Тесты в процессе разработки программного обеспечения. Тестирование как метод в психологии

Приступая к рассказу о тестировании, мы начнем с самого главного - с определения понятия «тест». В общенаучном смысле тест (от англ. test - опыт, проба) - это кратковременное стандартизованное испытание, направленное на получение в относительно сжатый отрезок времени наиболее существенной информации о признаках данного конкретного объекта с целью установления у него наличия или степени выраженности определенного психического свойства (черты, характеристики) или качества, а также совокупности психических свойств личности или психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и коллективов. Тест позволяет с заранее установленной степенью вероятности определить существующий у человека в данное время уровень знаний, относительно устойчивые личностные свойства, черты поведения, а также получить качественные и количественные оценки измеряемых характеристик.

Концепция тестирования как метода оценки и измерения качеств личности базируется на следующих общих предпосылках:
1. Внутренние (психологические) свойства личности выявляются с помощью индикаторов - показателей или внешних поведенческих характеристик (ответов на вопросы, результатов решения разного рода задач и т.п.), посредством которых проявляются структуры и свойства личности.
2. Эти индикаторы имеют такое выражение, которое может быть объектом наблюдения и измерения с помощью специальных процедур.
3. Между внешней (поведенческой) чертой и внутренним свойством личности существует однозначная причинная зависимость:
наблюдаемое действие или реакция человека порождены определенным личностным свойством и только им.
4. Измеряемые тестами черты и соответственно получаемые результаты распределены среди большой совокупности людей достаточно равномерно. Это означает, что тест должен не только оценивать конкретно взятого человека, но и быть применимым к большой совокупности людей.

Последнее требование отражается в понятии «норма теста», под которой понимается «средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик»3. Иными словами, норма теста - это средний уровень распределения выявляемых с его помощью характеристик в большой группе людей, на применимость в которой он претендует. В большинстве случаев норма теста определяется с помощью усреднения результатов тестирования большой выборки людей одного пола, примерно одинакового возраста и дифференциации полученных результатов по важнейшим показателям. Норма теста отражает его репрезентативность или свойство выборочной совокупности людей (группы или ряда групп, на основе анализа качеств которых был разработан тест) представлять генеральную совокупность всех лиц, обладающих подобными типологическими характеристиками. Репрезентативность позволяет классифицировать результаты тестирования и выступает показателем качественности тестовой методики.

Еще одним критерием добротности теста, тесно связанным с репрезентативностью, является его адаптированность - способность учитывать национальные (в том числе и социальные) и региональные особенности. Авторы берут нужный для построения тестов материал из исторически сложившейся культуры близкой им социальной общности. Тесты, «свободные от культуры», а значит одинаково понятные по материалу индивидам из разных социальных общностей, создать нельзя - это неустранимое свойство тестовых программ. При использовании тестов, разработанных в иной социально-культурной среде, в проверке и переоценке нуждаются нормы, валидность, надежность тестов, а также их применимость в целом. Особенно остро проблема адаптированности заявила о себе в последние годы, когда в Россию широким потоком хлынули западные тестовые методики и российские специалисты в области кадрового менеджмента бросились применять их, подчас не задумываясь о необходимости внесения определенных корректив.

В силу фактического запрета на использование тестов, существовавшего в СССР (после известного постановления ЦК ВКПб 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»), российский кадровый менеджмент является дилетантом в этой области. Многих буквально очаровывает магия «фирменных» латинских букв, аббревиатур, обозначающих «классические» методики, такие, например, как MMPI (личностный опросник, разработанный в Миннесотском университете), на основании которых» предлагается получение развернутых заключений о сотрудниках фирмы или кандидатах на имеющиеся вакансии. Несомненно, вышеупомянутый тест занимает в мировой психологии лидирующую (по популярности) позицию. Однако нельзя забывать тот факт, что он был разработан специально для пациентов психиатрических клиник (!) и широко используется в практике психоанализа. При приеме нормальных здоровых людей в американские фирмы этот тест в последние годы не применяется! Лица, подвергшиеся подобному тестированию, уже выиграли по суду немало исков, а компаниям пришлось уплатить солидные штрафы за нанесение морального ущерба.

Вообще западные личностные тесты, в том числе и более подходящие для ситуации приема на работу («16 личностных факторов» Кэттелла- 16PF, Калифорнийский личностный перечень - CPI, Опросник Айзенка - EPI, Тест Майерс-Бриггс, основанный на типологии Юнга), для корректного применения в России нуждаются в серьезной доработке («культурной и психометрической адаптации»). Неадаптированное, без внесения существенных поправок использование этих и подобных им тестов в современных, российских условиях явно неправомерно, хотя бы уже потому, что в нашей стране условия труда, его оплаты, традиции трудового сознания во многом отличны от западных. Далеко не для всех тестов проведена адаптация, что уж говорить о «пиратских» версиях западных тестов. Как правило, неадаптированные версии используют дилетанты в области психометрики, которые наивно полагают, что достаточно просто перевести на русский язык тестовые задания и тест будет работать. На самом же деле работа по адаптации тестовых методик должна включать пересчет не только так называемых тестовых норм, но и ключей к тест-заданиям (пунктам).

Для того чтобы тесты соответствовали своему назначению, адекватно выявляли и достаточно точно измеряли определенные качества, они должны также соответствовать таким критериям, как объективность, валидность, надежность и научность. Объективность означает, что результаты тестирования должны быть интерсубъективны, т.е. независимы от того, кто проводит тест. Валидность (от англ. valid- действительный, пригодный) - это пригодность теста для измерения именно того качества, на оценку которого он направлен. Так, например, если тест используется для оценки уровня знаний человека в области управления персоналом, он должен измерять именно эти знания, а не, например, общую эрудицию или знания в области экономики. Существуют, по меньшей мере, три условия обоснования валидности: валидность относительно критерия (требующая демонстрации корреляции или иного статистического взаимоотношения между результатами теста и требованиями работы); валидность относительно содержания (требующая демонстрации того, что содержание теста представляет важнейшие относительно работы черты поведения); валидность относительно конструктов (требующая демонстрации того, что тест определяет именно тот конструкт или характеристику, для определения которой он предназначен, и что эта характеристика важна для успешности в работе).

Надежность отражает степень точности и постоянства, с которой измеряется качество личности, и характеризует свободу процедуры тестирования от погрешностей. Точность проявляется в уровне совпадения результатов данного теста с показателями других тестов, используемых для этой же цели, постоянство - в устойчивости, стабильности результатов при повторной оценке той же группы тестируемых. Вместе с тем специалисты отмечают существование нескольких причин, по которым индивид, вновь проходящий тест, не получает сходные оценки. К ним относятся: временные психологические или физические изменения состояния тестируемого; факторы окружения (температура комнаты, освещение, уровень шума или даже личность проводящего тест); форма теста (многие тесты имеют разную форму или версию - на бумажном носителе, в электронном виде, в устном исполнении) и т.п. Указателем надежности теста является степень, в которой сфера оценок теста не подвержена влиянию указанных факторов.

Надежность теста определяется его коэффициентом, который может колебаться от 0 до 1. Обычно говорится, что если надежность теста 0,9 и более, то результаты его превосходны, тест с надежностью 0,8-0,89 дает хорошие результаты, тест с надежностью 0,7-0,79 дает адекватные результаты, тест с надежностью менее 0,7 имеет ограниченную применимость. Допустимый уровень надежности будет отличаться в зависимости от типа теста и используемой оценки его надежности. Ниже приводятся основные типы надежности тестовых процедур:
♦ надежность типа «тест - повторный тест» указывает на возможность получения таких же результатов по тесту по прошествии времени;
♦ надежность альтернативной, или параллельной, формы: речь идет о том, что результаты теста подобны, если индивид выбирает одну или несколько его альтернативных форм;
♦ надежность типа «интероценка» указывает, что результаты теста подобны при проведении его двумя или более оценщиками;
♦ надежность типа «внутренняя непротиворечивость» указывает границы, в которых тест измеряет одно и то же.

Надежность и валидность теста взаимосвязаны. Вместе с тем между ними следует проводить различия: надежность говорит о том, насколько истинные результаты дает тест, валидность - насколько хорош тест для отдельной ситуации. Таким образом, тест может быть надежным, но не быть валидным. Он может оказаться невалидным для различных целей: например, адекватно показывать технические навыки, но быть бесполезным при определении лидерских качеств. Сходным образом валидность теста обоснована относительно специфических групп индивидов (так называемых референтных групп); вполне реальна ситуация, когда целевая группа может не входить в число последних. В целом валидность теста может быть либо равна (идеальный случай), либо меньше его надежности.

Научность - это обоснованность теста фундаментальными исследованиями, его концептуальная осмысленность. Особенно необходимо научное обоснование при обращении к батарее тестов - серии испытаний, призванных оценить комплекс качеств человека, свидетельствующий о его профессиональной пригодноста и ожидаемых трудовых успехах, - широко применяемой при отборе персонала.

Масштабность использования процедуры тестирования в управлении персоналом объясняется, на наш взгляд, целым рядом ее достоинств:
♦ объективностью оценки (итоги тестирования практически не зависят от субъективного подхода тестирующего; к тому же они могут быть оценены не только качественно, но и количественно);
♦ оперативностью оценки (сама процедура тестирования занимает сравнительно немного времени, в то же время с ее помощью можно в короткий срок собрать требующуюся информацию о большом количестве людей);
♦ простотой и доступностью тестирования (в управлении персоналом используются стандартизированные тесты, которые содержат описание процедуры их проведения и оценки результатов; после профессиональной апробации ими может пользоваться широкий круг руководителей, а также сотрудников служб персонала);
♦ пригодностью результатов тестирования для компьютерной обработки и использования статистических методов оценки;
♦ большими эвристическими оценочными возможностями;
♦ конкретностью и непосредственной практической направленностью (тесты позволяют получить сведения об определенных свойствах личности и ее поведении, а не о человеке вообще).

В то же время, как и любые другие инструменты кадрового менеджмента, метод тестирования имеет свои ограничения и тонкости, которые необходимо знать в процессе его применения:
♦ существует серьезная проблема установления однозначной причинно-следственной связи между выявляемыми вопросами (заданиями) тестов и качествами личности, определяющими ее профессиональный успех: при разработке тестов далеко не всегда удается однозначно «перевести» тестовые задания (индикаторы черт) в конкретные качества личности, а последние - в факторы трудовых достижений;
♦ результаты тестов обычно оценивают лишь актуальные, т.е. существующие в данный момент, качества; в то же время большинство характеристик личности и ее поведения подвержены изменениям, порой достаточно динамичным;
♦ квалифицированное использование тестов требует соответствующей психодиагностической и этической подготовки тестирующего;
♦ применение тестов может вызывать у испытуемых страх, искажающий результаты тестирования;
публичное объявление результатов тестирования может задевать чувство собственного достоинства аутсайдеров, компрометировать их в глазах окружающих и тем самым осложнять отношения в коллективе.

Существует строго математизированная, экспериментальная наука - тестология, мало известная в нашей стране, которая позволяет вполне однозначно установить, какой тест можно считать хорошим, а какой - плохим. В развитых странах все профессиональные и психологические тесты проходят сертификацию - неависимую экспертизу. В некоторых случаях проводящие специалисты объединены в национальную психологическую ассоциацию, в других - в специализированную тестологическую ассоциацию. К сожалению, в России подобная практика находится пока в зачаточном состоянии.

Тесты могут быть полезными только при условии их грамотного применения подготовленными к этому специалистами. Избегать проблем и получать объективные результаты помогают общие правила тестирования, к которым относятся следующие:
♦ любое сложное тестирование должно проводиться при участии специалиста по психодиагностике или при последующем его участии в качестве консультанта;
♦ человека нельзя подвергать психологическому обследованию обманным путем или против его воли, недопустимы никакие формы прямого или косвенного принуждения;
♦ перед проведением тестирования испытуемого необходимо предупредить о том, что в ходе исследования он невольно может сообщить такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую не осознает сам;
♦ любой человек (за исключением случаев, оговоренных за коном) имеет право знать результаты своего тестирования; итоговые данные в доступной для понимания форме предоставляет испытуемым тот, кто проводил обследование; ознакомление с результатами тестирования должно исключать их неправильное толкование или появление у испытуемых каких-либо опасений;
♦ результаты тестирования не должны травмировать исследуемого или снижать его самооценку, поэтому их следует сообщать в ободряющей форме, по возможности сопровождая конструктивными рекомендациями;
♦ испытуемый должен быть информирован о целях тестироввания и формах использования его результатов;
♦ тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования;
♦ информация о результатах тестирования должна предоставляться только тем, кому она предназначается; тестирующий обязан обеспечить конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия» или в социометрических тестах.

Помимо вышеперечисленных правил, обеспечивающих эффективность процедуры тестирования, особые требования предъявляются и к тестирующему. Общеизвестно, что эффективность тестирования во многом зависит не только от соответствующих знаний, но и от личностных качеств проводящего его человека. Важными для профессионального тестирования качествами являются: общительность и коммуникабельность; динамичность и гибкость поведения; эмоциональная сдержанность и терпимость; профессиональный такт (основой которого являются прежде всего соблюдение профессиональной тайны и деликатность); умение держать свою линию поведения; эмпатия (т.е. готовность и способность проникнуться чувствами и переживаниями других людей и тем самым эмоционально понять их); умение привлекать других людей к активному сотрудничеству, совместному анализу и решению проблем, а также конфликтологическая грамотность. В процессе подготовки и проведения тестирования можно выделить четыре основных этапа, учет особенностей которых во многом определяет успех использования этого метода:
♦ выбор тестовых методик (ознакомление с методиками и их проверка на предмет соответствия целям исследования и удобности применения);
♦ инструктирование испытуемых (разъяснение им целей и задач тестирования, порядка выполнения тестовых заданий и поведения во время их выполнения);
♦ контроль за выполнением заданий;
♦ интерпретация результатов и подведение итогов тестирования.

Еще одним непременным условием эффективности тестирования является учет особенностей различных типов тестов. По предмету исследования можно выделить три класса тестов: а) общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности (одно из направлений современной психологии личности - дифференциальная психология - целиком опирается на использование приемов психодиагностики); б) личностные - специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта (например, творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и т.п.); в) групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов - уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностного восприятия, силы нормативного «давления» группы на ее членов и др.

Общие особенности психологических тестов определяются предметом изучения и спецификой применяемой техники. С точки зрения технических приемов обычно выделяют четыре разновидности тестов: а) так называемые объективные, преимущественно аппаратурные, часто психофизиологические испытания (на пример, измерение кожно-гальванического рефлекса, служащее индикатором эмоционального состояния); б) опросные методики или субъективные тесты, как, например, общеличностные тесты Г. Айзенка и Р. Кеттела (эти тесты состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с предложением испытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения); в) тес ты «с карандашом и бумагой», например, для диагностики внимания - вычеркивание определенных букв в тексте («корректорский тест» - см. приложение 1) или вычерчивание оптимального вы хода из лабиринта (оценка некоторых свойств интеллекта) и т.д.; г) тесты, основанные на экспертной оценке поведенческих проявлений испытуемых, например активно использовавшаяся советски ми психологами методика «ГОЛ» - групповой оценки личности.

Как и процесс разработки, процесс последующего тестирования программного обеспечения также следует определенной методологии. Под методологией в данном случае мы понимаем разнообразные комбинации принципов, идей, методов и концептов, к которым вы прибегаете во время работы над проектом.

В настоящее время существует довольно большое количество разнообразных подходов к тестированию, каждый со своими отправными точками, продолжительностью выполнения и методами, используемыми на каждом этапе. И выбор того или иного из них может быть довольно непростой задачей. В этой статье мы рассмотрим разные подходы к тестированию ПО и поговорим об их основных особенностях, чтобы помочь вам сориентироваться в существующем многообразии.

Каскадная модель (Линейная последовательная модель жизненного цикла ПО)

Каскадная модель (Waterfall Model) является одной из наиболее старых моделей, которую можно применять не только для разработки или тестирования ПО, но также практически для любого другого проекта. Его базовым принципом является последовательный порядок выполнения задач. Это значит, что мы можем переходить к следующему шагу разработки или тестирования только после того, как предыдущий был успешно завершен. Эта модель подходит для небольших проектов и применима только в том случае, если все требования точно определены. Главными достоинствами этой методологии являются экономическая эффективность, простота использования и управления документацией.

Процесс тестирования ПО начинается после завершения процесса разработки. На этой стадии все необходимые тесты переносятся с юнитов на системное тестирование для того, чтобы контролировать работу компонентов как по отдельности, так и в комплексе.

Помимо упомянутых выше достоинств, данный подход к тестированию также имеет и свои недостатки. Всегда существует вероятность обнаружения критических ошибок в процессе тестирования. Это может привести к необходимости полностью изменить один из компонентов системы или даже всю логику проекта. Но подобная задача невозможна в случае каскадной модели, поскольку возвращение на предыдущий шаг в этой методологии запрещено.

Узнайте больше о каскадной модели из предыдущей статьи .

V-Model (Модель верификации и валидации)

Как и каскадная модель, методика V-Model основана на прямой последовательности шагов. Основным отличием между этими двумя методологиями является то, что тестирование в данном случае планируется параллельно с соответствующей стадией разработки. Согласно этой методологии тестирования ПО, процесс начинается как только определены требования и становится возможным начать статическое тестирование, т.е. верификацию и обзор, что позволяет избежать возможных дефектов ПО на поздних стадиях. Соответствующий план тестирования создается для каждого уровня разработки ПО, что определяет ожидаемые результаты, а также критерии входа и выхода для данного продукта.

Схема данной модели показывает принцип разделения задач на две части. Те, которые относятся к дизайну и разработке, размещены слева. Задачи, относящиеся к тестированию ПО, размещены справа:

Основные этапы этой методологии могут изменяться, однако обычно они включают следующие:

  • Этап определения требований . Приемочное тестирование относится к этому этапу. Его основная задача состоит в оценке готовности системы к финальному использованию
  • Этап, на котором происходит высокоуровневое проектирование, или High-Level Design (HDL) . Этот этап относится к системному тестированию и включает оценку соблюдения требований к интегрированным системам
  • Фаза детального дизайна (Detailed Design) параллельна фазе интеграционного тестирования, во время которой происходит проверка взаимодействий между различными компонентами системы
  • После этапа написания кода начинается другой важный шаг — юнит-тестирование. Очень важно убедиться в том, что поведение отдельных частей и компонентов ПО корректно и соответствует требованиям

Единственным недостатком рассмотренной методологии тестирования является отсутствие готовых решений, которые можно было бы применить, чтобы избавиться от дефектов ПО, обнаруженных на этапе тестирования.

Инкрементная модель

Данная методология может быть описана, как мультикаскадная модель тестирования ПО. Рабочий процесс разделяется на некоторое количество циклов, каждый из которых также делится на модули. Каждая итерация добавляет определенный функционал к ПО. Инкремент состоит из трех циклов:

  1. дизайн и разработка
  2. тестирование
  3. реализация.

В этой модели возможна одновременная разработка разных версий продукта. Например, первая версия может проходить этап тестирования в то время, как вторая версия находится на стадии разработки. Третья версия в то же самое время может проходить этап дизайна. Этот процесс может продолжаться до самого завершения проекта.

Очевидно, что данная методология требует обнаружения максимально возможного количества ошибок в тестируемом ПО настолько быстро, насколько это возможно. Так же, как и фаза реализации, которая требует подтверждения готовности продукта к доставке к конечному пользователю. Все эти факторы существенно увеличивают весомость требований к тестированию.

В сравнении с предыдущими методологиями, инкрементная модель имеет несколько важных преимуществ. Она более гибкая, изменение требований ведет к меньшим затратам, а процесс тестирования ПО является более эффективным, поскольку гораздо проще проводить тестирование и дебаггинг за счет использования небольших итераций. Тем не менее, стоит отметить, что общая стоимость все же выше, чем в случае каскадной модели.

Спиральная модель

Спиральная модель это методология тестирования ПО, которая основана на инкрементном подходе и прототипировании. Она состоит из четырех этапов:

  1. Планирование
  2. Анализ рисков
  3. Разработка
  4. Оценка

Сразу после того, как первый цикл завершен, начинается второй. Тестирование ПО начинается еще на этапе планирования и длится до стадии оценки. Основным преимуществом спиральное модели является то, что первые результаты тестирования появляется незамедлительно после появления результатов тестов на третьем этапе каждого цикла, что помогает гарантировать корректную оценку качества. Тем не менее, важно помнить о том, что эта модель может быть довольно затратной и не подходит для маленьких проектов.

Несмотря на то, что эта модель является довольно старой, она остается полезной как для тестирования, так и для разработки. Более того, главная цель многих методологий тестирования ПО, включая спиральную модель, изменилась в последнее время. Мы используем их не только для поиска дефектов в приложениях, но также и для выяснения причин, их вызвавших. Такой подход помогает разработчикам работать более эффективно и быстро устранять ошибки.

Читайте подробнее o спиральной модели в предыдущем блог посте .

Agile

Методология гибкой (Agile) разработки и тестирование ПО может быть описана как набор подходов, ориентированных на использование интерактивной разработки, динамического формирования требований и обеспечения их осуществления как результата постоянного взаимодействия внутри самоорганизующейся рабочей группы. Большинство гибких методологий разработки ПО нацелены на минимизацию рисков посредством разработки в рамках коротких итераций. Одним из главных принципов этой гибкой стратегии является возможность быстрого реагирования на возможные изменения, нежели стремление положиться на долгосрочное планирование.

Узнайте больше об Agile (прим. — статья на английском языке) .

Экстремальное программирование (XP, Extreme Programming)

Экстремальное программирование является одним их примеров гибкой разработки ПО. Отличительной особенностью этой методологии является “парное программирование”, ситуация, когда один разработчик работает над кодом, в то время как его коллега постоянно проводит обзор написанного кода. Процесс тестирования ПО является довольно важным, поскольку начинается даже раньше, чем написана первая строка кода. Каждый модуль приложения должен иметь юнит-тест, чтобы большинство ошибок могло быть исправлено на стадии написания кода. Другим отличительным свойством является то, что тест определяет код, а не наоборот. Это значит, что определенная часть кода может быть признана завершенной только в том случае, если все тесты пройдены успешно. В противном случае, код отклоняется.

Главными достоинствами такой методологии являются постоянное тестирование и короткие релизы, что помогает обеспечить высокое качество кода.

Scrum

Scrum — Часть методологии Agile, итеративный инкрементный фреймворк, созданный для управления процессом разработки ПО. Согласно принципам Scrum, команда тестировщиков должна участвовать в следующих этапах:

  • Участие в Scrum планировании
  • Поддержка в юнит-тестировании
  • Тестирование пользовательских историй
  • Сотрудничество с заказчиком и владельцем продукта для определения критериев приемлемости
  • Предоставление автоматического тестировании

Более того, участники QA-отдела должны присутствовать на всех ежедневных собраниях, как и другие члены команды, чтобы обсудить, что было протестировано и сделано вчера, что будет протестировано сегодня, а также общий прогресс тестирования.

В то же время принципы Agile методологии в Scrum к появлению специфических особенностей:

  • Оценка усилий, необходимых для каждой пользовательской истории является обязательной
  • Тестировщик должен быть внимательным к требованиям, поскольку они могут постоянно изменяться
  • Риск регрессии возрастает вместе с частыми изменениями в коде
  • Одновременность планирования и выполнения тестов
  • Недопонимание между членами команды в случае если требования заказчика не до конца ясны

Узнайте больше о методологии Scrum из предыдущей статьи .

Заключение

В заключение важно отметить, что сегодня практика использования той или иной методологии тестирования ПО подразумевает мультиверсальный подход. Иными словами, не стоит рассчитывать на то, что какая-то одна методология окажется подходящей для всех типов проектов. Выбор одной из них зависит от большого числа аспектов, таких как тип проекта, требования заказчика, поставленные сроки, а также многих других. С точки зрения тестирования ПО, для некоторых методологий характерно приступать к тестированию на ранних этапах разработки, в то время как при работе с другими принято ожидать до тех пор, пока система не готова полностью.

Если вам нужна помощь с разработкой программного обеспечения или тестированием, выделенная команда разработчиков и QA инженеров готова к работе.

В современной практической деятельности психологов всех направлений для психологической диагностики широко применяются тестовые методики. Тест (англ. test - проба, испытание) - стандартизированное, обычно ограниченное во времени, содержательное по смыслу и стандартизированное по значению испытание (задание, опрос), предназначенное для исследования индивидуально-психической и социально-психологической специфики человека. В психодиагностических тестах выявляются индивидуально-типические и социально-типологические особенности людей и групп .

Психодиагностика представлена различными тестами. Для индивидуального тестирования (когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один) и группового тестирования, в том числе детей, применяются предметные тесты.

В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известны кубики Кооса и тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова, невербальные задания по тестированию личности, интеллекта, способностей, достижений, тесты действий, тесты по самооценке личности, изучения особенности моторного развития детей, словарного запаса и др.

Индивидуальное предметное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, другими непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к тестированию, функциональное состояние испытуемого и др. Это позволяет широко использовать предметное тестирование в психодиагностике детей.

Дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию, и они могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации .

Уровень психологического развития детей различен, и потому некоторым детям практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим - менее развитым - только методики, рассчитанные на детей дошкольного возраста. Поэтому целесообразно применять тестирование, которое интеллектуально доступно и не слишком просто для того, чтобы оценивать реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

Многие дети, поступающие в школу, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребенка-дошкольника. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но мало интересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справиться с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокимим .

Также дети в отличии о взрослых не в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых усилий управлять своим поведением во время тестирования, следовательно, результаты тестов могут быть занижены.

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечать ряду требований. Такими требованиями являются: валидность, надежность, однозначность методики, точность .

У детей преобладает непроизвольное внимание. Использование предметов в тесте позволяет сократить процедуру тестирования до 5-15 минут, отвечая при этом всем требованиям научного метода исследования.

Система психодиагностических методик для детей предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу, а также учащихся начальных классов, включая характеристик их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков, в том числе и интеллектуальных способностей.

С помощью предметных тестов возможно исследовать:

  • - психическое состояние и личностные свойства уровень развития психологических функций ребенка, с учетом возраста,
  • - динамику развития (продольные срезы),
  • - темп развития,
  • - новообразования возраста .

Применение предметных тестов в детской психологии позволяет основательнее познакомиться со структурой и функциями ряда психических процессов, обеспечивающих успешность развития детей, а также понять причины возможных трудностей в процессе обучения ребенка. Ими могут быть недостаточная волевая регуляция внимания и действия, чрезмерная импульсивность познавательной активности, быстрая утомляемость ребенка при интеллектуальных и эмоциональных нагрузках, низкий темп деятельности и многое другое . Это возможно выявить в психологическом индивидуальном тестировании с предметами.

Наблюдая, как ребенок использует предмет при тестировании, возможно достоверно оценить широкий круг вопросов, выясняющих их роль в решении следующих проблем: мир фантазии, символизация детских страхов и желаний, диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии, семейное и школьное окружение.

Предметное тестирование основано на едином психологическом механизме проекции. Суть проекции заключается в переносе психических свойств испытуемого ребенка на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности. Бессознательные переживания, чувства, мысли, порожденные неосознаваемыми влечениями ребенка, доступны объективной диагностике. Они отражаются в характере словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок; в содержании фантазий, в особенностях рисунков или восприятии картин.

Также предметы в психологических тестах выступают для испытуемого стимульным материалом. В основе использования стимульного материала лежит принцип неопределенности или инструкции к заданию. Предполагается, что в ситуации неопределенности испытуемый более свободно выражает (проецирует) свое собственное «я», особенности своего внутреннего мира и личностных переживаний .

В литературе по психодиагностике можно встретить разные классификации методов тестирования. Тестирование с помощью предметов относится к проективным методикам психодиагностики. Рассмотрим классификацию, наиболее полно характеризующую проективную технику тестирования с помощью предметов, предложенную Л. Френком.

  • 1. Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить:
    • - Незаконченные предложения;
    • - Незавершенные рисунки.
  • 2. Конструктивные . Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Примером, относящимся к данной категории может служить тест Эдвина Шнейдмана «Составь картину-историю». Стимульный материл - бланк с рисунками-фонами и 67 фигурок, вырезанных их картона, живые и неживые объекты. Задача испытуемого расположить фигурки, которые подходят к изображению как на сцене и рассказать историю того, что получилось. Затем это интерпретируется и дается диагноз личностных особенности.
  • 3. Интерпретационные методы - испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений. Тематический тест на апперцепцию (ТАТ) - хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются карточки с неоднозначными по содержанию черно-белыми картинками, по которым он должен составить рассказ и установить последовательность изображенных событий.
  • 4. Катартические . Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления. С помощью этого исследователь может обнаружить выносимые испытуемым во вне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.
  • 5. Экспрессивные . Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.
  • 6. Импрессивные . Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета.
  • 7. Аддитивные . От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории .

Все перечисленные методики объединяет способность отражать наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. В результате решается задача диагностической деятельности: оценить актуальное состояние ребенка с отнесением его развития либо к условно-нормативному либо к отклоняющемуся.

Один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности является внимание. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.

Универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания детей разного возраста, является тест с помощью колец Ландольта.

Данный тест позволяет дать практическую оценку устойчивости, распределения и переключения внимания, используя один и тот же лист бумаги с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной .

Определение объема памяти ребенка (кратковременной зрительной памяти, оперативной зрительной памяти, опосредованной памяти) также возможно с помощью предметного тестирования. Например, для определения объема кратковременной зрительной памяти ребенку поочередно предлагают два рисунка. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все лини, которые он видел и запомнил на каждой части. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке. Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти. Для оценки оперативной зрительной памяти ребенку последовательно, на 15 секунд каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. детский психодиагностика тест

Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников. Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное от деления времени решения задачи в минуту на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти. Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников.

Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок. Затем определяется среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребёнка над всеми четырьмя карточками на 4.

Момент окончания времени работы ребенка над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?». Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель .

Для диагностики опосредованной памяти, материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят следующие слова: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задания. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много». Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения: «Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Весёлый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывёт по реке. Кошка ест рыбу».

После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение. Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны .

Таким образом, в современной системе образования актуальными вопросами являются готовность ребенка к школе, его психическое развитие, способности и отношения. Дети имеют ряд существенных особенностей, что выдвигает особые требования к методам психодиагностики детей. Для обеспечения научной обоснованности применяемых методик, в психологической диагностике детей на практике широко используются предметные тесты.

Предметное тестирование основано на едином психологическом механизме проекции. Суть проекции заключается в переносе психических свойств испытуемого ребенка на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности. Бессознательные переживания, чувства, мысли, порожденные неосознаваемыми влечениями ребенка, доступны объективной диагностике. С помощью предметных тестов возможно исследовать психическое состояние и личностные свойства уровень развития психологических функций ребенка, с учетом возраста, динамику развития, темп развития, новообразования возраста. Предметные тесты существенно сокращают время исследования, что важно при диагностике детей в силу непроизвольности их внимания, позволяют оценить широкий круг вопросов и обеспечить научность психодиагностических методик.

Методы психологии - основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.

Одним из видов эмпирических методов является тестирование.

Тест - кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Задачей тестов является не получение новых научных дачных, а испытание, проверка.

Тесты – более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Хороший тест – результат большой предварительной экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уровню развития того или иного свойства, особенностей и т.п.) и, главное, практическое (профотбор) значение.

Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Однако в настоящее время они все меньше и меньше применяются для отбора, хотя первоначально были созданы именно для этого. Такое ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом - причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления тестами и мерам, предпринятым для их улучшения, стали значительно лучше понимать сущность и функционирование интеллекта.

При разработке первых тестов были выдвинуты два основных требования, которым должны удовлетворять «хорошие» тесты: валидность и надежность.

Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.

Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека.

Также очень важным является требование нормализации теста. Это означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация может не только четко определить группы лиц, к которым может быть применен данный тест, но и располагать результаты, получаемые при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной школы, или применить нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.

Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обусловливаются преобладающей культурой, т.е. теми ценностями, которые первоначально сложились в западно-европейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое владение тем языком, на котором говорит большинство населения.

Подходы к изучению эмоций

Методами научного познания называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни, представляются достаточно точными и проверяемыми. Последнее означает, что правильность научных знаний можно повторно проверить в специальном исследовании, если оно организовано и проводится в соответствии с правилами науки. К таким правилам, в частности, относятся законы строгой логики мышления, следование которым позволяет получать достоверные знания.

В каждой науке существуют свои методы познания, соответствующие природе тех явлений, которые в данной науке изучаются. Вместе с тем, в разных науках используются одинаковые методы исследования. Это, например, наблюдение и эксперимент.

Каким образом можно изучать эмоции? Их можно изучать, непосредственно наблюдая за ними, фиксируя, оценивая и описывая их в том виде, в каком они представлены в ощущениях человека. Интроспекция с давних пор применяется в психологии. Однако этот метод не вполне надежен, так как с его помощью невозможно получать в должной степени достоверную, объективную информацию о психических явлениях. Он не позволяет изучать те явления, которые человеком не полностью осознаются. Тем не менее это единственный метод, с помощью которого психические явления можно наблюдать и оценивать непосредственно.

Косвенно об эмоциях можно судить по тем внешним признакам, в которых они проявляются. Это – двигательные и другие телесные реакции человека, непосредственно связанные с эмоциями, его речь и поступки. Подобный метод изучения психических явлений называют объективным, имея в виду то, что о психических явлениях в данном случае судят по внешним, отчетливо наблюдаемым признакам. Данный метод также далеко не всегда позволяет получать абсолютно точные и вполне достоверные знания о психических явлениях, так как между психическими явлениями, телесными изменениями, словесными реакциями и поведением человека нет однозначной связи.

О психических явлениях, в принципе, можно судить по тому, что сам человек говорит о них. Такой метод изучения психических явлений называется самоотчетом или опросом. Для того чтобы делать правильные выводы о законах, которым подчиняются психические явления, можно создать условия, при которых эти явления будут целенаправленно изменяться, и далее внимательно следить за их изменениями. Этот метод исследования психических явлений получил название эксперимента. Он был заимствован психологами из других, более развитых, чем психология, наук и способствовал тому, что психология стала признанной, современной наукой.

В художественной литературе описано немало случаев (особенно в детективах), когда экспериментатор специально моделирует ситуацию, а испытуемый в этой ситуации проявляет те или иные эмоции, свидетельствующие о причастности его к преступлению. Об эмоциональном состоянии творческого человека можно судить по его произведению. Однако художественное произведение не всегда точно отражает эмоциональное состояние автора. В данном случае примешивается степень «вхождения в роль». Более точное представление об эмоциональном состоянии человека могут дать его дневники. В дневниках человек обычно излагает не только свои мысли, но и переживания.

Хорошее представление об эмоциональном состоянии человека можно получить, исследуя его письма. В произведении Т. Драйзера «Американская трагедия» описана ситуация, когда письма Роберты к Клайду, в которых отражено эмоциональное состояние Роберты незадолго до ее смерти произвели настолько сильное впечатление на присяжных и публику, что Клайда приговорили к казни.

Психологическими тестами называются методы, с помощью которых можно достаточно точно описывать и количественно оценивать изучаемые психологические явления. Психологические тесты являются стандартизированными в указанном выше смысле слова методами научного исследования, их нельзя произвольно изменять и необходимо применять точно так, как описано в соответствующей инструкции. Тесты составляют основную группу современных методов изучения психических явлений, в том числе и психических.

Искусно составленные тесты также могут быть одним из подходов к изучению эмоциональных свойств личности. Однако составление таких тестов должно быть научно обоснованным. Например, зачастую в психологии используются тесты, основанные на выборе цветов при рисовании той или иной картинки. Однако, например, картинки, в которых преобладает черный цвет не всегда свидетельствует о том, что испытуемый был в мрачном эмоциональном состоянии. Ученик, зная о том, что проводится тестирование, мог нарочно нарисовать картинку в мрачных тонах.

Таким образом, необходимо составлять тесты таким образом, чтобы по ним можно было определить и другие свойства личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоции играют очень большую роль в жизни каждого человека. С помощью эмоций мы определяем значимость внешних воздействий и оцениваем собственное поведение. Все наши победы и поражения окрашены эмоциями. Многие жизненные события запоминаются именно благодаря пережитым эмоциям. Воспитание культуры эмоций и чувств учащихся составляет важное направление в общей воспитательной работе семьи и школы, является актуальной задачей литературы, искусства, средств массовой информации. Неумение управлять своими эмоциями нарушает его межличностные взаимодействия с другими людьми, не позволяет адекватно строить производственные, семейные, дружеские отношения, становится препятствием для выбора и успешного овладения многими профессиями. Гармоничное развитие эмоциональной сферы необходимо каждому человеку для полноценной жизни в обществе, адекватного отношения к другим людям и самому себе, для сохранения своего здоровья.

В эмоциях объективно переживаются, становятся внутренним событием отношения человека к миру и к самому себе, поэтому эмоции и чувства так или иначе присутствуют во всей психологии личности.

Эмоции представляют собой важную, выразительно яркую и значимую сторону исконной, атрибутивной субъективности психического образа мира.

Практические переживания есть у человека всегда, хотя и не обязательно выражены, представлены его сознанию и самосознанию.

Личность существует, функционирует и развивается во взаимодействиях, общении, в отношении с другими людьми. Эти отношения закладываются в направленности личности, выражаются в ее характере, а переживаются в эмоциях, т.е. становятся для личности некоторым субъективно отмеченным фактом ее психической жизни, поэтому эмоции и чувства по определению взаимодействуют со всей психикой человека. Они феноменологически и функционально пересекаются с деятельностями, потребностями, способностями, сознанием и самосознанием, темпераментом и характером, психическим опытом и речью, с познавательной, оценочной, волевой и регулярной сферами психики.

Также на основании анализа литературных источников можно сделать следующие выводы:

1. Эмоции можно изучать, непосредственно наблюдая за ними, фиксируя, оценивая и описывая их в том виде, в каком они представлены в ощущениях человека.

2. Интроспекция с давних пор применяется в психологии. Однако этот метод не вполне надежен, так как с его помощью невозможно получать в должной степени достоверную, объективную информацию о психических явлениях.

3. О психических явлениях, в принципе, можно судить по тому, что сам человек говорит о них. Такой метод изучения психических явлений называется самоотчетом или опросом.

4. Для того чтобы делать правильные выводы о законах, которым подчиняются психические явления, можно создать условия, при которых эти явления будут целенаправленно изменяться, и далее внимательно следить за их изменениями. Этот метод исследования психических явлений получил название эксперимента.

5. При изучении психических явлений можно использовать тесты, однако они должны быть искусно составлены.


Похожая информация.


Тестирование программного обеспечения - это оценка разрабатываемого программного обеспечения/продукта, чтобы проверить его возможности, способности и соответствие ожидаемым результатам. Существуют различные типы методов, используемые в области тестирования и обеспечения качества о них и пойдет речь в данной статье.

Тестирование программного обеспечения является неотъемлемой частью цикла разработки программного обеспечения.

Что такое тестирование программного обеспечения?

Тестирование программного обеспечения - это не что иное, как испытание куска кода к контролируемым и неконтролируемым условиям эксплуатации, наблюдение за выходом, а затем изучение, соответствует ли он предварительно определенным условиям.

Различные наборы тест-кейсов и стратегий тестирования направлены на достижение одной общей цели - устранение багов и ошибок в коде, и обеспечения точной и оптимальной производительности программного обеспечения.

Методика тестирования

Широко используемыми методами тестирования являются модульное тестирование, интеграционное тестирование, приемочное тестирование, и тестирование системы. Программное обеспечение подвергается этим испытаниям в определенном порядке.

3) Системное тестирование

4) Приемочные испытания

В первую очередь проводится модульный тест. Как подсказывает название, это метод испытания на объектном уровне. Отдельные программные компоненты тестируются на наличие ошибок. Для этого теста требуется точное знание программы и каждого установленного модуля. Таким образом, эта проверка осуществляется программистами, а не тестерами. Для этого создаются тест-коды, которые проверяют, ведет ли программное обеспечение себя так, как задумывалось.


Отдельные модули, которые уже были подвергнуты модульному тестированию, интегрируются друг с другом, и проверяются на наличие неисправностей. Такой тип тестирования в первую очередь выявляет ошибки интерфейса. Интеграционное тестирование можно осуществлять с помощью подхода "сверху вниз", следуя архитектурному сооружению системы. Другим подходом является подход «снизу вверх», который осуществляется из нижней части потока управления.

Системное тестирование

В этом тестировании, вся система проверяется на наличие ошибок и багов. Этот тест осуществляется путем сопряжения аппаратных и программных компонентов всей системы, и затем выполняется ее проверка. Это тестирование числится под методом тестирования "черного ящика", где проверяются ожидаемые для пользователя условия работы программного обеспечения.

Приемочные испытания

Это последний тест, который проводится перед передачей программного обеспечения клиенту. Он проводится, чтобы гарантировать, что программное обеспечение, которое было разработано отвечает всем требованиям заказчика. Существует два типа приемо-сдаточных испытаний - то, которое осуществляется членами команды разработчиков, известно, как внутреннее приемочное тестирования (Альфа-тестирование), а другое, которое проводится заказчиком, известно, как внешнее приемочное тестирования.

Если тестирование проводится с помощью предполагаемых клиентов, оно называется приемочными испытаниями клиента. В случае если тестирование проводится конечным пользователем программного обеспечения, оно известно, как приемочное тестирование (бета-тестирование).

Есть несколько основных методов тестирования, которые формируют часть режима тестирования программного обеспечения. Эти тесты обычно считаются самодостаточными в поиске ошибок и багов во всей системе.

Тестирование методом черного ящика

Тестирование методом черного ящика осуществляется без каких-либо знаний внутренней работы системы. Тестер будет стимулировать программное обеспечение для пользовательской среды, предоставляя различные входы и тестируя сгенерированные выходы. Этот тест также известен как Black-box, closed-box тестирование или функциональное тестирование.

Тестирование методом белого ящика

Тестирование методом "Белого ящика", в отличие от "черного ящика", учитывает внутреннее функционирование и логику работы кода. Для выполнения этого теста, тестер должен иметь знания кода, чтобы узнать точную часть кода, имеющую ошибки. Этот тест также известен как White-box, Open-Box или Glass box тестирование.

Тестирование методом серого ящика

Тестирование методом серого ящика или Gray box тестирование, это что-то среднее между White Box и Black Box тестированием, где тестер обладает лишь общими знаниями данного продукта, необходимыми для выполнения теста. Эта проверка осуществляется посредством документации и схемы информационных потоков. Тестирование проводится конечным пользователем, или пользователям, которые представляются как конечные.

Нефункциональные тесты

Безопасность приложения является одной из главных задач разработчика. Тестирование безопасности проверяет программное обеспечение на обеспечение конфиденциальности, целостности, аутентификации, доступности и безотказности. Индивидуальные испытания проводятся в целях предотвращения несанкционированного доступа в программный код.

Стресс-тестирование является методом, при котором программное обеспечение подвергается воздействию условий, которые выходят за рамки нормальных условий работы программного обеспечения. После достижения критической точки, полученные результаты записываются. Этот тест определяет устойчивость всей системы.


Программное обеспечение проверяется на совместимость с внешними интерфейсами, такими как операционные системы, аппаратные платформы, веб-браузеры и т.д. Тест на совместимость проверяет, совместим ли продукт с любой программной платформой.


Как подсказывает название, эта методика тестирования проверяет объем кода или ресурсов, которые используются программой при выполнении одной операции.

Это тестирование проверяет аспект удобства и практичности программного обеспечения для пользователей. Легкость, с которой пользователь может получить доступ к устройству формирует основную точку тестирования. Юзабилити-тестирование охватывает пять аспектов тестирования, - обучаемость, эффективность, удовлетворенность, запоминаемость, и ошибки.

Тесты в процессе разработки программного обеспечения

Каскадная модель использует подход "сверху-вниз", независимо от того, используется ли она для разработки программного обеспечения или для тестирования.

Основными шагами, участвующими в данной методике тестирования программного обеспечения, являются:

  • Анализ потребностей
  • Тест дизайна
  • Тест реализации
  • Тестирование, отладка и проверка кода или продукта
  • Внедрение и обслуживание

В этой методике, вы переходите к следующему шагу только после того, как вы завершили предыдущий. В модели используется не-итерационный подход. Основным преимуществом данной методики является ее упрощенный, систематический и ортодоксальный подход. Тем не менее, она имеет много недостатков, так как баги и ошибки в коде не будут обнаружены до этапа тестирования. Зачастую это может привести к потере времени, денег, и других ценных ресурсов.

Agile Model

Эта методика основана на избирательном сочетании последовательного и итеративного подхода, в дополнение к довольно большому разнообразию новых методов развития. Быстрое и поступательное развитие является одним из ключевых принципов этой методологии. Акцент делается на получение быстрых, практичных, и видимых выходов. Непрерывное взаимодействие с клиентами и участие является неотъемлемой частью всего процесса разработки.

Rapid Application Development (RAD). Методология быстрой разработки приложений

Название говорит само за себя. В этом случае методология принимает стремительный эволюционный подход, используя принцип компонентной конструкции. После понимания различных требований данного проекта, готовится быстрый прототип, а затем сравнивается с ожидаемым набором выходных условий и стандартов. Необходимые изменения и модификации вносятся после совместного обсуждения с заказчиком или группой разработчиков (в контексте тестирования программного обеспечения).

Хотя этот подход имеет свою долю преимуществ, он может быть неподходящим, если проект большой, сложный, или имеет чрезвычайно динамический характер, в котором требования постоянно меняются.

Спиральная модель

Как видно из названия, спиральная модель основана на подходе, в котором есть целый ряд циклов (или спиралей) из всех последовательных шагов в каскадной модели. После того, как начальный цикл будет завершена, выполняется тщательный анализ и обзор достигнутого продукта или выхода. Если выход не соответствует указанным требованиям или ожидаемым стандартам, производится второй цикл, и так далее.

Rational Unified Process (RUP). Рациональный унифицированный процесс

Методика RUP также похожа на спиральную модель, в том смысле, что вся процедура тестирования разбивается на несколько циклов. Каждый цикл состоит из четырех этапов - создание, разработка, строительство, и переход. В конце каждого цикла продукт/выход пересматривается, и далее цикл (состоящий из тех же четырех фаз) следует при необходимости.

Применение информационных технологий растет с каждым днем, также и важность правильного тестирования программного обеспечения выросло в разы. Многие фирмы содержат для этого штат специальных команд, возможности которых находятся на уровне разработчиков.