Мониторинг по зож в начальной школе. Мониторинг образовательного процесса по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни" учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная груп

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Манчажская СОШ»

структурное подразделение «Детский сад села Манчаж»

Мониторинг образовательного процесса

Воспитатель:

Казначеева Н.И.

С. Манчаж

Задания к мониторингу для средней группы по программе «От рождения до школы» по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

  1. Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:

А ) Дидактическая игра «Для чего нужны человеку части тела?»

Задание:

Воспитатель просит ребенка объяснить для чего нужны:

Руки (помогают делать много разных дел…)

Ноги (помогают двигаться)

Рот (говорить, есть)

Зубы (жуют)

Язык (помогает жевать, пробует на вкус, говорить)

Кожа (чувствует)

Нос (дышит, улавливает запахи)

Уши (слышат)

Глаза (видят).

Б) Дидактическое упражнение «Продолжи предложение»

Задание:

- «Я чищу зубы – значит, у меня они будут… (крепкими и здоровыми)».

- «Если я промочу ноги, то… (я заболею)».

- «Чтобы не болеть, нужно…(закаляться, делать зарядку, кушать овощи и фрукты, принимать витамины и др.)».

  1. Уровень соблюдения элементарных правил гигиены (в ходе наблюдений):

По мере необходимости моет руки с мылом

Пользуется расческой, носовым платком

Прикрывает рот при кашле

Правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой

Полощет рот после еды

Критерии оценки:

3 балла –

2 балла –

1 балл –

по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

№/п

Фамилия, имя ребенка

Итого

Итог

Критерии оценки:

3 балла - делает все самостоятельно,

2 балла - 1 балл -

Задания к мониторингу для старшей группы по программе «От рождения до школы» по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

а) Почему нужно правильно питаться? Какие продукты являются полезными для организма, а какие вредными?

б) Как правильно двигаться? Зачем человеку нужно спать? Что способствует разрушению здоровья человека?

в) Какое значение для здоровья человека имеет ежедневная утренняя гимнастика, закаливание организма, соблюдения режима дня, личной гигиены?

д) Что нужно делать, если человек заболел?

Критерии оценки:

3 балла –

2 балла –

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

Критерии оценки:

3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.

2 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.

Мониторинг образовательного процесса

по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Группа ______________________________

Дата проведения мониторинга _______________________________

№/п

Фамилия, имя ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями

Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Итого

Итог

Критерии оценки:

3 балла - делает все самостоятельно,

2 балла - делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым, 1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

Задания к мониторингу для подготовительной группы по программе «От рождения до школы» по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

1. Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:

Беседа с детьми (индивидуально):

а) Какие органы в человеке самые главные?

б) Как правильно питаться? Сколько человеку нужно съесть? С чего нужно начинать обед и чем заканчивать? Можно ли питаться одним и тем же любимым блюдом каждый день? Почему? Для чего человеку нужна вода?

в) Нужно ли делать зарядку, заниматься спортом? Почему? Покажи свое любимое упражнение.

г) Как ты отдыхаешь в детском саду, дома? (активный отдых)

д) Зачем нужно закаляться? Как можно закаляться?

Критерии оценки:

3 балла – на все вопросы ребенок отвечает самостоятельно и правильно, понимая содержание заданных вопросов.

2 балла – на все вопросы ребенок отвечает правильно после небольшой словесной подсказки взрослого.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

2. Уровень соблюдения культурно-гигиенических навыков (в ходе наблюдений):

а) Умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем.

б) Сформированность ежедневной привычки чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном.

в) Умение правильно использовать носовой платок и расческу, следить за своим внешним видом.

г) Умение быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.

д) Правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, умеет принимать пищу аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

е) Умение обращаться с просьбой, благодарить.

Критерии оценки:

3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.

2 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.

Мониторинг образовательного процесса

по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Группа _____________________________

Дата проведения мониторинга _______________________________

№/п

Фамилия, имя ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями

Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Итого

Просветительско-воспитательная работа с учащимися должна учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить его знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать потребность применения полученных знаний на практике. Насколько хорошо организована просветительско-воспитательная работа с учащимися о здоровом образе жизни в начальной школе, поможет узнать специальный мониторинг.

В ходе обучения школьников основам здорового образа жизни педагоги используют такие активные формы, как конференции, ролевые и деловые игры, дискуссии и т.д. Самый частый недостаток - информационная перегруженность учащихся знаниями без учета того, как они будут использоваться на практике.

В образовательном учреждении полезно проводить мониторинг для определения уровня организации просветительско-воспитательной работы. В конце каждого полугодия желательно устраивать экспресс- диагностику представлений о ценности здоровья учащихся 4-х классов (приложение№1).

Можно предложить школьникам 3-4-х классов заполнить анкету для определения их отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни Заключительный этап мониторинга - определение уровня организации просветительско-воспитательной работы с учащимися в школе - проводится в конце учебного года. (Содержание данных анкет опубликовано в журнале «Управление начальной школой» за №5, 2009г., издательский дом МЦФЭР Ресурсы образования, стр.23.)

Приложение №1

Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья учащихся 4-х классов

Инструкция для педагога

Из приведенных далее десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить детям, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.

Список утверждений

1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).

2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.

3.Здровье - это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).

4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.

5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.

6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).

7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.

8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.

9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.

10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.

Анализ исследования

Номер высказывания

Суммарный балл

13 баллов : у ребенка высокий уровень ценностного отношения к здоровью (личностно ориентированный тип);

11-12 баллов : ребенок осознанно относится к своему здоровью (ресурсно-прагматический тип);

9-10 баллов : ребенок недостаточно осознанно относится к своему здоровью (адаптационно-поддерживающий тип);

4-8 баллов : у ребенка отсутствует сознательное отношение к своему здоровью как к ценности.

Примечание. Для выявления в детском коллективе преобладающего отношения к здоровью как к ценности в качестве ценностного отношения к здоровью группы учащихся рассматривается наиболее часто встречающийся вариант из числа возможных индивидуальных ответов.

«Оценка сформированности навыков здорового образа жизни в школе» (диагностика, мониторинг) за период и уч. г.


Глубокое чувство уважения, гордости и любви к человеку побудило нас затронуть эту проблему. Ведь жизнь и Человек - бесценное, уникальное явление во Вселенной. Человечество вызвало к жизни величайшие созидательные силы, оно же создало и гигантские средства разрушения, как мира, так и самого человека.




Вспоминается невеселая шутка: «Если бы людей судили за преступление против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру». Низка общая культура, слабы традиции здорового образа жизни, нет потребности, нет привычки, нет навыков - эти основы не заложены с детства.


Реформы образования происходят практически каждые лет, меняется время, меняются задачи реформирования школы, но неизменной остается проблема здоровья детей. На первом месте всегда будет охрана и укрепление здоровья школьников, создание нормальных условий для их роста и развития.


Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается маленький человек в процессе своего становления. Ребенок растет и формируется. Администрация, педагоги, психологи, врачи, родители и все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа не была фактором, вредящим его здоровью, препятствующим его полноценному развитию, а напротив, была образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей непростой жизни.


Исследования показывают, около 20% первоклассников приходит в школу с нарушениями психического здоровья пограничного характера, но уже к концу 1 класса их число увеличивается до 60-70% % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны с особенностями и трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью социального положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновению экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход. В качестве одной из важнейших характеристик здоровья нам хотелось бы остановиться и рассмотреть уровень физического развития учащегося, социально-бытовые условия, характер, регулярность и качество питания, уровень и характер двигательной активности, степень наркогенной зараженности (включая личное знакомство с курением, алкоголем и другими психоактивными веществами).


По данным опроса школьников, лишь 27% регулярно и самостоятельно выполняют утреннюю гимнастику классы – 32 % классы – 25 % классы – 3 % классы – 1%


В школеВне школы Итого% учащиеся 1-4 классов % учащиеся 5-7 классов % учащиеся 8-9 классов % учащиеся классов % Итого: % Занимаются в спортивных секциях




Традиционным является месячник «Здоровья и безопасности» с по 15.10, проведение Единого Дня профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, конкурса агитбригад и театрализованных представлений на противопожарную тематику


Проблема состояния здоровья обсуждалась и на родительских собраниях, пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек ведется в индивидуальных беседах, системе классных часов и учебных предметов, обсуждается на ШМО классных руководителей и педсоветах.



Дома постоянно возбужден, не может организовать свою деятельность, эмоциональная неустойчивость, капризы -отказывается делать уроки, ставит массу условий, отвлекается, из-за чего на домашнее задание уходит несколько часов, не помнит, что задали на дом, какие уроки завтра, самостоятельно работать не может -долго собирается в школу, не помнит расписания уроков, требуется контроль со стороны родителей -после школы вялый, сонливый или чрезмерно агрессивный, раздражительный.



Результаты опроса по анкете «Психологическая напряженность» -Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене -Мне кажется, что мои знания ничтожны -Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе -Неожиданный вопрос учителя приводит меня в замешательство -Несмотря на уверенность в знаниях, я испытываю страх перед экзаменом -Мне кажется, что я не усвою всего учебного материала -Неудачи в учебе тревожат меня -Мое состояние зависит от успешного выполнения учебных заданий -После спора или ссоры я долго не могу успокоиться -Насмешки одноклассников портят мне настроение















На основании опросов подростков и наглядных графиков можно сделать вывод, что детский алкоголизм преобладает в неблагополучных семьях, где неразвита культура общения, где алкоголь для подростков служит средством самоутверждения, времяпровождения, а также средством компенсации психических отклонения от нормы.








Наркомания, как форма проявления девиантного поведения. Любой наркотической зависимости предшествует злоупотребление различными веществами: алкоголь и курение, а также, как было сказано выше, присущая подростковому возрасту изменчивость психического состояния.


Последствиями нашего равнодушия и замалчивания к проблемам табакокурения, алкоголизма и зависимости от ПАВ станут: прогрессирующие падения активности потенциала личности ребенка, нравственно-эстетическая деградация личности, приводящая к разрушению как физического, так и психического здоровья, неудовлетворенностью жизнью, бродяжничеству, тунеядству и криминальным последствиям.


Нами взят за основу принятый на педсовете проект «Наша новая школа», в котором одной из первоочередных задач, ставится следующая: «Усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы. Поэтому основной акцент нашей работы направлен на профилактику причин и последствий табакокурения, алкоголизма, и употребления ПАВ, организации свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является фактором риска в развитии нездорового образа жизни.





Питание – представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребенка. Во многом проблемы здоровья учащихся, а отсюда и их успешная учеба связаны с нарушением их нормального питания. Организация питания во втором полугодии уч. г. Всего учащихся в школе 388 человек Охват горячим питанием 127 человек – 32,7% от общего количества Количество учащихся, охваченных горячим питанием (ежедневно + стихийно) – = 145 – 37,4% Организация питания во втором полугодии уч. г. Всего учащихся в школе 380 человек Охват горячим питанием 243 человека – 61,6% от общего количества Количество учащихся, охваченных горячим питанием (ежедневно + стихийно) – = ,8%


И в заключение хочется сказать: повсеместно в России создаются учреждения нового типа: Центр социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков, работают социальные гостиницы и телефоны доверия, и многие другие службы, оказывающие социальную, психологическую и педагогическую помощь. Наша школа стоит у истоков нового периода. Он только начинается, но начинается не с нуля. Принятая Россией Конвенция о правах ребенка становится символом изменений, нацеленных на создание эффективной системы помощи, защиты и поддержки детства.

Тест анкета «Изучение ориентации учащихся на здоровый образ жизни».

    Выберите для ответа либо вариант «да», либо «нет», либо «не обязательно».

Иметь понимание в семье.

Хорошо учиться, получить хорошее образование.

Жить без конфликтов.

Иметь хорошего, надежного друга (подругу).

Иметь материальный достаток.

Заниматься спортом.

Иметь возможность путешествовать.

Иметь возможность вкусно поесть.

Здоровье.

Быть внешне красивой (красивым), хорошо одеваться.

2. Удается ли вам всегда поступать честно и не переживать за свои поступки?

б) не всегда

3. Есть ли у вас духовный идеал, человек, на которого вы стремитесь походить?

б) ответить затрудняюсь

4. Есть ли у вас идеал физически совершенного человека, на которого вы хотели бы походить?

б) ответить затрудняюсь

5. Способны ли вы в случае конфликта или какой-то неприятности взять себя в руки и самостоятельно успокоиться?

б) думаю, что нет

6. Стремитесь ли вы чередовать учёбу и отдых?

б) когда как

7. Делаете ли вы физическую зарядку?

б) да, но не регулярно

8. Достаточно ли вы уделяете внимания водным процедурам (баня, душ, плавание)?

б) да, но не регулярно

9. Придерживаетесь ли вы какой – либо системы регулярного закаливания?

б) от случая к случаю

10. Получали ли вы в последние 2-3 года какие-либо травмы?

б) да, но несущественные

11. Как часто вы болеете гриппом, ОРЗ?

а) не помню когда болел в последний раз

б) редко (1 раз в год)

в) часто (2-3 раза в год)

12. Как часто у вас болит живот?

а) очень редко

б) редко (1 раз в год)

13. Как часто вы пропускаете занятия по болезни?

а) не пропускаю совсем

б) редко (1 раз в полугодие)

При ответе на вопросы №2-13 пункт а) оценивается в 3 балла, б) в 2 балла, в) в 1 балл.

Уровни ориентации личности на здоровый образ жизни

Очень низкий

Ниже среднего

Выше среднего

Очень высокий

Тест «Правильно ли вы питаетесь?»

1. Как часто в течение одного дня вы питаетесь?

а) три раза и больше

б) два раза

в) один раз

2. Часто ли вы завтракаете?

а) всегда

б) только по выходным

3. Из чего состоит ваш завтрак?

а) из каши и какого-нибудь напитка

б) из жареной пищи

в) из одного напитка

4. Часто ли вы в течение дня перекусываете в промежутках между завтраком, обедом и ужином?

а) никогда

б) 1-2 раза

в) 3 раза и больше

5. Как часто вы едите свежие фрукты и овощи, салаты?

а) 3 раза в день

б)3-4 раза в неделю

в) почти каждый день

6. Как часто вы едите торты с кремом и шоколадом?

а) раз в неделю

б) от одного до четырех раз в неделю

в) почти каждый день

7. Что вы намазываете на хлеб?

а) маргарин

б) масло вместе с маргарином

в) только масло

8. Сколько раз в неделю вы едите рыбу?

а) больше одного раза

б) 1-2 раза

в) один раз и реже

9. Как часто вы едите хлеб и хлебобулочные изделия?

а) раз в день

б0 от трёх до шести раз в неделю

в) меньше трёх раз в неделю

За каждый ответ а) 2 очка, б) 1 очко, в) 0 очков.

Подсчитайте очки

20-23 очка: вы питаетесь сбалансировано

15-20 очков: питание соответствует норме

12-15 очков: питание надо улучшить

0-12 очков: питание нуждается в существенном улучшении. Есть опасность для здоровья.