммунитет ребенка. Напротив, благодаря этому ребенок меньше раз придет в поликлинику, получит меньше инъекций, будет меньше поствакцинальных периодов, и, в конечном итоге, он будет меньше болеть.

U-mama: Иными словами, наличие нескольких антигенов в вакцине не оказывает отрицательного влияния на ребенка?

С.К.: В настоящее время количество антигенов в одной вакцине ограничено не иммунитетом ребенка, а нашими технологическими возможностями. На сегодняшний день в мире существует несколько вакцин, куда входят 6 компонентов: коклюш, дифтерия, столбняк, полиомиелит, гепатит В и ХИБ. Но эта вакцина у нас не зарегистрирована, она используется только за рубежом. К большому моему сожалению. Потому что сейчас, по новому календарю прививок и по Национальному проекту «Здоровье», в 3 месяца ребенок будет получать три укола: АКДС, прививку от гепатита В и Имовакс Полио, французскую инактивированную вакцину от полиомиелита, которая по нацпроекту будет ставиться всем бесплатно (после поступления вакцины). У нас есть российская вакцина, где АКДС соединена с гепатитом В, но ее недостаточное количество, чтобы хватило на всех. Кроме того, сейчас многие предпочитают импортные вакцины, в частности, Инфанрикс (импортный аналог АКДС), а ее нет в одном шприце с гепатитом В.

U-mama: Почему по полиомиелиту перешли с российских капель в рот на Имовакс Полио?

С.К.: Этот переход на импортную вакцину сделан из-за побочных действий, они очень редки, но даже один случай на Свердловскую область заставил нас закупать вакцину Имовакс Полио раньше других областей. Вообще наша область очень продвинута в плане вакцинации. Вакцин больше, и они лучше; у нас очень грамотные специалисты и организаторы вакцинации, постоянно проводится обучение, конференции. Импортные вакцины у нас используют более широко, чем в других регионах и даже в Москве. Вакциной Приорикс, например, мы начали работать и закупать эту вакцину для всех детей раньше Москвы.

U-mama: Есть информация, что все имеющиеся случаи заболевания полиомиелитом – вакцинассоциированные. Так ли это?

С.К.: У нас могут быть случаи завозного полиомиелита. Совсем недавно «дикий» вирус обнаруживался в ближнем зарубежье. Своих случаев полиомиелита благодаря вакцинопрофилактике у нас нет. Но всегда есть путешественники, который могут его привезти. Поэтому от полиомиелита прививать надо. Переболеть полиомиелитом непривитому на 99% означает инвалидизацию.

U-mama: Опасны ли привитые полиомиелитом дети для непривитых?

С.К.: Да. Если ребенок получил капли в рот, а сосед у него не имел ни одной дозы прививки от полиомиелита, то в течение 60 дней у этого соседа может развиться вакциноспровоцированный полиомиелит, если есть проблемы с иммунитетом. Поэтому, кстати, в детских домах запретили прививать живой полиомиелитной вакциной.

U-mama: Есть ли еще подобные вакцины, после которых привитые могут заразить непривитых?

С.К.: Нет.

U-mama: На какой срок формируется иммунитет к полиомиелиту после прививки?

С.К.: Полиомиелит – живая вакцина, в нее входит три типа вирусов. К одному из них иммунитет вырабатывается хорошо, ко второму – чуть хуже, к третьему – еще чуть хуже, поэтому для полного пожизненного иммунитета нужно иметь пять прививок.

U-mama: Вопрос с форума по коклюшу: почему все-таки есть случаи заболевания коклюшем у привитых детей?

С.К. Пожизненный иммунитет дают только живые вакцины. Вакцина от коклюша – убитая. Иммунитета от такой вакцины хватает на несколько лет.

U-mama: А от других компонентов АКДС?

С.К.: Для столбняка достаточно одной прививки, для дифтерии – двух, но с ревакцинацией каждые 10 лет, а по коклюшу иммунитет будет только после четвертой и хватит его на пять лет. У некоторых детей этот срок будет меньше, потому что не все дают хорошую выработку иммунитета на убитую вакцину, и по коклюшу мы имеем всего лишь 80-85% иммунитета. Инфанрикс дает столько же, сколько российская АКДС вакцина, просто он идет с меньшим количеством побочных эффектов. Так что 15% остаются непривитые, а годам к четырем, когда выборочно проводятся серологические обследования в группах детских садов, мы имеем такую картину: по гепатиту В, например, иммунитета не имеет 1 ребенок, по дифтерии у 1 ребенка иммунитет слабый, остальные имеют, а по коклюшу только 3-4 ребенка из группы имеют иммунитет.

U-mama: Зачем же тогда ставить эту прививку?

С.К.: За рубежом коклюш начинают ставить в 2 месяца. Иначе это заболевание называют «стодневный кашель», когда случаются репризы с остановкой дыхания. Кому он опасен? Детям первого года жизни, когда может быть остановка дыхания, судороги, потеря сознания, а если это тяжелый случай, то гибель коры головного мозга от гипоксии. Поэтому прививка от коклюша нужна на первом году жизни. Таких маленьких детей мы должны защищать, потому что такие детки, заболевшие коклюшем, иногда доходят до реанимации. В более старшем возрасте коклюш имеет менее тяжелое течение, но кому понравится кашлять 3 месяца подряд, причем кашель этот может оказаться мучительным.

U-mama: От чего защищает прививка от дифтерии, ведь опасна не сама палочка?

С.К.: Прививка от дифтерии дает антитоксический иммунитет. Сама палочка чувствительна к антибиотикам, но ведь надо успеть эти антибиотики назначить. Если бы это было просто красное горло, небольшие налеты (которые, кстати, еще надо вовремя увидеть), это было бы не страшно. Но страшна токсическая форма дифтерии, когда страдает нервная система, сердце, перестают работать почки, и в этих случаях человеку без прививки нужна сыворотка. Сыворотка – лошадиная, гетерогенная, и на нее могут быть серьезные аллергические реакции. Ее вводят по специальной методике под строгим контролем.

U-mama: То есть она намного опаснее, чем вакцина.

С.К.: Естественно! Эта сыворотка ставится в таких условиях, что с больным приходится сидеть сутками, наблюдая за его реакциями. Я снова повторюсь: в вопросах вакцинации нужно всегда из двух зол выбирать меньшее. Когда ты знаешь, из чего ты выбираешь, ты можешь делать адекватный, рациональный выбор. А когда люди наслышались плохого о прививках и ничего не знают об инфекциях, им трудно выбрать. Они выбирают только из того, о чем они знают.

U-mama: Прививка от столбняка тоже дает антитоксический иммунитет? И противостолбнячная сыворотка тоже опасней прививки?

С.К.: Да. Вообще по столбняку хороший иммунитет вырабатывается вскоре после введения одной дозы вакцины. Это самый мощный анатоксин. Вы знаете, что столбняк не лечится. Но если ребенок получил хотя бы одну прививку, иммунитет у него будет. Столбнячный анатоксин, кстати, входит и в прививку Акт-ХИБ от гемофильной палочки, он служит там адьювантом – помогает выработке иммунитета на менее активные антигены.

О прививке против кори, краснухи и паротита

U-mama: Следующей по календарю идет прививка от кори, краснухи и паротита, которая лично у меня вызывает наибольшие сомнения в своей необходимости. Вопрос с форума: нужно ли ставить мальчикам прививки от краснухи, а девочкам – от паротита?

С.К.: Да, нужно ставить. Вирус, попав в организм, останется там на всю жизнь. Если это вирус дикий, то при определенных условиях он может «поднять голову». Возьмем ту же ветрянку. Многие считают, что от нее не надо прививать. Но, попав в организм, этот вирус никуда не денется. Вы в детстве благополучно переболели ветрянкой. Но в 15, в 30 или в 40 лет может случиться опоясывающий герпес: жуткие боли, пузырьки по ходу нервов. Это как раз «проснувшийся» вирус ветрянки. И так будет каждый год, и ладно если год, а то и каждые три месяца. В вакцине любой вирус ослабленный. В нем убрана эта инфекционность, а иммунитет после введения ослабленного вируса вырабатывается, и дикий вирус в организм уже не «сядет». У нас в организме останется вакцинный вирус, который никогда уже не даст опоясывающего герпеса.

U-mama: Вирус краснухи тоже может «проснуться»? Все же зачем прививать от краснухи мальчиков?

С.К.: Допустим, вы не привили мальчика. Он вырос, женился, и тут кто-то на него чихнул, и 25-летний мужчина заболел краснухой. А жена беременна, тоже без прививки и иммунитета, заболевает следом, и ребенку гарантированы врожденные уродства. Поэтому данная прививка необходима, чтобы остановить циркуляцию вируса. У нас была вспышка краснухи в начале прошлого года, болели в основном мальчики, потому что девочек мы вовремя прививали. А почему вы боитесь этой вакцины? Там находится тот же вирус, только ослабленный, без каких-то «плохих» свойств. Дикий же вирус останется у нас на всю жизнь, и еще не известно, когда он проснется и что из этого будет.

U-mama: Девочек от паротита нужно прививать тоже с целью остановки циркуляции вируса?

С.К.: Вирус паротита редко, но при определенных условиях может вызвать менингиты. И эта прививка также необходима для того, чтобы обезопасить мужчин от этого вируса (вирус паротита может вызвать бесплодие у мужчин), чтобы девочки не были переносчиками инфекции.

U-mama: Болеют ли сейчас корью и чем опасно это заболевание?

С.К.: Корь на сегодня редкость. От кори у нас привиты практически все, сложно найти непривитого. Но корь может быть завозная. И существует приказ прививать всех до 30 лет. Цель таких мер – предотвратить циркуляцию вируса и в последующем отказаться от вакцинации, что и было сделано с натуральной оспой.

U-mama: Если мать привита, по каким инфекциям она передает иммунитет ребенку?

С.К.: По всем, но иммунитет кратковременный. По кори, паротиту и краснухе – где-то до 9-10 месяцев, и прививку от этих заболеваний не делают раньше года, потому что теоретически у части детей антитела могут остаться и в год. И поэтому если мы в этот период введем вакцину, она тут же инактивируется. За рубежом, если не ошибаюсь, в Арабских Эмиратах, есть календарь прививок, когда первую прививку ставят в 9 месяцев и повторяют в год и три месяца, то есть тех, у кого иммунитет кончился, защитят в 9 месяцев, а тех, у кого не кончился, защитят в год и три. То есть там дети получают две дозы прививки.

U-mama: На какой период хватает иммунитета после прививки?

С.К.: Если ребенок привит корью, паротитом и краснухой, у него формируется пожизненный иммунитет, если он привит правильно. Я это подчеркиваю: привит правильно, то есть выработал иммунитет. В некоторых случаях он может не выработать иммунитет. Тогда нужна ревакцинация, которая проводится в 6 лет. В литературе это звучит как «исправление дефектов первичной иммунизации». Казалось бы, для чего тратить столько денег для исправления дефектов первичной иммунизации? Не проще ли сдать анализ? Нет, не проще. У ребенка надо взять кровь, сделать анализ, после чего выявить, что иммунитета нет, и поставить прививку. Конечный результат тот же, но несколько лишних этапов. Если мы сразу делаем прививку, а иммунитет от первой прививки уже есть, что у нас будет? Эта вакцина будет уничтожена в месте инъекции практически в момент введения или чуть позднее, в течение несколько часов. Ребенок ни коим образом не отреагирует. Поэтому безопасней, проще, дешевле поставить вторую прививку. Это касается кори, паротита и краснухи, то есть живых вакцин. Это касается и случаев, когда ребенок переболел краснухой. Диагноз краснухи ставится только тогда, когда он подтвержден лабораторно. В противном случае диагноз снимается. Если родители отказываются сдать кровь, но уверены, что ребенок переболел краснухой, мы такого ребенка будем дальше прививать, объясняя родителям, что это безопасно: если иммунитет есть, то после ввода вакцины она тут же уничтожается. Но зато у нас есть гарантия, что мы защитили этого ребенка.

U-mama: Но, может быть, есть смысл хотя бы подождать конкретно с этими прививками до более старшего возраста, ведь дети переносят эти инфекции довольно легко?

С.К. А зачем? Риск заразиться всеми этими инфекциями наиболее высок в период посещения детских дошкольных учреждения или начальной школы. Зачем ждать? Самая лучшая, самая очищенная импортная прививка стоит около 200 рублей. Лечение болезни обойдется, в лучшем случае, в 1000 рублей – жаропонижающие, антигистаминные и так далее.

U-mama: Дело, конечно, не в деньгах. Все же в случае естественной болезни иммунитет вырабатывается естественным образом, безо всяких уколов…

С.К.: То есть вам не нравится всего лишь инъекция?

U-mama: Нет, меня смущает неизученность долговременных последствий. Сколько лет прививке от кори, краснухи и паротита? Исторически не отслежено, что происходит с организмом с течением времени и насколько эти изменения связаны с вакцинацией.

С.К.: В прививке находится, по сути, тот же вирус, только ослабленный. И последствия вирусов неослабленных, наверное, все-таки изучены. Так вот последствия ослабленного вируса будут ничуть не тяжелее. Там ничего такого не добавляется с точки зрения иммунитета, там просто убираются нежелательные свойства. К примеру, за инфекционность отвечает один участок, за выработку иммунитета – другой, и эти части расщепляются, часть – вводится в организм, а часть – не вводится.

U-mama: Правильно ли я понимаю, что если мы знаем последствия от естественных инфекционных заболеваниях, то мы знаем и последствия от прививок с той разницей, что последствия от прививок меньше?

С.К.: Да, это так. Мы же не вводим что-то другое, мы вводим эти же вирусы. Что вам страшно? Ртуть, которую мы ежедневно вдыхаем? Следы белка, который мы ежедневно едим? Следы антибиотика, которые мы ежедневно можем употреблять с продуктами, с той же курицей? Нет, я – за вакцины. И мои дети привиты всем, чем можно.

Об индивидуальном подходе в вакцинации

U-mama: Большинство думающих родителей очень хотели бы, чтобы их детям в вопросах вакцинации был гарантирован индивидуальный подход. Давайте поговорим о том, как ставить прививки «с умом». Процитирую вопрос с форума: мне бы хотелось услышать конкретные рекомендации по последовательности действий родителей при постановке вакцин. Например, проверяется ли общее состояние здоровья ребенка?

С.К.: В большинстве случаев достаточно осмотра, общих анализов крови и мочи, которые делаются всем детям в 3 месяца, и достаточно хорошо расспросить маму.

U-mama: Какие обследования необходимы в случае, если ребенок-аллергик?

С.К.: Если ребенок-аллергик, необходимо выяснить, на что у ребенка реакции, когда они бывают, через какое время, чем родители снимают приступы аллергии, всегда ли ребенку помогает данный препарат.

U-mama: Если у ребенка «лезут» зубы, является ли это противопоказанием к вакцинации?

С.К.: Нет. Вакцинацию можно отложить на день-два – в самый момент дискомфорта ребенка. Прорезывание зубов – это не патология. Может быть небольшая температура, дискомфорт, не более того.

U-mama: Я поясню, чем могут быть вызваны вопросы про обследование ребенка до вакцинации. У него может быть, скажем, ослабленный иммунитет, и прививка даст какие-то негативные последствия. Те же режущиеся зубы все равно ослабляют иммунитет…

С.К.: Даже с ослабленным иммунитетом ребенок все равно выработает иммунитет после прививки. А режущиеся зубы не ослабляют иммунитет, ни в коем случае! Это дискомфорт, это локальная боль, к иммунитету не имеющая никакого отношения. Прорезывание зубов – это боль и небольшой стресс, все остальное – мифы.

U-mama: Нужно ли делать анализ крови перед вакцинацией?

С.К.: Всем детям в роддоме берут анализ крови, в 3 месяца обязательно сдают кровь и мочу, и если там есть какие-то проблемы, никто вас не привьет на плохом анализе. Поверьте мне, ни один врач не желает плохого своему пациенту, и ни одному врачу не хочется получать какие-то осложнения после прививки. Другое дело, что это может быть по незнанию, по недосмотру. Для оценки состояния ребенка перед вакцинацией достаточно анализа крови, мочи, осмотра ребенка и беседы с мамой. Если мама скажет, что ребенок периодически теряет сознание, естественно, этому ребенку не сделают никаких прививок без лечения у невропатолога. Если я смотрю ребенка и вижу увеличенную селезенку, я прежде отправлю его обследоваться на инфекции. Если я увижу в крови нейтропению, я тоже не сделаю такому ребенку прививку.

U-mama: Как подготовить ребенка к вакцинации? Помню, моему сыну-аллергику рекомендовали в свое время профилактический прием супрастина до и после прививки.

С.К.: А зачем нам готовить ребенка к вакцинации? Готовить нужно только определенных детей. Например, в случае, если ребенок с неврологической симптоматикой получает неврологическое лечение, и оно у него через неделю кончится, самой большой ошибкой будет прививка на фоне отмены препарата. Ребенок среагирует на отмену препарата, плюс мы еще сделаем ему прививку, которая даст температуру. А если ребенку три недели дают препарат, у ребенка все благополучно, и делают прививку до отмены препарата, то он переносит ее абсолютно безболезненно. Если ребенок-аллергик, в таких случаях я всегда говорю: не надо ничем «закусывать» прививки – теми продуктами, которые могут дать аллергическую реакцию. Если ребенок ко мне пришел, и я вижу, что у него сухие щечки, трещинки за ушами, красные брови, то есть имеются признаки аллергии, такому ребенку есть смысл дать антигистаминный препарат, лактофильтрум или другой сорбент, чтобы снять то, что у него есть. Если у ребенка ничего нет, а мы даем супрастин, он не работает: ему нечего связывать, нет выброшенного гистамина. А зачем вводить препарат (кстати, у любого препарата есть побочное действие), если он не будет работать? Поэтому я и говорю: надо, прежде всего, осмотреть ребенка, только тогда рекомендовать ему что-то конкретное.

U-mama: Какой вакциной прививать ребенка – импортной или российской? На форуме даже просили озвучить список наименее реактогенных вакцин.

С.К.: Как это звучит ни непатриотично, к импортным вакцинам я отношусь лучше.

U-mama: Почему?

С.К.: К ним жестче подходы и требования при их лицензировании. Я участвовала в тестировании новой вакцины и столкнулась с теми требованиями, которые предъявляют к вакцинам бельгийцы. Конечно, это несопоставимые по сравнению с нами вещи. Условия доставки, в каких случаях можно использовать вакцину, какие клинические исследования необходимо провести до использования, какие получить сертификаты и так далее. Наши вакцины таких уровней проверки не проходят. Наши вакцины и меняются реже, чем импортные. У всех вакцин очень жесткие условия хранения. Что происходит с вакциной, если не соблюдаются условия хранения и транспортировки? Если это живая вакцина, она инактивируется, и после ее введения ничего не произойдет, иммунитет не сформируется. Поэтому будет нужна ревакцинация для исправления дефектов первичной иммунизации. Если вакцина инактивированная, то идет нарушение ее структуры, она быстрее всосется, и будет больше местных и температурных реакций. Импортные вакцины сейчас создаются с тем условием, чтобы сутки их можно было хранить при комнатной температуре. Но, с другой стороны, однозначно рекомендовать абсолютно всем ставить импортные вакцины я тоже не могу. Приведу конкретный пример. Есть российская вакцина от кори и паротита, в основу которой входят следы перепелиного белка, и есть импортная вакцина Приорикс, куда входят следы куриного белка. Ребенок-аллергик, причем «настоящий» аллергик с непереносимостью куриного белка. Врач из лучших побуждений предлагает маме этого ребенка поставить ему импортную вакцину, и мы получаем аллергическую реакцию на следы куриного белка. Если бы мы поставили российскую вакцину, никаких реакций не было бы. Поэтому в данном случае российская вакцина была бы лучше.

U-mama: А можно ли по другим прививкам дать конкретные рекомендации?

U-mama: Что делать после прививки? В частности, многие участковые педиатры рекомендуют давать для профилактики жаропонижающее.

С.К.: Смотря какой препарат давать. Если это парацетамол, то он работает, когда температура высокая, и снижает ее только до 37,7°С. Этот препарат хорош при вирусных инфекциях, когда нам не нужна нормальная температура, а необходимо лишь немного ее снизить, чтобы ребенку было не тяжело, но чтобы иммунитет работал, организм боролся. Нурофен снижает температуру до 36,6°С. Вообще вариантом нормы считается поствакцинальная температура до 38,5°С. Обязательно надо снижать температуру, если у ребенка есть какие-то судорожные подергивания, тремор. Можно дать жаропонижающее, если температура после прививки начала подниматься, но просто «для профилактики» это не имеет смысла.

U-mama: Вопрос с форума: если ребенок перенес прививку без температуры и капризов, означает ли это, что организм не боролся?

С.К.: Нет, это означает, что данный ребенок относится к тем 80% детей, у которых изменения в иммунитете произошли на уровне, не заметном для глаз. Отсутствие температуры говорит о том, что у этого ребенка, скорее всего, не будет сильного иммунитета, но сильный иммунитет нам и не нужен, нам нужен средний иммунитет.

U-mama: Как отследить, сформировался ли иммунитет к заболеванию?

С.К.: Только сдав кровь на антитела. Такой анализ делают во многих лабораториях – например, на Декабристов, 38, и в других. Кроме туберкулеза, посмотреть можно антитела ко всем инфекциям.

U-mama: Ну и напоследок, цитирую с форума: есть ли шанс выжить в нашем обществе непривитым людям?

С.К.: Да, если вокруг вас будут привитые люди. Есть понятие индивидуального иммунитета, а есть понятие коллективного иммунитета. И вот коллективный иммунитет формируется как раз благодаря нашей деятельности.

Без иммунной системы жизнь человека была бы невозможной. Иммунная система настолько совершенна, что способна не только распознать чужеродное тело (отличив его биомолекулы от собственных), но и изолировать и уничтожить его внутри организма.

Врожденная иммунная система

Врожденный иммунитет в нашем организме находится в «рабочем» режиме постоянно, именно он самый первый встречает всех вредителей и ликвидирует их. Работа врожденного иммунитета начинается после появления ребенка на свет, однако, не в полную силу. Полное укрепление и становление иммунитета происходит постепенно, именно поэтому очень важно кормить ребенка грудным молоком, закаливать его.

Сразу после рождения иммунитет уже способен защитить ребенка от таких бактериальных заболеваний как ангина, бронхит, отит и др. Когда инфекция попадает в организм, первое препятствие, которое она встречает на своем пути – слизистые оболочки, которые имеют кислую среду, не благоприятную для ее развития. Как только инфекция попала на слизистые оболочки, начинают выделяться бактерицидные вещества. Именно слизистые оболочки задерживают и ликвидируют большинство агрессивных микроорганизмов.

Если по какой-то причине слизистые оболочки не справились со своей задачей, и инфекция пошла внутрь организма, она встречает следующее препятствие – специализированные клетки фагоциты, которые находятся как на коже и слизистых оболочках, так и в крови. Вместе со специальными белковыми комплексами фагоциты оказывают бактерицидное и противовирусное действие, благодаря которому из всех вирусов и бактерий выживают лишь 0,1%.

Специфическая иммунная система

Специфическая иммунная система, или как ее еще называют приобретенная, вырабатывается постепенно. Организм постепенно учиться отличать «своих» от «чужих» благодаря иммунологической памяти. Этот процесс возможен только при контакте с бактериями, вирусами и микроорганизмами. Эту защиту формируют два очень важных и тесно связанных между собой фактора – клеточный (Т- и В- лимфоциты) и гуморальный (иммуноглобулины - антитела). Клеточный фактор запоминает чужеродное вещество, и при повторной встрече быстро и эффективно его уничтожает – это и есть иммунологическая память. Именно так работают – в организм целенаправленно вводится штамм вируса, чтобы Т- и В- лимфоциты запомнили вирус и, при повторной встрече, быстро его уничтожили. Т-лимфоциты уничтожают вирус самостоятельно, а В-лимфоциты выделяют особые антитела – иммуноглобулины. Вы наверняка не раз видели их в результатах анализов – они бывают 5 видов: IgE, IgA, IgG, IgM, IgD.

Иммунная система у новорожденных

В процессе жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с агрессивными микроорганизмами и вырабатывает иммуноглобулины к сотням таких чужеродных тел. Организм малыша в этом плане намного уязвимее, так как приобретенный иммунитет еще совсем «не опытный».

Формирование иммунной системы у новорожденного начинает приблизительной на 3-8-й неделе беременности, именно тогда формируется печень ребенка, которая начинает выделять те самые В-лимфоциты. Где-то в промежутке между 5-й и 12-й неделями формируется тимус (вилочковая железа, расположенная в верхней части грудины), где начинают образовываться и обучаться Т-лимфоциты. В это же время начнут вырабатываться первые иммуноглобулины IgG. После 32-й недели беременности, В-лимфоциты выделяют уже весь комплекс иммуноглобулинов, которые помогут защитить организм малыша в первые месяцы жизни. После того как селезенка сформирована (приблизительно на 21-й неделе), начинают выделяться лимфоциты. Однако лимфатические узлы, которые должны задерживать инородные тела, смогут полноценно защищать организм ребенка лишь к 7-8 годам.

Запомните! Неправильное питание, инфекционные заболевания в первые 20 недель беременности могут негативно отразиться на формировании этих органов! Поэтому очень важно избегать контактов с больными , гриппом, избегать переохлаждения и соблюдать сбалансированную диету.

Первый критический период в становлении иммунной системы

Так знаменуется момент рождения, когда иммунная система ребенка целенаправленно подавляется. Все дело в том, что, проходя по родовым путям, малыш сталкивается с массой новых бактерий, а когда появляется на свет, количество новых бактерий составляет миллиарды. Если бы иммунная система малыша работала также как взрослая, организм ребенка просто не выдержал бы подобного «столкновения» с новой средой. Именно поэтому к моменту рождения иммунная система малыша работает лишь на 40-50%. Из-за этого организм ребенка очень восприимчив к вирусам и бактериям, состояние его здоровья поддерживается только благодаря иммуноглобулинам, полученным от матери. После рождения кишечник ребенка начинается «заселяться» полезными кишечными бактериями, малыш питается специальными смесями или грудным молоком, получая все самое необходимое для становления иммунной системы. Стоит отметить, что важное значение здесь имеет , которое рекомендуется дать малышу сразу после рождения до прихода молока.

Второй критический период в становлении иммунной системы

Приблизительно к 6 месяцам все антитела, полученные от матери, полностью уходят из организма. К этому времени организм малыша уже должен самостоятельно вырабатывать иммуноглобулин А (но он не обладает памятью, поэтому вакцинацию, пройденную в этом возрасте, необходимо повторить). В период от 3 до 6 месяцев необходимо закалять малыша, после купания в воде с температурой 36-37 градусов рекомендуется облить ребенка водой на 1-2 градуса ниже. Каждые 5 дней температуру воды рекомендуется снижать на 1 градус и довести ее до 28.

Третий критический период в становлении иммунной системы

Этот период приходится на второй и третий год жизни ребенка. В этот период происходит активное становление специфического иммунитет – малыш контактирует с другими детьми, взрослыми, животными, начинает посещать ясли и детский сад. В этот период малыши болеют значительно чаще, и зачастую одна болезнь сменяет другую. Здесь переживать не стоит, это совсем не значит, что у ребенка плохой иммунитет, просто он встречается с новыми вирусами и бактериями – это необходимый этап в становлении приобретенного иммунитета. В норме ребенок болеет до 8-12 раз в год.

Стоит отметить, что в этом возрасте не нужно давать ребенку иммуностимулирующие препараты – они имеют много противопоказаний, побочных эффектов, кроме того, они понизят естественный иммунитет ребенка.

Четвертый критический период в становлении иммунной системы

Это последний период и приходится он на 5-7 лет. В этом возрасте ребенок уже имеет Т- и В-лимфоциты практически на взрослом уровне, однако иммуноглобулин А по-прежнему в дефиците, поэтому дети в этом возрасте часто приобретают хронические заболевания верхних дыхательных путей. В этом возрасте необходимо давать ребенку поливитаминные комплексы в сезон простуд, но какие именно комплексы давать ребенку, лучше уточнить у педиатра. Давать иммуностимулирующие препараты стоит только после пройденной иммунограммы, которая покажет, какое именно звено иммунной системы страдает.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Иммунитет и его виды. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

Выполнила:

Кочергина Мария Александровна

Старший воспитатель

МАДОУ д/с общеразвивающего вида №50

Введение

Глава 1. Основная часть

1.1 Что такое иммунитет?

1.2 Виды иммунитета

1.5 Особенности иммунитета

2.3 Восстановление иммунитета

Приложение

Введение

В народе говорят: "Здоровье, как погода, пока хорошее - не замечаешь".

Зачем людям - не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма.

В этой связи осведомленность людей - не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его "здоровье".

Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам.

Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста.

изучить и проанализировать материал по теме;

Размещено на http://www.allbest.ru/

рассмотреть механизм действия иммунитета;

Размещено на http://www.allbest.ru/

выяснить причины ослабления иммунитета;Размещено на http://www.allbest.ru/

найти пути повышения иммунитета;

Размещено на http://www.allbest.ru/

детский иммунитет;Размещено на http://www.allbest.ru/

проанализировать и систематизировать полученные Размещено на http://www.allbest.ru/

сведения.

Глава 1. Основная часть

1.1 Что такое иммунитет?

Сегодня одна из модных тем это иммунитет человека. На эту тему пишутся различные статьи, научные работы, но безграмотность населения относительно этого вопроса остается еще достаточно высокой. А тем не менее, чтобы успешно заниматься вопросами восстановления своего здоровья, а еще лучше - его профилактикой, необходимо разбираться в этих фундаментальных понятиях.

Иммунитет - защитная реакция организма, способность противодействовать повреждающим факторам и обеспечивать невосприимчивость к инфекции. Иммунитет контролирует сложный механизм взаимодействия нескольких систем одновременно: нервной, эндокринной, обмена веществ и других.

Состоит из ряда звеньев - клеточного, гуморального, фагоцитарного, интерферонового, взаимодействие которых обеспечивает правильные реакции защитной системы. Недостаток или избыток любого из них приводит к нарушениям.

Элементами иммунной системы человека являются костный мозг, вилочковая железа, селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования кишечника, эмбриональная печень, а также клетки костномозговой природы - лимфоциты и моноциты, присутствующие в крови и тканях. Иммунитет осуществляется самими клетками (клеточный) и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный).

Защита организма человека имеет многоуровневую систему и поэтому чужеродным организмам невозможно выжить при условии если наша иммунная система (ИС) здорова и все ее компоненты работают отлажено. Но чтобы в случае чего "помочь" своему иммунитету, необходимо знать его "структуру", каким образом она работает.

1 .2 Виды иммунитета

По механизму развития различают следующие виды иммунитета:

Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя.

Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов.

Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых, может быть активным и пассивным.

Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов. иммунитет организм дошкольный

Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.

Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.

Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части

1.3 Механизм действий иммунного ответа

Иммунный ответ - реакция организма на агрессию микробов или токсинов. Его вызывает любое вещество, по структуре отличное от тканей человека, но в зависимости от заложенных механизмов он различен.

Неспецифический иммунный ответ - первая реакция при обнаружении инфекции. Он почти одинаков для любого типа микробов и определяет общую сопротивляемость. Его задача - формирование очага воспаления как универсального защитного процесса локализации и первичного разрушения микробов.

Специфический иммунный ответ - второй этап защиты организма. Он характеризуется распознаванием микроба и созданием факторов специфической защиты.

Неспецифический и специфический иммунитеты согласуются и дополняют друг друга. Различают два типа специфического иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный иммунный ответ - формирование К-лимфоцитов, разрушающих клетки, содержащие инородные материалы. Направлен преимущественно на ликвидацию вирусной инфекции и некоторых типов бактерий (проказа, туберкулёз), а также раковых клеток.

Гуморальный иммунный ответ - активация В-лимфоцитов, после распознавания активно синтезирующих антитела (иммуноглобулины).

На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому вырабатывается целая серия антител, каждое из которых направлено на определенный антиген. Иммуноглобулин - молекула белка, способная прилипать к микроорганизмам определенной структуры и вызывать его разрушение.

Сила иммунного ответа различна и зависит от реактивности организма - уровня реакции на инфекцию и токсины.

1.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

Нездоровый образ жизни

Размещено на http://www.allbest.ru/

Загрязнение окружающей среды

Размещено на http://www.allbest.ru/

Появление новых вирусных бактерий

Размещено на http://www.allbest.ru/

Частые бактериальные и вирусные инфекцииРазмещено на http://www.allbest.ru/

Неправильное питание

Размещено на http://www.allbest.ru/

Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тяжелые физические и умственные нагрузки, стрессРазмещено на http://www.allbest.ru/

1.5 Особенности иммунитета

При решении задачи укрепления иммунной системы (ИС) необходимо учитывать особенности иммунитета, которые зависят от возраста индивидуума. Мы уже знаем, что формирование ИС человека начинается уже со 2-го месяца беременности и заканчивается к 14-16 годам.

За это время человек проходит несколько критических периодов, связанных с особенностями иммунитета.

К примеру, в первые месяцы своей жизни малыш обладает только неспецифическим иммунитетом, наследованным от родителей и сильно подвержен ко всякого рода инфекциям, которые имеют специфическую природу. Это, конечно же, необходимо учитывать. В преклонном возрасте формирование специфических иммунных клеток так же проблематично т.к. тимус уже потерял свою активность и в 10 раз (по сравнению со своим максимальным весом) уменьшился в объеме. Именно по этим причинам особенности иммунитета нужно учитывать постоянно, занимаясь вопросами своего здоровья.

1.6 Причины снижения иммунитета

сбои пищеварительной системыРазмещено на http://www.allbest.ru/

недостаток витаминов и микроэлементов

хирургические вмешательства

Размещено на http://www.allbest.ru/

острые респираторные заболевания

Размещено на http://www.allbest.ru/

хронические и повторяющиеся заболевания

Размещено на http://www.allbest.ru/

медикаменты (антибиотики, стероиды, онкологические препараты)

Размещено на http://www.allbest.ru/

неполноценный рацион, дисбаланс питания (например, недостаток белка или клетчатки)

Размещено на http://www.allbest.ru/

малоподвижный образ жизни, редкие прогулки

недосыпание, умствРазмещено на http://www.allbest.ru/

енные и физические перегрузки

постоянные стрессы

активное и пассивное курение,

Размещено на http://www.allbest.ru/

врождённые нарушения иммунитета

Размещено на http://www.allbest.ru/

Возрастные изменения, старение и износ организма также приводят к снижению иммунитета. Но существуют и разнообразные методики укрепления здоровья и повышения иммунитета у детей и взрослых.

Глава 2. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

2.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. Если ребёнок часто болеет, причиной может быть курение или злоупотребление спиртного родителями, перенесённые мамой инфекционные заболевания при беременности или недостаток молока в период грудного вскармливания, которое очень важно для формирования иммунитета ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливание от рождения до полугода, гораздо реже болеют и растут крепкими. Каждая капля материнского молока ценна для малыша и способна поднять иммунитет: ведь с молоком в детский организм поступают антитела к заболеваниям, перенесённым ранее матерью.

Высокая концентрация иммуноглобулинов класса A в первом грудном молоке, который при вскармливании распределяется в полости рта, желудочно-кишечном тракте, верхних дыхательных путях, обеспечивает малышу полноценную защиту. Таким образом, иммунитет ребёнка, не болея сам, "знакомится" с целым спектром болезней. Искусственное питание молочными смесями таких иммуноглобулинов, естественно, не содержит, и вероятность заражения ребёнка возрастает.

Часто у новорождённых наблюдаются признаки неполного созревания иммунной системы. Причина - замедленное внутриутробное развитие. В таких случаях требуется постоянный врачебный контроль, процедуры для укрепления здоровья детей, способствующие формированию иммунной системы и поддерживающие ребёнка до его завершения.

Как правило, набор и количество антител достигает нормальной концентрации к 2-3 годам жизни.

2.2 "5 критических периодов в жизни детей"

Известны "5 критических периодов в жизни детей, каждому из которых присущи особенности иммунитета.

1. Первые 28 дней жизни, когда дети имеют иммунитет, полученный от матери. Отсутствие материнских антител от какой-либо инфекции, повышает чувствительность ребёнка. Так называемый первый перекрёст в формуле белой крови на пятые сутки жизни устанавливает преобладание лимфоцитов. В это время очень важно сохранять грудное вскармливание. Однако в этом периоде недостаточен неспецифический иммунный ответ за счет неразвитого фагоцитоза(слабая способность зернистых лейкоцитов локализовать инфекции и разрушать возбудителя)

2. В 3-6 месяцев происходит разрушение материнских антител. Период, когда формируется активный иммунитет. Дети подвержены ОРВИ, кишечным инфекциям, пищевым аллергиям и нуждаются дополнительных факторах (например, вакцинации) для поднятии иммунитета.

3. Около 2 лет, когда ребёнок активно познаёт мир, могут проявляться атопический диатез, врождённые аномалии.

4. В 4-6 лет уже накоплен активный иммунитет, сформированный благодаря перенесённым инфекционным заболеваниям и вакцинации. Возможно возникновение острых процессов и хронических заболеваний.

5. В 12-15 лет происходит бурная гормональная перестройка. Повышенная секреция половых гормонов сочетается с уменьшением размеров лимфоидных органов. Время окончательного формирования типов иммунного ответа. Одновременно организм ребёнка впервые сталкивается алкоголем, курением, наркотиками.

Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Часто болеющий ребёнок - совсем не редкость. Зачастую источник повторяющихся заболеваний - снижение иммунитета.

Явные признаки ослабленного иммунитета: хроническая усталость, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость, бессонница, ломота в мышцах и суставах, частые простудные заболевания и обострения герпеса, длительные повышения температуры, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

На формировании и уровне иммунитета у ребёнка могут сказаться различные факторы.

2.3 Восстановление иммунитета

Восстановление иммунитета у детей может быть двух видов.

Для специфической иммунокоррекции применяются препараты, непосредственно воздействующие на иммунную систему и помогающие в эффективном лечении ОРВИ:

Иммуностимуляторы, способствующие возрастному созреванию иммунной системы,

Размещено на http://www.allbest.ru/

Индукторы иммунологической толерантности, повышающие активность иммунной системы.Размещено на http://www.allbest.ru/

Иммуносупрессоры для поддержки иммунной системы

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эти препараты могут быть назначены врачом иммунологом и только после детального обследования состояния уровня иммунитета у конкретного ребенка.Размещено на http://www.allbest.ru/

При неспецифической иммунокорреции повысить иммунитет позволяют: пРазмещено на http://www.allbest.ru/

равильное питание: разнообразная и качественная пища. Регулярное употребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов. Исключение из рациона консервантов, продуктов с избытком сахара. Отказ от диет и, с другой стороны, борьба с избыточным весом.

Витамины и минералы: витамины A, B5, C, D, F, PP, минералы - селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец.Размещено на http://www.allbest.ru/

Пробиотики - продукты, стимулирующие рост в организме полезных бактерий: репчатый лук и лук-порей, чеснок, бананы и артишоки.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Закаливание организма. Чередование низких и высоких температур: контрастный душ, обливание холодной водой, баня, сауна.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Природные средства: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник, а также травяные отвары и настои. Возможно использование и лекарственных средств, изготовленных на основе растительных адаптогенов, или применение индукторов интерферона (Размещено на http://www.allbest.ru/

потенцируют выработку собственных интерферонов в организме) - анаферон детский, эргоферон.

Активный образ жизни, физические упражнения: гимнастика, бег и плавание, фитнес, аэробика, длительные пешие прогулки.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Расслабление. Правильное расслабление помогает эффективно бороться с последствиями стрессов. Спокойная музыка, позитивные мысли, дыхательная гимнастика.Размещено на http://www.allbest.ru/

Борьба с дисбактериозом: поддержание баланса полезных бактерий и палочек в кишечнике.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Полноценный сон. Спать нужно не менее 8 часов в сутки, а для детей дошкольного возраста оптимальным является продолжительность ночного сна -10 часов.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Многие острые и хронические болезни негативно влияют на иммунитет, что существенно снижает резистентность ребенка к инфекции и другим повреждающим факторам. Поэтому в ряде случаев с целью повышения эффективности лечения, предупреждения тяжелых осложнений и снижения риска неблагоприятного исхода болезни назначаются препараты, повышающие функциональную активность органов и тканей иммунной системы (иммунотропные препараты). Приоритетное место среди них должны занимать лекарственные средства эндогенного происхождения, обладающие максимальной иммуномодулирующей активностью и безопасностью. Прежде всего, это препараты интерферона.

В экстренных ситуациях, угрожающих жизни или эпидемиологической безопасности, для воздействия на иммунитет предпочтение отдают препаратам иммуноглобулинов для внутривенного или внутримышечного введения.

Список литературы и информационных сайтов

1. Большая медицинская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. А.Н. Бакулев. М.: Госмедиздат; издание 2-е, 1956 - 1967, т. 11. - 716 с.

2. Грунтенко Е.В. Иммунитет. За и против. - М., "Знание", 1982. - 248

3. Покровский В.М., Коротько Г.Ф., Физиология человека, М., "Медицина", 1997, т. 1, с. 298-307.

4. Ройт. А. Основы иммунологии. М., "Мир", 1991. - 328 с.

5. Семенов Э.В. Анатомия и физиология человека. - Пособие для поступающих в ВУЗы - М., АНМИ, 1995. - 97 с.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki

7. http://mirsovetov.ru/a/fashion/beauty-and-health/strengthen-immunity.html

8. www.mednovosti.ru

10. www.transferfaktory.ru

Приложение

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение изменений организма в младшем и подростковом возрасте. Рассмотрение необходимости активного образа жизни и физических нагрузок для детей. Изучение индивидуального подхода к разработке тренировочных упражнений для укрепления иммунитета.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Изучение характеристик и специфики возбудителя туберкулёза. Раскрытие процесса инфицирования и развития заболевания, механизма формирования иммунитета в ходе вакцинации БЦЖ. Исследование особенностей иммунного ответа детского организма на вакцинацию.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Понятие, виды иммунитета в зависимости от механизма развития и факторы, способствующие его ослаблению. Главные и вторичные органы иммунной системы. Признаки и причины иммунодефицитного состояния. Семь простых правил укрепления и повышения иммунитета.

    научная работа , добавлен 27.01.2009

    Иммунитет как защитная реакция организма в ответ на внедрение инфекционных и других чужеродных агентов. Механизм действия иммунитета. Состав иммунной системы. Врожденный и приобретенный виды иммунитета. Определение состояния иммунной системы человека.

    презентация , добавлен 20.05.2011

    Гуморальный иммунитет как один из механизмов реализации защитных свойств организма в жидкой среде. Неспецифические и специфические факторы гуморального иммунитета. Формирование антител. Иммунный ответ. Система комплемента, ее роль в заболеваниях.

    презентация , добавлен 08.10.2017

    Системная стимуляция иммунитета. Особенности формирования микрофлоры кишечника у детей первого года жизни. Процесс формирования микробиоценоза. Микрофлора пищевода и желудка у здоровых детей. Понятие о эубиозе и дисбактериозе, клинические особенности.

    реферат , добавлен 17.04.2015

    Центральные лимфоидные органы и иммунокомпетентные клетки. Виды иммунитета: врожденный и приобретенный. Формирование иммунной системы у новорожденного. Физиология его становления, характеризующаяся наличием критических периодов развития организма ребенка.

    презентация , добавлен 15.05.2016

    Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста и их профилактика. Физиологические обоснование воздействия средств ЛФК при нарушениях осанки. Методика проведения занятий корригирующей гимнастики детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2009

    Краткий очерк и направления научных исследований профессора Мечникова, его открытия в области изучения внутриклеточных процессов. П. Эрлих как основатель иммунологии, его значение в истории медицины. Формирование и развитие, содержание теории иммунитета.

    презентация , добавлен 28.12.2014

    Факторы, влияющие на снижение иммунитета. Понятие антигена и антител. Роль растений в восстановлении и укреплении иммунитета. Лекарственные растения, обладающие иммуномодулирующими свойствами. Фитопрепараты для укрепления и восстановления иммунитета.

Глава 2. Основная часть

2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета

2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета

Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 «5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Глава 2. Основная часть


2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета
2.3 Механизм действий иммунного ответа
2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета


Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 « 5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Глава 1.

Введение.


В народе говорят: «Здоровье, как погода, пока хорошее – не замечаешь».
Зачем людям – не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма.
В этой связи осведомленность людей – не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его «здоровье».
Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам.
Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста.
Задачи:

  • изучить и проанализировать материал по теме;
  • рассмотреть механизм действия иммунитета;
  • выяснить причины ослабления иммунитета;
  • найти пути повышения иммунитета;
  • детский иммунитет;
  • проанализировать и систематизировать полученные сведения.

Глава 2

Основная часть

2.1. Что такое иммунитет?

Сегодня одна из модных тем это иммунитет человека. На эту тему пишутся различные статьи, научные работы, но безграмотность населения относительно этого вопроса остается еще достаточно высокой. А тем не менее, чтобы успешно заниматься вопросами восстановления своего здоровья, а еще лучше - его профилактикой, необходимо разбираться в этих фундаментальных понятиях.

Иммунитет - защитная реакция организма, способность противодействовать повреждающим факторам и обеспечивать невосприимчивость к инфекции. Иммунитет контролирует сложный механизм взаимодействия нескольких систем одновременно: нервной, эндокринной, обмена веществ и других.

Состоит из ряда звеньев - клеточного, гуморального, фагоцитарного, интерферонового, взаимодействие которых обеспечивает правильные реакции защитной системы. Недостаток или избыток любого из них приводит к нарушениям.

Элементами иммунной системы человека являются костный мозг, вилочковая железа, селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования кишечника, эмбриональная печень, а также клетки костномозговой природы - лимфоциты и моноциты, присутствующие в крови и тканях. Иммунитет осуществляется самими клетками (клеточный) и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный).

Защита организма человека имеет многоуровневую систему и поэтому чужеродным организмам невозможно выжить при условии если наша иммунная система (ИС) здорова и все ее компоненты работают отлажено. Но чтобы в случае чего "помочь" своему иммунитету, необходимо знать его "структуру", каким образом она работает.

2.2 Виды иммунитета


По механизму развития различают следующие виды иммунитета:
Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя.
Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов.
Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых, может быть активным и пассивным.
Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов.
Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.
Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.
Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части

2.3. Механизм действий иммунного ответа

Иммунный ответ - реакция организма на агрессию микробов или токсинов. Его вызывает любое вещество, по структуре отличное от тканей человека, но в зависимости от заложенных механизмов он различен.

Неспецифический иммунный ответ – первая реакция при обнаружении инфекции. Он почти одинаков для любого типа микробов и определяет общую сопротивляемость. Его задача - формирование очага воспаления как универсального защитного процесса локализации и первичного разрушения микробов.

Специфический иммунный ответ – второй этап защиты организма. Он характеризуется распознаванием микроба и созданием факторов специфической защиты.

Неспецифический и специфический иммунитеты согласуются и дополняют друг друга. Различают два типа специфического иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный иммунный ответ - формирование К-лимфоцитов, разрушающих клетки, содержащие инородные материалы. Направлен преимущественно на ликвидацию вирусной инфекции и некоторых типов бактерий (проказа, туберкулёз), а также раковых клеток.

Гуморальный иммунный ответ - активация В-лимфоцитов, после распознавания активно синтезирующих антитела (иммуноглобулины).

На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому вырабатывается целая серия антител, каждое из которых направлено на определенный антиген. Иммуноглобулин – молекула белка, способная прилипать к микроорганизмам определенной структуры и вызывать его разрушение.

Сила иммунного ответа различна и зависит от реактивности организма – уровня реакции на инфекцию и токсины.

2.4. Факторы, наносящие вред иммунной системе

  • Нездоровый образ жизни
  • Загрязнение окружающей среды
  • Появление новых вирусных бактерий
  • Частые бактериальные и вирусные инфекции
  • Неправильное питание
  • Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами
  • Тяжелые физические и умственные нагрузки, стресс.

2.5. Особенности иммунитета

При решении задачи укрепления иммунной системы (ИС) необходимо учитывать особенности иммунитета, которые зависят от возраста индивидуума. Мы уже знаем, что формирование ИС человека начинается уже со 2-го месяца беременности и заканчивается к 14-16 годам. За это время человек проходит несколько критических периодов, связанных с особенностями иммунитета. К примеру, в первые месяцы своей жизни малыш обладает только неспецифическим иммунитетом, наследованным от родителей и сильно подвержен ко всякого рода инфекциям, которые имеют специфическую природу. Это, конечно, же необходимо учитывать. В преклонном возрасте формирование специфических иммунных клеток так же проблематично т.к. тимус уже потерял свою активность и в 10 раз (по сравнению со своим максимальным весом) уменьшился в объеме. Именно по этим причинам особенности иммунитета нужно учитывать постоянно, занимаясь вопросами своего здоровья.

2.6. Причины снижения иммунитета

Возрастные изменения, старение и износ организма также приводят к снижению иммунитета. Но существуют и разнообразные методики укрепления здоровья и повышения иммунитета у детей и взрослых.

Глава 3.

3.1.Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста.

Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. Если ребёнок часто болеет, причиной может быть курение или злоупотребление спиртного родителями, перенесённые мамой инфекционные заболевания при беременности или недостаток молока в период грудного вскармливания, которое очень важно для формирования иммунитета ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливание от рождения до полугода, гораздо реже болеют и растут крепкими. Каждая капля материнского молока ценна для малыша и способна поднять иммунитет: ведь с молоком в детский организм поступают антитела к заболеваниям, перенесённым ранее матерью.

Высокая концентрация иммуноглобулинов класса A в первом грудном молоке, который при вскармливании распределяется в полости рта, желудочно-кишечном тракте, верхних дыхательных путях, обеспечивает малышу полноценную защиту. Таким образом иммунитет ребёнка, не болея сам, «знакомится» с целым спектром болезней. Искусственное питание молочными смесями таких иммуноглобулинов, естественно, не содержит, и вероятность заражения ребёнка возрастает.

Часто у новорождённых наблюдаются признаки неполного созревания иммунной системы. Причина - замедленное внутриутробное развитие. В таких случаях требуется постоянный врачебный контроль, процедуры для укрепления здоровья детей, способствующие формированию иммунной системы и поддерживающие ребёнка до его завершения.

Как правило, набор и количество антител достигает нормальной концентрации к 2-3 годам жизни.

3.2. «5 критических периодов в жизни детей»

Известны «5 критических периодов в жизни детей, каждому из которых присущи особенности иммунитета.

  1. Первые 28 дней жизни, когда дети имеют иммунитет, полученный от матери. Отсутствие материнских антител от какой-либо инфекции, повышает чувствительность ребёнка. Так называемый первый перекрёст в формуле белой крови на пятые сутки жизни устанавливает преобладание лимфоцитов. В это время очень важно сохранять грудное вскармливание. Однако в этом периоде недостаточен неспецифический иммунный ответ за счет неразвитого фагоцитоза(слабая способность зернистых лейкоцитов локализовать инфекции и разрушать возбудителя)
  1. В 3-6 месяцев происходит разрушение материнских антител. Период, когда формируется активный иммунитет. Дети подвержены ОРВИ, кишечным инфекциям, пищевым аллергиям и нуждаются дополнительных факторах (например, вакцинации) для поднятии иммунитета.
  2. Около 2 лет, когда ребёнок активно познаёт мир, могут проявляться атопический диатез, врождённые аномалии.
  3. В 4-6 лет уже накоплен активный иммунитет, сформированный благодаря перенесённым инфекционным заболеваниям и вакцинации. Возможно возникновение острых процессов и хронических заболеваний.
  4. В 12-15 лет происходит бурная гормональная перестройка. Повышенная секреция половых гормонов сочетается с уменьшением размеров лимфоидных органов. Время окончательного формирования типов иммунного ответа. Одновременно организм ребёнка впервые сталкивается алкоголем, курением, наркотиками.

Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Часто болеющий ребёнок – совсем не редкость. Зачастую источник повторяющихся заболеваний – снижение иммунитета.

Явные признаки ослабленного иммунитета: хроническая усталость, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость, бессонница, ломота в мышцах и суставах, частые простудные заболевания и обострения герпеса, длительные повышения температуры, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

На формировании и уровне иммунитета у ребёнка могут сказаться различные факторы.

3.3. Восстановление иммунитета

Восстановление иммунитета у детей может быть двух видов.

Для специфической иммунокоррекции применяются препараты, непосредственно воздействующие на иммунную систему и помогающие в эффективном лечении ОРВИ:

  • Иммуностимуляторы, способствующие возрастному созреванию иммунной системы,
  • Индукторы иммунологической толерантности, повышающие активность иммунной системы.
  • Иммуносупрессоры для поддержки иммунной системы
  • Эти препараты могут быть назначены врачом иммунологом и только после детального обследования состояния уровня иммунитета у конкретного ребенка.
  • При неспецифической иммунокорреции повысить иммунитет позволяют: правильное питание: разнообразная и качественная пища. Регулярное употребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов. Исключение из рациона консервантов, продуктов с избытком сахара. Отказ от диет и, с другой стороны, борьба с избыточным весом.
  • Витамины и минералы: витамины A, B5, C, D, F, PP, минералы - селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец.
  • Пробиотики - продукты, стимулирующие рост в организме полезных бактерий: репчатый лук и лук-порей, чеснок, бананы и артишоки.
  • Закаливание организма. Чередование низких и высоких температур: контрастный душ, обливание холодной водой, баня, сауна.
  • Природные средства: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник, а также травяные отвары и настои. Возможно использование и лекарственных средств, изготовленных на основе растительных адаптогенов, или применение индукторов интерферона (потенцируют выработку собственных интерферонов в организме) – анаферон детский, эргоферон.
  • Активный образ жизни, физические упражнения: гимнастика, бег и плавание, фитнес, аэробика, длительные пешие прогулки.
  • Расслабление. Правильное расслабление помогает эффективно бороться с последствиями стрессов. Спокойная музыка, позитивные мысли, дыхательная гимнастика.
  • Борьба с дисбактериозом: поддержание баланса полезных бактерий и палочек в кишечнике.
  • Полноценный сон. Спать нужно не менее 8 часов в сутки, а для детей дошкольного возраста оптимальным является продолжительность ночного сна -10 часов.

Глава 4 .

Вывод.

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.