Аппликация «Скворечник для птиц» в средней группе план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему. НОД по аппликации «Скворечник»

Цели:

Уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе.
Познакомить с особенностями жизни скворцов.
Развивать интерес к жизни птиц.
Обогащать словарь детей: пернатые, веснянка, скворец, скворечник, леток, насест.
Закрепить знания о форме и цвете.
Продолжать учить детей выкладывать и аккуратно наклеивать изображение предмета из нескольких частей.
Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.
Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.

Оборудование:

Картинки с изображением скворца, кукла «Весна» в народном стиле; собака на картинке или в виде игрушки; кормушка настоящая за окном или на картинке; записи пения скворца и фоновой музыки; материал и оборудование для аппликации.

Скворец

Предварительная работа:

Разучивание заклички:

Весна, Весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью,
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!

Просмотр м/ф «Про кота, Васю и охотничью катавасию».
Наблюдение за скворцами во время прогулки.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте о каком времени года эта загадка:

Пришла пора зиме на смену,
Природу пробудила ото сна.
Растаял снег, клин птиц плывет по небу,
Тепло нам принесла … Весна.

Ребята, а вы заметили приход весны? По каким признакам?

Весна только вступает в свои права, гонит зиму со двора. А зима не спешит уходить – нет, да и напомнит о себе снежком или ледяным ветром. В старину ребята делали вот такую куклу, носили ее повсюду и зазывали весну специальными закличками – веснянками. Мы с вами недавно разучили одну из них.

Ты, зима, иди на север –
хватит тут озорничать!
Выходи скорей, ребята,
Весну будем зазывать!

(Дети идут по групповой комнате, передают друг другу куклу «Весна» и хором декламируют закличку-веснянку).

Как вы думаете, ребята, почему в народе часто говорят «весна-красна»? Потому что весна красивая. Чем же она красива? Появляются трава, листья на деревьях, начинается цветение растений, прилетают птицы и поют свои песни, пробуждаются от зимней спячки животные, солнце ярче светит и пригревает.
А еще день становится длиннее. Послушайте, как написал об этом поэт В. Берестов в своем стихотворении «Песенка весенних минут»:

Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку
Прогоняем зиму
Прочь!

С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Кого называют пернатыми друзьями? Как вы думаете, почему птиц называют пернатыми друзьями? Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзья, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни и радуют ими нас.

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

Пальчики – голова птицы, ладони – крылья. (Большие пальцы переплетены, остальные сомкнуты). Сидит птица на земле. Вот она взлетела и полетела вверх, а теперь полетела направо, спустилась вниз, полетела налево. Вот птица летит медленно, быстрее, еще быстрее, и снова замедляет полет. Тихо опустилась на землю.

Самыми первыми прилетают скворцы. Откуда они прилетают? А зачем скворцы улетали в теплые края? Мы не раз наблюдали за ними, но взгляните на эту картинку – на ней можно внимательно рассмотреть скворца. (Показ картинки). Расскажите, какой он – скворец? (При затруднении задать наводящие вопросы: какого цвета окраска перьев, какой величины хвост, клюв и т. п.) Скворец весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост.

А кто из вас, ребята, знает, какая первая забота у птиц весной?
Приготовить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов.

Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев ли в специальных домиках, построенных для них людьми. Знаете ли вы, как называются эти домики? Скворечники. Взгляните на изображение скворечника. (Показ картинки). Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток. Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? Потому что птицы влетают в него. А вот эта жердочка под летком называется насест. Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки. И начинают петь.
Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше. А сейчас послушайте его собственное пение. Поет скворец. (Включается запись пения скворца).

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет:
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.

К концу весны у скворцов появятся птенцы. Они громко пищат, когда родители приносят им в клювах червяков или жуков. Скворец в это время мало поет: он очень занят – добывает еду для детей. Ведь они быстро растут и каждым днем им нужно все больше пищи. Скворцы предпочитают гусениц, жуков, червяков, но любят полакомиться ягодами, фруктами, виноградом.
Только летом птенцы станут взрослыми – вылетят из скворечника и начнут кормиться сами, собираясь в большие стаи. Вы знаете, что такое стая? Это группа птиц, собравшихся вместе.

Динамическая пауза «Скворцы»

Ой, летали скворушки-скворцы.
Все летели, песни распевали,
Крыльями махали.
(Махи руками)

Стайкою на землю сели,
Червячков они поели.
(Развернуться в сторону кормушки)

Клю, клю, клю, клю,
(Сесть на корточки)

Клю, клю, клю, клю,
Как я червячков люблю.
(Указательными пальцами постучать по полу)

Перышки почистим,
Чтобы были чище.
(Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)

Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
(Развернуться в сторону деревьев за окнами)

Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.

Тут собака прибежала
И скворцов всех распугала
(Развернуться в сторону собаки - игрушка или картинка)

Гав-гав-гав, скворцы взлетели,
И в скворечник полетели.
(Махи руками)

Аппликация «Скворечник»

Детям предлагается лист бумаги с нарисованным коричневым карандашом деревом. Дети выкладывают скворечник из прямоугольника (корпус скворечника), треугольника (крыша), круга (леток) и полоски (насест). Воспитатель интересуется, на какие геометрические фигуры похожи детали скворечника, какого они цвета, какие детали одинаковы по цвету. Затем дети наклеивают изображение под фоновую музыку. Воспитатель просит сделать аккуратный ровный скворечник, ведь в плохом домике птицы не захотят поселиться. Только после этого к каждому готовому скворечнику прилетает скворец (вырезанный из черной бумаги силуэт птицы с белыми крапинками), которого дети наклеивают на жердочку. В дальнейшем можно продолжить работу на этом листе, нарисовав зеленые листочки (примакиванием кистью) и наклеив скрученные из салфеток шарики (цветки на дереве) с нарисованной желтым маркером серединкой.

Татьяна Будникова
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Скворечник»

Цель занятия :научить создавать композицию из отдельных деталей. Задачи :уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить создавать сюжетную композицию;развивать память,воображение,обогащать словарь детей;закреплять умение вырезать из цветной бумаги разные формы;воспитывать внимание,аккуратность при работе с ножницами. Оборудование :картинки с изображением скворца и скворечника; плотный картон,квадрат 3*3см,вход; два квадрата из цветной бумаги 6*6см, стена и крыша; вырезанный скворец из бумаги; зелёная цветная бумага, для листьев; коричневая цветная бумага, для веточки; ножницы,клей ПВА,кисти для клея,тряпочки,клеёнки-подкладки,салфетки для рук. Предварительная работа: Разучивание заклички: Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей. Приди к нам с радостью!С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым (Наблюдение за скворцами во время прогулки.) Ход занятия. Организационная часть : В: Ребята,отгадайте загадку: Снег чернеет на полянке, С каждым днём теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это,что за время года?В: Ребята,по каким признакам мы можем заметить приход весны? Как вы думаете,почему в народе часто говорят " весна-красна"(потому что весна красивая) Чем она красива (появляются трава,листья на деревьях,начинается цветение растений,прилетают птицы и поют свои песни,солнце ярче светит и пригревает,день становится длиннее) С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Самыми первыми прилетают скворцы. Откуда они прилетают? А зачем скворцы улетали в тёплые края? А кто из вас,ребята,знает какая первая забота у птиц весной? Приготовить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов. Скворцы не вьют гнезда,как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках,построенных для них людьми. Как называются эти домики (скворечники) Посмотрите на изображение скворечника. (показ картинки) Из каких частей состоит скворечник (из домика с крышей и входа) Круглый вход называется - леток,потому что птицы в него влетают. А вот эта жердочка под летком называется - насест. От слова "сесть", ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него пёрышки,сухую траву,листочки,подготавливая домик к появлению яиц и птенцов. Физкультурная минутка : Вот на ветках,скворцы! Не кричи! Чёрные сидят скворцы Разместились в дупле, Распушили пёрышки, Греются на солнышке, Головой вертят, Полететь хотят. Кыш! Кыш! Улетели! Полетели,прилетели И опять все в дупло сели. Практическая часть. В: Ребята,давайте попробуем сегодня создать весеннюю композицию - изобразим веточку со скворечником и скворцом. 1) Веточка. Из коричневой цветной бумаги вырежем веточку и наклеим её на картон. Из зелёной цветной бумаги вырезаем листики,наклеиваем на веточку. 2) Скворечник. Для скворечника нужно взять один большой квадрат,сложить его по диагонали и разрезать по линии диагонали на два треугольника (один треугольник станет крышей,второй - не пригодится) Возьмём квадрат поменьше и срежем у него углы,чтобы получился круг (это леток). Возьмём большой квадрат - стенка скворечника и наклеим у веточки. 3) Скворец. Берём вырезанную заранее фигурку скворца и доклеиваем композицию. Рефлексия: Что вам понравилось сегодня на занятии? На каких этапах занятия вы почувствовали трудности? Что вы хотели бы сделать по-другому? А сейчас я предлагаю вам оформить выставку работ и убрать свои рабочие места.

В этой статье рассказывается, где и как может быть использована аппликация «Скворечник». В помощь воспитателям здесь предлагаются шаблоны для занятий по ручному труду.

Где используется аппликация «Скворечник»?

Тем людям, для кого ручной труд - хобби, всегда есть чем занять себя. Они найдут применение даже маленькому клочку ткани или кусочку обоев.

Очень интересна в этом плане аппликация «Скворечник» Она поможет украсить одежду, постельные принадлежности. Также можно сделать на эту тему своими руками замечательную открытку в технике скрапбукинг. Да и внесёт в интерьер свежую струю. А для малышей занятие по ручному труду, на котором ими будет создана аппликация «Скворечник», станет самым настоящим открытием. Ведь они узнают на нём много нового и интересного про жизнь пернатых.

Занятие ручным трудом во второй младшей группе

Детки от трёх до четырёх лет ещё довольно неумелы. Им сложно работать с ножницами. Поэтому лучше всего предложить малышам уже готовые вырезанные шаблоны. Рассказав в начале занятий о том, что весной к нам в среднюю полосу прилетают многие птицы, в том числе и скворцы, воспитатель предлагает детям сделать красивую картинку. Для этого нужно наклеить определённым образом детали, которые им раздали перед занятиями.

В результате у деток должна получиться аппликация «Скворечник». 2 младшая группа довольно легко справляется с этим заданием. А после того как всё готово, можно рассказать малышам удивительную историю.

Как скворец воров прогнал

Как раз один мальчик подобрал под деревом маленького скворчонка. Он, видимо, выпал из гнезда. Мальчик его выкормил. Скворушка привык к своему большому другу, полюбил его.

А у соседей жила громадная овчарка. Собака грозно лаяла, когда кто-то чужой подходил к двери. И скворушка перенял у овчарки её лай. Все же знают, что скворцы - пересмешники, они похожи на попугаев в этом смысле.

Изредка, когда мальчик забывал вовремя покормить обижался, ругался и грозно лаял на друга и даже подвывал.

И так получилось, что у мальчика неожиданно поднялась температура. Его увезли в больницу. Вместе с ним уехали и взрослые. В доме остался только скворушка.

Вот тут-то воры и решили поживиться за чужой счёт. Они подобрали ключи, открыли замок и вошли в дом. Скворушка уже сильно проголодался. Услышав чьи-то шаги, он подумал, что это его хозяева, и стал на них ругаться. «Забы-ы-ыли скво-ру-шку, гав-гав? Забы-ы-ыли-и-и… Гав? Где еда? Гав!»

Но это только мальчик понимал язык скворца. А воры услышали грозный лай овчарки, испугались и убежали! Когда вернулись хозяева, то увидели, что кто-то был в их отсутствии в квартире. А соседи рассказали, что слышали лай и собачий вой у соседей, а потом кто-то быстро убегал по лестнице.

Хозяева скворушки догадались, что это их птичка-невеличка так напугала воров. Вот какая замечательная птица - скворец.

После этого случая мальчик вместе с мамой сделал скворечник из бумаги. Аппликация с птичьим домиком долго потом висела на стене. Она напоминала домашним об этом удивительном случае.

Аппликация из геометрических фигур

Эту историю с успехом можно рассказать и в средней, и в старшей группе. Даже младших школьников она удивит. А вот задание для деток четырех-пяти лет можно уже усложнить.

Теперь уже ребятам следует предложить самим вырезать прямоугольник и треугольник для птичьего домика. Круг, который будет имитировать входное отверстие в скворечник, можно подготовить для ребят заранее. Шаблоны же прямоугольников и треугольников всё-таки рекомендуется детям выдать заранее. Воспитатель также даёт задание: стену домика вырезать из красной бумаги, а крышу-треугольник - из синей.

Довольно сложное получается задание - составленная из самостоятельно вырезанных аппликация «Скворечник».

Средняя группа при этом также закрепляет знания, полученные на математических занятиях. Ведь им приходится работать не просто с шаблонами, а прямоугольниками, треугольниками и кругами.

Весеннее панно на стену

Детям нравится делать подарки своими руками. Можно разнообразить занятие. Пусть весенним поздравительным панно станет выполненная ими аппликация «Скворечник».

Средняя группа легко справится с заданием украсить птичий домик. Все детали следует вырезать и раздать детям заранее. Воспитатель должен давать пошаговую инструкцию, какую брать деталь и куда её крепить.

Конспект занятия по аппликации «Скворечник для скворца

Гюлжан Ажиметовна
Занятие «Скворечник для скворца»

Тема : « Скворечник для скворца » (2 младшая группа) .

Программное содержание : Продолжать расширять знания детей об окружающем мире. Активизировать словарный запас детей ( скворец , скворечник ) . Способствовать умению раскладывать и составлять на листе бумаги изображения предметов состоящих из 3 частей разной формы и величины. Закреплять умения ориентировки в пространстве альбомного листа и знания цветов. Развивать интерес к аппликации, память восприятия. Воспитывать аккуратность, активность и самостоятельность.

Материал : Лист в 1\2 альбомного листа с силуэтом дерева, готовые формы (6 х 6 желтого цвета, равнобедренный треугольник с основанием 9 см, высотой 4 см – красного цвета, кисть, клеенка, салфетка, тарелочка, подставка для кисти, скворец , мяч, образец готовый и образец – заготовка.

Словарная работа : скворечник .

Ход занятия : Дети заходят в группу под спокойную музыку.

Ребята, давайте возьмемся за руки и сделаем круг. Посмотрите, как нам в окошко улыбается солнышко, давайте тоже улыбнемся друг другу, чтобы на протяжении всего занятия у нас было хорошее настроение.

Послушайте, Настя расскажет вам стихотворение «Где чей дом» :

Воробей живет под крышей,

В теплой норке домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

А у пеночки в саду,

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом.

Дети играют «Где чей дом» с мячом.

Молодец, Настя1 Коля, а где дом мышки? Юля – у воробья? У медведя? У белки? У лисы? У волка? У скворца ?

Да, ребята, дом у скворца в скворечнике . Давайте все вместе скажем – скворечник . А теперь Арина повтори, Кирилл….

Да, ребята, и у зверей, и у птиц есть свой дом.

Ребята, вы слышите, кто-то поет? (музыка) . Давайте сядем на стульчики и послушаем, кто поет. (птица) .

Посмотрите, к нам прилетела птица. Кто знает- какая это птица? ( скворец ) .

- Скворец , что-то ты не веселый, что у тебя случилось? ( Скворец говорит что-то на ушко воспитателю) .

- Скворец сказал мне на ушко , что все скворечники заняты и ему и его друзьям негде жить. Давайте поможем скворцам и сделаем им вот такие скворечники . А ты скворец сядь , отдохни и посмотри.

Ребята, из каких фигур состоит скворечник ? (треугольник, квадрат, круг) .

Какого они цвета?

Для того чтобы красиво наклеить скворечник , нужно разместить его в центре листа. Сначала я наклею на домик квадрат, окно – круг, а потом я приклею домик. А затем приклеиваю крышу – треугольник. Скворечник я наклеила в центре листа на ствол дерева.

Вот скворец , какой у тебя будет скворечник .

Физ. минутка : А теперь встанем и поиграем (2 раза)

Прилетели скворцы

Молодой весны гонцы

Червяков они клюют

И поют, поют, поют.

Пойдите за столы. Возьмите свои фигуры и разложите в центре листа. Квадрат – это домик, круг – это окно, а треугольник что это? (крыша) .

Наклеиваем сначала окно на дом, потом дом на ствол дерева, а потом крышу.

Начинаем клеить, кисточки возьмите правильно, на кисточку клея много не набирайте, фигуру намазывайте полностью. Клеим на клеенке, приглаживаем салфеткой. (по ходу даю указание) .

Кто закончил свои работы положите на этот стол и послушайте музыку.

Чем мы занимались сегодня на занятии ?

Чей скворечник вам больше понравился? Почему?

А тебе скворец, чей домик понравился?

Птичек прилетело много и каждой нужно свой домик. Дети вместе с воспитателем рассматривают образец, называют, из каких геометрических фигур выполнен домик- скворечник.