Падение зап римской империи. Возникновение государства у арабов – VII век
Колумб объявляет открытую землю собственностью испанского короля.
Высадка Колумба на Сан-Сальвадоре в 1492 году
Даты по зарубежной истории, представленные в кодификаторе ЕГЭ по истории за 2018 год, с краткими пояснениями.
Событие | Дата |
---|---|
Падение Западной Римской империи – с этой даты принято отсчитывать конец эпохи Античности и начало Средневековья. Отречение последнего римского императора (Ромул Август) от престола. | 476 |
Возникновение государства франков – древнее европейское государство, географически расположенное на территории современной Франции. Первый король – Хлодвиг. | 481 |
Правление Юстиниана в Византийской империи – один из самых авторитетных правителей, период расцвета Византии. | 527-565 |
Возникновение ислама – появление третьей мировой религии, приход пророка Мухаммеда. | VII в. |
Возникновение государства у арабов – напрямую связано с появлением ислама. Образование Арабского Халифата – теократического (религиозного государства), объединение арабов. | 632 |
Провозглашение Карла Великого императором – король франков, первый император Запада (впервые – объединение западных земель с момента падения Рима) | 800 |
Распад Франкской империи — после нескольких лет политических споров сыновья Карла заключили Верденский договор 843 г. Согласно нему, Франкское королевство политически разделялось на три примерно равные части. Аналог периоду раздробленности на Руси | 843 |
Образование Священной Римской империи – государство, основанное в 962 г. саксонским королем Оттоном I | 2 февраля 962 |
Разделение Христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую) – церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и православную - на Востоке с центром в Константинополе. Папа римский и патриарх константинопольский предали друг друга взаимной анафеме (отлучение от церкви) | 1054 |
Нормандское завоевание Англии – вторжение в Англию армии Вильгельма Завоевателя, герцога Нормандии, и последующее подчинение страны. Нормандия – исторически французская территория. Интересный факт: в современном английском языке слова, обозначающие мясные блюда, имеют французские корни (их ела знать), а слова, обозначающие скотину – английские корни (за ней ухаживали простолюдины) | 1066 |
Крестовые походы – серия религиозных военных походов из Западной Европы против мусульман, направленные на «освобождение» Иерусалима (с Гробом Господним) от турок. Ричард Львиной сердце (1157-1199) – участник 3-го крестового похода. | 1096-1272 |
Захват Константинополя крестоносцами – агрессия крестоносцев была направлена не только против мусульман. Упадок Византии. | 1204 |
Принятие Великой хартии вольности в Англии – принятие королем Иоанном Безземельным документа, защищавшего ряд юридических прав и привилегий свободного населения средневековой Англии. | 1215 |
Возникновение Английского парламента – высший законодательный орган в Королевстве Англия в 1215-1707 годах, русский аналог – Земский собор | 1215 |
Созыв Генеральных штатов во Франции – высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 годах. Аналог английского парламента и русского Земского собора. | 1302 |
Столетняя война – военные конфликты между Англией и Францией. Знаменитая участница – Жанна Д’Арк , национальная героиня Франции. Рекомендуется к просмотру фильм «Жанна Д’Арк» с Миллой Йовович (1999) и сериал «Жанна Д’Арк» (1999) с Лили Собески. | 1337-1453 |
Жакерия во Франции – самое крупное крестьянское восстание во Франции. Название происходит от самого популярного в крестьянской среды имени – Жак. | 1358 |
Восстание под предводительством У. Тайлера в Англии – самое крупное крестьянское восстание в Англии. | 1381 |
Битва на Косовом поле – крупное сражение между сербскими феодалами в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. По значению для сербского народа сходен с Куликовской битвой для народа русского. | 1389 |
Гуситские войны – военные действия последователей религиозного проповедника Яна Гуса (идеолог чешской Реформации – изменения церки). | 1419-1434 |
Изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом – создание первого печатного станка. Знаменует культурную революцию – вскоре книги станут более доступными. Современная эпоха текста так и называется – эпоха Гуттенберга. | 1440 |
Война Алой и Белой розы в Англи и – междоусобная война в Англии между двумя ветвями династии Плантагенетов - Ланкастерами (в гербе алая роза) и Йорками (в гербе белая роза). Персоналии: Людовик XI, Карл Смелый, Эдуард IV, Генрих VI. | 1455-1485 |
Правление Людовика XI во Франции – поддерживал Ландкастеров. | 1461-1483 |
Падение Византийской империи – захват столицы Византийской империи Константинополя турками-османами под предводительством султана Мехмеда II | 1453 |
Правление Генриха VII в Англии – первый монарх из новой династии Тюдоров. | 1485-1509 |
Открытие Америки Христофором Колумбом – начало эпохи Великих географических открытий (по мнению некоторых исследователей – конец Средневековья) |
Записаться на
Путешествуя по Риму и и любуясь сохранившимися достопримечательностями, каждый турист размышляет о том, почему такая сильная цивилизация прекратила свое существование. Упадок и крушение Римской империи нельзя сводить к одной-единственной причине.
Одна из версий относит гибель Римской империи к 410 году нашей эры, когда на территорию вторглись готские племена под предводительством Алариха. Племена готов были христианами, поэтому они не совершили массовых убийств и не разрушали постройки, а только грабили, вывозили драгоценности, снимали со зданий ценные украшения.
По второй версии, Рим был разрушен до основания позднее, в 476 году, вождем варварского германского племени герулов Одоакром, который вынуждает отречься от престола последнего императора Рима юного Ромула Августа.
Однако, по мнению многих исследователей, падение Рима началось гораздо раньше и было вызвано не только такими очевидными причинами, как набеги внешних агрессоров. Начало кризисных явлений в Римской Империи отмечается еще в III веке, после того как глубоко изменилась политическая, экономическая, религиозная и культурная жизнь римлян. Сейчас историки называют более 210 причин падения . Остановимся на некоторых из них.
Отсутствие сильного лидера
В римской империи стала наблюдаться частая смена императоров, правителей областей и провинций, не обладавших политической силой, авторитетом и дальновидностью.
Среди представителей власти все чаще появляются лица неримских национальностей, что тоже снижает авторитет и абсолютно уничтожает патриотическую идею.
Варваризация
Значительную долю населения Рима в период упадка составляли представители варварских племен, не обладавших развитой культурой и идеологией. Из-за разницы в уровне развития общественных отношений ассимиляция представителей этих племен в римское общество происходит незначительно. Однако Рим вынужден поддерживать с варварами мирные отношения, так как значительная часть армии формировалась из их рядов.
Кризис армии
Внешние враги, наступавшие со всех сторон малочисленными и многочисленными отрядами, не встречали отпора со стороны римской армии, ослабленной плохим содержанием и крайней эксплуатацией, не имевшей сильных руководителей и не вдохновленной патриотической идеей.
Большую часть жалованья и довольствия солдат присваивали себе военачальники, поэтому низшие чины были крайне деморализованы, учащались случаи мародерства, направленные против соотечественников. Ряды вооруженных сил пополнялись незначительно по ряду причин:
- Упадок рождаемости;
- Нежелание владельцев земли отдавать в солдаты своих рабов и наемных работников и терять дешевую рабочую силу;
- Нежелание жителей городов вступать в ряды армии из-за низких заработков.
Иногда эти явления связывают с таким движением, как пацифизм. Однако главная причина кризиса – разрушение профессиональной армии, утрата воинской дисциплины, увеличение количества солдат из числа плохо обученных рекрутов – бывших крестьян – и осевших на территории Римской империи варваров.
Рабовладельцы и рабы
Официальная версия школьных учебников: Рим погубил . Эксплуатация порождала возмущения и восстания рабов, вспыхивавшие регулярно. Восстания были разномасштабные: горели жилища землевладельцев, уничтожались орудия труда и домашние животные, рабы отказывались трудиться.
Для подавления восстаний рабов требовалась помощь военных, но те еле успевали отражать нападения внешних врагов.
Рабовладение привело к крайнему упадку сельского хозяйства, разрушению экономики страны.
- Читайте также:
Кризис экономики
Римская империя переживала период дробления на провинции, крупные владения при этом делились на малые, частично сдавались в аренду мелким землевладельцам и рабам. Стало преобладать натуральное хозяйство, сократилась доля перерабатывающих отраслей хозяйства, повысились цены на перевозку товаров. Торговля переживает крайнюю степень упадка, окончательно прекращаются отношения между некоторыми провинциями.
Государство повысило налоги, но платежеспособность населения резко упала, и налоги платить было нечем. За инфляцией последовало сокращение объема денег в стране.
Мелкие земледельческие хозяйства стали объединяться в коммуны или просить защиты у крупных владельцев земли – начался процесс выделения крупных феодалов и окончательного разорения мелкого крестьянства.
Демографический кризис
Упадок экономики и последовавшие друг за другом неурожайные годы вызвали голод в стране, волну инфекционных заболеваний. Повышается смертность, резко снижается рождаемость. Правительство издает несколько указов о поддержке семей с детьми, о льготах для детей варваров, однако в Риме неуклонно повышается число людей старшего и преклонного возраста, общество стареет.
Социальные причины
Средний класс постепенно разоряется, приходит в упадок городская культура, производство и торговля, возникают массовые беспорядки. Второй стороной является так называемая социальная апатия, разрушение духовности и патриотизма.
Кризис духовности
Постепенно разрушен и забыт идеал гармонически развитого человека, гордого римлянина, который служит своему городу-государству, строит свою жизнь на основе общественных принципов. Наступает кризис искусства: литературы, архитектуры, скульптуры.
Нравственное разложение населения зачастую связывают с расцветом пороков, разврата, гомосексуализма.
Конец V века, когда Западная Римская империя перестала существовать, был завершением эпохи античности. Вместе с империей римлян в прошлое ушла целая эпоха со своими ценностями, идеалами и особым мировоззрением. Античные устои уступили своё место средневековым, христианским по своей сути, принципам.
Римское общество и государство накануне падения
Разложение римского общество началось задолго до 476 года. Крайне тяжело государство пережило Кризис III века, когда на престоле постоянно сменялись солдатские императоры, не способные укрепить империю. В III-IV веках на римском престоле были люди, мыслящие государственными масштабами и способные на серьёзные реформы. Благодаря императорам Диоклетиану и Константину, римское величие на время возродилось. Однако процесс разрушения уже невозможно было остановить. К основным причинам грядущей катастрофы исследователи относят:
- Политическую и этническую неоднородность империи. Уже во II веке было заметным различие между восточной аристократией, представители которой восходили к знатным древнегреческим родам, и западной знатью. В будущем культурно-исторические и политические различия приведут к разделению единого государства на Западную и Восточную Римские империи. Не было единства и среди самих римских граждан и правящей верхушки, о чём свидетельствует целая череда гражданских войн, происходивших на протяжении III-V веков.
- Разложение римской армии. К IV веку образ мужественного римского легионера окончательно остался в прошлом. Римляне потеряли всякий интерес к армейской службе и шли туда только ради денег. Ещё при Септимии Севере (193-211) из-за нехватки добровольцев в армию стали принимать варваров, что позже вылилось в падение воинской дисциплины. Кроме того, Север для того чтобы поднять престиж ремесла военного, разрешил легионерам покупать землю и вступать в брак до завершения службы. Реформы Севера, безусловно, сыграли свою роль в укреплении боеспособности государства, но позже стала проявляться обратная сторона его преобразований. Легионные лагеря стали превращаться в посёлки, где текла обычная мирная жизнь. Римские отряды теряли свою мобильность, а воины – сноровку. Начальники лагерей отныне должны были совмещать военное руководство с решением гражданских задач, из-за чего в штабах начался процесс бюрократизации, в которой позже погрязнет весь государственный аппарат.
- Кризис языческого мировоззрения. Со временем римляне потеряли и свои прежние религиозно-мировоззренческие идеалы, лежавшие в основе римской государственности. Представления о прежних героях и богах образованным людям уже казались наивными, попытка властей ввести культ «гения» императоров также провалился. С I века н. э. римская аристократия склонялась к учению стоиков, а в среде низшего сословия и рабов всё больше распространялась идея о появлении спасителя, который восстановит справедливость. Образ спасителя соединился с образами языческих умирающих и воскресающих богов (Осириса, Аттиса, Митры), а также с представлением о том, что за чертой смерти начинается новая жизнь, где каждому воздастся по его деяниям. Постепенно на этой базе стало развиваться христианство, устои которого коренным образом отличались от идеалов древнеримской мифологии. Император Константин в 313 году провозгласил религиозную терпимость, что фактически означало победу христианской церкви и окончательный распад языческого мировоззрения.
- Экономическую ситуацию. В IV веке в империи началось разложение рабовладельческого строя, повлекшее за собой захирение городов, возвращение к натуральному хозяйству, разрушение экономических связей между разными регионами, огрубление ремесла. Поскольку роль центров ремесла и торговли переходила от городов к крупным землевладельцам, последние стали составлять серьёзную конкуренцию императорской власти. Последние римские императоры уже не могли тягаться с аппетитами своих подданных. Для поддержания государства и его казны императоры повышали налоги, из-за чего массово разорялись крестьяне и ремесленники.
- Набеги варваров. Многие историки считают именно этот фактор главной причиной разрушения Западной Римской империи. Впервые римляне столкнулись с варварами во II веке, но тогда им достаточно легко удалось отразить угрозу. Впрочем, небольшие стычки на границах империи с тех пор стали для римских легионеров постоянными. Во второй половине III века началось Великое переселение народов, когда целые орды азиатских кочевников двинулись с просторов Восточной Сибири, Монголии, Китая и т. д. на запад. В авангарде этого движения находились гунны – грозные и бесстрашные завоеватели. Из-за постоянной военной угрозы император Константин был вынужден перенести столицу своего государства в Константинополь, что послужило толчком для развития и роста богатств восточной части империи, но в то же время стало ещё причиной упадка западной её половины. Многие европейские племена, спасаясь от гуннов, просили римских императоров убежища. В 378 году состоялось сражение между римским императором Валентом и вестготами, поселившимися на окраинах империи. В этой битве варвары не только разбили римское войско, но и убили императора. Все дальнейшие отношения римских императоров с варварами можно охарактеризовать как лавирование. Рим то подкупал варварских вождей, то пытался стравить их друг с другом, то пытался дать им отпор. В 395 году империя была официально поделена на Западную и Восточную части. Силы Западной империи были слишком слабы, чтобы самостоятельно справиться с варварской угрозой. Племена свевов, вандалов и других стали захватывать обширные области и основывать тут собственные государства. С каждым годом римские императоры были вынуждены делать всё новые и новые уступки варварам.
Последние годы империи
К V веку государство окончательно перестало справляться с возложенными на него функциями. Императоры не могли ни остановить хаос внутри своего государства, ни положить конец постоянным набегам варваров. Между тем, варвары уже не ограничивались походами на окраины государства, угроза нависла над самим Вечным городом. В 410 году Рим был взят и разграблен королём вестготов – Аларихом, пока император Гонорий прятался от варваров в Равенне. Для современников это событие было настоящим крахом старого мира. Впрочем, империя пока ещё продолжала существовать. В 451 году в Каталаунских полях римлянам, временно объединившимся со своими врагами – вестготами, саксами и другими племенными союзами, даже удалось остановить грозного вождя гуннов – Атиллу.
Впрочем, эта победа не оказала особого значения на дальнейшую судьбу Рима. Четыре года спустя город был разграблен вандалами. После погрома, который был учинён в городе именем этого племени стали означать любые акты бессмысленного разрушения.
Последним по-настоящему значимым человеком в древнеримской истории был император Юлий Майориан (457-461). Он инициировал череду реформ, направленных на возрождение былого величия империи. Однако начинания Майорина расстраивали планы варварских королей и провинциальной знати, привыкшей к самостоятельности. Поэтому вскоре император был убит. После его смерти на римском престоле сменилось несколько совершенно незначительных фигур. В 476 году полководец Одоакр (германец по происхождению) сверг последнего римского императора, которого, по иронии судьбы звали Ромул – точно также как и легендарного основателя Рима, и основал собственное государство. Так закончилось существование Западной римской империи.
ГЛАВА XV
Падение язычества и торжество христианства
V. Падение Западной Римской империи
362. Причины падения Римской империи
В V в. произошло падение Западной Римской империи, которая окончательно отделилась от Восточной в конце IV века (395). Германские варвары, постоянно напиравшие из-за Рейна и Дуная, требовали энергичного отпора, что вызывало необходимость большого войска и громадных денежных издержек. Между тем население империи оказывалось все менее и менее способным оказывать сопротивление варварам и выносить бремя налогов. С конца III в. императоры вынуждены были для борьбы с одними племенами германцев селить другие их племена в пограничных областях империи с обязанностью защищать её границы. Вместе с этим для правильного поступления налогов они сочли себя вынужденными прикрепить земледельческое население к земле, а землевладельцев к их городам. Внутренние смуты и злоупотребления чиновников довершали бедствия населения многих провинций. Областные восстания были часто лишь результатом недовольства их населения гнетом империи. К непосильным для народа требованиям государства присоединялись еще поборы землевладельцев. В Галлии , например, народная масса была в крепостном состоянии еще до римского завоевания, которое не только не изменило этого отношения, но даже прямо содействовало развитию крупных поместий. Недовольные галльские колоны в союзе с рабами, поденщиками и бродягами стали в конце III в. составлять мятежные шайки, или багауды, которые подняли целое восстание. Их вожди (Элиан и Аманд) провозгласили себя императорами, построили укрепленный лагерь недалеко от впадения Марны в Сену и оттуда делали опустошительные набеги на страну. Багаудское волнение продолжалось много времени. Недовольство закрепощенного населения выражалось и в том, что многие прямо бежали к варварам, вместе с которыми и нападали на области империи.
Еще в I в. Плиний говорил, что «латифундии погубили Италию и провинции», и действительно с III в. экономический упадок все сильнее и сильнее давал себя чувствовать, особенно на Западе, ведя с собою и вообще падение культурного уровня жизни. Общество Римской империи распалось на земельную аристократию и закрепощенный народ. Обремененные тяжелыми повинностями, обнищалые, невежественные и приниженные колоны не могли вести хорошо хозяйство на своих участках и не имели особого интереса поддерживать империю. Разоренные куриалы тоже теряют силу нести повинности и утрачивают интерес к общественной жизни. Остались только сильными и свободными от общего государственного закрепощения представители земельной знати. Пользуясь некоторыми привилегиями по закону (вроде свободы от несения муниципальных тягостей), члены имперского сенаторского сословия начали уклоняться от платежа налогов и от несения военной службы и отказывать в повиновении судам, хлопоча лишь о том, чтобы каждая латифундия была особым, замкнутым и самодовлеющим мирком. Эти «господа земли», имевшие в своих владениях все, что им было нужно, обособляли свои поместья и в хозяйственном, и в государственном отношении, как бы совсем более не ощущая потребности в сохранении единства империи. Римская знать в своем равнодушии к политической жизни дошла до того, что её члены стали отказываться от самых важных должностей в государстве, чтобы сохранять свое положение независимых господ земли. Угнетая массу и доводя ее до полного равнодушия к судьбам государства, магнаты IV и особенно V вв. таким образом подкапывали единство империи и утрачивали римский патриотизм. Если колоны бежали к варварам, то и магнаты не оказывали сопротивления варварам, особенно когда чувствовали, что при новых правителях провинции им не будет хуже. На Востоке с его более развитою экономическою жизнью и более древнею культурою внутренние отношения империи были лучшими, и она с большим успехом отстаивала себя в борьбе с варварами. Недаром у императоров IV в. было решительное предпочтение к Востоку.
знаменитым произведением «О граде божьем» (412-425 гг.), в котором он
размышлял над причинами взлета и падения земных царств, в том числе и Римской
империи. Августин развивал свою теорию божественного города, который должен
прийти на смену земным царствам.
Осенью 410 года императорское правительство в Равенне оказалось в очень
тяжелом положении. Вестготы, которые разграбили Рим, и предводителем которых
после неожиданной смерти тридцатичетырехлетнего Алариха в 410 году стал его
племянник конунг Атаульф, фактически блокировали Италию. В Галлии правил
узурпатор Константин, а в Испании хозяйничали прорвавшиеся туда племенные
союзы аланов, вандалов и свевов. Начался постепенный процесс развала
империи, остановить который было уже невозможно. В подобных условиях
правительство в Равенне было вынуждено изменить свою политику по отношению к
варварам: римляне пошли на новые уступки. Отныне отряды варваров не только
нанимались на службу империи, как это практиковалось с IV века, императоры
были вынуждены согласиться на создание полусамостоятельных варварских
государств на территории империи, которая сохраняла лишь видимость власти над
ними. Так, в 418 году, для того чтобы удалить вестготов из Италии и
отстранить от власти узурпатора, вестготы во главе с королем Теодорихом
получили для поселения Аквитанию - юго-западную часть Галлии.
Вестготы поселились здесь на постоянное жительство всем своим племенем, они
пришли с женами и детьми. Воины их, а также знать, получали земельные наделы
за счет конфискаций у местного населения. Вестготы тут же приступили к
налаживанию собственного хозяйства, используя действующие в их среде правовые
нормы и обычаи. С местными жителями, римскими гражданами и
землевладельцами, у которых продолжали действовать нормы римского права, тут
были установлены определенные отношения. Вестготы рассматривались как
завоеватели, хозяева всей территории, хоть и считались союзниками
(федератами) императорского двора. Таким образом, в 418 году возникло первое
варварское королевство на территории Западной Римской, империи.
Но еще в 411 году императорское правительство признало в качестве федератов
империи племенные союзы свевов, которые теперь прочно осели в северо-
западной части Испании. Был признан и племенной союз вандалов, которые, не
смогли закрепиться в Испании и воспользовались приглашением африканского
наместника Бонифация, переправились в 429 году в Африку и образовали там свое
вандальское королевство во главе с королем Гензирихом. В отличие от
вестготов, которые поддерживали мирные отношения с местными жителями, вандалы
в своем королевстве установили жестокий режим по отношению к местному
римскому населению, в том числе и к землевладельцам, и к христианским
иерархам. Они разрушали города, подвергали их грабежам и конфискациям,
превращали жителей в рабов. Местная римская администрация делала слабые
попытки принудить вандалов к покорности, но это не приводило ни к каким
результатам. В 435 году империя была вынуждена" была признать официально
Вандальское королевство как союзника империи, формально это королевство брало
обязательство вносить ежегодную подать Равенне и защищать интересы
императора, но на самом деле „значительная часть африканских провинций для
императора была потеряна.
Из других варварских государственных формирований на территории империи можно
назвать королевство бургундов, которое возникло в Сабаудии (юго-
восточная.Галлия) в 443 году, и королевство англосаксов в юго-восточной части
Британии (451 год).
Новые полусамостоятельные королевства подчинялись распоряжениям
императорского двора лишь в том случае, если это соответствовало и их
интересам. На самом деле они проводили собственную внутреннюю и внешнюю
политику, императоры были бессильны привести их к повиновению. В подобной
сложной политической обстановке императорский двор всякими маневрами
поддерживал видимость существование Западной Римской империи в 420-450-х
годах. Варварские королевства и области лишь считались ее составными частями.
Последнее относительное объединение Западной Римской империи произошло в
годы страшной опасности, которая угрожала ей со стороны гуннских племен.
В 377 г. гунны захватили Паннонию и в конце IV - и.1 чале V веков не
представляли серьезной опасности для Рима. Как мы знаем, наоборот, римляне
охотно вербовали гуннские отряды для достижений своих военно-политических
целей. Так Флавий Азций - один из известнейших римских политиков,
пользовавшихся большим влиянием при дворе императора Валентиниана III (425-
455 гг.), часто использовал наемные гуннские отряды против других племен -
бургундов, вестготов, франков, багаудов и т. д. Однако в начале 440-х годов
произошло резкое усиление гуннов во главе с, их предводителем Аттилой (433 -
Гунны присоединили к своему союзу ряд племен и, пользуясь слабостью как
Западной Римской империи, так и Византии, которая в это время вела тяжелые
войны с вандалами в Африке и с персами на Евфрате, начали опустошительные
набеги на области Балканского полуострова. С помощью откупа, а также успешных
боевых действий византийцам удалось отразить нападение гуннов и тогда в
начале 450-х годов они вторглись на территорию Галлии, грабя и сжигая все на
своем пути. Полчища гуннов представляли смертельную опасность не только для
галло-римлян, римских граждан и землевладельцев, но, и для многочисленных
варварских племен, которые жили в Галлии на территории империи и уже успели
вкусить блага римской цивилизации. Против гуннов была создана сильная
коалиция, которая состояла из франков, аланов, армориканцев, бургундов,
вестготов, саксов, а также военных поселенцев. Антигуннскую коалицию
возглавил Флавий Азций, который ранее охотно использовал их наемные отряды в
интересах империи.
Решающая битва между коалицией и гуннскими племенами произошла на
Каталаунских полях в июне 451 года. Эта была одна из крупнейших и
кровопролитнейших битв в истории человечества. Готский историк Иордан
утверждает, что потери с обеих сторон составили огромную цифру в 165 тысяч
человек, существуют сведения, что количество убитых доходило до 300 тысяч
человек. В результате битвы на Каталаунских полях гунны потерпели поражение.
Их обширное и непрочное государственное образование стало распадаться, а
вскоре после смерти предводителя Аттилы (453 год) оно окончательно
развалилось.
На некоторое время гуннская опасность сплотила друг с другом разнородные силы
вокруг империи, но сразу же после Каталаунской победы и после отражения
гуннского вторжения процессы внутреннего разъединения империи усилились.
Варварские королевства одно за другим переставали считаться с императорами в
Равенне и начинали проводить самостоятельную политику.
Вестготы предприняли завоевание большей части Испании. Они расширили свои
владения за счет имперских областей Южной Галлии. В это же время вандалы
захватили значительную часть африканских провинций и построили собственный
флот, после этого они стали совершать опустошительные набеги на Сицилию,
Сардинию и Корсику. Пользуясь бессилием равеннского двора, вандалы напали на
историческую столицу империи - город Рим (455 год), который оставался
резиденцией главы Западной Римской церкви - папы. Вандалы взяли и подвергли
невиданному в истории 14-тидневному разгрому «вечный город». Они бессмысленно
уничтожили все, что не могли увезти с собой. У этого времени слово «
вандализм» стало нарицательным.
В Галлии все больше и больше укрепляло свое положение королевство бургундов.
Сюда усилился приток франков, которые прочно обосновались в ее северных
областях. Местная знать Испании и Галлии считала, что ей выгодней установить
отношения сотрудничества с варварскими королями, которые являлись реальными
хозяевами захваченных ими областей, чем поддерживать отношения с далеким и
бессильным равеннским императором.
Итогом развала Западной Римской империи стала грызня за призрачную
императорскую власть, которая началась среди различных группировок
придворных и командиров отдельных армий. Группировки одна за другой стали
возводить на равеннский престол своих ставленников, с которыми уже никто не
считался и которых быстро сбрасывали с престола.
Исключение составлял лишь император Юлий Майориан (457 - 461 гг.). Он пытался
найти среди всего хаоса и разрухи средства для внутренней и внешней
консолидации империи. Майориан предложил несколько важных реформ, которые
должны были упорядочить само налогообложение, а также укрепить городские
курии и среднегородское землевладение. Все это должно было оживить городскую
жизнь и восстановить города, освободить от задолженностей жителей оставшихся
римских провинций. Кроме этого, Майориану удалось стабилизировать сложную
внутреннюю обстановку в Галлии и Испании, где он на какое-то время укрепил
римское господство.
Могло создаться впечатление, что могущество империи возрождается. Однако
восстановление сильной. Западной Римской империи было уже не выгодно ни
представителям провинциальной знати, ни, тем более варварским королям.
Император Майориан был убит, а в месте с ним похоронили последнюю попытку
восстановления империи. Отныне престол Западной.Римской империи стал
игрушкой в руках вождей варварских дружин. Марионеточные равеннские
императоры быстро сменяли друг друга в зависимости от влияния той или иной
придворной группировки.
В 476 году командующий императорской гвардией, которая состояла из германских
наемников, 0доакр, сам по происхождению из германского племени скиров,
низложил 16-ти летнего императора, который по иронии судьбы носил имя
мифического основателя города Рима и римского государства, Ромула. За свое
малолетство Ромул был прозван не августом, а августулом. Таким образом
Одоакр уничтожил сам институт западно-римской империи, а знаки
императорского достоинства отослал в Константинополь. Он образовал в Италии
собственное королевство - государство Одоакра. Западная Римская империя
перестала существовать, на ее развалинах стали возникать новые государства,
новые политические образования, в рамках которых формировались феодальные
общественно-экономические отношения. И хотя падение власти западно-римского
императора, который уже давно потерял престиж и влияние, не воспринималось
как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал тем рубежом, когда
прекратил существование древний мир - рабовладельческая социально-
экономическая формация. В истории наступил новый период - средневековье.
Таким образом всемирно-исторнческре значение падения Западной Римской империи
заключается не с самом факте ее гибели, а в том, что крушение Западной
Римской империи ознаменовало собой гибель рабовладельческого строя и
рабовладельческого способа производства вообще. Вслед за разложением
рабовладельческих отношений на Востоке, которые рухнули ранее всего в Китае,
пала главная цитадель рабовладения на Западе. Получил развитие новый,
исторически более прогрессивный способ производства.
Говоря о гибели рабовладельческого общества Западной Римской империи,
следует, прежде всего, иметь в виду глубокие внутренние причины, которые
привели к этому. Рабовладельческий способ производства уже давно изжил себя,
он исчерпал возможности своего развития, что привело рабовладельческие
отношения и рабовладельческое общество в тупик. Рабство стало помехой для
дальнейшего развития производства.
В римском; обществе времен поздней империи наблюдались сложные
противоречивые сочетания старых рабовладельческих отношений с элементами
новых отношений - феодальных. Эти отношения и формы порой причудливо
переплетались со старыми: они сосуществовали, ибо старые устои были еще
достаточно стойкими и живучими, а зарождающиеся новые формы были окутаны
густой сетью тех же старых отношений и пережитков;
В те годы началось разложение рабовладельческой формы собственности. Как уже
не раз говорилось выше, мелкое и среднее землевладение, связанное с городами
и сохранившее в наибольшей степени черты рабовладельческого хозяйства
прежних времен, переживало в период поздней империи глубокий упадок. Вместе
с тем происходил рост крупных поместий (сальтусов), которые уже не были
связаны с городами. По мере своего развития эти поместья превращались в
замкнутое целое и в экономическом, и в политическом отношении. Они
становились фактически независимыми от центральной власти. Такие поместья
уже существенно Отличались от классической рабовладельческой латифундии и
предвосхищали в своей структуре некоторые черты феодального поместья. Однако
в условиях поздне-римской империи эта новая форма, собственности не могла
получить беспрепятственного и полного развития и поместья римских магнатов
IV - V веков должны были стать лишь эмбрионом новой формы собственности.
Кроме этого, нельзя недооценивать удельный вес мелкого и среднего
землевладения в экономике поздней империи. Хозяйства мелких земельных
собственников и куриалов не были полностью поглощены крупными поместьями. Ряд
юридических (в первую очередь - кодекс Феодосия) и литературных (Сидоний
Аполлинарий, Сальвиан) источников недвусмысленно подтверждает существование
курий и связанных с ними форм земельной собственности вплоть до разрушения
Западной Римской империи. Это обстоятельство приобретает тем большее
значение, что упадок городов нельзя представлять себе как явление
одновременное и повсеместное, не говоря уже о важной роли городов восточной
части империи или Африки. Следует отметить, что города западных провинций в
отдельных случаях продолжали сохранять значение местных экономических и
политических центров, особенно в прирейнских и междунайских областях.
Серьезным препятствием для развития новой формы собственности было то
обстоятельство, что в позднеримском сальтусе эта новая форма была опутана
густой сетью еще неизжитых рабовладельческих отношений. Использование труда
колонов и рабов, посаженных на землю, не приобрело, еще характера феодальной
эксплуатации - в этом заключается принципиальное отличие позднеримского
сальтуса от феодального поместья.
Несмотря на сохранение больших масс рабов и использование их труда как в
крупном, так и в среднем землевладении, ведущей фигурой
сельскохозяйственного производства поздней империи, бесспорно, стали колоны.
Это особенно верно для последних двух столетий существования Западной Римской
империи, когда происходила определенная нивелировка положений всех категорий
зависимого населения. Своеобразный характер этой нивелировки заключался в
том, что она как бы объединяла два идущих друг другу навстречу процесса:
наряду с общим ограничением свободы, закрепощением различных категорий
зависимого населения произошло распространение на все эти категории, в том
числе и на колонов, правовогр статуса, который нес в своей основе
экономические отношения рабовладельческого общества.
Значительная близость колона ко всей системе рабовладельческих отношений,
промежуточный характер его положения между классическим рабом и
средневековым крепостным крестьянином определяется, в частности, тем, что
орудия производства. Из античных источников хорошо известно, что в период
ранней империи собственник земли давал колонам в пользование все орудия
труда. В последние века существования империи права земельных собственников
на инвентарь, которым пользовались колоны, и вообще на все имущество
колонов, были закреплены законодательно. Так, например, в законодательстве
времен Аркадия и Гонория (конец IV века) указывается, что все имущество
колона принадлежит его господину, в кодексе Феодосия говорится, что колон не
имеет права отчуждать землю и вообще что-либо из своего имущества без
согласия господина. В начале VI века кодекс Юстиниана законодательно
подтвердил, что все имущество колона принадлежит его господину. Таким
образом, колон, хотя он и вел самостоятельное хозяйство, не пользовался
никакой имущественной правоспособностью и не имел собственности на орудия
производства. Это и было существенной чертой, которая отличала колона от
феодального крестьянина. Отношения к орудиям производства и те формы
распределения продуктов производства (оброки и повинности колонов), которые
господствовали в:позднерим6кой империи, в значительной степени сближали
колона и раба в смысле их малой заинтересованности в результатах собственного
труда. Одно из наиболее характерных противоречий рабовладельческого способа
производства, таким образом, сохранилось и при этой новой форме эксплуатации
и в труде новой категорий непосредственных производителей.
Отсутствие права собственности колона на орудия производства было
одновременно той особенностью, которая отличала позднеримский сальтус от
феодального поместья. Наиболее характерной и определяющей чертой последнего
существует единоличная собственность крестьянина на орудия производства и на
свое частное хозяйство, основанное на личном труде. Имущественная
неправоспособность колона, приближавшая его в этом смысле к рабу, исключала
подобную возможность. Так над всеми этими новыми формами более прогрессивного
общественного строя (новая форма земельной собственности, новые формы
зависимости) тяготели старые отношения рабовладельческого общества, которые
тормозили и ограничивали развитие элементов феодального способа
производства.
Господствующая аристократия позднеримской империи также находилась в
состоянии разложения. Выделялась верхушка земельных магнатов, которые были
связаны с крупным землевладением - владельцы сальтусов. Определенное
значение сохранила довольно узкая прослойка денежной и торговой знати.
Положение куриалов-рабовладельцев в последние века существования Римской
империи катастрофически ухудшилось, но все-таки курии, как это сказано,
сохранялись, а, следовательно, куриалы представляли собой еще определенную
социальную и политическую силу.
Господствующий класс римского общества и в период ранней империи, и даже в
период республики никогда не представлял собой единого целого, однако новое
заключалось в том, что позднеримские земельные магнаты владели своими
огромными поместьями на иных основах, чем крупные землевладельцы эпохи
республики или ранней империи - не на правах членов коллектива свободных
рабовладельцев и землевладельцев. В свое время принадлежность к подобному
коллективу, как известно, было необходимым условием владения земельной
собственностью. Позднеримские земель ные магнаты, наоборот, выделились из
этих коллективов, отделились от городов, а в ряде случаев, и от центральной
власти, и поэтому нередко чувствовали себя в своих огромных поместьях
самостоятельными правителями и независимыми царями. Но перерождения этой
правящей верхушки в класс феодалов не произошло и не могло произойти, так как
в основе их экономического и политического могущества лежала еще не
феодальная форма собственности.
Следует также подчеркнуть консервативный характер надстройки позднеримского
общества и, в первую очередь, его политической надстройки. Превращение
римского государства в гигантскую машину для выкачивания налогов и поборов
достаточно ярко свидетельствует о его тормозящей роли, о том, что оно было
серьезным препятствием для развития более прогрессивных отношений. Так,
например, закрепляя юридически отсутствие у колона права собственности на
орудия производства, государство пр мере своих сил препятствовало
превращению их в производителей типа средневековых крестьян.
Императорская власть в Риме в IV - V веках пыталась лавировать между новыми
земельными магнатами и старыми рабовладельцами-куриалами. Если, как нетрудно
убедиться из вышеизложенного, правительство императора Константина открыто
поддерживало крупных земельных магнатов, то в более позднее время, а именно
при императоре Юлиане, наблюдается стремление возродить городские курии. В
этом лавировании также проявлялась известная консервативность римского
государства, оно теряло свою социальную опору. Возможно, оно продолжало быть
необходимым куриалам, но они, постепенно все более и более ослабевая, сами не
могли служить ему достаточно прочной опорой. Для земельных же магнатов,
которые все более отходили от центральной власти, государство с определенного
момента, а именно с середины IV века, стало помехой. Правда, в тех случаях,
когда речь шла о подавлении восстаний, крупные земельные магнаты оказывались
заинтересованными в существовании государства и его помощи. Римское
государство даже в последние столетия своего существования в основе
оставалось рабовладельческим, ибо оно было продуктом развития именно
рабовладельческих отношений, охранялось и поддерживалось чисто
рабовладельческим правом (юридическое закрепление отсутствия права
собственности у колонов на орудия труда) и чисто рабовладельческой идеологии
Воспитание у свободных граждан презрения к рабам.
Однако и в области идеологии произошли существенные изменения, крупнейшим из
них была победа христианства. Христианское учение, которое возникло в форме
социального протеста городских плебеев, превратилось затем в
государственную религию рабовладельческой империи, но это произошло уже в
период разложения рабовладельческих отношений, в период кризиса полисной
идеологии - античной философии, морали, права. Именно потому, что
христианство было наиболее ярким выражением этого кризиса, впоследствии
оказалось возможным приспособить его к нуждам того общественного строя,
который пришел на смену рабовладельческому. В целом же элементы нового, те
феодальные институты, которые возникли в зародыше в римском обществе, не
имели перспектив свободного развития и тормозились стойкими, еще неизжитыми
рабовладельческими отношениями. Подобное положение вполне закономерно и
понятно, так как все эти институты формировались в Римской империи. В
обстановке гибнущей цивилизации, в обстановке рабовладельческого общества,
которое находилось в состоянии глубокого кризиса.
Единственным средством, которое могло бы обеспечить свободное развитие новым
силам, была «коренная революция», способная окончательно похоронить
рабовладельческое общество с его еще достаточно мощной политической
структурой. Однако этот переворот не мог быть произведен только внутренними
силами римского общества. Широкие народные движения III - V веков, какими
были восстания багаудов, движения агностиков, несомненно расшатали Римскую
империю, но оказались не в состоянии ее окончательно разрушить.
Для этого потребовалось сочетание борьбы внутри общества с таким внешним
фактором как вторжение варваров на территорию империи. В результате
объединённого воздействия этих исторических факторов наступила гибель
Западной Римской империи, гибель рабовладельческого строя.
3. Заключение.
Древний Рим стал заключительным этапом истории древнего мира в целом, и
потому в эволюции его общества и государства. Нашли яркое проявление как
конкретные особенности римской государственности и культуры, так и общие
черты многих древних обществ.
Социально расчлененное общество и государственность стали формироваться на
италийской почве позже, чем в странах Востока и в греческом мире. Самые
ранние ростки цивилизации в Италии появились во второй половине VIII в. до н.
э. в этрусских городах и первых греческих колониях, в то время как в среде
италийских племен еще сохранялись родовые отношения. В V в. до н. э.
оформляется первичная государственность в Риме, видимо, самом развитом
центре италийских племен. Формирование собственно римской государственности
и социальной структуры с ранних времен проходило в обстановке мощного
влияния на Рим со стороны этрусских городов и колоний Великой Греции, что
определяло сложную полиэтничную и культурную основу рождающейся римской
цивилизации. К середине III в. до н. э. произошло известное сглаживание
разнородности разных областей Апеннинского полуострова, преодоление
полицентризма культурного процесса и некоторая социально-политическая
унификация, которая усиливалась в ходе постепенного завоевания Римом Италии
и создания Римско-италийского союза как нового типа политического
объединения. Начавшийся процесс романизации Италии означал создание новой
экономической системы, существенных изменений социально-классовой
структуры, нового типа государственного устройства, основ новой культуры.
Наиболее важной особенностью процесса романизации стало, с одной стороны,
пшершение формирования и расцвет полисно-общинных институтов, с другой - был
намечен путь к их преодолению.
Романизация Италии, с одной стороны, вела к нивелированию полисно-общинных
структур под римский образец, с другой - сама римская цивитас обогащалась за
счет заимствования ряда институтов из греческих полисов, этрусских городов,
италийских племенных образований. Вместе с тем в рамках государственного
объединения Италии превращение союза полисов и общин в новое политическое и
социально-экономическое целое представляло собой совершенно новое, чем
традиционная цивитас, социально-политическое образование. Консолидация и
романизация Италии усиливались и в силу того, что с середины III в. до н. э.
Рим вступил на путь завоевания внеиталийских территорий. После Пунических
войн III в. до н. э. были образованы первые внеиталийские административные
единицы-провинции. В I в. до н. э. такие провинции охватывали все
Средиземноморье. Создание провинциальной системы с особым статусом
управления как завоеванными и оккупированными территориями резко выделяло
Италию по своему политическому и юридическому положению как страну, где
живут римские граждане или их союзники, принадлежащие зачастую к одному
этносу. Ограбление провинций и приток рабской силы и материальных ценностей
в Италию способствовали созданию и внедрению в ней классического
рабовладения, нового типа товарной экономики. Установление экономических
связей между различными областями приводил к объединению вокруг Рима
обособленных полисно-общинных образований, созданию новых надполисных
учреждений и отношений.
Вызревание новых надполисных структур, отмирание или трансформация общинных