Минос - царь крита. Минос (Миной), могучий критский царь, сын Зевса и Европы

Незадолго до кончины Астерий назначил своим наследником Миноса. Пожелав убедиться в правильности выбора, престарелый царь вышел на берег и обратился к владыке тяжелогремящего моря с мольбой, чтобы дал он в качестве знака одобрения жертвенного быка. И выкинул Посейдон из морской глубины быка невиданной красоты, который вплавь добрался до берега и вышел на землю Крита.

Так стал Минос царем, оставив Радаманта не у дел. При нем Кносс стал столицей всего Крита. Только два города отказались подчиниться Миносу.

Начал новый царь свое правление с того, что удалился на гору Иду, где Зевс продиктовал законы для его народа. Таким образом, Минос считался греками первым законодателем. О законах восточных царей в эпоху формирования мифов греки представления не имели.

В Миносе видели также первого обладателя военного флота, установившего владычество Крита на морях. Как обратили внимание ученые нового времени, мифы о завоеваниях Миноса приурочены к тем местам, которые назывались «Миноя». Такое место имелось и в Мегарах.

Рассказывали, что в Мегарах правил царь Нис, сын Ареса. У него на макушке имелась прядь волос того же пурпурного цвета, как и его царская мантия. Всем было известно, что царь умрет, как только лишится удивительной пряди. Знал об этом и Минос, мечтавший о завоевании Мегар. У Ниса не было сыновей, и после его смерти город легко было захватить.

Минос послал к берегам Аттики, с которой граничили Мегары, флот и вступил в переговоры с дочерью Ниса Скиллой, обещав ей великолепное золотое ожерелье, если она срежет у отца пурпурную прядь. Жадная Скилла ночью пробралась в спальню отца и, срезав у него волосы на макушке, поспешила к Миносу, чтобы обменять их на ожерелье. После этого она сняла массивную цепь, которой запирался вход в гавань. В гавань вошли корабли, и, захватив город, воины перебили его жителей. Скилла получила обещанную награду. Но недолго радовалась она своему приобретению. Минос счел справедливым, чтобы получила она воздаяние не только за помощь, но и за предательство. Привязав к корме своего корабля канат, он закрепил другой его конец вокруг поясницы предательницы и бросил ее за борт. Недолго барахталась Скилла в волнах - тяжелое ожерелье быстро увлекло ее на дно в назидание всем, кто ради блеска золота готов забыть о верности и чести.

Захвачен был Миносом и Кеос. Прибыв туда на пятидесяти кораблях, Минос обнаружил на острове всего трех девушек, царских дочерей. Оказалось, что за три дня до этого Зевс ударами молний истребил остальных островитян-тельхинов вместе с их царем за то, что они своим злым взглядом заколдовывали посевы. Минос поселил на Кеосе половину своего отряда. Оставил там наследника и он сам. Ведь его полюбила одна из царевен и родила ему сына.

Завоеванные земли управлялись многочисленными сыновьями Миноса, основывавшими там города. Беспрепятственно плавали корабли Миноса по всем морям и заходили в любой порт, как в свой собственный: к Криту же не мог пристать ни один корабль. За этим следил исполин Талос, несокрушимый, как все существа медного поколения, к которому он принадлежал. В его огромном теле текла кровь, подобная расплавленному свинцу. Трижды в день обходил он Крит побережьем по протоптанной медными стопами тропе и швырял в пришельцев огромные камни.

Была у Миноса и сухопутная армия, делившаяся на отряды в два-три десятка хорошо вооруженных воинов. Ими командовали его сыновья.

Участвуя в походах или проверяя свои многочисленные владения, Минос был редким гостем в собственном дворце, и его супруга Пасифая, дочь Гелиоса, полюбила то ли одного из могучих быков из стада своего отца, то ли быка, присланного Миносу Посейдоном. Во всяком случае, все сходились на том, что это был бык, а не человек.

Вернувшись после очередного отсутствия во дворец, Минос услышал о рождении сына и поспешил в покой царицы. Каковы же были его удивление и ярость, когда он увидел, что у новорожденного тело ребенка, а головка молодого бычка. Первым помыслом Миноса было убить уродца, но, подумав, что бык, вступивший в связь с его женой, мог принадлежать Посейдону, он не решился ссориться с владыкой морей. Минос стал искать мастера, который сумеет соорудить подземелье для подрастающего чудовища, получившего имя Минотавр.

К счастью, мастер появился сам. Это был афинянин Дедал, прославившийся как строитель у себя на родине, но вынужденный ее покинуть за совершенное преступление. Показав Миносу изобретенные им в Афинах гончарный круг и циркуль, Дедал убедил царя в том, что с помощью многочисленных рабов он сумеет прославить Крит в веках.

Дедал знал, что никто лучше египтян не умеет строить дворцы и храмы из вечного камня. Его память хранила как самое удивительное из чудес сооружение с двенадцатью дворами и тремя тысячами покоев, которое он видел в городе крокодилов, что выше озера Мериды. Там в подземной половине находились гробницы жрецов и священных крокодилов, превращенных в мумии и завернутых в благоуханные полотна. Это сооружение египтяне называли лабиринтом, и Дедал решил, что построит для Миноса если не такое величественное, то все же подобное здание.

И возвел он в Кноссе лабиринт с подземельями, имеющими бесчисленное множество проходов и коридоров. Такого не было ни в Микенах, ни в Фивах. Всего лишь один вход в лабиринт сделал Дедал, и не выбраться было из путаницы коридоров тому, кто оказался бы в его глубине. Минос приказал немедленно завести Минотавра как можно глубже.


Теперь он был спокоен за свою столицу и мог осуществить давний замысел порабощения всей Греции. Нашелся и повод для войны. Сын Миноса Андрогей, победивший в Панафинейских играх, вызвал чью-то зависть и был убит.

Весть о гибели сына застала Миноса на Паросе, где он приносил жертвы харитам вместе со своими четырьмя сыновьями, которым отдал остров во владение. Сбросив с головы венок, оборвав игру флейтистов, рванулся Минос к кораблям. Вскоре огромный флот окружил Аттику, обложив ее цепью кораблей, как вепря. В осажденной стране начались голод и мор потому, что, как были уверены все, Минос призвал своего отца Зевса покарать убийц Андрогея. Обратились афиняне к дельфийскому оракулу, и тот повелел подчиниться Миносу, приняв все его условия. Минос пожелал, чтобы афиняне присылали каждое четырехлетие на съедение Минотавру семь юношей и столько же девушек. От той позорной дани впоследствии освободил Афины Тесей.

Дедал и Икар

Царь Рес
Фракия славилась не только певцами и музыкантами, но и могучими воителями. Одним из них был Рес, сын реки Стримона и одной из муз. На десятом году войны троянцев с ахейцами он прибыл на помощь Тро...

Роль родовой организации
Родо-племенной характер социального строя гомеровской Греции сказывается во всех областях общественной жизни. Так, например, человек, утративший по каким-либо причинам связь со своей родовой орган...

Лаконика
Южный район Пелопоннеса разделен горами Тайгета на две области: юго-восточную - Лаконику - и юго-западную - Мессению. Характер ландшафта Лаконики определен двумя горными хребтами - горами Тайгета...

Европы, критский царь.

Многих героев своих мифов древний мир считал историческими личностями; некоторые античные историки считали так совершенно серьезно, другие - с равнодушным скепсисом. Но что касается Миноса, то даже самые критически настроенные авторы были твердо убеждены, что он был могучим царем Крита, обитавшим в своем великолепном Кносском дворце. Если и были какие-то сомнения, то они касались только происхождения Миноса. Например, Фукидид считал его греком, Геродот же это отрицал. Согласно мифам, Минос был наполовину финикийцем, так как его мать, была дочерью сидонского царя и его супруги Телефассы. Царский скипетр Минос получил непосредственно от Зевса и регулярно встречался с в пещере горы Дикта (где некогда родился верховный бог), чтобы посоветоваться с ним о законах. Поэтому Минос был мудрым и справедливым правителем. Будучи царем островной державы, Минос не тратил средства на строительство оборонительных сооружений, считая, что лучшей обороной для Крита послужит могучий флот. Минос создал также ряд опорных пунктов на близлежащих и отдаленных островах (а затем и на побережье Греции) и стал подлинным властелином морей. Под защитой военного флота, наводившего страх на врагов и на пиратов, Минос вел торговлю с многочисленными странами, обогатившую Крит.

Особенно тесные и дружеские связи Минос поддерживал с Афинами. Об этом свидетельствует, в числе прочего, участие его сына в афинских играх. Но когда однажды Андрогей одержал победу на этих играх, афинский царь Эгей, фанатично болевший за своих спортсменов, из зависти убил его. Тогда Минос отправился со своим военным флотом в поход против Афин и в наказание за убийство сына заставил Эгея признать зависимость Афин от Крита. Выражалась эта зависимость в том, что каждые девять лет Афины должны были присылать на Крит семь юношей и семь девушек.

По закону возмездия молодых афинян ждала смерть. Минос отдавал их на растерзание чудовищу Минотавру, рожденному женой Миноса, Пасифаей, от священного быка. Соответственно Минотавр и выглядел: у него человеческое тело и голова быка. Жил он в огромном лабиринте, который по поручению Миноса построил знаменитый изобретатель и строитель . (О дальнейших судьбах Пасифаи, Минотавра, Дедала можно прочесть в соответствующих статьях, а также статьях «Кокал» и «Тесей».)

Конец самого Миноса был печальным: преследуя Дедала, сбежавшего от него на Сицилию, Минос вздумал нанести сицилийскому царю дружественный визит с позиции силы (в сопровождении всего своего военно-морского флота), и там, во дворце Кокала, Дедал заживо сварил Миноса в ванне во время вечернего туалета. Придворный сицилийский врач констатировал смерть от апоплексического удара, а Кокал похоронил Миноса на Сицилии со всеми почестями, достойными такого выдающегося государственного деятеля.

Так погиб Минос, могучий и славный царь Крита, и все античные историки были убеждены в правдивости этого рассказа, включая Диодора Сицилийского, который в 1 в. до н. э. точно описал место, где якобы был погребен Минос, ссылаясь на показания очевидцев, присутствовавших при эксгумации бренных останков Миноса.

Конечно, мы могли бы сказать, что нет смысла доверять легковерным античным историкам; вполне достаточно и того, что рассказывал о Миносе Гомер и другие поэты. Однако все не так-то просто: современные исследователи продолжают всерьез интересоваться Миносом. В 1900 г. английский археолог Эванс обнаружил на холме Кефал (в 5 километрах от главного города Крита, Ираклиона) руины огромного дворца. В ходе раскопок он открыл множество комнат, лестниц, колонных залов, фресок и керамики, а также множество символов в форме бычьих рогов и изображений быков, что подтверждало существование культа быка. Эванс не обнаружил и следа от крепостных стен, зато нашлись остатки портов, о которых говорят мифы и историки. Эванс пришел к выводу, что он нашел дворец легендарного Миноса, который, по его мнению, и есть критский лабиринт. Действительно, вид дворца в плане напоминает подлинный лабиринт, а греческие надписи подтверждают, что здесь некогда находился город Кносс. Почти 30 лет продолжал Эванс раскопки Кносского дворца и буквально по камням прочел его историю. Он разделил ее на три больших периода (с 3000 до 1200 до н. э.), назвав их минойскими. Другие археологи откопали еще несколько критских дворцов, о которых упоминают греческие мифы в связи с Миносом и его преемниками. Нигде, правда, не нашли прямых доказательств исторического существования критского царя, которого звали бы Минос. Зато было извлечено на свет историческое ядро преданий, связанных с этим именем.

Исследование древнего Крита и его достопримечательностей далеко еще не закончено. В 1952 г. англичанам Вентрису и Чедвику удалось расшифровать один из трех известных видов критского письма, так называемое линейное письмо «Б». Выяснилось, что тексты написаны на древнегреческом языке и относятся к так называемому младшему минойскому периоду (примерно 1580-1200 до н.э.). В расшифровке еще одного критского письма, линейного письма «А», пока удалось достичь лишь частичных успехов. Критские же иероглифы все еще не поддаются любым попыткам дешифровать их. Они относятся к 20 в. до н. э., т. е. на полтысячи лет старше эпохи правления Миноса, если верить греческим мифам.

Согласно легендам, Зевс - покровитель неба, молний и грома – один из главных древнегреческих богов. Он был весьма сластолюбив и однажды похитил Европу, дочь финикийского царя Агенора. Вскоре она родила троих детей, одним из которых стал будущий правитель Крита.

Мать царя Миноса была очень красива, и перед тем как покинуть Крит, Зевс приказал Астерию, который был тогда правителем острова, усыновить детей Европы и жениться на ней. Перед смертью царь принял решение отдать трон Миносу. И желая убедиться в правильности своего выбора, попросил у Посейдона одобрения. В ответ на его мольбы из морских глубин вышел на берег красивый бык. Это было подтверждение от Посейдона правильности решения. И после смерти Астерия Минос унаследовал трон.


Свое правление новый повелитель Крита начал с установления определенных законов. Царь Минос взобрался на гору Иду. На ней Зевс продиктовал ему свод законов, которыми должен был руководствоваться сын. Так Минос стал первым греческим законодателем. Новый царь Крита отправил своего брата Радаманта устанавливать законы и на других землях. Впоследствии Зевс подарил Миносу скипетр и помогал советами.

Вскоре он подчинил себе часть земель Ликии и стал основателем города Милет. На южной стороне Аттики Минос обнаружил большие залежи серебра и, захватив окрестные земли, построил город Лаврион. Благодаря новому правителю моря были очищены от пиратов, а их убежища разрушены. Минос стал первым обладателем мощного военного флота.

Правителя не зря называли мудрым. Критский царь Минос не стал растрачивать средства на оборонительные сооружения. Он решил, что лучшая защита для острова – это морской флот. А на близлежащих островах были построены опорные пункты. Благодаря военному флоту и истреблению пиратов жители Крита смогли вести торговлю с другими странами. И за счет этого остров стал процветающим и богатым.


Столицей Крита был город Кносс. В этом городе возвышался великолепный дворец, в котором и жил царь Минос со своей женой Пасифаей. У них было много детей, и некоторые из них удостоились стать героями легенд и мифов. Крит охранялся быкоголовым медным стражем Талосом. Это был подарок Зевса сыну. Трижды в день Талос обходил остров, забрасывая вражеские корабли (если таковые подплывали близко) камнями. Помимо этого, Крит охранялся и военным флотом.

Посейдон ждал в жертву красивого быка. Но Минос оставил зверя в своем стаде, а взамен отдал простого коня. Посейдон сильно обиделся и внушил Пасифае страсть к красивому быку. Мастер Дедал, изгнанный из Афин, состоял на службе у Миноса. И по приказу его жены изготовил деревянную корову. Пасифая забралась в нее и вступила в противоестественную связь с красивым быком.

Она забеременела, и через положенный срок на свет появился Минотавр. Но его мать во время родов скончалась. Минос, увидев младенца с бычьей головой, поселил его в лабиринте, созданном специально мастером Дедалом.


С Афинами и их царем Эгеем Минос всегда поддерживал дружественные и очень тесные связи. Поэтому часто между ними устраивались спортивные соревнования. Андрогей, один из сыновей Миноса, стал знаменитым атлетом. Однажды он победил на очередных игрищах всех афинских юношей. Правитель Афин, бывший фанатиком собственных спортсменов, решил в отместку убить молодого человека.

Царь послал Андрогея на охоту за марафонским быком. Это была верная смерть. Минос, узнав, как погиб его сын, решил отомстить правителю Афин. Он отправился туда со своим военным флотом. И заставил царя Эгея признать зависимость от Крита. Это выражалось в постоянных жертвоприношениях. Царь Афин должен был девять лет посылать по семь юношей и девушек в Кносс. Они становились жертвами Минотавра.

Это продолжалось до тех пор, пока Ариадна, дочь царя Миноса и Пасифаи, не влюбилась в Тесея, сына Эгея, правителя Афин. Девушка отдала своему возлюбленному клубок волшебных ниток. Благодаря им Тесей разыскал Минотавра и убил его. Затем смог выбраться из лабиринта, в котором жил последний.

Еще одна известная дочь критского царя Миноса – Федра. Она вышла замуж за Тесея, который обещал жениться на Ариадне. Муж Федры пользовался большим уважением благодаря своим многочисленным подвигам. У Тесея был сын Ипполит от первого брака. И Федра воспылала к нему любовью. Затем дочь царя Миноса покончила жизнь самоубийством. Возможно, чтобы спасти честь мужа, а согласно другим источникам – из-за страха перед супругом.


Царь Минос был справедлив. Когда он решил захватить Мегары, там еще правил сын Ареса, царь Нис. У него была удивительная пурпурная прядь. Она была талисманом Ниса. Минос предложил дочери правителя, Скилле, красивое золотое ожерелье за пурпурную прядь, срезанную с головы ее отца. И девушка принесла Миносу волосы Ниса. Город был взят, жители перебиты. А Скилла, получив обещанное ожерелье, и, несмотря на оказанную помощь, была казнена за предательство в назидание остальным.

Мечтал завоевать Минос и остров Кеос. Он прибыл туда на 50 кораблях. Но на острове нашел лишь трех царских дочерей. Как оказалось, сыну помог Зевс. Он ударами молний убил всех жителей вместе с царем, гневаясь за злые взгляды, которыми люди заколдовывали посевы. Так Кеос стал владением Миноса. Одна из царских дочерей родила ему сына, которого он и оставил на острове в качестве наследника. Минос владел и сухопутной армией. Ею управляли его сыновья.


Мастер Дедал решил покинуть владения Миноса. И, несмотря на его запрет, смог бежать на Сицилию, в город Камик. Минос отправился искать Дедала. Приехав в Камик, он решил хитростью узнать местонахождение мастера. Царь Минос взял раковину тритона и обещал хорошую награду тому, кто проденет через панцирь нитку. Сделать это мог только Дедал.

И царь Сицилии Кокал, который укрывал у себя мастера, соблазнился обещанной наградой. Он рассчитывал, что Дедал ему обязательно поможет. Мастеру это удалось, но и Минос убедился, что он находится на Сицилии и потребовал выдачи сбежавшего подданного. Но этому воспротивились дочери Кокала. Дедал делал для них удивительные игрушки, девушки не хотели смерти мастера.

В результате он сделал в крыше бани трубу. И вылил в нее кипяток во время купания Миноса. Сицилийский придворный врач объявил, что Минос умер от апоплексического удара. Так бесславно погиб легендарный и великий правитель Крита. Его похороны были пышными, достойными царей. А погребение состоялось в Камике, в храме Афродиты. Потом останки Миноса были перевезены на Крит. По преданиям, после смерти легендарный правитель стал судьей в мертвом царстве Аида.


Только английскому ученому Эвансу удалось получить разрешение на раскопки холма Кефал. И в первые же дни археологи смогли найти подтверждение легендам о Миносе. Были найдены фрески с изображением Зевса и Минотавра. А также и изображения царя Миноса. Со временем был воссоздан и Кносский дворец. Нашелся и лабиринт Минотавра в виде множества извилистых коридоров под дворцом. Но, кроме мифов, легенд и фресок с изображением Миноса, его существования прямых доказательств пока еще не найдено. Однако это не мешает грекам рассказывать туристам о своем великом правителе, показывать достопримечательности, которые связаны с его именем, и иметь с этого очень неплохие доходы.

История древнего мира [Восток, Греция, Рим] Немировский Александр Аркадьевич

Держава Миноса

Держава Миноса

Первые очаги государственности на Балканском полуострове возникли уже в середине III тыс. до н. э. Однако около XXII в. до н. э. этот процесс был прерван нашествием греческих племен ахейцев, мигрировавших сюда из при дунайских районов Европы. Эти племена носителей греческого языка находились на весьма низком уровне общественного развития и, завоевав практически весь Балканский полуостров, приостановили процессы классообразования и становления государственности, которые переживало местное догреческое население – пеласги. Его этническая принадлежность пока не выяснена. В ходе завоевания пеласги были частично истреблены ахейцами, частично ассимилировались с завоевателями, переживавшими стадию разложения первобытнообщинных отношений.

Ахейское завоевание практически не затронуло островную часть Эгейского архипелага. С середины III тыс. до н. э. население острова Крит переживало те же самые процессы становления ранней государственности, что и в материковой Греции до ахейского завоевания. На протяжении нескольких столетий Крит был центром интенсивных изменений в области социально-политической и экономической жизни, что и привело к раннему формированию и дальнейшему расцвету этой островной цивилизации.

Во второй половине III – начале II тыс. до н. э. жителями Крита были успешно освоены практически все пригодные для обработки земли, активно развивалось скотоводство. Определенного прогресса в это время достигает и ремесло. Появляются зачатки обмена, а так как сам остров располагался на пересечении многих морских путей, его жители достаточно рано стали участвовать в международном обмене. Уже в конце III тыс. до н. э. на острове появляются первые раннегосударственные образования – дворцовые центры. Археологами были вскрыты остатки четырех – в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро. Каждый из них имел своим политическим, экономическим и религиозным центром крупный дворец, вокруг которого группировались десятки небольших сельских поселений.

Период XXII–XVIII вв. до н. э. в общей периодизации Крита получил название «эпохи старых дворцов». Об этом времени практически ничего не известно, к тому же примерно в 1700 г. до н. э. центры первых раннегосударственных образований на острове были повсеместно разрушены, вероятно, в результате грандиозного губительного землетрясения.

Однако эта природная катастрофа не смогла задержать дальнейшее развитие цивилизации на Крите. С XVII в. до н. э. здесь начинается так называемый период «новых дворцов», о котором известно намного больше.

Расцвет цивилизации на Крите в это время обычно связывают с именем его легендарного правителя – царя Миноса, которому удалось объединить все население острова под своей властью. Именно Минос, как сообщают греческие легенды, сумел начать объединительный процесс, построить большой флот. Скорее всего, все это происходило в XVI в. до н. э. Миносу удалось уничтожить пиратство в Эгейском море, подчинить своей власти многие острова Эгейского моря, причем с покоренных народов регулярно взималась дань. Минойские колонии были обнаружены не только в Эгеиде, но и на Пелопоннесе, на Сицилии, на побережье Сирии.

Критские воины во главе с Миносом совершали далекие морские походы. Дворцы и рядовые поселения острова этого времени не имели оборонительных стен, резиденция верховного правителя Крита и многих его заморских владений, обосновавшегося в Кноссе, была связана удобными и надежными дорогами со сторожевыми постами на определенных расстояниях с Фестом, Маллией, Като-Закро. Здесь в столь же роскошных дворцах, повторявших планировочные схемы Кносского, сидели подчиненные или союзные ему династы, возможно родственники самого правителя, и отношения между ними складывались вполне мирно. От внешней угрозы население острова было защищено естественной преградой – морскими просторами. Во время правления представителей этой династии дворец в Кноссе стал административным, политическим и хозяйственным центром всей Критской державы.

Английский археолог А. Эванс, первооткрыватель минойской цивилизации, в течение нескольких десятилетий исследовал этот дворцовый комплекс, представляющий собой самый крупный критский дворец, перестроенный несколько раз. Он занимал значительную площадь, имел несколько этажей и включал в себя комплекс помещений для правителя и его семьи, тронный зал, где происходили государственные, деловые и культовые церемонии, святилища, комнаты для слуг, мастерские ремесленников. Дворец был снабжен весьма совершенной и продуманной системой водоснабжения, освещения, канализации. Стены его многочисленных помещений были покрыты великолепными фресковыми росписями, воспроизводившими красоту окружающей природы и сцены из жизни критского общества. В специальных помещениях находились ванны, рядом располагались туалетные комнаты. Питьевая вода хранилась в цистернах и поступала во дворец по керамическим трубам. Свет проникал в здание через специальные световые колодцы, прорезавшие все здание сверху донизу. В его цокольном этаже располагались кладовые – склады ремесленной продукции и запасы продовольствия.

Интересно, что греки называли Кносский дворец лабиринтом. По древнегреческим легендам, лабиринт – это огромное здание с множеством комнат и коридоров. Человек, попавший в него, уже не мог выбраться из лабиринта без посторонней помощи и неизбежно погибал, так как в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр – полубык-получеловек. Раскопки в Кносском дворце показали, что эти предания о лабиринте имели под собой определенную почву. Кносский дворец – это огромное по размерам здание, включавшее в себя около трехсот помещений самого разнообразного назначения. Внутренняя планировка дворца отличалась чрезвычайной сложностью и даже запутанностью. Однако при всей хаотичности дворцовой постройки она все же воспринимается как единый архитектурный ансамбль.

Структурообразующим ядром дворцового архитектурного ансамбля являлся, как это было и раньше, в «эпоху старых дворцов», центральный внутренний двор, занимавший значительное открытое пространство. При этом все критские дворцы имели практически одинаковые с архитектурной точки зрения подобного рода помещения, организующие вокруг себя все остальные сооружения подобного рода комплексов. Но не все население проживало во дворце. Простые жители обитали в небольших домах вне его территории. Эти дома были разными по величине, иногда даже двухэтажными, причем обычно кладовые, кухня и рабочие помещения располагались внизу, а жилые и спальные комнаты – наверху.

По всей видимости, критское общество в период своего расцвета имело теократическую форму правления, когда в руках властителя были сосредоточены функции как царя-правителя, так и верховного жреца, имевшего божественное происхождение. Подобная форма правления достаточно близка к древневосточному типу (например, Египту и Месопотамии III – середины II тыс. до н. э.), с той лишь разницей, что на Востоке религиозная власть хотя и принадлежала монарху, но все же опосредовалась жрецами и имела собственные храмы. На Крите чисто жреческого сословия не сформировалось, не было и храмов богам как отдельно стоящих сооружений. Для религиозных церемоний использовались святилища, весьма логично и искусно с архитектурной точки зрения увязанные в планировку дворцового комплекса. Поэтому, скорее всего, мифология отразила веру древних критян в божественную сущность царя: ведь Минос считался сыном Зевса, который руководил всей его деятельностью.

Однако развитие минойского Крита в конце XV в. до н. э. роковым образом было прервано новыми природными катаклизмами: грандиозное извержение вулкана на соседнем острове Фера (современный Санторин) нанесло ему смертельный удар. Все дворцы и сельские поселения на острове были разрушены, засыпаны пеплом и покинуты населением. С этих пор Крит утрачивает свое положение ведущего политического, экономического и культурного центра бассейна Эгейского моря. Воспользовавшись этими событиями, с территории материковой Греции, не встречая никакого сопротивления, на остров вторгаются греки-ахейцы, и Крит из передового центра Средиземноморья превращается в отсталую провинцию ахейской Греции.

Из книги История Древнего мира. Том 3. Упадок древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Позднесасанидская держава В V в. в Иране завершается установление раннефеодальных социально-экономических отношений и возрастает политическое могущество земельных магнатов. Следует лишь вкратце упомянуть об историческом эпизоде маздакитского движения и о последнем

Из книги История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты автора Мейнандер Хенрик

3. Северная держава В обзорных трудах по истории эпоха шведского великодержавия часто упоминается как период между двумя мирными договорами - Столбовским (1617) и Ништадтским (1721). В результате заключения Столбовского мира Россия была оттеснена от Балтики. Швеции это дало

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Держава Олега Время активной жизни Олега в «Повести временных лет» искусственным образом растянуто от 879 г. до середины 910-х гг. Между тем подлинная биография вещего князя держится на одном-единственном документе - его договоре с Византией от 2 сентября 911 г. Поэтому

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

3. «Античный» Гальба был из рода царя Миноса, то есть Ивана Грозного Царевич Дмитрий действительно был сыном Ивана Грозного Светоний сообщает, что Гальба был, «бесспорно, муж великой знатности, из видного и древнего рода… сделавшись императором, выставил у себя в атрии

Из книги История Спарты (период архаики и классики) автора Печатнова Лариса Гаврииловна

3. ДЕРЖАВА ЛИСАНДРА

Из книги Атлантиды моря Тетис автора

Взлет и падение царства Миноса Археологи, начиная с Эванса, смогли проследить зарождение древней цивилизации на Крите. Остров был заселен в очень давнюю пору, видимо, со стороны Кикладских островов, где родилось, раньше чем где-либо на планете, искусство мореплавания.

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 4.3. Ассирийская держава Во II–I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов - Ассирия, - ставшее первой в мировой истории наднациональной империей. Имперский строй

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

Царство Миноса Выгодное положение Крита в Эгейском море на пересечении морских путей и мягкий, тёплый климат способствовал его раннему заселению. На этом острове было всё, что нужно человеку, - плоды и злаки, птицы и рыбы, вода и земля, не нуждавшаяся в удобрении.К началу

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Народ царя Миноса В середине II тысячелетия до н. э., около трех с половиной тысяч лет назад, по неизвестным причинам гибнут мегалитические культуры Корсики, Сардинии, Сицилии, Балеарских островов. Катастрофа постигает цивилизацию острова Крит - великая морская держава

автора

4.2. НОВОАССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА Возвращаясь к обстоятельствам воцарения Тиглатпаласара III, необходимо напомнить, что он пришел к власти в результате социального переворота. Мы не знаем обстоятельств этой революции, но, по мнению ряда историков, царь опирался на

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

5.2. ПЕРСИДСКАЯ ДЕРЖАВА Наследниками скифов на Ближнем Востоке стали мидяне и персы. Эти народы принадлежали к древним ариям – тем племенам, которые в бронзовом веке населяли степи Средней Азии и Восточной Европы. Во II тысячелетии до н. э., во время волны нашествий,

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

14. ДЕРЖАВА КАРЛА V Испанский король Карл I (годы правления 1516–1556) стал императором Священной Римской империи. Он вступил на престол, сменив предшественника, своего деда, Максимилиана I, под именем Карла V в 1519 г. Под его властью оказались Испания, Неаполь и Сицилия, земли

автора Голубец Николай

Козацька держава Зборівський мир не заспокоїв мрій Хмельницького про велику державу «по Холм і Галич», але всетаки дав козаччині можність організувати державне життя. Найважнішим вислідом замирення було це, що запорожське військо дістало свою обмежену територію, на яку

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

УКРАЇНСЬКА ДЕРЖАВА Берестейський трактат, що його, з огляду на харчеву скруту центральних держав, прозвано «хлібним миром», стався угольним каменем для відродженої української Державности. Вслід за ним прийшов мир центральних держав з більшовицькою Росією (9 березня 1918),

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1 автора Светозаръ

Держава Русы и арии длительное время имели державную форму правления. Первоисточником наших знаний о державном правлении являются «Веды». Согласно им существует две системы социальной организации жизни людей: Держава и государство. В прошлом (и не таком уж далёком) русы

Из книги Князь Роман Мстиславич та його доба. Нариси історії політичного життя Південної Русі XII – початку XIII століття автора Головко Олександр
История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима Бауэр Сьюзен Уайс

Глава двадцать четвертая Царь Минос на Крите

Глава двадцать четвертая

Царь Минос на Крите

На Крите, между 1720 и 1628 годами до н. э., минойцы приносят жертвы богу моря

На север от дельты Нила, в Средиземном море, северо-восточнее безымянного грязного полуострова, не слишком далеко от Европейского материка лежал длинный гористый остров. Его обитатели пришли сюда из Малой Азии давным-давно; ко времени гиксосов у них тоже существовало государство, и царь, имени которого мы не знаем, возвел в центре Кносса свой дворец.

Кносс находился в глубине острова, ближе к северному побережью, в стратегическом месте, с которого было удобно следить за восточным и западным концами острова. Вскоре после окончания строительства другие, чуть меньшие дворцы, возникли в других ключевых местах: в Маллии, восточнее Кносса на самом северном побережье, и в Фесте у южного побережья. ‹206›

Так как эти древние люди не оставили после себя письменности, мы не знаем подробностей жизни в этих дворцах и имен правителей. Но дворцы стояли в центрах крупных городов, в окружении сети дорог и множества домов. Люди этих городов торговали с цивилизациями за морем. Их ярко раскрашенные глиняные кувшины (возможно, предназначенные для перевозки вина или масла) находили не только на окружающих островах, но также на берегах Нила и на востоке Средиземноморья, где жили западные семиты.

У этого народа также практиковались человеческие жертвоприношения. На гористом острове регулярно случались землетрясения - одно из них разрушило храм, расположенный на горе, называющейся теперь гора Юктас, и смотревший на север, в сторону моря. Скелеты в развалинах пролежали нетронутыми почти три тысячи лет - до того, как археологи открыли эту сцену: связанный молодой человек лежит на боку на алтаре из камня и глины, на его тело брошен бронзовый нож. Перед алтарем - человек лет сорока с церемониальным кольцом и печатью. Лицом вниз в юго-западном углу помещения лежит женщина. ‹207›

Человеческие жертвы приносились не очень часто. Другие следы подобного жертвоприношения были обнаружены лишь в одном месте - в одном из домов в западной части города Кносс, где два ребенка явно не только были принесены в жертву, но расчленены и приготовлены с улитками во время какого-то ритуального празднества. ‹208› Развалины не сообщают нам, что означало жертвоприношение или с какой целью оно проводилось.

И любые попытки разгадать это тщетны.

Примерно в 1720 году землетрясение разрушило в Кноссе старый дворец. Поверх него был построен новый с частичным использованием прежних руин. Этот второй дворец имел более продуманную конструкцию. Благосостояние жителей Кносса возросло до такой степени, что их царь стал нуждаться в куда большей роскоши.

Греки, которые назвали этот остров Критом, верили, что в Кноссе в дни «Второго дворца» обитал могущественный царь по имени Минос. Согласно греческому мифу, Минос был пасынком критского аристократа. Желая править страной, он сообщил жителям Крита, что может доказать, будто избран на царство божественным образом, и о чем бы ни попросил богов, они дадут ему это. Люди предложили ему доказать правоту этой похвальбы, и Минос попросил Посейдона прислать ему быка на заклание. Немедленно из моря на критский берег вышел великолепный бык. Он и вправду был таким прекрасным, что Минос не смог заставить себя принести быка в жертву, он отправил животное в свое стадо и взамен принес в жертву другого быка.

Минойская цивилизация

Критяне объявили Миноса царем. Но Посейдон остался недоволен жадностью Миноса и проклял его жену, Пасифаю, заставив ее воспылать к быку страстью. Легендарный архитектор Дедал создал устройство, с помощью которого Пасифая и бык смогли заняться любовью: это была деревянная корова на колесах; позднее Пасифая родила ужасного ребенка с человеческим телом и головой быка. Минос, увидев чудовище, спрятал его в тюрьме под дворцом Кносса. Тюрьма, которую Дедал построил в наказание за помощь Пасифае, была сделана столь запутанной, с массой ходов и закоулков, что сын Пасифаи Астерий (более известный как Минотавр) не мог из нее выбраться. В этой тюрьме, названной Лабиринтом, Минотавр жил до тех пор, пока не вырос. Минос кормил его человечиной; после победы над греками, континентальными жителями, он приказал им каждый год присылать на съедение Минотавру семь юношей и семь девушек. ‹209›

Эта история появляется в «Библиотеке» , греческом сборнике рассказов второго века до н. э. За туманом этого мифа мы можем разглядеть цивилизацию, которая не оставила после себя других свидетельств.

Минос вполне может быть именем не только легендарного правителя, а целой линии царей, правивших в Кноссе и давших свое имя самой ранней критской цивилизации. Распространение истории о Минотавре, а также обмен товарами между городами отражают существование международной морской торговли, осуществляемой минойцами. То же подтверждают остатки предметов периода Второго дворца, которые находят по всему древнему миру. Крышка алебастрового кувшина, найденная в Кноссе, помечена именем третьего царя гиксосов, а дворец гиксосов в Аварисе хранит на своих стенах остатки фресок, написанных в минойском стиле.

Контакт с восточными берегами Средиземного моря был регулярным; возможно, минойцы торговали даже с Месопотамией. Некоторые живописные изображения Гильгамеша и его сражения с Быком Неба (в основном это рисунки на печатях) - легенда, которая начинает появляться на глиняных табличках между 1800 и 1500 годами до н. э., как раз на взлете минойской цивилизации, - показывают нам Гильгамеша, схватившегося с получеловеком-полубыком, имеющим на себе некое подобие борцовского пояса. У чудовища тело быка и голова человека - это противоположно уродству Минотавра, но сама схожесть между двумя чудовищами предполагает, что минойские и месопотамские моряки обменивались своими легендами, встречаясь в портовых тавернах. ‹210›

Хотя единая греческая цивилизация, с которой Минос теоретически требовал эту ежегодную дань, является явным анахронизмом (на полуострове в те времена существовали только разбросанные поселения), способность Миноса требовать что-то из-за границы отражает военную мощь Крита в период Второго дворца. «Библиотека» сообщает нам, что Минос был «первым, кто обрел владычество на море; он расширил свое правление почти на все острова» . Минойские поселения были найдены на ряде близлежащих островов, включая острова Мелос, Кея и маленький вулканический остров Тира. Эти поселения служили не только торговыми факториями, но и военно-морскими базами. Греческий историк Фукидид пишет, что Минос был первым царем древности, который имел флот:

«Он сделался хозяином того, что сейчас называется Эллинским морем, и правил Кикладами [острова на севере Эгейского моря], на большинство которых он выслал первые колонии, изгнав карийцев [поселенцы с юго-запада Малой Азии] и поставив правителями своих сыновей; и таким образом сделал все зависящее от него, чтобы прекратить в этих водах пиратство - необходимый шаг, который сохранял ему его годовой доход». ‹211›

По Геродоту, «карийцы остались на островах, но стали подданными Миноса, массой опытных моряков, которые управляли его судами по первому его требованию» . ‹212› Минойская империя складывалась на воде.

Около 1680 года до н. э. она достигла высшего расцвета своей мощи. Пираты всегда были проблемой Средиземноморья - Фукидид объясняет, что Кносс первоначально был построен в глубине суши, вдали от моря именно «по причине распространенности пиратства» - но флот Миноса положил конец морскому разбою, по крайней мере, в водах вокруг Крита. Этот новый мир означал, что народы островов и берега стали «легче контактировать и обогащаться, и их жизнь стала более оседлой» . ‹213› Торговля процветала, возводились новые здания, живопись и скульптура достигли невиданной степени утонченности.

Но в истории царя Миноса существует давнишняя угроза: бык-чудовище под дворцом. Эта неизбывная злоба, лишь упрятанная под землю, является видимым знаком злой воли Посейдона. Она угрожает не только людям, которые платят дань Миносу, но и самому Миносу. Эта не поддающаяся приручению голодная сила, литературно говоря, подрывает основание его дворца и требует постоянных жертв.

Дворец в Кноссе был украшен фресками: стенные росписи создавались нанесением ярких красок, сделанных из угля, желтой охры, железной руды и других минералов, прямо на сырой слой известкового гипса. В этих фресках священные быки, угрожая, склоняют рога, а жрецы прыгают через рога на спину быка, а оттуда на землю. Самая известная бронзовая скульптура из руин Кносса показывает такого же танцора на быке, застывшего в самой опасной позе.

Вероятно, участники ритуала были молодыми атлетами, готовыми рисковать своей жизнью. Возможно, история Минотавра сохраняет очень древнюю форму человеческого жертвоприношения, в которой жертвы не убивались на алтаре, а ставились один на один с быком. Раскопки так называемых Бычьих площадей, центральных площадей в Кноссе, где, по-видимому, устраивались танцы с быками, обнаружили много дверей, лестниц и коридоров, открывающихся на площадку из окружающих зданий - словом, настоящий лабиринт. ‹214› Есть и другая связь между историей Минотавра и религиозными обрядами Крита. Минотавр пожирал за раз четырнадцать жертв; обнаруженный в Кноссе жертвенник демонстрирует картину ритуального празднования смерти.

Но какой же священный гнев требовал такого рода жертв?

В более поздней греческой версии истории Минотавра Посейдон, бог моря, называется также Властителем землетрясений, и бык - его священное животное. Остров Крит и море вокруг него постоянно сотрясаются от подземных толчков и разрушительных волн, которые следуют за ними. Только постоянные мольбы Властителю землетрясений могут предотвратить опасность, которая идет с моря.

Примерно около 1628 года землетрясения в районе Тиры участились. Остров являлся активным вулканом, и жители его стали свидетелями уже не одного извержения. Но много лет вулкан был настолько спокойным, что единственный большой город Тиры, Акротири, смог вырасти и начать процветать. ‹215›

Когда извержения участились, население Акротири сначала пыталось восстанавливать стены, разрушенные землетрясениями. Когда же тряска стала более сильной, люди начали покидать город. При раскопках руин не обнаружено человеческих скелетов, и кажется, что из города забрали все ценное - ювелирные изделия и серебро. ‹216›

Вскоре вулкан в центре острова начал изрыгать пемзу. Судя по всему, пемза, которая покрывает руины, сыпалась на него сверху довольно долгое время - а это означает, что извержение продолжалось достаточно долго, от двух месяцев до двух лет. Сверху пемза покрыта слоем пепла, выброшенным в момент последнего, самого сильного взрыва. Грохот над Тирой раздавался долго, и близлежащие острова с дрожью прислушивались к нему. Два года - достаточный срок для осознания неминуемости грядущей катастрофы; его вполне хватило для принесения жертв в надежде, что беда минует.

А затем вулкан, образно говоря, вывернул остров наизнанку, покрыв город слоем пепла толщиной в пятнадцать футов. Огромные валуны вылетали из глубин вулкана и сыпались на землю, как гигантский град. ‹217› В боку острова открылась глубокая рана, позволив морю ворваться в кратер вулкана. Когда извержение в конце концов затихло, Тира не была больше круглым островом с вулканом в центре - она стала кольцом земли вокруг огромной затопленной кальдеры.

Это было концом минойского города Акротири, который оставался похороненным под пеплом до того, как в 1960-х годах начались его раскопки. Менее ясно, какой вред это гигантское извержение принесло минойцам Крита. Некоторое время после извержения Тиры минойская цивилизация продолжила существовать как обычно. Потом, по-видимому, население Крита начало сокращаться; дома ветшать, а торговля постепенно сходила на нет.

Тира до и после извержения

Наступивший упадок вполне можно связать с вулканическим извержением. Судя по всему, извержение на острове Тира началось в конце июня или начале июля - как раз перед сбором урожая. ‹218› Уносимый ветром пепел падал, не достигая западного конца Крита, но покрывал восточную половину острова, уничтожив, вероятно, практически весь урожай. Следы пепла на берегах других островов со стороны Тиры заставляют думать, что взрыв острова вызвал цунами, и волна затопила близлежащие острова. Она могла достигать свыше тридцати футов высотой, когда через двадцать пять минут после извержения обрушилась на берега Крита. ‹219› Вероятно, огромное облако на какое-то время закрыло солнце. Затем начались грозы с тяжелым оглушительным громом, а потом последовало падение температуры. Многие месяцы закаты солнца сохраняли кровавый цвет.

Даже если падение минойской культуры не было напрямую вызвано извержением вулкана, сами проявления катастрофы были, видимо, очень похожи по воздействию на падение уровня Нила в Египте. Эти знамения ясно показывали, что Посейдон рассержен, и боги больше не покровительствуют царскому дому. Очень похоже, что катастрофа была воспринята как предвестник более сильного проявления божественного гнева.

С Владыкой землетрясений нельзя вести себя легкомысленно - он всегда скрывается в глубинах, готовый положить конец хрупкому благоденствию человека. Лучше убраться подальше от его гнева, и как можно скорее.

Сравнительная хронология к главе 24

Египет Крит
Среднее царство (2040–1782 годы до н. э.)
Одиннадцатая династия (2134–1991 годы до н. э.)
Интеф I–III
Ментухетеп І-III
Протодворцовый период (2000–1720 годы до н. э.)
Двенадцатая династия (1991–1782 годы до н. э.)
Аменемхет I
Аменемхет III
Аменемхет IV
Царица Собекнефру
Второй Переходный период (1782–1570 годы до н. э.)
Тринадцатая династия (1782–1640 годы до н. э.)
Новодворцовый период (1720–1550 годы до н. э.)
Четырнадцатая династия (1700–1640 годы до н. э.) Минос
Захват гиксосам и (1663 год до н. э.)
Пятнадцатая, шестнадцатая и семнадцатая династии
Извержение Тиры (ок. 1628 года до н. э.)
Позднедворцовый период (1550–1350 годы до н. э.)
Из книги К далеким голубым горам автора Ламур Луис

Глава двадцать четвертая Итак, мой сын родился на бизоньей шкуре в разгар боя с индейцами, под деревом на берегу реки в дикой и безлюдной стране, и получил имя по случайно брошенной фразе, имя, которое будет носить всегда. Ибо мы назвали его Кин, что означает «родственник»,

Из книги Как был покорен Запад автора Ламур Луис

Глава двадцать четвертая В багажном вагоне было очень тихо и очень жарко. Зеб Ролингз поставил винтовку между ног и вытер ладони о штаны. Ожидание - это чистый ад. Вечно сидишь и психуешь…Он чувствовал, что решающий момент надвигается - во рту пересохло, в животе -

Из книги Король долины автора Ирвинг Клиффорд

Глава двадцать четвертая Как-то ранним утром Лорел поехала в город - заказать у Сайласа Петтигрю шелка. За беседой и лимонадом она засиделась в магазине дольше, чем собиралась. Когда она наконец выехала в обратный путь, солнце поднялось уже высоко, а ветер скользил по

Из книги Фрегаты идут на абордаж автора Комм Ульрих

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Карфангеру удалось получить фрахт для обоих своих кораблей, который предстояло доставить через Атлантический океан в Новый Амстердам. Ему очень не хватало Михеля Шредера: если Мартин Хольсте на самом деле приведет из Дании фрегат, которым он,

Из книги Иудейская война автора Флавий Иосиф

Глава двадцать четвертая Злокозненность Антипатра и Дориды. – Глафира – виновница ненависти к Александру. – Помилование Ферора, заподозренного, и Саломеи, уличенной в заговоре. – Евнухи Ирода подвергаются пытке, Александр заключается в тюрьму. 1. Сами братья,

Из книги История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима автора Бауэр Сьюзен Уайс

Глава двадцать четвертая Царь Минос на Крите На Крите, между 1720 и 1628 годами до н. э., минойцы приносят жертвы богу моряНа север от дельты Нила, в Средиземном море, северо-восточнее безымянного грязного полуострова, не слишком далеко от Европейского материка лежал длинный

Из книги Отряд особого назначения. Диверсанты морской пехоты автора Бабиков Макар Андреевич

Глава двадцать четвертая Отряду поручили вновь наведаться на южный берег полуострова Варангер. Два шофера грузовых автомашин, захваченные в набеге на Лангбюнес, показали, что вдоль дороги размещены наблюдательные посты. Место для них выбирается с учетом обзора морской

Из книги Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 годов автора Спиридович Александр Иванович

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Октябрь и ноябрь 1916 г. - Осада власти. - Клевета - главное средство подготовки переворота. - Разрушительная работа Гучкова. - Конспиративное собрание либералов в октябре месяце и решение добиться свержения Государя. Поддержка Земгора. -

Из книги Буржуа автора Зомбарт Вернер

Из книги Земля под ногами. Из истории заселения и освоения Эрец Исраэль. 1918-1948 автора Кандель Феликс Соломонович

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Продолжение еврейского

автора Семушкин Тихон Захарович

Глава двадцать четвертая На побережье был мор. Какой-то особо злой дух, как говорили люди, поселился в стойбище Камэнэй. Люди гибли на глазах друг у друга. Они не в силах были передвигаться и замерзали в нетопленных пологах. Даже шаманы и те окоченели, стали мертвецами.В

Из книги Алитет уходит в горы автора Семушкин Тихон Захарович

Глава двадцать четвертая Как затмение солнца вносит большое смятение в жизнь людей тундры, так и приезд ревкомовцев в стойбище Гаймелькота вызвал всевозможные толки. Было о чем подумать!Старик Гаймелькот ушел даже в тундру, подальше от людских голосов, чтобы никто не

Из книги Сталин. По ту сторону добра и зла автора Ушаков Александр Геннадьевич

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Поверив Николаю Ивановичу на слово, Сталин решил обезопасить себя на всякий случай от другой хорошо известной ему оппозиции - троцкистской. Благо, что обосновавшийся в Алма-Ате Лев Давидович не успокоился и вел оживленную переписку со многими

Из книги Живлй меч или Этюд о Счастье. Жизнь и смерть гражданина Сен-Жюста [Часть III] автора Шумилов Валерий Альбертович

Из книги Солдаты холодной войны автора Таубман Филип

Глава двадцать четвертая Я на вашей стороне, если речь идет обо мне. Джордж Шульц Прорыв наступил в 2006 году, однако он проходил скорее постепенно, чем одним решительным махом. До последнего момента не было ясно, смогут ли Шульц, Киссинджер, Перри и Нанн преодолеть

Из книги Иудейские древности. Иудейская война [сборник] автора Флавий Иосиф

Глава двадцать четвертая Злокозненность Антипатра и Дориды. – Глафира – виновница ненависти к Александру. – Помилование Фероры, заподозренного, и Саломеи, уличенной в заговоре. – Евнухи Ирода подвергаются пытке, Александр заключается в тюрьму 1. Сами братья,