История и значение владимирской иконы божией матери. История иконы Владимирской Божьей Матери: великая защитница Русских земель

На Владимирской иконе Божья Матерь изображена в темно-красном мафории с алой каймой. На руках - младенец Иисус, обнимающий мать за шею, крепко прислонившийся своей щекой к её щеке. На одежде Спасителя нанесен клав - зеленая полоса, символизирующая царскую власть. Фон иконы - золотой. Этот цвет - символ божественного света. По бокам видны монограммы МР ФV (сокращение от греч. «Матерь Божья») и IС ХС («Иисус Христос»).

Иконографический тип иконы - «Умиление». Подобный способ изображения Богоматери символизирует её нежность, любовь, заботу, которую передает Мария не только Сыну Господа, но и всем нам. Ведь каждый человек, можно сказать, её ребенок.

Если спросить о Владимирской иконе Божией Матери иконографиста, он кратко даст следующее описание:

  • Материалы изготовления - левкас, сусальное золото, темпера, твореное золото, дерево.
  • Размеры - 71х57 сантиметров.
  • Написана примерно в XII веке. Это утверждение расходится с приданием о происхождении святыни.
  • Линии – плавные, пропорции удлинены.
  • Одежды украшены, есть множество мелких деталей.

Придание о сотворении иконы и её появлении на Руси

Согласно приданию, оригинал иконы написал Лука на столешнице, за которой ужинали Иисус, Дева Мария и Иосиф. Увидев портрет, Божья Матерь произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». После в Византии был сделан список, который пробыл там до 450 года. Его отправили одному из царей Константинополя.

В 1131 году патриарх Лука Хрисоверг решает передать список в дар Юрию Долгорукому. Его сын по имени Андрей, в церковной истории более известный как Боголюбский, отправляется с юга Руси на север. Цель похода - создание независимого от Киева государства с центром в Московии. В ходе путешествия он посещает Владимир и остается там на несколько дней. После отъезда с иконой на несколько километров от города, начали твориться чудеса. Кони отказались идти дальше. Дело было не в усталости или голоде - смена скакунов не дала результата. Тогда Боголюбский начал усердно молиться перед образом. Ему явилась сама Матерь Божья и сказала, что святыня должна остаться во Владимире. В её честь нужно построить храм. Князь повиновался - на долгие годы икона оставалась в городе, исцеляла больных, помогала просящим в их бедах. С тех пор список начал называться Владимирским.

Сегодня икона хранится в храме-музее святого Николая. Он расположен в Толмачах, Тверская область.

Подробное описание

Иконографическая схема, основа списка, включает фигуру Девы Марии и Младенца Иисуса. Сын прильнул к матери ликом, обнимает её за шею. Голова Марии склонена к младенцу. Владимирская икона отличается, с точки зрения иконографии, от других тем, что на ней четко видна подошва ступни Спасителя.

Многие специалисты считают, что икона изначально была двусторонней. Об этом говорит геометрия холста, нанесенных деталей изображения. В Византии нередко создавали подобные образы.

Символика иконы глубока, многогранна. Богородица - символ души, находящейся близко к Богу. То, как обнимает Марию Сын, наводит знатоков на мысль о его будущих страданиях за все человечество.

Символизм

С богословской точки зрения, икону интерпретируют как предназначение Младенца жертве во имя всего человечества. Подобное толкование вызвано тем, что на обороте изображен символ Страстей: престола со святым духом в образе голубя. За престолом - символы страданий Иисуса (крест, копие, трость с губкой). Мария, ласкающая младенца, и символ страстей вместе дают иконе следующий смысл: мать пронизана любовью к своему сыну, но добровольно отдает его на мучения, приносит свою жертву во имя человечества.

Стиль

Период написания иконы в Византийском искусстве характеризуется дематериализацией живописи. Образы размыты, практически нет точных линий. При этом присутствует множество деталей. Одежда младенца и Богоматери имеет множество линий, бессильных движков, орнаментально легших на рисунок.

Владимирская икона - практически канонический образец живописи тех времен. В ней нет нарочитой графичности, линии не противопоставляются объему. Главное средство выражения - соединение слабо наведенных линий. Это создает впечатление нерукотворности.

Сотворенные чудеса

Владимирская икона быстро прославилась на Руси, как чудотворная. Она стала одной из самых значимых святынь в истории государства и церкви. Через этот образ к Божией Матери обращались как простые люди, так и высшие духовные чины, князи и монархи. Дева Мария услышала каждого, кто приходил к ней с чистыми намерениями, молился искренне, от всего сердца.

Кажется, что этот образ находится в особом внимании у самой Небесной Царицы. Не раз она сама указывала, где ему оставаться, куда перемещать. Кроме случая с князем Боголюбским, когда он не смог увезти святыню из Владимира, было засвидетельствовано ещё одно чудо. Список самовольно перемещался в храме. Это заметили трижды, после чего перед иконой помолились и забрали в Ростовский край.

Зафиксированные в летописях чудесные исцеления и спасения:

  • Жена священнослужителя, будучи беременной, молилась у образа Девы Марии. Она просила защиты ей и ребенку, женского счастья, здоровья. Как-то раз в конюшне взбесилась лошадь. Она металась, крушила все вокруг, кидалась на всех людей. Только чудом от неё убереглась женщина, находившаяся там.
  • Мария, одна из настоятельниц монастыря, была помилована - Божья Матерь избавила её от слепоты. Женщина, читая молитву, омыла глаза водой от иконы.
  • Однажды упали Золотые ворота башни, которая контролировала въезд. Под ними оказалось 12 человек. Пока собирали людей, готовились поднять конструкцию, князь Андрей Боголюбский усердно читал молитву. В итоге ни один из людей не пострадал. Они даже не получили серьезных увечий.
  • Некая Ефимия страдала от болезни сердца. Узнав о чудотворной иконе, она послала во Владимир священника с богатыми дарами (золотом, украшениями, драгоценностями). Из монастыря ей передали воду, омывавшую святыню. После того как женщина выпила её, прочла молитву, болезнь отступила и больше никогда не возвращалась.

Дни празднования и связанные с ними события

В России троекратно празднуют дни иконы. Каждый из дней почитания связан с крупным событием из истории государства.

Святыня приобрела известность не только чудесными исцелениями. Через неё Божья матерь гласила Божью волю, наказывала за грехи, даровала помилование. Три раза она услышала чистосердечные молитвы народа и правления, защитила Россию от многочисленных войск иностранных захватчиков.

Празднования происходят:

  • 3 июня (по старому стилю - 21 мая). 1521 год: Хан Мехмет Гирей собрал войско и пошел на Москву, по дороге сжигая поселения, убивая или забирая в плен жителей. Его войско было огромным - город не смог бы выстоять, пал бы при блокаде или сражении. Митрополит Варлаам собрал молитвенную службу, посвященную просьбе о прощении, отпущении грехов, защите от захватчика. Одной из инокинь приснился сон, в котором икону выносили из города. Она поняла, что этого делать ни в коем случае нельзя и рассказала о своем видении. Сделала она это вовремя: священнослужители как раз собирались покинуть Москву, спасая святыню. Их остановили Варлаам Хутынский и Сергей Радонежский. Все вместе они прочли молитву, после чего вернули список на место. В то же время хану приснился сон: Небесная Царица с огромным войском, наступающая на него. Мехмет Гирей понял, что она - заступница славян. В тот же день войска отступили.
  • 6 июля (по старому стилю - 23 июня). 1480 год: хан Ахмат собрал многочисленное войско, чтобы захватить Москву. Он остановился на берегу реки Угры, называемой тогда «Поясом Богородицы». С другой стороны собралось русское войско. Оно значительно проигрывало в численности полкам захватчика. Высшие духовные и правительственные чины, все православные люди молились Владимирской иконе о спасении. Митрополиту Геронтию явилась Божия Матерь. Она сказала, что нападение - это Божья кара за грехи. Но искренними молитвами славяне искупили свою вину. Геронтий сразу же сообщил князю о том, что он может наступать - Дева Мария поможет в битве. Но бой так и не состоялся. Русские войска не потянулись через реку, а, наоборот, отошли назад, заняв удобные позиции для обороны. Хан испугался, что его заманивают в ловушку. В ночь на 23 июня (по старому стилю) он отступил.
  • 8 сентября (26 августа) происходит торжественное поклонение святыне. 1359 год: хан Тамерлан захватил Рязань, близлежащие поселения и отправился на Москву. Огромное войско сметало все на своем пути. Русская армия смогла бы с ним справиться разве что при огромных потерях. Тогда высшим духовенством Владимира были организованы литургия, молитвенный обряд и крестный ход с иконой к Москве. По обе стороны дороги собрались христиане. Они падали ниц и просили Божью Матерь только об одном: уберечь Москву. В то же время Тамерлану приснился сон: огромная гора, с которой спускаются священники. В их руках - золотые посохи, над головами парит Божья Матерь. Жрецы хана, узнав о сне в один голос заявили, что он - вещий и посоветовали отступить.

Считается, что по сей день через Владимирскую икону Божья Матерь защищает Россию.

Дни празднования иконы:
3 июня – в честь спасения Москвы от хана Махмет-Гирея в 1521 году.
6 июля – в память об избавлении Руси от хана Золотой Орды Ахмата в 1480 году.
8 сентября — Сретение Владимирской иконы, в память об избавлении Москвы от войск Тамерлана в 1395 году.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Владимирской Иконе Божией Матери всегда молились о сохранении страны, о помощи в защите от врагов. К этой иконе обращаются во время различных бедствий и просят о помощи в исцелении от болезней.
Богородица через этот образ помогает примирить враждующих людей, смягчает человеческие сердца, помогает принять верное решение, укрепляет веру.
Были случаи, когда молитвы Владимирской иконе избавляли от бесплодия или болезней детородных органов. Икона особо охраняет матерей и их детей, способствует легким родам, дает здоровье малышам, помогает при болезнях сердца и сердечно-сосудистой системы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Согласно преданиям, святой образ Божией Матери этой иконы был создан апостолом и евангелистом Лукою прямо на поверхности стола, за которым совершали трапезы Спаситель и Пречистая Дева:

“ Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих”.

Увидев сотворенный образ, Богородица произнесла:

«Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

В начале 12-го века с этой иконы сделали специальный список, сама же Владимирская икона в то время, находилась в Константинополе. Список передали в качестве дара Юрию Долгорукому, великому князю Киевскому. Святую икону привезли в Киев и поместили в Богородичный монастырь.
У Юрия Долгорукого было несколько сыновей, они постоянно ссорились друг с другом из-за отцовского наследства. Одному из сыновей, князю Андрею, надоели ссоры братьев и в 1155 году тайно от отца, взяв из Богородичного монастыря икону, он направляется на север государства, чтобы там создать свое княжество, которое было бы независимым от Киева.

Для иконы сделали площадку и повезли на специальной упряжке. На протяжении всего пути, князь Андрей усердно молился Богородице.
После отдыха во Владимире, князь собрался продолжить движение, но отъехав совсем немного от города, его лошади остановились. Их пытались заставить идти дальше, но все попытки были безуспешны. Даже после смены лошадей, ничего не изменилось – караван не двигался. Князь Андрей начал горячо молиться Божией Матери и во время молитвы ему явилась сама Царица, повелев чудотворную икону оставить во Владимире, а домом для нее станет собор, который князь должен будет построить. Так этот образ и получил название – Владимирская икона Божией Матери.
В Москву Владимирская икона была перевезена в 1480 году. Ее разместили в Успенском соборе, а во Владимире остался список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым.

Место встречи (или «сретение») иконы в Москве увековечено Сретенским монастырем, который был воздвигнут в честь этого события, а улица получила название Сретенка.

Сразу после революции Успенский собор в Кремле был закрыт. В 1918 году чудотворный образ Богородицы был перенесен в Государственную Третьяковскую галерею, где икона находилась до 8 сентября 1999 года. Потом она была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах.

НЕКОТОРЫЕ ЧУДЕСА, КОТОРЫЕ СОТВОРИЛА ИКОНА ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В истории есть немало свидетельств о необычных чудесах, происходивших с Владимирско иконой Божией Матери.
В 1395 году хан Тамерлан со своими войсками напал на Русь. В это время, крестным ходом, больше десяти дней, несли на руках икону из Владимира в Москву. Люди стояли по обеим сторонам пути и молились Святому образу на иконе: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». По этим молитвам Тамерлану приснился сон, что с вершины высокой горы спустились христианские святители, в руках они держали жезлы из золота, а над ними появилась Величавая Женщина и велела ему оставить Русь в покое. Тамерлан проснулся в тревоге и послал за толкователями снов, которые объяснили хану, что сияющая Женщина и есть образ Божией Матери, защитницы всех христиан. Прекратив свой поход, Тамерлан покинул Русь.

В 1451 году, во время нападения татар на Москву, митрополит Иона пронес икону крестным ходом вдоль городских стен. Ночью нападавшие слышали сильный шум и решили, что это на помощь осажденным идет со своим войском князь Василий Дмитриевич, утром они сняли осаду и отступили от городских стен.

В 1480 году должна была состояться битва русских войск с татаро-монголами. Противники стояли на разных берегах реки и готовились к битве, но она так и не состоялась. Это «великое стояние на реке Угре» закончилось бегством татаро-монгол, в которое обратила их Божия Матерь через свою Владимирскую икону, находившуюся впереди войска русского.

В 1521 году войска хана в очередной раз подошли к Москве, начали жечь посады, но неожиданно отошли от города, не причинив столице существенного вреда. Это событие также связывают с защитой чудотворной иконы, в честь которого был установлен ее третий праздник.

Икона Владимирской Божией Матери всегда принимала участие в важных событиях нашего государства. С ней народ шел в Новодевичий монастырь к Борису Годунову, чтобы посадить его на царство, эта икона встречала войска Минина и Пожарского, которые в 1613 году изгнали польских захватчиков.

Для нашей страны икона Владимирской Божьей Матери имеет огромное значение. Во времена тяжелых испытаний молитвы к ней не один раз спасали Русь от разрушительных вражеских нападений, которые были отражены, благодаря заступничеству Богородицы через Ее святую икону.

Интересный факт

Часть от образа иконы Владимирской (глаз и нос) были взяты для логотипа созданной в 1989 году Мелом Гибсоном кинокомпании Icon Productions. Эта студия выпустила такие фильмы, как «Страсти Христовы» и «Анна Каренина».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем, величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой
святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

ВИДЕОФИЛЬМ

Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Владимирской

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.

Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.

По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы. Посмотрев на них, Пречистая сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих икон известна нам под именем Владимирская.

До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону (вместе с другим образом Богородицы, известным как «Пирогощая») в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея, сына Юрия Долгорукого.

Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей без ведома отца взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с усердием и радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих, но не пошли и те. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160 года — она получила наименование Владимирская.

В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты.

После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность.

А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас.

Много иных чудес было явлено от чудотворного образа.

В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.

Было это 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы

Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной 26 августа 1395 года Сретенский монастырь: «да не забудут людие дел Божиих». Так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году.

В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.

В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.

Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе: 21 мая — в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 26 августа — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

Особый извод Владимирской иконы именуется «Древом государства Московского». Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. На ней изображены святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях — медальоны с сонмом русских святых, а в центре — овальный образ Владимирской. Как в иконе «Похвала Богоматери» библейские пророки пишутся с развернутыми свитками, на коих начертаны слова акафиста, так и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское.

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о Пречудная Владычице, Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд.

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию; или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа; или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

На одном из первых мест в списке наиболее почитаемых в России образов стоит икона Владимирской Божьей Матери. Значение ее для страны огромно. В свое время молитва к ней не единожды спасала Россию от сокрушительных набегов захватчиков. Только благодаря заступничеству Божьей Матери этого удалось избежать.

Величественна история и значение Владимирской иконы Прежде всего для русского народа, ведь она поистине его защитница.

Происхождение и странствие иконы Владимирской Божьей Матери

О возникновении иконы гласит древнее предание. Написал ее тогда, когда еще была жива Богородица. Создавался образ на доске от стола, где происходила трапеза всего Святого Семейства.

До 450 года икона находилась в Иерусалиме, в этом же году ее отправили в Константинополь. Там она хранилась где-то приблизительно до 1131 года.

В XII веке икона Владимирской Божьей Матери была подарена Киевской Руси Лукой Хрисовергом (Константинопольский патриарх). Ее направили в Богородичный монастырь в Вышгороде.

Когда она пробыла там некоторое время, икону увозит оттуда Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукова). В своем странствии он останавливается в городе Владимире, где ему и было знамение Богородицы. На месте этого чуда был воздвигнут храм, в котором и осталась икона. Теперь она стала именоваться Владимирской.

Нынче же там хранится список, который был написан Андреем Рублевым. Оригинал иконы был перенесен в 1480 году в Успенский собор, который находится в Москве. Затем образ еще два раза переносили: в 1918 году - в Третьяковскую галерею, а в 1999 году - в храм Святителя Николая. В последнем она и хранится до сих пор.

Великой святыней является Владимирская икона Божией Матери. Об истории и значении иконы для русского народа записано множество историй, которые случались в древние времена и в нынешнее время.

Чудесные явления, связанные с этой иконой

Таковых действительно великое множество. И не только с оригиналом иконы они связаны, но и со списками, которых было создано большое количество.

Помимо троекратного и зафиксированного спасения земли русской от нашествия иноземного ига, Богородица не раз проявляла свою волю через нее. К примеру, где должна остаться была икона (во Владимире), там князю Андрею Боголюбскому было знамение во время молитвы.

Помимо этого, еще в храме в Вышгороде были зафиксированы случаи перемещения иконы. Она как бы не находила себе места. Три раза ее находили в разных частях храма, в итоге после молитвы Андрей Боголюбский взял ее с собой в Ростовскую землю.

Затем же были многочисленные случаи исцеления простого люда. К примеру, водой, омывшей икону, могли излечить болезнь. Так происходили исцеления глаз, сердца.

Так становилась Владимирской Божьей Матери. Значение ее как для простого люда, так и для великих мира сего было неоспоримым. Она была свидетельницей многих важных действий в России. Это и назначение патриархов, и военные походы. Также перед ней присягали на верность родине и проводили коронацию нескольких монархов.

Молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери

Молитва Владимирской иконе Божией Матери - это поистине спасение для государства, в котором случилась смута или раскол. Она позволит стихнуть страстям, умерить гнев и вражду. Помимо этого, при возникновении еретических настроений также следует возносить молитву этому образу.

Многие верующие обращаются к иконе во время болезни, а также при необходимости принять какое-либо важное решение.

Молитва начинается с почтительного обращения: “О Всемилостивая Госпоже Богородице”. Далее просится оградить людей и землю русскую от разных потрясений, защитить весь чин духовный. Молитва Богородице укрепляет веру и дает силу для преодоления напастей и бед.

Значение иконы для России

Владимирская икона Божией Матери - самая любимая икона на Руси. И на самом деле она столько защищала ее от всего, было явлено многочисленное количество знамений, исцелений.

Пожалуй, интересным знамением было то, что Божья Матерь сама выбрала место для пребывания своей иконы, которая в дальнейшем стала называться Владимирской. Это было уже упомянутое ее явление Андрею Боголюбскому.

Затем были еще некоторые знамения ее заступничества за землю русскую. К примеру, в 1395 году ожидалось великое нашествие завоевателя Тамерлана, который покорил уже множество земель и приближался к границе русичей. Казалось, не миновать уже сражения, однако всеобщая молитва Владимирской иконе Божьей Матери не позволила этому случиться.

По одной из версий, Тамерлан узрел во сне Величественную Богородицу, которая приказала ему оставить эту землю.

И так случалось не один раз. Вера людей все увеличивалась после каждого очередного спасения. стала действительно чудотворной и наиболее почитаемой. С нее писалось большое количество списков, которым также поклоняются верующие. Всегда было важным значение икон. Владимирская Божия Матерь на Руси особенно почиталась.

Дни празднования

Так как икона считается избавительницей от внешних нападений на Российскую землю, а также ее защитницей, то празднование в честь нее происходит три раза в году. Каждая из этих дат выбрана не просто так.

  • 26 августа поклоняются иконе Владимирской Божией Матери за освобождение от Тамерлана в 1395 году.
  • 23 июня происходит празднование в честь победы над татарским игом, которое случилось в 1480 году.
  • 21 мая - празднование в честь победы над ханом Махмет-Гиреем, которая произошла в 1521 году.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери спасала не раз Россию.

Списки иконы Владимирской Божьей Матери

Существуют многочисленные списки, которые были написаны с этой иконы. Самыми известными можно считать такие:

  • Оранская икона. Она была написана в 1634 году.
  • Ростовская икона. Этот образ датируется XII веком.
  • Красногорская икона. Ее написание относится к 1603 году.
  • Чугуевская икона. Точная дата создания не известна.

Это далеко не все имеющиеся списки с иконы. Первые из них были написаны тогда, когда образ только появился на российской земле. Позже также создавали с нее списки, самых древних сейчас осталось два.

Очевидно, такое многообразие говорит, что очень почитается икона Владимирской Божьей Матери, значение которой для верующих велико.

Иконография образа

Если говорить о написании этого образа, то его стиль относят к “ласкающему”. Он характеризуется тем, что иконы этого типа говорят об общении Богородицы и ее Сына, т. е. это глубоко человеческая сторона Святого Семейства.

Считается, что в раннехристианском искусстве не существовало подобного стиля написания икон, он появился уже значительно позже.

Этот стиль написания содержит две центральные фигуры. Это Божья Матерь и младенец Иисус Христос. Их лики тесно соприкасаются, Сын обнимает Матерь рукой за шею. Этот образ очень трогателен.

Особенность, которую имеет икона Владимирской Божьей Матери, значение ее, - появление пяточки младенца, чего нет на других, подобных этому типу.

Эта икона двусторонняя. На обороте изображен престол и символы Страстей. Это говорит о том, что сама икона несет в себе особую идею. Это будущая жертва Иисуса и оплакивание его Матерью.

Также существует мнение, что эта икона - это список Богоматери Ласкающей из Влахернской базилики. В любом случае Владимирский образ уже давно стал самостоятельным чудесным ликом.

Другие почитаемые иконы Божьей Матери

Помимо Владимирской Богородицы, существует еще множество чудотворных образов, к которым обращаются. Итак, перед какой иконой Божией Матери о чем молятся обычно?

  • К примеру, молитва перед Иверской иконой помогает увеличить плодородие земли, а также она является утешительницей в различных бедах.
  • Молитва перед Боголюбской иконой является помощью во время эпидемий (холера, чума).
  • При раковых заболеваниях возносят молитвы образу Божьей Матери Всецарицы.
  • Казанская икона является благословляющей на вступление в брак, а также защитницей от различных нашествий и в тяжелые времена.
  • Образ Божьей Матери "Млекопитательница" очень почитаем кормящими матерями, также ему возносят молитвы во время родов.

Как видно, очень много образов, которые своими чудесами помогают верующим. Всегда следует обращать внимание на значение икон. Владимирская Божия Матерь не исключение. Просто каждый из образов берет на себя заступничество в различных ситуациях. Божья Матерь как бы охватывает все горести и печали своих подданных, помогая им в трудностях.

Владимирская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых православных икон. Её история загадочна. По легенде Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой на доске того стола, за которым трапезничали Иисус Христос, Богоматерь и Иосиф Обручник. До 450 года образ пребывал в Иерусалиме, затем был перевезен в Константинополь , а в XII веке попал на Русь.

Православные христиане верят, что икона, написанная два тысячелетия назад, дошла до нас в первозданном виде. Однако беспристрастные ученые датируют Богоматерь Владимирскую началом XII века и полагают, что если она и имеет отношение к иконе кисти евангелиста Луки, то является лишь списком с ее более древних списков. По версии искусствоведов, Богоматерь Владимирская была написана в Византии.

Около 1131 года константинопольский патриарх Лука Хрисоверг в качестве подарка князю Мстиславу отправил ее в Киев. Икону поместили в Богородичный монастырь городка Вышгород, отсюда украинское название этой иконы – Богоматерь Вышгородская. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир , поэтому в России икона известна как Владимирская. Хранилась святыня в главном храме города – Успенском соборе . Князь повелел украсить ее дорогим окладом, на изготовление которого, если верить легенде, ушло 5 килограммов золота.

В 1237 году Владимир был захвачен монгольским ханом Батыем . Его войска разграбили Успенский собор, разбили множество икон, но с Владимирской Богоматери лишь сняли оклад, а сам образ оставили невредимым.

С Владимирской иконой Божией Матери связано множество чудес. В 1395 году во время опустошительного нашествия на Русь хана Тамерлана святыню принесли в Москву для защиты города от неприятеля. Разоряя один город за другим, войска Тамерлана, дойдя до предместий Москвы, остановились и, простояв на одном месте две недели, повернули вспять. По легенде, Тамерлану явилось видение: перед ним предстала высокая гора, с которой спускались святители в золотых одеждах, а в небе, окруженная сиянием, явилась Богородица и велела полководцу оставить пределы Руси. Тамерлана обуял неизъяснимый страх, и он отдал приказ к отступлению.

Чудесное спасение города от уничтожения связали с Владимирской иконой Божией Матери. На месте встречи («Сретения») москвичей с чудотворной святыней был воздвигнут Сретенский монастырь, который дал название улице Сретенке.

Икона Владимирская Богоматерь (деталь)

В 1451 году произошло еще одно чудесное избавление Москвы от захватчиков. Ногайский царевич Мазовша со своим войском осадил город. Москвичи, силы которых были слишком малочисленны, чтобы противостоять неприятелю, решили прибегнуть к помощи своей Небесной Защитницы. Они взяли Владимирскую икону из Успенского собора, где та пребывала со времени нашествия Тамерлана, и совершали с ней крестные ходы по стенам города, молясь о заступничестве Богородицы. На следующий же день несметные полчища Мазовши отступили. Предание гласит, что захватчики услышали необычайно сильный шум. Они решили, что на них надвигается огромное войско и в страхе пустились в бегство.

Следующее чудо, связанное с Владимирской иконой Божией Матери, произошло в 1480 году, во время эпохального «стояния на реке Угре », которое положило конец татаро-монгольскому игу на Руси. Великий князь Иван III отказался платить дань орде , и хан Ахмат послал свои войска наказать непокорных. Русская и татарская армии встретились на реке Угре, и никто не решался первым форсировать водную преграду. Русские войны в первых рядах держали Владимирскую икону Божией Матери. Татары так и не рискнули пойти в атаку. Они отступили и больше никогда не возвращались на русскую землю.

С Владимирской иконой связывают также чудесное спасение Руси от нашествия в 1521 году крымского хана Махмет-Гирея. Стотысячное войско неприятеля, опустошительным вихрем пронесясь по русским землям и дойдя до Москвы, неожиданно повернуло вспять. Это чудо, как и другие сверхъестественные избавления от захватчиков, православные христиане считают промыслом Богоматери-Заступницы.

После стольких чудес, связанных с Владимирской иконой, она стала почитаться одной из главных русских православных святынь. Перед ней приносили присягу на верность России, совершали молебны, отправляясь в военные походы, избирали патриархов и митрополитов.

До 1918 года образ хранился в Успенском соборе Московского Кремля , откуда, после закрытия храма, был перемещен в Третьяковскую галерею. Сегодня Владимирская икона находится в храме-музее Николая Святителя в Толмачах. Ее роскошный драгоценный оклад стал отдельным экспонатом, пополнившим коллекцию Оружейной палаты.

Владимирская икона Божией Матери. Видеофильм

Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Елеуса или «Умиление». Младенец Христос прильнул щекой к щеке матери, голова которой склонена к сыну. От других икон типа Елеуса Владимирская икона отличается тем, что левая ножка младенца согнута по-особому и нам видна ее ступня.

За девять веков своего существования Владимирская икона была по меньшей мере 4 раза записана новой живописью, а также пережила несколько реставраций. Во время одного из поновлений в начале XV века на задней стороне иконной доски был написан сюжет, изображающий Этимасию – престол, уготованный для второго пришествия Христа, и орудия Страстей Христовых.

Последняя масштабная реставрация иконы была проведена в 1919 году с целью освобождения древней живописи от более поздних наслоений. К сожалению, от первоначального письма остались лишь небольшие разрозненные фрагменты.

С Владимирской иконы было написано огромное количество списков. Многие из них почитаются как чудотворные, например, широко известная Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» (1524). Кроме того, знаменитая святыня стала основой для создания новых иконографических сюжетов, таких как «Сказание о Владимирской иконе», «Владимирская икона с акафистом», «Сретение Владимирской иконы» и «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства российского».

По материалам работ И. И. Мосина. Другие статьи о древнерусском искусстве – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»