Индивидуальное занятие по теме домашние животные. Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему

Г.В.Ломага - учитель-логопед высшей категории МБДОУ №19, руководитель городского методического объединения воспитателей коррекционных групп; г. Южно-Сахалинск; закончила в 1998г. Южно-Сахалинский государственный педагогический институт; награждена почетной грамотой департамента образования администрации города Южно-Сахалинска

Аннотация: данная работа является

Воспитание и образование - две основополагающие составляющие процесса формирования личности.

"Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания", - писал В.А.Сухомлинский.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития его речи.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Зачастую дети поступают в школу, имея различные нарушения устной речи и недостаточный уровень развития других психических процессов. Такие учащиеся нуждаются в дополнительных занятиях, позволяющих восполнить пробелы в различных сторонах психической деятельности.

Логопедическая работа носит коррекционную направленность: целью её является устранение различных нарушений речи и создание условий для успешной учебной деятельности.

Особенность логопедической работы состоит в том, что это не столько сообщение знаний, сколько воспитание чувства языка. По мнению психологов и лингвистов, родной язык усваивается «на уровне чувства», потому что «чувство образует основу всякой психической деятельности». И лексические, и грамматические значения языка человек чувствует задолго до того, как обретает способность осознавать их. По словам К.С.Аксакова, «…слово есть воссоздание внутри себя мира».

Занятия по преодолению речевых нарушений строятся по определенной системе, учитывающей характер и степень выраженности дефекта с обязательным учетом индивидуальных особенностей учащегося.

Основная задача работы - это формирование мыслительных операций над словом как единицей речи, развитие внимательного отношения к процессу «говорения».
Можно выделить два основных направления работы: развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики) и коррекция нарушений письменной речи.

Во многом эта работа носит пропедевтический, предупреждающий, характер. К примеру, до начала изучения в рамках программы по родному языку частей речи, мы пытаемся научиться различать их, что называется, в потоке речи, т.е. на практическом уровне.

Я хочу представить

Конспект занятия по автоматизации звуков по лексической теме «Домашние животные» для детей подготовительной к школе группе

Цели:

  • Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме;
  • Активизировать словарь по теме (названия, признаки и действия);
  • Оценить умение детей использовать полученные знания в разных видах деятельности;
  • Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.
  • Автоматизация звуков речи.
  • Развитие тактильных ощущений, эмоций.

Дети должны знать:

  • Что домашние животные-животные, прирученные человеком;
  • Названия взрослых животных и их детенышей разного пола;
  • Названия помещений, в которых содержится домашнее животное;
  • Чем питаются разные животные;
  • Как передвигаются, какие звуки издают;
  • Какую пользу приносят людям.

Дети должны уметь:

  • Отличать домашних животных от диких;
  • Использовать в речи названия домашних животных, частей их тела, жилищ, признаков, действий;
  • Имитировать движения и звуки домашних животных;
  • Делить слова на слоги;
  • Определять место звука в слове;
  • Различать мягкие и твердые согласные звуки;
  • Составлять предложения с предлогами.

Оборудование: картинки из серии «Домашние животные»; познавательная и художественная литература; продукты-муляжи, которыми питаются домашние животные; шапочки с изображением домашних животных; бельевые прищепки; кубик, на сторонах которых нарисовано от 1 до 3 точек (они будут обозначать количество слогов в словах); «жетоны - эмоции» - «веселый» и «грустный»; музыкальный центр; диск с записью голосов домашних животных; муляж или картина с изображением скотного двора; коврики для релаксации и диск с релаксационной музыкой; колючие коврики для массажа стоп; паровозик с тремя вагонами (для определения места звука в слове); «волшебная» палочка; «волшебный» мешочек; дидактическая игра «Загадочный цветок»; флажки синего и зеленого цветов; посылка с письмом от пастуха.

Выставка книг на тему домашних животных.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент

Цель: Развивать артикуляционный аппарат

Ребята, давайте сделаем гимнастику для язычка. Имитация движений домашних животных (Кошка умывается; Лошадь жует траву; Собака рассердилась; Бодливая овечка; Козленок пьет молоко; Лошадка - с опорой на картинки)

А теперь давайте порычим как собака! ([РРРРРР])

Давайте споем песенку колокольчика, который носит корова на шее! (ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы и т.д.)

Ребята, движения и звуки каких животных мы имитировали? (Домашних )

Почему они называются домашними? (Потому что живут рядом с человеком, о них заботится человек …)

Вот сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.

  1. Игра «Отгадай, какое это животное и назови его семью»

Знать: какие действия могут совершать домашние животные, как называются члены «семьи» домашних животных, уметь группироваться в свою «семью», правильно называя всех членов «семьи».

Цели : развивать внимание, память, расширять и активизировать словарь по теме.

Кто хрюкает, роет ямы…?(свинья, поросенок, кабан)

Кто блеет, бодается…?

А теперь сами загадайте такую загадку про… - кошку. Что она делает? (Мяукает, царапается…)

Про корову…(Мычит, жует, ходит…)

3.Игра «Умный кубик»

Знать: способы деления слов на слоги, объяснить выбор.

Цели: развивать умение делить слова на слоги; развивать речь, внимание, память, воспитывать внимательное отношение к установкам педагога.

- Ребята, поиграем в игру. Вот кубик, на сторонах кубика нарисованы кружки. Вы бросите кубик и должны будете взять ту картинку, с изображением домашнего животного, в названии которой столько слогов, сколько кружков выпадет на кубике. И дать полный ответ. (- В слове корова 3 слога и т.п. )

4.Игра «Флажки»

Знать: Названия домашних животных.

Цель: Развитие фонематического слуха.

О ком мы говорим на занятии? (о домашних животных ).

Сейчас я буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если есть такое животное - поднимите зеленый флажок, если нет - синий.

БАНАН-БАРАН

ОВЦА -ОВСА

КОСА-КОЗА

5.Самомассаж с прищепками + массаж ступней.

Цель: Развитие мелкой и общей моторики.

Котенок-глупыш.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться - скажу тебе «кыш»!

(На каждый ударный слог «щипаем» фаланги пальцев прищепками, начиная с мизинца и обратно. Сначала на одной руке - потом на другой)

(под ногами лежат колючие коврики - дети сидят или стоят без обуви)

6. Игра «Угадай, кто, как кричит?» или «Посылка».

Знать: какие звуки издают домашние животные, уметь по звукам определять кто, как кричит.

Цели: развивать фонематический слух, воображение, память, внимание.

Ребята, нам пришла посылка. В посылке письмо от пастуха. (Прочитать его). Он новичок в своем деле, и плохо знает голоса животных, поэтому просит нас послушать звуковое послание (диск с записью голосов домашних животных) и сказать, какие животные слышны на нем. Поможем? Слушаем. (голоса: лошади, собаки, коровы, овцы, свиньи).

7. Игра «Паровозик»

Цель: уметь определять позицию определенного звука в слове, развивать фонематический слух.

К нам приехал паровоз и в его состав входят три вагона. Первый вагон -начало слова, второй - середина, третий - конец слова. Вы берете картинку с изображением животного, называете ее. А я задаю вам звук, место которого вы должны определить в слове. Картинку с изображением животного вставляете в тот вагон, который обозначает место звука в слове. Скажите, где слышен звук...? В начале, в середине или в конце слова? - коРова, Лошадь, баРан, жеРебенок, теЛенок, кРолик. (Звук [Р] в слове корова слышен в середине слова и т.д. )

8. Дидактическая игра «Загадочный цветок».

Цель: уметь различать на слух твердые и мягкие звуки [Л-Л], развитие фонематического слуха, памяти, внимания.

Назовем животных изображенных на лепестках цветов. Если в слове слышен мягкий [Л], то лепесток приклеим к зеленой серединке, а если твердый, то к синей. (После игры лепестки переворачиваются к детям цветной стороной).(Приложение 1)

9. Дидактическая игра «Кто, где стоит, лежит?»

Знать : предлоги НА, ПОД, ЗА, ОКОЛО, У, В…

Цели: уметь составлять предложения с данными предлогами.

  • Муляж или картина с изображением скотного двора.

(Ребенок берет картинку с изображением животного, или его фигурку, прикладывает ее к изображению скотного двора и составляет предложение, используя заданные предлоги - «Корова ОКОЛО забора; свинья стоит ЗА кормушкой» и т.д.)

10. Физическая пауза «Хозяюшка»

Цель: Развитие общей моторики и координации движений.

Дети стоят на колючих ковриках, читают стих и имитируют движения животных.

«Хозяюшка»

(Координация речи с движениями, развитие творческого воображения)

Наша - то хозяюшка

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка

(Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку.)

Моет языком.

Хрюшка собирает

(Присели, наклоняют ритмично голову)

Крошки под окном.

По столу котище

(Встали, правой рукой делают движения к себе.)

Лапою скребет,

Половичку козочка

(«Метут» пол.)

Веничком метет.

«Теленок»

(Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)

Два прыжка.

Я рогатый.

«Рожки» из пальчиков ставят на голову.

Два прыжка.

Я хвостатый.

«Хвостик» из руки за спину.

Два прыжка.

Я ушастый.

«Ушки» из ладошек на голову.

Два прыжка.

Очень страшный.

«Рожки» на голове, «бодаются».

Два прыжка.

11. Игра «Волшебство»

Знать: чем питается то или иное домашнее животное, уметь конкретному животному подбирать продукты питания, называть их правильно, правильно строить предложение.

Цели: развивать внимание, память, грамматически правильную речь, тактильные ощущения.

Ребята, встаньте на коврики. Сейчас я вас с помощью волшебной палочки превращу в домашних животных: в кошку, в коня, в кролика, в собаку, в корову, в козу. А вы из волшебного мешочка достанете для себя еду, которую больше всего любите есть. (На ощупь определяются нужные продукты - можно приготовить муляжи, но лучше положить в мешок настоящие овощи и пр. продукты питания домашних животных. (- Я коза. Я люблю есть траву, морковь, капусту..и т.д .)

12. Дидактическая игра « В чем ошибся художник?»

Знать: дети должны знать особенности внешнего вида домашних животных, уметь называть недостающие части животного.

Цели: развивать умение анализировать и составлять целое из частей, воображение, память. (Приложение 2).

Ребята, посмотрите на картинки и скажите, в чем ошибся художник? Каких частей тела не хватает у животных? (хвоста, ушей, рогов, вымени).

13.Игра «Фантазеры»

Цель: учить мимикой выражать разные состояния по отношению к домашним животным.

Представьте, что вы гладите кошку или щенка.

Испугались бульдога.

Вы щенок, который украл сосиски.

Вы котенок и просите молока у хозяйки.

У вас пропала коза.

14.ИТОГ

Ребята, о ком мы сегодня говорили? (о домашних животных ).

В какие игры играли?

Скажите, что будет с домашними животными, если мы их отпустим в лес? (они погибнут)

Почему? (потому что они домашние и о них заботится человек).

Ребята, выберете «жетоны - эмоции». «Веселую», если вам понравилось, как вы работали на занятии, «грустную» - если, что-то не понравилось.

Список использованной литературы:

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. - 208 с.:ил. - (Серия «Готовимся к школе») ISBN 5-94455-037-6
  2. Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994.
  3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 64 с. -(Логопед в ДОУ). ISBN 978-5-83144-906-0
  4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Э.Теремкова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 32 с. ISBN 978-5-296-00658-5

Цели:

I. Коррекционно - образовательная:

  1. Учить употреблять творительный падеж имен существительных, упражнять в согласовании слов по падежам;
  2. Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышей;
  3. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные: стадо, табун, отара, пастух;
  4. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;
  5. Упражнять детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами;

II. Коррекционно - развивающая:

  1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
  2. Совершенствовать мыслительные процессы;

III. Коррекционно - воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к домашним животным;
  2. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
  3. Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: мультимедиа, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, лабиринт, световые указки, су-джок, игрушки диких и домашних животных, модель «деревни и леса».

Ход занятия:

Дети заходят в группу

I. Организационный момент

Логопед и дети:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Логопед: Я приглашаю Вас в путешествие в мир животных. (Звучит музыка «В мире животных).

Логопед: Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и вывешивать на доске.

II. Д/игра «Загадывание загадок»

Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспав,

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?

Кто, на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме,

И, хозяйку ожидая,

Одиноко блеет: «Ме-е-е»?

Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю,

И к лоханке подбегает,

Громко хрюкая «Хрю-хрю»?

Кто на завтрак ждёт сметану,

И не хочет пить какао,

Кто в жару и на морозе

Малышей по кругу возит,

И у дома своего,

Ржёт негромко: «И-го-го»?

Кто пасётся на лужайке,

Без панамки и без майки,

Отгоняет вредных мух,

И мычит протяжно: «Му-у-у»

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Грызет морковку. (Кролик)

С бородой, анне мужик,

С рогами, а не бык. (Козел)

Когда ребята отгадывают загадки, логопед выставляет на магнитную доску картинку с изображением отгадок домашнего животного.

III. Работа на магнитной доске.

Логопед: Давайте, еще раз с вами назовем эти животных. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске).

Логопед: - Кто это?

(Корова, собака, лошадь, свинья, кошка,

Логопед: Молодцы!

Логопед: - Как можно назвать, одним

словом этих животных? Дети.

Домашние животные.

Логопед: Почему их так называют?

Дети: Потому, что за ними ухаживает человек.

Логопед: Молодцы!

Логопед: Пока мы с вами отгадывали домашних животных, все животные перепутались. Помогите мне навести порядок.

Моделирование (на столах расположены домашние и дикие животные, дети должны распределить животных кто, где живет).

Логопед: Что это?

Дети: Деревенский домик.

Логопед: А это?

Дети: Лес.

Логопед: Распределите животных по своим местам обитания.

Логопед: Молодцы! Все справились с заданием.

Логопед: Летом большая группа коров пасется на лугу. Как, можно назвать эту большую группу коров? (Стадо).

Логопед: Когда пасутся кони? (Табун).

Логопед: Пасутся овцы? (Отара).

Логопед: Кто их пасет? (Пастух).

Логопед: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Найди свою маму»

IV. Д/игра «Найди свою маму» . (Использование мультимедиа системы)

Мультимедиа Д/упр. «Найди свою маму» дети лазерной указкой находят маме своего детеныша.

У собаки кто? - щенок;

У коровы кто? - теленок;

У лошади кто? - жеребенок;

У кошки кто? - котенок;

У свиньи кто? - поросенок;

У козы кто? - козленок;

У кролика кто? - крольчонок.

Логопед: Молодцы ребята. Вы каждому детенышу нашли маму.

Логопед: Вы не устали? Давайте с вами немного отдохнем.

Логопед: Подойди все ко мне и возьмите по мячу. (Раздаются су-джок)

V. Физкультминутка

Мячик - ежик

Дети делают движения в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю Между ладоней.
Взад - вперед его гоняю. Смена рук.
Им поглажу я ладошку Катают взад - вперед.
Будто я сметаю крошку. Смена рук.
И сожму его немножко, Сжимают.
Как сжимает лапу кошка. Смена рук.
Каждым пальцем мяч прижму. Нажимают пальцами на мяч.
И другой рукой начну. Смена рук.
А теперь последний трюк: Мяч летает между рук! Перебрасывание мяча из руки в руку

Логопед: Мы с вами немного отдохнули. Ответьте мне на вопрос. Как вы думаете, чем питаются домашние животные? (Подходим к системному оператору).

VI. Д/игра «Кто чем питается? » (использование пиктограмм)

Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют задание по уровням.

Логопед: Давайте проверим. Чем питается корова? (Травой,сеном).

Чем питается кошка? (Рыбой).

Чем питается собака? (Косточками).

Чем питается коза? (Травой).

Чем питается кролик? (Морковкой).

А почему матрешка осталась.

Дети: Потому что она игрушка.

Логопед: Молодцы! Вы все справились с заданием.

Логопед: У кого из вас есть дома домашнее животное? Дети: У меня.

Логопед: Какое животное живет у тебя дома?

Логопед: Как вы ухаживаете за ними?

Дети: (Кормим, лечим, моем, чистим и т.д.)

VII. Д/игра «Кто какую приносит пользу» .

Логопед: Какую пользу приносят все эти домашние животные человеку корова и баран?

Дети выбирают на столах картинки и вывешивают их на мольберты.

Логопед: Молодцы! Все эти домашние животные нужны человеку, без них человек не сможет прожить.

Конь, собака, кот, коровы,

Козы, овцы - все готовы

С нами рядом в дружбе жить

И на радость нам служить

VIII. Анализ занятия.

Звучит музыка

Логопед: Вот мы и побывали в мире животных.

Логопед: Чем вам сегодня понравилось заниматься на занятии?

Что нового вы узнали?

Домашних животных нужно беречь, заботиться о них.

Организация: МБДОУ № 273

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Конспект группового логопедического занятия в средней группе на тему:«Домашние животные и их детеныши»

Цели:

  • расширение и активизация предметного словаря, словаря признаков по теме «Домашние животные»;
  • развитие мышления - загадки;
  • закрепление навыков практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • употребление существительных в предложном падеже;
  • формирование связной речи;
  • развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого внимания;

Оборудование:

  • маленькие игрушки домашних животных;
  • игрушка Кота Леопольда;
  • картинки с изображением жилища животных;
  • крупные пазлы картинки котенка

Ход занятия:

Логопед - Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Поиграем? (проходим с детьми в группу, а там нас встречает Кот Леопольд)
Ребята, к нам кто-то пришёл. Здравствуйте. Вы кто? И зачем вы к нам пришли?

Кот: Я – кот Леопольд.(Логопед может менять свой голос и представляться котом)

Логопед: А почему ты такой грустный?

Кот: У меня был лучший друг, но злые мышата спрятали его. Они прислали мне письмо. Вот оно.

Леопольд, подлый трус. Ты сможешь найти своего друга, только после того как выполнишь наши задания. А так как у тебя нет друзей, то и задания тебе не выполнить. За каждое выполненное задание ты получишь часть картинки с изображение твоего друга. Как только соберешь всю картинку, мы вернем твоего друга. Ха-ха-ха.

Логопед :Ребята, а вы знаете, что такое дружба? И что значит дружить?

Ребята, а мы с вами можем стать друзьями кота Леопольда?

Дети: Да.

Логопед: Раз мы друзья кота Леопольда, мы можем ему помочь справиться с заданиями.

Посмотрите, пожалуйста, здесь есть коробка, а на ней написана цифра 1. Это и есть, наверное, первое задание.

Задание № 1 Отгадайте- ка наши загадки, Надо не просто ответить, а найти отгадку и показать на игрушку.

1.У меня есть пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

В луже я лежать люблю

И похрюкивать: «Хрю, хрю!»

2. Я маленькая, белая,

Пушистая, несмелая,

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки.

3. Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

4. Бородатая и рогатая

Заберётся в огород

Съест капусту и укроп.

5.Я хозяину служу,

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.

6.И сметану и кефир,

Молоко и вкусный сыр,

Чтобы были мы здоровы,

Даст нам пёстрая…

7.Кто я, догадайтесь сами.

Я везу зимою сани,

Что легко скользят по снегу,

Летом я везу телегу.

8.Комочек пуха – длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку.

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, а как мы можем назвать всех кто изображен на игрушках одним словом?

Дети: Это домашние животные.

Логопед: Почему их называют домашние животные?

Дети: Живут рядом с человеком, о них заботится человек.

Кот: Посмотрите, а вот и первая часть картинки.

Логопед: Давайте откроем коробочку под № 2, это задание № 2

Как называются детенышей домашних животных.
Я буду кидать вам мяч с названием животных,а вы мне ответ с названием детеныша животного.

Логопед: У кошки …?(кидает мяч)

Ребенок: Котята.(обратно кидает мяч)

Логопед: У козы …?

Ребенок: Козлята. И т.д.(У коровы - телята,у лошади - жеребята,у овцы - ягнята,у собаки - щенки,
у свиньи - поросята,у крольчихи - крольчата.)

Кот: Какие вы молодцы!Вот еще одна картинка!

Логопед: Вот и слеющее задание!Задание № 3

Дидактическая игра «Назови ласково»

Ребята, а вы любите, когда вас называют ласково?

Животные тоже это любят.

Давайте назовём наших животных ласково.

(логопед также по очереди детям кидает мяч,дети отвечают)

Коза - козочка,
Кошка - кошечка,
Лошадь - лошадка.
Собака - собачка

Корова- коровушка

Овца- овечка

Физминутка

Логопед: А сейчас мы отдохнём. Кот Леопольд, присоединяйся к нам.

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Логопед: Маша каши наварила,
(указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
(руки разводят в стороны)
Положила Маша кашу:
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску - курицам, цыплятам,
И в корытце - поросятам.
(загибают по одному пальчику на левой руке)
Всю посуду заняла,
(разжимают кулачок)
Всё до крошки раздала.
(сдувают «крошки» с ладошки)

Логопед: Молодцы ребята!!!Переходим к коробочке под № 4

Дидактическая игра «Кто, где живёт?».

Ребята, посмотрите, у нас есть картинки. Нужно найти каждому животному свой дом, и назвать правильное название домика.(у каждого ребенка по одному животному, каждый ребенок называет животное и где он живет-ставит на картинку с рисунком жилища)

Собака живёт в конуре.
Лошадь - в конюшне.
Корова - в коровнике.
Коза - в хлеву.
Свинья - в свинарнике.
Кошка - в доме.
Овечка в овчарне.
Кролики в клетке.

Кот: Какие вы молодцы!Посмотрите, все задания закончились!
Логопед: Ребята, давайте скорее, составим нашу картинку и узнаем о любимом друге Леопальда.

Составляем пазл. На картинки получается котенок.

Леопольд: Спасибо вам ребята, вы помогли мне найти моего друга. Вы дружные и умные ребята.

Нам пора прощаться. До свидания ребята!

Итог занятия.

Логопед: Давайте ребята вспомним каких животных мы встречали в наших заданиях?

Дети: Домашних животных.

Логопед: Какие задания нам с вами пришлось для этого выполнить?(ответы детей)

Логопед: Какие задания вам понравились больше всего?(ответы детей)

Вы сегодня замечательно занимались! Старались и выполнили все задания! До свидания ребята!

Используемая литература:

  1. А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий» (средняя группа)
  2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
  3. Н. В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

Тема: Домашние животные

Цель: Активизация лексики по теме.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах.

2. Развивать диалогическую и связную речь, логическое мышление, слуховое восприятие, внимание, память, мелкую моторику.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.

Оборудование: маски домашних животных, запись «на скотном дворе», игрушка - котенок, презентация к занятию, мольберт, разрезная картинка кошки, на обратной стороне картинки животных, картинки-части «собака», мнемотаблица к рассказу «Кошка», печенье рыбки для сюрпризного момента

Предварительная работа. Заучивание сценки «Спор животных», физминутки, объяснение обозначений в мнемотаблице.

Ход занятия

Введение в тему

Логопед: Куда мы попали, послушайте, какие звуки вы слышите. Кто это кричит?

Ребёнок: Лошадь, корова, собака и т.д.

Логопед: Как одним словом их назвать. Мы попали на скотный двор, где живут домашние животные. Давайте послушаем, о чем они говорят.

Основная часть.

Сценка «Спор животных» (О.С. Гомзяк)

Логопед: Однажды домашние животные завели спор о том, кто самый нужный для хозяина. Корова сказала...

Ребёнок: Я самая нужная, потому что даю молоко.

Логопед: А кот ей ответил:...

Ребёнок: Нет, я самый нужный, потому что ловлю мышей, которые поедают хозяйские запасы.

Логопед: Но собака была с ним не согласна...

Ребёнок: Я самая нужная, потому что охраняю хозяйский двор.

Логопед: В спор вмешалась лошадь и сказала...

Ребёнок: Я перевожу для хозяина тяжёлые грузы. Поэтому я самая нужная.

Логопед: Очень долго они спорили, но так и не смогли решить. Кто самый нужный.

Ребята! А кто же самый нужный.

Ответы детей, не участвующих в сценке.

Ребенок: Мы все нужные, потому что приносим… (все дружно - пользу)

Логопед: Какую пользу приносит корова, кот, лошадь, собака?

Ребёнок: Корова дает молоко и мясо

Ребёнок: Кот ловит мышей

Ребёнок: Лошадь перевозит тяжелые грузы

Ребёнок: Собака сторожит дом

Логопед: Слышите, кто-то плачет? (звук котенка) Да это же котенок. (игрушка) Что случилось?

Логопед: Поможем ребята, тогда отправляемся в путешествие.

Ребёнок: Это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у козы про маму котенка.

Ребёнок: Коза, ты не видела маму котенка?

Логопед: Чем питается корова?

Ребёнок: Корова питается травой, сеном.

Логопед: Чем питается кошка?

Ребёнок: Кошка питается рыбой.

Логопед: Чем питается собака?

Ребёнок: Собака питается косточками.

Логопед: Чем питается коза?

Ребёнок: Коза питается травой, сеном.

Логопед: Чем питается кролик?

Ребёнок: Кролик питается морковкой.

Логопед: Чем питается лошадь?

Ребёнок: Лошадь питается травой, сеном

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением козы и перевернем ее другой стороной.

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у собаки про маму котенка.

Ребёнок: Собака, ты не видела маму котенка?

(дети по очереди называют части тела).

Логопед: Чем покрыто тело собаки.

Ребёнок: Тело собаки покрыто шерстью

Логопед: Это чьи уши?

Ребёнок: Это собачьи уши.

Логопед: Это чей хвост?

Ребёнок: Это собачий хвост.

Логопед: Это чья голова?

Ребёнок: Это собачья голова

Логопед: Это чья лапа?

Ребёнок: Это собачья лапа.

Логопед: Сложите из частей целое - собаку. (Играйка-собирайка Нищева Н.В.)

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением собакаи и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у лошади про маму котенка.

Ребёнок: Лошадь, ты не видела маму котенка?

Игра «Скажи наоборот».

У коровы длинный хвост, а у свиньи...(короткий.)

У свиньи толстые ноги, а у овечки...(тонкие.)

У свиньи жёсткая щетина, а у кошки шерсть...(мягкая.)

У козы острые рога, а у барана...(тупые.).

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением лошади и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у коровы про маму котенка.

Ребёнок: Корова, ты не видела маму котенка?

(надевается маска одному ребенку)

Физминутка (Нищева Н.В.)

Я рогатый. (Показывают «рожки» из пальчиков.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Я хвостатый. (Показывают «хвостик»: отводят

руку за спину.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Я ушастый, (Показывают «ушки» из ладошек.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Очень страшный. (Показывают «рожки» из пальчиков.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Испугаю, (Топают.)

Бу-бу, (Два прыжка на двух ногах вместе.)

Забодаю. («Бодаются».)


презентация "Домашние животные"
PPTX / 5.9 Мб
играйка-собирайка собака (Нищева Н.В.)
DOCX / 261.6 Кб
разрезная картинка
DOCX / 2.04 Мб

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением коровы и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у овцы про маму котенка.

Ребёнок: Овца, ты не видела маму котенка?

Ребёнок: У коровы - теленок.

Ребёнок: У собаки - щенок

Ребёнок: У лошади - жеребенок

Ребёнок: У козы - козленок

Ребёнок: У овцы - ягненок

Ребёнок: У свиньи - поросенок

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением овцы и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Нет, это не моя мама

Логопед: Давайте спросим у свиньи про маму котенка.

Ребёнок: Свинья, ты не видела маму котенка?

Логопед: Скажите, куда пойдет корова?

Ребёнок: Корова пойдет в коровник.

Логопед: Куда пойдет свинья?

Ребёнок: Свинья пойдет в свинарник.

Логопед: Куда пойдет лошадь?

Ребёнок: Лошадь пойдет в конюшню

Логопед: Куда пойдет собака?

Ребёнок: Собака пойдет в конуру (будку)

Логопед: Давайте найдем на мольберте картинку с изображением свиньи и перевернем ее другой стороной.

(после выполнения задания картинка переворачивается другой стороной и появляется часть фрагмента разрезной картинки)

Логопед: Котенок посмотри, это не твоя мама? Что сказал котенок?

Ребёнок: Да, это моя мама

Логопед: Вот и мама нашлась. Кто это?

Ребёнок: Кошка

Логопед: Посмотрите, какая она красивая, большая, пушистая.

Миша, расскажи нам о кошке по схеме.

(рассказ о кошке).

Итог занятия .

Логопед: Где мы с вами побывали?

Ребёнок: Мы побывали на скотном дворе

Логопед: Кого мы искали?

Ребёнок: Мы искали кошку

Логопед: Кого встретили в путешествии?

Ребёнок: Мы встретили козу, собаку, лошадь, корову, овцу, свинью, кошку

Логопед: Что любит есть кошка?

Ребёнок: Кошка любит есть рыбу.

Логопед: Котенок и кошка благодарят вас и приготовили вам сюрприз, вот таких рыбок.

План-конспект занятия по теме:

« Домашние животные зимой»

Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, копыта, грива, хлев и т. д.) . совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -о нок -, - енок -, - ат -, - ят - ). Обучение детей составлению загадок.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса, мышление, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Мольберт, магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображением домашних животных с их детенышами, схема для составления загадок, конверты с пазлами «Домашние животные», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, наклейки.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Буренушка». Повторение упражнения «Козочка».

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять свои места за столом, включает магнитофон. Звучат голоса животных. Логопед выключает магнитофон.

Организационный момент.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй матушка земля,

Здравствуйте мои друзья.

Логопед: Где мы с вами только что побывали? Что там услышали?

Дети: Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних животных.

Логопед: Перечислите их.

Дети: Она лает.

Логопед: А кошка?

Дети: Она мяукает.

Логопед: А свинья.

Дети: Свинья хрюкает.

Логопед: Кто знает, как подает голос корова, лошадь и коза?

Дети: Корова кричит «Му!», лошадь «И-го-го!», овца «Бе!»

Логопед: Корова мычит, лошадь ржет, овца блеет.

Логопед: Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.

Беседа о домашних животных с опорой на картинки.

Логопед помещает на мольберт картинки с домашними животными и их детенышами.

Логопед: Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети: На картинках изображены домашние животные и их детеныши: коза с козленком, лошадь с жеребенком, свинья с поросенком, корова с теленком, овца с ягненком собака со щенком, кошка с котенком.

Логопед: Каких домашних животных можно назвать крупными?

Дети: Корову и лошадь.

Логопед: Вспомните, какую пользу приносят людям эти животные?

Дети: Корова дает молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы.

Логопед: Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?

Дети: овцу, барана, козу, свинью.

Логопед: Какую пользу они приносят человеку?

Дети: Они дают человеку мясо, а овцы и бараны- еще и шерсть.

Логопед: Каких домашних животных мы считаем мелкими?

Дети: Собаку и кошку.

Логопед: Расскажите, какую пользу они приносят.

Дети: Собака охраняет хозяина и его дом. Кошка ловит мышей.

Логопед: Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, козу, лошадь, овцу, барана) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелят сено, чтобы собаке не было холодно спать на земле. Лошадь очень нужна человеку. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля – сено, заготовленное летом в стога. Все домашние животные нужны человеку. Значит, они какие?

Дети: Нужные.

Логопед: Все они приносят пользу. Значит, они какие?

Дети: Полезные.

Игра «Угости животных».

Логопед на мольберте помещает одним столбиком картинки с изображением домашних животных (кролика, коровы, кошки, собаки), а вторым столбиком располагает изображения «угощения» ,(стог сена, кочан капусты, коробку с молоком, косточку).

Логопед: Вспомните, чем человек кормит домашних животных.

Логопед предлагает соединить ровной линией животное и «угощение».

1-й ребенок: Я накормлю корову сеном.

2-й ребенок: А я угощу кролика капустой.

3-й ребенок: Кошка пьет молоко.

4-й ребенок: А собаку можно угостить косточкой.

Логопед: Вы хорошо выполнили последнее задание.

Работа с пазлами «Домашние животные».

Логопед раздает детям конверты с пазлами .

Логопед: Достаньте из конвертов пазлы и соберите картинки. Изображение домашних животных на мольберте будут для вас подсказками.

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы. Вы очень быстро справились с трудной задачей. Кто у тебя на картинке, Даша? Подбери как можно больше слов об этом животном, отвечающий на вопрос «Какая?»

Дети рассказывают о животном, которое они сложили из пазлов .

Пальчиковая гимнастика « Буренушка »

Логопед предлагает детям встать в круг на ковре и выполнить пальчиковую гимнастику.

Дай молока, Буренушка,(Показывают, как доят корову)

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,(Загибают по одному пальчику на руках,

Творогу немножечко .н ачиная с мизинцев, на каждое название

Масло, простоквашки,молочного продукта)

Молока для кашки.

Всем дает здоровье (Снова «доят»)

Молоко коровье.

Составление загадки по лексической теме.

Логопед помещает на мольберт схему №1 для составления загадки. И предлагает детям сочинить загадку про домашнего животного.

Логопед: Ребята давайте сочиним загадку про какого-нибудь домашнего животного? О ком будем сочинять?

Дети: Про корову.

Логопед: Корова какая?

Дети: Рогатая.

Логопед: А еще какая?

Дети: Большая, рыжая.

Логопед: А кто бывает рогатый, как корова?

Дети: коза.

Логопед: А кто бывает большой?

Дети: Лошадь.

Логопед: А кто бывает рыжим?

Дети: Лиса.

Логопед заполняет схему. После заполнения логопед предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки “Как” или “Но не”.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Подвижная игра «Козочка».

Я козочка Ме-ке-ке,(Идут по кругу)

Я гуляю на лужке.

Остренькие рожки, (Показывают «рожки» прыгают на носочках)

Тоненькие ножки.

На самой макушке – (Ладошками показывают «ушки»)

Бархатные ушки.

Язык полотняный, (Показывают язык «лопатой»)

Хвостик конопляный… (Рукой показывают «хвостик»)

Как прыгну – сразу забодаю. (Прыгают «бодаются»)

Работа в тетради №1.

Логопед раздает тетради и ставит контейнер с карандашами.

Логопед: Откройте тетради, где лежат закладки. Кого вы там видите?

Дети: Лошадь, собаку и кошку.

Логопед: Верно. Прослушайте загадку об одном из этих животных.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Дети: Это собака.

Логопед: Верно. Возьмите серый карандаш, обведите собаку по контуру, раскрасьте ее, нарисуйте ей глаза.

Логопед оценивает их работу и выдает за старание наклейки на тетради.

Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами.

Итог занятия (оценка работы детей).

Логопед предлагает вспомнить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно. Затем он оценивает работу детей.