Энциклопедия сказочных героев: "Огниво". Урок внеклассного чтения "Сказки Х.К

Во-первых, я люблю сказки. Во-вторых, обожаю использовать сказки как инструмент в индивидуальной терапии. Мне сразу становится понятнее о человеке, а человеку о своей жизни. Вы хотите больше узнать о себе? Прямо сейчас? Извольте. Прежде чем приступать к чтению анализа сказки, выполните одно простое, но очень мощное диагностическое упражнение. Постарайтесь вспомнить, какая сказка вам особенно нравилась в детстве. Запишите ее, прямо как помните. Не подглядывайте в книгу или интернет. Записали? Теперь можно двигаться дальше. Перечитайте ее в оригинале, так как вы читали раньше. Сравните оба образца.

Посмотрите, какие изменения вы внесли в сказку, что добавили от себя, а что наоборот убрали. Исказили ли вы смысл? О чем идет речь в измененной сказке? Именно этот материал и будет основой будущего анализа. Задайте себе вопрос, а чем из вашей реальной жизни идет речь? Мы подсознательно акцентируем внимание на том, что особенно важно и актуально именно для нас. На том, что требует нашего пристального внимания и развития.Что добавили от себя? Например, Петушок в сказке » Мороз Иванович» был всего лишь рисунком, а в моих личных воспоминаниях он смеялся над Ленивицей, когда она вернулась домой с сосульками вместо бриллиантов (оттуда страх перед неудачей - будут смеяться!). А о том, что вы в себе не принимаете говорят забытые отрывки сказки.

Еще интереснее с тем сказками, которые вызывают отвращение, страх и наибольшую тревожность. Именно они проявляют вашу тень.Такие сказки показывают то, что вы не хотите о себе знать. Но они очень важны и тем, что демонстрируют вам будущее (обратите внимание, как схож результат этого упражнения с гаданием на картах), то, над чем вам предстоит трудиться в ближайшее время, и к бабке не ходи!

Не поленитесь проделать это упражнение - и узнаете о себе много нового.

Что таит в себе Огниво

Старуха посылает солдата в подвал (бессознательное) и просит принести огниво - вещь, о которой солдат не имеет ни малейшего понятия. Огниво в данном случае символизирует ось Эго - самость, незримую связь между Самостью и Эго. Что это - давайте разберемся.

Эго и самость: почему мы ощущаем дискомфорт и желание «искать лучшей жизни»

Что такое Эго? Это та часть человеческой личности, которая осознается как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго - это то, что мы предъявляем миру. Самость по Юнгу - это архитепический образ наиполнейшего человеческого потенциала и единства личности как целого. Достижение целостности - процесс, путь, по которому движется человек.

Самость принадлежит бессознательным структурам, Эго - сознанию. По мнению Юнга, это зависимые друг от друга структуры, а ось призвана поддерживать связь между Эго и Самостью. Это происходит примерно так: человек, не достигший уровня целостности, ощущает некую потребность - недостаток «чего-то эдакого» внутри себя, поддет сигнал «наверх в сознание» через эту ось, Сознание реализует потребность во внешнем мире, как итог - человек счастлив. Но часто эта связь между Эго и Самостью отсутствует или прерывается, такое происходит, если у человека было сложное детство, его предавали родители, не любили в семье, мать была холодной и неласковой, или ребенок был нежеланным. В таком случае собственный внутренний мир для человека - потемки. И он опирается на то, что видит, на внешние ощущения, на разум, но это далеко не все в нашей жизни!

Подвал сокровищ разума

Солдат сначала интуитивно подчиняется Ведьме, лезет в подвал и встречается там со страшными собаками,которые, одна другой больше. Кто они? Это образ внутренней агрессии, неосознаваемой тени солдата. Однако герою удается усмирить их с помощью передника ведьмы. Очень интересный момент, здесь демонстрируется типичный механизм психологической защиты - подавления. Мать, которая не умеет контейнировать свои чувства, не справляется со своей агрессией, и потому пытается идеализировать свои отношения с ребенком, всем своим видом показывая, что злиться плохо, что тот, она не любит тех, кто злится, не разрешая выплеснуть ребенку гнев. Очень часто можно видеть людей, которые буквально кипят от агрессии и обиды, но если спросить их, что они чувствуют, то скажут же, что все у них отлично. Солдат подавляет волю собак с помощью синего клетчатого платка. Клетчатый узор здесь символизирует рамки, внутреннюю тюрьму эмоций

Сколько тут всего!

Что происходит с солдатом дальше? Он начинает судорожно набивать карманы найденными в подвале деньгами. Он бросается на медь, потом выбрасывает медяки и меняет их на серебро, а затем снова отбрасывает серебряные монеты и уже кидается за золотом. Обратите внимание, там где агрессия, там и деньги, и это не случайно. Тот кто научился управлять своей агрессией, направлять ее в позитивное русло успешный по жизни человек. Но для солдата это пока рано, он обретает богатство, которого отродясь не видел. И совершенно не представляет себе, как обращаться с полученным ресурсом. То есть наш герой приходит к успеху, не понимая основного механизма, как это происходит. У него это получилось по наущению Старухи. Единоразовая акция, случайность, фарт. В реальной жизни таких примеров тьма, например, когда человеку удалось получить выигрыш в лотерею, вмиг разбогатеть. Но где вы слышали завидную историю дальнейшего успеха таких людей? Мне не доводилось узнавать, что выигранные в лотерею миллионы были пущены на эффективные инвестиции. А вот про депрессии, огромные долги и даже самоубийства «счастливчиков» слышать доводилось. Удача - очень капризная дама, рассчитывать на которую в долгосрочной перспективе точно нельзя.

В плену у злодейки

Тем временем хитрая ведьма, по одной из версий, решила оставить нашего Героя, в подвале, забрав лишь Огниво, чтобы самой управлять жизнью Солдата. Как это можно объяснить? Задача негативной Матери - уничтожить. Когда в душе человека главенствует Архетип Негативной Матери можно говорить о захваченности этим архетипом, то есть человек словно в плену у чего-то неведомого, а архетип - сложный противник! Это такая мощная сила, что преодолеть захваченность можно только найдя его в себе и подружившись с ним. Например,знаменитая и даже по мнению многих гениальная актриса, Фаина Раневская была захвачена архетипом Трикстера, у нее была очень сложная личная и профессиональная судьба. Не смотря на свой несомненный талант, она не сыграла ни одной главной роли.

Если наблюдается захваченность архетипом негативной матери, то человек сделает все, чтобы уничтожить себя медленно или быстро: курение, алкоголь, наркотики, трудоголизм, пищевая зависимость, лишь то немногое, что можно выделить из списка. Зависимые отношения с противоположным полом, в общем все то, что делает человека несчастным, внутренне опустошенным, мертвым. И ядро личности должно быть достаточно сильным, чтобы победить свою негативную мать, стать сильнее ее, не пойти у нее на поводу. Это сравнимо с наркотическим опьянение, из которого не выбраться никогда. Но Солдат решителен, он выбрался из заточения, отрубил старухе голову и отнял своё. Здесь речь идет о психологической сепарации, отделении его от Плохой матери, что соответсвует 6 аркану Таро Влюбленные.

Солдат и вольная жизнь: гульба вразнос!

Что же делает солдат, который только что обрел нежданное богатство и расправился с хитрой ведьмой, чуть не запершей его в подвале? Он идет кутить! Деньги, которые не заработаны, а подарены судьбой, тратятся особенно легко. Этот период в жизни человека (и нашего солдата) соответствует аркану Колесница, он один из самых тяжелых. Этой картой заканчивается 2 цикл старших арканов Таро, на этом этапе ощущается огромное напряжение, надо научиться управлять колесницей, удерживать ее поводья, не опрокинуться и не застыть на месте, в иллюзии движения.

Самый простой пример такого сложного периода - начало работы в собственном бизнесе. Когда все деньги вложены в проект, в кармане - три копейки, но надо продержаться. Мы с мужем вспоминаем этот этап с содроганием. В холодильнике были одни яйца, без хлеба, аренду кабинета надо было оплачивать каждый месяц, и мы как-то умудрялись выкручиваться. Усилий было потрачено немало, но у нас в итоге все получилось.

А вот солдат, похоже, совсем не трудится. Даже не собирается думать о деле, как будто деньги в его кармане нескончаемые. Похоже, он летит на своей колеснице, потерявшей управление, в сторону ближайшей пропасти. Гуляет целыми днями, кутит, ведет праздный образ жизни. Он не разбирается в своем окружении, кто эти люди, зачем они здесь, что они делают рядом с ним? Солдат бросается своими деньгами направо и налево, и это даже не щедрость, это элементарное неумение ценить свои ресурсы. Он инфантилен и при этом склонен к нарциссизму, он чрезмерно уверен в своем могуществе, внезапно обретенном вместе с деньгами.

Кстати, стоит заметить, что богатство солдата в сказке - это не физическое золото, это его внутренние ресурсы, найденные в подвале бессознательного, это наработки будущих качеств, творческие порывы, идеи. Солдат опомнился уже тогда, когда у него осталось всего две монеты. Что это означает? Ситуацию, в которой человек опирался только на внешние атрибуты, на материальные ресурсы, и внезапно лишился своих привычных опор. Чтобы выжить, приходится включать внутренние ресурсы. А для того, чтобы осознать их нужно побыть в тишине. И это следующий этап.

Одиночество: испытание для разума

Солдат, оставшийся без денег, переезжает на верхний этаж, в мрачную каморку. И тут же теряет все свои социальные связи. «Никто из друзей не навещал его, - уж очень высоко было к нему подниматься!» Но за этими словами отлично читается другое: халява кончилась. Солдат больше не кормит, не поит и не развлекает бесконечных прилипал за свой счет.

У героя наступает период вынужденного отшельничества, что соответствует 9 аркану карт Таро. Надо уйти в себя и начать познавать собственную душу. Одиночество считается одним из мощнейших способов самопознания. Кстати, что интересно, у многих племен, сохранивших древние обычаи, существует обряд инициации, перехода из детства во взрослую жизнь, когда молодому человеку предписывается на несколько дней покинуть клан и уйти в лес или в саванну. Выжил - вернулся взрослым.

Солдату тоже одиночество пошло на пользу, он обнаружил великую силу Самости, случайно вспомнив об огниве, когда было нечем прикурить. Здесь тоже угадывается четкий символ, солдату нечем было разжечь внутренний огонь, все внешние источники погасли. Воспользовавшись огнивом, он понял его великую силу: «Огниво-то, выходит, прелюбопытная вещица: я могу получить все, что захочу!» И действительно, когда человек начинает прислушиваться к себе, своей интуиции, творит не от ума, а от сердца, он обретает настоящий успех в жизни.

Сила

А дальше начинают происходить чудеса. Солдат приручает при помощи огнива свою внутреннюю агрессию. Страшные собаки теперь служат герою, он храбро управляет ими. На сцене появляется 11 аркан Таро, Сила. Задача этого аркан - познать силу страсти, силу радости бытия, свои собственные силу и слабости. Посмотрите на иллюстрацию, где царевна спит на пушистом загривке собаки. Это же ровно, как в одиннадцатом аркане женщина открывает пасть льву. Намек на то, что только мягкостью можно приручить внутреннего зверя.

Царевна спит на пушистом загривке собаки

11 аркан Таро, Сила

Для солдата наступает период Силы, когда ему все удается, собаки приносят ему деньги, он переезжает в удобные апартаменты, друзья возвращаются из небытия, а затем появляется принцесса - Анима. Помните, что король и королева не желают отдавать свою венценосную дочь замуж за обычного солдата? Потому как мезальянс. Здесь мы наблюдаем запрет на отношения, поскольку все еще есть непризнание себя, своей личной уникальности - я простой солдат. И вроде как амбиций на принцессу, но себя герой все же недооценивает. Непорядок. Конечно, все должно измениться, иначе мечты так и останутся мечтами.

Тем не менее, солдат все равно нарушает запрет родителей, крадет принцессу с помощью скрытой агрессивной силы, чтобы увидеть хоть одним глазком. И … влюбляется в нее. «Солдат не утерпел и поцеловал ее, - он ведь был бравый воин, настоящий солдат». Признание внутри себя архетипов Анимы и Анимуса, мужчины и женщины, делает человека самодостаточным, способным на установление взаимоотношений с противоположным полом, проявлять любовь к другому.

Тайное проявляется.

Несколько раз солдату удается без последствий тайно увидеть принцессу, но сколь веревочке не виться… Солдатова хитрость раскрыта еще более хитрой королевой-матерью. Но проигрыш ли это? Увидим.

Такой поворот событий бывает во многих сказках: вроде бы счастье уже близко, но именно на этом этапе герой забывает нужное имя, делает глупость или оборачивается назад и застывает как соляной столб. Так было, например, в сказке «Иван -царевич и Серый волк». Именно на этом этапе Ивана сморил сон. Он ложится и беспробудно спит, а в это самое время его с богатой добычей увидели незадачливые старшие братья. И что же? Позарившись на дармовщинку, порезали младшенького на куски. Когда б не его верный друг - Волк, увидели бы мы Ивана живым? Не знаю…Это определенно 18 аркан Луна, самый опасный этап, недаром древние люди больше всего боялись Луну.

Заточение

Солдата посадили в тюрьму, что соответствует 16 аркану Башня, архетип, гордыня. Помните, что гордыня стоит на первом месте в иерархии смертных грехов? Поэтому солдату предстоит сломать старые представления о себе, о собственном всемогуществе. Происходит освобождение души, разрушение отжившей или наивной системы ценностей, это весьма болезненный процесс. Кто из нас не проходил через это?

Солдата хотят казнить. Замечу, не просто казнить, а повесить. На площади ставят виселицу. Что соответствует 12 аркану Повешенный. Задача этого этапа - в том, чтобы взглянуть на мир иначе, сойти привычных рельсов рассуждений. Повешенный символизирует тупик или ловушку, в которую угодили мы сами. Только произойти это должно по внутреннему позыву, а не по велению короля-эго.

Болтаться бы солдату, если бы не вовремя подоспевшая помощь, а мы ведь с вами помним, что наш герой чертовски везуч. И тут солдату помогают - его спонтанная, творческая часть проявляет себя. На помощь приходит мальчишка, единственный человек, который не отвернулся от него после переезда в каморку на верхотуре. Только ребенок с незамутненным сознанием и активностью способен к бескорыстности и забегам на последний этаж. А теперь взгляните на карту Солнце, там на белом коне сидит улыбающийся малыш, что соответствует архетипу ребенка. Именно мальчик спасает солдата - приносит огниво, то есть творческая часть активизирует связь Самость-Эго, указывая путь к обретению целостности.

И вот идет Суд, Солдата приговаривают. Здесь проигрывается 20 аркан Суд, на этом этапе мы и узнаем, кто же настоящий герой. У солдата сейчас достаточно сил,чтобы свергнуть короля-эго, ведь он управляет своей агрессией - огромными собаками. Они по приказу нашего героя подбрасывают кверху монарха и его присных, как мыльные пузыри. Старый король свержен, да здравствует, новый король!

Счастливый финал

Солдат воссоединяется с принцессой, своей Анимой, становится новым королем, то есть, иными словами, признает себя, пройдя сложнейший путь обретения самости. Это 21 Аркан - Мир. И как мы понимаем, после свадьбы история не заканчивается, начинается новый этап, новый цикл, новый виток спирали развития, но это уже совсем другая история.

А на каком жизненном этапе сейчас находитесь вы? Какой следующий шаг вам нужно сделать, чтобы продвинуться к своей заветной цели?

Иллюстрации Владислава Ерко

В сказке Г.Х.Андерсена "Огниво" волшебные предметы и волшебные существа действуют наравне с обычными людьми. Старое огниво, предназначенное в быту для высекания искр при растапливании камина либо при закуривании трубки - в сказке служит для вызова огромных волшебных собак. Волшебные собаки, в свою очередь, отличаются от обычных собак. Они не просто выдрессированы исполнять команды хозяина "принести тапочки" или "найти мячик". Эти собаки наделены интеллектом и способны противостоять интригам хитрых людей. Пример тому действия собаки, заметившей нарисованный мелом крест на гостинице хозяина и нарисовавшей такие же кресты на многих домах.

Главным героем сказки является простой солдат, отслуживший положенный срок. Основными характеристиками этого солдата являются прямолинейность, смелость, решительность и щедрость души. Приобретя много денег, солдат одаривал благами всех, кто оказывался рядом с ним. Он сочувствовал нищим и не скупился на подарки для друзей. Когда деньги закончились, солдат безропотно перебрался в каморку под крышей, не жалуясь на бедность.

Случайно обнаружив волшебные свойства старого огнива и снова обретя источник дохода, солдат не упрекал в вероломности и своекорыстии друзей, бросивших его в дни бедности, а по-прежнему проявлял щедрость и хлебосольство. Вероятно, именно о таком короле мечтают все простые люди: о короле, который щедр и внимателен к нуждам подчиненных в дни благоденствия государства, а при возникновении трудностей - терпит лишения вместе со своим народом.

В финале сказки солдат, с помощью волшебных собак, расправляется с врагами, желающими ему смерти только за то, что простой солдат посмел влюбиться в принцессу. Солдат освобождает принцессу из заточения и становится ее мужем. Народ избирает солдата королем вместо уничтоженных волшебными собаками предыдущих правителей . У каждого человека есть скрытые ресурсы, какие-то очень важные и полезные качества, о которых даже он сам не догадывается или очень редко использует. В экстренных ситуациях включаются эти скрытые резервы, особенно когда речь идёт о спасении жизни. В сказке Огниво, собаки как раз символизируют такие, до поры до времени, не используемые возможности.

Важные выводы: во-первых, никогда нельзя загонять человека в безвыходную ситуацию, рассчитывая на его кажущуюся слабость и социальную незащищённость. Можно получить неожиданно сильный и эффективный отпор. Во-вторых, если ваша собственная жизненная ситуация кажется безвыходной, вами овладевает паника и отчаяние - подумайте, про какие ваши скрытые ресурсы и возможности вы забыли. Безвыходных ситуаций не бывает!

И даже тогда, когда собственные силы на исходе, но человек живет в соответствии с законами совести - справедливость восторжествует. Если человек способен по-солдатски честно и решительно двигаться к намеченной цели - то он своего добьется; сама жизнь раскидает в стороны всякого рода препятствующих интриганов и хитрецов, как это сделали в сказке волшебные собаки .

Цели урока:

  1. Обобщить знания детей по прочитанной сказке Г.Х.Андерсена.
  2. Расширить представление учащихся о творчестве великого сказочника Андерсена.
  3. Развивать речь, мышление, умение работать с текстом.
  4. Воспитать любовь к литературному чтению.

Оборудование: глобус, фрагменты иллюстраций по сказке Г.Х. Андерсена.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель: Дети, у нас урок внеклассного чтения. Уточните.

Дети: Урок домашнего чтения.

Учитель: Что это означает?

Дети: Мы самостоятельно дома читаем произведение - сказку "Огниво" Г.Х. Андерсена.

Учитель (показывает на глобус): Дети, есть на севере Европы страна Дания, столица которой Копенгаген. Вот сюда и предстоит нам сегодня совершить увлекательное путешествие. Почему именно эта страна заинтересовала нас? Догадались?

Дети: Эта страна связана с именем великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Датский писатель Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсев семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он о многом. Чего он только не переделал за юные годы - и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев.

В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но директора театра привлек не актерский талант, а писательский дар Г. Андерсена.

В 1835 году он издает три сборника своих произведений "Сказки, рассказанные для детей". Так постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки "Стойкий оловянный солдатик", "Гадкий утенок", "Дюймовочка" и многие другие.

Андерсен достиг своего!. Он стал всемирно знаменит. Всего Андерсен написал 170 сказок.

IV. Проверка домашнего задания.

Учитель: Вы дома прочитали сказку "Огниво". Проверить, как вы поняли содержание сказки, мне поможет цифровой диктант. Условимся: Я читаю предложение - утверждение. Если вы "согласны" - то ставите цифру "1", не согласны - "0". Будьте внимательны. Вот этот тест:

  1. Солдат шел домой с войны.
  2. Солдат встретил на дороге фею (ведьму).
  3. Деньги находились в реке (в дупле дерева).
  4. Внутри дупла было три комнаты.
  5. Сундуки охраняли солдаты (собаки).
  6. Во второй комнате хранилось золото (серебро).
  7. Солдат достал из дерева огниво.
  8. Солдат набрал серебра (золота).
  9. Солдат хотел посмотреть на принцессу.
  10. Фрейлина следила за принцессой.
  11. Король сшил маленький мешочек (королева).
  12. В мешочек насыпали риса (гречку).
  13. Мальчик помог солдату и принес огниво.
  14. Собаки спасли солдата.

Ответы на этот тест: 100100101110011 записанные на доске - открыть. Тест предложить проверить детям взаимопроверкой (в парах). Работы собрать в конце урока.

Физминутка.

V. Заочное путешествие в "Художественный салон".

Дети представьте себе художественный салон, в котором вы видите иллюстрации к сказкам Г.Х. Андерсена. Ваша задача: узнать сказку и составить по фрагменту устное мини-сочинение. (Учитель показывает иллюстрацию, дети отвечают).

- "Снежная королева". В тот вечер, когда Кай вернулся домой и уже почти совсем разделся перед сном, он вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглые окошечки. Он увидел женщину, закутанную в белый тончайший тюль. Женщина эта, необычайно прекрасная была вся изо льда, и живая.

- "Стойкий оловянный солдатик". Мальчику в день рождения подарили 25 оловянных солдатиков. Лишь один отличался от своих братьев. Мальчик расставил свои игрушки на столе. Игрушек было много, но красивее всех были чудесный замок из картона и красавица-танцовщица. Она стояли на одной ножке. "Вот бы мне такую жену" - подумал оловянный солдатик

- "Русалочка". Когда Русалочка очнулась, перед ней стоял красавец принц. Она потупилась и увидела, что рыбий хвост исчез. Русалочку разодели в шелк и муслин.

- "Дюймовочка". В саду протекал широкий ручей. Здесь жила жаба со своим гадким и противным сыном. Когда Дюймовочка проснулась рано утром и увидела куда попала, то горько заплакала. Кругом куда не посмотришь вода, и ей никак не перебраться на берег. - Вот мой сынок! Он будет твоим мужем.

- "Гадкий утенок". Гнездо было уже пустым. Осталось последнее яйцо. Наконец, треснула скорлупа самого большого яйца, и из него вывалился огромный безобразный птенец.

-"Огниво".

VI. Работа по содержанию сказки "Огниво" (рисунка 6).

Словарная работа: "огниво" - словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой определяет его как кусок камня для высекания огня.

Вопросы по содержанию сказки "Огниво":

Дети понравилась ли вам сказка? Какой эпизод запомнился особенно?

Кто главный герой сказки?

Кто встретил солдата на дороге?

Что ведьма предложила солдату?

Согласился ли солдат на предложение ведьмы?

Почему солдат не согласился отдать ведьме огниво?

Расскажите, как зажил солдат в городе, имея много денег?

Кого захотел увидеть солдат? (Подтвердите текстом, стр. 5)

Как солдат раскрыл тайну огнива?

Как собака помогла солдату снова стать богатым?

Какой сон рассказала принцесса родителям? (Найдите в тексте ответ и прочитайте его, стр. 7)

Расскажите, почему фрейлине не удалось выследить собаку?

Что придумала умная королева?

Прочитайте в тексте то место, как солдат оказался в тюрьме и кто помог солдату добыть огниво? (стр. 8-9)

Какое последнее желание произнес солдат?

Как солдату удалось избежать смерти?

Итог урока

Учитель: - Дети, подведем итог урока! На ваш взгляд, к какому виду сказок можно отнести сказку "Огниво"?:

Правильно, сказка волшебная.

Огниво - это выходит, что за штучка?

И в заключение урока, я хочу, чтобы вы дали оценку главному герою сказки. Каков он - солдат?

Ответы детей:

Ради любви, счастья.

Наш герой много пережил в жизни - были неудачи. Но он был находчивым, щедрым, смелым, добродушным.

Учитель: А деньги, много денег - всегда ли это в жизни важно? (Следует размышление учеников)

Учитель: И так дети, главный вывод урока.

Победа любви и добра - это главная мысль сказки.

Используемая литература

  1. Андерсен Г.Х. Сказки / Г.Х. Андерсен. - Лениздат, 1990г.
  2. Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: "Просвещение", 1985г.

|| Презентация || Литературный анализ || План || Солдат — главный герой


Главная мысль сказки (мораль сказки):

Находчивость спасает положение даже в самой сложной ситуации.

Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у неё до самой груди.

— Здорово, служивый! — сказала она. — Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.

— Спасибо, старая ведьма! — сказал солдат.

— Видишь вон то старое дерево? — сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалёку. — Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя верёвкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.

— Зачем мне туда лезть? — спросил солдат.

— За деньгами! — сказала ведьма. — Знай, что когда ты доберёшься до самого низа, то увидишь большой подземный ход; в нём горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Ты увидишь три двери; можешь отворить их, ключи торчат снаружи. Войди в первую комнату; посреди комнаты увидишь большой сундук, а на нём собаку: глаза у неё, словно чайные чашки! Но ты не бойся! Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу, а сам живо подойди и схвати собаку, посади её на передник, открой сундук и бери из него денег вволю. В этом сундуке одни медяки; захочешь серебра — ступай в другую комнату; там сидит собака с глазами, как мельничные колёса! Но ты не пугайся: сажай её на передник и бери себе денежки. А захочешь, так достанешь и золота, сколько сможешь унести; пойди только в третью комнату. Но у собаки, что сидит там на деревянном сундуке, глаза — каждый с круглую башню. Вот это собака! Злющая-презлющая! Но ты её не бойся: посади на мой передник, и она тебя не тронет, а ты бери себе золота, сколько хочешь!

— Оно бы недурно! — сказал солдат. — Но что ты с меня за это возьмёшь, старая ведьма? Ведь что-нибудь да тебе от меня нужно?

— Я не возьму с тебя ни полушки! — сказала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.

— Ну, обвязывай меня верёвкой! — приказал солдат.

— Готово! — сказала ведьма. — А вот и мой синий клетчатый передник!

Солдат влез на дерево, спустился в дупло и очутился, как сказала ведьма, в большом проходе, где горели сотни ламп.

Вот он открыл первую дверь. Ох! Там сидела собака с глазами, как чайные чашки, и таращилась на солдата.

— Вот так молодец! — сказал солдат, посадил пса на ведьмин передник и набрал полный карман медных денег, потом закрыл сундук, опять посадил на него собаку и отправился в другую комнату. Ай-ай! Там сидела собака с глазами, как мельничные колёса.

— Нечего тебе таращиться на меня, глаза заболят! — сказал солдат и посадил собаку на ведьмин передник. Увидев в сундуке огромную кучу серебра, он выбросил все медяки и набил оба кармана и ранец серебром. Затем солдат пошёл в третью комнату. Фу ты пропасть! У этой собаки глаза были ни дать ни взять две круглые башни и вертелись, точно колёса.

— Моё почтение! — сказал солдат и взял под козырёк. Такой собаки он ещё не видывал.
Долго смотреть на неё он, впрочем, не стал, а взял да и посадил на передник и открыл сундук. Батюшки! Сколько тут было золота! Он мог бы купить на него весь Копенгаген, всех сахарных поросят у торговки сластями, всех оловянных солдатиков, всех деревянных лошадок и все кнутики на свете! На всё хватило бы! Солдат повыбросил из карманов и ранца серебряные деньги и так набил карманы, ранец, шапку и сапоги золотом, что еле-еле мог двигаться. Ну, наконец-то он был с деньгами! Собаку он опять посадил на сундук, потом захлопнул дверь, поднял голову и закричал:

— Тащи меня, старая ведьма!

Огниво взял? — спросила ведьма.

— Ах чёрт, чуть не забыл! — сказал солдат, пошёл и взял огниво.

Ведьма вытащила его наверх, и он опять очутился на дороге, только теперь и карманы его, и сапоги, и ранец, и фуражка были набиты золотом.

— Зачем тебе это огниво? — спросил солдат.

— Не твоё дело! — ответила ведьма. — Получил деньги, и хватит с тебя! Ну, отдай огниво!

— Как бы не так! — сказал солдат. — Сейчас же говори, зачем тебе оно, не то вытащу саблю да отрублю тебе голову.

— Не скажу! — упёрлась ведьма.

Солдат взял и отрубил ей голову. Ведьма повалилась мёртвая, а он завязал все деньги в её передник, взвалил узел на спину, сунул огниво в карман и зашагал прямо в город.

Город был чудесный; солдат остановился на самом дорогом постоялом дворе, занял самые лучшие комнаты и потребовал все свои любимые блюда — теперь ведь он был богачом!

Слуга, который чистил приезжим обувь, удивился, что у такого богатого господина такие плохие сапоги, но солдат ещё не успел обзавестись новыми. Зато на другой день он купил себе и хорошие сапоги и богатое платье. Теперь солдат стал настоящим барином, и ему рассказали обо всех чудесах, какие были тут, в городе, и о короле, и о его прелестной дочери, принцессе.

— Как бы её увидать? — спросил солдат.

— Этого никак нельзя! — сказали ему. — Она живёт в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят!

«Вот бы на неё поглядеть!» — подумал солдат.

Да кто бы ему позволил?!

Теперь-то он зажил весело: ходил в театры, ездил кататься в королевский сад и много помогал бедным. И хорошо делал: он ведь по себе знал, как плохо сидеть без гроша в кармане! Теперь он был богат, прекрасно одевался и приобрёл очень много друзей; все они называли его славным малым, настоящим кавалером, а ему это очень нравилось. Так он всё тратил да тратил деньги, а вновь-то взять было неоткуда, и осталось у него в конце концов всего-навсего две денежки! Пришлось перебраться из хороших комнат в крошечную каморку под самой крышей, самому чистить себе сапоги и даже латать их; никто из друзей не навещал его, — уж очень высоко было к нему подниматься!

Раз как-то, вечером, сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег на свечку; он и вспомнил про маленький огарочек в огниве, которое взял в подземелье, куда спускала его ведьма. Солдат достал огниво и огарок, но стоило ему ударить по кремню, как дверь распахнулась, и перед ним очутилась собака с глазами, точно чайные чашки, та самая, которую он видел в подземелье.

— Что угодно, господин? — пролаяла она.

— Вот так история! — сказал солдат. — Огниво-то, выходит, прелюбопытная вещица: я могу получить всё, что захочу! Эй ты, добудь мне деньжонок! — сказал он собаке. Раз — её уж и след простыл, два — она опять тут как тут, а в зубах у неё большой кошель, набитый медью! Тут солдат понял, что за чудное у него огниво. Ударишь по кремню раз — является собака, которая сидела на сундуке с медными деньгами; ударишь два — является та, которая сидела на серебре; ударишь три — прибегает собака, что сидела на золоте.

Солдат опять перебрался в хорошие комнаты, стал ходить в щегольском платье, и все его друзья сейчас же узнали его и ужасно полюбили.

Вот ему и приди в голову: «Как это глупо, что нельзя видеть принцессу. Такая красавица, говорят, а что толку? Ведь она век свой сидит в медном замке, за высокими стенами с башнями. Неужели мне так и не удастся поглядеть на неё хоть одним глазком? Ну-ка, где моё огниво?» И он ударил по кремню раз — в тот же миг перед ним стояла собака с глазами, точно чайные чашки.

— Теперь, правда, уже ночь, — сказал солдат. — Но мне до смерти захотелось увидеть принцессу, хоть на одну минуточку!

Собака сейчас же за дверь, и не успел солдат опомниться, как она явилась с принцессой. Принцесса сидела у собаки на спине и спала. Она была чудо как хороша; всякий сразу бы увидел, что это настоящая принцесса, и солдат не утерпел и поцеловал её, — он ведь был бравый воин, настоящий солдат.

Собака отнесла принцессу назад, и за утренним чаем принцесса рассказала королю с королевой, какой она видела сегодня ночью удивительный сон про собаку и солдата: будто она ехала верхом на собаке, а солдат поцеловал её.

— Вот так история! — сказала королева.

И на следующую ночь к постели принцессы приставили старуху фрейлину — она должна была разузнать, был ли то в самом деле сон или что другое.

А солдату опять до смерти захотелось увидеть прелестную принцессу. И вот ночью опять явилась собака, схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть, но старуха фрейлина надела непромокаемые сапоги и пустилась вдогонку. Увидав, что собака скрылась с принцессой в одном большом доме, фрейлина подумала: «Теперь я знаю, где их найти!» — взяла кусок мела, поставила на воротах дома крест и отправилась домой спать. Но собака, когда понесла принцессу назад, увидала этот крест, тоже взяла кусок мела и наставила крестов на всех воротах в городе. Это было ловко придумано: теперь фрейлина не могла отыскать нужные ворота — повсюду белели кресты.
Рано утром король с королевой, старуха фрейлина и все офицеры пошли посмотреть, куда это ездила принцесса ночью.

— Вот куда! — сказал король, увидев первые ворота с крестом.

— Нет, вот куда, муженёк! — возразила королева, заметив крест на других воротах.

— Да и здесь крест и здесь! — зашумели другие, увидев кресты на всех воротах. Тут все поняли, что толку им не добиться.

Но королева была женщина умная, умела не только в каретах разъезжать. Взяла она большие золотые ножницы, изрезала на лоскутки штуку шёлковой материи, сшила крошечный хорошенький мешочек, насыпала в него мелкой гречневой крупы, привязала его на спину принцессе и потом прорезала в мешочке дырочку, чтобы крупа могла сыпаться на дорогу, по которой ездила принцесса.

Ночью собака явилась опять, посадила принцессу на спину и понесла к солдату; солдат так полюбил принцессу, что начал жалеть, отчего он не принц, — так хотелось ему жениться на ней.
Собака и не заметила, что крупа сыпалась за нею по всей дороге, от самого дворца до окна солдата, куда она прыгнула с принцессой. Поутру король и королева сразу узнали, куда ездила принцесса, и солдата посадили в тюрьму.

Как там было темно и скучно! Засадили его туда и сказали: «Завтра утром тебя повесят!» Очень было невесело услышать это, а огниво своё он позабыл дома, на постоялом дворе.

Утром солдат подошёл к маленькому окошку и стал смотреть сквозь железную решётку на улицу: народ толпами валил за город смотреть, как будут вешать солдата; били барабаны, проходили полки. Все спешили, бежали бегом. Бежал и мальчишка-сапожник в кожаном переднике и туфлях. Он мчался вприпрыжку, и одна туфля слетела у него с ноги и ударилась прямо о стену, у которой стоял солдат и глядел в окошко.

— Эй ты, куда торопишься! — сказал мальчику солдат. — Без меня ведь дело не обойдётся! А вот, если сбегаешь туда, где я жил, за моим огнивом, получишь четыре монеты. Только живо!
Мальчишка был не прочь получить четыре монеты, он стрелой пустился за огнивом, отдал его солдату и… А вот теперь послушаем!

За городом построили огромную виселицу, вокруг стояли солдаты и сотни тысяч народу. Король и королева сидели на роскошном троне прямо против судей и всего королевского совета.

Солдат уже стоял на лестнице, и ему собирались накинуть верёвку на шею, но он сказал, что, прежде чем казнить преступника, всегда исполняют какое-нибудь его желание. А ему бы очень хотелось выкурить трубочку, — это ведь будет последняя его трубочка на этом свете!

Король не посмел отказать в этой просьбе, и солдат вытащил своё огниво. Ударил по кремню раз, два, три — и перед ним предстали все три собаки: собака с глазами, как чайные чашки, собака с глазами, как мельничные колёса, и собака с глазами, как круглая башня.

— А ну помогите мне избавиться от петли! — приказал солдат.

И собаки бросились на судей и на весь королевский совет: того за ноги, того за нос да кверху на несколько сажен, и все падали и разбивались вдребезги!

— Не надо! — закричал король, но самая большая собака схватила его вместе с королевой и подбросила их вверх вслед за другими. Тогда солдаты испугались, а весь народ закричал:

— Служивый, будь нашим королём и возьми за себя прекрасную принцессу!

Солдата посадили в королевскую карету, и все три собаки танцевали перед ней и кричали «ура». Мальчишки свистели, засунув пальцы в рот, солдаты отдавали честь. Принцесса вышла из своего медного замка и сделалась королевой, чем была очень довольна. Свадебный пир продолжался целую неделю; собаки тоже сидели за столом и таращили глаза.

Опорные слова к сказке Андерсена «Огниво»

солдат, старая ведьма, старое дерево, лезть, дупло, огниво, двери, собаки, глаза, сундуки, монеты, передник, отрубил голову, кремень, принцесса, король и королева, башня, увидеть принцессу, ночь, поцелуй, фрейлина, разузнать, крест, гречневая крупа, темница, мальчик-сапожник, сбегаешь, висилица, последнее желание, свадьба

Чему учит сказка «Огниво» (суть сказки)

Эта сказка учит в первую очередь находчивости — тому, что даже в самой сложной ситуации можно найти выход.

В интернете вы встретитесь с мнением, что мораль этой сказки многим кажется неоднозначной. Солдат убивает ведьму только за то, что она не сказало ему правду, целует принцессу без ее согласия, а в конце и того хуже — по его приказу собаки убивают кучу народа, в том числе мать и отца принцессы. При этом сама принцесса рада радёхонька выскочить за муж за малознакомого ей солдата.

Всё это так... Но дело в том, что эту сказку, да и любую другую нельзя воспринимать столь буквально. Это иносказательный язык, в чём-то утрированный. Поэтому самым лучшим выходом будет её прочтение вместе с ребёнком с последующим обсуждением. Дети, в отличии от большинства взрослых, понимают язык сказки и умеет находить в ней главное, не обращая внимание на определенные детали повествования.

Андерсен Ганс-Христиан сказка "Огниво"

Главные герои сказки "Огниво" и их характеристика

  1. Солдат, хитрый, смекалистый. Легкомысленный, хотел жить на широкую ногу, не знал счету деньгам. Жестокий и безжалостный, не пожалел ни ведьмы, ни короля с королевой
  2. Ведьма, старая и страшная. Всегда всех обманывала, а тут ее солдат обманул.
  3. Король с королевой, родители принцессы, заботливые, осторожные. Были убиты солдатом.
  4. Собаки, с огромными глазами, послушные и верные, осмотрительные - кресты рисовали на всех дверях.
План пересказа сказки "Огниво"
  1. Солдат встречает ведьму
  2. Ведьма дает инструкцию
  3. Солдат лезет в дупло
  4. Три собаки и три сундука
  5. Огниво
  6. Смерть ведьмы
  7. Роскошная жизнь солдата
  8. Бедность и тайна огнива
  9. Поцелуй принцессы
  10. Кресты на дверях
  11. Мешок гречки
  12. Тюрьма
  13. Мальчишка
  14. Появление собак
  15. Свадьба
Кратчайшее содержание сказки "Огниво" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Встретил раз солдат ведьму и попросила та достать ей из дупла огниво, а самому денег взять
  2. Взял солдат деньги, убил ведьму, забрал и огниво.
  3. Жил солдат богато, но все деньги потратил и раскрыл секрет огнива.
  4. Стал он по ночам к себе принцессу просить принести, целовал ее, а король с королевой его выследили
  5. Хотели солдата казнить, а он попросил мальчишку огниво принести
  6. Вызвал солдат собак, те и убили короля с королевой, а солдат на их дочери женился.
Главная мысль сказки "Огниво"
Нельзя быть жадным и скупым, и если есть у тебя много денег, делись ими с бедными.

Чему учит сказка "Огниво"
Сказка эта учит не верить старым ведьмам. Учит тому, что от судьбы не уйдешь, сколько не прячь принцессу в замке. Учит не видеть преград на пути к своей цели. Учит тому, что тесть с тещей - лишняя помеха на пути к счастливому браку.

Отзыв на сказку "Огниво"
Сказка эта оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, бедный солдат достиг своего счастья, помогал бедным, никогда не жадничал и в итоге женился на принцессе. С другой стороны, он убил столько невинных людей, что сочувствовать ему сложно. Даже родителей своей принцессы не пожалел.
Сказка конечно интересная, но слишком жестокая.

Пословицы к сказке "Огниво"
Если воля тверда, цель достигнешь всегда.
Не думалось жить богато, да пришлось.
Думала теща, что пятерым не съесть, а зять сел, да за один присест и съел.
Жених весел - всей свадьбе радость.

Краткое содержание краткий пересказ сказки "Огниво"
Шел по дороге солдат, а навстречу ему старая ведьма, страшная просто жуть берет. Пообещала ведьма солдату, что будет у него денег, сколько он захочет. А для этого надо просто в дупло старое залезть и принести оттуда огниво, которое забыла бабка ведьмы.
Согласился солдат с этим предложением, полез в дупло.
Видит дверь, за дверью на сундуке собака сидит с глазами, что чайные блюдца. Поставил солдат собаку на ведьмин передник, она его и не тронула. Набрал солдат меди. Пошел во вторую комнату, там собака с глазами, что мельничные колеса. Набрал здесь солдат серебра. Пошел в третью комнату, там собака с глазами, что высокая башня. Набрал здесь солдат золота, медь с серебром выкинул.
Возвращается, кричит, чтобы тянула его ведьма, а та про огниво спрашивает. Вернулся солдат, взял огниво.
Вытянула солдата ведьма, а солдат огниво отдавать не хочет. Спрашивает,зачем оно ведьме. Та молчит, не отвечает. Отрубил ей солдат голову и в город пошел.
Устроился солдат на постоялом дворе, кутит, гуляет, друзей завел. Но деньги его быстро кончились и стал солдат снова бедным. Вот решил он свечку зажечь, достает огниво, чирк, а тут собака волшебная появляется, спрашивает, чего солдат хочет. Попросил солдат мешок денег и собака тут же его доставила.
Понял солдат, что за чудесное огниво ему досталось. Попросил он принцессу ему принести. Принесла собака принцессу, очень хорошенькую. Поцеловал ее солдат, да назад велел собаке отнести.
А принцесса утром свой сон рассказывает, словно на собаке каталась и солдат ее целовал. Решили король с королевой проверить сон, приставили к принцессе фрейлину.
Фрейлина заметила собаку, и пометила крестом дом, где солдат жил. А собака взяла и кресты на всех домах поставила.
Утром пошли король с королевой, а на всех дверях кресты. Тогда королева дала принцессе мешок с гречкой, а в мешке дырочку сделала.
Ночью солдат попросил собаку принцессу принести, а гречка просыпалась и след указала.
Схватили солдата, в тюрьму посадили, казнить хотят.
Солдат попросил мальчишку принести ему огниво и последнее желание просит - покурить. Не посмел король отказать солдату, тот чиркнул огнивом, собаки и появились.
Стали судей подбрасывать так высоко, что те падали и разбивались. А потом и короля с королевой подбросили.
Народ стал просить солдата королем стать, а солдат женился на принцессе и свадьбу сыграл.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Огниво"