Анализ приключения чиполлино. Исследовательская работа:"Портретная галерея персонажей и героев сказки Джанни Родари "Приключения Чиполлино"

Цель: побудить каждого ребенка к участию в обсуждении и усвоении нужной информации.

Тема: Джанни Родари «Приключения Чиполлино».Повесть сказка.

Цели:

1. Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора; познакомить с понятием «эпилог».

2. Воспитывать чувство дружбы, умение приходить на помощь, желание делать добро и противостоять злу.

4. Способствовать прочному усвоению содержания повести сказки.

Дидактический материал и оборудование: тема урока, портрет Дж. Родари, детские рисунки, карточки с литературными терминами, плакат с изображением овощей и фруктов для итоговой рефлексии, кроссворд, книги писателя, сигнальные карточки. ТСО

I . Организационный момент

Внеклассное чтение" href="/text/category/vneklassnoe_chtenie/" rel="bookmark">внеклассного чтения . («Приключения Чиполлино») -Кто автор этой книги? Читая произведение автора, мы всегда что-то узнаем о нем самом.

Что вы узнали о Джанни Родари? Каким он был? (фантазер, выдумщик). Джанни Родари родился и рос в Италии. Потом он стал учителем. И когда маленькие непоседливые дети шалили, он их не наказывал, а, присев на край стола, начинал тихо-тихо рассказывать ученикам любимую сказку своего детства «Приключения Пиноккио». Маленькие мальчики и девочки затихали, покоренные рассказчиком, и только когда чувствовали, что сказка подходит к концу, просили: «Еще, пожалуйста!»

И тогда учитель на ходу выдумывал новые приключения Пиноккио. И чудеса продолжались! Весело смеялись дети, и вместе с ними их молодой учитель, наделенный даром фантазии.

Возможно, именно тогда родилась у Родари идея создать своего сказочного человечка - Чиполлино.

П. Рефлексивный контроль

Вступительная беседа.

Что это за произведение по жанру? (Повесть - сказка)

Какие сказочные приметы вы увидели?

А какие признаки повести?(большой объем, деление на главы, много героев, события происходят в течении долгого времени)

Сегодня мы с вами продолжаем чтение произведений, где герои - сказочные

человечки. А кем являются все герои сказки «Приключения Чиполлино»? (овощами да фруктами)

- Ребята, посмотрите внимательно на стол около доски. Там лежат различные овощи и фрукты. Вам надо вспомнить всех: и друзей, и врагов Чиполлино. Найти их среди этого множества овощей и фруктов и назвать их. (Дети пишут на листочках ответы определённое время по вариантам, а затем зачитывают то, что написали).

Правильные ответы:

1. Луковицы: Чиполлино, Чиполлоне, Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и т. д.

2. Принц Лимон

3. Синьор Помидор

4. Профессор Груша

5. Кум Черника

6. Барон Апельсин

7. Герцог Мандарин

8. Граф Вишенка

9. Синьор Петрушка

11. Синьор Горошек

12. Мистер Моркоу

13. Мастер Виноградинка

14. Кум Тыква

15. Фасолинка

16. Редиска

- Молодцы ребята. Вы с ним отлично справились.

-А сейчас давайте посмотрим на нашу книгу. В какой стране мы побывали? Кто знает где находится Италия?(на Аппенинском полуострове)

Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья, на севере Италии. Он расположен в горах, возле небольшого озера Орта с островком в центре, на котором высится старинный замок.

Узенькие улицы, низенькие домики, утопающие в зелени в цветах, уютно отражаются в голубой эмали воды. Мальчик любил смотреть, как ловко и уверенно сильные руки прачек полощут белье в озере, словно подкрашенном синькой. А по праздникам, одетые в многоцветные национальные костюмы, женщины пели. И Джанни заслушивался удивительными мелодиями песен. Отец мальчика был булочником. Свое детство Джанни провел возле жаркой печи, среди мешков с мукой и углем.

III . Создание ситуации успеха.

На доску вывешиваются рисунки к произведению.

Найди ошибку на рисунке.(домик Тыквы сделан не из кирпича, из досок.) Поставьте оставшиеся картинки по порядку.(Кум Тыква в тюрьме, побег пленников, знамя свободы)

Какие крылатые выражения и пословицы встретились в книге?

- "Где лук – там и слезы ".

– "В своем доме и стены помогают ".

- Кто это сказал?

- Это сказал кум Черника, думая о своей каштановой скорлупе, когда его попросили пожить в доме кума Тыквы, охраняя его.

- Какие еще пословицы встречаются в книге и кто их произносит?

- "Хорошо смеется тот, кто смеется последним ", – сказал синьор Помидор мастеру Виноградинке и сыщик Мистер Моркоу – маленькому Фасолинке.

– "Век живи – век учись! Мир тесен – может быть, мы еще встретимся ", – думал Чиполлино о Кроте, и они действительно встретились еще много раз.

– "У страха глаза велики " – испуг мышей на мяуканье пленников.

– "Скатертью дорога !" – об отъезде графинь Вишен из своих владений.

– "Кто волен, тот и доволен ", – сказала Земляничка Помидору.

– "На сердце кошки скребли " – у Чиполлино, когда он понял, что в данный момент он не сможет помочь друзьям.

– "У вас, как видно, язык без костей. Довольно болтовни! Покажите-ка мне лучше, в какую сторону рыть", – сказал Крот Чиполлино.

– "Товарищи по несчастью ", – так говорили о себе Чиполлино и Медведь, вспоминая о родителях.

– "Спаси меня, Боже, от друзей, а от врагов я уж как-нибудь и сам избавлюсь !" – сказал принц Лимон, когда барон Апельсин раздавил его генералов.

– "Остался в дураках " – синьор Помидор, когда он первый раз в жизни пролил слезы и домик от него спрятали.

– "Словно о стенку горох " – когда Горошка арестовали и его просьбы никто не слушал.

– "Учись уму-разуму. Жизнь научит", – говорил сыну Чиполлоне.

– "Здесь и у стен есть уши ", – говорила кума Тыквочка своим товарищам в камере и была права.

– "Наврать с три короба ", – было сказано, когда господа ходили следом друг за другом и не признались, где они были.

– "На нет и суда нет ", – думал дровосек, когда говорил неправду принцу Лимону и полицейским.

– "Поживем – увидим ", – говорил Горошек Чиполлино.

– "Час от часу не легче ", – сказал Помидор, когда подумал, что Мандарин в плену.

- Почему барон Апельсин считал, что "спать – только время терять "?

- Потому что когда он спит, он не может есть.

- Посмотрите, как много пословиц и крылатых выражений встретилось нам в тексте!

- Вспомните еще раз имена главных героев.

Учитель раздает карточки для индивидуальной работы, которые собирает через 3–5 минут.

КАРТОЧКА

Найди пары и соедини линиями:

Тыквочка

Апельсин

Виноградинка

Профессор

Мандарин

Ответы: кум Черника, адвокат Горошек, профессор Груша, кума Тыквочка, мастер Виноградинка, синьор Помидор, принц Лимон, барон Апельсин, герцог Мандарин.

IV . Анализ содержания сказки как решение учебной задачи.

Итак, главный герой этой сказки - Чиполлино. Найдите в тексте и прочитайте, где рассказывается, в какой семье он жил. На какие группы вы бы разделили всех героев, с которыми познакомились, читая эту сказку.

Почему? (Мир добра и мир зла)

Кто из героев сказки, борется со злом, защищая бедняков? (Чиполлино)

Расскажите о его поступках.

Как они характеризуют Чиполлино?

Выразите свое отношение к герою значком.

(Нравится или нет)

Давайте вспомним с вами историю, из которой мы узнаем о том, как Чиполлино одурачил пса Мастино, которому очень хотелось пить. Как найти эту главу в книге? (По оглавлению).Чтение отрывка четвертой главы по ролям (Диалог пса Мастино и Чиполлино) Что вы чувствовал читая этот эпизод? Какое чувство у вас возникло при чтении этого отрывка? Чиполлино отказался помочь псу. Хорошо ли это? Тогда о Чиполлино можно сказать, что он равнодушен к окружающим, отказывается помочь? Почему же он не принес воды Мастино?

(Мастино служил кавалеру Помидору, а тот был жесток и несправедлив. А Чиполлино не любит несправедливости и угодничества).

Физпауза

Что сказочного в книге? Чему учит сказка? (Мужеству, доброте, умению радоваться солнышку, цветку, человеческой улыбке) Понравилась ли вам сказка? (Дети показывают значком) Мне тоже нравится эта сказка. Когда мои дети были маленькими, мы читали эту сказку всей семьей, зачитывались ею. Посоветуйте другим ребятам, которые не читали эту сказку, прочитать ее:

Сколько глав в этой книге? (29) Чем заканчивается 29 глава?

Вот и закончилась книга. Удовлитворило ли автора такое окончание?

Работа в группах .

1. В какой части текста находиться эпилог?

(в начале, в середине, в конце)?

2. Что можно узнать из эпилога?

В ходе обсуждения и проверки групповой работы на доске появляются карточки:

Эпилог - заключение, концовка, послесловие.

Учитель читает стихотворение.

Недаром дети любят сказку;

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца

Найдите и прочитайте, в какой строке эпилога заключены слова надежды автора на счастливое будущее детей на земле. (Да будет так!) Представьте себе страну, в которой живут счастливые люди. Как она могла бы называться, кто бы в ней жил, чем бы они там занимались? работают по предложенному плану:

1. Эта страна называется

2. Там живут...

3. В ней есть..

Обсуждение и проверка групповой работы.

Действительно, в странах, которые вы придумали и нам о них рассказали, живут счастливые люди. И хочется сказать словами Джанни Родари: «Да будет так!»

Урок я хочу закончить словами Чиполлино « На этом свете вполне можно жить в мире, для всех на Земле хватит места…» живите, ребята дружно! Не ссорьтесь друг с другом!

В приложение дневник читателя

Чиполлино (Cipollino) – главный герой сказочной повести Джанни Родари (Gianni Rodari) "Приключения Чиполлино" (Le avventure di Cipollino), впервые опубликованной в 1951 году.


Вскоре книгу перевели на русский язык, и веселый и отважный сказочный персонаж очень полюбился советским детям. Русские малыши до сих пор знакомятся с этим неунывающим находчивым мальчишкой в переводе Златы Михайловны Потаповой под редакцией Самуила Яковлевича Маршака.

В 1961 году на студии "Союзмультфильм" вышел мультипликационный фильм режиссера-мультипликатора Бориса Дежкина; в 1964 появился диафильм о приключениях Чиполлино; а в 1973 году на экраны вышла музыкальная комедия режиссера Тамары Лисициан с Сашей Елистратовым в главной роли. Более того, в 1974 году был поставлен балет для детей "Чиполлино" на музыку Карена Хачатуряна и либретто Геннадия Рыхлова, премьера которого состоялась в Киевском государственном академическом театре оперы и балета им. Т. Г. Шевченко (National Opera of Ukraine).

Чиполлино – мальчик-луковка, и имя у него говорящее, от итальянского "cipolla", т.е. "лук". С виду он обычный мальчишка, только голова у него в форме луковицы, а вместо волос торчат зеленые стрелки. Вместе со всей своей многочисленной родней он живет в сказочной стране, все жители которой напоминают фрукты или овощи. На страницах сказки действуют злобный кавалер Помидор, незадачливый кум Тыква, профессор Груша, заносчивые графини Вишни и их племянник, маленький граф Вишенка, принц Лимон и его солдаты-Лимончики, ловкий адвокат Зеленый Горошек, мастер Виноградинка, девочка Редиска и, конечно, отец Чиполлино, старый Чиполлоне.

Однажды Чиполлоне случайно наступил на ногу разнеженному принцу Лимону, и тогда его сочли опасным мятежником и приговорили к пожизненному заключению. Так Чиполлино узнал, что в тюрьмах его страны сидят сплошь честные люди, которых притесняют богачи, и решил вызволить отца и его товарищей. Чиполлино и его друзьям придется испытать множество приключений, но в конце истории злобные и глупые богачи и их подручные бегут из страны, а Чиполлино и его друзья строят новую счастливую жизнь. Неудивительно, что этот сюжет пользовался такой популярностью в Советском Союзе.

Впрочем, Чиполлино способен нравиться и сам по себе. Это живой и находчивый мальчишка из простой бедной семьи, который не понаслышке знает, что такое трудности, но никогда не сдается и не вешает нос. Он верный друг и всегда держит свое слово, он храбр и отважен, и даже горе Чиполлино умеет превратить в движущую силу. Он заплакал только раз, когда солдаты увели старого Чиполлоне в тюрьму, но после этого сразу же принялся за дело, обдумывая, как спасти отца от несправедливого приговора.

В 1952 вышло продолжение сказки, "Чиполлино и мыльные пузыри" (Cipollino e le bolle di sapone), но оно на русский язык не переводилось и практически неизвестно в странах бывшего Советского Союза (Soviet Union).

Когда в 1956 году вышел журнал "Веселые картинки", Чиполлино стал одним из участников Клуба Веселых Человечков, герои которого появлялись не только на страницах этого популярного детского журнала, но и в многочисленных мультфильмах об их приключениях.

Произведения итальянского писателя знакомы детям всей планеты. Сказочные персонажи, яркие и запоминающиеся, завоевали любовь не только детей, но и взрослых, потому что писатель в своих сказочных произведениях смог отобразить все проблемы реальной жизни, включая и социальные неравенства общества. Сказка Джанни Родари о приключениях Чиполлино увидела свет в 1951 году, и сразу завоевала всеобщую признательность. В сказке «Приключения Чиполлино» герои, борющиеся против угнетателей, изображены писателем в образе фруктов и овощей. Краткая характеристика персонажей этой поучительной истории представлена в списке ниже.

Характеристика героев «Приключения Чиполлино»

Главные герои

Чиполлино

Главный герой Чиполлино - мальчишка-луковка, веселый и озорной. Чиполлино является защитником слабых и обездоленных. Борется против зла и несправедливости, против угнетателей народа, и вместе с друзьями побеждает своих врагов. Неунывающий, решительный герой, смелый и честный, способен на подвиг.

Чиполлоне

Отец многочисленного семейства, был лишен свободы за то, что случайно отдавил ногу правителю Лимону. В тюрьме понял, что там находятся невинные люди, неугодные правительству, пострадавшие от произвола властей. Призывает своего сына Чиполлино к борьбе с мошенниками и плутами, захватившими власть. Честный, добрый и разумный старик.

Принц Лимон

Имена героев сказки говорят сами за себя, и сразу ясно, что принц Лимон - это самый первый угнетатель своего народа, ее деспотичный тиран-правитель. Имеет много пособников среди высокопоставленных лиц.

Синьор Помидор

Первый приспешник принца Лимона, злобный и коварный, главнейший враг Чиполлино. Управляющий владением графинь Вишен. Злой и мстительный.

Вишенка

Племянник графинь Вишен, маленький граф. Товарищ и помощник мальчика-луковки, Постоянно страдает от издевательства своих теть Вишен, постоянно занимается учебой. После знакомства со своими новыми друзьями становится смелым и решительным, бесстрашно спешит на помощь попавшим в беду товарищам.

Редиска

Деревенская девчонка, смелая и ловкая, подружка и помощница Чиполлино. Вместе с ним отважно борется за освобождение угнетенного народа, попавшего под произвол правительства.

Земляничка

Служит у графинь Вишен. Дружит с маленьким графом Вишенкой, сочувствует ему, и всеми способами старается облегчить его жизнь. Оказывает всяческую помощь арестантам, храбрая и добрая девушка.

Второстепенные персонажи

Кум Тыква

Друг Чиполлино, выстроил себе малюсенький домик. Является главной жертвой синьора Помидора.

Мастер Виноградинка

Восхищен смелостью луковки, ставшего на защиту кума Тыквы. Стал его другом и пригласил в свою мастерскую.

Горошек

Служит деревенским адвокатом, безвольный и трусоватый. Был на стороне синьора Помидора. После победы Чиполлино над принцем Лимоном, покинул владения.

Профессор Груша

Играет на скрипке, учитель музыки. Товарищ Чиполлино.

Лук Порей

Огородник, у него густой чуб, и диннющие усы, на которых его жена сушит выстиранные вещи.

Кума Тыквочка

Внучка кума Тыквы, тоже попала в тюрьму.

Фасоль

Старый тряпичник, которого заставили возить на тачке толстое брюхо барона Апельсина.

Фасолинка

Сынишка тряпичника, соратник и помощник луковки, помогает во всех его делах, смешливый и озорной мальчик.

Картошечка

Смелая и решительная девчонка, сыгравшая роль пленной принцессы, якобы похищенной бандитами, для того, чтобы заманить в западню мистера Моркоу. Веселая и отважная.

Томатик

Храбрый и отважный мальчуган, участвовавший в захвате сыщика Моркоу.

Персонажи «Приключения Чиполлино» - антропоморфные овощи и фрукты: сапожник Виноградинка, кум Тыква, девочка Редиска, мальчик Вишенка и т. д. Главный персонаж - мальчик-луковка Чиполлино, который борется против притеснений бедняков со стороны богачей - синьора Помидора, принца Лимона. В повести отсутствуют человеческие персонажи, так как мир людей полностью заменён миром фруктов и овощей.

Персонаж Описание
главные герои
Чиполлино Мальчик-луковка и главный герой сказки. Может довести до слёз любого, кто дёрнет его за волосы.
Чиполлоне Отец Чиполлино. Арестован за «покушение» на принца Лимона, так как наступил последнему на мозоль.
Принц Лимон Правитель страны, где происходили события.
Синьор Помидор Управитель и эконом графинь Вишен. Главный враг Чиполлино и главный антагонист повести.
Земляничка Служанка в замке графинь Вишен. Подружка Вишенки и Чиполлино.
Вишенка Юный граф (в оригинале - виконт), племянник графинь Вишен и друг Чиполлино.
Редиска Деревенская девочка, подружка Чиполлино.
жители деревни, принадлежавшей графиням Вишням
Кум Тыква Друг Чиполлино. Старик, который построил себе домик настолько маленький, что едва в нём помещался.
Мастер Виноградинка Сапожник и друг Чиполлино.
Горошек Деревенский адвокат и подручный кавалера Помидора.
Профессор Груша Скрипач и друг Чиполлино.
Лук Порей Огородник и друг Чиполлино. Носил усы настолько длинные, что его жена использовала их в качестве верёвок для сушки белья.
Кума Тыквочка Родственница кума Тыквы.
Фасоль Тряпичник. Вынужден был катать на своей тачке брюхо барона Апельсина.
Фасолинка Сын тряпичника Фасоли и друг Чиполлино.
Картошечка Деревенская девочка.
Томатик Деревенский мальчишка.
обитатели замка графинь Вишен
Графини Вишни Старшая и Младшая Богатые помещицы, которым принадлежит деревня, где проживают друзья Чиполлино.
Мастино Сторожевой пёс графинь Вишен.
Барон Апельсин Двоюродный брат покойного мужа синьоры графини Старшей. Ужасный обжора.
Герцог Мандарин Двоюродный брат покойного мужа синьоры графини Младшей, шантажист и вымогатель.
Петрушка Домашний учитель графа Вишенки.
Мистер Моркоу Иностранный сыщик.
Держи-Хватай Собака-ищейка мистера Моркоу.
доктора, лечившие графа Вишенку
Мухомор
Черёмуха
Артишок
Салато-Шпинато
Каштан «Его называли доктором бедняков, потому что он прописывал больным очень мало лекарств и платил за лекарства из собственного кармана».
другие персонажи
Лимоны, Лимонишки, Лимончики Соответственно свита, генералы и солдаты принца Лимона.
Огурцы В стране Чиполлино они заменяли лошадей.
Тысяченожки
Кум Черника Друг Чиполлино. Проживал в лесу, где охранял домик кума Тыквы.
Генерал Мышь-Долгохвост (впоследствии Бесхвостый) Главнокомандующий армии мышей, водившихся в тюрьме.
Крот Друг Чиполлино. Помогал мальчику освобождать заключённых.
Кот Был арестован по ошибке, и в камере объелся мышами.
Медведь Друг Чиполлино, которому мальчик помогал освобождать родителей из зоопарка.
Слон Обитатель зоопарка и «старый индийский философ». Помог Чиполлино освободить медведей.
Сторож зоопарка
Попугай Обитатель зоопарка. Повторял в искажённом варианте всё, что слышит.
Обезьяна Обитательница зоопарка, в клетке которой Чиполлино был вынужден просидеть два дня.
Тюлень Обитатель зоопарка. Крайне вредное существо, из-за которого Чиполлино попал в клетку.
Дровосек
Хромоног Паук и тюремный почтальон. Хромает из-за радикулита, развившегося вследствие долгого нахождения в сырости.
Семь с половиной Паук и родственник паука Хромонога. Половину восьмой лапки он потерял при столкновении со щёткой.
Воробей Полицейский для насекомых.
Горожане
Крестьяне
Лесные воры Звонили в колокольчик кума Черники, чтобы собственными глазами убедиться в том, что красть у него нечего, и тем не менее не уходили с пустыми руками.
Дворцовые слуги
Тюремные мыши Армия генерала Долгохвоста.
Волки Покушались на пальчики кумы Тыквочки.
Животные из зоопарка
Железнодорожники
Арестанты
Насекомые

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Институт педагогики

Кафедра педагогики

Тема: «Комплексный анализ сказки-повести «Приключения Чиполлино»

1. История создания

3. Тематика и проблематика

5. Основные герои

6. Сюжет и композиция

7. Художественное своеобразие

8. Значение произведения

1. История создания

сказка родари чиполлино художественный

Чиполлино появился в 1951 году в книге «Приключения Чиполлино» итальянского писателя Джанни Родари. Будучи приверженцем социальной справедливости и защитником бедных Родари в аллегорической форме вывел в качестве отрицательных персонажей сицилийских баронов-латифундистов, крупных земельных собственников, которым противостоит честный и бедный люд. После Второй мировой Джанни Родари работал обозревателем в «Унита», газете итальянских коммунистов. В 1950-м был назначен редактором детского журнала. В 1951 издал первый свой детский поэтический сборник, который назывался «Книжка веселых стихов». А затем - и свою известную в будущем сказку. Теперь многие знают, кто написал «Чиполлино». Но в 1953 г., когда сказка впервые появилась в СССР в переводе З.Потаповой, о молодом итальянском авторе мало кто слышал. Но произведение сразу же полюбилось и маленьким читателям, и литературным критикам. Книжки с рисунками издаются миллионными тиражами. А на студии «Союзмультфильм» в 1961 г. снимают мультфильм по мотивам произведения. В 1973 г. - фильм-сказку «Чиполлино» (где автор сыграл себя самого, сказочника-выдумщика). Произведение стало настолько популярным, что было включено в школьную программу для советских школьников. Сказка переведена на многие языки мира, по ней поставлены пьесы, балет на музыку Карэна Хачатуряна.

Реализм, эпос, социальная сказка.

3. Тематика и проблематика

В книге выведены следующие социальные проблемы:

1. Обывателям неинтересны абстрактные цели вроде построения «общества всеобщего счастья»

2. Обывателям нужна конкретика. Как правило, они начинают протестовать, когда их самих непосредственно касаются несправедливость и злоупотребления властей. Например, когда угрожают снести именно их дом, когда им месяцами не платят зарплату. Поэтому им нужно предложить конкретные решения именно их проблем.

3. Главный принцип низовых движений -- это самоорганизация. Могут выдвигаться неформальные лидеры -- люди, которые лучше других разбираются в данной проблеме. Чиполино, - сказал на прощание отец, - теперь ты уже большой и можешь сам о себе подумать. О твоей маме и братишках позаботится дядя Чиполла, а ты отправляйся странствовать по белу свету, поучись уму-разуму.

Как же мне учиться? Книжек у меня нет, да и купить их не на что.

Не беда, жизнь научит. Только гляди в оба - старайся видеть насквозь всяких плутов и мошенников, особенно тех, которые имеют власть.

Так лидеры превращаются в вождей, чье слово -- закон, чье решение нельзя оспорить.

5. Для того чтобы создать мощное протестное движение, борющееся не только за интересы своего дома, своей улицы, своего завода, нужна сеть маленьких самоорганизующихся групп. Эти группы должны учиться взаимодействовать между собой. Чиполино находит добрых верных друзей. И среди его друзей Вишенка - представитель враждебного класса. История знает немало примеров, когда представители богатого сословия переходили на сторону бедняков из-за своих политических убеждений.

7. Что дает людям участие в акциях протеста? Во-первых, самоуважение. Люди начинают чувствовать себя реальной силой, они видят, что могут сами управлять своей жизнью. Во-вторых, участники социальных движений отучаются доверять власти. Мифы о «добром царе», о «сильной руке», которая якобы нужна народу, перестают работать. В них больше не верят. В-третьих, люди приобретают бесценный опыт сопротивления. Даже если что-то не получилось, если, к примеру, забастовка была подавлена или не все требования протестующих были выполнены, опыт-то все равно останется! Людей, которые уже один раз почувствовали себя людьми, не так-то просто заставить подчиниться.

4. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Сказка Джанни Родари адресована не только детям, но и взрослым. К сожалению, в современном обществе, как и много лет назад, существует тенденция относиться к обывателям с презрением. Для политиков они - безликие избиратели, для интеллектуальных снобов -- тупое стадо. Они не способны изменить свою жизнь сами. Их наделили унизительной кличкой «овощи» и на том успокоились. Но даже среди овощей есть Чиполино - и именно этим Чиполино посвящена книга. В ней подробно рассказывается о том, как простые люди внезапно отказываются терпеть несправедливость и верить очередным сказочкам чиновников, о том, как они объединяются для борьбы с властью, и о том, как они добиваются своих целей.

5. Основные герои

Человеческих персонажей в этой книге нет: все герои, так же как и Чиполино, взращены в садах и огородах под ласковым солнцем Италии. Это честный бедняк сапожник Тыква и его кум Груша, верная подружка Чиполино, девочка Редиска и юный граф Вишенка, которому общение с веселыми детьми бедняков доставляет куда больше удовольствия, чем прогулки в сопровождении высокомерных теток графинь Вишен. Но главенствует над всем этим народом злобный и жестокий принц Лимон, которому Чиполино случайно наступает на ногу во время его торжественного шествия по городу.

6. Сюжет и композиция

Пытаясь защитить сына от монаршего гнева, отец Чиполино берет на себя его вину и оказывается за решеткой. Теперь перед мальчиком-луковкой и его друзьями стоит задача - вызволить старого отца из тюрьмы, а тут еще в городке назревает очередная драма: чванливый синьор Помидор приказывает разрушить крошечный домик Тыквы, якобы выстроенный сапожником на господской земле… а еще дурацкие налоги …

Произведение состоит из двадцати девяти глав с эпилогом, так же имеются поэтические дополнения «Песенки» персонажей.

7. Художественное своеобразие

Сказка наполнена персонажами, событиями. Здесь целая галерея прекрасных образов как положительных, так и отрицательных. Прекрасных, потому что все они очень ярко показывают разнообразие человеческих отношений. Хотя тематика сказки не нова и схожа с тематикой произведений многих писателей, все же “Чипполино” неповторим благодаря своему художественному своеобразию и манере изложения. Подача сложного материала в непринужденной сказочной форме, придания человеческих черт и особенностей растениям позволяет воспринимать его в легкой, игровой форме. Я читала сказку в переводе З.Потаповой и нашла его легким, что соответствует самому жанру книги, грамотной и точно приписанным, приближающим итальянскому сказку к восприятию русскими читателями.

8. Значение произведения

Сегодня мировоззрение подростков во многом складывается из просмотра американских мультфильмов, боевиков и страшилок. Такие супергерои как Человек-паук, Ниндзя-Черепашки, Батмен становятся идеалами для подростков, героическое поведение которых проявляется через насилие, мужественность - через эгоизм и тщеславие.

Современные детские писатели предлагают ограниченное количество стереотипов поведения, которые укладываются всего в две стратегии - дети, чтобы сохранить свое лицо, должны быть либо хозяевами положения, либо даже не должны пытаться им овладеть.

Книга Джанни Родари, на мой взгляд, уникальна. Она написана для детей, легко и с интересом читается.

Почему сказки бессмертны? Умирают цивилизации, исчезают народы, а их сказания, мудрость сказок и легенд вновь и вновь оживают и волнуют нас. Что за притягательная сила сокрыта в глубинах их повествования? Почему в современном мире сказки так же любимы, как и много веков назад?

У каждого народа есть много замечательных и интересных сказок. В них отображена жизнь народа. Люди мечтают о лучшей судьбе, и борются с угнетателями. Еще в древности народ придумывал и устно передавал потомкам замечательные фантастические мечты о добре и справедливости.

Сказка наполнена персонажами, событиями. Здесь целая галерея прекрасных образов как положительных, так и отрицательных. Прекрасных, потому что все они очень ярко показывают разнообразие человеческих отношений. Приключения мальчика-луковки заставляют нас смеяться, волноваться. Мы от чистого сердца радуемся маленьким и большим победам Чиполлино и его друзей. Мы радуемся, потому что главный герой и его друзья отстаивают справедливость. Они вызывают у нас симпатию, потому что наделены такими качествами как доброта, взаимовыручка им чужды жадность, жестокость, безразличие.

Сказка учит добру, принуждает действовать в трудных обстоятельствах. Даже у детей в любом возрасте бывают трудные обстоятельства. Автор же учит своего читателя не сдаваться, бороться, быть сильным и выносливым.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Краткий биографический очерк жизни и творчества Джанни Родари, история создания и распространения произведений про Чиполлино. Создание специальной викторины для начальных классов по данному произведению. Обзор программы, содержащей произведения автора.

    презентация , добавлен 25.05.2010

    "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А. Толстого как весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя К. Коллоди "Приключения Пиноккио. История одной марионетки". Сравнительный анализ: сюжет, конфликт, композиция, проблематика.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2012

    Художественное пространство сказок Василия Макаровича Шукшина (1929-1974). Сказки и сказочные элементы в прозе русского писателя: их роль и значение. Художественные особенности и народные истоки повести-сказки "Точка зрения" и сказки "До третьих петухов".

    дипломная работа , добавлен 28.10.2013

    Анализ эстетических мотивов обращения Пушкина к жанру художественной сказки. История создания произведения "Мёртвая царевна и семь богатырей", оценка его уникальности и своеобразия персонажей. Тема верности и любви у Пушкина. Речевая организация сказки.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2014

    Жизненный и творческий путь Льюиса Кэрролла. Понятие литературной сказки и нонсенса. Трудности перевода сказки Льюиса Кэрролла "Приключения Алисы в стране чудес". Логика открывающегося Алисе странного мира. Повышенная степень психологизма персонажей.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Детская литература как инструмент партии для идеологического воспитания нового человека в СССР. Советское общество, реалии и ценности в повести-сказке Л.И. Лагина "Старик Хоттабыч". Образы главных героев повести-сказки: пионера Вольки и Старика Хоттабыча.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2018

    Прага как культурный центр русского зарубежья. Художественное своеобразие повести А. Эйснера "Роман с Европой". Анализ уровней художественной структуры повести. Определение соотношения мотивной структуры повести и лирики А. Эйснера "пражского" периода.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2016

    Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского "Дядюшкин сон". Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского "Дядюшкин сон".

    курсовая работа , добавлен 31.03.2007

    История создания сказки-были "Кладовая солнца". Прототипы в повести. Образ автора в повести. Сказочное и реальное в произведении. Разбор его ключевых моментов, художественных образов. Роль природы как живого персонажа. Отношение Пришвина к главным героям.

    презентация , добавлен 01.04.2015

    Признаки жанра волшебной сказки. Французская литературная сказка конца XVII – начала XVIII веков. Проблемы структурно-типологического изучения произведения. Сказка как последовательность событий. Сюжетно-персонажная структура волшебной сказки "Золушка".