Церковные звания православной церкви. Чины в церкви

Русская Православная Церковь как часть Вселенской Церкви имеет трехуровневую иерархию, которая возникла ещё на заре христианства. Священ­нослужители разделяются на диаконов , пресвитеров и епископов . Лица, находящиеся на двух первых уровнях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому (женатому) духовенству. С XIX века в Русской Православной Церкви существует институт целибата.

По-латыни целибат (celibatus) - неженатый (холостой) человек; в классической латыни слово caelebs обозначало «не имеющий супруги» (и девственник, и разведенный, и вдовец). В позднеантичный период народная этимология связала его с caelum (небо), и так оно стало пониматься в средневековой христианской письменности, где использовалось, когда речь шла об ангелах, заключая в себе аналогию между девственной жизнью и ангельской. Согласно Евангелию, на небесах не женятся и не выходят замуж (Мф. 22, 30; Лк. 20,35 ).

На практике целибат встречается редко. В этом случае духов­ное лицо остается безбрачным, но не приносит монашеских обетов и не принимает пострига. Священнослужители могут вступать в брак только до принятия сана. Для духовенства Православной Церкви обязательно единобрачие, разводы и повторные браки не допускаются (в том числе для вдовцов).
В схематическом виде священническая иерархия представлена в таблице и на рисунке ниже.

Ступень Белое духовенство (женатые священники и не монашествующие целибатные священники) Черное духовенство (монахи)
1-я: Диаконат Диакон Иеродиакон
Протодиакон
Архидиакон (обычно звание главного диакона, служащего с Патриархом)
2-я: Священство Священник (иерей, пресвитер) Иеромонах
Протоиерей Игумен
Протопресвитер Архимандрит
3-я: Епископат Женатый священник может быть епископом только после принятия монашества. Это возможно в случае смерти супруги или одновременного ее ухода в монастырь в другой епархии. Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх
1. Диаконат

Диакон (с греч. – служитель ) не имеет права самостоятельно совершать богослужения и церковные таинства, он является помощником иерея и епископа . Диакон может быть возведен в сан протодиакона или архидиакона . Диакон-монах именуется иеродиаконом .

Сан архидиакона встречается крайне редко. Его имеет диакон, постоянно сослужащий Святейшему Патриарху , а также диаконы некоторых ставропигиальных монастырей. Существуют также иподиаконы , которые являются помощниками епископов, но не входят в число священнослужителей (они принадлежат к низшим степеням клира вме­сте с чтецами и певцами ).

2. Священство.

Пресвитер (с греч. – стар­ший ) - священнослужитель, имеющий пра­во совершать церковные таинства, за исклю­чением таинства Священства (хиротонии), т. е. возведения в священный сан друго­го лица. В белом духовенстве - это иерей , в монашестве - иеромонах . Иерей может быть возведен в сан протоиерея и прото­пресвитера , иеромонах - в сан игумена и архимандрита .

Сану архимандрита в белом духовенстве иерархически соответствуют митрофор­ный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе ).

3. Епископат.

Епископы , именуемые также архие­реями (с греч. приставки архи – старший, главный ). Епископы бывают епархиальными и викарными. Епархиальный архиерей , по преемству власти от святых Апосто­лов, есть предстоятель местной Церк­ви – епархии , канонически управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян. Епархиальный архиерей избирается Священным Сино­дом . Архиереи носят титул, включающий обычно наименование двух кафедраль­ных городов епархии. По мере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викар­ные епископы , в титул которых включается именование только одного из крупных городов епархии. Епископ может быть возведен в сан архиепископа или митрополи­та . После учреждения Патриаршества на Руси митрополитами и архиепископами могли быть только архиереи некоторых древних и крупных епархий. Сейчас сан митрополита, так же, как и сан архиеписко­па, является лишь наградой для епископа, что делает возможным появление даже титуляр­ных митрополитов .
На епархиального архиерея возлагается широкий круг обязанностей. Он рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает сотрудников епархиальных учреждений и бла­гословляет монашеские постриги. Без его согласия ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. В своей деятельности епископ подотчетен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси . Правящие епископы на местах являются полномочными представителями РПЦ перед органами государственной власти и управления.

Патри­арх Московский и всея Руси.

Первенствующим епископом Русской Православной Церкви является ее Предстоятель, носящий титул - Святейший Патри­арх Московский и всея Руси . Патриарх подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Его имя возносится за богослужения­ми во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси ». Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви, обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиаль­ного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием иерар­хов, клира и народа, «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3,7 ), быть не моложе 40 лет. Сан Патриарха является пожизненным . На Патриарха возложен широкий круг обязанностей, связанных с попечением о внутреннем и внешнем благосостоянии Рус­ской Православной Церкви. Патриарх и епархиальные архиереи имеют штамп и круглую печать с именем и титулом.
Согласно п. IV.9 Устава Русской Православной Церкви, Пат­риарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. В управлении этой епархией Святейшему Патриарху помо­гает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского . Террито­риальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником, определяются Патриархом Московским и всея Руси (в настоящее время митрополит Крутицкий и Коломенский управ­ляет храмами и монастырями Московской области за вычетом ставропигиальных). Патриарх Московский и всея Руси является также Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями (сло­во ставропигия образовано от греч. -крест и – водружать: крест, устанавливаемый Патриархом при основании храма или монастыря в любой епархии, означает их включение в Патриаршую юрисдикцию ).
Святейшего Патриарха, в соответствии с мирскими представле­ниями, часто называют главой Церкви. Однако по православному вероучению Глава Церкви - Господь наш Иисус Христос; Патриарх же является Предстоятелем Церкви, т. е. епископом, который молит­венно предстоит пред Богом за всю свою паству Часто Патриарх именуется также Первоиерархом или Первосвятителем , поскольку является первым по чести среди других равных ему по благодати иерархов.
Святейший Патриарх именуется Священноигуменом ставропигиаль­ных монастырей (например, Валаамского). Правящие архиереи в отношении к своим епархиальным обителям также могут называться Священноархимандритами и Священноигумнами.

Одеяния архиереев.

Архиереи отличительным знаком сво­его достоинства имеют мантию - длинную, застегивающуюся на шее, накидку, напоми­нающую монашескую мантию. Впереди, на двух ее лицевых сторонах, сверху и снизу, нашиты скрижали - прямоугольные пла­ты из ткани. На верхних скрижалях обычно помещаются изображения евангелистов, кре­сты, серафимы; на нижней скрижали с правой стороны - буквы: е , а , м или п , означающие сан архиерея - е пископ, а рхиепископ, м митрополит, п атриарх; на левой - первая буква его имени. Только в Русской Церкви Патриарх носит мантию зеленого цвета , митрополит - голубого , архиепископы, епископы - лилового или темно-красного . В Великий Пост члены епископата РПЦ носят мантию черного цвета .
Традиция упот­ребления цветных архиерейских мантий на Руси довольно древняя, сохранилось изображение первого русского патриарха Иова в голу­бой митрополичьей мантии.
Черную мантию со скрижалями, но без священных изображений и букв, обозначающих сан и имя, имеют архимандриты. Скрижали архимандричьих мантий обычно имеют гладкое красное поле, окруженное золотым галуном.


Во время богослужения все архиереи употребляют богато украшенный посох , именуемый жезлом, который является символом духовной власти над паствой. Только Патриарх имеет право входить с жезлом в алтарь храма. Остальные епископы перед царскими вратами отдают жезл иподиакону-посошнику, стоящему за богослуже­нием справа от царских врат.

Избрание епископов РПЦ.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, епископом может стать мужчина православного исповедания в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество.
Традиция избирать епископов из лиц монашеского чина сложилась на Руси уже в домонгольский период. Эта каноническая норма сохраняется в Русской Православной Церкви и доныне, хотя в ряде Поместных Православных Церквей, например в Грузинской, монашество не считается обязательным условием поставления на архиерейское служение. В Константинопольской Церкви, напротив, лицо, принявшее монашество, не может стать архиереем: там принято положение, согласно которому человек, отрекшийся от мира и принесший обет послушания, не может руководить другими людьми. Все иерархи Константинопольской Церкви являются не мантийными, а рясофор­ными монахами. Епископами Русской Православной Церкви могут стать также принявшие монашество овдовевшие или разведенные лица. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование.

Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.

Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.

Итак, кто служит в храме?

Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.

Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.

Священнослужители

Таким образом, священнослужители - это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.

Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)

Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 - 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.

Женатый или Монах...Но венчаный на Церкви!

Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).

Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.

Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.

Епископы, Архиепископы

Епископ - высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей - это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон - это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно. Помимо помощи священнику, задача диакона - призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом). Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.

Ипподиаконы

Ипподиаконы - это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.

Псаломщики (чтецы), певцы

Псаломщики и певцы (хор) - читают и поют на клиросе в храме.

Уставщики

Уставщик - это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).

Пономари или алтарники

Пономари (алтарники) - помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).

Послушники и трудники

Послушники, трудники - в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания

Иноки

Инок - насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.

Монахи

Монах - насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.

Схимонах - монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.

Кроме того, в храмах Вы можете встретить:

Настоятель

Настоятеля - это главный священник, редко диакон на конкретном приходе

Казначей

Казначея - это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Эконом

Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Духовные саны и чины в Православии

Какова иерархия духовных санов в Церкви: от чтеца до Патриарха? Из нашей статьи вы узнаете, кто есть кто в Православии, какие есть духовные чины и как обращаться к священнослужителям

Духовная иерархия в Православии

В Православной Церкви существует много традиций и обрядов. Одним из установлений Церкви является иерархия духовных санов: от чтеца до Патриарха. В структуре Церкви все подчиняется порядку, что сопоставимо с армией. Каждый человек в современном обществе, где Церковь имеет влияние и где православная традиция - одна из исторических, интересуется ее устройством. Из нашей статьи вы узнаете, кто есть кто в Православии, какие в Церкви духовные чины и как обращаться к священнослужителям.



Устройство Церкви

Изначальное значение слова «Церковь» - собрание учеников Христа, христиан; в переводе - «собрание». Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм - одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей - например, Русская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь.


Также древнерусским словом «собор», в переводе «собрание», называют по сей день съезды епископата и христиан-мирян (например, Вселенский Собор - встреча представителей всех Православных региональных Церквей, Поместный Собор - собрание одной Церкви).


Православная Церковь состоит из трех чинов людей:


  • Миряне - обычные люди, не облеченные священным саном, не работающие в церкви (на приходе). Мирян часто называют «народ Божий».

  • Церковнослужители - это миряне, которые не посвящены в священный сан, но трудящиеся на приходе.

  • Священнослужители, или клирики и архиереи.

В начале необходимо рассказать о церковнослужителях. Они играют важную роль в жизни Церкви, однако их не посвящают, не рукополагают через Таинства Церкви. К этому разряду людей принадлежат профессии разного значения:


  • Сторожа, уборщики при храме;

  • Старосты храмов (приходов - это люди наподобие завхоза);

  • Сотрудники канцелярии, бухгалтерии и других отделов Епархиального управления (это аналог городской администрации, здесь могут работать даже неверующие люди);

  • Чтецы, алтарники, свеченосцы, псаломщики, пономари - мужчины (иногда монахини), которые совершают служение в алтаре по благословению священника (когда-то эти должности различались, сейчас смешиваются);

  • Певчие и регенты (дирижеры церковного хора) - для должности регента нужно получить соответствующее образование в духовном училище или семинарии;

  • Катехизаторы, сотрудники пресс-служб епархии, сотрудники молодежных отделов - люди, которые должны обладать определенными глубокими знаниями о Церкви, они обычно оканчивают специальные богословские курсы.

Некоторые церковнослужители могут иметь отличительную одежду - например, в большинстве храмов, кроме бедных приходов, алтарники, чтецы и свеченосцы-мужчины одеты в парчовые стихари или подрясники (черная одежда немного уже, чем ряса); на праздничных богослужениях певчие и регенты больших хоров одеваются в произвольной формы, пошитую на заказ, благочестивую одежду одного цвета.


Отметим также, что существует такая категория людей, как семинаристы и академисты. Это учащиеся Духовных школ - училищ, семинарий и академий - где готовят будущих священников. Такая градация учебных заведений соответствует мирскому училищу или колледжу, институту или университету и аспирантуре или магистратуре. Учащиеся обычно, кроме учебы, совершают послушания в храме при Духовной школе: алтарничают, читают, поют.


Также есть звание иподиакона. Это человек, помогающий в богослужении архиерею (выносящий посох, приносящий таз для омовения рук, надевающий богослужебную одежду). Иподиаконом может быть и диакон, то есть священнослужитель, но чаще всего это молодой человек, не имеющий священного сана и исполняющий только обязанности иподиакона.



Священники в Церкви

По сути, слово «священник» - краткое название всех священнослужителей.
Также их называют словами: клир, клирики, духовенство (можно уточнять - храма, прихода, епархии).
Духовенство делится на белое и черное:


  • женатое духовенство, священники, не принесшие монашеских обетов;

  • черное – монахи, при этом занимать высшие церковные должности могут только они.

Расскажем вначале о степенях духовных санов. Их три:


  • Диаконы - ими могут быть и женатые люди, и монахи (тогда они называются иеродиаконы).

  • Священники - так же, монашествующих священник именуется иеромонах (соединение слов «иерей» и «монах»).

  • Архиереи - епископы, митрополиты, Экзархи (управляющие Поместными небольшими Церквями, подчиняющимися Патриархату, например, Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви Московского Патриархата), Патриархи (это высший сан в Церкви, однако этот человек тоже именуется «архиереем» или «Предстоятелем Церкви»).


Черное духовенство, монахи

По церковной традиции монах должен жить в монастыре, однако монашествующий священник - иеродиакон или иеромонах - может быть направлен правящим архиереем епархии на приход, как обычный белый священник.


В монастыре человек, желающий стать монахом и священником, проходит следующие стадии:


  • Трудник - человек, который на время пришел в монастырь без твердого намерения остаться в нем.

  • Послушник - человек, поступивший в обитель, выполняющий только послушания (отсюда название), живущий по уставу обители (то есть живя послушником, вы не можете уезжать на ночь к друзьям, ходить нас свидания и так далее), но не давший монашеских обетов.

  • Инок (рясофорный послушник) - человек, имеющий право носить монашеские одежды, но не давший всех монашеских обетов. Он получает лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые символические одежды. В это время человек имеет возможность отказаться от пострига в монахи, это не будет грехом.

  • Монах - человек, принявший мантию (малый ангельский образ), малую схиму схима. Он дает обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания - то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежит монастырю и сам монастырь берет на себя обязанность обеспечивать жизнь человека. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Все эти ступени есть и в женских, и в мужских монастырях. Монашеские уставы для всех одни, однако в разных обителях есть разные традиции и обычаи, послабления и ужесточения устава.


Отметим, что уйти в монастырь - значит, избрать непростой путь необычных людей, которые всем сердцем любят Бога и не видят себе иного пути, кроме служения Ему, посвящения себя Господу. Это - истинные монахи. Такие люди могут быть даже успешны в миру, но вместе с тем им будет чего-то не хватать - так, как влюбленному не хватает своей любимой рядом. И только в молитве будущий монах обретает успокоение.



Церковная иерархия духовных санов

Священство Церкви имеет основание еще в Ветхом Завете. Они идут по возрастанию и не могут быть пропущены, то есть архиерей должен сначала побыть диаконом, потом священником. Во все степени священства рукополагает (иначе называя, совершает хиротонию) архиерей.


Диакон


К низшей ступени священства относят диаконов. Через рукоположение в диаконы человек обретает благодать, необходимую для участия в Литургии и других богослужениях. Диакон не может в одиночку проводить Таинства и богослужения, он лишь помощник священнику. Люди, которые хорошо служат в сане диакона долгое время, получают звания:


  • белое священство – протодиаконов,

  • черное священство – архидиаконов, которые чаще всего сопровождают архиерея.

Часто на бедных, сельских приходах диакона нет, и его функции исполняет священник. Также при необходимости обязанности диакона может исполнять и архиерей.


Священник


Человек в духовном сане священника также называется пресвитером, иереем, в монашестве – иеромонахом. Священники совершают все Таинства Церкви, кроме хиротонии (рукоположения), освящения мира (его совершает Патриарх - миро необходимо для полноты Таинства Крещения каждого человека) и антиминса (платка с зашитой частичкой святых мощей, который кладется на престол каждого храма). Священник, который руководит жизнью прихода называется настоятелем, а его подчиненные, рядовые священники - штатные клирики. В деревне или поселке настоятельствует обычно иерей, а в городе - протоиерей.


Настоятели храмов и монастырей подчиняются непосредственно архиерею.


Звание протоиерея - обычно поощрение за выслугу лет и хорошее служение. Иеромонаха обычно награждают саном игумена. Также сан игумена зачастую получает настоятель монастыря (священноигумен). Настоятель Лавры (большого, древнего монастыря, которых не так много в мире) получает архимандрита. Чаще всего за наградой этим саном следует сан епископа.


Архиереи: епископы, архиепископы, митрополиты, Патриархи.


  • Архиерей, в переводе с греческого - начальник иереев. Они совершают все Таинства без исключения. Архиереи рукополагают людей в диаконов и священников, однако в архиереи может рукоположить только Патриарх в сослужении нескольких епископов.

  • Епископов, которые отличились в служении и служили долго, называют архиепископами. Также за еще большие заслуги возвышают в сан митрополитов. Они имеют более высокий сан за заслуги перед Церковью, также только митрополиты могут управлять митрополиями - большими епархиями, в составе которых есть несколько малых. Можно провести аналогию: епархия - область, митрополия - город с областью (Петербург и Ленинградская область) или целый Федеральный округ.

  • Часто в помощь митрополиту или архиепископу назначают других епископов, которых именуют викарными архиереями или короче - викариями.

  • Высший духовный чин в Православной Церкви - Патриарх. Этот сан является выборным, причем выбирает Архиерейский Собор (собрание епископов всей региональной Церкви). Чаще всего он руководит Церковью вместе со Священным Синодом (Кинодом, в разных транскрипциях, в разных Церквях) руководит Церковью. Сан Предстоятеля (главы) Церкви является пожизненным, однако при совершении тяжких прегрешений Архиерейский суд может отстранить Патриарха от служения. Также по прошению Патриарх может быть отправлен на покой из-за болезни или преклонных лет. До созыва Архиерейского Собора назначается Местоблюститель (временно исполняющий обязанности руководства Церковью).


Обращение к православному священнику, епископу, митрополиту, Патриарху и другим лицам духовного сана


  • К диакону и священнику обращаются - Ваше Преподобие.

  • К протоиерею, игумену, архимандриту - Ваше Высокопреподобие.

  • К епископу - Ваше Преосвященство.

  • К митрополиту, архиепископу - Ваше Высокопреосвященство.

  • К Патриарху - Ваше Святейшество.

В более бытовой ситуации, при разговоре ко всем архиереям обращаются «владыка (имя)», например «владыка Питирим, благословите». К Патриарху обращаются или так же или, чуть официальнее «Святейший владыка».


Да хранит вас Господь Своей благодатью и молитвами Церкви!


В Православной Церкви существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Кроме того, все духовенство делится на "белое" - женатое и "черное" - монахов.

Диакон (греч. "диаконос" - служитель) - священнослужитель первой (младшей) ступени священства. Он участвует в богослужении, но сам таинств не свершает. Диакон в монашеском чине называется иеродиаконом. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве именуется протодиаконом, а в монашестве - архидиаконом.

Священник, или пресвитер (греч. "пре-свитерос" - старец), или иерей (греч. "иере-ис" - священник), - священнослужитель, который может совершать шесть из семи таинств, за исключением таинства Рукоположения, то есть возведения в одну из степеней церковной иерархии. Священники находятся в подчинении епископа. Им поручается возглавлять церковную жизнь на городских и сельских приходах. Старший священник в приходе называется настоятелем.

В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). Священник, состоящий в монашеском чине, называется иеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, протопресвитерами, а монашествующие - игуменами. Настоятели монашеских обителей именуются архимандритами. Сан архимандрита обычно имеет настоятель крупного монастыря, лавры. Игумен - настоятель обычного монастыря или приходского храма.

Епископ (греч. "епископос" - блюститель) - священнослужитель высшей степени. Епископ называется также архиереем, или иерархом, то есть священноначальником, иногда - святителем.

Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. Епископ, управляющий приходами большого города и прилегающей области, называется митрополитом.

Патриарх - "отценачальник" - предстоятель Поместной Церкви, избираемый и поставляемый на Соборе, - высший чин церковной иерархии.

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он управляет церковью со Священным Синодом. В Синод кроме Патриарха постоянно входят митрополиты Киевский, Петербургский, Крутицкий, Минский. Постоянным членом Священного Синода является председатель Отдела внешних церковных сношений. Еще четверых приглашают из остального епископата по очереди в качестве временных членов на полгода.

Помимо трех священных чинов в Церкви существуют еще низшие служебные должности - иподиаконы, псаломщики и пономари. Они относятся к числу церковнослужителей и поставляются на свою должность не через Рукоположения, а по архиерейскому или настоятельскому благословению.