Экономическая культура и пути ее формирования. Современные проблемы науки и образования

Понятие экономической культуры

Экономической культурой общества называется система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, качество и уровень экономических знаний, действий и оценок человека, а также традиции и норм, регулирующие экономические отношения и поведение.

Экономическая культура диктует особое отношение к формам собственности, совершенствует предпринимательскую среду.

Экономическая культура представляет собой неразрывное единство сознания и практической деятельности, которое является определяющим в развитии экономической активности человека и проявляющееся в процессе производства, распределения и потребления.

Замечание 1

Наиболее важными элементами в структуре экономической культуры можно назвать знания и практические умения, нормы, которые регулируют особенности поведения человека в экономической области, способы ее организации.

Сознание является основой экономической культуры человека. Экономические знания представляют собой комплекс экономических представлений человека о производстве, распределении, обмене, а также потреблении материальных благ, о формах и методах, которые способствуют устойчивому развитию общества и влиянии на его формирование экономической процессов.

Экономические знания – это первостепенный компонент экономической культуры. Они позволяют выработать наше представление об основных закономерностях развития экономики общества, об экономических взаимосвязях в окружающем мире, развивают наше экономическое мышление и практические умения, позволяют развить экономически грамотное, нравственно обоснованное поведение.

Экономическая культура личности

Важное место в экономической культуре личности занимает экономическое мышление, которое дает возможность познавать сущность экономических явлений и процессов, правильно использовать усвоенные экономические понятия, анализировать конкретные экономические ситуации.

От социально-психологических качеств участников экономической деятельности во многом зависит выбор образцов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач. Направленность личности характеризуют социально значимые ценности и социальная установка.

Экономическую культуру человека можно увидеть, рассмотрев комплекс его личностных свойств и качеств, представляющих результат его участия в деятельности. Уровень культуры конкретного человека в области экономики можно оценить по совокупности всех его экономических качеств.

В действительности экономическая культура всегда подвержена влиянию образа жизни, традиций, менталитета, которые свойственны данному народу. Поэтому в качестве образца, или тем более идеала, нельзя брать какую-либо чужую модель функционирования экономики.

Замечание 2

Для России, по всей вероятности, ближе всего европейская модель социально-экономического развития, являющаяся более гуманной, чем американская или японская, которая основывается на ценностях европейской духовной культуры и включает широкую систему социальной защиты населения.

Однако и эта модель может использоваться только при обязательном учете тенденций и особенностей развития национальной русской культуры, в противном случае говорить об экономической культуре и ее роли совершенно бессмысленно.

Функции экономической культуры

Экономическая культура выполняет несколько важных функций.

  1. Адаптационная функция, являющаяся исходной. Именно она позволяет человеку, адаптироваться к социально-экономическим условиям общества, типам и формам экономического поведения, приспосабливать к своим потребностям социально-экономическую окружающую среду, например, производить необходимые экономические блага, распространять их путем продажи, сдачи в аренду, обмена и т.п.
  2. Познавательная функция, которая координируется с адаптационной функцией. Знания, содержащиеся в экономической культуре, знакомство с ее идеалами, запретами, правовыми нормами дает возможность человеку иметь надежный ориентир для выбора содержания и форм своего экономического поведения.
  3. Нормативно-регуляционная функция. Экономическая культура диктует индивидам и социальным группам выработанные ею определенные стандарты и правила, влияющие на образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации.
  4. Трансляционная функция, которая создает возможность для диалога поколений и эпох, передавая из поколения в поколение опыт экономической деятельности.

Урок обществознания в 10 классе

Экономическая культура.

Цели урока: - Выяснить сущность экономической культуры.

Ориентировать учащихся на восприятие и

коллективное решение сложных вопросов.

Совершенствовать умения учащихся анализи-

ровать, сравнивать, обобщать, решать

творческие задания.

Воспитывать у учащихся толерантность, добро-

желательное отношение к участникам экономии-

ческой деятельности, социальную

ответственность.

Оборудование урока: - Раздаточный материал

Презентация урока

Учитель МОУ СОШ № 72 г. Липецка

Кокорева Ольга Михайловна

Липецк -2011год

    Самоопределение к деятельности.

« Незнание экономических законов не освобождает от ответственности».

« Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».

Лао-цзы.

Раскройте смысл данных высказываний.

Какое отношение эти слова имеют к нашему уроку?

Достаточно ли у нас знаний по экономике?

Экономика – важная и интересная наука. И никто не отрицает, что экономические знания и мышление – это требования сегодняшнего времени. Сталкиваясь с экономическими отношениями в меняющемся мире, только с помощью экономических знаний можно ответить на вопросы: как заработать деньги и как их разумно потратить? По каким экономическим законам живет общество и что нужно сделать, чтобы наша жизнь была достойной?

Сегодня мы еще раз убедимся в ценности экономических знаний.

Зарабатывайте в ходе урока шквалы (деньги).

Их можно поменять на оценки в конце урока.

II .Актуализация знаний.

В чем значение экономики?

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему,

Не нужно золото ему,

Когда простой продукт имеет…

Повторение Д/з по группам.

1 группа. Работа с понятиями.

Составляет из перечисленных слов определение экономических понятий.

2 группа. Составляет предложения и дает определение понятиям.

3 группа. Находит соответствие понятий и их определений.

II ряд. Работа с тестами.

III ряд. Раскрывает функции государства в экономике.

Задания в приложении № 1.

III . Постановка проблемы.

Почему нам не удалось раскрыть значение этих понятий?

Не хватает знаний по экономике.

Знания, образование – к какой сфере имеют отношение?

Что объединяет эти понятия? Какое слово?

Культура может характеризовать отдельного человека, а может сферу общественной жизни.

Попробуйте назвать тему нашего урока.

Назовите цели урока.

Тема урока: Экономическая культура.

Цель нашего урока выяснить содержание экономической культуры, основные ее элементы. Еще раз убедимся в значении экономических знаний. Сделать выбор более осознанным в такой сфере как экономика поможет знакомство с экономической культурой.

IV . Построение проекта решения проблемы.

Какие качества присуще культурному человеку?

Что характеризует культуру?

Что из предложенного можно отнести к культуре экономической?

Знания - социальные установки

Мышление - экономическая свобода

Ценности - личные качества человека

Нормы

Потребности

Предпочтения

V .Реализация проекта.

Работа в группах.

1 группа. Роль экономических знаний.

2. группа. Роль экономического мышления.

3 группа. Экономическая направленность деятельности.

4 группа. Социальные установки.

Задания для групп в приложении № 2.

VI .Первичное закрепление знаний во внешней речи.

Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения.

От характера экономических отношений между людьми (отношений собственности, обмена, деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие, стабильность общества.

Экономические интересы выступают как отражение их экономических отношений.

Назовите, какие экономические интересы предпринимателя и наемного работника?

Экономические интересы – это стремление человека получить блага, необходимые ему для своей жизни и семьи.

Основное содержание экономической жизни общества - взаимодействие экономических интересов. Отсюда задача -выработать принципы и способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация.

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой моральным аспектам экономической деятельности уделяется большое внимание. Этика преподается во многих школах бизнеса, многие корпорации принимают этические кодексы. Предприниматель должен помнить, что недобросовестный бизнес получит соответствующую реакцию общества. Его личный престиж, авторитет фирмы упадут, что, в свою очередь, поставит под сомнение качество предлагаемых услуг. Под угрозой, в конечном счете, окажется его прибыль. Популярным становится лозунг «Честным быть выгодно».

Презентация.

Уровень экономической культуры общества проявляется и через состояние экономической свободы и социальной ответственности.

Презентация.

Построение дома:

фундамент – это личные качества человека: трудолюбие, ответственность, умение рационально организовать свой труд, новаторство, бережливость, дисциплинированность.

Кирпичиками в этом доме являются: экономические знания, экономическое мышление, экономическая направленность, социальные установки.

Вершиной этого дома выступает сама экономическая культура.

Таким образом, мы еще раз подтвердили то, что без экономических знаний трудно ориентироваться в современной жизни.

Воспитывайте в себе экономически значимые качества, которые помогут вам обрести большую жизнестойкость и конкурентоспособность: деловитость и предприимчивость, инициативность и самостоятельность, потребность в достижении успеха и социальную ответственность, творческую активность.

VII .Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

Приложение № 3.

VIII . Включение в систему знаний.

Работа с творческими заданиями.

IX . Рефлексия.

Что мы сегодня узнали на уроке?

Где вам пригодятся знания по экономике?

С каким настроением уходите с урока? (выбрать смайлик)

Заканчивая сегодня урок, хочу сказать вам, вы молодцы!

Кто-то в будущем займется бизнесом. И не забывайте, что предприниматель должен проявлять социальную ответственность, т.е. должен руководствоваться не только своей личной выгодой, но и интересами общества в целом.

Спасибо вам и присоединяюсь к словам песни, которую вы услышите.

Не все вы будете экономистами, не все выберите специальности по экономике, но знания это тот багаж, который не помешает в жизни.

Домашнее задание. Параграф 13.

    *Рассчитайте в % ваши расходы в семейном бюджете.

    *Как школьники могут заработать деньги? Предложите свой вариант

Тема урока обществознания в 10 классе:

Цель урока:

1.Формирование представлений о сущности и структуре экономической культуры, её влиянии на цели и результаты экономической деятельности.

2.Реализация краевой целевой программы «Качество», направленной на повышение качества жизни населения как основы социальной стабильности.

3.Способствование развитию познавательной активности учащихся, умений выявлять свои потребности, определять качество товаров и использовать информацию, полученную на уроке, в практической деятельности.

4.Привитие потребительской культуры, осознанного отношения к поступкам в потребительской сфере.

Основные понятия: экономическая культура, экономическая направленность личности, экономическая свобода, рациональный потребитель

Предварительная подготовка : заготавливаются индивидуальные бланки для участников: бланк № 1 - «Статьи доходов семьи» и бланк № 2 - «Статьи расходов семьи»

Ход урока

Вступительное слово учителя:

То есть первый враг денег - это мы сами, если наши желания опережают наши возможности. В погоне за финансовым благополучием мы стараемся заработать как можно больше денег, а потом обнаруживаем, что чем больше денег, тем больше желаний.

Для успешного выполнения нами этой задачи необходимо разобраться

Во-первых, что такое экономическая культура и как она влияет на экономическую деятельность людей,

Во-вторых, кто такой рациональный потребитель. Каждый из вас может проверить степень своего благоразумия в потребительской сфере, ответив на вопросы теста «Рациональный ли вы потребитель?»

Итак, что же такое культура? Существует множество определений - их более 140. Вот некоторые из них:

(из предложенных определений учащиеся выбирают те, которые вписываются в контекст экономической культуры)

Это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человечеством в процессе жизнедеятельности;

Это действия и поступки человека, в которых выражается его осознанное отношение к окружающему миру, его понимание добра и зла, справедливости и несправедливости;

Это вся целостная человеческая деятельность в природной среде, её результаты, доступные для восприятия другими людьми.

Экономическая культура - это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Анализ определения и материалов учебника позволяет выделить структурные элементы экономической культуры . Можно предложить ученикам выполнить усложненное задание ЕГЭ части Б - заполнить в схеме недостающие элементы (предложить макет схемы, а все данные вносят сами):

Ученики могут предложить различные варианты, учитель, корректируя их? предлагает для записи следующую схему:

В чем проявляется экономическая культура общества?

Что знает и умеет человек с высокой экономической культурой?

Как оценить уровень экономической культуры?

Предлагаю вам оценить уровень своих экономических знаний, выполнив задание ЕГЭ В3:

Сопоставьте названия государственных программ с их целями:

Название программы

Цели и задачи программы

  1. Пенсионная реформа РФ
  1. Краевая целевая программа «Качество»
  1. Программы повышения уровня и качества жизни населения РФ

А.Повышение уровня жизни старшего поколения и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

Б.Формирование нового качества жизни, соответствующего целям социальной рыночной экономики

В. Выявление высококачественных товаров и услуг, и содействие их продвижению на потребительский рынок; защита населения края от недоброкачественной продукции, вредной для окружающей среды и здоровья людей

Ответ: АВБ

2. В наши дни на Кубани процветают различные отрасли экономики, которые оказывают влияние и на потребительский спрос и на активность предпринимателей.

Вопрос учащимся: кто на Кубани оказался в более выигрышных условиях - потребители или производители? (исходя из ответов на вопрос, класс делится на две группы)

Предлагаю группам - потребителям и производителям - прослушав краткую информацию о развитии экономики на Кубани, постараться решить проблему (команды получают карточки с заданием-проблемой):

Карточка № 1 (Для потребителей)

Как рационально вести домашнее хозяйство с учетом особенностей Кубанской экономики?

Карточка № 2 (Для предпринимателей)

Какую отрасль экономики Кубани выгоднее выбрать для своей предпринимательской деятельности?

Краткая информация

об основных отраслях экономики Краснодарского края:

Развитие экономики, а, следовательно, и особенностей потребления и производства, во многом зависят от природных факторов.

Ведущей отраслью экономики в нашем крае является сельское хозяйство, в котором трудится почти четверть всех работающих людей края. На Кубани возделывается более 100 различных видов сельскохозяйственных культур. Подавляющая часть российского производства винограда, чая, цитрусовых сосредоточена на Кубани. Успешно развиваются птицеводство и пчеловодство.

Особенности сельского хозяйства неразрывно связаны с развитием кубанской промышленности. На сельскохозяйственном сырье базируется перерабатывающая промышленность края, создавая в единстве с сельхозпредприятиями агропромышленный комплекс. На Кубани свыше 1000 перерабатывающих предприятий выпускают более 2000 наименований продовольственных продуктов, из которых более 700 отвечают европейским стандартам.

Как и сельское хозяйство, промышленность Краснодарского края постоянно модернизируется. В производстве внедряются новые, передовые технологии, что позволяет производить больше качественной продукции, не нанося ущерб окружающей среде.

Известна Кубань своими курортами и здравницами - Сочи, Геленджик, Анапа, Горячий Ключ и другие. Уникальные морские и горные курорты, целебные источники делают Кубань местом, куда со всей России стекаются миллионы отдыхающих.

Командам дается время 3-4 минуты на выполнение задания, предлагается выбрать капитана, который даст ответ с пояснениями к заданиям, время на выступление -1,5 минуты

Возможные выводы потребителей:

В домашнем хозяйстве выгоднее использовать товары кубанских производителей, потому что цены не повышаются из-за затрат на перевозку товаров, а качество зачатую выше, чем у производителей товаров иностранных производителей или производителей из других регионов.

Из-за особенностей почвы и климатических условий часть продукции (фрукты, овощи) можно выращивать в собственном подсобном хозяйстве.

Возможные выводы предпринимателей:

Учащиеся объявляют выбранную отрасль (фермерское хозяйство, перерабатывающее предприятие или курортный бизнес), что связано с особенностью климата (или географического положения) Краснодарского края.

В целом можно утверждать, что экономика Краснодарского края располагает огромным потенциалом, имея необходимые природные и людские ресурсы для дальнейшего успешного развития. Необходимо только разумно и взвешенно подходить к управлению экономикой, использовать передовой отечественный и зарубежный опыт.

Рациональный потребитель хорошо знает свои права. А являетесь ли вы рациональным потребителем?

К понятию «рациональность» близко понятие «благоразумие». Согласитесь, что благоразумие, проявленное при покупке товаров, может уберечь от бездумных растрат и многих проблем в будущем.

Тест «Рациональный ли вы потребитель?» и результаты

  1. 1.Часто ли вы выходите из себя по мелочам?
  2. 2. Не боитесь ли вы рассердить человека, который физически сильнее вас?
  3. 3. Начинаете ли вы громко разговаривать, чтобы на вас обратили внимание одноклассники?
  4. 4. Любите ли вы скатываться по перилам?
  5. 5. С удовольствием ли вы принимаете лекарства, когда заболеете?
  6. 6. Пойдете ли вы на все, ради достижения своей цели?
  7. 7.Любите ли вы больших собак?
  8. 8. Уверены ли вы в том, что когда-нибудь станете знаменитостью, как ваш кумир?
  9. 9. Умеете ли вы вовремя остановиться, когда чувствуете, что проигрываете?
  10. 10. Привыкли ли вы много есть, даже если вы не голодны?
  11. 11. Хочется ли вам знать заранее, что вам подарят на праздник?
  12. 12. Любите ли вы часами сидеть под солнечным или лунным светом?

Подсчитайте баллы: ДА - 0 баллов, НЕТ - 1 балл

Более 8 баллов:

Вы должны рассматривать себя как воплощение жизненной мудрости, разумности и уверенности в себе, что, однако, мешает вам быстро ориентироваться в жизненных ситуациях и может привести к тяжелой форме мании величия

От 4 до 8 баллов:

Вы - человек «золотой середины, обладающий развитым чувством меры и реально оценивающим свои возможности. Правда, чувство меры у вас развито настолько, что вам непросто чувствовать себя безмерно счастливым»

Менее 4 баллов:

По-видимому, вы - безрассудный субъект, которому всегда всего мало. Из-за своей кажущейся неудовлетворенности вы часто чувствуете себя несчастным, и, право же, вам полезно было бы радоваться жизни по мелочам.

Исходя из полученных результатов тестирования, нам необходимо определить, кто же такой рациональный потребитель. Рациональное поведение потребителя на рынке товаров и услуг предполагает определенную последовательность действий:

Ученикам предлагается заполнить бланк № 1 «Доходы семьи»

Условия:1.совокупный доход семьи не может превышать 60 тысяч рублей в месяц.

2.расчеты ведутся только в рублях.

Бланк № 1 «Доходы семьи»

Ф.И.участника ___________________________________________________

Количество членов семьи _________

Кем является в семье

Род деятельности

Сумма (в рублях), которую вносит в бюджет семьи

% от общего дохода

Общий расход

100%

После заполнения бланков № 2 участники сопоставляют доходы и расходы.

Победителями становятся те участники, у которых перечислены все необходимые расходы(включая расходы на питание, на выплату налогов и плату за коммунальные услуги), отсутствует дефицит бюджета, а также имеются сбережения.

При наличии времени можно организовать корректировку бланка № 2 (корректировка бланка № 1 запрещается!).

Слово учителя:

Возможность потребителя максимально удовлетворить свои потребности в товарах и услугах зависит не только от размера доходов, но и от рационального их использования. Старайтесь планировать свои покупки. Это позволит лучше осмыслить свои потребности и исключить то, без чего можно в данный момент обойтись.

Таким образом, сегодня на уроке мы определили, кто такой экономически культурный предприниматель - грамотный, инициативный, деятельный человек; и кто такой экономически культурный потребитель - это благоразумный покупатель, который взвешенно тратит каждый заработанный рубль. (Возможны самостоятельные выводы учащихся.)

Желаю вам финансового благополучия и процветания.

Домашнее задание:

1) Материалы учебника

2) Написать обществоведческое эссе по высказыванию Э.Сервуса, русского литератора:

«Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потрать большие деньги»


Открытый урок по обществознанию в 10 классе.

Подготовлен учителем по обществознанию Дровниковой Т.Е.

Урок: Формирование основ правовой культуры на уроках обществознания 10 классов.

Экономическая культура.

Ход урока:

I. Оргмомент.

1. Приветствие (начало общения учителя и учеников).

2. Определение отсутствующих (учитель формирует свою позицию к факту отсутствия ученика).

3. Проверка готовности к уроку.

4. Организация внимания учеников.

5. Подготовка оборудования.

II. Проверка домашнего задания п. "Роль экономики в жизни общества".

1. Индивидуальный опрос (п. 12), задания + вопросы стр. 135,136.

2. Тестирование для всего класса (7-10 минут).

III. Сообщение темы изучения нового материала: "Экономическая культура".(Презентация - включить).

План.

1. Экономическая культура;

2. Сущность и структура экономической культуры;

3. Экономические отношения и интересы;

4. Экономическая свобода и социальная ответственность;

5. Рыночная экономика;

6. Связь экономической культуры и деятельности;

7. Взаимосвязь экономики и права;

8. Отражение экономики в Коституции Российской Федерации. Ознакомление и изучение статей Налогового, уголовного кодексов, тесно связанных с экономикой.

1. Экономическая культура.

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Рассмотрим такое понятие как ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Экономическая культура общества

Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности;

Уровень и качество экономических знаний; оценок и действий человека;

Экономическая культура личности

Сознание;

Практическая деятельность.

2. Сущность и структура экономической культуры.

Элементы экономической культуры.

1. Экономические знания - совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влияние экономической жизни на развитие общества.

2. Экономическое мышление - познание сущности экономических явлений и процессов, оперирование усвоенными понятиями, анализ экономических ситуаций.

3. Экономическая направленность - потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере (подразделяется на два вида социальная установка и социально значимые ценности).

3. Экономические отношения и интересы.

Отношения между людьми, возникающие по поводу обмена продуктами, результатами труда или оказания услуг, осуществляемые на основе сравнительной оценки их относительной ценности.

1. Получение прибыли 2. Удовлетворение потребностей 3. Самоутверждение

4.Экономическая свобода и социальная ответственность.

Экономическая свобода - право на самостоятельный выбор профиля, структуры и объёма производства, условий реализации, цен на продукцию, достигается компромиссными соглашениями с другими участниками рынка.

Социальная ответственность

1. Стремление к максимальной прибыли и эгоистичная защита частных интересов.

Нравственный долг - это прекращение Правовая норма - общеобязательное

требований общественной морали правило поведения, регулирующие

в личный императив конкретного лица общественные отношения, закреплённое

и добровольное его выполнение. в праве и обеспеченное государством.

Особое социальное и морально-правовое

отношение личности к обществу в целом

и к другим людям.

5. Рыночная экономика.

НЕДОСТАТКИ:

Конкуренция ведёт к появлению монополий;

Нестабильность экономики: инфляция, экономический

спад, безработица;

Не равномерное распределение доходов;

Незаинтересованность в охране окружающей среды.

ДОСТОИНСТВА:

Рынок быстро реагирует на изменение спроса со

стороны потребителей;

Невозможен дефицит;

Свобода производителей и потребителей;

Высокие адаптационные возможности.

6. Связь экономической культуры и деятельности.

Уровень экономической культуры

- Успешность выполнения социальных ролей.

- Результативность экономической деятельности

Переход к новому способу производства - Высокая нравственность, высокий

уровень культуры.

Современный труд - Самодисциплина, самоконтроль.

Ребята, ещё одна цель, которую мы преследуем на наших уроках - это формирование основ правовой культуры, гражданско-правовое воспитание. Сейчас мы углубим наши знания, попробуем соотнести такое понятие как экономика с понятием право .

1. Экономика и право. (Сообщение ученика).

На протяжении нашей жизни мы встречаем большое количество прав, а самое главное, что некоторые из них отражены в высшем нормативно-правовом акте Российской Федерации Конституции.

Подробнее о Конституции Российской Федерации и экономических правах, изложенных в ней.

2. Экономика и Конституция Российской Федерации.(Сообщение ученика).

Ребята! А как вы думаете, в каких источниках мы можем встретить статьи с экономическим содержанием?

Налоговый кодекс.

Уголовный кодекс.

Правильно! А сейчас мы охарактеризуем, каждый из этих источников.

3. Экономика и уголовный кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика).

4. Экономика и налоговый кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика).

Домашнее задание Параграф 13 (пересказ), стр. 149 работа с документом, вопросы и задания к нему, 1,2 письменно в тетрадь стр. 150.

"Свобода экономическая не может быть свободной от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора".

Ф. Хайек австрийский экономист и философ.


Тема: Экономическая культура

Тип урока : комбинированный

Цели урока: Образовательные — Расширить и углубить знания об экономике, экономической культуре, ее сущности и структуры

Воспитательные

Развивающие — речевые умения (умение высказывать свою точку зрения); умение работать с текстом учебника

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 12

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания

1. Что такое экономика? (это хозяйственная система обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем со­здания и использования необходимых жизненных благ)

2. Что такое валовой внутренней продукт? (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделен­ная на численность населения)

3. Что такое уровень бедности? (называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный пе­риод, позволяющий обеспечить его физический (физиоло­гический) прожиточный минимум.)

3. Изучение новой темы

Культура является атрибутом человека, она отражает его развитие в обществе. Этот процесс созидания человеком самого себя происходит в ходе непосредственной деятельнос­ти, через рост его материальной и духовной вооруженности. Воздействие на человека этой деятельности бывает разным. Культурное развитие предполагает выделение куль­турного эталона (образца) и заключается в максимальном

следовании ему.

Экономическая культура общества - это система цен­ностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий че­ловека, а также содержание традиций и норм, регулирую­щих экономические отношения и поведение. Экономичес­кая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности.

В структуре экономической культуры можно обозна­чить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организа­ции деятельности, нормы, регулирующие отношения и по­ведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - его важным компо­нентом. Эти знания представляют собой совокупность эко­номических представлений о производстве, обмене, распре­делении и потреблении материальных благ, влиянии эко­номической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляю­щей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономиче­ских явлений и процессов, оперировать усвоенными эко­номическими понятиями, анализировать конкретные эко­номические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффектив­ность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономи­ческой деятельности. Среди них необходимо выделить та­кой важный элемент экономической культуры, как эконо­мическая направленность личности, компонентами ко­торой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социаль­но значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение современной экономической теории, на активное участие в управлении делами производства, на участие в решении раз­личных экономических задач.

Экономическая культура человека прослеживается че­рез совокупность его личностных свойств и качеств, кото­рые являются определенным результатом его участия в де­ятельности.

Важным проявлением экономической культуры явля­ются экономические отношения. От характера экономичес­ких отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) за­висит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя (получение максимальной при­были) и наемного работника (дороже продать свои трудо­вые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений.

Экономический интерес - это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи.

В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей.

Необходимость разрешить противоречие между есте­ственным стремлением человека экономить собственные силы и удовлетворением растущих потребностей заставля­ла людей организовывать экономику так, чтобы она по­буждала их работать интенсивно и через труд добиваться роста своего благосостояния. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения боль­шей производительности труда- это насилие и экономический интерес.

В поисках способов гармонизации экономических ин­тересов личности и общества были задействованы и различ­ные формы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Они сыграли большую роль в формировании особого элемента экономи­ки - деловой этики, раскрывающей нормы и правила по­ведения в хозяйственной деятельности. Эти нормы являют­ся важным элементом экономической культуры, их соблю­дение облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность.

Читают стр 141 ( Своими словами объясняют как поняли прочитанное)

Уже знакомое вам слово «свобода» может рассматриваться с разных позиций: защищенность человека от не­желательного воздействия, насилия; возможность действовать по своей воле и в соответствии с осознанной необхо­димостью; наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм. Что же представляет собой экономическая слобода?

Экономическая свобода включает в себя свободу при­нятия экономических решений, свободу экономических действий. Индивид вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, какая форма собствен­нического участия ему представляется более целесообраз­ной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы.

Рыночную экономику часто называют экономикой сво­бодного предпринимательства. Что означает слово «сво­бодного»? Экономическая свобода предпринимателя, как считают ученые, предполагает, — что у него есть определен­ная совокупность прав, гарантирующих автономию, само­стоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов ее осу­ществления, использования произведенного продукта и по­лученной прибыли.

Экономическая свобода человека прошла эволюцион­ный путь. На протяжении истории происходили ее прили­вы и отливы, обнажались разные стороны подневольности человека в производстве: личная зависимость, вещная за­висимость (в том числе должника от кредитора), давление внешних обстоятельств (неурожай, неблагоприятная хозяй­ственная ситуация на рынке и др.). Общественное развитие как бы балансирует между, с одной стороны, большей лич­ной свободой, но с высокой степенью хозяйственного рис­ка, с другой - большей экономической безопасностью, но при вассальной зависимости.

Устойчивое развитие - это такое развитие об­щества, которое позволяет удовлетворять потребности ны­нешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимоза­висимость экономической культуры и экономической дея­тельности. Способы организации деятельности, выполнение личностью таких основных социальных ролей, как произ­водитель, потребитель, собственник, оказывают влияние на формирование и развитие всех элементов экономической культуры. В свою очередь, уровень экономической культу­ры личности, несомненно, влияет на результативность эко­номической деятельности, успешность выполнения соци­альных ролей.

Одна из важнейших социальных ролей личности - роль производителя. В условиях перехода к новому, инфор­мационно-компьютерному, технологическому способу про­изводства от труженика требуются не только высокий уро­вень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культу­ры. Современный труд все более наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддер­живаемой извне (начальник, мастер, контролер продук­ции), сколько самодисциплины и самоконтроля. Главным контролером при этом выступает совесть, личная ответст­венность и другие моральные качества.

Включаясь в ту или иную практическую экономическую деятельность, используйте экономические знания и нормы экономической культуры для правильного выбора и принятия решения, оптимального для успеха вашего дела. Расширяйте свой экономический кругозор, следите за 2 происходящими в обществе социально-экономически­ми изменениями, что поможет вам реализовать свои обя­занности и как гражданина. Как избиратель вы, участвуя в выборах, сможете влиять на экономическую политику государства.

4. Домашнее задание § 13