Мощи николая чудотворца в других храмах. Мощи Святого Николая: что нужно знать

Святитель Николай, прославился как великий угодник Божий и один из самых почитаемых Святых во всем христианском мире, как скорый помощник в самых, казалось бы, безнадежных и неразрешимых проблемах — и духовных, и житейских.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и мирно скончался примерно в 351 году. Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне.

Куда перенесли мощи Святого

Поклониться мощам Николая Чудотворца верующие могут уже в России — впервые за 930 лет мощи святителя покинули пределы итальянского города Бари.

Мощи Святого были доставлены в Россию 21 мая — святыня была принесена в кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве к началу вечернего богослужения, накануне дня памяти святителя Николая. Праздничное богослужение и встречу мощей 21 мая в храме Христа Спасителя возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Доступ паломников к святыне в Москве будет организован 22 мая с 12:00 до 21:00. Мощи Николая Угодника будут находится в России по 28 июля 2017 года.

Чудотворец

Святой Николай появился на свет благодаря молитве отчаявшихся родителей, у которых долгое время не было детей. Он родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии (ныне территория Турции) и был греческой колонией.

Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным. Святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, который расположен в провинции Анталия в Турции.

© photo: Sputnik / Alexander Yuriev

Люди очень полюбили нового архиепископа — он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым. Ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Святой Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством — разрушал идолов и капища, и защитник христианства — обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Святитель Николай Чудотворец считается покровителем всех странствующих.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житии святого Димитрия Солунского говорится о том, что он был против разделения своих мощей. Один раз такой запрет получил иллирийский вельможа Леонтий, который хотел взять часть мощей святого, чтобы построить ему храм на родине. В другой раз посланцы Императора Юстиниана, хотевшего заполучить часть мощей святого Димитрия «на украшение и освящение» новопостроенного храма Святой Софии, были остановлены столбом пламени, из которого послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь». Как можно расценить этот случай?

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

— Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?

В храм Христа Спасителя привезли мощи Николая Чудотворца..

1. Почему это считается большим событием?

– К Николаю Чудотворцу в России всегда было особое отношение, – объясняет религиовед Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. – Он является одним из самых почитаемых святых.

Изначально Николай Чудотворец был покровителем мореплавателей, но в России стал заступником путешественников. Считается, что он спасает во время бедствий, заблудившимся помогает найти дорогу. По словам Романа Лункина, со временем образ Николая Чудотворца стал народу даже ближе, чем образ Христа:

– Жития святых народу были более понятны, чем тексты Библии. Из всех житий больше всего в церквях читали жития Николая Чудотворца, его чаще всего изображали на фресках.

Приезд мощей воспринимается как большое событие еще и потому, что культ почитания Николая Чудотворца появился до того, как христианская церковь разделилась на ветви – православную и католическую. Святого угодника ждут как православные, так и католики.

2. Говорят, мощи святого Николая никогда не покидали итальянский город Бари. Это так?

– Мощи Николая Чудотворца не покидали Бари на протяжении 930 лет, – уточняет священник Андрей Постернак, декан исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

В свое время мощи были похищены итальянскими моряками из города Миры Ликийские, находящегося на территории современной Турции, где в IV веке жил Николай Чудотворец, в то время архиепископ Ликии. Поскольку похитители очень торопились, они забрали не все мощи, а только часть – примерно 4/5. То, что осталось от тела святого, позже из Мир Ликийских вывезли венецианцы и оставили храниться на острове Лидо, в церкви Святого Николая. Возникает вопрос: почему на протяжении 930 лет мощи одного из самых почитаемых в христианском мире святых никогда не «путешествовали»?

– Когда барийцы украли мощи, они очень ревностно к ним относились, ни разу никому не дарили и не передавали даже частицу мощей, – говорит протоиерей Андрей Бойцов, настоятель Патриаршего подворья Николая Чудотворца в Бари. – И это действительно впервые происходит. Именно поэтому это уникальное событие.

Часть мощей позже была похищены венецианцами и находится сейчас в церкви на острове Лидо. Венецианцы, в свою очередь, охотно дарили частички мощей другим христианам, и они есть в других храмах, но, по словам Андрея Бойцова, не всегда есть уверенность в их подлинности. А в данном случае «мы имеем стопроцентную уверенность, что это мощи св. Николая».

«К Николаю Чудотворцу в России всегда было особое отношение...» / Global Look Press

Священник Андрей Постернак уверен, что в наше время древняя история с похищением забылась. Просто у католиков такие «путешествия» мощей не приняты. Там к ним в целом более сдержанное отношение.

– У католиков другая традиция почитания мощей, – говорит отец Андрей. – В православии мощи выставляют, к ним прикладываются, целуют. Католики на мощи только молятся и смотрят, если они выставлены в прозрачных сосудах.

3. Что именно привезли в Москву из Италии?

– Мощи – это останки человека, которого церковь признает святым, – объясняет священник Андрей Постернак. – Некоторые считают, что они должны быть нетленными, то есть должны сохраниться не только кости, но и кожа и т. д. Но это не так. Часто бывает как раз наоборот, когда остается только скелет или отдельные его части. С Николаем Чудотворцем именно такой случай – речь идет о костях.

Протоиерей Андрей Бойцов уточняет: барийцы перевезли в город 85 процентов скелета святого, а в Москву доставили только ребро с левой стороны.

– Мощи находятся под очень толстой мраморной плитой, – говорит священнослужитель. – Никто бы ее специально демонтировать не стал. Но в ней есть отверстие диаметром 6 сантиметров. Оно нужно для того, чтобы раз в год откачивать миро, которое источают мощи. Это происходит каждый год 9 мая, в день, когда были перевезены останки. Итальянские специалисты с помощью прибора извлекли из-под плиты одну кость. Это восьмое ребро, под которым бьется сердце человека – центр его духовной жизни.

В год в Бари к мощам святителя приезжает несколько десятков тысяч паломников с разными проблемами, – рассказывает Бойцов. – Чудо постоянно происходит. У бесплодных пар потом рождаются дети, разрешаются судебные дела, есть люди, у кого восстановилось зрение. Одна женщина, например, мне рассказывала, что у нее был рак последней стадии и она из последних сил приехала в Италию. После службы она села в автобус, и уже через два-три часа она почувствовала, как сила вошла в нее и аппетит появился. Приехав в Москву, она сделала анализы и узнала, что никакого рака у нее нет. А врачи оставляли ей три-четыре недели жизни. Она с тех пор приезжает хотя бы раз в три года, старается святого благодарить.

4. Есть ли в России другие мощи святого Николая?

– Мощи святых существуют не только в виде скелета, – объясняет священник Андрей Постернак. – Есть традиция разносить маленькие частицы мощей по храмам и монастырям, в которых делают специальные мощевики.

По словам эксперта, в России есть храмы, где хранятся мельчайшие частицы останков Николая Чудотворца. Скажем, в Москве это храм Святителя Николая в Котельниках. Но история многих из них непрозрачна: бывает так, что нет никаких доказательств подлинности мощей.

– Частицы мощей часто перевозят неучтенными, у нас нет центрального органа, который это где-то фиксировал бы, – рассказывает Постернак. – У католиков с этим намного строже. В России же в большинстве случаев мощи передаются без формальной предыстории, и не всегда можно понять, как они попали в храм.

В подлинности мощей, которые привезли из Бари, сомнений, говорят эксперты, нет.

– В 1952 году, когда в базилике проводили реставрацию, мощи достали, – рассказывает протоиерей Андрей Бойцов. – Ученые сравнивали их с теми останками, что хранятся у венецианцев, и пришли к выводу, что они принадлежат одному человеку.

Доступ к мощам открылся в понедельник. Увидеть их хотят сотни тысяч паломников / Global Look Press

По черепу американские исследователи восстановили облик человека, которому он принадлежал, и, как говорит Бойцов, он оказался очень похожим на образ Николая Чудотворца, который мы видим на иконах.

5. Что означает приезд мощей в Россию? Можно ли говорить о том, что православная и католическая церкви идут на сближение?

Можно предположить, что приезд мощей любимого в России святого – следствие переговоров Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, которые прошли 12 февраля 2016 года на Кубе. При обсуждении той встречи много говорилось о том, что православная и католическая церкви делают шаг навстречу друг другу.

– Я не думаю, что это (приезд мощей. – Авт.) всерьез что-то значимое, – рассуждает протодиакон Андрей Кураев. – Тем более что привозятся не все мощи Николая, а только небольшая часть, левое ребро. Сама по себе тема мощей Николая – слишком мелкая для исторической встречи. Но даже если бы она обсуждалась, нам бы наверняка сразу сообщили, что мощи были предметом этого разговора.

Настоятель Патриаршего подворья в Бари утверждает, что мощи доставили в Россию благодаря личной просьбе Патриарха, адресованной Папе Римскому.

– Это пиар-акция Патриарха, – комментирует Кураев. – Она очень напоминает историю с Поясом Богородицы: к нему тогда выстроились большие очереди, а в ста метрах от того места стоит храм, где кусочек Пояса традиционно находится.

А была ли «каменная Зоя»?

В советское время о Николае Чудотворце появилась новая легенда. Якобы в 1954 году жительница Куйбышева Зоя Карнаухова пустилась в пляс с иконой святого и была наказана за святотатство: она... окаменела. Что на самом деле тогда случилось, мы спросили самарского журналиста Виктора ЕРОФЕЕВА, который на протяжении 20 лет вел расследование громкой истории.

– Было скопление народа в Самаре на улице Чкаловской. Зои же не существует ни в документах, ни в упоминаниях очевидцев. Такая девушка в Самаре не проживала. Началось все с того, что во двор пришли старухи, которые рассказали эту историю и просили показать им девушку. Слух распространился мгновенно, и во двор стали приходить люди – сначала единицы, сотни, потом тысячи. Никакой «каменной Зои» в доме не было. Специалисты квалифицируют это как случай массового психоза.

Храм, построенный в честь великого святого в истории православия, Николая Чудотворца, расположенный в самом центре Москвы в Хамовниках, считается одним из наиболее значимых архитектурных творений. Его красота привлекает туристов со всего мира. Не менее интересна и история храма, культурные достопримечательности ему принадлежащие и процесс строительства.

Хамовная слобода: историческая справка

Ныне являющийся практически самым центром Москвы район Хамовники ещё в начале XVI века принадлежал к загородной территории нашей столицы. До этого времени в Хамовниках не было ни одной постройки, а вся обширная территория была отведена под выпас лошадей.

Коренные преобразования начались ближе к XVII веку. Первое возведённое на территории Хамовной слободы здание было Новодевичьим монастырём.

Благодаря ему, начался прирост населения в данной местности. Важно отметить, что сюда начали стекаться не только священнослужители, но и ремесленники , что способствовало развитию собственной культуры Хамовников.

Главным достоинством слободы были искусно вытканные полотна , такого замечательного качества, что регулярно поставлялись на царский двор. В честь этого ремесла и были названы Хамовники. Как известно, древнерусское название льна звучит как «хам», от него и произошло название слободы, а впоследствии и целого района самого крупно населённого города России.

Как строилась церковь Николы в Хамовниках

Поскольку Хамовная слобода занимала довольно-таки обширную территорию, ей полагалось иметь собственную церковь. Первое упоминание о богомольне восходит к далёкому 1625 году. В то время храм Николая Чудотворца был изготовлен из дерева и не обладал никакими особенностями, которые могли бы привлекать внимание. Немного позже, а именно спустя 32 года, здание перестроили, и на его месте теперь красовалась каменная церковь, исполненная в лучших традициях тех лет.

Своё сохранившееся и поныне название «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен» постройка получила в 1677 году. А в 1629 году около церкви начали возводить ещё одно новое здание. Важно отметить, что к началу XVIII века архитектурный стиль в России претерпел значительные изменения, поэтому храм был подвержен значительной реставрации.

Под влиянием иностранных веяний строгий исконно русский стиль сменяется более ярким, живописным и в какой-то мере вычурным «дивным узорочьем». Его отличительными чертами являются живые краски, изразцы , исполненные в разных цветовых гаммах, обилие декоративных элементов и украшений. Церковь теперь не каменная, а кирпичная, поверх отделанная белым камнем, дополненная красивейшими изразцами красного и зелёного цветов.

Комплекс храма Святителя Николая в настоящее время

Храмовый комплекс выполнен в традициях своего стиля и включает в себя следующие здания:

  • церковь с пятью куполами;
  • трапезную;
  • приделы митрополитов московских Дмитрия и Алексия;
  • шатровую колокольню, находящуюся вблизи западного входа;
  • одну из самых больших и высоких колоколен в Москве - восьмикупольную, которая, к слову, является последней постройкой, исполненной в таком стиле.

Весь комплекс был освящён в 1682 году. Всё остальные незначительные пристройки появлялись по мере необходимости.

Значимые события

Для изучения интересны не только особенности архитектурного стиля, в котором исполнена церковь, но и история её существования и многочисленных возрождений.

Во время Первой Отечественной войны, когда Бонапарт наступал на нашу столицу, по планам русских полководцев вся Москва, в том числе и храм Николая Угодника, были отданы на сожжение и разрушение врагами.

Как можно понять, увечья, нанесённые этому несравненному архитектурному строению, были очень велики, а внутреннее убранство и вовсе практически полностью разрушили . После победы над французами, власти не спешили приступать к реставрации комплекса, и только в 1845 году половина ремонтных работы была завершена, а на стене появилась новая фреска. Полное же восстановление церкви приходится на 1849 год.

На этом, разумеется, многочисленные реставрации храма и его укрепление не закончилось. Работы искусных архитекторов проводились ещё три раза:

  • в 1896;
  • в 1949;
  • в 1972.

Несмотря ни на какие обстоятельства храм не прекращал свою работу. Всегда в него с радостью приходили верующие люди, чтобы стать частью красивейших богослужений.

Ближе к началу XIX века храмовая территория была ограждена металлическим забором, а после установили и кованые ворота, также являющиеся местной достопримечательностью.

В 1922 году произошло особенное событие в жизни всего комплекса: совершилось торжественное возвращение огромнейшего колокола, второго по величине, отлитого знаменитым Ладыгиным. Его вес составляет более, чем 108 пудов. Судьба остальных колоколов из первоначального набора, к сожалению, неизвестна. Часть из них была утеряна во время организованных советской властью гонений на церковь. В этот список входит и трехсотпудовый колокол, который был самым большим во всём комплексе.

Ещё одним печальным фактом является то, что во время гонений были изъяты многие иконы, золотые и серебряные принадлежности, которые не только были особенным украшениями церкви, но и имели большую культурную ценность.

Главная достопримечательность

В честь святыни, которой гордится не только храм, но и вся столица, назван весь левый придел. На древней иконе, убранной в золотую оправу, изображена Богородица с младенцем. «Споручница грешных» известна своей чудодейственной и исцеляющей силой. Она стала пожертвованием храму от одного богатого человека.

Он заметил, что во время произнесения молитвы перед «Споручницей грешных» на образе выделяются маленькие капельки благоухающей жидкости. Помазав себя этим маслом, вылечились многие люди, которые уже было потеряли всякую надежду. После того как икона оказалась во владении храма, на богослужения начали стекаться толпы людей, желающих получить благословение Божье. Всю свою силу образ показал во времена свирепствовавшей в Москве холеры, когда отчаявшиеся врачи мазали пациентов полученным миром, а те начинали крепчать прямо на глазах.

Храм в Хамовниках: расписание богослужений

Собор работает по следующему расписанию:

  • Богослужение начинается в семь часов утра.
  • Через 45 минут все желающие могут исповедоваться.
  • В восемь или немного позже продолжается литургия.
  • В пять часов прихожан ждут на .

Адрес храма: улица Льва Толстого, дом второй. Если вы добираетесь до святыни в первый раз, то ориентироваться следует по Фрунзенской набережной, а также по парку Культуры.

День святителя Николая Чудотворца

Сегодня, 19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых в православном мире.

Святитель Николай, живший в III-IV веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, — его вера, удивительная, сильная, ревностная.

Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.

Поэтому стоит в такой день зайти в церковь и поставить свечи.

Где почивают мощи Святителя Николая?

Шестнадцать с половиной веков отделяют нас от дня его блаженной кончины. Святитель Николай, родившийся около 280 года в малоазийском городе Патаре, в Ликии — «Волчьей стране», тогда провинции Римской империи, скончался в декабре 343 года и как архиепископ города Мир в области Ликийской нашел себе упокоение в этом городе. Император Феодосий Младший в V веке воздвиг здесь большой кафедральный храм, где положены были мощи Святителя. Здесь пребывал не оставлявший и по смерти своей паствы епископ до второй половины XI столетия.


Руины храма св. Николая в Мирах Ликийских (современный г. Демре, Турция)

Посланные нашли мощи в упомянутой Феодосиевой базилике под спудом и, вылив предварительно миро, истекавшее от мощей святого, в особые сосуды, перенесли гроб Святителя на корабль. В ночь на 11 апреля корабль покинул Миры, а 9 мая прибыл, выдержав предварительно карантин, в Бари, жители которого во главе с епископом и духовенством вышли на кораблях и лодках в море для торжественной встречи святыни.


Короли и королевы (в т.ч., польская королева Бона из миланского дома Сфорца, похороненная в алтаре базилики) много жертвовали на украшение храма. Сербский царь Урош II в 1319 г. устроил серебряный престол в крипте над гробом Святителя. Его сын Урош III в 1325 г. пожертвовал запрестольный образ Святителя Николая Угодника. На средства Государя Николая II, после посещения им Бари, еще в бытность наследником, перемощен мраморный пол там же, в крипте.

...В архиве храма сохранилась книга почетных гостей. На одной из страниц — лаконичный автограф: «Николай. 12 ноября 1892 года». Есть в храме и икона, пожертвованная последним русским императором своему Ангелу.


Базилика Сан Никола (верхний храм), г. Бари, Италия

9 мая (22 - по новому стилю) Западная и наша Русская Церкви празднуют «вешнего Николу» — перенесение мощей Святителя Николая в Бари. Праздник этот, рассказывает А.А. Дмитриевский, «собирает в город массу богомольцев со всей Италии и из других стран, как православных, так и католиков, и обставлен торжественными службами и литаниями».

Крипта, точнее, подземная церковь, в которой находятся мощи Святителя, представляет собой наиболее древнюю часть храма, она была освящена папой Урбаном II 1 октября 1089 г. Церковь перестроена из прежнего дворца катапана — византийского губернатора Апулии. Строительство длилось два года. Пространство церкви (30 х 15 м) членится рядами 26 колонн, две из которых — редкого нумидийского мрамора, остальные греческие. Одна колонна, в углу, у подножия лестницы, обхваченная железными связями, считается чудотворной. Верующие, прикладываясь к ней, получают исцеления от различных болезней. Согласно древней легенде, колонна эта происходит из Никольского храма в Мирах Ликийских. Она сама чудесным образом приплыла из Малой Азии вслед за мощами Святителя Николая. В ночь перед освящением храма люди видели, как сам Святитель своими руками с помощью двух ангелов водружал на место эту колонну.


Базилика Сан Никола (крипта), г. Бари, Италия

Гробница Чудотворца имеет строгую аскетическую форму (позднейшие серебряные оклады были убраны при последней реставрации). В передней части гробницы устроено полукруглое отверстие, через которое священники проникают внутрь для сбора чудесного мира. Мощи Николая Угодника относятся к числу мироточивых. Это было обнаружено еще в Мирах. Когда барийские моряки вскрыли гробницу, чтобы извлечь и перенести в Италию святые мощи, оказалось, что честные глава и кости Святителя почти плавают в неизвестной таинственной жидкости. Взяв мощи, моряки постарались взять с собой в сосудах и священную жидкость. Впоследствии ее называют по-разному: православные - «елеем» или «миром», современные католики - «манной святого Николая». Для удобства сбора мира дно гробницы сделано слегка покатым к центру. Подлинную жидкость, собираемую раз в год, 9 мая, вливают в большие контейнеры со святой водой, поскольку целебное миро раздается огромному числу православных и католических паломников.


Б азилика св. Николая (Basilica San Nicola), где покоятся мощи великого угодника Божия (г. Бари, Италия) .

Приход святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции (в этом городе хранится пятая часть мощей св. Николая) . Приход организует паломнические поездки к православным святыням, находящимся в Венеции.
К мощам Святителя Николая (большая фотогалерея).
Большие (в высоком разрешении) фото города Бари, Базилики св. Николая, Русского подворья, памятников св. Николаю в Бари...

Николай Чудотворец - биография, несколько штрихов

В древности турецкий город Демре (провинция Анталья) назывался М́ира и входил в конфедерацию древней Ликии. В величественной христианской церкви этого города долгие годы служил епископом Николай Чудотворец.

Николай не был отшельником, как многие святые. Напротив, он всегда находился среди людей, помогая им не только нравоучениями, но и конкретными делами. Он спасал несправедливо осужденных от казни, вызволял из заключения оклеветанных генералов, боролся с голодом, обеспечивая мироликийских граждан хлебом - кормил бедняков, заботился о сиротах. Его доброта в сочетании с деятельной натурой сделали его необычайно популярным и любимым в народе.

Паломничество к Николаю Чудотворцу началось еще при жизни. Однако после его кончины поток верующих не только не сократился, но и многократно увеличился. Многие приезжали в Миры Ликийские поклониться мощам святого, которые стали сильно мирроточить (собственно, и сам город Мира по одной из версий имеет общий корень со словом «мирра» — смола, которая часто присутствует в благовониях). Однако, в конце 11 века паломничество стало опасным. На восточные области Византийской империи обрушилось нашествие сарацин (т. е. - турецкого воинства). Их полчища огнем и мечом прошли до Иерусалима. Они разоряли лежавшие на их пути города, села, церкви и монастыри, превращая благодатные места в гиблую пустыню.

Ликия была опустошена. Уцелевшие жители города в страхе бежали от разбойников, укрываясь высоко в горах. В М́ирах Ликийских оставались лишь монахи, которые хранили мощи Николая Чудотворца, как величайшее сокровище. В средние века на подобные святыни смотрели очень своеобразно - старались ими завладеть. Казалось, что завладев святыми мощами люди сразу получат б́ольшую помощь от святых угодников божьих и поэтому часто святые мощи добывали путем кражи, как некую добычу, и очень высоко их ценили. Вот такая история произошла и с мощами святителя Николая:

Николай Чудотворец - мощи

В 1087году купцы из итальянского города Б́ари отправились в г. Антиох́ию (тоже на территории современной Турции) торговать зерном. На обратном пути они заехали в Миры Ликийские, где покоились мощи святителя Николая. Они заставили монахов под угрозой пытки указать, где погребен святитель Николай, изъяли мощи и перенесли на корабль. Они очень торопились - они боялись, что жители города Мира прослышав об этом безобразии спустятся с гор и отвоюют у них великую святыню. Поэтому часть мощей осталась в гробнице.

В пути разыгрался страшный шторм. Плывшие на корабле священники узнали, что несколько моряков тайно взяли себе по частице мощей - кто зуб святого, а кто косточку. Священники предупредили, что если они всё немедленно не вернут, то непременно погибнут. Моряки тотчас все отдали - и буря сразу утихла. 9 мая 1087 года корабли благополучно вошли в порт Бари.

Есть 2 точки зрения на освобождение мощей Николая Угодника из турецкого плена. Точка зрения русского православия - это именно спасение мощей, а вот греки считают, что жителями Бари была совершена кража, такова их точка зрения. Русские сразу истолковали перенесение мощей святителя Николая - как спасение от турецких завоевателей, которые уже прибыли в Малую Азию. А греки еще долго считали Малую Азию, несмотря на присутствие турков, частью Византийской Империи и таким образом они полагали, что мощи святителя Николая у них были украдены.

, (от греч. basilike - царский дом), где сегодня покоятся останки святителя Николая, возвышается в центре итальянского города Бари. Это здание - ярчайший пример романского стиля, строгого и величественного. Раньше здесь был дворец византийского наместника.

Мощи святого покоятся под высоким престолом. Сотни лет здесь происходят чудеса - в этом убеждены миллионы верующих. Они приезжают в Бари со всех концов света поклониться мощам Николая Чудотворца и попросить у святого помощи. Только в праздники в нижнем храме базилики открываются специальные ворота и паломники получают возможность подойти к гробнице святителя Николая. Чтобы прикоснуться к этому месту, люди с раннего утра выстраиваются в огромную очередь.

Вместе с мощами святого Николая жители Бари вывезли и теперь знаменитую икону, в Италии она называется Nicola del Nero, т.е. Никола Черный. На иконе святой действительно выглядит несколько смуглым. Многие итальянцы в древности и вовсе считали его темнокожим. Однако в работах русских иконописцев обычно это седовласый старец славянской внешности. На греческих же иконах Николай Чудотворец имеет типично греческую внешность. Многие годы ученые задавались вопросом - как же в действительности выглядел святитель Николай Чудотворец?

В 1953 году завесу над тайной образа Николая Чудотворца приоткрыл итальянский профессор, анатом Луиджи Мартино. Профессор подробно изучил мощи святого. Результаты исследований произвели сенсацию в научном мире - восстановленный по останкам облик Николая Чудотворца не только имел большое сходство с изображением на иконах, но и указывал на конкретные факты его жизни. В частности профессор Мартино выяснил, что у Николая Чудотворца были переломы нескольких костей, суставов и даже носа. Это подтверждает версию историков о том, что святому не раз приходилось пострадать за веру. Еще в 980 году н.э. византийский писатель и ученый Метафраст упоминал, что во время гонений на христиан императором Диоклетианом Николай был брошен в темницу. Византийский историк сообщает о следах пыток на теле Николая, говорилось, что святитель даже побывал на дыбе….

Полвека спустя исследования итальянского профессора Луиджи Мартино полностью подтвердили знаменитый британский антрополог Кэролайн Вилкинсон и ее коллеги из университета Манчестера. В 2005 году они приступили к восстановлению образа Николая Чудотворца. В научном мире работы Кэролайн Вилкинсон по реконструкции облика известных исторических личностей признаны уникальными и высокоточными. Используя сложную систему метрических измерений, фотографии, рентгеновских снимков и компьютерной графики, ей удается добиться большого сходства реконструкции с оригиналом. В результате проведенной работы на Кэролайн Вилкинсон взглянул невысокий лысоватый мужчина крепкого телосложения с оливковым оттенком кожи и близко посаженными карими глазами. Согласно исследованиям, он был порядка 168 см ростом, т.е., совсем невысоким. Когда он умер, ему было примерно 65-70 лет. Если описывать его лицо, то оно было очень мужественным, и одновременно - излучающим внутреннюю немереную силу. По словам К. Вилкинсон, "если бы сегодня он встретился вам на улице - вы бы наверняка решили, что перед вами либо боксер, либо ресторанный вышибала, либо просто типичный уголовник". У него был очень сильный грубоватый череп, большая квадратная голова. Интересно отметить, что у него был весьма заметный перелом носа. Очевидно, что переносица была сломана, и потом ее явно лечили. Из этого можно сделать вывод, что нос был сломан задолго до его смерти.

Однако получившееся в итоге 3-х мерное компьютерное изображение всё же немного бездушно и невыразительно. Оно не способно передать обаяние и одухотворенность лица святителя Николая, от которого, как утверждали его современники, исходило удивительное сияние, как от пророка божия Моисея.

Русская православная церковь славит великого святого Николая дважды в год. 19 декабря и 22 мая. В эти дни в Италию съезжаются тысячи верующих из России и из стран СНГ. Большинство паломников - измучены тяжелой дорогой в Бари. Прямых перелетов в этот провинциальный городок нет, поэтому люди вынуждены добираться «на перекладных». От усталости многие валятся с ног, но продолжают стоять в очереди, в надежде прикоснуться к святыне. Те, кому повезет - смогут дотронуться до заветного стеклянного глазка. Остальным же придется ждать следующий праздник. О создании условий для русских паломников в Италии задумывались еще русские цари, особо почитавшие Николая Чудотворца. Незадолго до революции 1917 г. император Николай 2 решил построить в Бари храм и гостиницу. В год 300-летия дома Романовых в Бари была куплена земля, под руководством знаменитого архитектора Щусева был создан проект русского подворья. Барийский Храм в честь святителя Николая Чудотворца был построен в 1913—1917 годах. Однако, в годы большевистского тотального атеизма и разбазаривания отечественного духа храм был передан городу Бари - в дар. Его возвращение стало дипломатической задачей, решением которой занимался лично Путин и первые лица российского духовенства.

1 марта 2009 г. Барийский Храм в честь святителя Николая был передан Русской Православной Церкви, вместе с подворьем. Символические ключи были вручены лично президенту России Дмитрию Медведеву.

За 10 лет жизни в Италии настоятель русского храма-подворья, отец Владимир Кучумов стал очевидцем множества чудес. Одно из них случилось с ним самим. Несколько лет назад у Кучумова открылась язва желудка. Но стоило отцу Владимиру приложиться к мощам святителя Николая, как болезнь отступила.

Рассказывает отец Владимир (Кучумов):
- Лично я был много раз свидетелем ярких чудес. Это, конечно же, исцеление всевозможных, самых тяжких недугов, которые только известны медицине. Святитель Николай совершает свое главное чудо над тысячами людей, которые иногда этого даже и не замечают. Я считаю, что этим основным чудом святого Николая над людьми является исправление их жизни. И люди - благодарны за это святителю - с тех пор, как мощи Николая чудотворца оказались в Бари, здесь побывало множество известных исторических личностей. В базилике есть сокровищница, где хранятся дорогие дары Святителю за чудесную помощь. Большая часть сделана королями и царскими особами. Например, лампады - от русского царя Николая 2 и от брата Александра 2 - Константина. Эта традиция сохранилась и в наши дни. В 2007 году, во время визита в Италию, президент Владимир Путин посетил папу Римского в Ватикане - подарил ему икону Николая Чудотворца. А затем отправился в Бари. Владимир Путин заехал в храм святителя Николая и помолился у мощей Чудотворца, как когда то это делали русские цари. Подарок российского президента стоит во дворе базилики, это - памятник Святителю Николаю.
Я убежден: перемещение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Италию - есть промысел божий. При ином раскладе великая святыня могла быть безвозвратно утеряна для всего христианского мира. Мы лишь еще раз убеждаемся в силе промысла божия - даже дурные человеческие поступки Бог способен обращать к добрым последствиям. Вот так, как бы - похищение мощей, захват того места, где они находились; в каком то смысле ограбление - обернулось славой, вселенским поклонением перед именем великого угодника, Святителя Николая. Даже католический запад ныне так же искренне и сильно почитает имя святителя и чудотворца Николая.

В Бари праздники, связанные с именем святителя Николая отмечают с особым размахом. Каждый год 9 мая католики празднуют годовщину перенесения мощей Николая Чудотворца и устраивают грандиозное костюмированное представление. При участии нескольких сотен человек реконструируются события, которые уже на протяжении многих веков остаются самыми важными и значимыми для жителей Бари.

Баряне гордятся тем, что у них покоятся мощи Святителя Николая и ревностно опровергают любые версии об альтернативном местонахождении останков Чудотворца. Однако многие историки убеждены: часть мощей святого находятся в Венеции.

Во время первого крестового похода венецианцы по следам своих предшественников из Бари приехали в Миры Ликийские. Они нашли храм святителя Николая и стали пытать монахов, требуя отдать им оставшиеся мощи. Наконец, под пыткой один из монахов показал, где находится величайшая святыня. Венецианцы снова вскрывают пол и «добирают» остатки мощей святителя Николая. Но мощей оказывается мало - нет черепа, очень мало косточек… Тогда они докладывают кости из других гробниц. И по дороге домой венецианцы время от времени кому то дарят то одну косточку, то другую. Таким образом, мощи святителя Николая попадают в несколько стран, в несколько монастырей. Следуя этой версии - останки святителя Николая были перевезены в Венецию в 1100 году. Сегодня они покоятся на острове Лидо, в величественном храме, возведенном в честь святителя Николая Чудотворца...

Жизнь и чудеса святого Николая запечатлены здесь в форме многочисленных фресок, величественных статуй. А так же - в галерее из ценных пород дерева уникальной ручной работы. Каждая деревянная скульптура посвящена отдельному эпизоду из жизни Николая Чудотворца. Гробница, где покоятся мощи святого, стоит на высоком, украшенном мозаикой мраморном пьедестале. Почти 1000 лет баряне оспаривали факт нахождения Чудотворца на острове Лидо - многие не верят в это до сих пор. Однако в 1992 году профессор Луиджи Мартино, ранее вскрывавший гробницу святого в Бари, исследовал останки и на острове Лидо. И он выяснил, что в гробнице Венеции действительно находятся недостающие части мощей святителя Николая. Но кроме этого в ларец были добавлены косточки детские, женские и подложный череп. И всё же примерно 20-25 % останков святителя Николая находятся в венецианском ларце - в гробе, который мы можем видеть на острове Лидо.

Николай Чудотворец не был ни знаменитым богословом, ни властителем какой-то большой епархии или территории. Но минуло 17 веков - и ни одного из святых мы не почитаем так, как Николая Чудотворца. Каждый народ считает его своим, и придает его облику особые черты. Это - яркое доказательство глубокого почитания Николая Чудотворца, которого смело можно назвать самым демократичным и всенародно любимым святым.

Как правильно попросить Николая Чудотворца о помощи лично для себя

Самое главное: чтобы обратиться к святому Николаю со своей просьбой - нужно искренне, всем сердцем верить в то, что вы непременно получите эту помощь - это первоочередное и обязательное условие (прочитайте еще раз эпиграф к этой статье) . Взывать о помощи лучше всего перед иконой Николая Угодника. Совершенно не принципиально - находится ли эта икона в храме, или у вас дома; создана ли она руками мастера иконописи или скачана из Интернета и распечатана на вашем принтере. Если вам необходимо попросить помощь в пути, но у вас нет под рукой образа святого Николая - мысленно представьте его образ, нарисуйте в своём воображении - этого будет достаточно, чтобы почувствовать духовную связь с ним. (Однако я всё же советую купить в церковной лавке маленький образ Чудотворца - так называемый «складень» или нательный медальон - и носить его с собой. У меня много лет похожий на тот, что на картинке слева - я его в портмоне ношу, рядом с фото близких.)

Обращаться к святому Николаю Угоднику за помощью правильней всего словами молитвы, и вовсе не обязательно, чтобы молитва произносилась строго по церковным канонам, важнее - чтобы с искренностью. Если вы молитву еще не знаете или не помните ее слов - говорите со святым теми словами, которые идут из вашего сердца, из глубины вашей души.

Перед тем, как просить святого о помощи - посмотрите внимательно, вглядитесь в его икону (или в созданный вами мысленный образ Николая Угодника). Почувствуйте, что святитель смотрит на вас, что ему ваши проблемы не безразличны, ощутите его внимание и любовь - это легко. Помните, что нет ни единого человека с открытым ко вселенной сердцем, которому вселенная отказала бы в помощи. А по тропинке к этой помощи вас и поведет Николай Угодник - самый быстрый среди проводников от Земного к Высшему. И ваша просьба будет услышана и исполнена - верьте в это. Да поможет нам всем вера! Вера в то, что

человек

может

и должен быть

СЧАСТЛИВ!

Краткие молитвенные обращения к Николаю Чудотворцу:

Молитва Николаю Чудотворцу - канонический текст: