Направления информатизации доу. Информатизация дошкольного образования в россии

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
При всей значимости процессов информатизации, новые технологии в ДОУ приходят с большим опозданием. Сегодня детский сад отстал от школы на много лет.
В то время, когда школы спорят об эффективности той или иной информационно-поисковой системы, внедряемой в школах, для детского сада не создана ещё ни одна специальная программа, позволяющая автоматизировать воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Как показывает анализ педагогической литературы, сложность работы по разработке систем управления ДОУ связана с многообразием используемых в детских садах программ, слабой разработкой подходов к диагностике и критериям качества образовательного пространства ДОУ.
В настоящее время в нашем детском саду большое внимание уделяется расширению материально-технической базы. На данный момент в детском саду имеются 6 компьютеров, ноутбук (есть возможность выхода в Internet), 3 принтера, мультимедийный проектор. Кроме этого, создана медиотека.
В детском саду накоплен фото и видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей, открытых занятиях. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с органами управления образования, преподавателями СарИПКиПРО, редакциями издательств методических изданий и журналов, а также участвовать в дистанционных семинарах и интернет-педсоветах.
Использование информационных технологий способствует программному обеспечению воспитательно-образовательного процесса и управленческой деятельности. В методическом кабинете создан электронный банк данных: информационная база педагогов, в которой занесены сведения о стаже работы, сроках прохождения аттестации, участия в методической работе ДОУ, участие в профессиональных конкурсах. Ведутся электронные методические папки, в которых педагоги собирают свой наработанный материал (конспекты занятий, консультаций и др.)
Ежегодно обновляется база сведений о родителях (неполные, многодетные семьи, а также семьи, находящиеся в СОП).
Использование информационных технологий позволяет по-новому организовывать и проводить формы взаимодействия с кадрами.
Для проведения педагогического педсовета «Внедрение ФГТ» была составлена презентация «Работа ДОУ в условиях перехода на ФГТ к структуре ООП дошкольного образования», которая в силу наглядности сделала более простым усвоение трудного материала.
С помощью компьютерных технологий в ДОУ осуществляется подготовка и проведение презентаций проектов, разработанных педагогами.

Кроме этого информационные технологии активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников. При проведении родительских собраний, заседания клуба «Собеседница» использование мультимедийного оборудования позволило представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.

В ДОУ педагоги используют информационно-коммуникационные технологии в организации образовательного процесса с детьми. Теперь на занятиях они могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
В связи с этим, на новый 2013 – 2014 учебный год запланированы практические индивидуальные занятия для воспитателей по повышению компьютерной грамотности педагогов в ходе которых педагоги научатся:
создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
смогут применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
владеть навыками поиска информации в Интернете;
владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
разрабатывать буклеты, открытки в программе с использованием Microsoft Office Publisher 2007.

Один из запланированных семинаров на новый учебный год предполагает представление проектов педагогов через самостоятельное составление презентации «Мой проект».
Неотъемлемой частью методической работы является мониторинг деятельности ДОУ, направленный на оценку качества образования с учетом намеченных результатов. В связи с этим немаловажное значение имеют методические рыба-диски для ДОУ, предназначенные в помощь руководству и педагогам ДОУ.
Однако, несмотря на широкое использование информационно-коммуникационных технологий в методической работе ДОУ, на настоящим момент мы столкнулись с проблемой, заключающейся в том, как рассматривать результат образовательного процесса с позиций параметров развития каждого воспитанника учреждения, оценивать результат в контексте качества усвоенных ребенком компетенций, а также добиться простоты сбора и ввода объема исходной информации (тетрадь мониторинга показателей развития ребенка дошкольного учреждения).
Вторая проблема - необходимо расширить материально-техническую базу ДОУ (ноутбук, развивающие программы для дошкольников, организация специализированных курсов для педагогов) для того, чтобы можно было значительно разнообразить организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, всесторонне развить ребенка.
Решение данных проблем будет способствовать решению ряда задач в дошкольном учреждении:
1. эффективное совершенствование единой информационной среды с целью доступа к информации участников образовательного процесса;
2. повышение информационной культуры педагогов;
3. повышение качества управленческой деятельности на основе изучения и внедрения информационных технологий;
4. автоматизация процессов мониторинга и повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
5. пополнение информационных ресурсов ДОУ: создание информационно-аналитического банка, программное обеспечение воспитательно-образовательной деятельности педагогов;
6. использованию ИКТ в образовательном процессе, мультимедийному сопровождению воспитательных мероприятий, методических совещаний и т.д.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об информатизации системы дошкольного
образования в России


Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, как позитивные, так и негативные. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (далее - НИТ), в первую очередь компьютеров.

Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. НИТ используются в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению детьми алгоритмов и информационных моделей, овладению сложными управляющими структурами.

Использование НИТ в дошкольном образовании началось с середины 80-х годов. В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно-игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х годов были paзpaбoтaны первые компьютерные программы для детей, игрушки, управляемые с помощью ЭВМ и на микропроцессорах. Начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно-игровыми комплексами. В настоящее время разработано более двухсот развивающих компьютерных игр для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Отечественные компьютерные программы, разработанные для дошкольников в рамках этих научно-исследовательских работ, имеют четкую развивающую направленность, предполагают формирование у ребенка целостных представлений, умений и интереса к решению эвристических и игровых задач.

Высокого уровня информатизации дошкольных учреждений добились такие регионы, как Самарская, Тюменская области, города Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Нижневартовск и др.

Однако в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Кроме того, требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.

Минобразование России обращает внимание на то, что НИТ, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их.

Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией дошкольного образования, является изучение влияния ЭВМ на организм, психическое состояние и развитие ребенка. В результате изучения воздействий, оказываемых компьютером на самочувствие, работоспособность и здоровье детей, был определен безопасный режим, нормирована длительность и методика организации компьютерных игр в детском саду, продуманы и разработаны соответствующие условия организации "рабочих мест" ребенка, требования к освещенности помещений, рекомендации по приобретению, установке и содержанию техники.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" в пункте 5 : "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей". Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка.

В настоящее время Минобразование России недостаточно информировано о состоянии дел по информатизации дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, не располагает имеющимся опытом по данному направлению и поэтому рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации по возможности изучить состояние этого вопроса в своем регионе и информировать Минобразование России до 15.09.2001. Желательно было бы получить информацию, содержащую следующие сведения:

- количество детских садов, использующих компьютеры:

а) для совершенствования системы управления детским садом;

б) для работы с детьми;

- компьютерные программы и системы, используемые в работе с детьми;

- компьютерные программы и системы для ДОУ, созданные в регионе;

- интересный опыт работы детских садов в данном направлении;

- как решается вопрос обслуживания компьютеров.

Первый заместитель министра
А.Ф.Киселев

Текст документа сверен по:
"Официальные документы
в образовании",
N 29, 2001 год

Одним из направлений информатизации ДОУ является информатизация как техническое оснащение ДОУ.

Несколько лет назад, когда процесс информатизации ещё только начинался, его рассматривали, как процесс оснащения ДОУ средствами новых информационных технологий (число компьютеров, подключение к Интернету и т.д.) Наличие техники выглядит как свидетельство благополучия ДОУ, его администрации, педагогического коллектива, воспитанников.

С одной стороны, это верно: без появления в образовательном учреждении технологической инфраструктуры говорить об её информатизации не приходится. Однако, сами по себе, показатели технического оснащения лишь косвенно свидетельствуют о развитии процессов информатизации. Практика показала, что не всегда сильная техническая база находила применение в образовательном процессе, а была ориентирована на решение организационных вопросов, ведение автоматизированного документооборота.

Значительным фактором компьютеризации является понимание руководителями учреждений, педагогами, родителями того, что компьютер и Интернет - это средства, которые дают эффект лишь в том случае, если они вписаны в интерьер ДОУ как инструменты. Тогда меняется содержание и организация учебно-воспитательного процесса, а также его результаты .

Современные средства информационных технологий за последние десятилетия сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации об окружающем мире. Формирование навыков использования средств сбора и цифрового сбора и цифрового ввода информации осуществимо уже для детей дошкольного возраста и становится важным элементом начального обучения.

Сбор цифровых образов окружающего мира ребенок дошкольного возраста ведет с помощью цифровой камеры. Постепенно он приобретает ИКТ-квалификацию получения качественных снимков параллельно с ИКТ-компетентностью, выражающемся в точном выборе объекта для съемки, отборе снимков в соответствии с заданной целью, выборе имен для снимков и папок, куда снимки складываются. Ребенок получает предметную компетентность в области обучения грамоте и развития речи, выражающеюся в правильном написании имен папок, умении построить свой рассказ по фотографии .

Цифровой микроскоп - микроскоп, снабженный устройством преобразования изображения в цифровой сигнал для ввода в компьютер. При этом в компьютере могут фиксироваться и изменения в изображении, например, движение микроорганизмов, возникающие снимки и видеофрагменты могут монтироваться в презентации и т.д.

Сканер является необходимым цифровым инструментом учебно-воспитательного процесса. Он позволяет свободно использовать существующие нецифровые информационные источники, в том числе изобразительные работы самих детей, найденные ими картинки и т.д.

Цифровой проектор служит мощным средством непосредственной, личной коммуникации в рамках практически любого занятия. Даже дошкольники могут успешно применить его, смонтировать созданную ими последовательность фотографий или видеоотрывков в презентацию и потом, рассказывая слушателям в группе о том, что они видят на экране. Конечно, проектор нужен и воспитателю, т.к. он существенно повышает комфортность выступления для него и усиливает наглядность, эмоциональный компонент для дошкольников.

Интерактивные белые доски позволяют педагогу включать экранную презентацию записи от руки, пометки и т.д. прямо в ходе выступления, выделять обводной на экране отдельные объекты и многое другое.

Возможность использования принтеров и копировальных устройств совместно с компьютером сомнений не вызывает. Однако в ДОУ оно имеет свою специфику. Один из аспектов такой специфики состоит в том, что многие ДОУ не могут себе позволить бесконтрольную распечатку, в силу стоимости расходов материалов. Другой аспект состоит в том, ДОУ нужны не только самые распространенные, но и менее стандартные принтеры. Цвет также оказывается не роскошью, а средством обучения и самовыражения .

Необходимым условием реализации всех перечисленных направлений является обеспечение соответствующей материально-технической базы:

Установка и техническое обслуживание компьютерного оборудования и программного обеспечения в кабинетах и группах;

Обеспечение технических условий для выхода в Интернет .

Следующее направление, которое предусматривается информатизацией ДОУ - это использование ИКТ в управленческой деятельности. Известно, если руководитель заинтересован в применении современных образовательных технологий, то в ДОУ они будут использоваться.

Сферы информатизации управления ДОУ достаточно многообразны:

Паспорт учебного заведения (общие сведения об учебном заведении, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчета ДОУ и др.);

Кадры (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, введение книги приказов по кадрам, тарификации);

· воспитанники и их родители (ведение личных дел, учет посещаемости, контроль воспитанности и обученности, психолого-педагогическое сопровождение и др.);

· расписание занятий (автоматизированное составление вариантов расписания занятий с возможностью выбора оптимального);

· библиотека (учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеке);

· медицинский кабинет (введение медицинских карт детей, медицинское сопровождение);

· бухгалтерия (учет финансовых документов, введение финансово-хозяйственной и статистической отчетности) .

Одним наиболее основным направлением информатизации ДОУ является изменение форм и методов учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Использование современных информационных в качестве инструментов учения и управлением учебно-воспитательным процессом показывает дефициты традиционных школьных практик. Функции принятия информации, ее копирования, хранения воспроизведения, как и решение задач по однажды описанному алгоритму компьютер берет на себя, оставляя за человеком выбор цели, аналитику, проектирование, задачи организации социальных условий получения и использования полученных результатов. Управление информацией и управление на основе ее квалифицированного использования становится актуальным для администрации ДОУ, педагогов и детей. Понимание смыслов деятельности, осознанный поиск сведений, постановка целей и задач, организация контактов, деловой процесс, расчет возможностей и рисков - это условия развития ДОУ и, вместе с тем, выражение качества современного образования.

Использование средств микроэлектроники для автоматического сбора, преобразования, хранения, поиска и передачи на расстояние информации любого вида становится необходимой частью культуры людей, условием социализации, качества жизни. Информационно-коммуникативные средства обеспечивают новые возможности накопления и трансляции актуальной методической информации. В органах управления образования и в ДОУ появляются условия для создания, поддержания и развития интегрированных виртуальных образовательных средств, каждый сегмент которого обеспечивается ресурсами, объединенных интересов к общему предмету педагогов, методистов, ученых, авторов проектных идей и экстернатов, работающих в разных коллективов.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства .

Эффективным механизмом повышения доступности качественного образования является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

Повышение доступности качественного образования могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, также, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях .

В течение последних лет ведется совместная работа по информатизации и компьютеризации ДОУ. Созданы федеральные образовательные порталы, большинство ДОУ оснащено компьютерами. Многие общеобразовательные учреждения имеют выход в Интернет. Все больше педагогов осваивают навыки пользователя компьютера и Интернета, проходят курсы по применению новых информационных технологий в учебном процессе и воспитательной деятельности .

Информатизация образования -- процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Еще более высокий уровень информационной культуры человека представляет информационная компетентность - компьютерная грамотность и умение вести поиск информации, использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем .

Изменение требований к качеству обучения и воспитания, обусловленное происходящими социально-экономическими процессами, и глобализацией процесса информатизации предопределяет необходимость не только пересмотра и обновления содержания обучения, но разработку новых педагогических технологий, обеспечивающих формирование и повышение уровня компетентности, ключевых компетенций, заявленных стратегией развития образования как новый тип учебно-воспитательного результата.

Основными направлениями использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:

Направление, которое применяется для изложения нового материала. В этом направлении могут использоваться демонстрационно-энциклопедические программы, компьютерные презентации.

Направление, которое имеет цель проведение опытных работ с использованием мультимедиа

Направление при закреплении изложенного материала. Это использование разнообразных обучающихся программ и лабораторных работ.

Направление, используемое для контроля и проверки. К ним относятся тестирование с оцениванием и контролирующие программы .

Информатизация ДОУ - это процесс его развития. Для его оценки надо определить, в какой мере новое состояние ДОУ отличается от его предыдущего состояния.

Опираясь на вышесказанные выше положения, можно предложить модель, в основе которой лежит несколько допущений.

· Процесс информатизации ДОУ носит дискретный характер.

· Информатизация ДОУ развивается неравномерно наряду с учебные заведениями, где этот процесс еще только начинается.

· В пространстве состояний информатизации существуют группы близких друг другу состояний.

· Деградация образовательных учреждений социально запрещена.

В публикациях, посвященных информатизации ДОУ, выделяют, как минимум, три основные задачи информатизации ДОУ:

Повышение эффективности воспитания, образования;

Развитие информационной культуры.

Развитие управление ДОУ с использованием информационных технологий.

Важнейшими целями информатизации ДОУ являются:

Повышение качества обучения;

Совершенствование научно-методической литературы;

Совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом.

В настоящее время рассматриваются следующие основные направления информатизации ДОУ:

Информатизация как техническое оснащение ДОУ;

Информатизация ДОУ как внедрение новых информационных технологий в образование и воспитания;

Информатизация управленческой деятельности ДОУ.

информатизация дошкольный компьютерный педагогический

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ.
Мультимедийные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании, хотя и они имеют преимущества перед традиционным проведением занятия. В ДОУ мультимедийные и ИКТ-технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов, презентаций . Одной из инноваций в ДОУ, появившихся в последнее время, является использование компьютеров в кружковой работе (дополнительное образование в ДОУ). Примером является кружок «Юный информатик», действующий в МДОУ д/с «Лучик» г. Балашова с 2011 года.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Применение ИКТ возможно на различных видах непосредственно образовательной деятельности не зависимо от темы, формы проведения и их содержания, а так же в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог может показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме .
В процессе организации НОД дошкольников на компьютерах улучшается их память и внимание, так как компьютер передаёт информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности .
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования.
При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды .
Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитательно-образовательной работе, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Сведения об образовательной организации

Программа информатизации

МАДОУ «Детский сад №8 «Полянка»

на 2016- 2018 г. г.

I. Введение

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня. Информатизация дошкольного уровня отечественной системы образования выступает одной из тенденций развития информационного общества. Компьютеризация, постоянно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Впервые в истории человечества поколения идей и технологий сменяются быстрее, чем поколения людей. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Признавая, что компьютер — мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации и подготовки.

Проект государственной программы по комплексной информатизации системы образования предусматривает создание единой информационной образовательной среды. Формирование компьютерной грамотности стало задачей не только школьного этапа обучения, но и дошкольного образования, как первой ступени образовательной системы. Министерство образования РФ приняло ряд программ, нацеленных на создание в обществе условий для свободного вхождения граждан в формируемую, единую информационно - образовательную среду:

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010 Пр-271;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. и др.

Опыт работы нашего ДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в практике дошкольного образования. Педагогический процесс обеспечивают: старший воспитатель, 9 воспитателей (всего - 10 педагогов).

В ДОУ имеется - 4 компьютера, 3 принтера (1 из них- цветной), 2 сканера, 3 жидкокристаллических телевизора.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. В настоящий момент все члены администрации (заведующий, старший воспитатель, главный бухгалтер, заместитель заведующего по АХЧ, педагоги) владеют компьютером и имеют его в личном пользовании, работают в таких программах как MicrosoftEcxel, MicrosoftWord.ДОУ имеет доступ к сети Internet.

Электронная почта позволила наладить связь с Управлением образования и другими образовательными учреждениями и организациями, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.

В ДОУ проводится работа по повышению квалификации педагогов в области ИКТ: в реализуется проект по обучению педагогов компьютерной грамотности. Поступающие на работу молодые педагоги уже владеют элементарной компьютерной грамотностью.

ДОУ имеет сайт, где размещается информация о жизни детей в саду, вопросы воспитания и развития детей. В рамках работы сайта родители получили возможность общаться с педагогами. Также создан сайт группы «Звёздочка» и личные сайты педагогов.

Однако, можно выделить следующие противоречия:

Между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением ДОУ;

Между широким полем возможностей использования современных ИКТ для организации образовательного процесса и уровнем компьютерной грамотности некоторых педагогических работников;

Введение федеральных государственных образовательных стандартов диктует качественное изменение образовательной среды ДОУ:

Предметная среда ДОУ (в частности групповые помещения) должна быть пополнена компьютерным, мультимедийным, цифровым оборудованием;

Всем педагогам необходимо пройти курсы по работе с различными компьютерными программами;

Должна быть создана медиа-тека для использования на обучающих занятиях с детьми;

Необходимо активнее использовать современные технологии в педагогической, образовательной деятельности.

II. Основные цели и задачи информатизации ДОУ

Цели программы:

1. Создание единой образовательной информационной среды дошкольного учреждения, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.

2. Создание и совершенствование условий для развития процессов информатизации в муниципальной системе образования, обеспечивающих реализацию государственных требований к качеству современного образования.

Задачи программы:

Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста путём формирования основ компьютерной грамотности;

Совершенствование единой информационной образовательной среды с целью обеспечения доступа к информации всех участниковобразовательного процесса;

Активное вовлечение родительской общественности в развитие информатизации дошкольного учреждения.

III. Приоритетные направления и механизмы информатизации ДОУ

Развитие процессов информатизации возможно при её целенаправленном ресурсном обеспечении, включающем все основные компоненты: кадры, информацию, финансы, материальные ресурсы, программное, организационное обеспечение.

Обучение педагогических, административных работников информационным и телекоммуникационным технологиям по использованию интернет-ресурсов и сервисов.

Распространение опыта педагогической практики посредством интернет-ресурсов, публикаций, участия в вебинарах.

Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса.

Организация и проведение конкурсов, повышающих информационную компетентность педагогических работников в области ИКТ

Источником финансирования программы являются средства местного бюджета, привлеченные источники и внебюджетные источники.

IV. Показатели развития информатизации ДОУ

В результате реализации программы информатизации ДОУ к концу 2018 года можно ожидать следующих результатов:

Обновление оснащения компьютерами всех кабинетов администрации и специалистов;

Наличие лицензий на антивирусное программное обеспечение;

Наличие персональных профессиональных сайтов у педагогов и администрации ДОУ;

Наличие программ электронного документооборота;

Повышение информационной культуры педагогов;

Наличие медиа-теки ИКТ-сопровождения комплексно-тематического планирования, компьютерных программ, развивающих игр для проведения образовательного процесса.

Данная Программа информатизации является продолжением инновационных процессов, начатых в 2015 году и связанных с созданием современной модели дошкольного образовательного учреждения. Накопленный опыт и достижения предыдущего периода стали базой дальнейшего совершенствования педагогического процесса и основой Программы информатизации.
Анализ за период 2015-2016у.г. показал, что на начальном этапе информатизации ДОУ были решены следующие задачи:

· педагоги ознакомлены с инновационными программами и технологиями;

· улучшена материальна - техническая база учреждения;

· накоплены электронные дидактические материалы по образовательным областям;

· средства ИКТ применяются для проведения педагогических советов, методических семинаров.

Реализация программы информатизации МАДОУ «Детский сад №8 «Полянка» рассчитана на период с 2016по 2018г.г. и предусматривает дваэтапа:

· первый - аналитический и практический этап (2016-2017г.г.)

· второй- заключительный этап (2017-2018г. г.)

Механизм реализации программы
(направления деятельности, этапы реализации, ожидаемые результаты, мониторинг)

Этапы реализации программы

Первый этап
2015-2016г.

Второй этап
2017-2018г.

Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса

Выявление уровня ИКТ- компетентности педагогов. Создание мотивационных, психологических, материально-технических условий.
Обучение начальным навыкам работы на ПК всех участников образовательного процесса через мастер-классы, обучающие семинары.

Обучение навыкам работы с программами MS Office и Интернет, самостоятельное создание мультимедийных продуктов. Повышение уровня владения компьютерными технологиями через КПК

Развитие ИКТ компетентности педагогов до умения системного использования мультимедийных средств обучения в образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты: наличие высокой информационной культуры всех участников образовательного процесса, готовность к самосовершенствованию и творческому росту.

Мониторинг: анализ уровня владения педагогами компьютерными технологиями и программным обеспечением (опрос, анкетирование, контрольные задания и творческие работы).

Оснащение образовательного пространства средствами ИКТ

Накопление материально-технических ресурсов.
Создание единого информационного пространства. Внедрение электронных образовательных ресурсов и мультимедийных комплексов в практику работы ДОУ.

Построение сети партнерского взаимодействия в ДОУ, на районном и региональном уровне

Ожидаемые результаты: функционирования единого образовательного пространства, обеспечение широкого доступа к информационным ресурсам

Мониторинг: анализ эффективности использования материально-технической базы ДОУ и необходимости ее дальнейшего совершенствования.

Разработка и реализация инновационных проектов

Разработка и внедрение проекта «Сайт детского сада».

Разработка и внедрение проекта «Медиатека ДОУ» (преобразование информационно-просветительского центра ДОУ).

Анализ эффективности проектной деятельности.

Ожидаемые результаты: формирование единого информационно-образовательного пространства ДОУ. Активное использование электронных ресурсов всеми участниками образовательного процесса.

Мониторинг: анализ активности использования сетевых и электронных ресурсов (опрос, анкетирование, анализ посещаемости).

Использование ИКТ для решения задач делопроизводства, бухучёта и управления ДОУ

Развитие ИКТ-компетентности руководителя, старшего воспитателя, заведующего хозяйством, делопроизводителя.

Систематизация управленческой информации, создание баз данных. Разработка нормативно-правовой базы по использованию ИКТ-ресурсов.

Построение сети партнерского взаимодействия в ДОУ, на городском и региональном уровне.
Унификация документооборота ДОУ.

Ожидаемые результаты: оптимизация трудозатрат руководителя и сотрудников, связанных с делопроизводством. Создание единой базы данных ДОУ.

Мониторинг: анализ эффективности использования автоматизации управленческой деятельности и системы делопроизводства, необходимости ее дальнейшего совершенствования.

Применение ИКТ в образовательном процессе

Изучение возможностей применения ИКТ в образовательном процессе. Освоение электронных методических и дидактических материалов, программного обеспечения.
Накопление и систематизация электронных ресурсов по образовательным областям в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Создание медиатеки. Использование интерактивных технологий в развивающем обучении дошкольников.

Анализ эффективности использования ИКТ в образовательном процессе.

Ожидаемые результаты: повышение эффективности образовательного процесса, степени удовлетворенности качеством образовательной деятельности всех участников образовательного процесса.

Мониторинг: анализ уровня готовности к школьному обучению воспитанников ДОУ, выявление уровня их ИКТ- компетентности (опрос, анкетирование родителей, педагогическая диагностика и творческие работы детей)

Заключение

Программа комплексной информатизации в дошкольном учреждении - долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм использования ИКТ в процессе воспитания и образования детей дошкольного возраста, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Перспективы дальнейшей работы ДОУ по информатизации образовательного процесса

Задачи создания современной единой информационной среды ДОУ не ограничиваются рамками данной программы. В перспективах дальнейшей работы можно выделить следующие направления:

1.Совершенствование созданной системы взаимодействия участников образовательного процесса в единой информационной среде ДОУ.

2.Использование новых технологий и программных продуктов в образовательной деятельности ДОУ.

3.Переход на качественно новый уровень предоставления образовательных услуг, организация дистанционной помощи детям с особыми потребностями здоровья и семьям с неорганизованными детьми.

4.Увеличение числа педагогических работников, повысивших квалификацию в области ИКТ-компетентности и эффективно применяющих приобретенные знания в образовательной практике.

5.Разработка и внедрение новых форм организации образовательной деятельности с использованием ИКТ.

6.Развитие информационных, исследовательских, проектных умений воспитанников на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку.

7.Увеличение количества ежедневных посетителей на сайте. Организация качественного сетевого взаимодействия.

8.Осуществление отчетности ДОУ через интерактивную систему сбора данных. Создание автоматизированных рабочих мест в ДОУ.

9.Организация взаимодействия с разработчиками детских программных комплексов. Создание и апробация новых пилотных проектов.

10.Расширение материально-технической базы ДОУ современными средствами ИКТ.