Сколько статуй свободы. Главный символ Америки — Статуя Свободы в Нью-Йорке

Самым известным символом Соединённых Штатов является монумент, возвышающийся над бухтой Нью-Йорка. Жители страны считают его не только знаком независимости своего государства, но и в некотором роде иконой демократии. Однако далеко не все помнят, кто подарил Америке статую Свободы и какого мифологического персонажа она олицетворяет.

Гигантская скульптура древнеримской богини Либертас была установлена на острове в нью-йоркской бухте после ста лет независимого существования Соединённых Штатов. Тот, кто подарил Америке статую Свободы, являлся давним союзником взбунтовавшейся британской колонии, ставшей первым в мире государством с демократической формой правления.

Дружба Франции и США

Упорное нежелание английского короля позволить жителям заокеанских территорий представлять свои интересы в парламенте метрополии привело к революции и вооружённой борьбе за независимость. Католическая Франция и протестантская Британия были соперниками как на европейском, так и на американском континенте. Обращение за помощью к Парижу являлось вполне логичным шагом со стороны восставших колоний. На первых порах Франция оказывала поддержку американской революционной армии тайно, а затем открыто заключила официальный союз с Соединёнными Штатами. Она стала первым государством, установившим дипломатические отношения с завоевавшими независимость колониями.

Принимая во внимание долгую историю дружбы, нетрудно догадаться, какая страна подарила статую Свободы Америке. В течение следующего века в США произошли серьёзные потрясения: отмена рабства и кровопролитная гражданская война между Севером и Югом. Молодое государство успешно выдержало испытания. Именно французский народ стал тем, кто подарил Америке статую Свободы в честь столетия независимости.

Зарождение идеи

План создания грандиозного монумента появился в 1865 году. Среди тех, кто подарил Америке статую Свободы, был французский писатель и политический деятель Эдуар де Лабулэ. Он являлся автором идеи создания памятника, символизирующего независимость Соединённых Штатов и дружбу между двумя странами. Эдуар де Лабулэ был пламенным идеологом демократии и считал североамериканское государство удачным примером её воплощения. Во время гражданской войны он всецело поддерживал сторонников отмены рабства.

Проектирование

Воплощением замысла занялся известный скульптор Фредерик Огюст Бартольди. В первую очередь он посетил Соединённые Штаты, для того чтобы определиться с местом установки статуи. Внимание Бартольди привлёк остров Бедлоу, расположенный в нью-йоркской бухте. Это место попадало в поле зрения всех кораблей, прибывающих на американский континент. Единственным недостатком острова являлись сильные ветры, характерные для побережья Атлантического океана. При установке скульптуры необходимо было учесть эту особенность. Конгресс США согласился с предложением Бартольди и официально утвердил место для возведения монумента.

В работе над созданием статуи принял участие легендарный французский архитектор и инженер Александр Гюстав Эйфель, автор всемирно известной Эйфелевой башни в Париже. Для воплощения грандиозного проекта требовался специалист по возведению прочных и надёжных высотных конструкций. Эйфель создал мощный стальной каркас, благодаря которому скульптура способна выдерживать ураганные атлантические ветра.

Сбор средств

С финансовой точки зрения вопрос о том, какая страна подарила статую Свободы Америке, не имеет однозначного ответа. С самого начала было принято решение о совместных инвестициях. Во Франции в процессе широкомасштабной кампании по сбору пожертвований, в которой принимали участие многие газеты, довольно быстро удалось получить сумму, необходимую для создания скульптуры богини Либертас. На Соединённые Штаты была возложена задача по финансированию постройки пьедестала.

Крупную сумму на этот проект пожертвовал знаменитый американский газетный магнат Джозеф Пулитцер, который через свои издания призывал других последовать его примеру.

В ходе кампаний по сбору средств было объявлено официальное название гигантского монумента - "Свобода, освещающая мир".

Процесс изготовления

В соответствии с макетом Бартольди, скульптуру отлили из меди во Франции. Жители страны, подарившей Америке статую Свободы, получили возможность в течение трёх месяцев любоваться на неё в Париже. Затем монумент разобрали на части и отправили на корабле в Соединённые Штаты. Высота статуи составляет 46 метров, вес - более 150 тонн. Она представляет собой фигуру женщины с короной на голове, которая в правой руке держит факел, в левой - скрижаль с написанной римскими цифрами датой принятия Декларации независимости.

Скульптуру доставили в Нью-Йорк в июне 1885 года. Французский подарок был приурочен не только к столетнему юбилею американской революции, но и к проходившей в Филадельфии Всемирной выставке искусств и промышленных изделий. В 1876 году Бартольди уже демонстрировал посетителям этой международной экспозиции гигантскую руку скульптуры, держащую факел. Спустя почти десять лет все части монумента воссоединились навсегда.

Пьедестал

Французский корабль, доставивший скульптуру, восторженно встречали тысячи жителей Нью-Йорка. Этот момент остался в истории как напоминание о том, кто подарил Соединённым Штатам Америки статую Свободы. Из-за проблем с финансированием пьедестал на острове Бедлоу ещё не был готов. Прибытие статуи подхлестнуло энтузиазм американцев, и поток пожертвований существенно возрос. Проектированием пьедестала занимался известный архитектор Ричард Моррис Хант. Фундамент скульптуры изготовили из бетона, его высота составляет 47 метров, общий вес - 27 тысяч тонн. Работы по возведению пьедестала были завершены в апреле 1886 года. Ещё четыре месяца ушло на сбор частей монумента на фундаменте, который являлся самой крупной в мире бетонной конструкцией того времени.

Открытие

Торжественная церемония состоялась 28 октября 1886 года. Тогдашний президент США Гровер Кливленд произнёс речь перед многотысячной толпой зрителей. Стоит отметить, что тот, кто подарил Америке знаменитую статую Свободы к столетнему юбилею независимости, опоздал на десять лет. Однако этот факт не уменьшил признательность народа Соединённых Штатов по отношению к Франции. Мечта писателя Эдуара де Лабулэ, изначального автора идеи, стала реальностью. Статуя Свободы превратилась в самый важный символ Америки и знак дружбы между двумя государствами, которые впоследствии сражались на одной стороне в мировых войнах.

Сегодня открывается смотровая площадка в короне Статуи Свободы в Нью-Йорке.

Статуя Свободы (Statue of Liberty ), полное название "Свобода, озаряющая мир" (Liberty Enlightening the World ) - одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая "символом Нью-Йорка и США", "символом свободы и демократии", "Леди Свобода".

Статуя Свободы находится на острове Свободы (Liberty Island ), примерно в 3 км на юго-запад от южной оконечности Манхэттена, одного из районов Нью-Йорка. До 1956 года остров назывался "остров Бедлоу" (Bedloe ’s Island ).

Статуя Свободы - дарфранцузского народа Соединенным Штатам в честь столетней годовщины независимости США и в знак дружбы между двумя государствами.

Идея создания этого символа возникла у французского ученого, юриста и сторонника отмены рабства Эдуарда де Лабуле еще в конце 1860-х годов. Он исходил из того, что Америку и Францию связывают старые дружеские узы. Франция оказывала моральную и материальную поддержку борьбе американцев за независимость - французский генерал Лафайет даже стал национальным героем США. Статуя задумывалась как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 году. Этим подарком французы хотели выразить свое восхищение великой республикой по ту сторону Атлантики. Создать статую, было поручено французскому скульптору Фредерику Бартольди. Его статуя Свободы была вдохновлена знаменитой картиной художника Делакруа "Свобода, ведущая народ на баррикады". Внутреннюю несущую конструкцию башни выполнил Гюстав Эйфель - будущий создатель Эйфелевой башни.

Работа над статуей была завершена во Франции в июле 1884 года.Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

В июне 1885 года статуя была доставлена в нью-йоркскую гавань на борту французского фрегата "Изере". "Леди Свобода" транспортировалась из Франции в США в разобранном виде - она была разделена на 350 частей, упакованных в 214 ящиков. Сборка статуи на пьедестале заняла четыре месяца.

11 сентября 2001 года вследствие террористической атаки на Всемирный Торговый Центр Статуя Свободы и остров были закрыты для посещения.

Внутренняя часть статуи осталась закрытой для общественности, но через стеклянный сепаратор можно увидеть железный каркас, созданный Гюставом Эйфелем.

В мае 2009 года было объявлено, что с 4 июля 2009 года смотровая площадка в короне Статуи Свободы будет вновь открыта для посещения туристами.

В самом начале статуя не была зеленой, она позеленела вследствие атмосферных условий, основным из которых являются кислотные дожди.

Факел, который мы видим сегодня, не является историческим факелом 1886 года. Он был заменен во время реконструкции 1984 - 1986 годов, поскольку его восстановление сочли неуместным. Первоначальный факел был довольно сильно модифицирован в 1916 году. Сегодня этот факел выставлен в музее, расположенном внутри пьедестала Статуи Свободы.

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет "Новый Колосс", посвященный Статуе Свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен к внешней стороне пьедестала. Последние строки сонета в русском переводе звучат так: "...Дайте мне усталый ваш народ, Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде, Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот, Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне. Я поднимаю факел мой у Золотых ворот!"

С изображением Статуи Свободы были отчеканены следующие монеты: 11 ноября 1922 года - монета достоинством 15 центов; 24 июня 1954 года - монета в 3 цента; 9 апреля 1954 года - монета в 8 центов и 11 июня 1961 года - монета в 11 центов.

На нью-йоркской монете достоинством 25 центов , отчеканенной в 2001 году, изображена Статуя Свободы со словами "Ворота в свободу" ("Gateway to Freedom ").

Слева: рука и факел статуи Свободы создаются в студии в Париже, 1876 г. Справа: идет создание головы статуи Свободы в парижской студии, 1880 г.

Статуя Свободы была подарена Соединенным Штатам правительством Франции в честь столетия американской Декларации независимости. Гигантская фигура называлась «Свобода, освещающая мир» и в течение 10 лет создавалась в художественной студии скульптора Фредерика Огюста Бартольди. Гюстав Эйфель, творец Эйфелевой башни, разработал для нее конструкцию внутреннего стального каркаса. Планировалось вручить этот дар 4 июля 1876 г., но из-за недостатка средств, которые должны были пополняться путем добровольных пожертвований, торжество пришлось отложить.

Практичные американцы не понимали, ради каких таких романтических утопий они должны расставаться со своими трудовыми доходами.

Бартольди вынужденно отправил в штаты фрагмент статуи высотой 15 метров - правую руку и факел, который установил в Филадельфии на выставке столетия. За то, чтобы подняться в сам факел, брали 50 центов (по тем временам приличные деньги) . Затем руку с факелом перевезли в Нью-Йорк и установили в Мэдисон Сквер Гардене. И все же денег явно не хватало.

И тут за дело взялся молодой журналист, редактор и издатель газеты «World» Джозеф Пулитцер. В 18 лет он прибыл в Нью-Йорк без гроша в кармане из Венгрии и начал свою трудовую деятельность разносчиком газет. Затем он стал писать полицейскую хронику, мелкие заметки и довольно быстро стал владельцем умирающей газетки «New York World». Он мгновенно перестроил ее работу, обращаясь к тысячам новых эмигрантов, таких же. как он сам, прекрасно понимая их нужды и чаяния. Так вот Пулитцер резко включился в кампанию по сбору денег.

«Эта статуя не является подарком миллионеров Франции миллионерам Америки, - писал он гневно, -это дар французов всем американцам. Примите это как призыв, обращенный лично к вам!»

В течение 5 месяцев была собрана нужная сумма. Эта акция принесла Пулитцеру славу и позволила втрое увеличить тираж газеты. А в наши дни Пулитцеровская премия является самой престижной для журналистов.



Наконец 28 октября 1886 г. президент США Гровер Кливленд под гром фанфар принял статую Свободы на острове Бедлоу, переименованном в 1956 г. в честь знаменитой статуи в остров Свободы.


Изначально между правительствами двух стран была достигнута договоренность, по которой французская сторона отвечала за сооружение и перевозку статуи, тогда как Америка готовила для нее место и возводила соответствующий пьедестал. И французы, и американцы согласились, что для их целей лучше всего подойдет небольшой островок у входа в нью-йоркскую гавань. Здесь в свое время был уже устроен фундамент для форта Вуд в форме десятиконечной звезды. Он вполне мог послужить фундаментом и для грандиозного пьедестала, первый камень которого был заложен в 1884 г.

Саму статую высотой 47 м Бартольди собирался обшить медными листами толщиной не более 2,4 мм. Тонкую медь нужно было отчеканить по специальной деревянной форме. В итоге Бартольди со своими подручными изготовили 350 отдельных деталей обшивки, которые в июле 1884 г. были отправлены на корабле в США. На острове Бедлоу их собрали вместе, как огромный конструктор, и надели на стальной каркас, изготовленный Эйфелем.


Каркас состоит из четырех монументальных стальных опор, пронизывающих статую на всю высоту. Эти опоры крепятся к пьедесталу огромными стальными болтами. На основных опорах распределено кружево стальной рамы, которую Бартольди обшил сотнями деталей своего конструктора. Чтобы придать статуе достаточную прочность и гибкость, каждый элемент медной обшивки был снабжен своей независимой балкой. Бартольди заранее рассчитывал на то, что материал обшивки облегчит ему сборку статуи, ведь тонкая листовая медь легко гнется и режется. Это позволяло производить окончательную подгонку деталей прямо на статуе, в процессе сборки. Так или иначе, статуя Свободы без сомнения является образцом мастерства талантливого французского инженера.


В ансамбле с цоколем, выполненном в классическом стиле архитектором Ричардом М. Хантом, высота статуи от основания до верхушки золотых языков пламени составляет 95 м. Семь лучей на ее венце символизируют семь морей. Для многих путешественников, пересекших Атлантику, чтобы попасть в Америку, статуя Свободы являлась символом свободы, независимости и процветания.

По случаю 100-летнего юбилея в 1986 г. статуе Свободы сделали «подтяжку лица». Соленый морской воздух так разъел ее конструкцию, что потребовалась серьезная реставрация. Добровольные взносы граждан всей Америки с лихвой покрыли затраты в 2 млн долларов, необходимые для этой работы. Это статуя очень много значит для граждан Америки - и не только для них.

Приглашение к надежде

В переносном смысле статуя Свободы была первым знаком нового мира для многих миллионов иммигрантов, прибывающих в Америку последние два века.

Знаменитые слова на пьедестале статуи Свободы принадлежат нью-йоркской поэтессе Эмме Лазарус, которые были написаны после прокатившейся по России в 1880-е гг. волны погромов, заставивших многих евреев пересечь Атлантику.

С тех пор ее строки приобрели всеобщее звучание, служа маяком надежды для всех обездоленных и гонимых: А мне отдайте из глубин бездонных Своих изгоев, люд забитый свой, Пошлите мне отверженных, бездомных, Я им свечу у двери золотой!

Туристам

Добраться до острова Свободы (Liberty Island) можно с помощью парома, отходящего от причала Беттери Парке (Battery park) . Зайдя в парк, вы увидите длинную организованную очередь, как когда-то в Мавзолей, это и есть желающие побывать на островке со статуей, к которым, может быть, вы захотите присоединиться.

Посещение короны вновь разрешено, однако количество мест ограниченно, поэтому нужно бронировать билеты заранее. Тем, кто этого не сделал, предстоит прогуляться по площадке вокруг статуи и подняться на обзорную площадку 16-го этажа; специальный стеклянный потолок позволяет увидеть впечатляющие «внутренности» статуи. Посещение острова на пароме обычно сочетается с посещением соседнего острова Эллис (Ellis Island) . Паромы (Тел.: 201-604-2800, 877-523-9849; www.statuecruises.com; взрослый/детский $13/5; каждые 30 мин. 9.00-17.00, летом дольше) отправляются из Бэттери-парк (Battery Park) . Ближайшие станции метро - «South Ferry» и «Bowling Green». Заказав билеты на паром заранее (посещение короны - дополнительные $3) , вы посетите обе достопримечательности.




Экскурсию на Эллис-Айленд и статую Свободы лучше совершить в теплое время года и светлое время дня.

Конечно, зимой желающих гораздо меньше, так что. если не бояться ледяного пронизывающего ветра, который добирается до кожи через самые теплые пуховые пальто и перчатки, то стоит попробовать. Путешествие на катере чудесно, но на открытой площадке находиться в холодное время весьма экстремально по своим ощущениям. На Эллис Айленд расположен старый иммиграционный центр, куда поступали и где регистрировались все вновь прибывшие в страну, теперь там музей.

Факты

  • Название: Официально в переводе с французского ее название звучит «Свобода, освещающая мир». Также она известна как статуя Свободы, Леди Свобода или Мисс Свобода.
  • Дизайн: Автор статуи - французский скульптор Фредерик Бартольди. Постав Эйфель отвечал за инженерные работы, он же создал ее стальной внутренний каркас. Общий вес статуи - 254 тонны.
  • Размеры: Сама статуя имеет высоту 46,5 м и стоит на 47-метровом пьедестале, к вершине которого ведет лестница из 194 ступеней, а до короны статуи нужно пройти 354 ступени.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Статуя Свободы включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 г.

Эллис-Айленд


Служивший с 1892 по 1954 год перевалочным пунктом для более 12 миллионов иммигрантов, надеющихся начать новую жизнь в Америке, остров Эллис скромен и порой даже убог, а с другой стороны - символизирует исполнение желаний. Здесь в островной больнице умерло более трех тысяч человек, многим отказали в праве на въезд. Иммиграционная станция на острове Эллис - вторая остановка идущих к статуе Свободы паромов. Красивое главное здание стало Музеем иммиграции (Immigration museum; Тел.: 212-363-3200; www.ellisisland.org; Нью-Йоркская бухта (New York Harbor) ; аудиогид $8; 9.30-17.00) , где проходят интереснейшие выставки и показы фильма о жизни иммигрантов, о том, как приток населения изменил США.

Где находится Статуя Свободы знает наверное каждый - в городе Нью-Йорке в США. Стоит Статуя Свободы на 11-ти конченом пьедестале на острове Свободы в нескольких километрах от берега.

Одноклассники

Andy Atzert / flickr.com Остров Свободы, Нью-Йорк (Phil Dolby / flickr.com) Остров Либерти, Нью-Йорк, США (Delta Whiskey / flickr.com) Anthony Quintano / flickr.com Вид на Эллис-Айленд (остров Свободы) и мост Веррацано-Нарроус (James Loesch / flickr.com) The U.S. Army / flickr.com

Любая достопримечательность на карте, имеющая всемирную славу, так или иначе, окутана легендами и интересными историями. Не представляет исключения и знаменитая Статуя Свободы, находится которая на одноимённом острове.

Этот грандиозный мемориал известен и тем людям, кто никогда не посещал территорию Соединённых Штатов и не видел воочию этот величественный памятник.

Встретить его можно повсюду: на телеэкранах, в журналах, в сувенирных лавках и многих других доступных местах. Поэтому о том, где находится Статуя Свободы, знают даже дети.

На карте города Нью-Йорка в США можно найти остров, где находится Статуя Свободы, которая и по сей день выглядит особо торжественно.

Женщина с факелом в руке

Расположенный приблизительно в трёх километров в юго-западном направлении от одного из районов города Нью-Йорка монумент стоит на пересечении двух «миров»: Нового Света и Старого.

Встречая приезжих иммигрантов, легендарная женщина с факелом в руке является настоящим символом идеалов американской демократической системы. Вот уже не один десяток лет Статуя Свободы занимает первые строчки в рейтингах самых известных мировых скульптур.

Остров Либерти, Нью-Йорк, США (Delta Whiskey / flickr.com)

Часто её называют «символом Нью-Йорка и США», «Леди Свобода» и множеством других эпитетов, которые всё равно не смогут передать её великолепие.

Не восхититься таким «чудом света» поистине очень сложно. Высота самой скульптуры, которая представляет женщину, достигает 47 метров. Но если брать в расчёт исполинский гранитный пьедестал, то получится 93 метра.

Туристы могли наблюдать, как под действием ветра верхушка монумента заметно покачивается.

Мир впервые увидел этот потрясающий памятник в конце XIX века, в 1886 году. При этом, процесс создания всемирного шедевра был непростым. Оказывается, первоначальная идея сотворения нечто необыкновенного принадлежала французу Лабулайе, который впоследствии был признан героем национального масштаба на территории США.

Будучи учёным и юристом, он открыто поддерживал официальную отмену рабства, приводя в пример своим сторонникам на родине, образцовую американскую конституцию. В знак союза и дружбы с американским государством, некоторые представители французской интеллигенции во главе с Лабулайе решили преподнести США памятный дар.

Статуя Свободы, Нью-Йорк, США (Mobilus In Mobili / flickr.com)

Интересные факты в истории создания монумента

Оригинальным названием скульптуры, присвоенным автором Огюстом Бартольди, является «Свобода, несущая миру свет». До сих пор точно неизвестно, но говорят, что опытный создатель гигантской статуи планировал выполнить своё творение не для Америки. Проекты удивительного мемориала предназначались для Египта. Однако эти сведения пока не находят официального подтверждения.

Немало легенд ходит вокруг того, чей образ запечатлён в скульптуре. Существуют предположения, будто творец срисовал эскиз с портрета своей матери, но и эта версия не находит доказательств или опровержений.

Замысловатый внутренний каркас статуи, которая была построена в прилежащей гавани Нью-Йорка, удалось спроектировать специалисту, прославившемуся позже, после создания Эйфелевой башни. Гюстава Эйфеля принимали за специалиста в области железных конструкций.

Остров Свободы: поиски места расположения Статуи Свободы

Пользуясь уникальным случаем, статую собирались сконструировать к юбилею независимости американского народа. В 1876 это была довольно круглая дата – 100 лет, поэтому вполне логичным было бы подкрепление праздника таким знаменательным подарком.

Остров Свободы, Нью-Йорк (Phil Dolby / flickr.com)

На работы по созданию величайшего памятника тянулись очень медленно. К тому времени была окончена лишь часть статуи, а именно рука с факелом, какую доставили в Филадельфию, где проходила международная выставка, посвящённая вековому юбилею США.

Посетил выставку и Бартольди. Задолго до этого, он определился с выбором острова, на котором и расположится Статуя Свободы.

В пределах Нью-Йорка ему приглянулся лишь один остров – Бедлоуз-Айленд, который скульптор случайно предложил переименовать в остров Свободы. Лишь спустя 80 лет данный остров в окрестностях города стал именоваться как Либерти-Айленд.

Скульптура заняла место бывшей крепости, защищавшей в далёкие времена прибрежную часть Нью-Йорка. Гордо держа в руке табличку с датой провозглашения независимости Америки, Статуя Свободы полностью оправдывает собственное название.

Наверное, нет ничего удивительного в том, что спустя несколько лет после установки, памятник попал в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

В день празднования на Западе сатанистского Хеллоуина мы поговорим об изваянии, ставшим символом новой Атлантиды, как называют некоторые Соединённые Штаты Америки. Статуя свободы официально была открыта в Нью-Йорке 28 октября 1886. Чему посвящена она и кого изображает?

Об этом наша статья.

Официальная история

Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI» (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днём принятия Декларации независимости США. Одной ногой «свобода» стоит на разбитых оковах.

Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов: Африка, Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия).

Статуя свободы в цифрах:


  • Высота от верхней части основания до факела 46,05 м

  • Высота от земли до вершины пьедестала 46,94 м

  • Высота от земли до верхушки факела 92,99 м

  • Рост статуи 33,86 м

  • Длина кисти руки 5,00 м

  • Длина указательного пальца 2,44 м

  • Голова от макушки до подбородка 5,26 м

  • Ширина лица 3,05 м

  • Длина глаза 0,76 м

  • Длина носа 1,37 м

  • Длина правой руки 12,80 м

  • Толщина правой руки 3,66 м

  • Толщина талии 10,67 м

  • Ширина рта 0,91 м

  • Высота таблички 7,19 м

  • Ширина таблички 4,14 м

  • Толщина таблички 0,61 м

  • Толщина медного покрытия статуи 2,57 мм.

  • Общий вес меди, использованной для отлива статуи31 тонна

  • Общий вес её стальной конструкции 125 тонн.

  • Общий вес бетонного основания 27 000 тонн.

Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи. К музею можно подняться на лифте.

Территория острова Либерти (Свободы) первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении Нью-Йорка, а в настоящее время находится в федеральном управлении. До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe’s Island), хотя его ещё называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвящённый статуе свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. Знаменитые последние строки «Свободы»:

«Keep, ancient lands, your storied pomp!» cries she
With silent lips. «Give me your tired, your poor,
Your huddled masses yearning to breathe free,
The wretched refuse of your teeming shore.
Send these, the homeless, tempest-tossed to me,
I lift my lamp beside the golden door!»

В русском переводе В. Лазариса:

«Вам, земли древние, — кричит она, безмолвных
Губ не разжав, — жить в роскоши пустой,
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!»

В более близком к тексту переводе:

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!»
Взывает молча. «Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Что на самом деле символизирует статуя свободы

Статуя свободы (да-да, с маленькой буквы), если посмотреть на неё без пропагандистской мишуры — эта гигантская женщина в короне с семью лучами, с книгой и факелом в руке… кто она? Очередная сказка об американской мечте и идеалах демократии, национальная гордость несуществующей американской нации?

О подлинном происхождении и мытарствах скульптуры, о её истоках, берущих начало в несовместимых культурах или о финансовой стороне существования «леди», говорить не принято. Басня о подарке в честь дружбы Франции и США путешествует по миру столь же традиционно, как и румяный Санта Клаус — ещё одно детище коммерции. А мы всё же перелистаем несколько страниц истории назад и посмотрим, как всё было на самом деле.

Идея создания статуи принадлежит Фредерику Огюсту Бартольди — если можно назвать идеей создание неоригинального монумента, могущего похвастаться только фрагментами классического искусства да гигантскими размерами. Бартольди родился в 1834 году в богатой еврейской семье и учился у знаменитых мастеров Парижа — без особого усердия, зато переполненный честолюбивыми планами. Чтобы выбиться в люди, Бартольди прибег к помощи влиятельных родственников, имевших непосредственное отношение к Вольным каменщикам.

О влиянии масонства на создание США известно довольно много, начиная от отцов-основателей, до символики доллара. Пирамиды, стелы, всевидящее око и т.п. также украшают различные правительственные здания в США. Напоним, что представители их братства 4 июля 1776 года подписали Декларацию независимости, открывшую путь к созданию независимого государства (об этом мы писали в статье «Что такое США или зачем создавалось данное государство? (Часть первая)» http://inance.ru/2015/10/usa-01/).

«Что такое США или зачем создавалось данное государство? (Часть первая)» http://inance.ru/2015/10/usa-01/

Однако, о самом главном символе США — статуе свободы — как правило, не делается никаких связей с масонством.

Египетские наброски

В 70-е годы XIX века под контролем Вольных каменщиков в Египте происходило строительство Суэцкого канала. Сюда приехал молодой амбициозный Бартольди, и его воображение поразили величественные монументы этого края, пережившие тысячелетия. Так родилась в его голове мысль создать нечто столь же колоссальное и впечатляющее, что навсегда увековечило бы его имя. Встретившись с главой строительства, Фердинандом Лессепсом, Фредерик убедил его походатайствать о его плане. Предложение выглядело так: установить гигантскую статую при входе в будущий канал — она должна была быть вдвое выше Большого Сфинкса и служить в качестве маяка.

Бартольди решил не ждать музы, а на скорую руку смастерить какой-нибудь макет для рассмотрения местным правительством (именно ему и приписывалось предполагаемое финансирование проекта). Да и придумывать ничего было не нужно — это уже сделали древние греки, создавшие около 280 года до нашей эры Колосса Родосского — одно из семи чудес света. Эта громадная статуя атлетичного юноши, устремившего взгляд в море, была возведена на входе в гавань острова Родос и впоследствии частично разрушена землетрясением.

Бартольди «приодел» макет в египетскую одежду, в руку поместил амфору, а голову увенчал венком. Но Лессепс посоветовал ему использовать атрибуты древнеиранского бога Митры — бога мира, согласия, а впоследствии солнца.

Заметки на полях

Митра — индоиранский бог света и солнца, близкий древнегреческому Гелиосу. Его обычными атрибутами были колесница и золотой трон. Со временем культ Митры проник в Малую Азию и существенно изменился. Митра стал богом дружбы, который объединял, примирял, защищал, обогащал людей. Изображали его юношей в короткой, развевающейся одежде и фригийском колпаке. Культ Митры в начале нашей эры распространился в Римской империи, пользовался покровительством императоров, позже был вытеснен христианством.

Особенное фото головы Статуи Свободы на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

Когда в Древнем Риме распространился культ бога Митры, то о боге Солнца стали рассказывать следующие легенды. Он был рожден скалой на восходе Солнца. В одной руке он держал меч, в другой руке факел. Митра боролся с Солнцем, завоевал его и стал таким образом его союзником. После этого он подчинил себе быка (символ античной цивилизации), затащил его в свою пещеру и убил его там. Кровь быка удобрила почву, и всюду буйно разрослись растения, фрукты и маленькие звери.

Бог Солнца был почитаем во всей Римской империи. Об этом ещё сегодня свидетельствуют четыреста мест жертвоприношений, сохранившихся с тех времен. Особенно почитали бога Митру простые люди, которые совершали культовые обряды в его честь. Благодаря солдатам митраизм стал известным в пределах всего тогдашнего мира. Известные сегодня места этого культа существуют в основном как алтари в скалах.

Митра с лучами и с орлом, ставшим потом символом США

Наряду с многочисленными символами в них выгравированы знаки зодиака. Сам бог Митра на них всегда занимает место Солнца — центрального созвездия древних римлян.

Таким образом статуя получила факел и семилучевую корону от бога Митры, хотя есть и другое божество, выглядящее аналогично. Стали думать над названием: «Прогресс, несущий свет в Азию»? Или заменить «прогресс» на «Египет»? И тут вспомнили о популярной во Франции картине «Свобода на баррикадах» живописца-романтика Эжена Делакруа. Слово «свобода» уже заманчиво «клеилось» к проекту статуи, но правительство отказалось тратить деньги на исполинского истукана — так что Бартольди несолоно-хлебавши вернулся во Францию.

Французское воплощение

Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах»

Время создания статуи совпадает со вступлением Бартольди в масонскую ложу (Эльзасско-Лотарингский филиал) — это был 1875 год.

А близился 1876 год — столетний юбилей американской независимости. Услышав в политическом кружке жалобы на отсутствие в Америке подлинных шедевров искусства, посвящённых Свободе, французский сенатор и член всё того же ордена Вольных каменщиков Эдуард де Лабуле решил оживить провалившийся в Египте проект. Всё это, разумеется, нужно было правильно преподнести в массы: решено было «подарить» статую Штатам «в знак дружбы между народами двух стран».

Но «подарок» пришлось оплатить — как французским, так и заокеанским простым гражданам. Был экстренно учреждён целый Франко-Американский союз, возглавляемый Лабуле, а в обоих государствах организовали комитеты по организации сбора средств. Причём во главе французского штаба стал никто иной как наш старый знакомый — Фердинанд Лессепс! Кампанию по сбору средств в Штатах возглавил Джозеф Пулитцер, впоследствии известный как создатель самой престижной журналистской премии, а тогда ещё — издатель газеты «New York World». Он с пониманием всех тонкостей воздействия на массы критиковал жлобов и толстосумов, обращаясь к простым американцам (коммерсант был не промах — это значительно подняло тираж его газеты). Никто точно не скажет нам, сколько денег отмыли дружелюбные господа на этом благом деле, но только в США таким образом изъяли из оборота 100 000 долларов.

Основную работу по созданию статуи проделал известный французский инженер Александр Гюстав Эйфель (Боникхаузен), тогда известный своей авантюрой по присвоению огромных средств за фиктивные работы во время строительства Панамского канала, но прославившийся благодаря сооружению в центре Парижа.

Эйфель тоже состоял в масонской ложе, а выпутываться из панамской аферы ему помог ещё один брат по ложе, который на тот момент занимал пост премьер-министра Франции.

Французский инженер Густав Александр Эйфель (слева) и Огюст Бартольди (справа)

Эйфель сделал все расчёты, а также спроектировал железную опору монумента и поддерживающий каркас, который затем обшивался металлическими листами. Далее вновь за дело взялся Бартольди, и добавил несколько современных деталей: у ног статуи он поместил «разорванные цепи тирании», больше похожие на цепи, которыми скована сама статуя.

В левую руку вложил Книгу Законов (Декларацию независимости), облачил теперь уже «леди» в римскую одежду.

Некоторые считают, что Бартольди придал ей черты лица своей матери — Шарлотты Бейсер, хотя при этом натурщицей выступила недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера, предпринимателя в области оборудования каналов и швейных машин, выступавшего спонсором еврейских социалистов вместе с Ротшильдом.