Самшит либо как его ещё называют буксус. Органическое стекло, или, как его еще называют, плексиглас, — это прекрасный материал

Суфизм, или как его еще называют на Западе мусульманский мистицизм, был чрезвычайно распространен в Османской империи.

Стремление к духовному самосовершенствованию, тяга к постижению высшей истины присущи многим людям и следование по духовному пути (тарикат) было распространенным явлением в мусульманской стране, основу законодательства которой составляли законы шариата. Официальные мусульманские духовные деятели по-разному относились к этой духовное практике – одни осуждали ее, заявляя, что это новшество, которого не было во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, другие сами становились членами суфийских братств, и поддерживали их, указывая, что суфии неукоснительно соблюдают Сунну.

Различные суфийские братства использовали разные методы для обучения своих адептов. Но все они проповедовали любовь к Богу, как главное средство избавления от диктата своего эго-«нафса» и освобождения от всего, что мешает этой любви. В связи с этим за суфиями укрепилась репутация аскетов, пренебрегающих удовольствиями земной жизни. Практика многократного упоминания и восхваления Бога – зикр, во время которой были возможны различные экстатические всплески эмоций, закрепили за суфиями репутацию людей «со странностями», которые не были понятны непосвящённому человеку и часто вызывали реакцию отторжения. С другой стороны, в народе ходили рассказы о чудесах -«караматах», совершаемых суфийскими шейхами и они, в свою очередь, вызывали у простонародья подчас суеверный страх и глубокое уважение.

Со временем получившие официальный статус в государстве различные тарикаты стали основывать свои общины – текке в разных городах империи.

Текке были обителями дервишей, куда они могли свободно приходить во время своих странствий. В них располагались места для ночлега, кухни, обеденный зал, помещение для церемоний.

Самыми известными и многочисленными были братства Бекташи, Халвети, Мевлеви, Рифаи, Кадири, Накшбанди и Байрами.

Тарикат Накшбанди – старейший суфийский тарикат, ведущий свое начало от Абу Бакра – близкого сподвижника Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он и сейчас имеет миллионы последователей по всему миру.

Тарикат Халвети был распространен среди ученых-теологов и правительственных чиновников.

Во времена османских завоеваний из суфиев формировались отряды, которые принимали участие в военных действиях. Позднее тарикаты сыграли большую роль в проповеди ислама на новых территориях. Под их влиянием целые народы принимали ислам. Они оказали огромное влияние на культуру, в частности литературу Османской империи: сочинения османских авторов полны суфийских аллегорий и образов.

Из всех суфийских тарикатов в Османской империи особо выделялись братства Бекташи и Мевлеви, возникшие в XIII веке в городе Конья.

Основателем Бекташи считается Хаджи Бекташ Вели, перс по происхождению. Эта школа была популярна среди крестьян Анатолии и в армейской среде. Дервиши-бекташи были официальными духовными наставниками янычар. В османских хрониках корпус янычар называется корпусом бекташи, его члены – общиной бекташи, а их командиры – ага бекташи. В 94 орта корпуса символически зачисляли шейхов бекташи. Белый штандарт шейха тариката бекташи в торжественных случаях несли впереди аги янычар.

Обители тариката бекташи были разрушены после подавления мятежа янычар и ликвидации янычарского корпуса в 1826 году, а сами приверженцы бекташи, принимавшие участие в мятеже, были высланы из Стамбула. Они обосновались на Балканах и до сих пор сохраняют там известную популярность у местных жителей.

Но самым известным стал тарикат Мевлеви, основатель которого Мевляна Джалаладдин Руми прославился своими поэтическими произведениями. Его гуманизм и сострадание к людям, независимо от их происхождения и религиозной принадлежности вошли в легенды. Люди весьма далекие от суфизма восторгаются его притчами, наполненными глубоким смыслом.

Мевлеви, как называют его последователей, исполняют ритуал верчения вокруг собственной оси (сама), который вводит их в особое состояние и практикуется лишь в этом тарикате.

Ритуал вращения, из-за которого мевлеви еще называют «вертящимися дервишами», наполнен особым символизмом.

Он проводился в специальном помещении в обители-текке, выстроенном в форме восьмиугольника с равными сторонами. С одной стороны помещался минбар, а с другой стороны становились музыканты. Зрители располагались на уровень выше.
Руми так говорил об этом ритуале: “Сама - это украшение души, которое помогает открыть любовь, снять покровы и ощутить себя перед Богом»

Влияние Мевляны Руми на мировую культуру таково, что его многочисленные последователи со всего мира 17 декабря ежегодно отмечают день его смерти, когда более 740 лет назад он отошел к Господу. Этот день называют «Шеб-и-Арус».

Мевляна призывал людей к максимальной терпимости, к добрым помыслам, совершению одобряемого и воздержанию от порицаемого, и постижению истины через любовь к Богу. Тарикат мевлеви оформился после смерти Руми и во главе его стал сын Мевляны Султан Велед. С тех пор традиция, согласно которой тарикат возглавляет его потомок по мужской линии, продолжает оставаться неизменной до сегодняшнего дня.

Стать мевлеви было нелегко. Путь дервиша начинался с кухни в текке, где желающий стать членом тариката начинал прислуживать своим старшим товарищам по обители, попутно получая уроки арабского и персидского, и чтения Корана, в перерыве между выполнением черной работы.

Обучение продолжалось 1001 день. Когда учителя удостоверялись, что ученик достаточно подготовлен, они, по общему согласию принимали его в тарикат. Здесь он должен был пройти четыре ступени подготовки. За нарушение морального кодекса его могли изгнать из тариката.

Мевлеви распространились по Анатолии в период упадка султаната сельджуков и становления империи Османов в XIV веке. И если султан Мехмед Фатих сначала запретил дервишам создавать свои текке в завоеванном им Стамбуле, то в последствие они получили разрешение на их постройку в 1491 году. Первое текке было построено в стамбульском районе Тюнель. Потом они появились в районах Еникапи и Бешикташ.

Османские правители начали сближаться с тарикатом мевлеви еще со времен основателя династии Осман-бея. Шейх тариката мевлеви Эдебали опоясал его мечом, который позже стал известен как «меч Османа», и с тех пор каждый султан, Османской империи символически опоясывался этим мечом. В этой церемонии обязательно принимал участие глава тариката мевлеви, который специально для этого прибывал из Коньи в Стамбул.

Между правящим домом Османов и родом Руми существовала и родственная связь – султан Баязид I Молниеносный был женат на праправнучке Руми по женской линии. От этого брака родился будущий султан Мехмед I Челеби. С тех пор османские султаны окружали особой заботой обитель последователей Руми в Конье. Так, султан Баязид II украсил гробницу Руми, его сын Селим I даровал обители множество вакфов. Султан Сулейман Кануни повелел построить для дервишей специальное помещение для их церемоний-сама, мечеть рядом с ней, и украсил мрамором саркофаги гробницы Руми и его сына Султана Веледа. Султан Мурад II построилобитель дервишей-мевлеви в стамбульском районе Галатасарай. Султан Ахмед I сам вступил в братство мевлеви.

Однако не всегда отношениe султанов к тарикату были столь благосклонны.

Так, на 30 годы XVII века – время правления султана Мурада IV, настроенного резко против суфиев и дервишей, - приходится активизация сторонников «чистого» ислама, которые вошли в резкую конфронтацию с их учением.

Хотя мевлеви не стремились к политическому влиянию, они иногда даже против своей воли оказывались втянуты в политические события, происходившие в Османской империи.

Так, например, в 1658 году во время восстания в Анатолии часть мятежников переоделась в одежду дервишей-мевлеви. Чтобы отличить лже-дервишей от подлинных последователей учения Руми, паша, посланный султаном в Конью, приказал читать вслух «Маснави» и играть на флейте. Часть дервишей вскочила и начала кружиться в ритуальном танце-сама, а часть застыла в недоумении, не зная, что делать. Их схватили и, действительно, именно они оказались переодетыми мятежниками.

В период Танзимата – проведения преобразований на европейский манер, суфийские тарикаты и их центры были взяты под особый контроль государства, который сочетал их материальную поддержку с попытками заставить придерживаться определённых правил, в первую очередь - фактического назначения на «должность главы» тариката человека, избранного правительством (как правило, сына того или иного шейха, признанного «достойным доверия»).

Все суфийские тарикаты были запрещены в новой Турции в 1925 году. Однако в отличие от других тарикатов тарикат мевлеви не подвергался преследованиям. Самая старая текке в Конье, где похоронен Джелалдин Руми и его сын, получила статус музея, и вокруг нее был восстановлен целый комплекс зданий. Ежегодно ее посещают сотни тысяч туристов-любителей экзотики и поклонников творчества великого поэта.

К последователям мевлеви в кемалистской Турции относились довольно снисходительно. Их церемонии с ритуальными танцами-вращениями хоть и перестали исполняться публично, продолжали проводиться в частных домах.

В середине 1950 -ых годов танцы-сама провозгласили частью турецкого культурного наследия и разрешили исполнять в качестве развлечения для туристов. Исполнителям сама присвоили звание артистов и в 1970-х годах даже организовали целый ряд заграничных турне с целью познакомить мировую общественность с турецкой культурой. На этот же период на Западе приходится взлет популярности Руми как поэта-гуманиста на Западе.

В 2012 году ритуальные танцы-сама в память о смерти Мевляны были впервые исполнены в Стамбуле.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Второй по величине в Греции, своими размерами он уступает лишь Криту. Эвия входит в состав архипелага Северные Спорады, а от материковой Греции отделяется проливом Эврипа. Именно этот пролив творит главную достопримечательность Эвбеи – так называемые «стоячие волны». Каждый прибывший на этот остров турист не упускает возможности полюбоваться поражающими воображение приливами и отливами. Течение пролива примерно каждые пять часов меняет свое направление, и волны застывают. Этот феномен интересовал Аристотеля, но по сей день загадка «стоячих волн» Эвии не разгадана.

Но этим причины притягательности острова не исчерпываются. Это необычный уголок суши, где гористый ландшафт не сказался на плодородности почв. Ярко-зеленая растительность покрывает остров практически целиком, превращая его в объект мечтаний эстетов. Один взгляд на цветущие сады, соблазнительные виноградники и пушистые оливковые рощи пробуждает вдохновение. Отдых на Эвбее – путь к обретению истинного вкуса к красоте.

Под курорт отведена лишь небольшая часть острова, где хорошо налажена туристическая инфраструктура, – в основном это район Эретрии. В целом же Эвия представляет собой гористую местность, покрытую лесами и испещренную труднопроходимыми дорогами. С другой стороны, любителям дикого отдыха, полного приключений, эта сторона острова придется по вкусу даже больше. Возвращаясь к туризму, обратим внимание на то, что Эретрия выбрана для этих целей неспроста. Здесь из земли бьют несколько источников с потрясающими целебными свойствами. Вода в них содержит сероводород и радон и активно используется для SPA-процедур.

С Эвбеей связано одно из преданий Древней Греции. Легенда гласит, что бог морей Посейдон ударил трезубцем и отколол от материка часть суши. Этим осколком и была Эвия. В дальнейшем Посейдону понравился остров, и бог возвел там для себя шикарный подземный дворец.

Остров Эвия притягивает отдыхающих круглый год благодаря комфортным климатическим условиям. Лето здесь жаркое, изобилующее солнечными деньками, а зима мягкая и влажная. На юге острова за год выпадает порядка 500 мм осадков, а на севере и в центральной части – до 800 мм.

Погода на Эвбее в летние месяцы благоволит пляжному отдыху. Температура воздуха в это время поднимается до +33, а вода прогревается до 25 градусов. Зимой может похолодать до +13 – этот сезон больше располагает к прогулкам.

Северная часть Эвии славится обилием термальных источников. Температура воды, пробивающейся с глубины 3000 м, достигает 75 градусов.

Курорты Эвбеи

Главными курортами Эвии считаются Каристос и Эретрия. Оба они находятся в южной части этого острова, где особенно развита туристическая инфраструктура.
Каристос расположился рядом с заливом, имеющим причудливую форму подковы, у подножия горы Охи. Громадные каменные глыбы на ее вершине получили прозвище «Дома Дракона». Одна из главных местных достопримечательностей – венецианская крепость Бурдзи времен Средневековья.

Городок наполнен комфортабельными отелями, увеселительными заведениями. Местный пляж порадует вас большой площадью и всеми необходимыми удобствами. Бухта Каристоса знаменита своей красотой и широкими возможностями для морских развлечений. Это привлекательное место не только для купания, но и для рыбалки и морских прогулок на катерах или яхтах-маринах. С моря в этом месте открывается впечатляющий вид на весь остров, где песчаные пляжи перемежаются с высокими лесистыми обрывами.

В Эретрии находится порт Эвбеи. Это исконная культурная обитель не только острова, но и всей Греции. Издавна этот город ассоциировался с образованием и философией, ведь школа Сократа была основана именно здесь. Искатели исторического наследия, ценители искусства и античной архитектуры найдут здесь для себя массу интересного. Соответственно, для многочисленных туристов Эретрия предусматривает высококлассные возможности для проживания и досуга.

Любителям оздоровительного отдыха рекомендуем обратить внимание на курорт Эдипсос, термальные источники которого знамениты и за пределами Греции. Здесь находится популярный центр гидротерапии, который уже много лет занимает лидирующие позиции в области лечебного туризма. Вода из горячих источников Эдипсоса богата редкими микроэлементами и минералами и оказывает благотворное влияние практически на все системы человеческого организма.

Достопримечательности Эвии

Начинать осмотр достопримечательностей Эвии можно со столицы – города Халкиды. В античные времена он считался культурным центром региона, а также играл важную роль в торговле. Исторический квартал Кастро по сей день хранит следы венецианского и османского периодов. Здесь вы можете исследовать руины церкви Агиа Параскеви, бывшей синагоги, мечети Эмир-Заде.

В упомянутой выше Эретрии обязательно нужно посетить музей истории, который славится своей уникальной коллекцией Эретрийских ваз и изображением Медузы Горгоны. Неподалеку от него находится Дом мозаики, экспонаты которого дошли до наших времен в отличном состоянии. Кроме того, в этом городе можно найти развалины Акрополя, святилищ, агоры и древнейших храмов времен язычества, а также руины античного театра. Особого внимания заслуживает храм Аполлона Дафнофора.

Туристам, близким к религии, интересно будет посетить деревню Прокопи, где расположен храм Святого Иоанна Русского. Это довольно известная обитель, ежегодно посещаемая тысячами европейских паломников, которые желают поклониться мощам почитаемого в христианстве святого. Кроме этого, на Эвбее насчитывается несколько десятков действующих монастырей и храмов.

Не стоит забывать и о природных достопримечательностях Эвии. Кроме «стоячих волн», достоин внимания окаменелый лес Керасьи. Когда-то давно это был обычный лес, но после затопления вулканической магмой он стал объектом интереса многочисленных гостей острова. Растения, которые были свидетелями жизни саблезубых тигров, гиппарионов и халикотерий, законсервировались и в таком виде сохранились на тысячелетия.

Многочисленные термальные источники Эвбеи привлекают не просто своими лечебными свойствами, но и связанной с ними легендой. Она гласит, что именно после таких ванн Геракл обрел свою непоколебимую силу. Впоследствии источники прозвали «Геракловы термы».

Развлечения на острове Эвбея

Отдых на острове Эвбея непременно понравится любителям клубной жизни – подобных заведений здесь предостаточно. Некоторые из них входят в мировые рейтинги и часто упоминаются в модных журналах. Местные клубы порадуют вас оригинальными программами, уникальными коктейлями, лучшими ди-джеями.

Гористый ландшафт Эвии располагает к занятиям альпинизмом. Манящие к себе вершины, спрятанные на высоте, иногда превышающей 1500 м, ожидают своих покорителей. Особой популярностью пользуются горы Дирфий, Охи и Кандили.

Эвбея является одним из пунктов винного туризма. Здесь сосредоточено немало виноградников, которые расположились на высотах от десяти метров и выше. В былые времена виноделием славилась лишь южная часть острова, но после подключился и север. Сегодня в Эвии производят сорта вин, известные на весь мир.

Как добраться до Эвии

Остров Эвия протянулся вдоль северного побережья Аттики. От Афин его отделяют 80 км. Близость к материку позволила построить два моста, ведущих на остров. Старый 14-метровый мост перекинут через пролив Эврипа из самого центра столицы Эвии – Халкиды. Новый, считающийся одним из крупнейших висячих мостов Европы (его длина – 600 м), – смещен к окраине, и передвигаться по нему можно лишь на машине.

Также между Халкидой и Эвией налажено железнодорожное сообщение. Если вы предпочитаете морской транспорт наземному и пешей прогулке, на Эвбею вас доставит паром. К вашим услугам шесть переправ: Оропос – Эретрия, Фтиотида – Агиокампос, Эдипсос – Аркица, Алмиропотамос – Агиа Марина, Мармари – Рафина, Кими – Волос.

По заказу Первого Российского страхового общества проектирование и строительство такого супердома на 250 квартир в
стиле неоклассицизма осуществили архитекторы Л. Н. Бенуа, К. Ю. Бенуа, А. Н. Бенуа и А. И. Гунст.



История «Дома трех Бенуа»

От утверждения проекта в апреле 1911 года, до окончания строительства огромного жилого дома прошло всего ничего: чуть более года.

Части дома, выходящие на Кронверкскую и Большую Пушкарскую улицы, были достроены в 1913–1914 годах. Все эти дома, связанные внутренними дворами, составили единый жилой комплекс - крупнейший и один из самых благоустроенных в дореволюционном Петербурге.

Сегодня никого не удивишь наличием в современном жилом комплексе центрального отопления, лифтов, электричества, а также подземных гаражей, телефонной связи и интернет. Лишь бы все работало.

Однако у страховых агентов начала XX века имелось свое собственное представление о том, что владелец доходного дома (то есть предназначенного для сдачи помещений внаем) обязан предоставить жильцам для комфортной и счастливой жизни.

Кроме вышеперечисленного, по мнению страховщиков, там жизненно необходимы автономные электростанция, котельная, прачечная, мусоросжигательная печь и… снеготаялка.


Архитектурное решение «Дома трех Бенуа»

Мягкая пластика фасадов, облицованных на высоту первых двух этажей светло-серым горшечным камнем (тальк-хлоритом), специально доставленным из Швеции, подчеркивается изящными декоративными деталями: невысокими колоннадами и скульптурой. Фасад украшен многочисленными резными изображениями: маскаронами над окнами первого этажа, а также орнаментами с грифонами, дельфинами и рогами изобилия.

Этим же камнем облицована цокольная часть зданий, а мелкими его обломками, выложенными в виде мозаики, отделаны стены первого этажа во внутреннем дворике.

Разумеется, первыми квартиросъемщиками в этом жилом комплексе стали очень состоятельные петербуржцы.

После октября 1917 года некоторых жильцов «дома трех Бенуа» уплотнили, и их квартиры превратились в коммунальные. Некоторые помещения новая власть предоставляла более ценным, в их понятии, людям: например, партийным деятелям, в том числе руководителям города.


Известные жильцы дома Бенуа

Рассказывают, что революционные события привели на постой в одну из квартир этого дома князя императорской крови Гавриила Константиновича - сына великого князя Константина Константиновича. Он переехал к артистке кордебалета Мариинского театра из Мраморного дворца.

В доме проживали, но были выписаны по причине сталинских репрессий: Г. Е. Зиновьев (с 1924 по 1927 год), А. А. Кузнецов (с 1937 по 1946 год), П. С. Попков (с 1939 по 1950 год).

Первый секретарь Ленинградского губкома С. М. Киров жил в доме с 21 апреля 1926 года до того дня, когда его убили (в 1934 году). В 1955-м в его пятикомнатной квартире открыт

мемориальный музей.

О творческих людях, некогда живших здесь, прохожих оповещают мемориальные доски, установленные на жилом комплексе со стороны Кронверкской улицы.



На горельефе одной из них Шостакович. Великий композитор жил и творил в этом здании с 1937 по 1941 год: до эвакуации в Куйбышев (ныне - Самара). Именно здесь Шостакович написал первые три части своей знаменитой «Седьмой (Ленинградской) симфонии». Во дворе, открывающемся на Кронверкскую улицу, установлен бюст композитора.

С 1999 года в цокольном этаже «дома трех Бенуа», со стороны Каменноостровского проспекта, дает представления театр «Остров». В его фойе устроен небольшой музей любимого россиянами писателя и драматурга А. М. Володина.

Невозможно, идя по Каменоостровскому проспекту, не заглянуть в открытый парадный двор этого прекрасного дома. Ряды колонн, оформляющие въезд в него, как будто затягивают внутрь этого идеально организованного с архитектурной и технической точек зрения пространства.

Адрес: Каменноостровский проспект, дома 26–28; Кронверкская улица, дом 29; Большая Пушкарская улица, дом 37.
Как добраться: ближайшие станции метро - «Петроградская» и «Горьковская».
Что интересного находится рядом: сад композитора

Андрея Петрова.

Реклама

Греческий салат представляет традиционное блюдо средиземноморской кухни, завоевавшее немалую популярность. При всей простоте его приготовления, такой салат обладает замечательными вкусовыми качествами и полезен для нашего здоровья.

Греческий салат – не только вкусное, но также и полезное кушанье, несущее в себе множество необходимых нам биологически активных компонентов - минералов, витаминов и так далее.

Рецепт данного блюда включает в себя такие продукты, как огурцы, сладкий перец, томаты, листовой салат. Эти овощи являются богаты источником пищевых волокон и клетчатки, которые благотворны для пищеварения. Листья салатов Ромен и Айсберг вмещают фолиевую кислоту, участвующую в синтезе организмом эндорфинов – гормонов счастья. Салат Ромен еще в старину считали лекарством от множества недугов. Он действительно обладает огромным количеством полезных качеств.

Греческий салат, заправляется оливковым маслом, которое дает нашему организму витамин Е и прочие натуральные антиоксиданты. Оливковое масло служит для профилактики развития сахарного диабета, ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и недугов желудочно-кишечного тракта. Используют также оливковое масло для скорейшего заживления язв, порезов и других повреждений.

Маслины благотворно сказываются на состоянии печени, очищают её и налаживают ее функции.

Греческий сыр Фета, изготовляемый из козьего или овечьего молока, содержит в себе ряд полезных микроорганизмов. Из них следует отметить бактерии, вступающие в борьбу с болезнетворными агентами, к примеру, с листериями – одними из наиболее опасных бактерий, провоцирующих расстройства пищеварения.

Базилик, как пряность, позитивно влияет на нервную систему и представляет собой природный антисептик. Базилик расслабляет мышцы, помогает избавиться от боли в них после сильных нагрузок, снять нервное напряжение, укрепить память.

Бальзамический уксус является природным антиоксидантом.

Ингредиенты

3 помидора

1 длинный огурец

1 маленькая красная луковица

соль и перец по вкусу

200 г сыра брынза или фета

немного свежей петрушки

4 ст.л. оливкового масла

горсть маслин или оливок

Способ приготовления

Нарезать ломтиками помидоры, огурцы. Лук нарезать тонкими полукольцами. В миске смешать помидоры с огурцами и луком. Добавить нарезанную кубиками фету или брынзу и маслины.

Приправить солью, перцем, орегано и оливковым маслом. Все хорошо перемешать. Классический греческий салат готов. Можно подавать.

Совет

В греческом салате лучше использовать сладкий красный лук, он не такой едкий, как обычный репчатый. Если вы используете обычный лук, то его можно замариновать предварительно в уксусе. Чтобы салат был более ароматным добавьте 1 ч.л. лимонного сока.

Примечание

Можно использовать маслины с косточками. Греки чаще всего так и поступают.

Ингредиенты (на 4 порции):

помидоры - 2-4 шт.;

лук (красный) - половина головки;

огурцы - 1 шт.;

перец зеленый или красный - 1 шт.;

сыр овечий Фета - 100-150 грамм;

маслины (без косточек) - 17 штучек.

Как приготовить:

Помидоры нарезаются не очень крупными дольками, огурцы - полукольцами.

Лук нашинковать тонкими колечками, болгарский перец - тонкими полосками.

Фету можно просто разломать и разложить сверху всей массы, добавить целые маслины.

Все овощи поместить в большую салатницу, перемешать и полить готовой заправкой, рецепт которой указан выше.

Приправить молотым черным перцем. Подавать сразу же на стол.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.