Техника нлп быстрое лечение аллергии. Роберт Дилтс: Метод лечения аллергии

Аллергия включает адаптивные реакции иммунной системы (чихание, кашель, реакции кожи и т. д.) на нетоксичные раздражители, такие как кошачья или собачья шерсть, пыльца растений весной и т. д. У нас даже может развиться аллергическая реакция на эмоциональные события - на критику в наш адрес, на некоторых людей, на мысли, с которыми мы не согласны. На понятийном уровне аллергия предполагает ошибку в иммунной системе. Иммунная система, устанавливая ассоциации или обучаясь, стала считать неопасное вещество опасным. В результате она нападает на некоторые безопасные антигены, как если бы это вещество действительно было опасно для нас. При таком обусловливании (или связывании неопасного объекта с чрезмерной реакцией) иммунная система просто сделала ошибку в кодировании и запуске реакции. Хотя эти ошибки обычно происходят в повседневной жизни, они также могут быть следствием психологической травмы. Когда это имеет место, используйте паттерн перемотки фильма, чтобы разобраться с травмой, а затем возвратитесь к этому паттерну.

По существу, технология в этом паттерне включает переобучение иммунной системы, чтобы она прекратила нападать на нетоксичные и неопасные вещества.

Паттерн лечение аллергии

1. Калибруйте аллергические реакции.

Что вы ощущаете (или слышите, видите и т. д.), когда испытываете присутствие аллергена, например кошачьей шерсти или другого триггера?

Как вы узнаете, что у вас аллергия?

Когда вы задаете этот вопрос, внимательно наблюдайте за физиологией человека, ключами глазного доступа, дыханием и т. д., чтобы калибровать его состояния и реакции. Калибруйте, до какой степени он испытывает или может испытать реакцию, только думая об этом.

Чувствуете ли вы какую-либо из этих реакций прямо сейчас? Сколько? Где? На что похоже происходящее в вашем теле?

Заякорьте реакцию аллергии. Проверьте ее. Затем вы будете способны вызвать ее в течение этого процесса.

2.Поместите аллергию во фрейм ошибки.

Как вы себя чувствуете, когда понимаете, что иммунная система может делать ошибки и включаться, когда ничто в окружающей среде не требует ее реакции?

В этом случае вам известно, что кошачья шерсть (или другой триггер) не опасна. Просто ваша иммунная система сделала ошибку и почему-то считает ее опасной, хотя на самом деле никакой опасности нет. Она допустила ошибку в том, что должна атаковать и что не должна.

Вы готовы к тому, чтобы мы переобучили вашу иммунную систему так, чтобы она могла быстро научиться функционировать более эффективно?

3.Проверьте экологию своей системы сознание - тело - эмоции и наличие вторичной выгоды.

Как бы вы чувствовали себя в повседневной жизни, если бы у вас не было этой реакции?

Каким образом наличие этой аллергии может давать вам некоторую вторичную выгоду?

Какую выгоду или нечто позитивное вы получаете, имея эту аллергию?

4.Выявите и заякорьте соответствующий противоположный пример в качестве ресурса.

Что могло бы служить для этого триггера аллергии хорошим противоположным примером, который кажется насколько возможно похожим на аллерген, но на который ваша иммунная система реагирует адекватно? Например, у вас аллергия на кошачью шерсть, но не на собачью.

Теперь вообразите, что вы подверглись воздействию этого похожего агента, с которым вы чувствуете себя в полной безопасности.

Заякорьте это безопасное чувство.

5.Отойдите от этого триггера в безопасное место.

А теперь, я хотел бы, чтобы вы вообразили, что прямо здесь перед вами непроницаемый щит из плексигласа. Он протянулся от стены до стены и от пола до потолка так, что вы можете чувствовать себя в полной безопасности. Теперь, почувствовав это (воспроизведя якорь), просто представьте, что вы находитесь с другой стороны плексигласового экрана и ваша иммунная система работает адекватно. Наблюдая это, вы можете вспомнить, что это репрезентация вас с эффективной иммунной системой, которая позволяет вам не реагировать на аллергены... Как вы себя при этом чувствуете?

6.Теперь постепенно введите аллерген.

Когда вы видите себя за щитом, медленно введите в картину аллерген, который создал вам проблему. Пусть аллерген постепенно перемещается за стекло, позволяя иммунной системе привыкнуть к нему.

На этой стадии вы, вероятно, увидите физиологическое изменение, которое указывает, что иммунная система человека начала приспосабливаться. Теперь попросите иммунную систему дать сигнал о том, что она усвоила новую информацию. Это могут быть внутренние визуальные образы, звуки или слова, кинестетические ощущения и т. д. Такой ответ будет сигнализировать вам: «Да, хорошо, я поняла. Я изменю метки на своем флаге, чтобы он не совпадал ни с одной из моих Т-клеток».

7.Вновь ассоциируйтесь со старым триггером аллергических реакций.

Теперь, когда я продолжаю удерживать этот безопасный и ресурсный якорь, я хочу, чтобы вы просто позволили себе «войти» в самого себя, находящегося за экраном из плексигласа, и полностью почувствовали аллерген, который обычно вызывал у вас аллергическую реакцию. Не пытайтесь ничего делать, просто посмотрите, что происходит.

8.Калибруйте состояние и подстройтесь к будущему.

Чувствуете ли вы физиологические изменения, изменение

ключей глазного доступа, дыхания и т. д.?

Когда вы в воображении переноситесь в свое будущее без аллергии, что вы видите, слышите и ощущаете? Насколько это делает вас более ресурсным?

Теперь, когда вы представляете, как в будущем сталкиваетесь с аллергеном, который вызывал проблему, вы обнаруживаете, что аллерген не оказывает никакого воздействия на вас. Вообразите несколько таких ситуаций и отметьте, насколько комфортно вы себя чувствуете.

9.Проверка.

Если вы можете осторожно провести проверку, сделайте это. В противном случае представьте себе аллерген и вновь калибруйте свое состояние, чтобы убедиться, что изменения сохранились.

Когда Марии было одиннадцать лет, ее укусила в ногу пчела. Для большинства из нас это было бы болезненным, но незначительным происшествием. Однако последовавшие события сделали этот случай незабываемым для Марии и ее семьи. Через десять минут после укуса Мария почувствовала в горле острую боль и зуд; казалось, что горло опухает. Вскоре ей стало очень трудно дышать. Испуганная семья моментально доставила ее в ближайшую неотложку. Ко этому времени Мария уже едва дышала. Дежурный врач немедленно ввел три разных препарата, чтобы пресечь ее симптомы. Он сказал, что она могла бы умереть от удушья, если бы ей не была оказана срочная медицинская помощь. Марию предупредили, чтобы она избегала пчел, чтобы не допустить смертельно опасного рецидива, и она прилагала к этому все усилия.

Десять лет спустя Мария прошла проверку, чтобы выяснить, сохранилась ли ее сверхчувствительность. Врач, проводивший кожный тест, сказал ей, что ее чувствительность все еще очень сильна, и посоветовал делать ежедневные инъекции пчелиного антигена, чтобы постепенно выработать переносимость пчелиных укусов. Для полной безопасности ей надлежало делать эти уколы всю оставшуюся жизнь. В течение следующих двенадцати лет Мария самостоятельно проводила это лечение. Года за четыре до моей работы с ней изменения в процедуре сделали невозможным самостоятельное введение антигена, поэтому Мария решила прекратить уколы.

Когда Мария узнала, что в НЛП есть метод, который позволяет устранить аллергическую реакцию, это заинтересовало ее. «Мария, сначала я хочу дать вам представление о том, что мы будем здесь делать. Уже давно известно, что аллергия, по существу, есть «ошибка» иммунной системы. Когда иммунная система функционирует хорошо, она выявляет действительно опасные вещества и реагирует на них, чтобы защитить ваше благополучие. Именно так ваш организм защищает вас от вредных бактерий и вирусов.

Но иногда иммунная система ошибается и определяет безопасное вещество - пищу, пыльцу, пыль или пчелиный укус - как нечто опасное, каковым оно на самом деле не является. Если ваша иммунная система считает нечто подобное опасным, то, в конечном счете, вы получаете аллергию вместо защиты. В вашем случае иммунная система сделала очень серьезную ошибку, которая чуть было не стоила вам жизни. А когда возникает ошибка, ее вполне естественно было бы исправить.

Процесс, который мы собираемся применить, просто «переобучит» вашу иммунную систему, чтобы она конструктивно реагировала на пчелиные укусы. Мы объясним вашей иммунной системе, что хотя пчелиный укус беспокоит и болит, это не то, о чем стоит сильно беспокоиться. Назначение вашей иммунной системы - защищать вас. Как только она узнает, что пчелиные укусы безвредны, вы действительно окажетесь в гораздо большей безопасности, потому что исчезнет угроза аллергической реакции. Ваша иммунная система приобретет способность нормально реагировать и на все прочие безопасные вещи.

Сначала я хотел бы, чтобы вы лишь в незначительной степени испытали свою аллергическую реакцию - так, чтобы я смог понаблюдать, как вы реагируете сейчас, и смог позже отличить новую реакцию от старой». Поскольку приступы Марии были смертельно опасными, мне нужно было быть чрезвычайно осторожным, чтобы вызвать лишь частичный аллергический ответ. Я подчеркнул, что мне необходимо увидеть ее реакцию лишь в незначительной степени, и внимательно наблюдал, готовый прервать развитие реакции еще до того, как симптомы станут интенсивными. «Я бы хотел, чтобы вы закрыли глаза и вернулись в свои одиннадцать лет, в момент сразу же после того, как вас укусила пчела, когда вы только начинаете замечать эти симптомы в своем горле… о’кей, достаточно! Вы можете открыть глаза и теперь смотреть на меня, чувствуя, как ваш организм возвращается к норме».

Пока Мария вспоминала это событие, ее внешний вид претерпел множество изменений. Она вся напряглась, особенно лицо, которое сильно побледнело. Она также демонстрировала множество других признаков стресса. Я предложил ей вспомнить аллергическое состояние, чтобы увидеть, как она выглядела в этом состоянии. Эта информация нам понадобится позже, когда я захочу провести тест и посмотреть, изменилось ли проблемное состояние Марии.

«Мария, следующий шаг этого процесса состоит в том, что вы подумаете о чем-то похожем на пчелиный укус - но на что ваша иммунная система уже знает, как реагировать конструктивно, без аллергической реакции. Что вам кажется похожим? Как, например, вы переносите укусы муравьев?»

«Как насчет осиных укусов?» - спросила Мария. «Меня кусали осы, и до и после того пчелиного укуса - и у меня никогда не было ничего кроме боли в месте укуса, покраснения и припухлости».

«Это великолепно. Поскольку ваш организм уже знает, как конструктивно реагировать на укус осы, мы используем эту реакцию в качестве ресурса для переобучения вашей иммунной системы. Теперь снова закройте глаза и вспомните случай, когда вас укусила оса. Ощущая укус и переживая то, как это происходит, вы можете осознать, что ваша иммунная система точно знает, как конструктивно отреагировать на эту ситуацию. Обратите внимание, как это происходит».

Когда Мария реагировала на свое представление об осином укусе, ее поза и выражение лица сильно изменились. Ее спина выпрямилась, дыхание стало размеренным и т.д. Увидев эти несловесные изменения, я протянул руку и мягко и уверенно положил ее на плечо Марии, так чтобы мое прикосновение ассоциировалось с ее конструктивной реакцией на укусы ос.

«Мария, я буду держать руку на вашем плече, чтобы стабилизировать здоровую реакцию, которую вы сейчас испытываете. Ваш организм уже знает, как конструктивно реагировать на укус осы. Теперь я хочу, чтобы вы открыли глаза и вообразили, что через всю комнату проходит достаточно толстый экран из оргстекла, прямо перед вами от пола до потолка. Вы находитесь здесь, в полной безопасности, защищенная от всего того, что будет происходить по ту сторону экрана.

Теперь увидьте по ту сторону стекла себя. Смотрите, как та Мария воспринимает укус осы; ее иммунная система реагирует нормально и спокойно…

Теперь вы можете наблюдать и замечать, как это происходит, когда Мария с той стороны точно так же реагирует на укус пчелы. Как и в случае с осой, ее иммунная система точно знает, что делать».

Я очень внимательно наблюдал за Марией, чтобы убедиться, что ее несловесная реакция остается нормальным ответом на укус осы, что это не та реакция, которую я видел вначале, когда она вспоминала, как ее кусала пчела. Если бы она пришла в состояние старой аллергической реакции, мне нужно было бы прервать ее, вернуть назад и начать сначала.

«Теперь уберите плексигласовый экран, протяните руку и поместите Марию, которую вы видите перед собой, обратно внутрь себя, так чтобы вы смогли приобрести ее знание о том, как конструктивно реагировать на укусы пчел… Теперь, когда ваша иммунная система знает, что делать, вообразите, что вас кусает пчела - прямо здесь - и обратите внимание, как это происходит, когда у вас есть ресурсы для нормальной реакции. У вас может возникнуть чувство признательности за то, что ваша иммунная система так быстро научилась чему-то важному, и вы можете насладиться своей новой реакцией».

В то время как Мария делала это, ее несловесное поведение оставалось ресурсным; она сохранила ту же нормальную реакцию, думая о том, как ее кусает пчела. В ходе этого процесса я стабилизировал ее состояние, держа свою руку на ее плече. Дальше мне необходимо посмотреть, будет ли она реагировать таким же образом без моей помощи, поэтому я убираю руку с плеча. Когда я попросил ее закрыть глаза и живо представить, как ее снова кусает пчела, ее несловесное поведение свидетельствовало о нормальной реакции иммунной системы. Я сделал еще один шаг в своей проверке. «Мария, теперь вообразите, что вы берете этот ресурс своей иммунной системы, знающей, как вести себя конструктивно, и снова переживаете тот пчелиный укус, который вам пришлось перенести в одиннадцать лет. Как это произошло бы сейчас?» Когда Мария представляла себе это, прежнего стрессового ответа больше не было. На месте той реакции я наблюдал у Марии все несловесные признаки нормального ресурсного состояния. Весь процесс занял примерно десять минут.

Когда мы закончили, Мария не была уверена, как и большинство людей в такой ситуации, что она в чем-то изменилась. Однако к концу сеанса я видел значительное изменение в ее несловесной реакции на укус пчелы, поэтому я был уверен, что все сработало. Принимая во внимание серьезность ее прежней аллергической реакции, я рекомендовал ей не проверять результат и не отправляться для этого сразу в места скопления пчел и не подставляться под их укусы, и, может быть, для начала просто пройти кожный тест. Однако вскоре жизнь неожиданно предоставила ей возможность пройти более серьезную проверку.

Месяца через два после того, как я поработал с Марией, ее укусила пчела, когда она была одна дома. Она испугалась и немедленно позвонила в клинику скорой помощи, чтобы проконсультироваться о правилах применения эпинефринного набора, который она недавно приобрела. Она не хотела применять этот набор до тех пор, пока в нем не возникнет необходимость, поэтому позвонила живущей по соседству подруге, объяснила ей ситуацию и продолжала разговаривать с ней без перерыва в течение двадцати минут. За исключением небольшого покраснения и припухлости - что нормально для пчелиного укуса - у нее не было никакой реакции. И хотя Мария была очень рада случившемуся, она до сих пор остается скептиком, и с мудрой предусмотрительностью берет с собой в поездки свой эпинефринный набор - в качестве меры предосторожности.

Метод

Этот метод был разработан двумя нашими коллегами - Тимом Халлбомом и Сьюзи Смит - на основе приема, автором которого является Роберт Дилтс - один из самых давних и талантливых коллег Ричарда Бендлера и Джона Гриндера.

Обширный клинический опыт показывает, что эта антиаллергическая тактика действует эффективно в 80% тех случаев, когда заранее известен аллерген, вызывающий аллергическую реакцию. Она также хорошо работает со многими «гиперчувствительностями» к металлам, химикатам и другим веществам, которые не считаются настоящими аллергиями.

Мы были удивлены, обнаружив, что некоторые люди избавились от своей аллергической реакции, просто прослушав аудиозапись, хотя большинство людей при использовании этого метода нуждается в помощи специалиста. Один мужчина позвонил и сообщил:

«Я прокрутил вашу противоаллергийную кассету своей жене и еще двум людям, у которых были аллергии. После простого прослушивания записи все трое обнаружили, что их аллергии исчезли! У моей жены была аллергия на ноготки и на многие другие цветы - и она удивила меня букетом ноготков на столе».

Неспецифические аллергии

В случаях неспецифических «сенных лихорадок», когда трудно выделить конкретный аллерген, метод срабатывает значительно реже - возможно, потому, что при этом сложнее определить достаточно похожую ситуацию с нормальной реакцией. Однако иногда нам удавалось достичь эффекта и в таких ситуациях.

Анна, с детства страдавшая от астмы, заметила, что ее астматические симптомы значительно усиливались весной и в период цветения трав. Она подумала, что ее астма может быть частично обусловлена аллергической реакцией. Когда я применил к ней антиаллергийный процесс, она не смогла придумать ничего такого, что достоверно не вызывало бы у нее аллергической реакции. И тогда вместо этого я попросил ее вспомнить прежнее время в ее жизни - когда у нее не было никаких симптомов.

«Наблюдайте за той Анной - Анной, которая знает, как нормально реагировать на множество вещей - на пыльцу, плесень, пыль и так далее. Организм той Анны просто автоматически реагирует конструктивным образом». Это вызвало у нее позитивную реакцию; она выглядела очень сильной, когда думала про «ту Анну».

Через насколько дней после сеанса Анна с большим удовольствием сообщила, что ее астматические симптомы ослабли до половины или одной трети от своей прежней интенсивности. Поскольку она была дипломированной медицинской сестрой и довольно много знала о своей астме и способах ее лечения, она чувствовала, что сама уверенно сможет сократить свой курс лечения.

Что делать, если этот метод не работает?

Как мы упоминали раньше, по невыясненным пока еще причинам этот метод не срабатывает в 20% случаев его применения к конкретным аллергиям. Успех метода зависит от способности терапевта искусно использовать слова для вызывания у клиента определенных состояний. Принципиально важным фактором - как и во всех методах НЛП - является также несловесная конгруэнтность терапевта. Возможно, некоторые неудачи в применении метода обусловлены просто ограниченностью словесных и несловесных навыков человека, проводящего процедуру.

В других случаях причиной неэффективности этого метода может быть еще один фактор, часто называемый «вторичной выгодой». Словами «вторичная выгода» мы просто обозначаем идею о том, что любое наше поведение преследует какую-то позитивную цель. Например, если у человека аллергия на сахар, то полезной целью (вторичной выгодой) такой аллергии может быть защита от лишнего веса. Если бы мы успешно устранили эту аллергию, человек потом столкнулся бы с новой проблемой: активное употребление сахара привело бы к увеличению веса. Если какая-то часть человека осознает это, она будет мудро и энергично сопротивляться устранению аллергии.

Чтобы разрешить этот конфликт, можно научить человека более эффективным альтернативным способам контролирования собственного веса. В этом случае аллергия уже не будет единственно возможным средством достижения позитивной цели, следовательно, отпадет необходимость отчаянно сопротивляться ее устранению. Подобным же образом, человек может сохранять аллергию на сигаретный дым лишь потому, что у него нет других способов спокойно настоять на том, чтобы окружающие не курили; или потому, что эта аллергия для него - единственный способ обратить на себя внимание присутствующих. Может быть, ему неловко говорить: «Я предпочитаю, чтобы вы не курили в моем присутствии» или «Я хочу, чтобы вы обратили на меня внимание», - и аллергия «говорит» за человека. Если человек, не желающий, чтобы в его доме жили кошки, избавится от своей аллергии на кошек, то он, возможно, более не сможет проявлять настойчивость в том, чтобы удалить кошек из дома.

Когда позитивные функции (вторичные выгоды) известны, то, как правило, можно найти эффективные альтернативные способы их осуществления. Однако часто эти позитивные функции остаются неосознанными, и если их не определить, то они обычно становятся серьезным препятствием на пути к позитивному изменению вне зависимости от того, какой при этом используется метод. В главе 8 описан метод, который поможет нам определять эти позитивные функции корректно и аккуратно, и это позволит нам находить наиболее эффективные альтернативные решения.

Научное обоснование

В последние годы было собрано так много экспериментальных научных доказательств тесной анатомической и биохимической взаимосвязи между нервной системой и иммунными реакциями, что возникла даже новая отрасль науки - «психонейроиммунология». Прежние наблюдения тоже указывали на то, что эмоции, настроение и стресс влияют на иммунную реакцию. Однако раньше считалось, что связь эта исключительно гормональная и неспецифическая.

Книга Берни Зигеля «Любовь, лекарства и чудеса» и Стефена Лока «Внутренний целитель» являются превосходными источниками доказательств - и анекдотических, и научных доказательств способности мозга воздействовать на иммунную систему.

Тех, кто хотел бы получить информацию о влиянии психологических факторов на деятельность иммунной системы из научных источников, мы отсылаем к нескольким недавним статьям в научном журнале AAAS . Отчет 1985 года подводит итоги «Первого международного семинара по нейроиммунной модуляции», проведенного в Национальном институте здоровья. В частности, в этой статье говорится:

«Исследователи показали, что стрессы - как серьезные, так и более прозаические - могут изменять иммунные реакции, и что классическое павловское обусловливание как форма обучения тоже влияет на них. Более того, существуют анатомические и химические связи между иммунной и нервной системами, которые могут способствовать интеграции их деятельности. Не только нервная система может оказывать влияние на иммунные реакции, но, как показали последние работы, иммунные реакции тоже способны изменять деятельность нервных клеток. Фактически клетки иммунной системы могут функционировать в сенсорном качестве, посылая в мозг сигналы о стимулах, например, о вторжении чужеродных патогенов, которые не могут быть выявлены классической сенсорной системой».

В 1984 году в эксперименте с двойным контролем морским свинкам вводили инородный белок, чтобы вызвать у них иммунную реакцию, и при этом в клетку к свинкам помещали источник специфического запаха. После пяти повторений таких инъекций в сочетании с одним и тем же запахом аллергическая реакция животных, сопровождавшаяся снижением уровня гистамина, могла быть вызвана одним только запахом. Уровень гистамина, зафиксированный во время введения в клетку источника сильного запаха, в среднем в тридцать раз превышал те значения, которые определялись в отсутствии этого источника. В другом исследовании у крыс тренировали аллергическую реакцию на свет и звук. Уровень концентрации специфичных энзимов, повышение которого по имеющимся данным связано с развитием аллергической реакции, был приблизительно вчетверо выше, чем у тех животных, которые не подвергались такой тренировке.

Некоторые исследователи считают, что люди приобретают аллергии тем же самым способом. Какое-нибудь особенное событие или эмоция может вызвать у человека активную реакцию иммунной системы, и это может произойти в то самое время, когда рядом находится кошка, курящий человек, цветы или другой «аллерген». Точно так же, как морские свинки приобрели аллергическую реакцию на запах, человек усваивает аллергическую реакцию на то вещество, которое случайным образом оказалось рядом с ним в тот момент, когда его иммунная система была в возбужденном состоянии.

В описанном в этой главе методе для изменения иммунной реакции тоже используется техника простого обусловливания. Когда клиент воображает ситуацию с нормальной иммунной реакцией, это приводит к нормальному физиологическому ответу, которым затем замещается неконструктивная аллергическая реакция. Промежуточный шаг, когда человек видит себя с новой желаемой реакцией, не является во всех случаях абсолютно необходимым. Этот шаг упрощает процесс обучения новой реакции, и в то же время снижает вероятность возвращения человека к старой аллергической реакции.

Поскольку этот метод демонстрирует, что человеческая иммунная реакция может быть переобусловлена за несколько минут, существуют колоссальные возможности его применения в лечении широкого круга заболеваний, в которых возникает нежелательная иммунная реакция. Используя подобный процесс, вероятно, можно снижать или устранять неконструктивные аутоиммунные реакции в таких заболеваниях как множественный склероз, ревматический артрит и туберкулез кожи. Наш опыт применения этого метода согласуется и с многочисленными подтверждениями того факта, что психологическими методами иммунная реакция может быть усилена, в том числе и при таких заболеваниях, как рак.

Если вы заинтересованы в испытании этого метода, мы хотели бы сделать два важных предостережения. Во-первых, если аллергия, с которой вы имеете дело, предполагает возможность возникновения каких-либо опасных для жизни реакций, подобных той, которая возникала у Марии, применяйте этот метод только под непосредственным наблюдением врача. Тогда, если вы случайно все-таки вызовете острую аллергическую реакцию, то врач с помощью лекарств сможет справиться с неожиданными неприятностями.

Мы являемся сторонниками того, чтобы каждый человек с аллергией любого типа в дополнение к использованию этого метода получал необходимую медицинскую помощь.

Во-вторых, мы хотели бы напомнить вам, что этот метод основан на способности организма связывать аллергическую реакцию с тем или иным стимулом. Если человек применяет метод неосторожно, то вместо устранения аллергии он может случайно связать ее с другим стимулом. По-видимому, нечто подобное происходит с людьми, имеющими аллергию на широкий круг стимулов. Хотя в нашей практике применения этого метода такой неосторожной подмены стимулов никогда не случалось, не следует совершенно исключать эту опасность особенно в тех случаях, когда психотерапевту не хватает опыта.

Если после чтения этой главы ваша аллергия неожиданно тихо покинула вас, как это случалось с некоторыми людьми, поздравьте и поблагодарите свое подсознание. Если же для избавления от аллергической реакции вам нужен «гид», мы рекомендуем найти человека, хорошо обученного этому методу. Прежде чем помогать кому-то с помощью описанного метода, мы рекомендуем вам пройти сначала интенсивный тренинг, чтобы научиться достигать желаемых результатов без риска для ваших клиентов.

Литература

«Love, Medicine and Miracles», by Bernie Siegel, 1986.

«The Healer Within», by Stephen Locke, 1986.

«The Immune System “Belongs in the Body”». Science, March 1985, pp. 1190-1192. Глубинные анатомические и биохимические связи между иммунной и нервной системами помогают объяснить, как настроение может влиять на подверженность заболеваниям.

«Pavlovian Conditioning of Rat Mucosal Mast Cells to Secrete Rat Mast Cell Protease II». Science, 6 January 1989, pp. 83-85.

НЛП и лечение аллергии

Аллергия – чума нашего века. Бросьте камень в того, у кого никогда не было диатеза, красных пятен на нервной почве или отека Квинке. Аллергия – ошибка иммунной системы. Ответ иммунной системы на аллерген похож на фобию. Если иммунная система решила, что какое-то вещество вредно, то она будет также реагировать на это вещество и в последующем, хотя угрозы уже может и не быть. Кроме того, часто бывает генерализация реакции – аллергия появляется на похожие вещества, хотя они никогда не были в контакте с человеком.

В НЛП существует техника лечения аллергии. Она работает эффективнее в том случае, если реакция возникает на конкретное, легко определяемое вещество. Этот метод был разработан Робертом Дилтсом, Тимом Халлбомом и Сьюзи Смиф.

Прежде всего – предупреждение. Аллергии могут быть весьма опасными, даже угрожающими здоровью. Эти методы должны не подменять медицинское лечение, а работать вместе с ним. Если у вас есть сомнения, то лучше их не применять.

Метод лечения аллергии, разработанный НЛП, разрушает якоря, действующие на иммунную систему, прерывая связь между стимулом (аллергеном) и реакцией (аллергической реакцией). Представим ситуацию так, как будто вы помогаете другому человеку.

1. Установите раппорт.

Вы должны признать опыт другого человека. Ведь вам вместе придется изменять аллергическую реакцию. Определите аллерген. Выясните, насколько силен и каков ответ на проникновение вещества в организм. Как быстро он проявляется? Определите контрпример (похожее безобидное вещество, на которое у вас нет аллергической реакции). Скажем, у вас аллергия на пыль, а на пыльцу – нет. Пыльца в вашем случае будет контрпримером. Вот какими могут быть пары «аллерген – контрпример»: хлопок – лен, кошачья шерсть – собачья шерсть, дыня – арбуз, апельсин – персик, помидоры – огурцы, анальгетики – любые другие таблетки, которые хорошо воспринимает ваш организм…

2. Создайте якорь на контрпример – состояние комфорта и защищенности.

Попросите партнера вспомнить, приятную ситуацию, в которой он чувствовал себя совершенно расслабленным, находясь в контакте с контрпримером, играя с собакой, кушая арбуз… Помогите ему ассоциировано войти в состояние, не связанное с аллергической реакцией. Когда вы увидите по его лицу и дыханию, что он расслабился, легко прикоснитесь своей рукой к его руке в определенной точке. Это будет тактильным якорем на это состояние. Скажите ему, что каждый раз, когда он будет чувствовать это прикосновение, оно будет напоминать ему расслабленное состояние и что он сможет погружаться в него в любой момент на протяжении всей процедуры.

Отвлеките его внимание и прервите это состояние. Выйдите в третью позицию вместе с вашим клиентом. Поговорите о нормальной реакции имунной системы. Диссациируйтесь.

Снова прикоснитесь в том же самом месте на руке.

Убедитесь, что он опять вернулся в то же приятное расслабленное состояние. Проверьте это, задав соответствующий вопрос. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока ваше прикосновение не начнет надежно переводить его в это расслабленное состояние. Теперь вы закрепили расслабленное состояние якорем – прикосновением к руке – и можете быть уверены, что если во время процедуры ваш партнер почувствует дискомфорт, вы сможете вернуть его в приятное нейтральное состояние. Это «спасательный круг» на случаи непредвиденных обстоятельств.

3. Попросите партнера лишь слегка вспомнить аллергическую реакцию, чтобы вы смогли увидеть, как она выглядит.

Спросите его, на что это похоже, когда он вступает в контакт с аллергеном. Обратите внимание на изменения его дыхания, цвета кожи и, в особенности, влажности глаз. Это первые признаки аллергической реакции. В НЛП эта операция называется «калибровкой реакции»: вы проверяете аллергическое состояние, внимательно наблюдая за тем, как оно выглядит, чтобы позже легко его узнать.

Если вы уже увидели реакцию, прервите это состояние. Расскажите анекдот, отвлеките его внимание и заставьте подвигаться.

4. Нужно объяснить ошибку иммунной системы.

Скажите своему партнеру, что сам аллерген не представляет никакой опасности, что его иммунная система наилучшим образом защищает его, но при этом реагирует на неподходящий стимул. Она может продолжать так же защищать его, но не реагировать столь бурно именно на это вещество. Она научилась такой реакции, и теперь может научиться другой, более подходящей. Говорите об аллергене, как об «этом веществе», а не «аллергене». Назвав его по-новому, он начнет думать о нем по-другому. Расскажите ему о медицинских исследованиях иммунной системы, о том, как замечательно она работает и как может учиться новым реакциям. Приведите пример человека, который расстался со своей аллергией.

Следующая демонстрация была проведена в Национальной Ассоциации на Национальной Конференции по Нейро-Лингвистическому Программированию в Чикаго, штат Иллинойс, в 1988 году.

Сюзи: Хорошо, Линда. Вы говорите, что у вас аллергия на сено и траву.

Линда: Да. Меня проверял аллерголог, и я знаю, самой худшей для меня является трава тимофеевка, даже когда косят газон, меня это беспокоит. У меня есть лошадь, поэтому иметь аллергию на сено весьма неудобно.

Сюзи: Я могу представить. Если бы у нас был пучок скошенной травы тимофеевки в этой комнате прямо сейчас, что бы с вами происходило?

Линда: Сначала я бы отекла и почувствовала сухость во рту, потом бы ощутила зуд на небе во рту, а потом бы у меня покраснели и начали слезиться глаза.

Сюзи: Так, ради проверки представьте, что трава прямо сейчас здесь. Что у вас…

Линда: (Входит в реакцию и смеется.)

Сюзи: Ладно (Аудитория смеется.) Стоп! Стоп! Мы только хотели калибровать.

(Группе): Она только что продемонстрировала одно из интересных явлений, связанных с аллергией. Люди могут дать реакцию, только подумав о том, что они находятся в присутствии аллергена! Вот история, которая произошла в начале века с врачом по имени Маккензи, лечившим женщину, у которой была сильнейшая аллергическая реакция на розы. Он обнаружил, что если он покажет этой женщине очень натурально выглядевшую искусственную розу, у нее все равно будет сильнейшая реакция2. Линда также показывает нам силу ума. Только думая о траве тимофеевке, она готова дать реакцию, которая у нее обычно бывает.

(Линде): Как быстро вы получаете эту реакцию? Кажется, совершенно моментально, правда? Если на вас воздействовать какое-то время, станет хуже.

Lynda: It’s immediate, and as long as the allergen is histamine, which creates the runny noses, itches and other things that go along with hay fever.

Если сделать вывод, что иммунная система совершила ошибку относительно того, что опасно, и промаркировала вещества, которые приведут в действие активную часть иммунной системы. Стоит только раз допустить эту ошибку, и клетка в теле закодирована, а иммунная система будет моментально приводиться в действие всякий раз.

Мы можем поблагодарить нашу иммунную систему за такую работу. Только раз простудный вирус или бактерии были промаркированы, и иммунная система будет действовать в ответ на опас-‘ ность. Однако, не очень приятно, когда она начинает действовать, когда опасности нет.

(Линде): Раз ваша иммунная система научилась этому так быстро, значит она очень обучаема. Сейчас мы хотим научить ее новому ответу. Мы хотим показать ей, что ответ, который у нее сейчас, ей не нужен. Мы хотим показать более подходящий ответ. Мы скажем вашей иммунной системе: «Не этот ответ, вот этот ответ. (Жестикулирует разными руками.) Не этот этот.» Это просто дело переобучения.

(Группе): Мы хотим провести экологическую проверку, прежде чем мы начнем.

(Линде): Если бы у вас не было такой реакции на сено и траву, какой бы была ваша жизнь? Какое значение это бы для вас имело?

Линда: Ну, последние 10 или 15 лет это уменьшалось. Поэтому, я думаю, что продолжало высвобождать энергию. Как будто этой части не хватает. Мусора.

Сюзи: Не могло бы это иметь каких-либо отрицательных последствий? Есть ли какая-нибудь причина, что вам не стоит от этого отказываться?

Линда: Нет, я никаких причин придумать не могу.

Сюзи: Я имею в виду, это не то, чтобы вы хотели все свое время проводить со своими лошадьми, а другое бы проходило в стороне.

Линда: (Смеясь) Нет. Это не ограничит количество времени. Я этого не допущу. If I leave the situation, my symptoms subside.

Линда: Это моментально, и пока аллерген находится рядом, реакция будет проявляться, пока я не начну медитировать. Если я уйду от ситуации, мои симптомы утихнут.

Сюзи: С каких пор это для вас проблема?

Линда: (Пауза.) Где-то лет с 11 или 12.

Сюзи: Значит, вы с этим связаны долгое время, большую часть вашей жизни.

Я не знаю, знаете ли вы, как работает иммунная система; это действительно очень интересно. С алергией происходит то, что ваша иммунная система слишком сильно реагирует и становится сверхактивной.

У нее есть ряд разных клеток с разными функциями. Макрофаг - это клетка, которая обычно отвечает за сено, траву или пыль (безвредные вещества), которые вы вдыхаете. Эти клетки - «уборщики». Они выглядят, как осьминог с длинными щупальцами, которые достигают и проглатывают все, что является чужеродным веществом и что может проникнуть в тело.

Когда макрофаг встречает вирус, часть его он проглатывает, а часть выставляет сверху, как флаг. Это почти флаг победителя, потому что его держат сверху, чтобы вызвать тревогу у основной иммунной системы, потому что тело подверглось вторжению.

Этот флаг предупреждает Т-клетки, готовые помочь, о возможной опасности. Их работа - сделать, чтобы ниши на поднятой стороне флага соответствовали нишам у них с боков, которые маркируют вещество, как опасное. Если есть совпадение, они прилипнут к веществу и моментально пошлют сигнал о помощи к Т-клеткам-убийцам. Т-клетки-убийцы приносятся, готовые бороться. Они прибывают туда, где поднят флаг, и взрывают вирус с помощью химической инъекции.

Линда: Они взрывают какие клетки?

Сюзи: Они взрывают клетки, которые находятся на том месте, где макрофаг держит флаг. Это прекрасно срабатывает, если у вас там вирус или бактерии, но с аллергией Т-клетки-убийцы атакуют ваши здоровые клетки. Одно из химических веществ выделяемых при взрыве клеток-гистамин, который вызывает насморк, зуд и другое, сопровождающее сенную лихорадку.

Сюзи: Однажды, когда мы с Тимом проводили этот процесс с парнем, у которого была аллергия на траву, мы получили другой ответ, когда задали этот вопрос. Он сказал: «Ой! Тогда мне бы пришлось косить газон! Сейчас это приходится делать моей жене!»

(Группе): В этот момент мы хотим убедиться, что мы можем иметь дело со вторичной выгодой. Например, вы можете встретить ребенка, у которого аллергия или астма и которому из-за этого уделяется много времени. В таком случае вам нужно помочь этому ребенку научиться привлекать внимание без астмы или аллергии.

Кажется, для Линды нет серьезных экологических вопросов, чтобы отказаться от этой аллергии; ни в том, что она говорит, ни в какой-либо невербальной неконгруэнтности.

(Линде): Как выглядит сено или трава, рядом с которыми вы можете находиться, и с которыми ваше тело не ошибается? Есть ли какой-нибудь вид травы, зеленой травы?

Линда: А как насчет домашних растений?

Сюзи: Хорошо. С любыми видами зеленых домашних растений вы чувствуете себя прекрасно? Другими словами, ваша иммунная система насчет них не ошибается?

Линда: Да. Я себя прекрасно чувствую с домашними растениями.

Сюзи: Мы продолжим с контр-примером, который близок тому веществу, которое сейчас вызывает реакцию; чем ближе, тем лучше.

Вернитесь в прошлое и окажитесь там полностью со своими домашними растениями; действительно там. И я хочу, чтобы ваша иммунная система уделила особое внимание тому, как она реагирует когда вы находитесь среди зеленых домашних растений в вашем доме. И пусть ваша иммунная система обратит особое внимание именно на то, как она делает это для вас. (Ставит якорь на это состояние.) Хорошо.

(Группе): Мне нужно убедиться в том, что у меня есть хороший сильный якорь для этого контр-примера. Пусть человек ассоциирует особую ситуацию до того, как вы поставите якорь.

(Линде): Теперь, Линда, я хочу, чтобы вы представили, что через всю комнату, от стены до стены находится щит из плексигласа, защищающий вас. А там, по другую сторону плексигласа, вы видите Линду. И вы видите Линду с той реакцией, которую вы только что установили. (Продолжает удерживать якорь) Линду, чья иммунная система хорошо знает, как правильно реагировать на зеленые растения, растущие в доме. Когда вы смотрите на Линду там, вы знаете, что у нее такая иммунная система, которая знает, как правильно реагировать. (Пауза.) Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы очень осторожно поместили ту Линду вот там в ситуацию, где бы она была окружена травой, из-за которой обычно возникали проблемы - травой тимофеевкой. Что бы там ни было. Смотрите на Линду там, зная, что у нее есть эта реакция, на которую мы поставили якорь, и она ей полностью доступна. Ее иммунная система точно знает, как правильно реагировать. И вы заметите, что Линда меняется там, в то время как она находится в контакте с травой. И вам может показаться действительно странным то, что начинает происходить у вас внутри. (Пауза.) И наблюдайте за той реакцией, которая теперь похожи на ту, что была на зеленые растения. (Пауза.) Хорошо. Вот так.

(Линде): Теперь я хочу, чтобы вы вышли туда, собрали тех Линд и привели их прямо сюда к этой Линде, сидящей здесь. Возвращайтесь сюда со мной. Представьте себе прямо сейчас, что кто-то косит траву здесь, в этой комнате. Косят траву тимофеевку, и ваша иммунная система совершенно невосприимчива, реагирует так, как вы бы хотели, чтобы она реагировала. И она знает прямо сейчас, как правильно реагировать. Вообразите, что вы видите траву тимофеевку - как вы находитесь здесь рядом со мной. (Пауза.) Просто расслабьтесь. (Пауза.) Мн-м. Вот так.

Теперь, в скором будущем у вас будет возможность находиться в присутствии травы тимофеевки, сена или чего-нибудь в этом роде. Я хотела бы, чтобы вы побыли со своими лошадьми и покормили их.

Линда: Хорошо.

Сюзи: И пусть ваша иммунная система уделит особое внимание. Теперь она знает, как правильно реагировать, когда вы в этом положении. (Пауза.) Хорошо.

(Группе): Мы на минутку на этом задержимся, чтобы это улеглось. Это немного похоже на работу с фобией. Часто ваш клиент какое-то время сомневается и говорит «Подождите минутку. Я не знаю, что происходит. Это не должно так легко и это не должно ‘так хорошо работать».

Есть ли у вас какие-либо вопросы к Линде и к тому, что она здесь испытала?

Мужчина: Когда вы представляете, что вы находитесь в присутствии аллергена, было ли вообще какое-нибудь ощущение?

Линда: Совсем чуть-чуть. Как бы сзади середины лица, если в этом есть какой-нибудь смысл. Это все, что у меня было похожим, на то, что бывает обычно. Было похоже на самое начало той самой реакции, а потом это не пошло дальше.

Женщина: Как для вас прошла реорганизация вашей иммунной системы?

Линда: Было очень похоже на упавший якорь. Как будто вы чувствуете, что передается новый ответ. Что-то происходит.

Сюзи: Это прекрасное описание. Это изменение действительно глубоко затронуло ее неврологию.

(Линде): Теперь, когда все это улеглось, представьте себе то же самое, что вы в начале - что вы вдыхаете большую мощную струю запаха травы тимофеевки. (Пауза, мягче.) И отметьте, что происходит внутри. (Пауза.) Теперь изо всех сил попытайтесь снова получить старую реакцию. (Мягче.) Изо всех сил, как только сможете. (Пауза.)

Линда: Я все еще начеку, жду, что что-то произойдет. (Смеясь.)

Сюзи: Поразительно. Нельзя сделать лучше! (Смеясь.)

(Группе): Для тех, кто проводил калибровку, это та же реакция, что мы получили до процесса?

Аудитория: Нет.

Сюзи: Сейчас она все еще на чеку, и правильно. Когда это все началось, ей было 11 или 12. Она все еще ждет реакции, потому что этот стимул приходил почти каждый раз.

(Линде): И вы будете приятно удивлены, когда вы выйдете отсюда и будете ждать старой реакции и скажете: «Ой, ее нет. Я могу теперь наслаждаться моими лошадьми, когда я с ними».

Линда: Мм-м.

Сюзи (Мягче.) Больше там ничего не произойдет. И вы можете благодарить свою иммунную систему за то, что она так восприимчива к обучению новому.

Линда: Спасибо.

Сюзи: Этот процесс вы легко можете проделать и сами с собой. Вы говорили, что у вас аллергия ко многому.

Линда: Да, есть еще и кое-что другое; это было самое большое!

Сюзи: Теперь, поскольку вы - человек, который легко обобщает, я не хотела бы, чтобы вы думали, что и на другом это может тоже срабатывать.

Линда: (Смеясь.) Хорошо.

Сюзи: Пусть ваша иммунная система пройдет через процесс автоматически… чтобы вы не делали это сознательно. Потому что… вы знаете, мы учимся очень быстро, и нет никакой причины, по которой это не может идти дальше и не совершать этот процесс с теми другими веществами, о которых вам даже не нужно беспокоиться.

По мнению иммунолога Майкла Леви (Dr. Michael Levi) аллергия аналогична «фобии» иммунной системы. В 50-х годах XX века Леви был удостоен награды Международной ассоциации здравоохранения за исследования, продемонстрировавшие тот факт, что вирусы являются инфекцией. После многолетних исследований иммунной системы Леви пришел к выводу, что, когда у человека развивается аллергия, его иммунная система по сути дела формирует своего рода фобическую реакцию на определенные вещества и затем всякий раз в их присутствии приходит в паническое состояние.

Симптомы аллергии оказываются следствием такого рода фобической реакции. Леви также утверждает, что другие формы аллергии похожи на «раздражение» иммунной системы, т.е. иммунная система как бы приходит в ярость, потому что о ней не заботились должным образом или же она была настолько утомлена, что пришла в возбужденное состояние, когда взрослый человек или ребенок оказались чем-то раздражены.

Точно так же, как мы сами учимся и приобретаем эмоциональные реакции, наш организм учится и приобретает иммунные реакции. Тот факт, что такие смертельные болезни, как оспа и полиомиелит в конечном итоге исчезли с лица земли, еще раз подтверждает, что иммунная система способна учиться.

Основная проблема при работе с аллергией заключается в том, чтобы научить иммунную систему новой реакции. У иммунной системы есть два основных механизма борьбы с инородными телами, попавшими в наш организм - пассивный и активный. Пассивная реакция иммунной системы осуществляется главным образом макрофагами - белые кровяные тельца, которые просто поглощают и переваривают инородные тела. Слово «макрофаг» буквально означает «большой пожиратель».

Активная реакция иммунной системы осуществляется Т-киллерами - клетками, которые атакуют и разрушают инородные тела. Цель пассивной реакции иммунной системы заключается в том, чтобы удалять из организма неживые материалы. Активная же реакция иммунной системы имеет своей целью атаковать и разрушать живые клетки, такие как бактерии, которые представляют собой угрозу для организма. В случае попадания в организм вирусов активная реакция заключается в нападении на клетки самого организма.

В случае аллергии иммунная система совершает ошибку, которая состоит в том, что она начинает реагировать на безвредное инородное вещество точно так же, как если бы это был вирус. Наподобие фобии, иммунная система начинает паниковать и приходит в такое возбужденное состояние, что начинает нападать на собственный организм, хотя никакая опасность ему не грозит. В некотором смысле это напоминает реакцию типа: «Я вам покажу! Я просто взорву себя!»

Задача лечения аллергии заключается в том, чтобы снова научить иммунную систему использовать пассивную, а не активную, защиту в ответ на воздействие инородных тел - своего рода физиологический рефрейминг.

Подобно фобии аллергия представляет собой условный рефлекс. Исследования показали, что аллергию можно сделать условным рефлексом у морских свинок с помощью процедуры, аналогичной той, которую использовал Павлов в своих экспериментах над собаками (Russel, Dark, et al, 1984).

Исследователи распространяли запах перечной мяты в клетках с морскими свинками и одновременно делали им инъекции, которые вызывали у них активную реакцию иммунной системы. После пяти повторений через непродолжительные промежутки времени, исследователи снова помещали в клетку источник запаха перечной мяты, но на этот раз уже не делали инъекцию вредного вещества. Анализ крови морских свинок показывал, что они полностью воспроизводили ту иммунную реакцию, которая возникала у них после инъекции. Другие исследования (Ader & Cohen, 1981) показали, что у крыс тоже можно вызвать условный рефлекс подавления иммунной реакции.

В психонейроиммунологии сделано много открытий, позволяющих понять, как наш мозг управляет иммунной системой. Стресс и эмоциональные реакции изменяют химический состав крови, который оказывает влияние на функционирование иммунной системы. Но как было показано, иммунные клетки реагируют на те же самые химические вещества, с помощью которых мозг и нервные клетки устанавливают связь между собой.

Основная предпосылка психонейроиммунологии (которую разделяет и НЛП) состоит в том, что иммунные реакции, такие как аллергические реакции, могут изменяться под влиянием психологических факторов. Известен пример такого влияния, замеченный в конце девятнадцатого века и описанный психиатром по фамилии Мак-Кензи (MacKenzie, 1886), который лечил женщину, у которой была сильная реакция на розы. В его офисе стоял букет искусственных роз, и к его удивлению пациентка, не подозревавшая, что розы были не настоящими, при виде их продемонстрировала все признаки аллергической реакции. Это означает, что наша автономная нервная система (и даже иммунная система) реагирует в равной степени как на мысленные представления и ожидания, возникающие внутри центральной нервной системы, так и на стимулы, идущие от окружающего нас мира.

Определенно, иммунная система способна учиться очень быстро. Известно, что аллергии могут возникать и исчезать спонтанно и практически мгновенно. У пациентов с множественными личностями аллергия может беспокоить одну личность и совсем не проявляться у другой. Часто люди просто «перерастают» некоторые аллергические реакции. Клетки, участвующие в формировании активной иммунной реакции, производятся в нашем костном мозге со скоростью около 80 миллионов клеток в минуту. Поэтому, как только процесс переобучения иммунной системы будет завершен, результаты проявят себя незамедлительно.

Известно, что аллергия, как и фобия, иногда поддается лечению с помощью процедуры десенсибилизации. Но, как и в случае с фобией, процесс такого лечения обычно занимает много времени и зачастую не приводит к желаемому результату.

С использованием модели и технологий НЛП этот процесс десенсибилизации можно значительно ускорить. С точки зрения НЛП ключевыми вопросами здесь являются следующие: «Какие психологические факторы оказывают влияние на аллергию?» и «Можно ли научиться управлять этими факторами и можно ли научить человека управлять реакциями своего организма, в частности, реакцией своей иммунной системы, связанной с аллергией?» В поисках ответов на эти вопросы Роберт Дилтс разработал методику лечения аллергии с помощью НЛП, получившую широкое распространение.

Следуя предположению доктора Леви о том, что аллергия представляет собой своего рода «фобию» иммунной системы, Дилтс реконструировал знаменитый прием «десятиминутного» лечения фобии, разработанный основателями НЛП Бендлером и Гриндером. Известно, что с помощью этого приема можно за очень короткое время значительно ослабить фобическую реакцию пациента. Дилтса заинтересовал вопрос, а нельзя ли разработать аналогичный процесс и для лечения «фобии» иммунной системы, отвечающей за аллергическую реакцию.

Занимаясь разработкой новых методов био-обратной связи в рамках проекта NeuroLink, Дилтс создал методику лечения аллергии. Эта методика в некотором смысле похожа на методику лечения фобии, разработанную в НЛП. Но в некоторых моментах она существенным образом отличается.

Аналогично методике лечения фобии, например, процесс лечения аллергии включает в себя формирование диссоциированного состояния. Это значительно ускоряет процесс десенсибилизации. Оказывается, фобия, так же как и аллергия, возникает в результате так называемого «ожидания реакции» - процесса, подразумевающего тесную связь между телом и мозгом. То же самое ожидание реакции лежит в основе эффекта плацебо. Люди часто могут вызвать симптомы аллергической реакции силой своего воображения, как продемонстрировала пациентка доктора Мак-Кензи (MacKenzie), у которой была аллергия на розы. С этой точки зрения симптомы аллергии могут оказаться результатом своего рода отрицательного эффекта плацебо.

С точки зрения НЛП ожидание реакции зависит от того, насколько полно человек мысленно представляет себе ожидаемую реакцию. Такая полнота представления складывается из субмодальных качеств внутренних представлений, которые человек создает в связи с ожидаемой реакцией.

Дилтс просил людей, страдающих аллергией, рассказать о том, какое влияние оказывает на симптомы их мысленное представление аллергена. Дилтс заметил, что определенные качества визуального представления стимулов, вызывающих аллергическую реакцию, могут вызывать физическую реакцию, связанную с аллергией. Он исследовал, как различные качества мышления о стимулах, вызывающих аллергическую реакцию, влияют на автономные реакции пациента, которые он измерял и записывал с помощью прибора био-обратной связи NeuroLink.

Например, если у человека была аллергия на сигаретный дым, его просили представить себе дым и обратить внимание на те реакции, который вызывает образ дыма в его организме. После этого его просили представить себе, что дым постепенно приближается и, наконец, окружает его со всех сторон, и заметить, как это изменяет его реакции. Затем человека просили начать удалять воображаемый аллерген (вещество, вызывающее аллергическую реакцию) и отметить, как увеличение воображаемого расстояния до этого вещества влияет на физиологические реакции. Исследовались и такие параметры, как размер, цвет и форма зрительного образа, до тех пор, пока люди не начинали ощущать, что они могут в некоторой степени оказывать влияние на свои физиологические реакции.

Суть метода лечения аллергии состоит в нахождении подходящего «контрпримера» и в проверке вторичных выгод, связанных с аллергической реакцией. Контрпример имеет отношение к той ситуации или контексту, в котором человек мог бы или должен был бы проявить аллергическую реакцию, но не проявляет ее.

В общем случае контрпримером может служить вещество, очень похожее на то, которое вызывает аллергическую реакцию, но по отношению к которому человек не проявляет аллергическую реакцию.

Опираясь на свои исследования в области иммунологии, Дилтс решил выбрать контрпример в качестве средства «перепрограммирования» иммунной системы. Оказалось, что контрпример представляет собой один из тех естественных механизмов, которые лежат в основе работы иммунной системы. Например, Эдвард Дженнер (Edward Jenner) (1749 – 1823) воспользовался контрпримером во время поиска первой действующей вакцины против оспы. Имея широкую врачебную практику в сельской местности Англии, Дженнер (Jenner) заметил, что доярки, болевшие коровьей оспой в относительно слабой форме, позднее оспой уже не заболевали. Дженнер (Jenner) сделал вывод, что носитель оспы должен иметь некоторое структурное сходство с носителем коровьей оспы, и поэтому после того, как человек переносил коровью оспу, его иммунная система приобретала способность распознавать оба этих носителя. В 1796 году он поставил восьмилетнему мальчику прививку, использовав для этого жидкость, извлеченную из пустулы коровьей оспы, и у мальчика развилась коровья оспа. Через несколько недель Дженнер (Jenner) привил этому мальчику оспу, но эта болезнь не получила развития. Дженнер (Jenner) продолжил использовать вакцину коровьей оспы, и этот метод лечения оспы распространился во всем мире, к 70-м годам XX века совершенно вытеснив эту болезнь.

Успех Дженнера (Jenner) показал, что иммунная система способна учиться и распознавать существенные особенности попавшего в организм вещества, а также распространять выработанную на это вещество реакцию на все подобные ему вещества. Дилтс решил, что если уж иммунная система смогла выработать подходящую реакцию для борьбы даже с вирусом-убийцей, то аналогичным образом она смогла бы научиться справляться и с менее серьезными проблемами, такими как аллергия.

Сначала Дилтс экспериментировал с людьми, которым успешно удавалось ходить по раскаленным углям, не обжигая при этом ступни ног (в 80-х годах XX века хождение по углям получило широкое распространение благодаря Энтони Роббинсу (Anthony Robbins)). Дилтс предположил, что эти люди не получали ожоги потому, что входили в определенное состояние ожидания реакции, в котором они могли выборочно подавлять некоторые реакции иммунной системы.

Вслед за Расселом (Russel), Дарком (Dark), Адером (Ader) и Когеном (Cohen) Дилтс воспользовался разработанными в НЛП техниками якорения, чтобы сформировать прочную связь между состоянием «углехождения» и внешними стимулами. Эти стимулы можно было затем связать с аллергеном, чтобы ускорить процесс десенсибилизации. Дилтс обнаружил, что это состояние, закрепленное якорем в определенных условиях, можно использовать для того, чтобы помогать людям легко избавляться от аллергических реакций.

Однако людей, испытавших в своей жизни такие переживания, не так уж и много. И Дилтс нашел, что вместо этих переживаний можно взять другие контрпримеры, чтобы добиться необходимых изменений в ожидаемой реакции. Например, люди могут выявлять некоторые вещества, которые потенциально являются даже более «вредными», чем то, которое вызывает у них аллергию, но на эти вещества их организм усвоил более подходящую иммунную реакцию. У некоторых бывает аллергия на парфюмерию, но не на газолин, например. У других бывает аллергия на ту или иную пищу, и при этом стойкая иммунная реакция на вредные вирусные инфекции.

Такого типа примеры указывают на то, что иммунная система способна защищать организм и без проявления аллергических реакций.

Еще один объект пристального внимания в исследованиях Дилтса связан с выявлением позитивных или вторичных выгод, которые имеют отношение к аллергической реакции и должны быть сохранены при изменении аллергической реакции. Иногда поддержание аллергической реакции служит хорошим оправданием тому, чтобы не заниматься теми или иными вещами или избегать определенных ситуаций и столкновений. В других случаях люди опасаются, что без аллергической реакции они окажутся беззащитными под воздействием некоторых веществ или перед лицом определенных ситуаций, которые могут на самом деле оказать на них более пагубное воздействие, чем аллергия. Люди с аллергией на табачный дым могут даже верить в то, что не будь у них такой аллергии, они могли бы сами начать курить сигареты.

Порой аллергия оказывается единственной причиной, заставляющей людей отдыхать или обращать внимание на свое здоровье. Она может служить напоминанием о том, что пора позаботиться о самом себе. Часто аллергия служит сигналом о том, что человек находится в состоянии сильного эмоционального или физического напряжения. Бывают даже люди, которые просто боятся взять на себя ответственность, связанную с пониманием того, что их собственное здоровье так сильно зависит от них самих.

В отдельных случаях, если аллергия была у отца, матери или какого-нибудь другого человека, имевшего в жизни носителя аллергической реакции особое значение, этот человек может подсознательно считать, что сохранение аналогичной аллергической реакции может служить способом поддержания связи с этим важным для него человеком («связи времен», «преемственности»).

Цель выявления подобных позитивных намерений и вторичных выгод заключается в том, чтобы помочь человеку расширить разнообразие доступных ему вариантов поведения в таких ситуациях. Один из основополагающих принципов НЛП состоит в том, что экологическое изменение осуществляется путем добавления новых вариантов выбора, а не путем запрета уже существующих. Прежде чем человек будет готов изменить аллергическую реакцию, ему может оказаться необходимым научиться по-новому справляться с некоторыми жизненными ситуациями.

Поиск этих новых вариантов поведения аналогичен тому изменению, которое необходимо совершить иммунной системе. Помните о том, что аллергия зачастую оказывается результатом ошибки, допущенной как мозгом, так и иммунной системой. Организм считает, что в него внедрилось нечто такое, что на самом деле не представляет никакой опасности. А иммунная система вырабатывает условный рефлекс, пытаясь защитить организм от вещества, не наносящего никакого вреда.

Дым, кошачья шерсть, пыльца и пища, на которые люди реагируют аллергией, не внедряются в наши клетки подобно вирусам. Просто иммунная система начинает думать, что организм подвергся атаке, и она начинает бороться с клетками собственного организма. А симптомы аллергии возникают в результате того, что иммунная система разрушает здоровые клетки организма, пытаясь защитить себя от внешнего вторжения, которого на самом деле нет.

Дилтс заметил, что многие аллергии возникают в те моменты жизни человека или в таких условиях, которые имеют психологическое сходство с теми ситуациями, когда иммунная система оказывается сбитой с толку. Иммунная система является физиологическим эквивалентом психологической я-концепции. У многих людей аллергия возникает в переломные моменты их жизни, когда изменяются их представления о самих себе. В такие моменты человек может чувствовать, что его представления о собственном «я» оказались под угрозой или испытывают вызов со стороны внешних обстоятельств. В этих случаях аллергия может развиться как отражение психологической угрозы и возникшего в результате этого стресса. Например, аллергии, имеющие отношение к астме, часто связаны травмирующими переживаниями.

Чтобы справиться с такими ситуациями, необходимо помочь человеку разорвать связь с такими травмирующими переживаниями. С помощью таких техник НЛП, как «Изменение личностной истории», «Рефрейминг» и «Реимпринтинг», можно помочь человеку понять, что его личность изменилась и стала уже другой, не такой, как в тех обстоятельствах. И человек сможет найти новые представления и способы поведения, которые помогут ему научиться по-другому справляться с жизненными ситуациями и со своими реакциями на кризис или опасность, точно так же, как организм сможет научиться формировать новые реакции на старые стимулы. Человек может представить себе, как по-новому он будет реагировать, если возьмет все свои нынешние знания, ресурсы и способности в те ранние ситуации, в которых возникала аллергическая реакция.

Объединив в одну простую технику диссоциированное состояние, ожидание позитивной реакции, контрпримеры и новые варианты поведения, позволяющие сохранить позитивные намерения и вторичные выгоды, Дилтс обнаружил, что он может эффективно помогать людям и изменять практически любую аллергическую реакцию. В большинстве случаев люди отмечали полное избавление от старых симптомов. Дилтс начал свои исследования в 1985 году, разработав специальные методики для людей с различными типами аллергии. В 1987 году была разработана общая методика лечения аллергии, использующая комбинацию якорей. С тех пор в практику вошли различные вариации этой методики, в том числе прием, опирающийся на различие фона и переднего плана. Другие значительные изменения были внесены Тимом Халлбомом (Tim Hallbom) и Сьюзи Смит (Suzi Smith), вместе с которыми Дилтс написал книгу «Убеждения: пути к здоровью и благополучию» (1990). Применение этой методики обычно требует около 20-30 минут, но прием может быть выполнен и за 10 минут.


Попросите партнера представить себе или вспомнить ситуацию, в которой он оказывался в контакте с тем веществом, которое вызывает у него аллергическую реакцию. Предложите ему начать вспоминать эту ситуацию ровно до тех пор, пока он не почувствует легкий дискомфорт, связанный с аллергией. Чем больше физиологических изменений, связанных с проявлением этого симптома, вам удастся заметить, тем лучше - в особенности тех физиологических изменений, которые нельзя вызвать сознательно (например, увлажнение глаз, покраснение кожи, кашель, затрудненное дыхание, напряжение в области гортани и т.п.).

Исследуйте, какие субмодальные изменения усиливают, а какие ослабляют этот дискомфорт.

Закрепите якорем (Я 1) диссоциированное состояние. Для этого можно попросить партнера «откинуться назад на спинку стула, приподнять голову и глаза и представить себе толстую стену из прозрачного стекла, защищающую вас от воздействия того вещества, которое вызывало у вас аллергическую реакцию. Вообразите, что вы мысленно покидаете свое тело, поднявшись вверх и немного назад, и теперь можете видеть самого себя чуть ниже прямо перед собой, как будто вы видите себя, сидящего в зрительном зале, глядя в этот зал из проекционной будки». Поставьте якорь, когда увидите, что дыхание вашего партнера стало ровным и спокойным, взгляд расфокусировался а мышцы лица расслабились.

Установите якорь желаемого состояния (Я 2), в котором партнер хотел бы находиться в присутствии того вещества, которое вызывало у него аллергическую реакцию.

Помогите партнеру сформировать позитивное «ожидание», предложив ему как можно более отчетливо и полно представить себе, как он хотел бы чувствовать себя в присутствии этого вещества, и попросив его как можно более полно ассоциироваться с этим состоянием. Для формирования новой реакции могут оказаться полезными те субмодальности, которые вы обнаружили на первом шаге. Закрепите якорем то состояние, которое возникает у партнера в присутствии веществ-контрпримеров (Я 3).

Попросите его ассоциироваться с той ситуацией, когда он оказывался в непосредственном контакте с таким веществом, которое по самым различным параметрам похоже на то, которое вызывало у него аллергическую реакцию, но само такой реакции не вызывает. Например, у вашего партнера может быть аллергия на табачный дым и никакой реакции на дым костра или фимиама, или же у этого человека аллергию могут вызывать только определенные кошки, но не все кошки, либо на кошек есть реакция, а на собак нет.

Полезно также найти такое вещество, которое потенциально может оказаться даже более «токсичным», чем то, которое вызывает аллергическую реакцию, но на присутствие которого организм вашего партнера выработал более спокойную иммунную реакцию. Например, у некоторых людей аллергия на косметику, при этом они спокойно реагируют на запах бензина. Это демонстрирует тот факт, что иммунная система может надежно защищать организм без всякого проявления аллергических симптомов. Когда вы будете ставить якорь, убедитесь в том, что ваш партнер демонстрирует вполне подходящую реакцию (например, сухие глаза, спокойное, ровное дыхание, нормальный цвет кожи и т.п.).

Проверьте наличие всевозможных вторичных выгод или экологических целей, связанных с аллергической реакцией. Самым распространенным примером можно считать случай, когда аллергическая реакция на табачный дым служила своего рода защитой от курильщиков. Если в прошлом аллергическая реакция была связана с астмой, было бы неплохо помочь человеку вспомнить самый первый приступ астмы/аллергии и с помощью реимпринтинга, рефрейминга, изменения личностной истории или установленных вами трех якорей добавить ему необходимых ресурсов.

Восстановите якорь на диссоциированное состояние (Я 1) и предложите партнеру представить себе, что рядом с ним оказалось вещество, которое ранее вызывало у него аллергию. Затем одновременно воспроизведите якоря на желаемой состояние (Я 2) и на реакцию на вещества-контрпримеры (Я 3). Удерживайте эти якоря достаточно долго и убедитесь в том, что новая физиологическая реакция ассоциировалась с этой ситуацией, полностью вытеснив аллергическую реакцию. Начните с небольшого количества аллергена, а затем постепенно увеличивайте это количество вещества, с которым вступает в воображаемый контакт ваш партнер, следя за тем, чтобы этот контакт не вызывал у него признаков аллергической реакции.

На каждом шаге начинайте с воспроизведения якоря на диссоциированное состояние (Я 1), а затем одновременно воспроизводите якорь на желаемое состояние и якорь на реакцию на вещества-контрпримеры (Я 2 +Я 3). Для усиления новой реакции вы можете также воспользоваться теми субмодальностями, которые вы исследовали на первом шаге. Ваш партнер должен иметь четкое представление о том, когда и какое количество вещества будет участвовать в испытаниях.

Базовый метод избавления от аллергии к настоящему времени прошел уже тысячи испытаний в клинических условиях и на тренингах и оказался эффективным в работе с самыми разнообразными видами аллергии. В их число входят и аллергии на табачный дым, пыльцу, парфюмерию и т.п., и аллергии на различные виды пищи, и даже случаи с астмой. В исследовании, проведенном в Солт-Лейк-Сити (Халлбом и Смит, 1987), например, этот метод был применен в работе с 32 пациентами, страдавших от самых различных видов аллергии, включая аллергию на пыльцу, дым и пищу. У всех, кроме троих было отмечено немедленное ослабление симптомов. На самом деле у большей части пациентов аллергическая реакция полностью исчезает сразу после применения метода.