Охарактеризуйте нравственные качества героя толстый и тонкий. «Толстый и тонкий» главные герои

(1883 г.)

краткий анализ произведения

Герои
- 2 друга-однокашника: Порфирий и Михаил.

Проблематика рассказа
- зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления;
- отречение от собственного достоинства.

Анализ
Автор высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.
Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи. «Тонкий» начинает подобострастничать перед «Толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый приём писателя – незаконченные предложения - словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности. «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».
В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. Автор подчёркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д"оранжем», от «тонкого» - «ветчиной и кофейной гущей».
Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев - «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился, сузился». У «толстого» остаётся прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» - «Что вы-с…».
Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.
На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.
Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своём произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба» .

ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»

В 6 КЛАССЕ

Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №8

Смотрова Наталия Георгиевна

А.П.Чехов считал, что короткий рассказ призван увеличивать активность читателя, способствовать тому, чтобы недосказанное автором добавлял сам читатель. Эту задачу я и ставлю перед уч-ся на уроке.

Одним из программных произведений А.П.Чехова, которое изучается в 6 классе, является рассказ «Толстый и тонкий». Чтобы шестиклассники поняли его смысл, я провожу урок-исследование. Построение урока каждый учитель продумывает, как правило, индивидуально, поэтому остановлюсь на тех языковых особенностях, которые ученики сами могут увидеть, т.е. найти ту «закваску, на которой восходят образы и идеи».

Как писатель создает смешные образы, какие языковые приемы помогают ему в этом? Е.А.Земская справедливо замечала, что «сущность комического эффекта, создаваемого средствами языка, состоит в намеренном нарушении принятого способа выражения, в создании противоречия между общепринятой системой выражения и данной («речевым приемом»)». Это противоречие может проявляться по-разному, создавая многообразие речевых приемов комического. Одним из таких приемов может являться метафоризация слов и выражений.

Анализ текста начинаем с названия, в основе которого – лексические антонимы. Прошу подобрать к ним существительные: толстый – тонкий (палка, нитка, волос и т.д.). Но в рассказе речь идёт о людях, и обычно в таких случаях говорят: толстый – худой. Какое же наполнение приобретает в контексте слово «тонкий»? Приводятся синонимы к этому прилагательному, чтобы убедится, что оно многозначно (ребята сами называют возможные значения) и несёт в себе определённую характеристику, оценку. Поэтому «толстый» и «тонкий» воспринимаются как контекстные антонимы. Далее выясняется, что к определениям «толстый» и «тонкий» мы задаем вопрос кто?, следовательно, они выступают уже в роли существительных (здесь уместно сказать и о выразительных возможностях словообразования при переходе слов из одной части речи в другую). Обращаю внимание детей на то, что авторского текста совсем мало, но как много можно из него узнать.

Противопоставление, обозначенное в названии, в первых пяти предложениях всё более усиливается, и нам становится понятно, что материальное положение, благосостояние наших героев тоже контрастно. Доказываем это эпитетом, метафорами и сравнением: у толстого «губы.., подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни »; тонкий же «был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Усиливает впечатление и описание жены тонкого, в котором мы встречаем контекстные синонимы к слову «тонкий» - «худенькая », «длинный ».

Поскольку рассказ почти полностью диалогичен, анализируем речь толстого и тонкого, но не забываем при этом и об авторском тексте, который помогает нам лучше понять смысл происходящего.

Конечно, дети сразу же отмечают обилие восклицательных, вопросительных предложений; они преимущественно односоставные, нераспространённые; в них много междометий («батюшки», «ах ты, господи», «хо-хо», «ну, да бог с ним» ), усилительных частиц (вот, же ) и, конечно же, обращений, смешных и трогательных одновременно («голубчик», «друг детства», «милый мой», «душонок» ). Всё это характерные черты разговорного стиля речи. Друзья называют друг друга по имени, обращаются на «ты», используют чисто разговорную лексику («ну», «небось», «хорошенько», «папироска» , «отличные портсигары»), фразеологизм («Сколько зим, сколько лет! ») Мы понимаем, что благодаря этому возникает ощущение искренней радости от неожиданной встречи двух бывших одноклассников. Поэтому авторская фраза «оба были приятно ошеломлены» понимается нами в прямом смысле. Необходимо обратить внимание на повторы в речи тонкого. Почему он дважды упоминает о том, что его жена, «урождённая Ванцебах, лютеранка»? Наверное, это составляет своеобразный предмет его гордости, утверждает успешность в жизни. Но после сообщения толстого о своём чине всё резко меняется, и мы снова видим контраст, противопоставление. Исключительно выразительны здесь слова автора. В одном абзаце можно увидеть и метафоры («лицо искривилось», тонкий «окаменел», «сузился» )), и олицетворения (чемоданы, узлы, картонки «съёжились, поморщились» ), и лексический повтор («сам он съёжился», чемоданы, узлы, картонки «съёжились» ), и гиперболу («длинный подбородок жены стал ещё длиннее» ), и градацию («съёжился, сгорбился, сузился» ), и трансформацию фразеологизма («от лица и глаз его посыпались искры» . Сравнить: «из глаз искры посыпались»). Каждое слово здесь помогает создать яркий, запоминающийся образ, понять всю гамму чувств тонкого. А как меняется его речь! Начиная с почтенного обращения «ваше превосходительство» (3 раза), глаголов, употребляемых во множественном числе («вышли», «помилуйте» ), уничижительной частицы («приятно-с», «вельможи-с», «вы-с») , которая даже присутствует в жалком подобии смеха тонкого («хи-хи-с») , до большого количества вводных слов, указывающих не только на растерянность тонкого, но и на утрату способности вообще соображать (достаточно прочитать фразу «жена Луиза, лютеранка, некоторым образом ») и строить предложение с законченным смыслом («милостивое внимание вашего превосходительства…вроде как бы живительной влаги…»). Кроме того, после каждой «оборванной» фразы многоточие. Легко представить, как у тонкого перехватывает дыхание, он мучительно подыскивает подобающие изменившейся обстановке слова, чтобы как-нибудь ненароком не нарушить субординации: ведь перед ним – ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК, две звезды имеющий.

Ребята замечают на первый взгляд странное несоответствие: «на лице у тонкого было написано столько …сладости и почтительной кислоты… ». Это не что иное, как оксюморон. Он помогает нам понять, почему толстого при виде такого выражения лица тонкого «стошнило» (это тоже метафора). В конце рассказа совершенно иначе воспринимается уже знакомая нам и немного изменённая фраза «Все трое (здесь уже тонкий, его жена и сын) были приятно ошеломлены ». Слово «приятно» придаёт иронично-сатирическое звучание не только этому предложению, но и самой встрече двух бывших друзей.

Таким образом, подробный анализ языковых средств, использованных А.П.Чеховым в рассказе «Толстый и тонкий», позволил учащимся понять авторский замысел, охарактеризовать героев, выявить своеобразие чеховской сатиры и способов создания комического эффекта.

Сатирический рассказ «Толстый и тонкий» создан в 1883 г., относится к раннему творчеству Чехова. Первая его публикация состоялась в юмористическом журнале «Осколки» 1 октября того же года. Поначалу сюжет рассказа был основан на анекдотическом казусе, а конфликт «толстого» и «тонкого» возникает нечаянно из-за ошибки последнего. В 1886 г. рассказ был отредактирован, в целом текст был близок к первоначальному варианту 1883 года, но, некоторые внесённые изменения довольно существенно изменили смысл повествования. Автор удалил мотив подчинённости по службе.«Тонкий» теперь лебезил перед «толстым» безо всякой практической подоплёки, чисто по привычке и выработанному рефлексу.Благодаря внесённым изменениям рассказ стал более обобщённым и сатирически острым.

Идейное содержание рассказа заключается в высмеивании чинопочитания и связанным с ним образом мышления. Автор показывает, насколько смешон и жалок человек, для которого должность и социальный статус превыше простых человеческих отношений. Главный герой маленький человек, который сам делает себя таковым, раболепствуя даже тогда, когда в этом нет никакой необходимости. В рассказе мы видим мир «тонких», мир рабской психологии, который беспощадно и правдиво разоблачает писатель. Мир, в котором человек добровольно теряет собственное достоинство и свою личность.

Анализ рассказа

Сюжет

Действие происходит на железнодорожном вокзале, где встречаются два давних школьных приятеля, один из них «толстый»,другой «тонкий». «Тонкий» выходит из прибывшего вагона в сопровождении своей худой жены и такого же подростка сына в гимназической форме, «толстый» же выходит из вокзального буфета, где он, видимо довольно плотно пообедал. Друзья радостно встречаются и начинают расспрашивать друг друга о жизни, кто чего достиг. На вопрос тонкого Порфирия, кем он теперь стал, толстый Миша без всякой задней мысли отвечает, что он теперь важный чиновник, тайный советник.

Вот тут и происходит разительная метаморфоза с Порфирием и всем его семейством, которая приводит Мишу в некоторое замешательство. Сын гимназист мгновенно застёгивается на все пуговицы и вытягивается. Длинный подбородок жены Порфирия становится ещё длиннее, а сам он начинает вести себя как на приёме у важного чиновника с прошением. Он начинает лебезить, переходит на «вы», униженно похихикивать. Миша пытается его урезонить: «перестань, мы же старые друзья». Однако Порфирий не унимается и продолжает вести себя в том же духе. Толстому Мише это становится настолько неприятно, что он старается побыстрее попрощаться с Порфирием и уйти.

Главные персонажи

Говоря о семействе Порфирия, можно говорить обо всех троих, как об одном лице, так как глава семейства, судя по их поведению, смог слепить из жены и сына своё точное подобие. Если в начале рассказа все они ведут себя как нормальные люди, радующиеся встрече со старым другом, то, после известия о должности Толстого, с ними происходит такая же метаморфоза, как и с Тонким. Можно с уверенностью сказать, что должность человека для них превыше всего. Всё это семейство живёт по принципу «я червяк в сравнении с ним, в сравнении с ним, с лицом таким…». Пресмыкаясь перед вышестоящим по должности человеком, они, видимо, будут относиться с презрением к тем, кто стоит ниже них по социальной ступени.

В сравнении с ними вызывает больше симпатий Миша, который, не смотря на высокую должность, которую он достиг, сумел, тем не менее, сохранить простые человеческие качества. Помнить дружбу, радоваться встрече со старым другом, не глядя на его социальный статус. Можно предположить, что человек он добродушный и общительный, ему чужда спесь и высокомерие. Именно поэтому, когда Порфирий стал так рьяно выражать ему своё чинопочитание и подобострастие, ему это стало настолько неприятно, что он постарался поскорее уйти. Из этого можно сделать вывод, что ему самому эти качества чужды и несвойственны.

Своим рассказам Чехов призывает людей перестать быть рабами, помнить о своём человеческом достоинстве и самоуважении.

Главные герои рассказа «Толстый и тонкий» Антона Чехова совершенно разные по статусу, поведению, образу жизни.

«Толстый и тонкий» главные герои

  • Михаил - толстый
  • Порфирий - тонкий

Второстепенные персонажи

  • Нафанаил - сын Порфирия
  • Луиза - жена Порфирия

«Толстый » — человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед.

Тонкий предстает уставшим пассажиром, навьюченным всевозможными коробками и узлами. Ему пришлось нести их самому, так как на носильщика не оставалось денег.
У «толстого» и «тонкого» завязывается разговор. Из него мы узнаем имена: Михаил и Порфирий.

Тонкий Порфирий, не скромничая, хвастается собой, своей женой и сыном. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы. Сын Порфирия, которого представили Михаилу, не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца).
Михаил был действительно заинтересован жизнью Порфирия, расспрашивал его, радовался встрече. Сам Порфирий ведет себя раскованно и непринужденно. Но когда тонкий узнает, что Михаил — тайный советник и имеет две звезды, то эта непринужденность улетучивается. Он съеживается и начинает вести себя подобострастно, называет старого друга «ваше превосходительство». Михаилу такое поведение противно и непонятно. Он ведь разговаривал с Порфирием как со старым другом, а стоило сказать свой чин, так он сразу унижается перед ним. Толстый пытается возразить тонкому: «К чему тут это чинопочитание?». Но тонкий лишь противно хихикал. Тогда Михаил отвернулся от Порфирия и подал на прощание руку.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Дидактический материал по литературе для 6 класса Анализ рассказа А.П.Чехова Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна «Толстый и тонкий»

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: помочь учащимся проанализировать рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», понять его тему, идею, особенности изобразительно-выразительных средств

3 слайд

Описание слайда:

История создания рассказа В 1883 году в октябрьском номере журнала «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А.П.Чехова. Короткий и ёмкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нём к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» в его первоначальной редакции основывался на анекдотическом казусе, а конфликт между персонажами возникал случайно, из-за невольной оплошности «тонкого». В 1886 году редакция внесла изменения, существенно переменившие смысл рассказа. Был устранён мотив служебной подчинённости: «тонкий» теперь пресмыкается перед «толстым» без всякой практической надобности - «по рефлексу». Рассказ получил гораздо большую сатирическую заострённость и обобщённость.

4 слайд

Описание слайда:

Сюжет рассказа На вокзале Николаевской железной дороги встретились два давних друга. Один из них был «толстый», а другой - «тонкий». Тонкий (Порфирий) только что сошёл с поезда, выйдя со своей женой Луизой и сыном Нафанаилом. Толстый (Миша) узнал тонкого и тут же его поприветствовал. Друзья заговорили. Тонкий, узнав, что его бывший одноклассник дослужился до тайного советника, сменил тон на угодливо-подобострастный. Толстый не вынес этой перемены в поведении и распрощался другом детства. Какова сюжетная линия рассказа А.П.Чехова?

5 слайд

Описание слайда:

Композиция рассказа вокзал Николаевской железной дороги (тем самым автор показывает, что герои рассказа – чиновники) Назовите композиционные элементы рассказа ЭКСПОЗИЦИЯ - искренняя радость узнавания, общие воспоминания о детстве и расспросы о жизни Развитие действия - «тонкий» узнаёт, что «толстый» имеет чин тайного советника КУЛЬМИНАЦИЯ - «тонкий» начинает вести себя подобострастно, обращение на «ты» сменяется «вашим Превосходительством», «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого» РАЗВЯЗКА - случайно встретились два приятеля ЗАВЯЗКА -

6 слайд

Описание слайда:

Художественные детали «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д"оранжем». «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». Что мы узнаём о героях в самом начале рассказа? При помощи этой художественной детали автор показывает признак состоятельности героя Эта художественная деталь помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев. К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами: вероятно, он не имел лишних средств или жалел денег на носильщика

7 слайд

Описание слайда:

Художественные детали Характеры героев представлены в воспоминаниях Порфирия (тонкого)о гимназическом детстве «- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий.- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... ». Каким образом мы узнаём о характерах героев? Какую художественную деталь использует Чехов? Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого. Почему?

8 слайд

Описание слайда:

Художественные детали Уже в гимназические годы было очевидно превосходство Миши (толстого), прозванного Геростратом. В древности грек с таким именем уничтожил огнём одно из чудес света. Миша же прожег папироской казенную книжку – явно хотел завоевать авторитет у одноклассников. Тонкого же звали Эфиальтом, так как он часто ябедничал. Это имя сохранилось в истории как имя предателя спартанцев в битве при Фермопилах. Кляузничество и угодливость помогли Порфирию дослужиться до невысокого чина, дававшего дворянское звание.

9 слайд

Описание слайда:

Прошли годы, и один остался красавцем, душкой и щёголем, жил степенно, в высоком чине и в достатке. Другой, благодаря умению услужить, угодить, лебезить и доносить (а также благодаря усердной работе), сумел дослужиться до невысокого чина, дававшего все же дворянское звание. И теперь эта разница между бывшими приятелями обнажилась ещё больше, а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем, кто ещё несколько минут назад был только «другом детства». Художественные детали

10 слайд

Описание слайда:

Главный приём, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, - антитеза. Роль художественной детали Какой главный приём использует Чехов? В чём обнаруживается противопоставление героев? Противопоставление героев обнаруживается во всём, включая название: от упоминания о том, чем каждый пообедал, до манеры поведения и речи. Показателен в этом плане тонкий. Если в начале встречи мы слышим от него: «ты», «милый мой», «друг детства», то впоследствии его тон меняется на благоговейный и почтительный. К многозначительным «ваше превосходительство», «такие вельможи-с», «помилуйте-с», «хи-хи-хи» и т.п. добавляются паузы, словно ему вдруг стало трудно говорить.

11 слайд

Описание слайда:

«казалось… от лица и глаз его посыпались искры» «милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги» Средства выразительности Какие средства выразительности использует Чехов? метафора Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора, олицетворение, сравнение олицетворение сравнение «тонкий окаменел» «лицо искривилось» коробки, узлы «съежились, поморщились»

12 слайд

Описание слайда:

Проблематика рассказа зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления; отречение от собственного достоинства

13 слайд