Самомассаж лица с речевым сопровождением. Использование приемов самомассажа в логопедической практике

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боко­вые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовы­вая его вперед и убирая назад, в полость рта.

5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сло­жить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движении жевательных мышц и стимуляции кинестетичес­ких ощущений, идущих от мышц полости рта.

Самомассаж ушных раковин. 1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3 - 5 раз (рис. 136).


3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 - 3 с.

Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед), например:

Если солнце жарко греет, Поглаживающие движения от середины

Если легкий ветер веет, лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.

Стало сухо и тепло -

Это лето к нам пришло.

Если дождь стучит по крыше, Постукивающие движения подушечка-

Листья падают неслышно, ми пальцев по лбу, щекам, подбородку.

Птицам улетать пора -

Это осень к нам пришла.

Если вьюга кружит, злится, Круговые движения в области лба, щек,



Всюду белый снег кружится, подбородка.

В снежных шапках все дома, -

Это к нам пришла зима.

Если тает снег и лед, Поглаживающие движения обеими

Звонкий ручеек течет, ладонями сверху вниз по боковым сторонам

Распускается листва - лица и шеи, по центральной

Это к нам пришла весна. части лица и шеи.

ЛИТЕРАТУРА

Архипова Е. Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с цереб­ральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП. - М., 1997.

Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный. - М., 1998.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. - М., 1998.

Блыскина И.В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. - СПб., 1995.

Бортфельд С. А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. - Л., 1986.

Васичкин В.И. Сегментарный массаж. - СПб., 1997.

Вербов А. Ф. Лечебный массаж. - М., 1997.

Дедюхина Г. В., Могучая Л.Д., Янъшина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физ­культура с детьми 3 - 5 лет, страдающими детским церебральным параличом. - М., 1996.

Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с наруше­ниями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.

Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным пара­личом. - М., 1985.

Недорезова Е. П. Методическое руководство по вопросам речевых патологий у детей с врожденными расщелинами нёба и губы. - М., 1995.

Новикова Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практи­ческое пособие. - М., 2000.

Приходько О. Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, стра­дающими ДЦП и другими видами неврологической патологии // Развитие и коррек­ция. - 1999. - Вып. 5.

Репина З.А., Балахонов А. С. О проведении массажа мягкого нёба с помощью трена­жера //Дефектология. - 1992. - № 5 -6.

Рогачева Е.И., Лаврова М. С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебраль­ных параличах. - Л., 1977.

Семенова К.А., Махмудова A.M. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП. - Ташкент, 1979.

Семенова К.А., Махмудова A.M., Смуглин Н.М. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М., 1972.

Сербина А.Ф., Волоскова Н.Н. Комплекс приемов массажа речевой и мимической мускулатуры при дизартрии. Дизартрия, клинический, нейролингвистический, психо­лого-педагогический аспекты проблемы: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 1996.

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. - М., 1987. - Т. 1.

Синельников Р. Д., Синельников Я. Р. Атлас анатомии человека. - М., 1990. - Т. 2.

Тенк Г. Практикум по китайской акупунктуре и точечному массажу для детей. - Та­ганрог, 1995.

Чарели Э.М. Учитесь говорить. - Свердловск, 1991.

Чарели Э. М. Упражнения и массаж по развитию детского голоса. - Свердловск, 1990.

Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж в системе преодоления заикания у детей: Детская речь, норма и патология. - Самара, 1993.

Штеренгери А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. - Киев, 1992.

Инга Эйтенеер
Игровой массаж и самомассаж в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА

В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Доклад на открытом семинаре – практикуме : «Нарушения речи при поражениях нервной системы»

Составила :Учитель – логопед

Эйтенеер Инга Григорьевна

МБДОУ «Детский сад №207»

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой части тела , а также на эластичность суставов и связок.

Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи (речевого дыхания, интонационно – мелодической стороны речи звукопроизношения). Главная причина нарушения звукопроизношения – нарушения мышечного тонуса, который охватывает не только переферический речевой аппарат, но и общее изменение мышечного тонуса.

Цели логопедического массажа :

Формирование произвольных координированных движений артикуляционного аппарата за счет нормализации тонуса мышц, снижения проявлений парезов и параличей, синкинезий, гиперкинезов, речевых судорог, девиаций тремора и т. п.

Стимуляция проприоцептивных и кинестетических ощущений.

Улучшение объема и амплитуды движений.

Виды массажа :

Классический

Точечный (активизирующий и расслабляющий)

Инструментальный

Смешанный

Самомассаж

Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым) . Самомассаж является средством , дополняющим воздействие основного массажа .

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса денных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличии от логопедического массажа , проводимого логопедом , самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, может быть включен в организованную коррекционно-обучающую деятельность, а также завершать либо предварять артикуляционную гимнастику, а самомассаж рук и тела может включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течении дня. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого . Перед его выполнением дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках , или лежать на ковриках или в кроватках (после дневного сна) .

Обучая детей самомассажу , педагог показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют прием самостоятельно , при необходимости можно использовать зрительный контроль (зеркало) . Когда приемы самомассажа будут освоены детьми , возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном темпе. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно – проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Также использование стихотворного текста является дополнительным стимулирующим фактором речевого развития и создает у детей положительный эмоциональный настрой, желание заниматься. Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения , их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы .

При выполнении логопедического самомассажа , как впрочем и классического и логопедического массажа и самомассажа рук и других частей тела необходимо соблюдать ряд требований :

Помещение должно быть хорошо проветренным;

Одежда не должна стеснять движений;

Обязательно вымыть руки и лицо ребенка;

Направления движений всегда от переферии к центру, или к лимфатическим узлам;

Ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;

Соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах);

Работа должна проводиться в эмоциональной форме, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение.

К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже :

Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;

Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;

Разминание - смещение тканей с захватом – действие стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике;

Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка , бывает прерывистая и непрерывная.

Процедура логопедического самомассажа проводиться , как правило, по рекомендуемой схеме : массаж головы , мимических мышц лица, губ, языка.

Самомассаж мышц головы и шеи :

1. «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

2. «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица :

1. «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.

3. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

4. «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.

5. «Наденем очки» - легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.

6. «Нарисуем усы» - движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

7. «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

8. «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

9. «Расческа» - поглаживание губ зубами.

10. «Молоточек» - постукивание губ зубами.

11. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

12. «Пальцевый душ» - набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать тоже самое движение , набрав воздух под нижнюю губу.

13. «Нарисуем три дорожки» - движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

14. «Нарисуем кружочки» - круговые движения кончиками пальцев по щекам.

15. «Погреем щечки» - растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

16. «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, сопровождая словами : «чух – чух - чух» .

17. «Пальцевый душ» - набрать воздух под щеки и легонько постукивать по ним кончиками пальцев.

18. «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам .

19. «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж языка :

1. Поглаживание языка губами.

2. Пошлепывание языка губами.

3. Поглаживание языка зубами.

4. Покусывание языка зубами.

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

Помимо логопедического самомассажа в коррекционной оздоровительной системе ДОУ также эффективным средством как общего физического развития так речевого развития является самомассаж кистей рук , ног и тела. А также игровой массаж проводимый детьми друг другу . Последний прием особенно эффективен при работе с детьми , имеющими психологические сложности : неконтактность, замкнутость, робость. Он помогает детям в игровой форме войти в прямой физический контакт, и на его основе наладить коммуникативное и эмоциональное взаимодействие.

Игровой самомассаж кистей рук является универсальным и эффективным средством реабилитации тонких движений, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающее – оздоровительным средством для нормально развивающихся детей. Помимо этого, он является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания, при активизации их деятельности улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого самомассаж кистей рук – это важная составляющая сенсорного воспитания – в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развивается межполушарное взаимодействие, синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария. Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нижлежащими отделами центральной нервной системы.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет остальные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно- моторная координация, а также развития речевой и творческой сфер.

Еще одним направлением в обучении детей дошкольного возраста приемам самомассажа является использование различных специальных и подручных приспособлений и природного материала (массажных мячиков , шариков Су-Джок, массажных ковриком и щеток , а также орехов, прищепок, карандашей и т. п.). Их использование позволяет разнообразить кинестетические ощущения ребенка, усилить массажное воздействие , и конечно заинтересовать ребенка игровым действием или сюжетом.

Ожидаемые результаты применения массажа :

в образовательном направлении :

усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы )

умение овладеть простейшими приемами;

в оздоровительном направлении :

расширение капилляров кожи;

ускорение циркуляции крови и лимфы;

усиление функций потовых и сальных желез;

влияние на обменные процессы;

улучшение подвижности связочного аппарата;

побуждение к активности;

в воспитательном направлении :

тонизирующее влияние на центральную нервную систему;

развитие положительных эмоций.

Список использованной литературы :

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика : методика работы с дошкольниками , страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: «Каро» , 2005.

2. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Программа логоритмических занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. – М : РУДН, 2007.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. логопедические упражнения . – СПб.: «Литера» , 2009.

4. Дьякова Е. А. Логопедический массаж . – М : «Академия» , 2005.

5. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет . – М.: «Сфера» , 2009.

6. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение. – СПб.: «Литера» , 2010.

7. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе : танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - Пресс» , 2006.

Аннотация: Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия, направленного на нормализацию мышечного тонуса и стимуляцию кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, является логопедический массаж. Многие логопеды не имеют специальных навыков для проведения логопедического массажа. Поэтому предлагаю вам приёмы самомассажа (как одного из видов логопедического массажа, не требующего специальных навыков), которые могут быть использованы логопедом как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование приёмов логопедического самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, подготавливает речевой аппарат ребенка, помогает сократить время коррекционного воздействия

Данная разработка предназначена для логопедов, воспитателей коррекционных групп и родителей детей, страдающих речевыми нарушениями .

Логопедический самомассаж. Основные приемы и техника проведения

Для чего нужен логопедический самомассаж?

Логопедический самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком или взрослым, страдающим речевой патологией. Целью данного массажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Применение логопедического самомассажа нормализует мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, стимулирует кинестетические ощущения, тем самым сокращает время коррекционной работы.

Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты дня ребенка.

Противопоказания к проведению самомассажа:

  • острые воспалительные процессы;
  • носовые кровотечения и склонность к ним;
  • конъюктивиты;
  • различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы;
  • стоматиты и др.инфекции полости рта;
  • чрезмерная психическая и физическая усталость
  • повышение температуры тела.

Показания к проведению логопедического самомассажа

Логопедический самомассаж показан детям с расстройствами речи. Особенно тем детям-логопатам, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов:

  • задержка речевого развития,
  • дислалия,
  • дизартрия,

то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

1. Перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

2. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста
может составлять 5-10 мин.

3. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

4. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз.

5. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда, далее могут выполнять его самостоятельно.

6. Процедура самомассажа проводится по следующей схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка

7. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Основные приемы и техники проведения самомассажа

1. Самомассаж мышц головы и шеи.

- «Я-хороший». Движения обеих ладоней, расположенных на лбу, по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

- «Наденем шапочку». Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

2. Самомассаж мышц лица:

- «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

- «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиков пальцев по лбу.

- «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем.

- «Нарисуем усы». Движение указательным и средним пальцами от середины верхней губы
к углам рта.

- «Погладим подбородок». Тыльной стороной пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

- «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

- «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

3. Самомассаж ушных раковин.

- «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

- «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз.

- «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-3 с

4. Самомассаж мышц языка.

- «Поглаживание языка губами». Просунуть язык сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его.

- «Пошлепывание языка губами». Пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя»

- «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами.

- «Поглаживание языка зубами». Просовывать язык между зубами и убирать его назад в полость рта.

Вывод: использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат ребенка и развивает речь.

Сергеева С.В.,
логопед,
г. Саратов


Практическое пособие для учителей - логопедов, воспитателей коррекционных групп и родителей.

Описание: Часто у детей недоразвита мимическая мускулатура. Им необходим массаж и самомассаж. Особенно в нём нуждаются дети с дизартрическим компонентом речи, ринолалией, заиканием, афазией, алалией. Практическое пособие предназначено для учителей - логопедов, воспитателей коррекционных групп и родителей.
учитель - логопед, Клокова Светлана Вячеславовна, МБДОУ д/с № 39, г.Арзамас, Нижегородская область.
Цель: Активизация мышц лица ребёнка.

Самомассаж относится к нетрадиционным логопедическим технологиям. Применяя самомассаж в комплексной коррекционной работе значительно повышается эффективность работы по преодолению речевых нарушений у детей. Также самомассаж может использоваться для профилактики дизартрическх расстройств у детей раннего дошкольного возраста.
Массаж – это метод лечения и профилактики с помощью механического воздействия на различные участки тела человека Самомассаж лица – это массаж, проводимый самим ребёнком с помощью рук, он позволяет изменить состояние мышц и нормализовать их тонус.
Дети обучаются под руководством педагога. Каждое движение логопед показывает на себе, произнося соответствующий текст. Ребята отрабатывают движения несколько раз сначала перед зеркалом, а затем без зрительного контроля. Самомассаж лица выполняется сидя, приняв удобную, спокойную позу. Болевые ощущения во время самомассажа не допускаются. Кожный покров лица, ротовая полость, губы должны быть не травмированы. Он может проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, перед или после артикуляционной гимнастики.

Логопедический самомассаж лица.

Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).
И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).
Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание ушных вниз).
Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям)
Их вперёд сгибаем, мягко растираем (сгибание ушных раковин и их растирание)
Гладим щёчки по дорожкам: вверх, вверх, вверх (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам)
Вверх натягиваем бровки: вверх, вверх, вверх (пальцами натягиваем кожу лба от середины бровей к волосам вверх 3 раза)
А теперь погладим губки: раз, два, три (гладят губы от середины к сторонам)
А ещё помнём мы губки по-смо-три! (растирают губы от середины к сторонам)
Поцелуем мы друг друга: чмок, чмок, чмок (вытягивание обеих губ вперёд, поцелуй).
Губки тянем влево-вправо
Хорошо! Ещё разок! (выполнять соответственно словам).
Губки бегают по кругу: раз, два, три! (круговые движения губами влево).
И в другую сторону: по-смо-три! (круговые движения губами вправо).
Губки мы погладим, пальцами скользя (гладят пальцами от середины губ до уголков рта).
Ведь они устали, им отдохнуть пора.
По дорожкам к носику мы пройдём (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
И от носа к ушкам мы дойдём (поглаживающее движение от крыльев носа к ушам).
Подбородок мы пощиплем, по дорожкам пробежим (пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).
А теперь погладим шейку и тихонько посидим (Медленно гладят шею сверху - вниз)