Объяснение принципов выделения. Принципы толкования правовых норм
Укрепление законности и правопорядка, защита прав граждан, интересов общества и государства требуют точного и правильного применения норм , что невозможно без понимания социально-политической обстановки, условий, вызвавших его издание, смысла закона, без уяснения его целей.
Сущность толкования уголовного закона состоит в уяснении содержания закона в целях его применения в точном соответствии с волей законодателя.
Под понимается определение его содержания, выявление его смысла, объяснение терминов, употребленных законодателем.
Толкование обеспечивает единообразное применение уголовно-правовых норм, способствует устранению недостатков в уголовном законе.
Толкование уголовного закона подразделяется на виды в зависимости от субъекта толкования, от способов и объема толкования.
В зависимости от того, какой орган осуществляет толкование закона, оно различается по субъекту, что определяет и степень его обязательности. По субъектам толкование подразделяется на:
1. Аутентическое толкование - это разъяснение смысла закона, исходящее от органа, принявшего его. Таким правом обладает только Федеральное Собрание РФ. Даваемое им толкование имеет общеобязательную силу для всех органов государства и граждан.
2. Легальное толкование характеризуется тем, что разъяснение закона дается органом государственной власти, уполномоченным на то законом. В настоящее время таким органом является Государственная Дума РФ. В случае толкования уголовного закона Государственной Думой легальное толкование совпадает по существу с аутентичным толкованием, которое является одной из форм легального толкования. Принимаемые Государственной Думой решения по толкованию норм уголовного закона по существу означают принятие равного по силе с уголовным законом нового закона.
Легальное толкование является обязательным для всех органов и лиц, применяющих уголовный закон, в отношении которого было дано соответствующее разъяснение.
3. Судебное толкование дается любым судебным органом при применении уголовного закона в процессе рассмотрения конкретных уголовных дел. К данному виду толкования относятся и руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Толкование уголовно-правовых норм при рассмотрении конкретного уголовного дела и для конкретного случая судебным органом называется казуальным толкованием.
Все вышеперечисленные виды толкований относятся к так называемому официальному толкованию.
К неофициальным видам толкования относятся: научное (доктринальное), профессиональное, обыденное.
1. Научным (доктринальным) является толкование, которое осуществляется научными работниками, высококвалифицированными юристами в учебниках по уголовному праву, комментариях к закону, научных статьях и монографиях. Такое толкование хотя и не имеет обязательной силы, но оно способствует правильному пониманию закона, а также его применению.
2. Профессиональное толкование — это толкование, даваемое юристами по различным вопросам применения уголовно-правовых норм. Такое толкование не только не имеет обязательной силы, но и не влечет никаких юридических последствий. Такое толкование по существу помогает уяснить смысл, вложенный в уголовно-правовую норму.
3. Обыденное толкование — это толкование, осуществляемое на бытовом уровне любым непрофессиональным участником правоотношений.
По способам (приемам) толкование бывает грамматическим, систематическим и историческим.
1. Грамматическое толкование заключается в уяснении содержания закона путем правильного понимания терминов и понятий с грамматической, синтаксической и этимологической (значения и смысла отдельных терминов, слов и понятий, употребляемых в норме закона)сторон.
2. Систематическое толкование состоит в уяснении смысла той или иной правовой нормы путем сопоставления ее с другими уголовно-правовыми нормами, а также в установлении ее места в обшей системе действующего уголовного законодательства, отграничения от других, близких по содержанию законов.
3. Историческим является толкование, которое сводится к выяснению обстоятельств и причин, обусловивших принятие уголовного закона, а также задач, стоящих перед ним в процессе его применения, сопоставление действующих уголовно-правовых норм с их предшествовавшими аналогами.
По объему, который зависит от круга деяний, на которые распространяется действие уголовного закона, толкование делится на: ограничительное, распространительное и буквальное.
1. Ограничительным является толкование, при котором содержанию закона придается более узкий смысл, чем это охватывается буквальным текстом этого закона.
2. Распространительным (расширительным) признается толкование, вследствие которого закону придается более широкий смысл, нежели это буквально определено непосредственно в его тексте.
3. Буквальным толкованием является истолкование и уяснение смысла содержания закона в точном соответствии его с текстом. Данный вид толкования является наиболее распространенным на практике.
Виды толкования уголовного закона
Под толкованием уголовного закона понимается уяснение и разъяснение содержания уголовно-правовых норм, основанное на использовании определенных приемов (способов). Оно необходимо как для граждан, которым изначально адресован , так и для представителей власти, наделенных правом применять его. Как показывает опыт, даже в тех случаях, когда то или иное положение уголовного закона (УК) на первый взгляд выглядит вполне ясно и понятно, в связи с возникшей практической ситуацией требуется углубленный анализ, чтобы правильно применить уголовный закон. Целевое назначение толкования двояко: с одной стороны, оно состоит в уяснении смысла норм уголовного закона, а с другой — разъяснении его для других лиц (правоприменителей, граждан).
Различают толкование:
- по субъекту;
- по приемам (способам);
- по объему.
В зависимости от субъекта, который интерпретирует закон, гол- кование бывает легальным, судебным и доктринальным (научным). Легальным (или аутентичным) именуют толкование, которое исходит непосредственно от законодателя. В качестве примера обычно приводятся примечания к статьям УК, содержащие определения, разъяснения тех или иных терминов. Таковы, например, примечание к ст. 139, разъясняющее понятие «жилище», примечание к ст. 285, определяющее понятие «должностное лицо».
Однако такого рода включенные непосредственно в УК положения с большой натяжкой можно отнести к легальному толкованию. Скорее, они составляют внутренний компонент уголовного закона. Что же касается легального толкования норм закона, то следует иметь в виду позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 17 ноября 1997 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности постановлений Государственной Думы Федератьного Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 года № 1090-1 ГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 года № 682-И ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации"»: законодатель должен стремиться к четкому и однозначному изложению смысла закона непосредственно в нем самом, а не прибегать к толкованию действующего закона путем издания новых нормативных правовых актов.
Согласно Конституции РФ трактовать содержание и смысл нормативных предписаний с позиции их соответствия нормам Конституции полномочен Конституционный Суд РФ. В этой связи иногда в литературе такое толкование относится к легальному виду. Однако, скорее, оно являет собой другой вид толкования — судебное, а давать подлинно легальное (аутентичное) толкование уголовного закона в российском уголовном праве не принято.
Судебное толкование представляет собой интерпретацию положений закона непосредственно судом, уполномоченным осуществлять правосудие по уголовным делам. Можно выделить три разновидности судебного толкования: а) толкование, даваемое Конституционным Судом РФ, которое обязательно для всех государственных органов, организаций и физических лиц; б) толкование уголовного закона применительно к обстоятельствам конкретного уголовного дела рассматривающим его судом (первой, кассационной, апелляционной, надзорной инстанций); в) толкование, производимое Верховным Судом РФ по вопросам применения норм, институтов и иных положений УК в соответствии со ст. 126 Конституции РФ.
Наглядный пример толкования уголовного закона Конституционным Судом РФ содержит постановление от 20 апреля 2006 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и ряда других федеральных законов, касающихся порядка приведения судебных решений в соответствие с новым уголовным законом, устраняющим или смягчающим ответственность за преступление, в связи с жалобами граждан А. К. Айжанова, Ю.Н. Александрова и других».
Толкование уголовного закона, которое суд осуществляет при рассмотрении конкретного уголовного дела, призвано обеспечить правильное применение его норм к конкретному случаю. Поэтому оно имеет значение в основном в связи с вынесением приговора и его именуют казуальным (от слова «казус» — случай).
Гораздо большую практическую значимость имеет толкование, даваемое Пленумом Верховного Суда РФ в его постановлениях в виде разъяснений по применению отдельных статей, институтов и иных положений УК. Эти разъяснения основаны на обобщении судебной практики и адресованы судам и другим правоприменительным органам с учетом анализа допускаемых ими ошибок. Согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ вправе давать судам «разъяснения по вопросам судебной практики», однако обязательность этих разъяснений не установлена.
Высказано мнение, что решения Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам или сформулированные в постановлениях его Пленума, фактически играют роль прецедента. Разумеется, речь идет не о прецеденте в его классическом понимании (как судебном решении вышестоящей инстанции, обязательном для всех нижестоящих судов), а о некоем его подобии: российский суд не вправе (а тем более не обязан) при рассмотрении конкретного уголовного дела ссылаться на решение Верховного Суда РФ, содержащее толкование конкретной уголовно-правовой нормы. Однако, вис всякого сомнения, зная о таком толковании, судья может и должен «держать его в уме», желая точно уяснить смысл подлежащей применению уголовно-правовой нормы. С учетом значимости судебного толкования высшей судебной инстанции «было бы неплохо, если бы в будущем судьи смогли официально ссылаться в приговоре на решения Верховного Суда РФ именно как на прецедент толкования применяемой ими уголовно-правовой нормы, разумеется, после ссылки на саму правовую норму».
Доктринальное (научное) толкование представляет собой интерпретацию содержания уголовного закона специалистами в области юриспруденции — научными работниками. Как правило, оно не является официальным и содержится в учебной, научной литературе, а также в комментариях к УК.
В зависимости от способа толкования различают следующие его виды: грамматическое, логическое, историческое, систематическое. Фактически в процессе уяснения содержания (смысла) уголовного закона они применяются в системе.
Грамматическое толкование основано на уяснении смысла норм уголовного закона с учетом правил грамматики и синтаксиса — значении отдельных слов, терминов, приемов построения текста, использовании знаков препинания и др. Ярким примером грамматического толкования является фраза «казнить нельзя помиловать», так как в зависимости от места запятой в ней в корне меняется ее смысл. Этот вид толкования чаше всего применяется при анализе текста закона, он используется как бы автоматически сразу при его прочтении, однако иногда в нем имеется особая потребность (например, при необходимости уточнить значение нового термина, взаимосвязь между словами). В этом случае для уяснения содержания нормы закона могут привлекаться специалисты в области лингвистики.
Логическим именуется толкование, которое основано на законах формальной логики. Нередко без использования этого способа толкования текстуальный (буквальный) смысл закона выглядит довольно абсурдно. Так, нередко в статьях УК употребляется выражение «в целях», хотя на самом деле речь идет о единственной преступной цели (например, ст. 127", 281, 309). Логика подсказывает, что тут допущен очевидный грамматический просчет, и нелепо искать какой-то особый смысл в этой фразе: кроме одной, названной в статье, другая цель как признак преступления исключается.
При систематическом толковании уголовно-правовая норма сопоставляется с другими нормами Общей или Особенной части УК, а также с нормами других отраслей права. Особенно это важно для уяснения смысла статей уголовного закона, имеющих бланкетные или отсылочные диспозиции. Подлинное содержание уголовно-пра- вовой нормы нередко можно выявить лишь в сопоставлении с нормами других статей Кодекса (при отсылочной диспозиции) либо положениями нормативных правовых актов иной отраслевой принадлежности (при бланкетной диспозиции). Например, ст. 171 «Незаконное предпринимательство» полностью основана на положениях федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и без их использования содержание уголовно-правового запрета правильно понять невозможно.
Зачастую грамматический, логический и систематический способы толкования применяются в совокупности. Именно так поступил Конституционный Суд РФ по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 10 УК и ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» применительно к уяснению смысла термина «пределы наказания», указав в Постановлении от 20 апреля 2006 г. № 4-П, что в данном случае имеется в виду как верхний, так и нижний предел наказания, установленные в санкции статьи Особенной части УК, а не один (нижний) предел. В результате возможность применения правила об обратной силе уголовного закона на практике существенно расширилась.
Историческим именуют толкование, при котором статья закона (уголовно-правовая норма) анализируется в ретроспективном аспекте, т.е. с учетом социальной обстановки ее принятия, определившей непосредственную цель, поставленную перед ней, положений ранее действовавшего (отмененного) законодательства, предусматривавшего соответствующее нормативное положение. Так, изначально установление уголовной ответственности за хищение чужого имущества «с проникновением в жилище» (ст. 89, 144 УК РСФСР 1960 г.) было вызвано стремлением усилить уголовно-правовую борьбу с квартирными кражами. Поэтому придание более широкого значения термину «жилище» путем отнесения к нему не используемых для проживания людей надворных построек, погребов, амбаров, гаражей и других помещений, обособленных от жилых построек, в историческом контексте есть отступление от изначального смысла уголовного закона.
По объему толкование принято делить на буквальное, ограничительное, расширительное . Первое из них представляет собой истолкование смысла уголовного закона в точном соответствии с его буквой, не отступая от общепринятого понимания использованных в нем терминов и понятий. В принципе, учитывая репрессивную сущность уголовного права, нормы уголовного закона, как правило, должны толковаться именно буквально.
Два других приема (способа) толкования могут применяться тогда, когда законодатель вложил в уголовно-правовую норму более широкий или, наоборот, более узкий смысл, чем это вытекает непосредственно из текста уголовного закона. В этой связи следует отметить, что приемлемость расширительного (распространительного) толкования уголовного закона вызывает серьезные сомнения, так как необоснованно расширяет рамки уголовно-правовой репрессии. Если буквальное и ограничительное толкование уголовного закона необходимы для интерпретации уголовно-правовых норм, то расширительное толкование, исходя из сути уголовного права, ему не должно быть свойственно. Так, римские юристы выработали правило «уголовный закон не должен толковаться расширительно». В уголовном законодательстве некоторых зарубежных стран это положение возведено в ранг нормы закона (например, ст. 111-4 УК Франции, ст. 4 УК Испании). И в этом заключен глубокий смысл: пределы применения уголовной репрессии не должны расширяться за счет интерпретации положений закона судом, прокурором, следователем; лишь законодатель полномочен придать закону более широкий, чем прежде, смысл, изменив его текстуально. Поэтому расширительное толкование уголовного закона может использоваться только при условии, что с его помощью не расширяются, а сужаются пределы уголовной репрессии (улучшается положение лица, привлекаемого к уголовной ответственности).
1)Как изменяются температура воздуха и атмосферное давление с высотой местности над уровнем моря?
Температура воздуха и давления с высотой падают.
2)Как изменяется последовательность зон при поднятии в горы: так же, как при движении по равнине - с севера на юг - или с юга на север?
Последовательность зон при поднятии в горы изменяется так же, как при движении по равнине с юга на север.
Вопросы в параграфе
*Определите, в каких горах России наиболее полно представлены высотные пояса, объясните это.
Наиболее полно представлены пояса в горах Кавказа, это объясняется их южным положением.
* Что такое высотная поясность?
Высотная поясность, высотная зональность - закономерная смена природных условий, природных зон и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над уровнем моря)Как вы думаете, высотная поясность - это отклонение от нормы или подтверждение закона широтной зональности?
Вопросы в конце параграфа
1. Почему смена природных условий в горах происходит по вертикали и проявляется более резко, чем па равнинах?
Смена природных зон в горах происходит более резко, чем на равнинах, поскольку быстрее изменяются природные условия.
2. Какие высотные зоны преобладают в горах России? С какими районами мира их можно сравнивать?
В горах России преобладают таежные, тундровые зоны и зоны арктических пустынь. Их можно сравнить северными районами Евразии и Северной Америки.
3. От чего зависит набор высотных поясов?
Набор высотных поясов зависит от географического положения гор.
4. Если бы на севере Русской равнины располагались горы выше Кавказа, были бы они богаче по количеству высотных поясов?
Высокие горы на севере Русской равнине не были бы богаче по набору поясов Кавказа.
5. Как влияют горы на жизнь и здоровье человека?
С высотой гор меняются отдельные компоненты природы и весь природный комплекс. При подъеме вверх температура воздуха снижается, количество осадков увеличивается (особенно на наветренных склонах гор), изменяется влажность воздуха. Все это сказывается на особенностях почвенного покрова и органического мира. По сравнению с равнинами в горах свои «календари природы» - сроки развития растений, как культурных, так и дикорастущих. Жизнь в горах подчиняется ходу природных процессов. Иной здесь и быт людей, их одежда, традиционные занятия.
«Пресс» природы в высокогорьях, то есть на самых высоких горных «этажах», чувствуют все: и постоянные жители, и наблюдатели на метеостанциях, и рабочие рудников, и альпинисты. Здесь холоднее, ниже давление атмосферы, меньше кислорода, больше ультрафиолетовых лучей. Специфику климата поднебесий ощущают даже машины: с высотой меняется температура кипения воды, пропорции горючей смеси в моторах, свойства смазочных масел.
ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
1. Докажите, что природная зона - это природный комплекс.
И природные зоны и природные комплексы обладают единством природных компонентов. При смене природных условий сменяются как природные комплексы, так и природные зоны.
2. Кто из русских ученых был основоположником учения о природных зонах?
Василий Васильевич Докучаев
3. Назовите все природные зоны России. Докажите, что они размещаются закономерно.
На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь. очти все зоны нашей страны тянутся на тысячи километров с запада на восток, и тем не менее они на всем своем протяжении сохраняют существенные общие черты, обусловленные господствующими климатическими условиями, степенью увлажнения, типами почв, характером растительного покрова. Сходство прослеживается также в поверхностных водах и современных рельефообразующих процессах.
4. Назовите безлесные зоны нашей страны. Где они расположены? В чем их сходство и в чем различие?
Безлесные зоны – арктические пустыни, тундра, степи, пустыни и полупустыни. Арктические пустыни и тундра расположены в арктическом и субарктическом поясах, в северных районах. Степная зона, пустыни и полупустыни расположены в южных районах. Их сходство – отсутствие древесной растительности. Отличия заключаются в том, что причина безлесности в северных районах – суровый климат, в южных – недостаточное увлажнение.
5. Какая природная зона нашей страны занимает наибольшую территорию? Найдите в ее пределах неодинаковые по условиям природы районы и подумайте, чем это объясняется.
Зона тайги - самая большая по площади природная зона России. В разных районах обширной таежной зоны неодинаковы многие природные условия - общая суровость климата, степень увлажнения, горный или равнинный рельеф, количество солнечных дней, разнообразие почв. Поэтому различны и образующие тайгу хвойные деревья, что, в свою очередь, изменяет и внешний облик тайги в тех или иных районах. Темнохвойные елово-пихтовые леса преобладают в европейской части зоны и в Западной Сибири, где к ним присоединяются кедровники. Большая же часть Средней и Восточной Сибири покрыта лиственничными лесами. Повсюду на песчаных и щебнистых почвах произрастают сосновые леса. Совсем особый характер у лесов дальневосточного Приморья, где на хребте Сихотэ-Алинь к обычным хвойным - елям и пихтам - присоединяются такие южные виды, как амурский бархат, пробковый дуб и др.
Наибольшей продуктивностью обладает зона смешанных и широколиственных лесов. Она обладает плодородными почвами, достаточным увлажнением, богатым растительным и животным миром.
8. Определите, о какой природной зоне идет речь, если в ней растут:
А)карликовая береза, кедровый стланик, ягель;
Б)лиственница, кедр, береза, осина, ольха. Назовите характерные для обеих зон почвы и типичных животных.
А)тундра. Животные – северный олень, песец, казарка, гусь.
Б)смешанные леса. Животные – лось, косули, зайцы, лисицы, барсуки, рыси, тетерев, куропатки.
9. Назовите оптимальные природные условия, необходимые для успешного занятия сельским хозяйством. В какой из известных вам природных зон есть такие условия?
Благоприятный тепловой режим, достаточное увлажнение, плодородные почвы. Тепловой режим зоны смешанных и широколиственных лесов и степень ее увлажненности благоприятны для сельского хозяйства. Дерново-подзолистые и серые лесные почвы отличаются большим плодородием.
11. Практическая работа № 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. Сравните картосхему (рис. 81) с физической и климатической картами России в атласе.
С какими природными рубежами совпадают границы природных районов?
Границы природных районов совпадают с границами крупных форм рельефа.
Влияют ли климатические показатели на проведение границ?
Климатические показатели так же оказывают влияние на проведение границ.
Сделайте вывод о том, какие компоненты природы являются главными при районировании территории.
Главными компонентами природы при районировании территории являются рельеф и климат.
Задачи:
Сделать описание природы одной из природных зон нашей страны ;
Выявить, какими природными ресурсами богата данная зона;
Составить прогноз изменения природной среды при интенсивном использовании ресурсов данной природной зоны.
Задание 1. Составьте характеристику одной из природных зон (по вашему выбору), используя данный план:
Географическое положение, границы.
Рельеф.
Климат.
Внутренние воды.
Почва.
Растительный мир.
Животный мир.
Задание 2.
По картам атласа определите, какими природными ресурсами богата данная природная зона. К ресурсам природной зоны относят минеральные ресурсы, добываемые в ее пределах , лесные (наличие большого количества промышленно пригодного леса), водные (наличие крупных рек, пригодных для использования в хозяйственной деятельности человека), биологические (наличие промысловых рыб, пушного зверя и т.д.), рекреационные (используемые для оздоровления и отдыха человека – теплый климат (курорты), целебные источники и грязи (оздоровление), крупные реки, горы (создание спортивных баз, баз отдыха, горнолыжных трасс).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Составьте прогноз об изменении облика характеризуемой вами природной зоны, если ресурсы данной зоны начнут интенсивно использоваться человеком. Ответ обосновать. Предложите, каким образом можно использовать ресурсы природной зоны при наименьшем разрушительном воздействии на нее.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. По атласу Кемеровской области определите, какие природные зоны расположены на территории Кемеровской области. В пределах какой природной зоны располагается наш населенный пункт. Какими природными ресурсами она обеспечена? На основе собственных наблюдений опишите, как изменяется облик природной зоны под воздействием хозяйственной деятельности человека.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №13
Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение внутри них более мелких составных частей на основе ярких, специфичных черт географического положения, природы, природных ресурсов и условий их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов
Задачи:
Выявить принципы, на основании которых составлено природное районирование нашей страны;
Задание 1.
На основании дополнительной информации и материалов учебника выделите, какие региональные единицы приняты в физико-географическом районировании. Выпишите их определения. Приведите примеры наиболее крупных природных комплексов, выделенных на территории нашей страны.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Используя приведенный дополнительный материал, объясните, для каких целей используются знания о физико-географическом районировании страны.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Используя материал учебника, приведите примеры антропогенных ПТК. Какие антропогенные ПТК можно выделить вблизи нашего населенного пункта?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительный материал
Огромная протяженность России с севера на юг и с запада на восток обусловила большое разнообразие ее природы. При рассмотрении различных компонентов природы четко прослеживаются их пространственная неоднородность, взаимосвязи и взаимодействия между ними, следствием чего явилось обособление на территории России различных природных территориальных комплексов (ПТК). Поэтому для глубокого познания природы всей страны требуется изучение отдельных компонентов и их пространственных сочетаний, т. е. обязательное рассмотрение различных ПТК в сравнении .
Основные таксономические единицы. До настоящего времени сложным остается вопрос о таксономическом положении страны и зоны.
Зона в широком смысле представляет собой область преобладания ландшафтов одного типа (тундрового, лесного, лесостепного, пустынного и т. д.). Для того чтобы однотипные ландшафты сформировались на всем ее пространстве, зона должна обладать некоторыми общими чертами.
Основным объектом изучения в курсе физической географии России является физико-географическая страна - крупный природный территориальный комплекс, занимающий узловое положение на стыке планетарного и регионального уровней дифференциации географической оболочки. Страна является самым мелким ПТК из рассматриваемых в курсе физической географии материков и самым крупным ПТК, изучаемым в физической географии России. Физико-географическая страна - это обширная часть мате рика, соответствующая крупной тектонической структуре и достаточно единая в орографическом отношении , характеризую щаяся общностью макроциркуляционных процессов и своеобраз ной структурой географической зональности (набором природных зон или спектром высотных поясов). Примерами физико-географических стран можно считать страны Балтийского кристаллического щита, Восточно-Европейской равнины; Крымско-Кавказская горная страна, страна Западно-Сибирской низменности, Саяно-Алтайская горная страна, Среднесибирская плоско-возвышенная страна, Кольско-Охотская горно-низменная страна, Корякско-Камчатская горная страна.
Все страны объединяются в две группы: горные и равнинные, но некоторые из них не могут быть отнесены ни к той , ни к другой группе (Северо-Восток, Амурско-Сахалинская), так как включают наряду с горами и крупные равнинные участки.
Следующей таксономической единицей является провинция - часть зоны или горной области, характеризующаяся общно стью рельефа и геологического строения, а также биоклима тическими особенностями. Обычно провинция территориально совпадает с крупной орографической единицей - возвышенностью, низменностью, группой хребтов или крупной межгорной котловиной. Примерами провинций являются Окско-Донская, Бугульмино-Белебеевская, Чулымо-Енисейская, Путорана, Центральный Алтай, Момско-Селенняхская и т.д. Горные провинции отличаются от соседних типом структуры высотной поясности.
При районировании в среднем и крупном масштабе, которое производится уже не для всей территории, а для отдельных частей России, выделяют более мелкие единицы регионального уровня - районы. В некоторых схемах районирования эти единицы называются округами, в других округ выделяется как ПТК более высокого ранга, чем район. Физико-географический (ландшафтный) район
- сравни
тельно крупная геоморфологически обособленная
часть провинции, в пределах которой сохраняется целостность и специфи
ка ландшафтной структуры.
Каждый район отличается определенным сочетанием форм мезорельефа с характерными для них микроклиматами, почвенными разностями и растительными сообществами. Район - низшая единица регионального уровня дифференциации географической оболочки.
Прикладное значение работ по физико-географическому
районированию
заключается в том, что отдельные природные комплексы отличаются друг от друга своеобразием природных условий и естественных ресурсов, знание которых позволяет наметить пути их оптимального использования, обеспечивающего сохранение экологического равновесия. Этим целям служат и схемы прикладного районирования для сельского хозяйства, градостроительства, районной планировки, организации отдыха населения и т. д. Территориальные различия природы учитывались при определении очередности освоения территорий и установлении поясных коэффициентов заработной платы , при определении дифференцированных заготовительных цен на сельхозпродукты и зональных норм выработки сельскохозяйственных машин, для проведения профилактических медицинских мероприятий (например, противоэнцефалитных прививок) и определения районов различной категории сложности по условиям транспортного строительства и т. д.
Практическая работа №14
№ | Дата проведения | Название практической работы |
№1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран. | ||
№2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ. | ||
№3: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. | ||
№4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение. | ||
№5: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) (табл., ЛОК) | ||
№6: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. | ||
№7: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. | ||
№8: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования. | ||
№9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности. (табл., тетр.) | ||
№10: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. | ||
№11. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. | ||
№ 12. Сравнительная характеристика двух природных зон России. | ||
№ 13: Оценка природных условий и ресурсов из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хоз. Деятельности человека. | ||
№14: Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов. | ||
№ 15: Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. | ||
16-17 | №16: Составление карты «Природные уникумы России». №17: Характеристика экологического состояния одного из регионов России. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации - карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
Основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
· учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
· наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
· решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
· проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ п\п | Тема урока | Дидактическая единица стандарта. | Дата по плану | Дата по факту. |
Что изучает география России. Источники географических знаний. | ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (ФКГОС). | |||
Особенности физико-географического положения России. Сухопутные и морские границы России. №1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран. | Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации (ФКГОС). Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны (ФКГОС). | |||
Россия на карте часовых поясов. Этапы и методы географического изучения территории. №2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ. | Часовые пояса (ФКГОС). | |||
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. | ||||
Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы. | ||||
Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. | ||||
Как и почему изменяется рельеф России. | ||||
Стихийные природные явления в литосфере. | Стихийные природные явления (ФКГОС) в литосфере. | |||
Человек и литосфера. №3: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. | ||||
Рельеф и полезные ископаемые Оренбургской области. | Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа (ФКГОС). | |||
Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация. №4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение. | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота (ФКГОС). | |||
Циркуляция ВМ. Циклоны. Антициклоны. | ||||
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. | ||||
Сезонность климата. | ||||
Типы климатов России. | ||||
Комфортность (дискомфортность) климатических условий. | Климат и хозяйственная деятельность людей (ФКГОС). | |||
Климат и человек. Особенности климата Оренбургской области. №5: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) (табл., ЛОК) | ||||
Разнообразие внутренних вод России. Реки. | ||||
Реки. №6: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. | ||||
Озера и болота. | ||||
Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | Многолетняя мерзлота (ФКГОС). | |||
Водные ресурсы и человек. №7: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. | Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны (ФКГОС). | |||
Внутренние воды Оренбургской области. №8: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования. | ||||
Почва – особое природное тело. | Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв (ФКГОС). | |||
Образование почв и их разнообразие. | ||||
Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. №9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности. (табл., тетр.) | ||||
Почвенные ресурсы России. Типы почв Оренбургской области. | ||||
Растительный мир и животный мир России. №10: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. | Растительный мир и животный мир России (ФКГОС). | |||
Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира. | ||||
Природные зоны.Природно-хозяйственные зоны России. | Природные зоны (ФКГОС). | |||
Арктические пустыни, тундра, лесотундра | ||||
Разнообразие лесов России. | ||||
Растительный и животный мир Оренбургской области. | ||||
Лесостепи, степи и полупустыни. | ||||
Лесостепь и степь Оренбуржья | Природные зоны (ФКГОС). | |||
Особо охраняемые природные территории. | Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека кразнообразным климатическим условиям. Особо охраняемые природные территории (ФКГОС). | |||
Обобщающий урок |
1.3.3. Способы построения и подтверждения научных теорий
Требования к теории:
Существует ряд требований к научным теориям, которые определяют степень их научности. Среди таких требований можно указать:
определение и четкое указание диапазона объясняемых те орией предметов и явлений - предметную отнесенность теории;
четкую формулировку объяснительных принципов теории;
«объяснительную силу» теории - диапазон объясняемых предметов и явлений, а также диапазон предсказываемых и эмпирически подтверждаемых следствий (прогнозов), логически выводимых из теории.
Какие существуют различия между научными теориями ?
Существует ряд оснований, в соответствии с которыми можно выделять различные способы построения современных научных теорий.
Различают теории: а) аксиоматические: строятся на системе необходимых и достаточных аксиом, которые недоказуемы в рамках теории. Так строятся логико-математические теории (например, вспомните постулаты Эвклида, на которые опирается классическая геометрия); б) гипотети- ко-дедуктивные: строятся на предположениях, выдвигаемых с целью объяснения определенного множества эмпирических фактов. Так строится большинство современных естественно-научных теорий.
Отдельно следует остановиться на объяснениях (теориях), которые используются в математике и математической логике. Такие объяснения по способу построения относят к аксиоматическому типу. Среди основных характеристик математических объяснений и математических теорий чаще всего указываются следующие особенности.
В качестве предметной отнесенности в математических те ориях исходно выступают количественные характеристи ки различных свойств и отношений при абстрагировании от материальных (вещественных) характеристик объектов и явлений.
Для получения таких количественных характеристик не обходимо вводятся конвенциональные эталоны - едини цы измерения.
В последующем путем абстрагирования от всевозможных эталонов и способов измерения собственно математиче ские объекты (предметы) задаются логически и все их
свойства потенциально содержатся в определении (выводимы из него). Исходя из аксиом, строится все здание науки.
Специфика математического мышления во многом опре деляется тем, что оно оперирует не моделями реального мира, а моделями (схемами) количественных отношений и зависимостей, абстрагированных из явлений, объектов в форме предметов и разнообразных моделей (оперирование моделями моделей).
Математические модели могут предметно относиться (ин терпретироваться) на любые объекты и явления при усло вии сохранения заданных количественных отношений и зависимостей между предметами, процессами и их свойст вами.
Развитие математических средств познания, способов объяс нения и их результаты (математические знания) совпадают с развитием «математических объектов» (Берулава, 1993; Руза- вин, 1978).
Достаточно часто современные научные теории различают по степени обобщения:
теории «нижнего уровня» - основу образуют эмпириче ские обобщения, в которых понятия имеют непосредст венную, опытно данную предметную отнесенность;
теории «среднего уровня» - основу образуют понятия, ко торые: а) фиксируют гипотетические характеристики или модели определенного диапазона предметов и явлений;
б) требуют эмпирической верификации - подтверждения следствий, вытекающих из гипотез и предположений, в специально организованных эмпирических исследовани ях;
Теории «верхнего уровня» - основу образуют понятия, ко торые: а) фиксируют гипотетические характеристики предметов и явлений; б) имеют максимальную степень обобщенности, составляют структуру научных категорий;
в) определяют научные представления в образе мира уче ного.
На какие способы построения научных теорий опираются ученые ?
Условно можно выделить четыре основных типа гипоте- пгико-дедуктивного построения теоретических объяснений
(Рузавин, 1978; Ильясов, 1986):
атрибутивные - объяснения одного свойства объекта че рез другое свойство этого же объекта (анализ путем выде ления свойств);
составно-структурные - объяснения предметов и явле ний путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на состав ляющие - анализ путем выделения элементов, компонен тов, состава);
функциональные - объяснения какого-либо предмета или явления через его роль, функцию в более сложной системе предметов или объектов (анализ путем выделения связей и взаимных влияний, вызывающих изменения и преобразо вания предметов и явлений);
генетические - объяснения, основывающиеся на выделе нии исходной «единицы-клеточки» - единицы анализа, потенциально содержащей все основные исходные свой ства, которые определяют последующее развитие-услож нение явления (анализ «путем выделения исходных еди ниц» с последующим выявлением законов и условий их развития).
Каждый из указанных типов объяснений можно представить в операциональной форме, которая обобщенно отражает их способ построения.
Атрибутивные объяснения предполагают:
выделение эмпирических или гипотетических признаков и свойств объекта, предмета, явления;
последующее установление эмпирических или гипотети ческих связей между выделенными признаками и свойст вами, которые позволяют объяснить и предсказать появле-
ние одних свойств через связи с другими свойствами одного и того же объекта, предмета, явления.
Такие объяснения достаточно часто представляют собой простые эмпирические зависимости, а также на теоретическом уровне могут образовывать «логический круг в объяснениях».
Составно-структурные объяснения предполагают:
эмпирическое или гипотетическое разделение предмета, определенные особенности которого подлежат объясне нию, на составляющие части, элементы, компоненты;
установление свойств и признаков составляющих предмет частей, элементов, компонентов;
эмпирическое или гипотетическое установление отноше ний и связей между выделенными частями, элементами, компонентами;
объяснение определенных свойств предмета путем их вы ведения в качестве следствий из ранее установленных осо бенностей состава и структуры предмета.
Функциональные объяснения предполагают:
установление эмпирических или гипотетических связей предмета или явления, определенные особенности кото рого подлежат объяснению, с другими предметами, явле ниями или объектами;
установление взаимных воздействий и влияний выделен ных предметов, объектов, явлений друг на друга;
объяснение определенных особенностей предметов, объектов и явлений через их место, роль и функцию во внешней, объемлющей их системе, в которую они входят как компоненты.
Механические причинно-следственные связи являются частным случаем таких объяснений. В таких объяснениях обычно указывается функциональная причинная связь между двумя взаимодействующими явлениями.
Генетические объяснения предполагают:
объяснение процесса возникновения, формирования и раз вития каких либо объектов, предметов, явлений. Несмотря на то что процессы развития интуитивно выделяются обыч но без особого труда, теоретически определить их достаточ но сложно;
ответы на вопросы, почему и как происходит развитие - направленное усложняющееся изменение структуры и функций объекта, предмета или явления.
При этом существуют разные способы построения таких объяснений. Один из вариантов построения генетического способа объяснения представлен ниже. Так, например, часто строятся объяснения формирования и развития различных психических свойств и способностей.
Сначала эмпирически устанавливаются качественно раз личающиеся этапы, стадии, периоды, уровни какого-либо процесса.
Вслед за этим гипотетически предполагается единое осно вание (причина), которая лежит в основе установленных качественных различий этапов, стадий и т. д. Таким осно ванием может быть достаточно сложное гипотетическое структурно-функциональное образование. Соответствен но объяснение может строиться путем установления зако нов, в соответствии с которыми объясняется:
усложнение или развитие с течением времени внут ренней структуры данного явления;
изменение с течением времени или усложнение функ циональных связей явления: а) с внешними фактора ми, б) между структурными элементами явления.
Таким образом, объясняется структурно-функциональное усложнение - развитие - явления с течением времени.
Примерами генетических объяснений являются: теория эволюции Ч. Дарвина, теория эволюционного развития психики А. Н. Леонтьева, теория развития интеллекта Ж. Пиаже, теория формирования и развития высших психических функций человека Л. С. Выготского, теория формирования
умственных действий человека П. Я. Гальперина (изложение объяснительных принципов различных теорий представлено в части 2 пособия). Перечисление современных научно-психологических теорий, в основу которых положены генетические основания, может быть продолжено.
Заметим, что генетические объяснения в психологии имеют наибольшую объяснительную силу, т. к. психические явления существуют в формах постоянно воспроизводимых и совершенствующихся процессов.
Что выступает критериями относительной истинности научных теорий ?
Вопрос об истинности знаний, получаемых в научных исследованиях, один из центральных для методологии науки. В истории науки выдвигались различные критерии для отнесения определенных знаний к категории «научных» или «ненаучных». При этом «научность» эмпирически регистрируемых данных не вызывает у ученых особых противоречий, если такие данные потенциально воспроизводимы в определенных экспериментальных или «приборных» ситуациях. Противоречия между учеными чаще всего возникают при объяснении одних и тех же фактов с разных теоретических позиций. Поэтому установление истинности, обоснованность научных теорий является постоянной и неизбежной методологической проблемой. История развития методологии науки показала, что обсуждение этой проблемы может быть плодотворным, когда речь идет об установлении относительной, а не абсолютной истинности теорий. Для установления относительной научной достоверности (относительной истинности) теоретических объяснительных принципов в качестве критериев принимались следующие процедуры.
Принцип верификации (Огюст Конт): теория считается относительно истинной, если ее положения и предсказания подтверждаются, согласуются с фактами.
Последующее развитие научного знания и накопление научных теорий, которые альтернативно объясняли одни и те же факты и явления, показало, что этот принцип недостаточно надежен. Альтернативный принцип был выдвинут Карлом Поппером.
Принцип фальсификации: научным признается только такое теоретическое знание, которое потенциально может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. При этом следует считать, что для опровержения теории достаточно одного опровергающего факта. Научной не признается теория, содержание которой невозможно эмпирически проверить.
О причинах, лежащих в основе различных явлений, воз можно выдвижение бесконечного числа объяснительных гипотез.
Ученый заранее не знает, какие объяснительные гипотезы верны, а какие ошибочны.
Проблема разрешается путем эмпирического исключения (опровержения) гипотез.
В последующем принцип фальсификации в различных методологических подходах формулировался более мягко. Так, развивая и обобщая идеи К. Поппера, И. Лакатос сформулировал методологию исследовательских программ:
1. Научное исследование реализуется в рамках исследовательской программы, которая включает:
ядро программы - совокупность основных теоретических принципов, принимаемых конвенционально;
совокупность методологических правил, которые ориен тируют исследователя в выборе проблем и путей их реше ния (позитивная эвристика);
совокупность правил, направленных на предохранение те оретических принципов от опровержения путем выдвиже ния вспомогательных гипотез (негативная эвристика).
Исследовательская программа находит свое осуществ ление в серии взаимосвязанных теорий разного уровня обобщенности, возникающих на основе исходных тео ретических принципов (ядра программы) по конвенци ональным правилам эвристики.
Теории, реализующие исследовательскую программу, могут обеспечивать:
«прогрессивный сдвиг» в решении проблем, когда каждая новая теория позволяет прогнозировать новые факты, су ществование которых подтверждается экспериментально;
«регрессивный сдвиг» в решении проблем, когда строится вспомогательная теория для объяснения фактов, опровер гающих исходную теорию. При этом вспомогательная тео рия, как правило, не позволяет предсказывать и прогнози ровать новые факты.
4. Фальсификация теории возможна только при появлении новой теории, а не на основе эмпирических опроверже ний.
В науке существуют другие, еще более мягкие позиции. Например, принцип «взаимного прояснения» (Лоренц, 1998): научная теория - это система тщательно проверенных гипотез, поддерживающих друг друга по принципу «взаимного прояснения». Гипотезы могут опровергаться только другими гипотезами, которым подчиняется большее число фактов, а не единичными не согласующимися с ней фактами.
Какова обобщенная логика смены научных теорий ?
С того момента, когда в область наблюдений и описаний (область эмпирических исследований) начинают включаться попытки объяснить явления через недоступные непосредственному наблюдению причинные основания - через внутренние структурно-функциональные или генетические особенности явлений, - можно говорить об элементах теоретического исследования. В основе процедуры теоретического объяснения эмпирических фактов и
зависимостей лежит введение гипотез (предполагаемых связей, отношений, абстрактных теоретических предметов - конструктов), выступающих в роли объяснительных оснований, принципов, объяснительных моделей. После этого эмпирические зависимости начинают пониматься (и представляться) через скрытые от непосредственного наблюдения «связи» за счет мыслительной конструкции (Щедровицкий, 1995). Таким образом, абстрактные теоретические объекты, которые конструируются для объяснения явлений в научном познании, характеризуются гипотетичностью, условностью допущений.
Введение абстрактных предметов в теорию характеризуется единством процессов абстрагирования и интерпретации. Процессы абстрагирования могут иметь много уровней. Возможно построение новых абстрактных предметов и моделей, относящихся не к реальным объектам, явлениям, а к уже имеющимся абстрактным предметам. Например, современные теории строения вещества основываются на моделях, фиксирующих структуру кристаллов, молекулярную структуру, структуру атомов, структуру образующих атомы частиц. Процессы интерпретации теоретических предметов могут осуществляться: а) путем прямого соотнесения с эмпирическими данными; б) путем соотнесения абстрактных предметов с другими абстрактными предметами, а через них - с эмпирическими данными. Рассуждения относительно абстрактных предметов в теории строятся как рассуждения о реальных свойствах явлений, но в заданном интервале абстракции - в диапазоне предметной отнесенности теории (см. выше).
По мере развития науки ее теории принимают все более абстрактный характер, что ведет к возрастанию роли знаков и символов, с опорой на которые создаются и фиксируются научные абстракции и теоретические предметы.
Появление нового теоретического предмета, конструкта, представления в сознании исследователя не может быть: а) формально-логически выведено из старой теории (имею-
щихся представлений), т. к. оно в них имплицитно не содержится; б) получено прямым формальным обобщением эмпирического материала. Новое теоретическое представление возникает в поисковой интеллектуальной деятельности в виде гипотезы (предположения) о сущности исследуемого предмета познания. Сущность выступает как «механизм», которым внутренне необходимо связаны стороны, отношения предметов или явлений. Сущность качественно выражается в мысленных представлениях гипотетического предметного содержания теории и выступает, таким образом, преимущественно своей мировоззренческой стороной. Количественно сущность может выражаться через законы, которые фиксируются формальным аппаратом, включающим логические и математические отношения. При этом формальный аппарат прежде всего играет роль инструмента предсказания и вычисления количественных аспектов тех или иных явлений.
В развитии теорий существует момент, когда формальный аппарат или способ объяснения начинают приводить к результатам, не согласующимся с опытом. Осмысление таких фактов в сфере предметного содержания теории ведет к «разложению» представления о сущности: новые эмпирически установленные факты оказываются несовместимыми с лежащим в основе теории понятием сущности. Дальнейшее движение познания становится невозможным в дискурсивной форме. Такое затруднение познания разрешается путем выдвижения гипотез: мысленного «конструирования» нового теоретического предмета. К новому теоретическому понятию о сущности предъявляется ряд требований. Оно должно: а) разрешать противоречия старой теории и б) обеспечивать в границах новой теории объяснение совокупности явлений и фактов, которые объяснялись и предсказывались старой теорией.
Таким образом, развитие науки заключается: а) в регистрации явлений и фактов с последующим установлением эмпирических и теоретических законов, которым явления и 30
факты подчиняются; б) в установлении диапазона применения таких законов путем распространения их действия на новые условия; в) в установлении диапазона условий, ограничивающих имеющиеся законы (Арсеньев, 1967).
Анализируя процессы развития направлений научных исследований в различных предметных областях, Т. Кун (1977) в книге «Структура научных революций» подчеркнул, что в основе смены организационных форм современного научного исследования и научной методологии лежат не столько процессы переосмысления теоретических представлений о мире и явлениях, сколько изменения в организации всей системы научного познания:
Эволюция научного знания протекает как формирова ние, конкуренция и смена парадигм.
Парадигма (образец, модель, пример) в науке - тип ор ганизации научного исследования, принятый опреде ленной группой авторитетных ученых за образец.
Парадигма определяется:
обобщенными целями исследований, которые формули руются по отношению к законам, закономерностям, фак там, которые должны быть установлены, исследованы и объяснены;
способами достижения таких целей, которые зависят от приоритетных гипотез и объяснений (теорий), методов по лучения эмпирических данных, изобретения новых средств (аппаратуры) и приемов обработки данных;
системой определенных требований к методам получения научных знаний и критериев для их обоснования и оценки.