Мониторинг по зож в начальной школе. Мониторинг образовательного процесса по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни" учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная груп
Мониторинг знаний учащихся о здоровом образе жизни с целью определения их отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни проводится в два этапа: первый – учащиеся 3-4-х классов заполняют анкеты для определения их отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни; заключительный этап – определение уровня организации просветительско-воспитательной работы с учащимися в образовательном учреждении. Первый этап мониторинга был проведен в конце III четверти, второй – в конце учебного года.
Тест «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»
Внимательно прочитай и ответь на вопросы.
- Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом : Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щетка, шампунь, тапочки, полотенце для тела.
- На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание – правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание .
Завтрак 8.00 Завтрак 9.00
Обед 13.00 Обед 15.00
Полдник 16.00 Полдник 18.00
Ужин 18.00 Ужин 21.00
- Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным : Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи. Вера: зубы чистят утром вечером. Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
- Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, как твои друзья соблюдают правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:
Перед чтением книги, перед едой, перед посещением туалета, перед тем как идешь гулять, после посещения туалета,после игры в баскетбол, после того как заправил постель, после того как поиграл с кошкой.
5.Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?
Каждый день, 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю.
- Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Подчеркни .
Положить палец в рот, подставить палец под кран с холодной водой, помазать ранку йодом, помазать кожу вокруг ранки йодом.
- Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 из них и подчеркни:
Иметь много денег, иметь интересных друзей, много знать и уметь, быть красивым и привлекательным, быть здоровым, иметь любимую работу, быть самостоятельным, жить в счастливой семье
- Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4
Регулярные занятия спортом, деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать, хороший отдых, знания о том, как заботиться о здоровье, хорошие природные условия, возможность лечиться у хорошего врача, выполнение правил ЗОЖ.
- Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: «1»-ежедневно; «2»- несколько раз в неделю; «3»-очень редко или никогда.
Утренняя зарядка, пробежка прогулка на свежем воздухе
завтрак сон не менее 8 часов
обед занятия спортом
ужин душ, ванна
- Какие мероприятия по охране здоровья проводятся в классе? «1»-проводятся интересно; «2»-проводятся неинтересно; «3»- не проводятся:
Уроки, обучающие здоровью
Спортивные соревнования
Классные часы о том, как заботиться о здоровье
Викторины, конкурсы, игры
Анализ исследования.
Вопрос | Ответ | Балл | Суммарный балл | Интерпретация |
Знание правил пользования средствами гигиены | ||||
Мыло Зубная щетка Мочалка Зубная паста Шампунь Тапочки Полотенце для тела | 6-8 баллов – достаточная осведомленность; 4 балла – недостаточная осведомленность; 0-2 балла – незнание правил пользования средствами гигиены |
|||
Осведомленность о правилах организации режима питания | ||||
Первое расписание Второе расписание | 4 балла – ребенок осведомлен о правилах организации режима питания; 0 баллов – не осведомлен |
|||
Осведомленность о правилах гигиены | ||||
По вечерам Утром и вечером По утрам | 16-18 баллов – высокий уровень осведомленности; 12-14 баллов – удовлетворительный уровень; 0-10 баллов – недостаточный уровень |
|||
Перед чтением книги Перед посещением туалета После посещения туалета Когда заправил постель Перед едой Перед прогулкой После игры в баскетбол После игры с кошкой | 2 0 2 0 2 2 | |||
Каждый день Два-три раза в неделю Один раз в неделю | 4 2 0 | |||
Осведомленность о правилах оказания первой помощи | ||||
Положить палец в рот Подставить палец под кран с холодной водой Помазать ранку йодом Помазать вокруг ранки |
Просветительско-воспитательная работа с учащимися должна учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить его знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать потребность применения полученных знаний на практике. Насколько хорошо организована просветительско-воспитательная работа с учащимися о здоровом образе жизни в начальной школе, поможет узнать специальный мониторинг.
В ходе обучения школьников основам здорового образа жизни педагоги используют такие активные формы, как конференции, ролевые и деловые игры, дискуссии и т.д. Самый частый недостаток - информационная перегруженность учащихся знаниями без учета того, как они будут использоваться на практике.
В образовательном учреждении полезно проводить мониторинг для определения уровня организации просветительско-воспитательной работы. В конце каждого полугодия желательно устраивать экспресс- диагностику представлений о ценности здоровья учащихся 4-х классов (приложение№1).
Можно предложить школьникам 3-4-х классов заполнить анкету для определения их отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни Заключительный этап мониторинга - определение уровня организации просветительско-воспитательной работы с учащимися в школе - проводится в конце учебного года. (Содержание данных анкет опубликовано в журнале «Управление начальной школой» за №5, 2009г., издательский дом МЦФЭР Ресурсы образования, стр.23.)
Приложение №1
Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья учащихся 4-х классов
Инструкция для педагога
Из приведенных далее десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить детям, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.
Список утверждений
1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).
2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.
3.Здровье - это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).
4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.
5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.
6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).
7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.
8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.
9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.
10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.
Анализ исследования
Номер высказывания |
||||||||||
Суммарный балл |
13 баллов : у ребенка высокий уровень ценностного отношения к здоровью (личностно ориентированный тип);
11-12 баллов : ребенок осознанно относится к своему здоровью (ресурсно-прагматический тип);
9-10 баллов : ребенок недостаточно осознанно относится к своему здоровью (адаптационно-поддерживающий тип);
4-8 баллов : у ребенка отсутствует сознательное отношение к своему здоровью как к ценности.
Примечание. Для выявления в детском коллективе преобладающего отношения к здоровью как к ценности в качестве ценностного отношения к здоровью группы учащихся рассматривается наиболее часто встречающийся вариант из числа возможных индивидуальных ответов.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Манчажская СОШ»
структурное подразделение «Детский сад села Манчаж»
Мониторинг образовательного процесса
Воспитатель:
Казначеева Н.И.
С. Манчаж
Задания к мониторингу для средней группы по программе «От рождения до школы» по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
А ) Дидактическая игра «Для чего нужны человеку части тела?» Задание: Воспитатель просит ребенка объяснить для чего нужны: Руки (помогают делать много разных дел…) Ноги (помогают двигаться) Рот (говорить, есть) Зубы (жуют) Язык (помогает жевать, пробует на вкус, говорить) Кожа (чувствует) Нос (дышит, улавливает запахи) Уши (слышат) Глаза (видят). Б) Дидактическое упражнение «Продолжи предложение» Задание: - «Я чищу зубы – значит, у меня они будут… (крепкими и здоровыми)». - «Если я промочу ноги, то… (я заболею)». - «Чтобы не болеть, нужно…(закаляться, делать зарядку, кушать овощи и фрукты, принимать витамины и др.)».
По мере необходимости моет руки с мылом Пользуется расческой, носовым платком Прикрывает рот при кашле Правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой Полощет рот после еды Критерии оценки: 3 балла – 2 балла – 1 балл – |
по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
№/п | Фамилия, имя ребенка | ||||||
Итого |
|||||||
Итог |
Критерии оценки:
3 балла - делает все самостоятельно,
2 балла - 1 балл -
Задания к мониторингу для старшей группы по программе «От рождения до школы» по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
а) Почему нужно правильно питаться? Какие продукты являются полезными для организма, а какие вредными?
б) Как правильно двигаться? Зачем человеку нужно спать? Что способствует разрушению здоровья человека?
в) Какое значение для здоровья человека имеет ежедневная утренняя гимнастика, закаливание организма, соблюдения режима дня, личной гигиены?
д) Что нужно делать, если человек заболел?
Критерии оценки:
3 балла –
2 балла –
1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.
Критерии оценки:
3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.
2 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.
Мониторинг образовательного процесса
по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Группа ______________________________
Дата проведения мониторинга _______________________________
№/п | Фамилия, имя ребенка | Уровень овладения необходимыми навыками и умениями |
|||||
Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ | Воспитание культурно-гигиенических навыков | Итого |
|||||
Итог |
Критерии оценки:
3 балла - делает все самостоятельно,
2 балла - делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым, 1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.
Задания к мониторингу для подготовительной группы по программе «От рождения до школы» по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
1. Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:
Беседа с детьми (индивидуально):
а) Какие органы в человеке самые главные?
б) Как правильно питаться? Сколько человеку нужно съесть? С чего нужно начинать обед и чем заканчивать? Можно ли питаться одним и тем же любимым блюдом каждый день? Почему? Для чего человеку нужна вода?
в) Нужно ли делать зарядку, заниматься спортом? Почему? Покажи свое любимое упражнение.
г) Как ты отдыхаешь в детском саду, дома? (активный отдых)
д) Зачем нужно закаляться? Как можно закаляться?
Критерии оценки:
3 балла – на все вопросы ребенок отвечает самостоятельно и правильно, понимая содержание заданных вопросов.
2 балла – на все вопросы ребенок отвечает правильно после небольшой словесной подсказки взрослого.
1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.
2. Уровень соблюдения культурно-гигиенических навыков (в ходе наблюдений):
а) Умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем.
б) Сформированность ежедневной привычки чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном.
в) Умение правильно использовать носовой платок и расческу, следить за своим внешним видом.
г) Умение быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.
д) Правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, умеет принимать пищу аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
е) Умение обращаться с просьбой, благодарить.
Критерии оценки:
3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.
2 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.
1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.
Мониторинг образовательного процесса
по образовательному модулю «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Группа _____________________________
Дата проведения мониторинга _______________________________
№/п | Фамилия, имя ребенка | Уровень овладения необходимыми навыками и умениями |
|||||
Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ | Воспитание культурно-гигиенических навыков | Итого |
|||||