Особенности детей с рас и рекомендации. Особые переводы Когнитивная поведенческая терапия

Многим детям ставят диагноз «Расстройство аутичного спектра» (РАС) в достаточно взрослом возрасте. Если подобное произошло с вашим ребенком, никогда не поздно начать терапевтические занятия. Опишем подробнее те возможности, которые вам доступны.

Общая информация

Многие типы занятий, разработанные для младших детей с РАС, также подходят и для детей постарше – мы прежде всего говорим о поведенческой терапии (англ. ABA от Applied Behavior Analysis)

Программы для старших детей и подростков должны принимать во внимание тот факт, что физический возраст ребенка и его развитее могут не совпадать – например, ребенку может быть тринадцать лет, но вести себя он будет как восьмилетний. Эти программы также должны:

  • Помочь ребенку преодолеть трудности полового созревания
  • Развить положительную самооценку
  • Помочь установить нормальные отношения с окружающими
  • Научить справляться с чувствами любви и сексуального желания
  • Научить переживать периоды депрессии и резких изменений настроения, которые свойственные подростковому возрасту.

Ниже мы подробнее описываем основные программы, которые стоит пройти вашему ребенку.

Кроме того, не стесняйтесь задумываться о вкладываемых в терапию финансовых средствах и вашем времени. Откровенно ответьте самому себе на два вопроса: есть ли надежные доказательства действенности этого вида терапии и этого терапевта? Подходит ли эта терапия сложившемуся в моей семье распорядку?

Чтобы найти терапевта в вашем городе, руководствуйтесь, прежде всего, специализированными сайтами и форумами в интернете и группами в социальных сетях.

Развитие социальных навыков

Развитие социальных навыков включает в себя обучение детей и подростков умению понимать и использовать такие невербальные каналы коммуникации как глазной контакт, позы и положения тела, тон голоса и выражение лица. Также это направление обучения помогает ребенку освоить такие приемы, как умение видеть мир глазами другого человека, решать проблемы, возникающие при контакте с окружающими, и понимать сложившиеся в общества нормы и правила.

Всему этому ваш ребенок может обучаться в группе или один на один с учителем или психологом. Некоторые программы включают в себя «полевые занятия», чтобы ребенок учился отрабатывать полученные знания на практике, в незнакомых местах, с незнакомыми людьми.

Программы также могут быть типовыми и индивидуальными для каждого из детей.

Читайте также Как помочь другим родителям распознать у ребенка аутизм

Когнитивная поведенческая терапия

Когнитивная поведенческая терапия (КПТ) основана на предположении, что наше мышление, чувства и поведение неразрывно связаны между собой. Исходя из этого, изменив образ мыслей можно изменить наши чувства и поведение в определенных ситуациях.

Например, не соответствующие реальности ожидания или заведомый антагонизм могут привести к разочарованию и/или конфликту, что повлияет на проявление агрессии к конкретным людям. Если заранее разъяснить ситуацию, то можно будет избежать агрессии или другого деструктивного поведения.

Например, ваш ребенок может искренне считать: «Никто меня не любит, и у меня никогда не будет друзей». Из-за этого он будет чувствовать одиночество и депрессию, что повлияет на его поведение. Он будет стремиться быть один и не использовать возможности для коммуникации с другими людьми.

КПТ может научить вашего ребенка способам замены негативных идей на другие — с большей позитивной окраской по отношению к миру и обществу. Например, альтернативной установкой может быть: «Сложно завести друзей, но я – хороший человек, и я буду продолжать свои попытки». Это поможет повысить самооценку ребенка и содействовать его социализации.

В рамках КПТ детей также учат расслабляться и управлять гневом и другими сильными эмоциями, что помогает снизить общую тревожность и раздражительность.

Рисунки и комиксы

Терапия, использующая рисунки, опирается на ведущий и самый сильный канал восприятия – визуальный (часто и у детей с РАС он особенно силен). Рисуя картинки и комиксы, дети превращают абстрактные идеи в конкретные ситуации, которые они способны понять и разрешить при помощи взрослого.

Например, вашего ребенка вызвали в кабинет директора из-за конфликта на перемене. Ребенок может нарисовать произошедшее в кабинете в виде комикса, а взрослый поможет ему лучше разобраться в сложившейся ситуации.

Моделирование

Моделирование основано на том, что взрослый или сверстник показывает ребенку, как правильно делать что-то или как вести себя в определенной ситуации. Эту манера поведения затем копируется ребенком. Моделирование может помочь в обучении ребенка многим навыкам, таким как общение (рукопожатия, махание на прощание, слова приветствия), самообслуживание (гигиена) и учеба в школе.

Для ребенка с расстройствами аутистического спектра характерны следующие особенности развития и поведения

  • трудности в общении, которые проявляются в потребности сохранения постоянства окружающего мира и стереотипности (бессмысленное, однообразное повторение) фраз, слов, движений, собственного поведения. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него тревогу, агрессию, либо самоагрессию;
  • ребенок не вступает в обычное для его возраста общение. Зрительное внимание чаще избирательно или фрагментарно (частично). Характерна непереносимость взгляда в глаза – «бегающий взгляд». Глаза видят правильно, но ребенок не уделяет этому внимания, смотрит «сквозь людей», «ходит мимо людей» и относится к ним как к неодушевленным носителям отдельных интересующих его свойств; не замечает никого вокруг, не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери;
  • выявляются нарушения концентрации (сосредоточения) внимания, его быстрая истощаемость. Бывают резкие колебания активного внимания, когда ребенок практически целиком выключается из ситуации;
  • все виды восприятия сопровождает чувство неприятного. С раннего детства у такого ребенка отмечается сенсорная и эмоциональная сверхчувствительность. Сначала эта чувствительность приводит к состоянию возбужденности. В дальнейшем внимание ребенка становится трудно привлечь, он не реагирует на обращения. Страхи искажают, деформируют предметность восприятия окружающего мира. Отсюда стремление к сохранению неизменности окружающей обстановки;
  • интеллектуальная недостаточность не является обязательной при раннем детском аутизме. Некоторые дети с ранним детским аутизмом имеют высокий интеллектуальный уровень. Такие дети нередко могут иметь хорошие интеллектуальные возможности, даже быть частично одаренными в различных областях. Однако, для их интеллектуальной деятельности в целом типичны нарушения целенаправленности, затруднения в концентрации внимания;
  • хорошо развита механическая память. Они быстро запоминают большие по объему стихи и рассказы, но плохо понимают их содержание, не умеют пользоваться заученными знаниями на практике;
  • содержание игр монотонно, поведение в них однообразно. Дети годами могут играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки, совершать одни и те же стереотипные действия (включать и выключать свет или воду и т.д.). Попытки взрослых прервать эти действия, часто безуспешны. Дошкольник не может играть со сверстниками, играет «рядом», но не вместе. Но, в то же время проявляет потребность в совместной игре, играя с детьми, формально следует правилам, с трудом учитывает обратную связь (как эмоциональную, так и сюжетную), чем и раздражают сверстников, а это, в свою очередь, усиливает неуверенность ребенка. Характерно предпочтение манипуляциям с неигровыми предметами, в том числе предметами домашнего обихода, не имеющими игровых функций (чулками, шнурками, ключами, катушками, палочками, бумажками и т.д.). Любимыми являются такие однообразные манипуляции, как пересыпание песка, переливание воды. Ребенок поглощён игрой, т.е. его трудно отвлечь от однообразных игровых действий. Монотонные игры могут продолжаться часами, без малейшего признака утомления;
  • уже в первые два года жизни достаточно выражены и специфичны речевые расстройства. Особенно характерным является слабость или отсутствие реакции на речь взрослого (не отзывается на обращения, не фиксирует взгляда на говорящем взрослом). Фразовая речь появляется от 1 года до 3 лет, но носит в основном комментирующий характер. Часто встречаются непроизвольное повторение звуков, слов и фраз, мутизм. Отсутствие местоимения «я». О себе говорят во втором и в третьем лице;
  • в моторике характерны вычурность движений (особая подпрыгивающая походка, бег на цыпочках, причудливые гримасы и позы). Движения лишены детской пластичности, неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированы, производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью (внешне ничем не мотивированные, неожиданные для окружающих движения: внезапно вздрагивает, вырывается и бежит, бесцельно хватает и бросает предметы, вдруг кусает кого-либо или ударяет без повода), склонность к гримасничанью, неожиданным и своеобразным жестам.

Если для Вашего ребенка характерны указанные черты, то он может посещать дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ) компенсирующего вида или инклюзивную группу ДОУ, группу при ППМС-центрах, группы кратковременного пребывания.

Аутичному ребенку, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение его тьютором (специалист) может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.

Уважаемые родители! Необходимо помнить, что Вашему ребенку трудно адаптироваться к новой ситуации, к дошкольному учреждению, ему легче в привычной, предсказуемой обстановке, поэтому он будет лучше вести себя на занятиях, чем на переменах. Темп и продуктивность деятельности очень неровные, поэтому ребенок нуждается в индивидуализации учебного плана.

Большую роль играет подбор эффективной медикаментозной терапии и своевременность лечения. Возможно использование техник игровой терапии, поведенческой терапии, такие формы терапевтического вмешательства, как, например, иппотерапия. Часто необходимо подключать медикаментозную терапию, которую может назначить и проводить исключительно врач-психиатр. Целесообразно четкое соблюдение режима дня, представленного в виде символов и пиктограмм, и упорядоченной предметно-пространственной образовательной среде.

Прогноз развития и адаптации такого ребенка зависит не столько от объективных факторов, сколько от его ресурсных возможностей, полностью зависит от формы и тяжести заболевания и определяется врачом-психиатром. При благоприятных обстоятельствах и оптимальных условиях ребенок может достаточно успешно окончить общеобразовательную школу.

  • Вашего ребенка необходимо вывозить на экскурсии в общественные места, такие как магазин, аптека, зоопарк, парикмахерская. Экскурсии вызывают эмоционально-чувственные переживания, что важно для Вашего ребенка.
  • Благодаря поддержке эмоционального режима становится возможным разметка времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость, совместное переживание с ребенком прожитого и планирование предстоящего создают в совокупности временную сетку, благодаря которой каждое сильное для ребенка впечатление оказывается не заполняющим собой все его жизненное пространство и время, но находит в ней какое-то ограниченную область. Тогда легче можно пережить то, что было в прошлом, подождать того, что будет в будущем.
  • Проговаривание подробностей прожитого дня, их закономерное чередование дает возможность более успешной регуляции поведения ребенка, чем попытки его внезапной организации — когда у мамы, например, появились время и силы.

Многие аутичные дети очень любят слушать музыку, неплохо воспринимают и понимают её, но не могут выполнять простые танцевальные движения, так как такие дети испытывают огромные трудности на всех уровнях организации моторного действия: нарушение тонуса, ритма, координации движения, распределения их в пространстве.

Поэтому Вашему ребенку возможно будет полезна специальная индивидуальная программа физического и музыкального развития, сочетающая приёмы работы в свободной, игровой и чётко структурированной форме.

Полезны занятия спортом, так как ребенок получает возможность усложнить своё понимание смысла происходящего, научиться понимать, что такое проигрыш, выигрыш, адекватно их переживать, учится взаимодействовать с другими детьми.

У ребенка часто страдает речь, особенно ее коммуникативная функция. На начальных этапах обучения работа по развитию речи должна быть направлена на создание предпосылок к развитию речи – интереса к окружающему, предметной деятельности, слухового внимания и восприятия.

  • Если Ваш ребенок без помощи взрослого не владеет жестами привлечения внимания, просьбы, отрицания, утверждения, радости, то необходимо проводить специальные занятия по формированию жестовой речи, по формированию своего «я».
  • Очень важными для ребенка являются занятия по ознакомлению с детской художественной литературой. Необходимо медленное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение заложенных в этих книгах, сказках, рассказах художественных образов людей, логики их жизни, отношений между людьми. Это способствует улучшению понимания себя и других, важно для социализации ребёнка, его эмоциональной стабилизации.
  • Стимуляция речевой активности на фоне эмоционального подъема. Взаимодействие с ребенком на фоне повышения его тонуса может значительно облегчить появление непроизвольного произношения слогов, слов, предложений. Ребенком скорее подхватываются отдельные междометия, восклицания, но эмоционально произнесенные взрослым. Например, при выдувании мыльных пузырей – бульканье (буль-буль-буль), реплики (еще, хлоп, лети, лови-лови); при игре с водой – кап-кап, плюх; при раскачивании малыша на качелях – кач-кач, на лошадке-качалке – но-о, иго-го, скачи, изображение цоканья копыт и т.п.

Воспроизведенные ребенком слова или их обрывки необходимо усилить своим повторением, добавляя еще понемногу новые слова (но-о, лошадка, скачи быстрей и т. п.).

  • Когда малыш находится в состоянии эмоционального подъема, следует произносить за него реплики, которые подходят к ситуации по смыслу, даже если он молчит. Например, если ему очень чего-то хочется и понятно, чего, и он тянет ручку в нужном направлении, надо сказать за него: «Дай мне», «Открой»; если он бежит к маме, воодушевленный, с каким-то предметом или игрушкой в руках: «Мама, смотри»; если собрался прыгнуть со стола: «Лови меня» и т.д.
  • Известно, что помощником взрослого, пытающегося наладить взаимодействие с ребенком, может выступать, прежде всего, ритмическая организация воздействий.
  • Для повышения эмоционального тонуса ребенка рекомендуется использовать приятные для него сенсорные впечатления, положительные, сильные переживания. Для этого, конечно, надо хорошо знать конкретные пристрастия Вашего ребенка, его особые интересы, а также то, что может вызвать его неудовольствие, страх.
  • Необходимо проводить работу и по развитию продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Начинать надо с воспитания интереса к данным видам деятельности, заинтересованности в её процессе и в результате. Вы должны лепить, рисовать, строить из кубиков, выполнять аппликацию на глазах у Вашего ребёнка, потом совместно, а потом по образцу, вместе с ним обыгрывать постройки и поделки.
  • Советуем рационально использовать те предметы и игрушки, которые вызывают у Вашего ребёнка интерес и особый эмоциональный отклик. Необходимо проводить различные игры, упражнения по знакомству с изобразительными материалами (краски, пластилин, мелки, карандаши).
  • Начинать обучение игре необходимо с самых простых действий с игрушками. Вам следует играть вместе с ребенком (качать, катать куклу в коляске, кормить, уложить спать и т.д.). Совершая вместе с ребенком эти действия, Вы должны обращать внимание на их последовательность. Игра может открыть доступ к сердцу ребенка, вызвать у него желание познать окружающий мир.
  • Помните эмоционально насыщенные ритмические игры и движения нередко уменьшают двигательные расстройства (насильственные подпрыгивания, раскачивания и т. д.). Но прежде чем включить в ситуацию игры новые раздражители, необходимо выяснить, что ребенку неприятно – свет или яркие краски и т.д., и оградить его от их воздействий, необходимо произвести ревизию привычных вещей и игрушек и удалить те из них, которые вызывают отрицательную эмоциональную реакцию либо страхи.
  • Проводите с ребенком различные подвижные игры. В этих играх ребенок может заявить о себе (криком, смехом). Ребенок в таких играх познает себя через объект и при помощи объекта в движении и во времени.
  • Ребенка необходимо учить самообслуживанию. Главная роль здесь принадлежит Вам. Ребенок часто с трудом усваивает последовательность выполнения навыков самообслуживания, поэтому необходимо всячески поддерживать стремление ребенка к самостоятельности, учить аккуратно есть, одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом, учить выполнять отдельные поручения по уходу за животными и растениями.
  • От ребенка невозможно ожидать быстрого результата. Он длительное время поглощают информацию. Иногда результат работы может проявиться через несколько месяцев, а может и через год — два. Помните, что ребенок легко пресыщается даже приятными впечатлениями, часто действительно не может ждать обещанного, беспомощен в ситуации выбора. Это не должно Вас пугать.

(РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична.

Этиология аутизма

До сих пор точная природа появления РАС не выяснена до конца. Некоторые специалисты считают, что большую роль в возникновении играет генетическая предрасположенность. Доказано, что химические реакции в мозгу у аутистов протекают несколько иначе, чем у других. Различные негативные воздействия в пренатальный период могут спровоцировать развитие РАС, но научно это не доказано.

Симптоматика РАС

Некоторые специалисты считают, что первые признаки аутизма можно увидеть у ребёнка до года, но нет единого мнения, можно ли считать их симптомами аутистического расстройства. Наиболее заметными особенности детей с РАС становятся после года. Ниже перечислены признаки, которые уже можно заметить у малыша, чтобы родители смогли вовремя обратиться к специалисту:

  • ребёнок никак не реагирует на появление мамы, не узнаёт знакомых ему людей, не улыбается;
  • трудности при кормлении грудью;
  • с малышом очень трудно установить зрительный контакт: он смотрит как бы "сквозь" людей;
  • дети с РАС пугаются любых шумных электроприборов, например пылесоса;
  • малыши часто имеют проблемы со сном: они находятся в бодрствующем состоянии, глаза их открыты, но они не спят и не капризничают;
  • при попытке взять таких детей на руки, малыши начинают выгибать спину так, что их становится трудно прижать к груди.

Все эти признаки могут появиться у малыша в возрасте 3 месяцев, но ни один врач не поставит в таком возрасте диагноз "аутизм", потому что ещё идёт процесс формирования режима дня, познавательной деятельности. В старшем возрасте у малыша появляются более характерные и явные признаки РАС:

  • монотонные движения;
  • отсутствие интереса к окружающим людям, нежелание контактировать с окружающими;
  • если происходит смена обстановки, ребёнок пугается и сильно нервничает;
  • малыши с трудом осваивают навыки самообслуживания;
  • ребёнок не играет в сюжетно-ролевые игры;
  • длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного звука или слова.

Следует отметить, что для маленьких аутистов такое поведение абсолютно нормально, они не чувствуют никакого дискомфорта. Часто аутизм родители ошибочно принимают за проблемы со слухом, потому что поводом для похода к специалисту является жалоба на сниженный слух либо подозрение на глухоту. Как же связано восприятие звуков и аутизм?

У родителей возникает подозрение на снижение слуховых возможностей, потому что ребёнок не откликается, когда его зовут, никак не реагирует на громкие звуки. На самом деле никаких проблем со слухом у детей нет, просто они живут в собственном мире и не считают нужным реагировать на внешние раздражители до того момента, пока они не начинают причинять малышу дискомфорт.

Проявление РАС в дошкольном возрасте

Развитие детей с РАС отличается от других ребят. У них отмечаются нарушения в следующих сферах:

  • Коммуникации. Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родным и близким. Не играет с другими детьми, не любит, когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдаётся неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы), а излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Да, они могут принимать участие в играх с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве.
  • Речевая сфера. Взаимодействие с обществом не может не отразиться на развитии речи ребёнка. Кроме того, что маленькие аутисты не обращают внимания на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 года до 3 лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми). Частым поводом для консультации у логопеда является мутизм у ребёнка - отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение "я": о себе они говорят во втором и третьем лице.

  • Моторика - нарушения в движениях не является показательными признаками РАС, потому что у одних движения могут быть прекрасно развиты, а у других будет заметно отставание от нормы. Дети могут неверно оценивать расстояние до предмета, что может быть причиной моторной неловкости. Могут ходить на цыпочках, из-за возможных проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице. Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами, невозможность кататься на велосипеде. Но такая моторная неуклюжесть и нарушения в координации могут сочетаться с удивительным равновесием. Из-за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация (повышенное и неконтролируемое слюноотделение).
  • Обязательно, на что всегда обращают внимание специалисты для постановки диагноза, это поведенческие расстройства. Дети могут долго смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками. Любят, когда всё находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то идёт не так, как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразить свои эмоции.
  • Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Что касается интеллектуальной деятельности, то некоторые малыши-аутисты могут иметь очень высокий для своего возраста интеллект, даже быть одарёнными в какой-то области. Обычно про таких детей говорят, что они "индиго". А у некоторых может быть снижена интеллектуальная деятельность. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен, отмечается нарушением концентрации внимания.

Сопровождение детей с РАС

Если по результатам обследования ребёнку поставлен диагноз "аутизм", то у него есть возможность посещать дошкольное учреждение компенсирующего вида или инклюзивную группу в детском саду или группу, находящуюся при психолого-педагогическом медико-социальном центре или же в группах кратковременного пребывания. В связи с тем, что ребёнку, страдающему РАС, трудно устанавливать контакт с окружающими, он теряется в незнакомой обстановке, необходимо, чтобы с ним находился тьютор, который бы помогал ему социализироваться.

Пребывание детей с РАС в детском саду

Главная цель разработки программ для детей с РАС в ДОУ - это их интеграция в общество, чтобы они имели равные права вместе с другими детьми. Малыши, которые посещали дошкольное учреждение, потом гораздо легче адаптируются к новым условиям и находят контакт с окружающими.

При построении коррекционной работы с такими детьми нужно использовать комплексный подход - это педагогическая, психологическая и медицинская помощь маленьким "аутятам". Для успешной реализации программы необходимо установить эмоциональный контакт с малышом. Ребёнку создаётся комфортная среда пребывания, исключающая недоступные ему способы взаимодействия с миром.

Также работники ДОУ организуют социально правильные способы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда детского сада должна учитывать особенности развития маленького аутиста, его интересы и компенсировать имеющиеся у него нарушения. Желательно, чтобы в учреждении была сенсорная комната, потому что она позволяет расслабить нервную систему, воздействует на сенсорные органы, у ребёнка появляется чувство защищённости и спокойствия.

Дети с РАС в школе

Наверное, один из самых важных и непростых вопросов, который возникает перед родителями особенного ребёнка, - это его дальнейшее обучение. Как таковых, специализированных школьных учреждений для детей с аутизмом нет, всё будет зависеть от того, что решит ПМПК: если у ребёнка имеются нарушения интеллекта, могут рекомендовать обучение в школе 8-го вида. Если имеются тяжёлые речевые нарушения, то речевые школы. Но нередко таким детям разрешается обучение в обычной массовой школе.

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок обучался в массовом учреждении для успешной социализации в дальнейшем. Сейчас, когда всё общество пытается интегрировать особенных деток в социум, создаются специальные классы в обычных школах, но всё-таки не во всех. Почему же ребёнку трудно адаптироваться к школьным условиям?

  1. Недостаточная компетентность педагогов. Большинство учителей просто не знают, как вести себя с такими детьми, потому что не знают всей специфики РАС. Решается данная проблема путём повышения квалификации кадров.
  2. Большая наполняемость в классах. Аутичному ребёнку, который всячески избегает общения, очень тяжело учиться в таких условиях.
  3. Распорядок дня и школьные правила - детям придётся привыкать к новым условиям, что таким ребятам сделать непросто.

Как и в детском саду, главными задачами обучения детей с РАС является максимальная интеграция его в общество и воспитание адекватного к нему отношения со стороны сверстников. Учитель должен познакомиться с особенным ребёнком и его семьёй до начала учебного года, чтобы узнать его особенности и наладить контакт.

В школе нужно будет не только реализовывать учебную программу, но и воспитывать в школьнике с РАС определенное поведение: в классе у него должно быть постоянное место и место, где он может отдыхать. Педагог должен сформировать в детском коллективе адекватное восприятие сверстника с особыми потребностями в развитии путём различных бесед, в которых бы раскрывалась тема индивидуальности.

АОП для детей с РАС

Конечно, рекомендация к посещению массовых детских садов и школ не означает, что в воспитательном и образовательном процессах не будут учитываться особенности этих детей. Для них составляется пишется адаптированная образовательная программа (АОП), в которой раскрывается содержание коррекционных занятий. В педагогическом штате обязательно наличие логопеда, дефектолога и психолога, потому что основной подход в коррекционной работе комплексный.

РАС подразумевают:

  • постепенное включение детей в процесс обучения;
  • создание специальных условий;
  • оказание психолого-педагогической поддержки семье;
  • формирование социальных и культурных ценностей;
  • охрана физического и психического здоровья ребёнка;
  • обеспечение вариативности образовательных программ и содержания занятий;
  • максимальная интеграция воспитанников с РАС в общество.

Разработка такой программы значительно облегчает процесс обучения ребёнка с РАС, потому что при её составлении учитываются особенности развития таких детей, создаётся индивидуальная программа обучения. С аутичных воспитанников нельзя требовать того же быстрого усвоения материала, как с других, большую роль играет психологическая обстановка, т. к. для них очень важно чувствовать себя комфортно в новых условиях. АОП позволяют аутичным ребятам получать необходимые знания и интегрироваться в общество.

Работа с особенными детьми

Коррекционная работа с детьми с РАС подразумевает совместную дефектолога, психолога, воспитателей и учителей, а также активное взаимодействие с родителями. Конечно, оставлять таких детей на весь день одних на новом месте нельзя - нужно постепенно увеличивать его времяпребывание в учреждении и сокращать время присутствия родителей.

Лучше всего, если педагог будет начинать занятие или заканчивать его определённым ритуалом, необходимо исключить все яркие предметы, которые могут вызывать негативную реакцию ребёнка. Педагоги должны носить одежду спокойных тонов, желательно исключить использование духов. У ребёнка должно быть постоянное его личное рабочее место, все вещи должны всегда быть на своих местах. Участники образовательного процесса должны следовать определённому распорядку. Малейшее выбивание из графика или изменение в обстановке может вызвать у аутичных детей стресс.

Такие мелочи очень важны для успешной коррекции дефекта, потому создают положительный эмоциональный фон у ребёнка. На занятиях очень важно создание ситуации успеха, постоянное поощрение, стимулирование, т. к. усвоение знаний у них тесно взаимосвязано с личной заинтересованностью. Ребёнку нужно помогать при возникновении затруднений, во время занятий обязательно использование различной наглядности.

Хорошее влияние на детей с аутизмом оказывает совместная работа в паре. Это делается не на начальном этапе обучения, а когда ребёнок уже освоится в новой обстановке. Такой вид работы позволяет эффективнее ввести ребёнка в общество. Психолог корректирует негативные установки ребёнка, работает с аффективной стороной дефекта, помогает адаптироваться малышу и его родителям. Логопед занимается преодолением мутизма, логофобии, создаёт мотивацию для общения и корригирует речевые недостатки. Дефектолог занимается коррекцией эмоционально-волевой сферы и развитием высших психических функций.

Если ребёнку поставлен - это не значит, что ему нельзя посещать образовательное учреждение. При правильном подходе, индивидуально подобранной программе малыш сможет получить все знания, как и остальные дети.

Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребёнка соблюдали следующие рекомендации:

  1. Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям.
  2. Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры.
  3. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности.
  4. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребёнка.
  5. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша.
  6. Посещать занятия со специалистами.
  7. За любой успех ребёнка надо поощрять.
  8. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.

Перспективы детей с РАС

Что же ждёт в дальнейшем ребёнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всё зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа.

С РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.

Приветствую вас, дорогие коллеги и посетители моего блога, с вами Татьяна Сухих! Во и пролетели новогодние праздники, и давно уже пора взяться за серьезные темы, которые будут полезны воспитателям, работающим или планирующим работать с детьми, у которых поставлен диагноз РАС. Сегодня попробую вкратце дать описание этой болезни, чтобы вы имели представление о ее особенностях и о важности кропотливой работы с воспитанниками с таким диагнозом.

Предлагаю вашему вниманию первую статью по тематике расстройств аутического спектра (РАС) у детей. Именно такая расшифровка диагноза РАС. Впереди еще целая серия статей, включая воспитание детей с подобным диагнозом в ДОУ, их сопровождение, обучение, развитие, а также образовательные программы.

Расстройства аутического спектра подразумевают нарушения развития центральной нервной системы, причем, диагноз имеет достаточно заметные проявления уже в раннем возрасте, поэтому его постановка не составляет труда. Причины заболевания пока не выяснены, поэтому невозможно с точностью сказать, что привело к его развитию.

По предположениям ученых природа подобных расстройств может скрываться в генетических особенностях, а также возникнуть вследствие неблагоприятных факторов, которые влияли на ребенка во время беременности матери.

Часто признаки заболевания можно выявить еще до возраста 1 года, но не всегда они могут на 100% свидетельствовать о заболевании РАС. Однако уже после года при наблюдении определенных симптомов родители должны насторожиться: отсутствие контакта с людьми, боязнь шумных электроприборов, проблемы со сном, нейтральное отношение к матери, когда малыш ей не улыбается, монотонные движение, отсутствие навыков самообслуживания.

Такие дети живут в своем особенном мире, и им в нем достаточно комфортно. Педагогам же предстоит хорошо подготовиться, чтобы наладить контакт с детьми и найти к ним правильный подход. Для повышения уровня своей квалификации рекомендую принять участие в следующих оффлайн-вебинарах:

  • «Оценка и формирование социально-коммуникативных и учебных навыков у детей с РАС» ;
  • «Современное специальное образование: отечественный и зарубежный опыт работы с детьми с РАС» ;
  • «Профессиональные компетенции специалистов, работающих с детьми с РАС в общеобразовательном учреждении» + спецпредложение на пополнение личного счета.

Также в помощь педагогам прекрасное методическое пособие «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» .

Особенности развития детей в дошкольном возрасте

Диагноз РАС у ребенка в дошкольном возрасте - это повод повышенного внимания к нему.


Прежде всего, такие малыши необщительны. Они не присоединяются к играм других и не впускают сверстников в свои игры.

Предпочитают монотонные игры, например, переливание воды или пересыпание песка, в то время как сюжетно-ролевые игры у них не приняты.

Дети практически не реагируют на маму, на других родных и близких.

Что касается речи, то она начинается появляться в период между 1-3 годами, причем, речь не полноценная, а фразовая, чаще всего повторение фраз других людей, что происходит непроизвольно.

Моторика может быть как прекрасно развита, так и могут наблюдаться отклонения. Часто они неправильно оценивают расстояние до предметов, могут ходить на цыпочках, наблюдаются трудности при езде на велосипеде.

Длительное разглядывание одного предмета, расстройства в тех ситуациях, когда вещи переставлены местами и не находятся на привычных местах,

Память развита хорошо, но понимание смысла сказок может отсутствовать. При этом уровень развития интеллекта может быть достаточно высоким, но не всегда. Во время обучения наблюдается нарушение концентрации внимания.