Самомассаж на логопедических занятиях. Логопедический массаж языка, лица и кистей рук для детей в домашних условиях: упражнения на развитие речи

К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции - это часть комплексной работы. А также может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств. А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.

Основные приемы массажа:

поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
- Для снижения тонуса мышц- основные движения поглаживание, растирание, движения выполняются в медленном темпе.
- Для активизации работы мышц - основные движения растирание, разминание, движения выполняются в быстром темпе.

Требования к выполнению упражнений:

  1. Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.
  2. В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объем движений, скорость, точность, координированность. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество.
  3. По мере знакомства детей с приемами движения рук, пальцев станут более координированным и точными.

Методика проведения:

  1. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством педагога, логопеда. Обучая детей самомассажу, учитель - логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него.
  2. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна).
  3. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин.
  4. Каждое движение рекомендуется выполнять не более 4—6 раз.
  5. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку (быструю - для активизации, медленную - для расслабления).

Форма проведения может быть как индивидуальная, так и подгрупповая (4-5 человек).

Самомассаж может проводиться с детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Противопоказания к самомассажу: Это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий. Противопоказание может быть и обычный синяк на лице, аллергия или солнечный ожог.

Описание упражнений:


Стихотворные строчки

Выполняемые действия ребенком

Самомасаж мышц лица

Лоб погладили мы нежно

И расслабились прилежно.

Расположить ладони обеих рук
на области головы, на лбу,
соединить пальцы в корзиночку, и затем
погладить ладонями по лбу, волосам,
опускаясь вниз через уши и
боковые поверхности шеи к плечам.

Умываюсь я всегда,

Вот какая чистота!

Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба в стороны,
к
ушам, а затем по переднебоковой
части шеи к яремной ямке

И поглажу лоб,

Чтоб он хмуриться не мог

Поглаживание лба от центра к вискам.

Как погладить лобик нам

Не сдвигая кожу там.

Круговые растирание от середины
лба к вискам.

Постучали пальчики,

Как на барабанчике.

Легкое постукивание или похлопывание
кончиками пальцев по лбу.

Мы по складочкам пройдем,


Все морщинки уберем.

Движения: поглаживание, а затем круговое растирание пальцами по трем лицевым
линиям.

Щечки крепко разомнем -

Рисовать там круг начнем.

Круговое разминание щек,
начиная от жевательных мышц к
уголкам рта.

Гусь пришел, и гусь гогочет.

Пощипать за щечки хочет.

Легко пощипывать щеки указательным
и большим пальцами.

Пожалею щёки я,

Поглажу их любя.

Легкое круговое поглаживание щек.

Язык рисует большие круги,

а ладонью щечку сильнее
прижми.

Круговые движения языка с внутренней
стороны щёк и губ: а ладошкой снаружи
прижимать щеку. «Нарисовать» 5-6 кругов
в одну и другую стороны.

Погладим сверху вниз,

сверху вниз - это мой такой каприз.

Указательными пальцами поглаживать
от скуловой кости вниз, затем растирать по тем же линиям, начиная
от жевательных мышц.

Самовар пыхтит: «Пых-пых!» -
Надо сделать перерыв.

Сжать губы, надуть щёки,
удержать воздух 2-3 секунды и
выпустить через губы, произнося: «Пых!»



Самомассаж губ

Схематичное изображение действия

Стихотворные строчки

Выполняемые действия


Чтоб расслабилась губа -
Рисовать усы пора.

Движение указательными пальцами
от середины верхней губы к углам
рта, чтобы активизировать и
от углов рта к середине,
чтобы расслабить.


В уголках я рта кручу -
Расслабить мышцы я хочу.

Круговое разминание в углах рта


Да-да-да есть у деда борода.

Ду - ду - ду - расчешу я бороду.

Да - да - да - надоела борода.

Ды - ды - ды - больше нет бороды.

Сначала поглаживать подушечками пальцев от середины
подбородка к ушам. Затем растирать,
далее разминать круговыми движениями,
потом легко пощипать. Закончить легким
поглаживанием.

С губами я играю,

то найду, то потеряю.

Всасывать верхнюю и нижнюю губы
попеременно. Внутри языком облизывать
губы.


Зажму я верхнюю
и нижнюю губу,
Птичий клювик получу,
Влево-вправо покручу.

Зажимать между пальцами верхнюю и
нижнюю губы, двигать ими вправо-влево,
вверх-вниз.

Побегу по лесенке
и спою я песенку.

Указательным и средним пальцем
перебирать по губам, движением
сверху вниз

Зубы как расческа,
гладят губы ловко.

Поглаживать губ зубами.

У индейцев клич такой,

Постучи вот так рукой.

Длительно говорить «а» и
похлопывать по рту ладонью.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Логопедический самомассаж Павлова Л.А, учитель-логопед, МБ ДОУ ЦРР д/с20 г.Сафоново

Логопедический массаж - метод коррекционно-педагогического воздействия при любой форме дизартрии. Чтобы проводить данную процедуру, нужны специальные знания и навыки. Существуют приемы самомассажа, которые учитель-логопед может использовать в своей работе.

Самомасаж - это массаж, который ребенок, страдающий речевой патологией, выполняет себе сам. Это артикуляционные, динамические упражнения, дающие такой же эффект как и массаж.

Цель логопедического самомассажа -стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Причины, по которым полезен самомассаж: Можно провести самомассаж не только индивидуально, но и фронтально с группой детей. Можно делать несколько раз в день, практически в любой режимный момент дошкольного учреждения. Его применение не требует специального медицинского образования.

Основные правила самомассажа: Один сеанс должен длиться около 5-10 минут; Каждое движение выполнять около 5 раз; Один сеанс может состоять только из нескольких приемов, которые могут меняться в течение дня; Все используемые предметы являются индивидуальными, одноразовыми.

Перед самомассажем требуется умыть ребенка; Дети должны делать самомассаж сами, сначала имея зрительный контроль, а затем и без него. Когда дети изучат все приемы, то массаж можно будет проводить под тихую музыку или под стихотворное произведение.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой логопедом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Самомассаж пальцев рук Упражнения, которые способствуют развитию тактильной чувствительности пальцев рук, тем самым улучшая и тактильную чувствительность артикуляционного аппарата, – это сорока-ворона, горошины, мячики, ежики, сухие бассейны. Упражнения, которые развивают взаимодействие между полушариями в мозге: «Ножки», «Поочередное скрепление пальцев», «Ладонь-кулак».

Самомассаж пальцев рук Укрепляет сердечную мускулатуру прямой массаж сердца через массаж левого мизинца руки. Речевые зоны активирует массаж указательных пальцев.

Виды самомассажа Общий самомассаж шеи, туловища, головы (можно проводить как физкультминутку).

Самомассаж мышц головы и шеи « Я хороший ». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими. « Наденем шапочку ». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам

Самомассаж мышц лица « Рисуем брови ». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. « Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

« Веселый клоун» Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости. « Нарисуем три дорожки ». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

Массаж мышц лица (губ, щек) – укрепляет круговую мышцу рта, мышцы губ и щек. Повышенный тонус мышц -это спастическая форма дизартрии: активные движения губ и языка затруднены, губы напряжены и плотно сомкнуты, кончик у языка не выражен, спинка у языка изогнута, язык оттянут назад и напряжен. Если делать массаж мышц щек, то мышцы языка будут рефлекторно расслабляться.

Когда шипящие произносятся «щечно» (щеки раздуваются) или мышцы щек вялые, можно делать массаж на их укрепление.

Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз). Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями). Смышлёные (слегка пощипать щёки) Учёные (пальцевой душ) Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).

Самомассаж с помощью мячиков,бигудей

массажные мячи В продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые, надувные, из папье-маше и т.д.

Мяч для самомассажа подбираем каждому ребенку индивидуально, в зависимости от тонуса мышц и цели воздействия. Так при высокой спастичности мышц ребенку требуется мягкий, с маленькими “шипами” мяч. И наоборот, для повышения тонуса артикуляционной мускулатыры подбираем более плотный, с высокими “шипами” мяч. В обоих случаях, мячи должны легко умещаться в руке ребенка и не должны быть грубыми, чтобы не травмировать кожу малыша.

самомассаж с помощью мячей по схеме

Артикуляционные движения как приемы самомассажа: -Шарики, т.е. нужно гонять воздух из одной щеки во вторую. - Хлопушка – нужно надуть щеки, а потом слегка бить по ним кулачками, чтобы воздух с шумом выходил наружу.

Самовар – надо надуть щеки сжать губы, а потом пропустить воздух сквозь губы, произнося при этом звук «П». - Рыбка – нужно несколько раз сразу открывать рот, а потом быстро его закрывать, надувая при этом щеки. В итоге можно будут услышать тихие хлопки, которые издает запертый во рту воздух.

Упражнения на укрепление губ - Лесенка – нужно указательным пальцем перебирать на губах и произносить звук, который похож на Б-Б-Б. -Индеец – надо рот открыть широко и произносить звук «А» и при этом похлопывать ладошкой во рту, то прикрывая, то открывая его.

Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»

Кисточка – нужно кисточкой, у которой мягкий ворс проводить по губам ребенка. - Расчёска – надо слегка прикусить нижнюю губу и пару раз поскоблить ее верхними зубами, как будто причесываем ее. Потом нужно прикусить верхнюю губу и скоблить ее точно также нижними зубами.

Прятки – следует втянуть губы так, чтобы снаружи их не было видно, а потом расслабить их и выпустить. Когда они спрятаны, можно несколько раз провести по губам языком. Такое упражнение сохраняет естественный цвет губ у девочек, а мамам помогает предотвратить появление второго подбородка и мелких морщина на губах.

Проговаривание слогов: аппа, абба, амма. Проговаривание вместе с детьми скороговорок, начиная с легких. Упражнения с присоской. если губы слабые

Упражнение с бинтом – первое - сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Второе - бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Третье - зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д.

Упражнение с бинтом

Упражнение с пуговицей - 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить шнуром и расположить на расстоянии 15-18 см. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.

Упражнение с пуговицей

Самомассаж мышц языка При полиморфном нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день. Будьте внимательны – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.

Самомассаж мышц языка Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок. Упражнения – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..

Самомассаж мышц языка Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)

Массаж горошинами - переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке. Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить Самомассаж мышц языка

Самомассаж языка Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка). Массаж через салфетку

Массаж с помощью груши. Особенно подходит для тех детей, которые сильно смягчают согласные. Стимулирует жевательные мышцы и кинестетические ощущения. Надо взять детскую спринцовку № 1, сложить ее вдвое, обмакнуть в сиропе сложенную часть, и положить ребенку в рот, но так чтобы кончик языка был снаружи. Предложить ребенку пожевать. Чтобы усложнить упражнение нужно сложить спринцовку в 4 раза.

Самомассаж языка грушей

Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движений жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

Самомассаж дети могут делать после дневного сна, занятий по релаксации, утренней зарядки. Самомассаж также можно включить в логопедические занятия. Выполняя процедуру самомассажа, ребенок не должен испытывать дискомфорт, а наоборот эти движения должны приносить удовольствие.

Выводы Использование этих приемов самомассажа при работе над коррекцией произношения, дает неоценимую поддержку логопеду, увлекает, готовит речевой аппарат ребенка и развивает его речь.

Использованная литература: Е.А. Дьякова «Логопедический массаж» - М.: Издат. центр «Академия», 2005 г. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» - М.: ТЦ Сфера, 2003 г. Е.Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» - СПб.: КОРОНА принт; М.: Бином Пресс, 2005 г. О.А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» - М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г. http://baby-like.ru Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.завед.. –– М.: Изд. центр «Академия», 2003

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Логопедический массаж лица – это процедура, позволяющая скорректировать произношение, улучшить тонус мышц аппарата речи, позволить пациенту расслабиться. Он необходим для детей, имеющих сложные проблемы с речевым аппаратом: дизартрия, алалия и другие.

Виды логопедического массажа

У логопедического массажа есть несколько разных видов:

  • традиционный;
  • аппаратный;
  • точечный;
  • зондовый массаж;
  • массаж Дьяковой;
  • самомассаж.

Основными способами традиционного массажа являются поглаживание, растирание, движение поврежденных участков или рядом с ним. Для расслабления мышц, участвующих в артикуляции, используются легкие поглаживающие движения. Для приобретения активного мышечного тонуса и его укрепления нужно применять быстрые и энергичные движения.

Аппаратный массаж выполняют при помощи предназначенных для этого приборов (вибрационных, вакуумных и не только).

Точечный массаж оказывает на ребенка стимулирующее и расслабляющее влияние, отдельно воздействуя на биологически активные точки, имеющие наибольшее количество нервных окончаний и сосудов.

Зондовый массаж – это вид массажа, принцип которого был разработан Новиковой Е. В. Он рекомендован для применения детям с нарушением речевой моторики. При помощи зондов массируются такие участки ротовой полости, как: мягкое небо, язык и губы.

Массаж Дьяковой представляет собой одну из популярнейших методик, применяемую для исправления нарушений речи у детей.

Самомассаж . Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Он представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками и массаж языка при помощи зубов.

Необходимо принять во внимание, что при изолированном использовании какого-то одного вида массажа его курс будет дольше, чем при комплексном. Кроме того, логопедический массаж целесообразно использовать вместе с другими видами лечения: сказкотерапия, постановка звуков, ароматерапия.

Техника выполнения логопедического массажа языка

При выполнении логопедического массажа ключевое внимание уделяется щекам, губам, языку и мягкому небу. Его техника включает в себя несколько этапов.

  1. Изначально массажист делает щадящие поглаживания по лицу в разных направлениях.
  2. Продольные мышцы языка массажируют по вертикали (от корня языка к его кончику).
  3. Затем надавливание проводится на язык (его поперечные мышцы: двигаться необходимо от центра языка к его краям).
  4. По всему органу речи делаются разнообразные поглаживания (по кругу и по спирали).
  5. Производятся похлопывания по всей поверхности языка.
  6. Специалист аккуратно надавливает на продольные мышцы.
  7. Уздечку языка массажируют по вертикали.
  8. Перетирающие массажные движения (нужно использовать салфетку из марли).

Цикл массажа состоит из 10-20 сеансов. Проводить их необходимо 2-3 раза в течение недели. Все действия полезно будет повторить спустя 4-8 недель.

Техника выполнения логопедического массажа лица

Массаж лба

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

Массаж щек

После массажа лба специалист приступает к массированию щек. Массирует аккуратными разминающими и растягивающими движениями, которые следует начинать от уголков рта и продолжать к вискам по мышцам щеки. Заканчивается массаж щек легкими поглаживаниями (от скул до нижней челюсти).

Массаж носа

Следует выполнять поглаживающие, растягивающие и вибрационные движения по крыльям носовой мышцы. После этого делают легкий поглаживающий массаж носогубной складки от крыльев носа к углам рта.

Массаж подбородка

Подбородок массируют от середины рта к его углам, поглаживая его и разминая.

Массаж шеи

Его выполняют поглаживающими и разминающими движениями по грудинно-ключично-сосцевидной мышце.

Достоинства и недостатки

Логомассаж может стать настоящей находкой для тех, кто хочет справиться с недоразвитием речи. Среди его преимуществ стоит отметить следующие:

  • улучшается функция сосудов;
  • повышается эластичность мышечных волокон, сократительная функция;
  • оказывается положительное влияние на мышечную и нервную систему;
  • простое и безболезненное устранение отклонений в образовании звуков;
  • доступность методики;
  • возможность выполнять дома;
  • маленькому пациенту не привносится извне никаких лекарственных препаратов;
  • сокращение сроков коррекционной работы.

Но есть у этого метода лечения и недостатки:

  • во время массажа происходит воздействие только на мышцы;
  • детям бывает дискомфортно и неприятно.

Во-первых , в помещении, в котором проводится сеанс, не должно быть холодно. Особые требования выдвигаются к рукам массажиста. На них не должно быть украшений, ногти необходимо остричь, исключается наличие любых воспалительных заболеваний.

Во-вторых , массаж нельзя делать менее чем через два часа после еды. Полость рта очищают от возможных остатков пищи и крошек.

В-третьих , массаж делают ежедневно, курсом до 20 сеансов. Если у ребенка ярко выражено нарушение речевой деятельности, его длительность должна быть дольше. Сроки проведения массажа определяет только врач. Длительность сеанса полностью зависит от психоэмоционального состояния ребенка: нервного напряжения, страха, настроения и не только. Первый сеанс не должен превышать не дольше 5-6 минут. Постепенно его продолжительность увеличивается.

Не стоит сразу класть ребенка в горизонтальное положение на массажный стол. Оптимальный вариант, если первый раз все действия будут проводиться сидя. Через два — три сеанса ребенок привыкнет к действиям массажиста. Если он настроен на проведение процедур резко отрицательно, следует проводить движения лишь на лице.

При тяжелых и сложных нарушениях сеансы массажа могут применяться в течение года и более.

В-четвертых , ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, не испытывая страха и боли. Лучше всего, если рядом будет мама. К каждому маленькому пациенту врач должен подбирать индивидуальный подход, все должно быть правильно. Массаж принесет пользу только тогда, когда ребенок будет испытывать к специалисту полное доверие.

Ребенок должен осознанно подходить к процедурам массажа, понимать его необходимость для нормального развития и повышения умения использования звуков. Цель логопеда – настроить ребенка на положительный результат после сеансов. Для избавления от страха перед массажем ребенку необходимо показать все действия на другом маленьком пациенте, который уже не боится процедур.

Массаж ни в коем случае не должен вызывать никакой боли. Участки, которые сильнее всего поражены, обрабатываются не сразу, а ближе к окончанию действий массажиста. С течением процедур страх уменьшится, и ребенок будет положительно и с доверием принимать все движения специалиста.

Для проведения массажа специалисты чаще всего используют следующие предметы:

  1. Медицинские перчатки (стерильные).
  2. Защитная маска.
  3. Специальное массажное масло.
  4. Нашатырный спирт (если понадобится медицинская помощь).

При каких показаниях ребенку нужен логомассаж

Логопедический массаж ни в коем случае не может быть назначен самостоятельно. Он проводится только после тщательного обследования мышц речевого аппарата. Во время этой процедуры логопед ставит предварительную оценку работы всех мышц, необходимых для правильной работы артикуляции. Результаты такого исследования помогают установить характер нарушения произношения.

Без логопедического массажа не обойтись детям с нарушениями речи, особенно тем, у которых ее коррекция педагогическими методами не приносит значительного результата. Есть следующие показания для проведения такой процедуры:

  • нечеткое произношение звуков речи;
  • заикание, имеющее невротическую природу появления;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • неясное происхождение задержки речевого развития до 3 лет;
  • дисграфия (сложности к овладению письмом без задержки интеллектуального развития);
  • алалия (полное отсутствие или недостаточное развитие речи без отклонений в умственном развитии);
  • нарушение голоса;
  • ускорение результативности занятий с логопедом;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • напряжение при произношении звуков;
  • ринолалия (дефект звукопроизношения, который характеризуется излишним или недостаточным резонированием в полости носа);
  • дислалия (нарушение произношения при отсутствии нарушения слуха), возникающая вследствие короткой подъязычной уздечки.

У детей, которые посещают сеансы логопедического массажа, легко увидеть значительные улучшения:

  1. Приходит в норму мышечный тонус мускулов, принимающих участие в речи.
  2. Увеличивается амплитуда артикуляционных движений.
  3. Снижается проявление отклонений в мышцах.
  4. Образуются движения, осуществляемых органами речи для произношения звуков.
  5. Улучшение тех мышц аппарата речи, у которых наблюдалась недостаточная активность сокращения.

Противопоказания к проведению массажа

Как и у любой процедуры, у логопедического массажа есть свои факторы, при которых ее делать нельзя:

  • воспаления и высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • стоматит (поражение слизистой оболочки рта) или гингивит (воспаление десны, протекающее в комплексе с отеком, покраснением и кровоточивостью);
  • грибок на коже;
  • синяки на массажируемом участке;
  • тромбозы сосудов;
  • болезни капилляров и крови;
  • острая стадия крапивницы;
  • наличие онкологических заболеваний;
  • порезы или ссадины, в которых есть инфекция;
  • фурункулез (заболевание волосяного фолликула или соединительной ткани, которая находится вблизи фолликул);
  • стоматит;
  • конъюнктивит;
  • судороги;
  • чрезмерная чувствительность ребенка.

Видео-инструкция

С особенностями применения логопедического массажа и принципами его выполнения ознакомьтесь на следующем видео. Из него вы узнаете, для чего предназначен логопедический массаж. Наглядно ознакомитесь с принципами его выполнения.

Второе видео позволит ознакомиться с техникой выполнения легкого массажа для стимуляции артикуляционных мышц. Вы узнаете о приемах выполнения упражнений, благодаря которым происходит стимулирование мышц ребенка в игровой форме.

Применение логопедического массажа позволит добиться высоких результатов в избавлении ребенка от нарушений, связанных с речевым аппаратом. Важно выбирать для сеансов опытного специалиста, который не только профессионально выполнит все процедуры, а и сможет установить эмоциональный контакт с ребенком. Главное – придерживаться всех рекомендация массажиста и учитывать имеющиеся противопоказания.


Практическое пособие для учителей - логопедов, воспитателей коррекционных групп и родителей.

Описание: Часто у детей недоразвита мимическая мускулатура. Им необходим массаж и самомассаж. Особенно в нём нуждаются дети с дизартрическим компонентом речи, ринолалией, заиканием, афазией, алалией. Практическое пособие предназначено для учителей - логопедов, воспитателей коррекционных групп и родителей.
учитель - логопед, Клокова Светлана Вячеславовна, МБДОУ д/с № 39, г.Арзамас, Нижегородская область.
Цель: Активизация мышц лица ребёнка.

Самомассаж относится к нетрадиционным логопедическим технологиям. Применяя самомассаж в комплексной коррекционной работе значительно повышается эффективность работы по преодолению речевых нарушений у детей. Также самомассаж может использоваться для профилактики дизартрическх расстройств у детей раннего дошкольного возраста.
Массаж – это метод лечения и профилактики с помощью механического воздействия на различные участки тела человека Самомассаж лица – это массаж, проводимый самим ребёнком с помощью рук, он позволяет изменить состояние мышц и нормализовать их тонус.
Дети обучаются под руководством педагога. Каждое движение логопед показывает на себе, произнося соответствующий текст. Ребята отрабатывают движения несколько раз сначала перед зеркалом, а затем без зрительного контроля. Самомассаж лица выполняется сидя, приняв удобную, спокойную позу. Болевые ощущения во время самомассажа не допускаются. Кожный покров лица, ротовая полость, губы должны быть не травмированы. Он может проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, перед или после артикуляционной гимнастики.

Логопедический самомассаж лица.

Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).
И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).
Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание ушных вниз).
Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям)
Их вперёд сгибаем, мягко растираем (сгибание ушных раковин и их растирание)
Гладим щёчки по дорожкам: вверх, вверх, вверх (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам)
Вверх натягиваем бровки: вверх, вверх, вверх (пальцами натягиваем кожу лба от середины бровей к волосам вверх 3 раза)
А теперь погладим губки: раз, два, три (гладят губы от середины к сторонам)
А ещё помнём мы губки по-смо-три! (растирают губы от середины к сторонам)
Поцелуем мы друг друга: чмок, чмок, чмок (вытягивание обеих губ вперёд, поцелуй).
Губки тянем влево-вправо
Хорошо! Ещё разок! (выполнять соответственно словам).
Губки бегают по кругу: раз, два, три! (круговые движения губами влево).
И в другую сторону: по-смо-три! (круговые движения губами вправо).
Губки мы погладим, пальцами скользя (гладят пальцами от середины губ до уголков рта).
Ведь они устали, им отдохнуть пора.
По дорожкам к носику мы пройдём (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
И от носа к ушкам мы дойдём (поглаживающее движение от крыльев носа к ушам).
Подбородок мы пощиплем, по дорожкам пробежим (пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).
А теперь погладим шейку и тихонько посидим (Медленно гладят шею сверху - вниз)

Проблема нарушения речи у детей волнует многих родителей. Пока малыши трогательно лопочут, дефекты их речи умиляют взрослых, но к трем годам становится понятно, какие звуки у них не получаются. А ведь речь является основным средством общения маленького человечка со всем миром. У большинства малышей с годами и с практикой это может пройти само собой, а у некоторых такие расстройства речи обусловлены нарушениями нормальной работы артикуляционных мышц, и носят физиологический характер.

Этим деткам нужна помощь. На своих занятиях логопеды используют респираторные и произносительные упражнения. Если их недостаточно, специалисты обычно предлагают специфический, довольно действенный метод – логопедический массаж для детей в домашних условиях. Воздействие любого массирования благоприятно для организма, особенно для обменных процессов, кровообращения и нервной системы. Лечебные и профилактические качества логопедического массажа способствуют нормализации речи и улучшению эмоционального состояния малыша.

Мастерство исцеления людей, разминая особые точки их тел, существует несколько тысячелетий. Уже в древности эскулапы постигли достоинства массажа, позволяющего побеждать серьезные недуги. Логопедический массаж возник гораздо позже, но основан тоже на практических знаниях.

Источниками появления вербальных сбоев является множество причин. Расстройства звукопроизношения бывают обусловлены наследственными факторами, аномальной беременностью, замедленным психическим развитием, нарушением речевого аппарата. Диагноз может определить только специалист. Исходя из специфики расстройства, логопед устанавливает тип сбоя и назначает лечение.

Нарушения привычной работы артикуляционных мышц мешают ребенку точно произносить звуки и слова. В состав речевого аппарата входят язык, губы и лицевые нервы. Все это играет важную роль в речевом развитии малышей. Лого массаж детский относится к местным видам массажа, так как он проводится исключительно на артикуляционных мышцах.

Проведение полного курса поможет ребенку овладеть всем звуковым комплексом речи и усилит его артикуляционный аппарат. Обычно в результате наступают положительные изменения. При наличии явных речевых погрешностей следует выполнять рекомендации специалиста, который, прежде чем выбрать тактику и вид манипуляции, исследует методом пальпации состояние всех мышц, задействованных в формировании речи.

Показания к проведению логопедического массажа

Логопед выбирает нужный вид массирования, способного активизировать те участки вербального аппарата, которые не работали, что помогает поэтапно наладить тонус всех мышц, ответственных за речевую деятельность. Такие возможности позволяют применять методику логопедического массажа при лечении дизартрии, дислалии, ринолалии и других недугов. Эти манипуляции допускается осуществлять с 2 месяцев, хотя в такие сроки они являются профилактическими мероприятиями, просто препятствуют появлению нарушений.

В серьезных случаях расстройств используется логопедический массаж, восстанавливающий голосовые возможности, тонизирующий мускулы речевой системы, сокращающий срок становления произношения. Даже явные неврологические симптомы поддаются этой методике и дают неплохие результаты.

Воздействие на значимые центры речи – язык, губы, мочки ушей, шею – назначается детям со следующими врожденными и приобретенными сбоями:

  • c частичной потерей или неполным расстройством голоса;
  • c различными речевыми аномалиями;
  • c излишней интенсивностью лицевых мышц;
  • c избыточным рефлективным слюнотечением;
  • со сбоем всей произносительной стороны речи;
  • с детским церебральным параличом;
  • с дефектами формирования артикуляционной мускулатуры;
  • со всеми разновидностями логопатии.

Все эти недостатки нуждаются в непременном и срочном исправлении, длительном и трудоемком, но необходимом, потому что в перспективе некачественная дикция воспрепятствует многим видам деятельности, которыми захочет заниматься выросший ребенок. Серьезные нарушения даже могут привести к инвалидности. Поэтому следует знать, как делать логопедический массаж лица ребенку-инвалиду.

Цели логопедического массажа

Основными задачами, которые ставит перед собой логопедический массаж лица для детей и с которыми он умеет справляться, можно назвать:

  • исправление точной артикуляции звуков;
  • совершенствование ситуации с голосовыми связками;
  • упорядочение респирации в момент разговора;
  • предотвращение душевного напряжения в результате речевых дефектов;
  • суммарное повышение качества всего речевого аппарата и самой речи.

Подобная процедура служит и для снижения, часто встречающегося у детей избыточного количества вырабатываемой слюны, что также мешает правильной дикции.

  • простудные и респираторные болезни;
  • воспаление слизистой оболочки десен и глаз;
  • стоматиты;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • герпес.

Очень бережно осуществляется массаж у детей с судорожными диагнозами, при дцп, аутизме, синдроме Дауна. При проведении процедуры массажа необходима серьезная концентрация внимания, аккуратность и профессионализм.

Специфика логомассажа в условиях дома

В момент выполнения массажа малыш должен испытывать комфорт и доверие, не ощущать тревогу, поэтому всегда следует найти к нему подход, поговорить с ним, отвлечь чем-нибудь. Малышам проводят сеанс в коляске или на коленях у мамы. Позднее дети привыкают к манипуляциям специалиста и успокаиваются.

Время проведения сеанса – через 2 часа после еды. Детский рот рекомендуется тщательно прополоскать.

Виды логопедического воздействия

Есть несколько типов манипуляций со сферой речевых мышц.

  • Классический массаж включает обычные массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. Он служит для активизации и стимуляции мышечного тонуса.
  • Точечный массаж занимается биологически активными точками со скоплением сосудов и нервных окончаний.
  • В аппаратном массаже используются вакуумные или вибрационные приспособления. Особый его вид – зондовый – разработан по авторскому методу Е.В. Новиковой. Одну из признанных методик – массаж Дьяковой – применяют многие логопеды.

Самомассаж ребенком выполняется собственноручно. Он представляет собой занятия, предусматривающие массирование лица и языка, например, проталкивание языка через соединенные зубы.

Предварительная разминка

Логопедическое воздействие начинается с общего массажа лица, которое продолжается несколько минут. Главные приемы – приятные ребенку легкие поглаживания и вибрирующие движения. Направления самые разнообразные:

  • лоб массируют снизу вверх и от середины в сторону висков;
  • нижнее веко – начиная с наружного угла к носу, верхнее – наоборот;
  • от носа до височной области и от углов рта до ушей;
  • от подбородка до мочки уха.

Для расслабления шейной мускулатуры и корня языка следует произвести раскачивание детской головки, плавно поворачивая ее с одной стороны в другую. Теперь желательно переходить к массированию губ и языка.

Методика массажа

Сниженный мышечный тонус, вызванный рахитом, синдромом Дауна и другими заболеваниями, требует активизации мускульных групп. Начинают манипуляции с обработки мускулов лица, переходя затем к остальным. Применяют классические приемы с постепенно увеличивающейся силой надавливания, стараясь не причинять ребенку неприятных ощущений. Актуальны поглаживания лба, растирания щек. Заканчивается все легким постукиванием и пощипыванием. Губную мускулатуру разминают от центра до уголков губ – каждую губу особо, затем носогубную складку.

При увеличенном мускульном возбуждении, вызванном травмой мозга в процессе родов или в период внутриутробного развития, а также гипоксии, краснухи, родовых травмах, применяется расслабляющая техника. Она состоит из классического поглаживания и вибраций. Начинается сеанс в воротниковом и плечевом отделах, продолжается обработкой лица, губ и языка. Релаксация осуществляется замедленными, плавными и слегка давящими передвижениями, повторяющимися 8-10 раз.

Массирование язычка профессионал выполняет, применяя специальные приспособления. В условиях дома используют ложку или просто указательный палец, которым поглаживают, начиная с кончика язычка по направлению к корню. В процессе выполнения массажа чайными ложками, выпуклой стороной инструмента проводятся поглаживания и растирания лба, висков, щек, области рта и шеи, подбородка и скул.

Избавить малыша от речевого расстройства и научить безупречно разговаривать могут родители, для этого они должны вовремя заметить проблему и приложить все силы для ее устранения. Поможет им в этом логопедический массаж, который должен быть назначен педиатром при наличии определенного диагноза. Проводить его можно со специалистом, а также в домашних условиях, предварительно познакомившись с правилами и техникой выполнения.

Успешность исцеления во многом будет зависеть от регулярности занятий и терпения родителей.

Хочется отметить, что логопедический массаж в Москве лучше делать у профессионала. Например, у Екатерины Русловой в Детском Центре Слухон на Пилюгина (м. Новые Черемушки).