Самые интересные фантастические произведения. Жанр "научная фантастика"

В последнее время любое научно-фантастическое произведение непременно вызывает волну комментариев со стороны учёных. Как на самом деле работала бы чёрная дыра из «Интерстеллар»? Смог ли бы реальный Марк Уотни выжить на реальном Марсе? Что правда, а что нет в «Гравитации»? Все хотят знать, как жанр, имеющий в своём названии слово «наука», на деле с ней связан. Не секрет, что писатели-фантасты сами подчас были учёными и что многие научные деятели вдохновлялись фантастическими сюжетами, работая над своими открытиями или изобретениями. Григорий Пророков расспросил несколько учёных об их любимых научно-фантастических романах, о том, как они на них повлияли, и насколько события книг достоверны с точки зрения науки.

Николай Кукушкин, биолог

В сказке законов нет - весь мир полностью зависит от воли автора. Поэтому сказка в преломлении к реальности имеет очень ограниченное применение: образное, метафорическое, эмоциональное. Научная фантастика - это литературный эквивалент такого понятия, как мысленный эксперимент. То есть все законы - физические, биологические, социальные, - в отличие от сказки, здесь присутствуют. Но с чётко оговорёнными изменениями. Всё как обычно, но вот войну выиграли фашисты - давайте посмотрим, что от этого будет по-другому. Именно поэтому, мне кажется, действие в научной фантастике часто разворачивается в будущем: будущее проще мысленно видоизменить, не нарушая при этом общей картины мира. Как учёному научная фантастика мне интересна именно как мысленный эксперимент. А что если будет так, а не эдак? Что изменится, если прилетят инопланетяне? Что изменится, если летать со скоростью света? В этом смысле всё популярное объяснение теории относительности Эйнштейна - типичный научно-фантастический роман (летал, например, один космонавт двадцать лет к далёким звёздам, а вернувшись молодым и бодрым, обнаружил дома состарившегося брата-близнеца - это ж какая драма!).

Филип К. Дик

«Мечтают ли андроиды об электроовцах?»


Я занимаюсь работой мозга и постоянно сталкиваюсь с вопросами, которые большинству людей, наверное, кажутся исключительно философскими. Где заканчивается мышление и начинается рефлекс? Отличается ли принципиально человек от животного? А от робота? А что если заменить каждый нейрон на металлические детали, точно воспроизводящие физические свойства клетки? В «Андроидах» Дика это главная тема: имеем ли мы право проводить черту между собой и чем-то, что выполняет те же самые задачи иными способами? Мне всегда особенно вспоминается одна сцена из книги. Главный герой, Рик Декард (фамилия подозрительно напоминает одного француза, который мыслит, следовательно, существует), ссорится с женой и, стоя над прибором, который в книжке называется «органом настроения», решает, что выбрать: подавление злости или её усиление, - чтобы выиграть спор. На что жена с угрозой предупреждает: если выберешь ярость, я тоже её выберу. Сегодня мы фактически стоим у порога создания «органа настроения». Медикаментами можно подавить депрессию. Точечной микростимуляцией мозга можно вызвать такие сложные и конкретные эмоции, как, например, решимость перед лицом опасности. Простым электродом над левой бровью можно улучшить память и повысить внимание. Мы постепенно покрываем себя устройствами, которые регистрируют, а в будущем наверняка смогут и модифицировать, все наши физиологические показатели. На каком этапе мы станем скорее андроидами, чем людьми? И есть ли вообще смысл в таком разделении, или наше «я» - исключительно виртуальное понятие? Я лично склоняюсь к последнему варианту. Дик, мне кажется, тоже.

Олдос Хаксли

«О дивный новый мир»


В сущности, тот же самый вопрос, только касающийся не нервной системы и сознания, а организма в целом: до каких пределов мы можем воздействовать на свою биологию, при этом оставаясь людьми? «О дивный новый мир» обычно считают антиутопией. Суть там в следующем: люди настолько продвинулись в науках, что создали идеальный мир, где детей клонируют, выращивают в инкубаторах и загодя программируют на выполнение определённых задач. Альфы - элита, занимающаяся интеллектуальным трудом, беты - чуть похуже, и так далее вплоть до эпсилонов, которые используются фактически как рабы. Ужас. Но все довольны! Ну, кроме главного героя, конечно. Люди едят специальный безвредный наркотик, который решает все эмоциональные проблемы, и живут припеваючи. Эпсилоны не могут быть альфами ни физически, ни психологически - да и не хотят они альфами быть. Мир просто разделён на разные сферы труда, и всё вместе работает прекрасно. Единое государство, никаких войн, никаких проблем. Но идея такого евгенического будущего щекочет нервы. Хаксли не знал даже про ДНК, не говоря уже о тех колоссальных успехах генной инженерии, которые произошли за последние восемьдесят лет. Если бы человеческое общество задалось такой целью, то «О дивный новый мир» сейчас можно было бы воссоздать очень близко к тексту - а лет через десять-двадцать и вовсе дословно. Есть множество причин, по которым мы не будем этого делать, но не упускаем ли мы чего-то важного? Хаксли мне всегда нравился своей отстранённостью: в «1984» Оруэлла нет особых колебаний по поводу того, что хорошо, а что плохо. «О дивный новый мир» вроде как ужасный и тоталитарный, но как можно спорить с всеобщим счастьем?

Стивен Кинг

«Долгий джонт»


Смешно, конечно, ставить Кинга рядом с Диком и Хаксли, но «Долгий джонт» я прочитал лет в двенадцать и с тех пор думаю о нём просто постоянно. Ни одного другого рассказа из сборника не помню даже примерно, а вот «Джонт» - да. Там изобрели способ телепортации (джонт) , который работает только под анестезией. Если человека телепортировать в сознании, то он либо сразу умирает, либо сходит с ума. Суть в том, что тело перемещается быстро, а сознание ползёт от Земли до Марса целую вечность. Но если сознание отключить, то человек ничего не замечает. Эта история мне напоминает эдакий американизированный и футуристический дзен-коан. Своего рода вопросительная медитация на тему нейробиологии. Можно ли отделить сознание от тела? В каком пространстве и в каком времени оно существует? Это далеко не так очевидно, как кажется. Существуют вполне обоснованные точки зрения на сознание как особую физическую величину. Вот есть масса, а есть сознание: оно в какой-то форме присутствует и у человека, и у кошки, и даже у стола или электрона. Это не значит, что электрон знает, что он электрон, но если бы мы вдруг стали электроном, то что-то мы бы ощутили. Это гипотеза, помимо которой существует много других. Понятно только одно: всё, что мы знаем о своём «я», - это просто катастрофическое упрощение. Телепортация путём переползания спящего сознания из одной точки в другую - на этом этапе это может быть как бредом, так и гениальной идеей. Если бы сказали кому-нибудь двести лет назад, что время на горе течёт быстрее, чем под горой - они бы рассмеялись вам в лицо. Сейчас без этого знания не работал бы ни один GPS-навигатор. Рассказ я люблю ещё и потому, что прочитал его на русском и добрые пятнадцать лет считал, что в оригинале «долгий джонт» должен быть аллюзией на «длинный джойнт». Но выяснилось, что называется рассказ просто «The Jaunt» и к рекреационной марихуане отношения не имеет ровно никакого.

Дэн Симмонс

тетралогия «Песни Гипериона»


Йоханахан Колудар, биолог

Межпланетные путешествия через нуль-Т-порталы, интергалактическое государство Гегемония Человека, раса искусственных интеллектов с собственной, странной политикой и подковёрными играми - любой из идей, которыми эта книга просто нашпигована, хватило бы на отдельный роман. Клоны всех известных деятелей за всю историю, раса людей, которая изменила себя генетически до полной неузнаваемости, десятки планет - каждая со своей культурой, все из которых имеют хорошо прослеживаемые истоки в нашем времени. Ко всему этому добавляется очень странная мистика, которая, однако, полностью вписывается в научно-фантастические рамки. Примерно так же было бы, если бы Дэвид Линч снял «Звёздные войны» по мотивам «Космической одиссеи» Кубрика.

Фрэнк Герберт

серия романов «Хроники Дюны»


Более продуманного будущего человечества я не встречал ни в одной другой книге. После всевозможных войн машин против людей, машин против машин, людей против самих себя и других людей наступает более-менее светлое будущее. Человечество расселилось, а ставшие почти отдельным подвидом математики используют уникальный наркотик, спайс, для межзвёздной навигации. Кроме них спайс использует «Бене Гессерит» - тайное общество, членов которого все считают ведьмами, высшие эшелоны власти, устроенной по аристократической модели, да и вообще все, у кого есть деньги, чтобы многократно усилить свои умственные способности. Так повелось, что спайс есть только на одной планете - Аракисе, также известной как Дюна. Тот, кто контролирует Дюну, контролирует Галактику. Пожалуй, более влиятельным произведением фантастики (sensu lato) двадцатого века является только «Властелин колец». Благодаря «Дюне» появились «Звёздные войны», «Дюну» же можно узнать в «Игре престолов». В первой экранизации должны были принимать участие Сальвадор Дали, Мик Джаггер, Орсон Уэллс, Pink Floyd и Ганс Гигер. Фильм прогорел, отрисованные для него концепты распродали, и целый набор научно-фантастических фильмов появился на их основе. В России, по идее, книга должна бы продаваться в целлофане и с наклейкой. Основа сюжета ведь - борьба за наркотик.

Клиффорд Саймак

серия рассказов «Город»


«Город» начинается в недалёком будущем, а заканчивается почти через тысячу лет, когда последние люди вошли в стадию анабиоза, чтобы из неё больше никогда не выйти, потому что устали жить. За это время успевает произойти совершенно всё, что только возможно. При этом книга удивительно сочетает гуманистический посыл, уверенность, что люди в конце концов проиграют битву с самими собой, и юмор. В одном рассказе люди улетают исследовать Юпитер, пересадив свой мозг в тело, имитирующее местных животных. И выясняют, что их жизнь гораздо лучше человеческой. В другом животные обретают способность говорить и создают собственное общество, в которое человек входит наравне со всеми. Стоит также отметить, что все рассказы повествуют о членах одной семьи, а всю историю комментируют потомки их псов (это не опечатка, действительно псов, Canis lupus familliaris).

Пирс Энтони

дилогия «Атон»


Роман «Хтон» - предшественник «Хроник Риддика». Лучший во всём, кроме того, что это книга, а не фильм. Хтон - планета-тюрьма, где заключённые добывают редкую разновидность граната, меняя его на еду. Планета испещрена ходами. Тех, кого осуждают на заточение на Хтоне, ожидает вечная жизнь в этих ходах, почти без света, среди жуткого жара, который исходит от ядра, и по соседству с разнообразными монстрами. Последние продуманы совершенно потрясающе, по-лавкрафтовски жуткие, но при этом удивительно живые, можно представить, что они появились в результате эволюции. Причина заточения главного героя раскрывается на первой же странице. Миньонетка. Что это значит, становится понятно лишь под самый конец. Главы, посвящённые Хтону, чередуются с главами, в которых рассказывается предыстория происходящего - жизнь человека такого далёкого будущего, когда уже забыли, как вообще жили на Земле. Жизнь, в которой инопланетные цветы - лучшие питомцы, а генетически созданные идеальные жёны - худшее проклятье.

Уильям Гибсон

трилогия «Киберпространство»


В русском варианте трилогия называется «Киберпространство», хотя на самом деле - «Sprawl». На русском языке читать запрещается. Перевод полностью убивает не только тонкую интеллектуальную иронию, но и вообще весь авторский стиль. Книге вполне место в большой англоязычной литературе наравне с Хемингуэем, Фаулзом, Голдингом и другими. Эта трилогия создала киберпанк как жанр, определив в нём совершенно всё. Можно, конечно, возразить и вспомнить Филипа Дика (и многих других), но всё-таки миры Дика (и многих других) - это миры с магнитными лентами и пузатыми телевизорами. Да и как писатель Дик поменьше калибром. Гибсон же сумел не только достоверно изобразить влияние технологии на человека и их прорастание друг в друга, но и более-менее предсказать развитие нашего общества. Всю двойственность современной жизни, в которой онлайн и офлайн сливаются так, что не разделить, можно найти в этих романах. Забавно, что их написал человек, который искренне не любит компьютеры и старается общаться с ними как можно меньше. Поверить в этот факт после чтения книги невозможно.

Фред Хойл

«Чёрное облако»


Виктор Татарский, биолог

Фантастика для меня началась с трёх полок в семейной библиотеке, книги с которых я последовательно и бессистемно начал читать в школе. Там были все классики: Азимов, Брэдбери, Кларк, Стругацкие, - однако моей любимой книгой была «Чёрное облако» Фреда Хойла. Хойл был выдающимся физиком и астрономом, это человек, придумавший термин «большой взрыв» (в ироничном смысле). «Чёрное облако», написанное в 1957 году про недалёкое будущее 1964 года, сейчас кажется настоящей винтажной фантастикой - с фотопластинками, связью по радио, телевизором в качестве передового способа коммуникации, но это, пожалуй, одна из самых интересных и неортодоксальных книг эпохи классического сай-фая про столкновение человечества с принципиально другим инопланетным разумом. Самое большое удовольствие, однако, доставляет интеллектуальный пинг-понг между обаятельными героями, которые пытаются предотвратить надвигающуюся космическую катастрофу исключительно с помощью науки, одновременно преодолевая скептицизм политиков. Мне до сих пор кажется, что лучшего вдохновения для того, чтобы выбрать научную карьеру, не придумаешь.

Нил Стивенсон

«Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»


Из прочтённого позднее на меня огромное впечатление произвел «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц», который описывает идеал развития нанотехнологий и одновременно социальную дистопию - мир, в котором национальные государства перестали существовать и общество организовано в группы, объединённые по мировоззрению; несмотря на обеспеченность базовыми вещами, в этом мире существует огромное социальное расслоение. Я вспоминаю эту книгу каждый раз, когда читаю про криптовалюты, падение собираемости налогов, электронные учебники для бедных детей, 3D-принтеры и многое-многое другое, - Стивенсон, пожалуй, самый визионерский популяризатор этих идей в 90-е. Но прежде всего это захватывающий, непредсказуемый и по-хорошему хулиганский посткиберпанк, смешанный с викторианским романом.

Ханну Райаниеми

трилогия о Жане ле Фламбёре


Из последних любимых - «Квантовый вор» (и последующие два продолжения) Ханну Райаниеми. С одной стороны, это космическая опера, с другой - один из самых ярких образов постчеловеческого будущего. Оцифровывание личности, программируемая и вычисляющая материя, квантовое шифрование, космические магистрали для передвижения кораблей с солнечными парусами. Самая большая тема книги - человеческий разум, который в будущем копируется в тысячи копий, существует во множестве вариантов, меняется под конкретные задачи, сшивается и растаскивается на части. Главный конфликт книги не столько борьба добра со злом, сколько идеологическое противостояние порядка и хаоса. Это такой роман-ребус с собственным словарным запасом и запутанной предысторией, в нём сначала не соображаешь ничего, но постепенно понимаешь, как всё работает, и получаешь от этого огромное удовольствие.

Екатерина Короткова, вирусолог

В школьные годы книги из серии «Библиотека современной фантастики» были моим любимым чтением. В фильме «Чародеи» именно их высыпает из мешка наряженный Дедом Морозом Золотухин. Некоторые из них я перечитывала по нескольку раз. Но как девочке мне больше нравились научно-фантастические романы, где присутствовала также и любовная линия. Не буду оригинальной, но моими любимыми фантастами были и остаются Роберт Шекли с его неподражаемым чувством юмора и Айзек Азимов, кстати, довольно крупный учёный-химик.

Айзек Азимов

«Конец вечности»


У Азимова наибольшее впечатление на меня произвёл роман «Конец вечности». Группа людей, обладающих технологией перемещения во времени (так называемые Вечные, сотрудники организации под названием «Вечность»), присматривает за человечеством из самых разных эпох и «подправляет» ход истории, направляя её в «правильное», на их взгляд, русло. В «Вечности» работает много специалистов: Наблюдатели, Вычислители, Расчётчики судеб, Социологи и Техники - как главные герои романа. Именно Техник должен появиться в нашей реальности в определённый момент времени и произвести заранее рассчитанное «минимальное необходимое воздействие» - МНВ, которое вызовет цепь последовательных событий, в результате приводящих к изменению направления развития человечества. Например, переставив маленький ящик на другую полку, Вечные добиваются снижения потребления наркотиков через несколько столетий, а побочным результатом этого вмешательства становится прекращение освоения космоса из-за того, что не будет изобретена электрогравитация. Его величество случай. Мы сколько угодно можем строить счастливое будущее для себя или для всего человечества, но кто-то, возможно, даже не понимая этого, произведёт МНВ, и жизнь пойдёт совсем по-другому...

Роберт Шекли

«Обмен разумов»


Абсолютно гениальное произведение Шекли «Обмен разумов» поражает буйством фантазии. Главный герой Марвин Флинн живёт в Америке и мечтает о путешествиях на другие планеты, но денег на это у него не хватает. И Марвин решается на временный обмен телами с найденным по объявлению марсианином, но нарывается на мошенника. Чтобы выжить, ему приходится соглашаться на самые сомнительные предложения. То он в четвероруком и четвероногом теле с хвостом и закинутыми за спину ушами пытается собирать яйца ганзеров в дождевом лесу на планете Мельд. То оказывается в уютной норе на планете Цельсий-5 в теле с тикающей бомбой в носу и влюбляется там в членистоногую красотку. В погоне за марсианином-мошенником Марвин попадает в «Искажённый мир», в котором возможно всё. В том числе и то, что происходит с главным героем, - ему кажется, что «Искажённый мир» вернул его на Землю. Марвин Флинн не вспомнил, что Земля, где он родился, слегка отличалась от мира, где он оказался теперь, где его мать несёт яйца, а отец пасёт крысиные стада. Он просто счастлив под красным солнцем и тремя лунами на зелёном небе.

Роберт Шекли

«Четыре стихии»


Ещё один роман Роберта Шекли - «Четыре стихии» - посвящён загадкам человеческой психики, но при этом в нём есть фантастический мир других планет. Медицина будущего самые тяжёлые формы шизофрении лечит «расщеплением» личности на отдельные составляющие. Доминирующая часть остаётся в теле пациента, а остальные подличности распределяются по искусственным телам, в которых смогут жить до 35 лет. Полное выздоровление пациента возможно в результате «реинтеграции» на определённом этапе нескольких неполноценных личностей в одну полноценную. Герой романа, подвергшийся в детстве расщеплению, решается на реинтеграцию и путешествует по волшебным мирам Марса и Венеры в поисках «себя». Каждую подличность героя автор отождествил с определённым темпераментом. И только в результате слияния четырёх темпераментов, четырёх стихий возник сложный, противоречивый, но действительно полноценный Человек.

Иван Сорокин, химик

Своим бесконечным интересом к окружающему миру я обязан жёлтому позднесоветскому атласу формата A3 с мальчиком и девочкой на обложке, книге «Почемучка» и всей научной фантастике, до которой у меня дотягивались руки. Эскапизм необходим любому ребенку - а тот факт, что в случае фантастики эскапизм сопровождается приятно занудными описаниями миров, чьи принципы существования всё же опираются на фундаментальные законы нашей Вселенной, доказывает одну простую вещь: даже фантазируя в определённых рамках, можно улететь далеко-далеко. Так я, в общем, и стал учёным - полюбив рамки всей душой.

Филип К. Дик

«Убик»


Я всю сознательную жизнь придерживаюсь того мнения, что придумывать великие сюжеты гораздо сложнее, чем выписывать заковыристые метафоры, - именно поэтому Дик, безусловно, относящийся к числу тех писателей, которые языком владели гораздо хуже, чем мастерством повествования, является одним из моих любимых авторов. Он единолично олицетворяет все излишества, безумства, открытия и трагедии большого психоделического эксперимента 50–70-х гг., и нигде это не проявляется лучше, чем в «Убике». Ставить под сомнение саму реальность - один из классических приемов сай-фая, но Дику (одному из первых) удалось сочинить роман, почти целиком наделённый логикой сна или галлюцинации и при этом полагающийся на логику нейрофизиологии. Из этого романа вырастает добрая половина антиутопий современности: ту же «Матрицу» легко можно разложить по компонентам на «Футурологический конгресс» Лема, гибсоновского «Нейроманта» и, собственно, «Убика».

Братья Стругацкие

«Хищные вещи века»


Стругацкие у каждого свои: кто-то предпочитает незлобную сатиру рассказов о НИИЧАВО, кому-то наиболее близок протокиберпанк «Пикника на обочине», кто-то пытается придумать двадцать пятую интерпретацию «Града обречённого». Мой выбор, пожалуй, слегка нетрадиционен, но, поверьте, оправдан: «Хищные вещи века» - одна из наиболее современных вещей в каноне братьев. Проникнутая идеями классического марксизма антиутопия, переосмысливающая «О дивный новый мир» и предсказывающая субкультуры конца века, изобилующая описаниями наркотических опытов и размышлениями о слиянии человека с техникой, - за такую экзотику (напоминаю, речь о 1965 годе) можно простить и излишний дидактизм, и некоторую незавершённость повести.

Ричард Бахман (Стивен Кинг)

«Бегущий человек»


Я совсем не любитель кричать о том, что оригинал всегда лучше адаптации, но в данном случае придётся оставить напоминание: ради всего святого, не судите об этом сюжете по фильму со Шварценеггером. Оригинальный «Бегущий человек» - простая и очень эффектная история о полном отчаянии, распаде личности (который параллелен деградации государства) и о неспособности технического прогресса поддерживать моральные нормы. Это очень злая и очень параноидальная книга, похожая в своём действии на острый спазм; тот факт, что Кинг сумел здесь предсказать многие аспекты реалити-шоу и саму идею теракта 11 сентября, кажется, напрямую коррелирует с объёмом желчи, искусно вылитой на каждую страницу.

У каждого уважающего себя книгомана должен быть свой личный список «Лучшие писатели-фантасты» . Если у вас пока такого нет, то предлагаем вам обратить внимание на следующих авторов, которых любят, ценят, а их произведениями зачитываются по всему миру.

Айзек Азимов

Айзек Азимов (1920 - 1992) - американский писатель-фантаст. Автор около 500 книг, как художественных так и научно-популярных. Многократный лауреат премий «Хьюго» и «Небьюла». Некоторые термины из его произведений, например, робототехника, роботика, позитронный, вошли в английский и другие языки.

Лучшие книги: «Сами боги», «Основание», «Конец вечности», «Двухсотлетний человек», серия книг «Я, Робот», «Основание», «Лакки Старр» и другие.

Александр Беляев

Александр Романович Беляев (1884 - 1942) - русский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы, написал более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов. Его называют русским Жюлем Верном.

Лучшие книги : «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ», «Человек, нашедший своё лицо», «Небесный гость» и другие.

Рэй Брэдбери

Рэй Дуглас Брэдбери (1920 – 2012) - американский писатель-фантаст, который за всю свою жизнь написал более восьмисот произведений. Его истории легли в основу нескольких экранизаций и театральных постановок.

Лучшие книги : «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Человек в картинках», «Надвигается беда», «Вино из одуванчиков», «И грянул гром», «Тёмный карнавал», «Лето, прощай!» и другие.

Уильям Гибсон

Уильям Гибсон (1948-…) - американский писатель-фантаст. Многие считают его отцом киберпанка. Ведь именно он ввёл в фантастику термин «киберпространство», а также из-за его романа «Нейромант», который был опубликован в 1984 году и разошёлся тиражом более чем в 6 миллионов экземпляров.

Лучшие книги: Трилогия «Киберпространство», «Трилогия моста», «Трилогия Бигенда», «Машина различий», сборник рассказов «Сожжение Хром» и другие.

Сергей Лукьяненко

Сергей Васильевич Лукьяненко (1968-…) – один из самых читаемых русских писателей – фантастов. Сам писатель определяет жанр в котором пишет свои романы, как «Фантастику жёсткого действия» или «Фантастику Пути»

Лучшие книги: серии романов «Дозоры», «Пограничье», «Остров Русь», «Искатели неба», «Линия Грез», «Геном», «Лабиринт отражений», «Лорд с планеты Земля» и другие.

Ларри Нивен

Лоренс ван Котт Нивен (1938 – …) - американский писатель-фантаст. Неоднократный обладатель премии «Хьюго», «Локус», «Дитмар» и «Небьюла». Его творчество - фантастика, которая совмещает в себе серьёзную науку и теоретические домыслы. В его работах часто встречаются элементы детектива и приключения.

Лучшие книги : серия «Мир-Кольцо», «Интегральные деревья», «Загадай желание», «Защитник», «Подарок с Земли», Штиль в аду и другие.

Клиффорд Саймак

Клиффорд Дональд Саймак (1894-1988) - по праву считается одним из основателей современной американской фантастики. В разное время был удостоен премиями «Хьюго» и «Небьюла», Юпитер, Локус, Брема Стокера, а так же титула «Гранд-мастер».

Лучшие книги: «Город», «Кольцо вокруг солнца», «Заповедник гоблинов», «Принцип оборотня», «Вся плоть - трава», «Что может быть проще времени?», «Почти как люди» и другие.

Роберт Хайнлайн

Роберт Энсон Хайнлайн (1907-1988) – американский писатель фантаст, который внёс неоценимый вклад в становление жанра научной фантастики. Он единственный, кто получил пять премий «Хьюго», многократный лауреат «Небьюла».

Лучшие книги: цикл «История будущего», «Чужак в чужой стране», «Звёздный десант», «Фермер в небе», «Человек, который продал Луну», «Красная планета», «Двойная звезда», «Луна - суровая хозяйка» и другие.

Аркадий и Борис Стругацкие

Братья Аркадий и Борис Стругацкие – знаменитый тандем писателей. Их книги известны не только на территории СНГ, но и далеко за рубежом. Так же они работали и индивидуально. Романы братьев Стругацких по праву вошли в мировую классику современной фантастики. Каждая книга этих авторов отличается глубиной и философичностью, что порой не достаёт романам этого жанра.

Лучшие книги: «Пикник на обочине», «Улитка на склоне», «Хромая судьба», «Град обреченный», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «За миллиард лет до конца света», «Волны гасят ветер» и другие.

Артур Кларк

Артур Чарльз Кларк (1917 - 2008) - английский писатель, учёный, футуролог и изобретатель, и, конечно же, культовый фантаст. Его творчество включает в себя 22 романа, 3 цикла романов, повести и экранизации его книг.

Лучшие книги: «Прелюдия к космосу», «Пески Марса», «Конец детства», «Песни далёкой Земли», Цикл «Космическая Одиссея 2001», Цикл «Рама», Цикл «Одиссея времени» и другие.

Генри Каттнер

Американский писатель книг в жанре научной и юмористической фантастики Генри Каттнер (1915-1958) создал произведения, являющиеся сегодня классикой. Соавтором Генри была его жена Кэтрин Люсиль Мур. Книги Каттнера публиковались под псевдонимами Лоуренс О’Доннелл, Льюис Пэджет, Кейт Хаммонд и Вилл Гарт.

Лучшие книги: серия повестей «Хогбены», роман «Тёмный мир», «Ярость. Мир тьмы. Рассказы», «Сим удостоверяется», «Пять рассказов о Гэллегере», «Жилищный вопрос», «Мутант», «Маска Церцеи» и другие.

Уильям Тенн

Фантаст Филип Класс публиковался под псевдонимом Уильям Тенн (1920-2010). О таланте писателя мир узнал после публикации его первого рассказа «Александр-наживка» в 1946 году. За долгую писательскую карьеру Тенн написал только 2 романа, отдавая предпочтение рассказам. За заслуги в области фантастики Уильям Тенн неоднократно получал награды, в числе которых престижные Премии «Небьюла», «Локус» и «Хьюго».

Лучшие книги : сборники рассказов «Балдежный критерий», «Звёздная карусель», «Вторжение» и другие.

Владимир Михайлов

Михайлов Владимир Дмитриевич (1929-2008) - автор многочисленных работ жанра фантастика. Владимир Михайлов начинал писать юмористические рассказы, но популярности и признания добился благодаря научно-фантастическим книгам. Сам автор, мечтая всю жизнь стать великим поэтом, считал фантастику счастливой случайностью.

Лучшие книги: «Сторож брату моему», «Люди Приземелья», «Постоянная Крата», «Вариант И», «Особая необходимость» и другие.

Фрэнк Герберт

Американский фантаст Фрэнк Герберт (1920-1986) известен миру, в основном, благодаря хроникам «Дюны». Цикл этих книг принес автору награды в виде литературных премий «Хьюго» и «Небьюла». Первым рассказом автора стал «Ищешь что-то?», опубликованный в журнале Startling Stories.

Лучшие книги: «Дюна», «Дракон в море», «Создатели Богов», «Эксперимент Досади», «Под давлением», «Улей Хэллстрома» и другие.

Иван Ефремов

Иван Антонович Ефремов (1908-1972) – советский писатель фантаст, палеонтолог и мыслитель. Знания Ивана благодаря его творческому потенциалу вылились в прекрасные произведения литературы. В честь автора названа малая планета Ефремиана и минерал ефремовит.

Лучшие книги: «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Звездные корабли», «Таис Афинская», «Час Быка» и другие.

Пол Андерсон

Пол Уильям Андерсон (1926-2001) увлёкся научной фантастикой еще в студенческие годы. Андерсон, один из немногих писателей, кто получил титул «Великий Мастер Фэнтези» Хьюго и был награжден этой Премией 7 раз. Дебют автора состоялся в 1947 году с рассказом «Дети завтрашнего дня».

Лучшие книги: «Патруль времени», «Крестоносцы космоса», «Операция Другой мир», «Долгая дорога домой», «Царица Ветров и Тьмы» и другие.

Урсула Ле Гуин

Творчество Урсулы Крёбер Ле Гуин (1929-2018) не ограничивается жанром фантастики. Писательница создала немало детских произведений, стихов и романов, являлась автором книг фэнтези и литературным критиком. Свой первый научно-фантастический рассказ Ле Гуин написала в 11 лет и продолжала радовать поклонников новыми произведениями, за многие из них Урсула получила награды престижных премий.

Лучшие книги: «Волшебник Земноморья», «Трилогия», «Левая рука Тьмы», «Гробница Атуана», «Обделенные», «Планета Изгнания» и другие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Год выхода : 2001.

Жанр : фэнтези.

О чём книга : Флегматичный здоровяк по имени Тень выходит из тюрьмы и сразу попадает в эпицентр сверхъестественных событий. Языческие боги со всего мира собираются в США под видом обычных людей, чтобы решить свою дальнейшую судьбу. Они слабеют, их век подходит к концу под натиском новых технологий. Но древние божества вовсе не желают уступать. Грядёт буря, и для Тени уготована важная роль.

В 2017 году стартует долгожданная телеэкранизация «Американских богов» на канале Starz.

Год выхода : 2003.

Жанр : фэнтези.

О чём книга : «Паладин душ» продолжает историю королевы Исты, второстепенной героини романа «Проклятие Шалиона». Поэтому сиквел желательно читать после знакомства с первой книгой.

Действие происходит в вымышленном мире, похожем на наш в Средние века, но с магией и фантастическими существами. Испытав на себе всю жестокость здешних людей и богов, Иста отправляется в паломничество, чтобы залечить душевные раны. Но этот путь не будет простым.

Год выхода : 2004.

Жанр : фэнтези.

О чём книга : Альтернативная Англия, XIX век. Уже много лет магию считают иссякшей, волшебники стали пародиями на былых себя. Но всё меняет появление двух практикующих магов.

Меж тем Англия оказывается на пороге войны, а возвращение магии в страну привлекает тёмные силы. И вместо того чтобы решать проблемы сообща, колдуны по-разному относятся к волшебству и видят друг в друге только соперников.

В 2015 году на канале BBC One вышел одноимённый , снятый по сюжету романа.

Год выхода : 2005.

Жанр : научная фантастика.

О чём книга : Вокруг Земли возникла загадочная сфера, которая отделила планету от космоса. Причём время под этой оболочкой, прозванной спином, начало бежать намного медленнее, чем за её границами.

Солнце светит иначе, спутники падают, а звёзды куда-то пропадают с ночных небес. Это явление полностью меняет жизнь людей, о чём подробно рассказывает главный герой книги - врач Тайлер Дюпре.

Год выхода : 2006.

Жанр : научная фантастика.

О чём книга : В недалёком будущем грань между реальностью и становится почти незаметной. Информационные сети пронизывают все сферы человеческой жизни, что создаёт новые возможности и вместе с тем несёт невиданные риски. Так, серьёзная уязвимость в технологиях ставит под удар свободу воли всего человечества. Вся надежда на поэта-технофоба Роберта Гу, который спустя годы в забытьи излечился от болезни Альцгеймера.

Год выхода : 2007.

Жанр : альтернативная история.

О чём книга : Согласно сюжету, Израиль был уничтожен войной в середине прошлого века, и евреи поселились во временной автономии на севере США. В начале романа срок аренды американских земель истекает, что вынуждает граждан поселения искать новые места.

На фоне этих событий бурно развивается детективная история: еврейский полисмен Меир Ландсман расследует загадочное убийство. Со временем дело принимает очень неожиданный поворот.

Год выхода : 2008.

Жанр : фэнтези.

О чём книга : Ещё одна волшебная о мальчике, который выжил. Только вместо Хогвартса после убийства семьи юный герой попадает на кладбище. Здесь среди вампиров, оборотней, привидений и других потусторонних существ парень находит опекунов, друзей и наставников. Только познав царство мёртвых, он сможет вернуться в мир живых.

Год выхода : 2009.

Жанр : научная фантастика.

О чём книга : В вымышленном восточно-европейском городе Бещеле происходит жестокое убийство. Дело поручают местному сыщику Тьядору Борлу. Оно приводит инспектора в Уль-Кому, соседний прогрессивный город, который сюрреалистично сливается в пространстве с Бещелем. Политика и культура населённых пунктов давно противоречат друг другу, из-за чего банальное на первый взгляд расследование грозит обернуться кошмаром.

Год выхода : 2009.

Жанр : научная фантастика.

О чём книга : Глобальная катастрофа изменила условия жизни на Земле: часть суши затоплена океаном, традиционные ресурсы энергии истощены, техника работает на заводных пружинах.

Вместе с тем быстро развиваются . Люди генетически модифицируют свои тела, а циничные биокорпорации сражаются за доли рынка. Основные события происходят в футуристическом Таиланде, где пересекаются интересы нескольких очень разных людей.

Год выхода : 2012.

Жанр : научная фантастика.

О чём книга : Молодой ксенобиолог Эндрю Даль всегда хотел служить на «Интрепиде», элитном корабле Вселенского союза. Его мечта сбылась. Но на борту почётного космолёта до парня доходит, что здесь что-то не так. В каждой миссии гибнут второстепенные члены экипажа, а офицеры чудом выходят сухими из воды. Разгадав загадку корабля, Эндрю с сослуживцами решают пойти на риск, чтобы выбраться живыми.

Год выхода : 2013.

Жанр : научная фантастика.

О чём книга : Когда-то тело женщины, которую сейчас называют Брэк, вместе с другими телами было подключено к разумному космическому кораблю Империи Радча. Вместе они образовали сложный коллективный разум.

Но из-за предательства корабль был уничтожен, а Брэк стала единственной частью системы, которую удалось спастись. Теперь она ищет виновных, чтобы отомстить.

Несмотря на то что научная фантастика - до сих пор очень популярный жанр в кино и литературе, многие читатели знают только классиков XX века. Все помнят Брэдбери, Азимова и Филипа Дика, но мало кто может назвать современных фантастов. Научная фантастика тем не менее процветает - и хороших романов выходит не меньше, чем 50 лет назад. Look At Me собрал 12 современных фантастов, которых стоит читать.

Мы составляли список по нескольким критериям:

Питер Уоттс

Год рождения: 1958




Первый роман: «Морские звёзды» (1999)

Лучшие романы: «Ложная слепота», «Морские звёзды», «Эхопраксия»

Морской биолог по образованию, канадец Питер Уоттс начал писать ещё в конце 90-х, но большую часть карьеры его не замечали, пока он не разместил свои произведения в свободном доступе в интернете. После этого читатели открыли для себя «Ложную слепоту», главный роман Уоттса, и теперь писатель заслуженно считается одним из лучших современных фантастов. «Ложная слепота» - книга, которая задаёт неожиданные вопросы о нейробиологии человека и ставит под сомнение эволюционную оправданность сознания. С одной стороны, в романе намешано всё сразу: вампиры, постгуманизм, инопланетяне, с другой - это предельно минималистичная и чёткая книга, в которой нет ничего лишнего. Образование Уоттса определённо влияет на его литературу: он смотрит на человечество под нестандартным углом и придумывает новых существ, отталкиваясь от существующих морских организмов.

Кен Маклеод

Год рождения: 1954




Первый роман: «Звёздная фракция» (1995)

Лучшие романы: «Поминки по Ньютону: Космическая опера», «Вторжение», «Канал казни»

Кена Маклеода называют «анархо-примитивистом» и «техно-утопистом»; в его романах всегда присутствуют социалистические, коммунистические и анархические идеи, а сам автор признаётся, что вдохновляется взглядами Льва Троцкого. Маклеод занимает активную политическую позицию и нередко выступает с публичными лекциями - и критикует состояние современной Великобритании. Без фантастических тем в его книгах тоже не обходится: в первую очередь его интересуют постгуманизм, киборги и культурная эволюция. Что, например, произойдёт с нашей культурой, если мы загрузим сознание в компьютер? При этом у Маклеода есть чувство юмора: его романы нередко называют сатирическими, и сам он очень любит каламбуры - скажем, называет главы своих книг двусмысленными словосочетаниями вроде «революционная платформа».

Чайна Мьевиль

Год рождения: 1972




Первый роман: «Крысиный король» (1998)

Лучшие романы: «Посольский город», «Город и город», «Вокзал потерянных снов»

Чайна Мьевиль родился в Лондоне в семье хиппи. Родители дали ему странное имя «Китай» - так было принято в контркультурном британском обществе того времени - у него, например, был друг «Индия». Мьевиль - не фантаст в классическом понимании, но один из самых популярных современных авторов, выступающих в жанре спекулятивной литературы; он пишет и фэнтези, и хорроры, и состоит в британском фэнтези-движении «Новых странных», которые пытаются спасти фэнтези от коммерциализации и клише. В книгах Мьевиля может повстречаться что угодно: магия, люди с головами насекомых, стимпанк и киборги. Иногда, впрочем, Мьевиль занимается чистой научной фантастикой, и получается это у него блестяще. Хороший пример - его роман «Посольский город», в котором он рассматривает проблемы языка; автор пытается представить, какая культура будет у разумных существ, не способных к образному мышлению.

Питер Гамильтон

Год рождения: 1960




Первый роман: «Восхождение звезды разума» (1993)

Лучшие романы: «Звезда Пандоры», «Великий северный путь», «Мечтающая бездна»

Англичанин Питер Гамильтон стал известен в начале 90-х благодаря трилогии детективных романов о сыщике-экстрасенсе Греге Манделе. С тех пор, впрочем, он стал писать фантастику совсем другого толка. Гамильтон - автор больших, продуманных космических эпопей, написавший несколько космических циклов, самый известный из которых - «Сага содружества». Её действие происходит в далёком будущем (сюжет всех книг, входящих во вселенную «Саги», растягивается на тысячи лет): люди колонизируют Галактику и летают к далёким звёздам. Вместе с людьми сосуществуют сразу несколько инопланетных рас; для романов Гамильтон придумал и описал сложный мир со своей политикой, экономикой и дипломатией. В общем, фантастика Гамильтона - это примерно то, что люди представляют, когда слышат словосочетание «космическая опера», только очень хорошо продуманная и написанная.

Карл Шрёдер

Год рождения: 1962



Первый роман: «Вентус» (2000)

Лучшие романы: «Порядок», «Дама лабиринтов», «Неизменность»

Дипломированный футурист и влиятельный автор для последователей философии спекулятивного реализма , канадец Карл Шрёдер пишет романы на грани киберпанка и космической оперы. С одной стороны, действие его книг обычно происходит в далёком будущем, а сюжет связан с межзвёздными перелётами, с другой - писателя интересуют вопросы, чаще всего связанные с киберпанком: неприкосновенность частной жизни, самосознание отдельной личности (и её растворение) , дополненная и виртуальная реальность, искусственный интеллект. Футуризмом Шрёдер занимается профессионально: в свободное от творчества время он консультирует организации, прогнозирующие развитие технологий. Лучшее в книгах Шрёдера - это то, что называют словом worldbuilding; способность красиво, быстро и точно описывать воображаемые миры. В своём последнем романе «Порядок» он, например, рассказывает об очень длинных космических путешествиях и описывает сотни странных миров, от одиноких планет без звезды, освещённых лазерами, и планет, состоящих целиком из воды, до газовых планет, где люди живут на огромных аэростатах, и планет, где атмосфера похожа на огромную неоновую лампу.

Чарльз Стросс

Год рождения: 1964




Первый роман: «Небо сингулярности» (2003)

Лучшие романы: «Аччелерандо», «Оранжерея», «Правило 34»

Самый разносторонний писатель из всей волны новой британской фантастики (британцы отличаются тягой к «жёсткому» сай-фаю и нередко левыми политическими взглядами) , Стросс за свою жизнь успел поработать программистом, фармацевтом и технологическим журналистом. Десять лет он вёл ежемесячную колонку о Linux в журнале Computer Shopper, но в итоге закрыл её, чтобы посвятить себя писательству. В литературных жанрах Стросс примерно столь же неординарен, как в выборе профессии: не считая рассказов, у него вышло около 20 книг в самых разных стилях, от «жёсткой» научной фантастики до фэнтези и ужасов в духе Лавкрафта. Его научно-фантастические романы лучше всего описывать словом «майндфак»: Стросс много обманывает читателя и придумывает самые невероятные конструкции. Образцовый роман в этом смысле (он, кстати, вполне может быть единственным, что вы прочитаете из этого списка - он настолько хорош) - «Оранжерея», в котором группа людей из будущего соглашается на эксперимент: они живут на изолированной космической станции в XX веке. Книга водит читателя за нос и несколько раз переворачивает всё с ног на голову.

Джон Скальци

Год рождения: 1969




Первый роман: «Обречённые на победу» (2005)

Лучшие романы: «Люди в красном», «Сон андроида», «Взаперти»

Скальци - классический гик, превратившийся в писателя. С 1998 года он ведёт блог Whatever, где высказывается на самые разные темы, пишет книги и статьи о видеоиграх, кино и астрономии; он даже выступал консультантом на одном из сериалов по «Звёздным вратам». Самая известная книга Скальци - «Люди в красном», предельно гиковский роман. В нём комически обыгрывается известный штамп из «Звёздного пути» - там нередко появлялись безымянные персонажи в красной униформе, которые всегда погибали в миссиях, чтобы подчеркнуть для зрителя опасность. В основное время Скальци пишет более серьёзную - нередко военную - фантастику. Впрочем, он способен на многое: в одном из своих последних романов «Взаперти» он пишет настоящую детективную историю. Главное, что отличает книги Скальци, - ироничные, находчивые персонажи и остроумные диалоги.

Аластер Рейнольдс

Год рождения: 1966




Первый роман: «Пространство откровения» (2000)

Лучшие романы: «Пространство откровения», «Дом солнц»,
«Толкая лёд»

Любимый в России (издательство «Азбука» исправно печатает его романы) валлийский писатель, известный «жёсткой» научной фантастикой и масштабными космическими операми. Как и прочих авторов космических опер, его можно описывать одними только цифрами: его цикл «Пространство откровения» охватывает временной период в десятки тысяч лет (хотя основное действие происходит на протяжении трёх веков), а междзвёздные путешествия в нём происходят с помощью кораблей, которые передвигаются почти со скоростью света. Рейнольдс объясняет существованием механической расы, которая уничтожает разумные цивилизации, когда те развиваются до определённого уровня. За сложными и подробными описаниями космоса, технологий и инопланетных цивилизаций у Рейнольдса, впрочем, скрываются более личные, частные вещи: лиричные размышления о философии жизни и меланхоличное настроение.

Стивен Бакстер

Год рождения: 1957




Первый роман: «Плот» (1991)

Лучшие романы: «Проксима», «Ковчег», «Многообразие космоса»

Автор почти 50 романов, британец Стивен Бакстер - один из самых масштабных мыслителей современной «жёсткой» научной фантастики. Бакстер придумывает по-настоящему масштабную космическую фантастику, умудряясь при этом сохранять научную достоверность (скажем, в одной из своих книг он описывает историю Вселенной со дня её рождения 20 млрд лет назад до смерти через 10 млрд лет) . Кроме этого, он выступает в жанре романа-катастрофы и альтернативной истории. Что бы Бакстер ни писал, любой свой роман он предваряет долгими и подробными исследованиями - поэтому даже будущее человечества он предсказывает по научным теориям. Сам он говорит, что вдохновляется старой фантастикой Герберта Уэллса; писатель, кстати, является вице-президентом Международного общества Герберта Уэллса.

Адам Робертс

Год рождения: 1965




Первый роман: «Соль» (2000)

Лучшие романы: «Соль», «Жёлто-голубая Тибия»,
«Стеклянный Джек»

Постмодернистский трикстер Адам Робертс - самый непредсказуемый автор современной фантастики. От каждой новой его книги не знаешь, чего ждать: у него есть и футуристические детективы, и романы о колонизации других планет, и космические утопии; кроме того, Робертс написал под псевдонимами А. Р. Р. Р. Робертс и Братья Робертски несколько пародий - в том числе на романы Толкина, «Матрицу» и «Звёздные войны». Каждый роман Робертса - это литературная игра, во всех книгах он использует неожиданную структуру и играет с языком. На русском скоро выходит его книга «Стеклянный Джек», и она отлично характеризует Робертса: это детективная история о трёх убийствах, написанная как классические романы Агаты Кристи, но с условием, что читатель с самого начала знает, что убийца - главный герой. Проблема Робертса состоит в том, что он никогда не продолжает свои романы и не превращает их в серии, а в фантастике это верный способ никогда не стать популярным автором: читатели научной фантастики предпочитают большие серии, саги и циклы, чтобы раз за разом погружаться в один и тот же мир.

Энн Леки

Год рождения: 1966



Первый роман: «Слуги правосудия» (2013)

Лучшие романы: «Слуги правосудия», «Слуги меча»

Несмотря на то что Энн Леки выпустила всего два романа и ещё не успела закончить свою дебютную трилогию «Империя Радч» (заключительная часть выйдет в октябре этого года), её уже называют наряду с лучшими современными фантастами. Леки пыталась заняться научной фантастикой ещё в юности, но опубликоваться у неё не вышло. Леки вышла замуж, родила двоих детей и занялась домашним хозяйством, но, чтобы не слишком скучать дома, продолжила писать - и закончила первый набросок романа «Слуги правосудия» ещё в 2002 году. Книга вышла в 2013-м - и это один из самых необычных романов последнего времени. Главная героиня - бывший космический корабль (да, именно так),

Первый роман: «Моксиленд» (2008)

Лучшие романы: «Моксиленд», «Сияющие девочки», «Сломанные монстры»

Южноафриканская писательница, в первую очередь сочиняющая детективные романы. Скажем, одна из её книг посвящена убийце, путешествующему во времени, другая - сверхъественным убийствам, природе славы и социальных сетей, ещё одна - альтернативному Йоханнесбургу, где преступников в наказание привязывают к волшебным животным. В своих романах Бьюкес исследует волнующие её современные феномены: от глобальной слежки и ксенофобии до автотюна. Сверхъестественное у неё мешается с технологиями, призраки и магия сосуществуют со смартфонами и электронной почтой, но при этом Бьюкес не пишет фэнтези - и совершенно точно не злоупотребляет африканским колоритом. По своей сути её книги - это научная фантастика, ведь главное, что отличает жанр - неожиданные вопросы, которые задаются в нём человечеству; именно этим Бьюкес и занимается.

Текст
Гриша Пророков

В словосочетании «научная фантастика» не зря присутствует слово «научная»; у этого литературного (а затем кино- и так далее) жанра всегда были особые отношения с наукой: реальные учёные вдохновлялись научной фантастикой, вымыслы классических авторов в итоге воплощались в жизнь, и к фантастическим книгам критики нередко подходят с реалистичной, научной точки зрения - и судят их по соответствию реальной науке. Поэтому Look At Me показалось логичным спросить у реальных учёных об их любимых научно-фантастических романах.

Николай Кукушкин

биолог

«В сказке законов нет - весь мир полностью зависит от воли автора. Поэтому сказка в преломлении к реальности имеет очень ограниченное применение: образное, метафорическое, эмоциональное. Научная фантастика - это литературный эквивалент такого понятия, как мысленный эксперимент. То есть все законы - физические, биологические, социальные, в отличие от сказки, здесь присутствуют. Но с чётко оговорёнными изменениями. Всё как обычно, но вот войну выиграли фашисты - давайте посмотрим, что от этого будет по-другому. Именно поэтому, мне кажется, действие в научной фантастике часто разворачивается в будущем: будущее проще мысленно видоизменить, не нарушая при этом общей картины мира. Как учёному научная фантастика мне интересна именно как мысленный эксперимент. А что если будет так, а не эдак? Что изменится, если прилетят инопланетяне? Что изменится, если летать со скоростью света? В этом смысле всё популярное объяснение теории относительности Эйнштейна - типичный научно-фантастический роман (летал, например, один космонавт двадцать лет к далёким звёздам, а вернувшись молодым и бодрым, обнаружил дома состарившегося брата-близнеца - это ж какая драма!) .

Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»


Я занимаюсь работой мозга и постоянно сталкиваюсь с вопросами, которые большинству людей, наверное, кажутся исключительно философскими. Где заканчивается мышление и начинается рефлекс? Отличается ли принципиально человек от животного? А от робота? А что если заменить каждый нейрон на металлические детали, точно воспроизводящие физические свойства клетки? В «Андроидах» Дика это главная тема: имеем ли мы право проводить черту между собой и чем-то, что выполняет те же самые задачи иными способами? Мне всегда особенно вспоминается одна сцена из книги. Главный герой, Рик Декард (фамилия подозрительно напоминает одного француза, который мыслит, следовательно, существует) ссорится с женой и, стоя над прибором, который в книжке называется «органом настроения», решает, что выбрать: подавление злости или её усиление - чтобы выиграть спор. На что жена с угрозой предупреждает: если выберешь ярость, я тоже её выберу. Сегодня мы фактически стоим у порога создания «органа настроения». Медикаментами можно подавить депрессию. Точечной микростимуляцией мозга можно вызвать такие сложные и конкретные эмоции, как, например, решимость перед лицом опасности. Простым электродом над левой бровью можно улучшить память и повысить внимание. Мы постепенно покрываем себя устройствами, которые регистрируют, а в будущем наверняка смогут и модифицировать, все наши физиологические показатели. На каком этапе мы станем скорее андроидами, чем людьми? И есть ли вообще смысл в таком разделении, или наше «я» - исключительно виртуальное понятие? Я лично склоняюсь к последнему варианту. Дик, мне кажется, тоже.

Олдос Хаксли
«О Дивный новый мир»


В сущности, тот же самый вопрос, только касающийся не нервной системы и сознания, а организма в целом: до каких пределов мы можем воздействовать на свою биологию, при этом оставаясь людьми? «О дивный новый мир» обычно считают антиутопией. Суть там в следующем: люди настолько продвинулись в науках, что создали идеальный мир, где детей клонируют, выращивают в инкубаторах и загодя программируют на выполнение определённых задач. Альфы - элита, занимающаяся интеллектуальным трудом, беты - чуть похуже и так далее вплоть до эпсилонов, которые используются фактически как рабы. Ужас. Но все довольны! Ну, кроме главного героя, конечно. Люди едят специальный безвредный наркотик, который решает все эмоциональные проблемы, и живут припеваючи. Эпсилоны не могут быть альфами ни физически, ни психологически - да и не хотят они альфами быть. Мир просто разделён на разные сферы труда, и всё вместе работает прекрасно. Единое государство, никаких войн, никаких проблем. Но идея такого евгенического будущего щекочет нервы. Хаксли не знал даже про ДНК, не говоря уже о тех колоссальных успехах генной инженерии, которые произошли за последние восемьдесят лет. Если бы человеческое общество задалось такой целью, то «О дивный новый мир» сейчас можно было бы воссоздать очень близко к тексту - а лет через десять-двадцать и вовсе дословно. Есть множество причин, по которым мы не будем этого делать, но не упускаем ли мы чего-то важного? Хаксли мне всегда нравился своей отстранённостью: в «1984» Оруэлла нет особых колебаний по поводу того, что хорошо, а что плохо. «О дивный новый мир» вроде как ужасный и тоталитарный, но как можно спорить с всеобщим счастьем?

Стивен Кинг «Долгий джонт»


Смешно, конечно, ставить Кинга рядом с Диком и Хаксли, но «Долгий джонт» я прочитал лет в двенадцать и с тех пор думаю о нём просто постоянно. Ни одного другого рассказа из сборника не помню даже примерно, а вот «Джонт» - да. Там изобрели способ телепортации (джонт) , который работает только под анестезией. Если человека телепортировать в сознании, то он либо сразу умирает, либо сходит с ума. Суть в том, что тело перемещается быстро, а сознание ползёт от Земли до Марса целую вечность. Но если сознание отключить, то человек ничего не замечает. Эта история мне напоминает эдакий американизированный и футуристический дзен-коан. Своего рода вопросительная медитация на тему нейробиологии. Можно ли отделить сознание от тела? В каком пространстве и в каком времени оно существует? Это далеко не так очевидно, как кажется. Существуют вполне обоснованные точки зрения на сознание как особую физическую величину. Вот есть масса, а есть сознание: оно в какой-то форме присутствует и у человека, и у кошки, и даже у стола или электрона. Это не значит, что электрон знает, что он электрон, но если бы мы вдруг стали электроном, то что-то мы бы ощутили. Это гипотеза, помимо которой существует много других. Понятно только одно: всё, что мы знаем о своём «я», - это просто катастрофическое упрощение. Телепортация путём переползания спящего сознания из одной точки в другую - на этом этапе это может быть как бредом, так и гениальной идеей. Если бы сказали кому-нибудь двести лет назад, что время на горе течёт быстрее, чем под горой - они бы рассмеялись вам в лицо. Сейчас без этого знания не работал бы ни один GPS-навигатор. Рассказ я люблю ещё и потому, что прочитал его на русском и добрые пятнадцать лет считал, что в оригинале «долгий джонт» должен быть аллюзией на «длинный джойнт». Но выяснилось, что называется рассказ просто „Jaunt“ и к рекреационной марихуане отношения не имеет ровно никакого».

Дэн Симмонс, тетралогия «Гиперион»


Йоханахан Колудар

биолог

«Межпланетные путешествия через нуль-Т порталы, интергалактическое государство Гегемония Человека, раса искусственных интеллектов с собственной, странной политикой и подковёрными играми. Любой из идей, которыми эта книга просто нашпигована, хватило бы на отдельный роман. Клоны всех известных деятелей за всю историю, раса людей, которая изменила себя генетически до полной неузнаваемости, десятки планет - каждая со своей культурой, все из которых имеют хорошо прослеживаемые истоки в нашем времени. Ко всему этому добавляется очень странная мистика, которая, однако, полностью вписывается в научно-фантастические рамки. Примерно так же было бы, если бы Дэвид Линч снял «Звёздные войны» по мотивам «Космической одиссеи» Кубрика.

Фрэнк Герберт, серия романов «Дюна»


Более продуманного будущего человечества я не встречал ни в одной другой книге. После всевозможных войн машин против людей, машин против машин, людей против самих себя и других людей, наступает более-менее светлое будущее. Человечество расселилось, а ставшие почти отдельным подвидом математики используют уникальный наркотик, спайс, для межзвёздной навигации. Кроме них спайс используют «Бене Гессерит» - тайное общество, членов которого все считают ведьмами, высшие эшелоны власти, устроенной по аристократической модели, да и вообще все, у кого есть деньги, чтобы многократно усилить свои умственные способности. Так повелось, что спайс есть только на одной планете - Аракисе, также известной как Дюна. Тот, кто контролирует Дюну, контролирует Галактику. Пожалуй, более влиятельным произведением фантастики (sensu lato) двадцатого века является только «Властелин колец». «Дюной» мы обязаны «Звёздным войнам», Дюну же можно узнать в «Игре престолов». В первой экранизации должны были принимать участие Сальвадор Дали, Мик Джаггер, Орсон Уэллс, Pink Floyd и Ганс Гигер. Фильм прогорел, отрисованные для него концепты распродали, и целый набор научно-фантастических фильмов появился на их основе. В России, по идее, книга должна бы продаваться в целлофане и с наклейкой. Основа сюжета ведь - борьба за наркотик.

Клиффорд Саймак, серия рассказов «Город»


«Город» начинается в недалёком будущем, а заканчивается почти через тысячу лет, когда последние люди вошли в стадию анабиоза, чтобы из неё больше никогда не выйти, потому что устали жить. За это время успевает произойти совершенно всё, что только возможно. При этом книга удивительно сочетает гуманистический посыл, уверенность, что люди в конце концов проиграют битву с самими собой, и юмор. В одном рассказе люди улетают исследовать Юпитер, пересадив свой мозг в тело, имитирующее местных животных. И выясняют, что их жизнь гораздо лучше человеческой. В другом - животные обретают способность говорить и создают собственное общество, в которое человек входит наравне со всеми. Стоит также отметить, что все рассказы повествуют о членах одной семьи, а всю историю комментируют потомки их псов (это не опечатка, действительно псов, Canis lupus familliaris) .

Пирс Энтони, дилогия «Хтон»


Роман - предшественник «Хроник Риддика». Лучший во всём, кроме того, что это книга, а не фильм. Хтон - планета-тюрьма, где заключённые добывают редкую разновидность граната, меняя его на еду. Планета испещрена ходами. Тех, кого осуждают на заточение на Хтоне, ожидает вечная жизнь в этих ходах, почти без света, среди жуткого жара, который исходит от ядра, и по соседству с разнообразными монстрами. Последние продуманы совершенно потрясающе, по-лафкрафтовски жуткие, но при этом удивительно живые, можно представить, что они появились в результате эволюции.
Причина заточения главного героя раскрывается на первой же странице. Миньонетка. Что это значит, становится понятно лишь под самый конец. Главы, посвящённые Хтону, чередуются с главами, в которых рассказывается предыстория происходящего, - жизнь человека такого далёкого будущего, когда уже забыли, как вообще жили на Земле. Жизнь, в которой инопланетные цветы, - лучшие питомцы, а генетически созданные идеальные жёны - худшее проклятье.

Уильям Гибсон, трилогия «Киберпространство»


В русском варианте трилогия называется «Киберпространство», хотя на самом деле - Sprawl. На русском языке читать запрещается. Перевод полностью убивает не только тонкую интеллектуальную иронию, но и вообще весь авторский стиль. Книге вполне место в большой англоязычной литературе наравне с Хемингуэем, Фаулзом, Голдингом и другими. Эта трилогия создала киберпанк как жанр, определив в нём совершенно всё. Можно, конечно, возразить и вспомнить Филипа Дика (и многих других) , но всё-таки миры Дика (и многих других) - это миры с магнитными лентами и пузатыми телевизорами. Да и как писатель Дик поменьше калибром. Гибсон же сумел не только достоверно изобразить влияние технологии на человека и их прорастание друг в друга, но и более-менее предсказать развитие нашего общества. Всю двойственность современной жизни, в которой онлайн и офлайн сливаются так, что не разделить, можно найти в этих романах. Забавно, что их написал человек, который искренне не любит компьютеры и старается общаться с ними как можно меньше. Поверить в этот факт после чтения книги невозможно».

Фред Хойл «Чёрное облако»


Виктор Татарский

биолог

«Фантастика для меня началась с трёх полок в семейной библиотеке, книги с которых я последовательно и бессистемно начал читать в школе. Там были все классики - Азимов, Брэдбери, Кларк, Стругацкие, однако моей любимой книгой была «Чёрное облако» Фреда Хойла. Хойл был выдающимся физиком и астрономом, это человек, придумавший термин «большой взрыв» (в ироничном смысле) . «Черное облако», написанное в 1957 году про недалекое будущее 1964 года, сейчас кажется настоящей винтажной фантастикой - с фотопластинками, связью по радио, телевизором в качестве передового способа коммуникации, но это, пожалуй, одна из самых интересных и неортодоксальных книг эпохи классического сай-фая, про столкновение человечества с принципиально другим инопланетным разумом. Самое большое удовольствие, однако, доставляет интеллектуальный пинг-понг между обаятельными героями, которые пытаются предотвратить надвигающуюся космическую катастрофу, исключительно с помощью науки, одновременно преодолевая скептицизм политиков. Мне до сих пор кажется, что лучшего вдохновения для того, чтобы выбрать научную карьеру, не придумаешь.

Нил Стивенсон, «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»


Из прочтенного позднее на меня огромное впечатление произвел «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц», который описывает идеал развития нанотехнологий и одновременно социальную дистопию, - мир, в котором национальные государства перестали существовать и общество организовано в группы, объединенные по мировоззрению; несмотря на обеспеченность базовыми вещами, в этом мире существует огромное социальное расслоение. Я вспоминаю эту книгу каждый раз, когда читаю про криптовалюты, падение собираемости налогов, электронные учебники для бедных детей, 3D-принтеры и многое-многое другое, - Стивенсон, пожалуй, самый визионерский популяризатор этих идей в 90-е. Но прежде всего это захватывающий, непредсказуемый и по-хорошему хулиганский посткиберпанк, смешанный с викторианским романом.

Ханну Райяниеми, трилогия
о Жане ле Фламбёре


Из последних любимых - «Квантовый Вор» (и последующие два продолжения) Ханну Райяниеми. С одной стороны, это космическая опера, с другой стороны - один из самых ярких образов постчеловеческого будущего. Оцифровывание личности, программируемая и вычисляющая материя, квантовое шифрование, космические магистрали для передвижения кораблей с солнечными парусами. Самая большая тема книги - человеческий разум, который в будущем копируется в тысячи копий, существует во множестве вариантов, меняется под конкретные задачи, сшивается и растаскивается на части - главный конфликт книги не столько борьба добра со злом, сколько идеологические различия об уникальности интеллекта и порядка против хаоса. Это такой роман-ребус с собственным словарным запасом и запутанной предысторией, в нем сначала не понимаешь ничего, но постепенно понимаешь, как всё работает, и получаешь от этого огромное удовольствие».

Екатерина Короткова

вирусолог

«В школьные годы книги из серии „Библиотека современной фантастики“ были моим любимым чтением. В фильме «Чародеи» именно их высыпает из мешка наряженный Дедом Морозом Золотухин. Некоторые из них я перечитывала по нескольку раз. Но как девочке мне больше нравились научно-фантастические романы, где присутствовала также и любовная линия. Не буду оригинальной, но моими любимыми фантастами были и остаются Роберт Шекли с его неподражаемым чувством юмора и Айзек Азимов, кстати, довольно крупный учёный-химик.

Айзек Азимов «Конец вечности»


У Азимова наибольшее впечатление на меня произвёл роман «Конец вечности». Группа людей, обладающих технологией перемещения во времени (так называемые Вечные, сотрудники организации под названием «Вечность»), присматривает за человечеством из самых разных эпох и «подправляет» ход истории, направляя её в «правильное», на их взгляд, русло. В «Вечности» работает много специалистов: Наблюдатели, Вычислители, Расчётчики судеб, Социологи и Техники - как главные герои романа. Именно Техник должен появиться в нашей реальности в определённый момент времени и произвести заранее рассчитанное «минимальное необходимое воздействие» - МНВ, которое вызовет цепь последовательных событий, в результате приводящих к изменению направления развития человечества. Например, переставив маленький ящик на другую полку, Вечные добиваются снижения потребления наркотиков через несколько столетий, а побочным результатом этого вмешательства становится прекращение освоения космоса из-за того, что не будет изобретена электрогравитация. Его величество случай. Мы сколько угодно можем строить счастливое будущее для себя или для всего человечества, но кто-то, возможно, даже не понимая этого, произведёт МНВ, и жизнь пойдёт совсем по-другому...

Роберт Шекли «Обмен Разумов»


Абсолютно гениальное произведение Шекли «Обмен разумов» поражает буйством фантазии. Главный герой - Марвин Флинн живёт в Америке и мечтает о путешествиях на другие планеты, но денег на это у него не хватает. И Марвин решается на временный обмен телами с найденным по объявлению марсианином, но нарывается на мошенника. Чтобы выжить, ему приходится соглашаться на самые сомнительные предложения. То он в четвероруком и четвероногом теле с хвостом и закинутыми за спину ушами пытается собирать яйца ганзеров в дождевом лесу на планете Мельд. То оказывается в уютной норе на планете Цельсий-5 в теле с тикающей бомбой в носу и влюбляется там в членистоногую красотку.
В погоне за марсианином-мошенником Марвин попадает в «Искажённый мир», в котором возможно всё. В том числе и то, что происходит с главным героем, - ему кажется, что «Искажённый мир» вернул его на Землю. Марвин Флинн не вспомнил, что Земля, где он родился, слегка отличалась от мира, где он оказался теперь, где его мать несёт яйца, а отец пасёт крысиные стада. Он просто счастлив под красным солнцем и тремя лунами на зелёном небе.

Роберт Шекли «Четыре стихии»


Ещё один роман Роберта Шекли - «Четыре стихии» - посвящён загадкам человеческой психики, но при этом в нём есть фантастический мир других планет. Медицина будущего самые тяжёлые формы шизофрении лечит «расщеплением» личности на отдельные составляющие. Доминирующая часть остаётся в теле пациента, а остальные подличности распределяются по искусственным телам, в которых смогут жить до 35 лет. Полное выздоровление пациента возможно в результате «реинтеграции» на определённом этапе нескольких неполноценных личностей в одну полноценную. Герой романа, подвергшийся в детстве расщеплению, решается на реинтеграцию и путешествует по волшебным мирам Марса и Венеры в поисках «себя». Каждую подличность героя автор отождествил с определённым темпераментом. И только в результате слияния четырёх темпераментов, четырёх стихий возник сложный, противоречивый, но действительно полноценный Человек».

Иван Сорокин

химик

«Своим бесконечным интересом к окружающему миру я обязан желтому позднесоветскому атласу формата A3 с мальчиком и девочкой на обложке, книге «Почемучка» и всей научной фантастике, до которой у меня дотягивались руки. Эскапизм необходим любому ребенку - а тот факт, что в случае фантастики эскапизм сопровождается приятно занудными описаниями миров, чьи принципы существования всё же опираются на фундаментальные законы нашей Вселенной, доказывает одну простую вещь: даже фантазируя в определенных рамках, можно улететь далеко-далеко. Так я, в общем, и стал ученым - полюбив рамки всей душой

Филип К. Дик «Убик»


«Я всю сознательную жизнь придерживаюсь того мнения, что придумывать великие сюжеты гораздо сложнее, чем выписывать заковыристые метафоры, - именно поэтому Дик, безусловно, относящийся к числу тех писателей, которые языком владели гораздо хуже, чем мастерством повествования, является одним из моих любимых авторов. Он единолично олицетворяет все излишества, безумства, открытия и трагедии большого психоделического эксперимента 50-70-х гг., и нигде это не проявляется лучше, чем в «Убике». Ставить под сомнение саму реальность - один из классических приемов сай-фая, но Дику (одному из первых) удалось сочинить роман, почти целиком наделенный логикой сна или галлюцинации и при этом полагающийся на логику нейрофизиологии. Из этого романа вырастает добрая половина антиутопий современности: ту же «Матрицу» легко можно разложить по компонентам на «Футурологический конгресс» Лема, гибсоновского «Нейроманта» и собственно «Убика».

Братья Стругацкие «Хищные вещи века»


Стругацкие у каждого свои: кто-то предпочитает незлобную сатиру рассказов о НИИЧАВО, кому-то наиболее близок протокиберпанк «Пикника на обочине», кто-то пытается придумать двадцать пятую интерпретацию «Града обреченного». Мой выбор, пожалуй, слегка нетрадиционен, но, поверьте, оправдан: «Хищные вещи века» - одна из наиболее современных вещей в каноне братьев. Проникнутая идеями классического марксизма антиутопия, переосмысливающая «О дивный новый мир» и предсказывающая субкультуры конца века, изобилующая описаниями наркотических опытов и размышлениями о слиянии человека с техникой - за такую экзотику (напоминаю, речь о 1965 годе) можно простить и излишний дидактизм, и некоторую незавершенность повести.

Ричард Бахман (Стивен Кинг) «Бегущий человек»


Я совсем не любитель кричать о том, что оригинал всегда лучше адаптации, но в данном случае придется оставить напоминание: ради всего святого, не судите об этом сюжете по фильму с Шварценеггером. Оригинальный «Бегущий человек» - простая и очень эффектная история о полном отчаянии, распаде личности (который параллелен деградации государства) и о неспособности технического прогресса поддерживать моральные нормы. Это очень злая и очень параноидальная книга, похожая в своем действии на острый спазм; тот факт, что Кинг сумел здесь предсказать многие аспекты реалити-шоу и саму идею теракта 11 сентября, кажется, напрямую коррелирует с объемом желчи, искусно вылитой на каждую страницу».