Что такое гомеопатия: история и основные принципы. Просто и понятно о гомеопатии: действие, принципы, преимущества и недостатки, правила приема, противопоказания

Сегодня медицина развивается семимильными шагами, но от этого предложенные ею препараты не становятся более безопасными и доступными. Поэтому все больше людей прибегают к помощи гомеопатии , не имеющей побочных эффектов и излечивающей организм в целом.

Как действуют гомеопатические средства?
Каких правил следует придерживаться при приеме гомеопатии?
Какие противопоказания существуют?

На все эти и многие другие вопросы поможет ответить данная статья.

Лечение гомеопатией

Современная медицина поделена на большое количество узких специализаций. Так, профильный врач подходит к лечению заболевания лишь с точки зрения определенной специализации, абсолютно не учитывая целостность организма, сложную взаимосвязь всех его органов и систем. Классические врачи считают, что для излечения болезни достаточно устранить симптоматику, мешающую нормальной жизнедеятельности человека.

В свою очередь, деятельность врача-гомеопата направлена не на борьбу с конкретной болезнью, а на исцеление организма, страдающего от разных недугов. Ведь любая болезнь - это проявление внутренних расстройств, а также нарушение саморегулирующей жизненной силы. По этой причине гомеопаты стараются найти причину заболевания и воздействовать на нее максимально безопасным, но при этом эффективным методом - гомеопатическими препаратами.

Ведущий принцип гомеопатии - вытеснение подобного подобным - помогает:

  • найти и устранить причину болезни,
  • устранить проявления заболевания,
  • укрепить организм в целом.
Благодаря потенцированию (разведению и встряхиванию) молекулы воды (либо спирта) размещаются определенным образом, выстраиваясь вокруг молекул самого разводимого вещества, при этом потенцированное вещество сохраняет информацию о разводимом веществе. В итоге простая вода приобретает свойства «живой». Далее «живая» вода наносится на очень маленькие сахарные шарики, ценность которых заключена в оставшемся на них растворе.

Организм больного реагирует на данную информацию: так, достаточно поселиться в нем вирусу либо какому-либо иному возбудителю, как организм активизирует свои внутренние резервы (или собственные защитные силы), начиная активную борьбу с вирусом путем стимулирования иммунной системы.

И в то время, когда классическая медицина бессильна, когда терапия направлена на то, чтобы поддерживать силы человека при помощи постоянного приема пилюль или курсов уколов, гомеопатическая терапия возвращает человеку жизненные силы, побуждая тем самым бороться с заболеванием самостоятельно, без использования химических лекарств, имеющих множество побочных эффектов и влекущих осложнения.

«Дома все хорошо?», «Чувствуете эмоциональное напряжение?», «Как ваше настроение, часто ли меняется?» — оказавшись впервые на приеме у врача-гомеопата, можно начать сомневаться: а не перепутали ли вы кабинет? Ведь вопросы так похожи на те, что задает психолог! И действительно, в гомеопатической диагностике эмоциональное состояние больного играет первостепенную роль, так как представители этого направления выступают за индивидуальный подход к больному. В отличие от аллопатии (современной классической медицины) в гомеопатии принято считать, что состояние тела определяется сознанием, а не наоборот.

Обычно первичный сеанс длится от 1,5 до 2 часов, поясняет врач-гомеопат Медико-психологического центра индивидуальности Александр Брукер: «За это время я диагностирую пациента, оцениваю его психологическое состояние и только потом назначаю препараты. Гомеопатия − не гадание на кофейной гуще и не цирковое представление, а серьезное медицинское направление. Нужно все проверить с помощью приборов и только потом назначить лечение».

Сам термин «гомеопатия» происходит от греческого слова hómoios — «подобный». Впервые понятие «гомеопатия» ввел немецкий врач Самюэль Ганеманн в 1796 году. Принцип подобия (Similia similibus currentur) — обязательный и непреложный закон гомеопатии. Сущность его в том, что подбор гомеопатических лекарственных средств происходит на основе максимального подобия симптомов, возникающих у больного человека, симптомам, вызываемым гомеопатическим лекарством у здорового человека, имеющего подходящий конституциональный тип.

«Чтобы лечить верно, безопасно, быстро и надежно, подбирай в каждом конкретном случае только такое лекарство, которое может вызвать состояние, подобное тому страданию (homoion pathos), которое предстоит исцелять», — писал Ганеманн в «Органоне врачебного искусства».

Ганеманн объяснял действие лекарств, подобранных по принципу подобия тем, что гомеопатическое средство, попадая в организм больного, вызывает там «лекарственную болезнь», которая вытеснит из организма «естественную болезнь». Это произойдет при условии, что «лекарственная болезнь» будет иметь достаточную силу. Чем более похожими окажутся симптомы «лекарственной болезни» на симптомы естественной, тем сильнее будет целебное действие препарата. Выбор подобного лекарственного препарата, создающего связь между признаками больного и свойствами лекарства, является главным условием успеха гомеопатического лечения. Например, при отравлении мухоморами у человека возникают галлюцинации, а гомеопатический препарат, приготовленный из мухомора, используют для устранения галлюцинаций. Принятая человеком белладонна вызывает покраснение и сухость кожи, лихорадку, беспокойство, сердцебиение, ощущение горящего горла. В гомеопатической практике белладонна применяется при лечении заболеваний с аналогичными симптомами.

С веществами на выход!
Дело в том, что в фитотерапии в основном используют водные и спиртовые травяные вытяжки, где отчетливо присутствуют биологически активные вещества растений, под действием которых и накапливается целебное свойство. А вот в гомеопатии — напротив: на химическом уровне присутствия биоактивных веществ в основе лекарства практически, нет. Или их присутствие предельно мало.
Почему? Да потому, что вся гомеопатическая фармакология построена, по сути, на многократных — от 10 до 100 000 и более раз! — разведениях исходного сырья, когда в основе-носителе (спирт, вода, сахар) готового гомеопатического препарата остается лишь некий «след» первичного лекарственного материала.
Гомеопатическое лекарство представляет собой коробочку с белыми горошинами, на которой написана некая химическая формула, например «C arnica 3». Означает она следующее: «С» — arnica (препарат арника рекомендуется для приема внутрь как успокаивающее и противоспазматическое средство), а «3» — количество разбавления.
Готовятся гомеопатические препараты следующим образом: берется 1 мл исходного вещества — там, где есть молекула реального вещества, и дальше оно разбавляется водой. Так мы получаем «С1». Потом из этого С1 берется еще 1 мл и еще раз разбавляется, а «С» показывает, сколько раз было разбавлено вещество. Например, «С 30» обозначает, что вещество разбавлялось 30 раз.
Разбавление (потенцирование) — процесс настолько длительный, что препарат делается невесомым, то есть не имеющим молекулы. Получается, что в гомеопатических шариках практически нет вещества. Чем больше цифра, тем выше разведение, а чем выше разведение, тем глубже действие лекарства.
Для приготовления гомеопатических препаратов используются разные природные компоненты: минералы, металлы, кислоты, щелочи и прочие химические вещества, а также материалы животного (пчелы, муравьи, змеи) и органического происхождения (например, ткань слизистых животного).

Информационная медицина
Часто встречается утверждение, что гомеопатия является информационной медициной. Осмотр пациента, установление верного диагноза и подбор рекомендаций по лечению — все это происходит при постоянной сверке с первоисточниками. Без обращения к справочникам и другим специализированным книгам не обойтись.
Даже опытному врачу требуется много времени, чтобы получить полную картину. Для этого в его распоряжении имеются реперториумы — книги с набором симптомов, количество которых составляет десятки тысяч. Порой небольшое указание, взятое из той или иной книги прямо на приеме, склоняет выбор специалиста в сторону нужного лекарства. Такая практика была всегда и существует до сих пор, только теперь гомеопаты чаще пользуются не книгами, а ноутбуком.
Генеральный директор издательства «Гомеопатическая Медицина» Виктория Дмитриева говорит: «Мы живем в век компьютерных технологий, и сегодня на смену толстенных громоздких фолиантов пришли специализированные гомеопатические компьютерные программы. Программные продукты, над созданием которых, как правило, работали сами же практикующие врачи, призваны помочь пользователю перевести жалобы пациента на язык реперториума, найти ключевые симптомы, содержащие нужные слова, и по ним — группу вероятных препаратов, на одном из которых врач-гомеопат остановит свой выбор. Полностью обновленная поисковая система позволяет мгновенно по симптомам находить любой термин и любые сочетания слов».

Кто там?
Гомеопатические средства не оказывают побочных действий, в этом их неоспоримое достоинство, поэтому гомеопаты говорят, что эти лекарства можно применять с первых часов жизни и до глубокой старости. Они не навредят беременным и кормящим женщинам, их можно назначать при аллергических заболеваниях.
Считается, что чем моложе пациент, тем действеннее лечение, потому что у детей «чистая» иммунная система, а пожилые пациенты проявляют наименьшую реакцию на гомеопатические средства. Также гомеопатические средства хорошо воздействуют на животных. Впрочем, специалисты признают, что гомеопатия действует не на всех: есть люди, не чувствительные к ней.

Как принимать?
Часто о гомеопатическом лечении говорят, что оно справляется с заболеванием чересчур долго. Это не совсем верно, считает Брукер: «Если жалоба свежая, то эффект от гомеопатии наступает достаточно быстро. Нужно нам рассосать какое-то образование или хроническое воспаление — правильно подобранный препарат подействует быстро. Если бездумно пичкать пациента гомеопатическими средствами, то, конечно, лечение может оказаться длительным».
При одновременном приеме гомеопатии и антибиотиков или гормонов гомеопатический эффект ослабляется, но в определенной мере остается. С фито- и ароматерапией гомеопатию совмещать не стоит, поскольку сила гомеопатического лекарства нейтрализуется, то же самое касается кофеина и спиртных напитков. Также стоит исключить зубные пасты, имеющие в составе мяту, грейпфрут и мелиссу (они являются сильными нейтрализаторами). Для поклонников гомеопатии существуют специальные зубные пасты.

Что лечит?
Гомеопатия лечит недуги, которые по непонятным причинам плохо поддаются исцелению медикаментами. Среди таких болезней бронхит, аллергия, синдром хронической усталости.
«Одна пациентка два месяца не могла с кашлем справиться. Ей и иголки ставили, и антибиотики прописывали, что только ни делали… А потом она пришла и сказала: «Я не кашляю, а лаю». Я книгу открыл, а там написано: это кашель от гнева, потому что лай — это гнев. Есть такой препарат — стафизагрия, я его назначил, и на следующий день кашель исчез», — рассказывает Брукер. Согласно статистике, среди людей, которые обращаются к врачам, только 20% пациентов страдают серьезными заболеваниями, а основная масса людей — 80% — мучаются от болезней, вызванных психосоматическими причинами».

Сиамские близнецы
Главная разница между гомеопатией и современной медициной — в точке зрения на то, где скрывается корень болезни. «Теория современной медицины основана на том, что все жалобы идут от повреждения ткани. Есть повреждение ткани — возникает заболевание. Если мы исправим повреждение ткани, то исчезнет симптом. И назначается препарат, который убирает повреждение ткани. Поэтому современная западная медицина использует хирургию и химические препараты. Антибиотик убивает бактерию, антидепрессант доставляет необходимое вещество в головной мозг. А гомеопатия провозглашает, что есть некая жизненная сила, которая обуславливает здоровье человека», — поясняет Брукер.
Большинство врачей-гомеопатов не видят противоречий между гомеопатией и современной западной медициной. Обе точки зрения — гомеопатическая и аллопатическая — не противоречат друг другу. Это просто два разных взгляда на предмет. Оба метода могут взаимно дополнять друг друга. Так, большая и усугубляющаяся проблема современной медицины состоит в том, что многие микроорганизмы развивают устойчивость к различным антибиотикам, и с этой точки зрения лечение гомеопатией может оказаться безопаснее. Но при этом есть области, которые гомеопатия не охватывает: хирургия, стоматология и другие. Гомеопатические препараты действуют прежде всего на жизненную силу. Известный врач-гомеопат из Греции Джордж Витулкас считает, что в свое время Ганеманн стал разбавлять вещество именно потому, что видел, что для жизненной силы оно не нужно: «Для жизненной силы нужно динамическое начало — некая сила.
Изменения распределения жизненной силы приводят к выздоровлению. Здоровье — это гармоничное состояние как внутри организма, так и между индивидуумом и окружающей его средой. Гомеопатия — это система медицины, цель которой — помочь человеку обрести или вернуть такую гармонию», — утверждает Витулкас.
Поэтому один из главных советов, которые дают гомеопаты, — не нервничать. А еще медитировать, заниматься йогой и тайцзи, учиться одновременно расслабляться и контролировать себя, чтобы гармония с собой и окружающим миром помогла сохранить гармонию внутри тела.

Школы гомеопатии

Классическая школа. В основе лежит четкий уницизм — больному дается один, максимум два препарата. Лечение индивидуально.

Эклептика. Назначают в одном рецепте около 20 лекарств. Низкие разведения влияют на острые заболевания, которые снимают симптомы, не устраняя самой болезни.

Информотерапия. Препараты заряжаются записями на магнитных носителях.

Смешанное направление. Применяются одновременно и гомеопатические, и аллопатические препараты.

Гомотоксикология. Лекарства в ампулах или таблетках приготовлены по классической схеме. Основное лечение — снятие острого процесса. Есть препараты для лечения хронических болезней.

Антропософия. Объединение духовного начала и гомеопатии. Используются десятичные разведения до 6с., ведь с точки зрения антропософии болезнь — это стимул к духовному развитию.

Иридология. Заболевание диагностируется по радужной оболочке глаза, лечение назначается традиционное гомеопатическое.

Метод Фоля. Позволяет диагностировать и тестировать различные лекарства.

Изолятия. Придерживаются теории, что заболевание бывает только при дисбалансе. Как вернуть равновесие? Например, если у человека болит печень, ему дают препарат из печени здорового животного.

Сегодня даже в медицинской среде существует много заблуждений по поводу гомеопатии. С чем только ее не отождествляют! И с фитотерапией, и с психотера­пией, и с экстрасенсорикой. Многие считают гомеопа­тию народной медициной. Но ни одно из этих убеж­дений нельзя назвать истиной в буквальном смысле.

Что же такое гомеопатия на самом деле?

Гомеопатия — это высокосистематичный метод сти­муляции жизненной силы организма для самоизлече­ния, базирующийся на совокупности основных прин­ципов.

Основные принципы гомеопатии

Первый принцип гомеопатии гласит:

«Similia similibus curentur «.

иначе говоря, «подобное лечится подобным» Это отличает гомеопатию от официально признан­ного терапевтического метода, в основе которого дру­гой принцип — противоположное лечится противопо­ложным.

Cotaria contaris curentur «.

С. Ганеман назвал свою новую медицину гомеопа­тией – словом, образованным от греческого «гомеос» – «подобный» и «патос» – «страдание». Это означает лечить чем-то, вызывающим действие, подобное стра­данию.

Известна, ставшая хрестоматийной, история, по ко­торой, желая удостовериться в прямо противополож­ном действии хины на больной и здоровый организм, Ганеман отважился исполнить роль подопытного кро­лика. Проглотив хинный порошок, он почувствовал, что заболевает лихорадкой, о чем свидетельствует запись в его дневнике:

«Я принимал по 4 пилюли хины 2 раза в день , после чего стопы , кончики паль­ цев холодели , я замерзал , становился вялым и сонливым . Затем начиналось сердцебиение , пульс становился напря­женным и частым , появлялось чувство страха , дрожь , слабость в руках и но­гах , то есть все известные мне симп томы перемежающейся лихорадки . Это продолжалось 2-3 часа и повторя­ лось , если я возобновлял прием лекар­ ства . Прекратив опыт , я снова стал здоровым . Выходит, болезнь может быть из­лечена тем же лекарственным веще­ством, которое в состоянии пробу­дить в здоровом организме искусст­венно такую же или сходную болезнь» - предложил Ганеман.

Для подтверждения этой гипотезы он испытал на себе, членах своей семьи, друзьях, пациентах и дру­гих добровольцах действие множества лекарств, что позволило ему сформулировать первый основопола­гающий принцип гомеопатии — подобное лечится по­добным.

С такого рода феноменом приходится порой иметь дело и в нашей повседневной жизни.

Стоит приступить к очистке или шинковке лука, как тут же начинается обильное слезотечение, чиха­ние и першение в горле. Аналогичным явлением со­провождается начальная стадия любого простудного заболевания. Такие состояния хорошо лечатся лекар­ствами, приготовленными из того же репчатого лука.

Или другой пример. Все знают картину поражения пчелиным ядом. Это стремительно развивающийся отек, слабо выраженное покраснение кожи, боль жа­лящего характера, уменьшающаяся от холода. При общем действии яда картина напоминает анафилак­тический шок. Это и есть одновременно показание для применения гомеопатического препарата из пче­лы-аписа – при отеках такого же типа. Не зря в народе говорят — клин клином вышибают.

Второй принцип гомеопатии – использование лекарств в малой дозе.

В ходе своих исследований Ганеман столкнулся с та­кой проблемой: лекарства, назначаемые по принципу по­добия в обычных дозах на первых этапах лечения нередко вызывали обострение болезненных симптомов, что тяже­ло переносилось больными. Ганеман попытался умень­шить дозу присутствующего в лекарстве действующего вещества, и – о, чудо!– вместо ожидаемого ослабления лечебного действия оно усилилось.

Так Ганеман пришел к следующему важному выводу: чем меньше доза, тем чувствительнее реагирует на нее организм — эффективность лекарства повышается. Гане­ман понял, что дозу следует уменьшать до тех пор, пока непостижимым образом яд не перейдет в свою противо­положность и не станет лекарством.

На этом в гомеопатии основано иное, чем в классической фармакологии, деление доз на большие и малые. Если в классической фармакологии в основу деления кладется количество вещества, то в гомеопатии — качество ответной реакции организма. Большой дозой называется такая, ко­торая лечит подобные нарушения, возникшие другим пу­тем.

Ганеман предложил уникальную технологию, при которой исходное вещество последовательно разво­дилось в воде или спиртовом растворе в 10, 100, 1000, 10000 и более раз (иногда разведение заменялось рас­тиранием с молочным сахаром).

Помимо многократных разведений и растираний Ганеман включил в технологический процесс приго­товления еще одну «изюминку». Для повышения ак­тивности действующего вещества в растворе пробирку после каждого очередного разведения нужно обяза­тельно встряхнуть. Да посильнее! И не один раз! Толь­ко этот процесс, названный Ганеманом потенцирова­нием или динамизацией, превращает раствор в го­меопатическое лекарство.

Это и есть третий принци п гомеопатии - принцип потенцирования (динамизации )

То, что обнаружил Ганеман, означало, что в каждом веществе в Природе скрыта какая-то внутренняя жизнь. Мы можем мобилизовать и использовать эту «силу», если знаем, как правильно обработать вещество.

Четвертыйпринципгомеопатии- учетиндивидуальной чувствительности.

Строго говоря, в любой терапии есть требования «лечить не болезнь, а больного». Но в современной научной медицине преобладающее значение имеет медицинский диагноз. Индивидуальные особенности больного на заднем плане. Чувствительность больно­го к лекарству заранее не определяется.

Ганеман положил в основу деления людей на типы их разную чувствительность к лекарствам. Консти­туциональные типы (по Ганеману) обозначаются в тер­минам лекарств: тип кремния, тип белладоны и т. д.

Для определения индивидуальной чувствительнос¬ти Ганеман и другие пионеры гомеопатии испытыва¬ли «свои» лекарства на здоровых людях и прежде всего на себе и коллегах. Какова схема этих опытов? Давайте представим, что идет испытание мухомора. Известно, что отравление субтоксической (нелетальной) дозой мухомора вызывает расстройства кишечника, тошноту, рвоту, смех, галлюцинации. Если дозу настойки мухомора последовательно уменьшать и давать группе из 100 человек, то окажется, что на малые дозы мухомора реагирует все меньше и меньше испытуемых. И, наконец, наступает такой момент, когда на чрезвычайно малую дозу реагируют 2-3 человека из 100. И, что удивительно, эти люди похожи друг на друга.

Совокупное описание внешности, характера, привычек, пищевых пристрастий этих, чувствительных к мухомору людей, их предрасположенность к тем или иным болезням удивительно совпадают, что называется в гомеопатии конституцией (в данном случае конституцией агарикуса-мухомора).

Ганеман обнаружил, что потенцированные вещества, эти ничтожно малые, нематериальные «дозы», действуют целительно на больных людей. Но чтобы целебное действие конкретного потенцированного средства проявилось на конкретном больном, необходимо совпадение клинической картины болезни данного па¬циента и картины отравления здорового человека этим же средством в большой (материальной) дозе. Если мухомор вызывает, к примеру, у здорового человека галлюцинации, то этот же мухомор в потенцированой форме устраняет эти галлюцинации.

И, более того, если галлюцинации вызваны, например, другой причиной (температурой на фоне гриппа), но врач знает, что по своей конституции больной чувствителен к мухомору, излечить его можно тем же агарикусом – потенцированным мухомором.

Принципы гомеопатического лечения успешно прошли проверку временем. С их помощью можно достигнуть «высочайший идеал лечения: быстрое, мягкое, стойкое восстановление здоровья или полное устранение и истребление болезни кратчайшим, надежным и безвредным путем на рациональной основе».

Не к этому ли идеалу, принятому Ганеманом за эталон, должен стремиться каждый врач? Не на это ли надеется каждый пациент?

Гомеопатия — одно из самых загадочных направлений в медицине. Почти 150 лет оно делило весь медицинский мир на два непримиримых лагеря: его сторонников и противников. В истории медицины нет другого подобного примера возникновения целого направления, которое не только отлично от всего того, что было раньше, но и прямо противоположно во многих своих компонентах тому, чему медицинский мир поклонялся всю свою предшествующую историю.

Почти 2,5 тысячи лет человечество лечилось по принципу "противоположного". Определение этого принципа можно встретить во многих медицинских трудах со времен древнегреческого врача, реформатора античной медицины Гиппократа (IV-V вв. до н. э.). Вот что говорит сам Гиппократ в своем сочинении "О древней медицине": "...И следует тому, кто захочет правильно лечить, помогать теплом через холодное, холодному посредством теплого, сухому посредством влажного и влажному через сухое... В самом деле, если вредит одно из них, то подобает облегчить противоположным..."

Совсем иначе обстояло дело с другим медицинским принципом — принципом лечения "подобным", его пытался сформулировать лишь один из авторов знаменитого "Гиппократова сборника", куда входило около 60 сочинений древнегреческих врачей. Сочинение это называется "О местах в человеке". Коротко упомянув принцип "противоположного", безымянный автор пишет: "...Иной случай: болезнь произведена сходным, и сходным же, которое заставили принять, больной от болезни переходит к здоровью..."

Но никто не понял, не подхватил эту идею, и на многие века она осталась никем не замеченной. Человечеству понадобилось еще полторы тысячи лет, чтобы осознать принцип "подобного". И связано это с именами двух удивительных немецких врачей — Парацельса и Ганемана. Ибо, если Гиппократ стал "отцом медицины", то первыми революционерами в медицине стали Парацельс и Ганеман.

Парацельс — предтеча гомеопатии

Я знаю, что я не тот человек, который
говорит людям то, что им по вкусу... Я
грубый человек, рожденный в грубой стране,
я вырос в сосновых лесах и, возможно,
получил в наследство их иголки...
Парацельс.

Парацельс — знаменитый врач средних веков прожил всего 48 лет, не оставив после себя ни наследника, ни достойного последователя, но успев, однако, основательно поколебать традиции, существовавшие неизменными почти пятнадцать веков.

Парацельс подверг критике не только многие утверждения самого Галена, древнеримского врача (II в. н. э.), авторитет которого в XVI веке затмил даже Гиппократа, но и принцип "подобия", безраздельно господствовавший в то время в медицине. "...Ни одна горячая болезнь не излечивается холодным, ни холодная — теплом. Но часто бывает, что подобное своему излечивает свое...", — заявил Парацельс.

Правда, он редко употребляет слово "подобное", гораздо чаще пользуется такими словами, как "соответствие" и "симпатия". Одна из его рекомендаций, например, применять грецкий орех для питания и даже для лечения головного мозга, потому что ядро грецкого ореха напоминает головной мозг. Или: желтым соком чистотела лечить желчную болезнь.

В то время как вся терапия XVI века продолжала основываться на учении двухтысячелетней давности о четырех соках в организме человека (крови, слизи, желтой и черной желчи), Парацельс неожиданно увязывает воедино по принципу "симпатии" и "соответствия", казалось бы, несовместимое: металлы, растения и отдельные органы человеческого тела. Солнце, как главное небесное светило, поддерживающее жизнь на земле, считает он, находится в симпатической связи с человеческим сердцем, как главным двигателем человека, Луна — с мозгом, Венера — с почками, а Марс — с желчным пузырем. А поскольку, по древней традиции, Солнце есть золото, Луна — серебро, Венера — медь, Марс — железо, то золото и растения, находящиеся в симпатии с Солнцем (шалфей, розмарин, лаванда), должны излечивать сердечные заболевания; серебро и растения, "симпатические" Луне (черная чемерица, рута пахучая), — душевные заболевания; медь и растения, "симпатические" Венере (коровяк, сельдерей), — болезни почек и мочевого пузыря.

Сейчас все это кажется наивным. Но во времена Парацельса это было откровением. А так как его никто не понимал, то и все его исцеления казались не то чудом, не то шарлатанством. На самом же деле то были первые шаги к новой медицинской эпохе, у истоков которой он стоял. Парацельс первым в мировой практике отделяет химию от алхимии и предлагает в качестве химического сырья для лекарств — металлы. И самое удивительное, что преследуемый всю жизнь завистниками и врагами, чему в немалой степени способствовал и его собственный неуемный характер, он совершал чудеса в излечениях самых разнообразных человеческих недугов. И хотя Парацельс так и не успел ни объяснить, ни сформулировать принцип "подобного" в медицине, он, в отличие от безымянного автора сочинения "О местах в человеке", уже не просто чувствовал этот новый принцип, но и, видимо, применял его на практике. Однако до той гомеопатии , которую мы знаем, было еще долгих 2,5 века.

В конце концов, за бескомпромисность, доходившую порой до грубости, Парацельса начинают преследовать даже бывшие его покровители, и он вскоре вынужден бежать из Базеля. И всю оставшуюся жизнь кочует, сопровождаемый толпой тех, кого лечил, восхищенных поклонников и учеников.

Умер Парацельс в 1543 году, проболев всего 3-4 дня. И, видимо, в какой-то степени, неожиданно даже для самого себя. Людская молва приписала быструю смерть его врагам, которые якобы подослали к нему убийц или отравили.

Ганеман и возникновение гомеопатии

Незнание сути происходящих в организме
процессов "гибкие" медицинские умы
пытались компенсировать обилием
гипотез, теорий и медицинских систем,
каждая из которых "противоречила всем
остальным, а иногда и самой себе".
Ганеман.

Датой рождения гомеопатии считается год 1776-й. И связано это с именем другого немецкого врача — Ганемана. Судьба его на удивление во многом прямо противоположна судьбе Парацельса.

В 33 года он уже 10 лет практикует, женат, счастлив и имеет пятерых детей (а всего их будет 11). К его энциклопедическим знаниям прибавляется знание аптекарского дела и фармацевтики. И, наконец: прекрасное знание химии, где он — автор ряда работ и блестящий переводчик лучших химиков и врачей того времени. Причем переводы известных сочинений Ганеман снабжает примечаниями, исправляет неточности и заблуждения, обнаруживая во многих случаях более современный взгляд на вещи.

Однако основным для Ганемана оставалась все-таки медицинская практика. Но чем больше он практиковал, тем больше убеждался в ограниченности и откровенном убожестве современного ему врачевания. Несмотря на то, что вся фауна Европы была уже полностью обследована, а химия заявила о себе в полный голос, свойства лекарственных растений по-прежнему никто не изучал. Лекарства испытывали на животных, и, как они будут действовать на человека, не знали. Незнание свойств лекарств, как и прежде, старались компенсировать смешением большого числа составляющих в одном рецепте. Каждый "порядочный рецепт" должен был включать в себя средства: основное, вспомогательное, исправляющее, направляющее, формудающее и так далее и тому подобное. Так, знаменитая еще со средних веков пропись Териакум (Theriakum) состояла из 66 средств. А то, что среди них сплошь и рядом оказывались вещества с абсолютно разной направленностью, никого не удивляло. Важно, что врачи выписывали, аптекари делали, и, чем больше было составляющих, тем дороже стоило лекарство. При этом рецепты менялись при хронических болезнях каждые 2- 3 дня, а при острых — по несколько раз в день. Результаты же оставались плачевными. Чтобы найти выход из положения, пытались обращаться к заветам древних. С целью отвлечь дурные соки "и очистить организм от "болезненного вещества", наносили на кожу надрезы и, постоянно раздражая их, обращали эти надрезы в застарелые язвы (заволоки, фонтанели)". Предполагалось, что таким образом открывался выход через эти гниющие поверхности для "болезненного вещества". Основываясь на наблюдениях древних, что болезнь легче переносится, если сопровождается обильной рвотой, выделением пота, мочи и кровотечениями, старательно выискивали в больном организме всевозможные "сгущения", "завалы", "застои" и, действуя по принципу "противоположного", тут же уничтожали их, как если бы все это было не следствием болезни, а ее первопричиной. Торговля пиявками по всей Европе стала самым прибыльным делом. Прямое же кровопускание из вен начинало походить на откровенную резню.

И вот среди всей этой средневековой вакханалии раздался голос протеста Ганемана. Протестовали против неумеренного кровопускания и раньше. Возмущался даже Парацельс. Но так убедительно это прозвучало впервые.

В 1792 году неожиданно умер император Австрии Леопольд II. Правил он всего два года, но и за это короткое время "своим умом и миролюбием отвратил войны, казавшиеся неизбежными". Известие о его кончине поразило всех и дало повод самым невероятным слухам. Лечащие врачи во главе с известным тогда баварским лейб-медиком Лагузиусом опубликовали отчет о течении болезни и результатах вскрытия. Выяснилось, что исхудалому и ослабленному болезнью императору в течение только одних суток было сделано 4(!) обильнейших кровопускания. Познакомившись с отчетом, Ганеман тут же выступил с резкой публикацией, считая, что именно кровопускания погубили императора.

В конце концов, полностью разуверившись в возможностях медицины, Ганеман решает окончательно бросить практику, придя к выводу, что медицина не только беспомощна, но и "положительно вредна".

И вот 35-летний глава многочисленного и счастливого семейства, "в расцвете сил и умственного развития, приобретя себе известность как врач, ученый и литератор", только по одному побуждению совести "низвергает себя и все свое семейство до нищеты и лишений". Средств, чтобы продолжать жить в Лейпциге, не хватает. Переводы, которыми продолжал заниматься Ганеман, оплачивались значительно хуже, и семья была вынуждена переехать в окрестности города. "Ганеман одевается в самую простую одежду, носит простые башмаки, помогает жене по хозяйству и собственными руками месит хлеб".

И тут происходит событие, которое иначе, чем озарением, не назовешь, — почти через две тысячи лет после одинокой вспышки озарения безымянного автора сочинения "О местах в человеке".

Переводя в 1790 году на немецкий "Лекарствоведение" известнейшего на всю Европу английского врача Куллена, в главе о хинной коре Ганеман, как это часто бывало и раньше в его переводах, не согласился с мнением именитого автора о ее целебных действиях. Сам Ганеман как врач неоднократно использовал хинную кору, а однажды даже с ее помощью вылечил себя от малярии.

Решив еще раз проверить действие хинина на себе, на этот раз совершенно здоровом, он с изумлением обнаружил, что испытывает все те припадки "сильнейшего ожесточения", через которые прошел раньше, когда болел. Сравнивая уже хорошо известные всем врачам мира симптомы малярии с теми, которые он вызывал у себя искусственно, Ганеман был поражен этим сходством. Его потрясла мысль о том, что хинная кора излечивает больного от малярии именно потому, что вызывает приступ малярии у здорового. Получалось, что лечило не то лекарство, которое оказывало "противоположное" действие, а то, которое оказывало действие, "подобное" болезни.

Проанализировав все, что было сделано "старой медицинской школой" почти за 3500 (!) лет (знание языков это позволяло), Ганеман пришел к выводу, что за всю свою историю медицина применяла всего три главных способа исцеления недугов. Первый — самый простой заключался в устранении очевидной причины болезни. Например, извлекался проглоченный случайно предмет, устранялись ненормальные условия жизни или залечивалась рана.

Для обозначения второго способа лечения Ганеман впервые в истории медицины вводит собирательный термин — "аллопатия". Этим термином он обозначил все то бесчисленное множество методов лечения "старой медицинской школы", в основе которых лежал поиск примитивно понимаемых вещественных причин болезни, "поселившихся" каким-то образом в человеческом организме. Врач стремился либо удалить эти "причины" любыми способами (а мы уже познакомились с некоторыми из них), либо воздействовать на них лекарственными средствами, "противоположными" по своему действию, то есть иными, чем природа самой болезни. Отсюда и термин "аллопатия" (от греческого allos — иной, pathos — болезнь).

И, наконец, третий способ лечения — противоположный второму. Заключался он в использовании каждый раз такого лекарства, как писал Ганеман, "которое само способно вызвать страдание, подобное тому, которое должно быть излечено". Этот способ лечения Ганеман назвал гомеопатическим (от греческого homios — подобный, pathos — болезнь).

В "Органоне врачебного искусства" — главном труде своей жизни — в специальной главе, которую Ганеман назвал "Примеры бессознательных гомеопатических излечений", он приводит более 350 имен выдающихся врачей начиная с XV века, в трудах которых находит указания на удачное, но не объясненное ими использование лекарств, действовавших, по его мнению, по принципу "подобия". Мало того, Ганеман приводит ряд цитат и ссылок на позднейших врачей, которые хоть и "нерешительно", но "также чувствовали истинность гомеопатического метода лечения и писали об этом". Наконец, он приводит слова датского армейского врача Шталя, который еще в 1738 году "выразил свои убеждения по этому поводу особенно ясно: "Правила, обычно применяемые в медицине, лечить противоположно действующими средствами (contraria contrariis) совершенно ложны и противны тому, что должно быть. Я, напротив, убедился в том, — писал Шталь, — что болезни преодолеваются и излечиваются средствами, вызывающими подобное поражение (similia similibus): ожоги следует лечить у огня, отморожение конечностей — прикладыванием снега и ледяной водой, воспаления и ушибы — очищенным спиртом. Подобным образом я лечил повышенную кислотность желудочного сока очень малыми дозами серной кислоты с прекрасным результатом..." Приведя это высказывание, Ганеман заканчивает свой экскурс в историю медицины следующими словами: "Как близко подходили они к пониманию истины! Однако она ускользала вместе с преходящей мыслью..." Мы же добавим, что ускользала она потому, что, даже догадываясь о действенности принципа "подобного", никто так и не смог указать действенных путей его реализации, а именно: ясного и четкого способа получения гомеопатических лекарств.

Принцип "подобия" — первый принцип гомеопатии

Прежде креста, смерти и Воскресения
своего Христос установил на все века для
действеннейшего врачевания грешного
человечества величайшее таинство
Причащения пречистого Тела и Крови
своей, соединенных с Божеством. Значит, в
самом Богочеловеке имеет место пример
врачевания подобного подобным...
Отец Иоанн Кронштадский, С.-Петербург, 17 октября 1892 года.

Итак, 1776 год стал годом рождения гомеопатии. Именно тогда Ганеман опубликовал статью "Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ", в которой впервые в истории человечества не только сформулировал принцип "подобного" в медицине, но и дал четкий и ясный ключ для овладения этим принципом — указал, как находить лекарственные средства по принципу "подобия".

Вот первый вывод Ганемана: "Каждое действительное лекарственное вещество возбуждает в человеческом теле известный род собственной болезни, которая тем своеобразнее, тем отличительнее и сильнее, чем действеннее это лекарство".

С другой стороны, бывает, что хроническая болезнь вдруг излечивается неожиданно навалившимся другим тяжелым заболеванием. Значит, делает вывод Ганеман, есть такие болезни, которые способны уничтожать одна другую, и надо только научиться распознавать, какая болезнь способна уничтожать другую и почему. Как только ключ к пониманию этого механизма станет известен, можно будет с помощью лекарств искусственно вызывать вторую нужную болезнь, и первая болезнь будет излечена.

И Ганеман, формулируя первый главный принцип гомеопатии — принцип "подобного", предлагает этот ключ. Исцеляющим всегда является такое лекарство, которое в здоровом организме (и это принципиально — именно в здоровом) способно вызвать подобную же болезнь. Лекарство для данного больного будет гомеопатическим (подобным), если оно способно (у него — здорового) вызвать состояние наиболее близкое (подобное) к его болезни.

Но почему так происходит? Почему искусственно вызванная лекарством подобная болезнь приводит к излечению организма? Ганеман напоминает, что большинство лекарств (особенно растительного происхождения) оказывает на человеческий организм более одного действия: одно прямое (первичное), которое постепенно переходит во второе (вторичное), или противодействие. "Последнее обыкновенно представляет собой состояние, прямо противоположное первому". В качестве простейшего примера можно привести действие на человеческий организм холодного и горячего. (По мнению Ганемана, температурные воздействия можно в определенном смысле считать лекарственными.) Если одну из озябших рук погрузить в умеренно горячую воду, руке сразу станет тепло. Это первая реакция (первичная). На этой стадии организм в течение какого-то времени "как бы поневоле" воспринимает и пассивно "выносит впечатления" от действия на него внешней силы. Но затем следует вторая реакция (вторичная), или противодействие. Она всегда направлена "против" первичного воздействия, как бы против вмешательства в организм со стороны. Это всегда бессознательная, защитная реакция. И, действительно, скоро вы заметите, что руке, погруженной в горячую воду, становится как бы холоднее, чем другой, непогруженной; и уже совсем холодно ей станет, когда вы вытащите руку из воды.

Если же, действуя по принципу "подобного", вы погрузите озябшую руку в ледяную воду, то организм будет реагировать совсем по-иному. В первый момент вы испытаете первую реакцию — небольшой шок, как бы "ожог" от холода. Но очень скоро рука, погруженная в ледяную воду, начнет словно наливаться теплотой — это будет защитная реакция противодействия. И, когда вы вытащите руку из воды, она будет уже теплой и розовой. Разумеется, этот способ не приемлем при наличии определенных патологических изменений в руке.

И другой пример Ганемана — с кофе и опием. Кофе (как и опий, и любой другой наркотик) придает силы, тонизирует только в своем первичном действии. Конечно, первичное действие кофе значительно дольше температурного (рука в воде). Но и его вторичное действие, которое вновь возвращает организм в его исходное состояние упадка сил, также значительно продолжительнее. Чем крепче искусственно подстегивающее средство, тем сильнее его вторичное действие — спад. Наркотики обладают особенно сильным вторичным действием, и потому тем отчетливее тяга к их повторному применению.

Приведенные примеры с температурным воздействием дают упрощенное, но достаточно наглядное представление о том, что лечение по принципу "подобного" мобилизует защитные силы организма (рука после холодной воды теплая), в то время как лечение по принципу "противоположного", скорее, наоборот, выключает их (руке после горячей воды холодно).

Но именно мобилизующий эффект гомеопатических лекарств является сутью лечения по принципу "подобного". Ибо, если любая вторичная — окончательная реакция организма — противоположна первичной, то напрашивается естественный вывод: нужно лекарство, которое будет бороться с болезнью не в первичном своем действии — временном (что чаще всего делает аллопатия), а во вторичном, окончательном его действии — противодействии. Именно потому врач-гомеопат, подбирая лекарство по принципу "подобного", которое в первичном своем действии (временном) способно вызвать у больного симптомы, подобные болезни, знает, что во вторичном — своем окончательном действии оно обязательно начнет мобилизовывать защитные силы организма на борьбу именно с этой болезнью. Как видим, ошибиться здесь невозможно. Аллопатия же, действуя прямо противоположно, стремится уничтожить болезнь с помощью первичного действия лекарств и тем самым провоцирует организм на "подогревание" болезни во вторичном, окончательном действии лекарства.

Все эти доводы, лежащие, казалось бы, на поверхности, всегда неохотно принимались во внимание сторонниками аллопатической доктрины. Особенно во времена Ганемана. И потому в "Органоне врачебного искусства" Ганеман дает более глубокое обоснование принципу "подобия".

Интересно сравнить ход рассуждений Ганемана и его далекого предшественника — Галена. Оперировали они одними и теми же понятиями: здоровье человека и симптомы нездоровья, но провозглашали принципы прямо противоположные. Итак, Гален: "Так как выздоровление есть только изменение ненормального состояния в нормальное состояние и так как эти два состояния противоположны друг другу, то из этого следует, что здоровье может быть восстановлено лишь тем, что противоположно болезни". Оставляя читателю увлекательную задачку определить формальную ошибку Галена, заметим, что Гален мог позволить себе такое короткое обоснование лечебного принципа, ибо за его спиной стоял великий Гиппократ. Задача Ганемана была несравненно более сложной. Намного сложнее оказался и ход его рассуждений. Обратите внимание, никаких предположений, никаких теоретических изысков. Только чистый практический опыт. Вот суть его рассуждений.

  1. Опыт показывает, что разные люди (по возрасту, состоянию здоровья) по-разному реагируют на один и тот же "болезнетворный вредный агент": одни заболевают, другие нет.
  2. Опыт показывает, что всякое известное лекарство действует на каждого здорового человека "во всякое время и при всех обстоятельствах, вызывая свойственные себе припадки... (ясно заметные, если прием достаточно велик)". Это так называемая искусственная болезнь.
    Отсюда первый вывод: так как воздействие "болезнетворных вредных агентов" на здоровье человека не абсолютно, но подчинено и обусловлено рядом причин (пункт 1-й), в то время как лекарственные агенты обладают абсолютным и безусловным действием (пункт 2-й), то последние по своей силе "намного превосходят первые".
  3. В природе существуют болезни несходные и сходные (подобные) в своих проявлениях и вызываемых ими страданиях (симптомах). Одновременно сходные болезни поражают в точности те же самые части тела.
  4. В природе из двух несходных болезней, если они встречаются, побеждает сильнейшая, после чего последняя продолжает свое разрушительное действие. Равные по силе несходные болезни сосуществуют.
    Точно так же из двух подобных болезней побеждает сильнейшая, равные по силе сосуществуют.
    Отсюда второй и главный вывод: если врач организует "встречу" двух подобных болезней, из которых вторая будет искусственно созданной (гомеопатическим лекарством), то последняя уничтожает первую, так как по своей силе она "намного превосходит первую" (см. первый вывод к пунктам 1 × 2).
  5. Опыт показывает, что с прекращением приема лекарства (гомеопатического) искусственная болезнь прекращается.

Непростая цепочка доказательств хотя и построена на логике, но основана на опыте.

Тот факт, что каждая болезнь не только проявляется по-своему, но и действует выборочно, то есть захватывает и поражает только ей свойственные участки и органы, был замечен еще древними. Поэтому реакции больных (Ганеман называет эти реакции одним образным словом — "припадки") при одной и той же болезни весьма схожи. На этом, собственно, и построены все попытки классифицировать болезни.

Ганеман не только открыл, что каждое гомеопатическое лекарство действует на организм так же, как и болезнь, строго выборочно, он доказал, что если гомеопатическое лекарство выбрано правильно, то оно действует именно на те органы и участки, которые поражены. То есть реагировать на лекарство начнет прежде всего больное место.

Как пишет один из столпов гомеопатии Дж. Кент, "самые сильные ухудшения мы наблюдаем в тех случаях, когда уже имеются патологические изменения в органах и тканях". Если улучшение состояния больного от приема гомеопатического лекарства произошло вообще без предварительного ухудшения, это значит, что "нет ни органической патологии, ни тенденции к ней. Хроническое заболевание неглубокое, касается более функции нервов, нежели состояния тканей".


Современная академическая медицина при всех ее очевидных и безусловных успехах, к сожалению, до сих пор не имеет единой общей теории. В древности каждый врач-целитель просто обязан был быть философом. Таковыми были Гиппократ и Абу Али ибн Сина (Авиценна) Парацельс и Аристотель и многие известные вам имена из истории медицины. Мировоззренческие, морально-этические ценности были краеугольным камнем их практической врачебной деятельности. Отцом нашей, западной, медицины мы почитаем Гиппократа, хотя более правильным с исторической точки зрения было бы упомянуть Гермеса Трисмегиста. Возможно, тогда и не было бы сегодняшнего пробела в теории.


Современная фармакология тоже грешит забывчивостью, она чрезмерно увлеклась химией (вспомним Ломоносовское «Широко простирает руки химия в дела человеческие …»), предала забвению свои истоки — алхимию! Великий путаник — «Князь мира сего» Сатана — и тут постарался. Не надо забывать, уважаемые коллеги, что даже основоположник классической механики — сэр Исаак Ньютон — был, прежде всего, именно алхимиком! Ни для кого не секрет, что, пользуясь услугами мощных современных антибиотиков и «спасая» пациента в экстремальной ситуации, мы нередко ослабляем его собственные защитные силы — иммунитет! Хвост вытащим, а ноги-то вязнут! Назначая гормональные и ферментные препараты, мы ослабляем выработку собственных.


Одним словом, подавляющее большинство назначаемых лекарственных средств носит заместительный характер. В ургентной, т. е. неотложной, терапии это, может быть, и оправданно, но для реабилитации, увы, никак.


Академическая, т. е. наша, привычная, «западная» медицина аллопатична (allos — другой, чужой, pathos — болезнь) что означает «лечить противоположным». Врачи академической школы назначают лекарства, не имеющие никакого сходства с болезнью, и довольствуются, тем что их препарат «гасит» патологический симптом или синдром.

В основе их деятельности доминирует принцип «Contraria contrarus curentur» (Противоположное лечу противоположным). Египетский Бог мудрости Тот, он же греческий Гермес и римский Меркурий, сформулировал закон аналогий, который у нас часто узко и упрощенно трактуется: » То, что сверху, то и снизу. То, что снаружи, то и внутри». Но даже в этой упрощенной трактовке кроются основы того, что мы называем гомеопатией.


Гомеопатия — слово греческое, образовано из двух слов: Homoios — подобный, схожий, аналогичный и pathos — болезнь.


Принцип выбора лекарства по сходству (т. е. аналогии) с болезнью принадлежит Гермесу Трисмегисту (т. е. Трижды Величайшему). А у Гиппократа находим лишь перефраз: «У одного и того же больного могут с успехом применяться многие лекарства, из которых некоторые имеют сходство с болезнью, а другие противоположны ей».


Восточная медицина, имеется в виду прежде всего Даосская (китайская народная) фитотерапия и индийская аюрведическая терапия, используют очень много ингредиентов в своих лекарственных средствах. Но по всей сути их терапия — гомеопатичная, лекарства часто создают особый тренирующий режим для больных органов или функциональных систем, результатом которого является повышение их защитных сил и более полное выздоровление, нежели наше западное авральное «лечение». Хотя слова такого, как гомеопатия Дальний Восток не знал и не употреблял, но философско-мировоззренческий подход его к лечению эзотерический, т. е. герметичный (гомеопатичный).


История накладывает свой неизгладимый отпечаток и на медицину. В борьбе со всем «языческим» западный мир уничтожал прекрасное — античное, красивое и гармоничное. Мракобесие католическое — это костры инквизиции, исламское — это сожженная Александрийская библиотека, мало что мы знаем о Египте.


Во времена Ганемана довольно распространена была перемежающаяся лихорадка — то, что сейчас называем малярией. Для ее лечения использовали кору хинного дерева. Так вот Ганеман переводил с английского на немецкий книгу Эдинбургского профессора Куллена, посвященную лекарствоведению, и его внимание привлекло описание действия хины на себе, и он с удивлением обнаружил, что прием порошка хины вызывает резкое повышение температуры тела и все симптомы перемежающейся лихорадки. Надобно заметить, что симптомы эти он знал не понаслышке и не по книжке, — Ганеман сам перенес ранее малярию. Он повторил опыт на себе, своих знакомых-добровольцах и получил аналогичный результат.


С. Ганеман пришел к очень важному выводу: хина не только излечивает малярию, но способна также вызывать большинство ее симптомов у здорового человека. Обнаруженное сходство симптомов болезни с симптомами интоксикации лекарственным веществом явилось важнейшей предпосылкой обоснования гомеопатии. «Самое трудное, наблюдая природу, усмотреть закон там, где он таится от нас, и не позволить сбить себя с толку явлениям, которые не угодны нашим чувствам. Ибо в природе многое им противоречит, и, тем не менее, это — истина». И.П. Эккерман «Разговоры с Гете».


Сравним китайское Даосское — на востоке бытует поговорка «Все в природе является лекарством и ядом, а лекарство от яда отличаются лишь дозой». (Очень схоже, не правда ли?)


Будучи по природе своей не только любознательным, но и человеком высокого долга, С. Ганеман изучил, — проверил на себе — действие сильнейших ядов, таких, как ртуть, мышьяк, стрихнин, дигиталис и т. п.


Принятое внутрь в больших дозах «лекарство» вызывало симптомы, напоминающие клиническую картину известных заболеваний. Вещества, способные вызывать в организме здорового человека определенные болезненные явления, могут и лечить такие явления у больного. Результат зависит только от дозы. 1790-й считается годом рождения гомеопатии. Появился в нашем западном мире принцип «Similia simulibus curentur» — подобное лечу подобным. 1796 год. С. Ганеман написал научный трактат «Новый способ для исследования целительных свойств лекарств».(Более правильный перевод названия видимо следующий: «Опыт нового принципа нахождения целительных свойств лекарственных веществ с некоторыми взглядами на прежние принципы». Видимо, 1796 г. и будет более правильно считать годом рождения гомеопатии, нежели 1790-й).


Жизнь С. Ганемана была полна трудностей, скитаний и прочих житейских перипитий. Недаром он избрал девизом своей жизни латинское изречение: «Sapere avdet» — решись быть мудрым.


Артур Шопенгауэр как-то написал, что великие гении человечества У. Шекспир и В.А. Моцарт обошлись человечеству намного дешевле, чем самый захудалый профессор Германии. Видимо, действительно сытый желудок гениев не родит! Вот врагов у С. Ганемана было предостаточно, причем намного более сольвентных, чем он сам. Фармацевты просто ополчились против него. Гомеопатические препараты в условиях рынка не могут быть дорогими — они просты и сырья-то для их приготовления необходимо в количественном отношении значительно меньше, нежели обычных аллопатических лекарств. Готовить гомеопатические лекарства фармацевтам не выгодно.

С. Ганеман сам готовил лекарства для своих пациентов, но приготовление лекарств разрешалось только фармацевтам. Отсюда гонения и травля. Гетштадт, Дессау, Лейпциг — где он в университете читал лекции, пришлось покинуть. Под покровительством герцога Ангальткетенского С. Ганеман поселился в маленьком провинциальном городке Кетене. Именно здесь у него появляется широкая практика, и он пишет свои, без преувеличения, ставшие бессмертными, труды. Шесть томов за 20 лет — «Чистое лекарствоведение».


Самая знаменитая работа, «Органон врачебного искусства» — до сих пор остается настольной книгой гомеопатов всего мира, своего рода Библией. Из песни слова не выкинешь, а критика не зная даже основ предмета, характерна только для псевдокультуры, для толпы в условиях диктатуры.


Судите сами, насколько правдивы и злободневны положения «Органона»:


1. Болезнь индивидуальна, т. е. неповторима во всех своих особенностях.


2. Если очевидна причина, вызвавшая и поддерживающая болезнь, то самый предпочтительный способ — ее удалить.


3. Врачебное искусство состоит не в пассивном созерцании болезней, а в лечении … (подобное лечится подобным).


4. Старание во что бы то ни стало ликвидировать симптомы может оказаться вредным и привести к смерти… Просвещенные и добросовестные врачи должны применять врачебные приемы, не направленные на упразднение симптомов, а действующие в том же направлении, что и болезнь. Подобное лечится и излечивается подобным.


5. Лечение, осуществляемое в соответствии с принципом подобия, требует знания всех болезнетворных свойств применяемого лекарственного вещества. Для этого животные непригодны, так как они не могут информировать нас о своих ощущениях, и, кроме того, болезни животных и болезни людей имеют совершенно неодинаковые проявления.


6. Большие дозы лекарственных веществ могут оказаться для больного губительными. Они тем опаснее, чем «подобнее» лекарство.


7. Если есть четкие показания к операции, то необходимо воздержаться от лекарственного назначения. Лекарство не может подменить хирургическое лечение.


8. При каждом заболевании больному следует назначать соответствующий его состоянию гигиено-диетический режим, включающий опрятное содержание помещения, гимнастику, водные процедуры, рациональное питание.


9. Патологическая анатомия, будучи наукой о мертвых, нередко направляет мышление врача по ложному следу.


«Врачебное искусство должно быть целиком посвящено живым».


Да, в резкости и категоричности С. Ганеману не откажешь, немудрено, что у него при жизни была тьма врагов и злопыхатели остаются по сей час! Но, если вдуматься, то по сути своей, все изложенное имеет место быть, какими бы корпоративными интересами мы ни прикрывались. Более того, идеи С. Ганемана по сути — герметичная медицина — витали в воздухе того времени: современниками Ганемана были Гете и Шиллер, Лессинг, Бетховен, Кант и Гегель, Лавуазье и Берцелиус, Авогадро, Либих, Ламарк, Кюввье, братья Гумбольдт. Время было особенное — увлечение алхимией и герметизмом (многие из перечисленных были масонами). Так что судите сами, насколько «случайно» открытие Ганемана!


Основной принцип — лечение болезней веществами, которые вызывают симптомы, аналогичные самой болезни, но в настолько мельчайших дозах что они создают (модулируют) условия «тренирующего режима», а не «делают сами за организм» (принцип заместительной терапии), — получил многочисленные подтверждения.


Ртуть. Ее препараты в токсических дозах поражают организм, затрагивают многие органы и системы, но доминирует клиника, схожая с тяжелым язвенным колитом. Та же ртуть, данная пациенту на уровне отдельных молекул, атомов, а то и информационных отпечатков от них (именно таковыми часто бывают дозы действующего лекарственного вещества в гомеопатических препаратах) очень благоприятно действует при дезинтериеподобных колитах.


Мышьяк вызывает холероподобный понос, в гомеопатии, его с успехом используют для лечения диареи независимо от ее этиологии.


В академической медицине камфора известна как кардиотропный препарат: 2-3 мг под кожу — сердечные сокращения учащаются и углубляются, характерно возбуждающее действие на нервную систему. А в гомеопатии камфора рубини — успокаивающее, транквилизирующее!


Сера. При длительном контакте с нею, т. е. в больших дозах, возникают тяжелейшие дерматиты. В гомеопатии препаратами серы как раз дерматиты и лечат.


Йод. Известно, что он вызывает ожог слизистой трахеи, бронхов, нарушение сурфактанта, легочных альвеол. В малых дозах йод с успехом применяют теперь не только в гомеопатии. Он стимулирует образование мокроты, улучшает дренажную функцию легких, а это необходимо для лечения многих легочных заболеваний независмо от возбудителя. Препарат под названием «шпанские мушки» (Secalecornutum) в токсических дозах вызывает воспаление мочевого пузыря, в малых как раз циститы, уретриты им и лечат.


Сильнейший яд спорынья. Отравление им приводит к летальному исходу, но перед смертью у человека наблюдаются спазмы сосудов — до гангрены и т. п. Так вот этой самой спорыньей (секале корнутум) лечат то, что в нашей «обычной» медицине «лечат» хирурги ампутацией, т.е. облитерирующий эндартериит и атеросклероз.


Укус пчелы вызывает местную воспалительную реакцию отек, препарат из пчел (апис меллифика) в гомеопатии устраняет воспалительный отек. Холестерин известен как фактор атеросклероза, а в гомеопатии его успешно применяют как противосклеротическое средство.


Гепарин препятствует свертыванию крови, но в малых дозах даже в академической физиотерапии им лечат парадонтоз, т. е. кровоточивость десен (методика электрофореза гепарина на десны).


Иммунология по своей сути тоже гомеопатия. Так, для профилактики заболевания мы вводим вакцину, для лечения — сыворотку — не что иное как ослабленный штамм или очень малое количество микроорганизмов — возбудителей заболевания которое мы предупреждаем (иммунитет) либо лечим. Интересная деталь, тоже «случайное» совпадение — оспопрививание Э.Дженнер открыл в 1798 году, то есть в годы рождения гомеопатии!!!


В аллергологии есть способ лечения — специфическая гипосенсибилизация, например больной не переносит молоко.


Так его молоком и лечат, но в разведении 1:1000. Что это, как не гомеопатия!!!


Ну и наконец банальный житейский пример: похмелье — алкогольная абстиненция, суть «страдания» в ацидозе — избытке кислых продуктов метаболизма. Академическая медицина предлагает щелочи (соду), но американцы например пьют с похмелья кислый апельсиновый сок. Наш народ, великомудрый в этих вопросах, тоже предпочитает принцип подобия — употребляет тот же алкоголь, но в меньших дозах, либо кислый огуречный рассол — классическое гомеопатическое средство ацидум сульфурикум в разведении 1:1000.


Подробные описания «лекарственных патогенезов» содержатся в разделе, именуемом «Materia medika», второй раздел гомеопатии — методика выбора из ее арсенала лекарства для конкретного больного составляет содержание повседневной работы врача — носит название «Repertorium». Это квинтэссенция гомеопатической системы (употребляя алхимические термины) — ядро.