Формирование крупных городских агломераций. Формирование городских агломераций как фактор модернизации российского пространства

От редакции. Сокращенный вариант этой работы уже появлялся в печати. Мы впервые публикуем полную версию статьи.

Вскоре после окончания 2-ой Мировой войны, когда тема Холокоста постепенно стала занимать важное место в ряду современных исторических и философско-теологических разработок, стали последовательно осуществляться попытки выявить комплекс причин – в их историческом, социальном, экономическом, психологическом контексте, – который сделал возможным осуществление чудовищного геноцида евреев. При соответствующем анализе исследователям приходилось обращать внимание на сравнительные характеристики Холокоста, предшествующих и последующих фактов расовой элиминации, которые рассматривались в качестве "геноцидов". В результате уже на протяжении многих лет ведутся споры на предмет того, можно ли рассматривать Холокост – целенаправленное уничтожение еврейского народа во время 2-ой мировой войны – как явление уникальное, выходящее за традиционные рамки феномена, известного под названием "геноцид", либо же Холокост вполне вписывается в ряд прочих известных истории геноцидов. Наиболее развернутая и продуктивная дискуссия по этому вопросу, получившая название Historikerstreit , развернулась среди немецких историков в середине 80-х годов прошлого века и сыграла важную роль в дальнейших исследованиях. Хотя главной темой дискуссии была собственно природа нацизма, проблематика Холокоста и Освенцима по понятным причинам заняла в ней ключевое место. В ходе дискуссии выявилось два направления, в рамках которых отстаивались противоположные тезисы. "Националистически-консервативное направление" ("националисты"), представленное Эрнстом Нольте и его последователями, такими как Андреас Хильгрубер и Клаус Хильдебранд, отстаивало позицию, согласно которой Холокост не был уникальным явлением, а может быть сравним и помещен в один ряд с другими катастрофами XX в., такими как армянский геноцид 1915-16 гг., вьетнамская война и даже советское вторжение в Афганистан. Более того, по мнению Нольте, преступления Гитлера должны рассматриваться в качестве реакции на столь же варварские действия большевиков, которые начались более чем за два десятилетия доОсвенцима. "Леволиберальное направление" ("интернационалисты") было представлено прежде всего известнейшим немецким философом Юргеном Хабермасом. Последний утверждал, что антисемитизм глубоко укоренен в германской истории и психологии немцев, откуда проистекает особая специфика Холокоста, замкнутая на нацизм и только на него. Несмотря на присутствие апологетически-вненаучных элементов в позиции "национал-консерваторов", которые вызывают сомнения в их научной добросовестности и даже породили обвинения их в "наукообразном" обоснованиинацизма и придании "респектабельности" идее ревизионизма Холокоста , объективно поднятые в дискуссии темы и аргументы, выдвинутые обеими сторонами, несомненно придали значительный импульс последующим научным исследованиям и внесли в важный вклад в разработку вопроса об уникальности Холокоста. Этапной работой здесь,в частности, стала книга американского историка Чарльза Майера "Непреодолимое прошлое" , который сформулировал три главных содержательных характеристики Холокоста, выявленных в ходе дискуссии и ставших предметом спора сторон: singularity (единичность), comparability (сопоставимость), identity (идентичность) . По сути дела именно характеристика "единичности" (уникальности, неповторимости) и стала камнем преткновения в позднейшей дискуссии. Не случайно крупнейший ученый в области проф. Стивен Кац из Корнельского университета, отстаивающий идею "уникальности" Холокоста, назвал свою программную статью "Holocaust: singularity of" .

Прежде чем перейти непосредственно к заявленной теме, необходимо отметить, что она является крайне деликатной. "Болевой центр" этой темы состоит в том, что при ее рассмотрении сталкиваются, как точно определил Поль Завадски, язык памяти и свидетельств и язык академический . Расcмотренный изнутри еврейства, опыт Холокоста является абсолютной трагедией, поскольку всякоестрадание – это Твое собственное страдание и оно абсолютизируется, делается уникальным и формирует идентичность еврейства: "Если я снимаю... "кепку социолога", чтобы остаться только евреем, семья которого была уничтожена во время войны, то ни о каком релятивизме не может быть и речи. Никакого сравнения не может быть, потому что в моей жизни, в истории моей семьи или в моей еврейской идентификации, Шоа является уникальным событием....Внутренняя логика идентификационного процесса толкает в сторону подчеркивания уникальности" . Не случайно всякое иное употребление слова Холокост (или Шоа, в еврейской терминологии), например во множественном числе("холокосты") или по отношению к иному геноциду, обычно вызывает болезненную реакцию.Так, Завадски приводит примеры, когда решительные протесты еврейской общественности вызвали сравнение этнических чисток в Югославии с Холокостом, сравнение Милошевича с Гитлером, а также расширенное толкование обвинения по делу Клауса Барбье на процессе 1987 г. во Франции как "преступлений против человечества", когда геноцид евреев рассматривался только в качестве одного из преступлений, а не в качестве уникального преступления . Сюда же можно добавить недавние споры по поводу изъятия самовольно поставленных католических крестов в Освенциме, когда дискутировался вопрос, следует ли Освенцим рассматривать исключительно в качестве места и символа еврейских страданий, хотя он и стал местом гибели сотен тысяч поляков и людей других национальностей . И разумеется, еще большее возмущение еврейской общины вызвал недавний случай в Англии, когда известный реформистский раввин и писатель Дан Кон-Шербок, отстаивающий гуманное отношение к животным, сравнил современные вагоны для перевозки скота в Англии с вагонами, в которыхевреев отправляли в Освенцим, и употребил выражение "Холокост животных" .

Всякая генерализация страданий евреев опять же нередко приводит к размыванию конкретного субъекта Холокоста: на месте евреев может оказаться каждый, дело вообще не в евреях и не в нацизме, а в "человечестве" и его проблемах вообще. Как писалПинхас Агмон: "Холокост не является ни специфически еврейской проблемой, ни событием только еврейской истории" . В такой постановке "Холокост" порой вообще теряет свое специфическое содержание и становится обобщенной характеристикой всякого геноцида. Так, даже Марек Эдельман, единственный из выживших руководителей восстания в Варшавском гетто, с готовностью сопоставляет события тех лет с гораздо более ограниченным масштабом событий в Югославии: "Мы можем стыдиться... геноцида, который имеет место сегодня в Югославии... Это – победа Гитлера, которую он одерживает с того света. Диктатура одна и та же, независимо от того, одета ли она в коммунистическую или фашистскую одежду". Логическим развитием деконкретизации Холокоста является лишение его даже признаков собственно геноцида, когда "Холокост" трансформируется в самую общую модель угнетения и социальной несправедливости. Немецкий драматург Петер Вайс, написав пьесу об Освенциме, говорит: "Слово "еврей" в пьесе не используется... Я отождествляю себя с евреями не больше, чем с вьетнамцами или южноафриканскими черными. Я просто отождествляю себя с угнетенными всего мира". Иначе говоря, всякий компаративизм, вторгаясь в область индивидуальной и коллективной памяти евреев, неизбежно релятивизирует пафос исключительности еврейских страданий. Такое положение нередко вызывает понятную болезненную реакцию в еврейской среде.

С другой стороны, Холокост – явление историческое и социальное, и как таковое, естественно претендует на анализ в более широком контексте, чем только на уровне памяти и свидетельств еврейского народа – в частности, на академическом уровне. Сама необходимость изучения Холокоста как исторического явления столь же неизбежно заставляет оперировать академическим языком, а логика исторического исследования толкает в сторону компаративизма. "Можно также защищать идею, что компаративизм является основой познания... Компаративизм находится в центре социальных наук в той мере, в которой они пользуются моделями." Не случайно Стивен Кац, доказываяуникальность Холокоста на академическом уровне, обращается к широкому историческому контексту и в качестве основного инструмента выбирает компаративистику .Но здесь же обнаруживается, что уже сам выбор компаративистики в качестве инструмента академического исследования подрывает в конечном итоге идею "уникальности" Холокоста, в ее общественно-этической значимости. Ведь содержание исторического урока Холокоста давно уже вышло за рамки факта геноцида евреев, и рассматривается как модель всякого геноцида. – не случайно в ряде стран именно изучение Холокоста введено в школьную программу в качестве попытки на образовательном уровне преодолеть расистские и шовинистические предрассудки и воспитывать национальную и религиозную терпимость. Основной вывод из урока Холокоста гласит: "Это (т.е. Холокост) не должно повториться!". Однако если Холокост "уникален", т.е. единичен, неповторим, то приходится оговариваться, в какой мере Холокост может выполнять функцию модели: либоХолокост уникален и "уроком" не может являться по определению, либо это "урок", но тогда он в известной мере сравним с другими событиями прошлого и современности. В итоге остается либо переформулировать идею "уникальности", либо вообще отказаться от нее.

Таким образом, в известной степени провокативна уже сама постановка проблемы "уникальности" Холокоста на академическом уровне. Но и разработка этой проблемы ведет к определенным логическим несообразностям. Да, рассуждает один из авторов, "впечатляющая ученость Каца по-существу не оставляет сомнений в том, что вопрос об уникальности Холокоста решен раз и навсегда. Но без ответа остается еще один, более существенныйвопрос "Ну и что?"(So what?)". В самом деле, какие выводы следуют из признания Холокоста "уникальным"? Кац сформулировал ответ в своей книге: "Холокост высвечивает (illuminates) нацизм, а не наоборот" . На первый взгляд, ответ убедителен: исследованием Холокоста вскрывается сущность такого чудовищного явления, как нацизм. Однако можно обратить внимание и на другое – Холокост оказывается непосредственно замкнут на нацизме. И тогда буквально напрашивается вопрос о том, а можно ли вообще рассматривать Холокост в качестве самостоятельного явления вне обсуждения сущности нацизма? В несколько иной форме такой вопрос и был задан Кацу, поставив его в тупик: "Но, профессор Кац, что, если человека не интересует нацизм?"

С учетом всего вышесказанного мы все же возьмем на себя смелость высказать некоторые соображения на предмет уникальности Холокоста строго в рамках академического подхода. Дополнительно подчеркнем, что такой подход сопряжен с отказом от использования любых теологических моделей Холокоста. Признавая духовную насыщенность ряда таких моделей и их значимость для рецепции общественным сознанием, нельзя не учитывать, что все они абсолютно неверифицируемы с точки зрения методологических подходов современных гуманитарных наук, и как таковые, не могут являться инструментами академического исследования.

Итак, один из общепризнанных тезисов современной академической науки, занимающейся исследованиями Холокоста, состоит в том, что трагедия евреев несет в себе общие признаки других геноцидов, но и обладает такими характеристиками, который делает делают этот геноцидне просто особенным, а все же именно уникальным, исключительным, единственным в своем роде. В принципе, с подобным подходом к Холокосту можно согласиться. Однако мы взяли бы на себя смелостьподвергнуть сомнениям правильность традиционного выбора тех характеристик, которые объявляютсяопределяющими для дефиниции Холокоста как уникального явления и предложить другой набор соответствующих характеристик. Благодаря этому, как нам видится, указанные выше логические несообразности исчезают, и в известном смысле также указанное выше противоречие между общественно-социальной значимостью Холокоста и признанием его "уникальности" в академическом смысле снимается.

В компаративистских исследованиях Холокост неизбежно сравнивается с известными историческими геноцидами, или явлениями, близкими к геноциду. Так, Стивен Кац, которому, несомненно, принадлежит ведущая роль в таких исследованиях, сравнивает геноцид евреев со средневековыми процессами над ведьмами, геноцидом индейцев и негров в Америке, а также с другими нацистскими геноцидами - цыган, гомосексуалистов и различных европейских этнических групп . Причем Кац настаивает, что анализ может проводиться в чисто количественных, т.е. объективных оценках.

В итоге такого анализа в качестве трех основных характеристик Холокоста, определяющихего "уникальность", обычно указываются следующие, отвечающие на вопросы "как", "что" и "почему":

1. Объект и цель. В отличие от всех прочих геноцидов целью нацистов было тотальное уничтожение еврейского народа как этноса.

2. Масштаб. За четыре года было уничтожено 6 млн. евреев – третья часть всего еврейского народа. Геноцида такого масштаба человечество не знало.

3. Средства. Впервые в истории было осуществлено массовое уничтожение евреев индустриальными средствами, с привлечением современных технологий.

Эти характеристики в своей совокупности, как считает ряд авторов, и определяют уникальность Холокоста. Но беспристрастное исследование приводимыхсравнительных выкладок, с нашей точки зрения, не является убедительным подтверждением тезиса об "уникальности" Холокоста.

Итак, рассмотрим последовательно все триаргумента:

а) Объект и цель Холокоста . По словам проф. Каца, "Холокост феноменологически уникален в силу того факта, что никогда ранее не ставилась задача, как дело намеренного принципа и актуализированной политики, физического уничтожения каждого мужчины, женщины и ребенка, принадлежащих к определенному народу". Если через усложненную словесную ткань добраться до сути этого утверждения, то она состоит в следующем:до нацистов, которые стремились сделать мир Judenrein, никогда никто не собирался сознательно уничтожать целиком какой-либо народ. Утверждение кажется сомнительным. С глубокой древности существовала практика полной элиминации национальных групп, в частности,в ходе завоевательных войн и межплеменных столкновений. Эта задача решалась разными путями: например, насильственной ассимиляцией, но также и полным уничтожением такой группы – что нашло отражение уже в древних библейских повествованиях, в частности, в рассказах о завоевании Ханаана (Ис. Нав 6:20; 7:9; 10:39–40). Уже в наше время в межплеменных столкновениях вырезается поголовно та или иная национальная группа, как например в Бурунди, когда в середине девяностых годов ХХ в. до полумиллиона представителей народности тутси было вырезано в ходе геноцида. Очевиден тот факт, что в любых межнациональных столкновениях убивают именно за принадлежность к народу, участвующему в таком столкновении. Поэтому известное высказывание Эли Визеля, что, в отличие от представителей других народов или социальных групп, "евреев убивали только за то, что они евреи", по сути дела, ничего не объясняет. Более того, если принять тезис о том, что агрессивность являлась определяющим фактором самого развития человечества, то тем более нацизм является лишь эпизодом в истории человечества, как непрерывной цепи геноцидов .

Другое важное обстоятельство, на котороенередко ссылаютсязащитники "уникальности Холокоста" – что политика нацистов, направленная на физическое уничтожение всех евреев, по сути не имела рациональной основы, в отличие от других геноцидов, обуславливавшихся военными, геополитическими, этническими факторами. В целом ряде работ последовательно опровергаются социально-экономические, психологические, исторические корни германского антисемитизма, и Холокосту придается мистико-религиозная окраска попытки убийства избранного народа, а в его лице единого Бога. Сама по себе такая точка зрения вполне имеет право на существование, если бы не одно серьезное "но": современным историкам приходится спорить о фактах, явно не укладывающихся в концепцию слепого безрассудного тотального убийства евреев на религиозной почве. Хорошо известно, например,что когда в дело вступали большие деньги, они перебивали страсть нацистов к убийству. Достаточно большое число состоятельных евреев смогло вырваться из нацистской Германии до начала войны. Когда в конце войны часть нацистской верхушки активно искала контактов с западными союзниками на предмет собственного спасения, то евреи опять же благополучно стали предметом торга и весь религиозный пыл отходил на второй план: когда Геринга соратники по партии призвали к ответу за многомиллионные взятки, благодаря которым была освобождена из концлагеря богатая еврейская семья Бернхаймера и обвинили в связях с евреями, в присутствии Гитлера он произнес свою знаменитую и вполне циничную фразу: Wer Jude ist, bestimme nur ich! ("Кто есть еврей, определяю только я!") Оживленную полемику вызвала диссертация американца Брайана Ригга: ее автор приводит многочисленные сведения о том, что немало людей, подпадавших под нацистские законы о еврейском происхождении, служило в армии нацистской Германии, причем некоторые из них занимали высокие посты. И хотя такого рода факты были известны высшему командованию вермахта, в силу разных причин они скрывались. Наконец, можно вспомнить и поразительный случай участия 350 финских евреев-офицеров в войне с СССР в составе финской армии – союзницы Гитлера, когда трое офицеров-евреев были награждены Железным крестом,и с нацистской стороны фронта действовала военно-полевая синагога (!) Все эти факты, хотя никак не преуменьшают чудовищность нацистского режима, все же никак не делают картину столь однозначно-иррациональной.

б) Масштаб Холокоста . Число евреев – жертв нацизма действительно поражает. Хотя точное число погибших до сих пор является предметом дискуссий, в исторической науке утвердилась цифра, близкая к 6 млн. человек, т.е. число погибшиx составляет треть всего еврейского населенияв мире и от половины до двух третей половины европейского еврейства. Однако в исторической ретроспективе можно обнаружить события, вполне сопоставимые с Холокостом по масштабу жертв. Так, сам проф. Кац приводит цифры, согласно которым по в процессе колонизации Америки (Северной и Южной) ко второй половине XVI в. из 80-112 млн. американских индейцев, погибло 7/8, т.е. от 70 до 88 млн. Кац признает: "Если только цифры конституируют уникальность, то еврейский опыт при Гитлере не был уникальным" . При этом выдвигается любопытная концепция, что дескать, в основном индейцы погибли от эпидемий, а уничтоженных в результате прямого насилия было не так много. Но вряд ли этот аргумент можно признать справедливым: эпидемии сопутствовали процессу колонизации, и судьба индейцев никого не интересовала – иначе говоря, за их смерть колонизаторы несли прямую ответственность. Так и во время депортации кавказских народов при Сталине огромное количество умерло от сопутствующих лишений и голода. Если следовать логике Каца, то в число "уничтоженных в результате прямого насилия" евреев не следует включать тех, кто умер от голода и невыносимых условий в гетто и концентрационных лагерях.

Сходен с Холокостом помасштабам и геноцид армян, считающийся первым геноцидом ХХ в. По данным Британской энциклопедии, с 1915 по 1923 г. погибло по разным оценкам от 600 тыс. до 1 млн. 250 тыс. армян, т.е. от одной трети до почти 3/4 всего армянского населения оттоманской империи, составлявшей к 1915 г. 1 млн. 750 тыс. чел. Оценки числа жертв среди цыган в период нацизмаколеблются от 250 тыс. до полумиллиона человек , а такой солидный источник, как французская энциклопедия "Универсалис", считает цифру в полмиллиона самой скромной. В этом случае речь может идти о гибели до половины цыганского населения Европы.

Более того , собственно в еврейской истории имели место события, по масштабу жертв вполне приближающиеся к Холокосту. К сожалению, любые цифры, относящиеся к погромам средневековья и раннего Нового времени, в частности, периоду хмельничины и последовавшим за этим русско-польской и польско-шведской войнам,крайне приблизительны, как и общие демографические данные периода средневековья. Тем не менее, принято считать, что к 1648 г. еврейское население Польши – самой большой еврейской общины мира – составляло ок. 300 тыс. человек . Цифры погибших за десятилетие хмельничины (1648-58) в различных источниках чрезвычайно разнятся: еврейские хроники говорят о 180 тыс. и даже о 600 тыс. евреев ; по мнению Греца, было убито более четверти миллиона польских евреев. Ряд современных историков предпочитает гораздо более скромные цифры – 40–50 тыс. погибших, что составляло20-25% еврейского населения Речи Посполитой, что тоже немало). Но другие историки все же склонны считать более достоверной цифру в 100 тыс. человек – в этом случае речь может идти о трети погибших из общего числа польских евреев.

Таким образом, и в новой истории, и в истории евреев можно обнаружить примеры геноцидов, по масштабу сравнимых с Холокостом. Безусловно, геноцид евреев имеет особые черты, отличающие его от других геноцидов, на что указывают многие ученые. Нои в любом другом геноциде можно найти специфические черты. Так, проф. Кацполагает, что нацистский геноцид цыган во время 2-ой мировой войны, хотя и близкий по ряду характеристик еврейскому геноциду, отличался от него: он имел не только этническую подоплеку, но и был направлен против цыган, как группы с антисоциальным поведением . Однако подобный аргумент точно также доказывает, что геноцид цыган имел особый характер в сравнении с иными геноцидами, в т. ч. и с Холокостом. Тем более, цыгане – это единственный народ, который подвергался массовой стерилизации нацистами, что тоже можно рассматривать в качестве неповторимой черты. Так что если "уникальность" Холокоста определяется исходя из его особых, единственных в своем роде черт, тои всякий другой геноцид можно тогда определять как имеющий "уникальный" характер. Очевидно, что в этом случае выхолащивается смысл употребления столь сильного понятия, как "уникальность"(означающего неповторимость явления в целом, а него отдельных черт) применительно к Холокосту – гораздо более оправданным представляется здесь использование более подходящего "особенность".

в) "Технологичность" еврейского геноцида . Такая характеристика может определяться только конкретными историческими условиями: "Холокост зародился и был осуществлен в современном рационалистическом обществе, на высоком уровне развития цивилизации и культурыи пике достижений человеческой культуры. В опыте Холокоста заключена исключительно важная информация о том обществе, членами которого мы являемся". Но вспомним, в битве при Ипре, весной 1915 г., Германия впервые применила химическое оружие и англо-французские войска понесли тяжелые потери. Можно ли говорить, что в данном случае, для начала XX в.,оружие уничтожения было менее технологичным, чем газовые камеры? Разумеется, отличие здесь заключается в том, что в одном случае уничтожали на поле боя противника, а в другом – беззащитных людей. Но ведь и там, и тут "технологически" уничтожали людей, причем в битве при Ипре впервые примененноеоружие массового уничтожения тоже сделало противника беззащитным . А ведь и в настоящее время продолжает обсуждаться идея создания нейтронного и генетического оружия, которое убивает огромное количество людей, при минимуме других разрушений. Давайте на секунду представим, что это оружие (не дай Бог) будет когда-нибудь применено? И "технологичность" убийства будет признана еще более высокой, чем в период нацизма. В итоге, на поверку, этот критерий также оказывается вполне искусственным.

Итак, каждый из аргументов по отдельности оказывается не слишком убедительным. Поэтому в качестве доказательства говорят об уникальности перечисленных факторов Холокоста в их совокупности (когда, по словам Каца, факторы "как" и "что" уравновешиваются фактором "почему"). В некоторой степени такой подход справедлив, поскольку создает более объемное видение, но все же речь здесь может идти скорее о поражающих воображение злодеяниях нацистов, еще более грандиозных, чем даже самые чудовищные геноциды, чем о радикальном отличии Холокоста от прочих геноцидов. Любая же попытка усилить элемент "уникальности" за счет привлечения дополнительных частных характеристик, как например, это делает Эберхард Йекель: "никогда прежде государство не принимало решения и не объявляло властью законно избранного правителя, что оно уничтожит определенную группу людей…" лишь приводит к обратному результату, ибо, как уже указывалось выше,любой геноцид имеет неповторимые частные характеристики.

Но тем не менее, мы убеждены, что Холокост имеет особое и действительно уникальное, в полном смысле этого слова, значение в мировой истории. Только характеристики этой уникальности следует искать в иных обстоятельствах – которые уже не являются категориями цели, инструментария и масштабности. Подробный анализ этих характеристик заслуживает отдельного исследования, поэтому лишь кратко сформулируем их:

1. Холокост стал завершающим явлением, апофеозом, логическим завершением последовательного ряда гонений и катастроф в течение всей истории еврейского народа. Ни один другой народ не знал подобных непрекращающихся гонений на протяжении почти 2 тыс. лет. Иными словами, все прочие, не-еврейские, геноциды носили обособленный характер, в отличие от Холокоста, как явления преемственного.

2. Геноцид еврейского народа осуществлен цивилизацией, в известной мере возросшей на еврейских этических и религиозных ценностях и в той или иной мерепризнававшей эти ценности за свои собственные ("иудейско-христианской цивилизацией", по традиционному определению). Иными словами, налицо факт саморазрушения основ цивилизации. И здесь в качестве разрушителя предстает не столько сам гитлеровский рейх с его расистской-полуязыческой-полухристианской религиозной идеологией (в конце концов, гитлеровская Германия никогда не отказывалась от своей христианской идентичности, пусть и особого, "арийского", толка), сколько христианский мир в целом, многовековой антииудаизм которого в значительной мере способствовал зарождению нацизма. Все иные геноциды в истории не носили подобного саморазрушительного для цивилизации характера.

3. Холокост в немалой степени перевернул сознание цивилизации и определил ее дальнейший путь развития, на котором преследование по расовым и религиозным признакам объявляется недопустимым. При всей сложной и подчас трагической картине современного мира нетерпимость цивилизованных государств к проявлениям шовинизма и расизма во многом была обусловлена осмыслением итогов Холокоста.

Таким образом, уникальность феномена Холокоста определяется не характерными чертами гитлеровского геноцида как такового, а местом и ролью Холокоста в мировом историческом и духовном процессе.


Материалы дискуссии см . в : "Historiker-Streit", Die Dokumentation der Kontroverse um die Einzigartigkeit der nationalsozialistischen Judenvernichtung . Münich, 1986. История дискуссии и ее ход подробно изложена в монографии : Jurgen Manemann, "Weil es nicht nur Geschichte ist" , Münster; Hamburg; LIT, 1995, S. 66–114.

Когда в Израиле осталось в живых 193 тысячи из переживших Холокост, из числа того полумиллиона, что вернулись в страну после Второй мировой войны, их внуки решили положить начало этому обычаю, цель которого — не допустить, чтобы была забыта самая большая катастрофа в истории человечества. Некоторые поддержали и другой обычай — запечатлели с помощью татуировок у себя на руках номера, которые были присвоены их родственникам в Освенциме.

Вчера, в день памяти жертв Холокоста, мы зашли в несколько домов в Иерусалиме и Тель-Авиве и видели слезы на глазах у людей. Но также нам довелось услышать несколько историй, которые вызывали улыбку на лицах у рассказчиков.

Габи Хартман застал войну в Будапеште маленьким ребенком. Он поведал, как долгие месяцы прятался в платяном шкафу, и рассказал, что самые сильные воспоминания для него — это не депортация его семьи в Освенцим, а голод: «Это было ужасно, он не давал мне уснуть, не давал дышать. И поэтому теперь я и слышать не могу о диетах». Обнимая свою жену, Еву, он добавляет: «Я никогда не позволяю ей держать пустым холодильник. Это у меня теперь такая мания».

Габи и Ева познакомились после войны и решили никогда не расставаться и начать в Израиле новую жизнь. С их историей схожи истории многих пар, переживших ад Шоа и потерявших в его огне своих близких. Их любовь родилась на земле, которая, как сказала Ева, залита слезами, и здесь, без церемоний, празднований и раввинов, они начали новую жизнь.

В другом иерусалимском доме нам открыли двери 94-летняя Герта Натович и ее 95-летний муж, Моисей. Они рассказали нам, что познакомились еще до войны в Польше, но летом 1942 их семьи послали в разные концентрационные лагеря. «Меня отправили в Освенцим, а Моисея — на принудительные работы в Дрезден», — продолжает свой рассказ Герта. Она пережила войну и поступила в университет в Кракове. «Но я решила прервать учебу и уехать в Израиль. Я отправилась из Ниццы на одном корабле с нелегальными эмигрантами. Я знала, что сестра Моисея живет в Иерусалиме». После войны Моисей вернулся в Краков и первым делом стал разыскивать Герту, но узнал, что она уехала в Израиль. «И я сделал то же, что и она: сел на корабль. Но мне повезло меньше: британцы не позволили нам добраться до страны и высадили нас на Кипре». За те восемь месяцев, что он пробыл на Кипре, они написали друг другу сто писем о любви. Наконец, весной 1947 он вернулся в Иерусалим. «И мы сразу же женились», — говорят они в один голос.

Севернее от Тель-Авива, в городе Кфар-Сава, мы познакомились с 92-летним Иегудой и его супругой, Юдифью. Они познакомились в детстве в чехословацком городке Саморин. Брат Юдифь был лучшим другом Иегуды и его брата. В начале войны Иегуду направили в венгерский трудовой лагерь, но его семья еще не осознавала всей опасности ситуации. Мать Иегуды сказала однажды Юдифи: «Я знаю, что ты станешь моей невесткой, но не знаю, за какого именно из моих сыновей ты выйдешь». Иегуда бежал из лагеря и скрывался в лесах до самого освобождения Чехословакии. По окончании войны, он вернулся в родной городок, стал искать сою семью, и понял, что остался один. Юдифь, которая оказалась в Освенциме в 17 лет, видела своими глазами, как нацисты уводили в газовую камеру ее родителей и одного из ее братьев. Она единственная выжила из тех членов ее семьи, кто оказался в лагере. «Я возвращалась на родину в поисках какого-нибудь дальнего родственника в тележке, запряженной лошадьми. И вдруг я увидела своего брата и его друга — Иегуду... и дальше началась новая история. Мы больше никогда не расставались, у нас одно сердце и одна душа на двоих». «Маме не довелось этого увидеть, но ее предсказание сбылось», — добавляет грустным голосом Иегуда.

внеклассное мероприятие

« ЕЩЁ ОДНА СТРАНИЦА ИСТОРИИ - ХОЛОКОСТ»

«ЕЩЁ ОДНА СТРАНИЦА ИСТОРИИ - ХОЛОКОСТ»

Цели:

    Формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

    Формирование интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой отечественной войн на примере истории Холокоста;

    Воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, неонацизма, антисемитизма.

Задачи мероприятия:

Усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания;

Формирование мышления, основанного на моральных ценностях гражданского общества;

Расширение знаний учащихся по теме «Память о Холокосте – путь к толерантности».

Форма проведения : Внеклассное мероприятие.

План:

    Введение.

    Вступительное слово учителя.

    Выступления учащихся с включением вопросов по теме.

    Обобщение темы.

    Викторина.

    Итог.

"Память о Холокосте необходима,

чтобы наши дети никогда не были жертвами,

палачами или равнодушными наблюдателями."

И. Бауэр

Введение:

Сегодня наше мероприятие пройдёт под темой «Ещё одна страница истории - Холокост». Мы вспомним, что вам известно, а, возможно, кто-то узнает новые факты из истории Второй мировой и Великой отечественной войн на примере истории Холокоста.

- Кто знает, что такое Холокост ?

(ХОЛОКОСТ (холокауст) (англ. holocaust, от греч. holokaustos - сожженный целиком), обобщенное образное понятие, обозначающее гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе его преследования нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945.)

Вступительное слово учителя:

Вы правильно дали определение слову Холокост. Но осознаем ли мы в полной мере причину того, что убийство человека человеком вновь обрело такую гигантскую силу, как в годы Второй Мировой войны? Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа.

Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста.

Холокост - от Holocaust, что по-гречески значит "всесожжение" - обозначение массовых убийств евреев в 1933 - 1945 гг. в Европе. Как сказал Л. Коваль: "Холокост - это наконечник на выструганной веками стреле антисемитизма…".

В курсе изучения мировой и отечественной истории в школьной программе места Холокосту нет. Поэтому мы, понимая актуальность проблемы, ее нравственный смысл и воспитательные задачи, решили провести мероприятие на данную тему.

Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности.

Осмысление Холокоста возможно только в широком историческом контексте, в связи с теми событиями, процессами и явлениями, которые сделали возможным массовое и целенаправленное истребление целого народа.

Очень важно, чтобы вы, почти незнакомые с историей еврейского народа и с особенностями еврейской культуры, осознали уникальность Холокоста; но при этом ни в коем случае нельзя приуменьшать трагедию других народов, пострадавших от фашизма. Я считаю, что на нашем мероприятии вы должны усвоить следующие факты и идеи.

Во время Второй Мировой войны нацисты и их пособники убили около шести миллионов евреев - треть нации. Это было не просто убийство огромного числа людей, но попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены "антирасой", "недочеловеками". Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев ("Не все жертвы были евреями, но все евреи были жертвами нацизма" - Э. Визель), по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств.

Вы должны знать и названия мест, которые стали символами трагедии еврейского народа: Бабий Яр в Киеве, Яновский лагерь во Львове, Треблинку, Понары, Майданек, Освенцим и др.

Обязательно нужно с еврейским вооруженным сопротивлением (восстания в гетто, лагерях, участие в подполье, партизанском движении), о евреях-героях, воинах армий стран антигитлеровской коалиции.

Учитель :

К нашему мероприятию учащиеся приготовили небольшой материал о Холокосте. Давайте дадим им слово.

1 ученик:

Антиеврейская политика нацистской Германии (1933г.-1939г.)

Антисемитская идеология была положена в основу программы Национал-социалистичеcкой партии Германии (NSDAP), принятой в 1920. После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит последовательную политику государственного антисемитизма. Ее первой жертвой стала еврейская община Германии, насчитывавшая более 500 тыс. человек. «Окончательное решение» еврейского вопроса в Германии, а позднее - в оккупированных нацистами государствах предполагало несколько этапов. Первый из них (1933-39) состоял в принуждении евреев к эмиграции посредством мер законодательного характера, а также пропагандистских, экономических и физических акций против еврейского населения Германии.

1 апреля 1933 нацисты организовали по всей стране «бойкот еврейских магазинов и товаров». Спустя 10 дней был принят Декрет, определяющий статус «неарийца», который был присвоен евреям.

Они изгонялись с государственной службы, из школ и университетов, медицинских учреждений, средств массовой информации, армии и судебных учреждений. Нацистская пропаганда небезуспешно создавала из евреев образ «внутреннего и внешнего врага», виновного во всех бедах страны. 10 мая 1933 в Берлине состоялось массовое сожжение книг, написанных «неарийцами».

Принятые в сентябре 1935 на съезде нацистской партии в Нюрнберге законы «О гражданах рейха» и «Защите немецкой чести и немецкой крови», а также принятые два месяца спустя поправки к ним юридически оформили лишение евреев Германии всех политических и гражданских прав. Последующие законодательные акты принудительно обязывали евреев - владельцев предприятий и фирм передать их «арийцам». Мужчинам и женщинам с нееврейскими именами предписывалось вписать в паспорта «Израиль» или «Сара».

Состоявшаяся 5 июля 1938 во французском городе Эвиан-ле-Бен международная конференция по проблемам еврейских беженцев показала, что ни одна страна Запада не готова принять евреев Германии. Символом равнодушия к их судьбе стал пароход «Сент-Луис» с еврейскими беженцами на борту, не допущенный в территориальные воды сначала Кубы, а затем США.

В ноябре 1938 мир был потрясен событиями «Хрустальной ночи», организованными гестапо в ответ на убийство в Париже немецкого дипломата, совершенное после насильственной депортации в Польшу 15 тыс. евреев. В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены или разрушены все 1400 синагог Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы. 91 еврей был убит, несколько тысяч ранены, десятки тысяч отправлены в концентрационные лагеря.

На еврейскую общину Германии была наложена контрибуция в 1 млрд. марок «за причиненный ущерб». 24 января 1939 Геринг издал распоряжение «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». В целом накануне Второй мировой войны Германию покинуло свыше 300 тысяч евреев. Более быстрым темпам эмиграции препятствовали высокая степень ассимилированности немецких евреев, невозможность массового выезда не только на территорию Палестины, находившейся под мандатом Великобритании и незаинтересованной в еврейских переселенцах, но и в другие государства мира.

Вопрос:

- В чём заключалась антиеврейская политика нацистской Германии?

Ответ:

- Нееврейскому народу :

Запрещалось иметь какие бы то ни было отношения с евреями, запрещалось даже всякий простой разговор нееврея с евреем, запрещалось продавать, менять или дарить евреям съестные продукты или вообще товары, вообще торговать с евреями.

Немецкой полиции приказано неуклонно пресекать какое-либо общение между евреями и неевреями. Неподчиняющиеся строго наказывались ".

- Гитлер проводит последовательную политику государственного антисемитизма. Это принуждение евреев к эмиграции посредством мер законодательного характера, а также пропагандистских, экономических и физических акций против еврейского населения Германии.

Вопрос:

Что значит статус «неарийца»?

Ответ:

- Они изгонялись с государственной службы, из школ и университетов, медицинских учреждений, средств массовой информации, армии и судебных учреждений. Нацистская пропаганда небезуспешно создавала из евреев образ «внутреннего и внешнего врага», виновного во всех бедах стран; были приняты поправки о лишение евреев Германии всех политических и гражданских прав.

2 ученик:

- «Окончательное решение» еврейского вопроса в Европе.

После захвата Польши под контролем нацистов оказалось более 2 млн. евреев этой страны. 21 сентября 1939 был издан приказ шефа РСХА Р. Гейдриха о создании специальных еврейских кварталов (гетто) в городах вблизи крупных железнодорожных станций. Туда же переселялись евреи из прилегающей сельской местности. Первое гетто было создано в г. Петроков-Трибунальский в октябре 1939. Самое крупное гетто Европы находилось в Варшаве (создано в конце 1940). Здесь 500 тысяч евреев - треть населения города - были размещены на улицах, составлявших не более 4,5 % территории Варшавы. Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности. Однако такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. На проведенной 20 января 1942 в пригороде Берлина Ван-Зее конференции, подготовленной Гейдрихом и Эйхманом, был вынесен смертный приговор 11 млн. евреям 33 стран Европы. Для их уничтожения на территории Польши (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме) создавалось 6 лагерей смерти. Главным из них (с использованием газовых камер и крематориев) стал построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, где погибло свыше 1 млн. 100 тысяч евреев из 27 стран.

В лагерях смерти и гетто на территории Восточной Европы (включая оккупированные области СССР) были уничтожены 200 тыс. евреев Германии; 65 тыс. - Австрии; 80 тыс. - Чехии; 110 тыс. - Словакии; 83 тыс. - Франции; 65 тыс. - Бельгии; 106 тыс. - Нидерландов; 165 тыс. - Румынии; 60 тыс. - Югославии; 67 тыс. - Греции; 350 тыс. - Венгрии.

Значительное число мирных граждан всех этих стран, погибших от рук нацистов и их пособников, составили евреи. Наиболее ощутимые жертвы (свыше 2 млн. человек) понесла еврейская община Польши (помимо этого более 1 млн. бывших польских евреев погибли на территориях, отошедших осенью 1939 к Советскому Союзу).

Беседа по прослушанному материалу:

Вопрос:

Каково было «окончательное решение» еврейского вопроса в Европе?

Ответ:

- Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности. Они были лишены всех гражданских и политических прав, заключались в гетто, концентрационные лагеря или депортировались.

3 ученик:

Холокост на территории СССР.

Систематическое уничтожение мирного еврейского населения нацистами было начато (впервые в Европе) сразу же после нападения Германии на Советский Союз.

Тезис о борьбе с «жидобольшевизмом», при помощи которого советские евреи отождествлялись с коммунистами как главными врагами рейха, стал одним из лейтмотивов нацистской пропаганды, в т. ч. - в периодических изданиях для жителей оккупированных советских территорий.

Любые акты сопротивления оккупантам в первые месяцы войны объявлялись «еврейскими акциями», а жертвами ответного террора становились преимущественно евреи (так мотивировались расправы с евреями Киева, где в Бабьем Яре 29-30 сентября 1941 было уничтожено несколько десятков тысяч евреев, и Одессы).

Айнзацгруппы уничтожали всех евреев в сельской местности, а также в городах - в зоне немецкой военной администрации (восточнее Днепра). Уничтожение зачастую проводилось в самих населенных пунктах, на глазах у других жителей. В зоне гражданской администрации было создано несколько сот гетто, самые крупные из которых в Минске, Каунасе и Вильнюсе просуществовали до середины 1943. Они изолировались от остального населения колючей проволокой, внутреннее самоуправление осуществляли «юденраты» (советы старейшин), назначавшиеся нацистами для сбора контрибуции, организации рабочей силы и предотвращения эпидемий, а также распределения продуктов питания. Периодически проводимые расстрелы узников гетто, а затем и ликвидация всех их обитателей (за исключением переведенных в рабочие лагеря нескольких тысяч специалистов) свидетельствуют, что нацисты рассматривали гетто как промежуточный этап в «окончательном решении» еврейского вопроса.

Лишь на территории Транснистрии, захваченной румынскими войсками, уцелело около 70 тыс. узников гетто. Более 2 млн. евреев, проживавших на территории СССР на 22 июня 1941, погибли от рук нацистов и их пособников (уже в первые дни войны нацисты инспирировали еврейские погромы силами местных националистов в Литве и Западной Украине).

Беседа по прослушанному материалу:

Вопрос:

- Какие группы уничтожали евреев на территории СССР?

Ответ:

- В уничтожении участвовали 4 айнзацгруппы СС - «А», «В», «С» и «D», приданные соответствующим группам войск вермахта, полицейские батальоны СС и тыловых частей вермахта, местные коллаборационисты, союзники нацистской Германии.

Вопрос:

Как шло уничтожение евреев Айнзацгруппами?

Ответ:

- Айнзацгруппы уничтожали всех евреев в сельской местности, а также в городах - в зоне немецкой военной администрации (восточнее Днепра). Уничтожение зачастую проводилось в самих населенных пунктах, на глазах у других жителей. В зоне гражданской администрации было создано несколько сот гетто, самые крупные из которых в Минске, Каунасе и Вильнюсе.

4 ученик:

Еврейское Сопротивление.

Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто, начавшееся 19 апреля 1943г. Это было первое городское восстание в оккупированной нацистами Европе.

К его годовщине приурочен День памяти евреев - жертв нацизма и героев Сопротивления, отмечаемый ежегодно во всех еврейских общинах мира. Восстание продолжалось несколько недель, почти все его участники погибли с оружием в руках. Успешным было восстание и побег нескольких сот узников из лагеря смерти Собибор, организованное советским военнопленным евреем А. Печерским. Подпольные группы, организовавшие вооруженное сопротивление, а также побеги узников и снабжение партизан оружием и медикаментами, существовали в минском, каунасском, белостокском, виленском гетто. Около 30 тыс. евреев сражались в лесах Белоруссии, Литвы, Украины в составе партизанских отрядов и групп. Полмиллиона советских евреев воевали с нацистами на фронтах Великой Отечественной войны.

Мемориалы Холокоста.

Беседа по прослушанному материалу:

Вопрос:

- Что стало символом еврейского сопротивления?

Ответ:

- Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто, начавшееся 19 апреля 1943г.

Вопрос:

Какие мемориалы Холокоста вы знаете?

Ответ:

- В память 6 млн. евреев - жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них - Музей Яд Вашем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме.

Молодцы, ребята. Вы внимательно слушали сообщения своих ребят и смогли ответить на поставленные вопросы.

Обобщение темы учителем:

До сих пор люди хранят память о Холокосте.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила , день освобождения , .

В день 60-й годовщины холокоста принял резолюцию, осуждающую холокост:

Лидеры и представители более 40 государств, присутствовавших на памятной церемонии в , среди которых был , решительно осудили холокост, и ».

Важным моментом в сохранении памяти людей холокоста и необходимости недопущения подобной трагедии впредь является художественное осмысление холокоста в литературе, кинематографе, музыке, изобразительном искусстве. Наиболее эмоционально эта тема раскрыта в .

Первым из фильмов, рассказавших об и холокосте, был польский фильм « » (1946).

А сейчас я попрошу вас, ребята, ответить письменно на такие вопросы викторины:

Вопросы викторины:

    Нужно ли сегодня молодежи знать о Холокосте? Если да, то почему?

    В чем отличие Холокоста от геноцида?

    Если бы Вам предложили составить план экспозиции Холокоста, какие разделы Вы бы выделили в нем? Какие бы экспонаты Вы предложили выставить в этом музее?

    Какова роль музеев Холокоста в современном мире?

    Генрих Гейне однажды сказал: "Там, где сжигают книги, будут жечь людей". Какой исторический опыт позволил ему придти к такому утверждению? В чем Вы усматриваете связь между судьбой книг и судьбой людей?

    Назовите основные этапы антиеврейской политики фашистского рейха и важнейших пропагандистских мероприятий нацистского руководства.

    Благодаря каким обстоятельствам нацистам удалось проводить в жизнь планы "Окончательного решения еврейского вопроса"? Почему приказы о выполнении этого решения, идущие сверху, беспрекословно выполнялись на всех уровнях и этапах?

    Каково было предназначение айнзацгрупп? Какие методы использовались этими группами для достижения поставленных целей?

    По-разному вели себя евреи в гетто: одни заботились лишь о том, чтобы не нарушать установленные порядки и тем завоевать милость начальства, часть узников гетто старалась вести себя по своим этическим нормам и в соответствии с религиозным чувством. Были и такие, которые боролись за свое человеческое достоинство с оружием в руках. Постарайтесь заглянуть в себя: как бы Вы вели себя в жестоких условиях гетто и лагерей смерти. Какой стереотип поведения был бы наиболее характерным для Вас, будь Вы на месте узников гетто и лагерей смерти?

    Вспомните случаи в Вашей жизни, если Вашего друга оскорбляли за принадлежность к какой-либо национальности. Какое чувство Вы испытывали при этом? Ваши действия?

    Что Вам известно о сопротивлении евреев в годы Великой Отечественной войны из произведений литературы, кино, теле- и радиопередач?

    Часто говорят, что Холокост - это грозное предупреждение всем современникам. О чем же предупреждает нас Холокост?

Итог мероприятия:

Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933-1945 гг., тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные…

Осмысливая Холокост как уникальное явление, историки в то же время стараются определить роль еврейской трагедии в судьбе человечества, выяснить, как могли совершиться столь чудовищные злодеяния, какие параллели можно увидеть между тем, что произошло в Германии в середине ХХ века, и тем, что происходит сегодня.

Осмысливая трагический опыт прошлого, нужно возвращаться по следу зла, осознавая, что корни явлений, приведших к еврейской Катастрофе, еще не выкорчеваны. В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и осуществленного плана массового истребления, но и как предостережение.

Вот почему во многих странах мира день восстания в Варшавском гетто - 6 апреля - отмечается как День памяти евреев - жертв нацизма (в Израиле Йом-Шоа). Вот почему созданы сотни центров по изучению Холокоста, воздвигнуты памятники жертвам Холокоста, работают Музеи, в которых представлены документальные свидетельства о Катастрофе европейских евреев, вещественные доказательства страшных преступлений.

Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.