Программа по внеклассному чтению в коррекционной школе. Обучение технике чтения учащихся, имеющих особенности в развитии

У учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида формируется навык правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения.

Правильное чтение – это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Для формирования навыка правильного чтения у детей данной категории используются специальные упражнения, цель которых установление связи между зрительными и речедвигательными образцами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, запоминание читаемых слогов и слов, единство процессов восприятия и осмысления слов:

    дифференциация сходных слогов и слов (ла-ра, ма-мя);

    чтение слогов и слов по подобию (Маша, Даша, Паша);

    чтение слогов и слов с подготовкой (ра-гра-грач);

    чтение слов, отличающихся 1-2 буквами (кто-кот);

    чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни (прошел-просмотрел);

Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока. Для этого указанные упражнения используются на этапе речевой зарядки, с этой же целью используются чтение «по цепочке», чтение по абзацам, по эстафете, выборочное чтение.

Формированию правильного чтения может способствовать наблюдение учащихся за чтением: медленное чтение текста учителем – учащиеся следят указкой по книге, комбинированное чтение (часть текста читается вместе с детьми хором), сопряженное чтение (вместе – учитель и учащиеся) и т. д.

Беглое чтение – это чтение в таком темпе, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение (средний темп – 100-180 слов в минуту). Основой для развития данного качества является достаточный запас представлений об окружающем мире.

Основными приемами работы являются следующие:

    многократное чтение текста разными способами;

    речевая зарядка (в начале урока учащиеся читают текст на карточках «про себя», вслух, отвечают на вопросы по прочитанному);

    чтение в тексте отрывков синтетически (целыми словами) и аналитически (по слогам, с разбором трудных слов и предложений);

    смысловая догадка (умение прогнозировать отдельные слова, словосочетания, дальнейшее развитие сюжета – по заголовку определить, о чем идет речь в тексте; какой рассказ можно составить по иллюстрации; придумать окончание рассказа по его первой части; вставить пропущенные слова в предложение);

    зрительные диктанты (речевой материал прочитывается, анализируется, запоминается, далее текст или предложения закрываются, дети воспроизводят его в устной или письменной форме, а затем сравнивают с образцом).

Выразительное чтение – это такое чтение, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание произведения.

Интонация – это совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны и проявляющихся в последовательных изменениях высоты тона, ритма, темпа речи, силы звучания, тембра голоса.

Приемы выработки навыка выразительного чтения:

    отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок для выработки четкой артикуляции звуков речи, хорошей дикции и правильного дыхания;

    хоровое чтение – для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя;

    подражание образцу выразительного чтения;

    чтение по ролям, драматизация текста;

    специальные упражнения по формированию умений сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств (выделение голосом названного слова, произнесение фраз с разной интонацией);

    разметка текста и последующее прочтение с ее учетом.

Сознательное чтение – это такое чтение, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста. Основными видами работы для формирования данного качества являются: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, первоначальное выразительное чтение текста педагогом, повторное чтение текста учащимися, анализ прочитанного текста, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика литературных героев.

    подготовка учащихся к восприятию текста может включать экскурсии в природу, на производство, демонстрацию предметов, картин, беседу, просмотр видео- диа- фильмов;

    словарная работа предусматривает анализ слов, несущих большую смысловую нагрузку в тексте: совершенно незнакомые слова детям педагог объясняет на этапе подготовительной работы, другие слова разбираются после прочтения текста в ходе его анализа, особое внимание уделяется работе над образной лексикой;

    анализ текста проводится по вопросам учителя, направленным на выделение основных смысловых единиц текста, действующих лиц, их поступков и мотивов, определение последовательности событий и их причинно-следственной обусловленности;

    закрепление содержания прочитанного текста происходит в ходе работы с иллюстрациями к тексту «словесного рисования», составления характеристики литературного героя;

    различные виды пересказов (краткий, полный, выборочный, сжатый, с изменением лица рассказчика), планы (картинный, словесный, простой, сложный, цитатный).

Программа занятий по внеклассному чтению в коррекционных школах для детей YIII вида

«Любите книгу всей душой! Она не только ваш

лучший друг, но и до конца верный спутник»

Эрнест Миллер Хемингуэй.

Пояснительная записка

Всегда велась и ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Сегодня отмечается снижение интереса к чтению у детей. Перед учителем стоит задача- построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало культурных, нравственных, и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.

В наш век научно- технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Проблема формирования правильного, сознательного и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка.

Формирование читательского интереса у школьников в условиях специальной коррекционной школы- интерната YIII вида характерно значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу, исходя из своих возможностей.

На своих уроках я стараюсь пробуждать у воспитанников любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся.

Но первоначальные результаты диагностики уровня читательского интереса к книге поставила перед собой 2 проблемы:

Как сделать чтение интересной и желанной деятельностью

Как обеспечить учащемуся эффективное восприятие и осознание прочитанного.

Решению этих проблем может служить программа по внеклассному чтению, направленная на повышение уровня читательского интереса у учащихся. При разработке программы руководствовалась «Методикой обучения русскому языку» Воронковой Н.Н., и «Методикой внеклассного чтения» Светловской Н.А.

Цель программы:

Обогащение внутреннего мира ребенка через книгу.

Повышение уровня читательского интереса у учащихся с ОВР

Развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности

Подготовить детей к восприятию словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии и красоты, учит понимать прекрасное в жизни.

Формирование эколого- валеологических компетенций на уроках внеклассного чтения.

Задачи программы;

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Формировать умения воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащегося, воспитывать художественный вкус.

Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо)

Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения, желание

преодолевать трудности чтения.

Расширение знаний о литературных произведениях.

Формирование первичных представлений о произведениях казахских, зарубежных и

русских писателей.

Воспитание бережного отношения к книге.

Межпредметная связь

Межпредметные связи осуществляются с такими дисциплинами, как:

Казахский язык (запоминание и проговаривание специфических звуков ә,ң,ғ,ү,ұ,қ,ө,һ, правильная постановка ударения)

Русский язык и чтение (расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, высокой культуры речи)

Естествознание и география (человек и его взаимоотношения с окружающей средой)

Родиноведение (сведения об этнокультуре и быте казахского народа)

Мир вокруг (обогащает представление об окружающем мире)

Изодеятельность (дает возможность выразить свои эмоции и чувства на бумаге)

Пути реализации программы:

Формы и виды работы:

Урок – путешествие

Урок- рассуждение

Урок- спектакль

Уроки- экскурсии в прошлые военные года

Урок- конференция

Викторины

Литературный час

Частично- поисковая работа

Работа по иллюстрациям, рисование

Видеопросмотр

В программу для внеклассного чтения входят произведения литературы – казахская и русская поэзия, произведения Т.Алексеева, Н.Носова, М.Пришвина, А.Пушкина, В.Короленко, Л.Толстого, Г. Троепольского, Р. Фраермана, Б.Полевого, Т.Кажебаева, М.Абылкасымова, М.Кабанбаева,У. Турманжанова, Ж. Карменова, Ж. Мулдагалиева, К. Идрисова, М. Ауэзова, М. Гумерова, М. Сундетова, А. Кунанбаева, С.Муканова, С.Бегалина, а также произведения мировой литературы – Марк Твена, сказки Г.Х. Андерсона, Шеперро.

Занятия внеклассного чтения предполагает высокую активность, любознательность учащихся. Ученики должны быть включены не только в поиск «информации», но и иметь отстаивать свою точку зрения на события в жизни, проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.

Методическое и материально-техническое оснащение программы

В основе методики внеклассного чтения лежит совместная деятельность педагога и ребенка. Уроки внеклассного чтения представляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Методы очень разнообразны. Они зависят от многих условий: от объема и качества информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Информацию ребенок получает по многим каналам, поэтому так важен метод целостного восприятия, детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

Методическое обеспечение программы меняется в зависимости от форм организации деятельности. В программе всегда есть место для фантазии, изобретательности, открытии тайн.

В зависимости от поставленных задач, педагог использует различные методы обучения: проблемно- поисковый, репродуктивный, беседы, диагностические ситуации, путешествия, просмотра видеофильмов.

Учитывая условия школы, использование ТСО, оформление выставок на различные темы и т.д., данная программа дает возможность выявлять и развивать психофизический потенциал учащегося, его способности, больше проявлять интерес к чтению.

Структура программы

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Изучение начинается с 5 класса и заканчивается в 9 классе.

Программа по данному курсу распределена по месяцам.

Порядок прохождения программы и планирование количества часов – 1 раз в месяц. При тематическом планировании учитываются потребности и учебно - воспитательная работа в школе.

На весь курс программы отводится 9 часов в каждом классе.

В программе особое внимание уделяется формирование навыка «Молчаливого чтения», чтения «про себя». Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта школьников. Это творчество помогает ученику оценить художественное произведение.

В данной программе использованы различные технологии обучения

Учебно – тематический план к программе « Внеклассное чтение»

5 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Формы проведения занятий

Сентябрь

В мире сказок

«Петух и павлин»

Урок путешествия

Спешите делать добро

Т. Кажебаев «В автобусе»

О друзьях товарищах

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Урок - спектакль

Охранять природу – значит охранять Родину

Т. Алексеев «Снегирь»

Урок – рассуждение о прочитанном

О животных

М. Турежанов «Белый козленок»

Урок – рассуждения о прочитанном

Из произведений зарубежных писателей

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

О родной земле

М. Абылкасымов «Родная земля»

Урок - конференция

Идет война народная.

Рассказы о Великой Отечественной войне

Викторина. Экскурсия в библиотеку

6 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Формы проведения занятий

Сентябрь

В мире казахских сказок

«Добрый и злой»

Урок путешествия

Про животных, любовь к животным

У. Турманжанов

«Белый верблюженок»

Урок - рассуждения о прочитанном

О доброте и добрых поступках

Ж. Карменов «Помошник»

Урок- конференция

М.М.Пришвин – поэт русской природы

Книги Пришвина

Урок – экскурсия

М. Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай»

Урок – рассуждения о прочитанном

Выставка рисунков, книг

Литературный ринг

Родная земля

Ж. Мулдагалиев «Отчизна»

Урок - конференция

В мире сказок и приключений

Русские народные сказки

Частично- поисковая работа,работа по иллюстрациям

Идет война народная

Сергей Алексеев «Буханка»

Викторина, урок- экскурсия в прощлое.

7 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

Добрые поступки

Н.Носов «Огородники»

Урок- путешествие

Стихи, песни о прирде

Викторина

Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

Выставка сказок, книг

Литературный ринг

Писатели о себе

Л.Н.Толстой «Детство»

Урок- экскурсия

«Крылатая и честная юность»

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Урок- рассуждение о прочитанном

Вы в ответе за тех, кого приучили (о дружбе человека и животного0

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Урок- рассуждение о прочитанном

О родной земле

К.Идрисов «Мой край»

Урок- конференция

В мире сказок А.С.пушкина

«Сказка о царе Салтане…»

Просмотр сказки

Дети войны

Сергей Алексеев «Блокадный хлеб»

Урок- экскурсия в прошлое, в военные года

8 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

В мире сказок и приключений

«Медведь и комар» казахские сказки

Урок- путешествие

Сбережем родную природу во всей ее красе

Стихи, рассказы о природе В.Бинки, М.Пришвина,Е.Чарушиной

Урок - конференция

Литературный ринг по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Выставка книг, сказок, стихов

Литературный ринг

Взаимоотношение человека и природы

М. Ауэзов «Серый Лютый»

Урок- рассуждение о прочитанном

Честь смолоду храни. С бесчестными не знайся

М.Кабанбаев «Арстан, я и виолончель»

Урок- рассуждение о прочитанном

Крылатое чудо

Кроссворды, таблицы, карточки

Уроки- отчет КВН

Моя Родина

М. Гумеров «Лесок на целине»

Урок- конференция

О доброте и добрых поступках, любви

Р.Фраерман «Дикая собака Динго»

Урок- рассуждение о прочитанном

Идет война народная

С.П.Алексеев «Бретская крепость»

Викторина. Урок- экскурсия в прошлое, военные годы.

9 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

О взаимоотношениях со взрослыми и смелости

М.Сундетов «Сын чабана»

Урок- рассуждение о прочитанном

В мире приключений и сказок

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Урок - путешествие

Знакомство с эпосами

Эпос «Алпамыс - батыр»

Урок - путешествие

Абай – поэт, просветитель

Рассказы Абая Кунанбаева

Урок- конференция

Любовь к животным

С. Бегалин «Проток»

Урок- рассуждение о прочитанном

Крылатое чудо

Кроссворды, таблицы, карточки

Уроки- отчет. КВН

Родная моя земля

К. Идрисов «Мой край»

Урок- конференция

Писатели о себе (тяжелое детство)

С. Муканов «Мой Мектебы»

Урок- рассуждение о прочитанном

Великая война

Б.Полевой «Гвардии рядовой»

Урок- экскурсия в прошлое, военные годы.

Результаты реализации программы

В результате реализации данной программы предполагается, что учащиеся будут ходить в библиотеку не просто брать книги, а проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.

Во время бесед о прочитанных книг ах учащиеся будут проявлять активность, любознательность, будут делиться впечатлениями с педагогами, библиотекарем и друг другом.

Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика уровня читательского интереса у учащихся.

Список использованной литературы .

1. Р.Б. Нуртазина, Э.Д. Сулейменова «Книга для чтения» Алматы «Рауан» 1995г.

2. Хрестоматия по детской художественной литературе казахстанских авторов, Алма – Ата «Рауан» 1990г.

3. К. Д. Бейбытова «Казахская литература» хрестоматия Алматы «Рауан», 1998г.

4. «Живой родник» книга для чтения по казахской литературе Алматы «Рауан» 1997г.

5. В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюлова, И.С. Сбарский «В мире русской литературы» М. «Просвещение» 1987г.

6. Е.В. Владимиров, В.Н. Джанаева, Ю.Г. Тайгунова, Ю.К. Чустузиан «Книга для внеклассного чтения» Ленинград «Просвещение» 1985 г.

7. Н.Н. Светловская «Методика внеклассного чтения» М «Просвещение» 1977г.

Главная задача уроков чтения--выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У детей с нарушением интеллекта исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления .

Нужно отметить, что уроки чтения в школе VIII вида делятся на два этапа:

Объяснительное чтение

Литературное чтение

Объяснительное чтение - предполагает, прежде всего, размещение произведений в учебниках в зависимости от тематического принципа. Объяснение содержания произведения и его разбор опирается на имеющийся у детей опыт или на те явления, которые проходят в данный момент перед их глазами.

Литературное чтение - имеет монографический принцип расположения материала (хронологический). Отводится несколько уроков на изучение творчества одного писателя. Объяснение и разбор произведения опирается на знания детей, но не исключается также опора на их опыт. Изучается биография писателя. Используются произведения как малых, так и крупных форм. Появляются повести пьесы, поэмы, отрывки из романов, баллады .

Структура учебников по чтению обусловлена программными требованиями. Во 2--6-м классах проводится объяснительное чтение, которое представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у школьников совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы («Что такое хорошо?», «Дружная семья», «Наша Родина» и др.). Такое расположение материала дате возможность опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей. Начиная с 5-го класса, к разбору произведений привлекаются знания учащихся по истории России. Доступность понимания читаемого достигается также и за счет специального отбора произведения по жанрам. В книги для чтения для 2--6-го классов включают, как правило, произведения малых форм: небольшие по объему и доступные по сюжету рассказы, сказки, стихотворения, басни, пословицы, загадки. Кроме художественных произведений в учебники помещают научно-популярные статьи. Их содержание в учебниках для младших классов во многом отражает тематику уроков развития устной речи.

С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Школьники знакомятся с произведениями классиков русской литературы или с фрагментами из этих произведений, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает педагогу возможность к концу обучения систематизировать знания детей в области русской и современной литературы.

Заметно увеличивается объем текстов, усложняются сюжет, образность его передачи, становится более разнообразной жанровая характеристика материала. Кроме рассказов, стихотворений, сказок, в учебниках для 7--9-го классов даются фрагменты из художественных произведений больших форм (повести, поэмы, баллады) .

Усложнение содержания произведений требует работы не только по актуализации опыта детей, но и по формированию знаний о той или иной эпохе, описанной в произведении, об обстоятельствах биографии автора, послуживших источником творчества, и др.

Последовательность в отработке навыков чтения определена программой по русскому языку для специальной (коррекционной) школы. В 1-м классе у детей формируют навыки орфографически правильного слогового чтения, умение отвечать на вопросы. Во 2-м классе продолжается работа над слоговым чтением с последующим переходом к чтению целыми словами структурно простых двухсложных слов. Детей учат пересказывать близко к тексту содержание прочитанного материала. В 3-м классе школьники продолжают овладевать навыком чтения целыми словами. По мере накопления слов, воспринимаемых глобально, усвоения знаний об ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных учащиеся поэтапно переходят на орфоэпическое чтение. Они учатся читать безударное [о] как [а], оглушать звонкие согласные на конце слова, читать ого -- его как [ова] -- [ева] и др. В этом же классе со второго полугодия школьники начинают читать несложные тексты про себя, передавать содержание прочитанного в лицах. В 4-м классе закрепляются навыки правильного, осознанного и выразительного чтения. Школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ прочитанного текста. В 5-м классе продолжает совершенствоваться техника чтения, а в 6-м классе учащиеся должны быть подведены к беглому чтению. Основное внимание здесь и в последующих классах уделяется осознанию читаемого. В связи с этим отрабатываются умения выделять в прочитанном главную мысль, выявлять свое отношение к поступкам действующих лиц, давать им характеристику, находить средства языковой выразительности, пересказывать текст полно и кратко, с изменением лица рассказчика, делить произведение на части, озаглавливать их.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что ученик для успешного овладения чтением должен обладать следующими коммуникативными умениями:

Желание общаться

Умение слушать

Умение ориентироваться в ситуации

Умение планировать и реализовывать высказывание

Знание норм и правил общения

Умение осуществлять контроль за речью

Рассмотрим дислексию и ее виды.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

У школьников с нарушением интеллекта наблюдаются следующие виды дислексий:

1. Фонематическая дислексия. Вызывается недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. В связи с этим фонематические дислексии подразделяются на две подгруппы:

а) Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слуховой дифференциации фонем, т.е. неточным различением звуков речи. В процессе чтения у детей обнаруживаются трудности в усвоении и различении соответствующих букв, что проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически сходные звуки. Например, вместо таскали - ”даскали”, яйцо- “яйсо”.

б) Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажении звуковой структуры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков), трудностях чтения обратного слога. Например, рука - “р, у, к, а”,утка - “ту-ка”, кукла - ”ку-ла”, осталась - ”сотала”, кормила - “коромила”.

2. Аграмматическая дислексия вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определенных морфем слова, чаще всего флексий. Данная дислексия обнаруживается на поздних этапах формирования навыка чтения, когда в процессе чтения большую роль начинает играть смысловая догадка. Школьник с интеллектуальной недостаточностью часто искажает в процессе чтения окончания, суффиксы, префиксы. Например, “ мама моет рама”, “сладкий яблоко”, “мальчики бежит”, перебежал - “прибежал”.

3. Семантическая дислексия (механическое чтение) - это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении. Вызывается двумя факторами: а) недоразвитие звукослогового синтеза; б) нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. Разделение слова на слоги является частой причиной непонимания читаемого слова, предложения, т.к. читая слово по слогам, не может объединить эти слоги в единое слово, соединить искусственно разделенное на части слово и соответствующее слово устной речи, т.е. не узнает его.

4. Оптическая дислексия связана с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. В процессе овладения чтением у этих детей отмечаются трудности в усвоении графически сходных букв, их смешения и замены при чтении (т-г,д-л, в-з, р-ь, х-ж, ж-к и др.).

5. Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв при чтении, что объясняется трудностями установления связей между звуком и буквой. Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Чаще всего у таких детей имеют место фонематические, аграмматические и оптические дислексии.

Методика обучения чтению в коррекционной школе предусматривает:

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Обеспечение доступности анализа создается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы. Доступность понимания читаемого достигается за счет возможности опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей, знания учащихся по истории России, а также за счет специального отбора жанров произведений.

Программа 5 класса включает в себя произведения устного народного творчества: считалки, заклички, потешки, пословицы и поговорки, загадки, русские народные сказки, сказки других народностей, произведения о родной природе, о друзьях-товарищах, басни, произведения о животных, о прошлом нашего народа произведения зарубежных писателей, коми-поэтов, коми-писателей.

С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Учащиеся знакомятся с произведениями или отрывками из них классиков русской литературы, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает возможность учителю к концу обучения систематизировать знания детей с ограниченными возможностями здоровья в области русской и современной литературы.

Изучая методики преподавания педагогов-новаторов, печатные труды, статьи журналов "Начальная школа", "Дефектология", "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития", здоровьесберегающие технологии, я заинтересовался работой преподавателя русского языка и методики его преподавания Л.С.Васильевой. Часть этой методики возможна для преподавания в начальном, среднем звене коррекционной школы. Основываясь на работах этого преподавателя, разработал задания для уроков чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида, для "речевых разминок".

Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах . Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, недочитывают окончания и т.д., что затрудняет выработку других качеств чтения.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения ("речевая зарядка" или "разминка"), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении. Если в начальном звене материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке, то в 4-5 классах нужно сохранить "разминку", наполнив ее новым содержанием. В течение все тех же 4-5 минут учащиеся читают тексты, которые напечатаны на карточках. Они могут быть одинаковыми для всего состава класса, но возможны и различные варианты для каждого ученика. Подбор этих текстов должен осуществляться с учетом некоторых требований:

  • доступность содержания;
  • простота структуры слов и предложений, входящих в текст;
  • относительная занимательность сюжета;
  • ограниченность объема пределами количества слов, который предусмотрен программой для проверки техники чтения.

Оптимальное время проведения "разминки" - начало или конец урока.

"Методика работы в период "разминки"

1. Учащиеся читают текст на карточках про себя (не более 1-1,5 минуты), готовясь к быстрому, плавному чтению,

2. Один - три ученика вызываются для чтения своих текстов вслух с обязательным выполнением данной учителем установки.

3. По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос либо учителем, либо читающим учеником.

4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища (можно с помощью "светофоров", например "зеленый" - "5", "желтый" - "4", "красный" - "3"), комментируя эту оценку.

Слабым чтецам предлагается еще более упрощенные тексты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми.

"Речевые разминки" необходимы и для развития беглости чтения - такого темпа, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.

Только в 6-м классе основной состав учащихся коррекционной школы VIII вида начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи.

Примеры "речевых разминок".

1) Прочитай перевертыши ритмично, быстро, четко:

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала верхом
В нанковой карете.

А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.

Кто-то на небо взглянул -
Там землетрясение,
Отчего-то кот чихнул, -
Завтра воскресение.

1. Кто такая баба?

2. Что такое рассвет?

3. Что такое карета?

4. Что означает слово "нанковая"?

5. Что такое "землетрясение"?

2) Прочитай перевертыш:

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике,
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.

1. Что значит "дубасить"?

2. Что такое "ворота"?

3) На одном дыхании, произнеси скороговорку:

а) Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла, да норы не дорыла.

Стоит поп на копне
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.

1. Кто такой "поп"?

2. Что такое "колпак"?

3. Что такое "копна"?

На дворе трава,
На траве дрова.

4) Прочитай скороговорку быстро и отчетливо:

Сыворотка из-под простокваши.

Задание: 1. Объясни слово "сыворотка".

5) Прочитай прибаутки ритмично, бодро:

Как по речке по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
Чем ты бороду красил?
Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
К верху бороду держал.

б) Коси, коса, Пока роса. Роса долой, Косец - домой!

1. Что такое коса? Для чего она нужна?

2. Кто такой "косец"?

Стучит, брячит на улице,
На что тебе сено?
Фома едет на курице,
- Коровок кормить.
Тимошка на кошке
На что тебе коровки?
Туда же по дорожке.
- Молоко доить.
Куда, Фома, едешь?
На что тебе молоко?
Куда погоняешь?
- Ребяток поить.
- Сено косить.

Задание: 1. Объясни смысл слова "брячит".

7) Прочитай несколько раз докучную сказку. Соблюдай интонацию перечисления:

а) Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

1. Кто такие "кулик", "журавль"?

2. Объясни смысл слов "сенцо", "польцо", "стожок".

б) Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

в) - Рассказать ли тебе докучную сказочку?

Расскажи.

Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?

Не надо.

Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

8) Прочитай детскую народную песенку весело, задорно:

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка...

Задание: 1. Объясни смысл слов "пуще", "гуще".

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко -
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка.

Вопрос: 1. Что такое "веретешечко"?

9) Прочитай скороговорку сначала ритмично по слогам, потом еще раз ускоряя темп. Старайся четко произносить слова, звуки.

а) В печурке три чурки, три гуся, три утки.

б) У быка губа тупа, Бык, бык тупогуб.

в) В один, Клим, клин колоти.

10) Прочитай считалку ритмично, четко, громко.

Аты-баты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар.
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар!
Аты-баты - сколько стоит?
Аты-баты - три рубля!

Над рекой росла
Там гуляла
Рябина,
Ры - би - на,
А река текла -
Эта рыба -
Рябила,
Рыбий царь,
Посредине -
Называется
Глубина,
Пескарь!

Задание: 1. Найди три похожих слова, объясни их смысл.

11) Прочитай русскую народную колыбельную песенку напевно, ласково.

Еще серые коты
Из-за моря шли,
Из-за моря шли.
Много сна нанесли,
Все по зыбочкам несли.

Вопрос: 1. Что такое "зыбочка"?

С помощью "речевых разминок" не только развиваются навыки правильности и беглости чтения, но и обогащается словарный запас школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методикой чтения басен, стихотворений в коррекционной школе VIII вида при последующем разборе обязательно включаются вопросы и задания следующего характера:

3) Научитесь выразительно читать стихотворение. Каким голосом - тихим или звонким - нужно читать стихотворение? Какое чувство нужно передать, читаю о воробышках, о вьюге? Как это можно показать голосом? (Стихотворение С.Есенина "Поет зима - аукает, ...")

4) Докажите, какое это стихотворение по настроению, грустное или веселое, полное надежды. Как его нужно читать? (Стихотворение Е. Серовой "Подснежник")

5) Выберите слова, которые передают настроение автора: спокойное, светлое, мечтательное, ликующее. Передайте голосом настроение. При чтении обратите внимание на знаки препинания. (Стихотворение И.Бунина "Первый снег")

6) Подготовьтесь читать это стихотворение выразительно: подумайте, какие строчки стихотворения надо прочитать спокойно, какие - ворчливым тоном, передающим досаду мальчика, какие - звонким, веселым голосом. (Стихотворение Я.Аким "Весна, весною, о весне")

7) Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Каким голосом нужно читать строки, в которых описывается беда муравьев? Какие строки вы прочитаете спокойно? Какую часть нужно прочитать сильным, гневным тоном? Научитесь выразительно читать стихотворение. (Стихотворение С.Михалкова "Будь человеком".)

Таким образом, уроки чтения дают богатый материал для обогащения эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В "речевые разминки" можно включать прочтение стихотворений с выражением определенных чувств, либо определенной интонации:

1). Прочитай с удивлением стихотворение "Это снег?" (Генрих Сатир):

Рано-рано
На траве?
Выпал снег.
Не может быть!
Удивился человек:
В октябре?
"Это снег?
Не может быть!!!
Не может быть!
Неужели это снег?" -
На дворе?
Не поверил человек.
Не может быть!

2) Прочитай стихотворение С.Д.Дрожжина, вырази голосом, темпом - мечту, надежду.

Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые,
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.

3) Прочитай неторопливо стихотворение "Птичка" А.Н.Плещеева. Вырази голосом, темпом грусть, жалость.

Для чего, певунья птичка,
И тростник сухой и желтый
Птичка резвая моя,
Клонит ветер до земли.
Ты так рано прилетела
Вот и дождик, посмотри-ка,
В наши дальние края?
Хлынул словно из ведра,
Заслонили солнце тучи,
Скучно, холодно, как будто
Небо все заволокли;
Не весенняя пора!

4) Прочитай стихотворение Д.Хармса "Я проснусь..." неторопливо, спокойно, вырази голосом просьбу.

Я сегодня лягу раньше,
Ты поставь на стол варенье,
Раньше лампу погашу,
- Я проснусь в одно мгновенье,
Но зато тебя пораньше
Я проснусь в одно мгновенье,
Разбудить меня прошу.
Чтобы чай с вареньем пить.
Это просто удивленье,
Как легко меня будить.

"Речевые разминки" необходимы и для выработки выразительности чтения - такого качества чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание прочитанного. В "речевые разминки" можно включать задание: "Прочитай выразительно стихотворение".

В методике обучения навыкам чтения в коррекционной школе VIII вида эффективными приемами выработки выразительности чтения является чтение по ролям, драматизация текста. В процессе их учащиеся вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.

Большинство текстов по чтению учебника для учащихся 5 класса содержат диалоги. Диалоговое, ролевое чтение применяется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать достаточно бегло.

При изучении стихотворений, произведений устного народного творчества (считалок, закличек, потешек, пословиц, поговорок и загадок) в уроки чтения можно включать ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений. Я использую рассказы и сказки Эдуарда Шима, стихотворения Ирины Токмаковой.

1) Э.Шим "Белка и Енот"

Белка - неряха, Белка - грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!

Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.

А для чего?

Для спанья. Загрязнился матрасик, я его выбросила, а теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?

2) "Заяц и Ежик"

Ай, шум какой! Ай, треск какой! Не иначе - волки бегут или медведи бредут...

Не бойся... Это я, Ежик.

Чего же ты, бессовестный, такой шум понял?!

Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул - и сам от страха трясусь!

3) "Сорока и Медвежонок"

Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

Ты ее в дугу сгибаешь?

Ты ее ободрать хочешь?

Отстань, Сорока! Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграть, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!

4) И.Токмакова "Уж и Лягушка"

Глупый Уж, старый Уж, давай в догонялки играть!

Удирай, квакушка, пока цела.

А я не боюсь, а я не боюсь! У меня четыре лапки, а у тебя ни одной нет. Разве догонишь!

Еще как догоню-то. С пенька соскользну, в траве прошмыгну, вмиг ухвачу.

А я от тебя в воду - и была такова!

И в воде не скроешься. Я с берега нырну, хвостиком вильну, настигну.

А чего же ты тогда играть не хочешь?

Уже досыта наигрался. Две лягушки - хвастушки в моем пузечке!

5) "Разговор Большой Ели и Мушки"

Ты кому, большая елка,
- Что ты, глупенькая Мушка,
В небе пасмурном киваешь?
Я не шью и не тачаю,
И не ты ли втихомолку
Я тихонько на верхушке
Тучи с тучами сшиваешь?
Ветер маленький качаю.

Помимо того, что данные произведения легко читаются, нравятся детям, обладают незамысловатым занимательным сюжетом, в них скрыта смысловая догадка.

Смысловая догадка играет большую роль в формировании навыка беглого чтения. Для развития смысловой догадки к текстам предлагаются следующие задания:

1) Прочитайте заголовок, скажите, о ком пойдет речь в этом рассказе, стихотворении.

2) Рассмотрите иллюстрации к тексту (красочные иллюстрации из детской книги с изображением героев).

3) Прочитайте текст про себя, распределите предложения по ролям.

Таким образом, целенаправленное действие словом дает шанс учащимся с ограниченными возможностями здоровья выразить свое отношение к прочитанному, углубляя и закрепляя в их сознании мысли, чувства и оценки, родившиеся в процессе освоения текста.

Упражнения для формирования навыка выразительного чтения.Упражнения для развития техники чтения.Работа над пересказом.Виды работы над текстом на уроке чтения.

Упражнения для формирования навыка выразительного чтения

Артикуляция гласных и согласных звуков, слогов различных видов.
Чтение труднопроизносимых слов со сложной слоговой структурой.
Чтение скороговорок.
«Окончания». Данное упражнение предъявляет повышенные требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
Выборочное чтение вопросительных или восклицательных предложений.
Чтение одного предложения с разной интонацией.
«Эхо». Учитель читает 1-2 строчки повествовательного или стихотворного текста, ученики повторяют его с той же интонацией.
«Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
Разметка текста (нотированное чтение): паузы, логическое ударение, усиление или ослабление, повышение или понижение голоса.
Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку.
Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни, под который пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
Словарь настроений. На карточках предложены смайлики, изображающие различное настроение (грусть, радость, горе, удивление и т.п.). Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение, прочитать еще раз, пытаясь это настроение передать.
Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
«Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребёнка, слона и др.).
«Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
Чтение по ролям.
Чтение по ролям без слов автора.
Инсценирование.
Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения.
Конкурс чтецов. Ученики готовятся либо самостоятельно, либо под руководством педагога.

Упражнения для развития техники чтения

Чтение вслух.
Чтение про себя.
Чтение хором.
Жужжащее чтение.
Чтение в темпе скороговорки.
Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
«Динамическое» чтение. На доске или карточке записан столбик из нескольких слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Количество слов зависит от возраста детей и техники чтения учащихся.
«Бинарное» чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
«Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же текст.
«Буксир»:
учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
«Прыжки». Чтение через слово.
«Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
«Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
«Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком (например, слова, начинающегося на букву К, или состоящего из двух слогов, или с ударением на последний слог и т.п.).
«Круговое» чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
«Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
«Фотоаппарат»:
на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
учитель показывает кадр слайда, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
«Угадай»:
антиципация слов, предложений, пословиц (договаривание по смыслу);
чтение текста через «решётку» (на текст накладывается карточка с прорезями, закрывающими части слов, слова или некоторые предложения).
«Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, которые нужно найти.
«Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
«Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

Работа над пересказом

Пересказ - вид речевой деятельности или её продукт. Речевая деятельность, как и всякая другая, осуществляется по определенным мотивам. Пересказ - это вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником содержания прочитанного в устной или письменной форме. Для того чтобы пересказ выполнял свои функции (развитие речи, памяти, мышления), необходимо создавать специальные речевые ситуации на уроке чтения.

Пересказ художественного произведения это творческий акт в сознании учащегося. При пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей. В процессе пересказа определяется отношение школьника к тем или иным людям, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор; развивается способность к сопереживанию. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на уроке чтения. Пересказ является и предметом, и средством обучения. Устный пересказ текста является одной из основных составляющих работы при подготовке к письменной передаче текста на уроках русского языка (написание изложений и сочинений).

Виды пересказов:

естественный (свободный рассказ не по заданию педагога);
пересказ, организуемый учителем на уроке.
Условия для успешного пересказа:

Первая классификация пересказов основана на типе восприятия текста:

пересказ прослушанного текста, воспроизведённого учителем, или заранее подготовленного учеником, или в звукозаписи;
пересказ после однократного первичного чтения самим учеником;
пересказ прочитанного длительное время назад (несколько дней, неделя) проводится на обобщающих уроках (уроках внеклассного чтения).
В основе второй классификации лежит полнота передачи содержания исходного текста:

близкий к тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных текстов);
подробный пересказ;
выборочный;
сжатый (краткий) пересказ.
Творческие пересказы:

пересказ с перестройкой текста (по измененному плану);
с изменением лица рассказчика;
с различными творческими дополнениями (диалог, место действия, финал и т.п.).
Подробный пересказ - вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику. Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов сказок и рассказов уже известных учащимся. Школьники часто испытывают затруднения в том, как начать пересказ, искажают заключительные части. Для облегчения работы над пересказом педагог может предложить несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки. Также используются различные опоры в виде различных планов пересказа: вопросный план, цитатный план, иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из озаглавленных частей текста и т.п.

Порядок действий при подготовке к подробному пересказу

4. Озаглавить эту часть.

5. Озаглавить другие части рассказа.

Выборочный пересказ:

выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа, только сцену встречи двух персонажей);
пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);
пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.
Краткий пересказ (сжатый) - вид пересказа, предполагающий конспективную передачу содержания текста, лишённую деталей и подробностей. Данный вид пересказа представляет наибольшие трудности для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Степень сжатия может быть различной - несколько предложений, тезис, одно предложение. Примерами краткого пересказа могут служить аннотации к книгам, отзывы на прочитанные книги, просмотренные фильмы.

Способы сжатия (сокращения) текста:

исключение подробностей, деталей;
обобщение конкретных единичных явлений;
сочетание исключений деталей и обобщений.
В школьной практике обычно используются два способа сокращения текста:

1. Сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании.

2. Составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объёма малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2-3 предложениями.

Памятка для обучения краткому пересказу

3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).

4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.

5. Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.

Приёмы обучения краткому пересказу

1. Прослушивание и анализ сжатых пересказов.

2. Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.

3. Использование картинного плана.

4. Пересказ по рисункам детей.

5. Использование слайдов презентаций, диафильмов (в том числе созданных самими учащимися).

Приёмы подготовки к пересказу:

постановка цели урока по подготовке к пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться);
повторное чтение текста, деление его на части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление плана;
беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около соответствующих пунктов плана);
отработка выразительного чтения;
пересказ отдельных фрагментов, предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление;
обращение к аналогичным случаям из жизни детей.
Виды работы над текстом на уроке чтения
Работа с текстом до чтения
Вступительная беседа (по содержанию текста, биографии автора, историческим событиям, случаям из жизни и т.п.).
Работа с заголовком (прогнозирование).
Работа с иллюстрацией.
Работа с трудночитаемыми словами (речевая разминка, речевая пятиминутка, речевая зарядка).
Работа с непонятными словами и выражениями.
Чтение текста учителем, проверка восприятия.
Работа с текстом во время чтения
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение вполголоса.
Комбинированное чтение (учитель - учащиеся хором).
Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
Чтение, ответы на вопросы учителя.
Чтение, выделение непонятных слов.
Чтение слов, к которым даны сноски.
Чтение, расстановка пауз, обозначение средств выразительности (для стихотворения).
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
Сопоставление читаемого с иллюстративным материалом.
Работа с текстом после чтения
Чтение, деление на части. Составление плана.
Чтение по готовому плану.
Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
Беседа с сопровождением выборочного текста.
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы (элементы драматизации).
Пересказ прочитанного с опорой на план (словесный, иллюстративный, цитатный, схематичный и т.д.).
Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
Конкурсное чтение стихотворений.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.
Работа над характеристикой персонажей.
Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Установление путем чтения причинно-следственных связей.
Нахождение в тексте выводов.
Осмысление замысла и главной мысли произведения.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.