Цор единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Работы по формированию коллекции осуществляются с марта 2005 года.
Создание коллекции ведется в двух направлениях:
- создание хранилища коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);
- содержательное наполнение коллекции.
Организацией, выигравшей конкурс на создание хранилища коллекции ЦОР, является ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». В настоящее время разработаны: программное обеспечение и комплекс регламентов, обеспечивающих функционирование хранилища.
Адрес коллекции в Интернет: http://school-collection.edu.ru .
Сегодня в коллекции в открытом доступе находится около 42 тысяч цифровых образовательных ресурсов, включая:
- пробные наборы ЦОР к учебникам и учебным планам;
- ресурсы коллекции русской классической музыки;
- ресурсы коллекции зарубежной классической музыки;
- ресурсы коллекции зарубежной художественной литературы
- материалы (задачи, анимационные ресурсы, видеозаписи лекций, конспекты разработок уроков, словарь-справочник) по математике;
- интерактивные мультимедиа-ресурсы по естественным наукам;
- видеоопыты по неорганической химии;
- видеоопыты по органической химии;
- электронные издания: энциклопедия «Кругосвет», журнал «Квант», журнал «Наука и жизнь», журнал «Химия и жизнь»;
- аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии;
- ресурсы, разработанные в рамках ФЦП РЕОИС (учебные CD для общего образования и учебные CD для начального профессионального образования);
- инструменты для организации и планирования учебного процесса (программы «1С: ХроноГраф Школа 2.5» для администрирования деятельности общеобразовательного учреждения и «ХроноГраф 3.0 Мастер» для планирования и оперативного управления учебным процессом).
Коллекция формируется на основании списка потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах, который разрабатывается издательством «Просвещение», Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования и Институтом новых технологий. Помимо списков потребностей в рамках данного контракта разработан предметно-тематический рубрикатор, на основе которого осуществляется структуризация ресурсов коллекции, строится система навигации и поиска ЦОР.
В коллекции реализованы инструменты поиска ресурсов, позволяющие быстро найти различные виды материалов, которые рекомендуется использовать в определенном классе на уроках по выбранному предмету, теме.
Также реализована возможность осуществлять более точный поиск по широкому кругу параметров
Единая коллекция ЦОР будет включает следующие типы ресурсов:
- информационные источники (например, оцифрованные тексты литературных произведений, цифровые копии произведений живописи, записи музыкальных произведений, модели физических и физических опытов),
- информационные инструменты (например, текстовые графические, музыкальные редакторы, виртуальные лаборатории, интерактивные географические и исторические карты),
- регламенты и нормативные документы (например, учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений)
Ресурсы коллекции адресованы, прежде всего, учителям и учащимся. Потенциальными пользователями коллекции будут выступать и другие субъекты образовательного процесса: родители, администраторы системы образования и пр.
В качестве источников пополнения коллекции выступают:
- ресурсы, разрабатываемые и закупаемые в проекте ИСО,
- ресурсы, поступающие из других источников (РЕОИС, ФЦПРО и др.),
- ресурсы, передаваемые в коллекцию государственными организациями-правообладателями (музеями, архивами, библиотеками, фондами и пр.),
- ресурсы, разрабатываемые учителями и региональные материалы.
Одним из важнейших источников пополнения коллекции могут стать массивы ЦОР, накопленные организациями-производителями цифровых образовательных ресурсов в ходе реализации федеральной целевой программы РЕОИС и собственной коммерческой деятельности. Эти объекты позволят заложить основу предметных коллекций по всем основным предметам базисного учебного плана, поэтому НФПК проводит переговоры с организациями-разработчиками ЦОР, целью которых является достижение соглашений об их передаче в Единую коллекцию.
Сайты для учителей начальной школы
Uroki.net (Для учителей начальной школы):http://www.uroki.net/docnach.htm
В помощь учителю: http://school-ppt.3dn.ru/
Внеклассные мероприятия к любому празднику: http://schoollessons.narod.ru/
Внеклассные мероприятия: http://school-work.net/
Газета "Педсовет", газета "Последний звонок", газета "Педагогическое творчество": http://www.ped-sovet.ru/Default.aspx
Журнал "Начальная школа": http://n-shkola.ru/
Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/
Методики раннего развития: http://www.7ya.ru/articles/2.aspx
Методическая копилка учителя: http://www.zanimatika.narod.ru/index.htm
Начальная школа: учись, играй, отдыхай: http://www.nachalka.info/about/
Образовательная система "Школа-2100" http://www.school2100.ru/
Образовательная среда начальной школы: информатика, математика, музыка, развитие речи и естествознание: http://www.int-edu.ru/nachschool/soft.html
Открытый класс (Сетевое сообщество педагогов): http://www.openclass.ru/weblinks/25292
Педсовет су (педагогическое сообщество): http://www.pedsovet.su/
Презентации для учителей: http://prezentacya.my1.ru/
Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
Учительская газета: http://www.ug.ru/
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок": http://festival.1september.ru/
http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
http://www.maro.newmail.ru- Сайт Международной Ассоциации «Развивающее обучение» МАРО (система Эльконина-Давыдова)
http://www.meeme.ru - Сайт Московского центра непрерывного математического образования.
http://www.freepuzzles.com - Сайт, содержащий математические головоломки.
http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».
http://library.thinkguest.org - Сайт об оригами для детей и родителей.
http://playroom.com.ru - Детская игровая, комната.
http://historic.ru/cd/artyx.php - библиотека по искусству
http://www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование GeoMan.ru: Географическая энциклопедия
Архив учебных программ: http://rusedu.ru/
Фед.Гос.Обр. портал Стандарт: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -
"Русский медвежонок":http://www.rm.kirov.ru/index.htm
"Кенгуру" - международная олимпиада по математике: http://center.fio.ru/som/RESOURCES/KARP ... ENGURU.HTM
Познавательный портал: http://clow.ru/
Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/
Математика в начальной школе (статьи, задачник, конспекты, игры): http://annik-bgpu.km.ru/index.html
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
Цель работы заключалась в разработке научно-методических основ и концепции построения и функционирования децентрализованной системы образовательных ресурсов на базе системы хранилищ электронных образовательных ресурсов для создания единого информационного пространства с обеспечением доступа и распространения ресурсов от поставщика к потребителю.
Находится в открытом доступе с 2006 г.
- «Каталог ресурсов» является основным средством навигации, предоставляющим доступ ко всем типам учебных материалов. Позволяет быстро найти необходимый ресурс благодаря разработанной рубрикации, основными осями которой являются «Класс» и «Предмет».
- «Коллекции». Раздел содержит различные тематические и предметные коллекции. Особый интерес пользователей вызывают ресурсы, разработанные и поставленные крупнейшими хранителями культурно-исторического наследия России: ресурсы коллекций произведений русской и зарубежной классической музыки, коллекции цифровых копий шедевров русского искусства из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, а также предметов, представленных в залах экспозиции Государственного исторического музея.
- «Инструменты». Раздел предоставляет пользователю различные инструменты учебной деятельности и инструменты организации учебного процесса.
- «Электронные издания». В разделе представлены цифровые копии научно-популярных журналов «Квант», «Наука и Жизнь», «Химия и Жизнь», а также материалы энциклопедии «Кругосвет».
- «Региональные коллекции». Это система «зеркал» Единой коллекции в регионах, что дает возможность не только получить доступ к федеральным образовательным ресурсам, но и создать и разместить региональные ресурсы, тем самым обеспечить этно-культурные потребности участников образовательного процесса.
- «Новости». В разделе освещаются события, связанные с образованием и наукой в Российской Федерации, а также отражаются публикации на сайте новых учебных материалов и коллекции.
В 2013 году были разработаны программные модули, позволяющие оптимизировать взаимодействие центрального (федерального) хранилища Единой коллекции электронных образовательных ресурсов и существующих региональных узлов, предоставляющих доступ к ресурсам региональных «зеркал» хранилища. Такими подключаемыми программными модулями являются:
- репозитории,
- модули обновления,
- модули хранения электронных образовательных ресурсов,
- модули передачи электронных образовательных ресурсов.
Единая коллекция ЦОР представляет собой один из самых популярных федеральных образовательных ресурсов для общеобразовательных учреждений России.
В 2006 году был запущен портал «Еди н ая к оллек ц ия о б р азователь н ых р е сурсов » (www.school-collection.edu.ru), объединяющий ресурсы, созданные в рамках проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров.
Цель создания портала – сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к широкому набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин.
Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.
В настоящее время в хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, функционирующем на базе дата-центра ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», размещено более 110 тысяч ресурсов практически по всем школьным предметам.
В основу рубрикации ресурсов портала положен стандарт, разработанный в ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» и использующийся для рубрикации широкого спектра размещаемых в хранилище материалов. Это обеспечивает информационную интеграцию с другими компонентами Федеральной системы информационных образовательных ресурсов.
Каталог является основой рубрикации и навигации по ресурсам портала. Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов:
Коллекции – включающий предметные коллекции, тематические коллекции и коллекцию ресурсов культурно-исторического назначения. Следует отметить, что особый интерес пользователей вызывают ресурсы последней коллекции из указанных (коллекции произведений русской и зарубежной классической музыки, коллекции цифровых копий шедевров русского искусства из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа).
Инструменты – включает инструменты учебной деятельности и инструменты организации учебного процесса: учебные картографические системы, временные оси, классификаторы, предметные виртуальные лаборатории, тренажеры и т. д.
Электронные издания – включает материалы энциклопедии «Кругосвет» (статьи, подборки справочных материалов) и статьи журналов «Квант», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Школьная библиотека».
Ресурсы учителей – предназначен для размещения различных типов учебных материалов, а также методических рекомендаций по использованию ресурсов коллекции в учебном процессе, подготовленных самостоятельно учителями и переданных в редакцию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов с правом бесплатного и свободного использования этих материалов всеми участниками образовательного процесса.
Важным направлением развития Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов является создание и поддержка функционирования региональных коллекций:
комплектов ЦОР к учебникам, обеспечивающим региональную компоненту учебного плана;
региональных тематических коллекций;
ресурсов, разработанных учителями и методистами региона.
Региональные коллекции Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов созданы в следующих регионах РФ и городах: республиках Карелия, Марий Эл и Чувашия, Красноярском и Хабаровском краях, Ивановской, Новосибирской, Тверской, Челябинской и Ярославской областях, городах Новосибирск и Реутов Московской области и др.
Важным обстоятельством является то, что все цифровые образовательные ресурсы портала обеспечены лицензиями на право их использования в образовательном процессе. С целью соблюдения авторских и смежных прав доступ к ряду ресурсов возможен лишь с территории Российской Федерации.
Рисунок 1.7. Сайт «Единая коллекция ЦОР»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) была создана в период 2005-2007 гг. в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) (рис.1.7).
Целью создания Единой коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания, региональные коллекции, новости.
Одним из преимуществ Единой коллекции как образовательного Интернет-ресурса является наличие методического обеспечения по использованию ее ресурсов в образовательном процессе.
Основная часть цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции может применяться при различных методиках, педагогических технологиях, в УМК с различным бумажным компонентом, на различных стадиях процесса трансформации школы - и по современным стандартам, и в преподавании в соответствии с новыми стандартами. Все ЦОР Коллекции обеспечены лицензиями на право их использования в образовательном процессе.
В Единой коллекции представлены следующие типы ресурсов:
1. Информационные источники для системы образования:
· элементарные информационные источники (графическое изображение, текст-описание, фотоснимки);
· информационные источники простой структуры (учебный текст, тексты-объяснения);
· информационные источники сложной структуры – ИИСС (Гипертекст: в текст могут быть включены ссылки на ресурсы);
2. Информационные инструменты:
· инструменты учебной деятельности - ресурсы, предназначенные для создания, редактирования и компоновки текстовых документов, графических объектов, массивов числовых данных, звука и видео, компьютерных лабораторий.
· инструменты организации учебного процесса - ресурсы для методистов, учителей и школьных администраторов, использование которых позволит автоматизировать составление и ведение расписания, контролировать и анализировать знания учащихся и хода учебного процесса и пр., т.е. осуществлять информатизацию процесса управления образовательным учреждением;
3. Учебно-методические материалы, ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов:
· инновационные учебно-методические комплексы – ИУМК.
Демонстрационные материалы:
· плакат – иллюстрация (рис.1.8);
Рисунок 1.8. Плакат-иллюстрация
· плакат– схема (рис.1.9);
Рисунок 1.9. Плакат-схема
· интерактивная таблица (рис.1.10);
Рисунок 1.10. Интерактивная таблица
· презентации (рис.1.11);
Рисунок 1.11. Слайд презентации
· видеоролики (видеофрагменты, видеоэкскурсии, анимации) (рис.1.12);
Рисунок 1.12. Видеофрагмент
Материалы для практических занятий:
· задания-конструкторы (рис.1.13);
Рисунок 1.13. Задания-конструкторы
· задачи (рис.1.14);
Рисунок 1.14. Задачи по математике
Материалы для контроля и аттестации (рис.1.15)
Рисунок 1.15. Материалы для контроля и аттестации
На сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов в рубрике «Инновационные учебные материалы» размещено несколько информационных источников сложной структуры. Рассмотрим некоторые из них.
ИУМК «Графика плюс. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации» (ЗАО «Е-Паблиш») (рис. 1.16).
Рисунок 1.16. ИУМК «Графика плюс»
Основная цель этого ресурса – дать представление учащимся о технологиях цифрового видео, цифрового звука, 3-d моделирования, а также практические навыки обработки звука, видео и графики.
Комплекс охватывает следующие темы: основы компьютерной графики, представление цвета в компьютере, растровая графика цифровое видео, цифровой звук. В состав комплекса включено лицензионное программное обеспечение (рис. 1.17).
Рисунок 1.17. Заставка комплекса «Графика плюс
Информационный источник сложной структуры «Основы компьютерных сетей» (ЗАО «Е-Паблиш») поддерживает преподавание курса «Телекоммуникационные технологии» с помощью наборов анимированных аудиолекций, слайдов-иллюстраций, тестов и т.д.
В состав ресурса включены конструктор уроков для учителя, а также конструктор школьных сайтов (рис. 1.18).
Рисунок 1.18. Заставка ИИСС «Телекоммуникационные технологии»