Экология звука. Влияние шума на окружающую среду

Выделяют загрязнение шумовое, которое оценивается как одно из самых вредных для человека. Все люди издавна жили в окружении звуков, в природе нет тишины, хотя и громкие звуки тоже очень редки. Шелест листвы, щебет птиц и шорох ветра нельзя назвать шумом. Эти звуки полезны для человека. А с развитием технического прогресса актуальной стала проблема шума, который людям приносит много проблем и даже приводит к болезням.

Хотя звуки не повреждают окружающую среду и воздействуют только на живых организмов, можно говорить о том, что загрязнение шумовое в последние годы стало экологической проблемой.

Что такое звук

Слуховой аппарат человека устроен очень сложно. Звук - это волновое колебание, передающееся через воздух и другие компоненты атмосферы. Эти колебания воспринимаются сначала барабанной перепонкой человеческого уха, потом передаются в среднее ухо. Звуки проходят через 25 тысяч клеток, прежде чем осознаются. Обрабатываются они в мозге, поэтому если они очень громкие, то могут привести к большим проблемам со здоровьем. Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 15 до 20000 колебаний в секунду. Меньшая частота называется инфразвуком, а более высокая - ультразвуком.

Что такое шум

В природе мало громких звуков, в основном они тихие, благоприятно воспринимаемые человеком. Шумовое загрязнение окружающей среды случается, когда звуки сливаются и превышают по интенсивности допустимые пределы. Силу звука измеряют в децибелах, и шум более 120-130 Дб уже приводит к серьезным расстройствам человеческой психики и отражается на состоянии здоровья. Шум имеет антропогенное происхождение и повышается с развитием технического прогресса. Сейчас уже даже в загородных домах и на даче сложно спрятаться от него. Естественный природный шум не превышает 35 Дб, а в городе человек сталкивается с постоянными звуками в 80-100 Дб.

Шумовой фон выше 110 Дб считается недопустимым и очень вредным для здоровья. Но все чаще с ним можно столкнуться на улице, в магазине и даже дома.

Источники шумового загрязнения

Самое вредное воздействие оказывают звуки на человека в Но даже в загородных поселках можно страдать от шумового загрязнения, вызванного работающими техническими приспособлениями у соседей: газонокосилкой, токарным станком или музыкальным центром. Шум от них может превышать предельно допустимые нормы в 110 Дб. И все же основное загрязнение шумовое происходит в городе. Источником его в большинстве случаев являются транспортные средства. Самая большая исходит от автомагистралей, метро и трамваев. Шум в этих случаях может достигать 90 Дб.

Предельно допустимые нормы звука наблюдаются во время взлета или посадки самолета. Поэтому при неправильной планировке населенных пунктов, когда аэропорт оказывается вблизи от жилых домов, шумовое загрязнение среды около него может привести к проблемам у людей. Кроме транспортных шумов, человеку мешают звуки стройки, работающих климатических установок и радиорекламы. Причем современному человеку уже не скрыться от шума даже в квартире. Постоянно включенные бытовые приборы, телевизор и радио превышают допустимый уровень звуков.

Как звуки влияют на человека

Восприимчивость к шуму зависит от возраста человека, состояния его здоровья, темперамента и даже пола. Замечено, что женщины более чувствительны к звукам. Кроме общего шумового фона, на современного человека оказывают влияние и неслышимые и ультразвук. Даже кратковременное их воздействие может вызвать головные боли, нарушения сна и расстройство психики. Влияние шума на человека изучалось давно, еще в античных городах вводились ограничения на звуки в ночное время. А в средние века существовала казнь "под колоколом", когда под воздействием постоянных громких звуков человек погибал. Сейчас во многих странах действует закон о шуме, который защищает горожан ночью от акустического загрязнения. Но угнетающе действует на людей также полное отсутствие звуков. Человек теряет работоспособность и испытывает сильный стресс в звукоизолированном помещении. А шумы определенной частоты, наоборот, могут стимулировать процесс мышления и улучшают настроение.

Вред шума для человека


Влияние шума на окружающую среду

  • Постоянные громкие звуки разрушают растительные клетки. Растения в городе быстро засыхают и гибнут, деревья живут меньше.
  • Пчелы при интенсивном шуме теряют способность ориентироваться.
  • Дельфины и киты выбрасываются на берег из-за сильных звуков работающих сонаров.
  • Шумовое загрязнение городов приводит к постепенному разрушению сооружений и механизмов.

Как защититься от шума

Особенностью акустических воздействий на людей является их способность накапливаться, и человек оказывается незащищенным от шума. Особенно от этого страдает нервная система. Поэтому процент психических расстройств выше среди людей, работающих на шумных производствах. У молодых парней и девушек, постоянно слушающих громкую музыку, слух через некоторое время снижается до уровня 80-летних стариков. Но, несмотря на это, большинство людей не догадываются о вреде шума. Как же можно защитить себя? Рекомендуется использовать индивидуальные средства защиты, например, беруши или наушники. Получили распространение звукоизолирующие окна и стенные панели. Нужно стараться дома использовать как можно меньше бытовых приборов. Хуже всего, когда шум мешает человеку нормально выспаться ночью. В этом случае его должно защитить государство.

Закон о шуме

Каждый пятый житель большого города страдает от заболеваний, связанных с шумовым загрязнением. В домах, расположенных около крупных магистралей, превышен на 20-30 Дб. Люди жалуются на громкие звуки, издаваемые стройками, вентиляцией, предприятиями, дорожными работами. За городом жителям досаждают дискотеки и шумные компании, отдыхающие на природе.

Чтобы защитить людей и дать им выспаться, в последние годы все чаще принимаются областные регламентирующие время, в которое нельзя производить громкие звуки. В это, как правило, период с 22 часов вечера до 6 часов утра, а в выходные - с 23 до 9 часов. Нарушители подвергаются административным наказаниям и крупным штрафам.

Шумовое загрязнение окружающей среды в последние десятилетия становится самой актуальной проблемой мегаполисов. Вызывает беспокойство снижение слуха у подростков и увеличение количества психических заболеваний у людей, работающих на производствах, связанных с сильным шумом.

Я нахожусь в творческой мастерской «Альгамбра», где нежные звуки ханга умиротворяют меня после долгих поездок по шумному городу. За окном капает осенний дождь, а в этом уютном старинном здании в Печатниковом переулке так тихо и спокойно. Музыка, как капли дождя, смывают с меня дневную суету и настраивают на беседу про саундхилинг с руководителем студии Юрием Рубиным.

Юра, скажи, что такое саундхилинг и сколько времени ты практикуешь его?

У нас в нашей стране звукотерапия развита пока слабо, а в странах Запада уже давно существуют направления арт-терапии. Практики арт-терапевтов основываются на использовании звуков в лечебных целях. Вместе с тем нельзя сказать, что это новая область. Уже много тысяч лет существует в традиционных культурах мира практики по работе со звуком. И в этих целях использовались разные музыкальные инструменты. Тут нужно, в первую очередь, упомянуть человеческий голос. Потому что многие ­– от шаманов Сибири до Тибета, где практиковали горловое пение – понимали, что голос – самый очевидный способ воздействия на человека с помощью звука. Однако сейчас речь пойдёт об использовании специальных инструментов работы со звуком для гармонизации психического состояния человека и работы с энергией. Я имею в виду обертоновые инструменты. К инструментам, у которых есть много ярко выраженных обертонов, относятся, например, духовой инструмент диджериду. Отдельного внимания заслуживают идиофоны, или самозвучащие инструменты. На Руси такими инструментами были колокола, в Азии – гонги и тибетские поющие чаши, а из современных идиофонов мы не можем не упомянуть такой интересный инструмент, как ханг. Ханг, помимо всего прочего, является и самым новым инструментом. Его придумали совсем недавно, в 2000-ом году, учёные-изобретатели из Швейцарии, которые исследовали резонансные свойства металлов.

Так в чём же особенность обертонных инструментов и их воздействии на человека?

Как мы знаем из древних ведических текстов, каждый орган человека настроен на определённую частоту. Также существует система соответствия чакр или энергетических центров разным частотам. То есть буквально каждая чакра звучит на определённой ноте. Таким образом, мы можем сонастраивать разные энергетические центры с нотами музыкального инструмента и активизировать энергию разных энергетических центров. Современные исследования подтверждают эти явления. Например, доказано, что при низких частотах, до 750 ГРЦ, звук воздействует в большей степени на телесный аспект человека, на его мышцы, его двигательные функции. Высокие частоты, от 750 до 3000 ГРЦ, в большей степени ответственны за проявление эмоциональной сферы, за интуицию. Под высокие частоты нам хорошо мечтать, открываться сердечным делам, а если и двигаться, то плавно, не очень быстро. Получается, что звук на разных частотах по-разному действует на человека. Я повторюсь, что это известно уже много тысяч лет.

Когда ты первый раз ощутил воздействие звука на себе?

Моё первое знакомство с звуковыми вибрациями началось очень давно, когда я стал пробовать себя в музыкальной сфере, играя на разных музыкальных инструментах – ударных, струнных. Даже если ты держишь в руках гитару, ты, конечно же, чувствуешь, что она вибрирует. Это вибрация тебе передаётся. Если ты пробуешь играть на таком резонансном инструменте, как барабан или диджериду, вибрации передаются ещё сильнее. У самозвучащих инструментов, т.е. у идиофонов, эта вибрация непосредственно передаётся к тебе, потому что здесь вибрирует весь корпус. Если такой инструмент находится вблизи от вас, если поместить поющую чашу или гонг рядом с человеком, то её вибрации, колыхания этого звука, буквально ощутимы на физическом уровне. Если подобную практику (называемую звуковым массажем) делать достаточно регулярно, то в тебе происходят определённые изменения. Об этом мы расскажем немножко позже. Также подобные вибрации имеет новый музыкальный инструмент ханг. Но его вибрации скорее более мягкие. И ханг содержит в себе звуки разной высоты – таким образом он может воздействовать с помощью мелодии на эмоциональную сферу человека.

Какие инструменты ты используешь для звукового массажа?

Я использую в практике саундхиллинг гонг, поющие чаши и ханг. Можно сказать, что практика использования поющей чаши широко известна, и практикуется не только в Тибете и Непале, на родине этих инструментов, но и во многих странах. И у нас, в Москве, существует ряд мест – как правило, это йога-клубы – там можно найти мастера тибетских поющих чаш. Можно сказать, что это уже не в диковинку, и здесь многое зависит от мастерства человека, который делает данную практику. Если вы найдёте мастера, который относится с чувством, с пониманием и любовью, считайте, что вам повезло, потому что практика с помощью воздействия тибетской поющей чаши очень глубокая и сильная. Что касается такого инструмента, как ханг, действие его пока ещё находится на стадии изучения. Ханг действует очень интересно. Он расслабляет удивительным образом. На поверхностном уровне это воспринимается как расслабление и очень сильно затрагивает эмоциональную сферу. И люди, проходившие практику с хангом, говорят, что очень сильно задействована их эмоциональная сфера. И удивительные воспоминания накатывают, и происходит разрешение давно наболевших вопросов и проблем, и даже появляются ответы на все вопросы, вплоть до такого. И человек после такого сеанса понимает, что произошло нечто вроде катарсиса. Хотя, казалось бы, вибрации очень нежные, неглубокие.

Что говорят люди, которые проходили эту практику?

Не буду говорить от себя, так как я собираю живые отзывы, многие оставляют после звукового массажа отзывы и отклики о том, что происходит во время и после сеанса. Поэтому я с удовольствием процитирую некоторые из них.

«Эта практика похожа чем-то на звон от колокола. Он тоже продолжает звучать, даже после того, как его уже не может воспринять ухо, так и эти еле ощутимые, почти неуловимые вибрации в теле продолжают звучать в тебе, постепенно угасая. Но их легко вызвать воспоминанием. Например, запахом индийского масла на волосах». (Лилия)

«Звуковой массаж расслабил все тело и ум и позволил найти ответы на вопросы, которые были давно без ответов. Звуковые вибрации очистили ум, появилось возможность для принятия и отдавания тепла с пониманием, что тепло это не кончится никогда, так как идет изнутри». (Наталья)

«Вибрация от инструмента была мягкой, распространяющейся по всей центральной части туловища. Звуки практически перестали восприниматься как обычно, но в то же время звуки и ощущения в теле воспринимались как одно целое.

Внимание переместилось в область даньтяня (хары), живота, и вся энергия стала центрироваться, что дало ощущения целостности, равновесия. Вторая часть массажа делалась на спине, на сердечном центре, и не смотря на то, что инструмент был ближе к голове, звук остался слит с вибрацией для моего восприятия. Практика дала расслабляющее действие на область лопаток, пронизывающий эффект вибрации был мягким и приятным». (Инесса)

Что даёт эта практика организму и состоянию человека?


Есть такие студии, в которых проходят сеансы звукотерапии. Такие места можно назвать акустическими спа-салонами, где люди могут расслабиться, где можно почувствовать как звук, так и тишину, которые заложены между звуками. В окружающей жизни мы, к сожалению, обделены этой возможностью, потому что звук нас окружает всё время, и городская, техногенная среда, с точки зрения звука, достаточно агрессивная. Звуки, которые мы слышим в метро, на улице и в ночных клубах и в других местах, – они действуют достаточно негативно на нас. В этом бы не было такой проблемы, если бы это было изредка, но так как мы вынуждены сталкиваться с этим ежедневно, для многих это действует разрушительно, и здесь необходим баланс. Вы можете побывать на природе, но возможность поехать куда-либо не всегда есть; поэтому вы можете прийти в подобное место, где происходят расслабляющие сеансы, где человек может почувствовать контакты с природными биоритмами с помощью музыкальных инструментов.

Насколько я знаю, самым сильным загрязнением в мегаполисе является именно шумовое.

Ничего удивительного в этом нет. Я в повседневной жизни использую беруши, чего и всем советую.

Как давно в России существует методика исцеления звуком?

Насколько мне известно, эксперименты в этой области велись в России, но, к сожалению, традиционная психология достаточно равнодушна к этим вещам, в то время как в Америке существует ассоциация звукотерапевтов. Её создал терапевт, психолог и музыкант Джонатан Голдман – автор книг по данной тематике. И у нас эта область с научной точки зрения не опознана. Пока что практическая психология не рассматривает её для своих целей.

Встречал ли ты в своих путешествиях на Востоке этот способ релакса и гармонизации?

Интересно, что в Непале и в Тибете, в Северной Индии, эта разновидность медицины существует на равных правах в своём действии с другими способами тибетской медицины. Обычно там лечат не один орган, как принято в западной медицине, а действуют на человека комплексно. Конечно же, с помощью воздействия звуком, ты можешь поднять общую энергию человека. Здесь, собственно, в чём дело – если органы работают хорошо, то они резонируют на определённой частоте. Если орган человека работает плохо, то это значит, что его частота сбилась каким-то образом. С помощью звука, настроенного на нужную частоту определённого инструмента, можно привести в баланс работу данного органа и в целом поднять уровень энергии человека. В тибетской традиционной медицине использование поющих чаш распространено повсеместно, в любой даже маленькой деревушке это есть. Древние тибетские поющие чаши делались из сплава нескольких металлов. В основе сплава была медь, добавляли олово, цинк, железо и даже золото и серебро. Каждый металл, входящий в состав сплава, из которого изготовлена чаша, обладает собственным звучанием. В результате этого древние поющие чаши издают звук, состоящий из нескольких обертонов.

Ходят легенды о том, что железо, входящее в состав сплава, было метеоритным. Метеориты, падающие в Тибете, проходят через более тонкий слой атмосферы (поскольку Тибет находится высоко над уровнем моря) и имеют иные свойства, нежели метеориты, найденные в других, более низменных, районах. Этим часто объясняются необычное звучание древних тибетских чаш. В этом ли причина на самом деле, остается загадкой до сих пор.

Почему так важно приводить человека в медитативное состояние с помощью звука?

В нашей повседневной жизни постоянная спешка является лишь возможностью потратить энергию, и это приносит в нашу жизнь дисбаланс. Естественно, для ощущения баланса необходимо что-то другое, и практика саундхилинг – это, в общем-то, один из способов медитации. Это может быть как звуковой массаж, так и игра на музыкальных инструментах, что мы и совмещаем в нашей студии. У нас проходят практики звуковой терапии, а также обучение игре на подобных инструментах. То и другое действует очень хорошо, люди говорят о том, что после занятий они выходят с другим уровнем энергии, с другими ощущениями и внутренними «построениями».

Как влияет звук на нервную, иммунную, эндокринную системы человека, на его энергетические центры?

Индивидуальная саунд хилинг сессия – это гармонизация и баланс на эмоциональном, ментальном и физическом уровнях.

Такая сессия позволит снять лишнее напряжение, погрузиться в измененное состояние, глубоко расслабиться, ощутить целительский эффект. Через звуковую саундхилинг сессию также можно проработать какую-то ситуацию, проблему, эмоциональный узел. Звуковая терапия помогает освободиться от стресса и тревоги, усилить иммунную систему, замечено значительное разглаживание кожи за счет возвращения ей эластичности через целительную вибрацию, усиление концентрации и раскрытие творческого потока, усиление интуиции, восстановление баланса полушарий головного мозга, восстановление равновесия эндокринной системы через воздействие вибрации на гипофиз и другие железы. Звуковая терапия очищает энергетические центры (чакры) и нормализует работу соответствующих им органов и желез.

Какие вибрации и звуковые волны лучше всего исцеляют? Каким образом происходит исцеление? Почему именно звук? Что такое вообще – звук чаш и ханга?

Звук – это волна. Ошибочной точкой зрения является то, что мы слышим звук только с помощью ушей. Это не так. Мы ощущаем и слышим звук всем телом. Известно же множество примеров глухих музыкантов и композиторов. Это люди, у которых орган слуха не функционирует частично или совсем. У них происходит ощущение вибраций. Среди вибрационных инструментов – гонг, ханг и поющая чаша, они наиболее ярко выражают этот аспект, потому что вы можете слышать их вибрацию, даже заткнув уши. И существуют примеры в нашей современной жизни гениальных музыкантов, слабослышащих или неслышащих совсем. Таким музыкантом является Ивлин Гленни – перкуссионистка из Англии. Эти вибрации мы можем чувствовать через руки, через пальцы и просто всем телом. Мы способны их ощущать, распознавать. Такие звуковые волны лучше всего исцеляют.

Производились эксперименты воздействия звуковых волн на воду. На поверхность воды наносился материал вроде краски. Выяснилось, что при влиянии звука колокола на поверхности воды формировались красивые симметричные узоры – подобие снежинок или фракталов. При воздействии техногенных агрессивных звуков на поверхности воды вырисовывалась хаотичная и непривлекательная картинка. Мы знаем, что человек состоит из воды на 80%. При воздействии звуков происходит гармонизация и выстраивание определённой структуры в тканях, из которых мы состоим.

Почему такие сессии вводят в изменённое состояние? Как можно проработать какую-то проблему с помощью саунд-хиллинга?

Наш опыт показывает, что, если человек обозначает какую-то свою проблему, свою болезненную точку либо психологическую проблему, то уходя в изменённое состояние с помощью звуков гонга и подобных инструментов, наступает разрешение. И здесь основным моментом является отключение постоянной мысленной работы. Когда ты непрестанно думаешь о какой-то проблеме, ты не можешь найти выход из неё. Но стоит тебе отпустить её на какое-то время, переключившись полностью на другую волну, ты даёшь ситуации найти выход самостоятельно.

Какие случаи происходили, связанные с хилинг-сессиями?

Я знаю, что в Китае лечат рак с помощью гонгов. Сажают человека между гонгами и нагнетают эту волну.

Я слышала, что в звуковых терапевтических сеансах используются даже камертоны, что камертонами можно работать как с тонкими телами (чакрами, энергетическими полями), так и с физическим телом – в этом случае камертон прикладывается к определенной точке и передает свою вибрацию в ту или иную часть тела. Ты используешь такие инструменты?

Если мы имеем дело с инструментами с точной настройкой, какими являются и ханг и гонг, то это уже своего рода камертон. Бывает сложно определить их основной тон в силу большого количества обертонов, тем не менее, наши разные органы реагирую на разные частоты – соответственно, можно подбирать для разных органов разную частоту. И камертон для этого тоже может сгодиться.

Конечно, эта тема ещё ждёт своего развития. Мы работаем с психологами всевозможных направлений и психотерапевтами. Для меня как для музыканта данное направление деятельности является исключительно интересным, потому что я считаю, что музыка и способы её использования могут быть самыми различными, и далеко не заканчиваются на совершенствовании исполнительского мастерства, сценических выступлений и перфомансов разного рода. Я считаю, что звук, его мистицизм, открывается наиболее одарённым из музыкантов, и они вправе его использовать совершенно по-разному, в том числе и в целях саундхилинга, а может, в первую очередь в таких целях. Это богоугодное дело.

В заключение хочу сказать, что нами организовывается некоммерческий фонд, который будет называться «Экология звука», в котором будут проходить подобного рода сессии звукотерапии с участием музыкантов и целителей. Мы рады сотрудничеству!

Звук – это изначальная вибрация, которая творит плотную вибрацию. Это же является первоисточником творения. Как ты это воспринимаешь?

В литературе встречались такие интерпретации высказывания «сначала было слово» – якобы это был звук. Это был первозвук, некая волна, которая организует пространство вокруг себя. Экология звука, как я думаю, имеет отношение к воспитанию сознания людей к окружающей среде, к этому пространству, которое формирует звук. Я говорю про отношение к нашей матушке-Земле. Это отношение начинается с души, и музыка очень формирует сознание человека. Под воздействием звуков человек может воспитать себя и настроить на такую волну, что он захочет вести себя экологично.

Беседу вела Майя Тёплая

Экология звука

Можно задать вам вопрос? Скажите, какая мелодия звучит сейчас у вас в голове? Может быть, «Серенада» Шуберта или «Времена года» Вивальди? Хотя, скорее, наверное, незамысловатая песенка, которую крутили около ближайшего магазина?..

А вы всегда замечаете, что звучит вокруг? Большинство людей, живущих в городах, постоянный звуковой фон воспринимают как что-то совершенно естественное. Количество поглощаемой нами звуковой информации огромно, но что из этого мы воспринимаем, слышим, а что «пропускаем мимо ушей»?

Но вот парадокс: обращаем мы внимание на то, что звучит вокруг нас, или не обращаем, звуки воздействуют на нас - на наше настроение, наше состояние. Музыка может «вознести до небес», наполнить жизнью, а может довести до глубокой депрессии и даже до самоубийства. Об этом знали в давние времена, потом забыли, но во второй половине XX века о связи музыки и психики вспомнили вновь.

Музыка используется в психологии и медицине, например, для реабилитации или анестезии, существует «музыка для расслабления», «музыка для производства» и так далее. Одно время появились простые рецепты: Чайковский - от язвы, Бетховен - от гастрита... Но если даже одно и то же лекарство на разных людей действует по-разному, может ли такая неуловимая субстанция, как музыка, влиять на всех одинаково? А способны ли мы сами определить, что слушать, а что нет, или мы лишь пассивные потребители того, что модно в наше время?

Человек начинает слышать звуки задолго до рождения и перестает слышать с последним вздохом. Клетки мозга, отвечающие за слух, реагируют на возбуждение в 10 миллионов раз более слабое, чем то, которое необходимо для передачи в мозг информации о прикосновении к коже. Слух действует на наше эмоциональное состояние гораздо сильнее, чем зрение.

Уши - это ворота мира

Наш слух - это наша связь с миром, которую мы всегда, даже неосознанно, стремимся восстановить. Способность слышать можно развивать, и дело не только в физическом слухе, но и в нашем внимании, а главное - в желании услышать что-то или кого-то.

К музыке тоже стоит отнестись внимательней. Как, с помощью чего она воздействует на нас? Ее основа, или средства выразительности, для любого времени и стиля одинакова:

1) ритм и темп;
2) мелодия и гармония;
3) форма;
4) динамика, или громкость звучания.

Ритм - основа всего

День - ночь, усилие - отдых, а прислушайтесь к биению собственного сердца... Природу не назовешь хаотичной, все подчинено порядку, основа которого - ритм, он задает движение, энергию жизни. Поставьте утром живую ритмичную музыку, например, Бранденбургские концерты Баха или любимый рок-н-ролл, и на работу вы соберетесь быстрее, чем обычно, а вот медленная музыка утром может сыграть с вами злую шутку. Вечером же отдохнуть поможет спокойная мелодия, например романтическое фортепиано или легкий джаз. Каждый, конечно, подберет музыку на свой вкус.

Ритм еще и мощное средство объединения, вспомним магию русского хоровода, где нет солистов, а ритм каждого вплетается в общий ритм. Быть может, это было отражением того, как жизнь каждого человека вплетается в единую жизнь природы. Сейчас мы реже задумываемся о законах природы (хотя их никто не отменял), но так здорово почувствовать себя «в едином ритме» с кем-то, мы стремимся к этому, не желая оставаться в одиночестве.

Правда, навязчивый жесткий ритм может стать опасным, и особенно опасным, если в ход идет бич нашего времени - излишняя громкость звука.

«Пифагор легко обращал и приводил душевные страсти в спокойное состояние... будь то печаль, гнев, жалость, глупая зависть, страх, различные стремления, ярость, желания, пустые фантазии, низкие чувства, горячность. Каждую из них он приводил к добродетели с помощью нужных мелодий, как будто с помощью правильно смешанных лекарственных средств...» (Ямвлих Халкидский, античный философ-неоплатоник)

Человечество глохнет!

Как хочется иногда посидеть в тишине! Но нам, похоже, это не грозит: городской звуковой фон (шум автомобилей, строительных машин, бытовых приборов) таков, что слух быстро притупляется. Добавьте к этому развитие воспроизводящей техники («чем громче, тем лучше»), привычные наушники, и станет понятно, почему медики бьют тревогу: «Человечество глохнет!»

При громкости в 65 Дб мы начинаем реагировать на музыку независимо от наших этических и эстетических установок: любая будет вызывать сильное напряжение, усталость, раздражительность.

Сейчас принято массовые, особенно молодежные мероприятия сопровождать громкой музыкой с навязчивым ритмом. А что, здорово - это сплачивает, добавляет драйва! Но психологи предупреждают: это демобилизует мыслительную активность, разрушает способность человека к личностному общению, то есть мы не объединяемся, а привязываемся к ритму музыки, уже не обращая внимания на тех, кто рядом. Возникает знаменитый эффект толпы, вспышки агрессии здесь не удивительны, да и внушить толпе можно что угодно.

Знаете, как не поддаться эффекту толпы? Не попадать в нее! А уж если попали - стараться не потерять себя, оставаться человеком в любых обстоятельствах, выбор остается всегда.

Психологи говорят, что путь человека зависит от того, как он сумеет гармонизировать свой индивидуальный ритм с ритмами других людей. Если группа людей, даже небольшая, достигает такой гармонии, она способна свернуть горы, потому что ее основа - уважение, поддержка, стремление услышать друг друга, а не подавлять, как в случае толпы.

Сама по себе музыка опасной не бывает, такой ее делают люди. Во время рок-концерта в лондонском аэропорту Хитроу в начале 80-х годов (квадро-фонические установки только-только вошли в моду) некоторые колонки были установлены на заборах, на которых «висели» сотни фанатов. В антракте к забору устремились машины «скорой помощи» и стали забирать первые «жертвы». Дело в том, что звук из колонок, достигавший 110 Дб, всей своей мощью обрушивался на расположившихся в опасной близости слушателей. (Для сравнения: шум стартующего сверхзвукового истребителя равен 145 Дб, при 165 Дб погибают домашние животные, при 185 Дб умирает человек.) Вместе с разрушительным воздействием ударных повышенное звуковое давление ввело «заборных» слушателей в состояние транса, которое притупляет боль. Некоторые из них в экстазе бились о ржавый забор, и только тогда, когда музыка затихла, вернулась способность чувствовать боль, и люди стали терять сознание.

Мелодия и мысль

Мы все очень разные, поэтому готовые рецепты из Интернета подойдут далеко не всем. И снова хочется сказать: выбор всегда за нами. Можно поглощать бесхитростные мелодии из телевизора, но психологов наша поп-культура и в этом отношении не устраивает (ну и привередливые же!). Простенькие мелодии хороши для дискотек, для «отрыва», который время от времени нам нужен, но, если их слушать часто, они делают более примитивным мышление. В них нет глубины, полутонов, времени на размышление. Что ж, можно и так, но тогда с развитием творческих способностей будет сложнее.

Мелодия, как объясняет музыкальный словарь, «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно ее открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

«Моцарт. Принимать по два часа в день» - этот рецепт Альфред Томатис, известный парижский врач, прописал Жерару Депардье. В середине 60-х молодой артист приехал покорять Париж и имел к этому все шансы, если бы не проблемы с речью и памятью. «До Томатиса, - вспоминал позже Депардье, - я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления». Ученые США и Болгарии независимо друг от друга обнаружили, что музыка Моцарта усиливает нашу мозговую активность и повышает интеллект. Этот феномен получил название «эффект Моцарта», а компакт-диски с произведениями композитора сразу же попали в разряд бестселлеров.

В поисках гармонии

Гармония - в переводе с греческого «созвучие», «соразмерность». Кто не мечтает о ней? В музыке это сочетание звуков, в общении - понимание друг друга. А что происходит в нашей душе, нашем внутреннем мире?

Кто-то вспомнит, что в ранней юности слушал одно, а сейчас ему нравится совсем другое. Мы меняемся, и наша любимая музыка меняется вместе с нами. Она может многое о нас рассказать - или о нашем стремлении упорядочить жизнь, придав ей устойчивый ритм, или о желании взлететь над обыденным, разбивая привычные рамки и овладев искусством импровизации. Может быть, именно сейчас пришла пора пересмотреть свою музыкальную коллекцию?

В то же время в нашей душе живут образы и воспоминания слишком дорогие, чтобы их забыть, также есть мелодии любимые, волнующие нас на протяжении всей жизни. Если у вас их нет, пожалуйста, поищите - и в глубине своей души, и в бескрайних музыкальных просторах. Такая музыка выведет из самой глубокой депрессии, вернет к самому себе, даст новые силы. Мы можем идти по разным тропам - музыкальным и жизненным, примерять на себя разные жанры и модные веяния, но, услышав первые же знакомые звуки, невольно обернемся и вспомним, восстановим связь с чем-то очень дорогим.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие», - писал Томас Карлейль. Нет готовых рецептов, нет универсальных ответов, но всегда есть возможность прислушаться и сделать шаг туда, где уже нет места логике и психологическим выкладкам, а есть лишь вечная тайна по имени Музыка.

Упражнения для развития способности слышать и распознавать звуки

Слоистое слушание

Где-нибудь на природе, в лесу (городской парк тоже подойдет) остановитесь на минутку, замрите и прислушайтесь. Сначала вы услышите «первый слой» звуков - самые громкие или самые знакомые звуки. Небольшое усилие - и вы услышите более тихие, менее заметные звуки, потом еще более тихие. Самое сложное в этом упражнении - заставить замолчать свои мысли. Зато, если это удается, можно услышать гораздо больше, чем обычно.

Внимание

Выберите два ярких звука: например, музыкальная мелодия и шум моря. Сконцентрируйтесь сначала на одном (последите за ним), затем на другом. В нашей жизни бывает полезно, находясь в потоке информации, обратить свое внимание на что-то одно, особенно если речь идет об общении с другими людьми.

Очищающая вибрация древних песен. Молодые музыканты готовы вернуть фольклор в деревни. Кажется, безостановочное погружение музыки в стихию электронного саунда, сэмплов и компьютерных эффектов достигло критической точки и у части молодых людей породило обратную реакцию. С танцполов ночных клубов они ринулись в фольклорные студии, чтобы постичь мир «экологии звука», очистить песню до первозданного совершенства. Из таких искателей и собрался всероссийский фестиваль «Молодые голоса-2008. Музыка в стиле этно», который прошел в Ижевске на прошлой неделе.
Праздник преображения
Второй фестиваль собрал почти три десятка исполнителей из Карелии, Татарстана, Марий Эл, Пензенской области и Удмуртии. К удивлению организаторов, больше всего участников представляло родниковый край (в прошлом году музыканты из Удмуртии были в явном меньшинстве), что дало повод говорить о возрождении культурных традиций в республике. Кульминацией фестиваля-конкурса стал гала-концерт финалистов на Центральной площади Ижевска в День молодежи. Право участия в open-air получили двенадцать музыкантов, девять из которых стали лауреатами конкурса (по трое на каждое призовое место). Кстати, курирующее фест Министерство культуры РФ выделило победителям по программе поддержки талантливой молодежи премии в размере от 30 до 60 тысяч рублей.
В ожидании своего выхода на сцену по брусчатке прогуливались девушки в холщовых сарафанах и туниках, кое-кто щеголял лаптями и самовязаными гетрами. Из чехлов извлекались деревянные дудочки, удмуртские крези и ивановские гармони.
Вскоре на площади, которая по обыкновению в дни публичных праздников превращается в полупьяную ярмарку, возникла атмосфера совершенно особой энергетики. Самыми простыми словами, определяющими ее, были бы Добро и Радость – именно так, с большой буквы. Такой чистый внутренний свет на лицах горожан удается увидеть нечасто. С удивительной легкостью праздные гуляющие превращались во внимательных слушателей и аплодировали участникам конкурса так же неистово, как заезжим знаменитостям.
А уровень исполнительского мастерства на фестивале оказался и вправду высоким, даром что возрастной ценз ограничивал возраст конкурсантов двадцатью пятью годами. Что же, это очень хорошее начало. Председатель конкурсного жюри, исполнительница старинного русского фольклора, сказительница (она не поет – сказывает), «ангельский глас России», народная артистка России Елена Сапогова подтверждает:
- Судить было очень сложно, поскольку всегда страшно недооценить, недолюбить молодого музыканта. В первую очередь мы оценивали то, как исполнители трактуют песню, как владеют голосом, насколько они искренни. От них еще нельзя требовать такого же глубокого вложения души в песню, которое есть у опытных исполнителей, все-таки среди конкурсантов даже 14-летние дети. Но некоторые из участников уже сейчас умны и тонки в своем искусстве. Например, когда Катя Максимова пела старинную удмуртскую песню, я, не понимая ни слова, едва не плакала от восторга перед этой силой, глубиной. От того, что совсем юная девочка с такой любовью поет вековечные песни.
- Некоторые участники представили песни в жанре, который принято обозначать как этнофутуризм, то есть сплав традиции и новаторства…
- Понятно желание некоторых исполнителей соединить старую и современную традицию, сделать фольклорной песне новую аранжировку. Не всегда им хватает вкуса, чтобы этот синтез не казался нарочитым, искусственным. Но мы не вправе обвинять их: они с детства окружены грохочущими негармоничными ритмами. Нужно понимать, что нынешняя музыка – это качка, а старинная народная – это очищающая вибрация.
И совсем особый случай, когда молодой исполнитель умеет прочитать старинную песню так, будто она написана только что, не меняя в ней при этом ни ноты. За это мы сразу первое место давали.
Та самая Катя Максимова, шестнадцатилетняя первокурсница Республиканского музыкального колледжа, в итоге заняла второе место. Всем взяла – и голосом, и манерой. «Подлинным» оказался не только ее вокальный стиль, но и наряд: удмуртский костюм для Кати искали по всей Малой Монье, откуда она родом. Наконец, в сундуке одной деревенской бабушки отыскалось традиционное клетчатое домотканое платье из тонкой шерсти. Фартук тоже подобрали. А вот с монистами проблем не возникло: нагрудное украшение из крупных серебряных рублевиков переходит в катиной семье от матери к дочери уже больше двухсот лет, с восемнадцатого века. В него даже петровские копейки-»чешуйки» вшиты, не говоря уже о монетах с чеканным профилем Екатерины Великой. Парадокс же в том, что удмуртские песни и традиционные обряды Катя изучала уже в городе – в родной деревне настоящих народных гуляний с песнями и плясками уже давненько нет. «Надо это возвращать, чтобы молодежь понимала, как все происходило в старину», - уверена юная певица.
Расширяя границы мира
А вот восемнадцатилетняя студентка музыкального колледжа Анастасия Коновалова, ставшая лауреатом первой степени, свой костюм (пожалуй, самый живописный на конкурсной сцене) сшила сама – точно под разудалую шутейную песню, привезенную из полевой экспедиции в Кировскую область. Сарафан скопировала до последней детали с традиционного костюма вятской крестьянки. «Все складки сосчитала, чтобы точно силуэт воспроизвести. На фартуке – вышивка крестом, которую тоже использовали в Кировской области. А пояс – точная копия того, который носила моя прабабушка», - объясняет Настя. Но на создании собственных концертных костюмов останавливаться не собирается:
«Есть у меня задумка: создать в Удмуртии Дом фольклора, взять маленьких детей и с самого раннего возраста воспитывать их в традициях народной культуры. Через игру дать им представление о той духовной и материальной культуре, которая существовала веками. Они не только петь будут учиться, но и ткать, прясть, шить, с деревом работать. Конечно, они будут соприкасаться и с современной культурой в повседневной жизни (вечером на дискотеку могут пойти, почему бы и нет), но у них уже будет возможность сравнивать. Беда в том, что современные молодые люди эту возможность сравнивать потеряли. Подлинной народной культуры сейчас нет не только в городе, но и в деревне. Когда я приезжаю в свой родной поселок Чур и пою народные песни бывшим одноклассникам, для них это открытие, культурный шок».
У Насти и мама, и бабушка поющие. И можно было бы объяснить ее интерес к народной культуре голосом крови, генетической предрасположенностью. Но ее источник света – в ней самой. Нужно только было зачерпнуть поглубже.
- Я пою уже давно, но только в этом году поняла, насколько в действительности мне это нравится. Это такое ощущение кайфа! Раньше я могла разную музыку слушать – и хаус, и рок, и попсу. А недавно все эти записи просто выкинула – они начали резать мне уши! - и начала скупать диски аутентичных исполнителей. Как белгородские бабуськи поют, а казачьи хоры какие есть!.. Такие сокровища открываются! Я начала понимать, какой на самом деле может быть музыка, сколько в ней гармонии и красоты. Слушая эстраду сейчас, я чувствую, сколько в ней искусственности. И чувствую, насколько естественна и органична древняя музыка. Она живая, настоящая.
И чем глубже народной культурой занимаешься, тем бесповоротнее меняется восприятие всего окружающего. Если раньше, глядя на дерево, я видела только само дерево – ствол, ветви, то теперь перед глазами встает весь ряд смыслов, которые наши предки связывали с этими деревьями. Березу, например, на Руси практически обожествляли, не случайно так много обрядов с ней связано. И я, кажется, начинаю угадывать то, что видели в ней наши предки. Вообще на вещи начинаешь смотреть шире, они становятся многозначными, глубокими. Мир будто расширяется. Мифология становится второй реальностью.
В подтверждение своих слов Настя говорит, что в начале июля собирается в Первоуральск, где такие же хранители народной культуры устраивают ночь Ивана Купалы. «Это будет настоящая реконструкция – с играми вокруг костра, с купанием, с обрядовыми песнями».
Вот так происходит поиск молодыми людьми своего пути и своего места в меняющемся мире. И уж точно не случайно многие из них нашли опору не в зыбких придумках недавних лет, а в проверенных веками устоях. Борис Гребенщиков когда-то спел: «Чтобы стоять, я должен держаться корней». Нынешние ребята над корнями ясно видят крону богини-березы и черпают силы от ее рук-ветвей.
Алиса ЧУДОВА