Психофизиологическая концепция рефлекса. Развитие рефлекторной теории

Эволюционный подход к исследованию высшей нервной деятельности

Анатомическая концепция рефлекса.

Механическая концепция рефлекса.

Развитие рефлекторной теории.

Это учение Рене Декарта (1596-1650 гг). Он представлял нервные процессы по образцу системы кровообращения, используя существовавшие в то время принципы оптики и механики. Под рефлексом Декарт понимал движение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. Важным в его теории является выработка понятия о стимуле, необходимом для приведения в действие механизмов человеческого тела, т.е. он пытался объяснить рефлекс с материалистических позиций, однако способность мыслить и чувствовать он приписывал не мозгу, а душе (у него они существовали отдельно).

Биологическая концепция рефлекса: Это учение чешского ученого Йиржи Прохазка (1749-1820 гг), он ввел в науку термин «рефлекс» и описание рефлекторной дуги. «Внешние впечатления, возникающие в чувствительных нервах, распространяются по ним, отражаются на двигательные и по ним направляются к мышцам. Ответная рефлекторная реакция всегда проявляется в размерах соответственно силе приложенного стимула». Структуру рефлекса и назначение его рассматривал с биологической точки зрения. Принцип рефлекса распространял и на психическую деятельность.

В XIX веке тщательно изучалось анатомическое строение нервной системы. Английский врач Чарльз Белл (1774-1842) опытным путем выявил, что при перерезке передних корешков спинномозговых нервов наблюдается рефлекторный ответ: сокращение мышц спины. К таким же выводам пришел французский физиолог Ф. Мажанди (1783-1855 гг). Эти ученые сформулировали закон Белла-Мажанди: переход нервного возбуждения осуществляется по афферентным нервам через спинной мозг на эфферентные нервы. Английский врач Маршал Холл ввел термин «рефлекторная дуга». М. Холл и И. Мюллер считали, что рефлекторный механизм свойственен только спинному мозгу.

Ч. Дарвин в «Происхождении видов путем естественного отбора» (1859) сформулировал принцип эволюции живых организмов: «движущая сила развития организмов лежит в приспособительных взаимоотношениях с окружающей средой». Следовательно, основной причиной эволюции поведения является адаптация к условиям среды. Дарвин четко выделил рассудочную деятельность в качестве одной из основных составляющих сложных форм поведения животных. Учение Дарвина явилось предпосылкой для создания учения И.М. Сеченова.

Сеченов И.М. (1829-1905 гг.). Важнейший его труд – «Рефлексы головного мозга» (1863). Выделил два вида рефлексов – врожденные и приобретённые. Материальные процессы мозговой деятельности являются первичными, а психические – вторичными. Сознание является отражением реальной действительности, прогресс психики связан с усовершенствованием мозга в процессе эволюции у животных. Все акты сознательной и бессознательной жизни по своему происхождению – это рефлексы, однако не отождествлял психических явлений с рефлексами. Поведенческие реакции осуществляются через ЦНС, по типу рефлекторных реакций. Он внедрил эволюционный принцип в физиологию, однако взгляды Сеченова были только теоретическими. Среди главных заслуг этого ученого было открытие процесса торможения, существующего в нервной системе наряду с возбуждением, без которого невозможно представить осуществление центральной нервной системой интегративных функций. Получил международное признание при открытии центрального торможения. Он впервые открыл, что торможение – не пассивный, а активный процесс.


В центре научных интересов знаменитого русского ученого В.М. Бехтерева (1857-1928) стояла проблема человека. Крупнейший вклад в науку составили его труды по анатомии мозга и невропатологии. Он ввел понятие сочетательного , т.е. фактически условного рефлекса как приобретенного свойства нервной системы, а также представление о сложных органических рефлексах, т.е. инстинктах, механизм которых он также считал чисто рефлекторным. Бехтерев полагал, что источником знания о поведении и работе мозга человека и животного являются объективное наблюдение и эксперимент, а не субъективный анализ поведения. В 1926 г. вышла книга «Основы рефлексологии человека», в которой была отражена созданная Бехтеревым комплексная теория, получившая название «рефлексологии».

В статье поговорим об основателе рефлекторной теории. Принято считать, что её создателями являются сразу несколько человек, но это совсем не так. Дело в том, что определённую лепту вносили многие ученые, но мы сегодня рассмотрим конкретный вклад Рене Декарта. Также подробно узнаем о положениях его теории и познакомимся с биографией самого ученого.

Немного о теме

Имя Рене Декарта связывают с очень важным и сложным периодом развития психологической науки. Изложения ученого послужили созданию новой концепции, которая позволила по-иному посмотреть на мир психологических проблем. Психика стала рассматриваться как внутренний мир человека, который полностью поддается самонаблюдению, однако при этом является абсолютно самостоятельной субстанцией, отдельной от внешнего мира.

Суть всего учения Декарта состоит как раз в том, чтобы доказать полную противоположность понятий материального и духовного миров. Ученый ввел в обиход понятие рефлекса, не называя его, и этим дал толчок тому, что люди и животные стали рассматриваться с естественно-научной и психологической стороны, с учетом их взаимосвязи.

Об авторе

А теперь узнаем немного об основателе рефлекторной теории. Декарт появился на свет в 1596 году во Франции. От родителей он получил небольшое, но все же существенное состояние, которое позволило ему не беспокоится о своём пропитании и полностью посвятить себя наукам. В иезуитском колледже он получил достойное гуманитарное и математическое образование. Позже отлично проявил себя при изучении психологии, философии и физики.

Из-за слабого здоровья директор колледжа разрешил молодому человеку пропускать утренние службы. Благодаря этому у учёного выработалась привычка, которую он сохранил на всю жизнь - оставаться в постели почти до полудня. При этом утренние часы для мыслителя были наиболее продуктивными.

После обучения

После того, как Рене Декарт закончил свое обучение, он поспешил в Париж, где поддался развлечениям юности. Однако вся эта поверхностная суета очень быстро утомила молодого человека, мысли которого уходили очень далеко от настоящего дня. Именно поэтому очень скоро он стал вести более уединенный и спокойный образ жизни, чтобы посвящать свободное время изучению математики.

В 21 год стал солдатом и несколько лет провел на передовых в Венгрии, Голландии и Баварии. Он научился обращаться с оружием и возмужал, стал немного авантюристом. Парень очень любил посещать разные балы и забавлялся азартными играми. Ему невероятно везло во многом из-за того, что он был отличным математиком. Вскоре Рене Декарт встретил любимую женщину, которая родила ему прекрасную дочь. По непонятным причинам в 5 летнем возрасте малышка погибла, и это сильно потрясло Декарта. После этого он всегда говорил, что смерть дочери была самым трагическим событием в его жизни.

Надо сказать, что развитие рефлекторной теории напрямую было связано с событиями из жизни самого ученого. Практически всё, о чём он говорил, так или иначе, находило проявление в его собственной жизни. Его всегда интересовало, как можно на практике применить все теоретические познания, поэтому он не унывал и регулярно проводил самые разнообразные опыты.

Известно, что мужчина пытался найти способ, чтобы предотвратить поседение волос. Также занимался опытами с креслом-качалкой. Позже основатель рефлекторной теории рассказывал о своем сне, который стал для него настоящим откровением. Это произошло во время его службы в армии. Он находился в большом баварском доме, который отапливался мощной печью. Мужчина задремал, ему привиделся удивительный сон. Он якобы увидел духа истины, обвиняющего его в лености. Дух сказал, что жизненная задача ученого в том, чтобы доказать принципы математики и их полезность при изучении природы. Таким образом, Декарту предполагалась серьёзная миссия.

Посвящение себя одному делу

После этого сна ученый дослужил какое-то время и вернулся в Париж, но молодежная жизнь ему снова надоела, и он решил уединиться для занятий математикой. Рене продал имение своего отца и приобрёл небольшой домик в Голландии. Кстати, всего за 20 лет Декарт сменил порядка 24 домов, а всё из-за того, что он стремился к полному одиночеству. При этом он побывал в 13 городах, а свой адрес проживания тщательно скрывал от самых близких друзей, с которыми регулярно переписывался.

Он ужасно не любил нежданных гостей и бестолковые посиделки. При покупке нового дома всегда учитывал два основных момента - чтобы рядом был католический собор, и чтобы поблизости был расположен университет.

Декарт: рефлекторная теория

Теория рефлексов стала важнейшим открытием XVII века. Впервые понятие о рефлексе стало встречаться в трудах Декарта о физике. Оно было необходимо для того, чтобы полностью завершить картину механистического мира, созданную ученым. И всё, чего в ней не хватало, - это особенностей поведения живых существ. При этом надо учитывать общий фон событий, на котором и произошло открытие Декарта. В это время организм и его функции стали рассматриваться под новым углом, что постепенно привело к полнейшему перевороту в исследовании анатомо-физиологической природы человека. Окончательный удар базовым средневековым понятиям о сущности и форме нанесло открытие кровообращение Гарвея. Именно поэтому стоит понимать основные принципы рефлекторной теории Декарта как общего продукта того времени, который зрел в наиболее подходящих условиях. При этом из-за нехватки знаний о деятельности центральной нервной системы, рефлекторная теории всё же не имела под собой такой базовой научной основы, как теория кровообращения.

Многие сравнивают эти два открытия, и надо сказать, что вклад Декарта куда значительнее, так как он касался не какой-либо функции организма, а самого процесса взаимодействия живых существ между собой.

Красивая метафора

Свое открытие основатель рефлекторной теории сделал именно благодаря вышеупомянутому открытию Гарвея. Дело в том, что взаимодействие живых существ Декарт представлял в виде реакции нервных «машин» друг на друга. Он создал такую ассоциацию нервной системы, которая походила на кровеносную систему.

Сердце представляло собой мозг, от которого отходят различные «трубки», то есть кровеносные сосуды. Ими передаются нервные импульсы, которые и предоставляют человеку информацию внешнего мира. При этом по движению крови в сосудах, то есть по передаче нервного импульса к нервной системе, можно судить о живом существе и многих его особенностях.

Импульсы Декарт называл «животными духами» - очень старинным и мистическим термином, который на самом деле означал ни что иное, как мельчайшие частицы, которые быстро перемещаются в организме человека.

Основные положения

Изучение рефлексов привело ученого к тому, что он сумел сформировать некоторые базовые принципы. Во-первых, нужно отметить, что рефлекс по Декарту - это акт нервной системы. При этом надо четко понимать, что сам термин «рефлекс» ученый не использовал, но зато он невероятно чётко его обрисовал, а последователям оставалось лишь придумать подходящее слово, что они и сделали. Во-вторых, деятельность животных мужчина всё же считал машинообразной, тогда как деятельность человека представлялась в виде огромного количество актов нервной системы, то есть полного набора определённых рефлексов. Чтобы четче объяснить свои мысли, Рене сравнивал нервный процесс с тепловыми и световыми явлениями, а ведь такие сравнения встречались с самых древних времен.

Рефлекторная теория и физиология оказались очень связаны, ведь знание о душе и её свойствах, как позже стало понятно, во многом опиралось на новые открытие физики, особенно в области оптики. Исследования Ибн аль-Хайсама и Р. Бэкона показали, насколько сфера ощущений зависит не только от души, но и от законов физики. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что основатель рефлекторной теории создавал своё открытие на основе современных знаний о физике и механике. Обособленное понимание души исчезло, но появилось четкое понимание его неотделимости от физиологии.

Первой причиной двигательного акта Декарт считал определённый нервный импульс, причина которого лежит вне его самого. Таким образом, тело получает сигнал от внешнего мира, который передаётся по нервным волокнам в мозг. При этом ученый не отрицал диспозиции органов и даже признавал её базовой необходимостью.

Несмотря на то, что признавалась фиксируемая системы нервов и мышц, всё же она была подвержена изменениям. Декарт считал, что с каждым новым импульсом нервные «нити» не приобретают свою старую форму, а растягиваются и меняют свою конфигурацию.

А что после?

Последователи Декарта, исследующие примеры условных рефлексов, уже не сомневались в том, что объяснять деятельность души, то есть нервной системы, понятиями каких-то невидимых сил, также бессмысленно, как объяснять работу механических сил действием сверхсил.

Рене сформировал методологическое правило, которое заключается в том, что то, что человек испытывает, применимо только к нему самому и непосредственно к его телу. Это означает, что каждый может чувствовать и видеть всю картину мира по-своему, и во многом она опирается на физиологию, то есть на то, каким образом происходит передача и трактовка импульсов нервной системой.

Условные рефлексы, примеры которых всё помнят ещё школы, ни что иное как индивидуальный и приобретённый со временем базовый набор самого человека, то есть он не применим к другим людям и их модели мира. А условные рефлексы - это чистая физиология, которая при этом оказывает решающие влияние на нервную систему.

Моделирование поведения

Придя к своим выводам, ученый понял, что поведением человека можно управлять, его можно моделировать. Созданию рефлексов поддаются почти все системы организма. Декарт выделил, что только речь и интеллект могут не поддаваться моделированию. Таким образом, исследователь попытался объяснить процесс обучаемости, поэтому его считают одним из предшественников ассоцианизма.

Декарт полагал, что важность этих знаний состоит в том, что они дают возможность человеку контролировать свои страсти. Ведь если можно научить этому животных, у которых есть мозг, но нет разума, то тем более этому поддаются люди, которые могут сами себя программировать и менять свои установки.

Сеченов

Ниже мы рассмотрим принципы рефлекторной теории Сеченова и Павлова. Воззрения И. Сеченов сформировались к середине прошлого века. Он изучал работу головного мозга и пришел к выводу, что нервная деятельность провоцируется не душой, а факторами внешней среды. Ученый сумел показать, что психика является не чем-то изначальным и заданным, а лишь свойством головного мозга, которое можно сознательно менять.

Иван Павлов

Взгляды И. Павлова формировались под воздействием И. Сеченова. Мужчина долгое время изучал работу головного мозга, а позже стал открывателем условных рефлексов. Деятельность мозга рассматривал как результат функциональности коры. Благодаря проведению ряда опытов над людьми и животными, сумел показать, что основа любых психических процессов - это рефлексы. Исследования ученого позволили позже создать классификацию людей по характеру, а ведь изначально это была классификация по типу деятельности нервной системы. И. Павлов выдел неуравновешенный тип, уравновешенный тип с активными нервными процессами, уравновешенный тип с малой активностью нервных процессов и слабый тип, у которого возбудительные и тормозящие процессы были одинаково слабы. Исходя из этого знания, каждый человек теперь может определить свои сильные и слабые стороны, научиться управлять своими реакциями и, таким образом, решительно поменять всю свою жизнь.

Кстати, все современные теории о привлечении Вселенной для исполнения желаний, силе позитивного мышления и т. д. основываются, как вы уже догадались, именно на рефлексах.

Однозначно ответить на вопрос о том, кто является основателем рефлекторной теории, практически невозможно. Заложил её основы, несомненно, Декарт, но дальнейшее развитие происходило благодаря ряду выдающихся ученых.

Стремительное развитие физиологии и биологии, открытия в психофизике и психофизиологии стимулировали и разработку анатомо-морфологической модели рефлекса, наполнившей достаточно умозрительные концепции Декарта и Гартли реальным содержанием.

В работах психофизиолога и врача И. Прохазки было открыто «общее чувствилище» - область головного мозга, где берут свое начало нервы, раздражении которых происходит переход от ощущения к двигательному ответу организма на внешний импульс, т.е. от чувствительных (сенсорных, центростремительных) нервов к двигательным (моторным, центробежным). Более низкие уровни иннервации поведения, о которых писал еще связаны с работой не головного, но спинного мозга, который участвует в организации элементарных форм поведения, своего рода автоматизмов, которые, однако, действуют не чисто механически, а соответственно биологической потребности организма.

Изучение рефлекторной системы было продолжено в работах английского анатома и физиолога Ч. Белла и французского ученого Ф. Мажанди, которые выделили волокна, идущие от корешков через спинной мозг к волокнам, приводящим в действие мышечный аппарат. Тем самым определялась модель рефлекса как своего рода автомата, состоящего из трех блоков: центростремительного, центрального и центробежного. Эта анатомо-морфологическая модель работы центральной нервной системы была названа «закон Белла -Мажанди». В этом законе описывается закономерность распределения нервных волокон в корешках спинного мозга: чувствительные волокна вступают в спинной мозг в составе задних корешков, а двигательные входят в составе передних.

Исследования И.М. Сеченова систематизировали прежние концепции, преобразовав рефлекторную систему в соответствии с экспериментальными данными физиологии. В структуре анализатора им было выделено три части - центростремительная, т.е. воспринимающий рецептор, центральная часть, перерабатывающая информацию, и центробежная, передающая сигналы к мышце. Важным моментом для современного понимания рефлекса имеет выдвинутая Сеченовым образа - сигнала, не только «запускающего» рефлекс, но и регулирующего его течение. Иными словами, не внешний стимул, но его отражение в органе чувств является сигналом, запускающим рефлекторный акт. При этом сигнал (т.е. образ предмета или ситуации), позволяющий различать свойства объектов внешней среды, направляет и корректирует течение рефлекса, оптимизируя его ход.

В центральной части выделяются несколько центров переработки информации, главными из которых являются: центр торможения (волевой регуляции), хранения информации (память), предуведомления (мышление) и усиления сигнала (эмоции).

Выдвинув принцип «согласования движения с чувствованием», Сеченов принципиально пересмотрел роль мышечньгх усилий в рефлекторном акте. Его идея о том, что мышечное чувство содержит систему сигналов о пространственно-временных параметрах внешнего мира, была доказана значительным количеством работ современных психологов и физиологов. Таким образом, мышца является не только органом движения, но и органом познания, так как предметные действия являются внешними аналогами некоторых мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации и т.д.), помогая становлению внутренних, собственно умственных операций.

Мысли Сеченова об обратной связи (т.е. сигналов от мышцы к органам чувств), для саморегуляции поведения, были развиты Н.А. Бернштейном, изучавшим механизмы построения движения.

Бернштейн показал, что автоматическое выполнение мышцами команд, посылаемых нервными центрами, не может лежать в основе сложного движения, так как в процессе выполнения оно непрерывно корректируется. Это происходит благодаря тому, что между мышцей и центром существует циклическая связь. Из центров заранее поступают на периферию сигналы (Бернштейн назвал их сенсорными коррекциями), которые отражают, соответственно изменяющейся ситуации, итоговый результат.

То есть организм, работая, решает двигательную задачу. При этом существует пять различных уровней построения движения. На каждом уровне имеются свои, говоря его языком, «афферентные синтезы». Это значит, что в нервных центрах как бы закодирована информация, которая заранее несет сведения о внешнем мире, в пространстве которого предстоит произвести тот или иной класс движений - «опережающее отражение». Благодаря этому организм способен предвосхищать, прогнозировать условия, в которых ему придется действовать в будущем, а не только хранить сведения о прошлом и отвечать на стимулы, влияющие на его нервные в данный момент.

Организм сталкивается с миром, уже имея запас проектов возможных движений. В создании этих проектов проявляется активность организма, способность к творчеству, к созиданию нового, к построению, как писал Бернштейн, образца «потребного результата». Так была окончательно сформулирована модель рефлекса, при этом важнейшей причиной активности выступило не прямое действие раздражителя на органы его восприятия, а заготовка модели возможного будущего действия.

Кроме структуры рефлекторного акта ученых интересовали и способы его трансформации, изменения под влиянием обучения и воспитания. Большое значение для психологических следований этой проблемы имели работы И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

Изучив закономерности динамики нервных процессов (торможения, иррадиации, концентрации и др.), которые обусловливают внешние проявления поведения, учеными было выделено два уровня рефлекторного поведения - безусловные (простые) и условные (или сочетательные) рефлексы. Имея биологическую основу, условный рефлекс образуется на основе врожденного, безусловного (определенной потребности, например, в пище, в защите от вредных воздействий и др.), причем организм постоянно учится различать, дифференцировать сигналы. Если сигнал ведет к успеху, т.е. подкрепляется, между ним и ответным действием организма образуется связь, которая при повторении становится все более прочной. Так возникает и закрепляется условный рефлекс.

Большое значение имел и открытый Павловым ориентировочный рефлекс, или, как он его называл, рефлекс «Что такое?». Он заключается в том, что организм как бы непрерывно задает этот вопрос окружающему миру, стремясь выяснить значение ситуации, в которой он оказался, и наилучшим образом «вычислить» то, что представляет для него наибольшую ценность. Ориентировочный рефлекс не только помогает адаптации в незнакомой среде, но и является биологической основой любой познавательной мотивации, стимулируя интерес к незнакомым, новым стимулам.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев доказал, что гибкость и пластичность нервной системы дает возможность изменять в нужном направлении рефлексы любой степени сложности. То есть в поведении живых существ наследуемые рефлексы играют минимальную роль, ведущая же принадлежит приобретенным, условным.

Итак, первым сформулировал рефлекторную теорию Сеченов. Основные ее положения следующие:

Рефлекс - это своеобразная универсальная форма взаимодействия организма и среды, опирающаяся на эволюционную биологию. Сеченов выделял два рода рефлексов:

Постоянные, врожденные, которые осуществляются низшими отделами нервной системы ("чистые" рефлексы).

Изменчивые, приобретаемые в индивидуальной жизни, которые он считал одновременно и физиологическими, и психическими явлениями.

Деятельность нервных центров представляется как непрерывная динамика процессов возбуждения и торможения.

Центры головного мозга могут задерживать или усиливать рефлексы спинного мозга.

Сеченов вводит понятие "физиологического состояния нервного центра", которое непосредственно связано с биологическими потребностями. Состояние центра представляет собой нервный субстрат потребности.

Вводится понятие "ассоциации рефлексов", которое лежит в основе обучения человека и животных.

Однако у Сеченова не хватало экспериментальных подтверждений своих "гениальных догадок". Экспериментально подтвердил и дополнил идеи Сеченова Павлов. Он подкрепил идеи Сеченова научной концепцией условного рефлекса, ввел ее в строгие рамки лабораторного опыта. Можно выделить следующие наиболее важные достижения Павловской теории:

Создан лабораторный метод объективного изучения приспособительной деятельности человека и животных (метод условных рефлексов).

Подчеркивается приспособительно-эволюционный смысл условных рефлексов для животного мира.

Предпринята попытка локализовать процесс замыкания временной связи в коре больших полушарий.

Констатировал наличие в коре б.п. процесса торможения.

Четко сформулировано учение об анализаторах (3 блока в строении любой сенсорной системы).

Сформулировал представление о коре как о мозаике из процессов возбуждения и торможения.

В конце своей жизни выдвинул принцип системности работы головного мозга.

Итак, основные принципы рефлекторной теории Павлова-Сеченова следующие:

Принцип детерминизма (причинности). Этот принцип означает, что любая рефлекторная реакция причинно обусловлена, то есть нет действия без причины. Всякая деятельность организма, каждый акт нервной деятельности вызван определенным воздействием из внешней или внутренней среды.

Принцип структурности. Согласно этому принципу каждая рефлекторная реакция осуществляется при помощи определенных структур мозга. В мозге нет процессов, которые не имели бы материальной основы. Каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к какой-либо структуре.

Принцип анализа и синтеза раздражителей. Нервная система постоянно анализирует (различает) с помощью рецепторов все действующие на организм внешние и внутренние раздражители, и на основе этого анализа формирует целостную ответную реакцию - синтез. В мозге эти процессы анализа и синтеза происходят непрерывно и постоянно. В результате организм извлекает из среды нужную для себя информацию, перерабатывает ее, фиксирует в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями.

Еще одним важным понятием в физиологии ВНД является понятие нервизма - это концепция, признающая ведущую роль нервной системы в регуляции функций всех органов и тканей организма. Большой вклад в развитие концепции нервизма внесли И.М. Сеченов и особенно Боткин С.П. (1832-1889). Боткин рассматривал различные заболевания как следствия нарушений нормальной нервной регуляции (клинический нервизм).

Введение

Взаимодействие человека с действительностью осуществляется посредством нервной системы.

У человека нервная система состоит из трех отделов: центральной, периферической и вегетативной нервных систем. Нервная система функционирует как единая и целостная система.

Сложная, саморегулирующая деятельность нервной системы человека осуществляется благодаря рефлекторной природе этой деятельности.

В данной работе будет раскрыто понятие «рефлекс», его роль и значение в организме.

Рефлекторная теория и ее основные принципы

Положения рефлекторной теории, разработанные И. М. Сеченовым. И. П. Павловым и развитые Н. Е. Введенским. А. А. Ухтомским. В. М. Бехтеревым, П. К. Анохиным и другими физиологами, являются научно-теоретической основой советской физиологии и психологии. Эти положения находят свое творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов.

Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах:

1) принципе материалистического детерминизма;

2) принципе структурности;

3) принципе анализа и синтеза.

Принцип материалистического детерминизма означает, что каждый нервный процесс в головном мозге обусловливается (вызывается) действием определенных раздражителей.

Принцип структурности заключается в том, что различия функций разных отделов нервной системы зависят от особенностей их строения, а изменение строения отделов нервной системы в процессе развития обусловливается изменением функций. Так, у животных, которые не имеют головного мозга, высшая нервная деятельность отличается значительно большей примитивностью по сравнению с высшей нервной деятельностью животных, у которых есть головной мозг. У человека в ходе исторического развития головной мозг достиг особенно сложного строения и совершенства, что связано с его трудовой деятельностью и общественными условиями жизни, требующими постоянного речевого общения.

Принцип анализа и синтеза выражается в следующем. При поступлении в центральную нервную систему центростремительных импульсов в одних нейронах возникает возбуждение, в других -- торможение, т. е. происходит физиологический анализ. Результатом является различение конкретных предметов и явлений действительности и процессов, происходящих внутри организма.

Одновременно при образовании условного рефлекса устанавливается временная нервная связь (замыкание) между двумя очагами возбуждения, что физиологически выражает собой синтез. Условный рефлекс есть единство анализа и синтеза.

Рефлекс - понятие, его роль и значение в организме

Рефлексами (от латинского слота reflexus - отраженный) называют ответные реакции организма на раздражение рецепторов. В рецепторах возникают нервные импульсы, которые по чувствующим (центростремительным) нейронам поступают в центральную нервную систему. Там полученная информация обрабатывается вставочными нейронами, после чего возбуждаются двигательные (центробежные) нейроны и нервные импульсы приводят в действие исполнительные органы -- мышцы или железы. Вставочными называют нейроны, тела и отростки которых, не выходят за пределы центральной нервной системы. Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора до исполнительного органа, называется рефлекторной дугой.

Рефлекторные действия -- это целостные действия, направленные на удовлетворение определенной потребности, в пище, воде, безопасности и др. Они способствуют выживанию особи или вида в целом. Их классифицируют на пищевые, вододобывающие, оборонительные, половые, ориентировочные, гнездостроительные и др. Есть рефлексы, устанавливающие определенный порядок (иерархию) в стаде или стае, и территориальные, определяющие территорию, захваченную той или иной особью или стаей.

Различают рефлексы положительные, когда раздражитель вызывает определенную деятельность, и отрицательные, тормозные, при которых деятельность прекращается. К последним, например, относится пассивно-оборонительный рефлекс у животных, когда они замирают при появлении хищника, незнакомом звуке.

Рефлексы играют исключительную роль в поддержании постоянства внутренней среды организма, его гомеостаза. Так, например, при повышении артериального давления происходит рефлекторное замедление сердечной деятельности и расширение просвета артерий, поэтому давление снижается. При его сильном падении возникают противоположные рефлексы, усиливающие и учащающие сокращения сердца и суживающие просвет артерий, в результате давление повышается. Оно непрерывно колеблется вокруг некоторой постоянной величины, которая называется физиологической константой. Эта величина обусловлена генетически.

Известный советский физиолог П. К. Анохин показал, что действия животных и человека определяются их потребностями. Например, недостаток воды в организме сначала восполняется за счет внутренних резервов. Возникают рефлексы, задерживающие потерю воды в почках, усиливается всасывание воды из кишечника и т. д. Если это не приводит к нужному результату, в центрах головного мозга, регулирующих поступление воды, возникает возбуждение и появляется ощущение жажды. Это возбуждение вызывает целенаправленное поведение, поиск воды. Благодаря прямым связям, нервным импульсам, идущим от мозга к исполнительным органам, обеспечиваются необходимые действия (животное находит и пьет воду), а благодаря обратным связям, нервным импульсам, идущим в обратном направлении -- от периферических органов: ротовой полости и желудка -- к мозгу, информирует последний о результатах действия. Так, во время питья возбуждается центр водного насыщения, и, когда жажда удовлетворена, соответствующий центр затормаживается. Так осуществляется контролирующая функция центральной нервной системы.

Большим достижением физиологии стало открытие И. П. Павловым условных рефлексов.

Безусловные рефлексы представляют собой прирожденные, наследуемые организмом реакции на воздействия окружающей среды. Безусловные рефлексы характеризуются постоянством и не зависят от обучения и специальных условий для их возникновения. Например, на болевое раздражение организм отвечает оборонительной реакцией. Наблюдается большое многообразие безусловных рефлексов: оборонительные, пищевые, ориентировочные, половые и т. д.

Реакции, лежащие в основе безусловных рефлексов у животных, вырабатывались тысячелетиями в ходе приспособления различных видов животных к окружающей среде, в процессе борьбы за существование. Постепенно в условиях длительной эволюции безусловно-рефлекторные реакции, необходимые для удовлетворения биологических потребностей и сохранения жизнедеятельности организма, закреплялись и передавались по наследству, а те из безусловно-рефлекторных реакций, которые утрачивали свою ценность для жизни организма, теряли свою целесообразность, наоборот, исчезали, не восстанавливаясь.

Под влиянием постоянного изменения окружающей среды потребовались более прочные и совершенные формы реагирования животных, обеспечивающие приспособление организма к изменившимся условиям жизни. В процессе индивидуального развития у высокоорганизованных животных образуется особый вид рефлексов, которые И. П. Павлов назвал условными.

Условные рефлексы, приобретенные организмом при жизни, обеспечивают соответствующую реакцию живого организма на изменения в окружающей среде и на этой основе уравновешивание организма со средой. В отличие от безусловных рефлексов, которые обычно осуществляются низшими отделами центральной нервной системы (спинным, продолговатым мозгом, подкорковыми узлами), условные рефлексы у высокоорганизованных животных и у человека осуществляются в основном высшим отделом центральной нервной системы (корой больших полушарий головного мозга).

Наблюдение явления «психической секреции» у собаки помогло И. П. Павлову открыть условный рефлекс. Животное, увидев на расстоянии пищу усиленно выделяло слюну еще до подачи пищи. Этот факт истолковывался по-разному. Сущность «психической секреции» объяснил И. П. Павлов. Он установил, что, во-первых, для того чтобы у собаки началось слюноотделение при виде мяса, она должна была раньше хотя бы один раз его увидеть и съесть. И, во-вторых, любой раздражитель (например, вид пищи, звонок, мигание лампочки и т. д.) способен вызвать слюноотделение при условии совпадения времени действия этого раздражителя и времени кормления. Если, например, кормлению постоянно предшествовал стук чашки, в которой находилась пища, то всегда наступил момент, когда на один только стук у собаки начинала выделяться слюна. Реакции, которые вызываются раздражителями, ранее безразличными. И. П. Павлов назвал условно-рефлекторными. Условный рефлекс, отмечал И. П. Павлов, это явление физиологическое, так как оно связано с деятельностью центральной нервной системы, и в то же время -- психологическое, поскольку представляет собой отражение в мозге конкретных свойств раздражителей из внешнего мира.

Условные рефлексы у животных в опытах И. П. Павлова чаще всего вырабатывались на основе пищевого безусловного рефлекса, когда безусловным раздражителем служила пища, а функцию условного раздражителя выполнял один из индифферентных (безразличных) но отношению к пище раздражителей (световой, звуковой и т. п.).

Различают натуральные условные раздражители, которые служат одним из признаков безусловных раздражителей (запах пищи, писк цыпленка для курицы, вызывающий у нее родительский условный рефлекс, писк мыши для кошки и др.), и искусственные условные раздражители, совершенно не связанные с безусловно-рефлекторными раздражителями (например, лампочка, на свет которой выработали у собаки слюноотделительный рефлекс, звон гонга, на который собираются лоси на кормежку, и др.). Однако любой условный рефлекс имеет сигнальное значение, и если условный раздражитель его теряет, то и условный рефлекс постепенно угасает.