Обидные кликухи. Как дать смешные, крутые и обидные клички разным людям: друзьям, парню и девушке? В русском языке

Второе имя или оскорбление?

Вы узнали, что вашему ребенку в школе, во дворе или в компании придумали прозвище. Оно обидное, забавное, дружеское? Чтобы понять, является ли это проблемой, необходимо выяснить его происхождение и поговорить об этом с ребенком.

Разберемся с тем, откуда появляются прозвища .

Чаще всего прозвища связаны либо с особенностями внешности ребенка, либо производное от фамилии В некоторых случаях прозвища придумывают исходя из особенностей поведения или характера, или они закрепляются после какого-то единичного яркого поступка ребенка.

Причины появления прозвищ в школьном классе или другом детском коллективе обычно связаны с моментами формирования иерархии в коллективе , распределением ролей, определением каждым ребенком своего места, выявлением лидеров и аутсайдеров. Этот процесс происходит в любом коллективе и может принимать не самые лицеприятные формы, особенно если идет стихийно, без контроля и направления со стороны взрослых (педагогов, воспитателей, тренеров). Дети самоутверждаются, придумывая другим обидные прозвища, проверяют, сколько ребят поддержат их «начинание», формируют группировки внутри коллектива.

Однако не всегда появление прозвищ связано с осознанным желанием унизить или обидеть . На самом деле, дети зачастую более наблюдательны, чем взрослые, они отмечают различные особенности внешности и характера друг друга. А будучи менее тактичными или более прямолинейными, чем взрослые, сразу придумывают новые обращения друг к другу. Называя друг друга Рыжим, Тихоней или различными производными от фамилий, дети не всегда ставят цель обидеть . И надо признать, что реагируют особенно болезненно на такие достаточно нейтральные обращения те дети, у которых есть трудности с принятием себя, неуверенность в себе .

Родители могут помочь ребенку, переживающему из-за того, что сверстники придумали ему прозвище .

Разберитесь сами, почему ребенку придумали именно это, а не иное прозвище. Иногда это сигнал к тому, над чем стоит поработать - объективнее посмотреть на поведение ребенка. Например, чадо могут дразнить за то, что он неряшливо одет , часто дерется или ябедничает. Если же прозвище касается каких-то особенностей внешности, важно направить усилия на принятие ребенка себя таким, какой он есть.

Обратить внимание нужно и на то, от кого исходит прозвище. Если ребенок оказался в классе в изгоях и его дразнят все кому не лень, необходимо срочно вмешиваться в ситуацию и выправлять ее в коллективе с помощью учителей и школьного психолога. Иногда же прозвище возникает в отношениях с конкретным ребенком, и тогда нужно помочь своему отпрыску разобраться, чего добивается обидчик. Бывает так, что добивается он лишь привлечения внимания или таким неуклюжим образом выражает свои симпатии.

Если прозвище образовано от фамилии, то это может стать поводом поговорить о понятии рода, семьи . Расскажите ребенку о том, что практически все фамилии образованы от каких-то слов, имевших какое-то отношение к роду в древности. Например, Кузнецовы, наверняка, работали в кузницах, Берестовы, возможно, делали изделия из бересты и так далее. Пофантазируйте о том, чем могли заниматься ваши предки и откуда произошла ваша фамилия . Поделитесь тем, что и вас, и ваших родителей в детстве дразнили похожим образом, но это совершенно не обидно.

. Учите ребенка более спокойно реагировать на прозвище. Лучший вариант - игнорировать его. К примеру, после нескольких обращений «Эй, жирдяй», можно повернуться и сказать: «Ты мне, что ли? Меня Костя зовут». Чем спокойнее будет реакция, тем бесполезнее провокация и тем меньше вероятности, что прозвище закрепится.

Во многих случаях помогает искренний разговор с зачинщиком. Простые искренние слова: «Знаешь, мне обидно без конца это слышать» или «А тебе самому приятно, когда тебя обзывают?», как ни странно, способны изменить ситуацию.

Для дошкольников и младших школьников особое магическое значение имеют так называемые «отговорки» (например, «кто обзывается - сам так называется»). Можно вспомнить подобные отговорки или придумать свои, для ребенка в этом возрасте они действительно играют роль защитной стены.

Для подростков же более важно найти плюсы в тех чертах, за которые получено прозвище. Для этого полезно поискать информацию об известных людях , обладавших такими же особенностями внешности.

Если ситуация серьезна и справиться самостоятельно с ней не получается, обязательно обратитесь к школьным педагогам и психологам. Оскорбительные прозвища и травля должны пресекаться на корню, дабы не становиться нормой отношений в классе или в любом детском коллективе.

Обидные прозвища , кличка

Не секрет, что ребята любят придумывать своим одноклассникам, да и просто знакомым прозвища . И часто эти прозвища бывают обидными. Со стороны это звучит смешно и дико. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть.

Вообще-то ничего страшного в этих словах - дразнилках нет. Иные выросшие дети и через много-много лет, став взрослыми, радостно отзываются на прозвища (дразнилки , обзывательстава ), «Привет, Капитан!», «А помнишь, Чижик...». Другое дело, если кличка (прозвище , погоняло ,обзывалка , дразнилка ), которой наградили вашего ребёнка соседские ребята, уничижительна. Чуркин, который стал Чурбаном, или подросток Сашка, побывший Букашкой, а потом переименованный в Опарыша.

Говорят, дети жестокий народ. Они придумывают порой такая «кликчка (прозвища , погоняло , дразнилки , обзывательства )», что вам и не снилось. На самом деле они просто меньше думают о последствиях и больше поддаются порывам. Обозвали - расшумелся, ой, весело! А зачастую и сами взрослые создают условия для детской бестактности.

«Мальчик, тебя как звать? - пытает трёхлетнего Вадима дотошная соседка. - Вова или Дима?» Малыш смотрит на маму (та ободряюще улыбается) и вдруг говорит: «Меня зовут… Ёжик… и Оболтус». Все, естественно, хохочут. Малыш недоумённо хлопает глазами и тоже смеётся. Пока ему не обидно. Он не понимает, в чём соль, и готов согласиться на «оболтуса». А потом, возможно, уже настолько привыкнет к прозвищу (клички , погоняло , псевдоним , дразнилки , заклички ), что не сможет ни заметить, ни восстать против его уничижительного смысла.

Обидные клички (кличка , погоняло , псевдоним , обзывалки , дразнилки , обзывательства )-дразнилки не так и безобидны, как может показаться на первый взгляд. Они - словно маска, которую подсовывают ребёнку, и он вынужден или одеть её и молча страдать (ради того чтоб приняли в компанию, ребёнок готов на многое), или биться за честь своего настоящего имени.

Но что интересно: к одним из детей не прилипают никакие обзывательства (подразнили (по обзывали )- и перестали), к другим приклеиваются намертво. Почему?

Нормальный ребёнок к имени собственному относится столь трепетно, что любое искажение (случайное, а тем более намеренное) воспринимает как атаку, как покушение на свою личность. Помню, как наш Лёня, будучи ещё второклассником, из школы пришёл хмурый, швырнул ранец в один угол, сам сел в другой, вздохнул и задумался: «Меня опять обзывают». «Опять Леопольдом?» - спросила я. «Нет, теперь каким-то Лениным». - «А ты?» - «Я борюсь и обзываюсь на них». Я хихикнула (во поколение, о Ленине не знают), но, так как человек действительно страдал, поняла, что надо принимать меры.

Что делать ребёнку, которого дразнят (обзывают, дают прозвища или клички)? Что делать родителям ребёнка, которого дразнят?

Можно доказывать и малышу, и себе, что это ерунда. Можно с гиканьем гоняться за обзывателями в надежде поймать и выдрать. Но это мало помогает, дразнить не перестанут, просто делать это будут исподтишка.

По-настоящему действенно мы можем помочь только одним: дать совет. А совет очень прост: «Не реагируй никак». Не делай ничего. Называют обидной кличкой (погонялом , псевдонимом , дразнилкой , прозвищем ) - не откликайся, обзываются - не реагируй. Веди себя как ни в чём не бывало - это же не к тебе обращаются. Ты-то Леонид. Дразнить интересно того, кто реагирует: злится, обижается, возмущается. Протестует. А ты не обижайся и не злись. Не отзывайся - это зовут не тебя. Запомни: все чужие имена, клички , погоняло , обзывалки , дразнилки ,потешки , дразнилки детские , обзывательства к тебе отношения не имеют. Обидчикам надоест, когда они поймут: никакие клички и прозвища к тебе не относятся».

Этот простой совет, который вы дадите своему ребёнку, - на самом деле очень действенное средство. Но чтобы ребёнок смог воспользоваться им, необходимо воспитать в юном человеке - буквально с пелёнок - чувство собственного достоинства. И самого его никогда не обзывать , не унижать. Ни-ког-да. И не позволять это делать ни-ко-му.

Нередко родители от самого ребенка либо от кого-либо еще узнают, что их ребенку дали прозвище в школе. Впрочем, ребенок может обрести его не только в школе, но и в любом другом детском коллективе: во дворе, в компании друзей. И тогда родители задаются вопросами: «Прозвище это хорошо или плохо?» , «Какое это прозвище – обидное, обзывающее, а может дружеское или забавное?» и «Что теперь делать?»

Чтобы найти ответы на эти вопросы, родителям следует пообщаться с ребенком, выяснить, как появилось это прозвище (в какой ситуации), как сам ребенок относится к тому, что его так называют. А уже после разговора делать выводы.

Давайте же посмотрим, с чем часто связаны детские прозвища:

— с особенностями внешности ребенка;

— с фамилией;

— с особенностями поведения;

— с чертами характера;

— с каким-либо единичным ярким и запоминающимся случаем из жизни ребенка.

Как появляются прозвища?

Прозвища в школе (либо в другом детском коллективе) появляются, когда формируется иерархия, распределяются роли, определяется место ребенка в социальном окружении, формируются лидеры и изгои. Этого процесса не избежать, так как это важная часть социализации. (Во время данного процесса важно наблюдение и контроль взрослых – учителей, воспитателей, тренеров, родителей – так как может произойти всякое).

Когда дети придумывают другим обидные прозвища, они таким образом самоутверждаются, стараются возвыситься, проверяют, как другие ребята воспримут придуманное ими прозвище, формируют группировки внутри детского коллектива. Когда ребенку дали прозвище таким образом, это плохо .

Но не всегда прозвища придумывают для того, чтобы обидеть или унизить. Просто дети зачастую бывают более наблюдательны, чем взрослые. Они подмечают яркие черты друг у друга, особенности во внешности и поведении. Дети прямолинейны, они не могут быть такими тактичными, как взрослые, и говорят все прямо. И не всегда они ставят перед собой цель обидеть.

Например, если у ребенка фамилия «Хомский», и его называют «Хомяк» — то это не оттого, что он толстый. А некоторые дети именно так воспринимают свои прозвища и переживают. Это может означать, что они сами неуверенны в себе.

Что же делать родителям, если ребенок переживает из-за своего прозвища?

— надо разобраться, почему ребенку дали именно это прозвище, а не какое-то другое. И только потом решать, как действовать.

— если у ребенка появилось прозвище, сигнализирующее о его недостатках, значит надо их исправлять. Может быть, он всегда неряшливо одет, непричесан, часто заводит драки? Тогда неудивительно получить такие прозвища в школе, как Неряха, Метла, Драчун и т.д.

— если оно возникло из-за каких-либо особенностей во внешности, то стоит поработать над тем, чтобы ребенок принимал себя таким, какой он есть. Можно с помощью сказок. К примеру, вот такая сказка неплохо подойдет

— если ребенка называет как-то только один человек, то надо разобраться, для чего он это делает. Варианта здесь два: либо он так добивается внимания, либо так пробует (это же дети!).

— если ребенка дразнят все, то возможно – он изгой в коллективе. Здесь следует вмешаться взрослым и исправлять ситуацию. Нужно привлечь и учителя, и школьного психолога.

— если прозвище ребенка возникло в связи с фамилией – это неплохой повод поговорить о возникновении данной фамилии, ее значении, истории рода. Если вы и сами не знаете, то можно просто пофантазировать.

Например, моя фамилия Саксон. Я решила, что эта фамилия от племени саксонцев, которые осели в Германии на земле Саксония. А с немецкого моя фамилия переводится «sack, sone» — «сумка, солнце». И я решила, что я «Наполненная солнцем». Вот и вы с ребенком включите фантазию!

— еще не забудьте объяснить ребенку, что и вам в детстве давали прозвища в школе. Попробуйте вспомнить, какие это были прозвища и как вы к ним относились.

— необходимо учить ребенка относиться к прозвищам спокойнее.

Как поступать ребенку?

— Не реагировать на прозвища. Не откликаться и не оборачиваться, когда зовут по прозвищу. Если зовущий настойчив, надо повернуться и СПОКОЙНО (можно даже немного с удивлением) спросить: «Это ты мне? Меня зовут Таня».
— Искренне признаться в своих чувствах тем, кто называет по прозвищу: «Знаешь, мне очень неприятно (обидно), когда ты меня так называешь», «А тебе было бы радостно такое слышать в свой адрес?»
— Можно вспомнить специальные отговорки (или придумать самому) типа «Кто обзывается, тот сам так называется!» Эти отговорки бывают очень действенны.
— Можно в своем прозвище. (Может, кого-то из знаменитостей так называли,например)

Что же, теперь вы знаете, как поступать, если вашему ребенку дали прозвище в школе или еще где-либо. И теперь только вы сможете решить, такое .

А теперь я хочу объявить результаты занимательного мини-конкурса на внимание , который был объявлен вот .

Определились три человека, которые получат по 50 рублей на свой кошелек. Это (барабанная дробь):

1 место – Людмила , которая не только первой прислала ответ, но и была самой внимательной и нашла ВСЕ спрятанные нотки!

2 место – Татьяна . Она не заметила только одно слово!

3 место – Альфия. Она нашла по одному слову с каждой ноткой. Видимо, Альфия и не подозревала даже, что может быть спрятано несколько одинаковых ноток.

Поздравляю победителей! И прошу через форму обратной связи выслать мне ваши номера вебмани-кошельков.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


И моя благодарность останется с вами!

Описание темы: Интересно, кто вспомнит, сколько у него прозвищ было, есть сейчас? Какие бывают обидные прозвища, а может это всего лишь описание человека или не имеющая смысла глупая насмешка?
А может ли навредить необдуманное прозвище?
И ещё, а задумывались мы, что мы сами даем себе прозвища, например, в интернете. Так мы ли это настоящие или просто такими хотим себя видеть, а глазами другого человека со стороны на себя взглянуть бывает страшно, но, щекоча нервы, полезно.

Вообщем, вот Вам статья - сочинение - оно же рассуждение на тему:

"Прозвища среди нас".

У кого из нас не было прозвища. Бывали прозвища добрые, характеризующие с лучшей стороны, а бывали и обидные - зачастую их давали, чтобы подразнить человека. Да и возникали они по-разному. Фамилия, характер, привычка, внешность, даже увлечения ложились в основу прозвищ.

Говорят, что для человека нет в мире ничего благозвучнее, чем его имя. И обращаться к нему как к домашнему животному, по кличке, - признак невоспитанности. Но иногда прозвище для человека намного милее собственного имени.

К тому же, прозвища во многом отображают отношение людей к человеку. Если его любят в компании, то прозвище, скорее всего, доброе и веселое, но вот если наоборот - берегись. Зачастую, такие злые, саркастические прозвища, данные человеку необдуманно, могут очень сильно навредить. Они могут сильно обидеть и человек может замкнуться, разочароваться не только в себе, но и в окружающих.

Кстати, стоит заметить, что не очень обидные прозвища - весьма удобны. Позови, к примеру, а улице или в коридоре Машу - человек пять обернуться, а крикнул Рыжая - сразу же становиться понятно, к кому обращаются. Конечно, можно возразить - так ведь есть фамилия. Но ведь не всегда фамилия звучит красиво.

Еще одна особенность - ники в интернете. Эти, так называемые, прозвища мы даем себе сами. Зачастую они отображают нашу сущность. Или же говорят о том, какими же мы хотим казаться на самом деле. Скрываясь за никами, этими яркими, заметными прозвищами собственного сочинения, мы надеемся понравиться собеседникам, заинтриговать их.

Да и живя в мире интернета, удобнее выбрать себе новое имя и вообразить себя совершенно другим человеком. Иногда это может показаться захватывающим приключением - выдавать себя за совершенно другого человека.

Хорошо или плохо иметь прозвище - каждый из нас решает для себя. Но навряд ли в них есть что-то дурное, ведь традиция давать прозвища идет из глубины веков.

Школьная жизнь, напряженная и стремительная, является ареной столкновения самых разных интересов: между учениками, между учителями и детьми, между педагогами и родителями учеников, между самими учителями, между работниками и администрацией.

Учитель сталкивается со всевозможными типами конфликтов, чаще всего - с межличностными конфликтами между детьми. Конфликтная ситуация возникает, когда дети не умеют: находить мирного решения возникшей в общении проблемы; слушать и учитывать мнение другого; идти на компромисс; договариваться.

Разбирая ту или иную конфликтную ситуацию, часто слышишь: "Мы просто играли…", "Я просто так сказал…", "Я просто пошутил…". В этом слове "просто" заключается позиция детей по отношению к возможным конфликтам. Это взрослые знают, что порой из-за пустяшной ссоры может случиться драма или даже трагедия.

Дети же "просто" общаются: играют, ссорятся, мирятся, нападают, защищаются. Поэтому предупреждения старших кажутся им не заслуживающими внимания ("И вообще взрослые ничего не понимают"). Даже после очень серьезных столкновений дети, бывает, продолжают общаться как ни в чем не бывало, быстро забывая об обидах.

Но бывает и так, что, попав в трудную ситуацию в общении друг с другом и не найдя выхода из нее, ребенок совершает непоправимое. Тогда уже никто не в силах ничего изменить.

Очень часто классному руководителю приходится иметь дело с конфликтами, возникающими по причине, которая, на первый взгляд, кажется незначительной - из-за кличек и прозвищ. Позиция большинства людей по отношению к ней достаточно спокойная: "Ну кого из нас в детстве не дразнили? Стоит ли обращать на эту проблему внимание?" На самом деле клички и прозвища являются достаточно сильным конфликтогеном.

Первые дни сентября. В кабинете, закрепленном за пятым классом, за партой плачет девочка, горько, безутешно. В ходе беседы выясняется, что мальчики-одноклассники дружно обзывают ее. Не помогли попытки отшутиться, отговориться, просьбы оставить ее в покое. На угрозу рассказать учителю обидчики отреагировали моментально: "Ябеда!".

Обида, отчаяние, злость, желание отомстить - вот неполный спектр чувств, захлестнувших девочку. Конфликтная ситуация налицо.

Беседую с мальчиками, придумавшими обидное прозвище. Оказывается, они пошутили, просто хотели подразнить (поиграть?). Им не понятно, что в их поступках обидного, ведь у них тоже есть прозвища, и они на них вовсе не обижаются. Какие? "Джин", "Костыль", "Пингвин"…

Нравятся прозвища? Ну, не так чтобы очень, но что делать… У всех есть прозвища, и с этим ничего не поделаешь. Похоже, прозвища и клички прочно вошли в речевой обиход моих новых воспитанников, и от этого возможны серьезные конфликты.

Опрос пятиклассников показал, что 39% от их общего числа имеют клички или прозвища, у 6% прозвище было в детстве, но теперь нет. У 15% детей прозвищ и кличек никогда не было, а еще 15% моих учеников просто не знают, есть ли у них прозвища. Но ни один не признался, что прозвище ему нравится. Кроме этого выяснилось, что обзываются не только мальчики, но и девочки.

В памяти всплывает случай. В параллельном классе произошел конфликт, в основе которого также оказались прозвища. Обиженная надоевшей кличкой девочка обратилась за помощью к старшему брату. Тот решил по-мужски разобраться с обидчиком.

За него, в свою очередь, заступились старшеклассники (мальчик был из другой деревни). Парни двух сел пошли друг на друга "стенка на стенку". Об оскорбленной девочке уже забыли, конфликт, как снежный ком, захватил огромное количество детей самых разных возрастов. Лишь вмешательство милиции положило конец противостоянию с непредсказуемым финалом.

Впрочем, почему непредсказуемым? Достаточно вспомнить, сколько молодых людей прошло через места лишения свободы за преступления, совершенные из вполне, казалось бы, справедливых побуждений.

Преувеличены ли возможные последствия обычной детской шалости? К сожалению, нет. За кличками и прозвищами стоят очень разные причины. Один приклеивает обидный ярлык своему товарищу, завидуя его успешности; другой самоутверждается за счет унижения более слабых и беззащитных сверстников, желая более выгодно выглядеть в глазах окружающих; третий таким образом мстит за собственное унижение.

В любом случае учитель не должен оставаться равнодушным, если на его глазах происходит унижение, оскорбление личности ребенка. Еще страшнее, когда ребенок к этому унижению привыкает и воспринимает его как норму.

Помня о том, что конфликт легче предупредить, чем разрешить, каждый раз, принимая новый класс, провожу праздник "День рождения класса". Заранее советуюсь с социальным педагогом, встречаюсь с родителями, приглашаю учителей, которые будут вести основные предметы.

Мы с детьми садимся в кружок, девочки и мальчики чередуются. Провожу игру "Здравствуй, это я!". В руках у меня большой яркий воздушный шар. Рассказываю о себе, о выпускниках, которыми я горжусь (не обязательно об отличниках и медалистах - о спортсменах, мастерах технического творчества, о талантливых детях вообще).

Передаю шарик соседу слева и, обращаясь только по имени, прошу его рассказать о себе то хорошее, о чем обязательно должны знать все: о достижениях, победах, увлечениях. При передаче шарика прошу произнести: "Оля, (Таня, Олег, Сережа), расскажи теперь о себе!"

Слежу за поведением (как принимают и передают шарик, как говорят, с каким выражением смотрят друг на друга, как реагируют на рассказ одноклассника по начальной школе, что считают нужным сообщить о себе). Обзывавшие девочку мальчики (и не только они) стесняются называть имя соседа, произносят его с трудом, как будто им что-то мешает.

Когда шарик возвращается, сделав круг, делаю вывод: "Какие замечательные ребята собрались в нашем классе! А хорошо ли мы познакомились? Давайте проверим". Передаю шарик соседу справа и рассказываю о нем. Добавляю: "Саша, (Марина, Валера), мне очень хочется подружиться с тобой, ты интересный мальчик (интересная девочка). Мне нравится твое увлечение футболом (вышиванием).

Заканчиваем игру рефлексией. Беру в руки букет цветов и, оставив один цветок себе, произношу: "Ангелина, (Ваня…), я поздравляю тебя с Днем рождения класса и дарю тебе этот букет. Пусть этот год принесет тебе много радости и новых побед. Я хочу, чтобы в нашей школе ты нашла (нашел) много хороших друзей, чтобы здесь сбылись все твои самые заветные мечты. А один цветок из букета я оставляю себе на память о сегодняшнем дне".

Букет, постепенно уменьшаясь, передается по кругу. Когда он возвращается ко мне, я поздравляю всех с праздником "Днем рождения класса" и приглашаю к столу, который мы накрываем все вместе: дети, родители, мои коллеги.

Все необходимое для этого помогают приготовить родители. Приношу свое фирменное блюдо - "Пирог дружбы" (с расчетом, чтобы хватило всем). Обязательное условие - все должны обращаться друг к другу только по имени. В такой ситуации оно выполняется очень легко.

Несмотря на кажущуюся простоту, мероприятие очень ответственное и важное, потому что во время его проведения рождается не только новый класс - рождается коллектив единомышленников: детей, учителей и родителей.

Дети должны стать сплоченным коллективом, способным самостоятельно решать свои проблемы. Учителя будут сопровождать их, помогая реализовать интеллектуальный и творческий потенциал. Родители призваны заботиться о детях, создавать условия для их роста и развития. Координировать и направлять действия всех участников образовательного и воспитательного процесса будет классный руководитель.

Не ушли ли мы далеко от проблемы школьных конфликтов? Думаю, нет. Лучше создавать условия психологического комфорта, чем потом разбирать конфликты в самых разных формах его проявления: неприязненных отношениях, ссорах, столкновениях и драках.

Конечно, неверно было бы думать, что одного мероприятия достаточно, чтобы дети навсегда расстались с кличками и прозвищами. К сожалению, это явление в детском сознании и поведении закрепляется достаточно прочно. Причиной тому сила ассоциативного мышления детей, низкий уровень воспитанности, речевое бескультурье. И одним мероприятием, одним махом победить этот недуг невозможно.

Мне как классному руководителю пришлось неоднократно проводить индивидуальные беседы и объяснять, что обзывать одноклассников нехорошо, это недостойно воспитанного человека. Пришлось говорить и с родителями. В ряде случаев именно из семьи ребенок перенимает грубый стиль общения и воспринимает его как норму.

Бывает, что и сами учителя провоцируют появление кличек и прозвищ. Неверно произнесенные фамилия или имя - класс тут же реагирует смехом, а острословы выдают свой вариант услышанного. Важно, чтобы поведение и речь учителя были для детей примером высокой культуры. Только тогда все сказанное им будет воспринято с должным вниманием и пониманием.

Однако и полагаться лишь на методы убеждения и внушения в современной школе недостаточно. Необходимо, чтобы речевые нормы закреплялись на практике, в ежедневном процессе общения. Учитель должен быть непреклонен в требовании уважительного отношения детей друг к другу и не оставлять без внимания случаи нарушения общепринятых норм.

Клички и прозвища могут не только не исчезнуть, но и появиться как способ мести обидчику - обзывающему. Если не уделить этому явлению должного внимания, конфликтная ситуация может развиться до серьезного противостояния с непредсказуемыми последствиями.

Как помочь ребенку защититься от обидных прозвищ, если круг обидчиков недосягаем для педагога, как привить ему необходимые навыки самозащиты от оскорбительных кличек? Здесь нужно найти индивидуальный инструментарий, который поможет конкретному ребенку в конкретной ситуации.

Учитель обязан обсудить с пострадавшим ситуацию, выяснить, откуда "растут ноги" прозвища, действительно ли на него надо обижаться и как правильно отреагировать на обидное прозвище. В нашем случае, когда среди имеющих прозвище оказалась большая часть пятиклассников, пришлось провести мастерскую формирования нравственной позиции "Как избавиться от прозвищ и кличек?".

Мастерская является наиболее продуктивным жанром современного классного часа, потому что позволяет максимально вовлечь детей в процесс формирования положительной нравственно-этической модели поведения. Композиционно мастерская состоит из четко определенных элементов, что позволяет оптимально эффективно использовать время занятия. Работа мастерской предполагает восемь этапов.

Индуктор. Первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся.

Создание творческого продукта, общего мнения, выведенного в процессе обсуждения.

Социализация - предъявление созданного продукта всем участникам, выступление от имени группы.

Промежуточная рефлексия и самокоррекция.

Новая информация и ее обработка.

Корректировка мнения или создание нового варианта версии, гипотез.

Социализация - выступление от имени группы или с собственной позицией.

Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

После объявления темы детям предлагается поиграть в ассоциации. По очереди они рассказывают друг про друга: с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Важно, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли оцениваемого. Затем обсуждаем, почему возникла та или иная ассоциация.

Сравнивание помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих. Обязательно необходимо следить за реакцией детей и не допускать дополнительных психологических травм. Если ребенок обижается на приводимые сравнения, следует напомнить, что это игра и все здесь "понарошку".

На втором этапе дети делятся на группы и обсуждают, нужны ли прозвища и клички. Далее от имени своей группы выступает один участник игры и аргументирует позицию всей группы.

Затем выступает учитель или социальный педагог. Необходимо показать детям такие пути выхода из неудобной ситуации, чтобы она не переросла в конфликт. Способы разрешения могут быть разными.

Все ситуации обсуждаются, проверяются реакцией детей. Им предоставляется право выразить свое мнение, рассказать, бывали ли в их жизненной практике такие случаи и какие из приемов им помогли.

С родителями тоже необходимо проводить соответствующую работу. Они также должны быть вооружены знаниями о путях разрешения конфликта, основанного на обзывании. Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные клички и прозвища.

Кстати, родители могут дома ребенку рассказать о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников- он будет готов к этому.

Даже в среде опытных педагогов бытует мнение, что полностью избавиться от прозвищ и кличек невозможно. На самом деле это не так. В принципе это вопрос общей культуры, и работать над ней классному руководителю приходится постоянно.

Важно иметь в виду, что избавиться от риска возникновения конфликтной ситуации, в основе которой лежит обидное прозвище или кличка, можно только в том случае, если воспитатель выступает в лице классного руководителя, учителей, родителей и самих учеников.

Воспитательный процесс лучше всего построить на сочетании информационных и деятельностных форм и приемов, используя такие современные жанры интерактивного общения, как мастерская построения нравственных ценностей и тренинговые занятия, примеры которых приведены выше.

Полагаю, что с помощью учителя конфликт так или иначе все равно разрешится, но задача состоит в том, чтобы самих учеников вооружить необходимыми знаниями о способах построения неконфликтных отношений с окружающими, о путях разрешения конфликта и помочь приобрести в этом направлении практические навыки.

Относиться к детским прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания: угроза конфликта из-за их употребления на самом деле очень серьезна.