Еще раз о церковной десятине. Русская история на кириллице

Даде же и десятины в соборную церковь Пречистыя Богородица изо всего своего княжениа, и от всякого суда десятое, а ис торгу десятую неделю во всех градех, и от всякого стада на всякое лето десятая, и от всякого жита на всякое лето десятое, Господу Богу и Спасу нашему Исусу Христу, и Пречистой Его Матери Богородице, и отцем своим митрополитом Киевским и всея Руси». (16, 65)

Противоречие можно объяснить предположением о том, что церковная десятина с Киева и киевской округи поступала Анастасу, а митрополит Леонт управлял церковным имуществом по всей стране. Первоначально рассказ был связан с Анастасом и восходил к летописанию Десятинной церкви. Но позднее книжники вступились за незаслуженно замолчанного митрополита Леонта и сделали его главным действующим лицом повествования.

Св. Иоаким Корсунянин основал в Новгороде Десятинный монастырь. По аналогии с Киевом, можно сделать вывод о том, что в этот монастырь поступала десятина с доходов, собираемых наместником Новгородской земли. Такой же порядок сбора средств должен был существовать в иных землях. Действительно, далее в Никоновской летописи сообщается о построении соборных церквей во всех епархиях, ставших центрами сбора десятины:

«Се же и по всей земле Русской во всех княжениах соборныа церкви епископам сотвори , по прежним греческим номоканоном , и вся суды церковныа , и вся оправданиа церковнаа даде по прежним греческим номоканоном святей церкви Пречистыа Богородици и отцем своим митрополитом .

И заповеда никакоже сих претворити, ни от рода его, ни от бояр его, и от прочих всех, до скончания мира никакоже д(е)знути на церковнаа и святительская. И положи, написав клятву в святей божественней церкви, ту стоящу Леонту митрополиту Киевскому и всея Руси, и епископам Фотеа патриарха, и русским епископом, и презвитером и иноком, и его князем и бояром, сице глаголя: «Аще кто посудит сего моего установлениа, яже уставих по преже нас бывших греческих номоканонах , да будет проклят». (16, 65)

Митрополит выступает в качестве соратника великого князя по устроению Русской церкви. При этом использовались какие-то греческие сборники законов - «прежние номоканоны» , уже не действовавшие в эпоху летописцев. Десятина была введена в составе церковного устава, в котором перечислялись подлежащие церковному суду преступления.

Распространение православия было связано с большими расходами на строительство храмов и их подворий, содержание священников и церковно-приходских школ, богаделен, мастерских и иных заведений. Для удовлетворения церковных нужд была введена десятина - отчисление десятой части государственных доходов. Ее составляли судебные и торговые сборы, а также часть урожая и приплода скота. В распоряжении церкви оставлялись пошлины за церковные суды. Это был единственный вид доходов, поступавший не от великокняжеских сборщиков податей, а напрямую.

Сходное обеспечение церкви существовало спустя полтора века. В рассказе из Никоновской летописи о построении св. Андреем Боголюбским Успенского собора во Владимире-Залесском читаем:

«Дав ей (церкви. - В. Г.) много имениа, и слободы купленыя и с данми , и села лучшая, и десятое в стадех своих , и торг десятый ». (16, 211)

«И даде Господу Богу и Пречистей Богородице и святей церкви еа Успению соборней , еяже предивно украси, много стяжаниа, и имениа, и в(о)ласти и слободы купленыа и з данми, и села лучшаа и з данми , и в торгех десятыа недели , и в житех , и в стадех и во всем десятое . Хотя бо зде не точию (не только. - В. Г.) великого княжениа, но и священныа и божественыа митрополии , и оправданиа, и пошлины святительскиа по греческим святым уставом и по блаженнаго и святаго установлению великаго князя Владимера утвердити . Да будут уставленая и утверженая Господем Богом, и святыми апостолы Его, и святыми отци, и благочестивыми православными цари, и святым и блаженным великим князем Владимером освященнаа и возложеннаа Господу Богу и Пречистой Его Матере Богородице во век века непоколеблема и непретворима». (16, 221)

В десятину по-прежнему входили средства от церковных судов. Если в начале водворения православия церковные суды охватывали только часть населения, то со временем этот источник церковных доходов увеличился. Этим можно объяснить постепенное исключение из десятины средств от общегражданских судов.

Десятина шла от торговых пошлин, приплода скота из стад князя, с урожая купленных им волостей и слобод. Повинности в пользу церкви налагались и на какие-то иные сельские поселения.

В послании патриарха Луки Хрисоверга к св. Андрею Боголюбскому в составе десятины упоминаются «и с пуды и весы и мерила» . (16, 223) Правильность употребления торговых мер и весов и связанные с этим сборы постепенно становились заботой церкви. Такое положение дел было закреплено в Уставе Владимира в конце XII века. (22, 31) Фраза в письме Луки, возможно, вставлена позднее, но она отражает реальные процессы изменения состава десятины.

При св. Андрее Боголюбском десятина во Владимире-Залесском состояла из доходов от церковных судов, части государственных сборов, отчислений из личных доходов князя. Образцом служила десятина Владимира Святого, на установления которого ссылается летописец.

Для своего времени Андреевская десятина, скорее всего, была анахронизмом. Ее появление связано с попыткой реформы местной церкви. За счет щедрого финансирования намечалось ввести во Владимире-Залесском митрополию. Св. Андрей, имевший большое личное богатство, мог себе позволить возврат к заветам пращура. В других княжествах составляющие десятину виды доходов были уже значительно урезаны.

В начале своего введения десятина включала те же статьи от государственных поступлений, что и при св. Андрее, с добавлением доходов с общегражданских судов. Кроме того, Владимир Святой, как и его потомок, передал в пользу церкви часть личного имущества.

Десятина не коснулась простого населения, так как была связана не с введением новых сборов, а перераспределением уже существующих. При христианизации Польши и Венгрии с населения взимали прямые церковные налоги. По мере укрепления церкви этот налоговый гнет возрастал. В результате в первой половине XI века обе страны были потрясены мощными языческими восстаниями, в ходе которых большая часть священников и церквей были уничтожены. На Руси религиозных войн не произошло. Языческие возмущения затрагивали только отдельные местности.

В эпоху Владимира Святого языческая реакция выразилась в усилении разбоев:

«И живяше Володимер в страсе Божьи, и умножишася зело разбоеве , и реша епископы Володимиру : «Се умножишася разбоиницы, почто не казнишь их?». Он же рече им: «Боюся греха». Они же реша ему: «Ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование. Достоит ти казнити разбоиника , но со испытанием». Володимер же от первыи веры и нача казнити разбоиники, и реша епископы и старци : «Рать многа. Оже вира, то на оружьи и на конех буди ». И рече В(л)одимир: «Тако буди». И живяше Володимер по устроенью дедню и отню ». (18, 57)

Беспокойство по поводу усилившихся разбоев выразили епископы. Это значит, что главными объектами нападения лихих людей стали священники и перешедшие в православие миряне. Борьба за веру предков сопровождалась разграблением имущества христиан.

Фраза «от первыи веры» вызвала у летописцев затруднения. Здесь пропущено какое-то слово. В Московско-Академическом списке Радзивиловской летописи начало фразы заменено на слово «отвердивыи» , что можно понять как передачу мысли об утверждении веры. В Лаврентьевской летописи вся фраза заменена на фразу «отверг виры» . Здесь проводится мысль об ужесточении наказаний - замене денежных штрафов на смертную казнь. Фраза не соответствует дальнейшему тексту. Виры не были отвергнуты. Их использовали для военных целей. Учитывая старшинство текста Радзивиловской летописи можно восстановить испорченный текст: «отверг первыи веры» .

Упоминание первой веры, то есть язычества, и законодательства языческих предков великого князя, говорит о неудавшейся попытке использовать традиционное право для борьбы с языческой военной вольницей. Для обуздания смуты пришлось за отдельные преступления установить ранее не применявшуюся в этих случаях смертную казнь. Вводился новый порядок, который был жестче предыдущего.

Смертная казнь за преступления против государства и за иноверие практиковалась в Византийской империи. Примером могла служить и соседняя Польша. Титмар так описал законы, царившие в ней при Болеславе I:

«Всякого, о ком узнают, что он в 70-дневный пост ел мясо , тяжко наказывают, вырывая зубы . Ведь закон Божий, недавно появившись в тех краях, лучше укрепляется такой властью , чем постом, назначенным епископом . Есть там также обычаи, еще более худшие , чем эти, которые неугодны ни Богу, ни людям и используются только для устрашения ». (27, 165)

Вырывание зубов за употребление мяса в пост и более суровые наказания служили целям устрашения язычников. Кровавые княжеские расправы были, по мнению Титмара, более действенными, нежели церковные наказания католических епископов. Столь жестокому обращению с сородичами поляки научились у немцев, безжалостно истреблявших соседних язычников-славян.

Введение десятины сократило финансирование армии и великокняжеской администрации. Действительно, после крещения Руси военные походы на соседей прекратились. Исключение составляет война с волжскими булгарами, да военная помощь Византии.

В Никоновской летописи поход на Булгарию датирован 6505 годом:

«В лето 6505. Ходи Володимер на Болгары волжскиа и камские, и, одолев, плени их ». (16, 66)

Следующие две статьи имеют даты, омоложенные на два года по сравнению с аналогичными известиями старших летописей, то есть, датированы по «эре 5510 года». Предшествующие две статьи также датированы этой эрой. Основание Белгорода (994 года) помечено 6504 годом, печенежская война (993 год) - 6503 годом. Следовательно, сообщение о булгарской войне включено в текст, имеющий «эру 5510 года» и датировано 995 годом.

Но ранее по тексту имеется еще одно сообщение об этой войне:

«В лето 6502. Ходи Володимер на Болгары , и много ратовав их победи , и в(о)звратися с радостию в Киев». (16, 65)

Оно помещено между рассказами о строительстве Десятинной церкви и возвращении из хорватского похода и печенежской войне. Участок составлен на основании разных источников с разными эрами. Рассказ о Десятинной церкви относится к 993 году по «эре 5508 года», печенежская война - к тому же 993 году, но датирована по «эре 5510 года». Аналогичное сообщение у Татищева помещено между описанием печенежской войны 993 года и завершения строительства Десятинной церкви в 997 году. Участок текста в целом датирован по «эре 5508 года». Сравнение известий говорит о том, что поход на булгар следует отнести на 994 год.

Волжские булгары в начале X века приняли мусульманство. Через них проходил торговый путь из Балтики на Каспий и далее в южные страны. Благодаря выгодному географическому положению и торговым связям с мусульманским миром возникло сильное булгарское государство. Торговое соперничество и борьба за политическое влияние над народами Поволжья привели к вооруженному столкновению двух стран. Позднее был достигнут взаимовыгодный компромисс. Татищев:

«6514 (1006). Прислали болгоры (волские) послов с дары многими, дабы Владимир позволил им в городех по Волге и Оке торговать без опасения, на что им Владимир охотно соизволил . И дал им во все грады печати, дабы они везде и всем вольно торговали, и руские купцы с печатьми от наместников в Болгоры с торгом ездили без опасения. А болгорам все их товары продавать во градех купцом и от них купить, что потребно. А по селом не ездить , тиуном, вирником, огневшине и смерди не продавать и от них не купить». (25, 69)

Вторая половина известия восходит к русско-булгарского договору. Это означает, что письменные договора русы заключали не только с византийцами. Договор содержал перечисление служилых и податных категорий населения Владимировой эпохи: наместники, тиуны, вирники, купцы, огнищане, смерды. Известие помещено между событиями 1004 и 1007 годов, датированных по «эре 5508 года», что вроде бы позволяет отнести его на 1006 год. Но в ранней редакции сочинения этого известия не было. Татищев отыскал его в каком-то не дошедшем до нас источнике и пополнил им свой текст. Учитывая, что в использованном Татищевым источнике известие опиралось на датировку договора, мы можем принять основную для этой эпохи «эру 5506 года» и приурочить булгарское посольство к 1008 году.

Русь сосредоточилась на обороне своих границ от печенегов, заключив мир с сильными западными соседями и доказав свое военное превосходство булгарам. Выходцам из военного сословия для поправки своего благосостояния предоставлялась возможность поступать наемниками в византийскую армию.

Выделение средств церкви ущемляло интересы правящего слоя, и сопротивление введению десятины следовало ожидать со стороны знати. Но на Руси для такой экономической реформы имелись благоприятные условия.

Владимир Святой правил единодержавно, а сыновья его были еще малолетними. Возможная оппозиция не смогла бы найти авторитетного вождя среди родственников великого князя. Исключение могло составить только могущественное семейство его дяди Добрыни. Военная знать, из которой формировалась великокняжеская администрация, обогатилась в заграничных походах. Она могла примириться с временным сокращением государственных выплат. Поступление воинственной молодежи на службу в Византию в высокооплачиваемый заграничный корпус напрямую зависело от лояльности центральной власти.

Великий князь мог надеяться на расцвет ремесел и торговли в просвещенной им стране, что позволило бы с лихвой компенсировать временное сокращение средств на нужды управления и обороны. Время показало мудрость этого решения.

Тем не менее, служилые люди проявили свое недовольство ущемлением своих интересов в пользу церкви. Летописец облек это в рассказ о ворчании подвыпивших на великокняжеском пиру бузотеров. Последующие законодательные реформы говорят о серьезности конфликта и значительности усилий властей по выходу из создавшегося кризиса:

«Се же паки творяше людем своим, по вся неделя устави на дворе в гридници пир творити : приходит бояром своим, и людем , и сотником , и десятским , и нарочитым князем , и людем нарочитым , при князе и без князя. И бываше множество от мяс, и от скота, и от зверины, и бяше по изобилию от всего. И егда подпьяху , и начата роптати на князя, глаголющее: «Зло есть нашим головам ясти деревяными л(о)жицами, а не серебряными». Се же слышав, Володимир повелел ковати л(о)жици сребреныя, и ясти дружине, рек сице, яко: «Сребром и златом не имам налести (добыть. - В. Г.) дружины, а дружиною налезу сребро и злато, яко дед мои и отец мои доискался с дружиною злата и сребра». Бе бо Володимир любя дружину, и с ними думая о устрои земнем , и о ратех , и о уставе земнем ». (18, 56-57)

Анекдотическая окраска рассказа подпитием бунтарей и незначительностью повода - желанием есть не деревянными, а серебряными ложками - прикрывает реальное недовольство знати. Оно привело к большим изменениям.

Собранием епископов и городской старшины было принято решение направлять судебные виры на войско. Большая часть этих вир была связана с разбойными посягательствами на церковнослужителей и церковное имущество. Под давлением обстоятельств пришлось частично отказаться от предыдущих установлений и передать разбойные дела по преступлениям против церкви и связанные с этим доходы гражданским властям. С целью укрепления внутреннего порядка и обороноспособности страны десятина от гражданских судов также была ликвидирована.

Отказ от виры в пользу войска поощрял борьбу крестоносцев с мятежными язычниками. Кроме того, вира воспринималась как изъятие из имущества рода наказанного разбойника. К ее выплате могли привлекаться родственники преступника. Поэтому взимание виры в пользу великого князя на традиционные нужды воспринималось менее болезненно, нежели ее взимание в пользу ненавистной для пострадавшего рода христианской церкви. Церковь согласилась с сокращением своих доходов для обуздания народных волнений.

Изменения церковного законодательства были не единственными. Владимир Святой осуществил общую реформу гражданского законодательства, затронувшую земельные и военные отношения. Для сглаживания конфликта пришлось частично вернуться к обычаям прошлого времени, а посредством реформ изыскать недостающие средства для содержания церкви и служилого сословия. Как показывает пример Коровьей слободы, выход был найден во внутренней колонизации редконаселенных северных земель.

Щедрыми земельными пожалованиями власть вознаграждала ветеранов за многолетнюю службу и одновременно создавала опорные центры для христианизации и дальнейшего экономического освоения территории. Закрепление за церковью земель и угодий компенсировало уменьшение получаемой десятины. Родоплеменной характер владения землей сменялся феодальным.

Крупные расходы на церковные нужды начались из-за повсеместного строительство церквей и устроения церковных приходов. Так, с приездом греческих мастеров началось возведение дорогостоящих каменных зданий. Поэтому законодательное введение церковной десятины следует приурочить к 993 году.

Следующая законодательная реформа описана в статье 6504 года. В ней соединены реалии как 997 года (нападение печенегов) так и 999 года (венгерское посольство). Общая законодательная реформа включена в участок текста, приуроченного к 999 году. Далее следует рассказ о передаче вир на военные нужды и ужесточения наказаний за разбои. Эти частные узаконения по времени должны были предшествовать общим. Получается, что рассказ о событиях 999 года разрезал на две части более ранний рассказ о событиях 997 года.

Военные нужды увеличились как раз в 997 году, когда после ряда мирных лет с переменным успехом шла война с печенегами. Так что повод для передачи вир от церкви войску имелся. Восстановим изначальную последовательность событий.

Под воздействием печенежских нападений, языческой реакции и недовольства служилого сословия в 997 году часть церковной десятины была возвращена дружине. Мера эта носила временный характер, так как позднее средства от гражданских судов участвовали в формировании церковной десятины, а духовенство, ссылаясь на древние узаконения, активно на них претендовало. (22, 24-26) Эта частичная реформа законодательства носила компромиссный характер. Византийский по своей сути церковный устав в части дел по церковным преступлениям был потеснен нормами обычного русского права, а обычное русское право в части посягательств на интересы церкви было ужесточено за счет византийских норм.

По времени эта реформа была приурочена к особо торжественному празднованию в 997 году воскресного Успения Богородицы. На праздник собрались все русские епископы и столичная знать. На этом собрании, аналоге византийского синклита и позднейшей боярской думы, были приняты новые узаконения.

В 999 году воскресным был Второй Спас или Преображение. На Преображение 999 года в Киеве должны были торжественно отметить память крещения русских земель. По этому поводу в Киев съехалась провинциальная знать.

На праздничном пиру летописец упоминает служилых людей вплоть до десятников - низшего управленческого звена. Высшие чины представлены боярами, нарочитыми князьями, нарочитыми людьми двух категорий - при князе и без князя. Бояре входят в первую группу, которую составляют бояре, сотники, десятники. Это жители столицы. Нарочитые князья - наместники земель, облаченные княжескими полномочиями только на время и только для исполнения служебных обязанностей. Нарочитые люди - уполномоченные управители более низких рангов.

Перед нами съезд представителей всех земель, аналог позднейших земских соборов. Это собрание приняло ряд законов, названных в летописи устроениями земляными и ратными, уставом земным. Земной устав, по всей видимости, дошел до нашего времени в составе Русской правды. Земельное и военное законодательство не сохранились.

На Преображение 997 года произошло чудесное избавление Владимира Святого от печенежской опасности, вскоре за которым на съезде светской и духовной знати были приняты новые законы. На Преображение 999 года состоялся съезд провинциальных служилых людей, и произошла общая реформа законодательства. Одноименность праздников и сходство деяний облегчили слияние двух разновременных рассказов в одно повествование.

Позднее Русская церковь, помимо государственных пожалований, обзавелась дополнительными источниками доходов, составившихся из добровольных пожертвований знати и населения. Зависимость от государственной казны ослабевала, и помощь от властей стала выражаться преимущественно в форме налоговых льгот и разовых благотворительных деяний. Поэтому состав и величина десятины во времени трансформировались и в целом сокращались.

Владимир Святой проводил гибкую экономическую политику, которая позволила избежать серьезных социальных потрясений в ходе христианизации страны. Ему удалось убедить военно-административную элиту и церковное руководство в необходимости взаимных экономических уступок. Для проведения реформ он не жалел и личного имущества, подавая в этом пример своим подданным.

Здравствуйте,

В связи с тем, что эта тема волнует не только вас, отвечу развернуто . Я хотел бы затронуть данную тему под призмой истории христианства.

Ну а непосредственно ответ на вопрос будет в конце текста, после предложения, выделенного жирным шрифтом.

Отношение к десятине в церквях - различное. На то есть свои причины. Одни видят в ней законничество, другие, считают что если в Ветхом Завете люди давали столько, то возрожденным свыше не должно давать меньше. Словом, причин для диспутов - множество.

Многие христиане признают десятину, как библейский путь проявления верности Богу и почтения к нему, обнаруживая, что упоминание о десятине встречается до Закона (Быт.14:20; 28:22), в законе Моисея (Лев.27:30,31 и др.); в пророках (Мал.3:10). О ней говорит Иисус (Мф.23:23), упоминает ап.Павел (Евр.7 гл). В Писании также можно немало прочесть о начатках земли, даваемых Богу.

На мой взгляд, десятина несет в себе признание, что мы не пользуемся для себя частью того, что дал нам Господь, и отдаем это в знак почтения и верности Ему. Аналоги подобного отношения можно найти и в постановлениях Ветхого Завета о седьмом дне, о годе юбилейном. Допускаю, что и дерево познания добра и зла несло в себе подобный смысл - не все, что доступно нам - наше. Хотя все и Божье, но есть то, что принадлежит Ему и только Ему.

Пока церковь состояла из иудеев, уверовавших во Христа, как Господа, вопрос десятины был для них бесспорным и решенным. Современные христиане порой спорят, а была ли десятина частью церковной жизни?

В истории церкви можно найти много свидетельств, что христиане не пренебрегали десятиной. Утверждение, что о десятине проповедуют только в ряде протестантских церквей, восстанавливая ветхозаветные установления, абсолютно неверно.

Так, в "Учении двенадцати апостолов", памятнике раннехристианской письменности рубежа 1-2 века, написано: "Поэтому всякий начаток - от произведений точила и гумна, а также волов и овец, взявши (его), ты должен отдать начаток этот пророкам, ибо они ваши архиреи. Если же вы не имеете пророка, то отдайте (начаток) бедным. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай (его) по заповеди " (Дидахе 13 глава 3-5).

Ириней Лионский считал десятину минимальным даянием. Он полагал, что Христос не отменил заповеди, а расширил их, дав требования более высокого стандарта: "Поэтому-то Господь вместо: «не прелюбодействуй» заповедал не иметь даже вожделения, и вместо «не убивай» не гневаться, и вместо даяния десятины разделять все имение бедным " (Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 13-3) "Посему те (иудеи) посвящали Ему десятины своих (имений); а получившие свободу определяют все имущество свое для целей Господних, радостно и свободно давая не меньшее, в надежде получить большее; так бедная вдова все свое состояние отдала в сокровищницу Божию " (Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 18-2)

В книге "Апостольские постановления", произведении традиционно приписываемом Клименту Римскому, но возможно написанному в 380 г. в Сирии, изложено требование к епископу: "Подаваемые, по заповеди Божией, десятины и начатки пусть расходует он, как человек Божий " (книга первая:25)

В своем толковании на Послание Ефесянам Иоанн Златоуст писал: "Если в ветхом завете так было, то тем более (так должно быть) в новом; если там, где позволено было приобретать, наслаждаться, заботиться (о земном), так много обращали внимания на помощь бедным, то не тем ли более (должно поступать так) здесь, где заповедуется оставлять все? В самом деле, чего не делали израильтяне? Отдавали десятины; потом предоставляли еще другие десятины на вспомоществование сиротам, вдовам и прозелитам. Мне некто с удивлением говорил: такой-то дает десятины. Как нам не стыдно! Мы – христиане удивляемся тому, что не было удивительным у иудеев? Тогда опасно было не раздавать десятины: представь же, каково это (т. е. не гораздо ли опаснее) теперь! " (Творения Иоанна Златоуста, т.11 книга 1. Толкование на послание Ефесянам, Беседа 4:4)

История говорит, что десятину призывали давать Василий Кесарийский, Амвросий Медиоланский, Августин Аврелий.

Идея десятины в различной мере присуща всем христианским конфессиям. Так известно, что князь Владимир Святославович выделил десятую часть своих доходов на поддержании митрополии и строительство церкви, отчего и пошло ее название - Десятинная церковь. (Строительство было в 990/991 - 996 гг). Владимир повелел и другим приносить десятину. Во время татаро-монгольского ига на Руси десятину отменили, чтобы люди не давали дважды - на поддержку церкви и оброк татаро-монголам. Но обычай этот оставался. При епископских кафедрах возникли особые должностные лица - десятильники. Стоглавый собор в 16 веке определил служение десятских священников, они и исполняли служение десятильника, собирая десятину с прихожан. На эти средства содержались храмы, поддерживалось священство. Церковная десятина отделялась и от поступлений княжеского суда. Самое раннее упоминание о такой форме церковной десятины находится в Краткой Правде (XI в). В Новгородском уставе Святослава Ольговича (1137 г.) писалось, что епископы получали десятину не только от дани, но и от уголовных денежных взысканий (вир) и продаж. Документ XIII века "Правило о церковных людях и десятинах", который регулировал права церквей на принадлежащие ей большие материальные средства, увязывал десятину с правом соборных церквей.

Интересно отметить, что в свое время более 10% крепостных крестьян в России также принадлежали церкви, что была своего рода десятина, по словам святителя Филарета. Но время изменилось, и под влиянием различных факторов, государственная церковь утратила многие материально-хозяйственные преимущества и права.

Интересно отметить, что по словам питерского священника Константина Пархоменко, сегодня десятина, официально введена в двух православных соборах Санкт-Петербурга.

Присутствовала десятина и в католической церкви. Вначала в Западной церкви она являлась обычным добровольным приношением десятой части доходов. После Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину; Маконский собор 585 года уже предписал платить десятину под угрозой отлучения. Впоследствии Карл Великий в 770 году ввел ее в качестве повинности и неисполнение ее влекло за собой уголовное наказание. Впоследствии, начиная с Реформации, а потом и после Французской революции Католическая церковь теряла территории, где могла собирать десятины. На сегодняшний день в католической церкви - даяние десятины в свободной воле верующих.

Таким образом, если смотреть через призму Писания и христианской истории, то в церквях в разные времена устанавливались различные правила, касательно десятины. Это многообразие обусловлено отсутствием прямого запрета на десятину в Новом Завете, и в то же самое время спорностью в вопросах того, куда, кому давать десятину и на что тратить.

Во всяком случае, из Писания явно следует, что любое даяние не должно быть по принуждению, "ибо доброхотно дающего любит Бог " (2 Кор.9:7). Поэтому, даже давая десятину, важно делать это не по принуждению или из страха проклятия, а из-за любви к Богу и желания быть верным Ему.

Именно поэтому мой ответ на Ваш вопрос о вступлении в членство церкви, где прихожанин обязуется давать десятину, таков:

Следует понимать, что любое церковное объединение или поместная церковь в таких практических вопросах, как условия для членства церкви руководствуются не только Писанием, но и уставом церкви и внутренними решениями. И к этому надо относится с изрядной долей терпимости.

Можно, к примеру, не соглашаться с тем, какие песни поют в баптисткой или харизматической церквях, с говорением на языках в пятидесятнической, с платными ритуальными услугами в православной или учением о Марии в католической, НО тогда какой смысл быть там, где Вы не видите здравости? Вы все равно НЕ СМОЖЕТЕ изменить внутрецерковные правила. В сердце будет рождаться огорчения, а отношения с верующими или церковным руководством будет осложняться.

Для всех таких случаев, хорошо прислушаться к голосу народной мудрости: не стоит идти в чужой монастырь со своим уставом! Существуют церкви, где по внутренним установлениям, финансовая поддержка церкви является одним из условий, чтобы стать членом церкви, а существуют и церкви без такого требования. В обоих случаях посещать церковь не возбраняется.

Но, если в церкви Вам нравится, и Вы видите, что учение здравое, люди благочестивые и Господь там действует, то тогда почему бы не принять внутрецерковные установления и не стать членом такой церкви. Тем более, если Вы и так поддерживаете церковь десятой частью своих доходов.

Пусть Бог даст Вам мудрости!

С уважением,
Денис Подорожный

«Отделяй десятину… дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» (Второзаконие 14:22, 23).

Е сли вы хотите получить благословение от Господа в любом из жизненных аспектов - отдайте Ему первое место в сфере финансов. Такой принцип действует в отношении десятины: возвращаем десять процентов своего дохода Богу.

Вот четыре стиха, где объясняется, что обещает Бог тем, кто отдает десятину, каково ее предназначение, куда и когда ее отдавать.

Во-первых, из Притч 3:9-10 мы узнаем, что обещает Бог тем, кто отдает десятину: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» . Бог говорит, что если мы почитаем Его первой частью нашего дохода, Он благословит нас деньгами.

Я и супруга 38 лет назад решили, что если мы и будем кому-то должны, то только не Богу. Как только ко мне приходит доход, Господь получает первинки. Если я заработал 10 долларов, первый доллар я отдаю Ему, если 100 - первые 10. Все эти деньги приходят от Бога, и я хочу, чтобы Он благословил остальные финансы.

Почему Бог говорит, чтобы мы отдавали десятину? Во Второзаконии 14:22-23 сказано: «Отделяй десятину <…> дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» . Бог не нуждается в наших деньгах, но Ему нужно то, на что они указывают, - наше сердце: Господь желает, чтобы мы доверяли Ему.

Куда отдавать десятину? Благотворительному фонду? Или брату, у которого 3 года нет работы? Нет. Все это дела милосердия, а десятина выражает наше поклонение. Поэтому ее нужно отдавать Богу.

В Малахии 3:10 сказано: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» . В Ветхом Завете десятины хранились в Храме, а сейчас - в вашей церкви.

Подписывайтесь:

Когда нужно отдавать десятину? Во время богослужения. В 1 Коринфянам 16:2 Библия говорит: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» . Когда мы приносим десятину Богу в первый день недели (в воскресенье), - первую часть наших денег в первую часть нашего дня, - тем самым мы говорим Ему: «В моей жизни Ты - номер один» .

Заметьте, здесь сказано «отлагает». Значит, мы должны планировать это! Отдавать десятину под влиянием внезапного импульса нельзя. Планировать необходимо, ведь так мы проявляем уважение к Божьему плану о десятине и ее предназначению. Тогда мы увидим, как Бог благословляет, действует через нас и исполняет Свое обетование в нашей судьбе!

У Церкви всегда брали. Брали без конца, без отдачи, без особой заботы о самой Церкви. Самое время кое-что дать ей! В конце концов, Церковь наших дней обеспечивает более эффективное пользование собственностью, чем кто бы то ни было.

История церковной десятины на Руси восходит к временам Владимира Святого, великого князя киевского. При Владимире Святом страна приняла крещение от византийцев. Большинство историков считают, что Крещение произошло в интервале между 987 и 992 годами. Историческая традиция называет 988 год, и это весьма вероятная дата. От нее очень многое зависит в истории Русской церкви. Процесс массовой христианизации страны, начавшийся при Владимире Святом, главные свои вехи отсчитывает от нее. Крещение Руси — не только принятие веры, но и принятие Церкви, поскольку вне ее жизнь христианина немыслима, спасение души невозможно. А принятие Церкви означает еще и множество политических, культурных, экономических преобразований.

Христианство предполагает постоянное участие верующих в богослужениях. А чтобы богослужения могли происходить, требуется многое. Прежде всего, здание храма, церковные книги, иконы и утварь, необходимая для священнодействий иерея. Кроме того, священнические одежды, хлеб и вино. Наконец, жилище для попа, дьякона, их семей, а также все потребное для того, чтобы они могли нормально существовать. Иными словами, принятие Церкви означает не только начало забот о «высоком», но и большие хлопоты о повседневном. О том, что в терминах нашего дня относится к «материальному обеспечению».

Так вот, до Владимира Святого в Киеве уже существовали христианские храмы — например, знаменитая Ильинская церковь. Но они предназначались для относительно небольшого круга людей. Христианство начало понемногу проникать на Русь еще во второй половине IX века. С тех пор в Киеве перебывало огромное количество купцов-христиан, Христову веру принимали члены великокняжеской семьи, отдельные дружинники. Много ли требовалось для слабой и немноголюдной церковной сферы того времени? Но когда князь Владимир задумал весь народ обратить в христианство, настало время позаботиться о нуждах Церкви в совсем иных масштабах.

Прежде всего, должны были появиться новые большие храмы. Первым и самым известным из них стала соборная церковь Успения Божией матери в Киеве. Ее начали возводить вскоре после крещения киевлян в Днепре. На средства князя Владимира строилось роскошное здание, отделанное мрамором и яшмой, украшенное богатыми мозаиками. Размерами оно намного превосходило маленькую Ильинскую церковь. Окончание работ летопись относит к 996 году. Возможно, это произошло несколько позднее.

Но, в любом случае, можно твердо говорить лишь о том, что новый храм появился в Киеве в середине — второй половине 990-х годов. «Иконы, сосуды и кресты» для него доставили из Херсонеса, от византийцев. Далее «Повесть временных лет» сообщает: после завершения работ князь Владимир зашел под своды собора и долго молился Христу; затем он сказал: «Даю церкви сей святой Богородицы от имения моего и от градов моих десятую часть». Потом правитель дал грамоту («написал клятву»), официально утверждавшую этот источник церковных доходов, и велел созвать людей на пышное празднование. Отсюда и неофициальное название собора, утвердившееся в народе: Десятинная церковь. До наших дней она, к сожалению, не дошла, погибла в огне монголо-татарского нашествия 1240 года. Лишь фундамент ее показывают ныне туристам киевские экскурсоводы.

Первым настоятелем Десятинной церкви стал Анастас Корсунянин — доверенное лицо великого князя. Для него и для всего прочего храмового причта были возведены особые палаты рядом с собором. Другим источником средств, необходимых Русской Церкви, стали так называемые «церковные суды». Сначала князь Владимир Святой, а затем его потомки в полном согласии с византийским законодательством утвердили право Церкви рассуживать дела по очень широкому кругу вопросов. Сюда входила не только семейная сфера, но и, например, обязанность следить за тем, чтобы никто не испортил на торгу весы, гири, меры длины и объема. За все это Церкви — на самом законном основании! — полагались отчисления в виде пошлин.

Но, конечно, главным ресурсом существования Церкви на Руси оставалась выдаваемая князем «десятая часть» от его «жита», «стад», «торгов» и иных доходов. Подобное положение вещей оказалось страшно неудобным и для князя, и для самой Церкви. Правитель иногда не мог, а порой и просто не хотел как следует обеспечить Церковь, а церковный организм попадал в жестокую экономическую зависимость от государя. Зато юным приходским общинам Руси такой механизм взимания десятины был исключительно выгоден. В Западной Европе на протяжении VI-VIII столетий церковная десятина превратилась в обременительный налог, обязательный для всех прихожан. Это вызывало ярость и ненависть к священству. В эпоху Реформации такая десятина, наряду с индульгенциями, симонией и иными «сосудами скверны», сыграла роль страшной бреши в позициях католичества. У нас, на Руси, весьма долго десятину платил только князь. Для времен двоеверия, борьбы с мятежами волхвов и прочими прелестями языческой старины такой порядок обеспечения Церкви был весьма полезным. Он лишал почвы настроения недовольства в обществе, настороженно относившемся к новой вере, он избавлял от лишних конфликтов.

Помимо киевского, церковную десятину платили князья и других земель. Недостаток исторических источников лишает возможности точно определить, где, когда и в каких объемах получала Церковь средства. Информация на сей счет обрывочна, фрагментарна. Но кое-какие сведения до наших дней все-таки дошли. Например, точно известно: святой благоверный князь Андрей Боголюбский, государь владимиро-суздальский, выдавал десятину по правилам Владимира Святого, да еще и жаловал Церкви земли.

Эпоху монголо-татарского нашествия и долгой политической раздробленности церковная десятина не пережила. Причина проста. Древняя, домонгольская Русь, богатела торговлей, а еще того более — пошлинами с купеческого транзита. Она купалась в привозном серебре. Русь эпохи владимирской, тверской и раннемосковской по сравнению с нею — нищенка. Она не контролировала крупные торговые артерии, она регулярно подвергалась разорению от татарских набегов, наконец, она платила дань-«выход» ордынским ханам. И главным ее богатством сделалась земля. Притом земля далеко не столь плодородная, как тучные пашни Русского Юга, а северная скудная землица, расположенная в полосе рискованного земледелия... Ни сам князь — все равно какой: ростовский, тверской, рязанский, московский и т. п., ни его подданные не могли уделить из своих доходов сколько-нибудь значительную часть на Церковь. Что оставалось? Дать Церкви земельные угодья и позволить самой позаботиться о себе, поставив в своих владениях крепкое хозяйство.

И вот архиерейские дома, соборные храмы, а особенно иноческие обители стали получать обширные имения с селами, соляными варницами, рыболовецкими промыслами. Иной монастырь владел колоссальной областью. Притом распорядиться земельными владениями монашеская обитель сплошь и рядом могла гораздо лучше, нежели светский вотчинник. По своей грамотности, по обладанию книжными сокровищами духовенство (прежде всего черное) стояло выше всех прочих слоев русского общества. Оно развивало инженерную мысль, ставило смелые экономические эксперименты, осваивало доселе непроходимые дебри. Конечно, некоторым храмам и монастырям выплачивалась «руга» — постоянное денежное обеспечение от монарха, знатной семьи или же богатых горожан. Но все-таки земля обеспечивала достаток священников и епископов гораздо надежнее. От нее приходили деньги на благотворительность, покупку богослужебных предметов, строительство, да просто на жизнь попам и дьяконам.

Впоследствии государство спохватилось: не слишком ли много получила Церковь? Не слишком ли она богато живет? В течение большей части XVI, XVII и XVIII веков светская власть целенаправленно ограничивала церковное землевладение, а потом принялась отбирать церковное имущество в свою пользу. Особенно тяжелые формы этот процесс принял в XVIII веке. Петербургские императоры жадно тянулись к богатствам Церкви, гнали монашеский и священнический чин на службу, в армию, к плугу... Закончилось это секуляризацией церковных земель, прошедшей между 1764 и 1788 годами. Вместо отобранных владений вся Церковь снизу доверху оказалась посаженной на государственное жалование. Время от времени его выплачивали скверно, иногда совсем не выплачивали. Множество монастырей оказалось «за штатом», иначе говоря, им не платили ни копейки, отдав на милость местных жителей. В Российской империи Церковь жила бедно. Ну а советская власть, забрав то, что еще у Церкви сохранилось, приучала ее к нищете, расстрелам и страданиям.

И вот теперь, через два десятилетия после того, как советская власть ушла в историю, остро стоит вопрос: на какие деньги жить огромному церковному телу? Не ввести ли в той или иной форме церковную десятину? На что-то требуется строить новые храмы и ремонтировать старые, выплачивать содержание священникам, обеспечивать православные учебные заведения и покрывать еще тысячи повседневных нужд. Конечно, в стране немало добровольных жертвователей, включая богатых коммерсантов. Пять лет назад известный писатель Михаил Елизаров, получив крупную литературную премию, даже пообещал со сцены как добрый христиан дать Церкви «десятину» от этих денег.

Но на одни пожертвования Церковь могла существовать разве только в раннехристианские времена, когда ее загоняли в подполье. Что ж теперь — разойтись по пещерам? Спрятаться в канализацию, в катакомбы? Молиться в квартирах и сараях? И — ни семинарий, ни академий, ни православных изданий, ни сколько-нибудь массовых богослужений... Выйдет секта, а не Церковь! Голос ее будет едва слышен в обществе.

Если же государство вновь, как при Владимире Святом, официально введет десятину на прокормление Церкви, то ничего доброго из этого не выйдет. Правительство станет собирать нечто вроде «налога на вероисповедание», каковой существует в некоторых странах Европы. Но, во-первых, у Церкви сейчас нет, да и вряд ли когда-нибудь появятся механизмы, с помощью которых она могла бы контролировать отправку всех полученных от налогоплательщиков средств именно на церковные нужды, а не туда, куда их повернет хитроумный чиновник. Во-вторых, крайне пагубно было бы Церкви вновь попадать в полную экономическую зависимость от государства, как это случилось в Синодальный период.

Однако есть как минимум два пути, на которых может произойти частичное возрождение церковной десятины. Во-первых, десятину может платить актив приходских общин — в обмен на право получать полный отчет о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы. Во-вторых, полезно и правильно добиваться от государства передачи нового и нового имущества во владение или хотя оперативное пользование Церкви.

На протяжении трех с лишним веков сменявшие друг друга правительства в основном рассчитывали взять у Церкви что-либо, пожалованное ей прежде или приобретенное на деньги верующих. И брали. Брали без конца, без отдачи, без особой заботы о самой Церкви. Самое время кое-что дать ей! В конце концов, Церковь наших дней обеспечивает более эффективное пользование собственностью, чем кто бы то ни было. Где Церковь — там обрабатывается земля, идет строительство, дымят заводики. Там сады, огороды, цветники, мастерские, пекарни, типографии. А отойти от церковных владений на двадцать шагов — и властно вступит в свои права заметная разруха... Где Церковь — там труд, порядок, чистота. Не о нефтяных же и газовых скважинах, в конце концов, идет речь, а о запущенных землях, о кое-каком производстве, о домах, понемногу разрушающихся без пригляда! Церкви нужна помощь. И от каждого христианина, и от державства нашего.

Дмитрий Володихин , историк, писатель

Постепенно десятина приобретает другой смысл. Моисей устанавливает ее как обязательный налог для израильтян, получивших землю в Ханаане , в пользу левитов , храмовых служителей, не имевших земельных наделов и поэтому им нужны были средства для существования. Десятина в данном случае составляла своеобразную компенсацию, выделялась им вместо отсутствующего надела земли. Одну десятую часть от полученной десятины Левиты вносили на содержание первосвященника. (Чис. 18: 21-32). Под десятиной понималась десятая часть из всего, что добывает своим трудом человек:

Но не только десятина была способом жертвы Богу - существовали и другого рода пожертвования. Так, в Исходе (22: 29-30) записано:

Первенцы людей посвящались Богу , а первенцы от животных приносились на восьмой день в жертву Богу.

Главный смысл принесения десятины в Ветхом Завете - научиться бояться Господа:

Ветхозаветная человек была убеждена, что земля и ее плоды принадлежат Богу , который дал их Израиль во владение:

Именно поэтому пророк Малахия называет неуплату десятины "обворовыванием Бога":


2. Десятина в Новом Завете

В Новом Завете заповедь о десятине прямо не отменяется, но не предлагается. Христос обличает буквализм соотечественников:

Интересно, что десятиной хвастается фарисей из евангельской притчи:

" "... Из всех моих доходов даю десятину". (Лк. 18: 12). "

В апостольских посланиях отсутствуют требования или указания для христиан следовать системе десятин. Однако Апостол Павел неоднократно пишет о необходимости материальной поддержки Церкви, в частности ее служителей. Так, в Первом послании к Коринфянам он говорит:

Следует отметить, что Апостол не определяет конкретную сумму или часть дохода, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает:

Такие пожертвования должны происходить верующими добровольно:


3. Десятина в истории Церкви

3.1. Десятина в католической церкви

До начала III ст. регулярная десятина в Церкви не практиковалась. Однако уже тогда иерархи выражали сожаление, что христиане не хотят даже десятую часть своего имущества передать Церкви для поддержки. Как обязанность для каждого христианина десятина была установлена ​​в Западной Церкви в в. Церковная десятина упоминается в 14 проповедях епископа Цезария Арльского. Широко вопрос представлено и в 33-и проповеди, созданная примерно в году. Проповеди обосновывают ключевые положения - справедливость и целесообразность уплаты прихожанами церковной десятины, их прямую для себя выгоду.

" "Приближаются жатвы, самое время подумать об уплате десятины от всех плодов и доходов Господу нашему, ибо ее справедливо получает и.... имеет право на нее рассчитывать. Что если скажет Бог: ты, человек, мой, я тебя создал, моя земля, которую ты обрабатывает, и семена мое, сеешь, мои животные, которых утомляет работой, и рабы, мои дожди и ливни, веяния ветров, солнечное тепло, словом, все жизненные элементы мои собственные, а когда же так, неужели ты, прилагая лишь труд рук своих, сам заслуживаешь хотя бы десятины? Подавая пример милосердия, Бог оставляет нам девять десятых. Как отказать в десятине тому, кому мы обязаны всем? " "

Начиная с VI века, десятина становится обязательной для крепостных , неуплата которой угрожает отлучением от Церкви: Турский собор года предлагал верным вносить десятину, Маконський собор года уже приказывал платить десятину под угрозой отлучения. Император Карл Великий указом года ввел десятину в государственное законодательство, распространив ее только на землевладельцев, при этом ее неуплата считалась уголовным преступлением и каралась иногда казнью. Вместе с тем законы Карла Великого предусматривали разделение десятины на три части: на строительство и содержание храмов, на помощь путешественникам и паломникам, на нужды духовенства. В позднем средневековье римо-католические епископы распространили десятину на все прибыльные занятия, включая и самые аморальные. При этом церковная благотворительность была почти полностью забыта, зато значительная часть доходов шла на нужды Папы Римского (особенно века , при папе Александре III). С усилением королевской власти духовенству пришлось делиться десятиной и с ними. Из-за того, что десятина в сумме составляла большие доходы, возникали резкие столкновения между отдельными категориями средневекового общества (так, например, вековая борьба за десятину в Польше между шляхтой и духовенством, о чем сообщает Любович в книге "История реформации в Польше"). В эпоху реформации католическая церковь потеряла в большей части протестантских стран свои мирские владения и доходы, которые стали теперь достоянием светской власти и дворянства. Состоялась секуляризация церковных владений. В Англии десятина сохранилась, и попытка ее отменить, сделанная в эпоху первой революции века , не увенчалась успехом, поскольку в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя ее, приходилось искать вместо нее другой источник дохода. В католических странах десятина продолжала существовать как и раньше, и, например, в Франции перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая обычно оставалась в руках высшего духовенства. С года началась эпоха отмена десятины, примером стала Франция , где революция отменила десятину, отдав духовенство на содержание государства. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и в Франции , была отменена без какого-либо вознаграждения для тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегали к системе выкупа. В XIX веке десятина удержалась в Англии , где в году по англ. Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (англ. prediales ) Уплата натурой была заменена определенной суммой, которая называлась англ. tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой было принято среднее количество за 7 лет) и стоимость ежегодно официально определялась по рыночным ценам и выплачивалась деньгами. Кроме того, отменено десятину с рыбного промысла, горного промысла и др.. Сейчас в ряде западных стран существует церковный налог, который в обязательном порядке выплачивается верующие разных конфессий.


3.2. Десятина в православной церкви

Корни десятины выходят из практики обеспечения языческих святилищ. Официально возникла в ст. и сохранялась до XIX в. Церковная десятина в Киевской Руси появилась после принятия Владимиром Великим христианства в году. Он отдал десятую часть своих доходов на строительство Десятинной церкви (церкви Богородицы) - первой каменной церкви Киевской Руси Это источник дохода "священства" было привнесено с Византии и опиралось на давнюю первохристианские традицию. Десятина закреплялась 59-м апостольским правилом церковного устава Владимира , который провозглашал, что церковное богатство -

" "Нищих богатство, церквам, монастырям, пустыням поднятия, живым приют и утешение, мертвым память". "

На Руси десятина изначально представляла собой 1/10 часть княжеских доходов, которые передавались в пользу церкви (иногда заменялась деньгами или угодьями). Для ее сбора существовали специальные должностные лица - десятники , которые могли быть людьми как духовными, так и светскими. В обязанности десятников , кроме сбора налогов, входили и другие обязанности, главным образом наблюдение за благопристойной поведением священнослужителей и добросовестным исполнением ими своих служебных обязанностей. В чистом виде, как княжеская дань десятина существовала с до конца XII в. Десятая часть урожая отдавалось церковными (монастырскими) крестьянами в пользу монастыря , который выступал как феодальный владелец. Такая ситуация могла вызвать недовольство крестьянства. В г. состоялось восстание в Новгороде против Юрьевского монастыря, которое закончилось убийством архимандрита, в - г.г. - Восстание крестьян Волоколамского монастыря. К XVI - XVII ст.. получила развитие система специальных сборов в пользу церкви, которая была независимой от государственной власти. Собрание из приходских дворов (воеводских, вотчинных, гостеприимных) составили 6 денег, с подьячих, лучших людей посадских - 4, с других - 2 гроша. С г. система была официально обязательным для всех епархий . Имели место дополнительные доходы: установлены пошлины с новопоставленный лиц и церквей, передача определенного количества земли прихода для собственноручно возделывания. Православная Церковь особое значение десятине не оказывала, поскольку ее доходы без были и так достаточно. Благочестивые русские князья, купцы и самые простые люди жертвовали на содержание церкви большие средства без какого-либо специального принуждения. Это были не только деньги, но, в первую очередь, чудотворные иконы , драгоценную утварь, земли для основания монастырей . В необходимых случаях к финансовой помощи церкви прибегала светская власть. Однако, начиная с царствования Петра Великого , благосостояние церкви начал беспокоить светскую власть, которая мечтала о полном отлучении церковного имущества. Первая, робкая попытка