Волевое развитие. Эмоционально-волевые процессы

Понятие «воля» психология рассматривает неоднозначно, и на протяжении разных исторических эпох под ним подразумевали разные явления.

В самых общих чертах волю можно воспринимать как свойство человека, которое позволяет ему сознательно управлять своими мыслями и поступками. Исходя из этого понимания, ее можно считать одним из самых важных свойств, на проявление которых способна человеческая психика: не оно ли ставит самую яркую, разграничивающую черту между животным и человеком? Если первые ведомы своими инстинктами, то вторые способны их подавлять с помощью силы воли.

Итак, как мы уже выразились, существует несколько моделей понимания воли. Современная психология придерживается того, что воля человека проявляется в способности сознательно достигать своей цели, и среди основных качеств ее проявления называют мужество, решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность и др.

Для того чтобы понять волю, нужно хорошо представлять, что такое свобода, потому что эти понятия тесно связаны.

Воля в психологии - понятие с уникальной историей, потому что его в рамках этой науки пересматривали три раза, которые породили три разных определения.

Сначала под волей понимали своеобразный механизм действий, которые совершались человеком вопреки его желаниям, но, тем не менее, побуждались разумом. Затем волю стали воспринимать как борьбу мотивов, что роднит ее с темой проблемы выбора.

И на завершающем этапе эволюции понимания воли ее определили как способ преодоления препятствий, которые мешают достичь цели. Это определение дает достаточно поверхностное представление о воле, ведь оно освещает лишь одну грань ее проявления, но в реальности их больше: например, с помощью воли человек может преодолеть себя, свои желания, свои природные потребности, хотя это не будет являться целью. Известны случаи, когда люди спасали жизнь других, жертвуя намерено своей, и охарактеризовать одну из таких ситуаций как «преодоление трудностей для достижения цели» будет некорректно и неполно.

С латинского языка оно переводится как «воля» и в этом философском течении ей придавали роль первоосновы, высшего принципа бытия.

В понимании воли как психологии поведения «вопреки» раскрывается самая интересная часть этой психической способности человека, мы видим, что человек умеет не принимать обстоятельства такими, какие они есть. Данность может оцениваться отрицательно многими людьми, однако нужно иметь достаточно развитую волю, чтобы решиться изменить то, что дано. Антуан де Сент-Экзюпери в одной из своих книг рассказал историю о ручных газелях, которые росли в загоне. Когда животные подросли, то начали стремиться вырваться на свободу, однако все, что они делали, это стояли у ограждения и смотрели на просторы. Это выдуманная история, но животным свойственно такое поведение: рано или поздно они смиряются и оставляют попытки поступить вопреки ситуации. Попытка вырваться из клетки из-за инстинкта и попытка сделать это из-за убеждения в чем-либо имеют разную природу, где во втором случае слово «вопреки» является ключевым, в отличие от первого.

Некоторые философы (Б. Спиноза, Дж. Локк) пытались осмыслить взаимосвязь воли и свободы выбора. Дж. Локк считал, что свобода - это возможность действовать или не действовать, а во время волевого акта человек всегда подчинен необходимости, и поэтому он разделял эти понятия. Бенедикт Спиноза, как и многие античные мыслители, оказался ближе к истине - он считал, что внутренняя свобода в том и состоит, чтобы добровольно решиться преодолеть возникшее противоречие между «хочу» и «есть».

Юлиус Куль выделил несколько типов контроля во время волевого порыва, которые позволяют реализовать его:

  • 1. Избирательное внимание. Оно направлено на предмет, которого нужно достичь, при этом все остальные элементы окружения отсеиваются.
  • 2. Контроль эмоций. Есть некоторые эмоции, которые мешают реализовать стремление, и волевой человек отказывается от них.
  • 3. Контроль окружения. Все, что мешает достичь цели, устраняется из ближайшего пространства.

Таким образом, воля - удивительное свойство человека, без которого, вероятно, наш эволюционный путь имел бы совершенно иную траекторию.

Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

61. ПОНЯТИЕ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это качество сознания и деятельности возникло с появлением общества, труда. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанным с познавательными и эмоциональными процессами.

Воля выполняет две взаимосвязанные функции – побудительную и тормозную.

Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачиваются), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища).

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения. В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Необходимость волевых усилий возрастает в сложных ситуациях «трудной жизни» и во многом зависит от противоречивости внутреннего мира самого человека.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля, волевые качества могут у человека и не сформироваться, если условия жизни и воспитания были неблагоприятными.

Наиболее существенными факторами, препятствующими формированию сильной воли, являются следующие: избалованность ребенка (все его желания тотчас же беспрекословно выполняются, и никаких волевых усилий не требуется); подавляемость ребенка жесткой волей взрослых, требованиями неукоснительно выполнять все их указания. При этом ребенок становится неспособным самостоятельно принимать решения.

Таким образом, получается, что, хотя родители в данных случаях придерживаются прямо противоположных методов воспитания, результат получается одинаковый – практически полное отсутствие у ребенка волевых качеств личности.

Для воспитания волевых качеств у ребенка необходимо выполнять несколько простых правил. Не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности. Постоянно активизировать самостоятельную деятельность ребенка, поощрять его, чтобы вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать его веру в способность преодолевать трудности. Даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку. Постепенно он учится самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не нужно решать за ребенка школьного возраста. Лучше подвести его к рациональному решению и убедить в необходимости непременного осуществления принятого решения.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого всякий раз результата с ожидаемым.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Сила воли Тренировка воли заключается в систематическом каждодневном выполнении может быть и неинтересных, но осмысленных и полезных действий. Запомни: без сильной воли никогда не станешь бойцом. Это хорошо видно из следующей схемы: Боец (как личность) - бойцовский

Из книги Марчер, Л. Олларс, П. Бернард. Травма рождения: метод ее разрешения автора Марчер Лизбет

Из книги Техники развития воли автора Ассаджиоли Роберто

Фазы воли Как уже было сказано, нас интересует тренировка воли в целом на всех ее этапах или, выражаясь более точным языком, достижение законченного волевого акта.1. Первая фаза применения воли включает в себя:а. задачу - цель - намерение;б. оценку;в. мотивацию.Поскольку мы

Из книги Трактат по Революционной Психологии автора Веор Самаэль Аун

Из книги Воля к смыслу автора Франкл Виктор

СВОБОДА ВОЛИ Свобода воли человека принадлежит к непосредственным данным его опыта. На этих данных основывается тот эмпирический подход, который, со времен Гуссерля, носит название феноменологического. На самом деле только два класса людей придерживаются той точки

Из книги О воспитании. Записки матери автора Творогова Мария Васильевна

О воспитании воли В годы моего детства среди детей и молодёжи было популярно «закалять волю». Героями тогда считались люди, способные преодолевать большие трудности за счёт своих личных качеств, а это требовало, конечно, больших волевых усилий. Дети хотели быть похожими

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

"Человек воли" В жизни обычно мы не даем полного ходу нашим привычкам, если они идут вразрез с требованиями жизни и обстоятельств. Мне хочется в данный момент смотреть телевизор, но я сажусь писать статью. То, что побуждает меня делать это, представляет собой нечто

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

Патология воли

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Свобода воли Со времен Сократа и до наших дней продолжаются споры о том, насколько предопределено поведение человека. Обладают ли люди «реальным контролем» над своими поступками или же находятся в жесткой детерминированности, зависящей от «внутреннего устройства» и

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

О силе воли Преимущественно силу воли принято связывать с мерой собственной настойчивости при достижении целей несмотря на возникающие препятствия и возможные сложности. Однако, если мы обратимся к общепризнанной природе этого явления, то увидим, что силу воли относят

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

12.2. Формирование морального компонента силы воли Проявление силы воли в значительной степени обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека целостного мировоззрения и стойких убеждений Л. И. Божович связывал не просто с волевой регуляцией, а с волевой

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§68. Воспитание воли Воля выражается в преодолении трудностей, а преодолевать трудности человек может только в том случае, если он знает, во имя чего он это делает. Поэтому первым и решающим условием воспитания воли является формирование мировоззрения, развитие

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения Воля - сознательная, социально сформированная детерминация поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для нее целей. Воля - социально

Из книги Как воспитать волю и характер автора Рувинский Леонид Изотович

Понятие воли Процесс самовоспитания тесно связан с волей. Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств

— проявление психической активности по достижению поставленной цели. Воля осуществляет сознательное регулирование поведения в условиях постоянного баланса между интересами человека (его жизненными целями) и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, а также моральными, социальными нормами. Можно сказать, что воля — это инструмент, используемый мотивациями высшего порядка, в процессе интеллектуального планирования и реализации жизненных целей человека.

Воля участвует в практически всех основных психических функций — ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие этих процессов от низших к высшим указывает на приобретение человеком волевого контроля над ними.

Задачей воли является управление поведением человека, сознательная саморегуляция его активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

Главная психологическая функция воли — усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию выступает сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком.

Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется посредством преднамеренных умственных усилий. Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Однако предварительно нужно осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Можно выделить следующие этапы формирования воли , или волевых актов:

  • осознание конкретной потребности;
  • осознание возможностей удовлетворения определенной потребности;
  • проявление мотивов деятельности (мотив — это побудительная сила);
  • борьба мотивов деятельности на пути выбора решений;
  • выбор конкретного решения;
  • определение плана реализации выбранного решения, включающего перечень методов, средств и способов;
  • выполнение и контроль определенной деятельности;
  • оценка полученных результатов деятельности.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, чтобы уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта и произвести выбор между ними. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в следующих направлениях:

  • преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
  • обретение человеком контроля над своим поведением;
  • выработка волевых качеств личности.

В каждом из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокий уровень. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции, а затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних комплексов мышц и активизацию других. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных волевых качеств к вторичным и далее к третичным.

Выработка волевых качеств проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

Исходя из этого волевой акт всегда включает в себя борьбу разнонаправленных мотиваций, интеллектуальную оценку этих мотиваций с точки зрения их соответствия моральным и социальным нормам. Волевые сигналы, вообще говоря, могут тормозить поведение, «рекомендованное» положительными эмоциями, например, если это поведение противоречит моральным и социальным нормам и ценностям, хотя и приятно для субъекта, так как удовлетворяет некоторые мотивации. Типичный пример — борьба человека с вредными привычками — от табакокурения до употребления наркотиков и алкоголя и т.п.

Волевые акты проявляются при осуществлении поведения, связанного с преодолением отрицательных эмоций в случаях ощущения боли, усталости, реальной опасности для жизни. Интеллектуально сформированные цели требуют от человека действий, неизбежно влекущих отрицательные эмоции, в таких ситуациях, как необходимость перенесения операции или неприятного лечения, общения с неприятным партнером и т.д. Волевой акт при этом является инструментом мышления, позволяющим сознательно преодолеть барьер отрицательных эмоций.

Так как волевые действия личности в основном проходят на сознательном уровне, эти действия определяются не только врожденными, но и в очень сильной степени — осознанно развитыми чертами характера человека. Процесс волевого управления поведением характеризуется двумя группами волевых качеств. Первая группа — сила воли, настойчивость, выдержка. Сила воли - это максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Говоря о силе воли, мы имеем в виду оценку усилий человека по совершению неприятных для него действий, например внешних действий, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий по преодолению трудных для понимания или просто неинтересных для него лично мест в процессе обучения.

Настойчивость - способность к длительным усилиям по преодолению трудностей в процессе достижения цели в отличие от силы воли не обязательно связана с преодолением «запредельных» трудностей. Настойчивый человек способен просто длительное время не забывать отслеживать продвижение к цели и делать при этом хотя и небольшие, но необходимые шаги в заранее заданном им самим направлении.

Выдержка , непосредственно связанная с настойчивостью, определяется как умение исключать из сферы внимания действия, чувства и мысли, мешающие продвижению к данной цели. Данное качество напрямую связано со способностью к упорядочению мышления, умением планировать, организованностью и умением вовремя переключать внимание с одних дел на другие.

Ярким примером настойчивости к себе, или самовоспитания, является «комплекс добродетелей», составленный выдающимся американским просветителем и государственным деятелем Б. Франклином.

Воздержание: нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.

Молчание: нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

Порядок: следует держать все свои веши на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.

Решительность: нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

Трудолюбие: нельзя терять время попусту; нужно всегда быть занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.

Искренность: нельзя обманывать; надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.

Справедливость: нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

Умеренность: следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.

Чистота: нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

Спокойствие: не следует волноваться по пустякам.

Скромность и т.д.

Вторая группа волевых качеств тесно связана со свойствами характера. В эту группу входят такие качества воли или свойства характера, как решительность, самообладание, уверенность в себе.

Решительность - способность человека без колебаний, быстро, уверенно, без бесконечных пересмотров совершать выбор линии поведения и так же четко осуществлять принятые решения. Естественно, что решительность полезна только при условии способности человека правильно оценивать ситуацию и, следовательно, правильно формулировать цели и задачи поведения, а решительные, но неправильные действия по последствиям намного хуже, чем проявление нерешительности.

Самообладание и уверенность в себе - качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления отвлекающих обстоятельств, даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.

В случае получения неудовлетворительных результатов осуществляется сознательная коррекция (изменение) ранее выбранных потребностей, влечений. Человек вновь формирует и проявляет волевые акты, изменяя содержание последующих этапов своей деятельности для удовлетворения конкретной потребности.

Формирование воли — процесс длительный, и он начинается в раннем детстве.

Весь склад личности влияет на проявление и развитие способностей, в то же время способности и их осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления в поведении и деятельности человека.

Исключительное увлечение чем-то одним при определенных условиях может привести к отрицательным результатам — одностороннему и даже ограниченному развитию личности. В то же время, если вовремя осознать важность знаний, можно путем самообразования восполнить пробелы и достигнуть высокого культурного уровня. Важно не только поддерживать проявляющуюся склонность и создавать соответствующие условия для развития способностей, но и влиять на формирование активного отношения к жизни, знаниям, своим обязанностям. Когда индивид ощущает тяготение к какой-то деятельности и начинает сознавать свои способности, он при определенных условиях переживает чувство ответственности перед обществом, коллективом и больше требует от себя. Наоборот, без формирования трудолюбия образуется ложное сознание того, что при больших способностях незачем трудиться, напрягать силы, что все придет само собой. Если у человека сформированы положительные черты характера, если он осознал свои способности и их значение для собственного развития, то он преодолеет неблагоприятные условия и реализует свои планы, овладеет той профессией, к которой чувствует тяготение и для которой у него имеются предпосылки.

Развитие воли

А теперь — подробнее о развитии воли , что выражается следующими дифференцирующими признаками:

  • изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);
  • индивид преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли);
  • индивид достигает все большей длительности волевого усилия (нарастает выносливость воли);
  • нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки);
  • индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;
  • цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.

Итак, выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

К волевым качествам относятся:

Целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целыо обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

— волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

Смелость — это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека — это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

Мужество — это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

Инициативность — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли - упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении но собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

Выдержкой , или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество — импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Дисциплинированность — это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

А теперь можно представить себе образ волевою человека, обладающего такими качествами как целеустремленность, настойчивость, терпеливость, выдержанность, самообладание, решительность, исполнительность. дисциплинированность, твердость воли, стойкость воли, осторожность, разумный азарт, смелость, храбрость, отвага, мужество и ею противоположность — состояние безволия, проявляющееся в таких качествах, как упрямство, податливость, внушаемость. нерешительность, трусость, боязливость, удаль.

А как волевые качества личности формируются и развиваются?

Прежде чем отвечать на данный вопрос, переформулируем его следующим образом: как развивается воля человека в целом и, вместе с ней, его отдельные волевые качества?

Наблюдения за поведением детей показывают, что первые отчетливые признаки проявления волевого поведения у них можно обнаружить между вторым и третьим годом жизни. Это означает, что именно в этот период у детей уже есть воля, и они могут ее демонстрировать. Но остается без ответа вопрос о том. когда соответствующие качества личности только начинают формироваться у ребенка: ведь до годовалого возраста их определенно нет, а между двумя и тремя годами они уже существуют и проявляются. Ответить на данный вопрос однозначно и убедительно, опираясь на точно установленные факты, не представляется возможным по причине указанных выше трудностей в психологическом изучении воли. Однако можно предполагать, что начало формирования воли относится к времени, когда у ребенка появляются первые настойчивые действия, направленные на преодоление препятствий, подкрепляемые со стороны наблюдающих за детьми взрослых людей. Такое обычно происходит между первым и вторым годами жизни ребенка. Строго говоря, эти наиболее ранние по времени своего появления действия ребенка еще нельзя назвать полностью волевыми. Они могут представлять собой чисто механическое повторение ребенком некоторых поначалу не вполне удачных действий. Однако они входят и в состав самостоятельно осуществляемых человеком собственно волевых действий, так как всякое такое действие при его невыполнении или неудачном выполнении человек обязательно повторяет. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становятся уже не внешними (поощрение или поддержка со стороны окружающих людей), а внутренними (удовольствие, получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели), мы уже имеем дело с волевым действием. Признаком того, что у ребенка начинает развиваться собственная воля и появляется связанное с ней удовольствие в связи с успешным преодолением препятствия, является самостоятельное повторение ребенком действий, оказавшихся не вполне удачными для достижения цели. Такое поведение можно наблюдать у некоторых детей, начиная примерное 6-8 мес. Например, младенец пытается достать какой-либо предмет или игрушку. Это ему не сразу удается, но он настойчиво повторяет соответствующее действие до тех пор, пока оно не приведет к успеху, и после этого испытывает явное удовольствие.

Первые наблюдаемые у детей признаки волевого поведения, относящиеся к второму-третьему году жизни, свидетельствуют о том, что у детей сформировались так называемые первичные волевые качества. Речь в данном случае идет, например, о таких качествах, как упорство и упрямство, т.е. характеризующих сравнительно невысокий уровень волевого развития человека. О начале формирования вторичных волевых качеств личности можно, вероятно, говорить лишь с того времени, когда волевое поведение ребенка приобретает разумный и сознательный характер. Обычно это происходит в период жизни от 5 до 6 лет или раньше, в преддошкольном возрасте. У многих детей в это время в доступных для них видах деятельности — играх, а также, отчасти, в общении, в учебе и труде, начинают проявляться настойчивость, целеустремленность, ответственность, т.е. собственно вторичные волевые качества личности.

Воля человека активно продолжает развиваться дальше в течение детства. Особенно важным в этом отношении является подростковый период, так как для многих подростков сила воли становится одним из самых ценных качеств личности и почти все дети этого возраста начинают целенаправленно и активно развивать свою волю.

К концу подростковою и началу юношеского возраста основные волевые качества личности можно считать сформировавшимися. Практически это означает следующее:

  • если к этому возрасту воля человека оказалась развитой, то он может ее самостоятельно проявлять во всех делах, за которые берется:
  • если воля у человека отсутствует, то с этим недостатком после данного возраста уже трудно бороться;
  • подростки, которые имеют волю, обычно начинают с этого возраста в личностном плане развиваться быстрее подростков, которые выросли безвольными.

За пределами юношеского возраста, т.е. после 25-30 лет, воля, по-видимому, у человека уже не развивается. Если к данному возрасту человек уже стал волевым, то таким он, скорее всего, и останется. если к этому возрасту он оказался безвольным, то, скорее всего, останется таким в дальнейшем.

Сказанное, однако, не означает, что воля человека после указанного возраста и по мере его психологического развития (оно, несомненно, продолжается) совершенно не изменяется. Те перемены волевого характера, которые могут происходить, а иногда действительно происходят после 25-30 лет, проявляются в том, что волевое поведение человека приобретает все более разумный, сознательный и взвешенный характер. Прежде чем приложить к чему-либо волевые усилия, человек размышляет, взвешивает свои шансы, решает для себя, стоит ли делать то, что требует от него волевых усилий, или не стоит, и, если после долгих размышлений он приходит к выводу, что это делать стоит, лишь тогда начинает проявлять свою волю. Иными словами, воля человека по мере его психологического развития перестает быть слепой, неразумной силой и становится сознательным подспорьем к его разуму.

Резюмируем: в воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает, что если есть воля — есть человек, нет воли — нет человека, сколько воли — столько и человека.

Действительную природу воли позволяет раскрыть представление И.П. Павлова о человеке как системе, единственной «по высочайшему саморегулированию». Это представление реализовано в идее о регулирующей функции психики, раскрытой во многих фундаментальных трудах основоположников советской психологии. Его конкретизации способствовали многолетние исследования В.И. Селиванова и его сотрудников, концепция осознанной саморегуляции деятельности, разрабатываемая О.А. Конопкиным и др.

Имеющиеся данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям. В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

Собственно не могут быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного, дифференцирующего для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным с точки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств. В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, — одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

Если «Я» телесное сильнее духа по интенсивности своих потребностей, и в волевом конфликте тело побеждает дух, то дух проявляет свою немощь своими болезнями. Что значит «тело победою дух»? Это значит, что человек не способен реализовать свои притязания на соответствующее социальное положение и благосостояние, поскольку сиюминутные телесные желания не дают ему возможности сосредоточиться на достижении социальных целей.

Воля как проявление конфликта между духом и телом — это только одна форма борьбы мотивов внутри человека.

Следует отметить, что отсутствие конфликта с преобладанием «Я» телесного мы наблюдаем там, где социальные и духовные мотивы менее развиты, чем телесные, как, например, у биологического лидера или просто у неразвитой личности.

Восточная традиция формирует внутренние взаимоотношения телесных, социальных и духовных мотивов как содружество только в том случае, если все три вида «Я» гармонически развиты и имеют опыт взаимного обогащения. Древние восточные культуры давно осознали значение космического разума. Представления о космичности разума, его функции самосовершенствования религии восточных культур — буддизм и индуизм — отражали в представлениях об Абсолюте и необычайно развитой, многообразной практике физического, интеллектуального и духовною самосовершенствования. В чем состоит способ проявления воли как содружества трех базовых мотивов личности? Это содружество соответствует формуле: «Если сознание говорит: «Это нужно», тело отвечает: «Я с удовольствием это сделаю».

Работа разума — это всегда творческий процесс, и она проявляется только в творческой оценке ситуации, постановке цели, поиске путей реализации этой цели. Иными словами, разум в человеческом сознании проявляется только тогда, когда необходимо разрешить простые или сложные проблемные задачи или ситуации. Однако огромное количество умственных действий человек осуществляет с помощью так называемых стереотипов, автоматических установок и т.д. Во всех этих проявлениях психической деятельности разум не участвует. Если провести такой эксперимент, в ходе которого вы в течение суток фиксируете проявления как творчества, так и автоматизма при решении своих повседневных проблем, задавшись целью подсчитать, сколько времени вашего бодрствования занимает разумная деятельность, а сколько — автоматическая, то вы получите соотношение вашего интеллектуального потенциала и имеющихся у вас стереотипов, т.е. коэффициент степени разумности вашего бытия.

Таким образом, воля — это деятельное продолжение разума, сознания.

В жизни личности огромную роль играет позиция, ею занимаемая. Активная или пассивная?

Пассивная — чем меньше воля, тем сильнее происходит вовлечение в стихию окружающего, невозможность выйти за ее пределы и из своего круга, тем меньше право личного выбора, тем ниже энергетический уровень индивидуума, его поля, тем он слабее сам и сильнее зависит от внешних факторов.

Активная — это шанс, и чем выше активность и воля, тем выше градации, тем больше энергии, больше вариабельность выбора и возможностей, тем и больше корригирующих факторов (ограничивающих, проверяющих и контролирующих).

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Эти усилия называют волевой регуляцией, или волей .

Воля -- это сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели. Воля - это активность человека, осуществляемая с заранее поставленной целью .

Проблеме исследования воли посвящены исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Я.Л. Коломинского, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной и др.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д.

Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д. К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

В противоположность непроизвольным действиям волевые действия характеризуются следующими особенностями:

направлены на достижение поставленной цели;

связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия - внутренние (побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий; усталость, желание развлечься, инертность) или внешние (отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей). Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее;

связь с мыслительной деятельностью и чувствами .

Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием. Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий .

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие - активизирующую и тормозящую.

Изучение волевого компонента личности идет в нескольких направлениях: исследование произвольных движений, отдельных этапов и элементов волевых действий, некоторых волевых качеств личности.

Дошкольный период является важным этапом в развитии личности ребенка, и в частности его воли. Проблема развития воли у дошкольников является достаточно актуальной. Это связано с подготовкой ребенка к предстоящему обучению в школе, которая предполагает формирование не только познавательной деятельности, но и воли.

Если в раннем возрасте в основе волевого действия ребенка находится взаимосвязь представлений о том, что достигать и как достигать, то в дошкольном возрасте к волевому действию присоединяется смысловой аспект цели. Цель, направляющая действие ребенка, отражает взаимосвязь представлений о том, что достигать, как достигать и зачем достигать .

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

Старшие дошкольники, в основном, верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок начинает намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают, что упрямство есть нарушение норм поведения, тем не менее, и сознательно проявляют его, но только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребенок может подчеркивать свои детские черты, вызывающие любовь и умиление взрослых, и добиваться таким способом удовлетворения всех своих желаний .

У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля за самим собой, - ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных ощущений .

Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий, которые могут быть как внутренними, так и внешними. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации .

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С.Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом .

В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Для дошкольника характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными .

Значительная роль в формировании воли в дошкольном возрасте, по мнению Л.И. Божович, принадлежит игре. В игре ребенок должен подчиняться определенным правилам, это и делает ее важнейшим средством воспитания воли. Может показаться, что твердые правила есть только у некоторых игр: настольных, спортивных и т. п. Однако и так называемые творческие «ролевые» игры (в дочки-матери, в пожарных, в больницу и пр.), которые, казалось бы, свободны от жестких правил, все же эти правила, хотя и в скрытом виде, имеют. Во всех таких играх дети берут на себя определенные роли: матери, ребенка, доктора, больного, пожарника и т. д. Избрав для себя ту или иную роль, ребенок обязан подчиняться и действительно подчиняется правилам этой роли; должен вести себя соответственно тому, как ведет себя в жизни персонаж, роль которого он на себя взял. Например, выполняя роль матери, девочка проявляет к своему «ребенку» заботливость, внимание, доброту, ухаживает за ним, готовит ему пищу, укладывает спать, то есть старательно осуществляет то поведение, которое соответствует игровым правилам. Игра помогает ребенку выделить и осознать определенные социальные нормы и требования -- тем самым учит его подчиняться этим требованиям и нормам .

Важным моментом для развития воли является то, что в игре ребенок подчиняется каким-то правилам не по принуждению взрослого, а по собственному желанию (иначе говоря, игра как бы переводит требования взрослого в потребность самого ребенка). Подчиняясь в игре определенным правилам, дети испытывают удовлетворение и радость, а это, в свою очередь, накладывает светлый эмоциональный отпечаток на сами эти правила, требования и нормы, что необходимо для формирования не только, нравственных знаний, но и нравственных чувств .

Понятие о воле . Человек как активное существо не только воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окру­жающий мир, преобразовывая его в своих целях. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее ясно осознает.

Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий (например, цель - прочитать книгу, когда она лежит на полке и человек располагает свободным временем и т. д.). Но чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов - внешние и внутренние.

Сравним с этой точки зрения два примера. В одном случае ученику для выполнения домашнего задания понадобилась кни­га, которой у него не было. Он отправился в библиотеку, но книги и там не оказалось. Он пошел к одному, другому, тре­тьему товарищам, но и у них этой книги не было. Тогда уче­ник поехал к учителю и все-таки достал книгу, В другом случае у ученика требуемая книга была, но очень не хотелось учить уроки, а хотелось пойти играть в футбол, тем более что и ребята усиленно звали и манили - стояли перед окном, показы­вали футбольный мяч, делали призывные движения. Однако уче­ник заставил себя остаться дома и сесть за приготовление уроков, преодолев противоположные желания. Ясно, что в том и другом случае были препятствия, трудности, но имели, они совершенно различный характер.

Внешние препятствия - это не зависящие от человека, объек­тивные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зави­сят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, пло­хое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чув­ство страха, чувство ложного самолюбия и т. д.

Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятель­ность определенным задачам. Воля - психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступ­ки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.

Преодоление препятствий и трудностей требует так называ­емого волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Большая воля, - писал А. С. Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно».


Объективный показатель воли человека - величина препят­ствий, которые способен он преодолеть. Велика воля молодых строителей Байкало-Амурской магистрали пли наших героев-космонавтов, преодолевающих немалые трудности при подготовке и проведении космических полетов.

Воля может сказываться не только в больших, но и в малых делах. Для маленького ребенка проявление воли и в маленьком деле - хорошая школа волевых поступков и действий. Первоклас­сник, сознательно удержавшийся от соблазна побежать к теле­визору смотреть детский мультфильм, бросив неоконченные уро­ки, упражняет тем самым свою волю.

Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Так, труд немыслим без волевого усилия, без осознания цели, без умения преодолевать объективные помехи, усталость. Воля по­стоянно проявляется в учебной деятельности школьника. На каждом уроке, при подготовке домашних заданий школьнику при­ходится преодолевать самые различные препятствия, брать себя в руки. Учение требует волевого сосредоточения, упорного пре­следования цели, умения сдерживать себя.

От чего же зависят постановка цели и осуществление того или иного волевого действия? Может показаться, что человек совершенно свободно и произвольно может делать что угодно, может поступить так, а может и иначе; все зависит только от его желаний - беспричинных, ничем но обусловленных. О полной свободе воли и говорят психологи-идеалисты.

Научная психология не признает такой свободы воли. Еще И. М. Сеченов утверждал, что первая причина всякого челове­ческого действия лежит вне его, говорил о полнейшей зависи­мости волевых поступков от внешних и внутренних условий жизни человека.

Цели действий определяются мировоззрением человека, его жизненными установками, интересами, особенностями личности. А вы уже знаете (из содержания III и IV глав), что все это результат внешних влияний, условий жизни и деятельности человека. Таким образом, косвенно волевые действия всегда определяются внешними влияниями. Но сложность психической жизни человека, сложность внешних влияний, которые могут быть отдаленными и косвенными, часто не позволяют установить объективные причины тех или иных волевых действий человека. Это и создает иллюзию «свободы воли», независимости челове­ческих поступков от внешних воздействий.

Физиологические основы волевых действий . Волевое дейст­вие - это произвольное действие. Но еще И. М. Сеченов ука­зывал па рефлекторную природу всех произвольных действий человека, являющихся отражением внешних влияний. Правиль­ное понимание физиологических механизмов волевых действий дает учение И. П. Павлова. Прежде всего вам необходимо вспом­нить, что говорилось о строении и функциях коры головного мозга в главе II. В передней части коры находится двигатель­ная зона, ведающая движениями. В задней части коры распо­ложены зоны, которые осуществляют непосредственную связь с внешним миром. Эти зоны представляют собой корковые концы анализаторов. Ближе к передней части коры головного мозга расположены зоны, где происходит сложный процесс организа­ции двигательных актов (обеспечение их точности, координации, объединение отдельных двигательных актов в сложную систему целенаправленного поведения).

Произвольные движения происходят па основе образования сложных систем нервных связей между клетками указанных зон. А это значит в конце концов, что двигательные участки коры приводятся в деятельное состояние различными внешними разд­ражениями и раздражениями, поступающими от внутренних орга­нов. Что же касается сложных движений, то они представляют собой совокупность сложных комбинаций таких рефлексов, сле­довательно, также имеют условнорефлекторный характер, также обусловлены внешними воздействиями.

Решающую роль в организации волевых действий играет вто­рая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т. е. обусловлены либо словесными указаниями, исходящими от дру­гих, либо словами, произносимыми самим человеком во внутрен­ней речи, когда он принимает решение сам. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и ре­гулирует протекание волевого акта. Обдумывание и формирование цели и способов ее осуществления, оценка результатов - все происходит в речевой форме.

Как известно, волевые действия могут выражаться и в отка­зе от какого-либо действия (когда, например, человек воздер­живается от нежелательных движений, привычек и т. п.). Сог­ласно учению И. П. Павлова нежелательные движения тормозятся импульсами, идущими от второй сигнальной системы.

Общественно-историческая обусловленность воли. Способность к волевым действиям начинает возникать с переходом наших обезьяноподобных предков к трудовой деятельности. У животных нет воли. Воля - это специфически человеческая сторона психи­ки, так как животные пассивно приспосабливаются к природе, и лишь для человека характерен труд - сознательная деятельность, направленная на подчинение и изменение природы.

Воля людей формировалась и изменялась в зависимости от общественно-исторических условий, б зависимости от условий материальной жизни общества. Характер целей и побуждений человека определяется тем, интересы какого класса он пред­ставляет. Поэтому волевое поведение одних людей направле­но на общественно значимые цели и определяется высокими моральными принципами, волевое поведение других людей - на сугубо личные цели и подчинено эгоистическим побужде­ниям.

Конечно, и среди представителей капиталистического обще­ства встречаются волевые люди. Они действуют решительно, про­являют большое упорство в преследовании целей, преодолевают немалые препятствия. Но что за цели они преследуют, какие побуждения движут ими? У них эгоистические, корыстные цели, ими движут жажда наживы, честолюбие, зависть и т. п.

В социалистическом обществе человеческие взаимоотношения строятся на принципах взаимопомощи, сотрудничества. Передо­вой советский человек, если требуется, подчиняет личное, инди­видуальное общественному, коллективному, свои личные инте­ресы - интересам народа. Отсюда следует, что в обществе, строя­щем коммунизм, у людей формируется не просто воля, а морально воспитанная, коммунистически направленная воля.

Воля человека, который энергично преодолевает препятствия во имя эгоистических, общественно вредных целей (а такие люди у нас еще имеются), например целеустремленность и настойчи­вость расхитителя общественной собственности или решитель­ность хулигана, не есть морально воспитанная воля. Такая воля в нашем обществе получает резко отрицательную оценку. Мо­рально воспитанная воля, которую высоко ценят в социалисти­ческом обществе и воспитывают у молодого поколения, - это воля, направленная на достижение общественно полезных целей, исходящая из чувства долга, воля, при которой человек умеет гармонически сочетать свои личные, индивидуальные устремле­ния с устремлениями народа.

В нашей стране идет огромная работа по строительству ком­мунистического общества. При решении этой задачи приходится преодолевать большие трудности. Но людям с морально воспитанной волей они не страшны. Наша молодежь по велению долга идет работать на ударные комсомольские стройки, строит новые города, заводы, рудники, железные дороги, электростанции за полярным кругом, в пустынях Средней Азии, в тайге, горах. Морально воспитанная воля этих юношей и девушек заслуживает самой высокой оценки.