О чем молятся праведному иоанну кронштадтскому. Молитвы святому иоанну кронштадтскому

Иоанн Кронштадтский почитается среди православных христиан как чудотворец. Молитвы, обращенные к нему, способны исцелять даже самые тяжелые заболевания.

Святой Иоанн помогает каждому, кто обращается к нему с молитвой. Сила чудотворного лика не раз проявила свои чудодейственные свойства. А при жизни к святому праведнику стекалось множество паломников, которые просили совета у мудрого Иоанна.

История и описание иконы

Иоанн Кронштадтский с раннего детства был одарен, и в шестилетнем возрасте к нему явился . Святой, подобно Сергию Радонежскому, обрел способности к обучению лишь после молитв. Закончив семинарию и академию, Иоанн стал священником, и к преподобному вскоре стали обращаться за мудрыми советами. Благодаря врожденному чувству сострадания отец Иоанн всегда подбирал верные слова для каждого прихожанина, помогал молитвами и исцелял людей с любыми недугами. Кроме чудес исцеления, Иоанн поддерживал благотворительную деятельность, ежедневно кормил нуждающихся, число которых доходило до тысячи. Праведник снискал славу по всему миру и после своей кончины был канонизирован Русской Православной Церковью.

Иоанн Кронштадтский изображен старцем в одеянии священника. Изображается святой с Чашей и Евангелием в левой руке, а правой благословляет всех, кто обращается к нему за помощью. На некоторых иконах Иоанн изображен с крестом в правой руке и Кронштадтским Собором в левой. Есть и изображения, где старец держит в руках свиток с надписью, которая различна на иконах.

В чем помогает икона Иоанна Кронштадтского

К святому обращаются в разных жизненных ситуациях с просьбами:

  • об излечении от болезней;
  • о даровании разума детям;
  • при обучении;
  • чтобы избежать искушений;
  • от алкоголизма и прочих зависимостей;
  • молятся о сохранении здоровья пожилые люди.

Праведные молитвы, даже сказанные своими словами, способны изменить жизнь каждого в лучшую сторону, помочь справиться с бушующими эмоциями и отказаться от негативных действий, которые способны разрушить душу.

День празднования иконы

День памяти православного святого Иоанна отмечают два раза в год. Первый раз — 2 января , в день его кончины, а также 14 июня , в день его прославления.

Молитва перед иконой

«Чудотворец Иоанн! Спаси и сохрани раба Божьего (имя). Даруй мне здоровья и исцеление от мук телесных и душевных. Наставь на путь истинный и не дай пропасть в пучине гнева своего и жадности. Сохрани семью мою в крепости и мире, даруй разума отпрыскам, дабы смогли они постичь премудрости обучения. Спаси и сохрани души всех моих близких да не оставь в трудный час без своей поддержки. Аминь».

Где находится икона Иоанна Кронштадтского

Паломники посещают монастырь, основанный святым Иоанном, который находится в Санкт-Петербурге. В нем размещается усыпальница, в которой захоронен чудотворец. Иконы Иоанна есть во множестве городов по всей России и за рубежом: в Москве, Эстонии, Брянске, поселке Березник Архангельской области, в Минске, в Запорожье, в Республике Узбекистан.

Православные молитвы дают помощь и поддержку каждому. С их помощью гораздо проще справляться с трудностями, вести праведный образ жизни и противостоять негативу. Желаем вам здоровья и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

02.01.2018 05:15

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

Во время суетной и тревожной жизни порой так хочется окунуться в покой, и сделать это возможно в православном храме около святого образа Иоанна.

Икона Иоанна Кронштадтского присутствует во многих христианских церквях. Преподобный святой продолжает помогать людям и после смерти также, как помогал во время своей Богу и людям посвященной жизни.

Отличительные черты иконы Иоанна Кронштадтского

Преподобный протоиерей скончался в 1908 году, в это время уже существовал фотограф, и до настоящего времени сохранились прижизненные снимки святого, помогающие иконописцам передать облик святого на полотне.

Праведный Иоанн Кронштадтский

Внимательно взирая на образ святого, даже на расстоянии понимаешь, что перед тобой лик человека, имеющего при жизни глубокий ум и сильную волю.

Во время молитвы святому с иконы нисходит особая благодать, молящие порой чувствуют присутствие преподобного около себя, его образ буквально оживает и от смертных отличается только нимбом над головой.

В чем помогает икона

Из воспоминаний монахов монастыря, в котором служил протоиерей Иоанн, известно, что святой никогда не отказывал людям в помощи, чудеса исцеления происходили как при жизни преподобного, так и после смерти.

У святого образа христиане просят о даровании:

Люди, зависящие от алкоголя, были под особой опекой святителя. К нему за помощью приходили не только родственники пьяниц, но и сами хронические алкоголики. Никому не отказывал любящий людей батюшка.

Молодые приходят к иконам святого просить о даровании усердия в учебе, старики - о достойной старости, духовном и телесном здоровье.

Важно! Бескорыстная помощь святого при жизни продолжается в чудодейственных проявлениях, дарованных по молитвам у святого образа.

Помогает Иоанн Кронштадтский всем, независимо от вероисповедания и общественного статуса. С благодарением уходят от святого богатые и нищие, больные и здоровые, молодые и старые.

Как при жизни праведника, так и после его смерти люди считают за честь пожертвовать на храм во имя укрепления христианской веры.

Чудеса по молитвам

Нескончаем поток благодарственных посланий, записанных в храме Иоанна Кронштадтского, после полученных чудесным образом исцелений и освобождений.

  • Евгении врачи вынесли приговор - бездетность, но женщина не сдалась, если нет лечения, тогда надо надеяться на Божье исцеление. Женщина поехала к святым мощам святого, долго молилась у иконы преподобного и, по возвращении домой оказалось, что она беременна.
  • Протоиерея Владимира Гамариса подвергли религиозным гонениям в 1982 году по сфабрикованному обвинению. Владимир попросил в письме защиты архиерея, отправил послание и в ту же ночь увидел сон, в котором святой Иоанн молился на коленях у алтаря его церкви. Наутро пришла весть, что замысел безбожников провалился.
  • Светлана Цвирко благодарил батюшку за чудесное исцеление мамы и свекрови. У ее мамы подозревали рак, и она приехала в Петербург на обследование. Здесь же лечилась свекровь, у которой обнаружили гангрену и почерневшую ногу хотели ампутировать. Женщина целый день провела в молитвах около могилы Иоанна, после чего позвонила мама и сказала, что рака нет, произошла ошибка, а вскоре и свекровь выписали, гангрена отступила сама по себе. С того времени икона святого Иоанна Кронштадтского, приложенная к могиле святого, постоянно находится со Светланой.

Перечень чудес, совершенных по молитвам около чудодейственного образа, не имеет конца.

Муж сразу поехал. Как же долго тянулось время! На следующее утро был очередной врачебный обход. Доктор объясняла переволновавшимся матерям,
что их детки получше себя чувствуют, что мамочки могут уже особо не переживать, а о моём сыне молчала.

У меня замерло сердце. Я сама окликнула её, спросив, что же с моим ребёнком.
Доктор мне ответила: «Мамочка, а с вашим, скорее всего, произошла какая-то ошибка. Иначе это ничем не объяснить. Малыш абсолютно здоров. И вес, и температура нормальные. Вам его сейчас принесут кормить». Слава Богу!!!

И это один из многих случаев молитвенной помощи дорогого батюшки Иоанна Кронштадтского нашей семье. Всё не перечислить. Что-то настолько личное, что не доверишь бумаге. Но всё в памяти, и благодарность всей нашей семьи у нас в сердцах. Низкий поклон Святому Батюшке и благодарение Богу!

Оксана А.
«Сыну языки “не даются никак ”»

Доброго дня, редакция! Моему сыну, Ивану, очень непросто учиться в гимназии. Как-то в разговоре с бабушкой я пожаловалась ей, что сыну языки «не даются никак». Она сказала, что будет молиться за Ваню святому праведному Иоанну Кронштадскому. Я тоже (всего несколько раз и с сомнениями, прости Господи) просила святого о помощи в учении сыну.

И вот, будучи уже в третьем классе, он впервые испытал живой интерес к английскому, улучшились четвертные отметки по русскому и английскому языкам. Святой праведный отче Иоанне Кронштадский, моли Бога о нас! Умоли Господа помочь нашему неверию!

Татьяна
«Смотрела на его икону и молила о помощи, как могла»

Несколько лет назад я и вся моя семья столкнулись с тяжёлым моим недугом – наркозависимостью. К тому же у меня ещё была зависимость от экстремального спорта, где я безрассудно постоянно получала травмы и ломала кости.

Моя лучшая подруга, чувствуя мои проблемы, но до конца не зная их, просто дала мне ссылку на Душепопечительский православный центр во имя святого Иоанна Кронштадтского . На тот момент внутри меня всё сопротивлялось лечению и исцелению. Точнее, мне казалось, что ничего серьезного нет, это просто этап взросления. Потом только я поняла, насколько сильна милость Божья, Его любовь и ежесекундная забота о нашем спасении!!! Нам, наверное, даже невозможно этого представить в полной мере.

Ссылку я сохранила, и через какое-то время, с Божьей помощью, пришла в этот центр. На тот момент ничего не знала о святом Иоанне Кронштадтском. Просто сидела в приёмной центра, смотрела на его икону и молила о помощи, как могла...

А потом внутри меня что-то изменилось, и я осознала нечто важное – стыд и милость Божью! Дальше началась долгая и мучительная борьба со злом внутри себя. Каждый раз молила Бога и Святых дать сил просто дойти до храма. Очень благодарна святому покровителю центра Иоанну Кронштадтскому за то, что его молитвами трудятся специалисты и служители храма, спасаются сотни людей и их семьи. Это чудо!

Сейчас у меня всё благополучно. Я вышла замуж, мы венчались сразу после росписи. У меня потрясающая работа – логопед-дефектолог. Мы с мужем ждём рождения нашего малыша.

Верьте в молитвы святых Отцов! Милость Божья необъятно огромна!

Евгения
«Молилась о даровании нам ребёночка»

Два года назад мы с мужем на Новый год ездили в паломническую поездку в Петербург, где я молилась у мощей о даровании нам ребёночка.

Когда вернулись в Москву, я поняла, что беременна. Сейчас у нас сын Иван. Слава Богу!!!

Протоиерей Владимир Гамарис
«Безбожники отступают»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский помог мне в 1982 году, когда я подвергался гонениям от безбожных властей, киевского областного уполномоченного совета по делам религий и активно помогавших им двух недоброжелателей-клеветников. Мне на моём приходе в Ирпене устроили подлую провокацию. Я написал рапорт о попытке срыва богослужения, который с большим трудом смог передать правящему архиерею. Без сил поздно ночью заснул весь разбитый.

Мне во сне приснился наш алтарь. Я стою возле Престола. В алтарь быстрым, энергичным шагом входит , преклоняет колена, молится, говорит мне несколько каких-то слов поддержки и одобрения и выходит из алтаря. Приободрившись, наутро еду к своему архиерею. И чувствую, что спланированная и хорошо организованная провокация врагов Церкви провалилась. Всё у них рассыпается. Безбожники отступают, проблемы с уполномоченным владыка улаживает и меня защищает. Мне было тогда 28 лет, моей жене 19...

Не сомневаюсь, что Господь защитил меня по молитвам святого праведного Иоанна Кронштадтского. Поэтому, когда у нас в 1984 родился сын, мы его назвали Иоанном...

Зинаида
«Второго января в нашем храме яблоку негде упасть»

А в селе Никольском, в обители батюшки Зосимы, второго января в храме яблоку негде упасть. Люди едут и идут помолиться святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому, приносят и приводят детей с верой в помощь святого батюшки. И так много лет подряд. Наверняка, есть конкретные примеры помощи, а самое главное, что народ приходит помолиться своему любимому батюшке. И такая радость в душе! Отче Иоанне, моли Бога о нас! Такой вот пример народной любви к батюшке на просторах Украины.

Светлана Цвирко
«Свекрови хотели ампутировать ногу»

В 2012 году была на обучении в Петербурге в течение пяти дней. В первый же день после учёбы поехала в Иоанновский монастырь, где ранее ни разу не была, но очень хотелось посетить могилу батюшки Иоанна.

Моя мама на следующий день должна была идти на медицинское обследование, и подозревали самое худшее. Свекровь также лежала в больнице. Возраст её был тогда 76 лет. Хотели ампутировать ногу: пошла гангрена, нога почернела. Я очень расстраивалась, боялась за неё. Волновалась и за мужа – как он переживёт, если свекровь не выдержит ампутации.

Припала я к могилке отца Иоанна и просила, просила, просила. Назавтра позвонила мама после проведения обследования и сказала, что рака нет, но надо лечиться. Через дней десять, когда я уже вернулась, муж рассказал мне, что мать его выписали из больницы: чернота на ноге стала проходить и гангрены нет – ошиблись, мол, врачи... Слава Богу за всё!!!

Теперь я знаю, что батюшка помог. Его иконка, приложенная к могиле, всегда перед моим взором. Святой праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!

Иерей Евгений Цыпленков
«Однажды я прочёл статью против отца Иоанна»

Этот случай произошел на заре моего священнического служения в 2002 году.

Я слышал о чудесах, происходивших после молитвы , почитал его как святого. Мне было дорого, что жил он не так давно, что о нём осталось много свидетельств. Но однажды я прочёл статью противника его прославления… Тягостные размышления об этой статье заняли у меня всё время от вечернего богослужения и всю ночь.

Утром служить литургию, а я был совершенно разбит этими мыслями, бессонницей... Какая у меня могла быть молитва? Но отменить службу было невозможно. В полном расстройстве я облачался перед проскомидией, как вдруг меня вызвали из алтаря.

Обратилась пожилая женщина: «Батюшка, вот у нас в семье какая-то книжка божественная, но она никому не нужна, её никто не читает, на неё ставят сковородки, уже истрепали всю, это ж грех, наверное. Заберите её, пожалуйста!» Я взял в руки книгу – и вправду истрёпана: обложка в пятнах, названия не прочитать, корешок оторван... Открываю и вижу: «Иоанн Сергиев, протоиерей. Моя жизнь во Христе»... Литургия прошла на одном дыхании.

Ольга
«Я стала просить батюшку вразумить сына»

Наша семья переехала жить в другой город, когда сыну было 14 лет. Он очень скучал по своим друзьям и следующим летом, поехав в гости к бабушке с дедушкой (родителям мужа), сразу же направился к друзьям в наш бывший двор и загулялся до того, что общественный транспорт уже не ходил. Я по телефону отругала его и сказала, чтобы он ехал домой на такси. Он сказал, что тогда у него совсем не останется карманных денег, что он будет ночевать на улице, и выключил телефон. Время шло, наше беспокойство за сына и стариков, которые тоже переживали, не могли заснуть, росло.

Я тогда делала первые шаги в вере и ещё даже не была крещена. Молилась, как могла. И вдруг в моём сознании возникло имя святого Иоанна Кронштадтского, я стала вразумить сына. И буквально сразу раздался звонок: сын извинился и сказал, что уже едет на такси домой. Этот случай послужил укреплению моей веры. А к батюшке Иоанну у меня очень тёплое чувство.

Максим Злобин
«Получил не только икону, но и благословение святого»

У меня маленькое чудо, но всё же очень значимое для меня. Около года назад начал молиться святому праведному Иоанну Кронштадтскому, чтобы он помог мне обрести его икону. Дело в том, что очень почитаю этого великого святого, но по забывчивости и суетности жизни, уже несколько лет не могу приобрести его икону.

И вот примерно через несколько недель звонит мой друг и говорит, что хочет подарить мне икону... святого праведного Иоанна Кронштадтского. Причём не просто икону, а икону, на обороте которой – фото собственноручной надписи святого: «Благословляю тебя именем Господним. Протоиерей Иоанн Сергиев, 28 января 1904 г».

Таким образом, получил не только икону, но и благословение святого. Вот так святой праведный Иоанн Кронштадтский быстро откликнулся на молитву.

Наталия
«И весь мир вокруг стал прекрасен»

В 2007 году я увольнялась с работы, вышла из здания нашего управления после общения с кадровиком вся в очень расстроенных чувствах. Рядом находился Иоанновский монастырь, я туда и зашла, постояла в усыпальнице, поплакалась на могилке отца Иоанна, вышла оттуда все ещё очень расстроенная.

Только подумала, что пишут о том, как от отца Иоанна ещё никто не уходил не утешенным – и в этот момент всё изменилось: выглянуло из-за туч солнце, всё осияло, а на душе стало очень хорошо – мирно, тихо, спокойно, легко, и весь мир вокруг стал прекрасен.

И все необходимые подписи и бумаги для увольнения были собраны за два дня без малейших препятствий. Кадровик, когда всё это получил, был сильно удивлён и признался, что такое на его памяти было только с одним человеком, извинился передо мной и был очень любезен.

Андрей
«Мой приход к вере был через святого Иоанна Кронштадтского»

Я раньше в храм не ходил. И вот однажды, Великим постом, включил свой любимый канал ТВ3, а там заканчивалась передача об Иоанне Кронштадтском. Минут пять я посмотрел и очень захотел узнать о нём больше, раньше я о нём слышал, но не интересовался. Накануне сын разбил ноутбук, и интернета не было, а в городской библиотеке, как я подумал, биографии святого нет.

И на следующий день я пришел в храм, нашёл батюшку, и он дал мне почитать два тома «Моя Жизнь во Христе». По мере чтения мой внутренний мир начал меняться, я стал чаще ходить в храм, беседовать со священником.

Однажды я его спросил, кто мой святой покровитель, которому я должен молиться. Зовут меня Андрей, и я думал, что это апостол Андрей Первозванный. Батюшка мне ответил: «Кто ближе к сердцу, тому и молись». А близок к сердцу стал святой Иоанн Кронштадтский. Изучая его биографию, я узнал, что святой всю свою жизнь служил в Кронштадтском Андреевском соборе, и моей радости не было предела!

В очередной раз, молясь у иконы святого праведного Иоанна Кронштадтского, опять Великим постом, мысленно прошу святого: как бы мне попасть к его мощам в Питер, хотя сам живу на севере, очень далеко. И вот, спустя пару дней, звонит родственник и просит помочь пригнать машину из Питера. Так через неделю я оказался у мощей святого! Радости было через край! Вот так мою жизнь изменил святой Иоанн Кронштадтский, и это лишь малая часть чудес из моей новой жизни!

Алевтина Викторовна
«Отец Иоанн Кронштадтский вытащил меня из тьмы неверия»

Когда Сергиев Посад назывался еще Загорском, нам на работе организовали экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру. Я не была верующей, даже страшно теперь вспоминать о том времени. А ведь я крещеная, мои предки все были верующие.

В Лавре я купила две тоненькие книжечки в церковной лавке. Так я узнала имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, и началась моя долгая и удивительная дорога в храм Божий.

По молитвам отца Иоанна, я познакомилась и долгое время общалась с внучкой его духовной дочери Татьяной Глебовной Варыпаевой, ныне покойной, Царство ей Небесное. Она давала мне книги об отце Иоанне, подарила его фотографию с автографом, много рассказывала о своей бабушке Зое, о своих родителях, которые были верующими людьми.

Любимый мой батюшка, отец Иоанн Кронштадтский, вымолил меня, вытащил из тьмы неверия, дал руководителя в то время, когда я ещё не имела своего духовника. Татьяна Глебовна была для меня свет в окошке. До сих пор я чувствую её духовную поддержку.

Когда я бываю в Санкт-Петербурге, всегда езжу на Карповку, к батюшке. Там его икона большая, и всякий раз он смотрит на меня по-разному. Иногда, даже очень ласково, но в основном строго, и я знаю, за что. Батюшка, помолись обо мне грешной, о моих детях, о брате моём, о маме, о стране нашей, властех и воинстве ея!

Наталия, Берлин
«Да это же Иоанн Кронштадтский прислал вам эту книгу!»

Расскажу, как святой Иоанн Кронштадтский прислал книгу для моей мамы. Как-то в наш храм привезли книги, и я купила сразу много. Прошло примерно полгода, как начала читать из тех купленных – «Жизнеописание, чудеса и наставления» о святом Иоанне Кронштадтском. Начала читать и так в душе огорчилась, что не купила и для мамы. Поясню: чаще всего я покупаю книги в двойном экземпляре: себе и маме, вернее, родителям (папа тоже их читает). Сейчас ловлю себя на мысли: а ведь папа мой – Иоанн!

Так вот читаю и огорчаюсь: книга не тоненькая, откопировать не смогу, купить не получится, давно все раскупили. Прихожу в следующий раз в храм и сразу при входе на полке вижу эту книгу. Подошла расплатиться, а на меня прямо набросились: где я её взяла? Многие спрашивают эту книгу, все экземпляры давно распродали.

Батюшке рассказываю, а он: «Да это же Иоанн Кронштадтский прислал вам эту книгу!» Радости не было конца! Написала письмо, что книга от самого святого Иоанна Кронштадтского, и вместе с книгой отправила родителям (они живут на Украине). Святой Иоанн Кронштадтский – самый любимый из любимых моих святых, он помогает нам постоянно.

Святой праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!

По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиной перед святой иконой, например, Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, так что если вера твоя в присутствии лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своею бывает тут. Пример – чудотворные иконы, говорившие, источавшие слезы, кровь и проч.; потому именно все они смотрят необыкновенно живо и выразительно. Что невозможного для Бога, Который может оживотворить камень и образовать из него человека? – Так же чудесно Он может сделать это с живописным образом. «Все возможно верующему» (), и к верующему чудесно сходит Вышний. Соединяется же Он со знамением Креста Животворящего и чудодействует (1).

* * *

Иконы Спасителя во всяком доме православном изображают Его вездеприсутствие, Его владычество на всяком месте, а образ святых – соприсутствие или близость к нам святых по благодати Божией, как членов единого тела Церкви, соединенных под единым Главою, Христом (1).

* * *

Если я молюсь Богу моему с сердечной, живой, совершенной верой, тогда я близок не только к Нему, как сын к Отцу, живущему в одном с ним доме, но и ко всем премирным силам небесным, ко всем святым, царствующим на небесах, и они ничем не дальше от меня, как мои иконы, перед которыми я молюсь. Потому прекрасное у нас обыкновение иметь в своих домах иконы Господа, Пречистой Его Матери, Архангелов, Ангела Хранителя и святых и молиться перед ними: близость их к нашему взору телесному означает еще большую близость их взору душевному, вооруженному верой несомненной (1).

* * *

Поклоняясь иконам, я, во-первых, почитаю в них Бога, родившего безначально Сына – Образ Свой живой, который бесконечной мысли Бога Отца дал вещественное бытие, сотворив миры и всех тварей, бывших в мысли Божией, и человека, сотворенного по образу и по подобию Божию; во-вторых, я почитаю образ Бога воплощенного; в-третьих, уважаю сам себя, свой образ бессмертного богоподобного человека, призванного быть причастником божественного естества едино с Господом, храм Духа Святого. Еще я невольно побуждаюсь почитать иконы потому, что вижу проявлявшуюся через них спасительную силу Божию для верных и карающую для неверных, как вижу и ощущаю эту же силу в образе креста Господня, который по чудодейственной силе своей называется чудотворящим. По всем этим причинам иконы заменяют для меня самые лица, имена которых они носят. Лики святых на наших иконах представляют нам близость по духу святых Божиих, которые все живы у Бога и во Святом Духе всегда близки к нам по сердечной нашей вере и молитве к ним. Ибо что может быть отдаленным для Духа Божия, вездесущего и вся исполняющего и проникающего все умные, чистые, тончайшие духи (). «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (). Значит, не только Богу, но и Ангелам открыты расположения нашей души. «Предстоя пред Тобою и пред страшными и святыми Ангелы Твоими... приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй» (1).

* * *

Если кто вас спросит, зачем вы молитесь иконам бездушным, какая вам от них польза, скажите, что от икон наших мы несравненно больше получаем пользы, чем от самого доброго и благотворительного человека, скажите, что от икон приходит всегда благодатная сила и помощь душам вашим, избавляющая вас от грехов, скорбей и болезней, особенно же от икон Спаса и Богоматери, что одно сердечное с верой воззрение на них как на живых и близ нас находящихся спасает от лютых скорбей, страстей и мраков душевных, что если прикосновение к ризам Спасителя и платкам апостолов делало больных здоровыми, то тем более лики Спасителя и Богоматери сильны исцелить верующих от всякой скорби, по вере в Господа и Богоматерь (1).

* * *

Как ты видишь на иконе лицо Божией Матери, так Она, Пречистая Матерь Недремлющего Ока (Господа), видит всю душу твою, все помышления, чувства, намерения, предприятия, все страсти, слабости, недостатки, конечно, и добродетели, все вздохи, слезы, все благоговение, слышит благодарение, славословие, все тайные и явные молитвы. Чудно ведение Ее, ибо Она Матерь Всеведущего и Вездесущего, создавшего сердца наши (1).

* * *

Когда молишься перед образом Господа, или Богоматери, или святых, спроси себя внутренне: искренно ли ты и с любовью ли взираешь на святые иконы, с верой ли, всем ли сердцем молишься, всем ли помышлением и всем ли упованием? Не спит ли твое сердце, не спит ли твоя мысль? (4)

* * *

Лицом к лицу, уста к устам беседуем мы, христиане православные, с Господом, Богоматерью, святыми Ангелами и всеми святыми. Вот что значит по православно-христианскому обычаю благоговейно перед иконами святыми молиться духом и истиной. Вот для чего мы поставляем их в храмах и в молитвенных домах (часовнях) и у себя в жилищах. Мы веруем в близость к нам Господа и святых Его и в то, что мы одно духовное тело с ними, одна Церковь, как и едина Глава их и наша, Господь . При такой нашей вере в святые иконы и в Церковь будете ли вы, иконоборцы-еретики, бросать в них камнями осуждения клеветнического? Мы правы, а вы не правы и фальшивы (4).

* * *

В живоносном лице Спасителя, Божией Матери, Предтечи и святых изображена самая святая правда, благость, смирение, милосердие. С какой любовью надобно смотреть на святые иконы, на изображение святого Креста, на Евангелие и прочие святыни, напоминающие нам о великих делах и словесах Божиих и святых угодников! Так и смотри, а не поникай в землю лицом, не чуждайся сердцем и взором, как лютеране, пашковцы или евреи.

Присвояйся небесной Церкви. Любишь памятники знаменитых чем-либо людей, любишь смотреть на их портреты, фотографии – отчего не любишь смотреть на лики святых? Ты непоследователен и весьма, весьма глуповат, фальшив и диковат (4).

* * *

Смотря на иконостас в храме, в часовне или дома, вспомни слова Спасителя: «вы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (). И говори: по милости Божией мы, православные и верные христиане, сожители Богоматери и всем святым. Вот почему мы употребляем святые иконы и чтим их, а в них – самое первообразное, то есть самих святых, составляем с ними один собор, одну , небесную и земную. Почитая их, мы вспоминаем и чтим их подвиги из любви к Богу, их верность и преданность Ему до смерти и хотим сами подражать им в вере и самоотвержении ради имени Его (4).

* * *

Православный христианин обращается лицом к святым иконам Спасителя, Божьей Матери, Ангелов и святых различных для того, чтобы наглядно показать свою веру в присутствии их, в близость их к себе; в святых иконах реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы висим как бы в воздухе, не зная, кому молимся (4).

* * *

Вы смотрите на икону Спасителя и видите, что Он взирает на вас пресветлейшими очами, – это взирание и есть образ того, что Он действительно взирает на вас яснейшими солнца очами Своими и видит все ваши мысли, слышит все ваши сердечные желания и вздохи. Образ – образ и есть, в чертах и знаках он представляет то, что неначертаемо и неозначаемо, а постижимо только верой. Верьте же, что Спаситель всегда на вас призирает и видит вас всех – со всеми вашими думами, скорбями, воздыханиями, со всеми вашими обстоятельствами, как на ладони. «Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною» (), – говорит Господь. Как много утешения, жизни в этих словах Вседержавного Промыслителя! Итак, молитесь перед иконой Спасителя, как бы перед Ним Самим, Человеколюбец присущ ей благодатью Своею и очами, на ней написанными, точно взирает на вас: на всяком месте очи Его смотрят (), значит, и на иконе, и слухом, на ней изображенным, слушает вас. Но помните, что очи Его – очи Божеские, и уши Его – уши Бога вездесущего (6).

* * *

Господь хранит не только все кости (), но и образа святых угодников, не давая им погибать в тлении, пренебрежении и долулежании, взыскуя их чудесно, как это мы знаем из описания явлений чудотворных икон, особенно икон Пречистой Матери Божией – Владычицы нашей. Так Господу дорог образ человека, особенно святого человека, сосуда благодати. Через образ Он и чудеса творит или подает невидимые силы исцелений и утешения (6).

* * *

Смотря на икону Божией Матери с предвечным Младенцем, подивись, как искренне соединилось Божество с человечеством, прославь благость и всемогущество Божие и, познав свое достоинство человеческое, живи достойно высокого звания, к которому ты призван во Христе, то есть звания чада Божия и наследника вечного блаженства (7).

* * *

Иконы мы держим у себя в домах и поклоняемся им, между прочим, в показание того, что очи Господа Бога и всех небожителей постоянно устремлены на нас и зрят не только все дела наши, но и слова, и помышления, и желания (7).

* * *

Образность или символика есть потребность человеческой природы в настоящем духовно-чувственном нашем состоянии: она наглядно объясняет нам весьма многое из духовного мира, чего без образов и символов мы не могли бы знать. Отсюда Божественный Учитель, Ипостасная Премудрость, все сотворившая, Сын Божий Господь наш поучал часто людей образами или притчами; отсюда и в храме нашем православном принято многое представлять взору христиан образно, например, Самого Господа на иконе, Пречистую Богородицу, Ангелов и всех святых, чтобы мы соображали жизнь свою, соображали все мысли, слова и дела по образу мыслей, слов и дел Господа и святых Его; отсюда частое изображение креста, каждение ладаном, возжжение свечей и лампад, входы и выходы из алтаря; для этого поклоны, главопреклонения, падение ниц (мы пали глубоко через грех). Все это напоминает нам о разных духовных предметах и состояниях. Образность много влияет на душу человеческую, на творительную или деятельную ее способность. Так, говорят, если мать во время чревоношения часто смотрит на лицо или образ любимого мужа, то младенец рождается очень похожим на отца, или если смотрит на портрет прекрасного дитя, то у ней рождается прекрасный младенец; так, если христианин часто, с любовью и благоговением взирает на образ Господа Иисуса Христа или Пречистой Его Матери и святых Его, то и его душа приемлет духовные черты любезнозримого лица (кротости, смирения, милосердия, воздержания). О, если бы мы чаще взирали на лики и особенно на жизнь Господа и святых Его, как бы мы изменялись, восходили от силы в силу! (7)

* * *

Если усомнишься, освящена ли икона Божией Матери, перед которой молишься, то ведай, что Сама Первообразная Владычица преосвященна уже тысяча девятьсот лет еще во утробе родителей Ее – Иоакима и Анны, потом по рождении и во храме Иерусалимском и, наконец, неизреченным воплощением от Нее Бога Слова. Всегда Она свята и пресвята вечно, непоколебимо, неизменно, и Она на всяком месте есть, всякой иконе Своей присуща и одним начертанием Ее лика и имени и лика Спасова и имени Его уже освящает вещество самим ликом Своим и начертанием имен. В простоте сердца взирай на всякую икону, а сомнение – от диавола, чтобы отвлечь от сердечной молитвы. Говори ему: вся земля свята, на всяком месте владычество Господа моего и Пречистой Его Матери – Владычицы всего мира, на Нее, Пречистую, сердечными очами взираю, а не доске поклоняюсь: изображение сделано только в помощь моей немощи (7).

* * *

Чудотворные иконы Божией Матери и других святых научают нас взирать на всякую икону как на самого того святого или святую, которым молимся, как на живые и собеседующие с нами лица, ибо они близки к нам так же и еще больше, чем иконы, только бы с верой и сердечным расположением мы молились им (7).

* * *

Не для красоты ли твоего жилища, как прекрасную мебель, как украшение, вешаешь ты у себя в доме богатые и живописные иконы, не относясь к ним с сердечной верой, любовью и благоговением, как к святыне? Спроси свое сердце, не так ли это. Иконы в доме или в храме не для вида, а для молитвы, для почитания, для назидания. Лики святых должны быть нашими домашними церковными учителями. Читай житие их и печатлей их на сердце своем, да и сам старайся сообразоваться житию их (7).

* * *

Изображениям святых мы поклоняемся как изображениям славных и всехвальных добродетелей христианских: веры, упования, любви, самоотвержения, милосердия, кротости, смирения, незлобия, мужества и терпения, послушания, чистоты, непрестанной молитвы, душевного бодрствования. Вот кому и чему поклоняемся, – поклоняемся в них Самому Богу, в них вселившемуся и в них действующему и совершающему через них благотворные чудеса исцелений.

Употребление святых икон в православных и в других христианских обществах необходимо потому – сверх прочих причин, – что Господь, Пресвятая Богородица, святые Ангелы и святые угодники недоступны нашему бренному зрению в их небесной чудной славе, а в святых иконах они доступны, осязаемы, так сказать, и наша природа – двойственная, духовная и телесная, требует видимого, осязательного образа – самого Тела и Крови Христовых в причащении под видом хлеба и вина. Потому Господь, снисходя к нашей немощи, Сам изобразил Себя на убрусе и предал Свой образ на поклонение благочестное, исцеление, утешение людям на все века; потому дал нам пречистое Тело и Кровь; потому миром печатлеет нас в Миропомазании для видимого сообщения даров Святого Духа (10).

* * *

Почитая иконы, я почитаю олицетворенную добродетель, почитаю восстановленный в падшем человеке образ и подобие Божие, почитаю Бога, во святых почивающего, ибо «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ().

Святой праведный
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (†1908)

Детство

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (настоящее имя Иван Ильич Се́ргиев) родился 19 октября (1 ноября по новому стилю) 1829 г. в селе Сура Архангельской губернии - на далеком севере России - в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, думая, что дитя не доживет до утра, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день празднуемого Св. Церковью. Вскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться.

Родители Вани были людьми простыми и глубоко верующими. Отец, Илья Михайлович, пел и читал молитвы во время богослужения в местной сельской церкви. Он с раннего детства брал своего сына в церковь и тем воспитал в нём особенную любовь к богослужению.

Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой твари.

Уже в детстве ему была свойственна особая чуткость к проявлениям духовного мира: в 6 лет Иоанн сподобился явления своего Ангела-Хранителя. Маленький Ваня часто болел и порой долгие дни проводил в постели. Он не только видел, как молится за его здоровье мама, но и сам молился с ней.

В 6 лет отец купил Ване букварь и стал обучать сына грамоте. Грамота вначале давалась ему с трудом, как и преподобному Сергию Радонежскому, - и точно так же, как и Преподобный, по молитве отрок Иоанн обрел способности к учению. Однажды ночью, когда все спали, шестилетний Ваня увидел в комнате необычный свет. Присмотревшись, он замер: в неземном свете парил Ангел Хранитель. Смущение, страх и одновременно радость охватили ребёнка. Увидев волнение мальчика, Ангел успокоил его и, пообещав ограждать от всех горестей и бед, исчез.

Учёба


Отрок Иоанн молится по дороге в школу

С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил Архангельское приходское училище, в 1851 году окончил Архангельскую Духовную семинарию и за успехи был принят на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1855 году со степенью кандидата богословия, защитив работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев».

Еще учась в семинарии, он лишился нежно любимого им отца. Как любящий и заботливый сын, Иоанн хотел было прямо из семинарии искать себе место диакона или псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за нее лишился высшего духовного образования, и настояла на его поступлении в Академию. И послушный сын покорился.

Поступив в Академию, молодой студент не оставил свою мать без попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую работу, и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал матери.

Начало служения

Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью.


После завершения духовного образования в 1855 г. он стал священником Андреевского собора в Кронштадте, где прослужил 53 года.

В декабре 1931 года Андреевский собор был закрыт. Во второй половине 1931 года в помещении собора располагался склад закупочного кооператива. В 1932 году собор был разобран. На образовавшемся сквере в 1955 году был установлен памятник Ленину. Сквер назвали Ленинским. В 2001 году этот памятник перенесли в сквер Юного ленинца. В 2002 году Андреевским союзом был установлен памятный гранитный знак с надписью:
«На этом месте стоял собор Андрея Первозванного, в котором 53 года служил Великий Молитвенник Земли Русской святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Собор был освящён в 1817 году, разрушен в 1932 году. Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни».

Женился на дочери протоиерея того же храма Константина Новицкого Елизавете, но детей не имел. Супруги «приняли на себя подвиг девства». Брак его, который требовался обычаями нашей Церкви для иерея, проходящего свое служение в миру, был только фиктивный, нужный для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов. В действительности, он жил с женой как брат с сестрой.

Иоанн Кронштадтский с супругой

12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию "Сергиев" и называли его "Кронштадтский", да и сам он нередко так подписывался.

Расположенный на острове Котлин в Финском заливе, в 46 верстах от Санкт-Петербурга, Кронштадт тех времён был не совсем обычным городом. С одной стороны, мощная военно-морская крепость, стоянка и база Балтийского военного флота. А с другой - место ссылки нищих, бродяг и провинившихся в чем-либо людей. Много было здесь и чернорабочих, которые трудились в порту и на заводах. Ютились эти жители по окраинам города. Кто мог, строил себе лачуги из полусгнивших брёвен и досок. Другие рыли землянки. Люди жили в беспросветной нужде, в холоде и голоде. Попрошайничали не только дети, но и их пьющие отцы, а порой и отчаявшиеся матери.


И на этих, презираемых всеми, несчастных и опустившихся людей обратил внимание отец Иоанн. Молодой священник стал посещать бедные кварталы.

Своими хлопотами за кронштадтских "несчастных босяков" досаждал отец Иоанн многим, а особенно - властям и высокопоставленным чиновникам. Многие не верили в искренность его намерений, глумились над ним, распространяли о батюшке клевету и наветы, называли юродивым. Но не смотря ни на что, отец Иоанн шёл своим путём.

«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его , — говорил о. Иоанн, — не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем ». С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и воз-рождая силою своей истинно пастырской состраждущей любви.


Вразумляя падших людей и молясь за них, жертвуя нищим деньги и вещи, отец Иоанн помогал и больным. Порой его звали к больному ночью, и он, не раздумывая, ехал, не боясь даже самых заразных. За свои поездки к больным и за молебен об исцелении отец Иоанн никогда ничего не просил. Напоминал только, что благодарить за все нужно Бога.

Открытие дара чудотворения


Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Нет никакой возможности пере-числить все чудеса, совершенные отцом Иоанном. Наша неверующая интел-лигенция и ее печать намеренно замалчивали эти бесчисленные явления силы Божией.

По молитвам Иоанна Кронштадтского и возложением его руки излечивались самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались, как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо отцу Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось.

Сохранилось немало свидетельств исцелений.

Особенно замечательно происшедшее на глазах у всех чудо в селе Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся тогда там суворовской комиссией профессоров военной академии (в 1901г.). Женщина, много лет страдавшая беснованием и приведенная к отцу Иоанну в бесчувственном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно исцелена и приведена в нормальное состояние вполне здорового человека.

Художником Животовским описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой лесным пожаром, после того как отец Иоанн вознес там свою молитву.

Множество чудес совершалось по молитвам благодатного пастыря. Особенно жалел отец Иоанн подверженных страсти винопития и многих исцелил от нее.

Отец Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из заграницы иностранцев. Этот великий дар чудотворения естественно был наградой отцу Иоанну за его великие подвиги - молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

"Всероссийский батюшка"

Вскоре вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Слава о нем как о знаменитом пастыре, проповеднике и чудотворце быстро распространилась повсюду. Наступил второй период его славной жизни, его подвигов. Вначале он сам шел к народу в пределах одного своего города, а теперь народ сам отовсюду, со всех концов России, устремился к нему. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь.

Еще большее число писем и телеграмм получал он. Вместе с письмами и телеграммами текли к отцу Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, отец Иоанн тотчас же все раздавал. По самому минимальному подсчету чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная!).


Св. Иоанн Кронштадтский приводит бездомных детей в приют.

На эти деньги отец Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение - «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в С.-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.

Достигнув высокой степени молитвенного созерцания и бесстрастия, отец Иоанн спокойно принимал богатые одежды, преподносимые ему его почитателями, и облачался в них. Это ему даже и нужно было для прикрытия своих подвигов. Дорогую одежду некоторые лица ставили в вину отцу Иоанну. Однако, по свидетельству очевидцев, он не заказывал её себе, и принимал лишь для того, чтобы не обидеть даривших лиц, искренно хотевших чем-либо отблагодарить его или услужить ему. В действительности, тщательно скрывая от людей свое подвижничество, отец Иоанн был величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост.

Полученные же пожертвования раздавал все, до последней копейки. Так, например, получив однажды при громадном стечении народа пакет из рук купца, отец Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку бедняка, не вскрывая даже пакета. Купец взволновался: «Батюшка, да там тысяча рублей!» - «Его счастье», спокойно ответил отец Иоанн. Иногда, однако, он отказывался принимать от некоторых лиц пожертвования. Известен случай, когда он не принял от одной богатой дамы 30 000 рублей. В этом случае проявилась прозорливость отца Иоанна, ибо эта дама получила эти деньги нечистым путем, в чем после и покаялась.

Был отец Иоанн и замечательным проповедником, причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки - экспромтом. Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, а вместе с тем и исключительной богословской ученостью, при всей своей доступности для понимания даже простыми людьми. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, как отражение силы его собственного духа.


"Всероссийский батюшка" (как называли отца Иоанна) сам постоянно путешествовал по стране, посещая самые глухие ее уголки. Эти поездки были настоящим триумфом смиренного Христова служителя. Всюду, где бы он ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к чудотворцу. Стечение народа определялось десятками тысяч, и все бывали объяты чувствами сердечной веры и благоговения, страхом Божьим и жаждою получить целительное благословение. Во время проезда отца Иоанна на пароходе толпы народа бежали по берегу, многие при приближении парохода становились на колени.

Когда 20 июля 1890 года Иоанн Кронштадтский служил в соборном храме Харькова, на Соборной площади собралось свыше 60 000 человек. Точно такие же сцены происходили в поволжских городах: в Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде. Где только становилось известно о его приезде, заранее собиралось множество людей: вокруг него собирались толпы и буквально рвали его одежду (один раз жители Риги разорвали его рясу на куски, каждый желая иметь у себя кусочек).

Распорядок дня Иоанна Кронштадтского


В этом доме на втором этаже находилась квартира причта Андреевского собора — Иоанн Кронштадтский жил в ней с 1855 по 1908 год

Вставал отец Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии.


При Иоанне Кронштадтском дом был двухэтажным, но в советское время к нему пристроили еще два этажа, что сильно запутало историков когда искали квартиру. На фото: макет дома, как он выглядел раньше

Около 4 часов он отправлялся в собор к утреней. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню.


Гостиная квартиры-музея Иоанна Кронштадтского

За утреней отец Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь.

Из-за громадного количества желавших исповедоваться у отца Иоанна, им была введена общая исповедь. Производила она - эта общая исповедь - на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5 000 человек, всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение, и литургия раньше 12 часов дня не оканчивалась. В иные дни он исповедовал по 12 часов и причащал за службой непрерывно в продолжение 3-4 часов.


Проповедь в Андреевском соборе Кронштадта.

По свидетельству очевидцев и сослуживших отцу Иоанну, совершение отцом Иоанном Божественной литургии не поддается описанию. Служба отца Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, хода́таем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. Чтение отца Иоанна на клиросе было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что отец Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания. Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих.

Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более 2-х часов.

Во время службы письма и телеграммы приносились отцу Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть.

После службы, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать.

Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божьей!

Преподавательская деятельность

Иоанн Кронштадтский был и замечательным педагогом-законоучителем. Свыше 25 лет он преподавал Закон Божий в Кронштадтском Городском училище (с 1857г.) и Кронштадтской классической гимназии (с 1862г).

Он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место тогда в наших учебных заведениях, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. У отца Иоанна мерами поощрения не служили отметки, ни мерами устрашения наказания. Успехи рождало теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было «неспособных».

На его уроках все, без исключения, жадно вслушивались в каждое его слово. Урока его ждали. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти живые беседы пастыря-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся. Такой способ преподавания он в своих речах, обращаемых к педагогам перед началом учебного года, объяснял необходимостью дать отечеству прежде всего человека и христианина, отодвигая вопросы о науках на второй план.

Нередко бывали случаи, когда отец Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, приговоренного к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырабатывался полезный член общества.

Особенное значение отец Иоанн придавал чтению житий святых, и всегда приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения на дому.

В 1887 году Иоанн Кронштадтский был вынужден оставить преподавательскую деятельность.

Духовный дневник «Моя жизнь во Христе»

Несмотря на всю свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил, однако, время вести как бы духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания. Эти мысли составили собою замечательную книгу, изданную под заглавием «Моя жизнь во Христе».


Всю свою жизнь в Кронштадте св.Иоанн вел духовный дневник — более 50 лет. Выписки из него были изданы в двух томах под названием "Моя жизнь во Христе" еще во времена св.Иоанна. После Второй мировой войны часть дневников была утеряна.

Книга эта представляет собою подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. В полном собрании сочинений Иоанна Кронштадтского издания 1893 года «Моя жизнь во Христе» занимает 3 тома в 1000 с лишним страниц. Это - совершенно своеобразный дневник, в котором мы находим необыкновенно поучительное для каждого читателя отражение духовной жизни автора. Каждое слово - от сердца, полно веры и огня; в мыслях - изумительная глубина и мудрость; во всем поразительная простота и ясность. Нет ни одного лишнего слова, нет «красивых фраз». Их нельзя только «прочитать» - их надо всегда перечитывать, и всегда найдешь в них что-то новое, живое, святое.

«Моя жизнь во Христе» уже вскоре после своего выхода в свет, настолько привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже любимейшей настольной книгой.

Книга эта на вечные времена останется ярким свидетельством того, как жил наш великий праведник и как должно жить всем тем, кто хотят не только называться, но и в действительности быть христианами.

Основная мысль всех письменных творений Иоанна Кронштадтского - необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстями и похотями, преданность вере и Церкви Православной, как единой спасающей.

Общественно-политическая позиция


Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, Иоанн Кронштадтский с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России.

Революционные катаклизмы, в том числе в Кронштадте, Иоанн Кронштадтский воспринимал как беснование, утверждал, что «если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города».

Объектом особых опасений Иоанна Кронштадтского была деятельность революционной антицерковной интеллигенции. Главной причиной революционного брожения в России он считал отпадение людей от Церкви.

С начала 1890-х он резко критиковал популярного и влиятельного в обществе писателя графа Льва Толстого. Критиковал за то, что последний «извратил весь смысл христианства», «задался целью… всех отвести от веры в Бога и от Церкви», «глумится над Священным Писанием», «хохотом сатанинским насмехается над Церковью», «погибает вместе с последователями». Считал, что учение Толстого усилило «развращение нравов» общества, что его писаниями «отравлено множество юношей и девиц», что толстовцы «испровергают Россию и готовят ей политическую гибель».

После 1905 года и последовавшей либерализации цензуры, в русской прессе стали печатать негативные статьи и карикатуры на Иоанна Кронштадтского, порой носившие непристойный и насмешливый характер. Его критиковали за выступления против Толстого, за резкое неприятие революционного движения и поддержку самодержавной формы правления. В газетах писали, что Иоанн Кронштадтский окружил себя недостойными людьми, разворовавшими значительную часть пожертвований, которые контролировали общение паломников с ним, допуская преимущественно тех, с кого можно было получить мзду; что особой статьей доходов стало распространение молитв, якобы составленных Иоанном Кронштадтским, крестиков и др. предметов, «освященных» им.

Самым заметным антицерковным произведением стала повесть Николая Лескова «Полунощники» (1890). В значительной своей части повесть критически освещает деятельность Иоанна Кронштадтского. Пастырь был изображен как псевдоцелитель, а его сторонники - как сектанты.

В 1880-е из среды его почитателей обособилась группа фанатичных поклонников, получившая наименование иоаннитов , которые почитали его за воплотившегося вновь Христа (что расценивалось как разновидность секты хлыстов; были признаны Святейшим Синодом как секта 12 апреля 1912 года); сам отец Иоанн их отвергал и осуждал, но само её наличие создавало в определённых кругах скандальную репутацию.

Кончина Иоанна Кроншадтского

К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни Иоанна Кронштадтского присоединился мучительный личный недуг - болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отверг он предписания знаменитых врачей, пользовавших его, - поддерживать свои силы скоромной пищей. Вот его слова: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет - Святое Причастие».

Хотя болезнь причиняла много страданий, однако Батюшка не изменял своему правилу — ежедневно совершал богослужение, причащаясь Святых Христовых Тайн. Только в последние дни своей жизни он не мог совершать литургии и причащался на дому. В последний раз он отслужил литургию в Андреевском соборе 9 декабря.

Отец Иоанн точно предсказал день своей кончины. 18 декабря, как бы забывшись, он спросил игуменью Ангелину: «Которое сегодня число?» Она ответила: «Восемнадцатое». «Значит, еще два дня», — сказал в раздумье Батюшка. Незадолго до смерти он разослал всем почтальонам, рассыльным и т. п. людям, исполнявшим его поручения, праздничные открытки на Рождество Христово. «А то и вовсе не получат», — прибавил он.


Всероссийский пастырь скончался 20 декабря (по старому стилю) 1908 года на 80-м году жизни и был погребен в Иоанновском монастыре на Карповке в Санкт - Петербурге.

В погребении Иоанна Кронштадтского участвовали и присутствовали десятки тысячи людей, а у гробницы его и тогда и в последующее время совершалось немало чудес.

Необычайны то были похороны! Гроб с телом Иоанна Кронштадтского был выставлен в Андреевском соборе для прощания. Народ беспрерывно шёл в храм всю ночь с 21 на 22-е декабря. На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа. Такого количества людей не было до того времени ни на одних похоронах - это был случай в России совершенно беспримерный.


Похоронное шествие сопровождалось войсками со знаменами, военные оркестры исполняли «Коль славен», по всей дороге через весь город стояли войска шпалерами. Чин отпевания совершал С.-Петербургский Митрополит Антоний, во главе сонма епископов и многочисленного духовенства. Лобызавшие руку покойного свидетельствуют, что рука оставалась не холодной, не окоченевшей. Заупокойные службы сопровождались общими рыданиями людей, чувствовавших себя осиротевшими. Слышались возгласы: «Закатилось наше солнышко! На кого покинул нас, отец родной? Кто придет теперь на помощь нам, сирым, немощным?» Но в отпевании не было ничего скорбного: оно напоминало собою скорее светлую пасхальную заутреню, и чем дальше шла служба, тем это праздничное настроение у молящихся все росло и увеличивалось. Чувствовалось, что из гроба исходит какая-то благодатная сила и наполняет сердца присутствующих какою-то неземною радостью. Для всех ясно было, что в гробу лежит святой, праведник, и дух его незримо носится в храме, объемля своею любовью и ласкою всех собравшихся отдать ему последний долг.


Катафалк с гробом Иоанна Кронштадтского около Андреевского собора


Похоронная процессия с гробом Иоанна Кронштадтского на льду Финского залива

Вдова Елизавета Константиновна пережила отца Иоанна всего на несколько месяцев, и была похоронена 24 мая 1909 года на кладбище у Андреевского собора (в конце жизни Елизавета Константиновна перенесла тяжелую операцию, после которой лишилась ног) .

Мощи Иоанна Кронштадтского


Иоанновский монастырь на Карповке

Мощи праведного Иоанна Кронштадтского покоятся под спудом в Иоанновском монастыре на Карповке .


Надгробие над мощами Иоанна Кронштадского в Иоанновском монастыре в С.-Петербурге

Здесь же находятся известная икона святого Иоанна с его епитрахилью и его облачения.

Частица епитрахили имеется также в Троице-Измайловском соборе Санкт-Петербурга, в иконе, являющейся точным списком с монастырской иконы.

В Москве икона Иоанна Кронштадтского с частицей мощей находится в Храме преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской Слободе (м."Площадь Ильича",ул. Николоямская, 57-59).


Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе

Причисление его к лику святых - канонизация - состоялось в 1990 г.

Ему молятся во всякой семейной и бытовой нужде и в болезнях, а также об избавлении от пьянства.

Изречения:

- «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его. Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нём».
- «Ты ненавидишь врага - ты глуп… люби врага - и ты будешь премудр».
- «Надо помнить, что в том и христианская вера состоит, чтобы любить врагов».
- «Смотри на всякого человека, домашний он или чужой, как на всегдашнюю новость в мире Божием, как на величайшее чудо Божией премудрости и благости, и привычка твоя к нему да не послужит для тебя поводом к пренебрежению его. Почитай и люби его, как себя, постоянно, неизменно».
- «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа, или одно и то же дыхание Божие, которое вдохнул Бог в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди поэтому всё равно, что один человек, или одно великое древо человечества».
- «Молитесь, Господь поможет вам по вере вашей».
- «Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету великого князя Владимира - как единая Церковь… Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть Подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
- «Демократия в Аду, а на небесах - Царство Божье».
- «Не будьте беспощадными судиями людей, работающих Богу и впадающих в жизни в противоречие самим себе, то есть своему благочестию; их поставляет в противоречие самим себе диавол, злой сопротивник их; он сильно хватается зубами своими за их сердце, нудит их делать противное».

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва святому праведному Иоанну Кронштадтскому
О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал:
Имя Тебе - Любовь: не отвергни меня, заблуждающагося.
Имя Тебе - Сила: укрепи меня, изнемогающаго и падающаго.
Имя Тебе - Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями.
Имя Тебе - Мир: умири мятущуюся душу мою.
Имя Тебе - Милость: не переставай миловать меня.
Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: христоименитый и праведный угодниче Божий!
Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойныя плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Тайн. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави.
Светом лика твоего служителей и предстателей Алтаря Христова на святыя подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святыя обители озари!
Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольстей Церкви.
Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.
Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского, глас 1
Православныя веры поборниче, земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче, Божественных Таин благоговейный служителю и дерзновенный о людех молитвенниче, отче праведный Иоанне, целителю и предивный чудотворче, граду Кронштадту похвало и Церкве нашея украшение, моли Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша.

Кондак праведного Иоанна Кронштадтского, глас 3
Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою,// и врата адова не одолеют ей.