Что означает крестный ход. Когда проходит крестный ход на Пасху

Крестный ход - благочестивая древняя традиция. Однако не все знают, в чем заключается ее смысл. Крестный ход - это многолюдное торжественное молебное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту, например святому источнику, с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило название и само шествие. Участники крестного хода несут также Святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют богослужебные песнопения: тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу).

Крестный ход является выражением единой народной веры и усердным молением к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.

Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против еретиков-ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Позже в борьбе с ересью Нестория специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский. В Константинополе для освящения мест и отвращения болезней выносили из императорского дворца в храм Софии Животворящий Крест и носили по улицам.

В России крестные ходы совершались во времена бедствий: засухи, грозившей уничтожить урожай, эпидемий чумы или холеры, угрозы нападения врагов. Люди немало дней проводили на ногах, в посте и молитве, в зной или под дождем, но зато и велика бывала благодать Господня. Нравственное просветление, вызванное действием Духа Святаго, переживал каждый.

В XX веке стало возможным проводить воздушные крестные ходы. Как ни странно, первый такой облет городов России состоялся во время Великой Отечественной войны, хотя об этом мало кто знает. 2 декабря 1941 года, перед готовящимся контрнаступлением на немецко-фашистские войска, был совершен полет самолета Ли-2 с Тихвинской иконой Божией Матери на борту. Самолет вел личный пилот Сталина Александр Голованов, впоследствии маршал, основатель дальней авиации. Этот исторический момент отражен в документальных кадрах фильма «Неизвестная война», а также в воспоминаниях родственников Александра Голованова.

Крестный ход, по пути которого незримо следуют ангелы, ограждает поселение, город и все государство. Неприступна твердыня, окруженная стеной пламенной молитвы.

У людей, выросших в безбожное время, крестный ход вполне может вызвать ассоциации с демонстрациями в дни советских праздников, а у современной молодежи - с флэшмобами, призванными привлечь общественное внимание к той или иной проблеме или событию. Однако участники молитвенных шествий, за которыми в веках закрепилось название крестных ходов, ничего никому демонстрировать не собираются: Те, ради кого они отправились в этот путь - Господь, святые и Силы Небесные - и так видят сердце каждого из них насквозь. Что, конечно же, не исключает и миссионерской пользы от крестных ходов, сотни которых проходят каждый год в населённых христианами городах и весях по всему миру.

Почему именно ход? Почему не сидение, не лежание, не танец, наконец - ведь любое из этих действий при необходимости можно наполнить религиозным смыслом? Дело в том, что еще с древних времен нашей цивилизации известен образ жизни как пути, который, по-возможности, нужно достойно пройти до конца. А что такое жить достойно в христианском понимании? Прежде всего - жить, помня о Боге, которому ведомы слова, дела и намерения человека в каждый миг его жизни. Именно такое прохождение жизненного пути и символизирует у христиан крестный ход.

Крестный ход вокруг храма

А поводы совершить его могут быть самыми разными. Как свидетельствует история Церкви, с первых веков христианства верующие с зажженными свечами в руках обходили храм в праздник светлого Христова Воскресения, как бы следуя женам-мироносицам. Эта традиция сохранилась и поныне - такие крестные ходы принято называть регулярными, то есть приуроченными к годовому кругу богослужений и церковному календарю. Совершаются они либо вокруг храма «противусолонь», то есть против часовой стрелки, либо от храма до определенной точки - например, к купели в праздник Крещения.

Традиция крестных ходов получила широкое распространение на рубеже Древнего мира и Средневековья. Предание связывает авторство первого чина крестного хода с именем святителя Иоанна Златоуста. Распространившаяся в ту эпоху ересь арианства ввела в обиход увеселительные собрания по воскресным дням; чтобы напомнить людям, как истинно подобает христианам славить Бога, и был составлен чин этого, если можно так выразиться, динамического богослужения.

Но это по форме - по содержанию же он считается литией, то есть сугубой, усиленной молитвой. Во время крестного хода звучат слова Евангелия, возносятся молитвенные прошения - ектении, поются церковные песнопения. Цель всех этих действий - ввести находящихся в движении верующих в особое молитвенное состояние, в особый духовный ритм. Именно поэтому во время крестного хода исключаются разговоры (кроме самых коротких фраз в случае необходимости), и уж тем более - курение, ссоры, праздное разглядывание людей и окружающих пейзажей. В 1882 году митрополит Московский Филарет написал для верующих России специальное наставление «Как вести себя во время крестного хода». В нем, в числе прочих, есть и такие слова: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу… Слыша церковное пение в крестных ходах, соединяй с ним свою молитву, а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа Бога и святых Его, известных тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими, а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким, только необходимым словом».

Детский крестный ход в Санкт-Петербурге

Великорецкий крестный ход

Если же проникать в толщу веков глубже, в Священном Писании и Предании можно отыскать немало событий, каждое из которых может считаться своего рода прообразом крестного хода. У евреев существовала традиция в праздник Кущей семикратно обходить с пальмовыми ветвями в руках особое место в синагоге - алмемар. В торжественном принесении Ковчега в Иерусалим царём и пророком Давидом участвовали все его жители. Наконец, Сам Спаситель в окружении апостолов въезжал в Святой Город на молодом осленке, а народ израильский постилал шествующим под ноги ветви с радостными восклицаниями и трубными звуками. Есть и примеры не столь мирных, но всё же искренне благочестивых шествий. Римский император Константин Великий, поверив небесному знамению креста и слов «Сим победиши», повелел своим воинам изобразить кресты на щитах - и одержал победу в последовавшей затем битве. Можно вспомнить и семидневный обход Иерихона войском Иисуса Навина, впереди которого следовал Ковчег Завета: на седьмой день, когда израильтяне стали трубить в трубы и восклицать единогласно, городская стена обрушилась, и Иерихон сдался.

Но почему крестный ход называется именно крестным? Потому, что впереди такого шествия всегда несут главный символ христианства - крест. Хотя, если быть совсем точным, сперва идет пономарь с зажженным фонарем, символизирующим истину Божью, расторгающую мрак греховности. И уже за ним несут запрестольный крест и образ Богородицы, а далее - хоругви, особые церковные знамена. Потом следуют певчие, пономари со свечами, дьяконы с кадильницами и после них, попарно, - священники. В последней их паре идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону. Шествующие за духовенством миряне следуют с молитвенным пением, довольно плотно, чтобы никто из посторонних не пересекал пути участников крестного хода. До начала безбожной эпохи такого, конечно, и в голову никому бы не пришло, но сегодня иногда требуется особо просить прохожих дать всему крестному ходу пройти.

Крестный лёт над затопленным Приамурьем

Крестный сплав За благополучие земли Кузнецкой

Кроме регулярных крестных ходов, приуроченных к праздникам и памятным дням, проводятся также чрезвычайные. Они могут быть связаны с войнами, эпидемиями, гражданскими нестроениями. Времена, когда святитель Иоанн Златоуст создавал богослужебный чин крестного хода, по свидетельствам хронистов, были отмечены многими природными и рукотворными бедствиями: землетрясениями, пожарами, наводнениями, бунтами… В те времена люди отчетливо понимали, что многие из подобных вещей связаны с искаженным человеческим мировоззрением, от которого проистекают греховные поступки, опрометчивые слова, страстные чувства и неверные намерения - и, как следствие, реакция мира Божьего на все это. Поэтому, составляя последование крестного хода, святитель предусматривал в нём и возможность совершения шествия покаянного, просительного, умоляющего Создателя исправить пути людей и утишить гнев стихий.

Совершаются такие крестные ходы и сегодня. И все чаще к известным веками поводам для их проведения добавляются новые: бедствия наркомании и повального пьянства, эпидемии разводов и оставления на произвол судьбы детей, неистовство одержимых духом противления политиков, способных своими словами и деяниями спровоцировать братоубийство в национальном и даже планетарном масштабе… Чтобы такого не случилось, а тревожные тенденции в обществе пошли на спад, и выходят на улицы городов участники молитвенных шествий с крестом впереди. Иногда эти шествия состоят только из детей и подростков, что придает таким крестным ходам особое настроение. Ведь дети, как известно, в большей степени сохранили ощущения мира Божьего, как чуда - тогда как мы, взрослые, в повседневной суете редко даже задумываемся о подобных вещах.

По своей продолжительности крестный ход может занимать от нескольких минут, если он следует вокруг храма, до нескольких дней и даже недель. В последнем случае его совершенно справедливо будет также назвать паломническим путешествием, во время которого человек неизбежно меняется - в большей или меньшей степени, иногда незаметно для окружающих, но совершенно очевидно для себя: к нему приходит понимание сути существующих в его жизни проблем, ответы на давно мучившие его вопросы, да и сама ситуация вокруг него после прохождения такого пути начинает заметно меняться…

Пожалуй, самый известный из существующих в современной России многодневных крестных ходов - Великорецкий, традиция проведения которого уходит корнями в события далекого от нас четырнадцатого века. А говоря точнее, в 1383 год, когда была обретена чудотворная икона святителя Николая Угодника. Ее, окруженную сиянием, подобным свету многих свечей, обнаружил у источника вод, возвращаясь ночью домой, благочестивый человек по имени Семён Агалаков. Вскоре в его деревне начали происходить чудесные исцеления болящих. Слава о чудотворном образе быстро разнеслась по всей Руси. К иконе, перенесённой в Хлынов, началось паломничество. Ежегодно ко дню обретения иконы верующие торжественно несли святой образ (весьма большой размером и весом) крестным ходом к месту его обретения - а после возвращали в хлыновский храм. Места, по которым пролегал маршрут, были настолько дикими, что часть пути в первые годы крестоходцам приходилось преодолевать по воде, а другую часть - продираясь сквозь лесную чащу.

Великорецкая икона упоминается во многих русских летописях. В XVI веке ее торжественно встречал в Москве царь Иван IV, прозванный Грозным. Даже в безбожные времена традиция крестного хода из Хлынова к месту обретения чтимого образа не прерывалась - правда, те шествия были весьма малочисленными, а их участников нередко задерживала милиция…

Крестный ход байкеров, Ижевск

После заката советской эпохи традиция Великорецкого крестного хода вошла в былую силу. Сегодня в ежегодном молитвенном шествии принимают участие тысячи человек, съезжающихся со всей России и даже из-за её пределов. Для того, чтобы преодолеть пешком стопятидесятикилометровый маршрут, требуются немалые силы, причем не только физические, но и духовные. Тем не менее людей на Великорецком крестном ходу в наши дни год от года становится только больше. Жители сел, мимо которых пролегает маршрут паломнического шествия, становятся на колени и осеняют себя крестным знамением, когда крестных ход проходит мимо. А в конечной точке пути - на месте обретения чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских - не так давно была построена небольшая часовня.

В наше время бурного технического прогресса и всяческих инноваций люди отправляются в крестные ходы не только пешими посуху. Они плывут в лодках и катерах по озерам и рекам, иногда сходя на берег для общей молитвы - причем длина такого маршрута может составлять сотни километров. Недавно традиция такого «крестного сплава» после долгих десятилетий забвения была возрождена на земле Кузбасса. В Ярославле байкеры в сопровождении священнослужителей объезжают все въезды в город - у установленных там поклонных крестов служатся молебны, за которыми верующие просят, чтобы как можно меньше соотечественников погибало и увечилось в дорожно-транспортных происшествиях. Во многих городах России, Украины. Беларуси и некоторых других стран архиереи, священники и представители местной власти вместе совершают «крестный лёт», поднимаясь ввысь на вертолётах, описывающих затем в небе круг, и призывая благословение Божие на землю сию, град сей, и всех, в нём живущих…

Так что формы у этого явления церковной жизни могут быть самыми разными, но суть его остается неизменной: она - в общем усилии людей, приподнимающем из над своей природой, в единой воле многих, побуждающей человека сделать шаг навстречу своему Творцу.

В. Сергиенко

Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь – это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход – это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом – и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход – время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: “Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них”. Это также “общение святых”, возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые “возглавляли” шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда – прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход – наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это – напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг – это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют “крестным”. Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

Крестный ход у католиков

Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова “Сим победиши”. Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные , трудные участки , а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово “ход” имеет только формальное значение.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный .

Совершается он и для . В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Ежегодные Крестные ходы в России

Крестный ход – молитвенное шествие с иконой

Великорецкий крестный ход

Обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Крестный ход проводится и на Пасху

Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это – символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху – один из самых сложных видов колокольного звона, который называют “трезвоном”. Если вы слышали выражение “трезвон колоколов”, то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме “трезвонят” далеко не всегда.

Значение Крестного хода для православного человека

В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) – это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход – это и жертва, которые христиане приносят Господу.

150 км пути Великорецкого крестного хода – непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.

В православных храмах всегда проходит крестный ход на Пасху. Это торжественное шествие символизирует собой путь церкви навстречу благой вести о воскрешении Христа. Оно ежегодно проводится в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Священнослужители и верующие трижды проходят вокруг храма, а затем, стоя у его крыльца и услышав благую весть о Воскрешении Спасителя, входят в отрытые двери церкви, где с этой минуты и начинается пасхальная служба.

Торжественное церковное шествие стали называть «крестным ходом» благодаря тому, что в начале процессии всегда идет священнослужитель, который несет большой крест. В основе этой традиции лежит вера в силу общей молитвы, совершаемой во время крестных шествий. Такие процессии выглядят очень торжественно. Их возглавляют священнослужители, читающие молитвы и несущие религиозные реликвии: крест, иконы и церковные знамена с изображением библейских сцен (хоругви). А следом за святыми отцами идут верующие.

История крестных ходов берет свое начало с момента зарождения христианства. И если изначально совершался только крестный ход на Пасху, то со временем, после прекращения гонений христиан, данный обычай стал повсеместным и прочно вошел в чинопоследование православных богослужений. Сейчас торжественным православным шествием сопровождаются практически все значимые события церковной жизни.

Крестные ходы издревле проводились:

  • в честь церковных празднеств;
  • при перенесении мощей святых, а также других религиозных святынь;
  • во время различных природных бедствий, эпидемий и войн, когда люди просили у Бога защиты и спасения от постигших их бед.

Известно, что сама церковная история Руси началась с совершения крестного хода на Днепр, когда были крещены киевляне. Православные на Руси часто совершали шествия не только в честь церковных праздников, но и в случае различных бедствий, в том числе и природных катаклизмов. Например, обходили с иконами поля в периоды засухи, а также села и города во время страшных эпидемий.

В летописях встречается упоминание об одном из первых массовых крестных ходов, произошедшем в середине 14 века, когда на Русь напала моровая язва, от которой больше всего пострадали жители Пскова. Тогда архиепископ Новгородский Василий, неся крест и святые мощи, в сопровождении духовенства и горожан совершил шествие вокруг города. Вместе со священнослужителями в крестном ходе приняли участие практически все местные жители, кто ещё держался на ногах, начиная со стариков и заканчивая младенцами, которых родители несли на руках. Все время пока шел крестный ход, священники и верующие молились, громогласно взывая сотнями голосов: «Господи помилуй!».

Долгое время крестным ходом признавалось только пешее шествие с участием священнослужителей и верующих. Однако со временем благодаря техническому прогрессу по благословению духовенства стали совершаться и неканонические лётные, или воздушные крестные ходы.

Во время Великой Отечественной войны, 2 декабря 1941 года, вокруг Москвы облетел самолет с чудотворным списком Тихвинской иконы Божией Матери на борту (по другим данным, это была икона Казанской Божией матери). После этого столица была спасена от вражеского наступления.

Пасхальное шествие: правила и символическое значение

Изначально крестный ход совершался только в день Светлого Христова Воскресения. Это шествие испокон веков символизировало собой не только церковь, идущую навстречу Спасителю, но и то, что до появления вести о воскрешении Христа все были вынуждены блуждать в потемках, пока Он не указал всем дорогу к Свету. Поэтому пасхальный крестный ход, хоть и является достаточно кратким, обставляется очень торжественно, а участие в нём очень важно для любого христианина.

Церковное богослужение в честь Воскрешения Христова начинается ровно в 00.00 часов в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Незадолго до полуночи во всех церквях совершается торжественное пасхальное шествие.

Несмотря на позднее время, шествие проходит под несмолкаемый колокольный трезвон. Священнослужители и молящиеся трижды проходят вокруг храма, каждый раз останавливаясь перед его главным входом. Первые два раза двери церкви закрыты перед прихожанами. Момент, когда люди стоят в ночной темноте перед запертыми храмовыми дверями имеет большое символическое значение. Церковь напоминает о том, как современники Христа до его воскрешения так же стояли во тьме перед закрытым входом в пещеру, где покоился Спаситель, словно перед закрытыми райскими вратами.

Около полуночи, когда крестный ход вновь, уже в третий раз, прославляя Святую Троицу и воскресшего сына Божия, подходит к дверям церкви, они торжественно распахиваются, являя всем молящимся свет во мраке ночи. Тем самым церковь словно открывает для людей небесные врата рая и указывает путь к ним. После чего вся процессия входит в храм, что символизирует собой путь жён-мироносиц вошедших в Иерусалим, для того чтобы сообщить апостолам благую весть о Воскрешении Христа. Жёны-мироносицы, не знающие о Воскрешении Христа, именно на третий день пришли к его гробу, дабы натереть тело Спасителя драгоценными маслами. И только придя ко входу в пещеру, где, как они думали, покоился Иисус Христос, женщины узнали о свершившемся чуде, после чего они направились в Иерусалим, дабы рассказать всем о воскрешении Сына Божьего.

То, что двери храма раскрываются перед верующими только на третий раз, имеет глубокий богословский смысл. Иисус Христос воскрес на третий день, поэтому пасхальное шествие и должно обойти храм трижды.

Крестный ход обыкновенно открывается хоругвями в преднесении фонаря с зажженною свечею, этими как бы священными знаменами, под которыми Церковь воинствующая подвизается здесь на земле; за хоругвями несется крест Господен, как трофей - знак победы и торжества веры Христовой, далее следуют впереди икон святителей, а эти последние прежде икон Божией Матери и Спасителя. При участии в крестном ходе многих священников, из церкви выходят сначала младшие священники, а потом старшие по очереди и попарно; ближе к предстоятелю несутся двумя иереями напрестольные крест и Евангелие - крест на блюде, которое покрыто воздухом, а Евангелие - крест на блюде, которое покрыто воздухом, а Евангелие у груди, без пелены. Во время крестного хода миряне, несущие хоругви, кресты и иконы, при смене своей, не должны останавливать всего хода или уходить вперед слишком далеко от духовенства, а равно и сами священнослужители не должны ни отставать друг от друга, ни опережать, а идти так, чтобы линия крестного хода не прерывалась посторонними лицами, которые вошли бы в нее с боков. Священнослужители должны подавать пример сознательного и благоговейного участия в крестном ходе. Духовенству следует далеко не отставать от несомых впереди икон, идти попарно в ряд, а не как случится; не раскланиваться с знакомыми, не улыбаться, не разговаривать по дороге с мирянами и между собою (Ук. Св. Син. 1830 г. апр. 28 дня), не уклоняться с прямого пути и оказываться между толпою мирян, не ограждать себя от солнечных лучей и пр. зонтами, а тем более не защищать свои головы от холода и непогоды шапками и шляпами (Р.д.С.П. 1886, №14).

Во время осенения крестом на четыре страны от предстоятеля, при крестных ходах, следует диакону возглашать: «Господу помолимся, рцем си», или «Господу помолимся, рцем вси»?

В «Чине освящения храма, от архиерея творимого» в конце сказано, что когда архиерей «осеняет крестом по трижды на четыре стороны», то «протодиакон кадит против креста по трижды и преходи глаголет: Господу помолимся, рцем вси». А в «Последовании, како освященный антимис положити в новозданнем храме» о подобном же действии пресвитера прямо сказано: «начальствуяй приемлет крест и, став посреди храма, осеняет по трижды на четыре страны: на восток, на запад, на юг, на север. Диакону же кадящу честный крест по обычаю, яко же в ходех бывает». Итак, действия и возглашения священнодействующих в конце чина освящения храма одинаковы с действиями и возглашениями при крестном ходе; стало быть, и при осенении крестом на четыре страны от предстоятеля при крестном ходе диакон, кадя крест и преходя от страны к стране, должен возглашать: Господу помолимся, рцем вси» (Р.д.С.П. 1899 г. №35).



Может ли священник поручить псаломщику одному следовать за крестным ходом из своей церкви в другую?

Во время крестного хода «на путях и перекрестках творится моление для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, т. е. дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников» (Симеон Солун., гл. 353; Нов. Скриж., стр. 544–545). В виду такого порядка, что же это будет за крестный ход, если в нем будет участвовать один псаломщик? Во время совершения крестных ходов замечается особый подъем религиозности, и пастырю отнюдь не следует препятствовать этому, сокращая благолепие крестного хода своим отсутствием (Ц. Вест. 1894, №7).