Самые красивые храмы индии. Храмы индии

Индия глубоко религиозная страна. Большая часть населения последователи индуизма - это около 80% населения, еще здесь проживает 13% мусульман, остальные же исповедуют буддизм, сикхизм, джайнизм, христианство и так далее. Конституция страны разрешает любую религию и именно благодаря такой толерантности, которой надо сказать уже не одна тысяча лет, у нас есть шанс увидеть древние храмы Индии и совсем новые шедевры архитектуры…

Ежегодно миллионы туристов приезжают в эту загадочную страну в поисках духовного просветления, мудрости, желая обрести неисчерпаемое здоровье или попросить у древних богов исполнения желаний. Какой бы не была цель вашего путешествия, не упустите возможность поближе познакомиться с религиозным многообразием Индии.

Пещерные храмы Эллоры

Самый большой комплекс пещерных храмов Индии находится в деревне Эллора в 30 километрах западнее города Аурангабад штата Махараштра. Всего в Эллоре расположено 34 храма и монастыря: двенадцать являются буддийскими, пять - джайнскими, а остальные индуистскими.

Главная достопримечательность всего комплекса - это скальный храм Кайласанатха, посвященный Шиве. Более ста лет несколько тысяч рабочих высекали этот шедевр из монолитной скалы простейшими инструментами. Чтобы осмотреть комплекс вам потребуется несколько часов, но, бесспорно, знакомство с одним из объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО этого стоит.

Кандарья-Махадева, храмовый комплекс Кхаджурахо

В храмовой архитектуре Индии, комплекс Кхаджурахо остается уникальным. Тысячу лет назад под щедрым патронажем раджпутских царей из рода Чандела (Chandela) было построено 85 храмов, великолепных по форме и богато украшенных резьбой возле ничем не примечательной деревушки Кхаджурахо.

За удивительно короткий промежуток времени в 100 лет (с 950 по 1050 г. н.э.) все храмы были завершены в едином творческом порыве. Сегодня из 85 оригинальных храмов сохранились только 22, что пережили разрушительное действие времени, и теперь являют миру гимн радости жизни и творчества, окончательному слиянию человека с его Творцом.

Самый любопытный из них Кандарья-Махадева, посвященный богу Шиве. Стоили его 100 лет и воздвигли в XI веке. Спустя пару веков храм был заброшен и более 700 лет скрывали непроходимые джунгли этот шедевр индийской средневековой архитектуры.

Но когда колонизаторы обнаружили храм, то привлекать внимание к находке не торопились. Дело в том, что внешние и внутренние стены оформлены скульптурами, изображающими сцены эротического характера весьма разнообразного содержания. То, что когда-то отпугнуло европейцев, теперь привлекает сюда туристов. Нынче Кхаджурахо именуют не иначе как «Храм любви», а сам комплекс так же является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Сомнатх

Один из 12 святейших храмов Индии. Расположен он на побережье Аравийского моря, в области Саураштра штата Гуджарат. По легенде был построен богом луны (отсюда и второе название «Храм Луны») в благодарность Шиве за снятое проклятье.


Шесть раз храм полностью разрушался, но каждый раз его восстанавливали. Последний раз его отстраивали в 1947 году. Ежегодно сюда устремляется множество паломников со всей Индии, поклонение здесь происходит в форме Джьотирлингама - столпа света, пронизывающего Землю, увидеть который могут лишь духовно развитые личности.

Храм Каши Вишванатх (Варанаси)

Храм Каши Вишванатх или «Золотой храм» расположен на Западном берегу реки Ганг в священном городе Варанаси. Здесь находится один из 12 джьотирлингамов (это труднопроизносимое слово означает святыню, где поклоняются богу Шиве).

Люди со всей Индии стремятся попасть в Варанаси хотя бы раз в жизни, для индуиста посещение храма и купание в Ганге является одним из путей выйти из круговорота сансары. Попасть же неиндуисту в внутрь практически невозможно. С третьего этажа соседнего здания можно рассмотреть купола, на отделку которых ушла практически тонна золота.

Храм Джаганнатхи в Пури

Из заголовка не сложно понять, что Храм находится в городе Пури, в восточной части штата Орисса. Посвящен он одной из форм Кришны божеству Джаганнатхи. Для каждого индуиста является одним из четырех мест паломничества, которые следует посетить в течение жизни.

Вход в храм закрыт неиндуистам, даже индусы других вероисповеданий не могут туда зайти. Европейцам же вход строго запрещен, так как по предсказанию представители белокожей расы попытаются выкрасть деревянную статую бога Джаганнатхи.

Выход из положения, однако, есть: здание храма можно рассмотреть с крыши соседней библиотеки, а деревянные статуи богов, хранящиеся внутри, можно увидеть на ежегодном Празднике колесниц в Пури, когда изваяния будут возить по городу на огромных колесницах.

Храм Тирумалы Венкатешвары

Воздвигнутое в честь одной из форм Вишну, святилище расположено на холмах Тирумалы в штате Андхра-Прадеш на юго-востоке Индии и занимает площадь более двух гектар.

Храм Тирумалы Венкатешвары - это самое посещаемое религиозное сооружение в мире, его еще называют ”индуистским Ватиканом”. Ежедневно его посещают десятки тысяч паломников, а в дни праздников сюда приезжают несколько сотен тысяч человек.

Так же он является самым богатым индуистским храмом. В жертву Вишну паломники зачастую приносят свои волосы, которые сбривают в парикмахерской в окрестностях. За год набирается около 15 тонн волос, которые идут на продажу, что приносит прибыль более миллиона долларов.

Примечательны и следующие факты: однажды в ящике для пожертвований было обнаружено 162 бриллианта на сумму 230000 долларов, а самый большой бриллиант, подаренный храму, весил 2,5 килограмма и стоил более 8 миллионов долларов.

Храм Минакши

Восхитительный храмовый комплекс расположен на площади в самом центре города Мадурай штата Тамилнад и занимает площадь в 6 гектаров. Воздвигнуто сооружение было в честь свадьбы Шивы и Минакши, одной из аватар Парвати. Это событие ежегодно отмечается и по сей день.

В храме Минакши представлен весь красочный мир индуизма: стены покрыты фигурами богов, мифических животных, стражей, жрецов, музыкантов, мужчин и женщин. Масштабы и пестрота поражают. Здесь интересно побывать и взрослым и детям, ежедневно храм посещают около 15 тысяч человек.

Храм Кедарнатха

Храм Шивы находится в живописных верховьях Гималаев в деревне Кедарнатх. Это одна из наиболее значимых святынь индуистов, местонахождение одного из 12 джьотирлингамов. Здесь даруется полное очищение от грехов и тысячи паломников устремляются сюда со всего света.

Из Гаурикунд восхождение можно совершить либо на лошадях, либо пешком. Вход в святилище открыт только 6 месяцев в году: с последней недели апреля или первой недели мая до праздника Дивали, который отмечают в ноябре-декабре. В остальное время тропы, ведущие к храму, покрыты снегом, и проделать этот путь в 14 километров не представляется возможным.

Хармандир-Сахиб (Амритсар, Золотой храм)

Хармандир-Сахиб - это главная святыня сикхов, а также самый известный золотой храм в Индии. Находится он в городе Амритсар, штат Пенджаб, в центре священного озера Амритсар, в которое погружаются паломники, перед тем как войти в храм.

Стены здания покрыты золотыми плитами и драгоценными камнями, а внутреннее убранство еще богаче внешнего. Сикхи проповедуют равенство и единство всех религий, поэтому бесплатный вход открыт всем желающим, нужно лишь вымыть ноги и надеть головной убор. Ежедневно Хармандир-Сахиб посещают более 20000 человек.

В храме есть бесплатная столовая, где любой человек, будь то турист или паломник, может поесть простой индийской пищи. Здесь можно остаться и на ночлег, для этого есть специальные спальные комнаты.

Храм Лотоса

Одна из самых ярких достопримечательностей Дели, одно из величайших архитектурных сооружений, один из самых красивых храмов Индии! Здание представляет собой огромный распускающийся цветок лотоса из 27 мраморных лепестков в окружении девяти бассейнов с водой.

Молитвенный дом возведен на пожертвования приверженцев Веры Бахаи, проповедующей единство всех религий, и после 6 лет строительства в 1986 году храм был открыт для посещения всем желающим. Вход совершенно бесплатный, внутри храма Лотоса запрещены громкие разговоры, фото и видеосъемка, зато приветствуется медитация.

Умиротворяющая атмосфера, тишина и мягкий свет помогут путнику отречься от внешних раздражителей, отбросить все тревоги и прислушаться к своему внутреннему миру, дабы обрести гармонию с самим собой и как следствие со всем сущим.

Страна с древней историей, глубокими национальными традициями, множеством религий и ритуалов - Индия и сегодня считается одним из самых интересных мест на планете. Индийская культура древности породила целый ряд замечательных, совершенно уникальных храмов, среди которых есть постройки с тысячелетним прошлым и храмы, возведенные в период средневековья. Есть и вполне современные шедевры, построенные во второй половине 20 века. Все без исключения храмы Индии имеют непреходящую религиозную ценность, в них содержатся святыни, почитаемые индийским народом.

Бесспорно, все храмы Индии начинаются с Дворца-мавзолея выстроенного в 17 веке шахом Джаханом для безвременно ушедшей жены, которую он любил больше жизни. Аллах дал шаху и красавице Мумтаз 17 счастливых лет совместной жизни, но при рождении последнего ребенка женщина умерла. Более двадцати лет строился дворец в Агре из дорогого полупрозрачного мрамора, драгоценных камней и жемчуга. Огромные были выполнены из чистого серебра, внутренние покои дышали восточной роскошью. После своей смерти шах Джахан был похоронен рядом с любимой Мумтаз. Тадж Махал - главный храм в Индии, но есть еще много шедевров, заслуживающих внимания.

В индийском городе Армитсар, прямо посредине с таким же названием, стоит золотой храм Хармандир-Сахиб - святыня сикхов. Подошедшие паломники, прежде чем войти, выполняют обязательный ритуал погружения в воды Армитсара. Сикхи по религиозным убеждениям достаточно толерантны, поэтому в их храм дозволено войти представителю любой религии, но только после омовения ног. При входе необходимо также надеть головной убор. Храм богато украшен золотыми плитами и множеством драгоценных камней как снаружи, так и изнутри.

Потрясающий храмовый комплекс находится в индийской деревне Эллора в штате Махараштра. Храмы Индии в Эллоре объединили целых три религии: индуизм, джайнизм и буддизм. Всего в комплексе насчитывается 34 монастыря, в которых на протяжении столетий живут монахи. А самым значительным в комплексе Эллоры всегда был и остается общий для всех религий, высеченый в монолитной скале, храм Кайласанатха - обитель Шивы. Этот храм высекался в течение ста лет несколькими поколениями рабочих-каменотесов.

В индийском штате Орисса, в городе Пури находится храм Джаганнатхи - божества, олицетворяющего Кришну. Этот храм чрезвычайно обособлен, вход в него возможен только для индуистов. Индус любой другой религии войти не может, а европейцы и подавно. У индуистов есть подозрение, что люди белой расы давно мечтают выкрасть из храма деревянную статую Джаганнатхи. Для того чтобы увидеть эту уникальную достопримечательность достаточно залезть на крышу стоящего поблизости здания. А божество Джаганнатхи и других богов из храма можно наблюдать в дни праздника колесниц, который проходит в Пури каждый год.

Храмы Индии находят свое отражение и в штате Мадхья-Прадеш - замечательном комплексе под названием "Кхаджурахо". Состоит он из 22 зданий, часть из которых посвящена богу Шиве. Один из храмов - Кандарья-Махадева - начали строить в 9 веке и строили около ста лет. Случилось так, что спустя двести лет храм предали забвению и он на долгие 700 лет исчез в дремучих индийских джунглях. Когда европейские колонизаторы обнаружили храм, то постарались не афишировать свою находку, так как все стены постройки были покрыты скульптурами откровенно-эротического характера. Однако в настоящее время Кандарья-Махадева является одним из самых посещаемых храмов.

Храм Вишванатх Каши (что означает расположен на берегу Ганга в городе Варанаси. В храме находится одна из святынь бога Шивы. В храм Каши мечтают попасть все индуисты страны, не индуисту попасть в храм нельзя, с этим очень строго. Индуисты считают купание в Ганге с последующим посещением храма, возможностью полного очищения души. Каши Вишванатх очень богато украшен настоящим золотом. На многочисленные купола потрачено около тонны драгоценного металла.

И великолепный молитвенный Дом в Дели. Шедевр сакральной архитектуры второй половины 20 века. Представляет собой огромный цветок лотоса из 27 лепестков, построен из белого мрамора. Храм окружают 9 бассейнов. При входе каждого посетителя охватывает чувство умиротворения, хочется разговаривать шепотом, даже мысли не возникает достать фотоаппарат и пощелкать затвором. Ощущается гармония единения с Храмом Лотоса. Хочется, чтобы это чувство продолжалось как можно дольше. Индии на этом не заканчиваются, но для их полного описания потребуется еще не одна статья.

) статьёй . Где чуточку расскажем и во множестве покажем места в Индии, где всё ещё сохранились более менее в целостности такие вот храмы.

Храмы любви в Индии расположены во множестве в храмовом комплексе Каджурахо — древнем заброшенном городе, который стоял, поглощённый джунглями, на протяжении столетий. Чему и обязана его сохранность по сравнению с более доступными аналогами.

Впервые наш город Каджурахо, как столица государства Чанделла, упоминается в записях Абу Рихан аль-Бируни, арабского путешественника начала XI века. Хотя достоверных сведений о времени постройки не сохранилось, считается, что храмы были воздвигнуты в период с 950 по 1050 г.г. нашей эры, в правление династии Раджпутов, когда Каджурахо становится религиозным центром государства.

Во времена последующего мусульманского завоевания Индии множество индуистских храмов было разрушено, но Каджурахо сохранился до наших дней, хотя из первоначальных 85-ти сооружений в целости пребывают лишь 22.

По предположениям историков, храмовый комплекс уцелел благодаря тому, что жители Каджурахо, опасаясь вторжения с севера афганских племен, покинули город в XIV веке, службы прекратились, и постепенно джунгли поглотили и сам город, и подступы к нему.

Лишь в 1838 году британский военный инженер Д.С. Барт случайно открыл эту уникальную группу храмов. В настоящее время монументы безупречно восстановлены, но раскопки на месте бывшей столицы Чанделла продолжаются по сей день.

Храмы Каджурахо поражают воображение:

  1. И многочисленностью скульптур: тысячи и тысячи барельефов плотно покрывают всю внешнюю поверхность зданий.
  2. И филигранностью работы: формы тела, позы, движение, мимика выполнены поистине потрясяюще, а прорисовка деталей удивительна для столь величественных сооружений.
  3. И разнообразием изображенных сюжетов: здесь и бытовые зарисовки, и батальные композиции, и различные животные, и, конечно, прекрасные эротические сцены, выполненные с редкой, поразительной откровенностью и мельчайшей детализацией.

О происхождении и предназначении храмов спорят и по сей день.

Нельзя не упомянуть местную легенду, рассказывающую о появлении этих сооружений с изящными чувственными скульптурами. В далекие времена в Каджурахо жила прекрасная девушка Эмавати, дочь брамина. Однажды вечером она купалась в реке Рати. Бог Луны увидел юную красавицу, и воспылав к ней страстью, соблазнил ее.

От этого союза был рожден ребенок, названный Чандраварманом. Но Эмавати была отвергнута родными и вынуждена была скрываться в густых джунглях, где она вырастила сына, став для него не просто матерью, но и учителем во всех житейских делах.

Именно этот мальчик стал со временем основателем великой династии правителей Чанделла (вероятно, убив всех обидчиков мамы — или, судя по барельефам, не убив…), и во имя своей матери он построил множество храмов, воспевающих силу человеческой страсти, красоту женщины и величие любви.

Насколько правдива легенда, неизвестно, но точно можно сказать лишь, что храмы группы не принадлежат к какой-либо одной религии. Некоторые из них посвящены Вишну, некоторые Шиве, другие Джайне Тиртанкарасу, однако общность архитектуры и композиции говорит о том, что это все-таки единый комплекс.

Так что смотрим, как умели древние, и завидуем 🙂

Или же, как говорит Ошо Раджниш:

Каджурахо не сравнимо ни с чем. В мире сотни тысяч храмов, но ни одного подобного тому, что можно увидеть в Каджурахо. Всё в храмах Каджурахо таинственно. Должно быть, для создания каждого из них потребовались сотни лет и тысячи мастеров. Я никогда не встречал ничего, что можно назвать настолько совершенным. Даже Тадж-Махал имеет свои недостатки, Каджурахо - нет. Более того, Тадж-Махал это только прекрасная архитектура; Каджурахо - это вся философия и психология Нового Человека. Я пытаюсь, чтобы его красота стала отблеском сердец моих саньясинов. Не только красота каменных статуй, но красота человеческой реальности. Красота людей, которые способны любить, которые действительно настолько живы, что заражают этой полноценностью жизни весь мир.

По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post152287092/

Древнейшая, насчитывающая как минимум пять тысячелетий, архитектура Индии нашла свое наиболее совершенное воплощение в величественных храмовых сооружениях, расположенных на всей территории этой огромной страны…

Древние храмы Индии воплощают все многообразие религиозных традиций, то сменявших одна другую, то сосуществовавших рядом в течение многих столетий, поддерживая и дополняя друг друга. Именно эти традиции создали пестрый и столь впечатляющий европейцев многоликий образ индийской цивилизации.

В этой статье мы постарались описать наиболее известные и почитаемые древние храмы Индии. Практически все они включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются культурными сокровищами всего человечества.

Большая ступа в Санчи

Ступа, или место захоронения останков Будды, имеет огромное значение в религиозной жизни многих индусов. Наиболее известная и почитаемая из них находится в Санчи, расположенном в Центральной Индии. Она была выстроена в третьем столетии до н.э. и прекрасно сохранила свой внешний облик.

В наши дни ступа Санчи подверглась реставрации. Купол в виде полусферы символизирует свод неба, а верхняя часть - священную для буддистов гору Меру. Внутри сооружения, по преданиям, находится часть останков Будды.

Святилище окружено массивной оградой из камня с четырьмя церемониальными воротами, украшенными искусной резьбой, которые являются одним из наиболее известных символов Индии.

Храмовый комплекс Аджанты

Храмовый комплекс Аджанты - один из наиболее древних пещерных храмов Индии, где сохранились не только вырезанные из камня колонны и украшения стен, но и многочисленные фрески с великолепными красочными изображениями.

Он состоит из 29 залов-пещер, наиболее древние из которых выстроены в I-III веках нашей эры. Храмовые сооружения здесь соседствуют с монастырскими кельями, поскольку были созданы монахами, искавшими уединения от мирской суеты.

Каждый из залов имеет квадратную форму, потолок поддерживают каменные, украшенные богатой резьбой колонны. По бокам центрального зала располагаются маленькие кельи, в которых жили монахи.

Пещерные храмы Эллоры

Прекраснейший храмовый комплекс, включающий буддистские, индуистские и джайнские храмы, расположен вблизи деревни Эллора (штат Махараштра).

Впечатляющие каменные сооружения высечены из цельной скалы посреди горного массива, окружающего их со всех сторон как стены гигантской чаши.

Здесь расположен один из наиболее почитаемых образцов дравидийской архитектуры - храм Кайлас, где можно увидеть высеченные из камня гигантские статуи богов Вишну, Шивы, богини Лакшми и других представителей индуистского пантеона.

Храм Кхаджурахо

Один из наиболее известных и посещаемых европейцами храмов - Кхаджурахо, посвященный индуистскому божеству Шиве-разрушителю. Он расположен в штате Мадхья-Прадеш и носит имя Кандарья-Махадева.

Знаменит этот храм своей каменной резьбой, представляющей тысячи разнообразных сюжетов эротического содержания, выполненных с удивительным искусством и натуралистичностью.

Храмовые сооружения сами по себе удивительно красивы, а пикантная каменная резьба привлекает сюда десятки тысяч туристов, которые хотят увидеть знаменитую «каменную Камасутру» собственными глазами.

В феврале и марте здесь проводится ежегодный фестиваль индийского традиционного танца - это лучшее время для посещения храмового комплекса Кхаджурахо.

Храм Лингараджа

Храм Лингараджа в штате Орисса является одним из наиболее впечатляющих сооружений фаллического культа Шивы. Возведенный в 9 веке н.э., он сегодня представляет собой грандиозный храмовый комплекс, центральная башня которого имеет 55-метровую высоту и по форме напоминает початок кукурузы.

Башня покрыта резьбой, изображающей женские фигуры, переплетающиеся с фигурами различных животных. В главном святилище установлен гранитный лингам высотой около 8 метров.

Индуисты считают, что он принадлежит не только Шиве, но и Вишну - этот признак делает храм Лингараджа уникальным и одним из наиболее почитаемых в Индии.

Храм Каши Вишванатх (Варанаси)

Расположенный в древнейшем индийском городе Варанаси (Бенарес), храм Каши Виштванатх неоднократно подвергался полному разрушению, но каждый раз восстанавливался вновь. Сегодня это одно из наиболее священных мест для каждого индуиста.

Стены храма покрыты позолотой, на которую было истрачено около 800 кг золота. К сожалению, храм расположен посреди плотной городской застройки, и для того, чтобы увидеть его золотую крышу, туристам необходимо подняться на третий этаж соседнего здания.

Внутри храма, в отделанном чистым серебром углублении, находится его главная святыня - лингам Ади Вишеашвара, охраняемый серебряной коброй.

В V в. до н. н. э. на северо — западную часть Индии распространила свою власть персидская династия Ахеменидов. Памятником этого периода руины Таксилы, расположенные у современного города Равалпинди (ныне это территория Пакистана). Застройка Таксилы осуществлялась в два этапа. Более древний город возводилось стихийно, без всякого порядка. Впоследствии хаос изменила четкая сетка кварталов. При исследовании Таксилы было обнаружено много замечательных скульптур, во внешнем виде которых сочетаются черты индийского, персидского и древнегреческого искусства, ведь в конце IV в. до н. э. государство Ахеменидов было разрушено Александром Македонским, и в Индию пришли завоеватели, греки.

Власти греков в Северной Индии противостояла империя Мауриев, которую возглавлял царь Чандрагупта. Его столицей был город Паталипутра (современная Патна), расположенный на берегу Ганга, второй по величине реки Индии. Греческий географ Мегасфен оставил нам описание древней столицы. Он рассказывает: «При слиянии реки Ганга с другой расположен город, котрый имеет 80 стадий длиной и 15 стадий шириной (то есть его площадь составляет что-то около 48 км 2 . По форме он очень напоминает параллелограмм, обнесенный деревянной стеной, в которой сделаны отверстия для пускания стрел. Перед стеной расположен ров, предназначенный для защиты и для приема сточной воды города. Этот ров окружает весь город, достигает 600 футов шириной и 30 локтей в глубину, а стена увенчана 570 башнями и имеет 64 ворот». Сейчас в Патни можно видеть остатки древних сооружений.

Внук Чандрагупты — царь Ашока принял буддизм. С его именем связано распространение этой религии, которая существенно потеснила более древний брахманизм. Вместе с новой религией распространяется и новый тип культовых сооружений — так называемые ступы, каменные футляры, которые скрывают в себе буддийскую святыню. Такие достопримечательности встречаются везде в Индии и других странах. Именно такое сооружение было построено в городе Амаравати во II в. до н. э.


Сейчас в этом городе можно видеть ее руины. Другая известная достопримечательность Амаравати — индуистский храм, знаменитый своим скульптурным убранством. Особое внимание привлекают местные барельефы, изображающие апсар — небесных танцовщиц.

Чаще жилые строения Индии — от хижины до роскошного дворца — делались деревянными, а каменными были только культовые сооружения, причем в некоторых своих деталях они имитировали деревянную архитектуру. Важное место в индийской культурной наследии занимают пещерные храмы, буддийские и индуистские. Пещеры были искусственными, их высекали в скале, и на их потолках можно видеть имитацию деревянных бантин. Самыми известными достопримечательностями такого типа являются пещерные храмовые комплексы Аджанта, Эллора и пещеры острова Элефанта. Все они были созданы в VII — VIII вв. н. э. Аджанта является буддийской достопримечательностью, стены ее пещер покрыты яркими фресками. Храмы Эллоры, расположены не очень далеко от Аджанты, посвящены индуистским божествам. В толще скалы здесь высекали залы, которые достигали в глубину 40 м и были расположены друг над другом, образуя два-три этажа. Стены залов и галерей, которые соединяли, украшают многочисленные скульптурные изображения богов и героев. Потолок в пещерах поддерживают толстые колонны, базы и капители которых покрывают сложные скульптурные узоры. Индийская скульптура очень своеобразна, ее невозможно спутать ни с чем. Шиву, бога, котрый сотворил мир с помощью танца, художники изображали многоруким, благодаря чему им удалось передать мощный ритм его танца. Других божеств тоже иногда изображали многорукими и многоголовыми, но независимо от того, какое количество конечностей у каменных богов и героев, они всегда выглядят живыми и подвижными.

Другим чрезвычайно интересным видом индийских памятников является скальные храмы, то есть храмы, имеющие вид строения, но они не сложены из кирпича или даже из больших каменных глыб. Они вырезаны из цельной скалы. Некоторые спорят, можно ли считать такие храмы памятниками архитектуры, или они являются скульптурными памятниками, ведь внутренний объем в них или играет очень незначительную роль, а то и вообще отсутствует. Все внимание уделяется внешнему убранству, которое поражает не меньше, чем отделка пещер в Эллори.

К таким памятникам относятся пять небольших сооружений, так называемых Ратх, которые можно видеть в городе Махабалипурам на морском побережье недалеко от Мадраса. Для их строительства были использованы гигантские глыбы золотистого цвета.

Каждая из Ратх не похожа на другую, но вместе они образуют гармоничный ансамбль, котрый органично дополняют скульптуры животных: быка, льва и слона. Эти животные выглядят, как будто они случайно забрели на территорию храмового комплекса. Сами ратхи являюся каменными моделями традиционных для Индии деревянных сооружений, все мелкие детали которых воссозданы с ювелирной точностью. В комплекс входит также каменный рельеф, который имеет 9 м высотой и 27 м в ширину. Он изображает восхождение на землю священной реки Ганг.

Вершиной индийской скальной архитектуры считают построеный в VIII в. н. э. храм Кайласанатха в Эллори. Своими общими чертами храм напоминает ратхи Махабалипурама, но значительно более крупного масштаба. Строительство пирамидальной постройки храма начиналось сверху. Ее будто постепенно освобождали из каменного плена, начиная с ребристого купола и заканчивая восьмиметровым цоколем, который окружали трехметровые горельефные фигуры священных львов и слонов. Кроме этого главного храма, в комплекс входят и другие постройки. Все они так плотно покрыты скульптурами, что нельзя отыскать и метра гладкой стены.

Начиная с IX в. индийцы уже не вырубают свои храмы из цельной скалы, а составляют их из крупных блоков тесаного камня, но это не имеет существенного влияния на внешний вид архитектурных памятников, которые, как и раньше, больше напоминают скульптуры. Отдельные каменные блоки скрепляли металлическими скобами или с помощью деревянных клиньев, которые забивали в специальные отверстия. Храмы строили по единой системе. Главным сооружением комплекса было кубическое по форме святилище, увенчанное высокой в ансамбле башней. В небольшом внутреннем помещении святилища были скрыты от посторонних священные реликвии. Наряду строились галереи или многоколонный зал, где собирались верующие. Кубическое святилище называется Вимана, башня над ней — шикхара, помещение для верующих называется мантапам. Постепенно сложился северный и южный тип храмовых сооружений. На юге башни строили пирамидальной формы, как и в более ранних памятниках Махабалипурама.

На севере храмы имели другой вид. Башне оказывали мягких округлых очертаний. Сверху они были увенчаны куполом, форма которого напоминала плод лотоса, священного растения. Грандиозным памятником северной индийской архитектуры является храмовый комплекс в городе Бхубанешваре. Это даже не комплекс, а целый отдельный храмовый город. Когда-то оно насчитывало 700 храмов. До нашего времени сохранились не все, но и сейчас Бхубанешвар производит неизгладимое впечатление. Его башни напоминают не каменные сооружения, которыми они на самом деле, а лес по каким-то экзотических растений, вроде кактусов. Самым и нарядные храмом Бхубанешвара есть храм Лингорандж, возведенный на рубеже X и XI веков. Его шикхара имеет высоту 40 м.

Скульптуры, покрывающие храмы Бхубанешвара, издалека воспринимаются как сплошной мелкий узор. Но когда подойдешь ближе, то видишь, что этот узор составляют отдельные скульптурные изображения отличаются живостью и непринужденностью жестов. Некоторые из них посвящены не религиозной теме, а изображают бытовые сцены.


Храм бога солнца Сурья. Общий вид. XIII в.

Вершиной южно-индийского средневекового строительства считают храм Брихадешвара в Танджур, построенный в то же время, что и Лингорандж. Пирамидальная форма его главной башни поражает своей правильностью, которую не нарушают даже скульптуры, покрывающие стены сплошным ковром, но полностью подчиненные общему силуэту сооружения. Башня Брихадешвара разделена на 13 ярусов и достигает 63 м в высоту. В нишах нижнего яруса установлены гигантские статуи Шивы, которому посвящен храм.

Особое место среди индийских памятников занимает храм бога солнца Сурья в поселке Конарак, строительство которого относится к XIII в. Храм Сурья более чем любое другое сооружение является храмом-скульптурой. Он изображает колесницу солнечного бога. Каменная платформа, на которой установлен храм, украшенная вырезанными из камня колесами. Всего колес — 24. Древние мастера также высекли из камня лошадей, котрые должны были тянуть колесницу.

Минарет Кутб — Минар в Дели. XIII в..

В XII в. Северная Индия попадает под власть мусульман. Старая индийская строительная традиция была несовместимой с идеологией ислама. В XIII в. появляется много достопримечательностей нового архитектурного стиля. Строятся мечети, минареты и медресе, скульптуру заменяет плоский орнамент. В это время в Дели строится огромный минарет Кутб-Минар. Он достигает в высоту 73 м, а диаметр его основания составляет 16м. Минарет представляет собой круглую башню, сложенную из красного, и золотистого камня — песчаника. Стройная вертикаль минарета разделена на ярусы неширокими узорчатыми полосами.

Во времена владычества в Индии мусульманской династии Великих Моголов развилась светская архитектура. По приказу правителя возводились целые города, украшенные дворцами и парками. Жемчужиной среди индийских городов стала Агра, построенная в XVI в. специально, как резиденция Великих Моголов. Среди ее достопримечательностей — дворец правителей, крепость Агра — форт, так называемая жемчужная мечеть, и самый знаменитый из всех мавзолей Тадж-Махал.

Очень интересным памятником индийского строительства является город Джайпур, названный так в честь Джай Синга, правителя, который построил его в первой половине XVIII в. Джай Синг был весьма образованным человеком, математиком и астрономом. Проект нового города он создал собственноручно. Для этого он приказал достать планы современных ему городов Европы, чтобы учесть опыт европейских коллег. Но план Джайпура не является копией какого-нибудь города, существовавшего ранее. Джай Синг создал свой собственный план, Джайпур и сейчас считается одним из самых удобных городов мира. Не обделен он и архитектурными произведениями. Среди них — дворцы Джай Синга, один из которых имеет поэтическое название Дворец Ветров, и астрономическая обсерватория, которой пользовался основатель города. Джайпур — одно из последних творений индийской цивилизации доколониального периода. В XVIII в. страна попадает под власть англичан.