Купола и главы храмов. Почему купола православных церквей бывают разного цвета

При удивительном многообразии видов православных храмов все они имеют одну общую деталь ‑ купол, увенчанный православным крестом. Тем не менее, если присмотреться, то можно заметить, что и эта неотъемлемая деталь православных храмов и церквей имеет разные формы и цвета. Является ли это разнообразие лишь плодом фантазии архитекторов, либо имеет какое-то более важное, ? Для начала, немного углубимся в историю купола. Это сложное архитектурное сооружение начали строить еще в пятом тысячелетии до нашей эры, однако в строительстве христианских храмов начали использовать примерно во II веке после Рождества Христова.

Формы куполов православных храмов имеют разные названия: шлемовидная, грушевидная, шатровая, сферическая, купол-луковица, купол-зонтик, овальный купол. Неискушенному в архитектурных деталях человеку сложно бывает отличить их, поэтому каждая разновидность имеет свое подробное описание. Безусловно, формы куполов православных храмов и церквей отличаются не просто так ‑ каждая из них имеет смысловую нагрузку.

Виды православных храмов и их отличия по куполам

Одна из самых распространенных форм куполов православных храмов ‑ луковица. Он имеет выпуклую форму и вытянутый верх, заостряющийся на конце. Купол-луковица повторяет изгибы свечи и символизирует . Также на многих православных храмах и церквях можно видеть шлемовидный купол, который действительно очень похож на шлем былинного богатыря и призван напоминать христианам о постоянной духовной брани, которую они ведут в течение всей жизни.

Сферический православный купол пришел из Византии и означает вечность. Он не имеет плавного перехода от основания к узкой верхушке и похож на шар, увенчанный крестом. Купола-зонтики могут быть любой из уже перечисленных форм, но их отличие заключается в том, что они разделены на сегменты ребрами, исходящими из основания, и спускающимися к низу купола.

На других видах православных храмов можно встретить купола грушевидной формы, похожие на шлемовидные и луковки. Шатровые купола ‑ уникальная, присущая только России архитектурная форма. Ее появление было продиктовано технической простотой возведения ‑ добиться плавных форм, используя деревянные и каменные материалы, было очень непросто. Шатровые купола напоминают готические шпили католических соборов.

Символика православных храмов и церквей и цвета куполов

Современный православный паломник, открыв в интернете карту православных храмов, может заранее посмотреть, как выглядит церковь, в которую он собирается совершить паломничество. Многие люди при этом задаются вопросом: почему православные купола соборов и церквей имеют не только разную форму, но и разный цвет. Раньше было принято считать, что цвет православных куполов говорит о финансовом состоянии монастыря или храма ‑ мол, те, которые побогаче, могут позволить себе позолоту, а кто победнее ‑ красят купола краской в целях экономии. Это, конечно, не так.

Цвет купола на православном храме или церкви говорит о том, в честь кого освящен главный престол. Видите золотые купола ‑ можете быть уверены, что перед Вами православный собор в честь Иисуса Христа, синие или голубые ‑ храм Пресвятой Богородицы, зеленые ‑ в честь Троицы или святых. В черный, характерный для русского севера, цвет, купола чаще всего

СИМВОЛИКА КУПОЛОВ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУПОЛОВ

Купол (итал. Cupola - купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.

Главное в храме - купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол, из ныне существующих, расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой.

Русское искусство, начиная с Х в. и вплоть до конца ХVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Богослужение в великом православном храме Византии - храме Святой Софии города Константинополя повлияло на послов князя Киевского Владимира. «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты… » Именно это переживание красоты как святости было положено в основу нового искусства на русской земле. Византийскими мастерами было возведено много храмов в традициях византийского зодчества.

ФОРМА КУПОЛА

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными.

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма - символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Византийская империя подарила Руси умение строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и стало новым воплощением христианского искусства. Проанализировав рисунки храмов, можно заметить, что меняется и форма купола. Уже в Х11 в. купола напоминают воинский шлем.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы - символ пламени свечи, победы светлых сил. Православный храм, символизирующий землю, с куполом- символом неба, осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творения Боже. К небу, Богу верующие устремляет свои мысли. Поэтому «луковичная» форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъём и стремление к совершенству. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". В учебном пособии А. В. Бородина «Основы православной культуры» написано, что главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет значения: горение православных сердец и воинская защита

"Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся".

Е.Н. Трубецкой

Именно эту идею пламенности, горения подчеркивает столь распространенное в России золочение куполов.

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-фьоре во Флоренции, возведенный Филиппо Брунеллески.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни. В этом чувствуется несомненное влияние оборонного зодчества, характерный пример которого дает Псков с его мощными башнями, лишенными каких-либо украшений и служившими защитой от нападений врагов. При особо очевидной мощи стен, кладки, узких бойниц, окон, гармоничность форм подчеркивает их стройность и изящество. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери, Которой символически соответствуют числа 8 и 9. НО шатровые покрытия запрещаются, но эта форма сохранилась в строительстве колоколен. И это не случайно. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста и, разумеется, Благовещения Пресвятой Богородицы. Сооружались также колокольни ярусной конструкции (колокольня московского Новодевичьего монастыря).

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Такой купол, оказывается, снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Эти купола использовались при возведении византийский церквей и османских мечетей.

КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Дмитриевский собор во Владимире, Казанская церковь). Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).

Двуглавый храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом

Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм

тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

ЦВЕТ КУПОЛА

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Зачем на православных храмах возводят купола? Это делают только в России или во всех православных странах? Сколько куполов должно быть у храма и сколько не может быть никогда? Какой они бывают формы и в какой цвет могут быть покрашены? Рассказываем!

Зачем храмам нужны купола?

Купола православных храмов в том виде, как мы знаем их сейчас, - это вопрос исключительно традиции. В том смысле, что это так сложилось: у храмов должны быть купола. Причем, сложилось именно у нас. В православной Греции, например, - многие церкви возводятся вообще без привычных нам куполов.

Вот, например, церковь на острове Корфу: типичная православная греческая архитектура.

Как и этот храм: тоже Греция

Тогда какое на самом деле значение купола имеют для храма, если их не везде сооружают, и зачем они нужны храму?

Изначально купол - это всего лишь один из видов свода, которое может иметь здание. Например, такая конструкция будет идеальна, чтобы закрыть большие пространства, когда нужно избежать поддерживающих колонн. Такой тип перекрытия известен с древнейших времен. Еще до христианства купола возводились в культовых и важных для государства зданиях - короче говоря, там, где собиралось большое число людей: праздновать что-то или справлять религиозный обряд.

Со временем, купола стали уже напрямую ассоциироваться с «сакральными» зданиями. В христианской традиции купольный свод сразу стал символизировать небесный мир, вечность, вселенную. Причем, символизм почти сразу стал основной стороной купола, поскольку в большинстве храмов (в тех странах и культурах, где он использовался) купол не имел и не имеет конструктивного значения и был просто «венчанием» конструкции.

Посмотрите: собор святой Софии в Константинополе (сейчас - это мечеть). Он был построен как православный храм в VI веке, но сохранил в себе «изначальный» подход к куполу - как к полноценному своду.

А вот , Москва. Купол маленький, «символический». Роль же свода играет крыша-перекрытие.

То, что купол может играть «символическую», а не конструктивную роль, сложилось исторически. Например, на Руси: первые сами храмы почти все были деревянными и выполнялись в технике классического сруба, поэтому перекрывать их большими куполами было конструктивно нелогично и нецелесообразно. Купол уже не играл роль «крыши», а просто возвышался над храмом. Поэтому, правильнее их называть не куполами, а главами или «главками».

Это не древний храм, а современный: в , но он хорошо иллюстрирует сказанное в отношении куполов у деревянных храмов:

А вот пример конструкции храма, когда купол, наоборот: действительно выполняет конструктивную роль. Москва. Храм Успения Пресвятой Богородицы недалеко от Пречистенки. Купол закрывает собой весь придел, хотя над ним все равно поставлен небольшая башенка, которую венчает «луковка».

Или в подмосковной Кубинке. Тоже: большой свод в форме купола и над ним «луковка» поменьше.

Или главный собор Иоанно-Богословского монастыря в Москве. Не самый ярко-выраженный, может быть, пример, но тем не менее:

Купола действительно стали неотъемлемой частью русской традиции. Причем, нашим куполам присуща именно форма «луковки». Кто-то видит в этом напоминание о горящей свече. Возможно. Но изначально такого символизма в луковичную форму купола не вкладывалось - речь шла просто о красивой форме, которая гармонично завершала бы образ храма.

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Сколько куполов бывает у храма?

Вообще говоря, сколько угодно - в том смысле, что никаких догматов или сформулированных законов на этот счет нет. Число куполов определяется архитектурной концепцией храма. Другое дело, что в христианской традиции за некоторыми числами хранится символическое значение или ассоциации, а потому число куполов в подавляющем большинстве случаем ограничивается следующем количеством:

  • Один купол символизирует Единого Бога
  • Три купола символизируют Святую Троицу
  • Пять куполов - Спасителя и четырех евангелистов
  • Семь куполов напоминают о семи Таинствах Церкви
  • Совсем редко: девять куполов символизируют девять ангельских
  • Еще реже: 13 куполов - Иисуса Христа и его двенадцать апостолов
  • Наверняка есть храм и с 33-ю главками: по числу лет земной жизни Спасителя.

Цвета куполов: какие бывают?

Каким должен быть цвет купола в Церкви, это тоже не определяется каким-то правилами или канонами. То есть, он может быть любой (у храма Василия Блаженного на Красной Площади они, вообще, пестрые), но опять-таки - традиционно купола в русской традиции бывают такими:

Позолота - один из самых частых способов украсить главку. Никакой символической нагрузки тут нет: это просто очень красиво, величественно.

Синие купола (чаще всего - со звездами). Такие купола венчают храмы, посвященные Пресвятой Богородице. А звезды напоминают о Рождестве Христа от Девы Марии.

Зеленые купола . Вообще, в нашей Церковной традиции зеленый цвет - это символ Троицы или Святого Духа. Но в случае с куполами такой прямой зависимости нет. Вот, например, храм святителя Николая в , рядом с метро Библиотека имени Ленина в Москве.

Ну и наконец: черные купола . Кто-то говорит, что они символизируют собой монашество и встречаются в монастырских храмах, но это не так. Есть достаточно городских, «приходских» храмов с черными главками. Например, старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы в Турчаниновом переулке - что в двух шагах от метро Парк Культуры.

Еще черными со временем становятся медные купола: медь с годами приобретает очень красивый черный цвет.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Одним из важнейших элементов христианской архитектуры является купол. Именно купол церкви придает ей узнаваемый вид и отличимое великолепие.

В православном вероучении такое венчание храмов символизирует небесный мир и нередко украшается образами Бога, святых и ангелов.

Несмотря на схожесть строения, главы церкви поражают многообразием форм, размеров и окраски.

Разнообразие форм куполов

Первые купольные конструкции появились в далёкие времена, еще до возникновения христианства. Это были так называемые поясные купола, образованные ступенчатым сводом. При таком способе кладки каждый новый слой выступает над предыдущим. Классическим примером служит древняя Сокровищница Атрея в Микенах.

На сегодняшний день известно несколько основных видов куполов:


Как видно, формы куполов очень разнообразны. Это обусловлено различными этапами развития архитектуры и обменом опыта между культурами разных государств. Помимо многообразия форм, купола имеют и другие отличия.

Значение цвета куполов

Отличительной чертой православных храмов является богатство цветовой палитры их “вершин”. Использование определенного цвета не только красит внешний облик церкви, но и несет в себе сакральный смысл.

Например:


Разнообразие красок – это то, чем привлекают храмы России и что делает каждую церковь уникальной и неповторимой. Какую еще информацию о храме можно получить, зная об особенностях его глав?

Значение количества куполов

Каждый отдельно взятый купол – это уже произведение искусства. Если брать во внимание сразу все купола, откроется еще больше смысла. Ведь их число не случайно и имеет большой символизм. Так, один-единственный купол на храме олицетворяет Единого Бога. Если же куполов у церкви:


Таким образом, купола можно назвать своеобразным “паспортом” храма. По нему можно узнать об истории церкви, о том, кому она посвящена и какие смыслы хочет донести до людей. Разобравшись с символизмом церковных глав, перейдем к технической части, а именно к их изготовлению и оформлению.

Как изготавливаются купола

Купол – очень “полезная” конструкция, которая сильно ценится в архитектуре. Использование этого строения позволяет перекрывать большие пространства с минимальным применением дополнительных опор. Современный церковный купол, как правило, состоит из металлического каркаса, корпуса из стеклопластика и кровельной облицовки.

На сегодняшний день от большинства золотых куполов осталось только название. Ввиду своей дороговизны и недолговечности природное золото применяют всё реже и реже. На смену ему пришел нитрид титана, которым покрывают пластины из нержавеющей стали. Этот материал мало чем уступает золоту по красоте, но превосходит в надежности и легкости обработки. Покрытые нитридом титана панели крепятся к опоре купола, после чего он возносится наверх.

Несомненно точно, что куполостроение – уникальное ремесло. Оно сочетает в себе гения архитектурной мысли и глубину библейских подтекстов.

История

История куполов началась ещё в доисторические времена [уточнить ] , но технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне , возведённом примерно в 128 году нашей эры.

Виды куполов

Поясной купол

Поясной купол

Поясной купол отличается от «настоящего купола» тем, что он состоит из отдельных горизонтальных слоёв. Каждый следующий слой немного выступает над предыдущим и поддерживатеся консолью , в самом верху сходясь к центру. Примером такого купола является сокровищница Атрея .

Купол-луковица

Купол-луковица

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России , Турции , Индии и на Среднем Востоке . Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви . Хотя самые ранние каменные церкви на Руси имели купола византийского (парусного) стиля, позднее они почти полностью были вытеснены куполами-луковками. Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, барабан , на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину. Хотя самые ранние сохранившийся посторойки с таким типом купола относятся к 16-го веку, иллюстрации из старых хроник свидетельствуют, что они были использованы уже не позднее конца 13 века. Как и шатры , купола первоначально использовались только в деревянных церквях и стали применяться в каменной архитектуре гораздо позже. Но и тогда они изготовлялись из дерева или металла и устанавливались на каменный барабан . Известным инженером -архитектором , специализировавшимся на куполах православных церквей, был Сергей Николаевич Падюков (1922-1993), сконструировавший купола и участвоваший в постройке и реконструкции 44 церквей в США.

Церковь с несколькими куполами-луковицами является типичной формой русской церковной архитектуры , которая отличает Россию от других православных народов и христианских конфессий . Во многих западных странах силуэт церкви с такими куполами часто ассоциируется с Россией в целом. Исторически первыми примерами подобных русских церквей являются деревянный предшественник Софийского собора в Новгороде с 13-ю куполами (989 г.) и первый храм на месте каменной Десятинной церкви с 25-ю куполоми в Киеве (989-996 гг.). Количество куполов обычно имеет символическое значение в русской архитектуре, например, 13 куполов символизируют Христа с 12 апостолами , а 25 куполов - еще и с 12 пророками Ветхого Завета . В сравнении с византийскими (парусными) куполами, купола русских церквей обычно меньшего размера и часто покрываются позолотой или ярко окрашиваются.

Овальный купол

Овальный купол

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Само название происходит от латинского слова ovum , означающего яйцо . Чаще всего овальные купола связывают с именами архитекторов Бернини и Борромини , однако первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант"Андреа-ин-Виа-Фламина (называемой также Сант’Андреа-дель-Виньола). Строительство было заказано папой Юлием III в 1552 году и окончено в следующем году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Полигональный купол

Полигональный купол

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции , возведённый Филиппо Брунеллески .

Парусный купол

Парусный купол

Также называемые византийскими куполами , парусные купола представляют из себя парус , основания которого не просто образуют арки для поддержки купола над ним, а сходятся к центру пространства, таким образом сами образуя купол. Такие купола похожи на квадратный парус, закреплённый снизу в четырёх углах и поддуваемый снизу.

Купол-блюдце

Большой купол-блюдце

Купол-блюдце представляет собой неглубокий, с малым углом между горизонталью и поверхностью у основания. Геометрически, горизонтальное сечение таких куполов является окружностью, а вертикальное - сектор окружности (то есть её часть). Купола-блюдца ниже, чем другие виды куполов. Многие из самых больших существующих в наше время куполов имеют такую форму.

Купола-блюдца приобрели популярность в XVIII веке , и остаются популярными по сей день. Зачастую они используются как элемент внутреннего дизайна помещения, располагаясь в пространстве чердачных помещений. В этом случае купол оказывается не виден снаружи, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Часто, такие купола украшают орнаментами или фресками .

Такие купола иногда использовались при возведении византийских церквей и османских мечетей . Большинство мечетей Индии , Пакистана , Ирана и Афганистана покрыты куполом-блюдцем.

Купол-зонтик

Купол-зонтик

Купола-зонтики разделены на сегменты рёбрами, расходящимися от центра к основанию купола. Материал между рёбрами расположен в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра. Центральный купол Софийского собора построен по такой схеме, что позволило архитектору расположить витражи между рёбрами на основании купола. Главный купол собора Святого Петра также имеет такую форму.

Известные купольные конструкции

Самое крупное в мире купольное перекрытие - над стадионом в Оите (Япония). Его пролет 274 метра, оно покрывает 43 000 зрительских мест.

Купол в религии

Купола занимают важное место в христианской и мусульманской архитектуре. Большинство православных церквей и мусульманских мечетей, а также многие католические соборы венчаются куполами.

Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства, Бога и ангелов.

В искусстве

  • песня «Купола Российские» В. Высоцкого 1979 года (известна также в исполнении Г. Лепса )
  • песня «Купола» М. Круга
  • Купола церквей - популярный мотив наколок в тюремной символике .

См. также

Ссылки

Примечания