Анализ рассказа «Студент» (А. Чехов)

«Студент» — один из любимых рассказов А.П. Чехова. Автор находил его жизнеутверждающим и позитивным. Так ли это на самом деле?

Известно, что А. П. Чехов жаловался на отсутствие детства в своей жизни. С юных лет ему приходилось работать в лавке отца, а также петь в церковном хоре. Последний факт биографии нашел отражение в нескольких текстах писателя, в том числе в рассказе «Студент».

Первая публикация этого сочинения состоялась в 1894 году в газете «Русские ведомости». Предположительно рассказ написан в Ялте, во время работы над книгой «Остров Сахалин». В первой редакции произведение имело заголовок «Вечером», а также автор внёс некоторые уточнения в текст: о слезах Василисы, о правде и красоте на земле.

Жанр, направление

Бесспорно, «Студент» является рассказом, но это непростое произведение связано и с другими жанрами. Текст близок к жанрам притчи и проповеди. Об этом говорят не только библейские отсылки, но и само повествование: так как Иван Великопольский через обращение к Священному писанию и общение с двумя вдовами обретает надежду и просветление.

«Студент» — не единственное произведение в творчестве Чехова, посвященное духовному поиску. Религиозная тематика присутствует в таких рассказах, как Святой ночью», «Святые горы» и «Архиерий». В русской литературе это направление развивали Л.Н. Толстой («Отец Сергий»), Л. Андреев («Баргамот и Гараська», «Ангел»), И. Бунин («Чистый понедельник»).

Композиция

Композиция «Студента» линейная, повествование движется плавно от экспозиции к развязке. Основная динамика текста – путь молодого человека домой. Это движение весьма символично, оно наполнено не только физической работой, но и духовной.

Начинается рассказ описанием природы. Радостное весеннее настроение сменяется тоской и тревогой, вызванной холодным ветром. Студент Иван Великопольский, возвращаясь домой, замечает костёр. Здесь происходит завязка действия. Кульминацией становится момент душевного просветления главного героя, когда заплакала Василиса. Этот эпизод абсолютно меняет состояние и настроение действующего лица, после чего Иван уже с совершенно другими мыслями отправляется домой.

Суть

Холодным вечером страстной пятницы Иван Великопольский возвращается домой после охоты на вальдшнепов. Он полон печальных размышлений и не видит никакой перспективы в своей жизни. Когда студент подходит к вдовьим огородам, он замечает костёр и самих хозяек – Василису и её дочь Лукерью.

Иван рассказывает женщинам историю о Петре, известную всем из Библии. Это повествование находит отклик в душах слушательниц. Продолжая свой путь, студент размышляет над их реакцией. Главный герой понимает, что все события в истории взаимосвязаны. Этот вывод воодушевляет Ивана, наполняет его жизнь смыслом.

Главные герои и их характеристика

Главный герой произведения – Иван Великопольский, студент духовной академии. Юноша происходит из духовного сословия – сын дьячка, — что говорит о бедности его семьи. Надеяться на перемены к лучшему ему не приходится, потому он впадает в отчаяние. До беседы с вдовами трудно сказать, что Иван счастлив посвятить себя праведной жизни и служению Богу. Великий пост, который особенно строг на страстной неделе, для бедного студента — лишь оправдание голода, связанного с материальным положением семьи. Библия становится для молодого человека текстом, который он должен хорошо знать и уметь интерпретировать.

Слушательницы героя, Лукерья и Василиса, — простые малообразованные женщины. Казалось бы, что они понимают в непростом тексте Евангелия? Но именно их эмоциональная реакция на библейскую историю заставляет Ивана по-другому взглянуть на мир.

Темы

  1. Историческая память. Связь времён — одна из ключевых тем рассказа. Неизбывность повествования является свойством библейских текстов. Не лишен такой характеристики и «Студент». Ощущение исторической памяти позволяет главному герою чувствовать единение с Христом. Иван как бы становится сопричастным к событиям страстной недели.
  2. Религия. Иван Великопольский родился и вырос в религиозной семье. Он прекрасно знает Священное писание и хорошо знаком со всеми православными обрядами. Другой вопрос, как такая религиозность влияет на молодого человека? Ведь он в страстную пятницу не молится в храме, а отправляется на охоту.
  3. Вера. Благодаря слезам Василисы, история о Петре для студента становится чем-то большим, чем просто красивое повествование. Она становится такой же реальностью, как беседа с женщинами у костра. «Сладкое ожидание счастья» свидетельствует об обретении истиной веры, которая для Ивана гораздо важнее религиозности.

Проблемы

В тексте раскрывается несколько взаимосвязанных проблем. Например, проблема бедности. Она представлена в двух ипостасях. Во-первых, бедность материальная. Семья Великопольских и рада бы провести Великую пятницу в церкви, но нужда препятствует этому. Отец болен, мать должна одна вести хозяйство, очевидно, охота для Ивана тоже больше, чем развлечение. Во-вторых, малодушие. Оно направляет читателя к другой проблеме – отчаяния. Иван теряет надежду на лучшее, не желает вернуться домой. Если такая разруха существует со времён Рюрика, то, что может изменить жизнь теперь?

Евангельский Пётр тоже начинает казаться трусом, но всё же студент не желает в это верить. Слово «очнулся» указывает на заблуждение, наваждение, которое предшествовало изложенным событиям. Таким образом, проблематика рассказа богата неоднозначными и острыми вопросами о смысле и ценности бытия.

Главная мысль

Рассказ учит верить и надеяться на спасение. Идея Чехова заключалась в том, чтобы читатель обрёл просветление через его текст так же, как Иван Великопольский через библейскую историю о Петре.

Смысл произведения – человек всегда может найти счастье, даже если находится на пороге бедности, а вокруг царят болезни, холод и невежество. Автор обрывает повествование о Петре на трагичной ноте, тем самым заставляя читателя вспомнить радостный финал этого библейского эпизода. Ещё недавно герой не верил, что скоро Пасха, а теперь жизнь кажется ему «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цели урока:

1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ, воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения.

2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные; на примере данного рассказа учить детей прощать слабости людей.

3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе А.П. Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги; продолжать привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова.

...из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент”.

А.П. Чехов

Учитель. Рассказ “Студент” написан уже зрелым Чеховым, гениальным писателем. Когда рассказ был напечатан в газете, он назывался “Вечером”. Рассказ этот все считают великолепным, но написано о нём мало, так как его трудно связать с какими-либо историческими обстоятельствами. Это рассказ о духовности. Написан он в 1894 году – это уже почти рубеж веков. Поэтому люди размышляют о прошлом, анализируют настоящее и мечтают о будущем.

Чтение рассказа учителем или подготовленным заранее учеником.

  • Где происходит действие рассказа? (Россия, современная Чехову; глухость, голод, тоска. Это судьба всех русских деревень.)
  • В какое время года происходят события? Какая стоит погода? (Весна; перемена погоды – холод, мрак пришли на смену тёплому дню.)
  • Прочитайте первый абзац. Найдите опорные слова. (Хорошая, тихая, весело, некстати, неуютно.)
  • Во втором абзаце найдите подтверждение тому, что на земле “неуютно, глухо и нелюдимо”. (“ ...этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, ...самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо.)

Учитель. Мы видим и местность, по которой идёт Иван Великопольский, и его маршрут; прослеживаем его настроение, и нам сразу ясно: замёрз, голоден. Отсюда и мысли у него такие. Но так как он не крестьянин, а студент духовной академии, человек образованный, начитанный, он думает не просто о горшке каши или щей, а об Иване Грозном и Рюрике, о проблемах счастья и его возможности не только для себя – для всех. Это исконная тема размышлений и споров всей русской интеллигенции.

  • Что такое страстная пятница ? (Это день, когда был распят Иисус Христос; ветер подул с востока и принёс весть об этом событии; мир переживает.)

Учитель. Церковные сутки начинаются вечером, по-нашему в четверг, у верующих – уже пятница. Студент Иван Великопольский идёт с охоты на вальдшнепов, которая бывает на утренней или вечерней заре. Он размышляет о жизни и приходит к выводу: как оно было тысячелетия назад, так и будет, ничего не изменится, неразрывный круг жизни.

  • Почему ему не хочется возвращаться в дом отца?
  • Иван видит костёр, подходит к нему по вспаханной земле. Почему автор обращает наше внимание на вспаханную землю?
  • Кого студент видит у костра?
  • Красивы ли эти женщины? Почему? Найдите в тексте их портреты.

Учитель. Эти женщины, которых встретил Иван, наверное, духовно красивы, они верны богу, эти женщины похожи и на страдалиц у креста Иисуса, и на жён-мирроносиц, которые пришли с радостной вестью о воскрешении Христа.

  • О чём рассказывает студент этим женщинам? (Об апостоле Петре и его отречении от Христа.)
  • Зачем он начинает этот рассказ? Обратите внимание, что после слов приветствия наступает пауза. Она передана коротким предложением: “Поговорили”. Какой смысл несёт эта фраза?
  • Как начинает студент свой рассказ? Почему именно так?

Учитель. “Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно”. Это не что иное, как подготовка к очень важному наблюдению, которое выскажет позднее студент. Сейчас мы греемся у костра, тогда Пётр грелся, сейчас холодно, и тогда было холодно. А дальше студент говорит слова, в которых сближаются не только внешние приметы двух ночей, между которыми ни мало ни много, а ведь девятнадцать столетий пролегли, но и настроения людей.
“– Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!”
Студент почувствовал себя словно бы уже не в этой, а в той ночи, проникся ужасом той ночи.
“Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил...”
Этой фразы в первой редакции рассказа не было. Зачем Чехов вставил её? На этот вопрос можно ответить, если обратить внимание только на одно маленькое слово в этой фразе – на предлог, стоящий перед словом потёмки . Сказано: не “в потёмки посмотрел”, а “на потёмки”. В предлоге здесь большой смысл. Если бы было сказано в потёмки , то, значит в те потёмки, в которые ему потом предстоит идти, уходя от тепла и света костра. Так сказать, посмотрел с деловой целью. А на потёмки – это уже как бы отстранённо, потому что молодое и пылкое воображение студента уже увело его далеко-далеко, в глубь веков. Он уже не только мыслями, но и всеми чувствами там. А эти потёмки сейчас, на которые он смотрит, как бы подтверждают его фразу об унылой и длинной ночи тогда. И наваждение так сильно, что он даже головой встряхивает, чтобы от него освободиться. Кроме того, у будущего проповедника сам собой рождается вопрос, а понятно ли то, что он говорит этим тёмным женщинам. И он уточняет:
“– Небось, была на двенадцати евангелиях?”

  • Что такое двенадцать евангелий ? (12 отрывков из Евангелия – описание “страстей Христовых”, которые читаются в православной церкви в страстной четверг.)

Учитель. Иван рассказывает с переживанием, как будто сам был там в эту длинную ночь. Он рассказывает о Петре по Евангелию от Иоанна. (Аналогия: три апостола в Гефсиманском саду – в рассказе три действующих лица, так же, как и в ту ночь, горит костёр, у которого греются люди.)

  • Что вы знаете из Библии об отречении Петра? (Три раза вопрошает Иисус Христос Петра о любви к себе. Пётр отвечает: “Ты знаешь, господи!”)
  • Но почему Пётр отрекается от своего Учителя?

Учитель. Вот как об этом сказано в “Библии для детей”: “Что Пётр готов был умереть за Иисуса, это было очень трогательно, но он, говоря так, не знал своего собственного сердца. Он считал себя сильнее, чем он был в действительности. Ввиду этого Господь предупредил Петра, что он ошибается.
Пётр не мог себе представить, что он решится отречься от своего Господа. Поэтому он ещё настойчивее сказал: “Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти”. То же говорили Иисусу и другие ученики.
...Пётр имел полную возможность скрыться от людей, овладевших Иисусом, но он хотел доказать свою готовность пострадать с Иисусом и потому остался с ним.
...Во дворе было холодно, и служители развели здесь огонь и грелись около него. Пётр также подошёл погреться к огню. Ему хотелось скорее узнать, что случилось с его Господом, и он надеялся, что никто не узнает его, потому что он боялся, что его также задержат в качестве ученика Иисуса. О своей готовности пострадать со своим Учителем он уже совершенно позабыл.
...Пётр, боясь попасть в руки служителей, сделал вид, что он совершенно не знает Иисуса, хотя в душе он крепко любил Его.
Взгляд Иисуса исполнен был любви и глубокой скорби и проник в душу Петра. Он не мог выдержать этого взгляда, поэтому вышел, горько плача, сознавая, как неблагодарно он поступил, отрекшись от своего Спасителя”.

  • Как называет Иван Петра? Почему? (Бедный; Ивану жаль Петра, потому что Пётр ближе ему самому и его слушателям.)
  • Найдите в рассказе слова, которые подтверждают ваш ответ. (“...около костра стоял Пётр и тоже грелся, как вот я теперь”.)
  • Можно представить, чтобы Иван сказал: “Иисус, как я” или “Иуда, как я”? Почему?
  • Почему студент не рассказывает женщинам о страстях господних? (Он переживает отречение от бога и чувствует вину перед ним.)

Учитель. Студент так увлекся, что даже Евангелия ему показалось мало, и он добавляет от себя картину, которая, по его мнению, ещё более должна тронуть душу слушательниц. Найдите эти слова в тексте. (“Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался”.)

  • Как вы думаете, о чём задумался Иван?
  • Почему после рассказа Ивана одна из женщин заплакала, да и другая как будто сдерживает боль, хотя эти женщины, на первый взгляд, особой духовной утончённостью не отличаются?
  • Читаем текст от слов “Работники возвращались с реки...” до слов “...происходило в душе Петра”.
  • Почему “теперь студент думал о Василисе”? Почему он пришёл к выводу, что происходившее девятнадцать веков имеет отношение ко всем людям ? (Может быть, Иван пришёл к мысли о том, что эти женщины вспомнили что-то совершённое ими – предательство, отступничество, словом, что-то плохое, известное не только им, но и всей деревне. Здесь же студент осознаёт, что, наверное, и он не без какого-то греха, да и каждый из людей хранит в памяти какой-либо поступок, о котором стыдно вспоминать.)

Учитель. Чехов не хотел, чтобы подумали, будто речь идёт только о персонажах этого рассказа. Он хотел, чтобы читатель понял: женщины почувствовали то, что должны ощутить в подобной ситуации все люди, что передаётся через поколение к поколению, идёт от души к душе: созвучие нравственной боли за когда-то кем-то совершённое нравственное преступление, это созвучие идёт из глубины веков, передаётся искусством. Именно искусство связывает концы воспоминаний, разрываемых естественной человеческой смертью, связывает эти концы в единую нить. Говорить о единстве нравственных ценностей в масштабе всей истории человечества и есть главная цель искусства.
Не эпопею автор “Студента” писал, не роман, не повесть и даже не большой по объёму рассказ, а поднял огромную тему – тему связи времён, нравственной преемственности поколений.

  • Студент уходит – и опять ветер, и не похоже, что через три дня Пасха. Он оглянулся на костёр, но никого не увидел. Как вы думаете, почему?

Учитель. Эта мимолётная встреча в страстной вечер заставила студента размышлять о том, почему заплакала Василиса, и истина открывается ему: прошлое неразрывно связано с будущим, это звенья, концы одной цепи, и не замкнутый круг, а именно цепь событий, вытекавших одно из другого. Единство правды и красоты, действительно, имеют отношение к каждому человеку. Иван “думал о том, что правда и красота... по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле...”. Слово по-видимому в первой редакции рассказа отсутствовало.

  • Зачем Чехов добавил это слово? (Жизнь кажется студенту прекрасной. Но мало ли что может произойти с этим человеком в будущем. Может, когда-нибудь и он, как Пётр, не найдёт в себе силы остаться верным высокому идеалу, может, и он от чего-нибудь отречётся, как Пётр. Ничего не известно. Чехов оставляет вопрос открытым.)
  • Студент смотрит на закат и думает о красоте. Почему на закат? (Век кончается.)

Учитель. Но Ивану всего 22 года, и он ожидает счастья и земного благополучия. Он пока ещё в пути, но он обретёт дом (не только тот, родительский, куда он возвращается с охоты, а в более высоком смысле – построит свою жизнь, ведь впереди целый жизненный путь). Имя Иван Великопольский ассоциируется с именем Иоанн Богослов , который был апостолом любви, учеником Христа, ему тоже 22 года, он самый молодой из апостолов.

  • Почему Чехов изменил название рассказа?

Учитель. Чехов говорит, что с Россией то же случится, что и с Петром, но она найдёт свой путь в истории.

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева “Эти бедные селенья...” .

  • О чём это стихотворение? Можно ли его соотнести с рассказом А.П. Чехова “Студент”?

Учитель. В своих воспоминаниях о том, как читал этот чеховский рассказ В.Я. Качалов, В.Я. Виленкин, современник великого артиста, пишет: “В этом небольшом рассказе с тоскливым пейзажем и почти неуловимым сюжетом в передаче Качалова с необыкновенной трепетностью звучало то, что, в сущности, составляет лейтмотив всего чеховского творчества: способность ощущать сквозь тоску, мрак и мертвящий холод безвременья “невыразимо сладкое ожидание счастья”, пронести нерастраченную веру в иную, новую жизнь, “полную высокого смысла”. Одним словом, Виленкин утверждает, что Качалов главной темой “Студента” считал веру в правду и красоту.

  • Считаете ли вы, что главная тема рассказа “Студент” – вера в правду и красоту? Докажите свою точку зрения.
  • Вернёмся к эпиграфу урока. Почему Чехов называл этот рассказ самым любимым?

Учитель. Чехов, как и любой другой русский писатель, не мог быть в стороне от поисков и утверждения высоких нравственных идеалов. Он не хотел, чтобы люди превращались в “петров”, трусливых и не умеющих держать своё слово, таких, которым своя рубашка ближе к телу, таких, которые не могут совершить благородный поступок.

Домашнее задание:

  1. Прочитать стихотворение Б. Пастернака “На Страстной” .
  2. Соотнести это стихотворение с рассказом “Студент”: что общего вы нашли, в чём разница?

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Ростовской области

«Октябрьский аграрно-технологический техникум»

Учебно-методическое пособие по дисциплине

«Литература»

Тема: «Анализ рассказа А.П. Чехова «Студент»»


Залог счастья – в умении изредка направлять внутренний взор в прошлое,

к вечным понятиям добра, любви, красоты

В умении прикоснуться к этому вечному…

Октябрьский район п. Качкан

2015 год

Учебно-методическое пособие согласовано на заседании методической комиссии «Общеобразовательные дисциплины»,

Разработчик: преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО РО ОАТТ Макарова Н.И.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой материал обучающего и проверочного характера по дисциплине «Литература» и предназначено для обучающихся по программам СПО и НПО. В пособие включены материалы для изучения творчества А.П. Чехова.

Содержание

1. Рассказ А.П. Чехова «Студент»….……..………………………...…..……..4

2. Анализ рассказа «Студент»……………………..…………………….……..8

3. Приложения …………..……………………………………………….……18

4. Список источников информации и литературы ……………………….….19

А. П. Чехов
Студент

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.
– Вот вам и зима пришла назад, – сказал студент, подходя к костру. – Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

– Не узнала, бог с тобой, – сказала она. – Богатым быть.

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой.

– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

– Небось, была на двенадцати евангелиях?

– Была, – ответила Василиса.

– Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.
– Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.
Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.
И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…

Анализ рассказа «Студент»

    Каково значение слова «концепция »? (Взаимоотношения личности и мира – мироощущение)

Стремление русских писателей найти единственно правильную позицию в жизни чутко воспринял и точно выразил Николай Бердяев: “В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания.» С Булгаков писал: “В произведениях Чехова ярко отразилось это русское искание веры, тоска по высшему смыслу жизни, мятущееся беспокойство русской души и ее больная совесть”

2. Как вы понимаете смысл слов “искание веры”. Для чего эту нужно человеку? Почему нельзя русскому человеку без веры? Веры во что?

3.Обратимся к эпиграфу. « Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…»

Героиня Чехова также говорит о значимости веры. Отсюда, можно сделать вывод, что для писателя поиски смысла жизни, вера, прежде всего в человека, была главной в жизни. О поиске смысла жизни, о вере человека человеку, в Бога рассказ Чехова “Студент”

3.Обратимся к определению жанра новеллы

Новелла - (от шпал, novella - новость) близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки "новелла ничто иное, как случившееся неслыханное происшествие" (Гете). Тип малой формы повествования, возникший в эпоху Возрождения, характеризующийся динамичной интригой и вниманием к личности героя, его индивидуальному сознанию и поступкам. Новелла - один из жанров эпического рода литературы.

(краткий словарь литературных терминов М.И. Мещеряковой. М., 1998г.)

Никто ни до Чехова, ни после него не умел писать так ярко и лаконично, на нескольких страничках умещая целую человеческую жизнь. Приглашаю Вас к открытому обсуждению, свободному обмену мнениями о прочитанной новелле, и пусть девизом нашего сегодняшнего разговора станут слова В.Г.Белинского: "Пусть каждый выскажет свое мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Нельзя заставить всех думать одинаково".

4. Смысл названия

Анализ любого текста принято начинать с рассмотрения смысла названия, в котором заложена свёрнутая информация обо всём тексте. Почему вначале рассказ назывался «Вечером», а затем Чехов заменяет заголовок.

Вечером” - вечер, сумерки, ночь, тьма, прекращение жизни. Такова цепочка ассоциаций, выстраивающаяся в связи со смыслом этого слова. Сумерки и ночь - движение в темноту, пустоту, безжизненность, что никак не могло стать знаками этого рассказа.

Студент” - это вектор, направленный к духовному росту, это стремление познавать и познать; студент - человек, находящийся на трудном и долгом пути к приобретению знания (метафорически путь обозначен в рассказе словом “тропинка” - дорога).

-Какие проблемы затрагивает автор в данном произведении?

5.Герой

-Кто и что является предметом изображения в новелле?

Обратим особое внимание на то, что герой рассказа - студент именно духовной академии, а это подчёркивает движение главного героя рассказа к обретению божественной истины.

Главный герой называется по имени лишь один раз - в самом начале: «Иван Великопольский, студент духовной академии». В этом имени - колокольня Иван Великий; сказочный Иван-дурак; святитель Иоанн Константинопольский. Но далее герой везде именуется просто «студентом», вырастая до размеров символа. Это подчеркивается и самим названием рассказа.

-Что означает имя главного героя?

Символику божественного откровения выражает и имя главного героя (Иван - Иоанн), означающее в переводе с древнееврейского буквально “Бог милует”. Момент уныния, которое переживает Иван (по аналогии с Петром), уходит бесследно, а герой воскресает духовно - Бог милует его верой в благодатность и богосотворённость

- Одинаково ли умонастроение героя в начале и в конце рассказа ?
(Оно кардинальным образом меняется, попытаемся понять как и почему)

-Перескажите кратко сюжет рассказа.

6. Пейзаж. Обратимся к экспозиции произведения. Рассказ начинается с описания пейзажа.

-Однороден ли чеховский пейзаж? Приведите ключевые слова, доказывая его внутреннюю диалогичность.

-Что перевешивает на чаше природных весов : добро или зло?

7. «Добро и Зло»

-Что ощущает Иван Великопольский, устало бредущий "с тяги домой" и по воле автора оказавшийся на арене борьбы двух стихий?

- Почему героя охватило мрачное настроение? Опишите мироощущение героя.

В начало произведения Чехов помещает безрадостные мысли студента о «лютой» бедности русской жизни: «...такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше». Зло, как видится чеховскому персонажу, не только лежит в основе общественного устройства, печатью несовершенства отмечен также царственный мир природы: «Ему казалось… не станет лучше» Подобный угрюмый пессимизм, исторический и философский, писатель объясняет не только реальным состоянием русской жизни, но и плохим настроением самого студента. Он с утра ушёл из дома на охоту и за целый день одинокого блуждания по лесу устал и очень проголодался. Однако «ему не хотелось домой», потому что там, он знал, ему не дадут горячего ужина. В Страстную пятницу Великого поста должно вспоминать страдания Христа и поститься самым строгим образом - и мать Ивана целый день ничего не варила. Кроме того, погода стояла не по-весеннему холодная, «по лужам протянулись ледяные иглы».

Все эти обстоятельства (одиночество, вечерние сумерки, усталость, голод, холод, Страстная пятница) удручающе подействовали на Ивана,

Приведенные примеры со всей неумолимостью свидетельствуют, что силы зла, мрака и холода значительно перевешивают на чаше природных весов. В день светлого Христова воскресения сила добра, света восторжествуют, а пока: “дул жесткий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха”. Рядом с именами Рюрика, Иоанна, Петра - великих деятелей русской истории - стоят вечные "ветер", "голод", "чувство гнёта".

Причём автор подчёркивает неизменность людских несчастий вне зависимости от времени, повторяя сходные синтаксические конструкции: "точно такой же ветер ", "точно такая же лютая бедность ", "такая же пустыня кругом". Подчёркивают эту неизменность и три глагольные формы: "были, есть и будут". Прошлое, настоящее и будущее объединены ветром, голодом и страданиями.

Из этого Иван делает неутешительный вывод: жизнь никогда не станет лучше, что бы ни делали люди. Это открытие леденит душу и сердце героя. Однако остановиться на этом выводе нельзя, он с неизбежностью влечёт за собой вопрос, прямо ни автором, ни героем не сформулированный, но подразумевающий: для чего жить? В чём смысл человеческого бытия, если оно до того мимолётно, скоротечно, что не меняет ничего в общей картине мира? Если не смогли избавить людей от "ужасов" ни Рюрик, ни Иван, ни Пётр, что делать мне, для чего мне жить? Полный таких мыслей, Иван не хочет возвращаться к своей жизни, в которой он ничего не может изменить. "Ему не хотелось домой" – поистине страшная фраза.

Тоска, безысходность, уныние – так можно описать состояние юноши. Герой впадает в уныние.

В воображении героя предстает мрачная картина.

- А как вы себе нарисовали бы образ мира, представшего перед студентом? Язык имеет свои краски, и прежде чем вы сформулируете мысль, вы, вольно или невольно, создаете в воображении образ или картину того, что потом оформите словесно.

8. «Дерево». И. Ганиковский. 1988 г.

Репродукция картины художника-авангардиста И. Ганиковского «Дерево». Попробуйте выразить философскую концепцию автора. Как вы воспринимаете картину? Попробуйте охарактеризовать репродукцию одной фразой, что приходит на ум? (Цветовая гамма - темная, черная, мрачная. Приличный хаос, красивое месиво, изображение целого мира через нагромождение стволов и веток. Мир, в котором все дополняет друг друга. Мир - хаос и он разнообразен и един; и все в нем, и плохое и хорошее, и жизнь и смерть, взаимосвязано. Зеленый листочек справа - символ зарождения новой жизни, надежды на возрождение, зерно новой жизни) .

Но вот в океане холодной мглы забрезжил огонек костра, горевшего “жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю”. Посмотрим, согреет ли он душу нашего неприкаянного героя. Почему герой идет к костру?

После своих мрачных размышлений о беспросветных и нескончаемых ужасах жизни герой разговорился с двумя бедными вдовами, встреча с которыми должна была, по логике вещей, лишь подтвердить его угрюмую убежденность в неизбывной нищете и нескончаемых бедствиях русского народа.

9. . Василиса и Лукерья.

- Сопоставьте облик вдовы и её дочери. Что подчёркивает автор в их облике: сходство или различие?

(Внешний облик женщин изображен контрастно)

За внешней противопоставленностью просматривается глубокое внутреннее единство образов. Именно благодаря контрасту в изображении двух героинь момент их духовного единения воспринимается острее, ярче.

10 . Притча.

-С какой целью Иван Великопольский рассказывает Василисе и Лукерье легенду об апостоле Петре? Какой смысл он вкладывает в легенду?

Все эти обстоятельства (одиночество, вечерние сумерки, усталость, голод, холод, Страстная пятница) удручающе подействовали на Ивана, и он, греясь у вдовьего костра, вспомнил, что девятнадцать веков назад «точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. (...) Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь (...)! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!». Иными словами, библейский эпизод появляется в рассказе по ассоциации, которая родилась в голове студента духовной академии. Иван рассказывает вдовам, как апостол Пётр из страха трижды отрёкся от Иисуса.

Прошлое, настоящее, будущее объединены ветром, голодом, страданием. Иван стремится доказать своим собеседницам, что на земле не осталось места для добра, верности, преданности. Излагая канонический сюжет, Иван пытается найти оправдание Петру, пересказывая, пытается пропустить евангельскую историю через себя. Он стремится доказать себе и своим собеседницам, что на земле не осталось места для добра, верности, преданности. (Вспомним 10 нравственных заповедей. ) Если даже «страстно, без памяти» любивший Иисуса ученик трижды отрекается от своего Учителя, значит, утрачены важнейшие общечеловеческие представления о нравственности, без которых человек перестает быть человеком. Холод словно выстудил людские сердца, оттого миром правит подленькое и трусливое себялюбие.

Студент так увлекся, что даже Евангелия ему показалось мало, и он добавляет от себя картину, которая, по его мнению, ещё более должна тронуть душу слушательниц (“Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался”.)

Как назвать то, что произошло между Студентом и двумя бедными вдовами? Он им рассказал историю Петра. Но они давно ее знали, тем более что не далее как вчера вечером слушали в церкви чтение Двенадцати Евангелий. (12 отрывков из Евангелия – описание “страстей Христовых”, которые читаются в православной церкви в страстной четверг.)

Они вспомнили события той трагической ночи? Но чего же и вспоминать, если не далее как вчера уже вспоминали?

(Да, он так же как и Петр усомнился в силе Христа. Иван Великопольский доподлинно знает, что происходило в душе апостола в ту ночь. Студент и сам чуть не предал Христа, когда его одолели мрачные чувства, когда он засомневался в справедливости жизнеустройства. Размышляя о страданиях Иисуса и Петра, он как бы почувствовал угрызения совести за недавние мрачные мысли - разве напрасно страдал Иисус? Разве напрасно верил в него Петр?)

Потому, кстати, и заговорил герой с женщинами об отречении Петра, а не о самой казни Христа (которая и составляет главное содержание евангельских чтений Великих четверга и пятницы). Иван Великопольский, как и Пётр, усомнился, но, усомнившись, раскаялся.

11. «Поцелуй Иуды » , Е.Келлер 1989 г.

-Определите идею автора, философский аспект картины.

(Цветовая гамма холодная, зеленый – ядовитый. Идея предательства – укус змеи, предательство строится на расчете, отсюда цифры на картине, предательство превращает человека в ноль. Бесцветный предатель (змея белого цвета, т.е. никакая) – его трудно выделить в толпе, он безликий, он трудно узнаваем. Предательство бывает добровольное (Иуда) и невольное (от слабости человеческой); предательство от сатаны, поэтому фон –черный, ибо с молчаливого согласия окружающих, от их равнодушия совершаются все предательства).

12. Отречение Петра.

-Какова реакция на рассказанную легенду двух различных женщин? Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице?

История о том, что имело место несколько веков тому назад, одинаково потрясла этих таких непохожих друг на друга женщин. События далекого прошлого в легенде о Петре, воспринимаются Василисой и Лукерьей как явление сегодняшнего дня. Душевные страдания Петра для них не историческое "далеко", не мифологическое прошлое. Муки Петра тревожат их так же, как заботы сегодняшнего дня. И Петр для них не вымышленный персонаж древней легенды, а живой грешный человек, достойный сострадания. Это тот самый "ближний", которого, по заповеди Христовой, следует "возлюбить как самого себя". Для них это непреложный жизненный принцип. Не мудрствуя лукаво и даже не осознавая в полной мере своей нравственной высоты, они живут в согласии с учением Христа. Исполнение первейших заповедей для них - нечто само собой разумеющееся, ведь они люди, поэтому должны жить и чувствовать по-людски.

13. Чудо воскрешения. Лукерья.

-Когда и под влиянием чего возникло духовное единение героинь?

Героям, выхваченным светом пламени из обступившей весь мир тьмы, предначертано авторской волей испытать «момент истины».

Если в Евангелии на слёзы несчастного Петра («И исшед вон, плакася горько») никто не реагирует, то в чеховском рассказе, «всем своим существом» сочувствуя Петру, плачет Василиса, а у Лукерьи такой вид, будто она с трудом сдерживает сильную боль. Направляясь домой и обдумывая реакцию вдов на свой рассказ, Иван приходит уже к оптимистическому взгляду на окружающий мир: «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». А если так, то, думает студент, «прошлое (...) связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекавших одно из другого», значит, человек не отделён, а включён в мир природы и людей. Так Иван преодолевает чувство одиночества, и, хотя сумерки, усталость, холод, голод, Страстная пятница никуда не исчезают, жизнь начинает представляться студенту «чудесной».

Очевидно, что пересказ библейского сюжета разграничил в произведении философский пессимизм и оптимизм студента. Что же понял молодой человек в вечер Страстной пятницы, что заставило его столь кардинальным образом поменять своё отношение к миру? Пессимизм Ивана был связан с тем, что он смотрел на жизнь со стороны, отделяя себя от окружающего мира, то есть как эгоист. При такой точке зрения всё хорошее сосредоточивается в самом эгоисте, а мир, конечно, из рук вон плох, причём неизменно и всегда плох. Оптимизм появился у Ивана тогда, когда он поместил свою неповторимую личность внутрь мира и, подобно Пьеру Безухову, почувствовал своё бессмертие , потому что окружающий мир - «всё это моё, и всё это во мне, и всё это я» (Л.Н.Толстой «Война и мир», 4, 2, XIV). Так человек, не теряя своей индивидуальности, оказывается связан со всем миром и со всеми людьми, бывшими, настоящими и будущими, то есть становится необходимым звеном в великой исторической цепи человечества.

- Что же объединяет людей? Вывод: Всех героев объединяет необыкновенная чуткость, сострадание, острое восприятие событий далекого прошлого и чувство своей личной сопричастности к ним.. В саду первосвященника Христос страдает за своё гуманистическое религиозное учение (правда) и, несмотря на побои и грозящее распятье, не отрекается от него (красота). Апостол Пётр, отрекаясь от учителя во дворе первосвященника, убеждается, что сам - слабый человек (правда), хотя несколько часов назад гордо отделял себя от обыкновенных смертных и говорил Христу: «С тобою я готов и в темницу и на смерть». Понимая своё малодушие и ничтожность по сравнению с Христом, Пётр одновременно сочувствует учителю, плача о нём (красота). Василиса не разумом, а душой постигает подвиг Христа и поведение Петра (правда) и плачет о них, жалея обоих (красота).

- Но в самом ли деле героя волновали безответные переживания Василисы? Или он искал ответы на собственные вопросы?

- Как и почему изменяется его умонастроение? Почему он испытывает радость?

После разговора с вдовами об апостоле Петре Ивану «показалось, что он только что видел оба конца... цепи», соединяющей всех людей в мире - и выдающихся героев (любимого ученика Христа), и заурядных деревенских жителей (Василису, Лукерью, да и самого студента): Иван «дотронулся до одного конца, как дрогнул другой» конец цепи. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века направляющая человеческую жизнь, составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле». Финал рассказа подтверждает, что молодой человек (хотя бы на время) выбирает оптимистический взгляд на мир, потому что по дороге домой «жизнь казалась ему восхитительной».

- Какими красками вы выразили бы возвращение души из мрака к свету?

14. « Ангел пересек мою душу» , репродукция картины Е. Горчаковой. 1986 г

- Каков философский смысл этой картины?

(Цветовая гамма - теплая, жизнерадостная. Прекрасное в наших душах – это что – то возвышенное, идеальное, недоступное для суеты, мелких чувств и стремлений. Но прекрасное – это и сама жизнь, ее истинная сущность, без постижения которой человек нравственно гибнет. Встреча с ангелом наполняет душу прекрасными, возвышенными чувствами.)

15 - В чем же залог счастья, по мнению Чехова?

Студенту пришло озарение, что мы являемся в этот мир не случайно, что все поколения до нас и что будут после нас несчастны потому, что не горят тем божественным огнем души, огнем сострадания и духовного совершенствования.

И залог счастья, похоже, не в вещном, материальном мире, а в умении изредка направлять внутренний взор в прошлое, к вечным понятиям добра, любви, красоты В умении прикоснуться к этому вечному

16.- Итак, какова философская концепция рассказа А.П. Чехова “Студент”? О чем хотел поведать миру А.П.Чехов, написав свою короткую новеллу?

(Примерные выводы. Связь времен собирают воедино человеколюбие и сострадание. Человек не может жить без веры. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века “направлявшая человеческую жизнь”, составлявшая “главное в человеческой жизни и вообще на земле”.)

17.- Почему же Чехов называл этот рассказ любимым?

Именно в этом рассказе Чехов сумел представить своё оригинальное понимание «вечных» мировоззренческих вопросов. Человек не одинок в мире - он связан с множеством людей в пространстве (Иван и вдовы) и во времени (Иван и апостол Пётр). Эта духовная связь придаёт отдельному человеку силу и наполняет его жизнь высоким смыслом. Иван Велико-польский специально не задумывается над смыслом жизни, подобно героям Л.Н.Толстого или Ф.М.Достоевского, но сами жизненные обстоятельства наталкивают чеховского героя на философские размышления, внешне (но только внешне) очень простые и неокончательные.

Чеховские герои из рассказов, более поздних, чем «Студент», пытаются обрести эту общую идею-опору в любви («Маленькая трилогия»), в семье («Душечка»), в труде («Ионыч»), но всё безрезультатно. Поэтому в некоторых литературоведческих работах можно даже прочитать, что Чехов вообще не нашёл свою «общую идею»

-Как вы думаете, наш герой раз и навсегда укрепился в своей вере? В финале чеховского рассказа выражено сомнение, что герой раз и навсегда определил для себя смысл жизни. Достаточно обратить внимание на авторские оговорки - «ему было только двадцать два года», «жизнь казалась ему...» - и на тот факт, что молодой человек так и не доходит до дома: писатель оставляет его на пути к родной деревне. Так Чехов подчёркивает относительность философской идеи рассказа и, следовательно, не навязывает читателю понимание жизни, сформулированное студентом духовной академии Иваном Великопольским.

Рассказ очень короткий, но вмещает в себя очень важные для автора размышления и яркие образы, какими же языковыми средствами это достигается?

Выписать в тетрадь примеры, зачитать. Например:

    метафоры: цепь событий; запахло зимой; разгорелось… лицо; всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле;

    эпитеты: пронизывающий ветер, лютая бедность, сладкое ожидание счастья, ледяные иглы;

    олицетворения: природе жутко;

    сравнения: …что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку…

Дать развернутый письменный ответ на один из вопросов:

    «Динамика мироощущения героя в рассказе Чехова «Студент»

    Роль контрапункта в новелле «Студент».

Приложение 1

«Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека»

Саади

«Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить»

Ф.М. Достоевский

«Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей»

Ф.М.Достоевский

«Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся»

Л. Н. Толстой

«Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека»

М.М. Пришвин

«Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста...»

А.П.Чехов. «Три сестры»

«Погубивший единую душу – губит весь мир, а спасший невинного - спасает все человечество»

Библия

Приложение 2

Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не сотвори себе кумира; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его.

Почитай отца твоего и мать твою.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего.


Источники информации

    Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М.,1975.

    Головачева А.Г. К жизни, полной высокого смысла. Рассказ Чехова “Студент” // Литература в школе. – 1998. - №4. – С. 45-51.

    Харитонова О.н. Философская новелла А.П. Чехова “Студент” на уроке литературы в 10 классе // Литература в школе. – 1993. - №6. – С. 51-54.v

Интернет- ресурсы:

По воспоминаниям современников, рассказ “Студент” (1894) Чехов называл самым любимым из своих произведений. Рассказ, написанный тридцатичетырехлетним писателем, краток даже по меркам чеховской прозы (“Краткость - сестра таланта”, - сказал он как-то). В рассказе чуть более трех страниц, но он оставляет впечатление художественного совершенства. До конца понять и объяснить суть прекрасного невозможно, мы можем лишь приблизиться к такому пониманию.

Нередко такое впечатление от рассказов и пьес Чехова: в них ничего не происходит. На самом деле речь должна идти об особом характере события в мире этого писателя.

Чаще всего это событие невидимое, происходящее в сознании, в душе героя. Человеку что-то открылось в жизни, или стало заметным прежде не замечаемое, или изменилась его точка зрения на что-либо, или то, что ему “казалось” прежде, “оказалось” совсем иным. От этого невидимого события зависят дальнейшие, уже видимые поступки героя, его мироощущение, его отношения с окружающими.

В “Студенте” рассказывается именно о таком событии. Это переход героя из одного душевного состояния в противоположное.

Предельно простой и четкой выглядит композиция рассказа, делящегося на три части. Вначале - исходное настроение и мировосприятие Ивана. Затем - толчок к перемене, встреча на “вдовьих огородах”. И в конце - новое настроение и отношение к миру. В начальной и заключительной частях рассказа мы видим сходные синтаксические конструкции. “Ему казалось, что... думал о том, что...” - это в начале, а в конце: “И ему казалось, что... то думал о том, что... и жизнь казалась ему...” Такая перекличка конца с началом придает еще большую ясность построению рассказа.

За видимой простотой и краткостью разворачиваются глубочайшие горизонты и перспективы. Неслучайно Лев Толстой назвал Чехова “Пушкиным в прозе”. Как Пушкин первым в нашей литературе выработал язык поэзии, которому оказалось доступно все - от тончайших душевных движений до поступи истории и законов мироздания, - так Чехов завершил подобные поиски в языке русской прозы.

Повествование в рассказах Чехова называют слитным: бытовые зарисовки у него сливаются с пейзажем, и то и другое окрашено настроением воспринимающего персонажа. А тот не только воспринимает природу, не только реагирует на окружающий его быт, но одновременно может задумываться над законами бытия, размышлять о связи времен, о путях человечества. Получается чрезвычайно насыщенная, емкая картина мира, представленная на малом пространстве, - так, как в лирических стихотворениях лучших русских поэтов.

Исходное настроение героя рассказа Ивана Великопольского - ощущение враждебности, предельной неустроенности окружающей жизни и мироздания вообще. Если всмотреться, три начала, три стихии присутствуют уже в первых абзацах. Эти три стихии - природа, быт и история. Они определяют мировосприятие молодого человека. В природе это холод, побеждающий весну; в повседневности - лютая бедность, голод, невежество, тоска; в русской истории (“и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре”) - дурная бесконечность: “...все эти ужасы были, есть и будут”.

Не сразу бросается в глаза то пристальное внимание, которое автор уделяет организации времени в рассказе. Точнее, сочетанию разных временных измерений, в которых протекает событие.

Каждая из трех стихий живет по своему времени. В природе вечер сменяется ночью, весна должна сменять зиму, но зима берет верх над весной, и это знак дисгармонии, царящей в природе. В быту, в повседневности свои временные мерки: приближается праздник, перед праздником пост, и обычное состояние голода в такой жизни только продлевается и усиливается. В истории время движется по замкнутому кругу, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, кажется Ивану, ничего не изменится.

Все эти лучи, направления времени пересекаются в сознании Ивана. На их пересечении и возникает общее невеселое настроение, чувство угнетенности, безнадежности, отчаяния.

Но вот происходит случайная встреча с двумя женщинами, работающими на огороде. Что-то - то ли простое желание согреться от общения, то ли сходство обстановки, костер весенней ночью - заставляет Ивана заговорить и начать рассказывать вдовам пришедшую ему на память историю из Евангелия. Историю о том, как апостол Петр в такую же холодную весеннюю ночь и тоже у костра проявил слабость, отрекся от Иисуса, своего учителя, которого “страстно, без памяти любил”, и сразу горько пожалел об этом.

“И исшед вон, плакася горько”, - повествует церковнославянский текст, а студент находит свои слова: “Тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине сада едва слышатся глухие рыдания...” То, что рассказывает Иван, не поучение, не проповедь: Петр в его рассказе предстает как обыкновенный человек, которому свойственны и слабость, и способность к раскаянию.

Правда и красота соединяются в этом предании и в том, как юноша его пересказывает. Правда и красота простых и вечных человеческих чувств и прекрасных слов.

Дальше происходит то, что можно считать маленьким чудом. Обыкновенные неграмотные женщины так живо и естественно реагируют на рассказ студента, как будто (делает он умозаключение) все происходившее в ту страшную ночь девятнадцать веков назад имеет к ним, к их жизни самое прямое отношение. Старуха в ответ на его рассказ заплакала, а ее дочь, “деревенская баба, забитая мужем”, тоже по-своему выразила жалость. И в этом есть своя правда и своя красота: люди поняли друг друга, испытали сходные чувства, одинаково откликнулись на прекрасное. Значит, “были, есть и будут” не только холод, голод, мрак, бедность, но и это объединяющее людей чувство правды и красоты; в этом студент убеждается наглядно.

Тут герою открывается и в рассказ вступает еще одно измерение времени, отличное и от природного, и от бытового, и от исторического.

Это вечное время и вечные законы, имеющие отношение “ко всем людям”, направлявшие человеческую жизнь тогда, девятнадцать (теперь уже двадцать) веков назад и поныне составляющие “главное в человеческой жизни и вообще на земле”. Почувствовать это вечное время, увидеть непрерывную цепь связи между временами - значит встать над дисгармонией природы, повседневности и истории, ощутить непреходящие законы бытия.

Так расширяется горизонт к концу рассказа, словно некий свет проникает в сознание героя. Образ света, огня проходит через весь рассказ, также связывая три его части. В начале рассказа упоминается огонь, который светится у реки на вдовьих огородах. Но этот далекий огонь (мы еще не знаем о его источнике) не в силах разогнать вечернюю мглу, он лишь подчеркивает пустынность и мрачность мест, по которым идет студент. Он не успокаивает, а усиливает отчаяние героя.

Во второй части огонь увиден вблизи: это огонь костра. Костра, который горит сейчас, у которого студент греет руки. Но этот костер живо напоминает про другой, тот, пришедший из вечной книги. Евангельский костер, у которого разыгралась драма Петра, и костер на вдовьих огородах показались герою двумя концами единой цепи, связывающей людей во все времена.

В начале третьей части огонь упоминается в последний раз. “Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не видно было людей”. Конечно, это все тот же огонь костра. Но здесь видение огня обогатилось каким-то особым, дополнительным смыслом. Огонь отделился от конкретного источника: это словно не материальный огонь, а огонь, озаривший сознание героя, осветивший ему дальнейший путь. По существу, это символ, но не искусственный, а, как обычно у Чехова, непринужденно и естественно вырастающий из самой жизни, из повседневности.

Рассказ кончается светло, радостно. Кажется, ничего за этот вечер не изменилось ни в природе, ни в быту, ни в истории. Но событие в человеческой душе свершилось. Сознание связующей века правды и красоты дало молодому, полному сил юноше возможность по-иному увидеть мир, преодолеть уныние и отчаяние. Жизнь кажется теперь студенту “восхитительной, чудесной и полной высокого смысла”.

Кажется она таковой или на самом деле такова? Что показано нам: смена ощущений молодого человека (Ивану всего двадцать два года) или вечные закономерности бытия? Однозначного ответа из рассказа не следует. Не дело художника, говорил Чехов, давать ответы, его задача - ставить вопросы. Важно, что вопросы о том, как и из чего складывается наше мировосприятие и отношение к жизни, поставлены правильно. В мире есть место не только ужасам и дисгармонии, но и правде и красоте, не только отчаянию и безнадежности, но и радости и надежде.

Назвал написанный в 1894 году рассказ "Студент" самым любимым из всех своих произведений. Писатель создал его в возрасте 34 лет. В этой статье представлен рассказ Чехова "Студент", анализ его идейно-художественных особенностей. Произведение даже по меркам прозы Чехова можно назвать кратким. Автор его как-то сказал, что "краткость - сестра таланта". По объему чуть более 3 страниц занимает рассказ Чехова "Студент". Анализ его, однако, показывает, что произведение оставляет впечатление законченности и художественного совершенства.

События в произведениях Чехова

Невозможно до конца объяснить и понять суть прекрасного. Мы можем только приблизиться к пониманию. Такое впечатление от пьес и рассказов Чехова нередко. В них как будто ничего не происходит. Но это видимое впечатление. Речь должна идти, на самом деле, об особом характере события в художественном мире этого автора. Это событие чаще всего невидимое. Оно происходит в душе, в сознании героя. Человеку вдруг открылось что-то в жизни, или не замечаемое прежде стало заметным, или его точка зрения на что-то изменилось, или казавшееся прежде чем-то оказалось совсем другим. Дальнейшие события зависят именно от этого, невидимого. Из него проистекают мироощущение героя, его видимые поступки, отношения с окружающими людьми.

Именно о таком событии - рассказ Чехова "Студент". Анализ показывает, что и в этом произведении наблюдается переход героя произведения из одного душевного состояния в другое, противоположное.

Композиция рассказа

Предельно четкой и простой выглядит композиция делящегося на 3 части рассказа. Вначале - исходное мировосприятие и настроение Ивана. Затем - встреча на "вдовьих огородах" как толчок к перемене. И в конце произведения - новое отношение к миру и новое настроение. В заключительной и начальной частях рассказа можно заметить использование сходных синтаксических конструкций: "думал о том, что...", "ему казалось, что...". Такая перекличка придает построению рассказа еще большую ясность.

Чехов - "Пушкин в прозе"

За видимой краткостью и простотой разворачиваются глубочайшие перспективы и горизонты, которые можно отыскать, прочитав рассказ Чехова "Студент". Анализируя творчество этого автора, Лев Толстой неслучайно назвал Антона Павловича "Пушкиным в прозе". Как Александр Сергеевич первым в отечественной литературе разработал язык поэзии, которому стало доступно все, включая тончайшие душевные движения и законы мироздания, так и Антон Павлович в языке русской прозы завершил подобные поиски.

Рецензия на "Студента" Чехова может о том, что в рассказах Антона Павловича повествование называют слитным. У него с пейзажем сливаются бытовые зарисовки. И то, и другое проникнуто настроением воспринимающего героя. А тот не просто воспринимает природу, реагирует на быт, окружающий его, но вместе с тем может задумываться о связи времен, размышлять о законах бытия, о путях человечества. Чрезвычайно емкая, насыщенная картина мира получается в итоге. При этом она представлена на малом пространстве - точно так же, как и в лирических стихотворениях, созданных лучшими русскими поэтами.

Исходное настроение главного героя

Настроение Ивана Великопольского, героя рассказа, сначала - враждебности, неустроенности мироздания и окружающей жизни. Если всмотреться, можно заметить, что уже в первых абзацах присутствует три стихии, три начала. Это история, быт и природа. Именно они определяют мировосприятие главного героя. В природе это побеждающий весну холод, в повседневности - тоска, невежество, голод, лютая бедность; в русской истории - дурная бесконечность, ведь "эти ужасы были, есть и будут".

Организация времени в рассказе

Пристальное внимание, которое уделяет автор организации в рассказе времени, бросается в глаза не сразу. Это сочетание различных его измерений, в которых происходит событие. По своему времени живет каждая из трех перечисленных выше стихий. Вечер в природе сменяется ночью, зиму должна сменить весна, однако зима берет над ней верх, и это знак царящей в природе дисгармонии. В повседневности, в быту также свои временные мерки: перед приближающимся праздником - пост, и в такой жизни обычное состояние голода лишь усиливается и продлевается. Время в истории движется по замкнутому кругу. Ивану кажется, что ничего не изменится от того, что пройдет еще 1000 лет.

Все эти направления времени пересекаются в сознании главного героя, которого создал А. П. Чехов ("Студент"). Всеобщее невеселое настроение, чувство отчаяния, безнадежности, угнетенности возникают на их пересечении.

Иван рассказывает женщинам историю из Евангелия

Но вот Иван случайно знакомится с работающими на огороде двумя женщинами. Что-то - то ли желание согреться от этого общения, то ли сходство окружающей обстановки, костер темной весенней ночью - заставляет главного героя заговорить и рассказать вдовам историю из Евангелия, пришедшую ему на память. Ею продолжается рассказ Чехова "Студент". Краткий пересказ этой истории следующий: в ней говорится о том, как в столь же холодную весеннюю ночь у костра проявил слабость. Он решил отречься от своего учителя Иисуса, которого очень любил, и сразу же пожалел об этом. Однако то, что рассказывает женщинам Иван - это не проповедь, не поучение. В его рассказе Петр предстает обыкновенным человеком, которому присущи и способность к раскаянию, и слабость. В этом предании и в том, как его пересказывает юноша, соединяются красота и правда прекрасных слов и человеческих чувств, простых и вечных.

Реакция женщин на рассказ

Далее происходит то, что можно назвать маленьким чудом. Неграмотные, простые женщины так естественно и живо реагируют на рассказ Ивана, как будто (делает умозаключение главный герой) все происходившее 19 веков назад в ту страшную ночь имеет к их жизни, к ним самим прямое отношение. В ответ на рассказ Ивана старуха заплакала, а дочь ее, забитая мужем деревенская баба, тоже выразила по-своему жалость. В этом - своя красота и своя правда: люди друг друга поняли, испытали похожие чувства, откликнулись на прекрасное одинаково. Значит, не только бедность, мрак, голод и холод "были, есть и будут", но и правды и красоты, объединяющее людей. Такую мысль проводит в рассказе А. П. Чехов. Студент наглядно в этом убеждается.

Еще одно измерение времени

Тут Ивану открывается и вступает в рассказ еще одно измерение времени. Оно отлично и от исторического, и от бытового, и от природного. Это вечные законы и вечное время, которые имеют отношение ко всем людям. Они направляли жизнь человека тогда, 19 (теперь уже 20) веков назад, и составляют и поныне главное на земле и в человеческой жизни. Ощутить это вечное время, заметить непрерывную цепь связи, существующую между временами - значит, очутиться над дисгармонией природы, истории и повседневности, ощутить, что законы бытия непреходящи.

Образ огня в произведении

Так, к концу рассказа расширяется горизонт, будто в сознание героя проникает некий свет. Образ огня, света проходит через все произведение, связывая 3 его части. Огонь упоминается в начале рассказа. Он светится на вдовьих огородах у реки. Однако этот далекий огонь (о его источнике мы еще не знаем) не может разогнать вечернюю мглу. Он только подчеркивает мрачность и пустынность мест, по которым идет Иван. Огонь этот не успокаивает, а лишь усиливает отчаяние главного героя.

Уже вблизи мы наблюдаем огонь во второй части, когда костер описывает Антон Чехов ("Студент"). Он горит сейчас, у него греет руки главный герой произведения. Однако этот костер живо напоминает Ивану о другом, который описывается в вечной книге. Двумя концами одной цепи, связывающей во все времена людей, показались герою евангельский костер и костер, увиденный им на вдовьих огородах.

Огонь в начале третьей части упоминает в последний раз А. П. Чехов. Когда студент оглянулся, огонь костра спокойно и одиноко мигал в темноте. Возле него уже не было видно людей. Костер остался прежним. Но видение огня здесь обогатилось дополнительным, особым смыслом. Он отделился от своего конкретного источника. Теперь это будто не материальный огонь, а озаривший сознание Ивана, осветивший главному герою произведения дальнейший путь. Это символ, но отнюдь не искусственный, а, как и в других произведениях Чехова, естественно и непринужденно вырастающий из повседневности, из самой жизни.

Новое настроение Ивана

Радостно, светло кончается рассказ. Кажется, что ничего не изменилось за этот вечер ни в истории, ни в быту, ни в природе. Однако в событие свершилось. Полному сил молодому юноше сознание связующей века красоты и правды дало возможность увидеть мир иначе, преодолеть отчаяние и уныние. Теперь студенту жизнь кажется полной высокого смысла, чудесной и восхитительной.

Мысль Чехова

Это лишь кажется ему или она такова на самом деле? Что хотел показать нам Чехов ("Студент")? Тема произведения - смена ощущений одного молодого человека (студенту всего 22 года) или же непреходящие, вечные закономерности бытия? Из рассказа однозначного ответа не следует. Чехов говорил, что давать советы не дело художника. Его задача заключается в постановке вопросов. Это следует учитывать, анализируя произведение "Студент" Чехова. Важно, чтобы были правильно поставлены вопросы о том, из чего и как складывается наше отношение к жизни и мировосприятие. Не только дисгармонии и ужасам есть место в мире. В нем можно найти красоту и правду. А безнадежность и отчаяние порой уступают место надежде и радости.