История про жертвоприношение в разных странах. Каннибализм и человеческие жертвоприношения

Резьба по дереву

Современная резьба

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить типы резьбы:

  1. сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
  2. глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
  3. скульптурная резьба
  4. домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
  5. Резьба бензопилой (Выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы.)

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба

Ореховое дерево

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную , имеет два подвида:

  • Прорезная резьба - (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
  • Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной .

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба - самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная - резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба - основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) - полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба - имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур , среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.
  • чернолаковая резьба - фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно . Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • плоскорельефная резьба с подушечным фоном - можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заоваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком.
  • плоскорельефная резьба с выбранным фоном - та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.
  • абрамцево-кудринская резьба (кудринская) - зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом - вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.
  • резьба «Татьянка» - этот вид резьбы появился в 90-х годах XX века. Автор (Шамиль Сасыков) назвал этот сформировавшийся стиль в честь своей жены и запатентовал его. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент . Характерной особенностью является отсутствие фона как такового - один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство.

Скульптурная резьба

Марка СССР, 1979 г., богородская резьба

Отличительная особенность - наличие скульптуры - изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически, является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.

Отдельным подвидом её считается богородская резьба . Так же разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто. Резьба бензопилой - прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.

См. также

Примечания

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Резьба по дереву" в других словарях:

    резьба по дереву - Дерево в искусстве с древнейших времён применяется в архитектуре, скульптуре, декоративно прикладном искусстве, особенно народном (утварь, мебель, нередко тонировавшиеся или украшавшиеся резьбой, интарсией, росписью, позолотой и т.д.)...… … Словарь храмового зодчества

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С… … Энциклопедический словарь

    ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5 20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы растительный орнамент … Энциклопедический словарь

    ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух, трех, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций.… … Энциклопедический словарь

Народные промыслы.Резьба по дереву: история зарождения и развитие История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту - практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий. Со времени появления человека разумного, в ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили. Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага. Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается Шигирский идол. Это деревянная скульптура, сделанная из лиственницы, которую специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Предмет был найден на территории нашей страны, недалеко от Екатеринбурга, в ходе раскопок на восточном склоне Среднего Урала. Интересно, что туловище идола покрыто со всех сторон геометрической орнаментальной резьбой, а на более широких частях его вырезано что-то подобное лицу (личине). Изучив изображения, ученые выделили персонажи, которые связаны с небесным (верхним) и подземным (нижним) мирами, видимо воплощающими мир животных и мир растений, женское и мужское начало. Постепенно, с развитием человечества, резьба по дереву утратила свой мистический и обрядовый смысл и стала способом декоративного украшения предметов быта. Появлялись новые приемы в резьбе, техника ее обогащалась использованием новых инструментов. Начиная с XVI века, стали создаваться крупные мастерские резных дел и артели. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Искусные народные мастера-резчики украшали самобытной резьбой царские дворцы, соборы и храмы, дома и усадьбы богатых и знатных людей. Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева. Например, капо-корень, который представлял из себя наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап или капо-корень, похожим на карельскую березу, из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду. Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой. Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры. В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов. На смену трехгранновыемчатой, контурной и геометрической резьбе пришли глухая рельефная, прорезная и скульптурная. Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения. Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца, причелин, полотенец, перил лестниц. Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.

С глубокой древности люди с благодарностью и уважением относились к дереву.

Вполне закономерно, что резьба по дереву широко распространена в нашей стране, как декоративное искусство. Россия -это огромная страна бескрайних лесов с вековыми дубравами, сосновыми борами и светлыми березовыми рощами. Дерево не имеет себе равных по широте применения.

Русские мастера с помощью топора ножа и других вспомогательных инструментов делали все необходимое для жизни: жилища, мосты, ветряки, крепостные стены, церкви, орудия труда, корабли, сани, телеги, посуда, мебель, детские игрушки и многое другое.

Кроме того, дерево было куда послушнее камня. С помощью нехитрых инструментов люди строили себе дома, делали орудия охоты и пахоты. А еще они быстро научились использовать дерево как основу для создания прекрасных вещей.

Огромная роль, которую сыграло дерево в истории развития человечество, заставила людей боготворить этот дар природы. Во многих культурах в течение тысячелетий существовало поклонение дереву, ему приписывали роль русла, по которому текут силы земли и неба. Дерево обожествляли, поскольку оно верно хранило на своей поверхности просьбы и мольбы к богам, облик людей, растений и зверей.

Деревянные изделия были «родными» – теплыми, надежными, удобными, красивыми.

В разных музеях по всему миру хранятся памятники искусству резьбы по дереву.

Самый древний из них – Шигирский идол – найден в России, неподалеку от Екатеринбурга. Ученые полагают, что его создали в VIII тысячелетии до нашей эры, этот идол старше египетских пирамид. Но дело не только в древности – на поверхности идола отчетливо видны письмена, которые, по мнению исследователей, рассказывают о том, каким видели мир наши далекие предки.

Традиционные предметы быта в России, вырезанные из дерева, выразительной формы, затем покрывались богатейшим резным орнаментом или же художественной росписью, которая символизировала окружающий мир мастера. Растения, животные, сцены труда и отдыха- такая роспись указывала на основные мотивы деревянной резьбы в России.

В XIX века образовалось направление в резном народном творчестве так называемая домовая резьба. Дельцы повсеместно на Руси стали украшать крестьянские дома ажурной резьбой с красивым коньком на крыше, такие дома напоминали сказочные избушки.

Резьба у каждого умельца своя ничем не похожая на соседнюю. Геометрические кружева, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок берегинь, волшебные птицы и звери- все это ставило резной декор на уровень мировой архитектуры.

Прошло много лет, человечество изобрело огромное количество новых строительных материалов, инструментов и предметов обихода, но дерево по прежнему остается любимым материалом.


В настоящее время все чаще можно встретить строительство дом из дерева это деревянные дома из цельного и клеенного бруса, бревна, срубы из ручной рубки, оцилиндрованного бревна, и множество типов каркасного строительства, правда некоторые из них являются на половину деревянными.

Деревянные дома, в которых сохранена естественная красота дерева, несут в себе положительный эмоциональный заряд.

Но не только дома и бани, но и поделки, которыми мы украшаем свое жилище, мы с радостью носим деревянные украшения.

И это возможно потому, что и сегодня искусство резьбы по дереву живо.

Убитые девочки Севастополя: жертвы маньяка или ритуальных убийств?

Тема ритуальных убийств время от времени поднимается в СМИ, однако, не благодаря им, а скорее, вопреки. Как ни странно, большинство людей не может поверить, что такие зверства возможны в наше время, предпочитая игнорировать очевидные факты.

Две юные жительницы Анастасия Балябина и Татьяны Мизина, проживающие в Севастополе , ушли из дома колядовать и не вернулись. Это случилось 4 января 2011 г. Их трупы нашли спустя три недели, 29 января возле гаражного кооператива «Мечта».

Искали их достаточно тщательно: «...По данным управления МВД в Севастополе, “в мероприятии было задействовано 473 милиционера и 125 военнослужащих внутренних войск. Проверен 661 подвал и 563 чердака, а также 63 места концентрации молодёжи”…». Территория гаража обыскивалась ранее, и тот факт, что они не нашлись, сразу говорит о том, что они были убиты ранее, а затем подброшены.

После обнаружения тел, уже 11 февраля был найден убийца, им оказался сторож детского сада , который и сознался в преступлении. Казалось бы, дело можно закрывать. Однако, по моему скромному мнению, сторож тут не причём. В данном случае произошло обычное ритуальное убийство иудеями-ортодоксами.

Какие же есть этому доказательства?

Естественно, прямых улик у меня нет, но если бы я работал в Севастопольской милиции, вполне возможно, что я бы предоставил более конкретные доказательства. Но будем оперировать тем, что есть в открытых источниках. Для начала напишу, что такая вещь, как ритуальные убийства, существует и поныне. Всех сомневающихся я отсылаю на соответствующую :

«...Сегодня опасно для собственной жизни быть “незнайкой” в вопросах политики! Пора не только русским, но и всем другим, коренным народам России, и самим евреям (исповедующим иудаизм в том числе) узнать, наконец, всю правду о кощунственном ритуале убийства детей белой расы с целью добывания христианской крови. Пора развенчать и безмозглый фанатизм талмудистов, утверждающих, что употребление крови убиенных мучительным способом, является для евреев лечебным средством от многих болезней...»

Про ритуальные убийства писал ещё Владимир Даль – автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Его настоящая профессия – это врач, и он работал судмедэкспертом, расследуя ритуальные убийства. Помимо вышеизложенной книги, он также написал «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их». Напечатано по приказанию г. Министра Внутренних Дел, 1844. Где он с присущей ему скрупулёзностью и методичностью анализирует все случаи ритуальных жертвоприношений иудеев, начиная с 14 века. Если есть интерес, можете загрузить эту книгу и почитать самостоятельно.

Ритуальные убийства происходят и в наше время. Один из нашумевших случаев – это ритуальное убийство детей Шусслеров в Чикаго в 1955 г. Или ритуальное убийство детей в Красноярске в 2005 году.

Приняв за гипотезу, что присутствуют ритуальные мотивы в убийстве девочек, начинаем собирать зацепки, отрицающие маньяка и подтверждающие гипотезу об иудейском жертвоприношении.

1. Дата смерти. По предварительным заключениям она наступила около недели назад с момента обнаружение трупов. То есть трупы найдены 29 января, значит, смерть наступила 20-23 января. Сама дата 20 января – это полнолуние. Как раз в полнолуние и совершаются многие обряды чёрной магии .

2. Поскольку девочки похищены 4 января, то их нужно было где-то содержать добрые две недели до убийства. То есть должно быть помещение типа тюремной камеры. Это помещение должно соответствовать определённым требованиям. Оно, во-первых, должно быть прочным, чтобы нельзя было удрать из него. Во-вторых, оно должно быть сравнительно удалённым от мест скопления людей. Глухой подвал синагоги – самое подходящее место. Если кто и услышит, то там все свои.

В случае же маньяка, ему пришлось бы оборудовать отдельную комнату специально для этих целей. Сделать её звуконепроницаемой и прочной, чтобы нельзя было выбраться. Что явно не по силам простому сторожу одиночке. Нет, ну конечно можно оборудовать такую комнату в квартире, закупить много звукопоглощающего материала, оббить всю комнату, заделать окно. Сам звукопоглощающий материал защитить от того, чтобы обречённые жертвы его не рвали. Но такая комната привлекла бы внимание, в силу своей необычности, и о ней написали подробно. Держать пленников в загородном доме можно, но и там надо оборудовать соответствующую комнату.

3. С учётом того, что пленницы были в заточении две недели, их всё это время надо было кормить-поить. Еда с неба не берётся, даже самую простую нужно покупать в магазине за деньги. Также нужно и убирать за пленницами. Либо водить в туалет под конвоем. Можете себе представить такого маньяка, который всё это будет проделывать до часа X? Вряд ли! Хотя действия маньяков труднопредсказуемы, но ни один из них не станет ждать непонятно чего две недели, а по прошествии оных наносить множественные ножевые ранения.

В случае же ритуального жертвоприношения, всё как раз вписывается в фабулу. Будущих жертв каким-то образом готовят. Как – не знаю, может еду специальную дают или ещё что-нибудь. Не суть важно. Важно лишь то, что есть отработанная процедура.

4. Ну и, наконец, последний аргумент. Заместитель начальника Управления – начальник следственного управления УМВД Украины в г. Севастополе Роман Литвинов отметил, что убийство детей совершенно с жестокостью, но сказать что оно ритуальное, нельзя. (http://sevastopol.ws/News/?op=article&sid=9501).

Эта поспешность сама по себе уже настораживает. Дело в том, что ритуальное убийство отличается от обыкновенного характером ножевых ран. Если взять рядового маньяка или убийцу, то удары ножа будут нанесены хаотично. Если же орудует киллер-профессионал то достаточно одного-двух ударов.

В случае ритуального убийства, задача несколько иная. Там важно не убить, а собрать максимум крови. Поэтому надрезы получаются мелкими, все они находятся в местах прохождения крупных сосудов. Эти надрезы делаются специальными инструментами. Они представляют собой два вида скальпелей, один похожий на скальпель, имеет еврейское название Кусульта, а другой – остроконечный, под названием Масмар, что по-еврейски значит – гвоздь. Этими скальпелями делаются соответствующие разрезы, по-еврейски Рибда. Характер этих ран , в сочетании с полным обескровливанием, даёт основание утверждать с вероятностью 99,9%, что это убийство – ритуальное .

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что существуют некие иудейские секты, которые практикуют человеческие жертвоприношения . Их богатство и наличие своих людей в правоохранительных структурах дают возможность совершать безнаказанно ритуальные убийства на регулярной основе. Все эти убийства совершаются, главным образом, накануне пасхи во всех крупных городах ежегодно. Полученная таким образом кровь используется для приготовления мацы, употребляемой на великие еврейские праздники. Обычно подыскивают беспризорных детей, чтобы было меньше шума, но иногда в их сети попадаются и обычные дети…

Ещё можно почитать «По Ту Сторону Талмуда. Христиано-Иудейская Тайна Тайн. Запредельный Смысл Иудейских Ритуальных Жертвоприношений». Или статью Игоря Савина «От кошерной говядины – к ритуальному употреблению христианской крови. Еврейские источники о кровавых жертвоприношениях в современном иудаизме».

"Над этическими представлениями атлантов довлели образы беспощадных и алчных божеств, и в культе большую роль играло ритуальное людоедство", — писал в своем мистическом сочинении "Роза мира" русский поэт и визионер Даниил Андреев. Если не брать в расчет мифологические представления, то историки выделяют около 25 культур, вплотную связанных с человеческими жертвоприношениями.

Археологические раскопки порой не подтверждают древние легенды о кровавых ритуалах, которые распространяли, чтобы опорочить своих противников (Юлий Цезарь про галлов), либо из воспитательных целей (Плутарх об обычае спартанцев сбрасывать со скалы ущербных новорожденных) и так далее. Зачастую рассказы о человеческих жертвоприношениях, согласно данным археологии, теряли свою былую масштабность или сводились к спорадическим эксцессам. Ученые-гуманисты связывают возникновение практики ритуальных человеческих жертвоприношений с признанием сакральности крови как воплощения жизненной силы человека.

Ритуальные человеческие жертвоприношения на территории нынешней Европы практиковались в эпоху верхнего палеолита. Жертвы отбирались в зависимости от возраста, пола и физического здоровья. В целом ряде археологических памятников обнаруживаются среди кухонных отбросов человеческие кости. Понятно, что этих людей съели, но как доказать, что это было именно ритуальное поедание человека, а не голод?

В эпоху династии Шан проводилось немыслимое количество ритуальных убийств. В 1928 году на месте последней шанской столицы Иньсюй, расположенной в районе современного города Аньян в провинции Хэнань, в жертвенных ямах найдены останки 13 тысяч человек, в основном мужчин в возрасте от 15 до 35 лет. До XVII века вместе с китайским императором периодически хоронили его приближенных, не пожелавших жить после смерти хозяина.

В ацтекском храме города Теночтитлан в своем время были найдены остатки "стены черепов", представляющую собой деревянную стойку, которая предназначалась для выставления на всеобщее обозрение черепов военнопленных или жертв ритуального убийства. Конкистадоры, уничтожившие на корню цивилизацию ацтеков, использовали это в качестве аргумента, оправдывающего их собственную жестокость.

Приношения в жертву у никогда не достигали такого размаха, какой им придавали их американские современники ацтеки. Они совершались в исключительных случаях, например, когда умирал знатный инка или правитель, после чего с ним хоронили его жен и слуг. Поводом для жертвоприношения была религиозная церемония "долг правителя", или "большое подношение", которая проходила в критические моменты жизни в Инкской империи.

В городе Чичен-Ица древние майя окрашивали своих жертв в синий цвет и, посвятив их богу молний, воды и дождя Чаку, сбрасывали в колодец. Некоторые археологи убеждены, что лишь в редких случаях игра в мяч, о чем свидетельствует изобразительное искусство майя, заканчивалась лишением жизни игроков проигравшей команды.

История человеческих жертвоприношений в Древнем Египте насчитывает около пяти тысяч лет. Первые жертвы были найдены у могил первых фараонов в Абидосе, который время от времени служил столицей и был культовым центром бога подземного мира Осириса. Подобная практика стала менее распространенной или полностью прекратилась ко времени возведения пирамид Гизы около 4500 лет назад.

В храме посвященном богине Камакхья (ныне индийский штат Ассам) человеческие жертвоприношения практиковались вплоть до XIX века, пока не были запрещены английским правительством в 1832 году. В 1565 году 140 жертв были обезглавлены только во время одного жертвоприношения. Считалось, что в каждой жертве воплощался сам Шива. Существовал и другой кровавый индийский ритуал: жертву у гондов душили, разрезали на куски, а затем хоронили в полях — для повышения плодородия.

В XVI веке японцы отказались от древнего ритуала человеческого жертвоприношения хитобасира ("живой столб"), когда жертву заживо замуровывали в одну из опор для будущего строения. Такой обряд должен был защитить постройку в случае землетрясения и прочих напастей. Античные источники свидетельствуют, что человеческие жертвоприношения были и в ранней истории Рима.

В мифологии монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила, называется "сульде" ("дух, жизненная сила"). Сульде правителя является духом — хранителем народа, которое воплощает его знамя. Во время войн для поднятия ратного духа армии сульде-знаменам, говорят, приносились человеческие жертвы.

Кельты - наименование для множества групп. Чаще всего так называют галлов и германцев. Описание человеческих жертвоприношений у кельтов делали их враги римляне с целью опорочить варваров.

Потенциальными жертвами могут стать люди с альбинизмом в Танзании, поскольку в этой африканской стране до сих пор практикуют магические ритуалы с использованием разных частей тела альбиносов. Как сообщало издание The Guardian, в 2015 году полиция арестовала около 32 врачей-колдунов, которые принимали участие в таких шабашах или торговали частями человеческого тела.