Болезни, их происхождение и пути исцеления. Божье наказание или поговорим об онкологии

- В наше время, как известно, здоровых людей нет. Все мы в той или иной степени больны. Что такое болезнь с духовной точки зрения, батюшка?

- Человек сотворен Богом безгрешным и бессмертным. Это значит, что болезнь (и происходящая от неё смерть) не создана Богом. Но поврежденность души человека, отпадение его через грех от Бога явились причиной болезни и смерти. Таким образом, болезнь – это не естественный процесс, а недостаток целостности человека, отсутствие единства человека с Богом и с самим собой, ведь даже слово «исцелиться» означает «стать целым».

- В чем причина болезней – это наказание, расплата за личные грехи?

- Это не совсем и не всегда так. В Евангелии есть и такая история: когда при виде слепорожденного «ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан. 9, 2-3). И исцелил слепорожденного. То есть болезнь не всегда является следствием личных грехов.

- Многие говорят, что все болезни от нервов. Так ли это?

- А что такое нервы? В первую очередь это проявления наших страстей, то есть постоянная готовность, удобопреклонность ко греху. Если человек легко впадает в раздражение, в нем действует страсть гнева; если он никак не может оторваться от сигареты, от бутылки, в нем властвует страсть чревоугодия, пьянства… И многие болезни происходят от страстей, как их естественное следствие.
Человек со страстями может либо бороться, побеждать духовной жизнью, либо потакать им, и тогда страсти разрастаются, а человек делается их рабом. Как нет предела совершенству в добре, так и грех может довести человека до крайней степени рабства, когда у него не остается никакой духовной свободы. И сегодня повсюду мы видим, как «цивилизованный мир», средства массовой информации постоянно обманывают людей, призывая к «свободе». Что имеется в виду под свободой? Удовлетворение всех желаний и прихотей, потакание своим страстям. Но если только человек попытается преодолеть, победить грех, он тут же увидит, в какой тяжкой зависимости от своих страстей он находится.

Дело не в нервах, не в том, что у нас такая слабая нервная система, а в том, что мы сами даем волю своим страстям, не боремся с ними, и поэтому рано или поздно такая жизнь дает свои горькие плоды.

- За что же страдают малые дети, которые ещё не успели потерять свою свободу, став рабами страстей?

- Дети не оторваны от человеческого общества. Даже удалившись на необитаемый остров, человек несет на себе печать этой всеобщей поврежденности грехом, и как следствие, склонность к болезням. У апостола Павла есть такие слова: «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12-26). Мы знаем, что заражение крови в одном пальце может привести к заражению всего организма и даже к смерти человека.

Прежде всего, ребенок не оторван от своих родителей. Когда младенец находится в утробе матери, он связан с ней телесно, он дышит и питается тем, чем дышит и питается мать. Если она курит, выпивает, смотрит непристойные фильмы и т.д., этот не может не отразиться на малыше. Когда ребеночек появляется на свет, связь с родителями не прерывается. Образ жизни родителей, их внутрисемейные отношения влияют не только на душевное развитие детей, но и на их телесное здоровье.

- Получается, что дети расплачиваются за грехи родителей? Справедливо ли это?

- Так тоже нельзя говорить. Дело в том, что такая проблема, как болезнь детей, неразрешима с точки зрения человеческой справедливости. Поэтому на ней постоянно спекулируют безбожные люди, для них эта проблема является камнем преткновения. У Бога нет ничего бесполезного и бессмысленного. Всякое Божественное деяние раскрывается в перспективе Вечности, Вечной Жизни, благого Промысла Божия. Для каждого конкретного человека это означает заботу о спасении его души, исцеление и ограждение от греха. Часто болезнь маленького человека является тем спасительным щитом, который в наших непростых условиях может оградить человека от многих грехов и соблазнов. Ведь часто мы просто по здоровью не можем принимать участие в каких-то греховных делах.

Кроме того, когда в семье появляется больной ребенок, родители начинают переосмысливать свою жизнь, осознавая её греховность, они начинают с большим пониманием относиться друг к другу. С безбожной точки зрения страдания младенца - несправедливость, бессмыслица, но с точки зрения Божественного Промысла в них есть глубокий смысл. Как и в истории о слепорожденном, рядом с больным ребенком является слава Божия: соединяются разрушенные семьи, супруги обращаются к Богу, отходят от греховной жизни. Видя усердие родителей, внимая их молитвам, Господь может и исцелить ребенка. Но если Он видит, что эта болезнь ведет к общему спасению, что без неё семья снова обратится к погибели, Он может и оставить болезнь.

- По учению святых отцов, болезнь – это время посещения человека Богом; Он приносит человеку недуг телесный, как горькое лекарство от недуга душевного и духовного. Значит ли это, что люди здоровые, живущие благополучно, не страдают душевными и духовными недугами? Или Господь оставил их, и они не спасутся?

- Действительно, в житиях святых есть рассказы о том, как монахи горько плакали и сокрушались, что у них уже долгое время все идет хорошо, и даже болезни не посещают их. Но, конечно, без скорбей ни один человек не живет. Это только в кинофильмах можно увидеть людей, которые здоровы, богаты, счастливы и живут припеваючи. В нашем мире это дело невозможное. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится», – сказано апостолом Павлом (Рим. 8,22). А богатство, по слову одного из святых, – как соленая вода, которую пьешь, но пить хочется еще больше.
Невозможно убежать, спрятаться от Бога, как пытался спрятаться от Него Адам. Любовь Божия нас везде настигнет. Ему не нужно, чтобы все были здоровы, сыты и богаты, хотя Он мог бы это сделать, как накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек. Богу нужна наша душа, а она не становится чище от благополучной жизни.

- Скажите, батюшка, у кого Церковь не благословляет лечиться?

- Человек, прикоснувшийся к церковной жизни, интуитивно понимает, к кому не надо ходить. Во-первых, совершенно очевидно, что к разного рода колдунам ходить нельзя, это прямые слуги сатаны. К ним относятся и разнообразные маги и чародеи. Раньше, если человек прибегал к услугам мага или колдуна, он подвергался строгому церковному наказанию, его на несколько лет отлучали от причастия и т.д. Сегодня, если священник видит, что человек искренно раскаивается, решает больше не обращаться к подобным целителям, ему делается снисхождение.

Во-вторых, нельзя обращаться к так называемым народным целителям и прочим знахарям, которые лечат свечами, народными средствами, заговорами и т.п. Ведь они, в отличие от обычных врачей, претендуют на некое духовное водительство: «порчу снимут», «ауру подправят», заговоры почитают. Кстати, эти заговоры даже могут иметь вид православных молитв: «Отче наш…», «Богородице, Дево…», но для них это не обращение к Богу за помощью, а таинственный набор слов, заговор. После подобного лечения может появиться временное облегчение симптомов, но потом болезнь обязательно возвращается, и в гораздо более тяжелом виде. Не говоря уже о душе, которая просто гибнет от такого лечения.

- Батюшка, если человек заболел, куда ему следует идти – в Церковь или стоит все-таки обратиться в поликлинику?

- Не нужно избегать обращаться к врачам. Врачи – слуги Божии, и в Библии об этом говорится достаточно ясно: «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя». (Cир. 38. 4,6-10).

- А если человек не хочет ходить по врачам, ведь, кроме всего прочего, далеко не всем по карману найти квалифицированного врача, даже сдать анализы, не говоря уже о лекарствах? Если человек живет, не обращаясь к врачам, не лечится, и запускает таким образом болезни, он совершает грех?

- Конечно, это грех. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа…, и вы не свои?», - говорит апостол Павел (1 Кор. 6,19). Каждый должен заботиться о своём «храме», настолько, чтобы не быть в тягость другим, а напротив, быть полезным ближним, приносить людям радость и любовь. Понятно, что возможности у всех разные: один может лечиться в Швейцарии, а другой – только травами с огорода, или стоит в очереди за талоном к участковому врачу. Но пренебрежительно относиться к своему здоровью нельзя, нужно заботиться о своем теле – настолько, насколько это возможно.

Другое дело, что телесное исцеление невозможно без духовного, и лечение у обычных врачей должно сопровождаться исцелением души, ведь нужно лечить не просто симптомы, но всего человека. А врачевание души происходит через церковные таинства: Покаяние, Причащение, и, конечно, Соборование…

- Батюшка, а для чего проводится Соборование? Что это за таинство?

- Это таинство, которое совершается над болящим человеком, в котором испрашивается особая благодать Божия, врачующая телесные недуги.

- Иглоукалывание, дыхательная гимнастика, гомеопатия, лечение травами – какие из этих методов не благословляются Церковью, батюшка?

- Я лично знаю священников, которые лечились иглоукалыванием и гомеопатией. Насколько мне известно, ничего греховного в этих методах нет. Дыхательной гимнастикой тоже вполне можно заниматься. Вообще, если метод не связан с поклонением каким-то чуждым духовным сущностям или с их призыванием, если нет при этом никаких заклинаний, заговоров, то такое лечение не противоречит православию.

- Следует ли снимать с себя крестик на время некоторых процедур, операций, если на этом настаивает медперсонал, врачи?

- Конечно, можно и нужно попросить оставить крестик для укрепления сил. Но это не всегда возможно. В самом факте снятия креста для оказания медицинской помощи ничего крамольного нет. Главное, чтобы крест был в сердце. Но без необходимости лучше не расставаться со святыней. В крайнем случае можно начертать себе крестик йодом или зеленкой.

- В каких случаях можно вызвать к себе батюшку?

- Батюшку вызывают на дом в случае тяжелой болезни, немощи, когда человек не может дойти до храма. Нужно помнить, что не позвать священника в случаях, когда есть угроза для жизни, когда состояние больного резко ухудшается, – преступление для ближних. Человек должен быть напутствован Святыми Тайнами в Жизнь Вечную. Поэтому не позвать к умирающему священника – преступление и большой грех.

- Батюшка, как научиться христианскому отношению к болезням, к смерти, ведь человеку невозможно с этим смириться?

- Святой Иоанн Златоуст говорил: "Кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости». Взращивайте в себе христианское отношение к болезням, к скорбям, к смерти, ведь все это неизбежно в нашей жизни. А относиться к терпению скорбей по-христиански – значит верить в помощь Божию, смотреть на любое явление в плане вечности, осознавая себя орудием Его Благого Промысла. Господь никогда нас не оставляет, и, может быть, в болезни мы ещё сильнее Его чувствуем. Народ выразил это пословицей: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Не потому, что Бог удаляется от нас или приближается, просто в скорбных жизненных обстоятельствах душа особенно открывается для Бога. Скорби естественным образом отгоняют страсти, а к такой душе, очищенной от страстей, Бог может приблизиться и исполнить её Своей благодати, открыть утраченный смысл жизни, назначение страданий. Понимая так всякую скорбь, видишь, что болезнь – поистине посещение Божие, удивительное духовное лекарство, которым врачуется самое главное в человеке – его душа.

Беседовала Светлана Сергеева


 ( 17 голосов : 4.29 из 5 )

То есть грех непослушания привел к смертности и болезненности всякого человека. Мы в своих немощных телесах несем устремленность к смерти. Поэтому объективны для нас, и мы не можем быть без болезни и несем в своих бренных членах, как пишет апостол Павел, те наши болезни, которые нас сближают с крестной болезнью Господа.

«Довлеет тебе благодать Моя, сила моя в немощи совершается» – это апостол Павел услышал от самого Христа. Все христианские подвижники, все апостолы, мученики, преподобные были отнюдь не богатыри. И это – главное доказательство того, что болезнь – не наказание.

Вспомним описание, известное из деяний апостола Павла и его первой ученицы Феклы (это апокриф, но он один из древнейших и подтверждается в посланиях апостола). Мы видим на иконах апостола Павла как богатыря с мечом, словом Божиим обоюдоострым, апостола Петра – с ключами от Царствия Небесного, а ведь они были очень немощными.

«Апостол Павел». Часть полиптиха из церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе.

Апостол Павел был тщедушный, маленький, кривоногий, заросшие брови, глазки маленькие, нос крючком, лысый, да еще гугнивый к тому же – заикался, как Моисей. У него болели глаза (он пишет к Галатам: молодцы вы, Галаты, если бы вы могли – глаза бы свои дали мне, потому что я плохо вижу). Он страдал эпилептическими припадками. Дело в том, что апостол Павел был родом из Тарса. И там, в Киликии, далекой провинции Римской империи, периодически бушевала лихорадка. И Павел страдал последствиями этой болезни в виде припадков.

Он пишет к Галатам: благодарю вас, что вы не плевались, слушая меня. Это буквальный перевод с греческого, в русском тексте это немножко препарировано. Почему? Потому что во время проповеди он часто падал. Это считалось духовной болезнью типа проказы, и обычно люди, видя такого припадочного, плевались, чтобы отвратить от себя бесов, духов злобы поднебесной. Апостол Павел был очень болезненный человек, он даже своего любимейшего ученика Луку как врача держал всегда с собой, потому что не мог без врача путешествовать.

Так вот, Павел жаловался самому Господу, о чем читаем в послании Коринфянам: Господи, за что ты мне дал ангела сатаны, жало в плоть, которое удручает меня? Что такое жало в плоть? Skolops – в переводе с греческого это кол, на который насаживали отпетых разбойников. Это самая страшная мучительная казнь. Павел просил: «Господи, избави меня от жала в плоти». Есть разные мнения, что это за болезнь, но главное, что он страдал болезнями, и Господь не исцелил апостола Павла, а только сказал: «Довлеет тебе благодать моя, сила моя в немощи совершается». Наша сила совершается в крестном несении болезни.

Амвросий Оптинский

Большую часть своей жизни, лет с сорока (а жил он довольно долго – восемьдесят лет), лежал. Все известные и неизвестные 19 веку болезни гнездились в его бренном теле. И кишечные заболевания, и желудочные, почки, печень, позвоночник – всё страдало. Он лежал буквально на одре смертном сорок лет. Ему предлагали рыбку на Пасху, а он говорил: «Я не могу ее кушать, дайте хоть понюхать мне эту рыбку на Пасху». Доктора не знали причину этих болезней.

Страдал на одре смертном, тягчайше болел. Мы обычно читаем, что преподобный очень легко отдает свою чистую святую душу Богу. Нет. Игумен Сергий Радонежский тяжко страдал, прежде чем умереть.

Возьмите Иоасафа Белгородского. Он жил очень мало, около пятидесяти лет, по-моему. Он в конце своей жизни говорил: «Как жалко, что я в свои молодые годы не берег свое здоровье, я питался одним хлебом и водою, и в результате не могу сделать то, что хотел всю жизнь, совершить все свои труды. И он умер раньше времени.

Потому что Он взял на Себя все грехи мира, и даже Отец отвернулся («Боже, почему ты меня оставил?»). Христос на кресте взял на Себя все грехи, и как бы в Своем лице Он олицетворил самого страшного грешника. В очах своего Отца Он предстал как самый страшный грешник и умер крестной смертью. И смертью своей смерть попрал. Потому, что без такой смерти нельзя было войти во ад, чтобы там предстать перед сатаною. Как пишет – сошел в бездну ниже всякой бездны, где был дьявол. И своим явлением, и дыханием уст своих победил дьявола. И для этого нужно было умереть на кресте. Господь умер как самый последний грешник, взяв на себя всего грехи мира, вменившись с разбойниками в один ряд. Сам Господь претерпел такие страшные болезни.

Мы можем жить в правде, только подражая крестным мукам Спасителя. Чтобы быть нам человеками, тем более православными христианами, нам нужно нести болезни. Апостол Павел пишет: «Аз язвы Господа Христа моего на теле своем ношу». И на парамане каждого монаха написаны эти слова. Потому что без этого невозможно нам спастись. Мы живем в подражании Христу.

Иоанн Кронштадский

Вспомните . Ему тоже приходилось очень много болеть, он был отнюдь не богатырского сложения. Но он до конца был верен поставленной цели. Когда он был очень тяжело болен, врачи говорили: «Если вы не будете вкушать пищу скоромную, вы умрете».

И все-таки, посоветовавшись со своей матерью, святой праведный Иоанн Кронштадский решил отказаться от требований врачей и не нарушать поста. А мать ему писала, что лучше умри, но не нарушь поста. И это нам тоже пример перенесения скорбей и болезней.

Все святые, за редким исключением, претерпели болезни – в виде каких-то тяжких скорбей или реальных болезней, будучи мучениками за имя Христово. Сам Господь, в Евангелие от Иоанна в 5 главе говорит, что мы, люди, несем наш образ Божий в бренном теле. Хотя это бренное тело становится для нас со всеми своими болячками храмом Духа Святаго, живущего в нас.

У в пятой главе говорится о расслабленном, который 38 лет находился в параличе. Это Евангелие мы всегда читаем на водосвятном молебне. В Иерусалиме на общей купели лежали множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды.

– это не только тот, кто не может видеть, это еще зашоренный, предубежденный, который видит чудеса Христова и не воспринимает. Духовная болезнь как бы проецируется на физический недуг.

Глухие – это те, кто недужен и не слышит. Когда человек зашорен, не воспринимает слово Божие, он каждое воскресенье приходит в храм и исповедуется в одних и тех же грехах, потому что он не может оторваться от грехов и совершает те же самые грехи, в которых исповедуется каждую неделю. Он слышит слово Божие, но не воспринимает. В результате он всю жизнь остается глухой.

Сухой – это человек, который засох в своей вере. У него была вера, но она высохла под влиянием разных обстоятельств, он уже не имеет живительной благодати, хотя и часто причащается, и исповедуется, и в других таинствах участвует, но он окаменел в своем сердце и только формально приходит в храм и участвует иногда в жизни Церкви. Это все падает на засохшую почву сердца.

Все взаимосвязано. Болезни наши телесные и недуги наши духовные часто идут рука об руку. Мы все болящие, скорбящие. И вот Господь приходит и говорит: «Ты хочешь исцелиться?» То есть, хочешь ли ты привести в гармонию свои телесные немощи и свой образ Божий? Ты не можешь освободиться от болезней, это невозможно, потому что человек несет в себе это заряд смерти. Рано или поздно он умирает, и телесная смерть побеждает. А смерть – это таинство, которое помогает перейти порог вечности и соединиться с Господом. Поэтому апостол Павел говорил: «Для меня жизнь Христос. А смерть – приобретение». Какая смерть? Это физическая смерть.

– , кратковременный сон, который обязательно кончается пробуждением. Эта смерть нас всех ожидает, как кратковременный сон, поэтому мы называем умерших “усопшими”. То есть человек уснул сном, и до второго Пришествия он спит. А во время второго Пришествия, которое обязательно придет, Господь воскресит всех успопших, и душа бессмертная соединится с воскресшим, преображенным телом.

А вот самая страшная смерть – это смерть в результате болезни духовной, когда человек уходит сам от Бога. Апостол Павел признает только эту смерть, духовную. Духовная смерть гораздо опаснее, чем все причины, которые ведут к временной смерти, чем все болезни, которые мы несем в своем теле.

Такие смертные болезни посетили меня в 2005 году, когда мне было 55 лет. У меня случайно обнаружили карциному простаты, онкологию. И мне пришлось облучаться. Слава Богу, уже пять лет прошло. Несмотря на всевозможные последствия такого облучения, я жив. В 2006 году, через год после облучения, мне пришлось пережить инфаркт и, чтобы иметь возможность служить, я согласился на шунтирование сердца. Мне поставили 3 шунта. Более того, 4 раза мне зашивали грыжевое кольцо на каждой стороне (паховая грыжа), и затем такие мелкие операции, как микрома груди.

Я сам чувствую, что без пролития крови нельзя наследовать Царствия Небесного. Но Царствие Небесное нудится, поэтому, когда Господь , он спрашивает: «А хочешь ли ты исцелиться?»

По-гречески получается так: имеешь ли волю исцелиться? Конечно, все желают избавиться от болезни, а вот имеешь ли волю, то есть, можешь ли воспринять Господа своим Богом?

И что же получается? Этот расслабленный сказал: «Да, конечно, Господи». И тогда Господь говорит: «Возьми одр свой и ходи». И исцеляет его. Проходит некоторое время, как пишет Блаженный Августин, и этот расслабленный становится палачом Господа Иисуса Христа. Он бьет его по ланитам и заушает. Получается, что он выразил желание формально, а на самом деле предал Господа. И, конечно, его смерть становится не легким сном, а вечной смертью, отступлением от Бога.

Такая динамика происходит в жизни каждого человека. Мы желаем исцелиться, мы готовы все отдать за исцеление, мы просим, молим: «Дай нам исцеление!» А Господь спрашивает: «А хочешь ли?» То есть, имеешь ли волю соблюдать мои заповеди? И мы говорим: «Да, да, конечно». Но проходит некоторое время, и мы отступаем. Наша динамика идет по синусоиде.

Устремляемся иногда к совершенству, а затем падаем в бездну греха отчаяния, ропота, малодушия. Затем встаем, опять каемся, берем свой крест, опять совершаем восхождение и опять падаем. Но все решает вектор: или он направлен вверх, или вниз. Господь нас призывает идти вверх – ищите прежде Царствие Божие и Правды его, и все приложится вам.

От нас зависит свободный выбор и желание быть с Господом не только устами, но и конкретными делами, исполнять его волю. Так вот, когда Господь исцеляет тещу Петра, в русском тексте сказано: «И теща начинает служить им», то есть апостолам и Христу. В греческом оригинале сказано: «И она начинает служить Ему», то есть Христу. Мы получаем исцеление для того, чтобы служить Богу.

Господь иногда посещает нас смертными болезнями, чтобы привести в гармонию нашу форму и содержание. Посещает нас болячками, чтобы мы дух направляли к совершенствованию. Иногда человек, которого преследуют страшные болезни, начинает как-то иначе смотреть на мир, и болезнь становится стимулом к его совершенствованию. И он, зная, что ему скоро умирать, уже обращается всей своей жизнью, всеми фибрами своей души к любви Христовой.

Господь каждого из нас ведет ко спасению: через болезни, через скорби, через ужасы, войны, драмы, расставание с ближними, через семейные трагедии, чтобы внешняя оболочка соответствовала главной задаче совершенствования образа Божия, уподоблению Богу.

Наша задача – постоянно совершенствовать душу, ум для правды, чувства для святости, волю для добра, чтобы быть подобием Божием.

Раковые клетки есть у каждого человека, и мы не знаем, как они будут эволюционировать, но Господь-то знает. Мы достигаем какой-то стадии, когда нам требуется посещение Божие в виде болезни, без которого мы не можем стать людьми, тем более христианами, тем более православными христианами.

Часто люди просто скрывают свои болезни, они стараются выглядеть мужественно, чтобы не показывать их. На самом деле у каждого есть болячки, у каждого есть свои немощи. Господь как заботливый врач исцеляет всех. Если не сокрушается сердце человека, то Господь для спасения сокрушает кости человека. Об этом говорят и пророки. Об этом говорил еще премудрый Соломон. Если человек костенеет в своей жизни, сердце его становится камнем, то Господь, чтобы сокрушить сердце каменное, сокрушает кости человека – для того, чтобы это сердце стало способным воспринять живительную силу слова Божия и любви Божественной.

Анатомия болезни и прекрасно дается в Евангелии. Центурион, сотник, то есть младший офицер в римских войсках (как лейтенант), который исповедует культ императора, приносит жертвы императору как богу, который в глазах иудеев является отверженным от спасения, который сочувствует Богу Израилеву, но поклоняется и множеству других богов пантеона языческого мира – этот центурион приходит и обращается ко Христу, хватается за последнюю соломинку: «Господи! Мой отрок болеет, и вот я пришел к тебе, чтобы Ты мне помог». И Господь говорит: «Ну, ладно». А язычник отвечает: «Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой». И Господь что говорит: «Во Израиле не встречал Я такой веры, как у этого язычника». Вот почему придут с Востока и Запада и возлягут в лоне Авраама, а мнящиеся же бытии сынами Царства Божия будут изгнаны вон.

Язычник пришел ходатайствовать за своего слугу, раба или родственника, и поражает такое смирение: «Господи, ты рцы слово только, и отрок мой исцелится. Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой». И Господь исцеляет. Значит, не по нашим заслугам мы получаем исцеление. В одном из Евангелий говорится, что приходят иудеи и говорят, что этот центурион является тайным прозелитом, то есть он благосклонно относится к иудеям, он для нас построил синагогу, так что он достоин, сделай для него чудо. А Господь как бы отвечает им: «Не по заслугам, а исключительно по необходимости».

Некоторые говорят: почему я столько потрудился для Церкви, достиг таких постов в иерархии, например, и так страшно болею? А потому что Господь исцеляет не в силу наших заслуг, а исключительно в силу того что необходимо для нашего спасения. Так вот сотнику необходимо было, чтобы его сыночек исцелился. А нам может более необходимо чтобы нести болезнь, крест свой.

2 декабря 2008 года мне пришлось проповедовать в храме Христа Спасителя. Мне сказали: подольше говори проповедь, потому что еще не приехал (он возвращался из больницы, где лечил сердце).

Мне пришлось говорить 40 минут. Он успел, вошел в алтарь. Господь дал еще ему несколько дней жизни (он скончался 5 декабря), для того, чтобы он сделал последнюю точку. Целая группа священников, диаконов, протодиаконов в тот день должна была получить награды. И Патриарх, будучи в таком болезненном состоянии, наградил всех священников, а затем, на другой день, четвертого, он служил в Успенском Соборе, и, поскольку был день интронизация Патриарха Тихона, он еще поехал в Даниловский монастырь, там совершил молебен. И только после этого Господь принял его душу.

Бог дарует нам исцеление не потому, что мы совершаем молебны о здравии в сорока монастырях, заказываем сорокоусты. Если нам необходимо, чтобы мы, как преподобный Амвросий Оптинский, на одре смертном лежали для того, чтобы душа вошла в вечность, тогда Господь дарует нам именно это, хотя мы просим совершенно о другом.

Спаситель очень часто дарует нам исцеление по молитвам совершенно неизвестных нам людей. В священник, который спешил на службу в Иерусалимский храм, перешел на другую сторону, чтобы даже взглядом не прикоснуться к мертвецу. То же самое левит сделал, и только самарянин подошел и несчастного иудея, который пал от разбойников, спас. Причем последнюю рубашку разорвал, чтобы перевязать раны, возливая масло и вино, посадил на своего ослика и отвез в гостиницу.

– Как должна измениться жизнь христианина после того, как он узнал, что смертельно болен? Как смириться с болезнью?

– Когда я узнал, что у меня карцинома, я написал бумажки и повесил их перед собой рядом с письменным столом на двери и на кухне. Написал так: «Заповедь Господня: хочешь жить – не думай ни о чем». И «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Если мы будем думать о наших болячках, они будут усугубляться.

Господь с нами всегда. Он в нашей жизни. Вот мы причащаемся Тела и Крови – Он во всей полноте входит в нас, причем телесно. Но то, что нам предписывает медицина, мы должны воспринимать как дар Божий. И более того, для многих медицинские рецепты становятся обоснованием их особой дисциплины во время поста. Если человеку рекомендуется вкушать какую-то особую пищу во время поста, эта пища становится лекарством для него, и он обязательно должен вкушать такую пищу. Скажем, цесаревич Алексей должен был вкушать мясо, у него была гемофилия.

Если почитаем древних отцов, они говорят так: не прилагай сердца и не отвергай. Не нужно отвергать то, что нам дает медицина, не нужно при этом прилагать сердце, то есть нужно всю свою жизнь предать Господу и одновременно использовать медицинское средство.

Мне шестьдесят лет, и я помню, как многие священники семидесяти, восьмидесяти, девяноста лет относились к своим болячкам. Был такой священник – протоиерей Андрей Усков, храм Архангела Михаила в селе Михайловское. У него было много болезней, но он старался не разглашать то, что Господь давал ему чудесное исцеление. У него были трофические язвы, у него болел желудок, у него была ишемия головного мозга, давление, и он молился Господу, и Господь даровал ему силы, потому что ему еще нужно было исполнить волю Божию. И он говорил так: «Никогда не говори о том, что тебе стало лучше, что тебя Господь исцелил». Это из Евангелия, когда Господь исцеляет слепцов, он говорит: «Никому не говорите об этом». Как только человек начнет говорить «Дал Господь мне исцеление», лукавый тут как тут. Поэтому, если человек получает исцеление, лучше об этом никому не говорить. Благодарить Господа, но это оставить в тайне.

– Насколько христианин должен заботиться о своем здоровье? Где та грань, после которой начинается уже не надеяние на Господа, а переживания о своих болячках?

– Мы не знаем, что будет завтра. Мы не знаем, что будет через год, через десять лет. И завтрашний день – он в руках Божиих. Мы не знаем, будем мы среди тех пятисот человек, которые каждый день умирают в Москве и Московской области. Или в числе тех двадцати тысяч, которые умирают каждую минуту во всем мире.

Лучше не думать об этом, не прилагать сердце. Не отвергать, но и не прилагать сердце. День прошел, и славу Богу. Мы не отказываемся от того, что предлагает нам медицина, но зацикливаться на этом ни в коем случае нельзя.

– Есть такое мнение, что воля к выздоровлению может творить чудеса. Чем больше ты хочешь выздороветь, тем быстрее выздоравливаешь. Говорят, что нужно поддерживать в себе позитив, чтобы увеличить шансы на скорейшее выздоровление. Вы согласны с этим?

– В этом есть рациональное зерно. В апостольском веке, в эпоху первых христиан, этот позитив был постоянным ожиданием Мессии, пришествием Христа. Вот это каждодневное ожидание прихода Христа давало силы людям. И когда мы верим в позитив, который уже ассоциируется не с каким-то новым лекарством, новым методом лечения, а с помощью Божией, этот позитив оказывает на нас благотворное воздействие.

Мы верим – Господи, вот завтра я причащусь, я буду полностью исполнять Твои заповеди, переменю свои мысли. Произведу покаяние, реальное покаяние, буду по-другому к Тебе относиться, буду по-другому относится к ближним, у меня ум на 180 градусов перевернется, отойду от греха, буду только устремляться к тебе, завтра я буду тебя встречать и послезавтра буду встречать. И так, с каждым днем, это оказывает позитивное воздействие.

– Правильно ли, если человек не щадит своего здоровья ради добрых дел?

– К сожалению, мы часто безрассудно относимся к самим себе.

Я вспоминаю одного из своих учителей прошлого века, Владимира Николаевича Панешникова, он занимался святыми источниками. Еще в 35 году он спас лаврские источники, когда там хотели строить заводы.

Ему было 86 лет, и он считал, что вода этих святых источников может все болезни исцелять. И так действительно было. Я тоже иду по его стопам. Каждое воскресение, уже в таком возрасте, он ездил на источники и привозил бидоны с водой. И вот однажды он взял тяжелый бидон на 5 литров и пошел к двум сестрам, одна из которых была слепая, чтобы навестить их и передать им воду. И этот риск оказался смертельным. По дороге почувствовал себя плохо. Когда приехала скорая помощь, он был мертв. Нам нужно рассчитывать, распределять свои силы так, чтобы достигнуть конечной цели.

Апостол Павел говорит в послании к Коринфянам: «Я бегу». Это означает – «я совершаю марафонский забег». Нужно жить как спортсмен, который совершает марафонский забег, он знает, когда ускорить свой бег, когда замедлить, остановиться на некоторое время и ни в коем случае не подвергать себя смертельному риску. Потому что если спортсмен рванет сразу же, он тут же упадет и может концы отдать. Нужно уметь распределять свои силы, чтобы достичь заветной цели, а не рисковать безрассудно.

● Грех и болезнь. Что может быть общего между этими двумя понятиями? Мы часто болеем, но никогда не задумываемся о том, что это связано с нашими неправильными поступками, которые обернулись грехом. Если вы верите в Бога, то непременно поймете, что все болезни от того, что мы живем во грехе.

Какие болезни бывают за грехи ● Тахикардия и гипертония. Болезни возникают на фоне страха, гнева, подавленной ярости. ● Болезни тонкого и толстого кишечника. От явной социальной неудовлетворенности пациента. ● Заболевания печени. На нашу печень разрушительно воздействуют подавленный гнев, сдерживаемая агрессивность, враждебность, тщательно скрываемая вами.Помимо печени страх сильно изматывает и систему почек. Болезни почек – не что иное, а расплата за жалость к себе, печаль и уныние. Также поражают почки ревность и жадность. ● Сахарный диабет – это не только расплата за чревоугодие и сластолюбие, но и следствие переживания неудовлетворенности отношением к вам значимых для вас и близких людей. ● Мочекаменная и желчнокаменная болезни. Это результат злопамятности и психологических обид. ● Аллергические заболевания. Возникают на фоне нарушения работы спинного мозга из-за слез, стрессов и сильных переживаний. Отрицательные эмоции и подавленная агрессивность оборачиваются бронхиальной астмой.Это заболевание провоцирует нереализованное властолюбие.

● Астматический синдром. Появляется у людей, если в душе нет светлого настроения. Бронхиальное дерево разрушается от постоянной ненависти к конкретному человеку и злопамятства. Дыхательная система дает существенный сбой, если человек перестаёт думать самостоятельно, решать свои проблемы, то есть не живет своим умом. ● Заболевания кишечника бывают у лиц, которые стремятся подчинить себе окружающих его людей (близких и знакомых). Вредная привычка видеть во всем только плохое. К заболеваниям кишечника также приводит страх перед ответственным действием. ● Варикозное расширение вен – следствие постоянных конфликтов и семейных проблем.

● Спина. Причины боли в области спины. Появляются, когда мы ждем от других удара в спину и заклинивает по центру позвоночника. Верхняя область спины до лопаток - эмоциональная поддержка друзей (это когда вы надеетесь на чью-то поддержку).Болезни позвоночника – расплата за гордость. ● Ноги болят у людей, которые втайне ходят куда-то и скрывают это. У надменных и гордых людей болят коленки. Если у вас болят ноги утром, вам следует сменить работу. А если это происходит при возвращении домой, постарайтесь что-то изменить в семейной обстановке. ● Переломы костей рук и болят руки – это означает, что человек берет то, что ему не принадлежит и «плохо» лежит.

● Атеросклероз – от нехватки психической энергии. ● Если кто-то не «переваривает» то, что говорят ему окружающие люди – информация передается в желудок. Язва желудка – неотступное фиксированное переживание, расплата за чревоугодие; к болезни желудка приводит хитрость и обман. ● Разрушаются и болят зубы – вредная привычка отзываться плохо о себе, о людях, о своей судьбе и хуже всего – о своих родителях. Пародонтоз – причина кроется в злословии в адрес отца. Болезни зубов – расплата за чревоугодие и сластолюбие. ● Любые грыжи возникают от проклятий, а опухоли (доброкачественные и злокачественные) – это обиды.

В современном мире люди часто слышат о Боге или Библии по телевизору, радио или от знакомых. На слуху многие слова из Священного Писания, в том числе и слово «грех». Сталкиваясь с неизвестным, мы не знаем, что это такое и как новые знания применимы для нашей жизни.

Чтобы узнать ответы на интересующие вопросы, отправимся в интересную экскурсию по Библии и Корану, рассмотрим понятие и виды греха, какие наказание за грех бывают и как спасти душу от вечных страданий.

Что такое грех?

Грех - слово греческого происхождения и буквально переводится как «промах», «мимо цели». Бог, создавая человека, приготовил для всех нас чудесный план, но люди не попали в цель, а промахнулись мимо мишени. Если буквально переводить с иврита, языка, на котором написан Ветхий Завет, то смысловое слово, которое тождественно греху, означает «недостача», «нехватка». Первым людям не хватило доверия Богу, внутренней силы, преданности, чтобы осуществить задуманный Творцом план касательно участия человека в мироздании.

Если говорить правовым языком, грех - это нарушение нормы, то есть обязательных правил поведения. Нормы делятся на два вида: моральные (общественные) и государственные.

Когда в гостях мы сидим за столом, принято не чавкать, не отрыгивать пищу. За это не выгонят и не накажут, но есть правила, которые не допускают таких поступков за столом. Во многих случаях моральное (психологическое) осуждение намного тяжелей перенести, чем официальное, публичное.

Есть правила поведения, которые устанавливает государство. За кражу, хулиганство, оскорбление, клевету может последовать не только осуждение обществом, но и большие денежные штрафы, обязательные общественные работы и даже лишение свободы.

Бог установил правила поведения, чтобы люди были счастливы, соблюдая их. Но люди захотели жить по-своему, и не пожелали исполнять божественные нормы. Это и есть грех (неповиновение, непослушание).

Грех может совершиться непроизвольно, по слабости, или осознанно и специально (беззаконие). Это две разновидности греха, но за каждую человек будет нести ответственность перед Богом.

Если грех делается специально, намеренно, тогда это беззаконие. Если говорить в христианском ключе, беззаконие - это целенаправленное нарушение правил поведения, установленных Богом.

Беззаконие - тяжкая форма греха. Если из-за своей греховной природы человек не специально совершает проступок перед Богом, то беззаконие - грех, который может доставить человеку удовольствие, и он совершает его, зная о последствиях. Это бунт, несогласие, гордость.

Как грех пришел в мир

Бог сотворил Адама и Еву, имея определенные виды на первых людей. Одной из важных функций, которую Творец возложил на человека, была забота о мире, который Он сотворил в Эдеме. Творец поместил людей в идеальные условия, и дал одну заповедь (закон), чтобы человек не ел с дерева познания добра и зла. В Бытие 2: 16,17 читаем:

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

В Эдеме появился дьявол. Он не захотел, чтобы у человека были идеальные отношения с Богом, и поэтому стал искушать Еву. Он утверждал, что, вкусив запретный плод, люди станут, как боги и будут различать, что есть добро, а что зло. Адаму и Еве это показалось интересным: быть Богом и не зависеть ни от кого - это мечта человечества с древних времен. Ева знала о запрете есть с дерева, где находился плод, и знала, что Бог говорил Адаму: если они попробуют плод, то смертью умрут. Но несмотря на такие жесткие предупреждения Бога, люди проявили свободу выбора и захотели стать равными Творцу.

Адам и Ева не послушались Бога, нарушили закон и грех, через это неповиновение пришел в мир. А на уровне генетики и мы рождаемся уже грешными.

Можно сделать вывод, что грех сидит в людях с момента зачатия, сидит в наших клетках, венах, крови. Во всем нашем существе. Потому что мы - потомки Адама и Евы.

Первые последствия греха

Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая за нарушение заповеди Бога, у них родились дети - Каин и Авель. Старший сын, Каин, был хорошим земледельцем, а младший, Авель, скотоводом. Случилось однажды им принести жертву Богу. Авель принес самого лучшего мяса, а Каин самых лучших и спелых овощей и других плодов земли.

Богу понравилось подношение Авеля, а дары Каина Он отверг. Творец увидел печальное сердце Каина и мысли его, и сказал Каину (Бытие 4:7):

если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Грех, словно магнит, тянет людей к себе, чтобы мы совершали но мы можем иметь над ним власть. Однако Каин не смог победить грех в своем сердце. Греховная природа родила в Каине зависть, а зависть побудила его убить родного брата. И он осуществил намерения сердца своего: Каин вывел брата в поле и там расправился с Авелем.

Таким было первое последствие греха - зависть и убийство.

Какие грехи существуют

Греховных поступков в жизни очень много, одни из них встречаются редко, а другие часть нашего естества:

  1. Зависть. "Ненавижу коллегу по работе, он все время счастлив, а моя жизнь - сплошные проблемы!" Это чувство грызет вас, пока вы, наконец, не выплескиваете всю злобу на человеке. Ярким примером зависти служит описанная выше история Каина и Авеля.
  2. Гордость. Очень часто слышим такие восклицания «Где твоя гордость!», «У меня тоже гордость есть». В этом контексте многие путают гордость с силой воли, твердостью. Гордость - ужасный грех, и означает, что в центре всего у человека стоит собственное «Я». «Я хочу», «ты должен сделать это, потому что я хочу».
  3. Блуд и прелюбодеяние. Блуд - половые отношения до брака, прелюбодеяние - это измена супругу или супругу в браке. Прелюбодеяние описано в Ветхом Завете как тяжкий грех. Когда Бог давал Моисею заповеди на горе Синай, одно из постановлений было «не прелюбодействуй».
  4. Убийство. Бог дает жизнь человеку, и только Он может эту жизнь забрать. Когда один человек насильно лишает жизни другого человека - это один из страшных грехов человечества.
  5. Сребролюбие. Буквальный перевод - «любить серебро». Типичный грех мира, в котором мы живем. Деньги важны в жизни, но если они начинают занимать все наши помыслы - это приводит к рабству и зависимости от греха.
  6. Идолопоклонство. Один из самых незаметных и еле уловимых грехов современной цивилизации. Если что-то в нашей жизни занимает главенствующее положение, а не Бог, то это идол. Например, телевизор, книги, деньги притягивают нас к себе, и мы все время тратим на них, забывая посвятить Богу хотя бы час в течение дня.

Скрытые грехи

Люди сами не замечают, как порой совершают грех. Нам кажется, что мы совершаем правильные поступки или вполне нормальные для человека действия. Обычно такие дела называются в современном мире «природными порывами», «ну я такая, какая есть», «вот такой я человек», «мне сложно измениться, да и кто из нас без греха». Люди констатируют факты, но противостоять или бороться с грехом никак не желают.

К грехам относятся также следующие проявления нашей плоти и мыслей, которые незаметно обнаруживаются в нашей жизни. Среди них такие грехи, как:

  • Злость.
  • Ссоры.
  • Ненависть.
  • Обман.
  • Клевета.
  • Сквернословие.
  • Корыстолюбие.

Для части человечества совершать такие грехи - норма, но следует помнить, что дела плоти ведут к осуждению Богом. Необходимо следить за своими поступками, делами, языком и сердцем.

До Христа и после

Логично, что если есть проступок, то за ним последует наказание. В Ветхом Завете наказанием за смертный грех была смерть. Смертными грехами в те времена считались ворожба, половое совокупление с животными, прелюбодеяние, убийство, применение физической силы к своим родителями, продажа человека в рабство, идолопоклонство. Грешника выводили за город и сбрасывали с горы или побивали камнями.

Существовали такие грехи, которые Бог прощал, если человек приносил в жертву животное. В основном это были грехи, совершенные случайно, по ошибке или незнанию, например, несоблюдение заповедей. В книге Левит 4:27-28 читаем, что Бог позволял в данной ситуации заколоть молодую козу без порока и принести ее в жертву. Тогда грех человеческий прощался. Грешный человек приводил к левиту (священнику) чистое животное, а левит совершал жертвоприношение, и грех «омывался» Богом.

Господь воплотился в человеческое тело, родился от женщины и умер на кресте, пролив кровь. Он принес себя в жертву, заклан был вместо агнца (овцы), чтобы человечество имело возможность жить без греха, если люди поверят и примут Бога в свою жизнь. И наказание за смертные грехи не вспомнится Богом, если люди примут Иисуса Христа и будут следовать заповедям Божьим.

Возмездие за грех - смерть

Если человек живет и радуется жизни, но не задумывается о жизни вечной и не пытается изменить в своей греховной природе ничего, тогда после смерти его ждет вторая гибель - духовная смерть. Тогда Бог людей накажет за грехи адом, где будет «скрежет» зубов и муки вечные. В послании к римлянам 6:23 читаем:

Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Каждый человек умирает, так определил Бог из-за нашего грехопадения. Но очень страшно, если в вечности нас ждет не жизнь вечная с Иисусом Христом, а муки и боль.

Через Библию Господь говорит нам, что все люди согрешили и лишены славы Божьей, то есть человечество не может жить в присутствии Бога, если мы грешны. А за грех Бог еще в Эдеме определил наказание человеку - смерть физическую, боль и страдания. Обращаясь к Адаму, творец говорит ему, что если он не послушается наказов Господа, то смертью умрет. Но физическая смерть - не самое страшное наказание за грехи. Страшно то, что ожидает людей после смерти.

Греховная жизнь ведет людей не только к духовной смерти, но и физической. Чем больше греха в жизни, тем быстрее может наступить финал. Согласно Писанию, наказание за грех - ад после физической смерти. Если человек не одумается и не встанет на праведный путь, не примет Господа в свою жизнь.

Духовная смерть, или вторая смерть - самое главное наказание Бога за грех.

Болезни и грех

Человек несовершенен, и на жизненном пути даже верующие люди совершают ошибки, промахи. Какие наказания за грехи может использовать в нашей земной жизни Бог? Самое главное наказание - смерть. Однако в редких случаях Бог использует болезни как форму наказания. Божье наказание за грехи болезнью Творец осуществляет, когда хочет остановить человека от необдуманных поступков, или чтобы люди задумались о своем поведении в жизни.

Жил в Иудее царь Езекия, который любил Бога. Однажды Езекия заболел, и пророки объявили, что он не поправится. К Езекии пришел знаменитый пророк Исая, он посоветовал царю приготовить завещание, чтобы оставить потомкам власть, так как время его жизни на исходе. Но Езекия не стал торопится, он отвернулся от него и в слезах помолился Богу. Творец внял молитве царя и благословил его здоровьем еще на пятнадцать лет. Эту историю можно прочитать в 4 книге Царств, 20 главе. Здесь мы видим, что болезнь - это последствие греховной природы человека. Бог не хотел, чтобы царь Езекия умер, но болезнь свойственна всем людям, и никто не может от нее убежать.

Через болезни Бог не наказывает людей, как думают многие. «Вот грешен я, Господь и дал болезнь». Нет. Болезнь - это проявления греха, греховного тела человека, которое мы имеем с самого момента рождения и соответственно изначально подвержены болезням.

В Библии встречаются случаи, когда Бог наказывает болезнями за грехи. Например, сестра Моисея Мириам покрылась проказой. Мириам упрекнула Моисея за его жену, и за это покрылась проказой, белой как снег стала кожа на ее лице. Моисей пожалел сестру, и по его молитве Бог исцелил Мириам

Но в современном мире Бог чаще использует наказание за грехи людей - смерть, а болезни как испытание или возможность человеку через недуги увидеть Божье исцеление и поверить в существование Творца.

Покаяние и спасение

Все люди боятся смерти, все страшатся умереть. Но когда-нибудь всем надлежит явиться перед Богом. Кара за грехи - смерть, вечная смерть. Но есть единственная возможность получить прощение и избежать наказания за грех - это Иисус Христос.

Сам Господь, когда ходил по земле, говорил такие слова (Евангелие от Иоанна 14:16):

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Господь - это единственный путь, чтобы увидеть Бога. Для этого, каждому человеку надо покаяться и разрешить Господу изменить сердце и жизнь. И тогда все грехи простятся.

А в знаменитых стихах того же евангелия от Иоанна 3:16,17 читаем:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Бог придумал удивительный план по спасению человечества. Он пожертвовал своим Сыном, чтобы каждый из нас был спасен и обрел жизнь вечную.

Спасение от греха заключено в Господе Иисусе Христе. Принимая в свою жизнь благую весть о том, что Бог спустился на землю и умер за грехи наши, мы обретаем спасение и прощение. Мы можем оступаться, но Бог окончательно прощает нам грех, и грех не имеет больше над нами власти.

Чтобы не зависеть от греха и греховных помыслов и жить в ожидании встречи с Богом, людям надо принять Иисуса Христа как личного спасителя, впустить Его в свою жизнь и полностью довериться Творцу. Для этого человеку надо встать на колени и попросить Бога войти в жизнь и изменить ее.

Единственное, чего Бог не простит, в соответствии с Библией, это если человек будет богохульствовать (хулить Бога); если при людях отречется от Иисуса Христа.

Ислам о грехе и наказании за грех

Ислам, как и христианство, тоже развивает мысль о грехе. Согласно Корану, самыми страшными и тяжелыми грехами считаются:

  • Убийство.
  • Колдовство.
  • Прекращение исполнения намаза.
  • Не соблюдать пост.
  • Не слушаться и не подчиняться родителям.
  • Не совершать обязательный хадж.
  • Гомосексуализм.
  • Измена в браке.
  • Ложные свидетельства.
  • Воровство.
  • Ложь.
  • Лицемерие.
  • Проклинать ближнего.
  • Спор.
  • Нанесение вреда соседям.

Наказание Аллаха за грехи в исламе есть, но Всевышний прощает все грехи, кроме неверия, если верующий сам просит о прощении. Если человек согрешил, то, по исламу, ему просто надо искренне покаяться, и тогда Аллах простит его.

В исламе считается, что грех Адама не переходит на генетическом уровне, а каждый человек ответственен только за поступки, которые он совершил в течение земной жизни.

Ислам проповедует, что у человека есть в соответствии с которой он делает решение: иметь спасение или жить в грехе. Если смертный человек живет и работает честно, но оступается и просит прощения у Аллаха, тогда он будет спасен и увидит Рай.

Все больше специалистов в области медицины склонны считать, что болезни имеют, кроме физических, так называемые психосоматические причины. При возникновении психоэмоциональных проблем у человека посылает импульсы тем или иным органам - и развивается недуг. Какова же связь между определенными заболеваниями и нашим внутренним миром?

Известный врач-психотерапевт Валерий Синельников утверждает: «Современная ортодоксальная медицина не излечивает людей именно потому, что борется с болезнью. То есть она стремится подавить ее или устраняет следствия. А причины остаются глубоко в подсознании и продолжают свое разрушительное действие».

Итак, говорят специалисты по психосоматике, если у вас в принципе что-то болит - то, скорее всего, вы испытываете чувство вины перед кем-то. Боль - это наказание за вину.

Аллергия - защитная реакция, связанная с неуверенностью в себе, перенесенными стрессами и чувством страха. Та же причина у кожных болезней. А фурункулы высыпают от того, что человек постоянно «кипит» внутри.

Болезни горла - признак обиды. Часто болит горло у детей, чьи родители постоянно ссорятся. Кашель может являться своеобразной формой защиты при неприятии какой-либо ситуации.

Если болит шея , это указывает на то, что мы проявляем упрямство и отказываемся принять точку зрения, отличную от нашей. Проблемы с щитовидкой свидетельствуют о том, что мы в данный момент не способны реализовать свои жизненные планы.

Болезни легких отражают наш бессознательный страх перед жизнью. А сердечнососудистая система страдает из-за таких негативных эмоций, как чувство вины, подавленная или неразделенная , отчаяние. От инфарктов и инсультов чаще всего умирают мужчины, так как они привыкли идти напролом и добиваться жизненных целей любыми средствами.

Высоким кровяным давлением (гипертонией ) страдают те, кто сожалеет о каких-то событиях в прошлом. Низкое давление (гипотония ) - у тех, кто испытывает комплекс неполноценности.

Проблемы с глазами указывают на то, что мы «отказываемся» видеть какие-то реалии нашей жизни, а с ушами - означают, что мы чего-то не хотим слышать. Боль в ушах сигнализирует о раздражении, вызванном услышанным.

Неприятности с желудком сигнализируют, что мы никак не можем адаптироваться к новой для себя ситуации. Язва желудка возникает, если мы боимся ситуации. А лишний вес, полнота появляются как психологическая защита от жизненного негатива. Камни в почках, печени, желчном пузыре «растут», когда мы на что-то сильно злимся.

Недуги позвоночника - знак, что вам не хватает эмоциональной поддержки или вы никак не можете определиться с жизненными приоритетами. Заболевания половых органов всегда связаны с проблемами в любовной сфере, с неуверенностью в своей мужской или женской состоятельности.

Ноги - символ жизненной опоры, поэтому, если они болят или отекают, это означает, что человек не чувствует «почвы» под ногами - недоволен своей жизнью, не уверен в завтрашнем дне. Артритом и страдают те, кто ощущает отсутствие любви со стороны окружающих, слишком критичен к себе, обижен на весь мир.

И наконец, любые виды опухолей возникают от того, что человек испытывает сильное чувство ненависти к чему-то или кому-то.

Попробуйте осознать, почему именно вы заболели, и возможно, это станет началом излечения.