Курсач. Теоретические основы изучения особенностей развития эмоциональноволевой сферы у детей c нарушением слуха

Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Сама социальная ситуация, в которой находится глухой ребенок, играет важную роль в возникновении и формировании у нее определенных черт личности. Ребенок, потерявший слух в детстве, попадает в другое положение по отношению к окружающим ее людям, чем нормально слыша. Можно выделить различные неблагоприятные факторы, влияющие на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей.

Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к осложнениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, что приводит к упрощению межличностных отношений. Позднее ознакомления с художественной литературой обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений жестового языка.

Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становления межличностных отношений на начальных этапах имеют условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, которые имеют глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным проявлением, тогда как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений - меньшее их количество и разнообразие (В. Петшак). В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более застенчивы, менее общительны, стремятся к одиночеству.

Результаты исследований Т. Богдановой и Н. Мазуров позволили выявить, что учащиеся с сохраненным слухом испытывают положительные отношения ко всем членам своей семьи, как к родителям, так и к братьям и сестрам. Глухие дети глухих родителей проявляют несколько меньше положительных эмоций к своим родственникам, чем слыша дети, но так же, как и они, относятся в целом одинаково положительно к членам своей семьи. Глухие дети слышащих родителей демонстрируют положительные отношения к братьям и сестрам заметно чаще, чем к родителям. Что касается негативных проявлений, то по отношению к матери они наблюдаются очень редко, гораздо чаще - по отношению к отцу.

По полученным результатам можно было судить о некоторых особенностях личности глухих и слышащих школьников.

Слыша школьники достаточно высокий показатель любознательности (в среднем 75%). В беседе с экспериментатором дети подтверждали свой интерес к получению новых знаний, новой интересной информации. Глухие дети из семей глухих имели более низкий показатель (в среднем 65%). Глухие дети из семей слышащих имели самый низкий показатель любознательности среди испытуемых групп. Он был равен в среднем 45%.

Следующий показатель, полученный в ходе исследования, касался товарищества детей в группе сверстников. Все ученики с удовольствием рассказывали о своих друзей, желание играть с ними, разговаривать, вместе отдыхать и выполнять совместную работу. Средний показатель уровня общительности в группе слышащих детей составил 70%. В группе глухих детей из семей глухих он равнялся 62%, в группе глухих детей из семей слышащих - 60%.

Еще одна особенность личности детей - желание быть лидером, доминировать в группе сверстников. Самый высокий показатель в этой графе имели глухие дети из семей глухих - 45%. Ниже был показатель в слышащих учащихся - 30%. Они не всегда выбирали положение в центре, объясняя это большой ответственностью и нежеланием находиться в центре внимания. Самый низкий показатель был получен в группе глухих детей из семей слышащих - он составил 5%. Свой выбор они объясняли застенчивостью, неумением хорошо говорить и т.п.

Нужно отметить, что все дети положительно относились к своим сверстникам, хотели поддерживать с ними дружеские отношения, но по-разному выбирали позицию в коллективе. Наиболее доминирующую позицию заняли глухие дети из семей глухих, слыша дети выбрали средний вариант, желая как слушать кого-то, так и быть услышанными. Глухие дети из семей слышащих вообще не хотели находиться в позиции лидеров (Богданова Т "Мазурова Н. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. - 1998. - №3. - С. 43.)

В подростковом возрасте, по данным американских психологов, у глухих детей глухих родителей наблюдается более точное представление о самих себе, своих возможностях и способностях, более адекватная самооценка по сравнению с глухими детьми слышащих родителей. Эти особенности могут объясняться тем, что на начальных этапах развития слыша родители не могут вызвать своих глухих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, часто опекают своих детей, неохотно предоставляя им свободу и самостоятельность. Все это усиливает зависимость глухих детей от взрослых, формирует такие личностные черты, как ригидность, импульсивность, эгоцентричность, внушаемость. В глухих детей возникают проблемы с развитием внутреннего контроля за своими эмоциями и поведением, у них замедляется формирование социальной зрелости.

В подростковом возрасте большое влияние на развитие личности глухих детей оказывают условия обучения и взрослые, которые осуществляют это обучение. На самооценку детей с нарушением слуха влияют мнения учителей. Черты личности, которые они оценивают как положительные, часто связанные с учебной ситуацией: это внимательность на уроках, умение решать задачи, аккуратность, трудолюбие, успешность. К ним добавляются собственно человеческие качества: отзывчивость, умение прийти на помощь (Петрова, Т. Прилепская).

В глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, высших социальных чувств, затрудненное понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, есть большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий (В. Петшак, А. Гозова).

В процессе обучения у глухих детей наблюдается все более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоциональных особенностей того или иного человека и межличностных отношений, повышается правильность оценки результатов своей деятельности, самокритичность, устанавливается соответствие притязаний собственным возможностям. Направление их развития аналогично тому, которое наблюдается в слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позже (в два года и более).

Эмоциональная сфера ребенка с нарушенным слухом отличается однообразием. У детей вызывают затруднения не только дифференциация эмоциональных состояний, их уместность в той или иной конкретной ситуации. Так как эмоция - абстрактное понятие, не обозначающее конкретный образ, то ребенку трудно понять эмоциональное состояние другог, а тем более обозначить его словом. Отсутствие эмоционального воздействия через устную речь приводит к нарушению коммуникаций. Причинами непонимания эмоционального состояния можно считать ограниченный эмоциональный опыт, а также отсутствие словесной речи. В условиях специального коррекционного воздействия у таких детей нужно развивать способность к эмпатии, пониманию основных эмоций и вербального их выражения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями слуха (на примере подготовительной группы ГБОУ комбинированного вида)

1 .На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не-слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

2 .Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности - с эмоциональным тоном ощущений.

3 .Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные, их вербальное выражение и установление причин эмоциональных переживаний.

4. Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники, овладевают способностью к сопереживанию.

Отставание и своеобразие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха сказывается и на овладении лексикой, обозначающей те или иные эмоциональные состояния.

Эти и другие особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в овладении эмоциями, в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.

Описанные психологические особенности детей с нарушением слуха приводят к сложностям социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.

5. Характеристика детей

Примечание:имплантированные дети - все из семей, где оба родителя с нормальным слухом.

Примечание:дети с 1 и 2 степенью тугоухости - имплантированные, до имплантации была группа глухоты.

78%-из семей,где оба родителя с нормальным слухом.

22%-из семей,где оба родителя с нарушениями слуха.

78%-имплантированных детей.

22%-пользуются слуховыми аппаратами.

33,4%-с 3 степенью тугоухости.

22,2%-с 3-4 степенью тугоухости.

22,2%- с 4 степенью тугоухости.

11,1%- со 2 степенью тугоухости.

11,1%- с 1 степенью тугоухости.

6. Для формирования у детей с нарушенным слухом представлений об эмоциях и причинах,их вызывающих, были отобраны следующие эмоциональные состояния ве

селый(радость),грустный(грусть),спокойный,добрый,злой,сердитый(гнев,ругается),стыдно(вина),удивление,испуг,обида,интерес,жадность,скука,усталость,гордость.

Работа проводилась не только на занятиях(по ознакомлению с окружающим миром,по изодеятельности),но и в ситуациях,возникающих в бытовой,повседневной жизни ребенка («Ты грустный потому что мама ушла»,»Ты обиделся потому,что он не разрешает играть со своими игрушками?»,»Ты рад,что так красиво нарисовал?»).Также вне занятий детям было предложено для прослушивания несколько музыкальных произведений,в массе своей детские песни отечественных композиторов,как то:«Спят усталые игрушки»,»Танец маленьких утят»,»Сюрприз» и т.п. После прослушивания детям предлагалось показать цветной квадратик:красный,если музыка радостная,жёлтый,если спокойная,зелёный,если грустная.

7. Виды предложенных заданий

а)чтение или слушание небольшого текста и рисование по тексту на предложенном шаблоне лица с определённой эмоцией. Шаблон:нарисованные на листе 2 круга одинакового диаметра.Примеры текстов:

«Саша говорит:»Маша,возьми конфеты».Маша говорит»Спасибо,Саша».Саша угостил Машу. Ребята вместе едят конфеты».

«Серёжа и Аня пришли в цирк. Они увидели клоуна. Фокусник показал фокусы.В цирке выступали разные животные:львы,тигры. Ребята увидели слона.»

«Ребята весело играют. Денис не играет. Ребята не хотят играть с ним. Вася говорит:»Денис,возьми машину. Будем играть вместе»».

«Вова говорит:»Серёжа,отдай мою машину».»Нет,это моя машина.»Вова ударил Серёжу. Мальчики дерутся».

  1. «Света гуляет. Она испачкала одежду. Одежда грязная. Света неаккуратная девочка. Мама ругалась:»Ты - неаккуратная. Ты - неряха.»Света плачет.»Мама, я так больше не буду».

б) рисование лица с определённой эмоцией. Ребёнку предлагалось самостоятельно придумать любую ситуацию,назвать соответствующую данному случаю эмоцию и нарисовать лицо,её выражающую.

Примеры приведённых детьми ситуаций:

«Девочка рада. Потому что наступило лето. Можно купаться в пруду.»

«Девочка грустная. Потому что мама ушла в магазин. Девочка дома одна.»

«Мальчик удивился. Увидел паука.»

в) тренировка эмоций. Детям было предложено:

Разозлиться, как хулиган, который бьёт стёкла;

Обрадоваться, потому что получил подарок от деда Мороза;

Устать, потому что много трудился;

Испугаться, потому что увидел на улице большую страшную собаку;

Загрустить, потому что заболел и т. п.

г) как ты сегодня себя чувствуешь

Ребёнку предлагались картинки с изображениями различных

Эмоций. Он должен выбрать ту, которая похожа на его настроение в данный момент.

д) классификация чувств

Ребёнок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:

Какие нравятся;

Какие не нравятся.

Задания г) и д) направлены также на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим(эмпатия).

е) какое слово пропущено

Ребёнку предлагались таблички с неполным предложением и с несколькими пропущенными словами:

Я..., потому что шары улетели.

Я..., потому что мама подарила новую куклу.

Я..., потому что заблудился в магазине и не знал, где мама.

Также, помимо всего вышеперечисленного, с детьми проводились беседы, направленные на уточнение (объяснение - в зависимости от ситуации) эмоциональных состояний.

Результаты

22,2% опрошенных детей не поняли заданий по причине того, что начали систематическое обучение в ГОУ относительно недавно. Устная и письменная словесная речь отсутствуют. Практически у всех возникли затруднения в понимании следующих эмоциональных состояний: спокойствие, стыд (вина), обида, скука и гордость. Всего один ребёнок (слышащих родителей) смог объяснить, что « Мальчик сидит спокойный, чтобы не мешать папе». Понятие «стыдно» было трактовано только 30% респондентов.Ответы

были:»Мальчики играли в футбол нечаянно разбили окно»,»Мама будет ругаться, девочка плачет »(только после демонстрации картинки»Девочка разбила вазу»), «Стыдно. Грязный ». У большинства понятие «стыдно» ассоциировалось с проступком, за который будут ругать, а может быть и накажут. Даже с опорой на иллюстративный материал многие затруднялись привести свой собственный пример, а соответственно и понять значение слова «обида» («Одна девочка украла у другой игрушки»,»Конфеты не дали. Гулять нельзя.»,»Не даёт. Нельзя. Книжки, карандаши не дам.».

Абсолютно у всех опрошенных дошкольников вызвали непонимание эмоции «скука» и «гордость» даже после демонстрации сюжетных картинок с пояснением взрослого. Эмоциональное состояние «скука»

(на иллюстрации была изображена девочка, лежащая на диване)

было объяснено как « ленивая»,» устала, отдыхает». Понятие « гордость»(иллюстрация «Мальчик смастерил скворечник») не поняли даже после объяснения. В представлении опрошенных хорошо выполненная работа ассоциировалась с эмоцией «радость».

Практически все респонденты не различали понятия «злой» и «сердитый». Оно ассоциировалось с глаголом « ругаться» по всей вероятности из-за схожести мимического выражения. « Злой - гоняет собаку палками»,»Злой - дерётся»,»Обижает. Бьёт» - т.е злоба воспринималась как причинение физического насилия. Только один дошкольник пояснил, что «злой» и «сердитый»- « не одно и то же». На просьбу взрослого пояснить, а что же такое «сердитый», ответить затруднился.

Большинство детей не могли привести самостоятельно примеры той или иной эмоции из своей жизни или придумать их:(«Придумай, почему удивился. Увидел (животное в цирке или зоопарке), нашёл (большой гриб или ягоду в лесу)»).Так как до этого на занятиях педагога и воспитателя был показан аналогичный иллюстративный материал («Увидел крота в саду и т. п.). Это свидетельствовало о наличии трудностей в перенесении жизненного опыта в учебную ситуацию и наоборот за счёт узкого круга общения (дом, группа детсада), скудности своего жизненного опыта, однообразия бытовой жизни ребёнка.

Затруднения в понимании чужого эмоционального состояния, его причин объяснялось ограничением словесного общения. Именно способность понимать эмоции другого человека отражает уровень эмоционального развития ребёнка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники овладевают способностью сопереживать.

По причине особенностей своего мышления (конкретность образов), глухие дети испытывают огромные трудности в понимании отвлечённых понятий. Это проявляется и в учебной деятельности и в процессе усвоения значения слова. Само по себе понятие «эмоция» абстрактно т.е. не связано с каким - либо предметом или действием. Вышеуказанные особенности также затрудняли процесс формирования представления об эмоциональных состояниях.

Личность ребёнка формируется в общении со взрослым и сверстниками. Описанные выше особенности эмоциональной сферы слабослышащего дошкольника приводят к сложности в социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.

План конспекта занятия «Эмоции» в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха

Цели: знакомство с основными эмоциями,развитие словаря по теме, обращать внимание на способы выражения эмоциональных состояний (мимика, жесты), развитие способности идентифицировать эмоциональные состояния в их графическом состоянии (картинки, в т.ч. сюжетные и пиктограммы, умение мимикой изображать различные эмоциональные состояния

Задачи:

Коррекционные: развитие эмоциональной сферы детей, формировать умение сопереживать и чувствовать настроение (эмоцию) другого (эмпатия).

Образовательные : развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления, воображения. Активизация эмоциональной лексики

Воспитательные: развитие умения доброжелательно относиться друг к другу, формировать навыки общения, развивать коммуникативную активность

Оборудование: пиктограммы с изображениями следующих эмоциональных состояний:грусть, радость, испуг, стыд(вина),удивление, злость. Таблички. Сюжетные иллюстрации с изображением т.ж. эмоций: «Мальчик заболел». «Девочка бежит по лесу.» «Дети испугались грозы» «Девочка разбила чашку» « Мальчик обижает животных» «Мальчик увидел крота в цветнике». См. Приложения.

Ход занятия:

1.Организационный момент

2.а) рассматривание сюжетных картинок и беседа по ним

2.б) подбери пиктограмму к данной сюжетной картинке и назови эмоцию

3.«Подвижная игра малой подвижности «Море волнуется раз»(изобрази какую хочешь эмоцию и назови её)

4. Рисование на заранее заготовленных шаблонах лиц с определённой мимикой (по тексту)

5. Итог занятия

Список литературы :

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль;2001.

Речицкая Е.Г., Кулигина Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. М.Книголюб.2006

Игровой материал к пособию «Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха».Под ред. Л.А.Головчиц.-М.:ООО УМИЦ «ГРАФПРЕСС», 2003.-160с.


Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет значение для развития эмоций и становлении определенных черт личности.

Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению.

Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого.

На развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует ребенка с нарушением слуха от окружающих его говорящих детей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Детям с нарушением слуха не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний ребенка с нарушением слуха, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие детей с нарушением слуха, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения .

Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности - с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям - дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки.

В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития детей c нарушениями слуха, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции .

В. Петшак провел исследование эмоционального развития детей с нарушением слуха, в котором решались следующие взаимосвязанные проблемы. Первая - определение особенностей эмоционального развития и эмоциональных отношений у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста в зависимости от сохранности или нарушения слуха у родителей, а также в зависимости от социальных условий, в которых воспитывается и обучается ребенок (дома, в детском саду, в школе или школе-интернате). Вторая проблема - исследование возможностей понимания эмоциональных состояний другого человека дошкольниками с нарушениями слуха. Способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребенка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Пониманию эмоциональных состояний другого человека способствует восприятие их внешних проявлений в мимике лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях и речевой интонации. Такое понимание происходит более успешно, если воспринимающий знаком с той ситуацией, в которой возникло наблюдаемое эмоциональное состояние, или с данным человеком, его личностными особенностями и может предположить, что послужило причиной этого состояния. Понимание эмоциональных состояний предполагает обобщение многих наблюдаемых ранее аналогичных состояний и их символизацию, словесное обозначение. По мере развития симпатии к другому человеку у ребенка возникает и синтония как способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего - близкого. Синтония является основой сопереживания как способности «присваивать» основные свойства эмоционального состояния другого человека и вчувствоваться в его жизненную ситуацию

В обычных условиях детям с нарушениями слуха мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния. Вместе с тем при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у детей c нарушениями слуха очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими. В экспериментально-психологических исследованиях В. Петшака прослежены зависимости между характером общения детей с нарушенным слухом с взрослыми и эмоциональными проявлениями детей. Установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у детей с нарушением слуха дошкольного возраста лишь косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно зависит от характера эмоционально-действенного и речевого общения со взрослыми.

Обедненность эмоциональных проявлений у дошкольников с нарушением слуха в значительной мере обусловлена недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.

На эмоциональном развитии детей и их взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи также отрицательно сказывается оторванность от семьи (пребывание в детских учреждениях интернатного типа). Эти особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.

Таким образом, у большинства дошкольников с нарушением слуха очень невелики знания сходных эмоциональных состояний, их оттенков, а так же высших социальных чувств. Такие знания дети приобретают постепенно - по мере обучения в средних и старших группах дошкольных учреждениях. Отмечается положительное значение владения жестовой речью не только для адекватного понимания эмоциональных состояний других людей, но и для овладения словесными способами описания эмоциональных состояний .

Литература

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002. – 224с..

2. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб., 2005. – 288с..

3. Психология глухих людей / под редакцией И. М. Соловьева и др. – М.,1971.

4. Сурдопедагогика / под редакцией Е.Г. Речицкой. – М., 2004. – 655с.

Социальная ситуация , в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности.

На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Неслышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребенка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Пониманию эмоциональных состояний другого человека способствует восприятие их внешних проявлений в мимике лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях и речевой интонации.

В обычных условиях детям с нарушениями слуха мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации. Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния. Результаты исследования позволили сделать вывод, что обедненность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников в значительной мере обусловлена недостатками воспитания , неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.

В дошкольном возрасте начинает формироваться такой вид эмоциональных состояний, как чувства, с помощью которых выделяются явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Чувство - это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, отличающееся относительной устойчивостью

Важную роль в развитии эмоций и чувств, в формировании межличностных отношений имеет понимание внешних выражений эмоций у других людей.

Словесные обозначения эмоций встречались только в отдельных случаях. Наиболее успешно опознавали эмоции по их внешнему выражению те дети, у которых родители также имели нарушения слуха, а менее успешно - дети слышащих родителей.

В процессе психического развития у детей с нарушениями слуха происходит дальнейшее развитие эмоциональной сферы. Учащиеся IV класса достаточно четко различают радость, веселье и грусть, удивление, страх и злость. Вместе с тем у большинства из них еще очень невелики знания сходных эмоциональных состояний, их оттенков, а также высших социальных чувств. Такие знания глухие дети приобретают постепенно - по мере обучения в средних и старших классах школы. Относительно позднее знакомство с многообразием чувств человека, наблюдавшееся у глухих детей, может иметь целый ряд неблагоприятных последствий. Так, для них характерны трудности в понимании литературных произведений, причин и следствий поступков тех или иных героев, в установлении причин эмоциональных переживаний. Все это в целом обедняет мир переживаний глухого школьника, создает у него трудности понимания эмоциональных состояний других людей, упрощает складывающиеся межличностные отношения. Затруднения в выражении своих желаний и чувств при общении с окружающими могут привести к нарушению социальных отношений, появлению повышенной раздражительности и агрессивности, невротическим реакциям.

Исследования показали , что на протяжении школьного возраста происходят существенные сдвиги в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха - они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины, их вызывающие.

29 вопрос . Эмоциональное общение неслышащих детей раннего возраста.

На начальных этапах онтогенеза Д. Б. Эльконин выделил следующие виды ведущих деятельностей: непосредственно-эмоциональное общение (младенчество), предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство), сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст).

У ребенка, родившегося глухим или потерявшего слух в первые месяцы жизни, сложности в становлении ведущей деятельности начинаются рано, с развития эмоционального общения. Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой служит реакция сосредоточения, возникающая у младенца при контактах со взрослыми, затем - появление улыбки и, наконец, комплекс оживления.

Комплекс оживления - это сложная реакция, включающая в себя выразительные движения, вокализации, зрительное и слуховое сосредоточение, на основе которой позднее возникают и становятся разнообразными движения рук, эмоциональные реакции (улыбка, смех), издаваемые ребенком звуки. Это - начало непосредственно-эмоционального общения вне практического сотрудничества с взрослыми. В таком общении дети используют различные экспрессивно-мимические средства и движения.

ВЫДЕЛЕНО 4 ТИПА ВЗГЛЯДОВ:

1. контактный взгляд, направленный в глаза другому человеку с целью обратить на себя внимание;

2. указательный, направленный на предмет с целью привлечь к нему внимание другого человека;

3. взгляд, ищущий оценку (своего действия), направленный в глаза другому человеку после совершения какого-либо действия;

4. соединяющий взгляд, объединяющий предмет, на который указывает ребенок, и человека, к которому он обращается по поводу этого предмета.

У годовалых глухих детей отмечены два типа взглядов - контактный (98%) и ищущий оценку (2%) .

У слышащих сверстников представлены уже все четыре типа взглядов: контактный, указательный, ищущий оценку и соединяющий. К полутора годам, т.е. на полгода позже, чем у слышащих, у глухих детей появляются и другие типы взглядов. На этих показателях сказывается влияние условий семейного воспитания: они характерны для глухих детей слышащих родителей. Глухие родители умеют устанавливать контакты со своими глухими детьми, поэтому развитие взглядов и естественных жестов у детей идет быстрее и лучше.

Анализ естественных жестов показывает, что физическая структура жеста формируется постепенно, прежде всего путем подражания жестам взрослого («дай», «на») и путем выделения физической структуры действия, частично совпадающей с жестом по форме («хочу», «не хочу»). У глухих детей в возрасте до двух лет медленнее формируется функциональное содержание жеста. У слышащих детей формированию и правильному использованию жеста помогает речь. В протоязыке глухих детей большое значение приобретают движения, в первую очередь жесты, число и частота употребления которых в функции привлечения внимания больше, чем в протоязыке слышащих. В процессе общения глухому ребенку необходимо удерживать внимание взрослого. Слышащие дети добиваются этого вокализацией перед жестом или после него. Глухие дети удерживают внимание взрослого взглядом, всегда сопровождающим жест. Сохранение глухим ребенком нужного для воздействия выражения лица в течение всего высказывания свидетельствует об усилении роли эмоциональной экспрессии. Таким образом, в становлении первой ведущей деятельности - эмоционального общения - у многих глухих детей, особенно у глухих детей слышащих родителей, наблюдается отставание.Любая ведущая деятельность возникает не сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, внутри данной ведущей деятельности осуществляется подготовка к переходу к следующей ведущей деятельности. Ее формирование проходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания.

Личность ребенка формируется в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в ходе усвоения социального опыта. Сама социальная ситуация, в которой пребывает глухой ребенок, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных черт личности. Ребенок, потерявший слух в младенчестве, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям, чем нормально слышащий. Можно выделить различные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей.

Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, эго приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи.

Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тогда как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений - меньшее их количество и разнообразие (В. Петшак). В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.

«Таким образом, учащиеся с сохранным слухом испытывают положительные отношения ко всем членам своей семьи, как к родителям, так и к братьям и сестрам. Глухие дети глухих родителей проявляют несколько меньше положительных эмоций к своим родственникам, чем слышащие дети, но так же, как и они, относятся в целом одинаково положительно к членам своей семьи. Глухие дети слышащих родителей демонстрируют положительные отношения к братьям и сестрам заметно чаще, чем к родителям. Что касается отрицательных проявлений, то по отношению к матери их наблюдается очень мало, гораздо больше - по отношению к отцу.

По полученным результатам также можно было судить о некоторых особенностях личности глухих и слышащих школьников.

Слышащие школьники имели достаточно высокий показатель любознательности (в среднем 75%). В беседе с экспериментатором дети подтверждали свой интерес к получению новых знаний, новой любопытной информации. Глухие дети из семей глухих имели более низкий показатель (в среднем 65%). Глухие дети из семей слышащих имели самый низкий показатель любознательности среди испытуемых групп. Он был равен в среднем 45%.

Следующий показатель, полученный в ходе исследования, касался общительности детей в группе сверстников. Все учащиеся с удовольствием рассказывали о своих друзьях, желании играть с ними, разговаривать, вместе отдыхать и выполнять общую работу. Средний показатель уровня общительности в группе слышащих детей составил 70%. В группе глухих детей из семей глухих он равнялся 62%, в группе глухих детей из семей слышащих - 60%.

Еще одна особенность личности детей - желание быть лидером доминировать в группе сверстников. Самый высокий показатель в этой графе имели глухие дети из семей глухих - 45%. Ниже был показатель у слышащих учащихся - 30%. Они не всегда выбирали положение в центре, объясняя это большой ответственностью и нежеланием находиться в Центре внимания. Самый низкий показатель был получен в группе глухих детей из семей слышащих - он составил 5%. Свой выбор они объясняли стеснительностью, неумением хорошо говорить и т.д.

Нужно отметить, что все дети положительно относились к своим сверстникам, хотели поддерживать с ними дружеские отношения, но по-разному выбирали позицию в коллективе. Наиболее доминирующую позицию заняли глухие дети из семей глухих, слышащие дети выбрали средний вариант, имея желание как слушать кого-то, так и быть услышанными. Глухие дети из семей слышащих вообще не хотели находиться в позиции лидеров...»

В подростковом возрасте, по данным американских психологов, у глухих детей глухих родителей наблюдается более точное представление о самих себе, своих возможностях и способностях, более адекватная самооценка по сравнению с глухими детьми слышащих родителей. Эти особенности могут объясняться тем, что на начальных этапах развития слышащие родители не могут вызвать своих глухих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, часто опекают своего ребенка, неохотно предоставляя ему свободу и самостоятельность Все это усиливает зависимость глухих детей от взрослых, формирует такие личностные черты, как ригидность, импульсивность, эгоцентричность, внушаемость. У глухих детей возникают трудности с развитием внутреннего контроля за своими эмоциями и поведением, у них замедлено формирование социальной зрелости.

В младшем и старшем подростковом возрасте большое влияние на развитие личности глухих детей оказывают условия обучения и взрослые, осуществляющие это обучение. На самооценку детей с нарушением слуха влияют мнения учителей. Черты личности, которые они оценивают как положительные, часто связаны с учебной ситуацией: это внимательность на уроках, умение решать задачи, аккуратность, трудолюбие, успеваемость. К ним добавляются собственно человеческие качества: чуткость, умение прийти на помощь (В.Г.Петрова, Т.Н. Прилепская).

У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий (В. Петшак, А. П. Гозова).

По мере продвижения в обучении у глухих детей наблюдается все более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоциональных особенностей того или иного человека и межличностных отношений, повышается правильность оценки результатов своей деятельности, самокритичность, устанавливается соответствие притязаний собственным возможностям. Направление их развития аналогично тому, которое наблюдается у слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позднее (на два года и больше).


Лекция № 12