Неполные предложения 8. Презентация на тему "Неполные предложения (8 класс)"

Неполные предложения

Слайд 2

Какие, по вашему мнению, предложения называют полными?

А какие – неполными?

Почему их называют неполными? Чего в них не хватает?

Неполные и односоставные – это одно и то же или разное?

Чем неполные предложения отличаются от односоставных?

Приведите пример неполного предложения.

Как вы думаете, где мы часто встречаем неполные предложения?

Отличаются ли неполные предложения от полных пунктуационно?

Эвристическая беседа

Слайд 3

Игра «Четвертое лишнее».

Найдите лишнее слово и обоснуйте свое решение.

к..снуться, к..сание, прик.. .саться, к..сательная;

2)р..стение, р..стительность, р..стительный,

р..сток;3) забл. ..стеть, отп..реть, расст..лать, выт..реть.

Слайд 4

1) В пейзаже «Над вечным покоем» Левитан написал спокойную гладь реки, а вдали – низкие берега. В бесконечных просторах затерялась маленькая церквушка, рядом с ней – бедное деревенское кладбище. А над всем этим – тяжелые свинцовые тучи.

Прочитайте предложения.

Найдите неполные предложения.

Восстановите пропущенные в неполных предложениях члены, сопоставляя полные и неполные предложения.

И.Левитан. Над вечным покоем.

Слайд 5

Прочитайте предложения.Найдите неполные предложения. Восстановите пропущенные в неполных предложениях члены,сопоставляя полные и неполные предложения.1)Река узнается в плавании, человек – в беде.2)Слова хороши правдивые, лисьи шубы – пушистые. 3)Мир освещается солнцем, а человек – знанием. 4)Набирайся ума в учении, храбрости – в сражении.5) Храбрый узнается на войне, мудрый – в гневе, друг - в нужде.

Слайд 6

Найдите неполные предложения.3)Стародум. О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.Госпожа Простакова. Всем наукам, батюшка.Простаков. Всему, мой отец.Митрофан. Всему, чему изволишь.

Слайд 7

Минутка смеха

Как ты думаешь, кто в нашем классе лучше всех знает немецкий язык? - По- моему, наша учительница.

Урок русского языка. 8 класс.

Тема: Неполные предложения.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: установить назначение неполных предложений; сформировать умение опознавать эти предложения в тексте и отличать от односоставных.

Выработать навык грамотного употребления неполных предложений в собственных высказываниях и их правильного пунктуационного оформления на письме.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Анализ предложений:

Конституция – основной закон государства.

Задание: охарактеризуйте данные предложения с точки зрения наличия грамматической основы. Объясните постановку тире в данных предложениях.

(Это двусоставные предложения, распространенные. Тире стоит между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже).

(12 декабря празднуется важнейший из государственных праздников - День Конституции Российской Федерации. Как известно, в этот знаменательный день в 1993 году была принята действующая Конституция Российской федерации.

Принятие Конституции по праву считается одним из самых значимых событий в истории любой страны, именно поэтому аналогичный праздник существует во многих странах мира. Конституция России является прочным фундаментом демократичного развития государства.)

2. Блиц-опрос:

Какие предложения называются односоставными, какие двусоставными?

Назовите типы односоставных предложений.

3. Возвращаясь к предложениям, постарайтесь преобразовать их в односоставные.

(Конституция. Основной закон государства. 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.)

Охарактеризуйте эти предложения.

Подумайте, в односоставном предложении, где только подлежащее, принципиально ли наличие сказуемого? Почему?

(В таких предложениях важна картина, которую стремятся запечатлеть, а это можно сделать при помощи объектов, которые выражаются в предложении главным членом - подлежащим)

А где только сказуемое, принципиально ли наличие подлежащее? (Нет, без указание на лицо, выполняющего действие, по форме глагола-сказуемого ясно, кто совершает действие).

III. Объяснение нового материала.

1) Языковой анализ предложений (проанализируйте предложения с точки зрения полноты структуры предложения) (записываем в тетрадь)

* Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца. (двусоставное, распространенное)

* Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, а белые раскрываются часов в десять.

Понятно ли вам, о чем идет речь во второй части предложения? Как вы догадались? (обратились к первой части)

Вторая часть предложения по своей структуре полная? (Нет, она неполная)

2) Определение темы урока (запись в тетрадь: «Неполные предложения»)

3)Постановка целей : учится опознавать неполные предложения в тексте, отличать их от односоставных предложений; использовать неполные предложения в собственных высказываниях; вырабатывать навык правильного пунктуационного оформления на письме.

3) Так что такое неполное предложение ? Прошу дать определение. В случае затруднения обращаемся к теоретическому материалу учебника П.28 стр. 114 (используем прием инсерта – с карандашом в руках прочитываем материал)

Неполными называются предложения , в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения, но который легко восстанавливается по речевой ситуации. Т.е. смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст. Пропущены могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

– На сына я сердит.

– За что?

– За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

(Восстановите недостающие члены предложения)

В каком стиле речи чаще встречаются неполные предложения?

(Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.)

4)Продолжаем анализировать предложения.

Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева – почти черная, с голубыми просветами, справа – седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, – мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.).

Чем интересно предложение сточки зрения пунктуации? (Наличие тире).

Почему в предложении стоит тире?

(Тире ставится при пропуске членов предложения, восстанавливаемых в контексте реплик диалога или рядом стоящих предложений.)

- А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! (М. Г.)

5) Возвращаясь к ранее сказанному, напомните, почему в односоставных предложениях необязательно наличие другого главного члена предложения?

-Обсудите в парах/ группах: А чем можно объяснить пропуски членов предложения в неполных предложениях?

(1.чтобы не повторяться

2.сфера употребления неполных предложений – разговорная речь, в которой, как правило, мы стремимся к лаконичности.

3.неполные предложения помогают передать взволнованность говорящего, позволяют достичь выразительности)

IV . Контроль за пониманием темы.

1. Объяснительный диктант.

2. Записав предложения, затем (устно) восстанавливают опущенные в неполных предложениях члены предложения, сопоставляя полные и неполные предложения.

1) Набирайся ума в учении, храбрости в сражении. 2) Мир освещается солнцем, а человек – знанием. 3) Река узнается в плавании, а человек – в беде.

Какова сфера употребления неполных предложений (мы сказали, что в разговорной речи)

(Они встречаются в пословицах, поговорках. Помогают в сжатой форме четче, яснее выразить мысль).

3. Блиц-опрос

Являются ли неполными следующие предложения?

1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).

Определите, какие это предложения:

Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.)

Сообщили. (Неполн., односост.)

Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн., односост.)

Скоро. (Неплн., односост.)

V . Работа с текстом.

1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11). Следующие два часа посвящались отдыху. (И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»)

1. Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

2. Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

(Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни

3.Есть ли в тексте неполные предложения?

Какова роль этого предложения в тексте? (обсудите в группе)

(Намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".)

VII . Подведение итогов .

Что с практической точки зрения полезного получили сегодня на уроке?

VIII .Домашнее задание : теоретический материал п. 28

Упр. 169 (составить диалог)

Или упр. 170

Резервное задание.

Тестовый контроль

1. Найдите вариант, в котором есть неполное предложение

А) Восхищаешься чугунным узором оград.

Б) Литературу люблю до самозабвения.

В)Даже в пустяках надо быть правдивым.

Г) Над могилою героя ночная звезда. (+)

2. В каком неполном предложении необходимо поставить тире?

А) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей.

Б) В углу старый кожаный диван.

В) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо и сердито.(+)

Г) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.

3. Найдите неполное предложение в составе сложного.

А) Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

Б) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками - кучер Игнат.

В) Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем холодно.

Г) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть..

Упражнение 1.


Сопоставьте предложения по их построению. Объясните постановку тире. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.

1. Яблони в белых кудрявых цветах (А. Блок). 2. Степные горы - до небосвода (А. Блок).


Упражнение 2.

Сравните варианты предложений. Какой из них более динамичен? Благодаря чему?

1) - А как звать тебя?
- Власом.
- А кой тебе годик?
- Шестой миновал.

(Н. Некрасов)

2) - А как звать тебя?
- Меня звать Власом.
- А какой год тебе пошёл?
- Мне миновал шестой год.

Упражнение 3.

1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.


И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...»
(А.С. Пушкин)


Упражнение 4.

Найдите неполные предложения в отрывке из литературно-критической статьи. Чего достиг автор, использовав их? Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их.

Поэт Николай Старинов не бывает однообразным в своём душевном состоянии, в своем виденье мира. Его скромность граничит с резкостью, пафос с грустной улыбкой, проповедь с откровенным самораскрытием, с исповедью любящего и страдающего сердца (В. Дементьев).

Упражнение 5.

Найдите контекстуальные неполные предложения. Укажите, какие члены предложения опущены.


1. Дела в булочной шли весьма хорошо, лично мои - все хуже
(М. Горький). 2. Люди получше - любили его, похуже - боялись (М. Горький). 3. Багровые листья клена и желтые - берез лежали у ног женщины (М. Горький).

Упражнение 6.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г. нцов с пальмовой веткой для извещения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба - о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Упражнение 7.

Спишите. Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака.

1. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном (А. Куприн). 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (К. Паустовский). 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек (В. Солоухин).

Упражнение 8.

Расставьте недостающие тире в предложениях. Обоснуйте постановку знаков препинания.

1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев). 2. Наше дело повиноваться, а не критиковать (Салтыков-Щедрин). 3. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Паустовский). 5. Люблю небо, траву, лошадей, всего больше море (Лавренев). 6. Когда я шёл к трамваю, по дороге пытался вспомнить лицо девушки (Лавренев). 7. Сквозь чёрные огромные ветви лиственниц серебряные звёзды (Федосеев). 8. Ему скоро не подняться на ноги, да и поднимется ли вообще? (Федосеев). 9. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 10. И цвет этих полей на дню без конца меняется: утром один, вечером другой, в полдень третий (Баруздин). 11. Кто чего ищет, а мать всегда ласки (М. Горький). 12. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица). 13. В больших людях я люблю скромность, а в маленьких собственное достоинство (Афиногенов). 14. Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои всё хуже (М. Горький). 15. Тёркин дальше. Автор вслед (Твардовский).

Упражнение 9.

Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)

Сколько грамматических основ в последнем предложении?
- Какие члены предложения опущены в неполных предложениях?

Упражнение 10.

Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.

Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.


Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету.
(С.Жуковский)

Упражнение 11.

Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Упражнение 12.

Охарактеризуйте неполные предложения в диалогической речи. Выделите предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

Вдруг - сигнал за поворотом, дверцу выбросил шофер, тормозит:
- Садись, пехота, щеки снегом бы натер. Далеко ль?
- На фронт обратно. Руку вылечил.
- Понятно. Не герой?
- Покамест нет.
- Доставай тогда кисет
(А. Твардовский).


Упражнение 13.

Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения. Выиграет ли от этого текст?

Упражнение 14.

Составьте диалог на тему «В библиотеке». Проанализируйте структурные особенности диалога, обратите внимание на чередование полных и неполных предложений.

Упражнение 15.

Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? - Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? - Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

Упражнение 16.

Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.

1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня - ноябрьская тьма (Булгаков).

Тест по теме «Неполные предложения»

1. В каком варианте дана правильная характеристика выделенного предложения?

Из-под дивана вылезает кот. Потянулся, прыгнул на диван .



в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное

2. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

На низкой колоколенке, притулившейся под стеною семиэтажного дома, звонили к вечерне.

а) односоставное, неопределенно-личное, полное
б) односоставное, неопределенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное

3. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

Надо бороться с мрачными мыслями.

а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, неопределенно-личное, полное
в) односоставное, безличное, полное
г) двусоставное, неполное

4. В каком варианте дана правильная характеристика предложения?

Где же ты, моя родная?

а) односоставное, определенно-личное, полное
б) односоставное, определенно-личное, неполное
в) двусоставное, полное
г) двусоставное, неполное

5. Какое предложение является двусоставным неполным?

а) Уходи-ка отсюда!
б) Жизнь человеку дается один раз.
в) Разубедить его в чем-нибудь было трудно.
г) В десять часов вечера праздничный салют.

6. Какое предложение является односоставным, безличным, неполным?

а) Вам бы надо в цирке работать, чужие мысли отгадывать.
б) Ни брани, ни смеха, ни громких разговоров.
в) Какая чудесная ночь!
г) Щебнем завалило весь пустырь.

7. Какое предложение является неполным из-за пропуска главного члена предложения (подлежащего или сказуемого)?

а) Квартира у него большая, светлая.
б) И только слово, только слово в степи маячит под луной.
в) Писать бы тебе на литовском.
г) На полу у него во дворце - дорогие персидские ковры.

8. Какое предложение является неполным из-за пропуска второстепенного члена предложения?

а) Мой брат - лучший врач в городе.
б) За тем лесом - замечательное озеро.
в) Своих родственников я очень люблю, но редко их вижу.
г) В одном городе жил его отец, в другом - обитала теща.

Из урока «Неполные предложения» вы узнаете об отличиях полных предложений от неполных. Ученики научатся различать односоставные и двусоставные, распространенные и нераспространенные синтаксические конструкции. Для закрепления нового материала вы рассмотрите наиболее яркие примеры.

Тема: Односоставные предложения

Урок: Неполные предложения

3. Русский филологический портал ().

1. Прочитайте стихотворение Олега Григорьева.

Отметьте полные и неполные предложения. Разберите их по членам предложения.

— Яму копал? — Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме сидишь? — Сижу. — Лестницу ждешь? — Жду. — Яма сыра? — Сыра. — Как голова? — Цела. — Значит живой? — Живой. — Ну, я пошел домой!

2. В каждом ряду слов есть «лишнее». Определите это слово.

В рощ.., много морков.., в изложени.., во время революци...

По памят.., без лодк.., в пут.., в воздух...

Во всей суровост.., к мудрост.., в забо.., об исследовани...

На тюл.., в шампун.., передал Наталь.., о гербари...

В стремен.., на вымен.., в пламен.., на камн…