Ссср в послевоенные годы холодная война кратко. Внешняя политика ссср в послевоенные годы

Внешняя политика СССР в послевоенный период. «Холодная война»

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Потенциал сотрудничества, накопленный СССР и западными державами в годы совместной борьбы с фашизмом, с наступлением мира стал быстро иссякать. Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 году, раскола мира на два социально-политических блока. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав - СССР и США.

Громогласным манифестом «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У.Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 года в присутствии нового американского президента Г.Трумэна. В выступлении У.Черчилля, а также в ряде конфиденциальных документов были сформулированы 2 стратегические цели Запада по отношению к СССР. Первоочередная цель: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина «сдерживания коммунизма» 1946 год - правительство США должно было жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния, не вмешиваясь при этом во внутренние дела Советского Союза. Политика сдерживания рассматривалась как способ предотвращения новой мировой войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения). Перспективная цель: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а затем добиться ее ослабления и ликвидации в самой России (доктрина «отбрасывания коммунизма»). При этом правящие круги США не скрывали намерений добиться мирового господства. «Победа,- открыто заявлял Трумэн,- поставила американский народ перед лицом постоянной и жгучей необходимости руководства мира». Политический смысл этого выступления заключался прежде всего в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

Итоги конфронтации Запада и Востока, приведшей к началу «холодной войны», наметились еще в годы Второй мировой войны, когда реакционные силы США и АНГЛИИ пытались договориться с гитлеровской Германией о заключении сепаратного мира прежде чем советские войска войдут в Европу (дело Вольфа-Далесса). Именно Г.Трумэн в апреле 1945 года поставил под сомнение заключение любых соглашений с Советским правительством ничем не оправданное применение американцами ядерного оружия летом 1945 года в Хиросиме и Нагасаке, когда судьба милитаристской Японии в сущности была уже предрешена, дало в руки консервативным силам США мощный аргумент в решении международных дел в свою пользу - «атомную дубинку», с помощью которой, как они считали, можно было бы победно завершить войну с Японией, не прибегая к помощи СССР, а также осуществить контроль поверженной Германии, не прося о помощи Советскую армию.

Осенью 1946 года либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д.Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 года, на волне все усиливавшегося противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «Советского владычества в Европе. Доктрина Трумэна предусматривала под видом оказания срочной военной и экономической помощи Греции и Турции, вмешательство в их внутренние дела и превращение территорий этих стран в военно-стратегический плацдарм США против СССР и других стран Восточной Европы. Эта программа явилась прямым актом политики «холодной войны» (помощь «свободным» народам, сопротивляющимся попыткам подчинения со стороны вооруженного меньшинства к внешнему давлению). Справедливости ради необходимо заметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое «пугало». Это значительно облегчило работу право-консервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР. Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказался печальный для СССР дипломатический опыт 30-ых годов, и, прежде всего, опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ними поддерживать невозможно. Отсюда - негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях бывших союзников были, прежде всего, различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-восточной Европы. После войны в этих странах наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь, руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, лишить страну плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности.

В западной историографии начало «холодной войны» связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. Миф об агрессивных устремлениях СССР использовался на Западе для идеологической обработки населения в угодном для властей направлении. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов), до 1948 года практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949 года- атомным оружием. Разработанный в конце 1946 года начале 1947 года «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 года по 1948 год численность Советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. человек.

В 1946 году разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками по вопросам послевоенного устройства мира: в ООН, где начал обсуждаться вопрос о контроле над атомной энергией; на Парижской конференции по вопросу о мирных договорах со странами - бывшими союзницами гитлеровской Германии - Румынией, Венгрией, Болгарией, Италией (компромисс был достигнут на сессии совета министров иностранных дел в Нью-Йорке в ноябре 1946 года). В Германии разгорался конфликт в связи с сепаратным объединением американской и английской оккупационных зон и закрытием их границы с советской.

Советское руководство было готово принять западную концепцию политического устройства Германии (отказ от диктатуры одной партии и возможность допущения вновь на территории советской зоны социал-демократической партии) в обмен Запад должен был признать законность такой формы репарацией с Германией для советской стороны, как поставки из текущей продукции, то есть за счет поставок СССР товаров народного потребления и промышленной продукции, произведенной немецкими предприятиями преимущественно в советской оккупационной зоне, а частично и западной. На состоявшейся в декабре 1947 года Лондонской сессии Совета министров иностранных дел новый госсекретарь США Маршалл сделал от имени своего правительства заявление, направленное на немедленное прекращение репарационных поставок Советскому Союзу из Германии. К этому заявлению присоединились министры иностранных дел Англии и Франции (всего по репарациям СССР получил оборудование и материалы на 3,7 млрд.долларов США, что почти в 3 раза меньше предполагаемого). Позиция США, поддерживаемая полностью зависимыми от них западноевропейскими державами, соответствовала выдвинутой ранее доктрине Трумэна и плану Маршалла, разработанного летом 1947 года. Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам (американские кредиты, займы и субсидии составили более 20 млрд.долларов), США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Именно план Маршалла сделал возможной денежную реформу в западных оккупационных зонах Германии. Под видом экономической помощи США создавали в Европе мощный бастион против «Советского экспансионизма». Проведение денежной реформы в Германии и прекращение взимания репарационных платежей, в том числе и для Советского Союза, вызвали сильный политический кризис. 24 июня 1948 года Советские войска блокировали Западный Берлин на 324 дня. Эти действия СССР вызвали значительные изменения в политической жизни ряда западных стран: социалисты и либералы уступили свои места в политических структурах консервативным и антисоветски настроенным силам. В мае 1949 года была принята конституция сепаратного западногерманского государства, объединившего в своих границах 3 зоны оккупации - американскую, английскую и французскую. Это государство получило название- Федеративная Республика Германии(ФРГ). В ответ на это в октябре 1949 года СССР создает в границах своей оккупационной зоны германское государство- Германскую Демократическую Республику(ГДР). Берлинский кризис завершился расчленением Германии. Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 года Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран (всего 11), согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, «включая применение вооруженной силы», любой участнице пакта в случае «вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке». В 1952 году в НАТО вступили Турция и Греция. НАО - военно-политический блок, направленный против революционных и национально-освободительных движений. Вдоль советских границ развертывалась сеть вооруженных баз США. В Пентагоне велась разработка планов войны против СССР с применением атомного оружия. Наиболее известный из них - «Дропшот»,- предусматривал нанесение ядерных ударов по основным городам Советского Союза.

Одновременно Вашингтон предложил проект учреждения наднационального контроля над атомной энергией («план Баруха» летом 1946 года). План предусматривал создание специального органа, по форме международного, а по существу управляемого США. Этому органу надлежало контролировать и выдавать разрешения государствам на все виды деятельности, в какой-либо мере связанные с ядерной энергией. Им запрещалось заниматься не только производством, но и научными исследованиями в этой области. «План Баруха» фактически закреплял монополию США на атомное оружие, открывал возможность постоянно вмешиваться во внутренние дела других стран и в конечном итоге способствовал бы подчинению наукоемких отраслей их экономики американским монополиям. В августе 1949 года в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. А в сентябре американские самолеты, патрулирующие Аляску, зарегистрировали следы радиации, исходящие от Сибири. Это известие вызвало в американской администрации разногласия в вопросах о ядерной политике. Советское военное превосходство все более увеличивалось, отсюда пошла речь о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 году в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 - свыше 400). Военный бюджет США за 1951-1953 года вырос с 13 до 50 млрд. долларов США. Таким образом, СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. Кульминационным пунктом противостояния двух держав стало участие обеих в Корейской войне (25 июня 1950 г- 28 июля 1953г.). После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 году Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом регионе доминирующую роль. ЕЕ место заняли США. В январе 1950 года госсекретарь Д.Ачесон заявил, что «периметр обороны» США на Тихом океане проходит от Алеутских островов через Японию к Филлипинам, то есть минуя Корею. Советские и американские войска находились на территории Кореи по обоюдному соглашению для принятия акта капитуляции японской армии. В конце 1948 года советские части были полностью выведены из Северной Кореи. Летом 1949 года США вывели свои войска из Южной Кореи. Западные историки рассматривают проблему корейской войны с позиций «борьбы между СССР и США за влияние в Азии», а саму войну - как стратегическое соперничество сверхдержав, переросшее из локального конфликта между Северной и Южной Кореей по поводу того, кому править страной. Отечественные историки тоже склоняются к такой точке зрения. Позиция Сталина в корейском конфликте строилась с учетом ряда важнейших фактов - обладание СССР атомной бомбой, рост национально-освободительного движения в Юго-восточной Азии, заявление американской стороны о том, что ее мировые оборонительные рубежи обходят Корею. Президент Трумэн полагал, что Москва сознательно стремилась втянуть США в вооруженный конфликт на Дальнем Востоке, чтобы развязать себе руки в других стратегически важных районах мира и прежде всего в Европе. В разразившемся конфликте проблема собственно корейская занимала Запад меньше всего, поскольку он рассматривал войну как возможность проверки того, «во что обойдется сохранение Южной Кореи как оплота против коммунизма в Азии». Советское правительство сначала оказывало КНДР помощь в вооружении, боевой технике, материальными ресурсами, а в конце ноября 1950 года перебросило в северо-восточные районы Китая несколько авиадивизий, участвующих в отражении налетов авиации США на территорию Северной Кореи и Китая. Война шла с переменным успехом. В июне 1952 года американская авиация развернула бомбовый террор КНДР. 28 июля 1953 года в Корее установился мир. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и нетерпимость двух противоборствующих систем. Процесс нормализации отношений между США и СССР после корейской войны не мог быть ни быстрым, ни простым.

Внешняя политика СССР. «Холодная война»

Признаки «холодной войны»:

Существование относительно устойчивого биполярного мира - наличие в мире двух уравновешивающих влияние друг друга сверхдержав, к которым в той или иной степени тяготели остальные государства.

«Блоковая политика» - создание сверхдержавами противоборствующих военно-политических блоков. 1949 г. - создание НАТО, 1955 г. - ОВД (Организация Варшавского Договора).

«Гонка вооружений» - наращивание СССР и США количества вооружений с целью достижения качественного превосходства. «Гонка вооружений» завершилась к началу 1970 гг. в связи с достижением паритета (равновесия, равенства) в количестве вооружений. С этого момента начинается «политика разрядки напряженности» - политика, направленная на ликвидацию угрозы ядерной войны и снижение уровня международной напряженности. «Разрядка» завершилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.)

Формирование у собственного населения «образа врага» по отношению к идеологическому противнику. В СССР эта политика проявлялась в создании «железного занавеса» - системы международной самоизоляции. В США осуществляется «маккартизм» - преследование сторонников «левых» идей. советский экономика послевоенный

Периодически возникающие вооруженные конфликты, грозящие перерастанием «холодной войны» в войну полномасштабную.

Причины «холодной войны»:

Победа во II мировой войне привела к резкому усилению СССР и США.

Имперские амбиции Сталина стремившегося распространить зону влияния СССР на территории Турции, Триполитанией (Ливия) и Ирана.

Ядерная монополия США, попытки диктата в отношениях с другими странами.

Неискоренимые идеологические противоречия между двумя сверхдержавами.

Формирование подконтрольного СССР социалистического лагеря в Восточной Европе.

Датой начала «холодной войны» принято считать март 1946 г., когда У. Черчилль произнес в Фултоне (США) в присутствии президента Г. Трумэна речь, в которой обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире. Вскоре президент Трумэн провозгласил программу мер по «спасению» Европы от советской экспансии («доктрина Трумэна»). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы («план Маршалла»); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть военных баз США; поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма), но и заставить Советский Союз вернуться в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).

К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 по 1949 гг. социалистические системы складываются так же в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Северной Корее, Китае. Им СССР оказывает огромную материальную помощь.

В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет Экономической Взаимопомощи. Для военно-политического сотрудничества в 1955 г. образована Организация Варшавского Договора. В рамках содружества не допускалось никакой «самостоятельности». Отношения СССР с ищущей свой путь к социализму Югославией (Иосиф Броз Тито) были разорваны. В конце 1940-х гг. резко ухудшились отношения с Китаем (Мао Цзэдун).

Первым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее (1950-53 гг.). Советское государство поддерживает коммунистический режим Северной Кореи (КНДР, Ким Ир Сен), США - буржуазное правительство Южной. Советский Союз поставлял в КНДР современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), военных специалистов. В результате конфликта Корейский полуостров оказался официально разделенным на две части.

Таким образом, международное положение СССР в первые послевоенные годы определялось завоеванным в годы войны статусом одной из двух мировых сверхдержав. Противостояние между СССР и США и развязывание «холодной войны» положили начало разделению мира на два враждующих военно-политических лагеря.

Переход к политике «холодной войны». Рост влияния СССР в послевоенном мире вызвал чрезвычайную озабоченность руководства западных держав. Наиболее сильно она отразилась в речи бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, с которой он выступил в г. Фултоне (США, март 1946 г.). Признав, что военные победы выдвинули СССР в состав «руководящих наций мира», бывший британский премьер заявил, что Советский Союз стремится к «безграничному распространению своей силы и своих доктрин». Поскольку де «русские больше всего восхищаются силой», США и Великобритания, создав «ассоциацию народов, говорящих на английском языке», должны разговаривать с ними с позиции силы. При этом допускалось использование американского атомного оружия как «эффективного средства устрашения».

В феврале 1947 г. президент США Г.Трумэн в своем послании к конгрессу конкретизировал позицию У.Черчилля («доктрина Трумэна»). В итоге по отношению к СССР были определены две стратегические задачи: как минимум -- не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма), как максимум -- заставить социализм уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма). Были определены и конкретные шаги к достижению этих целей: во-первых, оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США («план Маршалла»); во-вторых, создать военно-политический союз этих стран во главе с США (НАТО, 1949 г.); в-третьих, разместить у границ СССР сеть военных баз США (Греция, Турция); в-четвертых, поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока; наконец, использовать -- как крайний случай -- свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния.

Новый внешнеполитический курс бывших военных союзников руководство СССР расценило как призыв к войне, что незамедлительно сказалось как на внешней, так и на внутренней политике советского государства. Надежды на всестороннее сотрудничество после войны стран антигитлеровской коалиции рухнули, мир вступил в эпоху «холодной войны».

Создание социалистической Системы. Меры, принятые СССР после войны во внешней политике, были адекватными мерам США, хотя и менее эффективными. Силы были неравны, прежде всего, потому, что Союз ССР вышел из войны экономически ослабленным, США -- окрепшими.

Советский Союз, руководимый КПСС (до 1952 г. -- ВКП(б)), содействовал утверждению социалистических правлений в Болгарии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Албании, Восточной Германии, Северном Вьетнаме, Северной Корее, Китае. Он развернул в свою очередь широкомасштабную помощь странам «народной демократии», создав для этой цели специальную организацию -- Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, 1949 г.), а спустя несколько лет объединил часть из них в военно-политический союз -- Организацию Варшавского Договора (ОВД, 1955 г.). СССР активно содействовал коммунистическим партиям и движениям в капиталистических странах, способствовал росту национально-освободительного движения, краху колониальной системы и созданию стран «социалистической ориентации».

Символом раскола мира на две противостоящие системы -- «системы капитализма» и «системы социализма» -- стал раскол Германии на два государства -- ФРГ (1948 г.) и ГДР (1949 г.).

Самым грозным событием советско-американского противоборства на закате сталинского правления стала корейская война (1950-1953 гг.). СССР поддержал попытку КНДР свергнуть проамериканский режим Южной Кореи. Корейская война была прекращена в 1953 г. Корея осталась, разделена на два противостоящих государства как символ раскола на две системы на азиатском континенте. Эту участь разделил и Вьетнам.

Культурная жизнь СССР 1945-1953 гг.

Несмотря на крайне напряженное положение в экономике, советское правительство изыскивает средства на развитие науки, народного образования, учреждений культуры. Восстановлено всеобщее начальное образование, а с 1952 г. обязательным становится образование в объеме 7 классов; открываются вечерние школы для работающей молодежи. Начинает регулярное вещание телевидение. В то же время восстанавливается контроль за интеллигенцией, ослабленный во время войны. Летом 1946 г. начинается кампания борьбы с «мелкобуржуазным индивидуализмом» и космополитизмом. Руководство ею осуществлял А.А. Жданов. 14 августа 1946 г. были приняты постановления ЦК партии о журналах «Ленинград» и «Звезда», которые были подвергнуты гонениям за публикацию произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Первым секретарем правления Союза писателей был назначен А.А. Фадеев, которому поручалось навести порядок в этой организации.

После окончания Второй мировой Войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно как соперничество за господство в новом послевоенном мире.

Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров.

Историки выделяют следующие этапы холодной войны:

· 5 марта 1946 г. – 1953 г. Начало холодной войне положила речь Черчилля, произнесенная весной 1946 г. в Фултоне, в которой была предложена идея создания союза англосаксонских стран для борьбы с коммунизмом. Целью США стала экономическая победа над СССР, а так же, достижение военного превосходства. Фактически холодная война началась раньше, но именно к весне 1946 г., в силу отказа СССР от вывода войск из Ирана, ситуация серьезно обострилась.

· 1953 г. – 1962 г. В этот период холодной войны мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели» Хрущева, именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис. Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты. Но, угроза ядерной войны отступила, поскольку теперь Советский Союз получил возможность нанести ответный удар по городам США. Завершился этот период отношений между сверхдержавами Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспостранению ядерного оружия.

· 1962 г. – 1979 г. Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.

· 1979 г. – 1987 г. Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещают в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы противокосмической обороны. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении находится в постоянной боевой готовности.


· 1987 г. – 1991 г. Приход в 1985 г. к власти в СССР М. Горбачева повлек за собой не только глобальные перемены внутри страны, но и радикальные изменения во внешней политике, получившие название «новое политическое мышление». Непродуманные реформы окончательно подорвали экономику Советского Союза, что привело к фактическому поражению страны в холодной войне.

Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а так же, просоветские коммунистические режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия холодной войны. Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет, был создан первоначально как система связи для американской армии.

Сегодня снято немало документальных и художественных фильмов периоде холодной войны. Один из них, подробно рассказывающий о событиях тех лет, «Герои и жертвы холодной войны».

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД. НАЧАЛО "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

СССР в послевоенном мире. Поражение Германии и ее сателлитов в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой, по словам Молотова, не должен был теперь решаться ни один вопрос международной жизни.

Однако за годы войны выросло еще больше и могущество США. Их валовой национальный продукт поднялся на 70%, а экономические и людские потери были минимальны. Став в военные годы международным кредитором, США получили возможность расширить свое влияние на другие страны и народы. Президент Трумэн в 1945 г. заявил, что победа во Второй мировой войне "поставила американский народ перед необходимостью править миром". Начался постепенный отход американской администрации от соглашений военной поры.

Все это вело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступила полоса взаимного недоверия и подозрительности. Советский Союз беспокоила ядерная монополия США, попытки диктовать условия в отношениях с другими странами. Америка же видела угрозу своей безопасности в росте влияния СССР в мире. Все это и привело к началу "холодной войны".

Начало "холодной войны". "Похолодание" началось практически с последними залпами войны в Европе. Через три дня после победы над Германией Соединенные Штаты объявили о прекращении поставок в СССР военной техники и не только прекратили ее отгрузку, но и вернули американские суда с такими поставками, которые уже находились у берегов Советского Союза.

После успешного испытания американцами ядерного оружия позиция Трумэна еще более ужесточилась. США постепенно отходили от уже достигнутых в годы войны договоренностей. В частности, было решено не делить поверженную Японию на зоны оккупации (в нее были введены лишь американские части). Это настораживало Сталина, подталкивало его к усилению влияния на те страны, на территории которых в это время находились советские войска. В свою очередь, это вело к росту подозрительности лидеров западных стран. Она еще более усиливалась в связи с резким ростом в этих странах численности коммунистов (их число с 1939 по 1946 г. в Западной Европе выросло втрое).

Бывший премьер-министр Англии У. Черчилль обвинил СССР в "безграничном распространении своей силы и своих доктрин" в мире. Вскоре Трумэн провозгласил программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии ("доктрина Трумэна"). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы (условия предоставления этой помощи были изложены позже в "плане Маршалла"); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (им стал созданный в 1949 г. блок НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз; поддержать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы; использовать обычные вооружения и ядерное оружие для шантажа советского руководства. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма), но и заставить Советский Союз уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).

Сталин объявил эти планы призывом к войне против СССР. Европа с лета 1947 г. оказалась разделенной на союзников двух супердержав - СССР и США. Началось формирование экономических и военно-политических структур Востока и Запада.

Формирование "социалистического лагеря". ВКП(б) и коммунистическое движение. К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 г. процесс их формирования был ускорен и в других странах "народной демократии": Венгрии, Румынии, Чехословакии. В том же году просоветский режим был установлен в Северной Корее. В октябре 1949 г. коммунисты пришли к власти в Китае. Политическая зависимость этих стран от СССР обеспечивалась не столько военным присутствием советских войск (они были далеко не во всех странах "народной демократии"), сколько огромной материальной помощью. За 1945-1952 гг. сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила 15 млрд. руб. (3 млрд. долларов).

В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет экономической взаимопомощи. Для военно-политического сотрудничества вначале был создан Координационный комитет, а затем, уже в 1955 г. - Организация Варшавского договора.

После войны коммунисты оказались у власти не только в странах народной демократии, но и в ряде крупных западных стран. Это отражало тот большой вклад, который левые силы внесли в разгром фашизма.

С лета 1947 г., в условиях наметившегося окончательного разрыва между СССР и Западом, Сталин попытался вновь организационно объединить коммунистов разных стран. Вместо упраздненного в 1943 г. Коминтерна в сентябре 1947 г. был образован Коминформ. Перед ним была поставлена задача "обмена опытом" между коммунистическими партиями. Однако в ходе этого "обмена" начались "проработки" целых партий, которые, с точки зрения Сталина, действовали недостаточно энергично против США и их союзников. Первыми такой критике подверглись компартии Франции, Италии и Югославии.

Затем началась борьба против "оппортунизма" в правящих коммунистических партиях Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. Чаще всего эта забота о "чистоте рядов" выливалась в сведение счетов, борьбу за власть в партийном руководстве. В итоге это привело к гибели тысяч коммунистов в странах Восточной Европы.

Были объявлены врагами все те лидеры стран "социалистического лагеря", которые имели собственное мнение о путях строительства нового общества. Этой участи избежал лишь лидер Югославии И. Б. Тито. Однако отношения СССР с Югославией были разорваны. После этого никто из руководителей стран Восточной Европы уже не говорил о "различных путях" к социализму.

Корейская война. Самым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее. После вывода из Кореи советских (в 1948 г.) и американских (в 1949 г.) войск (находившихся там с момента окончания Второй мировой войны) правительства как Южной, так и Северной Кореи усилили приготовления к объединению страны силой.

25 июня 1950 г., ссылаясь на провокации Юга, КНДР начала наступление силами огромной армии. На четвертый день войска Севера заняли столицу южан Сеул. Создалась угроза полного военного поражения Южной Кореи. В этих условиях США через Совет Безопасности ООН провели резолюцию, осуждавшую агрессию КНДР, и начали формировать против нее единую военную коалицию. Около 40 стран заявили о желании оказать помощь в борьбе с агрессором. Вскоре союзные войска высадились у порта Чемульпо и начали освобождение южнокорейской территории. Успех союзников был неожиданным для северян и быстро создал для их армии угрозу поражения. КНДР обратилась с просьбой о помощи к СССР и Китаю. Вскоре из Советского Союза стали поступать современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), прибывать военные специалисты. Из Китая на помощь двинулись сотни тысяч добровольцев. Ценой больших потерь линию фронта удалось выровнять, и наземные бои прекратились.

Война в Корее унесла жизни 9 млн. корейцев, до 1 млн. китайцев, 54 тыс. американцев, многих советских солдат и офицеров. Она показала, что "холодная война" может легко перерасти в "горячую". Это поняли не только в Вашингтоне, но и в Москве. После победы на президентских выборах 1952 г. генерала Эйзенхауэра с обеих сторон начались поиски выхода из тупика в международных отношениях.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

Формирование новых военно-политических союзов

Из Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. СССР вышел с возросшим международным авторитетом, базировавшимся на военной мощи советского государства и признательности европейских народов за освобождение от фашизма. Внешняя политика СССР предусматривала распространение советского влияния путем создания в Восточной Европе коммунистических режимов. Эта политика наталкивалась на противодействие бывших союзников по антигитлеровской коалиции, прежде всего США. После войны США контролировали до 80 % золотого запаса капиталистического мира и сосредоточивали у себя до 60 % мирового промышленного производства. Экономическая мощь позволяла США проводить активную внешнюю политику и выступать несомненным лидером западного мира.

Сложилась двухполюсная система международных отношений. Был сформирован блок стран, ориентирующихся на СССР (социалистический лагерь), и противостоявший им блок западных стран (капиталистический лагерь).

В 1945-1948 гг. в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии при активном участии СССР были сформированы сначала коалиционные (с участием коммунистов), а затем — полностью коммунистические правительства. Коммунисты пришли к власти в Северном Вьетнаме, Северной Корее и Китае.

СССР заключил с этими государствами договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Эти договоры позволили СССР контролировать их политический курс и при этом оказывать экономическую помощь через учрежденный в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Советское партийно-государственное руководство осуществляло жесткий диктат в отношениях со странами Восточной Европы, требуя проведения политических и социально-экономических преобразований по советскому образцу. Стремление И. Броз Тито отстоять самостоятельность Югославии вызвало недовольство И. В. Сталина. Это привело к разрыву в 1949 г. дипломатических отношений между СССР и Югославией и экономической блокаде Югославии восточноевропейскими соседями.

Стремление СССР к расширению своего влияния в Европе вызвало тревогу на Западе. В марте 1946 г. в Фултоне (штат Миссури, США) У. Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна произнес речь о необходимости опустить через всю Европу «железный занавес», который препятствовал бы распространению советского влияния. У. Черчилль призвал объединить усилия США и Великобритании для борьбы с коммунизмом. В марте 1947 г. Конгрессу была представлена доктрина Трумэна — внешнеполитическая концепция США, предусматривавшая противодействие коммунизму. Экономической основой для формирования блока противостоящих СССР западноевропейских государств стал план Маршалла (руководителя госдепартамента в администрации Г. Трумэна), намечавший предоставление Европе американской помощи на сумму более 12 млрд долларов. Оказание помощи обусловливалось требованиями не допустить к власти коммунистов. Коммунисты потеряли свои позиции в правительствах. Западноевропейские государства выделили у себя территории для размещения американских военных баз. Американские инвестиции в западноевропейскую экономику укрепили экономические позиции США в регионе.

Военно-политическим итогом противостояния между СССР и Западной Европой было подписание в апреле 1949 г. десятью европейскими странами, США и Канадой Североатлантического договора. Действуя в рамках Устава ООН, данные государства договорились о совместной обороне от нападения противника и создали для этих целей Организацию Североатлантического договора (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы НАТО во главе с американским генералом Д. Эйзенхауэром.

Противостояние двух блоков государств проявилось в ряде кризисных ситуаций. Особенно острой была конфронтация по германскому вопросу. В 1949 г. произошел раскол Германии. США, Великобритания и Франция объединили свои зоны оккупации Германии. В мае 1949 г. в зоне оккупации США, Великобритании и Франции была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). В октябре 1949 г. на территории советской зоны оккупации было провозглашено образование Германской Демократической Республики (ГДР).

«Холодная война»

Частью «холодной войны» были локальные военные конфликты, наиболее крупным стала война в Корее (1950-1953 гг.). В августе 1945 г. Советская Армия освободила от японцев Северную Корею. Южную Корею в сентябре 1945 г. освободили американские войска. По решению Потсдамской конференции по территории Кореи (по 38-й параллели) была проведена разграничительная линия между СССР и США. В августе 1948 г. при содействии США было провозглашено создание Республики Корея, а в сентябре 1948 г. при содействии СССР — Корейской Народной Демократической Республики (КНДР).

В июне 1950 г. войска КНДР при поддержке СССР и Китая перешли демаркационную линию и начали стремительно продвигаться на юг. Началась война. Совет Безопасности ООН признал КНДР агрессором и направил туда войска ООН. Под флагом войск ООН действовали войска США. Мир оказался на грани мировой войны, так как в Корее происходило столкновение СССР и США. Советское и американское правительства, опасаясь непредсказуемых последствий, отказались от боевых действий. Война завершилась перемирием. По 38-й параллели возвели железобетонную стену.

Данные события положили начало холодной войне.

«Холодная война» — политическая, экономическая, идеологическая конфронтация между государствами и системами.

Холодная война длилась с 12 марта 1947 г. (утверждение Конгрессом США доктрины Трумэна) до 21 декабря 1991 г. (распад СССР) и расколола мир на две военно-политические и экономические группировки.

Важным элементом «холодной войны» была гонка вооружений, которая началась в 1949 г. после создания в СССР атомного оружия, что ликвидировало монополию США в этой области. В 1952 г. США испытали первую водородную бомбу. Через девять месяцев подобное оружие было испытано в СССР. В обеих странах началась работа над созданием новых носителей оружия, в результате были созданы межконтинентальные баллистические ракеты.

В первой половине срока нахождения у власти Н. С. Хрущева во внешней политике СССР происходили прогрессивные изменения. В 1955 г. были нормализованы отношения с Югославией, налажены отношения с Индией, советские и американские войска были выведены из Австрии. Новая внешнеполитическая концепция была сформулирована XX съездом КПСС. Она предусматривала право социалистических стран выбирать свой путь построения социализма, не следуя советской модели. На первый план в отношениях с капиталистическими государствами выдвигался принцип мирного сосуществования.

В этот период была провозглашена идея строительства «европейского дома», реализацией ее стало подписание в 1957 г. договора между ФРГ, Италией, Нидерландами, Францией, Бельгией, Люксембургом об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Его целью было создание единого внутреннего рынка, позволяющего постепенно устранить ограничения в торговле между странами-участницами и обеспечить свободное передвижение людей, капиталов, товаров, услуг.

Во взаимоотношениях СССР с социалистическими странами произошло несколько кризисов. Наиболее серьезный из них был вызван начавшимся в СССР процессом десталинизации и охватил в 1956 г. Польшу и Венгрию. В Польше советское руководство пошло на уступки, согласившись с программой реформ. В Венгрии в 1956 г. вспыхнуло антикоммунистическое и антисоветское восстание. После согласования со странами-участницами ОВД венгерское восстание было подавлено советскими войсками.

Десталинизация вызвала кризис в мировом коммунистическом движении. Авторитет западноевропейских компартий пошатнулся. Большое сокращение численности произошло в Итальянской коммунистической партии. Компартии Албании и Китая, напротив, не разделяли позицию критики и не поддержали разоблачение культа Сталина. Началась изоляция этих стран от мирового социалистического сообщества, формировались культы Мао Цзэдуна (Китай) и Э. Ходжи (Албания). В начале 60-х гг. советские специалисты были отозваны из Китая. СССР прекратил оказывать ему экономическую помощь и выслал китайских дипломатов из Москвы.

В отношениях с капиталистическими странами СССР сделал ряд инициативных предложений:

— объявил мораторий на ядерные испытания;

— в одностороннем порядке провел сокращение вооруженных сил;

— сократил и ликвидировал отдельные виды вооружений.

Активная внешнеполитическая деятельность Н. С. Хрущева, его многочисленные личные контакты с руководителями западного мира создавали возможность для поиска взаимопонимания. Особые надежды вселял визит Н. С. Хрущева в США в 1959 г. и намечавшийся на следующий год ответный визит президента Д. Эйзенхауэра в СССР.

Обострение экономических трудностей в СССР требовало отвлечения внимания народа на «внешнего врага». Весной 1960 г. над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет. Дипломатическая игра с расчетом подорвать престиж США и президента Д. Эйзенхауэра сорвала его ответный визит в СССР, а также встречу лидеров СССР, США, Великобритании и Франции в Париже. Начался новый виток конфронтации Востока и Запада.

Весной — летом 1961 г. в ГДР наступил политический кризис. Значительная часть населения начала открыто выступать за изменение политического строя страны. Через Западный Берлин оказывалась значительная финансовая помощь недовольным. В связи с этим правительство ГДР приняло решение возвести вокруг Западного Берлина стену; ее строительство только обострило международные противоречия.

Кульминации холодная война достигла осенью 1962 г., когда разразился карибский кризис. В 1959 г. на Кубе победила революция, к власти пришли антиамериканские силы во главе с Ф. Кастро. В 1962 г. СССР принял решение разместить на острове ракеты с ядерными боеголовками. США потребовали убрать ракеты с Кубы, в противном случае угрожали нанести по ракетам ядерный удар. В последний момент 22-27 октября 1962 г. благодаря прямым телефонным переговорам между президентом США Дж. Кеннеди и главой Правительства СССР Н. С. Хрущевым удалось предотвратить ядерную войну. В результате СССР вывез ядерные ракеты с Кубы. США обещали не предпринимать вторжения на остров и вывезли из Турции ракеты, нацеленные на СССР. После этой кульминации напряженности были достигнуты и позитивные сдвиги в международных отношениях. Был заключен московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в космосе, под водой и в атмосфере.

Последствия «холодной войны»

  1. Колоссальные затраты на вооружение.
  2. Поощрение научных исследований в области ядерной физики, космоса, электроники.
  3. Истощение советской экономики и снижение конкурентоспособности американской экономики.
  4. Восстановление экономических и политических позиций Западной Германии и Японии.

СССР в мировых и региональных кризисах

Внешняя политика СССР в брежневский период носила противоречивый характер. В 1969-1979 гг. произошла некоторая разрядка в международных отношениях. Разрядка характеризовалась отказом от политики соперничества и напряженности, от угрозы применения силы или накопления вооружений как средства воздействия на другие государства, а также укреплением взаимного доверия и взаимопонимания, разрешением споров и конфликтов мирными средствами, невмешательством во внутренние дела государств, развитием контактов в политической, экономической, культурной и научно-технической областях.

Важным событием мировой политики было Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее 30 июля — 1 августа 1975 г. Руководители 33 европейских государств, США и Канады подписали заключительный акт, в котором зафиксированы принципы стран — участниц совещания: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включающих свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Однако во второй половине 70-х гг. процесс разрядки затормозился. В 1979- 1985 гг. произошло новое обострение международных отношений, связанное с введением советских войск в Афганистан. Участие в Афганской войне привело к значительным жертвам и падению авторитета СССР в мире.

Афганская война позволила Западу усилить давление на СССР. В январе 1981 г. в США президентом был избран Р. Рейган, который выпустил тезисы о «советской военной угрозе». В марте 1983 г. Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ) — долгосрочной программой создания широкомасштабной противоракетной обороны с элементами космического базирования. Военно-политическое положение СССР ухудшилось, напряженность в мире возросла.

В период перестройки произошли изменения в области внешней политики. Новая внешнеполитическая концепция СССР получила название «новое политическое мышление».

М. С. Горбачев был главным инициатором нового политического курса. Он завоевал личный авторитет на международной арене, получил Нобелевскую премию мира.

Цели внешней политики СССР периода перестройки: снизить уровень конфронтации с капиталистическими странами; сократить расходы на гонку вооружений, ставшие для СССР непосильными.

Заключив соглашения о ракетах средней и малой дальности, СССР пошел на большие уступки, чем США. Были урегулированы региональные конфликты, выведены советские войска из Афганистана. Война в Афганистане стоила СССР 15 тыс. убитыми и 37 тыс. ранеными, была крайне непопулярна в народе, подрывала доверие к СССР в мире. В феврале 1988 г. М. С. Горбачев объявил о выводе войск, который продолжался с 15 мая 1988 г. по 15 февраля 1989 г.

После 1985 г. улучшились отношения с Китаем. В мае 1989 г. состоялся первый за 30 лет визит главы СССР в КНР.

Увеличилось также число контактов между СССР и странами Запада, расширились торговые связи, гуманитарные контакты между частными лицами. Отношения СССР с социалистическими странами в 1985-1988 гг. строились на тех же основах, что и ранее, однако в этих странах начались массовые антисоциалистические движения, приведшие к свержению социализма. Политические, экономические и военные связи между социалистическими странами нарушились, начался выход государств из Организации Варшавского Договора (ОВД). В марте 1991 г. ОВД была официально ликвидирована. В Европе остался только один военный блок — НАТО.

В 1985-1991 гг. произошли кардинальные изменения в международной обстановке: исчезла конфронтация Восток-Запад, перестал существовать социалистический лагерь, окончилась холодная война.

В конце 1990 — начале 1991 гг. СССР заключил соглашения со всеми восточноевропейскими странами о выводе из них советских войск. В октябре 1990 г. произошло объединение Германии.