Первый земский собор. Когда был собран первый Земский собор

Земский собор - это часть истории развития Российского общества, первые эволюционные шаги государственного аппарата в новое время, свидетельство изменений сословного строя. В XVI веке этот общественный институт только начинал формироваться и не имел ни четких задач, ни строго установленных полномочий. Даже порядок созыва и состав участников не были четко определены. Между тем, сам факт создания собора являлся большим шагом в развитии молодого Московского государства.

Первый представительский орган Российского царства

Земский собор был высшим сословно-представительским учреждением Русского царства в 16-17 вв., созданным для обсуждения административно-хозяйственных, политических и экономических вопросов. В нем были представлены (за исключением крепостных крестьян) все социальные слои населения. Само слово «собор» известно еще из древнерусских источников и обозначает «совет», «общий совет» или «совет всей земли».

Собор примирения

Первый Земский собор, по предложению митрополита Макария, созвал молодой царь Иван IV. Целью этого собрания было восстановление порядка в стране после периода правления бояр и восстания 1547 года в Москве. Собрание назвали «Собором примирения». Оно началось в феврале 1549 года. Участники его осудили распри среди русских людей и призвали народ простить друг другу «неправды» и обиды, причиненные в период боярского правления. Кроме того, были поддержаны реформы, проведенные «Избранной рабой».

Хронология

Далее на этих собраниях принимались важные политические решения. На Земском соборе в 1566 году постановили продолжать Ливонскую войну. Земский собор в 1584 г. утвердил на царстве Федора Ивановича, сына Ивана IV. Кроме того, на земских соборах были выбраны цари: Годунов в 1598, Шуйский в 1606, королевич Владислав в 1610, Михаил Федорович в 1613, а также Иван и Петр Алексеевичи в 1682 г. В 1645 году Земский собор признал династическое право Алексея Михайловича.

Состав собраний

Участниками Земских соборов были Боярская дума, представители высшего духовенства (Освященный собор), делегаты от сословий. Состав последних изменялся в зависимости от того, какой вопрос рассматривался. Самым большим и полным по составу стал Земский собор 1613 года. Кроме прочих, в число его участников попали представители дворцовых и черносошных крестьянских волостей. Всего количество «выборных людей» достигло 800 человек, которые представляли в общей сложности 58 городов страны. Изначально местом проведения Земских соборов была Красная площадь. Однако начиная с 1598 г., когда избирали на царство Бориса Годунова, заседания стали проводиться в разных дворцовых помещениях и патриарших палатах. При Романовых соборы созывали в царских комнатах.

Изменение полномочий

В «Смутное время» Земский собор управлял главными вопросами внешних отношений и внутренней политики державы. В семнадцатом веке соборы принимали решения о финансовых сборах («пятины»). В 1613-22 гг. Земские соборы заседали практически непрерывно. Но постепенное восстановление государственного аппарата и упрочнение внешнеполитического статуса Московского государства позволило царю Михаилу Федоровичу отказаться от Земских соборов, и десять лет их не созывали. В 1642 г. собор отказал в просьбе донских казаков помочь захваченному ими Азову. В 1653 г. Земский собор принял решение о присоединении к Российской державе Левобережной части Украины. В 1682 г. им было отменено местничество.

Последний Земский собор

Его созвали в 1682 году. Он был призван ратифицировать вечный мир с Речью Посполитой. Больше Земские соборы не созывались, что было естественным следствием реформ, проводимых Петром I и направленных на укрепление абсолютизма.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ - ин-сти-тут об-ще-го-су-дар-ст-вен-но-го со-слов-но-го пред-ста-ви-тель-ст-ва при мо-нар-хе с за-ко-но-со-ве-щательными функ-ция-ми в Русском государстве в середине XVI-XVII веках.

В пе-ри-од с 17(27).07.1610 года по 21.02(03.03).1613 года, в от-сут-ст-вие ле-ги-тим-но-го и об-ще-при-знан-но-го го-су-да-ря, - за-ко-но-дательный и выс-ший ис-пол-нительный ор-ган. Со-зы-ва-лись не-ре-гу-ляр-но, по ини-циа-ти-ве ца-ря, в отдельных слу-ча-ях - пат-ри-ар-ха и Бо-яр-ской ду-мы или со-сло-вий. За-се-да-ния Земских соборов про-хо-ди-ли в основном в Мо-с-ков-ском Крем-ле . Чис-ло Земских соборов (тра-ди-ци-он-но ис-сле-до-ва-те-ли на-счи-ты-ва-ют бо-лее 50), ха-рак-тер пред-ста-ви-тель-ст-ва, про-це-ду-ра вы-бо-ров де-пу-та-тов, со-став и круг раз-би-рав-ших-ся на них про-блем (за ис-клю-че-ни-ем ря-да важ-ней-ших во-про-сов внеш-ней и внутренней по-ли-ти-ки) ос-та-ют-ся в нау-ке дис-кус-си-он-ны-ми. В ис-точ-ни-ках име-но-ва-лись «со-бо-ра-ми», «со-ве-та-ми», «со-ве-та-ми всей зем-ли» (т. е. со-во-куп-но-сти пра-во-спо-соб-ных со-сло-вий и со-слов-ных групп), «зем-ски-ми со-ве-та-ми». Тер-мин «Зем-ский со-бор» введён в ис-то-рио-гра-фию в середине XIX века; в ча-ст-но-сти, он ис-поль-зо-вал-ся в по-ле-ми-ке К. С. Ак-са-ко-ва и С. М. Со-ловь-ё-ва.

Пред-по-сыл-ки для по-яв-ле-ния Земских соборов со-зда-ва-лись по ме-ре: фор-ми-ро-ва-ния еди-ной тер-ри-то-рии Русского государства в XV - первой половине XVI веков; скла-ды-ва-ния с конца XV века тра-ди-ции со-вме-ст-ных за-се-да-ний со-бо-ров цер-ков-ных (ре-гу-ляр-но со-би-ра-лись с середины XV века) с Бо-яр-ской ду-мой (ста-но-вив-шей-ся в XVI веке пред-ста-вительным ор-га-ном русской ари-сто-кра-тии); воз-ник-но-ве-ния прак-ти-ки со-ве-ща-ний мо-нар-ха со сво-им дво-ром и ря-до-вы-ми деть-ми бо-яр-ски-ми (октябрь 1445 года, май 1471 года и др.).

Ядром Земских соборов в по-дав-ляю-щем боль-шин-ст-ве слу-ча-ев яв-ля-лись чле-ны Ос-вя-щён-но-го со-бо-ра, Бо-яр-ской ду-мы и Го-су-да-ре-ва дво-ра (в представлениях XVI-XVII веков они пред-став-ля-ли «луч-шую» часть об-ще-ст-ва и в этом смыс-ле бы-ли как бы «вы-бор-ны-ми» от не-го). В со-бо-рах уча-ст-во-ва-ли так-же пред-ста-ви-те-ли тор-го-во-ре-мес-лен-но-го на-се-ле-ния, пре-ж-де все-го круп-но-го ку-пе-че-ст-ва (гос-тей, гос-ти-ной сот-ни и су-кон-ной сот-ни), а так-же, как пра-ви-ло, по-сад-ско-го на-се-ле-ния Мо-ск-вы и уезд-но-го дво-рян-ст-ва, в ис-клю-чительных слу-ча-ях - чер-но-сош-ных кре-сть-ян. С начала XVII века по-лу-чил раз-ви-тие прин-цип ре-аль-но-го пред-ста-ви-тель-ст-ва го-ро-дов (уез-дов) и ре-аль-ной вы-бор-но-сти де-пу-та-тов Земских соборов от уезд-ных кор-по-ра-ций дво-рян-ст-ва, бе-ло-го го-род-ско-го ду-хо-вен-ст-ва, тяг-лых го-ро-жан и др.

В со-от-вет-ст-вии с внутренними за-ко-но-мер-но-стя-ми ста-нов-ле-ния и раз-ви-тия Земских соборов вы-де-ля-ют-ся 4 пе-рио-да их ис-то-рии.

Пер-вый пе-ри-од (конце 1540-х - конец 1590-х годов) при-хо-дит-ся на цар-ст-во-ва-ния Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча Гроз-но-го и его сы-на Фё-до-ра Ива-но-ви-ча. Боль-шин-ст-во ис-сле-до-ва-те-лей счи-та-ют пер-вым Земским собором т. н. Со-бор при-ми-ре-ния (27-28.02.1549 года), на ко-то-ром при уча-стии мо-нар-ха, ми-тро-по-ли-та и др. ду-хов-ных лиц со-стоя-лось сим-во-лическое при-ми-ре-ние бо-яр и др. пред-ста-ви-те-лей вла-сти, осу-ще-ст-в-ляв-ших не-пра-вый суд и на-си-лие в го-ды бо-яр-ско-го прав-ле-ния 1530-1540-х годов, с ря-до-вы-ми деть-ми бо-яр-ски-ми. Бы-ли при-ня-ты ре-ше-ния о не-под-суд-но-сти де-тей бо-яр-ских на-ме-ст-ни-кам по боль-шин-ст-ву дел, о пре-об-ра-зо-ва-нии ор-га-нов су-да и ме-ст-но-го управ-ле-ния и о под-го-тов-ке но-во-го Су-деб-ни-ка (смотрите Су-деб-ни-ки XV-XVI веков). В Земском соборе, со-зван-ном 28.06.1566 года в Крем-ле по ре-ше-нию ца-ря и при-го-во-ру Бо-яр-ской ду-мы, уча-ст-во-ва-ли, не счи-тая пред-ста-ви-те-лей ду-хо-вен-ст-ва (бо-лее 30 человек), толь-ко пред-ста-ви-те-ли зем-щи-ны, при-том ли-ца, на-хо-див-шие-ся в Мо-ск-ве (в ря-де слу-ча-ев де-пу-та-ты, ско-рее все-го, из-би-ра-лись из чис-ла вы-бор-ных дво-рян оп-ре-де-лён-но-го уез-да, быв-ших то-гда в сто-ли-це): около 270 чле-нов Го-су-да-ре-ва дво-ра (с учё-том дум-ных лиц и при-каз-ных), свыше 70 пред-ста-ви-те-лей круп-но-го ку-пе-че-ст-ва и тор-го-вых лю-дей, 9 ря-до-вых де-тей бо-яр-ских западных уез-дов; все-го свыше 370 человек.

Об-су-ж-дал-ся во-прос о про-дол-же-нии вой-ны с Великим княжеством Ли-тов-ским (ВКЛ) или о при-ня-тии ус-ло-вий при-ми-ре-ния с ним. Ру-ко-вод-ству-ясь различными мо-ти-ва-ми, уча-ст-ни-ки со-бо-ра ре-ко-мен-до-ва-ли от-верг-нуть ус-ло-вия ми-ра, пред-ло-жен-ные ли-товской сто-ро-ной, и при оп-ре-де-лён-ных ус-ло-ви-ях про-дол-жить во-енные дей-ст-вия. Ак-ти-ви-за-ция об-щественно-по-ли-тической жиз-ни, свя-зан-ная с Земским собором 1566 года, при-ве-ла к по-да-че кол-лек-тив-ной че-ло-бит-ной груп-пы дво-рян об от-мене оп-рич-ни-ны (позд-нее ини-циа-то-ры ак-ции бы-ли каз-не-ны). Уча-ст-ни-ки про-хо-див-ше-го в ус-ло-ви-ях на-рас-тав-ше-го хо-зяйственного и со-ци-аль-но-го кри-зи-са Земских соборов конца 1580 годов, на ко-то-ром пре-об-ла-да-ли пред-ста-ви-те-ли во-ен-но-слу-жи-лых со-слов-ных групп, вы-ска-за-лись за за-клю-че-ние ми-ра с Ре-чью По-спо-ли-той (за-клю-чён не был).

Не-ко-то-рые учё-ные к Земским соборам от-но-сят со-сто-яв-шие-ся в Мо-ск-ве два со-слов-ных со-б-ра-ния на-ча-ла января 1565 года (на од-ном при-сут-ст-во-ва-ли чле-ны Ос-вя-щён-но-го со-бо-ра, Бо-яр-ской ду-мы, Го-су-да-ре-ва дво-ра и при-каз-ные, на вто-ром - круп-ные куп-цы и пред-ста-ви-те-ли московского по-сад-ско-го на-се-ле-ния), к уча-ст-ни-кам ко-то-рых с различными по-сла-ния-ми об-ра-тил-ся из Алек-сан-д-ров-ской сло-бо-ды Иван IV по по-во-ду вве-де-ния оп-рич-ни-ны. К осо-бым фор-мам Земских соборов от-но-сят вой-ско-вые со-б-ра-ния (со-бо-ры) в хо-де ка-зан-ских по-хо-дов (1545-1552 годы) в январе 1550 года во Вла-ди-ми-ре (по во-про-су о ме-ст-ни-че-ст-ве) и в начале ию-ля 1552 года в Ко-лом-не (по по-во-ду обес-пе-че-ния уча-ст-ни-ков по-хо-да на Ка-зань); со-б-ра-ния пред-ста-ви-те-лей де-тей бо-яр-ских южных уез-дов (главным образом по-гра-нич-ной служ-бы), про-ис-хо-див-шие зи-мой 1571 года и в сентябре 1575 года под руководством ав-то-ри-тет-ных вое-вод и чле-нов Бо-яр-ской ду-мы, на ко-то-рых бы-ли раз-ра-бо-та-ны ме-ры по ор-га-ни-за-ции сто-ро-же-вой служ-бы, а так-же фак-ти-че-ски фаль-си-фи-ци-ро-ван-ные со-бор-ные раз-би-ра-тель-ст-ва дел А. Ф. Ада-ше-ва (1560 год) и митрополита Мо-с-ков-ско-го и всея Ру-си Фи-лип-па (Ко-лы-че-ва) (1568 год).

Вто-рой пе-ри-од су-ще-ст-во-ва-ния Земских соборов (конец 1590-х - начало 1620-х годов) сов-пал с сис-тем-ным кри-зи-сом об-ще-ст-ва и го-су-дар-ст-ва (со-бы-тия Смут-но-го вре-ме-ни) и пер-вы-ми ша-га-ми по его пре-одо-ле-нию. Пре-кра-ще-ние ди-на-стии московских Рю-ри-ко-ви-чей (1598 год) объ-ек-тив-но рас-ши-ри-ло пра-ва и сфе-ру дея-тель-но-сти Земских соборов, од-но-вре-мен-но обо-ст-рив по-ли-тическую борь-бу при со-зы-ве Земских соборов и во вре-мя их ра-бо-ты. В 1605-1622 годах Земские соборы со-зы-ва-лись поч-ти еже-год-но, ино-гда дли-лись 2-3 го-да (де-пу-та-ты со-би-ра-лись на отдельные сес-сии по кон-крет-ным во-про-сам в 1610, 1613, 1618 годах).

Рас-ши-ри-лось со-слов-ное пред-ста-ви-тель-ст-во Земских соборов за счёт де-пу-та-тов от про-ме-жу-точ-ных во-ен-но-слу-жи-лых со-слов-ных групп (в т. ч. ино-эт-ни-че-ских), а в трёх слу-ча-ях (при со-з-да-нии Зем-ско-го пра-ви-тель-ст-ва в 1612 году, на Земских соборах 1613 и 1616 годов) - за счёт вы-бор-ных от чер-но-сош-ных кре-сть-ян. На-ря-ду со ста-тус-ным пред-ста-ви-тель-ст-вом на Земских соборах (в со-че-та-нии с час-тич-ной вы-бор-но-стью) в го-ро-дах (уез-дах) по-лу-чил раз-ви-тие (осо-бен-но с 1610 года) прин-цип пря-мых вы-бо-ров от ме-ст-ных со-слов-ных групп. Земские соборы ста-ли пра-во-моч-ным ор-га-ном из-бра-ния но-во-го мо-нар-ха (в представлениях эпо-хи толь-ко че-рез пра-виль-но сфор-ми-ро-ван-ный Земский собор мог про-явить-ся Бо-жий вы-бор). От име-ни Земских соборах ве-лись пе-ре-го-во-ры с др. го-су-дар-ст-ва-ми и пред-ва-ри-тель-но за-клю-ча-лись ак-ты о бу-ду-щем государственного уст-рой-ст-ве Русского государства (в 1610, 1611 Земских соборах), так что они при-об-ре-ли за-ко-но-дательные пре-ро-га-ти-вы и функ-ции вер-хов-ной ис-пол-нительной вла-сти.

На ря-де Земских соборах из-би-ра-лись пра-ви-те-ли го-су-дар-ст-ва или Зем-ское пра-ви-тель-ст-во . На Земских соборах 1598 года, со-зван-ном по ини-циа-ти-ве пат-ри-ар-ха Ио-ва, при-сут-ст-во-ва-ли около 600 де-пу-та-тов, пре-об-ла-да-ли пред-ста-ви-те-ли Го-су-да-ре-ва дво-ра по ста-ту-су (вклю-чая вы-бор-ных дво-рян 21 го-ро-да), пер-вые по-зи-ции за-ни-ма-ли ли-ца дум-ных и московских чи-нов, а так-же чле-ны Ос-вя-щён-но-го со-бо-ра, гос-ти уча-ст-во-ва-ли пер-со-наль-но (со-об-раз-но сво-ему ста-ту-су), ос-таль-ных тор-го-вых и по-сад-ских лю-дей из Мо-ск-вы пред-став-ля-ли ста-рос-ты и сот-ские. На нём 17(27) февраля ца-рём из-бран Бо-рис Фёдо-ро-вич Го-ду-нов, а 9(19) мар-та при-ня-ты ре-ше-ния о при-не-се-нии ему при-ся-ги и о вре-ме-ни вен-ча-ния его на цар-ст-во; в ап-ре-ле Земский собор объ-я-вил по-ход-смотр всей ар-мии в Сер-пу-хо-ве. На со-бо-ре 19(29).05.1606 года ца-рём был из-бран Ва-си-лий Ива-но-вич Шуй-ский, сре-ди уча-ст-ни-ков Земского собора пре-об-ла-да-ли его сто-рон-ни-ки, на-хо-див-шие-ся то-гда в сто-ли-це. В августе1610 года от име-ни Земского собора за-клю-чён пред-ва-рительный до-го-вор с гет-ма-ном С. Жол-кев-ским об ус-ло-ви-ях из-бра-ния польского ко-ро-ле-ви-ча Вла-ди-сла-ва (бу-ду-ще-го польского ко-ро-ля Вла-ди-сла-ва IV) русским ца-рём и о бу-ду-щем государственном уст-рой-ст-ве Русского государства.

При Пер-вом опол-че-нии 1611 года со-брал-ся Земский собор («Со-вет всей зем-ли») не-пол-но-го со-ста-ва (от-сут-ст-во-ва-ли ду-хов-ные чи-ны, пред-ста-ви-те-ли по-сад-ских лю-дей, а пре-об-ла-да-ли пред-ста-ви-те-ли уезд-ных де-тей бо-яр-ских и ка-зачь-их от-ря-дов), сфор-ми-ровав-ший Зем-ское пра-ви-тель-ст-во. Земский собор Вто-ро-го опол-че-ния 1611-1612 годов окон-ча-тель-но офор-мил-ся во вре-мя его пре-бы-ва-ния в Яро-слав-ле вес-ной 1612 года: при-сут-ст-во-ва-ли поч-ти все со-слов-ные груп-пы, вклю-чая пред-ста-ви-те-лей ду-хо-вен-ст-ва, не-ко-то-рых чле-нов Бо-яр-ской ду-мы, не-ма-лое чис-ло лиц из московских чи-нов Го-су-да-ре-ва дво-ра, ря-до-вых де-тей бо-яр-ских, ка-за-ков, пред-ста-ви-те-лей слу-жи-лых та-тар (кня-зей и мурз), а так-же де-пу-та-тов от це-ло-го ря-да го-ро-дов (в т. ч. кре-сть-ян). К ле-ту 1612 года власть сфор-ми-ро-ван-но-го этим Земским собором. Зем-ско-го пра-ви-тель-ст-ва рас-про-стра-ни-лась на б. ч. стра-ны, и имен-но оно оп-ре-де-ли-ло ус-ло-вия и сро-ки вы-бо-ров де-пу-та-тов на из-би-ра-тель-ный Земский собор.

Тре-тий пе-ри-од дея-тель-но-сти Земских соборов (начало 1630-х - середины 1650-х годов) так-же ха-рак-те-ри-зо-вал-ся ост-ры-ми внут-ри-по-ли-тическим и внеш-не-по-ли-тическим кри-зи-са-ми, во вре-мя ко-то-рых пра-ви-тель-ст-во ре-гу-ляр-но об-ра-ща-лось к со-сло-ви-ям за под-держ-кой сво-их дей-ст-вий и за «со-ве-та-ми». Од-но-вре-мен-но в 1630-1640-е годы на-рас-та-ла со-ци-аль-но-по-ли-тическая ак-тив-ность уезд-ных де-тей бо-яр-ских и тор-го-во-ре-мес-лен-ных сло-ёв го-ро-дов. Они по-да-ва-ли кол-лек-тив-ные че-ло-бит-ные гра-мо-ты во вре-мя Земских соборов или до их на-ча-ла. Со-бо-ры в но-ябре 1632 года и январе 1634 года, про-хо-див-шие в го-ды русско-польской вой-ны 1632-1634 годов, одоб-ри-ли до-пол-нительные сбо-ры экс-т-ра-ор-ди-нар-ных на-ло-гов.

В 1637-42 З. с. со-би-ра-лись не-од-но-крат-но в свя-зи с рез-ким обо-ст-ре-ни-ем от-но-ше-ний Рус. гос-ва с Крым-ским хан-ст-вом и Ос-ман-ской им-пе-ри-ей. На З. с. 1639 де-пу-та-ты по-да-ва-ли под-пи-сан-ные ими по ку-ри-ям мне-ния по по-во-ду вы-плат Крым-ско-му хан-ст-ву и мер по ор-га-ни-за-ции обо-ро-ны юж. уез-дов. Наи-бо-лее пред-ста-ви-тель-ным стал З. с. в янв. 1642, в ко-то-ром, по-ми-мо Ос-вя-щён-но-го со-бо-ра, дум-ных лиц, пред-ста-ви-те-лей моск. чи-нов Го-су-да-ре-ва дво-ра, круп-ных куп-цов и по-сад-ских лю-дей Мо-ск-вы, уча-ст-во-ва-ли 115 вы-бор-ных дво-рян и де-тей бо-яр-ских от 42 го-ро-дов. На этом З. с. от-кло-не-на воз-мож-ность вклю-че-ния Азо-ва в со-став Рус. гос-ва в свя-зи с его за-хва-том дон-ски-ми ка-за-ка-ми и «Азов-ским си-де-ни-ем» 1637-42; кро-ме то-го, в хо-де З. с. бы-ли по-да-ны жа-ло-бы на тя-жесть на-ло-гов и служб, пред-ло-же-ния о пе-ре-ме-нах в су-деб-ной сфе-ре, об-ви-не-ния в ад-рес бо-яр и моск. при-каз-ных, ме-ст-ной вое-вод-ской ад-ми-ни-ст-ра-ции, по-дан-ные ря-дом уезд-ных кор-по-ра-ций дво-рян и куп-ца-ми. Это от-ра-зи-ло креп-нув-шее в ус-ло-ви-ях кри-зи-са «еди-на-че-ст-во» уезд-но-го дво-рян-ст-ва и ку-пе-че-ст-ва, на-рас-та-ние про-ти-во-стоя-ния ме-ж-ду ни-ми, с од-ной сто-ро-ны, и вла-стью, ари-сто-кра-тич. эли-той, при-каз-ной вер-хуш-кой, - с дру-гой.

Про-ве-де-ния ре-форм су-да, на-ло-го-об-ло-же-ния, управ-ле-ния в сто-ли-це и на мес-тах, со-зы-ва З. с. по-тре-бо-ва-ли и уча-ст-ни-ки Со-ля-но-го бун-та 1648 в Мо-ск-ве. З. с. с уча-сти-ем вы-бор-ных, за-се-дав-ший ок. 16(26).7.1648, под-твер-дил не-об-хо-ди-мость соз-да-ния Уло-же-ния, со-зы-ва для это-го но-во-го З. с. (вы-бо-ры на-ча-лись ещё с кон-ца ию-ля и со-про-во-ж-да-лись в ря-де слу-ча-ев ост-рой по-ли-тич. борь-бой, а в др. слу-ча-ях - пас-сив-но-стью вы-бор-щи-ков). Од-но-вре-мен-но по ука-зу ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча в со-от-вет-ст-вии с при-го-во-ром Ос-вя-щён-но-го со-бо-ра и Бо-яр-ской ду-мы был об-ра-зо-ван осо-бый при-каз во гла-ве с кн. Н. И. Одо-ев-ским для со-став-ле-ния Уло-же-ния. В З. с., про-хо-див-шем в окт. 1648 - февр. 1649, уча-ст-во-ва-ли ок. 350 чел. от 116 го-ро-дов - 14 ие-рар-хов и ду-хов-ных лиц, 34 чел. от Бо-яр-ской ду-мы и моск. чи-нов Го-су-да-ре-ва дво-ра, 178 - от уезд-ных дво-рян и де-тей бо-яр-ских, 15 чел. - от стрель-цов, 3 гос-тя и 12 вы-бор-ных - от тор-го-во-ре-мес-лен-но-го на-се-ле-ния Мо-ск-вы, 89 чел. - от др. го-ро-дов и по-са-дов. На З. с. по-сле де-таль-но-го и по-сле-до-ва-тель-но-го об-су-ж-де-ния в двух па-ла-тах был при-нят текст Со-бор-но-го уло-же-ния 1649, удов-ле-тво-рив-ший ряд кар-ди-наль-ных ма-те-ри-аль-ных тре-бо-ва-ний уезд-но-го дво-рян-ст-ва и по-сад-ско-го на-се-ле-ния. За-се-да-ния З. с. по-свя-ща-лись так-же рас-смот-ре-нию кол-лек-тив-ных и груп-по-вых че-ло-бит-ных, не свя-зан-ных пря-мо с тек-стом Со-бор-но-го уло-же-ния. Ра-бо-та на этом З. с. рас-смат-ри-ва-лась как «го-су-да-ре-ва служ-ба» («по-вин-ность») и од-но-вре-мен-но как факт пред-ста-ви-тель-ст-ва де-пу-та-та-ми ме-ст-ных ин-те-ре-сов пе-ред го-су-да-рем. Дли-тель-ность и ин-тен-сив-ность за-се-да-ний «ком-пен-си-ро-ва-лись» де-неж-ным жа-ло-вань-ем и разл. льго-та-ми.

К ав-то-ри-те-ту З. с. пра-ви-тель-ст-во вновь вы-ну-ди-ло об-ра-тить-ся Псков-ское вос-ста-ние 1650. На пер-вом за-се-да-нии 4(14).7.1650 бы-ла за-чи-та-на речь ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча, в ко-то-рой по-ли-ти-ка по от-но-ше-нию к пско-ви-чам ха-рак-те-ри-зо-ва-лась как «ми-ло-сти-вая», а вос-ста-ние - как гос. из-ме-на, на вто-ром за-се-да-нии 26 ию-ля (5 авг.) в при-сут-ст-вии ца-ря го-во-ри-лось о но-вых «ви-нах» пско-ви-чей, во-ен. ме-рах пра-ви-тель-ст-ва и не-зна-чит. смяг-че-нии тре-бо-ва-ний к пов-стан-цам. Со-бор сфор-ми-ро-вал и на-пра-вил в Псков де-ле-га-цию из 15 чел., ко-то-рой уда-лось в кон-це ав-гу-ста скло-нить пско-ви-чей к по-кор-но-сти и при-не-се-нию при-ся-ги. На но-вом З. с. (или 3-м за-се-да-нии пре-ды-ду-ще-го со-бо-ра) 8(18).10.1650 бы-ла за-чи-та-на пра-ви-тельств. дек-ла-ра-ция о при-не-се-нии пско-ви-ча-ми ца-рю «по-вин-ной че-ло-бит-ной», его про-ще-нии и «ми-ло-сти».

На со-бо-рах 1653 (не ме-нее двух) рас-смат-ри-ва-лась прось-ба гет-ма-на Б. М. Хмель-ниц-ко-го и ка-зац-кой стар-ши-ны о при-ня-тии в рус. под-дан-ст-во Ук-раи-ны. Уча-ст-во-ва-ли де-пу-та-ты не ме-нее чем от 55 го-ро-дов, а так-же Ос-вя-щён-ный со-бор, пред-ста-ви-те-ли дум-ных чи-нов, моск. чи-нов Го-су-да-ре-ва дво-ра, гос-тей и по-сад-ских лю-дей. На осн. за-се-да-нии 25 мая (4 ию-ня) бы-ла за-чи-та-на дек-ла-ра-ция пра-ви-тель-ст-ва, в ко-то-рой ак-цен-ти-ро-ва-лись поль-ские «не-прав-ды» в от-но-ше-нии Ук-раи-ны, но-вые «не-ис-прав-ле-ния» ко-ро-ля Ре-чи По-спо-ли-той по от-но-ше-нию к Рус. гос-ву (в т. ч. вра-ж-деб-ные ме-ж-ду-нар. ак-ции), го-во-ри-лось об общ-но-сти су-деб Ук-раи-ны и Рос-сии (от-сут-ст-вие ми-ра у Б. М. Хмель-ниц-ко-го с Яном II Ка-зи-ми-ром при-зна-ва-лось по-во-дом к раз-ры-ву мир-ных от-но-ше-ний Рус. гос-ва с Ре-чью По-спо-ли-той). В об-су-ж-де-ние этих во-про-сов ока-за-лись во-вле-чён-ны-ми не толь-ко де-пу-та-ты З. с., но и «пло-щад-ные лю-ди». При-го-вор З. с. был еди-но-душ-ным - при-нять в под-дан-ст-во Ук-раи-ну и объ-я-вить вой-ну Ре-чи По-спо-ли-той. Окон-ча-тель-но при-ня-тие и оформ-ле-ние ак-та - при-го-во-ра о при-ня-тии Ук-раи-ны в под-дан-ст-во про-изош-ло на вто-ром З. с. 1(11).10.1653. В до-ку-мент, по-ми-мо соб-ст-вен-но «при-го-во-ра» дум-ных чи-нов, вош-ли ещё два тек-ста, со-дер-жав-шие мне-ния ос-таль-ных де-пу-та-тов: во-ен-но-слу-жи-лые ли-ца обя-за-лись безу-преч-ной во-ен. служ-бой, а куп-цы и ре-мес-лен-ни-ки при-ня-ли на се-бя фи-нан-со-вую под-держ-ку гря-ду-щей вой-ны. То-гда же З. с. вы-де-лил по-соль-скую де-ле-га-цию на Ук-раи-ну для при-ве-де-ния её жи-те-лей к при-ся-ге.

За-щи-та ин-те-ре-сов со-слов-ных групп уезд-но-го дво-рян-ст-ва и тор-го-во-ре-мес-лен-но-го на-се-ле-ния, по-ми-мо уча-стия в З. с., вы-ра-зи-лась так-же в по-да-че кол-лек-тив-ных че-ло-бит-ных с со-ци-аль-ны-ми и ма-те-ри-аль-ны-ми тре-бо-ва-ния-ми (1635, 1637, 1639, 1641, 1642 и др.).

В чет-вёр-тый пе-ри-од су-ще-ст-во-ва-ния З. с. (1660-80-е гг.) их дея-тель-ность за-ту-ха-ла, но при этом при-об-ре-та-ла и но-вые чер-ты. Ожив-ле-ние в дея-тель-но-сти З. с. при-шлось на кри-зис-ные го-ды (кон. 1670-х - нач. 1680-х гг.), осо-бен-но оно от-ме-ча-лось при по-пыт-ках вве-де-ния зна-чит. но-ва-ций в гос. управ-ле-нии. В «об-щем со-глас-ном со-ве-те» в «цар-ских па-ла-тах» 12(22).1.1682 уча-ст-во-ва-ло св. 170 чел.: царь, Ос-вя-щён-ный со-бор (12 чел.), дум-ные чи-ны (98 чел.), ком-нат-ные столь-ни-ки (23 чел.) и 39 вы-бор-ных (сре-ди них бы-ло толь-ко 4 го-ро-до-вых дво-ря-ни-на; все ос-таль-ные пред-став-ля-ли моск. чи-ны Го-су-да-ре-ва дво-ра). Бы-ло при-ня-то «Со-бор-ное дея-ние» об от-ме-не ме-ст-ни-че-ст-ва [про-из-ве-де-на ука-зом ца-ря Фё-до-ра Алек-сее-ви-ча от 24.11(4.12).1681]. Со-вре-мен-ни-ки оце-нива-ли как «со-бор-ную» дея-тель-ность ко-мис-сий «рат-ных» и «зем-ских» дел (февр. - март 1682). По-сле смер-ти ца-ря Фё-до-ра Алек-сее-ви-ча по ини-циа-ти-ве пат-ри-ар-ха Ио-а-ки-ма на со-б-ра-нии на-хо-див-ших-ся в Крем-ле лиц, пред-став-ляв-ших гл. обр. Бо-яр-скую ду-му, моск. чи-ны Го-су-да-ре-ва дво-ра и дру-гих (сре-ди них пре-об-ла-да-ли сто-рон-ни-ки На-рыш-ки-ных), ца-рём 27.4(7.5).1682 был про-воз-гла-шён Пётр I. Под дав-ле-ни-ем стрель-цов на та-ких же за-се-да-ни-ях 26 мая (5 ию-ня) пер-вым («стар-шим») ца-рём про-воз-гла-шён Иван V Алек-сее-вич, вто-рым («млад-шим») - Пётр I, а 29 мая (8 ию-ня) ре-гент-шей при них объ-яв-ле-на ца-рев-на Софья Алек-се-ев-на. Во всех этих слу-ча-ях со-вре-мен-ни-ки пред-по-чи-та-ли го-во-рить о цар-ском из-бра-нии на со-бо-ре. Указ о со-зы-ве по-след-не-го со-б-ра-ния вы-бор-ных де-пу-та-тов от го-ро-до-вых дво-рян и де-тей бо-яр-ских по-сле-до-вал 18(28).12.1683: из ка-ж-до-го го-ро-да над-ле-жа-ло вы-брать по 2 пред-ста-ви-те-ля (вы-бо-ры про-шли в 102 го-ро-дах). Де-пу-та-ты, ко-то-рым пред-стоя-ло рас-смот-реть во-прос о за-клю-че-нии веч-но-го ми-ра с Ре-чью По-спо-ли-той, ста-ли при-бы-вать в Мо-ск-ву в янв. 1684. Но пе-ре-го-во-ры рус-ско-го и поль-ско-го по-сольств бы-ли пре-рва-ны, и 8(18).3.1684 был из-дан указ об от-ме-не это-го со-бо-ра.

Ис-то-рия З. с. с раз-ви-вав-шим-ся вы-бор-ным на-ча-лом, с ме-няв-шей-ся (рас-ширяв-шей-ся, а по-том су-жав-шей-ся) со-слов-ной струк-ту-рой, с рас-ши-ряв-шей-ся про-бле-ма-ти-кой об-су-ж-де-ний, с фор-ми-ро-вав-ши-ми-ся про-це-ду-ра-ми со-зы-ва и про-ве-де-ния за-се-да-ний по-зво-ля-ет оп-ре-де-лить Рус. гос-во сер. 16 - 17 вв. как мо-нар-хию с со-слов-ным пред-ста-ви-тель-ст-вом. В ус-ло-ви-ях эво-лю-ции гос.-по-ли-тич. строя Рос-сии к са-мо-дер-жа-вию З. с. пе-ре-ста-ли со-зы-вать-.

В 1684 году состоялся последний земский собор в российской истории. В 16 веке Земские соборы не были выборными. В 1584 г. был созван Избирательный собор, на котором был избран первый царь, избранный Земским собором – Федор Иоаннович (младший сын Ивана Грозного). Земский собор 1653 г. был собран для принятия решения о включении Украины в состав Московского государства.


Б. А. Романов считает, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. 2. Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584-1610 гг). . Соборы выполняли функцию избрания на царство. 4. 1613-1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти.

1 (11) октября 1653 г. в Московском Кремле собрался Земский собор, который принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. После длительного обмена посольствами и письмами между русским правительством и Хмельницким царь Алексей Михайлович в июне 1653 г. объявил о своём согласии на переход Украины в русское подданство.

8 (18) января 1654 г. в Переяславле Великом рада единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России и вступила в войну с Польшей за Украину. Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний».

Особенности земских соборов в сравнении с европейскими парламентами

Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Механизмы формирования представительства на земских соборах

1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Он решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой. Что сталось бы, какая вышла бы смута, когда бы собрались в Москве для обсуждения неведомого чего расписанные им представители народов и инородцев империи, объемлющей вселенную ».

Собор принял решения о признании власти Дома Романовых, обращении к Романовым с просьбой указать Верховного правителя, и избрании генерала Дитерихса в качестве временного правителя. К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 261-263. ЗЕМСКИЙ СОБОР - – центральный орган сословного представительства в Русском государстве с середины 16 в. до середины 17 в., являвшийся орудием влияния прежде всего поместного дворянства.

Земский собор 1642 г. - Неудачный исход Смоленской войны осложнил международное положение России. Земские соборы на Руси, Иван Дмитриевич Беляев. Земский» в 16 веке означало тоже, что и «государственный». Собор» использовалось в обозначении совещаний духовенства.

Собран последний Земский собор Московского царства

Но по отношению к земским соборам 16 — 17 вв. принято использовать словосочетание «земский собор». Первый Земский собор состоялся в 1549 г., после происшествий, связанных с недовольством народа (Пожар в Москве и обвинение в поджоге Глинских).

Исторические предпосылки появления и исчезновения земских соборов

Он не был указан в завещании, в отличии от своего брата, скончавшегося в 1581 г. Его юридический титул был неясен, т.к. после смерти сына, Иван 4 не составил новое завещание. Самым известным из избирательных соборов является Земский собор 1613 года, на нем был избран Михаил Романов. В 1649 г. состоялся Уложенный собор, имеющий особое значение — на нем было принято Соборное Уложение. Весь материал Уложения был собран в 25 глав и 967 статей.

На протяжении 16 — 17 вв. созывалось не мало соборов. Историк Черепнин перечисляет 57 соборов, при этом, включает в них и 3 церковно-земских собора. Причиной этого послужило присутствие на них земского элемента и то, что вопросы религиозного характера, затрагиваемые на этих соборах, имели светское «земское значение».

Терминология. Виды соборов в России

Земские соборы подразделяют на полные и неполные. Слово «земский» в данном случае означает государственный, общественный. Каков был состав соборов? В неё входили архиепископ, епископы, архимандриты, игумены и монастырские старцы. 2. Бояре и государевы люди – 62 человек.

В эту же группу входило 33 простых дьяков и приказных людей. представителей – они были приглашены на собор в силу своего служебного положения. В неё входили 97 дворян первой статьи, 99 дворян и детей боярских второй статьи, 3 торопецких и 6 луцких помещиков.

С начала XVII в. ситуация изменилась. В том же столетии изменился принцип формирования «Государева Двора», и дворяне стали избираться от уездов. Рядом с государевой волей, а иногда и на ее месте теперь не раз становилась другая политическая сила — воля народа, выражавшаяся в приговорах Земского Собора“, — писал Ключевский. Созыв собора осуществлялся призывной грамотой, послышавшейся от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных.

Как уже отмечалось выше, иногда количество выборных людей, которое необходимо отправить на собор, определяло само население. Депутаты получали от избирателей наказы, в основном устные, и по возвращении из столицы должны были отчитаться о проделанной работе. Работа делегатов на Земском соборе осуществлялась преимущественно безвозмездно, на «общественных началах». 1. Избрание царя.Собор 1584 г. Избрание Федора Иоанновича.

По мнению И. Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

ЧТО ТАКОЕ ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

Земские соборы - центральное сословно-представительное учреждение России в середине 16-17 века. Появление земских соборов - показатель объединения русских земель в единое государство, ослабление княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые Земские соборы были созваны в середине 16 века, в годы обострения классовой борьбы, особенно в городах. Народные восстания заставили феодалов сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную власть, экономическое и политическое положения господствовавшего класса. Не все земские соборы были правильно организованными сословно - представительными собраниями. Многие на них созы-вались настолько срочно, что не могло быть и речи о выборе для участия в них представителей с мест. В таких случаях кроме «освященного собора» (высшего духовенства), Боярской думы, столичных служилых и торгово-промышленных людей на них выступали от имени уездных служилых людей лица, случайно находившиеся в Москве по служебным и иным делам. Законо-дательных актов, определявших порядок выбора представите-лей на соборы, не существовало, хотя мысль о них возникала.

В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. кандидаты трех сословий. Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на Собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписа-ние о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестья-нам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали сво-им выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. В Зем-ском соборе значительную роль играли дворяне (главное служи-лое сословие, основа царского войска), и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государ-ственных нужд, прежде всего оборонных и военных. Таким обра-зом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса.

Регулярность и продолжительность заседаний Земских собо-ров не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов, В ряде случаев Земские соборы функционировали непрерывно. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законода-тельства, финансов, государственного строительства. Вопросы об-суждались по сословиям (по палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом Собора. Таким об-разом, правительственная власть имела возможность выявить мнения отдельных классов и групп населения. Но в целом Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже -- Золотой палате или Столовой избе.

Необходимо сказать, что в состав земских соборов как учре-ждений феодальных не входила основная масса населения -- за-крепощенное крестьянство. Историки предполагают, что лишь единственный раз, на соборе 1613 г., присутствовало, по-види-мому, небольшое число представителей черносошных крестьян.

Кроме названия «Земский собор» это представительное учреждение в Московском государстве имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Вели-кая земская дума».

Идея соборности начала развиваться в середине XVI в. Пер-вый Земский собор был созван в России в 1549 г. и вошел в исто-рию как Собор примирения. Причина его созыва -- восстание горожан в Москве в 1547 г. Напуганные этим событием, царь и феодалы привлекли к участию в этом Соборе не только бояр и дворян, но и представителей других слоев населения, что создава-ло видимость привлечения к государственному управлению не только господ, но и третьего сословия, благодаря чему недоволь-ных удалось несколько успокоить.

На основе имеющихся документов историки полагают, что Зем-ских соборов состоялось около 50.

Наиболее сложную и представительную структуру имели Сто-главый собор 1551 г. и Собор 1566 г.

В начале 17 века в годы массовых народных движений и польско-шведской интервенции, созывался «Совет всея земли», продолжением которого по существу явился Земской собор 1613 года, избравший на престол первого Романова - Михаила Федоровича (1613-45). В его царствование почти непрерывно действовали земские соборы, которые сделали очень много для укрепления государ-ства и царской власти. После возвращения из плена патриарха Филарета они стали собираться реже. Соборы созывались в это время преимущественно в тех случаях, когда государству гро-зила опасность войны, и возникал вопрос о сборе средств или вставали другие вопросы внутренней политики. Так, собор в 1642 г. решил вопрос о сдаче туркам Азова, захваченного донскими казаками, в 1648-1649 гг. после восстания в Москве был созван собор для составления Уложения, собор 1650 г. был посвящен вопросу о восстании в Пскове.

На заседаниях земских соборов обсуждались важнейшие государственные вопросы. Земские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя - соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682.

С земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады, с земскими соборами 1648-1649 (на этом соборе было наибольшее в истории число представителей с мест), соборным решением 1682 года была утверждена отмена местничества.

С помощью З. с. правительство вводило новые налоги и видоизменяло прежние. З. с. обсуждали важнейшие вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско, и средства ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с З. с. 1566, созванного в связи с Ливонской войной, и кончая соборами 1683-84 о «вечном мире» с Польшей. Иногда на З. с. поднимались и заранее не запланированные вопросы: на соборе 1566 его участники поставили вопрос об отмене опричнины, на З. с. 1642, созванного для обсуждения вопросов об Азове, - о положении московских и городовых дворян.

Земские соборы играли важную роль в политической жизни страны. Царская власть опиралась на них в борьбе с остатками феодальной раздробленности, с их помощью господствовавший класс феодалов старался ослабить классовую борьбу.

С середины 17 века деятельность З. с. постепенно замирает. Это объясняется утверждением абсолютизма, а так же связано с тем, что дворяне и частично посадские люди изданием Соборного уложения 1649 добились удовлетворения своих требований, а опасность массовых городских восстаний ослабла.

Земский собор 1653 г., обсуждавший вопрос о воссоединении Украины с Россией, можно считать последним. Практика созыва земских соборов прекратилась, потому что они сыграли свою роль в укреплении и развитии централизованного феодального государства. В 1648--1649 гг. дворянство добилось удовлетво-рения своих основных требований. Обострение классовой борь-бы побуждало дворянство сплотиться вокруг самодержавного правительства, которое обеспечивало его интересы.

Во второй половине XVII в. правительство иногда созывало комиссии из представителей отдельных сословий для обсужде-ния дел, которые их касались ближайшим образом. В 1660 и 1662--1663 гг. гости и выборные от московских тяглецов были собраны на совещание с боярами по вопросу о денежном и хо-зяйственном кризисе. В 1681 -- 1682 гг. одна комиссия из слу-жилых людей разбирала вопрос об организации войск, другая комиссия из торговых людей рассматривала вопрос о податном обложении. В 1683 г. был созван собор для предполагавшегося обсуждения вопроса о «вечном мире» с Польшей. Этот собор со-стоял из представителей только одного служилого сословия, что явно свидетельствовало об умирании сословно-представительных учреждений.

КРУПНЕЙШИЕ ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

В 16 веке в России возник принципиально новый орган государственного управления -- Зем-ский собор. Ключевский В. О. так писал о соборах : «политический орган, который возник в тесной связи с местными учреждениями XVI в. и в котором центральное правительство встречалось с представителями местных обществ».

Земский собор 1549 г.

Данный собор вошел в историю как «собор примирения». Это совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Его целью являлось нахождение компромисса между дворянством, поддерживающим государство, и наиболее сознательной частью боярства. Собор имел большое значение для политики, но его роль состоит еще и в том, что он открыл «новую страницу» в системе управления государством. Советником царя по важнейшим вопросам становится не Боярская дума, а всесословный Земский собор.

Об этом соборе сохранились прямые сведения в Продолжение Хронографа редакции 1512 г.

Можно полагать, что на соборе 1549 г. разбирались не конкретные споры о землях и холопах между боярами и детьми боярскими или факты насилий, чинимых боярами мелким служащим. Речь шла, по-видимому, об общем политическом курсе в малолетстве Грозного. Благоприятствуя засилью землевладельческой знати, этот курс подрывал целость господствующего класса и обострял классовые противоречия.

Запись о соборе протокольна и схематична. По ней нельзя уловить, были ли дебаты, и в каких направлениях они шли.

О процедуре собора 1549 г. можно в какой-то мере судить по грамоте земского собора 1566 г., близкой по формуляру к документу, лежащему в основе летописного текста 1549.

Стоглавый собор 1551.

Ключевский так пишет об этом соборе: «В следующем 1551 г. для устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым, по числу глав, в которые сведены его деяния в особой книге, в Стоглаве. На этом соборе, между прочим, было читано собственноручное "писание" царя и также сказана им речь».

Стоглавый собор 1551 г. -- собор русской церкви, созванный по инициативе царя и митрополита. В нем участвовали в полном со-ставе Освященный собор, Боярская дума и Избранная рада. Такое название он получил потому, что его решения были сформулирова-ны в ста главах, отразивших перемены, связанные с централизаци-ей государства. На основе местных святых, почитавшихся в отдель-ных русских землях, был составлен общерусский список святых. По всей территории страны унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV.

Собор 1551 выступает как «совет» церковной и царской властей. Этот «совет» зиждился на общности интересов, направленных к защите феодального строя, социального и идейного господства над народом, подавлению всех форм его сопротивления. Но совет часто давал трещину, т. к. далеко не всегда и не во всем совпадали интересы церкви и государства, духовных и светских феодалов.

Стоглав - сборник решений стоглавого собора, своего рода кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимности с обществом и государством. Кроме того, Стоглав содержал ряд норм семейного права, например, закреплял власть мужа над женой и отца над детьми, определял брачный возраст (15 лет - для мужчин, 12 - для женщин). Характерно, что в стоглаве упомянуты три правовых кодекса, по которым вершились судебные дела между церковными людьми и мирянами: Судебник, царская уставная грамота и Стоглав.

Земский собор 1566 о продолжении войны с Польско-Литовским государством.

В июне 1566 в Москве был созван земской собор о войне и мире с Польско-Литовским государством. Это первый земской собор, от которого до нас дошел подлинный документ («грамота»).

Ключевский пишет о данном соборе: «…был созван во время войны с Польшей за Ливонию, когда правительство хотело знать мнение чинов по вопросу, мириться ли на предложенных польским королем условиях».

Собор 1566 г. был наиболее представительным с социальной точки зрения. На нем сформировались пять курий, объединявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные люди, дворянство и купечество).

Избирательный собор и собор об отмене тарханов 1584 г.

Данный собор вынес решение об отмене церковных и монастырских тарханов (податных льгот). Грамота 1584 заостряет внимание на тяжелых последствиях политики тарханов для хозяйственного положения служилых людей.

Собор постановил: «для воинску чину и оскудения, тарханы отставити». Мера эта носила временный характер: до государева указа - «покаместа земля поустроитца и помочь во всем учинитца царским осмотрением».

Цели нового уложения определялись как стремление сочетать интересы казны и служилых людей.

Собор 1613 открывает новый период в деятельности земских соборов, в который они вступают как сложившиеся органы сословного представительства, играющие роль в государственной жизни, активно участвующие в решении вопросов внутренней и внешней политики.

Земские соборы 1613-1615.

Во времена правления Михаила Федоровича. Ясно из известных материалов, что в обстановке неутихшей открытой классовой борьбы и незаконченной польской и шведской интервенции верховная власть нуждалась в постоянном содействии сословий при проведении мероприятий по подавлению антифеодального движения, восстановлению сильно подорванного в годы Смуты хозяйства страны, по пополнению государственной казны, укреплению военных сил, решению проблем внешней политики.

Собор 1642 по вопросу об Азове.

Он был созван в связи с обращением к правительству донских казаков, с просьбой принять под свою защиту Азов, которым они овладели. Собор должен был обсудить вопрос: согласиться ли на это предложение и в случае согласия, какими силами и на какие средства вести войну с Турцией.

Трудно сказать, чем завершился данный собор, был ли соборный приговор. Но собор 1642 сыграл свою роль и в дальнейших мероприятиях по защите границ русского государства от турецкой агрессии, и в развитии сословного строя в России.

С середины 17 века деятельность З. с. постепенно замирает, т. к. собор 1648-1649 гг. и принятие «Соборного уложения» разрешили ряд вопросов.

Последним из соборов можно считать Земский собор о мире с Польшей 1683-1684 гг. (хотя ряд исследований говорит о соборе 1698). Задачей собора явилось утверждения «постановления» о «вечном мире» и «союзе» (когда оно будет выработано). Однако он оказался бесплодным, не принес ничего позитивного Русскому государству. Это не случайность и не простая неудача. Наступила новая эпоха, требовавшая других, более оперативных и гибких методов решения внешнеполитических (а так же иных) вопросов.

Если соборы сыграли в свое время положительную роль в государственной централизации, то теперь они должны были уступить место сословным институтам формирующегося абсолютизма.

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА

В 1648-1649 был созван Уложенный собор, в ходе которого было создано Соборное уложение.

Издание Соборного уложения 1649 года относится ко времени господства феодально-крепостнического строя.

В многочисленных исследованиях дореволюционных авторов (Шмелева, Латкина, Забелина и др.) приводятся главным образом формальные поводы для объяснения причин составления Уложения 1649 года, такие, например, как необходимость создания единого законодательства в Русском государстве и т. п.

Однако истинными причинами, которыми был вызван созыв Земского собора и создание Уложения, послужили исторические события того периода, а именно усиление классовое борьбы эксплуатируемого народа против крепостников и купечества.

Вопрос о роли сословных представителей в создании Уложения 1649 г. давно является предметом исследования. В ряде работ достаточно убедительно показан активный характер деятельности «выборных людей» на соборе, выступавших с челобитными и добивавшихся их удовлетворения.

В предисловии к уложению приводятся официальные источники, которые использовались при составлении Уложения:

1. «Правила святых апостолов и святых отцов», т. е. церковные постановления вселенских и поместных соборов;

2. «Градские законы греческих царей», т. е. византийское право;

3. Указы прежних «великих государей, царей и великих князей российских» и боярские приговоры, сличенные со старыми судебниками.

удовлетворяло требованиям основной опоры царизма - массы служилого дворянства, закрепляя за ними право владения землей и крепостными крестьянами. Вот почему царское законодательство не только выделяет специальную главу 11 «Суд о крестьянах», но и в ряде других глав неоднократно возвращается к вопросу о правовом положении крестьянства. Задолго до утверждения Уложения царским законодательством хотя и было отменено право крестьянского перехода или «выхода», но на практике это право не всегда могло применяться, т. к. существовали «урочные» или «указные лета» для предъявления иска о беглых; сыск беглых являлся в основном делом самих владельцев. Поэтому вопрос об отмене урочных лет был одним из коренных вопросов, разрешение которого создавало бы крепостникам все условия для полного закрепощения широких слоев крестьянства. Наконец, нерешен был вопрос о крепостном состоянии семьи крестьянина: детей, братьев племянников.

Крупные землевладельцы в своих вотчинах укрывали беглых, и пока помещики предъявляли иск о возврате крестьян, истекал срок «урочных лет». Вот почему дворянство в своих челобитных к царю требовало отмены «урочных лет», что и было сделано в уложении 1649 года. Вопросы, связанные с окончательным закрепощением всех слоев крестьянства, полным лишением их прав в общественно-политическом и имущественном положении в основном сосредоточены в главе 11 Уложения.

Соборное Уложение состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей без какой-либо определенной системы. Построение глав и статей каждой из них определялись общественно-политическими задачами, стоящими пред законодательством в период дальнейшего развития крепостничества в России.

Например, первая глава посвящена борьбе с преступлениями против основ вероучения православной церкви, которая была носителем идеологии крепостнического строя. Статьи главы охраняют и закрепляют неприкосновенность церкви и ее религиозных обрядов.

В главе 2 (22 статьи) и 3 (9 статей) дается характеристика преступлений, направленных против личности царя, его чести и здоровья, а так же преступлений, которые совершили на территории царского двора.

4 (4 статьи) и 5 (2 статьи) главы выделяют в особый раздел такие преступления, как подделка документов, печатей, фальшивомонетничество.

Главы 6, 7 и 8 характеризуют новые составы государственных преступлений, связанных с изменой отечеству, преступным деяниям лиц военной службы, установленным порядком выкупа пленных.

Глава 9 освящает финансовые вопросы, касающиеся как государства, так и частных лиц - феодалов.

В главе 10 рассматриваются главным образом вопросы судопроизводства. В ней подробно освещаются нормы процессуального права, которые обобщают не только предыдущее законодательство, но и широкую практику феодальной судебной системы России 16 - сер 17 вв.

Глава 11 характеризует правовое положение крепостных и черносошных крестьян и т. п.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ

Историю З. с. можно разделить на 6 периодов (по Л. В. Черепнину).

Первый период - время Ивана Грозного (с 1549). Соборы, созываемые царской властью. 1566 - собор, созванный по инициативе сословий.

Второй период можно начать со смерти Грозного (1584). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, намечался кризис самодержавия. Соборы главным образом выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных России сил.

Для третьего периода характерно, что земские соборы при ополчениях превращаются в верховный орган власти (и законодательный, и исполнительный), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда З. с. играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни.

Хронологические рамки четвертого периода - 1613-1622 гг. Соборы действуют почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Через них проходит много вопросов текущей действительности. Правительство стремится опереться на них при проведении финансовых мероприятий (сбор пятинных денег), при восстановлении подорванного хозяйства, ликвидации последствий интервенции и предотвращения новой агрессии со стороны Польши.

Пятый период - 1632 - 1653. Соборы собираются сравнительно редко, но по большим вопросам политики внутренней (составление уложения, восстание в Пскове (1650)) и внешней (русско-польские, русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове). В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, помимо соборов, также через челобитные.

Последний период (после 1653 и до 1683-1684) - время затухания соборов (небольшим взлетом отмечен канун их падения - начало 80-х годов 18 века).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ

Переходя к проблемам классификации, Черепнин делит все соборы, прежде всего с точки зрения их общественно-политической значимости на четыре группы:

1) Соборы, созванные царем;

2) Соборы, созван-ные царем по инициативе сословий;

3) Соборы, созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;

4) Соборы, избирающие на царство.

К первой группе принадлежит большинство со-боров. Ко второй группе следует отнести собор 1648 г., который собрался, как прямо сказано в источнике, по челобитью царю людей «розных чинов», а также, вероятно, ряд соборов времени Михаила Федоровича. В третью группу включаем собор 1565 г., на кото-ром стоял вопрос об опричнине, «приговор» 30 июня 1611 г., «со-вет всей земли» 1611 г. и 1611 --1613 гг. Избирательные соборы (четвертая группа) собирались для выборов и утверждения на царстве Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романо-ва, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также, вероятно, Федора Ива-новича, Алексея Михайловича.

Конечно, в предложенной классификации есть условные мо-менты. Соборы третьей и четвертой групп, например, близки по своему назначению. Однако установление того, кем и зачем со-бран собор,-- это принципиально важная основа классификации, помогающая пониманию взаимоотношений самодержавия и сосло-вий в сословно-представительной монархии.

Если теперь присмотреться к вопросам, какими занимались соборы, созывавшиеся царской властью, то, прежде всего, надо вы-делить из них четыре, которые утвердили проведение крупных государственных реформ: судебных, административных, финансо-вых и военных. Это соборы 1549, 1619, 1648, 1681--1682 гг. Та-ким образом, история земских соборов тесно связана с общей по-литической историей страны. Приведенные даты падают на узло-вые моменты в ее жизни: реформы Грозного, реставрация госу-дарственного аппарата после гражданской войны начала XVII в., создание Соборного уложения, подготовка петровских преобразований. Судьбам политического устройства страны были посвяще-ны, к примеру, и совещания сословий в 1565 г., когда Грозный уехал в Александрову слободу, и приговор, вынесенный земским собором 30 июня 1611 г., в «безгосударное время» (это тоже акты общеисторической значимости).

Своего рода политической летописью являются и избиратель-ные соборы, рисующие не только смену лиц на престоле, но и об-щественные и государственные изменения, этим вызванные.

Содержанием деятельности некоторых земских соборов была борьба с народными движениями. Правительство направляло со-боры на борьбу, ведшуюся с использованием средств идейного воздействия, которые иногда сочетались с применяемыми государ-ством военными и административными мерами. В 1614 г. от име-ни земского собора посылались грамоты отложившимся от пра-вительства казакам с увещанием прийти в покорность. В 1650 г. представительство земского собора само отправилось в мятежный Псков с уговорами.

Наиболее часто на соборах рассматривались вопросы внешней политики и налоговой системы (по преимуществу в связи с во-енными нуждами). Таким образом, через обсуждения на заседа-ниях соборов проходили крупнейшие проблемы, стоявшие перед Русским государством, и как-то мало убеждают высказывания, что происходило это чисто формально и правительство могло с решениями соборов не считаться.

ВЫВОДЫ

Специального архивного фонда, где отложились документы земских соборов, не было. Их извлекают, прежде всего, из фондов тех учреждений 18 века, которые ведали организацией созыва и проведением соборов: Посольского приказа (куда вошел Царский архив 16 века), Разряда, Четвертей. Все документы можно разбить на две группы: памятники, рисующие деятельность соборов, и материалы выборов делегатов.

Земские соборы 16-17 века, безусловно, сыграли значительную роль в истории развития Российского государства (в политической и общественной жизни), т. к. были одним из первых представительных учреждений в России. Многие из них оставили ряд юридических памятников (таких, например, как Соборное Уложение 1649 года, «Стоглав» и ряд других), которые вызывают большой интерес у ученых-историков.

Так, роль земского собора 1648-1649 гг. в эволюции самодержавия столь же значительна, что и собора 1549 г. Последний стоит у ее начальной стадии, первый знаменует завершающиеся формы централизации. В зависимости от участия земских соборов в избрании царя дается оценка законности занятия ими престола. Во времена народных восстаний земской собор являлся одним из верховных государственных органов (имел и законодательные, и исполнительные прерогативы).

На соборах избирались цари: в 1584 - Федор Иоаннович, в 1598 - Борис Годунов, в 1613 - Михаил Романов и т. д.

В работе над историей развития земских соборов в 16-17 веке, участвовало и участвует много ученых-историков, это достаточно интересная тема. Существует множество статей и монографий на данную тему, в работах таких знаменитых историков, как В. О. Ключевский, С. М. Соловьев так же значительное место отводится соборам 16-17 века.

высшие сословно-представительные учреждения в России сер. XVI - к. XVII вв. Включали членов Освященного собора, Боярской думы, "государева двора", выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. Рассматривали важнейшие общегосударственные вопросы.

Отличное определение

Неполное определение

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

центральные сословно-представительские учреждения в России в XVI-XVII вв. Включали членов Освященного собора - архиепископов, епископов и др. во главе с митрополитом, с 1589 г. - с патриархом, членов Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. На З. С. рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. В начале XVII в. в период массовых народных движений, польской и шведской интервенции был созван «Совет всея земли», продолжением которого стал З. С. 1613 г., избравший на престол первого Романова - царя Михаила Федоровича. В его царствование З. С. созывались наиболее часто. Практика созыва и хода заседаний З. С. не была строго регламентирована. Соборы утверждали на престоле или избирали царей, утверждали соборное уложение 1649 г., отменили местничество в 1682 г., утвердили договоры о воссоединении Украины с Россией, о «вечном мире» с Польшей в 1683-1684 гг., с их помощью правительство вводило новые налоги, изменяло существующие, обсуждало вопросы внешней политики, необходимость набора войск и др. Иногда к обсуждению предлагались незапланированные вопросы, например, на Соборе 1566 г. был поставлен вопрос об отмене опричнины, введенной Иоанном IV Грозным. С середины XVII в. деятельность З. С. замирает, что объясняется укреплением абсолютизма в России.

Состав З.с. формировался путем представительства от сословных групп, социально-политических и государственных институтов. Представительство было обусловлено статусом лица, определялось выбором или, возможно, назначением (приглашением). Ядром З.с. и его постоянными частями (куриями) были: Освященный собор, возглавлявшийся московским митрополитом (с 1589 г. – патриархом) и включавший архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов влиятельных монастырей; Боярская дума (в т. ч. думные дворяне и думные дьяки), а также (до начала XVII в.) лица, обладавшие по должности правом боярского суда (дворецкие, казначеи, печатник). Основную массу светских феодалов XVI в. представляли различные группы Государева двора (стольники, стряпчие, московские и выборные дворяне, приказные дьяки). От торгово-ремесленного населения на З.с. были представлены привилегированные группы купцов (гости, члены Гостиной и Суконной сотен). С 1584 г. на З.с. присутствовали «выборные» от уездного дворянства, с 1598 г. сотские московских черных сотен, с 1612 г. – выборные от крестьян. З.с. потеряли значение к концу XVII в.

Первые З.с. (1549 и 1566 гг.) органически входят в систему институтов сословно-представительной монархии, сложившейся к середине XVI в., когда был проведен ряд политических реформ.

В июне 1566 г. на З.с. присутствовали только представители земщины, делегаты назначались правительством. Здесь впервые правительство столкнулось с сильной оппозицией. Большая группа бояр, дворян обратилась к царю с челобитной об отставке опричнины. Особо выделяется З.с. 1613 г.: он был более широким и демократическим по составу представительства, чем предшествующие, – на московский трон избиралась новая династия. Некоторое время уже после избрания на царство Михаила Федоровича З.с. не распускался и действовал в качестве верховного органа при царе. В начале XVII в. частые созывы З.с. были необходимы для принятия непопулярных решений о новом напряжении военных и хозяйственных сил страны.

З.с. собирался в одной из кремлевских палат (Грановитой, Столовой и других). Открывал собор дьяк или сам царь. Дьяк зачитывал «письмо» (повестку) для собора. Ответ по вопросу повестки давался по «отдельным статьям» каждым сословием.

Продолжительность З.с. была от нескольких часов (1645) и дней (1642) до нескольких месяцев (1648–1649) и даже лет (1613–1615,1615-1619,1620–1622).

Решения З.с. оформлялись в соборный акт-протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже. З.с. просуществовали до конца XVII в., постепенно теряя свое значение и роль в жизни государства.

Отличное определение

Неполное определение ↓