Тема: сравнение предметов по размеру, цвету. Коррекционное занятие «Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету
33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.
При формировании представлений о величине предметов используется специальный дидактический материал.
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ для сравнения достаточно взять два предмета , предлагая детям определить как абсолютную (длинный - короткий), так и относительную величину (длиннее - короче).
Основное требование к дидактическому материалу в этой группе - сравниваемое свойство должно быть ярко выражено и реально характеризовать предмет.
На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы , постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как длинные - короткие, длиннее - короче ; разной ширины - широкие - узкие, шире - уже и т.д.
Следует учитывать, что разный цвет позволяет выделить величину , поэтому сначала нужно предлагать для сравнения разноцветные предметы .
На каждом занятии следует предоставлять детям возможность действовать с раздаточным материалом (полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наоборот, разной ширины при равной длине; тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т. п.). Действия с раздаточным материалом обеспечивают возможность всестороннего обследования предметов каждым ребенком .
Обучение детей второй младшей группы ведут постепенно .
Вначале ребят учат при сравнении двух плоских предметов показывать и называть длину как наиболее легко выделяемую протяженность, затем другие измерения.
Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3-4 занятиях.
Исходным в работе с малышами является обследование - специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.
Положительный эффект дает применение таких приемов обследования , как показ длины, ширины и т.д.:
проведение пальцем по указанной протяженности,
«измерение» разведенными пальцами или руками,
сравнение разных признаков величины путем приложения или наложения.
Обследование дает возможность установить направление каждой конкретной протяженности , что имеет существенное значение для их различия.
Дети узнают, что
при показе длины рука движется слева направо, вдоль предмета,
показывая ширину, рука движется поперек предмета,
высота показывается снизу вверх или сверху вниз,
толщину показывают разведенными пальцами и степень разведения зависит от толщины предмета,
толщина округлых предметов показывается путем обхвата их.
Показ обследуемого признака величины нужно повторять 2-3 раза, каждый раз несколько смещая линию движения, чтобы дети не соотнесли данный признак с какой-либо одной линией или стороной предмета.
Учитывая тот факт, что в процессе познания действия всегда должны сопровождаться словом , необходимо называть обследуемые признаки величины . Первоначально это делает воспитатель, а затем требует осмысленного употребления детьми слов длина, ширина, высота, толщина .
Большое значение придается обучению младших дошкольников способам сравнения : приложению и наложению . При наложении или приложении сравниваемые предметы подравнивают с одного края (лучше с левого) или ставят рядом на одну плоскость, если сравнивают по высоте.
Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, например, задания :
из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную или, наоборот, короткую;
детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;
нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;
найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.
Воспитатель, проверяет, как дети выполняют задания, предлагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяснить, почему именно этот предмет они выбрали.
В процессе этих упражнений у детей
развивается глазомер,
накапливается опыт в умении различать размерные отношения, который значительно расширяет чувственную основу знаний;
обогащается и совершенствуется речь ребенка за счет использования при обозначении величины предметов соответствующих слов, постепенно детям становятся доступными такие ответы: «Это короткий брусок»; «Кукла долго идет в свой домик, потому что дорожка длинная»; «Я показал ширину узкой ленты» и т.п.
Необходимо учить детей называть размер предметов, сопоставляя и противопоставляя их друг другу : «Красная лента короче синей, а синяя длиннее красной, верхняя коробка уже нижней, а нижняя шире верхней, зеленый карандаш толще желтого, а желтый тоньше зеленого». Опознание самих протяженностей вполне доступно маленьким детям, но главное заключается в том, чтобы отдифференцировать точность их названий, а это полностью зависит от воспитательной работы, проводимой с детьми.
Большое место в работе с маленькими детьми должно быть отведено игровым ситуациям . Например: «Посадим мишек на скамейки» (на длинную - много, на короткую - одного). «Поставим машины в гаражи» (широкие - узкие, высокие - низкие). «Кто быстрее придет в свой домик?» (длинная - короткая дорожка). «Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам».
Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару».
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ учат сравнивать три - пять предметов, менее контрастных по размеру .
При этом дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая) не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений.
Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьшается от 5 до 2 см .
Сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом , а затем по правилу (начинай с самого длинного бруска и т. п.).
Создавая на глазах у детей образец ряда предметов и рассматривая его , воспитатель обращает внимание на последовательное расположение предметов, направление ряда (восходящее или нисходящее), постоянную разницу между двумя смежными предметами. Поскольку выявление последней часто затрудняет детей, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (меткой) или другим цветом «лишний кусочек» у каждого последующего элемента по сравнению с предыдущим.
Анализ образца - эффективный прием обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств.
Правило выбора - выбирай каждый раз из всех полосок самую длинную или самую короткую - также служит средством построения упорядоченного ряда . Оно определяет
последовательность действий - практическое или зрительное сопоставление элементов
выбор нужного действия.
Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, самостоятельно, в результате выполнения задания.
Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду , так дети учатся понимать, что оценка размера предмета носит относительный характер .
Здесь так же, как и в младшей группе, широко используются игровые ситуации : «Построим лесенку», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой ступеньке петушок?» и т. п.
В средней группе детей учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно (ленты равной длины, но разной ширины и т. п.).
Далее следует перейти к формированию представлений о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов, занимающих относительно постоянное положение в пространстве (например, предметы мебели), а затем и у других предметов (деталей строительного материала, конструктивных поделок и т. п.).
Выделение и определение трех измерений проводят при сравнении предметов разного объема . В результате дети приходят к заключению, что большими или меньшими предметы называются в зависимости от размера всех трех измерений.
Предварительная работа
Когда дети научатся выделять и сравнивать разные параметры величины предметов при резкой контрастности их размеров, объясняем, что в тех случаях, когда на глаз сравнить нельзя, применяется способ приложения и наложения.
Методика обучения
Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение).
Дети примеривают пальто, кофту. Выясняют, что вещи меряют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера (наложение).
Воспитатель объясняет, что, меряясь ростом и меряя одежду, дети сравнивают предметы по размеру способами приложения и наложения.
Затем детям предлагается сравнить, например, полоски, немного различающиеся по длине. Совместно с детьми формулируется правило и проговаривается сначала при помощи воспитателя, затем самостоятельно.
Одна полоска прикладывается к другой (если цвет одинаковый) (рис. 20) или накладывается на другую (если цвет разный) так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали. Если при этом другой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а другая - короче. Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.
Замечание: правило для сравнения ширины аналогично. Только необходимо подравнять полоски обычно по нижней стороне.
Для сравнения высоты предметы необходимо поставить рядом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим.
«Ателье»;
«Мастерская»;
«Найди пару»;
«Магазин»;
«Соберем домик» и др.
Методика работы по развитию глазомера (задача 4)
Вся предыдущая работа оказывает влияние на развитие глазомера ребенка. С детьми средней группы полезно проводить специфические упражнения для развития глазомера.
Фрагмент:
Наглядный материал : на столе много разных полосок, на фланелеграфе образец.
Ил и: образец у каждого ребенка на парте, на фланелеграфе много полосок.
Посмотри на полоску-образец, запомни длину.
Найди такую же по длине.
Образец воспринимается только зрительно и остается на месте. После выполнения задания дети проверяют правильность своего выбора способом приложения или наложения.
Замечание : аналогичные упражнения проводятся с шириной и высотой.
Усложнения
1. Количество полосок, из которых выбирают, увеличивается от 2 до 5 (в старших группах до 10).
2. Уменьшается контрастность размеров.
3. Даются задания на сравнение величины по представлению:
Что выше у нас на участке забор или беседка?
Что длиннее: дорога до беседки или до ворот?
Назови два предмета, про которые можно сказать, что один толще другого.
Дидактические игры
«Подбери пары лыж»;
«Сбор фруктов»;
«Дополни предложение» («Дуб толще...») и др.
Методика обучения раскладыванию предметов в убывающем и возрастающем порядке по размеру (выкладыванию сериационных рядов) (задача 5)
Предварительная работа
После формирования навыков сравнения размеров предметов на глаз и способами приложения и наложения тренируем в выкладывании сериационных рядов.
Особенности наглядного материала
Наборы одинаковых предметов, различающихся только одним параметром. Как усложнение можно впоследствии работать с предметами, различающимися цветом, двумя-тремя параметрами.
Например: наборы полосок (10 штук) одинаковой ширины (около 2 см), разной длины (примерно 5-25 см с разницей около 2 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные.
Это пособие универсально. Его можно использовать при решении различных программных задач, выбирая нужное количество полосок необходимого размера.
Аналогично:
Наборы полосок (10 штук) одинаковой длины (около 20 см) разной ширины (примерно 1-6 см с разницей около 0,5 см), одного и разного цвета, демонстрационные и раздаточные.
Наборы предметов (10 штук) одинаковых по всем параметр рам кроме высоты, демонстрационные и раздаточные.
Методика обучения
Последовательность работы: величина -» длина ~> ширина -» высота -» толщина -» величина
Сначала детям предлагаем самостоятельно выложить нужную последовательность. Обсуждаем, как они это делали, и формулируем правило сериации. Если дети затрудняются в выполнении задания, можно сначала познакомить их с правилом, а затем тренировать в его выполнении и проговаривании.
Примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине:
1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить,
2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить под первой, подравнивая левый край.
3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длинную и ставить в ряд.
4. Положить последнюю полоску.
Замечание: при выборе обсуждаем относительность величины:
Полоска, выбранная как самая длинная из оставшихся, оказалась самой короткой из отложенных.
Сравни соседние полоски.
Красная длиннее желтой, но короче синей (А < В, но А> С).
Показываем транзитивность отношений «больше - меньше», «длиннее - короче», «шире - уже», «выше - ниже», «толще - тоньше»:
Если красная полоска длиннее синей, а синяя длиннее желтой, то красная длиннее желтой (А<В и В<С=> =>А< С).
Усложнения
1. Начинаем с трех предметов (с младшими дошкольниками), затем даем 5 предметов (в средней группе), потом до 10 предметов (в старшей группе).
2. Уменьшаем контрастность величины.
3. Вводим разный цвет, форму и другие признаки: «Расставь фигуры в ряд по возрастающей величине»
4. Предлагаем упражнения, в которых надо восстанавливать (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке.
5. Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (ленты по длине и ширине).
6. Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра.
7. Детям подготовительной группы можно предложить нарисовать на листе бумаги в клетку, как они будут работать (спланировать свои действия).
Дидактические игры
«Чья коробочка?» («У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Надо все игрушки положить по коробочкам. Кто больше всех? Кто меньше всех? Что ты можешь сказать про утенка? Поместится ли курочка в коробку цыпленка? А поместится ли цыпленок в коробку курочки? ...»);
«Три медведя», «Палочки в ряд», «Ступеньки», «Сломанная лестница»;
«Кто выше ростом?» (Дается задание по представлению, затем можно проверить правильность, используя наглядность: «Петя выше Саши, Саша выше Даши. Кто самый высокий?...»).
Одна из мыслит, операций, состоит в сопоставлении познаваемых объектов по нек рому основанию с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью С. выявляются количеств, и качеств, характеристики предметов, устанавливаются связи между… … Российская педагогическая энциклопедия
ОТНОШЕНИЕ - в логике то, что в отличие от свойства характеризует не отдельный предмет, а пару, тройку и т.д. предметов. Традиционная логика не рассматривала О.; в современной логике О. пропозициональная функция от двух или большего числа переменных. Бинарным … Философская энциклопедия
Тест академических способностей (scholastic aptitude test) - Т. а. с. (SAT) представляет собой трехчасовой по продолжительности тест в формате множественного выбора, измеряющий вербальные и мат. способности, важные для успешного обучения в колледже. Все действующие формы SAT, предназначенные для… … Психологическая энциклопедия
МЕТОДОЛОГИЯ ДЕДУКТИВНЫХ НАУК - методология наук, в которых используется по преимуществу или даже единственно дедуктивная аргументация. Отличительной особенностью дедуктивных теорий является возможность логического вывода большей части их содержания из небольшого числа исходных … Философская энциклопедия
Отношение - по одна из основных логико философских категорий, отражающая способ (род) бытия (и познания). Звучит достаточно невразумительно. Читаем дальше: Понятие об отношении возникает как результат сравнения любых двух предметов (называемых субъектами … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
Классический объект пояса Койпера - Сравнение орбит крупнейших кьюбивано (синие) и крупнейших плутино (красные) (c H<4,5). По горизонтальной оси размер большо … Википедия
Коэффициент корреляции - (Correlation coefficient) Коэффициент корреляции это статистический показатель зависимости двух случайных величин Определение коэффициента корреляции, виды коэффициентов корреляции, свойства коэффициента корреляции, вычисление и применение… … Энциклопедия инвестора
Листинг - (Listing) Листинг это совокупность процедур по допуску ценных бумаг к обращению на фондовой бирже Определение листинга, преимущества и недостатки листинга, виды листинга, этапы процедуры листинга, котировальный список листинга, делистинг… … Энциклопедия инвестора
Банк Японии - (Bank of Japan) Банк Японии это центральный банк Японии целью которого является обеспечение ценовой стабильности и стабильности финансовой системы Японии Банк Японии: денежная система Японии, закон о национальных банках, возникновение банковской… … Энциклопедия инвестора
КОЛИЧЕСТВО - филос. категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собою, во вторых,… … Философская энциклопедия
Вселенная - Крупномасштабная структура Вселенной как она выглядит в инфракрасных лучах с длиной волны 2,2 мкм 1 600 000 галактик, зарегистри … Википедия
Книги
- Комплект демонстрационных таблиц по математике "Считалочка" . 3-4 года , . Учебный альбом из 8 листов и 16 карточек. Таблицы отпечатаны на полиграфическом картоне плотностью 250 гр./м 2, форматом 68x98 см. Красочность 4+0, одностороннее мелование. Вкомплект входит… Купить за 2297 руб
- Веселая математика для детей 3-4 лет. Счет и сравнение , Юрченко Ольга. Дорогие родители, в ваших руках набор карточек с веселыми играми и заданиями, которые не только научат ребенка считать и решать несложные математические задачи, нои с ранних лет привьют ему…
Тема: «Сравнение предметов по величине (одинаковые, равные по величине).
Цель:
Формирование умения выделять из группы предметов один,
определённого свойства.
Задачи: 1. Развивать умение сравнивать предметы по размерам: большой –
маленький.
2. Способствовать развитию психических процессов: памяти, мышления, внимания.
3. Воспитывать положительную учебную мотивацию, познавательный интерес к предмету.
Оборудование: индивидуальные предметные множества, игрушки, портфель, школьные принадлежности, счётный материал, шаблоны кругов.
Ход урока
I . Организационный момент. Сообщение темы, цели и задач урока.
Беседа о сегодняшнем дне.
Какое время года?
Какой месяц?
Какая сегодня погода?
Назовите цвета?
II . Устный счёт.
Дидактическая игра : « Волшебные яблочки ».
Цель: счёт предметов, сравнение по цвету и по множеству.
III . Повторение пройденного материала.
Сегодня к нам на урок пришел гость, вы его хорошо знаете. Чтобы его узнать, кто пришёл к нам в гости, отгадайте загадку.
Загадка:
Деревянный человечек
С очень длинным носом.
Он принёс нам свой портфельчик
И задаст вопросы.
Вопросы и задания от Буратино:
1. Как вы думаете, что лежит в портфеле?
2 . Как, одним словом назвать все предметы? (школьные принадлежности).
3 . Выбери предметы похожие на круг.
4 . Разложи все круги по образцу, показанному на доске (работа с индивидуальными предметными множествами).
VI . Изучение нового материала:
1.Работа с индивидуальными предметными множествами.
Выберите самое большое яблоко.
Выберите самый большой огурец.
Выберите самый большой помидор.
Выберите самый маленький грибок.
Выберите самую маленькую шишку.
Сколько всего огурцов?
Сколько всего помидоров?
Чего больше?
Чего меньше?
Как сделать, чтобы стало поровну?
2.Работа по учебнику: страница 8, з адание № 1. №3
Назовите предметы, изображённые на картинке.
Назовите одним словом предметы, изображённые на рисунке
Страница9, задание №4.
Назови животных, сравни их по величине.
Покажите самого большого и самого маленького слона. Какие слоны одинаковые по размеру?
Страница 10, задание № 7
- Сравните рисунки по цвету и величине.
3. Работа со счетным материалом.
На доске яблоки и груши. – Чего больше, яблок или груш? Что нужно сделать, чтобы их стало одинаковое количество? Что нужно сделать, чтобы груш стало меньше чем яблок?
Динамическая пауза.
« Раз» - подняться, подтянуться!
« Два» - согнуться, разогнуться!
« Три» - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
« Четыре»- руки шире!
« Пять»- руками помахать.
« Шесть» за парту тихо сесть.
V . Закрепление пройденного материала.
1. Работа в тетрадях.
Что нарисовано в тетради?
Какие яблоки нарисованы на первой строчке? (большие)
Какие яблоки нарисованы на второй строчке? (маленькие).
Задание:
Раскрасьте большие яблоки зелёным карандашом.
Раскрасьте маленькие яблоки красным карандашом.
Продолжи узор:
2. Работа по учебнику: страница 10, задание №8.
Нарисуй в тетради круги разной величины.
3. Работа со счётным материалом:
На наборном полотне грибы и шишки.
Сколько грибов? 4
Сколько шишек? 3
Чего больше шишек или грибов?
Чего меньше грибов или шишек?
Как сделать, чтобы шишек и грибов стало поровну?
По величине, что больше шишка или гриб?
VI .Релаксация.
- Кто приходил к нам на урок? (Буратино)
- Что было у него в портфеле?
- Что нарисовано было в тетради?
- Каким цветом раскрасили большие яблоки?
- Каким цветом раскрасили маленькие яблоки?
Конспект занятия по математике во второй младшей группе.
Конспект занятия по ФЭМП во 2 мл. группе.
Тема: Сравнение по величине.
Цель: Формирование навыков учебной деятельности.
Программное содержание: Формировать умение сравнивать два предмета по длине путем приложения. Закрепить понятия «один», «много». Развивать моторику рук, мышление, внимание, умение рассуждать. Закрепить цвет предметов. Воспитывать желание помогать окружающим.
Оборудование: демонстрационный материал: кубики красного и синего цвета, две полоски разного размера, указка, два плоскостных домика, две игрушки - мишки, два ведра, шишки, ребристая доска, карточка с овощами.
Раздаточный материал: две полоски разного размера, карандаши цветные.
Ход занятия.
1. Мотивационно-побудительный этап.
Ребята, сегодня я предлагаю нам отправиться в путешествие на поезде.
Дети становятся друг за другом, подают сигнал и приезжают в страну игрушек.
2. Организационно-поисковый этап.
Посмотрите, как много здесь игрушек. Что лежит на этом столе? (кубики)
Сколько их? (много)
Детям предлагается взять по одному кубику синего цвета.
Сколько кубиков взял Вова (один). Сколько кубиков у Тани? (один). Сколько осталось на столе? (ни одного).
Затем дети кладут обратно, по одному кубику и называют действия (я положил один кубик)
У нас в группе тоже есть предметы, которых много, давайте их назовем (цветы, игрушки, столы, окна и т. д.)
Устали, давайте сядем, отдохнем.
На доске две полоски разного цвета и размера.
Посмотрите на эти дорожки и скажите они одинаковые или разные? Как узнать? Что нужно сделать? (сравнить)
Посмотрите, я приложу одну дорожку к другой, слева подравняю их концы. Видите, один конец выступает, значит, красная полоска - длиннее, а зеленая - короче.
Воспитатель проводит рукой по дорожкам. Затем вызывает нескольких детей показать длинную и короткую дорожки. Дети также показывают руками длину дорожек.
Физкультминутка.
А теперь все по порядку дружно делаем зарядку:
Руки в стороны, согнули, верх подняли, помахали,
Спрятали за спину их,
Повернулись через левое плечо, через правое плечо.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись, опустили руки вниз.
Самостоятельная деятельность.
У вас на столах лежат дорожки, разной длинны, сравните их, и длинную дорожку закрасьте красным цветом, короткую - зеленым.
Каким цветом вы закрасили короткую дорожку?
А теперь продолжим наше путешествие дальше. Мы отправляемся с вами в лес. Чтобы быстрее прийти в лес, по какой дорожке мы пойдем? (по короткой)
Дети встают, идут по досочке-дорожке и попадают в лес. Встречают в лесу двух медвежат, которые плачут, потому что заблудились. А один медвежонок рассыпал шишки.
Давайте поможем ему собрать шишки в ведерко.
Дидактическая игра «собери шишки»
Ребята, а теперь давайте покажем мишкам дорогу домой.
Дети снова идут по досочке-дорожке и останавливаются перед двумя домиками разного размера.