Социально-психологический подход к пониманию личности. Научные подходы к пониманию личности

Различие подходов к пониманию личности обусловлено сложностью и неоднозначностью самого феномена «личность». Существует множество теорий личности, основные из которых мы будем изучать в других разделах данной дисциплины. Каждая из теорий видит и конструирует личность по-своему, акцентируя внимание на одних ее аспектах и оставляя за скобками другие (или придавая им второстепенную роль).

По мнению авторов монографии «Теории личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера, «ни одна сколько-нибудь выдающаяся теория не может быть полностью и правильно понятой» в отношении определения природы человека, «различия между теориями отражают более фундаментальные различия между их создателями».

Л. Хьелл и Д. Зиглер, проанализировав наиболее известные психологические теории личности, приводят 9 биполярных шкал, выражающие основные положения о природе человека различных школ и направлений. Ими являются:

1. Свобода – Детерминизм (ответственность).

2. Рациональность – Иррациональность.

3. Холизм (целостность) – Элементализм.

4. Конституционализм (биологическое) – Инвайроментализм (социальное).

5. Изменяемость (эволюционизм) – Неизменность.

6. Субъективность – Объективность.

7. Проактивность (внутренние факторы развития)– Реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы).

8. Познаваемость – Непознаваемость.

9. Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) – Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).

Приведенные шкалы представляют собой крайние полюса, которых придерживаются представители различных психологических теорий личности. При этом эти полюса, как правило, противопоставляются друг другу, когда одни ученые опираются на один из них, а другие отстаивают преимущественное значение противоположного. Но возможна иная интерпретация этих шкал в рамках принципа устойчивого неравновесия.

Генезис собственно человеческого развития обусловлен взаимодействием противоположных начал. Такое взаимодействие порождает сложность и противоречивость психической жизни человека и его поведения. И порождается это взаимодействие состоянием динамического неравновесия, в котором находятся два противоположных начала, что и обусловливает движение по пути психического развития человека и его целостность. Можно сказать, что состояние динамического неравновесия – это потенциал развития человека.

Можно обозначить возможные метапозиции в трактовке личности :

    личность как профиль психологических черт (факторная теория черт Р. Кеттела, диспозициональная теория личности Г. Олпорта, факторная теория личности Х. Айзенка и др.);

    личность как опыт человека (психоаналитическая теория личности З. Фрейда, бихевиоризм, отчасти (если иметь в виду внутренний опыт, переживания личности) гуманистическая психология, исследования личности в контексте жизненного пути);

    личность как темперамент и возраст (теории личности Г. Айзенка и Э. Эриксона);

    личность как интериоризованный ансамбль общественных отношений (практически все теории советской психологии: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова).

Личность

Теоретические подходы к изучению личности:

1. По способу объяснения поведения:

· Психодинамические теории описывают поведение личности исходя из ее внутренних психологических характеристик;

· Социодинамические объясняют поведение личности, опираясь на внешние факторы;

· Интеракционистские теории исходят из принципа взаимодействия внутренних и внешних факторов при объяснении поведения личности.

1. По способам получения данных о личности теории подразделяются на

· экспериментальные (построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов)

· неэкспериментальные (исследующие личность без обращения к эксперименту)

2. По характеру проблем, связанных с изучением личности, выделяют структурные и динамические теории. В структурных теориях главную задачу видят в изучении структуры личности, в то время как в динамических акцент делается на теме развития, динамики личности.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности.

Теории личности в психологии:

Психодинамическая теория личности . Основоположником теории является австрийский ученый З. Фрейд. По мнению З. Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (лат. libido – влечение, желание). Доминирует в структуре личности бессознательное. З. Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли, и ее поведение полностью детерминировано сексуальными и агрессивными мотивами.

З. Фрейд выделил три основных инстанции личности: 1) ид («оно») – главная структура личности, состоящая их совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; 2) эго («я») – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики. Эта структура призвана обслуживать ид; 3) суперэго («свех-Я ») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.



Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Наиболее часто проявляющиеся из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания), проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая на них вину за свои недостатки или неудачи), замещение (переадресовка агрессии на более доступный объекта), сублимация (замена неприемлемых побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации) и др.

Аналитическая теория личности . Данная теория близка к теории классического психоанализа. Многие представители этого направления были учениками З. Фрейда. Но это качественно иной подход, в котором либидо не отводится такой значительной роли как у З. Фрейда. Ярким представителем его является К. Юнг.

Главным источником развития личности К. Юнг считал врожденные психологические факты. Это получаемые по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые из них универсальны, например, идея Бога, добра и зла. Архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии. Смысл жизни человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению К. Юнга личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, и особенно «коллективное бессознательное» – совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли человека ограничена. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

В аналитической модели выделяются три основных концептуальных блока: 1) коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленных в психике человека в виде унаследованных архетипов; 2) индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Например, «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого; 3) индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную жизнь.

Черты характера личности – это свойства архетипов. Целостность личности достигается за счет архетипа «самость». Его главная цель «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного. У самости существует две установки: экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект) и интроверсия – ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (ориентация на субъект).

Гуманистическая : Клиентоцентрированное направление (К.Роджерс); Мотивационная теория (А.Маслоу); Экзистенциальная теория (В.Франкл)

В гуманистической теории выделяют два основных направления. Первое «клиническое», представлено во взглядах К. Роджерса. Второе «мотивационное», основоположником которого является А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистического подхода считают врожденные тенденции к самоактуализации.

Согласно К. Роджерсу в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая называется «самоактуализирующаяся», содержит в себе в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая называется «организмическая» – представляет механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Они находятся в сложных отношениях, то конфликтуют, то совпадают. Цель жизни по К. Роджерсу – реализовать весь свой врожденный потенциал.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые только усиливаются после их реализации.

Всего по А. Маслоу существует пять уровней мотивации: 1) физиологический (потребность в еде, сне); 2) потребности в безопасности (в работе, квартире и др.); 3) потребности в принадлежности (в любви, семье и др.); 4) уровень самооценки (в самоуважении, компетенции и др.); 5) потребность в самоактуализации (в творчестве, целостности и др.).

Потребности первых двух уровней являются дефицитарными, третий уровень промежуточный, на четвертом и пятом находятся ростовые потребности.

А. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены потребности низшего уровня. Человек, достигший пятого уровня, называется «психически здоровой личностью».

Когнитивная теория личности. Когнитивная теория близка к гуманистической. Основоположником ее является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло, и что с ним произойдет в будущем.

Главным источником развития личности является среда, социальное окружение. Когнитивная теория подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием является «конструкт» (от англ. construct – строить). Это понятие включает в себя все познавательные процессы. Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. У каждого человека свое количе-ство конструктов. Каждый конструкт имеет дихотомию (два полюса).

Например, спортивный – неспортивный, музыкальный – немузыкальный, добрый – злой и т.д. Человек сам выбирает тот или иной полюс и оценивая себя или окружающих с позиции этих конструктов. Так и строится образ жизни и своего внутреннего мира.

Дж. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Ограничения содержаться в конструктивной системе человека. Все зависит от того, какой мир сконструировал для себя человек (жестокий или добрый). Внутренний мир субъективен, он собственное порождение человека.

Когнитивная сложная личность, по сравнению с когнитивной простой, отличается следующими характеристиками: имеет лучшее психическое здоровье, лучше справляется со стрессом, имеет более высокий уровень самооценки, более адаптивна к новым ситуациям.

Деятельностная теория личности . Эта теория получила распространение в отечественной психологии. Огромный вклад в ее развитие внесли С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский и др. В этом подходе отрицается биологическое и психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (обществом), в процессе которых формируются свойства личности. Сформированная личность в дальнейшем становится опосредующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека.

Средством научения в этой теории выступает не рефлекс, как в поведенческой теории, а механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественного опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Предметность предполагает то, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности. Предметность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что деятельность личности (и сама личность) понимаются не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая деятельность конкретного человека.

Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, определяющих направленность и избирательность деятельности.

Представители этого подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек играет социальную роль. Основное место в личности занимает сознание, и структуры его формируются в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяет свойства сознания (рефлексия, внутренний диалог). В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности: направленность, способности, характер и самоконтроль.

Бихевиоризм (Д.Уотсон);

Гештальтпсихология (С.Перлз, КЛевин);

Когнитивная психология (А.Бандура, Д.Келли);

Диспозиционная психология (Г.Олпорт);

Теория типов (Г.Айзенк);

Структурная теория (Р.Кеттелл)


8. Психологическая структура и содержание личности

Личность – являющийся членом общества человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий индивидуальность, обладающий сознанием и сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Ядро личности – самосознание, которое формируется на основе сознания. Личность в психологии рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения.

Психическая жизнь человека имеет определенное строение и структуру. Психологическая структура личности

Структура личности – это сложное единство черт личности в их целостности и взаимосвязи.

А.Г.Ковалев выделял следующие компоненты структуры личности: направленность; способности; характер; темперамент.

С.Л.Рубинштейн описывал в структуре личности такие компоненты, как направленность; знания, умения и навыки; индивидуально-типологические особенности.

В.С.Мерлин включал в структуру личности две подструктуры: свойства индивида и свойства индивидуальности.

Структура личности К.К.Платонова

1 компонент структуры личности - направленность или отношение человека к действительности. Направленность представляет собой систему взаимодействующих потребностей, интересов, идейных и практических установок, убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, желания личности.

2 компонент структуры личности - опыт. Данный компонент включает в себя знания, навыки, умения, привычки.

3 компонент структуры личности – психические формы отражения. Эта подструктура объединяет в себе психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание).

4 компонент структуры личности – темперамент и другие биологически обусловленные свойства. Они определяются половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными факторами, особенностями высшей нервной деятельности, морфологическими особенностями мозга.

5 компонент структуры личности – характер и другие типичные и устойчивые формы поведения человека. Определяются сформированным в процессе онтогенеза группами отношений: к себе, другим людям, работе и вещам.

Как видно из характеристики структуры личности, она включает в себя то, что получено человеком от природы (биологическое ), и то, что приобретено в условиях социальной жизни (социальное ). Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены. Врожденные предпосылки задают как бы нижние и верхние границы, внутри которых социальное может давать разные результаты.

При изучении данной темы необходимо усвоить также такое понятие, как деятельность, представляющая собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Важным аспектом деятельности является то, что неотъемлемой характеристикой деятельности является осознанность ее человеком.

Существуют многообразные классификации типов и форм деятельности: духовная и материальная, производственная, трудовая и нетрудовая и т. д. Деятельность можно разделить также на этапы. Можно выделить в качестве этапов: процесс вовлечения в деятельность, процесс целеполагания, процесс проектирования действий, процесс осуществления действий, процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Различие подходов к пониманию личности обусловлено сложностью и неоднозначностью самого феномена «личность». Существует множество теорий личности, основные из которых мы будем изучать в других разделах данной дисциплины. Каждая из теорий видит и конструирует личность по-своему, акцентируя внимание на одних ее аспектах и оставляя за скобками другие (или придавая им второстепенную роль).

По мнению авторов монографии «Теории личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера, «ни одна сколько-нибудь выдающаяся теория не может быть полностью и правильно понятой» в отношении определения природы человека, «различия между теориями отражают более фундаментальные различия между их создателями».

Л. Хьелл и Д. Зиглер, проанализировав наиболее известные психологические теории личности, приводят 9 биполярных шкал, выражающие основные положения о природе человека различных школ и направлений. Ими являются:

1. Свобода – Детерминизм (ответственность).

2. Рациональность – Иррациональность.

3. Холизм (целостность) – Элементализм.

4. Конституционализм (биологическое) – Инвайроментализм (социальное).

5. Изменяемость (эволюционизм) – Неизменность.

6. Субъективность – Объективность.

7. Проактивность (внутренние факторы развития)– Реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы).

8. Познаваемость – Непознаваемость.

9. Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) – Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).

Приведенные шкалы представляют собой крайние полюса, которых придерживаются представители различных психологических теорий личности. При этом эти полюса, как правило, противопоставляются друг другу, когда одни ученые опираются на один из них, а другие отстаивают преимущественное значение противоположного. Но возможна иная интерпретация этих шкал в рамках принципа устойчивого неравновесия.

Генезис собственно человеческого развития обусловлен взаимодействием противоположных начал. Такое взаимодействие порождает сложность и противоречивость психической жизни человека и его поведения. И порождается это взаимодействие состоянием динамического неравновесия, в котором находятся два противоположных начала, что и обусловливает движение по пути психического развития человека и его целостность. Можно сказать, что состояние динамического неравновесия – это потенциал развития человека.

Можно обозначить возможные метапозиции в трактовке личности :

· личность как профиль психологических черт (факторная теория черт Р. Кеттела, диспозициональная теория личности Г. Олпорта, факторная теория личности Х. Айзенка и др.);

· личность как опыт человека (психоаналитическая теория личности З. Фрейда, бихевиоризм, отчасти (если иметь в виду внутренний опыт, переживания личности) гуманистическая психология, исследования личности в контексте жизненного пути);

· личность как темперамент и возраст (теории личности Г. Айзенка и Э. Эриксона);

· личность как интериоризованный ансамбль общественных отношений (практически все теории советской психологии: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова).

Личность – базовое понятие в психологии, изучается всеми общественными науками, и общего определения нет. Б.Г. Ананьев выделил 4 уровня организации человека: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность (Ленинградская школа). Индивид – представитель биологического вида, имеет определенные врожденные особенности (строение тела – возможность прямохождения, структура мозга – развитие интеллекта, строение руки – возможность использования орудий и т.д.), то есть индивид – это принадлежность конкретного человека к человеческому роду. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Субъект деятельности – носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Личность – включаясь в систему общественных взаимоотношений и процессов, человек приобретает особое социальное качество – становится личностью. Индивидуальность – неповторимость и своеобразие конкретного человека, выраженные в особенностях развития нижних уровней (индивид, субъект, личность). Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений

Таким образом,личность – это наиболее значимый уровень организации человека, то есть особенность его развития как социального существа.

Взаимоотношения между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью – продуктом общественно-исторического опыта, индивидуальностью – преобразующей мир, выражено в формуле: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Индивид испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает возможность этого в социально значимой деятельности: этим определяется развития человека как личности. У ребенка это происходит при помощи взрослого. Развитие личности управляется системой мотивов, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений с наиболее референтной группой является определяющим фактором развития.

Личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество, так как индивидуальные особенности могут быть и не представлены в формах деятельности и общении, существенно важных для группы, в которую включен индивид. Если черты индивидуальности не представлены в межличностных отношениях (например, привычки), то они оказываются не существенными для оценки личности и не получают условий для развития. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступают до этого времени как характеристика его личности, пока он не был включен в спортивную команду. То есть индивидуальные особенности не заявляют о себе (не приобретают личностный смысл) и не развиваются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений человека.



Функциональный подход – роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям. Это происходит либо при повторении уже выработанных форм поведения, либо при изменении из в зависимости от обстоятельств, либо при освоении новых действий, если того требует ситуация (У. Джеймс).

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Формула «стимул - реакция» являлась ведущей в бихевиоризме. Личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Последние составляют основу относительно устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям, чье изменение ведет к формированию новых навыков.

Гештальтпсихология возникла в двадцатых годах двадцатого века и носит ярко выраженный интегративный характер. М. Вертгеймер, В. Кёлер и К. Коффка (основатели нового направления) решили, что поведение человека, его сознание невозможно изучать отдельно. Сознание человека собирает части опыта в некую целостную структуру, которую назвали гештальтом. Согласно этому направлению, целое не является просто суммой своих частей. Задачей психологов ставится не изучение отдельных процессов восприятия, а объяснение, по каким принципам эти части группируются. Это знание используется, чтобы объяснить человеку его поведение, помочь стать более гармоничной личностью.



В начале XX в. появился психоанализ. Психоаналитическое направление обратилось к изучению неосознаваемых психических процессов. Импульсы бессознательной области психики (влечения, вытесненные желания, переживания) оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя тот и не подозревает этого, он часто сам не знает, почему совершает что-то. Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, оставаясь неосознанными из-за работы двух механизмов – вытеснения и сопротивления. Поэтому бессознательные представления, имея большой энергетический заряд, прорываются в сознательную жизнь индивида, принимая искаженную или символическую форму (три проявления бессознательного – сновидения; ошибочные действия: оговорки, описки, забывание вещей; невротические симптомы). Таким образом, сущность фрейдовского учения состоит в признании фатального антагонизма между вытесненным переживанием и сознанием, который приводит к антагонизму между человеком и социальной средой.

Гуманистическая (экзеистенциальная) психология предметом психологических исследований полагает здоровую творческую личность человека. В противовес фрейдизму и бихевиоризму, оценивающим человека как полностью зависимого либо от окружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманистическая психология рассматривает его как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни.

Представители когнитивной психологии (от лат. cognitio - знание) Джордж Келли (1905-1966) и др. отводят решающую роль в поведении субъекта знаниям. Любой человек – это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон.

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось.

Структурный подход (К.К. Платонов) понимал под личностью некую биосоциальную структуру, в которой он выделял следующие подструктуры: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента.

Системный подход (Алексей Николаевич Леонтьев). Личность рассматривается как психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).

Психика и личность человека столь многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности человеческой психики. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну теорию и отвергать все другие недопустимо. Большинство современных психологов согласны, что при анализе психики и структуры личности следует учитывать биологическую и социальную природу человека (социальные отношения, интериоризованные социальные нормы), сознательную и бессознательную психические сферы, единство познавательно-интеллектуальной, эмоционально-мотивационной, поведенческо-волевой областей, а также сущность личности.

В современной психологии нет однозначного понимания такого феномена как личность и это понятно, так как личность - понятие емкое и многогранное. В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее "личного мира", т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.

Личность рассматривается как система черт-относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.

Личность описывается и как деятельное "Я" субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.

Личность рассматривается и как субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать изменение в других людях .

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врождена, во возникает в результате культурного и социального развития.

Личность есть специфически человеческое образование, которое "производится" общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий, с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.

Личность-это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

В одной из первых обобщающих работ по психологии личности А. Г. Ковалев предложил различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства, а Б. Г. Ананьев выдвинул идею интегрированного подхода к формированию личности, когда "набор" характеристик, принимаемых в расчет, значительно раздвигается .

Специально вопрос о структуре личности освещался Платоновым К. К., выделившим в структуре личности ее различности подструктуры, перечень, которых варьировался и в последней редакции состоял из четырех подструктур, которые одновременно являются уровнями формирования личности:

биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);

психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);

подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);

) подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности - убеждения) .

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Первоначально, казалось бы, самым надежным путем преодоления теоретических трудностей, связанных с необходимостью осмысления личности именно как психологической категории, является перечисление составных образующих личность как некую психологическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик особенностей психики человека. Этот подход к проблеме назван был академиком А.В.Петровским"коллекционерским", ибо в этом случае личность превращается в некое "вместилище", емкость, принимающую в себя черты темперамента, характера, интересы, способности и т.д. Задача психолога в таком случае сводится к каталогизации всего этого и выявлению индивидуальной неповторимости его сочетания у каждого отдельного человека. Такой подход лишает понятие личность его категориального содержания.

Уже в 60-е годы психологи осознали неудовлетворенность результатами такого подхода. На повестку дня встал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 60-х годов начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход В.В.Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Ученый выделял в ней следующие подструктуры: направленность, опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента. Основной недостаток обозначенного подхода состоял в том, что общая структура личности интерпретировалась главным образом, как некая совокупность ее биологических и социально-обусловленных особенностей. В результате едва ли не главной в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности. Однако на самом деле биологическое, входя в личность человека, становится социальным .

К концу 70-х годов, ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией к применению системного подхода. В этой связи особый интерес представляет обращение к идеям А.Н.Леонтьева, чьи представления о личности подробно изложены в его последних работах. Прежде чем перейти к характеристике формирования личности, он формулирует некоторые общие предпосылки рассмотрения личности в психологии. Суть их сводится к тому, что формирование личности в неразрывной связи с деятельностью. Ключом к научному пониманию личности может быть только исследование процесса порождение и трансформаций личности человека в его деятельности. Личность выступает в таком контексте как, с одной стороны, условие деятельности, а с другой стороны, как ее продукт. Такое понимание этого соотношения дает основание и для формирования личности: если в основе личности лежат отношения соподчиненности видов человеческой деятельности, то основанием для выявления структуры личности должна быть иерархия этих деятельностей.

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым. Личность, - по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе. Интересно отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе профессиональные. Перечисленное составляет индивидные свойства человека. Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования .

Личностью в психологии обозначается системное социальное качество приобретаемое индивиудуумом предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий "индивид" и "личность". Понятия личность и индивид не тождественны; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, по всей совокупности его отношений общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… личность есть системное и потому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качеситва является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами".

Теперь надо уточнить, почему о личности говорят как о "сверхчувственном" качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (то есть доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не усмотрены в своей непосредственно чувственной форме? Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчлененное, сложное) качество. Только анализ отношения "индивид-общество" позволяет раскрыть основания свойств человека как личности. Чтобы понять основания на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Включенность индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, то есть особенности его социального бытия, образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется системой общественных отношений. Такую задачу психология может решить только в контакте с другими общественными науками .

Можно ли прямым образом непосредственно вывести психологические характеристики той или иной личности из общественно-исторических законов? Охарактеризовать личность можно, только увидев ее в системе межличностных отношений, в совместной коллективной деятельности, потому что вне коллектива, вне группы, вне человеческих сообществ личности в ее деятельной социальной сущности нет.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь орбразуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени "втянутые" в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека .

Возвращаясь к вопроосу о понимании сущности личности А.В.Петровским и В.А.Петровским, необходимо остановится еще на одном аспекте - таком понимании ими структуры личности, когда она рассматривается как "сверхчувственное" системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или 3 аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство присущее самому субъекту; личностное оказывается погружением во внутреннее пространство бытия индивида. Второй аспект - интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой ее определения и существования становится "пространство межиндивидных связей". Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной или совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его персонализации. Сущность этой идеальной представленности - в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субъекта или его участие в совместной деятельности. "Инобытие" индивида в других людях - не статичный отпечаток. Речь идет об активном процессе, своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях. Разумеется личность может быть характеризуема только в единстве трех предложенных аспектов рассмотрения .

При последовательном анализе различных подходов к проблеме формирования личности, сформулированных Л.С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, можно сделать вывод о том, что все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Иначе говоря, при рассматривании проблем формирования личности нельзя отделять от рассмотрения проблем группы.

Наша личность зависит не только от наследственности. Глубокий отпечаток накладывает на нее опыт первых лет жизни. Можно даже сказать, что фазы, которые проходит ребенок в этот "забытый" период, являются самым важными для формирования его личности, для социализации личности.