Человеческой жизни современное общество должно. Общества в современном мире

При характеристике современного общества используют ряд понятий – гражданское общество, постиндустриальное общество и глобальное общество. Эти понятия отражают определенную специфику его состояния и социальных взаимоотношений в нем.

В одном своем значении гражданское общество обозначает совокупность негосударственных и неполитических отношений. В этом смысле оно включает в себя:

а ) общности людей, сформировавшиеся на основе их доброй воли и согласия (семья, общественные организации, религиозные, спортивные и прочие объединения, хозяйственные корпорации);

б ) отношения между компонентами общества, имеющие неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и прочие отношения);

в ) особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

Во втором значении гражданское общество понимается как идеал, предполагая максимальные социальные, политические, экономические свободы для его членов: многообразие форм собственности, свободный рынок, свободу слова и т.д. Концепт гражданского общества не столько описывает устройство реально существующих обществ, сколько выступает в качестве своеобразного социального ориентира, идеальной модели, интегрирующей общепризнанные социальные ценности и принципы социальной жизни. Следовательно, главная роль данного концепта – нормативно-ориентационная. При этом многие авторы полагают, что степень развития гражданского общества еще очень низка.

Иначе говоря, гражданское общество – это система неполитических взаимосвязей и отношений людей в их повседневной жизни.

Его характерные признаки :

· гарантии максимальной реализации неотъемлемых прав и свобод человека;

· (относительная) автономность гражданина и общества в целом от государственной власти;

· добровольное делегирование гражданами некоторой части своих прав государству при условии действенного демократического контроля общества над аппаратом власти;

· общественные структуры самоуправления;

· конституционализм и верховенство права;

· политический, экономический и идеологический плюрализм.

Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескьё. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Однако естественное право препятствовало объединению людей, поэтому в результате общественного договора возникло государство, которому граждане передали часть своих прав. А. Смит дополнил данную концепцию акцентом на чрезвычайной важности защиты частных интересов, когда государство создает удобные условия для реализации интересов частных лиц (отказ от контроля над экономической сферой, защита частной собственности).


Существенную роль в разработке теории гражданского общества внес Г. Гегель. Он описал гражданское общество как сложную совокупность частных лиц, институтов, социальных групп и классов, взаимодействие между которыми регулируется гражданским правом, независимым от государства. Такое общество является логической стадией развития общественных отношений. Он считал, что поскольку гражданское общество развивается стихийно, то в нем могут получать наиболее сильное развитие одни элементы, тогда как другие будут оставаться недоразвитыми. По этой причине такое общество может существовать при условии нахождения «под опекой» государства, ибо оно способно преодолеть несправедливость, которая неизбежно возникает в обществе.

В ХХ в. идея гражданского общества стала актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось и с жестокими тоталитарными режимами, и с проблемой автономии личности в экономической и духовной жизни. Поэтому преобладающей ныне является либеральная точка зрения, согласно которой в центре концепции гражданского общества находятся (1) свобода как самая высшая ценность и (2) саморегуляция общества как условие реализации прав и свобод. Сторонники такого подхода свое внимание сосредотачивают на разрушительной энергии государства, деструктивно воздействующего на такие институты, как семья, церковь, профессиональные и локальные ассоциации. При этом общественные проблемы решаются самим обществом. А для этой цели создаются разнообразные институты гражданского общества: профсоюзы, кооперация, культурно-просветительские общества, благотворительные организации, общественные органы местного самоуправления, землячества и национальные диаспоры, правозащитные объединения, группы давления, детские и молодежные общественные организации и др.

Последние десятилетия идея гражданского общества расширялась, дополняясь идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, консенсусе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти правовыми нормами; идеей расширения демократии в социальном плане и т.д. Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократического государства – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, снятия или смягчения противоречий. Как отмечает Т. Парсонс, «дифференцируясь [от общества], государство имеет тенденцию сосредоточиваться на двух основных функциональных комплексах. Первый охватывает ответственность за поддержание целостности социетального сообщества перед лицом глобальных угроз… Второй комплекс включает все виды исполнительной деятельности государства, которая связана с коллективными действиями в любых ситуациях, указывающих на необходимость каких-то мер в “общественных” интересах».

Как видим, гражданское общество отражает такое состояние социополитического пространства, в котором господствуют демократические процедуры, широкие личные права и свободы, устойчивые социальные связи, множественность и одновременно интеграция разнообразных интересов. Тем самым обеспечивается целостность общества и гармонизация социальных взаимодействий.

Если гражданское общество в центр внимания ставит социально-политическую сторону отношений, то концепция постиндустриального общества характеризует современное общество через социально-экономические изменения, которые произошли во второй половине ХХ века.

Американский социолог Д. Белл указал на ряд существенных моментов, свидетельствующих о переходе современного общества на постиндустриальную стадию развития.

1. В процессе становления постиндустриального общества происходит переход от экономической модели развития к модели социальной, отражающей необходимость гуманизации, стабилизации и гармонизации всех существующих социальных отношений.

2. Это проявляется в том, что экономическая мотивация исчерпывает себя в силу достижения такого уровня благосостояния, который удовлетворяет большинство людей. У них возникает понимание, что существует не только личное, но и общественное богатство (например, чистота окружающей среды), стимулируя поиски путей увеличения общественной формы богатства. В результате этого становится даже более конфликтным, и разрешать эти конфликты становится все более трудной задачей.

3. Возросший уровень жизни приводит к тому, что на смену распределений по личному вкладу приходит распределение, основанное на принципе справедливости. У индивида нет необходимости прикладывать особые усилия для выживания, как это было в период индустриального общества.

4. Развитию постиндустриального общества препятствует то, что капитализм подорвал христианские по происхождению ценности. А это ставит вопрос: возможно ли дальнейшее развитие общества в условиях отсутствия таких ценностей.

Указанные черты, как мы видели, не позволяют описать сущностные особенности, которые должны быть присущи постиндустриальному обществу. Совместными усилиями И. Масуды, О. Тоффлера, Зб. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта и других сложилась концепция постиндустриального общества. Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что экономика утрачивает статус доминирующей подсистемы общества, задающей условия и правила функционирования всех других подсистем.

Поэтому основными признаками постиндустриального общества являются:

а ) Число людей , занятых в данном обществе в сфере услуг, превышает 50 процентов от всего населения . В таком обществе сельскохозяйственных и промышленных продуктов производится больше, чем оно может потребить.

б ) Большая роль научных исследований и знаний . Основной метод принятия решений – использование разнообразных моделей, аналитических методов и т.д.

в ) Ведущей технологией является умственная технология , а не ручной труд или механизированная технология. По этой причине современное общество называют также информационным.

г ) Социальная коммуникация протекает главным образом на уровне «человек – человек », а не «человек – машина», как на предыдущих этапах развития общества.

Ведущим признаком современного общества выступает понятие «информационное общество». Считается, что оно есть результат активной позиции государственных органов. Так, в 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план «Европейский путь в информационное сообщество». В июне 200 г. на встрече Большой восьмерки была принята Окинавская Хартия глобального информационного общества, в которой сказано: «…Мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентности и ответственного управления международного мира и стабильности».

Очевидно, что развитие новых социально-технологических институтов (телемедицины, дистанционного образования, электронной торговли, интернет-СМИ и др.) изменяет структуру важнейших секторов экономики. Усиливается взаимозависимость между разными сферами: например, любое изменение в сфере энергетических решений влечет за собой изменения в области обработки сырья в гораздо большей степени, чем раньше. При этом существенные изменения претерпевают типы организации и управления. Рушатся иерархизированные и централизованные институты, происходит переход от иерархической к сетевой организации. В результате снижается роль бюрократических форм организации общественных процессов, вытесняемых социальными управленческими технологиями. Поэтому государство все более неохотно принимает на себя ответственность за управление экономикой и поддерживает рыночное и частное предпринимательство, самостоятельность, конкурентоспособность.

Еще одной важной чертой постиндустриального общества является его локализация, фрагментация и плюралистичность. Общество невозможно рассматривать просто как совокупность хорошо организованных институтов. Общество все чаще понимается как система подавления со стороны ограниченной группы людей, контролирующих финансы, влияние, информацию. Это, по мнению Д. Белла, обусловлено тем, что в постиндустриальном обществе класс капиталистов исчезает, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знания. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, а решающим становится уровень образования. Поэтому в отличие от индустриального общества, где основным был конфликт между трудом и капиталом, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется между знанием и некомпетентностью. Итак, важнейшими принципами современного постиндустриального общества на Западе выступают:

1. индивидуализм, т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли социальных групп;

2. дифференциация – появление в сфере труда огромного количества специализированных профессий, в сфере потребления – разнообразие выбора желаемого продукта и т.п.;

3. рациональность – господство идей и правил, обоснованных аргументами и расчетами;

4. экспансия, вторжение современных форм организации во все частные сферы жизни человека;

5. открытость экспериментам и инновациям;

6. признание высокой ценности образования и др.

Масштабы социальных изменений современного общества и рост взаимозависимости позволили говорить на рубеже ХХ – XXI веков о складывании глобального общества .

В настоящий момент связи между государствами становятся все более тесными. Данный процесс трудно оценить однозначно. С одной стороны, процессы глобализации помогают быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий. С другой стороны, глобализация имеет негативные стороны. Неповторимые в их культурном своеобразии общества утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и однообразной во всем мире. При этом развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие страны в «приложения» к собственной экономике, используя их как источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов. Как отмечает Э. Гидденс, «было бы ошибкой думать о глобализации только как о процессе роста мирового единства. Глобализацию социальных связей прежде всего следует понимать как преобразование пространства и времени современного существования. Другими словами, наша жизнь все в большей степени испытывает на себе влияние действий и событий, происходящих достаточно далеко от той социальной реальности, в которой протекает наша повседневная деятельность».

Под глобализацией понимают образование наднациональных социально-экономических, политических и других структур, которые оказывают существенное влияние на мировые процессы . В экономике это нашло свое отражение в создании таких финансовых организаций как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, многочисленных транснациональных корпораций. В политике глобализация проявилась в образовании таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, разнообразных военных блоков. Сфера культуры также оказалась затронута рассматриваемыми процессами, так как в настоящее время вследствие развития средств коммуникации наблюдается унификация стиля жизни. Можно сказать, что процесс глобализации состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

· нового международного разделения труда, позволяющего оптимизировать народнохозяйственную структуру экономики, внутриотраслевую и межотраслевую специализацию;

· международного производства, основанного на переносе в развивающиеся страны трудоемких, материалоемких и экологически грязных производств, обеспечивая технологическую связь разбросанных по разным странам производств, общий рынок сбыта товаров;

· политических отношений, связанных фактическим исчезновением социалистической модели развития и превращения капитализма в единственный вариант мирового развития. Как отмечал известный экономист М. Кастельс: «Главными агентами в становлении глобальной экономики были правительства, особенно правительства стран большой семерки и их международные институты…».

Иммануил Валлерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой над национальными государствами все более власти приобретают наднациональные экономические факторы, определяющие лицо общества в них. Национальные государства оказываются лишь элементами глобальной мировой системы, представляющей собой объединение центра, полупериферии и периферии. Деление стран на эти группы зависит от уровня их социально-экономического развития. Поэтому И. Валлерстайн предложил идею мировой экономической системы, то есть совокупности государств, которые объединены экономическими связями, но политически не зависят друг от друга, определяя характер и направленность своего социального развития.

Хотя глобализация привела к тому, что в научной литературе и СМИ стало часто использоваться понятие мировое сообщество , оно не является в обычном смысле слова обществом, поскольку объединяет множество совершенно различных обществ.

Существуют два основных подхода к процессу развития глобального общества. С одной стороны, глобализация рассматривается как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполагает изучение глобальной проблематики, например, проблемы обеспечения населения Земли питьевой водой и продовольствием, проблему борьбы с такими болезнями, как СПИД, рак, представляющих большую опасность для человечества, проблему усиления парникового эффекта и пр. Большое внимание обращается и на изучение процесса становления глобальных структур, расширения вестернизации, то есть распространение ценностей и норм, характерных для европейской и американской культуры.

С другой стороны, глобализация ухудшила положение значительного числа развивающихся стран, породив антиглобалистское движение. В этом движении произошло объединение самых разнородных сил – предпринимателей развитых стран, связанных с внутренним рынком, профсоюзов, социалистов, анархистов, зеленых и других. Конечно, добиться прекращения глобализации отдельных обществ оно не может, так как в основе данного процесса лежит международное разделение труда. Однако антиглобалистское движение подпитывается стремлением сохранения рядом стран и обществ своей самобытности, религиозно-культурных традиций в противовес распространению вестернизации. Страны полупериферии оказываются слишком зависимыми от постиндустриальных государств, учитывая, что вне постиндустриальной перспективы динамичное развитие общества невозможно.

В результате мы видим, что в конце ХХ – начале XXI века ни по социально-экономической, ни по культурно-цивилизационной линии глобализация не привела к сближению между отдельными составляющими мировой системы. Давление противников глобализации может изменить ее формы и методы с тем, чтобы приспособить ее к интересам производителей, обслуживающих внутренний рынок, к интересам менее развитых стран. Однако глобального общества в ближайшей перспективе сложиться не может.

Таким образом, основные проявления складывающегося глобального общества находят отражение в том, что:

· формируется единое информационное пространство, ярким проявлением чего является возникновение Интернета;

· жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с глобальным обществом;

· развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний и технологий (а поскольку они принадлежат преимущественно транснациональным корпорациям, то их распространение не зависит от границ культур и национальных государств).

Таким образом, мы видим, что развитие глобализации, формирование глобального общества во многом перекликается с постиндустриальным обществом и его признаками. Многие основные их черты взаимопересекаются, что позволяет говорить о последовательной эволюции общества и социальных отношений, которые следуют определенным общим тенденциям.

Если задаться вопросом: что представляет собой современное общество? То ответ будет следующим: это индустриальное и постиндустриальное (информационное) общество, в котором большую роль играют наука, знания, техника, образование.

Как вы думаете, какими трудовыми навыками, качествами должен обладать современный человек, чтобы быть успешным?

Состав современного общества

За последние сто лет очень сильно изменился социальный состав общества. В XXI веке большая часть населения живёт в городах. Благодаря новой технике и новым способам работы в сельском хозяйстве требуется всё меньше работников. Если несколько столетий назад большая часть населения занималась сельскохозяйственным трудом, то теперь в развитых странах достаточно 5% сельского населения, чтобы прокормить всех жителей. Но тем не менее сельскохозяйственный труд остаётся очень важной составляющей экономики. Он кормит нашу планету.

Многомиллионные города - мегаполисы стали символом нашего времени.

Какие крупнейшие мегаполисы мира вам известны?

    Интересные факты
    Современные города делятся на малые (до 50 тыс. жителей), средние (50-100 тыс.), большие (100-250 тыс.), крупные (250-500 тыс.), крупнейшие (500 тыс.- 1 млн) и города-миллионеры (свыше 1 млн жителей). Самым крупным городом ныне считается Мехико, в котором проживает 20 млн человек.

Современное общество включает в себя людей различных профессий. Появляются новые специальности (программисты, специалисты по компьютерной графике, менеджеры и др.), которых ещё недавно не существовало. Повышаются требования к современному работнику, уровню его знаний, умений, профессионального мастерства и ответственности. Во многих странах мира, чтобы получить среднее образование, в школах учатся 12-14 лет. Широкое распространение получило профессиональное образование в государственных и частных колледжах и университетах.

Современное производство

Роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции - таковы признаки современного общества.

Сегодня лидируют такие отрасли промышленности, как электроника, компьютерная техника, телекоммуникации, новейшие технологии добычи полезных ископаемых, нефтехимия, фармацевтика (научно-практическая отрасль, занимающаяся вопросами получения, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств). Общество производит всё большее количество товаров, предлагает самые разнообразные услуги.

В экономически развитых странах мира благодаря успехам электроники стала возможной автоматизация производства, а затем и его роботизация. В современной промышленности действуют десятки тысяч роботов и автоматизированных комплексов.

    Дополнительное чтение На предприятиях «Тойоты», производящих автомобили, по 10 дней длятся автоматические процессы без малейшего участия людей или под контролем нескольких специалистов. В автоматизированном процессе повторяющиеся операции, ранее производившиеся вручную, теперь выполняются машинами, а задачами работников становятся лишь наблюдение и контроль.

Объясните на примере предприятий «Тойоты», какие изменения произошли в труде человека в постиндустриальном обществе по сравнению с индустриальным? С чем связаны эти изменения?

Последнее слово в науке и производстве - применение нанотехнологий.

Нанороботы, созданные из наноматериалов и размером сопоставимые с молекулой, обладают функциями движения, обработки и передачи информации, исполнения программ.

Современные средства связи и коммуникации

Трудно представить современную жизнь без автомобилей, самолётов, космических спутников Земли. Спутниковые технологии открыли перспективу всемирного телевидения и глобальной связи. Спутник выведен далеко в космос, так что в радиусе его действия находится почти половина земного шара. Новые информационные средства коммуникации связали людей воедино по всему миру. Радиосигналы передаются на любые расстояния за доли секунды. Мобильные телефоны стали привычным каналом общения для многих людей.

Каждую историческую эпоху и тип общества знаменуют великие открытия. В доиндустриальном обществе революционные изменения произвело открытие огня, изобретение колеса и алфавита; в индустриальном - паровой машины и конвейерной линии, в постиндустриальном обществе - компьютера и Интернета.

Начало информационной революции - распространение компьютеров и Интернета - относится ко второй половине XX века.

    Дополнительное чтение
    Всего в истории было четыре информационных революции. Первая связана с изобретением письменности, вторая вызвана изобретением книгопечатания. Третья (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объёме. Четвёртая революция, начавшаяся в 60-е годы XX века, связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера.

Объясните, почему изобретение письменности, книгопечатания, электричества приводило к информационным революциям?

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии - информационная технология.

Компьютеры проникли во все сферы жизни человека. С их помощью можно получать и обрабатывать информацию, производить сложные вычисления, осуществлять связь между пользователями компьютерных сетей по всему миру. Интернет - Всемирная компьютерная сеть - объединил миллионы людей и сотни стран, ликвидировал преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования.

    Интересные факты
    Сеть Интернет объединяет более 2 млрд жителей планеты и доступна в 180 странах и регионах, а число её пользователей постоянно увеличивается. В нашей стране рынок интернет-услуг развивается стремительно. В 2012 году число пользователей Интернета в России составило свыше уо млн человек. Россия занимает третье место в мире по количеству времени, которое её жители проводят в социальных сетях.

Число пользователей Интернета растёт год от года. Как Интернет помогает вам в учёбе? А может быть, мешает?

В Интернете можно запросить любые познавательные и развлекательные программы, приобрести товары в интернет-магазине, купить билеты в театр, на поезд и самолёт. Благодаря Интернету люди знакомятся, общаются, устраиваются на работу, узнают последние новости и т.д. Интернет - это глобальная компьютерная сеть, где вы можете получить информацию по интересующим вас вопросам в области образования, науки, культуры, экономики, политики, права, в сфере жизни молодёжи и др.

Очень популярным стало общение с помощью социальных сетей - виртуальных сообществ людей, общение между которыми опосредовано информационными технологиями, прежде всего Интернетом. Они стали основным каналом общения среди молодёжи. Социальная сеть Facebook сегодня является самым популярным сайтом в мире.

Современный человек имеет огромные возможности для того, чтобы сделать свою жизнь достойной и интересной.

    Подведём итоги
    Современное общество называют постиндустриальным потому, что на смену дымящим заводам и фабрикам (индустрии) пришли роботизированные производства и комплексы. А информационным оно называется потому, что его движущей силой выступают научные знания и высокие технологии, прежде всего - информационные.

    Основные термины и понятия
    Нанотехнологии, средства коммуникации, информационная революция.

Проверьте свои знания

  1. Каковы характерные черты современного общества?
  2. Объясните значение следующих понятий: «нанотехнологии», «средства коммуникации», «информационная революция».
  3. Расскажите о достижениях роботизации и нанотехнологий.
  4. Объясните роль и значение современных средств связи и коммуникации на конкретных примерах.

Практикум

  1. Подготовьте доклад для выступления на конференции «Современное общество» на одну из тем:
    «Современные средства связи»;
    «Современное производство»;
    «Современный город»;
    «Современная деревня»;
    «Современная техника».
  2. Напишите небольшое сочинение на одну из тем:
    «Мне нравится жить в современном обществе»;
    «Я и Интернет: плюсы и минусы».
  3. Сравните состав средневекового и современного обществ и заполните таблицу.

>> Современное общество (6 класс)

Современное производство

Что же представляет собой современное общество? Это индустриальное и постиндустриальное общество, в котором большую роль играют наука, знания, техника. В экономически развитых странах мира для жизнеобеспечения людей используются самые разнообразные механизмы и материалы. Благодаря успехам электроники стала возможной автоматизация производства, а затем и ее роботизация. В современной промышленности действуют десятки тысяч роботов и автоматизированных комплексов. Созданы безотходные технологии, а также технологии, при которых труд людей вытесняется машинным. Сегодня в наиболее развитых странах лидируют такие отрасли промышленности, как электроника, компьютерная техника, телекоммуникации, новейшие технологии добычи полезных ископаемых, нефтехимия, фармацевтика (научно-практическая отрасль, занимающаяся вопросами получения, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств). Общество производит все большее количество товаров, предлагает самые разнообразные услуги.

Роботизированные производства, гигантские супермаркеты, станции - таковы признаки современного общества.

Современные средства транспорта и связи

Трудно представить современную жизнь без автомобилей, самолетов, космических комплексов, спутников Земли. Спутниковые технологии открывают перспективу всемирного телевидения и глобальной связи. Спутник выведен далеко в космос, так что в радиусе его действия находится почти половина Земли. Канал спутниковой связи из Лондона в Москву со временем будет доступен людям с невысокими доходами. Новые информационные средства уже связаны воедино по всему миру. Почтовые и телеграфные сообщения, теле- и радиосигналы передаются на любые расстояния за доли секунды. Сотовые телефоны становятся одним из каналов связи и общения для многих людей.

Вторая половина XX века - это начало информационной революции - распространение компьютеров и Интернета. Компьютеры проникают во все сферы жизни человека. С их помощью можно получать и обрабатывать информацию, производить сложные вычисления, осуществлять связь между пользователями компьютерных сетей (Интернет) по всему миру.

Компьютеры заменяют не только пишущую машинку, но и справочное бюро, почту и многое другое. Сидя за компьютером, можно запросить любые познавательные и развлекательные программы. Компьютерная техника используется в системах «телемагазина» для оформления заказов на дому. Интернет - это глобальная компьютерная сеть, где вы можете получить информацию по интересующим вас вопросам в области образования, науки, культуры, экономики, политики, права, в сфере жизни молодежи и др.

Состав современного общества

В XXI веке большая часть населения живет в городах. Благодаря новой технике и новым способам работы в сельском хозяйстве требуется все меньше работников. Если несколько столетий назад большая часть населения вынуждена была заниматься сельскохозяйственным трудом, то теперь в развитых странах достаточно 10% сельского населения, чтобы прокормить всех жителей. Многомиллионные города - мегаполисы стали символом нашего времени. Но тем не менее сельскохозяйственный труд остается очень важной составляющей экономики. Он кормит нашу планету.

Мировое сообщество - совокупность современных обществ, существующих в мире.

Научно-техническая революция - скачок в развитии производства на основе достижений науки.

Современное общество включает в себя людей различных профессий. Программисты, специалисты по компьютерной графике, менеджеры, дизайнеры - все это новые специальности, которых, как и многих других, еще недавно не существовало. В связи с этим повышаются требования к современному работнику, уровню его знаний, умений, профессионального мастерства и ответственности. Во многих странах мира в школах вводится 12-14-летнее образование. Широкое развитие получило профессиональное образование в государственных и частных колледжах и университетах.

Современный человек имеет огромные возможности для того, чтобы сделать свою жизнь достойной и интересной.

Проблемы современного общества

Поколения людей планеты Земля в конце XX - начале XXI века все больше осознают общность человечества. Всю совокупность ныне существующих обществ в мире называют мировым сообществом. Для него характерны тесные хозяйственные, политические и культурные связи между странами и народами. Современные средства коммуникации, миграция населения, временная работа за пределами своей страны, туризм способствуют ознакомлению людей с образом жизни, культурой и традициями других стран.

Люди, живущие в начале XXI века, связаны и необходимостью решения общих задач, которые стоят перед человечеством. столкнулось с проблемами, которые представляют угрозу для его существования и дальнейшего развития. События последних лет показали, что мировое сообщество и сегодня уязвимо перед катастрофами, вызываемыми как законами природы, так и деятельностью человека. Сохранение окружающей среды стало одной из главных задач человечества. В мире существует угроза войн и распространения ядерного оружия, международного терроризма. Растут противоречия между экономически развитыми и развивающимися странами. И сегодня в мире не устранены социальное неравенство, бедность, неграмотность, безработица и преступность (особенно в слабо развитых странах), конфликты в обществе. Все большее значение приобретают проблемы охраны здоровья, предотвращения распространения СПИДа и наркомании. Существует также проблема сохранения культурных и нравственных ценностей.


Подведем итоги

Это индустриальное (промышленное) и постиндустриальное (информационное) общество, в котором большую роль играют наука, знания, техника.

Состав современного общества многообразен. Большая часть населения - жители городов. Общество состоит из людей различных , специальностей.

Проблемы современного общества: устранение социального неравенства, борьба с бедностью, сохранение окружающей среды, противодействие международному терроризму.

Проверьте свои знания

1. Каковы характерные черты современного общества?
2. Почему темпы изменений в жизни современного общества возрастают?
3. Что такое научно-техническая революция? В чем она проявляется в современном мире?
4. С какими проблемами столкнулось человечество в конце XX - начале XXI века?

Практикум

1. Подготовьте групповые сообщения по одной из тем:
«Современное производство»;
«Современный город»;
«Современная деревня»;
«Современная техника»;
«Проблемы современного общества».

2. Напишите небольшое сочинение по одной из тем:
«Мне нравится жить в современном обществе»;
«Меня тревожат проблемы современного общества»;
«Я и компьютер: плюсы и минусы».

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание : Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Современное общество охватывает два периода развития, соответствующих двум типам общества -- индустриальному и постиндустриальному.

Современное понятие общества сформировалось в европейской культуре не ранее XVII--XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, наконец, участие в политической жизни простых людей, не направляемые государством, а возникающие стихийно. Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т, е. меньшинством населения, сосредоточившим у себя все богатство и власть. Сегодня мы назвали бы эту часть «высшим обществом», «высшим светом», элитой или как-то еще.

Подобная традиция восходит к античности. В общество, а точнее город-государство, Платон и Аристотель включали только свободных граждан. Рабы не были членами общества. Но первые, как правило, оказывались в меньшинстве. Таким образом, и здесь общество состояло из меньшинства населения. С конца XVIII века, а именно тогда произошла Великая Французская революция (1789--1794), изменившая политический облик Европы, слово «общество» начинает употребляться в широком смысле. Оно отражает нарождающееся самосознание людей, тягу к участию в политической жизни простолюдинов. Иначе говоря, большинства населения.

Распространение понятия «общество» на все более широкий круг людей являлось постепенным и достаточно противоречивым процессом. В некоторых европейских странах женщины до сих пор не имеют права голоса. Во многих государствах мира сохраняется минимальный ценз оседлости. Значит, здесь за рамки общества выведены целые слои населения. Сегодня такая ситуация сложилась в странах Балтии.

Именно XVIII век считают отправной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы. На смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещика, слуг и крепостных крестьян, либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаемных работников и слуг, приходит крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии.

Урбанизация -- расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни на все слои населения -- становится неотъемлемым спутником другого процесса -- индустриализации. Индустриализация требует все более и более подготовленных работников, так как сложность технологии постоянно растет. Такую возможность обеспечивает именно урбанизация -- выкачивание сельского населения и превращение его в городское высокообразованное.

Экономическая самостоятельность и расширение политических свобод граждан привели к тому, что понятие личности постепенно распространяется и на простых людей. Недавно еще, а именно в XVII веке, простолюдинов отказывались считать полноправными членами общества, если они находились в экономически зависимом положении.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно -- дитя двух революций -- экономической и политической. Под экономической подразумевается великая индустриальная революция (ее родина --Англия). А под политической -- великая Французская революция (1789--1794).

Обе они радикально изменили лицо Европы: первая дала человечеству экономические свободы и новую социальную стратификацию, а именно классовую, а вторая -- политические свободы и права, а также новую политическую форму общества -- демократию, основанную на равенстве всех людей перед законом.

За три века европейское общество изменилось неузнаваемо. На смену феодализму пришел капитализм. В обиход вошло понятие индустриализации. Ее флагманом выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законодательства.

Индустриализация -- применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря промышленности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии -- 10%, Японии -- 15%.

В отличие от земледельческих государств и империй, индустриальные страны более многочисленные -- десятки и сотни миллионов человек. Это высокоурбанизированные общества. Если в земледельческом обществе города играли важную, но не самодовлеющую роль, то в индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.

Разделение труда шагнуло далеко вперед. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них были просто неизвестны аграрному обществу.

Теперь уже больше половины населения занято промышленным трудом, а меньшая его часть -- аграрным. Престиж первого постоянно растет, а второго падает. Правда, до известного предела. Наступит время, и престиж промышленного труда также начнет неумолимо снижаться. Но произойдет подобное в связи с переходом к следующей стадии -- постиндустриальному обществу. В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе -- промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном -- теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Таблица 2. Сравнительная таблица двух типов обществ*


Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отмечаются в России, которая не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.

Доиндустриальные общества имели экономику, основанную на первичном производстве (охота, собирательство, огород, фермерство). Индустриальные общества имеют экономическую и социальную структуру, основанную на машинной технологии и крупномасштабных системах производства. Инвестиции расширили финансовую власть Запада по всему миру. В результате немногие индустриально развитые страны господствуют над остальным миром экономики и политики. Это доминирование вступает в новую среду -- постиндустриализма.

В постиндустриальном обществе основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технология. Показателем степени экономического развития индустриального общества служит индекс производства стали, а показателем постиндустриального общества -- процент научных и технических работников на общий объем рабочей силы, а так же объем затрат на научно исследовательские разработки. Индустриальное общество можно определить количеством производимых товаров, а постиндустриальное -- умением вырабатывать и передавать информацию.

К сегодняшнему дню традиционные государства совершенно исчезли с лица земли. Хотя племена охотников и собирателей, а также скотоводческие и земледельческие общины, продолжают существовать до сих пор, их можно встретить лишь в изолированных районах - и, в большинстве случаев, даже эти немногие группы распадаются. Что же явилось причиной разрушения обществ, определявших всю человеческую историю еще два века назад? Ответ, если сформулировать его в одном слове, будет индустриализация - появление машинного производства, основанного на использовании неодушевленных источников энергии (таких, как пар и электричество). Индустриальные общества во многом принципиально отличаются от любого из предшествовавших типов социального устройства, и их развитие привело к последствиям, сказавшимся далеко за пределами их европейской родины.

Индустриальные общества

Современная индустриализация возникла в Англии, в результате "промышленной революции", начавшейся в XVIII веке. Этим понятием обозначается целый ряд сложных технологических изменений в способах добычи средств к существованию. Изменения эти связаны с изобретением новых машин (например, ткацкого станка), использованием в производстве новых источников энергии (в особенности воды и пара), а также с применением научных методов для совершенствования производства. Темпы технологического обновления в индустриальных обществах, по сравнению с традиционными, необыкновенно высоки, поскольку изобретения и открытия в одной области ведут к еще большему числу открытий в других областях.

Основной отличительной чертой индустриальных обществ является то, что, подавляющая часть трудоспособного населения занята на заводах и в конторах, а не в сельском хозяйстве. В традиционных обществах, даже в самых передовых, лишь малая часть населения не работала на земле. Относительно низкий уровень развития технологии просто не позволял освободить от сельскохозяйственного производства больше, чем незначительную группу. В индустриальных же странах, напротив, лишь около 2-5% населения занято в сельском хозяйстве, и их усилий достаточно, чтобы обеспечить продовольствием остальных.

По сравнению с предыдущими социальными системами индустриальные общества гораздо более урбанизированы. В некоторых индустриальных странах свыше 90% граждан живет в городах, где сосредоточена большая часть рабочих мест и постоянно создаются новые. Размеры этих городов далеко превосходят те, которые существовали в традиционных цивилизациях. В городах нового типа социальная жизнь стала обезличенной и анонимной, и с незнакомыми людьми мы контактируем гораздо чаще, чем с теми, кого знаем лично. Появляются организации огромного масштаба, например, промышленные корпорации и правительственные учреждения, деятельность которых затрагивает жизнь практически каждого из нас.

Еще одна черта индустриальных обществ связана с их политическими системами - гораздо более развитыми и действенными, чем традиционные формы правления. В эпоху традиционных цивилизаций политическая власть в лице монарха или императора практически не имела прямого влияния на нравы и обычаи большинства подданных, которые жили вполне самостоятельными поселениями. С процессом индустриализации транспорт и связь стали намного быстрее, что способствовало большей интеграции "национальных" сообществ. Индустриальные общества явились первыми национальными государствами.

Таблица - Типы человеческих обществ

Основные характеристики

Время существования

Сообщества охотников и собирателей

Состоят из небольшого количества людей поддерживающих свое существование охотой, рыбной ловлей и сбором съедобных растений. Неравенство в этих обществах слабо выражено; различия в социальном положении определяются возрастом и полом.

С 50 000 до н, э. до настоящего времени хотя сейчас находятся на грани полного исчезновения.

Земледельческие общества

В основе этих обществ - мелкие сельские общины; городов нет. Основной способ получения средств к существованию - земледелие, иногда дополняемое охотой и собирательством. Эти общества характеризуются более сильным неравенством, чем сообщества охотников и собирателей; во главе этих обществ стоят вожди.

С 12 000 до н. э. до настоящего времени. Сегодня большая их часть входит в состав более крупных политических образований и постепенно утрачивает свой специфический характер.

Общества скотоводов

Эти общества основываются на разведении домашних животных для удовлетворения

материальных нужд. Размеры таких обществ варьируются от нескольких сот до тысяч человек. Для этих обществ обычно характерно ярко выраженное неравенство.

Управляют ими вожди или военачальники.

Тот же отрезок времени, что и у земледельческих обществ. Сегодня общества скотоводов также входят в состав более крупных государств; и их традиционный образ жизни разрушается.

Традиционные государства, или Цивилизации

В этих обществах основой экономической системы по-прежнему является земледелие, однако существуют города, в которых сосредоточены торговля и производство. Среди традиционных государств встречаются очень большие, с многомиллионным населением, хотя обычно их размеры по сравнению с крупными индустриальными странами невелики. Традиционные государства имеют особый правительственный аппарат, во главе которого стоит царь или император. Между различными классами существует значительное неравенство.

Примерно с 6000 до н. э. до девятнадцатого века. К настоящему времени все традиционные государства исчезли.

Общества первого мира

Эти общества основываются на промышленном производстве, причем значительная роль отводится свободному предпринимательству. В сельском хозяйстве занята лишь незначительная часть населения, подавляющее большинство людей живет в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя и менее выраженное, чем в традиционных государствах. Эти общества составляют особые политические образования, или национальные государства.

С восемнадцатого века до настоящего времени.

Общества второго мира

Общества, которые имеют индустриальную базу, но в их экономической системе господствует централизованное планирование. Лишь относительно небольшая часть населения занята в сельском хозяйстве, большинство проживает в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя целью марксистских правительств этих стран является создание бесклассовой системы. Подобно странам первого мира, образуют особые политические общности, или национальные государств?

С начала двадцатого века (после Октябрьской революции 1917 года в России) до настоящего времени.

Общества третьего мира

Общества, в которых большая часть населения занята в сельском хозяйстве, живет в сельской местности и применяет в основном традиционные методы производства. Однако часть сельскохозяйственной продукции реализуется на мировом рынке. В некоторых странах третьего мира существует система свободного предпринимательства, в других - централизованного планирования. Общества третьего мира также являются национальными государствами.

С восемнадцатого века (как колонизированные страны) до настоящего времени.

Национальные государства - это политические общности, разделенные четкими границами, отделяющими их друг от друга и заменившими расплывчатые пределы традиционных государств. Правительства национальных государств обладают исключительной властью над многими сторонами жизни своих граждан и устанавливают законы, обязательные для всех, живущих в пределах их границ.

Применение индустриальных технологий отнюдь не ограничивалось мирным процессом экономического развития. Уже с первых шагов индустриализации промышленное производство было призвано служить военным целям, и это радикально изменило, способы ведения войны, поскольку были созданы вооружения и типы военной организации гораздо более совершенные, чем в неиндустриальных культурах. Экономическое превосходство, политическая цельность и военная мощь создали основу того неудержимого распространения западного образа жизни, которое пережил мир в течение последних двухсот лет.

Некогда многочисленные традиционные культуры и государства исчезли не потому, что их образ жизни был "низшим". Они оказались неспособны противостоять воздействию того сочетания промышленной и военной мощи, которое развивалось в западных странах.

Идея власти, и тесно связанное с ней понятие идеологии, занимают в социологии очень важное место. Под властью подразумевается способность индивидов или групп соблюсти свои интересы даже тогда, когда остальные этому противятся.

Иногда власть связана с прямым использованием силы, но почти всегда ей сопутствует появление идей (идеологий), которые оправдывают действия власть имущих. В случае экспансии Запада захватчики оправдывали свои" действия тем, что они якобы несли "цивилизацию" "языческим" народам, с которыми вступали в контакт.